Резолюция ее значение Требования предъявляемые к резолюции

2.3 Отметки на документе

Все этапы обработки прохождения и исполнения документа фиксируются отметками, помогающими определить, где он находится в данный момент и какова стадия его исполнения.

2.3.1 Отметка о поступлении документа в организацию

При поступлении документа на нем проставляется первая отметка, фиксирующая факт и время приема его в данной организации, специальным штемпельным аппаратом или вручную резиновым штемпелем. Она состоит из даты получения документа и входящего учетного номера (индекса), присвоенного ему. Можно добавить сокращенное название организации, куда поступил документ.

Дата получения является важным поисковым признаком и началом отсчета срока исполнения поступившего документа. С этого числа документ считается в работе учреждения и учреждение отвечает за полученный документ. Входящий учетный номер служит прежде всего для учета количества поступивших документов в месяц, квартал, год. Проставлять отметку о получении документа рекомендуется на нижнем поле документа.

Для документов, полученных по факсу или компьютерной почтой, дата и время их поступления фиксируются автоматически.

2.3.2 Отметка для автоматического поиска документа

Если документ вводится в память машины или создан на компьютере, на документе делается об этом специальная отметка. В соответствии с требованиями стандарта она может включать имя файла, код оператора, дату, место изготовления, количество страниц, а также другие поисковые данные.

Отметка располагается на нижнем поле каждого листа документа.

2.3.3 Резолюция (реквизит 16)

После первичной обработки и регистрации документ направляется руководителю (организации или структурного подразделения) для рассмотрения. Результат рассмотрения отражается в резолюции.

Резолюция — «надпись на документе, сделанная должностным лицом, и содержащая принятое решение»27. Она закрепляет распоряжение руководителя относительно вопроса, отраженного в документе. Это как бы маленький распорядительный документ, составляемый на полученном документе. От конкретности и четкости резолюции и правильного выбора исполнителя зависит качество исполнения задания и своевременность выполнения. К резолюции предъявляются те же требования, что и к любому распорядительному документу: четкость, конкретность, краткость. Резолюция состоит из следующих элементов: текста, подписи, даты. По своему характеру текст резолюции может быть двух видов. Резолюции, содержащие решение вопроса (например, «Зачислить», «Выделить 300 тыс. руб», «Отказать») или указание на порядок подготовки вопроса. Во втором случае текст резолюции должен содержать три части: кому поручается — фамилия и инициалы исполнителя, что поручается -характер и порядок решения вопроса, срок исполнения. Например:

Свяжитесь с музеями и выясните их готовность

участия в совещании к 05.08.97.

Личная подпись 28.07.97

Если в резолюции указано несколько исполнителей, то лицо, указанное первым, является ответственным за исполнение документа и организует работу других соисполнителей, привлекаемых по указанию руководителя к решению вопроса. Инициалы исполнителя указываются после фамилии (как при адресовании).

Если срок исполнения документа является типовым или он указан в тексте самого документа и, следовательно, не требуется его специальное указание в резолюции, то руководитель в резолюции может проставить только фамилию исполнителя (исполнителей) с инициалами, порядок подготовки вопроса, подпись и дату. Например:

Организуйте проведение конференции

к указанному сроку.

Личная подпись 03.08.97

Резолюция переносится секретарем в регистрационную форму и часто является основанием взятия документа на контроль. В этом случае срок исполнения документа берется из резолюции.

В ряде случаев, когда на документе нет свободного места или резолюция готовится в виде отдельного поручения, ГОСТ Р 6.30-97 допускает оформление резолюции на отдельном листе бумаги, обычно формата А6 или А7.

2.3.4 Отметка о контроле (реквизит 18)

Если документ требует исполнения и берется на контроль, на нем проставляется отметка о контроле в виде буквы «К» (контроль) или слова «Контроль» на левом поле документа на уровне заголовка. Эта отметка может наноситься резиновым штемпелем или писаться от руки ярким красным, синим, зеленым карандашом.

Ее цель- напоминание исполнителю, что документ контролируется.

2.3.5 Отметка об исполнении документа и направлении его

в дело (реквизит 27)

Завершающая отметка на документе — эта отметка об исполнении. Она проставляется сразу же после решения вопроса, затронутого в документе, или направления ответа. Отметка об исполнении документа особенно важна на бухгалтерских документах. Так, все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Отметка об исполнении свидетельствует о том, что работа над документом закончена. После проставления этой отметки документ подшивается в дело. Отметка может включать ссылку на дату и номер документа, свидетельствующего о его исполнении, или — при отсутствии такого документа — краткие сведения об исполнении, слова «В дело», номер этого дела, подпись и дату. Подписывает и датирует отметку исполнитель, работавший с документом, или руководитель структурного подразделения. Этот реквизит помещается на нижнем поле в левой его части. Например:

Сообщено по телефону О.Б.Павловой 12.05.99. В дело 03-13. И.Иванов. 14.05.99

Ответ направлен 17.06.99 №01-13/184. Вдело 13-13. И.Иванов 19.06.99

Рассмотрено на заседании коллегии. Протокол коллегии от 12.08.98№ 17. В дело 06-13. И.Иванов 15.08.98

2.3.6 Отметка об исполнителе (реквизит 26)

На документах, исходящих из крупных учреждений, проставляется отметка с указанием фамилии сотрудника, готовившего документ, с номером его телефона. Такая отметка позволяет в случае необходимости быстро связаться с исполнителем, который хорошо знает все нюансы вопроса и может дать всю интересующую вас информацию. Так как отметка предполагает обращение к исполнителю, желательно указать не только фамилию, но и полностью имя и отчество. Это облегчит общение и поможет вежливо установить контакт с исполнителем.

Располагается эта отметка с левой стороны на нижнем поле как на лицевой, так и на обратной стороне последнего листа документа. Например,

Однако, ГОСТ Р 6.30-97 допускает ставить эту отметку и без указания имени и отчества, например:

При размещении этого реквизита придерживаются следующих правил: если документ подлежит размножению, отметка указывается только на лицевой стороне последнего листа документа (иначе придется делать копии двух сторон листа).

На документах, требующих особого учета, ниже фамилии исполнителя указывается количество изготовленных экземпляров.

На документах, имеющих гриф ограничения доступа, указывается не только количество экземпляров, но и адрес каждого. Например:

экз. № 1 — в адрес;

экз. № 4 — в дело 08.

Нумерация листов. Если документ оформляется на двух и более листах, второй и последующие листы нумеруются. Номера страниц проставляются посредине верхнего поля арабскими цифрами без слова «страница» (стр. или с). Точки и тире не ставятся. Если документ изготавливается на двух сторонах листа, то нечетные номера проставляются на лицевой стороне, а четные — на обратной.

Реквизит 17 – резолюция

Резолюция – реквизит, содержащий указания должностного лица по исполнению документа. 1

Резолюция (реквизит 17), написанная на документе соответствующим должностным лицом, включает в себя фамилии, инициалы исполнителей, содержание поручения (при необходимости), срок исполнения, подпись и дату. 2

Морозовой Н.В.
Федосеевой Н.А.

Прошу подготовить проект
договора с ЗАО «Термика» к 05.04.2009

При наличии нескольких исполнителей ответственным исполнителем считается названный первым в резолюции. 3

Резолюция, как правило, пишется от руки руководителем на подлиннике документа на свободном от текста месте. 4

Рис. 1.
Пример оформления реквизита «Резолюция»

В ряде случаев, когда на документе нет свободного места или резолюция готовится в виде отдельного поручения, допускается оформление резолюции на отдельном листе бумаги формата А6 или А7 с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому резолюция относится. 5 Резолюция в форме поручения подшивается в дело вместе с документом.

Несмотря на то что резолюция, как правило, пишется на свободном от текста месте, существует схема расположения данного реквизита, которая приведена на рисунках 2 и 3.

__________
1 ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. — Введ. 2014-03-01. — М.: ФГУП «Стандартинформ», 2014. — Пункт 65.
2 ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. – Введ. 2003-07-01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2003. – Пункт 3.17.
3 Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив; ВНИИДАД; Сост.: М.Л.Гавлин, А.С.Красавин, Л.В.Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В.Ларин, А.Н.Сокова. – М., 2003. – 90 с.
4 Там же.
5 Кузнецов С.Л. Современные технологии документационного обеспечения управления: 2-ое издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «ТЕРМИКА», 2014 г. – 288 с.

Дополнительная информация:

Отметки на документе

Отметки на документе

Все этапы обработки прохождения и исполнения документа фиксируются отметками, помогающими определить, где он находится в данный момент и какова стадия его исполнения.

Отметка о поступлении документа в организацию

При поступлении документа на нем проставляется первая отметка, фиксирующая факт и время приема его в данной организации, специальным штемпельным аппаратом или вручную резиновым штемпелем. Она состоит из сокращенного названия организации, куда поступил документ, даты получения и входящего учетного номера (индекса).

Дата получения является важным поисковым признаком и началом отсчета срока исполнения поступившего документа. С этого числа документ считается в работе учреждения и учреждение отвечает за полученный документ. Входящий учетный номер может служить для поиска документа в делопроизводстве, и, кроме того, он используется для учета количества поступивших документов в месяц, квартал, год. Проставлять отметку о получении документа рекомендуется на нижнем поле документа.

Читайте так же:  Осаго в вологде 2019

Для документов, полученных по факсу или компьютерной почтой, дата и время их поступления фиксируются автоматически.

Идентификатор электронной копии документа

Если документ вводится в память машины или создан на компьютере, на бумажном документе делается об этом специальная отметка. Идентификатором электронной копии документа является отметка (колонтитул), проставляемая в левом нижнем углу каждой страницы документа и содержащая наименование файла на машинном носителе, дату и другие поисковые данные, устанавливаемые в организации.

После первичной обработки и регистрации документ направляется руководителю (организации или структурного подразделения) для рассмотрения. Результат рассмотрения отражается в резолюции.

Резолюция — «надпись на документе, сделанная должностным лицом и содержащая принятое решение». Она закрепляет распоряжение руководителя относительно вопроса, отраженного в документе. Это как бы маленький распорядительный документ, составляемый на полученном документе. От конкретности и четкости резолюции и правильного выбора исполнителя зависит качество исполнения задания и своевременность выполнения. К резолюции предъявляются те же требования, что и к любому распорядительному документу: четкость, конкретность, краткость. Резолюция состоит из следующих элементов: текста, подписи, даты. По своему характеру текст резолюции может быть двух видов. Резолюции, содержащие решение вопроса (например,«Зачислить», «Выделить 300 тыс. руб.», «Отказать») или указание на порядок подготовки вопроса. Во втором случае текст резолюции должен содержать три части: кому поручается — фамилия и инициалы исполнителя, что поручается — характер и порядок решения вопроса, срок исполнения.

Если в резолюции указано несколько исполнителей, то лицо, указанное первым, является ответственным за исполнение документа и организует работу других соисполнителей, привлекаемых по указанию руководителя к решению вопроса. Инициалы исполнителя указываются обычно после фамилии.

Если срок исполнения документа является типовым или он указан в тексте самого документа, и, следовательно, не требуется его специально указывать в резолюции, то руководитель может проставить в резолюции только фамилию исполнителя (исполнителей) с инициалами, порядок подготовки вопроса, подпись и дату.

Резолюция переносится в регистрационную форму и часто является основанием взятия документа на контроль. В этом случае срок исполнения документа берется из резолюции.

В ряде случаев, когда на документе нет свободного места или резолюция готовится в виде отдельного поручения, допускается оформление резолюции на отдельном листе бумаги, обычно формата А6 или А7 с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому резолюция относится

Отметка о контроле

Если документ требует исполнения и берется на контроль, на нем проставляется отметка о контроле в виде буквы «К» (контроль) или слова «Контроль». Эта отметка может наноситься резиновым штемпелем или быть написанной от руки ярким красным, синим, зеленым карандашом.

Ее цель — напоминание исполнителю, что документ контролируется.

Отметка об исполнении документа и направлении его в дело

Завершающая отметка на документе — это отметка об исполнении. Она проставляется сразу же после решения вопроса, затронутого в документе, или направления ответа. Отметка об исполнении документа особенно важна на бухгалтерских документах. Так, все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Отметка об исполнении свидетельствует о том, что работа над документом закончена. После проставления этой отметки документ подшивается в дело. Отметка может включать ссылку на дату и номер документа, свидетельствующего о его исполнении, или при отсутствии такого, краткие сведения об исполнении, слова «В дело», номер этого дела, подпись и дату. Подписывает и датирует отметку исполнитель, работавший с документом, или руководитель структурного подразделения. Этот реквизит помещается на нижнем поле в левой его части.

На документах, исходящих из крупных учреждений, проставляется отметка с указанием фамилии сотрудника, готовившего документ. Такая отметка позволяет в случае необходимости быстро связаться с исполнителем, который хорошо знает все нюансы вопроса и может дать всю интересующую вас информацию. Отметка включает в себя инициалы и фамилию исполнителя и номер его телефона. Но так как отметка предполагает обращение к исполнителю, желательно указать не только фамилию, но и полностью имя и отчество. Это облепит общение и поможет вежливо установить контакт с исполнителем.

Отметка об исполнителе может находиться как на лицевой, так и на обратной стороне последнего листа документа с левой стороны на нижнем поле.

При размещении этого реквизита придерживаются следующих правил: если документ подлежит размножению, отметка указывается на лицевой стороне последнего листа документа (иначе придется делать копии двух сторон листа).

На документах, требующих особого учета, ниже фамилии исполнителя указывается количество изготовленных экземпляров.

На документах, имеющих гриф ограничения доступа, указывается не только количество экземпляров, но и адрес каждого.

Резолюция на документе

Требования к оформлению резолюции установлены ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Резолюция включает следующие элементы: фамилию (фамилии) исполнителей, содержание поручения, срок исполнения, подпись и дату, например:

Кравченко А.В., Паршину П.С.

Прошу подготовить проект договора с фирмой «Нота» к 18.05.2006.

Место для подписи

При наличии нескольких исполнителей ответственным за исполнение считается работник, названный в резолюции первым. Исполнители в этом случае выступают в качестве соисполнителей. Указание их в резолюции выражает требование руководителя привлечь их к исполнению документа. Ответственный исполнитель имеет право созывать соисполнителей на рабочие совещания для рассмотрения хода и результатов работы по выполнению поручения. Соисполнители обязаны представлять материалы (проекты документов) ответственному исполнителю. Обязанность ответственного исполнителя – анализировать, обобщать представленные материалы и готовить проект окончательного документа, являющегося результатом выполнения поручений, данных в резолюции.

Резолюция должна четко определять результат исполнения («подготовить предложения», «учесть при разработке проекта», «согласен», «к сведению», «прошу доложить», «для анализа и обобщения» и др.). В резолюции может оговариваться и форма представления результатов исполнения («дать заключение», «подготовить сводку отзывов»).

Резолюция должна быть конкретной, резолюции типа «прошу рассмотреть», «прошу исполнить», «к исполнению», «прошу переговорить», «прошу зайти» ничего не говорят исполнителю и вообще не могут рассматриваться как резолюции.

Срок исполнения может не указываться в резолюции, если в тексте документа срок исполнения назван, и руководитель при рассмотрении документа не считает нужным его изменить.

Резолюция может быть оформлена на самом документе, и тогда она пишется от руки руководителем. Резолюция размещается в заголовочной части документа на свободном от текста месте. Если на документе несколько резолюций, и для их размещения в заголовочной части документа места недостаточно, резолюция может быть оформлена на любом свободном от текста месте документа.

Второй вариант – оформление резолюции на специальном бланке формата А5 или А6. В этом случае резолюция может составляться самим руководителем или готовиться до рассмотрения документа руководителем, его помощником или референтом. Если руководитель согласен с содержанием документа, ему остается лишь расписаться на бланке под составленной резолюцией.

При оформлении резолюции на бланке обязательно указывается наименование документа, дата и номер документа, к которому резолюция относится. Резолюции, оформленные на бланке, в практике управления называют поручениями. Резолюция, оформленная на бланке, подкалывается к документу, и после исполнения документа вместе с ним подшивается в дело. Резолюция является неотъемлемой частью документа, она может содержать важную для его последующего использования информацию, поэтому ни в коем случае не должна уничтожаться.

Резолюцию выносит руководитель, но и секретарю необходимо знать некоторые особенности принятия решений, которые находят свое выражение в резолюции. Их можно сформулировать следующим образом:

— способ выполнения поручения, данного в резолюции, можно не указывать, если исполнителю доверяют самостоятельный выбор способа выполнения задания;

— если выбор способа исполнения поручения исполнителю доверять нельзя или это не желательно по каким-либо причинам, в резолюции следует конкретизировать, что и как должен делать исполнитель;

— следует стремиться к тому, чтобы у задания, данного в резолюции, был только один исполнитель, соисполнители нужны только в тех случаях, когда поручения затрагивают интересы разных подразделений;

— резолюция должна быть понятна исполнителю, она должна исключать возможность разночтений и быть исчерпывающей, чтобы исключить возможность обращения к руководителю за разъяснениями.

виртуальный клуб Суть времени

Резолюция, как средство борьбы за свои права

«Суть времени» — являясь одной из самых активных общественных сил Российской Федерации и всего Нового СССР, часто организует массовые мероприятия. Митинги, коллективные пикеты и круглые столы помогают выразить мнение больших групп людей, не считаться с которым становится всё труднее и труднее.

Наши товарищи проводят митинги и другие массовые мероприятия не только в Москве. Вот неполный список городов, в которых были проведены митинги и круглые столы участниками движения «Суть времени»:

Между тем, важно не только грамотно организовать митинг, но также важно чётко сформулировать свои требования к правительству и президенту. Рабочая группа «Юридический фронт» предлагает вниманию участников нашего движения методический материал в помощь организаторам митингов и других массовых мероприятий.

Читайте так же:  Нормы суточных командировки приказ

РЕЗОЛЮЦИЯ, КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ ЗА СВОИ ПРАВА

«Некругло ведь это выходит, товарищи!»
(Ленин В.И. Полное собрание сочинений Том 15, стр. 94, «Как не следует писать резолюций»)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, всенародным голосованием 12 декабря 1993 года приняли «КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», Статья 2 которой гласит, что
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
«1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом» (Статья 45).

Скажем прямо, способов этих не много, самые используемые из имеющихся – обращение в суды и правоохранительные органы. Разрешаются таким образом частные вопросы, решения по которым не отражаются на жизни общества в целом.
Поэтому, самым эффективным средством борьбы за свои права, на мой взгляд, является публичное мероприятие — открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (с изменениями на 8 декабря 2011 года)» закреплены права организаторов и участников публичных мероприятий.
«Организатор публичного мероприятия имеет право: организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан.
Участники публичного мероприятия имеют право: участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации».

Само по себе публичное мероприятие играет роль раздражителя масс, возбудителя общественной активности. Но и только-то. Если организаторы мероприятия не просто «заигрывают» с властью, а преследуют действительно серьёзные цели, направленные на улучшение положения народа и, как следствие – государства, то они обязаны продумать не только сценарий действа, но и составить очень важный по своим юридическим последствиям документ, называемый проектом резолюции.

Согласно Статье 33 Конституции
«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору публичного мероприятия».

Следовательно, резолюция – документ, который должен отвечать определённым нормам, необходимым для достижения поставленных мероприятием целей: в ней следует осветить вопросы, волнующие конкретных граждан, выдвинуть требования органам, от которых зависит решение возникших проблем.

Любая резолюция проходит три стадии:

1. Проект резолюции – представляется на неформальное рассмотрение членов организационного комитета самими авторами документа. Он может быть написан в вольной форме или в соответствии с требованиями оформления резолюций ООН.

2. Рабочий документ – документ, официально представленный на рассмотрение в ходе общественного мероприятия. Ему присваивается номер, и только после этого на данный документ можно ссылаться в официальных выступлениях.

3. Резолюция — документ, прошедший по итогам голосования на мероприятии, либо принятый консенсусом.

Текст резолюции делится на три части.

1) В заголовке (шапке) резолюции указывается номер и название резолюции, которое должно содержать наименование публичного мероприятия, лозунг или девиз, под которым оно проводится, время и место его проведения.
Например:
РЕЗОЛЮЦИЯ №
собрания «В защиту семьи, Родины и веры», состоявшегося
15 мая 2012 года на Пушкинской площади в г. Москве

2) Преамбула должна начинаться с подлежащего, наименования участников мероприятия, общественно-политических движений, приглашённых лиц, и т.п., которые принимают резолюцию.
Например:

«Мы, представители движения «Суть времени» и другие представители патриотической оппозиции, пришедшие на альтернативный митинг «Третья сила», заслушали отчёт о выполнении резолюции предыдущего альтернативного митинга на Воробьевых горах…».

Далее должна последовать история вопроса и нынешнее состояние проблемы.
Каждый пункт преамбулы нужно начинать с новой строки, желательно с деепричастия. В преамбуле могут содержаться ссылки на действия, ранее совершённые субъектом мероприятия в связи с данным вопросом, а также на документы и ранее принятые резолюции.
Например:

«…Заявляя о том, что мы являемся политическими противниками нынешнего курса и нынешней власти, противниками криминально-буржуазного развития вообще, сторонниками Красного проекта и воссоздания СССР, мы твердо говорим и о другом…».

При написании преамбулы (или мотивировочной части) не следует углубляться в историю вопроса, превращая текст резолюции в очерк или эссе, необходимо чётко формулировать суть проблемы, очерчивая перспективы, грядущие в случае не устранения негативных моментов.
Например:

«Приватизация водоемов на фоне тотального браконьерства и уничтожения рыбных запасов – вот результаты «реформирования» рыбного хозяйства страны.
Рыбоохрана фактически уничтожена. Штатная численность инспекторов – полторы тысячи человек на всю страну! По действующим нормативам, один инспектор в среднем должен контролировать 1400 км (!) рек или 19 тыс. га (!) озер и водохранилищ!
Действующее рыболовное законодательство (федеральный закон о рыболовстве и бассейновые правила рыболовства) не решает своей главной задачи – сохранение водных биологических ресурсов. Оно на это и не рассчитано. Законодательство разработано с одной единственной целью: позволить бизнесменам собирать поборы с рыболовов-любителей под видом путевок, бесконтрольно эксплуатировать водные биоресурсы и устанавливать на водоемах собственные порядки, не неся практически никаких обязательств…».

3) Фактическая (оперативная) часть должна содержать рекомендуемый план действий, в неё следует включать пути решения проблемы, а не пустые утверждения.
Каждая её часть должна нумероваться, начинаться с глагола, с новой строки, и описывать одно действие, закрываться точкой с запятой. Последовательность действий должна быть логичной.
Например:

«В интересах Российских семей предлагаем:
1) приоритетно финансировать не содержание детей в приютах и патронатных семьях, а, при наличии у них родных отца и матери, — кровные семьи, так нуждающиеся сегодня в поддержке государства;
2) вернуть принудительное лечение от алкоголизма и наркомании по решению суда;
3) сделать доступными детские досуговые центры, кружки и секции, ввести в школах патриотическое и нравственное воспитание;
4) прекратить пропаганду в СМИ насилия, жестокости, разврата, потребительского образа жизни и т.п. Выстроить информационную политику государства, направленную на воспитание уважения к человеку, к семье, к Родине;
5) ограничить международное усыновление детей;
6) подготовить и принять Национальную программу «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и укрепление семейных традиций в России», направленную на объединение усилий государства, Церкви и общества по возрождению семьи».

Требования должны быть реальными, находящимися в юрисдикции Российской Федерации, предъявлять их нужно, обращаясь к конкретным лицам, от которых зависит их выполнение.
Например:

«…Поэтому мы, граждане России, обращаемся к Президенту и Правительству Российской Федерации.
Мы требуем:

1. отстранить главу Росрыболовства А.А. Крайнего от участия в разработке нормативной базы и регулирования спортивного и любительского рыболовства;
2. инициировать внесение изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части, касающейся спортивного и любительского рыболовства. Для разработки этих изменений создать рабочую группу, включив в нее представителей рыболовной общественности из числа рыболовов, ихтиологов и специалистов рыбного хозяйства;
3. обеспечить широкое обсуждение этих изменений в СМИ, как это было сделано с законом о полиции;
4. закрепить отдельным законодательным актом полный запрет на взимание платы за право ловить рыбу на рыбопромысловых участках для организации спортивного и любительского рыболовства до полного нормативного урегулирования порядка осуществления любительского рыболовства.

После последнего слова оперативной части ставится точка, закрывающая текст резолюции.

Под текстом резолюции ставится дата проведения мероприятия и подписи.
Принятая большинством голосов резолюция может быть подписана представителями (лидерами) общественных объединений — участников мероприятия, и отдельными приглашёнными гостями, или же – всеми участниками акции. Сбор подписей может проходить как во время митинга или собрания, так и после него.

Недостатки, допускаемые при написании резолюций.

Из анализа имеющихся в общем доступе материалов митингов, следует, что самой распространённой ошибкой организаторов публичных мероприятий является их невнимание к формальностям, которое затем отражается на ценности самого документа под названием «Резолюция».

Ни на одном из документов не было указано номера резолюции, несмотря на то, что из преамбулы следовало, что ранее по аналогичным вопросам уже проходило публичное мероприятие, организованное теми же силами. По такой мелочи можно сделать вывод, что документооборот в таком общественном объединении организован плохо, если организован в принципе.

Из заголовка некоторых резолюций невозможно установить, в какое время, где именно проходило мероприятие. Ночное время (например, 00:55 час.), указанное под «шапкой» резолюции, и обозначающее, по всей вероятности, время создания документа на компьютере, вообще позволяет усомниться в факте принятия резолюции именно в ходе публичного мероприятия, а не после оного. В таком случае, легитимность требований от имени определённой группы граждан ничтожна.

Читайте так же:  Ил 2 штурмовик битва за сталинград требования

Не редки ошибки в написании преамбул.

Некоторые нахрапистые лидеры вещают от имени всего 150-миллионного народа (Мы – граждане Российской Федерации), требуя освободить политзаключённых, о существовании которых не знает 99,99% населения страны. Другие, видимо, страдая от скромности, указывают невозмутимое «мы», не утруждая себя перечислением. Лучший, на мой взгляд, вариант, когда рамки солидаризирующихся будут в документе несколько сужены, по крайней мере, до указания всех общественных объединений, принимающих участие в мероприятии, перечисления приглашённых гостей, и указания численности митинга, которая обычно к началу мероприятия устанавливается организаторами, что придаст документу статус юридически правдивого.

Написание преамбулы – процесс творческий. Тем не менее, нужно предпринимать усилия, и контролировать поток фраз. Некоторые авторы стараются превратить резолюцию в шедевр беллетристики, увлекаясь историей вопроса, начиная с прошлого века. Другие стремятся вместить в одну резолюцию все свои эмоции и мысли, а так же планы на будущее во всех сферах деятельности человека. Нередко преамбула сливается в экстазе с оперативной частью документа так, что невозможно вычленить ни одного требования к лицам, для которых фактически и создавался документ. Наряду с этим, некоторые активисты не утруждают себя разъяснениями, чем именно они не довольны, ограничиваясь в преамбуле указанием на неисполнительность власти.

В некоторых резолюциях требования предъявляются не к тем лицам, от которых зависит решение вопроса. Поэтому перед тем, как выбрать адресата, необходимо выяснить его полномочия.

Не во всех исследованных мною резолюциях имелась нумерация в перечислении предложений и требований. Этот момент необходимо учесть авторам резолюций, поскольку для будущей работы с документом он имеет существенное значение, облегчая работу адресата по исполнению требований. Например, что может написать должностное лицо в своей резолюции на документе исполнителю: «Иванову И.И. – соберите материал для решения вопроса по требованию, указанному в N-ной строке сверху на листе № Х, начинающемуся со слов «…». Как мне представляется, резолюция руководителя: «Иванову Н.Н. – соберите материал по пункту № 3 Требований» намного сократит ожидание ответа.

Таким образом, если организаторы общественного мероприятия желают достичь искомого результата, не ограничиваясь пиар — компанией, они должны заранее продумать свои требования к надлежащим ответственным лицам, и грамотно оформить документ, являющийся одним из самых эффективных средств борьбы граждан за свои права, чтобы ленинское – «Некругло ведь это выходит, товарищи!», — не относилось к резолюциям, выходящим из-под их пера.

Резолюция: правила оформления

Можно ли вести распорядительную деятельность исключительно в устной форме? Если ваш руководитель сторонник “бездокументной” системы управления, объясните ему, что написание резолюций поможет избежать многих управленческих проблем.

Резолюция – одна из форм реализации распорядительной деятельности руководителя. Она выражает мнение руководителя о том, что, когда и каким образом должны делать исполнители для решения административных или организационных вопросов.Известно, что децентрализованная система управления негосударственных организаций привела к сокращению объема (удельного веса) распорядительной деятельности и появлению “бездокументных” методов управления. Некоторые руководители частных компаний, в основном предприятий малого и среднего бизнеса, всю распорядительную деятельность осуществляют исключительно в устной форме. Это неизбежно влечет за собой искажение информации, снижение качества управленческого решения и, в конечном итоге, ослабляет рыночные позиции компании. В этом случае секретарь может и должен деликатно и тактично объяснить руководителю, что избежать многих проблем помогает написание резолюции.

РЕЗОЛЮЦИЯ – реквизит, состоящий из надписи на документе, сделанной должностным лицом и содержащей принятое им решение. ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М.: 1998

Распорядительная функция резолюции может быть осуществлена только в том случае, если в ней четко указано: кому, что и когда сделать. Кому? В резолюции необходимо указать фамилии (в именительном или в дательном падеже) и инициалы исполнителей, т. е. лиц, которым дается поручение. Если поручение дается одному лицу, указывают одну фамилию, если в работе над документом должны принимать участие несколько должностных лиц, перечисляют несколько фамилий. Тот сотрудник, чья фамилия указана первой, является ответственным исполнителем.

Ответственный исполнитель обязан организовать работу других должностных лиц (соисполнителей). Например, провести совещание по обсуждению вопроса, предложить представить варианты ответа или встречные предложения и т. д. Что сделать? Суть поручения излагают, как правило, в повелительной форме. Часто для этой цели используется инфинитив (неопределенная форма глагола).

Например:Подготовить ответ…Внести предложения…Принять участие…Подготовить комплексную программу…Связаться с отправителем и согласовать дату визита.Рассмотрите и сообщите свое мнение…Согласовать с . отделом…

Когда? Как и в распорядительном документе (например, в приказе), в резолюции срок исполнения указывается только календарной датой.

Очевидно, что неконкретное указание срока (“две недели” и т. п.) или его отсутствие дезориентирует исполнителя (не ясно, в какой именно день следует представить отчет) и затрудняет осуществление срокового контроля.

Очень важно, чтобы секретарь проверил по календарю, на какой день недели выпадает срок исполнения поручения. Если окажется, что это выходной или праздничный день, необходимо предупредить об этом руководителя для того, чтобы он смог скорректировать сроки.

Завершают резолюцию дата ее написания и личная подпись руководителя. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ НАЛОЖЕНИЕ РЕЗОЛЮЦИЙ Резолюцию на документ вправе наложить любой руководитель, имеющий подчиненных. Но, как показывает практика, этим правом преимущественно пользуются первые лица организации (директор, его заместители). Тем не менее соподчиненность должностных лиц организации может привести к последовательному написанию на документе нескольких резолюций: директор указывает в качестве исполнителя своего заместителя, заместитель – начальника отдела, начальник отдела – заведующего сектором, заведующий сектором – руководителя группы и т. д. При этом, естественно, каждая последующая резолюция не отменяет предыдущего распоряжения, а уточняет и детализирует действия исполнителя.Например:

Петрову П.П. Рассмотрите и сообщите свое мнение до 16.09.2003. Директор – заместителю 10.09.2003 Иванов Серову С.С. Прошу дать предложения до 15.09.2003. Заместитель – начальнику отдела 11.09.2003 Петров Васину В.В. Подготовить аналитический обзор до 14.09.2003. Начальник отдела – исполнителю 12.09.2003 Серов

ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТА ДЛЯ ПОДАЧИ НА РЕЗОЛЮЦИЮ Необходимо иметь в виду, что одним из критериев оценки профессионализма секретаря является его умение своевременно и тактично напомнить руководителю о необходимости срочного рассмотрения тех или иных документов (срок установлен вышестоящим лицом, подразумевается содержанием документа и т. п.).Секретарю должно быть известно, что процессу написания резолюции предшествует этап распределения документов. Распределение – ответственная аналитическая работа: просмотрев документы, секретарь должен определить, кому из должностных лиц передать их на рассмотрение. Пометки “Отдел рекламы”, “Бухгалтерия”, “Васильеву В.В.”, написанные руководителем вместо резолюции, свидетельствуют о том, что распределение документов было сделано неквалифицированно: вопрос должен решаться на более низком управленческом уровне, другими должностными лицами (в пределах компетенции и делегированных руководителем полномочий).ГОСТ Р 6.30-2003 предусматривает специальную площадь (зону) для написания резолюции.Документ № 1

Поскольку руководители при написании резолюции редко руководствуются стандартной нормой, секретарю следует учитывать особенности оформления резолюции каждым руководителем при дальнейшей обработке документов.

Часто руководители для резолюции используют бумагу для заметок, листки отрывного календаря и т. п.

В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 допускается оформление резолюции на отдельном листе, но это должен быть специальный лист для резолюции, заранее подготовленный секретарем и приложенный к документу.

ПОДГОТОВКА ПРОЕКТА РЕЗОЛЮЦИИ Нельзя не отметить тот факт, что некоторые руководители при написании резолюции используют неконкретные формулировки, что создает дополнительные трудности для секретаря и исполнителей. В конечном итоге неконкретная резолюция влечет за собой дезорганизацию рабочего дня самого руководителя – получив такое указание, каждый исполнитель вынужден будет дополнительно обратиться к руководителю за разъяснениями и уточнениями.

По согласованию с руководителем, в целях оптимизации использования его рабочего времени секретарь (ассистент, помощник руководителя) может готовить для руководителя проекты резолюций. Подготовка проекта резолюции требует от секретаря высокого уровня квалификации, интеллекта и профессиональной культуры. Очевидно, что для определения состава исполнителей, содержания поручения и сроков исполнения, секретарю необходимо четко знать структуру организации, функции структурных подразделений, полномочия и обязанности должностных лиц, а также состояние дел в настоящее время и перспективы развития компании.Проект резолюции всегда готовится на отдельном листе бумаги и представляется руководителю в отпечатанном виде вместе с документом. Руководитель вправе внести в проект любые коррективы: изменить состав исполнителей или ответственного исполнителя, детализировать поручение, сократить сроки исполнения и т. д. Если руководитель, внеся изменения, подписал проект, он, таким образом, зафиксировал принятое им решение, т. е. наложил резолюцию.Например:

После того как руководитель внесет исправления, резолюцию не перепечатывают.Общие правила составления резолюции можно применять и для документов, созданных с помощью компьютерных технологий или полученных по каналам электронной связи.

Названия праздниковВ названиях праздников и знаменательных дат с прописной буквы пишутся первое слово и имена собственные: Восьмое марта, Новый год, День российской печати, но: День Победы, Рождество Христово.Если начальное порядковое числительное в таком названии написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово. Порядковое числительное при этом не имеет значения: 1 Мая, 8 Марта.Названия праздников являющихся официальными выходными днями: 1 и 2 января – Новый год; 7 января – Рождество Христово; 8 марта – Международный женский день; 1 и 2 мая – Праздник весны и труда; 9 мая – День Победы; 12 июня День принятия декларации о государственном суверенитете Российской Федерации; 7 ноября – годовщина Великой Октябрьской социалистической революции.