Пояснительная записка швейное дело

Материал по технологии на тему:
пояснительная записка к рабочей программе по швейному делу

учебно-тематическому плану по «Трудовое обучение» профиль

«ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» (5-9 классы)

Предварительный просмотр:

учебно-тематическому плану по «Трудовое обучение» профиль

«ШВЕЙНОЕ ДЕЛО» (5-9 классы)

Учебно-тематический план составлен на основе следующих нормативных документов:

— Закон РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г.;

-«Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденный 10. 04. 2002 г., № 29/2065-п.;

— «Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», в ред. Постановлений Правительства РФ от 10. 03. 2000 г. № 212 и от 23.12.2002 г. № 919;

— Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000 г.;

— Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Учебно-тематический план разработан в соответствии с программой для специальных (коррекционных) школ VIII вида сборник 2 под редакцией В.В. Воронковой разделы «швейное дело» (JI.C. Иноземцева) гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г., рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, развёрнутым тематическим планированием рекомендованным для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений О.В. Павлова Волгоград Издательство «Учитель» 2010г. и на основе учебных пособий для обучающихся:

1. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело» для 5 класса, допущено Министерством образования РФ, Москва, «Просвещение», 2004г.;

2. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело» для 6 класса, допущено Министерством образования РФ, М, Москва, «Просвещение», 2005г.;

3. Г.Г. Мозговая Г.Б. Картушина, «Швейное дело» для 7 класса, допущено Министерством образования РФ, М, Москва, «Просвещение», 2006г.;

4. Г.Г. Мозговая Г.Б. Картушина, «Швейное дело» для 8 класса, допущено Министерством образования РФ, М, Москва, «Просвещение», 2011г.;

5. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело» для 9 класса, допущено Министерством образования РФ, М, Москва, «Просвещение», 2011г.;

6. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело» 5-6 классы для вспомогательной школы, рекомендованных Главным управлением организационно педагогического обеспечения Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 1993г.;

7. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело» 7-8 классы для вспомогательной школы, рекомендованных Главным управлением организационно педагогического обеспечения Министерства образования РФ Москва, «Просвещение», 1993г.,

8. JI.B. Мельникова «Швейное дело» для учащихся 9-10 классов вспомогательной школы» Москва, «Просвещение» 1986 г.

Дополнительная литература для учителя

  1. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2008
  2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование. М., «Педагогика», 2008
  3. Учебное пособие – М – 1991 г. Технология изготовления машинных швов. Азбука шитья, выпуск 1, О.А.Кожина.

Проведение учебных занятий «Швейное дело» на учебный год предусмотрено программой из расчета в неделю 5 класс — 6 часов, 6класс-8 часов, 7 класс — 10, 8-9 классы — 12 часов.

В процессе обучения при реализации индивидуального подхода учитываются особенности нарушений в интеллектуальном развитии обучающихся, потенциальные возможности ребенка, состояние психофизического здоровья, а также уровень проявления недостатков в трудовой деятельности учащихся. К ним в частности относятся: слабая ориентировка в последовательности выполнения швейных операций по изготовлению простых швейных изделий, затруднения в принятии решения при изменении производственной ситуации, наличие необъективной оценки результатов собственного труда, не развиты приемы самоконтроля при выполнении практической работы, замедлен темп овладения отдельными швейными операциями, слабое усвоение, непонимание специальных терминов и понятий, отсутствие самостоятельности в трудовой деятельности, снижен уровень ответственности за выполнение работы.

Исходя из структуры содержания курса, учитывая психофизиологические возможности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, можно определить следующие задачи в обучении швейного дела:

— формировать ЗУН посредством отработки и тренировки практических умений сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно;

  1. формировать трудолюбие, аккуратность посредством организации самостоятельных практических работ по выбору учащихся;
  2. обучать учащихся рациональным способам организации работы;
  3. развивать воображение, фантазию у детей используя наглядные средства обучения;
  4. развивать двигательные возможности пальцев рук, посредством выполнения несложных швейных операций;
  5. обучить работать измерительными инструментами;
  6. отрабатывать практические навыки работы на швейной машине;
  7. формировать у обучающихся потребность в занятии швейным делом путём предоставления ребёнку право выбора.
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. корректировать нарушение координации движений обучающихся посредством определения определённого темпа трудовой деятельности;
  2. корректировать нарушения психических процессов, недостатки мыслительных операций, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать интерес к изучению предмета;
  2. воспитывать бережное отношение к результатам труда других людей;
  3. прививать полезные привычки аккуратность и опрятность во внешнем виде на основе формирования умений ухода за одеждой;
  4. сформировать социально-одобряемые качества личности (ответственность, самостоятельность, взаимопомощь, аккуратность, усидчивость).

Пояснительная записка швейное дело

Данная программа предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе программа по швейному делу учитывает особенности познавательной деятельности детей, умения и навыки, приобретённые на уроках трудового обучения в начальных классах. Обучение швейному делу ведётся с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, природоведения, биологии, истории, домоводства, также носит предметно-практическую направленность, тесно связана с жизнью, профессионально-трудовой подготовкой учащихся. Обучение направлено на разностороннее развитие личности учащихся, носит элементарно-практический характер, способствует их умственному развитию и социальной адаптации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это основной состав учащихся коррекционной школы. У них наблюдается дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, познавательных интересов, слабость ориентировочной деятельности, замедленная, затруднённая восприимчивость к новому, плохая обучаемость. К этому с годами, естественно, присоединяется бедность кругозора, малый запас представлений, конкретность и поверхность мышления, то есть слабость обобщения, незрелость эмоционально – волевой сферы.

При обучении детей швейному делу учитывается неоднородность состава класса и осуществляется индивидуальный подход. Класс делится на 3 группы:

I группа (базовый уровень) – наиболее способные учащиеся, которые достаточно свободно владеют связной речью, могут с помощью

учителя прийти к элементарным выводам. Достаточно высоко развита моторика мелких мышц руки. II группа (сниженный уровень) – учащиеся не обладают возможностями учащихся I группы, и нуждаются в привлечении средств наглядности на всех этапах учебной деятельности.

III группа – учащиеся не имеют обобщённых представлений , с трудом используют свой прошлый опыт. Знания и умения закрепляются у них не в полном объёме.

Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью их потенциальных возможностей.

Согласно учебному плану 2015 – 2016 учебного года на изучение швейного дела отводится следующее количество часов:

Рабочая программа (швейное дело) 6 класс

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мурманская коррекционная школа №1»

Приказ №___________от_______ 2016 г.

Рассмотрено на заседании МО Согласовано

протокол №_____ от_____________ Зам. директора по УВР

Рабочая программа по предмету «Профессионально-трудовое обучение» (швейное дело)

на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Профессионально-трудовое обучение» (швейное дело) для 6 класса разработана на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида, 5-9 классы»,

сборник 2 под редакцией В.В. Воронковой. -М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001 г.

Программа разработана учителем ПТО ГОБОУ «Мурманская КШ №1»

2016-2017 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Профессионально-трудовое обучение» (швейное дело) для 6 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых и методических документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации №273 –ФЗ от 29.12.2012г.;
  2. «Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997г. №288 (в редакциях постановлений Правительства РФ от 12.03.1997г. №288, от 10.03.2000г. №212, от 23.12.2002г. №919, от 01.02.2005г. №49);
  3. приказа Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» №29/2065-п от 10 апреля 2002 года;
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой. -М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001 г.
  5. Учебного плана образовательного учреждения;
  6. Программа 6 класса учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида предусматривает овладение промышленной технологией пошива женской и детской легкой одежды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах

Цель программы: формирование и развитие у учащихся общетрудовых и специальных умений и навыков в области технологии изготовления женской и детской легкой одежды.

  • формировать и совершенствовать технические и технологические знания, профессионально-трудовые умения и навыки;
  • развивать мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики;
  • воспитывать культуру труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательные знания и навыки.

Кроме того, выполнение швейных работ формирует у учащихся эстетические представления и вкус, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, адаптирует учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

Межпредметная интеграция занятий по трудовому обучению осуществляется с:

  • математикой (расчеты для построения);
  • черчением (основы графической грамоты, построение чертежей одежды и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения);
  • письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);
  • ОБЖ (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);
  • ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для вышивки, аппликации, зарисовка моделей одежды);
  • историей (история возникновения вещей);
  • чтением и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях).
  • урок,
  • практическая работа,
  • самостоятельная работа,
  • фронтальная работа.
  • личностно-ориентированное,
  • деятельностный подход,
  • уровневая дифференциация,
  • информационно-коммуникативные,
  • здоровьесберегающие,
  • игровые.

Высокий уровень (5 баллов)

Обучающийся освоил материал в полном объеме. Обучающийся способен сосредоточиться на задании сразу как получил его. Обучающийся заинтересован, проявляет устойчивое внимание к выполнению задания. Самостоятельно может воспроизвести по образцу. Может сверить с образцом и найти при необходимости ошибку, частично используя помощь педагога. В выполненных работах правильно произведена разметка, аккуратно выполнено вырезание, аккуратно произведено склеивание. Может оценить результаты своей деятельности. Способен самостоятельно довести выполнение задания до конца.

Средний уровень (3-4 балла)

Обучающийся освоил базовые знания, умения, навыки. Помощь воспринимает не всегда или использует незначительно. Обучающийся заинтересован, но не всегда проявляет устойчивое внимание к выполнению задания. Может сверить с образцом, но найти ошибку не всегда. Не всегда может выполнить самостоятельно задание, затрудняется и просит помощи педагога. Не всегда может сосредоточиться при выполнении задания и в основном полагается на помощь педагога. Оценить результаты своей деятельности может с подсказкой педагога. Не всегда выполнение задания может довести до конца без подсказки педагога. В работе допускает небрежность, делает ошибки, не находит их самостоятельно.

Читайте так же:  Единые алименты

Низкий уровень (1-2 балла)

Владеет минимальными начальными навыками, знаниями, но с трудом может выполнить задание и только с помощью педагога, не успевает выполнить сам работу до конца. Обучающийся, как правило, затрудняется в выполнении заданий. Обучающийся с трудом и не сразу способен сосредоточиться на выполнении задания. Обучающийся не проявляет устойчивого внимания к выполнению задания. Оценить результаты своей деятельности может только с подсказкой педагога. Работы небрежные, выполнены неаккуратно, не соответствуют образцу.

Рабочая программа на тему:
Рабочая программа кружка «Швейное дело» 7-8 класс

Рабочая программа кружка «Швейное дело» 7-8 класс

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное

учреждение Ордынского района Новосибирской области

«Ордынская санаторная школа»

Рабочая программа кружка

учитель Мурашкина Д.К

2016 – 2017 учебный год

Программа кружковой деятельности школьников “Швейное дело” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Внеклассные занятия по данной программе тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые изделия, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.

Данная программа рассчитана на детей среднего школьного возраста 7-8 класс на один год обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: вышивке, конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Для кружковой работы были выбраны учащиеся средних классов и это не случайно с 14-15 лет, и от этого будет зависеть его дальнейшая жизнь. Задумывая реализацию данной программы, хотелось бы со школьного возраста заложить в детях предпринимательскую жилку, привить желание трудиться с удовольствием, принося доход себе и пользу обществу.

Обоснование часов в учебной программе:

На изучение данного кружка отводится 35 часов. На первую четверть приходится 9ч, а вторую четверть приходится 7 часов, в третьей 11 ч., а в четвертой 8 ч.

Курс обучения в 6 классе включает: основные приемы вышивания, ручные стежки и строчки, материаловедение, уход за различными видами тканей, конструирование и моделирование, снятие мерок, последовательность построения основы чертежа, технологию изготовления и демонстрацию швейных изделий, уход за различными видами тканей, швейной машиной и пользование вспомогательными приспособлениями.

Формирование навыков искусства вышивки и шитья.

  1. Познакомить с технологиями современной вышивки и швейных технологий.
  2. Развивать познавательно-трудовую активность.
  3. Формировать умения и навыки, позволяющие учащимся самостоятельно изготавливать швейные и вышитые изделия.
  4. Формировать аккуратность и бережное отношение к вещам.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственно, трудового и эстетического воспитания;

Основные формы организации деятельности учащихся на занятии:

  1. Индивидуально -групповые
  2. Коллективные.
  • Лекции
  • Беседы
  • Практические занятия
  • Демонстрация образцов и изделий.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность кружковцев на практических занятиях:

1. Объяснение. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три кружковца выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством педагога делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особенное внимание уделяет тем кружковцам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы кружковцев принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У детей формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Большое место на занятиях отводится инструктажу, который включает как словесные, так и практические методы обучения. Он используется при объяснении и показе технологии выполнения швов, последовательности выполнения каждой операции. Такой инструктаж проводится фронтально для всей группы. Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Дополнительный инструктаж проводится с кружковцами, не усвоившими задание. Заключительный инструктаж проводится в конце каждого занятия, при этом демонстрируются лучшие образцы, отмечаются характерные недостатки и указываются типичные ошибки. Во всех случаях необходимо обращать внимание на форму изделия, цветовые сочетания, на применение изделия в быту.

Основные методы проведения занятий :

устное изложение, беседы, лекции;

показ иллюстраций, картин, схем, табличек;

Практическая работа, выставки, демонстрация готовых изделий.

Требования к уровню усвоения знаний:

Технологии современной вышивки и швейных технологии:

-Ручные стежки и строчки;

-Материаловедение. Уход за различными видами тканей;

-Основные приемы вышивания;

-Конструирование и моделирование;

— Последовательность построения основы чертежа;

— Технология изготовления швейных изделий;

-Правила выполнения технологических операций;

-Бытовые швейные машины

— Работать с тканью;

-Выполнять ручные стежки, строчки (крест: с горизонтальными, вертикальными и простыми стежками на изнанке; свободные швы и другие видов вышивок);

-Изготавливать прихватки (демонстрация и проверка качества);

— Снимать мерки. Рассчитывать конструкции;

-Чистить, смазывать и регулировать бытовую швейную машину;

— Читать технологическую карту;

— Изготавливать изделие (снятие мерок, расчет конструкции, раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия, сметывание и первая примерка, исправление дефектов, технологическая обработка, оформление края отделка);

— Пользоваться вспомогательными приспособлениями;

-Выполнять заплаты(подкладная, накладная) и аппликации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-Ухода за различным видами тканей, швейной машиной;

— Изготовления прихваток и других изделий.

Почти каждая тема завершается подведением итогов по данной теме. Это могут быть конкурсы, выставки.

При оценке готовых изделий необходимо обращать внимание на:

— степень проявления мастерства, технологически верное исполнение, аккуратность, чистота исполнения;

ШВЕЙНОЕ ДЕЛО 9 класс Пояснительная записка.

2 ШВЕЙНОЕ ДЕЛО 9 класс Пояснительная записка. Рабочая программа по швейному делу для 9 класса составлена на базе авторской программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В. Воронковой 04г. издания. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Цель обучения швейному делу в 9 классе. Подготовка учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды. Задачи: — изучение программного материала: освоение учащимися технологии пошива легкой одежды; — устройство производственных швейных машин. — формирование у обучающихся умения работы на производственной швейной машине; — формирование навыка изготовления сложного изделия; — формирование навыка планирования пошива изделия; — формирование умения работы с пооперационным разделением труда; -формирование умения проводить анализ своей деятельности и ее результатов; — развитие мышления, способности к пространственному анализу; — развитие рациональных способов действий при выполнении пошива изделия; — развитие эстетического вкуса; — воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, умения работать в коллективе; — воспитание осознанного отношения к труду. Особенности усвоения программного материала учащихся 9 класса. Обучающиеся 9 класса определяются следующими особенностями: группа характеризуется усвоением программного материала в полном объеме, учащиеся этой группы хорошо владеют навыками работы на электрической швейной машине, могут самостоятельно работать с помощью пооперационных и инструкционных карт, владеют техникой раскроя и пошива изделий. (5%). Вторая группа учащиеся усваивают программный материал недостаточно прочно, требуется систематическое пооперационное объяснение и помощь со стороны учителя, учащиеся этой группы работают на швейной машине самостоятельно, но медленно и с плохим качеством строчек. (5%). Третья группа — это учащиеся, испытывающие значительные трудности при усвоении программного материала, требующие индивидуального подхода на этапах объяснения нового материала, снижения уровня сложности и объема заданий. (50%). Особенности организации учебного процесса на уроках швейного дела в 9 классе. В связи с указанными особенностями усвоения учебного материала в классе проходит следующая работа: выполнение заданий с помощью учителя, индивидуальные задания для учащихся, снижение объѐма выполняемого задания. Информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование. В связи с изменением режима функционирования учреждения, авторская программа Л.С. Иноземцевой трансформируется по триместрам. В базисном учебном плане в 9 классе предусмотрено, 4 часов в неделю. Учебный план МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат» предусматривает на изучение программного материала по предмету 90 час в год, 9 часов в неделю. Сокращение часов связано с требованиями СанПиНа N 89 от 9 декабря 00 г. о максимальной недельной нагрузке учащихся часа при 5-ти дневной учебной

3 неделе. В связи с сокращением учебных часов в авторскую программу внесены следующие изменения: — в — м триместре 9ч., — во — м триместре — 99ч., — в -м триместре 98ч. Количество часов в течение года сокращается за счет практического повторения. Все темы, предусмотренные в программе, изучаются полностью. Навыки самостоятельной работы формируются на всех этапах обучения в связи с практической направленностью программного материала, индивидуальным и дифференцированным подходом к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекционной направленностью учебно-воспитательного процесса. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: На прохождение программного материала по швейному делу учебным планом отводится в 5 классе 6 часов в неделю, в 6 классе 8 часов в неделю, в 7, 8, 9 классах 9 часов в неделю. Итоговая аттестация проводится по окончанию школьного курса. Описание ценностных ориентиров содержания учебного процесса. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. Программа предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды. Результаты освоения учебного предмета технологии (направление швейное дело) В результате обучения швейному делу в 9 классе учащиеся имеют возможность получить следующие знания и умения: Учащиеся должны знать: — элементарные знания по трудовому законодательству; — сведения об организации труда и производства на швейной фабрике; — правила безопасной работы на швейной фабрике; — ТБ при работе с ножницами; — ТБ при работе с иглой; — ТБ при работе на швейной машине. Учащиеся должны уметь: — изготавливать выкройки платья отрезного по линии талии или бедер (по основе платья); — раскраивать платья, блузки, юбки; — обрабатывать срезы мелких деталей окантовочным швом; -изготавливать изделий с применением пооперационного разделение труда. Содержание программы 9 класс. (90ч.) -й триместр (9ч.) ). Вводное занятие (ч.) Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего. Ответственность обучения в швейном классе. Техника безопасности при пользовании инструментами и оборудованием. Распределение рабочих мест. ). Особенности обработки изделий из синтетических тканей (5ч.) Теоретические сведения. Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей. Блузочная, плательная и плащевая синтетические ткани: свойства и их учет при пошиве изделий. Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани. Чистка, стирка и хранение изделий из синтетических тканей.

Читайте так же:  Требования предъявляемые к дизельному топливу

4 Лабораторная работа. Определение синтетических тканей по внешнему виду, на ощупь и по характеру горения нитей. ). Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер (0ч.) Изделие. Платье отрезное по линии талии или по линии бедер со съемным поясом, с рукавами или без рукавов. Теоретические сведения. Платья отрезное и цельнокроеное. Фасоны отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии и по линии бедер. Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья. Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкроек рукава «фонарик» и рукава «крылышко». Умение. Выбор и описание фасона платья. Практические работы. Разрезание выкройки основы платья по линии талии и по линии бедер. Раскладка выкройки на ткани. Изменение фасона юбки при раскрое. Раскрой с учетом припусков на швы. Прокладывание копировальных стежков. 4). Соединение лифа с юбкой (0ч.) Изделие. Платье, отрезное по линии талии или по линии бедер. Теоретические сведения. Ткани, используемые для пошива отрезного платья. Детали платья, отрезного по линии талии. Правила соединения лифа с юбкой. Практические работы. Подготовка к примерке платья. Примерка. Внесение исправлений после примерки. Обработка вытачек, боковых и плечевых срезов. Обработка пояса. Соединение лифа с юбкой притачным швом. Обметывание срезов на краеобметочной машине. 5). Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике (ч.) Теоретические сведения. Оборудование отделочного цеха: виды (утюги, прессы, паровоздушные манекены), назначение. Общее представление о работе прессов. Назначение паровоздушного манекена. Требования к влажно-тепловой обработке изделий. Организация рабочего места при влажно-тепловой обработке изделия. Техника безопасности на рабочих местах. 6). Трудовое законодательство (6ч.) Теоретические сведения. Кодекс законов о труде. Основные права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи. 7). Самостоятельная работа (ч.) Отдельные операции по пошиву изделия в масштабе :. (Выполняется по готовому крою.) 8). Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину (6ч.) Теоретические сведения. Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов, условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе. Умение. Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа. Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод. Подгонка

5 выкройки на свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке. Практические работы. Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа. 9). Оборудование швейного цеха (ч.) Теоретические сведения. Универсальная швейная машина: виды выполняемых работ, основные механизмы. Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва). Заправка нитей в машину. Перевод регулятора строчки. Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей. Заправка верхней и нижней нитей. Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение. Умение. Работа на ножной швейной машине. Упражнения. Заправка верхней и нижней нитей на ножной и электрической швейных машинах. Регулировка натяжения верхних и нижних нитей на ножной и электрической швейных машинах. Практическое повторение (8ч.) Виды работы. Пошив постельного белья, платья, блузки, женской и детской юбки. Выполнение заказов базового предприятия. ). Вводное занятие (ч.) План работы на — триместр. — триместр (99). ). Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды (5ч.) Изделия. Платье, юбка, сарафан, блузка несложного фасона. Теоретические сведения. Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу. Выбор фасона и его анализ. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. Подбор отделки для модели с отделкой. Норма расхода ткани при разной ее ширине. Анализ выкройки. Практические работы. Раскладка выкройки на ткани. Проверка раскладки с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы. Раскрой. Пошив и отделка изделия. ). Организация труда и производства на швейной фабрике (9ч.) Теоретические сведения. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. Общее представление о разработке моделей и конструировании изделий для массового производства. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма выработки (количество готовой продукции в единицу времени). Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке. 4). Правила безопасной работы на швейной фабрике (7ч.) Теоретические сведения. Законодательство по охране труда. Безопасность труда на швейной фабрике: в швейном цехе, на рабочем месте швеи-мотористки, в других цехах. Электробезопасность. Безопасная работа при выполнении ручных и машинных операций, а также при влажно-тепловой обработке изделий. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах.

6 5). Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием (0ч.) Теоретические сведения. Ткань, используемая для пошива простейших изделий: виды, технологические свойства. Основные детали изделий, названия срезов. Виды швов, используемых при пошиве изделий. Последовательность обработки изделий. Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия. Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях. Умение. Межоперационный контроль. Ежедневный учет работы (индивидуальный и бригадный). Оценка качества готовых изделий. Подведение итогов выполнения планового задания. Упражнение. Изготовление пробного изделия индивидуально. 6). Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обмѐточной машине. (5 ч.) Теоретические сведения. Универсальная машина, используемая для выполнения машинных закрепок как отдельных операций, характеристика, подготовка к работе. Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок. Экскурсия. Швейная фабрика. Швейный цех. Наблюдения за работой швеи. Пробное выполнение машинной закрепки шва. Практические работы. Изготовление изделия с пооперационным разделением труда. 7). Технология пошива прямого цельнокроеного платья (8ч.) Изделие. Прямое цельнокроеное платье с несложной отделкой. Теоретические сведения. Работа подготовительного и раскройного цехов: настил тканей, раскладка лекал, экономные приемы раскроя, оборудование для раскроя, проверка качества кроя, маркировка кроя. Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья: заготовка переда платья, соединение плечевых срезов, обработка горловины, втачивание рукавов в открытую пройму или обработка проймы подкройной обтачкой. Соединение боковых срезов, обработка низа изделия. Утюжка и складывание изделия. Практические работы. Раскрой платья. Пошив платья 8). Самостоятельная работа (ч.) Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания. 9). Практическое повторение (0ч.) Виды работы. Выполнение в производственных условиях машинной закрепки на концах швов деталей, обметанных на обметочной машине. Обметывание срезов в изделиях на специальной машине 5-А класса ПМЗ. — триместр. (98 ч.) ). Вводное занятие (ч.) План работы на четверть. ). Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии (5ч.) Теоретические сведения. Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Ткани с пропиткой, с блестящим покрытием, с применением металлических и металлизированных нитей. Нетканые материалы. Окраска, технологические свойства и использование новых тканей для изготовления одежды. Лабораторная работа.

7 Изучение прорубаемости новых тканей (строчка на машине иглами и нитками разным номеров), влагопроницаемости (намачивание водой, сушка, наблюдение за изменением внешнего вида), сминаемости, изменений вида и качества при утюжке, с разным температурным режимом. ). Технология пошива юбок. (ч.) Изделия. Юбки разных фасонов. Теоретические сведения. Ткани, используемые для изготовления поясных изделий: виды, свойства. Обработка застежек в поясном изделии. Технология обработки пояса. Использование прокладочных материалов для обработки пояса. Современный способ обработки низа поясного изделия. Выбор моделей, подбор ткани и отделки. Подбор лекал, внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия. Умение. Влажно-тепловая обработка шва. Практические работы. Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых срезов. Обметывание срезов швов. Влажно-тепловая обработка швов. Обработка застежки в боковом или среднем шве. Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью (или другая отделка). Обработка и соединение пояса с верхним срезом. Обработка швом вподгибку с открытым или закрытым срезом низа изделия. 4). Обработка окантовочным швом среза мелкой детали (6ч.) Теоретические сведения. Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. Дефекты при выполнении окантовочного шва: разная ширина окантовки, искривленный край детали. Причины дефектов: отклонение в ширине окантовки, изменение в натяжении окантовки, уменьшение ширины окантовочного шва. Необходимость тщательного и постоянного контроля за выполнением окантовочного шва. Умение. Выполнение окантовочного шва. Упражнения. Выполнение окантовочного шва на прямых срезах. Выполнение окантовочного шва на закругленных срезах. 5). Самостоятельная работа (ч.) 6). Практическое повторение (8 ч.) (подготовка к экзамену) Виды работы. Заготовка мелких деталей к легкой одежде. 7). Контрольная работа (5ч.) Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному 8). Практическое повторение (8 ч.) (подготовка к экзамену)

Читайте так же:  Заявление на смену усн

8 Календарно тематическое планирование 9 класс учебный год (90ч.) I триместр. (9ч.) п/п Дата Наименование темы Количе ство часов Контрольны е мероприятия Примечан ие.09.6 Вводное занятие Итоги обучения за прошлый год и задачи предстоящего года. Особенности обработки изделий из синтетических тканей (5ч.) Правила техники безопасност и при работе в швейной мастерской..09 Ассортимент тканей из синтетических волокон и нитей.09 Особенности влажно-тепловой обработки синтетической ткани Лабораторная работа. Изготовление выкройки по основе платья и раскрой платья, отрезного по линии талии или по линии бедер (0ч.) 6.09 Платье отрезное и цельнокроѐное. Фасоны отрезного платья Детали платье отрезное по линии талии и линии бѐдер Использование выкроек основ платья, блузок и юбок для изготовления выкройки отрезного платья Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкройки рукава «фонарик» Использование выкройки прямого рукава для изготовления выкройки рукава «крылышко». Раскладка выкройки на ткани Раскрой платья с учѐтом припусков на швы..09 Подготовка, кроя к обработке. 4 Соединение лифа с юбкой (0ч.).09 Ткани, используемые для пошива отрезного платья Детали платья, отрезного по линии талии План работы по пошиву платья 6.09 Подготовка к примерке платья 6.09 Примерка платья отрезного по линии талии.

9 9.09 Внесение исправлений после примерки 0.09 Обработка вытачек..09 Обработка боковых срезов.09 Обработка плечевых срезов.09 Обработка пояса 6.09 Соединение лифа с юбкой притачным швом Обмѐтывание срезов на краеобмѐточной машине Обработка рукавов 0.09 Вмѐтывание и втачивание рукавов.0 Обработка выреза горловины. 4.0 Обработка низа изделия. 6.0 Отделка изделия. 5 Влажно-тепловая обработка изделий на швейной фабрике (ч.) Оборудование отделочного цеха. 6 Трудовое законодательство (6ч.) Кодекс законов о труде. Основные правила и обязанности рабочих и служащих Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстранение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. 7 Самостоятельная работа (ч.) Самостояте 0.0 Обработка воротника на образце. льная работа 8 Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину (6ч.).0 Готовая выкройка: особенности, название деталей и контурных срезов..0 Готовая выкройка: условные обозначения линий, контрольных точек и размеров на чертежах в натуральную величину, цифровые обозначения на чертежах в уменьшенном масштабе 4.0 Выбор фасона изделия с учетом его сложности. Анализ выкройки и чертежа. 4.0 Использование миллиметровой бумаги для изготовления выкройки в натуральную величину на основе уменьшенного чертежа.

10 5.0 Использование резца и кальки для перевода выкроек в натуральную величину из приложения к журналу мод. 5.0 Подгонка выкройки на свой размер. Описание фасона изделия по рисунку в журнале мод с использованием инструкции к выкройке. 9 Оборудование швейного цеха (ч.) 7.0 Универсальная швейная машина: виды выполняемых работ, основные механизмы. 7.0 Приспособления к универсальной швейной машине (направляющие линейки для подшивки низа и выполнения окантовочного шва). 7.0 Заправка нитей в машину Перевод регулятора строчки. 8.0 Простейшие приемы регулировки натяжения верхней и нижней нитей..0 Заправка верхней и нижней нитей..0 Швейные машины-автоматы и полуавтоматы: характеристика и назначение.. Заправка верхней и нижней нитей на ножной и электрической швейных машинах.. Регулировка натяжения верхних и нижних нитей на ножной и электрической швейных машинах. Работа на ножной швейной машине. 0 Практическое повторение (8ч.) Пошив постельного белья ИТОГО 9ч

11 9 класс II триместр учебный год. (99ч.) п/п Дата Наименование темы Коли честв о часов Вводное занятие. (ч.) План работы на триместр. 8. Раскрой по готовым выкройкам или чертежам и пошив легкой женской одежды (5ч.) 9. Готовая выкройка: названия деталей, контрольные обозначения, описания к выкройке или чертежу.. Выбор фасона и его анализ.. Подбор ткани, ниток и фурнитуры. 5. Подбор отделки для модели с отделкой. 6. Норма расхода ткани при разной ее ширине. 8. Анализ выкройки. 9. Раскладка выкройки на ткани.. Проверка раскладки выкройки на ткани с учетом направления рисунка, экономного использования ткани и припусков на швы.. Раскрой легкой женской одежды. 5. Пошив легкой женской одежды. 6. Отделка изделия Контрольные мероприятия Правили безопасной работы в мастерской Приме чание Организация труда и производства на швейной фабрике (9ч.) 9. Основные этапы изготовления одежды в швейной промышленности. 0. Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке.. Цеха на швейной фабрике: экспериментальный, подготовительный, раскройный и швейный.. Общее представление об организации труда в основных цехах на швейной фабрике. Норма выработки (количество готовой

12 . продукции в единицу времени).. Бригадная форма организации труда. Оплата труда швеи-мотористки. Разряды по существующей тарифной сетке. 4 Правила безопасной работы на швейной фабрике (7ч.) 6. Законодательство по охране труда. 7. Безопасность труда на швейной фабрике 9. Электробезопасность. 9. Правила и инструкции по безопасности труда на рабочих местах. 5 Технология пошива простейших изделий, выпускаемых базовым предприятием (0ч.) 0. Ассортимент простейших изделий фабрики. Ткань, используемая для пошива простейших изделий. 9.0 Основные детали изделий, названия срезов. 9.0 Виды швов, используемых при пошиве изделий. 0.0 Последовательность обработки изделий. Технические условия на готовые изделия. 0.0 Пооперационное разделение труда при пошиве простейшего изделия..0 Нормы выработки и плановые задания на пошив простейшего изделия в производственных условиях..0 Межоперационный контроль. Ежедневный учет.0.0 работы (индивидуальный и бригадный). Изготовление пробного изделия индивидуально. (фартук) 6 Выполнение машинной закрепки на концах шва у деталей, обработанных на обметочной машине (5ч.).0 Универсальная машина. 6.0 Подготовка деталей и изделий к выполнению на них машинных закрепок. 7.0 Экскурсия. Швейная фабрика. 7 Технология пошива прямого цельнокроеного платья, применяемая в массовом производстве (8ч.) 9.0 Работа подготовительного и раскройного цехов

13 9.0 Лекало: направление долевых нитей, контрольные точки для соединения деталей, хранение, материал для изготовления. 9.0 Последовательность пошива прямого цельнокроеного платья на швейной фабрике 0.0 Подготовка ткани к раскрою. 0.0 Раскрой платья по фабричным лекалам..0.0 Последовательность заготовки переда платья 4.0 Соединение плечевых срезов 6.0 Соединение боковых срезов. 7.0 Обработка горловины косой обтачкой. 0.0 Обработка проймы подкройной обтачкой.0 Обработка низа изделия..0 Утюжка и складывание изделия. 8 Самостоятельная работа (ч.).0 Выполнение отдельных операций по пошиву изделия без предварительного сметывания. 9 Практическое повторение (подготовка к экзамену) (0 ч.) Самостоятел ьная работа Обметывание деталей на обметочной машине Выполнение в производственных условиях машинной закрепки на концах швов деталей. Обметывание срезов в изделиях на специальной машине 5-А класса ПМЗ. ИТОГО 99ч.

14 — триместр учебный год. (98ч.) 7.0 Вводное занятие (ч.) План работы на четверть Новые швейные материалы, используемые на швейном предприятии (5ч.) Правили безопасной работы в мастерской 8.0 Новые ткани из натуральных волокон с добавкой искусственных и синтетических. Нетканые материалы.0 Лабораторная работа.0 Изучение прорубаемости новых тканей. Технология пошива юбок. (ч.).0 Ассортимент поясных изделий на фабрике Ткани, используемые для изготовления поясных изделий. 9.0 Лекала, используемые на швейной фабрике для раскроя поясных изделий. 0.0 Производственный способ обработки застежек в поясном изделии..0 Машины для обработки застежки. 4.0 Новейшая технология обработки пояса. 6.0 Использование прокладочных материалов и спецоборудования для обработки пояса. 6.0 Современный способ обработки низа поясного изделия. 7.0 Выбор моделей, подбор ткани и отделки. 7.0 Подбор лекал 0.0 Внесение необходимых изменений в выкройку детали изделия Раскрой изделия по готовым лекалам. Стачивание вытачек и боковых..0 Обметывание срезов швов..0 Влажно-тепловая обработка швов..0 Обработка застежки в боковом или среднем шве по промышленной технологии. 4.0 Обработка и соединение накладного кармана с основной деталью. 4.0 Обработка и соединение пояса с верхним срезом изделия. 7.0 Обработка швом вподгибку с открытым срезом 8.0 низа изделия 4 Обработка окантовочным швом среза мелкой детали. (6ч.)

15 8.0 Приспособление к универсальной швейной машине для выполнения окантовочного шва Требования к обработке срезов деталей окантовочным швом. Особенности обработки окантовочным швом закругленных срезов мелких деталей. 0.0 Дефекты при выполнении окантовочного шва..0 Причины дефектов при выполнении окантовочного шва. 5 Самостоятельная работа (ч.) Самостоятел ьная работа.04 Выполнение соединительных швов на образце. 6 Практическое повторение (подготовка к экзамену) (8ч.) 4.04 Стачивающе-обметочная машина 6.04 Стачивание с одновременным обметыванием боковых и других срезов на стачивающе- обметочной машине при пошиве легкой одежды Заготовка мелких деталей к легкой одежде Билет 8.04 Билет 0.04 Билет Билет 4 Билет 5 7 Контрольная работа (5ч.) Контрольная работа Самостоятельный пошив изделия, равнозначного по трудности исполнения экзаменационному. 8 Практическое повторение (подготовка к экзамену) (8ч.) Билет 6 Билет Билет Билет 9 Билет 0 Билет Билет Билет Билет 4 Билет 5 Подготовка к итоговой аттестации Подготовка к итоговой аттестации Подготовка к итоговой аттестации ИТОГО за триместр 98ч. ИТОГО за 06-07уч. год 90ч

16 Материально- техническое обеспечение образовательного процесса: Учебный комплекс для учащихся. Швейное дело. — учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Технология Швейное дело. Авторы: Г. Б. Картушина, Г.Г. Мозговая. Москва «Просвещение» 04 г. -5 штук. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Наличие метод. разработок для учителей. Методика трудового обучения. Мельникова Л.В.Орипова Л.В. Москва «Просвещение» 985г. Профессионально-трудовая подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида Г.В. Васенков Москва 007г. Дидактические основы коррекционной направленности трудового обучения учащихся коррекционных школ VIII вида. В. Васенков Москва 008г Оборудование: — ножные швейные машины — 5 штук; — электрические швейные машины -5 штуки; — промышленная швейная машина штука; — оверлок штука; — гладильный стол штука; — электрический утюг — штука; Демонстрационный материал. Плакаты: — (строение промышленной швейной машины); -Раскрой блузки; — обработка горловины подкройной обтачкой; -отделка легкой одежды; — обработка кокеток; — способы обработки низа юбки; Коллекции: — «Шѐлк»; Дидактический материал инструкционные карты: — изготовление блузки без рукава и воротника; — изготовление блузки с воротником и коротким рукавом. Раздаточный материал: — примерные билеты к итоговой аттестации (5 билетов); — краткие ответы на все вопросы.