Полномочия президента в различных сферах

13.4. Компетенция Президента Российской Федерации

Президент РФ обладает важными полномочиями в разных сферах государственной жизни. Ряд своих прав он осуществляет в тесном взаимодействии с палатами Федерального Собрания, причем право окончательного решения может оставаться за ними.

Президент РФ наделен широкими полномочиями по формированию государственных органов, определению их персонального состава, назначению на должность и освобождению от должности. В отношении органов исполнительной власти, органов при Президенте РФ он:

назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

принимает решение об отставке Правительства РФ;

утверждает по предложению Председателя Правительства РФ структуру федеральных органов исполнительной власти;

по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

формирует Администрацию Президента РФ;

назначает и освобождает полномочных представителей Президент РФ;

назначает и отзывает (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

У Президента РФ есть и другие права, связанные с деятельностью Правительства РФ, исполнительной власти, о которых говорилось выше, полномочия по осуществлению исполнительной власти.

Он принимает важнейшие решения в различных сферах: государственного строительства, социально-культурной, экономики и финансов, внешней политики, обороны и безопасности.

Согласно Конституции РФ в области внешней политики, международных отношений Президент РФ:

осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация и денонсация международных договоров осуществляются Федеральным Собранием, законами);

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;

назначает дипломатических представителей Российской Федерации.

Он наделен большими полномочиями в сфере обороны и безопасности. Так, в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ:

является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;

утверждает военную доктрину России;

назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил;

формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (последние два полномочия относятся и к его правам по формированию государственных органов, назначению должностных лиц);

вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение в случае агрессии против РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания (указы Президента РФ по последним двум вопросам подлежат утверждению Советом Федерации).

Президент РФ обладает полномочиями, связанными с организацией и деятельностью законодательной власти:

назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы;

обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (референдумы могут быть формой осуществления законодательной власти, поскольку путем голосования возможно принятие законодательных решений).

В отношении судебной власти, прокуратуры Президент РФ:

представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ;

назначает судей других федеральных судов.

Президент РФ также:

решает вопросы гражданства Российской Федерации, предоставления политического убежища;

награждает государственными наградами, присваивает почетные звания России, высшие воинские и высшие специальные звания;

Осуществляя свою компетенцию, Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны. Акты главы государства не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Президент РФ по Конституции РФ 1993 г. не является главой исполнительной власти. Тем не менее его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

Как глава государства Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.

Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти. Так, с согласия Государственной Думы он: назначает Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение о его отставке; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т. е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; утверждает доктрину национальной безопасности и военную доктрину; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции РФ).

Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Положения о названных органах утверждаются Президентом РФ. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Он вправе также отменять правовые акты федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных ему.

Президент РФ также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных законом, Президент вводит повсеместно либо в отдельных местностях чрезвычайное положение.

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. Естественно, такого рода разногласия могут возникать и между различными органами исполнительной власти. При недостижении согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

По вопросам своей компетенции Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президентские правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следует подчеркнуть, что большинство указов Президента посвящено различным сторонам организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, т. е. имеет управленческую направленность и содержит преимущественно нормы административного права. Это, например, указы о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

Обладая правом законодательной инициативы, Президент является инициатором ряда принципиально важных федеральных законов, непосредственно относящихся к организации и деятельности органов исполнительной власти и представляющих их должностных лиц. В этом отношении интересно проанализировать нормы Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно этому закону значительно расширены полномочия Президента, в частности, в отношении высших должностных лиц субъектов Федерации – руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Президент вправе отрешить такое лицо от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Президент РФ может в случае отрешения высшего должностного лица (если законодательством субъекта не предусмотрен иной порядок) назначить временно исполняющего обязанности на период до вступления в должность по его представлению вновь избранного законодательным (представительным) органом субъекта Федерации руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (президента, губернатора).

Президент РФ вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта Федерации в случае его противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ может вынести высшему должностному лицу субъекта Федерации предупреждение в случае, когда противоречие изданного им акта Конституции РФ и законодательству установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в течение установленного судом срока (как правило, два месяца) в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Если высшее должностное лицо не обращается в суд и в течение двух месяцев со дня издания Указа Президента РФ о приостановлении его акта уклоняется от отмены приостановленного акта или внесения в него изменений, Президент также выносит ему предупреждение. Если в течение месяца со дня вынесения Президентом предупреждения высшее должностное лицо не принимает мер по устранению причин, послуживших основанием для предупреждения, Президент вправе отрешить его от должности. По мотивированному представлению Генерального прокурора РФ высшее должностное лицо может быть временно отстранено от исполнения обязанностей (например, в случае предъявления обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления).

Читайте так же:  Трудовой договор 1990 годов

Внутренняя политика

Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней политики государства Конституция России

Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь её основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделён полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят своё выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон ещё раз, но квалифицированным большинством.

В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность — путём издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ — Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует своё видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты — важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьёзное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.

Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет – постоянно действующий консультативный орган.

ВОПРОС 26. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

2. Полномочия Президента РФ.

1. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент Российской Федерации возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

• непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);

• косвенно (через Правительство).

2. В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий, в частности:

• назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

• имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

• принимает решение об отставке Правительства РФ;

• представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации и

ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Централь ного банка Российской Федерации;

• по предложению Председателя Правительства Российской Федераци -назначает на должность и освобождает от должности заместителей Прел седателя Правительства Российской Федерации, федеральных министре!

• формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

• назначает и освобождает полномочных представителей Президента Рос сийской Федерации;

• вносит законопроекты в Государственную Думу;

• подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопро сам исполнительной власти);

• обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о по ложении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

• издает указы и распоряжения;

может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

43. Полномочия Президента Российской Федерации

43. Полномочия Президента Российской Федерации

Ст. 80 Конституции Российской Федерации гласит:

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации.

В основные полномочия Президента РФ как главы государства и фактического главы исполнительной власти входят такие полномочия:

1. В области международных отношений: Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

3. В области выборов и референдумов: Президент РФ назначает выборы Государственной Думы и всероссийские референдумы.

4. В области безопасности и обороны: Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности.

5. В области правосудия и прокурорского надзора: Президент РФ представляет Совету

Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также судей других федеральных судов, представляет Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора РФ.

6. Полномочия Президента РФ как фактического главы исполнительной власти заключаются в том, что он назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, направлять и контролировать его деятельность. Президент РФ и Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ исполняют свои полномочия федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Полномочия президента в различных сферах

Традиционной является классификация полномочий (компетенции) Президента РФ по различным сферам осуществления его деятельности. При этом отдельные ученые-государствоведы выделяют различное число групп полномочий Президента. Так, С.А. Авакьян выделяет пять их основных групп:

в части формирования государственных органов и назначения высших должностных лиц;

в части руководства внутренней политикой страны и взаимоотношений с другими государственными органами;

в области внешней политики;

в области обеспечения обороны и безопасности государства, стабильности общественного порядка в стране;

в области обеспечения конституционного статуса личности [1] .

В.Е. Чиркин говорит о восьми группах полномочий:

в сфере правового статуса личности;

связанные с федеративным устройством государства;

в отношениях с парламентом;

в отношениях с органами исполнительной власти;

в отношениях с органами судебной власти;

по урегулированию чрезвычайных положений;

в военной сфере;

в области внешней политики [2] .

По мнению Е.И. Козловой, полномочия Президента РФ следует разделить на шесть групп по следующим сферам:

полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственной власти;

участием в законотворчестве;

функционированием исполнительных органов государственной власти;

обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;

Читайте так же:  Как посчитать сколько стоит осаго

внешней политикой и обороной;

иными сферами государственной деятельности [3] .

На наш взгляд, выделение большего количества групп полномочий Президента или совмещение их в более крупные блоки, т.е. выделение меньшего количества групп – не принципиально. Важно, чтобы они охватывали все области жизни общества и все сферы государственного управления, в которых Президент может и должен проявлять свои властные полномочия в целях, обозначенных в присяге. Поэтому мы будем рассматривать полномочия намеренно не определяя число их групп.

Компетенция Президента РФ в отношении исполнительных органов государственной власти .

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации (ч.1 ст.110 Конституции). Состав, полномочия, организация деятельности, обеспечение деятельности и другие вопросы деятельности Правительства регулируются ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» [4] .

Согласно п. «а» ст.83 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. После трехразового отклонения Думой представленных кандидатур Президент наделен правом распустить палату и назначить ее новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства РФ, занимая, тем самым, место его Председателя (п. «б» ст.83). Этим Президент осуществляет непосредственное руководство Правительством.

В ст. 32 ФКЗ «О Правительстве» закреплено положение о том, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них, назначает их руководителей. В Указе Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» [5] конкретно определены такие органы: МВД РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, МИД РФ, Министерство обороны РФ, МинЮст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, Служба внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба охраны РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность данных органов.

Президент обладает контрольными (надзорными) полномочиями в отношении органов исполнительной власти. Так, в соответствии с ч.3 ст. 115 Конституции РФ глава государства наделен правом отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Основному закону, федеральным законам и указам Президента РФ посредством издания Президентских указов. Однако, надо отметить, что такого рода указы на практике фактически не встречаются, поскольку важная роль в этой деятельности отведена прокуратуре. Тем не менее, прецеденты имеются: Указ Президента РФ 1995 г. об отмене как противоречащего закону «Об оружии» постановления Правительства РФ от 19 декабря 1994 г. о праве использования оружия работниками Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России [6] . Надзорные полномочия Президента РФ используются в отношении исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: ч.2 ст.85 Конституции наделяет Президента правом приостановить действия актов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречий этих актов Конституции, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент обладает и арбитражными полномочиями в отношении исполнительных органов. Данное полномочие осуществляется Президентом РФ прежде всего путем использования согласительных процедур. Это право закреплено в ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Оно гласит, что Президент РФ может использовать согласительные процедуры для решения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Таким образом, как видно из описанного, Президент РФ осуществляет непосредственное воздействие на Правительство и принимает важные решения в сфере исполнительной власти.

Полномочия, связанные с органами законодательной власти .

Согласно п. «а» ст.84 Конституции, Президент назначает выборы Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий или в связи с ее роспуском. Порядок выборов устанавливается ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» [7] .

Право Президента на роспуск Думы обуславливается следующими основаниями: трехкратное отклонение Думой кандидатур Председателя Правительства, предложенных Президентом (ч.4 ст.111), выражение Думой в течение трех месяцев недоверия Правительству (ч.3 ст.117), отказ Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). Перечень оснований для роспуска Государственной Думы носит исчерпывающий характер.

Кроме этого, Президент наделен правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы, пользуется правом отлагательного вето в отношении федеральных законов, издает нормативные правовые акты и обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране.

Полномочия, связанные с судебными органами .

Судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства [8] .

Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» [9] . Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов — т.е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Ниже в этой же статье дается исчерпывающий перечень федеральных судов:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В соответствие с Конституцией РФ судьи высших федеральных судебных органов РФ назначаются по представлению Президента.

Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд РФ. Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [10] .

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Согласно п. «е» ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов.

Полномочия в области обороны страны и обеспечения государственной безопасности .

Являясь Верховным главнокомандующим, согласно ст.83 и 87 Конституции, Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Вообще, конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и обеспечения ее безопасности весьма обширны. Назовем лишь некоторые, содержащиеся в ст.4 ФЗ «Об обороне» [11] . Президент Российской Федерации: определяет основные направления военной политики РФ; утверждает военную доктрину РФ; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий; исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом; принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению; утверждает общевойсковые уставы, положения о Боевых знаменах воинских частей, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности, положения о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формированиях и органах; издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан РФ и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан РФ, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом; и мн. др.

Читайте так же:  Правила оформления гаража в собственность

В соответствии со ст.88 Конституции РФ Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Подробно данные вопросы урегулированы в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении» [12] . Прежде всего в нем определены обстоятельства введения чрезвычайного положения: а) попытка насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессионные, региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение вводится Указом Президента РФ. Он подлежит утверждению Советом Федерации в течение 72 часов.

Полномочия в области внешней политики .

Согласно п.«а» ст.86 Конституции РФ Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.

Президенту непосредственно подчинено Министерство иностранных дел. Он возглавляет Совет Безопасности, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, Президент имеет непосредственные контакты с главами иностранных государств, участвует во встречах, осуществляет государственные визиты и др. Свое видение внешнеполитических интересов России Президент формирует в ежегодных посланиях о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства [13] .

Пункты «б», «в» и «г» 86 статьи конкретизируют полномочия Президента во внешнеполитической сфере: ведет переговоры и подписывает международные договоры, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Наглядно процедура принятия верительной грамоты описывается Г.В.Дегтевым: «эта процедура нередко сопровождается обменом мнений по вопросам, имеющим существенное политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда говорят, чисто протокольной. Эти грамоты адресуются от главы иностранного государства к главе России. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям подлежит «верить». При вручении грамот обычно присутствует министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический представитель называет себя, государство, главу своего государства, вручает грамоту Президенту РФ и кратко представляет своих ближайших сотрудников. После вручения грамот Президент имеет краткую беседу с новым послом».

Все исследователи единодушны во мнении, что один Президент не может решать все вопросы внешних сношений. Поэтому многогранная внешнеполитическая деятельность осуществляется в сотрудничестве с Парламентом и Правительством РФ. Международные договоры, заключенные Президентом, подлежат ратификации, которая осуществляется парламентом — Федеральным Собранием. Принимаемая на основе такого одобрения ратификационная грамота подписывается Президентом.

Все это в целом способствует разработке стратегии внешнеполитической деятельности страны, основные ее направления, которые, в конечном итоге влияют на положение каждого гражданина. Президент непосредственно руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует.

Согласно п. «м» ст.83 Конституции РФ, Президент назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Дипломатические представители отстаивают интересы РФ в международных организациях: ООН, ЮНЕСКО, МОТ и др. Следует заметить, что назначение и отзыв дипломатических представителей может быть реализовано после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Однако Конституцией устанавливается лишь обязанность проводить консультации, но само назначение конкретного дипломатического представителя не связывается с результатом этих консультаций.

Для сравнения приведем примеры того, как регулируются полномочия президента во внешней политике в других странах. Так, Конституция Франции весьма детально регулирует внешнеполитические полномочия президента. В латиноамериканских странах они лишь упоминаются в общих чертах. В США президент обладает значительными полномочиями, которые основываются не столько на тексте Конституции, сколько на решениях Верховного суд, доктрине «внешнего суверенитета» [14] .

К иным полномочиям Президента относятся (ст. 89 Конституции):

— возможность решать вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях. В статье 28 ФЗ «О гражданстве РФ» [15] Президент назван полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ. Согласно ст. 29 данного закона, Президент РФ решает вопросы:

а) приема в гражданство РФ в общем порядке;

б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;

в) выхода из гражданства РФ в общем порядке;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Президент утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

— вопросы награждения государственными наградами Российской Федерации, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. Для предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана комиссия по государственным наградам.

— осуществление помилования. Помилование выражается в полном освобождении осужденного от наказания за уголовное преступление, назначенное приговором суда, вступившим в законную силу, либо сокращение срока наказания.

Акт помилования осуществляется на основе персонального обращения осужденного к Президенту. Обращение осужденного к Президенту – последний шанс изменить меру наказания за преступление.

— далее, п. «в» ст.84 наделяет Президента правом назначать референдум. Порядок назначение и проведения референдума регулируется ФКЗ «О референдуме РФ» [16] .

— п. «и» ст.83 наделяет Президента правом формировать свою администрацию, которую возглавляет Руководитель администрации. Администрация призвана обеспечить исполнение Президентом его полномочий [17] .

[1] Конституционное право: Энциклопедический словарь/Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 477-479.

[2] Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. С. 321.

[3] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: 3-е изд. М., 2003. С. 399.

[4] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 22 декабря 1997 г., — №51 — Ст. 5712.

[5] Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации — 24 мая 2004г. — №21 — Ст. 2023.

[6] // Собрание законодательства Российской Федерации — 20 марта 1995г. — №12 — Ст.1037.

[7] Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. №175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 23 декабря 2002 г. — №51 — Ст. 4982

[8] Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2005. С. 35.

[9] Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. — №1 — Ст. 1.

[10] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 25 июля 1994г. №13. — Ст.1447.

[11] Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации — 3 июня 1996 г., — №23 — Ст. 2750.

[12] Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации — 4 июня 2001г. — №23 — Ст. 2277.

[13] Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством О.Е.Кутафина. — ЗАО Библиотечка «Российской газеты», 2003 г.

[14] Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира. С.96.

[15] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 3 июня 2002 г. — №22 — Ст. 2031.

[16] Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 5 июля 2004 г. — №27 — Ст. 2710.

[17] Указ Президента РФ от 6 апреля 2004 г. №490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации — 12 апреля 2004 г. — №15 — Ст. 1395