Специальные законы рф это

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права
  • Структура права
  • Частное и публичное право

Закон: понятие, признаки, виды

Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:

  • принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
  • обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
  • регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.

Конституционные законы — это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.

К ним, в частности, относятся законы:

  • о военном положении;
  • о чрезвычайном положении;
  • о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
  • об изменении статуса субъекта РФ;
  • о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
  • о референдуме;
  • о судебной системе;
  • о судах основного звена;
  • о Конституционном Суде РФ;
  • о Верховном Суде РФ;
  • о Высшем арбитражном суде РФ;
  • о Конституционном собрании РФ.

Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).

Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.

Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.

Виды законов по сроку действия:

  • постоянные;
  • чрезвычайные (исключительные) законы — принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Виды законов по содержанию:

  • общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
  • специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.

Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.

По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.

Специальные законы рф это

Слово «закон» в специальной и популярной литературе, в бытовой речи зачастую обозначает общеобязательное правило, обеспеченное принудительной силой государства. В таком понимании закон отождествляется, по существу, с правом. Но в строгом юридическом смысле закон — это правовой акт, обладающий специфическими, только ему присущими признаками. Во-первых, закон — акт высших представительных органов Российской Федерации. Законы, принимаемые

представителями всего населения, в наибольшей степени выражают интересы народа (должны, по крайней мере, выражать), являются актами первичного характера, формулируя и закрепляя отправные начала для всей системы законодательства.

Во-вторых, законы регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и прежде всего основного из них — конституции — закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти и управления и тд. Законами определяются формы и виды собственности, основы налоговой политики, предпринимательской деятельности, приватизации, образования и другие важные направления жизнедеятельности общества и государства. По мере стабилизации и развития общества роль закона в нашей жизни будет постепенно возрастать. В государстве, стремящемся быть правовым, наряду с общегосударственными, наиболее значимыми проблемами законом и только законом должны регулироваться все вопросы, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина.

В-третьих, законы — это акты, принятые в особом порядке и обладающие высшей юридической силой. Порядок принятия законов определяется конституцией и регламентами высших представительных органов власти.

Высшая юридическая сила законов выражается в том, что все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов, в соответствии с ними и им противоречить не могут. Таким образом, закон — это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Законы, как и другие нормативно-правовые акты, представляют собой результат правотворчества. Но их разработка и принятие имеют свои особенности, обусловленные местом и ролью закона в правовой системе общества. Создается закон в процессе законотворчества — важнейшей составной части нормотворческой деятельности.

Законотворческий (законодательный) процесс включает в себя ряд последовательных стадий.

[1] Законодательная инициатива — право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа. В соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации право законодательной инициативы в органах законодательной власти России принадлежит народным депутатам, палатам высшего представительного органа, Президенту Российской Федерации, Конституционному Суду, Совету Министров — Правительству, представительным органам субъектов Российской Федерации и др.

Право законодательной инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть в определенный срок предложение об издании закона или внесенный на его рассмотрение законопроект.

Готовят законопроекты различные органы и даже отдельные лица. Чаще всего в законотворческой практике применяется отраслевой, ведомственный принцип, в соответствии с которым проекты законодательных актов готовятся теми органами, профилю которых они соответствуют. Так, Министерство внутренних дел разработало проекты законов «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»; Министерство обороны — проект Закона «Об обороне»; Прокуратура — проект Закона «О прокуратуре Российской Федерации» и т.д. Такой порядок подготовки законопроектов далеко не безупречен, ибо здесь могут отчетливо просматриваться ведомственный интерес, кабинетное голосование вопросов, а иногда и некомпетентное вмешательство некоторых государственных .структур и должностных лиц. Закономерно поэтому, что превращение Верховного Совета в постоянно действующий законодательный орган привело к подготовке законопроектов в его комитетах и комиссиях, причем нередко на альтернативной основе. Однако полное отстранение министерств и ведомств, организаций от подготовки проектов законов, которые будут регулировать их деятельность, было бы тоже неправильным.

[2] Обсуждение законопроекта. Оно происходит на сессии или заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, вынесшего законопроект на обсуждение. Принимающие участие в работе законодательного органа депутаты затем обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки.

[3] Принятие закона. Оно происходит путем открытого голосования депутатов. Российский закон считается принятым, если в каждой из палат (если речь идет о раздельном голосовании — по палатам) за него проголосовало большинство членов палаты. Для принятия конституционного закона необходимо квалифицированное большинство — голоса не менее двух третей от общего числа народных депутатов высшего представительного органа. Иногда по законопроектам проводят поименное голосование.

[4] Опубликование (промульгация) закона. Официальная публикация — необходимое условие вступления в силу всякого закона. Но «Декларация прав и свобод человека и гражданина» 1991 г. особо подчеркивает, что закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его опубликования в официальном порядке. Вошло это положение и в Конституцию РФ. Публикуются законы высших представительных органов России в «Ведомостях высших представительных органов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» и в «Российской газете» не позднее семидневного срока после их принятия [1] . Закон о Президенте

Российской Федерации 1991 г. устанавливает четырнадцатидневный срок для подписания и обнародования российских законов с момента их принятия. Это положение противоречит предыдущему. Срок опубликования законов должен быть единым и не превышать семи дней со дня их принятия.

Принимаемые в Российской Федерации законы можно разделить на следующие виды.

[A] По значимости и юридической силе — законы конституционные и текущие. Конституционные законы — это прежде всего сами конституции и законы, которыми вносятся изменения и дополнения в действующую Конституцию.

Принимаются такие законы высшими органами государственной власти не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов представительного органа. Все иные законы — текущие. Они считаются принятыми, если за них подано не менее половины голосов депутатов.

[Б] По органу, принимающему закон, в Российской Федерации различают законы федеральных представительных органов и законы представительных органов субъектов Российской Федерации.

[B] По объему и объекту регулирования — общие и специальные законы. Общие законы посвящены целой сфере общественных отношений — Основы законодательства, кодексы. Специальные законы регулируют более узкие области общественных отношений (например, Закон РФ «О залоге» 1992 г., «Патентный закон Российской Федерации» 1992 г. и др.).

[1] См.: ст.ст. 1, 2 Закона РСФСР «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами», принятого Верховным Советом РСФСР 13 июля 1990 г. К сожалению, это принципиально важное положение Закона далеко не всегда выполняется. С момента принятия нормативно-правового акта до его опубликования проходят недели, а то и месяцы. Так, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» был принят 27 декабря 1991 г., а опубликован в «Российской газете» лишь 10 марта 1992 г., Закон РФ «О государственной пошлине» был принят 9 декабря 1991 г., а опубликован там же 12 марта 1992 г., причем введен этот Закон в действие с 1 января 1992 г., т.е. почти на два с половиной месяца раньше, чем опубликован.

Читайте так же:  Страховые взносы для ип в 2019 году патент

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Теория государства и права

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 347

Имеется два официальных способа установления классификации законов:

1. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Например, в Конституции Австрии имеется раздел II «Законодательная власть федерации», в Конституции ФРГ — раздел VII «Законодательство федерации», в Конституции Российской Федерации — ряд статей (15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), в Конституции Украины — части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п. 4 Раздела XV и др.).

2. Издание специального закона о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой. Например, в Италии действуют «Общие положения о Законе» (1942 г.), в котором перечислены источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также установлены пределы регулирования каждым актом. В Болгарии действует Закон «О нормативных актах» (1973 г.). Интересно, что в России раньше федерального был принят закон о нормативно-правовых актах в Якутии (Соха). В Украине подготовлены проекты законов «О нормативно-правовых актах», а также «О законах и законодательной деятельности», которые регулируют процесс организации законопроектных работ, определяют порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.

По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить на: конституции конституционные законы обычные (текущие) законы обеспечительные (оперативные) законы

1. Конституции — основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.

Они бывают двух видов:

• кодифицированные — представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). Их ещё называют моноконституционными актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированной, нельзя назвать моноконсти-

Раздел IV. Теория ,

туционным актом, поскольку к Основному закону 1958 г. решением Конституционного совета приравнены такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула! Конституции 1946 г.; |

• некодифицированные — состоят из группы законов (Вели-4 кобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования ко-| торых является особый род общественных отношений, отнесен-! ный к конституционному праву, — основы общественного и го-| сударственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде| — это конституционные акты 1867-1987 гг.: Конституционный! акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде| провинций; Акт о Верховном суде. Антидискриминационный*! акт и др. Основной конституционный документ Канады гла-| сит: «Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на | конституцию Великой Британии». А в Великобритании нет еди-‘| ной писаной конституции, а есть группа конституционных за-1 конов (статутов)’ — Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах! Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др., действующих вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, именуемыми конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа.

2. Конституционные законы —

• законы, на которые ссылается конституция либо необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции либо содержат отсылку к конституции (избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и т.д.);

• законы, которыми вносятся изменения, дополнения в действующую конституцию (см., например, раздел XIII Конституции Украины).

Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия)

Статут — акт, принятый в установленном порядке в идентичной редакции обеими палатами парламента и санкционированный монархом Великобритании

Глава I7- Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 349

приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.

К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесение изменений в Конституцию (ст. 155), решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента (ст. 111)

В Конституции России чётко определён блок федеральных конституционных законов. К их числу отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст. 56), изменение статуса субъекта Федерации (ст. 66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст. 70), референдум (ст. 87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88) порядок деятельности правительства Российской федерации (ст. 114), установление судебной системы России (118)

Конституционный закон отличается от иных законов следующими признаками:

а) юридической силой;

б) предметом регулирования — особая сфера;

в) порядком принятия — особая процедура. Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине — 2/^ в ^»ос’

3. Обычные законы — регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с консти-

Процедура принятия конституционного закона может иметь упрощенный, усложненный или смешанный характер. В Украине конституционно закреплена смешанная процедура принятия вносимых изменений в Конституцию:

упрощенная (У, конституционного состава Верховной Рады) — для законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины для всех разделов

(кроме разделов 1, 111, XI11);

усложненная (2/, конституционного состава Верховной Рады с последующим утверждением всеукраинским референдумом, назначаемым Президентом Украины) — для законопроекта о внесении изменений в разделы 1. 111, XIII.

Раздел IV. Теория пр

туцией. Это значительная по количеству и подвижная групп законов, которые принимаются простым большинством голе сов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

Наиболее типичными по объему регулирования являютс следующие виды обычных законов:

а) общие законы — законы, регламентирующие определен-ную сферу общественных отношений и распространяющиеся нс всех.

Общие законы могут быть:

— кодифицированные ‘ (например, Уголовный кодекс, Граж*! данский Кодекс и др.); |

— текущие (например, Закон о выборах); |

б) специальные законы — законы, регламентирующие огра-1 ничейную (специальную) сферу общественных отношений и j распространяющиеся на часть населения (например, законы о 1 пенсиях, об образовании, о милиции и др.

4. Обеспечительные (оперативные) законы — нормативно-пра- ;

вовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, 1 ратифицируются международные договоры и др. Их назначение i состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдель- ;

ных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины «О ратификации Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путём, 1990» от 17.12.1997 года. К этой группе законов можно отнести законы о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик.

Обеспечительные (оперативные) законы не могут существовать вне других законов, т.е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.

В ряде стран действуют органические законы (Франция, Испания). Например, Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса Конституционного Совета, Высокого Суда правосудия, Суда правосудия Республики, Экономического и социального Совета, Высшего совета магистратуры, порядка выборов палат Парламента и др. (см. главу «Романо-германский тип правовой системы»).

Глава 17. Правовой акт. Нормативно-правовой акт. Международный договор 351

Виды законов по сроку действия:

1) постоянные — законы, действующие без ограничения срока;

2) временные — законы, действующие с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», «О бюджете на 2001 г.»);

3) чрезвычайные (как разновидность временных законов) — принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (напр., провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны). Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.

Виды законов по субъектам законотворчества:

— принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;

— принятые законодательным органом государства. Виды законов по границам действия:

— законы Автономной Республики Крым. Виды законов по структурной форме:

К последним примыкают Собрания законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

Виды законов по отраслевому признаку:

— административно-правовые и т.п. Имеются и межотраслевые (комплексные) — о здравоохранении, образовании и др.

Виды законов по сферам общественной жизни:

законы в области регулирования экономики;

— законы в области регулирования политики;

— законы в области регулирования социальной сферы;

— законы в области регулирования военной сферы и др. См. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» (после его принятия).

Раздел IV. Теория i

Среди основных направлений развития законодательства Ущ раины можно выделить следующие: i

• разработка новых законов, необходимость которых вытеч каст из Конституции Украины;

Конференция ЮрКлуба

понятие «специальный закон» что это?

Sevil 24 Июл 2009

где регламентируется разница между общими и специальными законами?
а если конкретно то Федеральный закон 162-ФЗ (о ККМ) говорит, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя документа подтверждающего прием денежных средств.

А теперь читаем ст. 16 Федерального закона №171-ФЗ «Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, контрольно-кассовую технику.»

И вот, в итоге, хозяева магазинов по продаже продуктов питания и алкогольной продукции, применявшие ЕНВД, с вопросом нужно им применять ККМ или нет?

Читайте так же:  Забрали машину приставы

То есть один ФЗ отменяет, другой ФЗ обязывает применять ККМ.

При этом юристы с которыми я консультировалась говорят, что 171-ФЗ- это специальный закон, а 162-ФЗ — общий, однако обосновать это не смогли.
Сообщение отредактировал Sevil: 24 Июль 2009 — 21:24

не сын юриста 24 Июл 2009

Publius 24 Июл 2009

Sevil

А посмотреть тексты обеих законов полностью (ну или хотя бы общие положения), чтобы определить предмет каждого из них, не хотите попробовать?

Сергей77 24 Июл 2009

Adamson 24 Июл 2009

НОРМЫ ПРАВА СПЕЦИАЛЬНЫЕ — нормы права, действующие лишь в отношении определенной категории лиа (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.).

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА:
— принципы права, применимые к любой сфере деятельности, к любой области правоотношений (напр., принцип равноправия государств, принцип ответственности за правонарушение и т.д.). Наряду с О.п.п. имеются отраслевые принципы, например, принцип свободы судоходства в открытом море. В ст. 38 Статута Международного Суда ООН используется понятие «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями», что отражает устаревший принцип деления наций на цивилизованные и нецивилизованные. В современной международно-правовой доктрине распространено мнение, что О.п.п. — это принципы национальных правовых систем, присущие всем демократическим нациям.

Smertch 24 Июл 2009

Sevil
Наиболее детально различие и способы различения общих и специальных норм, на мой взгляд, разработаны в нашей стране наукой уголовного права. В ходе квалификации специалисты в этой отрасли постоянно сравнивают общие и специальные составы.
И, если воспользоваться методологие выявления общих и специальных норм, используемой уголовным правом, то выяснится, что общность или специальность нормы определяется ее гипотезой, т.е. той структурной часть, которая определяет пределы действия нормы. Грубо говоря, гипотезща любой нормы права содержит перечень обстоятельств, при наличии которых она действует. Если другая норма указывает на все те же обстоятельства плюс еще какое-то, то она специальна по отношению к первой. Если же набор обстоятельств пересекающийся, то ни одна из норм специальной не является.
Но это теория.
В законе у нас нигде приоритет специальной нормы над общей не установлен. Из более-менее похожих на источники права документов можно назвать лишь акты КС, который нередко ссылается на это правило.

Adamson

НОРМЫ ПРАВА СПЕЦИАЛЬНЫЕ — нормы права, действующие лишь в отношении определенной категории лиа (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.).

что за глупость

Anna V 25 Июл 2009

И, если воспользоваться методологие выявления общих и специальных норм, используемой уголовным правом, то выяснится, что общность или специальность нормы определяется ее гипотезой, т.е. той структурной часть, которая определяет пределы действия нормы. Грубо говоря, гипотезща любой нормы права содержит перечень обстоятельств, при наличии которых она действует. Если другая норма указывает на все те же обстоятельства плюс еще какое-то, то она специальна по отношению к первой. Если же набор обстоятельств пересекающийся, то ни одна из норм специальной не является.
Но это теория.

+1. Это общее теоретическое понимание, не только уголовка. В силу чего в описанной ситуации эта доктринальная коллизионная норма бесполезна.

Pretor 29 Июл 2009

уважаемый Adamson

понятие «общие принципы права» весьма многозначно,
оно означает и важнейшие принципы права присущие национальной системе права,
и, согласно распространенной в Европе терминологии, означает обладающие нормативным значением принципы, которые, согласно отечественной доктрине, следовало бы называть отраслевыми, межотраслевыми, конституционными, функциональными

про «большую юридическую силу» специальных законов, имхо, недавно упоминал КС РФ

162-ФЗ регулирует отношения общего характера, без отличий по сфере деятельности
171-ФЗ регулирует отношения в узкой, специальной сфере. Приведенная Вами норма регулирует осуществление розничной продажи в городах алкогольной продукции, в целом статья 16 устанавливает Порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции

Anna V 29 Июл 2009

про «большую юридическую силу» специальных законов, имхо, недавно упоминал КС РФ

А в какой связи, не подскажете?

Pretor 01 Авг 2009

Про Конституционный Суд РФ позже, пока вот такие цитаты:

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
ПЕРВАЯ СЕКЦИЯ
ДЕЛО «БАРАНКЕВИЧ (BARANKEVICH) ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Жалоба N 10519/03)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
(Страсбург, 26 июля 2007 года)

15. Европейский суд отмечает, что в соответствии с российским законодательством публичные богослужения проводятся в порядке, предусмотренном для митингов, шествий и демонстраций (см. § 12 настоящего Постановления). Запрет был применен на основании нормативно-правового акта, регулирующего проведение публичных собраний и устанавливающего ограничения на свободу собраний. Вопрос, связанный со свободой убеждений, в данном деле не может быть отделен от вопроса, связанного со свободой собраний. Европейский суд, таким образом, полагает, что статья 11 Конвенции имеет приоритет как lex specialis в отношении собраний, и будет рассматривать данное дело преимущественно на основании статьи 11 Конвенции, истолкованной в свете статьи 9 Конвенции (см. подобный подход в Решении Европейской комиссии по правам человека от 19 октября 1998 г. по делу «Пендрэгон против Соединенного Королевства» (Pendragon v. United Kingdom), жалоба N 31416/96; Решении Европейской комиссии по правам человека от 6 апреля 1995 г. по делу «Рэй, Оллмонд и компания «Негошиэйт нау» против Соединенного Королевства» (Rai, Allmond and «Negotiate Now» v. United Kingdom), жалоба N 25522/94; и Решении Европейской комиссии по правам человека от 17 октября 1985 г. по делу «Платформа «Врачи за жизнь» против Австрии» (Plattform » das Leben» v. Austria), жалоба N 10126/82).
———————————
Lex specialis (лат.) — специальный закон, специальная норма; при расхождении общего и специального закона действует специальный закон (прим. переводчика).
Здесь и далее по тексту слова на национальном языке набраны латинским шрифтом и выделены фигурными скобками.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N 01-1/2-06
(Минск, 21 февраля 2007 года)

5. …
Исходя из общего принципа права «lex speciales derogate lex generales» («специальный закон отменяет общий») специальный характер норм Соглашения от 20 марта 1992 года должен учитываться при решении вопроса о том, положения каких международных договоров (Соглашения от 20 марта 1992 года или Конвенций от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года) подлежат применению в государствах-участниках по толкуемым вопросам. Соответственно, государствам-участникам Соглашения от 20 марта 1992 года необходимо руководствоваться его нормами в вопросах оказания правовой помощи, выбора языка документов, признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений по хозяйственным спорам.

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2003 г. N 19
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ»

Подпункт «а» пункта 4
Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения обществ работников (народных предприятий)» предусмотрено специальное регулирование порядка создания и деятельности таких обществ, включая определение прав и обязанностей его участников, формирование органов управления и контроля за деятельностью этих обществ, установление порядка принятия решений общим собранием акционеров и пр. Названный Закон является специальным и имеет преимущество в регулировании содержащихся в нем вопросов. Общий Закон применяется к таким обществам в части, не урегулированной специальными законодательными нормами;

greeny12 01 Авг 2009

Во первых. понятий общий закон и специальный закон не существует. Существуют понтия общая норма и специальная норма.
По науке общей нормой называется норма регулирующая группу отношений, а специальной нормой регулируются отдельные отношения, входящие в эту группу.

Не согласен.
Указания на «специальные законы» есть в федеральных законах. При наличии такого указания можно легко установить какой закон является специальным для регулирования тех или иных отношений.

Пример: п. 4 ст. 1 ФЗ от 13.12.1994 № 60-ФЗ позволяет определить, что ФЗ от 02.12.1994 № 53-ФЗ является «специальным законом».

Pretor 01 Авг 2009

Для начала следующие правовые позиции КС РФ:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 мая 2007 г. N 371-О-П
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБ ГРАЖДАНИНА ВАСИЛЬЕВА ДМИТРИЯ ЛЬВОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЯМИ ПЕРВОЙ
И ВТОРОЙ СТАТЬИ 7, ЧАСТЬЮ ШЕСТОЙ СТАТЬИ 162
И СТАТЬЕЙ 182 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. Статья 7 УПК Российской Федерации, устанавливающая в ходе производства по уголовному делу приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед другими федеральными законами, ранее уже была предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации. В сохраняющем свою силу Постановлении от 29 июня 2004 года N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед другими федеральными законами не является безусловным: он может быть ограничен как установленной Конституцией Российской Федерации (статья 15, часть 4; статья 76, часть 3) иерархией международных договоров, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к числу последних относится и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2004 г. N 13-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 7, 15, 107, 234 И 450 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ГРУППЫ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

2.1. В Конституции Российской Федерации термин «федеральный закон» используется для обозначения всех законов, принимаемых федеральным законодателем, — как федеральных законов, принимаемых в обычном порядке, так и федеральных конституционных законов (например, статья 4, часть 2; статья 55, часть 3; статья 76, часть 5; статья 115, части 1 и 3; статья 121, часть 2; статья 125, части 2 и 4), а также в более узком смысле — для обозначения обычных федеральных законов в отличие от федеральных конституционных законов (например, статья 105, часть 2; статья 107; статья 129, часть 5). При этом Конституция Российской Федерации исходит из верховенства федеральных конституционных законов по отношению к федеральным законам: устанавливая, что и федеральные законы и федеральные конституционные законы, принимаемые по предметам ведения Российской Федерации, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1), она одновременно закрепляет, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (статья 76, часть 3), и предусматривает особый порядок принятия федеральных конституционных законов (статья 108, часть 1).
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который, как специально указывает часть первая его статьи 1, основан на Конституции Российской Федерации, в ряде своих положений также непосредственно различает федеральный конституционный закон и федеральный закон (часть четвертая статьи 31; часть четвертая статьи 355), имея в виду под федеральным законом именно обычный федеральный закон (пункты 31, 42 и 44 статьи 5; пункт 1 части второй статьи 37). Кроме того, конкретизируя предписания статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть третья статьи 1 УПК Российской Федерации закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Кодексом, то применяются правила международного договора.
Отсюда следует, что положения частей первой и второй статьи 7 УПК Российской Федерации — по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм — не затрагивают определенную Конституцией Российской Федерации иерархию нормативных актов в правовой системе Российской Федерации и не предполагают распространение приоритета Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на разрешение возможных коллизий между ним и какими бы то ни было федеральными конституционными законами, а также между ним и международными договорами Российской Федерации. Если же в ходе производства по уголовному делу будет установлено несоответствие между федеральным конституционным законом (либо международным договором Российской Федерации) и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (который является обычным федеральным законом), применению — согласно статьям 15 (часть 4) и 76 (часть 3) Конституции Российской Федерации — подлежит именно федеральный конституционный закон или международный договор Российской Федерации как обладающие большей юридической силой по отношению к обычному федеральному закону.
Сообщение отредактировал Pretor: 01 Август 2009 — 18:46

Читайте так же:  Налог при покупке подержанного автомобиля

не сын юриста 01 Авг 2009

Пример: п. 4 ст. 1 ФЗ от 13.12.1994 № 60-ФЗ позволяет определить, что ФЗ от 02.12.1994 № 53-ФЗ является «специальным законом».

Что ФЗ 53 является законом содержащим специальные нормы. Поскольку закон — это всего лишь письменный документ, содержащий нормы права.
Сообщение отредактировал kuvshinovnn: 01 Август 2009 — 19:09

Smertch 01 Авг 2009

Поскольку закон — это всего лишь письменный документ, содержащий нормы права.

Ну зачем же так так настойчиво демонстрировать свое невежество? Выше вам уже было указано, что общий закон/специальный закон (равно как и предшествующий/последующий) суть всего лишь калька латинских lex generalis и specialis, а lex с латыни переводится и как закон, и как норма, и даже как условие договора (lex comissoria, например).

Smertch 01 Авг 2009

Pretor 01 Авг 2009

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2008 г. N 53-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «ЛИМА-ТРАНС» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 15 Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
2. …
Конституционный Суд Российской Федерации, касаясь вопроса о приоритете одного закона перед другим при регулировании одних и тех же отношений, указал, что приоритет федерального закона, принятого в форме кодекса, перед другими законами не является безусловным; он может быть ограничен как установленной Конституцией Российской Федерации (статья 76, часть 3) иерархией федеральных конституционных законов и обычных законов, так и правилами применения различных законов равной юридической силы: приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений (Постановление от 29 июня 2004 года N 13-П).

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 ноября 2006 г. N 454-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ДЬЯЧКОВОЙ ОЛЬГИ ГЕННАДЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТАМИ 6 И 14 ЧАСТИ ПЕРВОЙ И ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 6, ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 7, ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 7, ПУНКТОМ 4 ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 38, СТАТЬЯМИ 125, 140 И 146 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2. …
Конституционный Суд Российской Федерации, касаясь вопроса о приоритете одного закона перед другим при регулировании одних и тех же отношений, указал, что приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед другими законами не является безусловным; он может быть ограничен как установленной Конституцией Российской Федерации (статья 76, часть 3) иерархией федеральных конституционных законов и обычных законов (к числу последних относится и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон, закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений, а также закон, устанавливающий дополнительные гарантии прав и законных интересов отдельных категорий лиц, обусловленные в том числе их особым правовым статусом (Постановление от 29 июня 2004 года N 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК Российской Федерации, Определение от 8 ноября 2005 года N 439-О по жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 УПК Российской Федерации).

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2000 г. N 199-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА КУШНАРЕВА АНДРЕЯ МИХАЙЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 40.1 КОДЕКСА ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУНКТА 1 СТАТЬИ 12 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
2.
Что касается части первой статьи 40.1 КЗоТ Российской Федерации, то законодатель до настоящего времени не внес в нее соответствующие изменения, и она по-прежнему адресована гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. Однако в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное, при этом приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы, в данном случае — содержащиеся в Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 декабря 1999 г. N 211-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА БАРКОВСКОГО КОНСТАНТИНА ОЛЕГОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 127 УПК РСФСР, ПУНКТОМ 1 ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 6 И ПУНКТОМ 3 ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОПЕРАТИВНО — РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2….
Закрепляя данные права обвиняемого, Конституция Российской Федерации исходит из особого статуса этого субъекта уголовно — процессуальных отношений и необходимости установления дополнительных гарантий защиты его законных интересов. Соответствующие гарантии предусмотрены в уголовно — процессуальных нормах, специально определяющих статус обвиняемого и имеющих приоритет (в качестве lex specialis) перед нормами, регулирующими какие-либо общие правила. Следовательно, нормы отраслевого законодательства, носящие общий характер, не могут применяться в отношении обвиняемого без учета особенностей его правового положения, в том числе вытекающих из предписаний статей 48, 49 и 51 Конституции Российской Федерации.
Сообщение отредактировал Pretor: 01 Август 2009 — 23:39

не сын юриста 02 Авг 2009

Ну зачем же так так настойчиво демонстрировать свое невежество? Выше вам уже было указано, что общий закон/специальный закон (равно как и предшествующий/последующий) суть всего лишь калька латинских lex generalis и specialis, а lex с латыни переводится и как закон, и как норма, и даже как условие договора (lex comissoria, например).

В связи с разделением закона и права в последнее время в нашей отечественной ТГП, то может у римлян и было это одно и то же, но у нас это далеко не так.
Сообщение отредактировал kuvshinovnn: 02 Август 2009 — 01:16

Anna V 02 Авг 2009

Pretor
Спасибо

Добавлено немного позже:

В связи с разделением закона и права в последнее время в нашей отечественной ТГП, то может у римлян и было это одно и то же, но у нас это далеко не так.

А почему только в последнее время? И только в отечественной?

-Нет ника- 17 Авг 2009

Если же в ходе производства по уголовному делу будет установлено несоответствие между федеральным конституционным законом (либо международным договором Российской Федерации) и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (который является обычным федеральным законом), применению — согласно статьям 15 (часть 4) и 76 (часть 3) Конституции Российской Федерации — подлежит именно федеральный конституционный закон или международный договор Российской Федерации как обладающие большей юридической силой по отношению к обычному федеральному закону .

кстати, интересная терминология у КС

может тему в «нормотворчество»?

Tony V 17 Авг 2009

кстати, интересная терминология у КС

в смысле? имхо, эта терминология идёт из французской конституционной практики с её разделением на обычные и органические законы

Добавлено немного позже:
имхо, Смерч вкратце описал всё достаточно доступно и точно

Anna V 18 Авг 2009

Если же в ходе производства по уголовному делу будет установлено несоответствие между федеральным конституционным законом (либо международным договором Российской Федерации) и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (который является обычным федеральным законом), применению — согласно статьям 15 (часть 4) и 76 (часть 3) Конституции Российской Федерации — подлежит именно федеральный конституционный закон или международный договор Российской Федерации как обладающие большей юридической силой по отношению к обычному федеральному закону .

кстати, интересная терминология у КС

Мы постирали эту футболку обычным стиральным порошком, а эту.

Shopen 05 Ноя 2009

Adamson
[quote]НОРМЫ ПРАВА СПЕЦИАЛЬНЫЕ — нормы права, действующие лишь в отношении определенной категории лиа (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.).
[/quote]что за глупость
[/quote]

+ 1

иркутянка 10 Дек 2009

Anna V 11 Дек 2009

Pretor 13 Дек 2009

а еще можно прочитать
ч.3 ст.3 ЗК РФ, ст.7 ЖК РФ
и попытаться осознать,
как указанные нормы понимаются
в судебной практике