Льготы для детей инвалидов в казахстан

Льготы для инвалидов в Казахстане в 2018 году

Граждане Казахстана, подтвердившие статус инвалида, имеют право на получение от государства ежемесячной денежной помощи. Плюсом к этому им полагаются разные скидки и налоговые льготы. Насколько облегчают жизнь инвалидам 1-й, 2-й и 3-й группы такое льготное субсидирование, действующее в 2018 году, можно судить из информации, представленной ниже.

Налоговые льготы в 2018 году

Инвалиды 1-й, 2-й и 3-й группы в 2018 году могут воспользоваться налоговыми льготами:

  1. Возможность не оплачивать подоходный налог. Льгота распространяется не только на инвалидов 1-й, 2-й и 3-й группы, но также на детей-инвалидов и их опекунов. Подоходные налоговые отчисления не взимаются в границах 55-кратной минимальной величины заработка за год.
  2. Транспортный взнос. Если на больного приходятся 1 мотоколяска и 1 машина объемом двигателя до 4000 куб. см, оплачивать их использование нет необходимости.
  3. Земельные выплаты могут не оплачиваться, если они связаны с участками, которые входят в жилищный фонд, придомовой территорией, участками, предоставленными для ведения домашнего хозяйства, огородничества, строительства дачи, сюда также относят земли, отведенные под постройки, гаражи.
  4. Отчисления за регистрацию прав на недвижимость, если с имуществом совершаются сделки.
  5. То же самое касается операций, связанных с движимым имуществом.
  6. Инвалидам 1-й, 2-й и 3-й группы, проживающим в Казахстане, не нужно вносить средства за государственную регистрацию авторства на произведения искусства, картины, музыкальные композиции и другие виды творческой деятельности.
  7. Не оплачивают больные государственную пошлину при подаче иска в суд, при этом нет значения, какое дело рассматривают.

Скидки для инвалидов в 2018 году

Инвалиды 1-й и 2-й группы получают в 2018 году скидки на следующий перечень услуг:

  1. 50%-ная оплата проезда на железнодорожном транспорте в границах Казахстана, кроме направления Алматы – Шымкент. Применение льготы возможно при предварительном приобретении дисконтной карты в кассах ж/д вокзала. Дисконт имеется в нужных количествах не всегда, поэтому побеспокойтесь о покупке заранее.
  2. Скидка на перелет на самолете. Льготу нуждающимся лицам предоставляет авиаперевозчик SCAT Airlines – 1 бесплатное перемещение больного за год плюс 1 билет для сопровождающего.

Льготы от работодателей

В Трудовом кодексе упоминаются лица, получившие инвалидность, а именно их права, которые должны неукоснительно соблюдать работодатели при трудоустройстве гражданина на предприятии:

  1. Трудовое соглашение заключается с фиксацией пунктов об особенных условиях организации рабочего места, учитывающего индивидуальные особенности и возможности сотрудника с плохим самочувствием.
  2. Работника запрещается привлекать к командировкам без его согласия.
  3. Ограниченная длительность рабочего времени – до 7 часов.
  4. Выход на работу в выходные и праздничные дни только по желанию инвалида 1-й, 2-й и 3-й группы.
  5. Для инвалидов 3-й группы действует минимальная рабочая неделя – не больше 36 часов в неделю.
  6. Больным положен дополнительный отпуск сроком на 6 дней, который оплачивается, а счет нанимателя рабочей силы.
  7. Если на фирме происходит сокращение трудовых кадров, за инвалидом остается преимущественное право на сохранение должности и рабочего места. То есть уволят сначала других специалистов, и только после этого как никогда нуждающегося в работе гражданина Казахстана.

Медицинская и социальная реабилитация инвалидов

Инвалиды 1-й, 2-й и 3-й группы получают в Казахстане шанс хотя бы частично восстановить свое здоровье, больше всего это касается 3-й категории инвалидности.

По медицинской части реабилитация, осуществляемая в соответствии с государственной программой, включает такие бесплатные диагностические обследования:

  • томография;
  • анализ, осуществляемый путем полимеразной цепной реакции;
  • ангиография.

Также нуждающиеся в 2018 году могут использовать такие льготы инвалидам, действующие в Казахстане:

  • получить бесплатно медикаменты;
  • оформить раз в год путевку в санаторий, в том числе для сопровождающего инвалида;
  • получить в больнице, находящейся на государственном финансировании, подгузники, мочеприемники и другие необходимые средства личной гигиены;
  • воспользоваться разными оздоровительными мероприятиями при получении лечения в стационаре или амбулаторно;
  • больные вправе претендовать на бесплатное получение кресло-коляски;
  • изготовление протезов по типу костылей, тростей, ходунков, помогающих человеку передвигаться;
  • ортопедическая обувь, назначение должен выписать лечащий врач;
  • выдача бесплатного слухового аппарата для улучшения слуха;
  • для того чтобы плохо слышащий инвалид 1-й, 2-й или 3-й группы мог вести более-менее полноценный образ жизни, ему предлагается специальный телефон, который позволяет принимать и отсылать текстовые сообщения;
  • часы, разработанные для использования глухими или слепыми гражданами Казахстана;
  • передача в собственность видеокомпьютера – это нововведение вступило в действие для инвалидов в 2018 году;
  • глюкометр, тонометр, которые можно применять лицам со слабым зрением или полной слепотой.

Услуги для инвалидов

В соответствии с особенным статусом инвалиды 1-й, 2-й и 3-й группы получают на территории Казахстана следующие бесплатные услуги:

  1. Если у больного нет родственников и опекунов, которые могли бы за ним ухаживать, гражданин Казахстана вправе попросить услуги ухода на дому.
  2. Также для поддержки психоэмоционального состояния им предоставляется помощь психологов. Членам семьи тоже предлагается психологическая поддержка.
  3. Если гражданин не в состоянии явиться в поликлинику самостоятельно, впору вызвать медика на дом.
  4. Если есть острая необходимость, регулярно к инвалиду по слуху могут приходить специалисты жестового языка.
  5. Законодательство Казахстана в 2018 году гарантирует гражданам с ограниченными физическими возможностями беспрепятственное пользование общественными местами, транспортом, объектами социальной инфраструктуры. Магазины, аптеки, больницы и троллейбусы должны быть снабжены пандусами, подъемниками, вывесками, изготовленными по системе Брайля, системами звукового предоставления информации.
  6. С больными постоянно ведется работа по обеспечению их рабочими местами. В большинстве случаев это диспетчер такси, программист, работающий на дом, координатор осуществления транспортных и грузовых перевозок.
  7. В 2018 году планируется стимулировать работодателей трудоустраивать больных 1-й, 2-й и 3-й группы инвалидности с сопутствующей комфортной организацией рабочих мест, взамен руководство предприятия получит из бюджета выгодную субсидию.

Права детей-инвалидов в 2018 году

Инвалидность в 2018 году может быть присвоена детям. Дети-инвалиды, проживающие в Казахстане, получают такие льготы:

  1. Могут бесплатно обследоваться в государственных больницах.
  2. Получить по предписаниям врача ортопедическую обувь и протезы.
  3. Получить среднее образование.
  4. Первыми зачисляются для прохождения обучения в ВУЗах.

В соответствии с высокими результатами учебы, могут претендовать в 2018 году на повышенную государственную стипендию.

Льготы и пособия для инвалидов

Краткий обзор льгот, предусмотренных законодательством для инвалидов I, II и III групп.

Налоговые льготы

Индивидуальный подоходный налог

Подпунктом 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса Республики Казахстан предусмотрено освобождение от индивидуального подоходного налога доходов в пределах 55-кратного минимального размера заработной платы в год для инвалидов I, II и III групп, а также ребенка-инвалида, одного из родителей лица, имеющего категорию «ребенок-инвалид» до достижения им восемнадцатилетнего возраста и одного из родителей лица, признанного инвалидом по причине «инвалид с детства», — в течение жизни такого ребенка.

Налог на транспортные средства

В соответствии с подпунктом 5) пункта 3 статьи 365 Налогового кодекса инвалиды всех групп по имеющимся у них в собственности мотоколяскам и автомобилям по одному автотранспортному средству освобождаются от налога на транспортные средства.

Земельный налог

Согласно подпункту 4) пункта 3 статьи 373 Налогового кодекса инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства не являются плательщиками земельного налога по:

  • земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;
  • придомовым земельным участкам;
  • земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;
  • земельным участкам, занятым под гаражи.
Налог на имущество

Освобождаются от налога на имущество инвалиды I и II групп — в пределах 1 500-кратного размера месячного расчетного показателя (МРП) от общей стоимости всех объектов налогообложения, находящихся на праве собственности (подпункт 3) пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса).

Сбор за регистрацию индивидуальных предпринимателей

Подпункт 1 статьи 457 Налогового кодекса предусматривает, что не являются плательщиками сбора за регистрацию индивидуальных предпринимателей инвалиды I, II и III групп.

Сбор за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты сбора при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подпункт 2) статьи 457 Налогового кодекса).

Государственная пошлина в суде

В соответствии с подпунктом 12) статьи 541 Налогового кодекса инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства по всем делам и документам освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах.

Государственная пошлина за совершение нотариальных действий в государственных нотариальных конторах

Согласно подпункту 4) статьи 452 Налогового кодекса инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем нотариальным действиям.

Государственная пошлина при документировании

Инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины за регистрацию места жительства, при выдаче паспортов и удостоверений личности граждан Республики Казахстан, а также видов на жительство иностранного гражданина и удостоверений лица без гражданства (подпункты 1) и 6) статьи 546 Налогового кодекса).

Государственная пошлина при регистрации транспорта

Инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины при выдаче государственного регистрационного номерного знака на автомобиль, прицеп к автомобилю, на мототранспорт
(подпункт 7) статьи 546 Налогового кодекса).

Специальное государственное пособие

Согласно подпунктам 9), 10), 11), 11-1) статьи 7 Закона Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» размеры специального государственного пособия составляют:

  • инвалидам 1 и 2 групп — 1,4 МРП;
  • инвалидам 3 группы — 0,6 МРП;
  • детям — инвалидам до 16 лет — 0,9 МРП;
  • детям-инвалидам с 16 до 18 лет:
    • 1-2 групп — 1,4 МРП;
    • 3 группы — 0,6 МРП.

Социальное пособие по инвалидности

Статьей 12 Закона РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» установлены следующие размеры пособий по инвалидности:

1. Инвалидам от общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания, детям — инвалидам до шестнадцати лет , детям-инвалидам с шестнадцати до восемнадцати лет — первой, второй, третьей групп; инвалидам с детства; инвалидам из числа военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и бывшего Государственного следственного комитета Республики Казахстан при наступлении инвалидности вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей воинской службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с выполнением воинского и служебного долга месячные пособия по инвалидности назначаются в следующих размерах:

  • инвалидам I группы 1,36 прожиточного минимума, устанавливаемого на соответствующий финансовый год;
  • инвалидам II группы — 1,06 прожиточного минимума;
  • инвалидам III группы — 0,74 прожиточного минимума;
  • детям — инвалидам до 16 лет — 1,00 прожиточного минимума;
  • инвалидам с детства I группы — 1,36 прожиточного минимума;
  • инвалидам с детства II группы — 1,11 прожиточного минимума;
  • инвалидам с детства III группы — 0,87 прожиточного минимума;
  • детям-инвалидам с 16 до 18 лет I группы 1,36 прожиточного минимума;
  • детям-инвалидам с 16 до 18 лет II группы 1,11 прожиточного минимума;
  • детям-инвалидам с 16 до 18 лет III группы 0,87 прожиточного минимума.

2. Инвалидам из числа военнослужащих срочной службы, инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при прохождении воинской службы, лицам, инвалидность которых наступила при ликвидации последствий аварий на ядерных объектах гражданского или военного назначения либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах; инвалидам вследствие чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе вследствие радиационного воздействия при проведении ядерных взрывов и испытаний и/или их последствий при условии установления причинно — следственной связи месячные пособия по инвалидности назначаются в следующих размерах:

  • инвалидам I группы — 1,61 прожиточного минимума;
  • инвалидам II группы — 1,30 прожиточного минимума;
  • инвалидам III группы — 1,00 прожиточного минимума.
Читайте так же:  Как написать заявление о возврате товара

3. Инвалидам из числа военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при прохождении воинской службы, сотрудникам органов внутренних дел и бывшего Государственного следственного комитета Республики Казахстан при исполнении служебных обязанностей месячные пособия по инвалидности назначаются в следующих размерах:

  • инвалидам I группы — 2,09 прожиточного минимума;
  • инвалидам II группы — 1,49 прожиточного минимума;
  • инвалидам III группы — 1,00 прожиточного минимума.

Льготы для детей инвалидов в казахстан

Диана Пак, Профессиональный бухгалтер РК, CAP,

Аудиторская компания «ТрастФинАудит» г. Алматы

КАКИЕ ЛЬГОТЫ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ РОДИТЕЛЮ РЕБЕНКА- ИНВАЛИДА?

Положен ли дополнительный оплачиваемый отпуск работающему в ТОО родителю ребенка-инвалида, если да, то сколько дней ? Укажите статью. Какие льготы предоставляются инвалидам и родителю ребенку — инвалиду ?

Положения ТК. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 102 Трудового кодекса дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска предоставляются инвалидам первой и второй групп продолжительностью не менее пятнадцати календарных дней при этом в соответствии со статьей 228 Трудового кодекса работникам-инвалидам предоставляется дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск одновременно с оплачиваемым ежегодным трудовым отпуском либо по желанию работника-инвалида в другое время рабочего года.

Пунктом 2 статьи 102 Трудового кодекса также предусмотрено, что иным категориям работников предоставление дополнительного ежегодного отпуска и его минимальная продолжительность могут устанавливаться законами РК , при этом такими категориями работников являются лица, пострадавшие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне и вследствие экологического бедствия в Приаралье.

Родитель ребенка-инвалида является лицом с семейными обязанностями. Особенности регулирования труда женщин и иных лиц с семейными обязанностями определены статьями 185-194-1 Трудового кодекса, при этом для лиц с семейными обязанностями данными статьями не предусмотрено предоставление дополнительно оплачиваемого ежегодного трудового отпуска.

Выводы. На основании выше изложенного, родителю ребенка-инвалида дополнительно оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск не предоставляется, однако трудовым договором может быть предоставлен такой отпуск по решению работодателя.

Подпунктом 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от ИПН дохода за год в пределах 55-кратного МРЗП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на начало соответствующего финансового года, следующих лиц:

· инвалидов I, II, III групп;

· одного из родителей лица, имеющего категорию «ребенок-инвалид», — до достижения таким лицом восемнадцатилетнего возраста;

· одного из родителей лица, признанного инвалидом по причине «инвалид с детства», — в течение жизни такого лица;

Налог на транспортные средства

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 365 Налогового кодекса инвалиды по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям — по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом, освобождены от уплаты налога.

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 373 Налогового кодекса инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства не являются плательщиками земельного налога по:

· земельным участкам, занятым жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем;

· придомовым земельным участкам;

· земельным участкам, предоставленным для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки;

· земельным участкам, занятым под гаражи.

Налог на имущество

Освобождаются от налога на имущество инвалиды I и II групп — в пределах 1 500-кратного размера МРП от общей стоимости всех объектов налогообложения, находящихся на праве собственности согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса.

Льготы по другим обязательным платежам в бюджет

Сбор за регистрацию ИП

Подпункт 1 статьи 457 Налогового кодекса предусматривает, что не являются плательщиками сбора за регистрацию индивидуальных предпринимателей инвалиды I, II и III групп.

Сбор за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты сбора при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно подпункту 2 статьи 457 Налогового кодекса.

Государственная пошлина в суде

В соответствии с подпунктом 12 статьи 541 Налогового кодекса истцы инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства по всем делам и документам освобождаются от уплаты государственной пошлины в судах.

Государственная пошлина за совершение нотариальных действий в государственных нотариальных конторах

Согласно подпункту 4 статьи 542 Налогового кодекса инвалиды всех групп, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем нотариальным действиям.

Государственная пошлина при документировании

Инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины за регистрацию места жительства, при выдаче паспортов и удостоверений личности граждан РК, а также видов на жительство иностранного гражданина и удостоверений лица без гражданства согласно подпунктам 1 и 6 статьи 546 Налогового кодекса.

Государственная пошлина при регистрации транспорта. Инвалиды, а также один из родителей инвалида с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины при выдаче государственного регистрационного номерного знака на автомобиль, прицеп к автомобилю, на мототранспорт согласно подпункту 7 статьи 546 Налогового кодекса.

Специальное государственное пособие

Согласно подпунктам 9, 10, 11, 11-1 статьи 7 Закона РК «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» размеры специального государственного пособия составляют:

· инвалидам 1 и 2 групп — 1,4 МРП ;

· инвалидам 3 группы — 0,6 МРП ;

· детям — инвалидам до 16 лет — 0,9 МРП ;

· детям-инвалидам с 16 до 18 лет:

Социальное пособие по инвалидности

Статьей 12 Закона РК «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан» установлены следующие размеры пособий по инвалидности:

1. Инвалидам от общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания, детям — инвалидам до шестнадцати лет, детям-инвалидам с шестнадцати до восемнадцати лет — первой, второй, третьей групп; инвалидам с детства; инвалидам из числа военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и бывшего Государственного следственного комитета РК при наступлении инвалидности вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей воинской службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с выполнением воинского и служебного долга месячные пособия по инвалидности назначаются в следующих размерах:

· инвалидам I группы 1,36 прожиточного минимума, устанавливаемого на соответствующий финансовый год;

· инвалидам II группы — 1,06 прожиточного минимума;

· инвалидам III группы — 0,74 прожиточного минимума;

· детям — инвалидам до 16 лет — 1,00 прожиточного минимума;

· инвалидам с детства I группы — 1,36 прожиточного минимума;

· инвалидам с детства II группы — 1,11 прожиточного минимума;

· инвалидам с детства III группы — 0,87 прожиточного минимума;

· детям-инвалидам с 16 до 18 лет I группы 1,36 прожиточного минимума;

· детям-инвалидам с 16 до 18 лет II группы 1,11 прожиточного минимума;

· детям-инвалидам с 16 до 18 лет III группы 0,87 прожиточного минимума.

2. Инвалидам из числа военнослужащих срочной службы, инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при прохождении воинской службы, лицам, инвалидность которых наступила при ликвидации последствий аварий на ядерных объектах гражданского или военного назначения либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах; инвалидам вследствие чрезвычайных экологических ситуаций, в том числе вследствие радиационного воздействия при проведении ядерных взрывов и испытаний и/или их последствий при условии установления причинно — следственной связи месячные пособия по инвалидности назначаются в следующих размерах:

· инвалидам I группы — 1,61 прожиточного минимума;

· инвалидам II группы — 1,30 прожиточного минимума;

· инвалидам III группы — 1,00 прожиточного минимума.

3. Инвалидам из числа военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), инвалидность которых наступила вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных при прохождении воинской службы, сотрудникам органов внутренних дел и бывшего Государственного следственного комитета РК при исполнении служебных обязанностей месячные пособия по инвалидности назначаются в следующих размерах:

· инвалидам I группы — 2,09 прожиточного минимума;

· инвалидам II группы — 1,49 прожиточного минимума;

· инвалидам III группы — 1,00 прожиточного минимума.

4. Пособие по инвалидности работающим получателям пособий выплачивается в полном размере.

Льготы для детей инвалидов в казахстан

Хамзина Жанна Амангельдиновна

профессор, доктор юридических наук

Бурибаев Ермек Абильтаевич

профессор, доктор юридических наук

Настоящая работа является практическим результатом предыдущих исследований авторов в области изучения проблем правового обеспечения социальных прав семьи и ребенка, адресуется субъектам законодательной инициативы, широкой интернет-аудитории, всем тем, кто интересуется вопросами социального обеспечения по материнству и детству.

1. Название законопроекта

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения социальных выплат семьям, воспитывающим детей» (далее — проект закона, проект, законопроект).

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта

В соответствии с современным состоянием социального законодательства, женщина в период до и после родов, а также до достижения ребенком одного года имеет право на материальное обеспечение из средств Государственного фонда социального страхования, если в период до наступления нетрудоспособности состояла в трудовых отношениях, за нее работодателем делались социальные отчисления. В полной мере изложенное положение относится к женщинам индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам и др., осуществлявшим социальные отчисления в свою пользу. При оформлении листка нетрудоспособности за 30 недель до родов у женщины возникает право на единовременные выплаты из ГФСС, далее — право на единовременное государственное пособие на рождение ребенка, в последующем — право на социальные выплаты из ГФСС по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, размер последних выплат составляет 40 % от утраченного дохода за минусом 10 % в качестве взносов в ЕНПФ. Фактически женщина будет получать выплату в размере около 3,5 прожиточного минимума при максимальных суммах предшествующих социальных отчислений. Максимально назначаемые единовременные выплаты при оформлении социального отпуска по беременности и родам (за минусом пенсионных взносов) составляют около 4,3 прожиточного минимума в месяц.

При достижении ребенком возраста 1 года какая-либо специальная гарантированная помощь семье, воспитывающей ребенка, заканчивается. Практически приступить к трудовой деятельности женщина может только с достижения ребенком трех лет, что обусловлено особенностями приема в дошкольные заведения, пособия государство перестает платить при достижении ребенком одного года. В этот период женщина с ребенком становятся наиболее уязвимыми; как в сегодняшних условиях выживают такие женщины с детьми, если у них нет дополнительной материальной поддержки со стороны семьи, родственников, на какие средства они живут и кормят своих детей, как совмещают работу и уход за детьми, если нет посторонней помощи — вопросы риторические.

Вместе с тем возможности содержания и ухода за ребенком должны гарантироваться государством, а не зависеть от возможностей семьи, конкретной жизненной ситуации. На основе законопроекта создаются условия для ухода женщины за ребенком, необходимые условия материального обеспечения в целях удовлетворения минимальных жизненных потребностей человека.

Проблема материальной необеспеченности женщины, занятой уходом за ребенком, должна быть рассмотрена комплексно. Трудовой кодекс РК устанавливает социальный отпуск для работника по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Около 70 процентов всех дошкольных учебных заведений ведут прием детей с трех лет, что основывается на рекомендациях педиатров и детских психологов о том, что отдавать ребенка в дошкольное учебное заведение лучше всего с трехлетнего возраста, что обусловлено психическим и физическим развитием ребенка. Таким образом, трудовое законодательство Республики, условия приема в дошкольные заведения и этапы развития ребенка обеспечивают обоснованность и востребованность предоставления женщине или мужчине, осуществляющим уход за ребенком, предоставление оплачиваемого социального отпуска, гарантий со стороны государства материального обеспечения семьи в этот особый период ее жизни.

Вместе с тем, при проработке поставленного вопроса следует учитывать, что уровень социального обеспечения должен корректироваться в зависимости от роста финансовых возможностей государства, социально-экономических условий, исходить из адресности предоставления форм социальной поддержки.

Читайте так же:  Как на алиэкспресс вернуть деньги за неполученный товар

На данном этапе вносится следующее альтернативное предложение.

Предлагается уменьшить на 5 % размер гарантированных выплат из ГФСС по основанию потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года, с одновременным увеличением срока предоставления социальных выплат до достижения ребенком возраста 3-х лет. Размер выплат должен составлять не менее 2-х прожиточных минимумов на весь период ухода за ребенком. Полагаем, что реализация вышеизложенных предложений позволит гарантировать право на социальное обеспечение на достаточном уровне для матери и ребенка.

В соответствии с современным состоянием законодательства при отсутствии права на социальные выплаты из ГФСС по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, семьям, имеющим детей, выплачиваются пособия по уходу за ребенком. Пособие по уходу назначается со дня рождения ребенка до достижения им возраста одного года.

Пособие по уходу составляет:

на первого ребенка — 5,76 месячного расчетного показателя;

на второго ребенка — 6,81 месячного расчетного показателя;

на третьего ребенка — 7,85 месячного расчетного показателя;

на четвертого и более ребенка — 8,90 месячного расчетного показателя.

В денежном выражении пособие составляет в 2016 году на первого ребенка — 12217 тенге, на второго — 14444 тенге, на третьего — 16650, на четвертого и последующих — 18877 тенге. При этом прожиточный минимум в Казахстане в 2016 году составил 22859 тенге. Пособие по уходу за ребенком назначается на период до достижения ребенком 1 года. Женщина получает данный вид пособия при наступлении такого социального факта как рождение и уход за ребенком, предполагается, что в этот период своей жизни женщина исключается из общественной трудовой деятельности: она занята уходом за ребенком. Соответственно сумма пособия является для матери основным источником средств к существованию, причем не только для нее, но и для ее ребенка. Возникает закономерный вывод: обеспечить материально женщину с ребенком в виде источника средств к существованию сумму в два раза меньшую, чем прожиточный минимум, если это первый ребенок, и сумму значительно меньшую, чем прожиточный минимум, если это пособие на последующих детей — невозможно. На эти деньги должна существовать не только женщина, но и ее новорожденный ребенок, соответственно размер пособия должен составлять сумму в минимальном исчислении — два прожиточных минимума, чтобы удовлетворить минимальные запросы двух человек: матери и ребенка.

В социальном государстве каждый новорожденный имеет право на прожиточный минимум, независимо от уровня доходов родителей, социальное законодательство должно стремиться к тому, чтобы создать равные стартовые возможности для каждого ребенка, родившегося в любой семье, независимо от финансового, материального, социального благополучия родителей. В связи с чем законопроектом предусматривается увеличение социальных пособий в размере не ниже указанного значения.

Кроме того, проект закона направлен на устранение отсутствия логики в законодательном определении размера пособий. Так, размер пособия на второго ребенка отличается от пособия на первого ребенка на 18 процентов. Размер пособия на третьего ребенка больше пособия на второго — на 15 процентов. Размер пособия на четвертого ребенка больше пособия на третьего — на 13 процентов. Отсутствуют внятные параметры определения закономерности возрастания и убывания разницы в размере пособия в зависимости от очередности рождения ребенка. Непоследовательно размер пособия возрастает на 18 процентов по уходу за вторым ребенком, в последующем не логически уменьшается разница до 15 процентов, если это третий ребенок, и снова уменьшается до 13 процентов, если это четвертый ребенок. Законодательство в этом аспекте построено несвязно, противоречиво и не отвечает на вопросы: почему, исходя из каких параметров — уход за первым ребенком стоит дешевле, чем за третьим ребенком; почему суммы пособий не увеличиваются равномерно в зависимости от очередности рождения ребенка? Таких аргументов не существует, отсутствуют доказательства того, что уход ребенка может обходиться дороже или дешевле в зависимости от очередности их рождения в семье. Государство только может стимулировать материально рождение ребенка определенной очередности, в Казахстане таким ребенком является в четвертый, именно при рождении четвертого ребенка семья признается многодетной, начинается выплата специального государственного пособия, значительно возрастает размер единовременного пособия на рождение. Вместе с тем, не соответствует вышеприведенной логике построения социального законодательства, разница в размере пособия по уходу за четвертым ребенком, которая меньше, чем аналогичный показатель между, например, пособием по уходу за первым и вторым ребенком на 5 процентов. Законопроектом устраняются выявленные противоречия, размер выплачиваемых пособий уравнивается, в материальном выражении он будет составлять 2 прожиточных минимума, поскольку для обеспечения минимальных потребностей человека (ребенка и воспитывающего его родителя) он должен составлять сумму эквивалентную прожиточному минимуму на каждого.

Пособие семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, имеющим усыновленных (удочеренных), а также взятых под опеку (попечительство) детей-инвалидов, составляет 1,05 размер минимальный заработной платы. Уход за ребенком-инвалидом требует в подавляющем большинстве случаев отказа одного из родителей от трудовой деятельности, что обусловлено спецификой ухода и воспитания ребенка с особыми потребностями.

Кроме того, детям-инвалидам до шестнадцати лет выплачивается 0,96 месячного расчетного показателя специальное государственное пособие, государственное социальное пособие в размере 1,05 прожиточного минимума, дополнительно лицу, осуществляющему за ребенком-инвалидом уход выплачивается пособие в размере 1,05 минимальной заработной платы в совокупности приведенные суммы составляют социальные выплаты ребенку-инвалиду и лицу, осуществляющему уход за ним. Приведенный уровень материального обеспечения на семью из двух человек: ребенка-инвалида и лица, осуществляющего уход за ним, не позволяет обратиться за назначением адресной социальной или жилищной помощью, что в свою очередь детерминирует фактическое проживание таких семей на грани бедности при отсутствии иных источников средств к существованию (как правило такие источники отсутствуют, поскольку один из родителей вынужден осуществлять постоянный уход за ребенком-инвалидом).

Вместе с тем материальные потребности инвалида, в том числе ребенка-инвалида, гораздо выше прожиточного минимума, который рассчитывается применительно к здоровым людям. В этой связи стандарты материально обеспечения инвалидов должны исходить из специально рассчитанного для них прожиточного минимума, не имеющего ничего общего с прожиточным минимумом для среднестатистического здорового казахстанца, ежегодно утверждаемым законом о республиканском бюджете. А лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом, должно предоставляться пособие в размере большем, чем минимальная заработная плата в целях стимулирования осуществления ухода, оказания полноценной психологической, реабилитационной помощи со стороны семьи инвалиду, что может быть достигнуто в случае отсутствия у лица, осуществляющего уход, необходимости дополнительного осуществления трудовой деятельности.

Кроме того, в целях стимулирования осуществления ухода за детьми-инвалидами вводится норма о снижении пенсионного возраста матерям-инвалидам с детства, а также одному из родителей, осуществлявшему уход за ребенком-инвалидом.

Является востребованным полный переход при назначении пособий семьям, имеющим детей, от ничего не значащего в социальном аспекте месячного расчетного показателя к прожиточному минимуму, социальные выплаты должны исчисляться и назначаться в прожиточном минимуме, являющемся социальным показателем, определяющем минимальные потребности человека. В статье 19 Закона Республики Казахстан «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях», принятого 19 мая 2015 года № 314-V ЗРК определено применение прожиточного минимума в целях: 1) оценки уровня жизни населения; 2) определения направлений социальной политики и осуществления мер по социальной поддержке населения.

Прожиточный минимум должен браться за основу определения выплат, поскольку в социальном плане они являются для их получателей основными источниками средств к существованию, который должен соответствовать общепризнанным стандартам жизни. В связи с чем изменения форм социального обеспечения, предусмотренные проектом будут соотносится с прожиточным минимумом.

Проектом Закона усиливаются социальные гарантии семьям, воспитывающим детей в части повышения уровня материального социального обеспечения и страхования.

3. Цель принятия законопроекта

Проект Закона разработан в целях дальнейшего совершенствования законодательства в сфере социальной защиты семьи и ребенка, повышения уровня их жизни.

4. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования проекта Закона являются общественные отношения в сфере социальной защиты семьи и ребенка.

5. Структура законопроекта

Проект Закона состоит из двух статей.

Статья 1 предусматривает внесение предлагаемых изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных пособиях семьям, имеющим детей», Закон Республики Казахстан «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан».

Статья 2 предусматривает порядок введения в действие законопроекта.

6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Принятие проекта Закона повлечет увеличение расходной части государственного бюджета.

Разработка проекта Закона позволит обеспечить следующие правовые последствия:

создание гарантий равных стартовых материальных возможностей обеспечения и воспитания детей для всех казахстанских семей;

создание логически выверенной и соответствующей государственной социальной политике системы материального стимулирования рождения ребенка;

создание государственных механизмов материального обеспечения каждого ребенка, проживающего в малообеспеченной семье, доходом на уровне прожиточного минимума;

совершенствования форм социального обеспечения детей-инвалидов и лиц, осуществляющих уход за ними.

Кроме того, предполагаемыми социально-экономическими последствиями принятия законопроекта станут:

— стимулирование рождаемости, стимулирование осуществления ухода за детьми-инвалидами;

— повышение уровня социальной защиты населения, более полное исполнение государством социальной функции;

— достижение важных параметров по развитию в Казахстане социального государства, заложенных в Стратегии «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства»;

— повышение уровня материального обеспечения семей, воспитывающих детей, в том числе детей-инвалидов.

7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Одновременное приведение других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом потребуется. В частности, необходимо внести изменения в подзаконные акты, регламентирующие порядок назначения социальных выплат из Государственного фонда социального страхования, а также регулирующие порядок назначения и выплаты социальных пособий семьям, имеющим детей.

8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Предмет законопроекта регламентируется Законами о государственных пособиях семьям, имеющим детей, о государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, об обязательном социальном страховании и другими законодательными и подзаконными актами в сфере социальной защиты.

9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

Был изучен опыт стран ОЭСР, Европейского Союза. Все страны — члены Европейского Союза имеют систему периодических детских пособий, которые выплачиваются до определенного возраста ребенка. В рамках данного пособия стимулируется продолжение образования, так как если ребенок учится, то возраст, при достижении которого выплаты прекращаются, как правило, выше. В большинстве стран сам факт воспитания ребенка в семье, независимо от его возраста, является основанием для предоставления социальной помощи. В 20 странах ОЭСР не проводят проверку дохода при выплате семейных пособий. Денежные выплаты — преобладающая форма оказания поддержки семье в Ирландии (86%), Новой Зеландии (83), Австрии (81), Австралии (78), Канаде (77), Великобритании (66), Словакии (56), Чехии (55), Бельгии, Финляндии и Норвегии (по 54%). В Германии, Франции, Нидерландах, Испании и Мексике они составляют от 30% до 40% от общей суммы предоставленной социальной помощи семьям, в Японии — около 25%, а в США — чуть более 6%.

Оплата услуг служит основной формой социальной поддержки семьи в Южной Корее (100%), Мексике (69), Дании (59), Испании (58), Швеции (55), Исландии и Италии (по 53%). А в Австрии, Новой Зеландии, Канаде и Ирландии в такой форме предоставляется лишь от 10% до 20% оказываемой семьям помощи. Налоговые льготы особое значение имеют в США (49%), Японии (39%) и Германии (34%). В Новой Зеландии, Австрии, Южной Корее, Мексике, Дании, Швеции, Исландии, Италии и Финляндии значение такой формы предоставления социальной поддержки семье близко к нулю. В 7 странах ОЭСР пособия увеличиваются с возрастом ребенка, в 6 странах — уменьшаются, в остальных размер пособия нейтрален к возрасту. В 7 странах пособие начинают выплачивать только с 3-го или 4-го ребенка, подавляющее большинство стран ОЭСР поощряют рождение детей, начиная с 1-го ребенка.

Модальным возрастом прекращения выплаты пособия является 17 лет, но есть и 12 (Япония) и 20 (Австралия и Франция), но для учащихся пособие выплачивается иногда до 25-27 лет (Германия, Люксембург, Словакия, Словения, Чехия, Австрия и др.). Только 9 из 29 стран не разделяют детей на учащихся и не учащихся, 20 стран поощряют обучение и продляют срок выплаты пособий на 5 и более лет. Отпуск по уходу за ребенком оплачивается в 22 странах ОЭСР. Средний размер оплаты значительно варьируется — от 16 до 100 %, но средняя по группе стран равна 52 % от размере заработной платы.

Читайте так же:  Б 932 требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям

Размер пособий на детей в некоторых государствах ОЭСР составляет в долларах США: Австралия — 1 920 (такая же сумма на каждого последующего ребенка), Австрия — 1 378 (такая же сумма на каждого последующего ребенка, Бельгия -1 354 (сумма на второго и третьего ребенка последовательно возрастает, размер пособия на каждого последующего ребенка будет равен размеру пособия на третьего ребенка), Чешская Республика — 611 (такая же сумма на каждого последующего ребенка, повышается в зависимости от возраста, используется оценка нуждаемости), Дания — 1 128 (сумма на каждого ребенка, зависит от возраста ребенка), Финляндия — 1 086 (при рождении каждого последующего ребенка сумма возрастает), Франция — 1 236 (размер пособия на первых двух детей одинаков; размер пособия на последующих детей увеличивается), Греция — 298 (сумма на первого ребенка, при рождении каждого последующего ребенка возрастает), Венгрия — 483 (сумма на первого ребенка, при рождении каждого последующего ребенка возрастает), Исландия — 506 (сумма на первого ребенка, размер пособия на каждого последующего возрастает).

10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Реализация проекта Закона повлечет дополнительные финансовые затраты из бюджета, а также из средств Государственного фонда социального страхования.

Проект

Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

1. В Закон Республики Казахстан от 28 июня 2005 года № 63 «О государственных пособиях семьям, имеющим детей»:

1) пункты 1 и 2 статьи 8 изложить в следующей редакции:

«1. Пособие по уходу назначается со дня рождения ребенка по достижении им возраста трех лет.

2. В случае осуществления ухода за двумя и более детьми, не достигшими трех лет, пособие по уходу назначается и выплачивается на каждого ребенка»;

2) подпункт 2) пункта 1 статьи 10 изложить в следующей редакции: «пособие по уходу составляет 2 прожиточных минимума»;

3) подпункт 4) пункта 1 статьи 10 изложить в следующей редакции:

«пособие лицу, воспитывающему ребенка-инвалида, составляет 1,5 прожиточных минимума».

2. В Закон Республики Казахстан от 16 июня 1997 г. № 126 «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан»:

подпункт 2) пункта 2 статьи 12 изложить в следующей редакции:

«с 1 января 2017 года: детям-инвалидам до шестнадцати лет — 1,51 прожиточного минимума; инвалидам с детства первой группы — 1,98 прожиточного минимума; инвалидам с детства второй группы — 1,65 прожиточного минимума; инвалидам с детства третьей группы — 1,34 прожиточного минимума; детям-инвалидам с шестнадцати до восемнадцати лет первой группы — 1,98 прожиточного минимума; детям-инвалидам с шестнадцати до восемнадцати лет второй группы — 1,65 прожиточного минимума; детям-инвалидам с шестнадцати до восемнадцати лет третьей группы — 1,34 прожиточного минимума».

3. В Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2003 года № 405 «Об обязательном социальном страховании»:

1) в статье 1 подпункты 8), 17) изложить в следующей редакции:

«8) социальный риск — наступление события, влекущего утрату трудоспособности и (или) потерю работы, потерю кормильца, а также потерю дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет, в результате которого участник системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, либо в случае его смерти члены семьи, состоявшие на его иждивении, приобретают право на получение социальных выплат в соответствии с настоящим Законом»;

«17) обязательное социальное страхование — совокупность мер, организуемых, контролируемых и гарантируемых государством для компенсации части дохода в связи с утратой трудоспособности и (или) потерей работы, а также потерей кормильца, потерей дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет»;

2) подпункт 6) статьи 4 изложить в следующей редакции: «на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет»;

3) подпункты 1), 1-4) пункта 1 статьи 12 изложить в следующей редакции: «1) подавать заявление в Государственную корпорацию о назначении социальной выплаты на случай утраты трудоспособности (если лицу установлена степень утраты общей трудоспособности на момент обращения), на случай потери кормильца, на случай потери работы (если лицо зарегистрировано в качестве безработного), на случаи потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет»;

«1-4) подавать заявление через веб-портал «электронного правительства» о назначении социальной выплаты на случай потери работы, на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет»;

4) абзацы 9, 10 пункта 6 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет — с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка, в случаях усыновления (удочерения) ребенка (детей) и назначения опеки над ребенком, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до трех лет — со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка (детей) или со дня назначения опекуна .

Сроки обращения за назначением социальных выплат из Фонда на случаи потери работы, потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет не могут превышать тридцать шесть месяцев со дня возникновения права на социальные выплаты из Фонда»;

5) статью 23-2 изложить в следующей редакции: «Статья 23-2. Назначение и размер социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет

1. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет назначается участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления и имеющему право на получение социальных выплат из Фонда, начиная с 1 января 2008 года.

2. При рождении двух и более детей социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет назначается на каждого ребенка отдельно.

4. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет назначается с даты рождения, указанной в свидетельстве о рождении ребенка, до дня достижения им возраста трех лет включительно.

В случае смерти ребенка, не достигшего возраста трех лет, социальные выплаты производятся по месяц смерти включительно.

5. Ежемесячные социальные выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет определяются путем умножения среднемесячного размера дохода на коэффициент замещения дохода.

Среднемесячный размер дохода, учтенного в качестве объекта исчисления социальных отчислений, определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления за последние двадцать четыре месяца (независимо от того, были ли в этот период перерывы в социальных отчислениях), предшествующих месяцу, в котором наступило право на социальную выплату, на двадцать четыре.

Для участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления менее двадцати четырех месяцев, среднемесячный размер дохода определяется путем деления суммы доходов, с которых производились социальные отчисления, на количество месяцев, за которые социальные отчисления поступили в Фонд.

Если ежемесячный доход, принимаемый для исчисления социальных отчислений, больше десятикратного размера минимальной заработной платы, устанавливаемой законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, то в качестве дохода принимается доход, с которого в рассматриваемом периоде производятся обязательные пенсионные взносы в Единый накопительный пенсионный фонд.

Коэффициент замещения дохода составляет 0,35.

При этом максимальный размер социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет не должен превышать тридцать пять процентов от десятикратного размера минимальной заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, а минимальный размер социальной выплаты — не менее размера ежемесячного государственного пособия по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет.

6. В случаях смерти (признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим), лишения или ограничения родительских прав, отбытия наказания в местах лишения свободы получателя социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет производится лицу, осуществляющему уход за ребенком по достижении им возраста трех лет, за исключением случаев определения ребенка на полное государственное обеспечение, на основании следующих документов:

1) документа, удостоверяющего личность;

2) копии свидетельства о смерти, решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, лишении или ограничении родительских прав, приговора суда об отбытии наказания в местах лишения свободы получателя социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет;

3) выписки вступившего в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении);

4) справки о назначении опекуном.

7. Социальная выплата на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком (детьми) по достижении им возраста трех лет прекращается:

1) по истечении месяца, в котором наступила смерть ребенка (детей);

2) по истечении месяца, в котором ребенок (дети) определен (определены) на полное государственное обеспечение;

3) по истечении месяца, в котором родители были лишены или ограничены в родительских правах , решения об усыновлении (удочерении) признаны недействительными или отменены, опекуны освобождены или отстранены от исполнения своих обязанностей, в случаях, установленных брачно-семейным законодательством Республики Казахстан»;

7) статью 26 изложить в следующей редакции:

«Из социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и (или) потери работы, а также потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) и уходом за ребенком по достижении им возраста трех лет удерживаются обязательные пенсионные взносы и направляются в Единый накопительный пенсионный фонд в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении».

4. В Закон Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года №365 «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан»:

подпункты 15), 16) статьи 7 изложить в следующей редакции:

«15) детям-инвалидам до шестнадцати лет — 1 прожиточный минимум;

16) детям-инвалидам с шестнадцати до восемнадцати лет: первой и второй групп — 1,5 прожиточного минимума; третьей группы — 1 прожиточный минимум».

4. В Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»:

пункт 3 статьи 11 изложить в следующей редакции:

«3. Досрочное право на пенсионное выплаты по возрасту возникает у следующих лиц:

1) женщина, родившая (усыновившая, удочерившая) 5 и более детей и воспитавшая их до восьмилетнего возраста, имеет право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет;

2) мать-инвалид с детства, родившая (усыновившая, удочерившая) ребенка и воспитавшая его до восьмилетнего возраста, имеет право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 55 лет;

3) один из родителей, осуществлявший уход за ребенком-инвалидом не менее десяти лет до достижении ребенком возраста шестнадцати лет, имеет право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 55 лет».

Настоящий закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.