Расходы взыскание долгов

Расходы взыскание долгов

Затраты на взыскание долга

Немаловажным обстоятельством, которое необходимо учитывать в рамках процедуры управления долгами, является размер издержек, которые кредитор понесет для того, чтобы получить долг.
Затраты на взыскание долга складываются из следующих составляющих.
1. Затраты на персонал исходя из среднего срока взыскания в течение одного года (заработная плата сотрудникам юридического отдела, отдела по работе с проблемными долгами, отдела безопасности в количестве условно трех человек). Затраты могут быть определены по данным сайтов по поиску работников. Если взять среднюю по России ежемесячную заработную плату в первом квартале 2016 г. — 34 000 руб. , то только оплата труда трех человек (не включая налоги и отчисления в социальные фонды, которые следует прибавлять к этой сумме) за 12 месяцев составит 1,224 млн руб.
———————————
По данным Росстата с официального сайта: www.gks.ru.

2. Затраты на телефонные переговоры, в том числе по мобильному телефону и СМС (если должники находятся в другом регионе, данные затраты могут стать существенными, в этом случае рекомендуется установить IP-телефонию).
3. Закупка автоматизированной системы управления долгами — стоимость такой системы от 50 тыс. до 90 млн руб. В эту колонку можно включить расходы на специальное оборудование для взыскания (например, оборудование для рассылки СМС-сообщений, диктофон).
4. Расходы на поиск имущества и документов должника. В частности, на Интернет, запросы в Росрегистрацию (до 1 тыс. руб.), ЕГРЮЛ (до 1 тыс. руб.), заказ услуг агентств по сбору финансовой информации (3 — 7 тыс. руб.) и пр.
5. Расходы на бумагу (100 — 300 руб. за 500 стр.), принтер, чернила (картриджи) — копии приложений к иску: договоров и иных документов могут составлять тысячи страниц.
6. Расходы на государственную пошлину. За рассмотрение дела в арбитражных судах — максимум 200 тыс. руб. по одному требованию, в гражданских судах — максимум 60 тыс. руб. Если же заявляется два и более требования, например, взыскать долг и обратить взыскание на предмет залога, то за данное требование уплачивается дополнительная госпошлина. Помимо этого, определенная пошлина установлена за апелляционное и кассационное обжалование. Правила расчета судебной пошлины установлены в гл. 25.3 НК РФ. Для удобства могут быть использованы сайты, содержащие калькулятор госпошлины.
7. Расходы на представителя (коллектора) на досудебной стадии — от 5 до 25% размера взысканных средств. Если коллекторы берутся за судебную стадию и исполнительное производство, то оплата производится уже фиксированно (например, 5 тыс. руб. за решение суда) либо сочетается фиксированная оплата плюс бонус за результат. Но это касается только кредитов физических лиц, по которым коллекторы могут применять конвейерные технологии взыскания. Для более сложных дел, требующих индивидуального рассмотрения, цена выше.
8. Расходы на адвокатов определяются по сумме долга, часам (2,5 — 10 тыс. руб. за час), стадии процесса, подготовке определенных документов (исков), необходимости представительствовать в суде и могут доходить до весьма значительных сумм, однако могут быть и меньше, чем заработная плата юриста за шесть месяцев сопровождения судебного и исполнительного производства. Средняя стоимость представления интересов по гражданскому делу адвокатами с опытом работы составляет около 50 тыс. руб. В зависимости от региона цена может быть выше или ниже.
9. Почтовые расходы — расходы на отправку писем, исков, в том числе срочной корреспонденции.
К расходам и потерянным возможностям также может быть отнесено значительное время, отвлеченное на должника. За это время можно было заработать, положив деньги на депозит в банк, вложив в акции, передав в качестве займа, можно было потратить время на развитие организации, на массу иных полезных вещей.
Понятно, что такие расходы считаются не на один иск, а на сотни и даже тысячи, но все равно цифры, как видим, большие.
Погашению за счет должника из всего указанного перечня (если у должника есть имущество) подлежат лишь государственная пошлина, расходы на представителя, транспортные и почтовые расходы, причем только те из них, которые связаны с судебным делом. Кроме того, могут подлежать возмещению реальные убытки, если они были (ст. 15 ГК РФ), упущенная выгода (ст. 15 ГК РФ), моральный вред (ст. 12 ГК РФ). Компенсация за фактическую потерю времени в суде предусмотрена только в гражданском процессе (ст. 99 ГПК РФ), причем если должник систематически противодействовал разрешению спора.
Остальные расходы, в частности понесенные на этапе Soft и Hard collection, доказать и взыскать практически невозможно, хотя ст. 15 ГК РФ и позволяет взыскать с должника все убытки, которые возникли у кредитора в связи с нарушением должником прав кредитора, а ст. 106 АПК РФ, ст. 94 ГПК РФ включают в состав судебных расходов и иные расходы, связанные с рассмотрением дела (только судебного дела).
В этом смысле следует ценить те пени, которые взыскиваются с должника, и не отказываться от них полностью — пени взыскиваются независимо от размера убытков. Однако отметим, что уменьшение неустойки судом не затрагивает прав на взыскание убытков по ст. 15, 394 ГК РФ (в аспекте применения судами ст. 333 ГК РФ об уменьшении размера неустойки при ее несоразмерности нарушению). Следовательно, тот факт, что суду доказан размер убытков, которые понес взыскатель, не поможет в качестве обоснования соразмерности пеней нарушению.
Принимая во внимание размер указанных расходов, следует определить, целесообразно ли вести работу с долгом собственными силами и какова должна быть оптимальная организация данного процесса внутри компании. Возможно, возврат долгов лучше поручить коллекторскому агентству или юридической фирме.

Latvijas Patērētāju interešu aizstāvības asociācija

Необходима помощь? Ищешь консультанта в своем регионе? Жми сюда !

В Ассоциацию по защите интересов потребителей регулярно обращаются с вопросами о суммах указаных в уведомлениях компаний занимающихся взысканием долгов. Потребители хотят знать являются ли требования коммерсантов обоснованными.

Обычно дать ответ на этот вопрос не представляетса возможным без ознакомления с документами. Однако есть и универсальные советы, которые можно дать практически в любой ситуации. Одним из таких является рекоммендация обратить внимание на суммы связанные с расходами на взыскание долга, обычно указывющиеся в уведомлениях о долге.

Обычно эти расходы делятся на две категории:

  1. расходы компаний, занимающихся взысканием долгов (т.н. взыскатели догов);
  2. убытки.

Относительно первой категории стоит напомнить, что в Латвии с 8 ноября 2012 года принят Закон о внесудебном взыскании долгов, согласно которому расходы на взыскание долгов должны быть соразмерными и объективно обоснованными. Расходы считаются соразмерными, если они соответствуют размеру допустимому согласно правилам Кабинета министров.

На основании упомянутого закона 29 января 2013 года Кабинет министров принял правила No 61 «Правила о допустимом размере расходов на взыскание долгов и невозмещаемых расходах» (перевод автора) согласно которым компания, занимающаяся взысканием долгов имеет право требовать у должника возмещения обоснованных расходов на взыскание долга, которые соответствуют следуюшему допустимому размеру:

  1. на подготовку и доставку письменного уведомления должнику в котором указана информация о наличии долга и приглашение добровольно погасить просроченные платежные обязательства и на действия необходимые для определения фактической контактной информации должника, если с ним не удается связаться, – все вместе не более 7 евро;
  2. на другие дополнительные действия направленные на взыскание долга — все вместе не более 10 евро в течении процесса взыскания долга до выполнения должником платежных обязательств к компании, занимающейся взысканием долгов или кредитору.

Сказанное выше означает, что общая сумма расходов на взыскание долга не может превышать 17 евро. Ко тому же, если потребитель получил лишь письменное уведомление о долге, то взыскатель долгов имеет право требовать с потребителя не более 7 евро.

А что в случае, если потребитель не признает требование кредитора, указанное в уведомлении? Закон указывает, что должник обязан возместить компании, занимающейся взысканием долгов возникшие расходы только если нет спора о наличии долга как такового.

Зачастую кредиторы и взыскатели долгов в уведомлениях и счетах потребителю включают также убытки, которые якобы причинены либо самому кредитору, либо взыскателю долгов. Однако, хотим обратить внимание потребителей на то, что убытки в данном случае могут возникнуть лишь в результате нарушения закона или договора допущенного потребителем, т.е. то возникли ли убытки и каков их размер выяснится только после того, как нарушение будет допущено. Это, в свою очередь, означает, что факт наличия убытков и их размер должен быть доказан взыскателем долгов или кредитором. Просто заявить об убытках недостаточно.

К тому же, взыскание убытков может оказаться невозможным по юридическим причинам.

Поэтому, советуем потребителям с которых требуют возместить убытки, сначала просить доказательства, а затем, если таковые предоставлены, обратитьса к квалифицированному специалисту для оценки этих доказательств.

Если же потребитель уже оплатил убытки, которые не кредитор, не взыскатель долгов не может доказать, то потребителю надо обратоться к соответствующему коммерсанту с претензией и требовать возврата переплаченных сумм.

Например, в данный момент актуальна ситуация с SIA “IPF Digital Latvia” (предыдущее название – SIA “MCB Finance”), которая использует торговую марку “Credit24”. В рамках проверки Центра по защите прав потреботелей коммерсант признал нарушение и в письменном обязательстве обязался исключить позицию “Neatmaksātie kreditora zaudējumi” из всех счетов выставляемых потребителям и вернуть суммы уплаченные потребителями с 1-го февраля 2013-го года согласно позиции “Neatmaksātie kreditora zaudējumi” указанной в счетах, если потребитель в течении года (до 27-го марта 2018-го года ) обратится к коммерсанту с соответствующим письменным заявлением .

Призываем потребителей, которых коснулось это правонарушение обращатся в SIA “IPF Digital Latvia” с письменным заявлением о возврате переплаченной суммы!

Взыскание задолженности за услуги ЖКХ сегодня и завтра

Задолженность россиян за услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) имеет серьезные масштабы. Так, по данным Минрегиона России, долг предприятий ЖКХ только за потребленные энергоресурсы по состоянию на 1 апреля 2013 года составил 136,5 млрд руб., а рост задолженности за минувший год составил 28%.

Читайте так же:  Пособие отпуск по уходу за ребенком до 1 5 лет

По данным коллекторского агентства «Национальная служба взыскания», по итогам первого полугодия 2013 года общий объем задолженности за ресурсы и услуги ЖКХ в России оценивается в 736 млрд руб. При этом задолженность населения (без учета долга управляющих компаний перед поставщиками) составляет порядка 146 млрд руб.

Новый порядок расчета платежа за потребленные услуги ЖКХ, в соответствии с которым услуги, потребляемые в процессе использования общедомового имущества, оплачиваются отдельно от услуг, предоставляемых в квартире (постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), также не смог существенным образом повлиять на рост задолженности по оплате коммунальных услуг.

В связи с этим управляющие компании вынуждены воздействовать на недобросовестных жильцов, используя при этом различные методы.

Какие возможности по взысканию задолженности существуют у управляющих организаций?

В борьбе с должниками управляющие компании и товарищества собственников жилья прибегают к разнообразным способам, среди которых следующие.

1. Размещение списка должников на доске объявлений. Такая мера призвана оказать психологическое влияние на неплательщиков, но не всегда оказывается действенной. Иногда списки задолжавших за коммунальные услуги граждан публикуются также в местных СМИ. Судебной практике уже известны случаи ошибочного включения фамилий добросовестных плательщиков в эти списки, что послужило основанием для публикации опровержения и возмещения морального вреда (см., например, решение Назаровского городского суда Красноярского края от 17 сентября 2012 г. по делу № 2-43/12).

2. Начисление неустойки. В соответствии с ч. 14, ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), жильцы, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие предоставленные коммунальные услуги, должны уплатить пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. При этом установление большего размера этой пени в договоре между снабжающей и управляющей организациями не допускается (постановление Президиума ВАС РФ от 24 июля 2012 г. № 3993/12, постановление ФФАС ЦО от 24 апреля 2013 г. № Ф10-895/13 по делу № А36-5292/2012).

Нетрудно посчитать, что при действующей ставке рефинансирования в размере 8,25% в год гражданин, имеющий долг по услугам ЖКХ в размере 10 тыс. руб., ежемесячно будет выплачивать всего 22,6 руб. пени.

3. Ограничение или приостановление оказания коммунальных услуг. Нередко управляющие организации прибегают к такой мере воздействия на должников, как отключение услуг ЖКХ (поквартирное либо всего дома). Должников часто лишают электричества, водоснабжения и даже устанавливают в соответствующем месте стояка заглушку на канализацию.

Вопрос о законности таких действий неоднократно попадал в поле зрения законодателя и судебных органов.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) допускают возможность приостановления или отключения коммунальной услуги в отношении квартиры или дома конкретного должника. Размер задолженности при этом должен превышать сумму трехмесячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления (независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего прибора учета). Потребителю обязательно должно быть направлено письменное предупреждение о возможности ограничения или прекращения оказания той или иной услуги, а возобновление ее предоставления осуществляется в течение двух дней с момента полного погашения задолженности.

В то же время установлено, что такие действия не должны приводить к нарушению прав и интересов других жильцов многоквартирного дома, полностью выполняющих свои обязательства (раздел XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Возможность отключения должника от благ цивилизации в конечном счете упирается в технические особенности инфраструктуры того или иного дома — к примеру, в новых домах лишить водоснабжения только одну квартиру, как правило, проще, чем в многоэтажках советской застройки. Отключить от предоставления той или иной услуги можно и частный дом (апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 6 августа 2012 г. по делу № 33-7239/2012).

Из правила о допустимости отключения должников-граждан от предоставления коммунальных услуг есть и исключение — так, теплосетевая организация не вправе прибегнуть к такой мере, даже если у гражданина-потребителя или управляющей многоквартирным домом компании существует задолженность (п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808).

Если же жильцы своевременно оплачивают все квитанции, но задолженность была образована по вине управляющей организации, в этом случае последняя обязана по соглашению с энерго- или газоснабжающей организацией обеспечить жильцам подачу топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах (п. 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утв. постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. № 1). Законность этого правила в 2012 году была оспорена газоснабжающей организацией ООО «Газпром Межрегионгаз Владимир» как ограничивающая свободу экономической деятельности, однако ВАС РФ не нашел оснований для признания этой нормы недействующей (решение ВАС РФ от 17 сентября 2012 г. № ВАС-9586/12). При этом суд указал, что инициатива заключения такого соглашения должна исходить именно от организации-потребителя, к сетям которой подключены жильцы.

Добросовестным плательщикам, оказавшимся в подобной ситуации, следует направить письменное заявление к управляющей организации с требованием о возобновлении предоставления услуг ЖКХ. Нелишним будет также и указать на необходимость проведения перерасчета по оплате за тот период, когда коммунальные услуги не оказывались. Если эта мера не привела к желаемому результату, следующим шагом может явиться обращение к контролирующим органам (жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) либо в суд.

4. Передача задолженности коллекторским агентствам. Случаи заключения договоров с коллекторскими фирмами о взыскании с населения долгов по ЖКХ не так уж многочисленны, но тем не менее встречаются и уже зафиксированы в судебной практике (см., например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13 августа 2012 г. № 08АП-4820/12, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2012 г. № 13АП-9737/1). При этом в случае доказанности факта наличия долга при обращении коллекторского агентства в суд решение нередко выносится в пользу истца (см., например, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 16 июня 2011 г. по делу № 33-787/2011).

Вместе с тем, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что возможность внесудебного взыскания с граждан задолженности по услугам ЖКХ следует считать недопустимой и не соответствующей ст. 35 Конституции РФ. Речь шла именно о деятельности коллекторского агентства. Кроме того, суд указал, что внесение гражданами платежей за коммунальные услуги не связано с деятельностью истца (постановление ФАС ВСО от 18 мая 2012 г. № Ф02-1504/12 по делу № А58-3443/2011).

5. Выселение из квартиры. Такая радикальная мера применяется в настоящее время только в отношении нанимателей квартир по договору социального найма и только в судебном порядке (ст. 90 ЖК РФ). Размер задолженности не имеет значения, основанием для выселения является факт неуплаты без уважительных причин платежей за жилое помещение и коммунальные услуги более чем за шесть месяцев.

Пленум Верховного Суда РФ указал, что судом обязательно должен быть выяснен вопрос уважительности причин образования задолженности. Так, к уважительным причинам могут быть отнесены такие обстоятельства, как: длительные задержки зарплаты, потеря работы и невозможность трудоустройства, болезнь нанимателя или членов его семьи, наличие в семье инвалидов, несовершеннолетних детей и т.д. (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»). При этом нередко суды, отказывая в выселении, предоставляют должнику срок для расчетов с управляющей организацией (см., например, решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 28 марта 2012 г. по делу № 2-703/2012). Правда, предоставление отсрочки для оплаты признается допустимым не всеми судами (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2012 г. по делу № 33-8532). Выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития, то есть из расчета не менее шести кв.м. жилой площади на человека.

Вместе с тем, если проживающие в квартире лица проявили сознательность и в течение шести следующих друг за другом месяцев погашали задолженность хотя бы частично, суд может отказать в выселении (решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 8 июля 2010 г. по делу № 2-2311/2010). Минимальный размер такой оплаты для целей определения возможности выселения должника предлагали установить депутаты Мурманской областной Думы в размере 50% и более от суммы задолженности, но эта инициатива была отклонена 1 .

Иногда злостные неплательщики успевают уйти от ответственности. Известен случай, когда жильцы, проживающие в квартире по договору социального найма, не оплачивали коммунальные услуги в течение более чем семи лет. Однако выселить должников на этом основании не удалось, поскольку они оперативно приватизировали эту квартиру (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2013 г. № 33-825).

Сейчас судебная практика по этому вопросу уже сложилась, и случаи выселения по этому основанию нередки, однако в первый год действия ЖК РФ Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин охарактеризовал это правило как неконституционное в условиях роста цен, задержек зарплаты и высокого уровня безработицы (доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 год).

Какие пути обеспечения погашения долга за коммунальные услуги могут появиться в ближайшее время?

Необходимость в более эффективном механизме взыскания задолженности с граждан в сфере ЖКХ послужила толчком к разработке новых предложений в этой области.

Читайте так же:  Заявление на расчет по собственному желанию образец

Так, в апреле 2013 года Минрегион России разместил на своем официальном сайте законопроект, распространяющий возможность обращения взыскания по долгам за жилищно-коммунальные услуг (далее — ЖКУ) на квартиры, находящиеся в частной собственности. Условием применения этой меры должно было стать наличие задолженности по коммунальным услугам и взносам на капитальный ремонт. Предполагалось, что такая мера может быть применима и к единственному для должника и его семьи жилью. Для решения суда об обращении взыскания на жилое помещение сумма долга должна была составить не менее 5% от рыночной стоимости жилья.

Иными словами, собственнику квартиры стоимостью 3 млн руб. достаточно было бы задолжать за услуги ЖКХ сумму в размере 150 тыс. руб. По расчетам Общественной палаты РФ 2 , средняя стоимость услуг ЖКХ в июле 2013 года составила 3862 руб. в месяц (в год — 46 344 руб.). Несложно подсчитать, что минимальный размер задолженности образуется, если не платить за коммунальные услуги в течение около трех лет.

Инициатива вызвала серьезный общественный резонанс, после чего Минрегион России разместил отрицательный отзыв на этот законопроект, указав, что разработан он был не самим министерством, а НП «ЖКХ Развитие». Впоследствии текст документа был удален с официального сайта Минрегиона России.

Надо отметить, что сегодня обратить взыскание на квартиру, находящуюся в собственности и являющуюся единственным пригодным для проживания помещением, сегодня практически невозможно — это не позволяет сделать процессуальное законодательство (ст. 446 ГПК РФ). Единственным исключением, появившемся в конце декабря 2004 года, является случай, когда жилое помещение является предметом ипотеки (Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

Впрочем, законопроект депутатов фракции «Справедливая Россия» в случае его реализации, возможно, позволит оставить квартиру в пользовании задолжавшего банку гражданина) 3 . Авторы законопроекта предлагают предоставить государственным и муниципальным органам право выкупать заложенные по ипотечным кредитам квартиры с согласия банка. Основанием для это будет служить заявление собственника-залогодателя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Определение трудной жизненной ситуации также закрепляется, под этим термином понимается «ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность собственника-залогодателя: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, малообеспеченность, безработица и тому подобное, которую он не может преодолеть самостоятельно». В результате квартира принимается на баланс и учитывается как государственная (муниципальная) собственность, а бывший собственник и его семья продолжают проживать в ней, но уже на правах социального найма. Кроме того, он сохраняет право преимущественного выкупа этой квартиры («обратный выкуп»).

При изучении этого законопроекта возникает очень много вопросов. За чей счет будет произведена независимая оценка стоимости жилья, на основе которой определяется выкупная цена? Что значат в определении трудной жизненной ситуации слова «не может преодолеть самостоятельно» и кто это будет устанавливать? Наконец, возможно ли возложить на бюджеты такую нагрузку? Кроме того, такое правило способно создать основу для массовых злоупотреблений правом со стороны собственников. Самое же интересное заключается в том, что законопроект не содержит запрета на приватизацию такого жилья бывшим собственником после перехода права собственности к государству.

Проблема обращения взыскания на единственное жилье, являющееся предметом ипотеки, обсуждается уже давно. Правительство РФ еще в 2000 году подчеркнуло необходимость создания правового механизма обеспечения жильем заемщика и его семьи в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение. В качестве гарантии жилищных прав этих лиц было предложено создать специализированный фонд временного жилья (постановление Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28 «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации»).

Цитата

Александр Козлов, эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике:

«Нужно посмотреть на объективные причины коммунальной задолженности. Просроченные долги населения за коммунальные услуги приводят к зеркальной задолженности управляющих организаций перед поставщиками. Такие долги накапливаются и в конечном итоге могут привести к банкротству компаний. Поэтому должны заработать понятные механизмы взыскания задолженности с населения за неоплаченные жилищно-коммунальные услуги. Принцип «добросовестный сосед платит за недобросовестного соседа» должен перестать существовать. Предложенная инициатива Минрегиона России позволит не допустить ситуацию с автоматическим списанием долга, после совершения сделки с квартирой-должником. А сейчас очень много случаев, когда управляющая организация узнает об отчуждении жилых помещений «с долгами» и лишается возможности взыскания задолженности с нового собственника»

Среди предложений по обеспечению погашения задолженности по ЖКУ можно выделить также инициативу Минрегиона России о наложении обременения на квартиры в виде запрета их продажи для жильцов, имеющих задолженность по оплате ЖКУ, выдвинутую в начале августа 2013 года. Долг по коммунальным услугам должен превышать их стоимость за шесть месяцев, факт наличия задолженности будет устанавливаться судом, а в качестве основания для обращения к судебному приставу-исполнителю за наложением обременения будет выступать неисполнение собственником требований по погашению задолженности, содержащихся в выданном на основании решения суда исполнительном листе.

Опрос посетителей нашего портала на тему «Как вы относитесь к предложению Минрегиона России о запрете совершения сделок с жилыми помещениями, собственники которых имеют задолженность по оплате услуг ЖКХ?» показал, что мнения по этому поводу разделились почти поровну. 48% опрошенных высказались за реализацию этой инициативы, отметив, что прочие жильцы не должны нести бремя оплаты долгов недобросовестных собственников квартир. 42% респондентов не поддержали эту идею, указав на то, что как раз после продажи квартиры у должника возникают средства, чтобы погасить жилищно-коммунальную задолженность. Еще 10% посетителей затруднились с ответом, а некоторые из них выдвинули предложение установить минимальный порог задолженности, при которой может быть наложено подобное ограничение.

Распределение ответов показывает, что инициатива Минрегиона России сопряжена с некоторым конфликтом интересов. С одной стороны, задолженность в сфере ЖКХ достаточно велика, и стремление законодателя найти новые пути для обеспечения ее погашения вполне понятно. С другой стороны, при реализации этой меры возникает риск ущемления прав как собственника, так и потенциального приобретателя квартиры.

Только ли недобросовестные жильцы виноваты в образовавшейся задолженности?

Однако сумма в платежке может расти за счет увеличения иных тарифов — к примеру, платы за содержание жилья. Так, только за первые два месяца текущего года максимальный рост тарифов на коммунальные услуги в некоторых регионах (Мурманская область и Республика Алтай) достиг рекордного значения в 225% 4 .

С 1 января 2012 года утратила силу правовая норма, закреплявшая правило об установлении регионами максимальных индексов возможного изменения платы граждан за услуги ЖКХ для каждого муниципального образования (ч. 1-7 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации»). Президент РФ Владимир Путин потребовал восстановить эту норму как можно быстрее. Соответствующий законопроект об установлении на федеральном уровне такого индекса на долгосрочный период (не менее пяти лет) был внесен на рассмотрение Госдумы в начале июля текущего года 5 .

В случае одобрения законопроекта такое правило вступит в силу с 1 января 2014 года.

Однако, по мнению экспертов, такая мера не решит проблему обеспечения прозрачности формирования тарифов за коммунальные услуги. Эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Александр Козлов отмечает, что гораздо более эффективным может стать законодательное закрепление механизмов общественного контроля, которое позволит сбалансировать систему тарифообразования.

К другим инициативам, направленным на снижение бремени граждан по оплате коммунальных услуг, можно отнести следующие:

  • ограничить сумму взыскания за потребленный коммунальный ресурс по показаниям общедомового прибора учета пятью процентами от размера платы по показаниям индивидуальных счетчиков 6 . По мнению авторов законопроекта, это позволит обеспечить заинтересованность управляющих компаний в выяснении причин значительного расхождения показаний общедомовых и индивидуальных приборов и защитить интересы добросовестных плательщиков;
  • предоставить потребителям возможность участвовать в утверждении тарифов на услуги ЖКХ путем формирования советов при ФСТ России, субъектах естественных монополий и региональных энергетических комиссиях;
  • запретить взимать комиссию при оплате коммунальных услуг посредством ФГУП «Почта России» и ОАО «Сбербанк России 7 . Эта идея нашла горячую поддержку среди наших посетителей — за ее реализацию высказались 86% опрошенных, против — всего 5%, а еще 9% респондентов заявили, что уже оплачивают коммунальные услуги без комиссии. Однако, по словам Александра Козлова, нужно понимать, что если комиссию не будут брать при оплате жилищно-коммунальных услуг, она автоматически попадет в структуру тарифа и тем самым приведет к увеличению тарифа на эту составляющую. «Все-таки услуга по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги должна стать конкурентным преимуществом банков и почты. В борьбе за привлечение клиентов они должны пойти на существенное снижение размера процента, либо беспроцентный прием платежей за ЖКУ», — делает вывод эксперт.

На объемы задолженности по оплате коммунальных услуг влияет также и недобросовестность управляющих организаций и товариществ собственников жилья, зачастую произвольно повышающих тарифы, не обеспечивающих надлежащее управление домом и присваивающих деньги жильцов.

На рассмотрении Госдумы находится законопроект об установлении ответственности за нарушение порядка расчета размера платы за услуги ЖКХ 8 .

Административные штрафы за необоснованное определение суммы, подлежащей уплате за коммунальные услуги, предлагается установить в размере от 40 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 800 тыс. руб. до 1 млн руб. для организаций.

Оригинальное решение этой проблемы было предложено Волгоградской областной Думой. Внесенный ею законопроект предусматривает правило, по которому платежи собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома по умолчанию направляются напрямую ресурсоснабжающим организациям, а не управляющим компаниям. По решению общего собрания собственников жилых помещений плата за все или некоторые коммунальные услуги может вноситься управляющим компаниям 9 (напомним, сейчас ст. 155 ЖК РФ закрепляет прямо противоположное правило).

Как поступать в случае, если образовался долг по ЖКУ?

С 1 августа 2013 года начала свою работу «горячая линия» Общественной палаты РФ по платежам за услуги ЖКХ (телефон: 8-800-700-8-800, обращаться можно с 9:00 до 19:00 по московскому времени без выходных, звонок бесплатный). Жители любого региона могут передать информацию о резком повышении тарифов на ту или иную коммунальную услугу. Сведения о нарушениях, поступившие на «горячую линию» в 2012 году, были переданы Генеральной Прокуратуре России и Счетной палате Российской Федерации.

Читайте так же:  Рецензия от кафедры на учебное пособие

Кроме того, посетители сайта Общественной палаты РФ могут заполнить онлайн-форму обращения, указав суммы в квитанциях, резко отличающиеся друг от друга, и описав возможные причины повышения тарифов.

В первую очередь при выявлении задолженности за коммунальные услуги требуйте проведения взаимной сверки расчетов. Эта мера поможет уточнить размер недоимки и ее происхождение, а иногда способна вообще снять претензии по оплате ЖКУ.

В случае, если долг подтвердился, можно обратиться к управляющей организации с просьбой о заключении соглашения по поэтапному погашению задолженности. Хотя такая мера предусмотрена нормами жилищного законодательства только косвенно (ч. 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ), многие управляющие организации идут навстречу должникам. При погашении долга рекомендуем в первую очередь оплачивать накопившуюся сумму пени, и лишь затем — основной долг.

Некоторые категории граждан могут получить субсидии на оплату коммунальных услуг в случае, если расходы на ЖКУ превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ст. 159 ЖК РФ). Сейчас размер такой доли устанавливается регионами самостоятельно. К примеру, в Архангельской области и Камчатском крае субсидия предоставляется, если доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22%, в Амурской области размер этого показателя колеблется от 10% до 22%, а в Калужской области претендовать на частичное покрытие коммунальных расходов могут семьи, направляющие на оплату ЖКУ более 15% или более 19% их дохода (в зависимости от того, превышает ли среднедушевой доход семьи региональный прожиточный минимум). Вместе с тем, на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предлагающий установить предельно допустимую долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10% для всей территории России 10 .

Размер субсидии определяется по формуле, в которую включены такие показатели, как размер регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ, количество членов семьи заявителя, совокупный доход семьи и размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на коммунальные услуги. К примеру, проживающий в Архангельской области одинокий пенсионер, пенсия которого равна региональному прожиточному минимуму (8,786 руб.), может рассчитывать на субсидию в размере около 1200 руб.

Нередко полномочия по установлению размера субсидии и ее предоставлению передаются муниципалитетам (Курская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Саратовская область, Республика Дагестан и др.).

Некоторые субъекты федерации приняли решение о предоставлении гражданам субсидии в том случае, если рост среднемесячной платы за коммунальные услуги в течение полугода превысит 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (Челябинская область). Встречаются и иные региональные выплаты — к примеру, в Томской области жители домов с печным отоплением имеют право на получение ежегодной субсидии на приобретение и доставку твердого топлива.

Узнать о том, полагаются ли вам субсидии, в каком размере они могут быть предоставлены и какие документы необходимо для этого собрать, можно в районных отделах социальной защиты вашего города.

Новости по теме:

Документы по теме:

1 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 355582-5.
2 С полными результатами мониторинга цен на социально значимые продукты и услуги можно ознакомиться на официальном сайте Общественной палаты Российской Федерации
3 Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 256584-6.
4 Совещание по вопросам ЖКХ (25 февраля 2013 года, г. Москва, Кремль).
5 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 308873-6.
6 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 257140-6.
7 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 320076-6.
8 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 231281-6.
9 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 173562-6.
10 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 189120-6.

ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ

Взыскание долгов (судебное взыскание долгов) и оказание смежных услуг мы осуществляем на следующих условиях:

  1. Взыскание долгов через суд (услуги по взысканию долгов) – 3490 руб. (заседание).
  2. Представительство в суде по сложному спору о взыскании долгов – от 4990 руб. (заседание).
  3. Подача (или направление) процессуальных документов в суд – 990 руб.
  4. Выезд юриста в суд для ознакомления с делом – 1990 руб.
  5. Ознакомление с полученной информацией, предоставленными документами и материалами – бесплатно.

Необходимо отметить, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу о взыскании долгов судебные расходы, включая оправданные расходы на юридические услуги представителей.

В контексте настоящей статьи под долгом следует понимать неисполненное обязательство, а также денежные средства или другие активы, не возвращенные кредитору заёмщиком (дебитором) в согласованный срок и в установленном порядке с выплатой вознаграждения или без.

Взыскание долгов в судебном порядке имеет место при неисполнении обязательств в добровольном порядке и осуществляется через суд общей юрисдикции (взыскание задолженности, возникшей в результате осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляется через арбитражный суд) путем подачи иска о взыскании долга (см. Исковое заявление о взыскании долга).

В соответствии с действующим законодательством должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, как-то: передать имущество, уплатить деньги, выполнить иное обязательство, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения долга.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Долговые обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства (договора) и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Должник, просрочивший исполнение, отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой, и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения.

Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков. Однако должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.

Как правило, до инициирования судебного процесса кредитору есть смысл провести процедуру досудебного взыскания долга: направить в адрес должника претензию о взыскании долга; переговорить с должником и обосновать бесперспективность затягивания с возвратом долга. Так экономятся время и средства, формируется доказательная база и выявляется правовая позиция должника.

Наиболее частой причиной возникновения долга является просрочка или неисполнение договора займа должником. При этом договор займа считается заключенным не только в случае подписания самого договора, но и при передаче кредитору должником подписанной расписки.

Взыскание долга по расписке (взыскание долга по договору займа) с физических лиц в судебном порядке осуществляется, либо после направления претензии, если обязанность соблюсти претензионный порядок предусмотрена договором или законом, либо сразу по истечении срока (в т.ч. промежуточного срока) возврата долга. Если срок возврата суммы займа в договоре не установлен или определен моментом востребования, то течение срока начинается по окончании 30-дневного срока со дня предъявления займодавцем требования об этом.

Если иное не предусмотрено договором займа, сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет.

Судебное взыскание долгов также возможно, например, в следующих случаях:

1. Взыскание долга с наследников, принявших наследство и отвечающих по долгам наследодателя солидарно, может быть осуществлено кредитором наследодателя в пределах стоимости перешедшего к соответствующему наследнику наследственного имущества.

Наследник, принявший наследство в порядке наследственной трансмиссии, отвечает в пределах стоимости этого наследственного имущества по долгам наследодателя, которому это имущество принадлежало, и не отвечает этим имуществом по долгам наследника, от которого к нему перешло право на принятие наследства.

Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к исполнителю завещания или к наследственному имуществу. В последнем случае суд приостанавливает рассмотрение дела до принятия наследства наследниками или перехода выморочного имущества субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

При предъявлении требований кредиторами наследодателя срок исковой давности, установленный для соответствующих требований, не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению.

2. Взыскание долга с поручителя производится в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного поручительством обязательства. Поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.

Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.

Лица, совместно давшие поручительство, отвечают перед кредитором солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства.

Поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего.

Поручительство прекращается с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника.

Поручительство прекращается, если кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или поручителем.

Поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю. Когда срок исполнения основного обязательства не указан и не может быть определен или определен моментом востребования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иска к поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства.