Конспект урока развод и его последствия

Конспект урока развод и его последствия

Развод и его последствия

Выше уже было сказано, что развод – это следствие дестабилизации отношений. Стивен Дак выделил четыре фазы распада эмоциональных отношений.

1. Интрапсихическая (внутренняя). У одного или обоих супругов (обычно более чувствительного) появляется ощущение внутренней неудовлетворенности. Возможные исходы этой фазы:

• смириться с этим и на поверхности выражать удовольствие или никак не проявлять свою неудовлетворенность;

• решиться на то, чтобы высказать партнеру неудовольствие.

2. Интерпсихическая (между супругами), или диадическая – партнеры обсуждают свои отношения. На этой фазе повышается самораскрытие, супруги пробуют экспериментировать. Это может длиться годами. Исход возможен также в двух вариантах:

• перестройка отношений – их стабилизация;

• принятие распада (если эксперимент закончился неудачно).

3. Социальная фаза — в процесс распада семьи вовлекаются другие люди (родственники, друзья). Факт распада должен стать «всеобщим достоянием», «санкционироваться» другими. Окружение должно перестать воспринимать супругов как пару. Исход этой фазы – прекращение социальных отношений, распад семьи.

4. Фаза отделки (своего рода вновь интрапсихическая). Оба бывших супруга перерабатывают полученный опыт внутри себя и остаются со своими переживаниями, воспоминаниями. Исход этой фазы возможен в двух вариантах:

• примирение с ситуацией, с собой, извлечение позитивных моментов, уроков, приобретение личного опыта;

• произошедшее воспринимается как неудача, приписываемая себе. Это влечет за собой срывы, истерики, неврозы.

В зарубежной психологии распространена также концепция распада эмоциональных отношений Дж. А. Ли, который выделил пять фаз:

1) осознание неудовлетворенности;

2) выражение неудовлетворенности;

4) принятие решений;

5) трансформация отношений.

Дж. Ли утверждает, что супружеская пара может не одновременно проходить все фазы, распад отношений может происходить любым путем и в любой форме, очередность необязательна. Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Автор полагает, что можно ходить по такому кругу всю жизнь.

Своеобразным рекордом неутомимости в надеждах является опыт семейной жизни супругов Морган из американского города Сиэтл, которые к 1986 г. отметили сороковую свадьбу [274] . До этого, начиная с 1939 г., они заключали между собой брак и официально разводились 39 раз. Вот уж воистину – новоявленный Феникс. Чем завершилось его юбилейное возрождение, неизвестно. А вот 39 попыток расстаться не привели к желаемому.

В действительности охлаждение чувств, дестабилизация отношений – это лишь шаг к прекращению отношений, прервать же их в принципе достаточно трудно, особенно когда в них уже вложена часть жизни. Покидаемый супруг вызывает не только ненависть и досаду, но и между тем связан с приятными минутами в прошлом, по-прежнему ценен какими-то своими личностными качествами и чертами.

Типы реагирования на прекращение отношений также могут быть разными, это зависит от самого события развода (его формы, глубины, длительности, количества вовлеченных в него участников), отношения к нему со стороны супругов, имеющихся в наличии ресурсов (материальная и жилищная обеспеченность, здоровье, эмоциональное состояние, детские проблемы, возраст супругов).

Стратегии поведения в предразводной ситуации также могут быть различными. Приведем наиболее распространенные.

1. Воинственно-ненавидящая (вернуть супруга (супругу) любой ценой). Здесь нужна победа, но при этом уважения ни к себе, ни к партнеру нет. Таковы, например, попытки натравить на изменника родственников, друзей, детей, которые, по замыслу клиента, должны доказать ему/ей, как неправильно он/она поступает.

2. Встречающиеся варианты поведения различны. В качестве примера крайне деструктивного поведения Ю. Е. Алешина приводит случай, который является несомненным достоянием эпохи застоя, но в то же время наглядно демонстрирует, насколько человек может потерять голову.

В консультацию обратилась молодая жена военного, в момент обращения обучавшегося в военной академии. Здесь, в Москве, на спортивных тренировках, он познакомился с женщиной, с которой довольно скоро у него начался роман, о котором от друзей узнала супруга. Даже не убедившись в том, насколько серьезным для мужа является это увлечение, клиентка стала писать письма военному начальству супруга с просьбой повлиять на него и вернуть в лоно семьи. Она уже успела поговорить об этом с парторгом академии, с куратором курса, а теперь пришла за помощью и к психологу. Естественно, что следствием этих разговоров стали проблемы у мужа по службе. Например, если раньше предполагалось, что по окончании академии он отправится служить за границу, то теперь о таком выгодном назначении не могло быть и речи. Обиженный и оскорбленный супруг перестал обращать внимание на жену и разговаривать с ней. Но все это не привело ее к мысли о том, что она «хватила через край». Ее приход к психологу, по словам клиентки, вызван тем, что она надеется, что мужа также вызовут сюда и объяснят научно, что бросать семью и изменять жене не следует [275] .

3. Обострение любви – поиск вариантов, как удержать, привлечь партнера. Предпринимаются попытки налаживания отношений хотя бы на каком-то, чисто дипломатическом, уровне. Так, супруг или супруга вместо холодных и язвительных замечаний старается быть максимально дружелюбным и приветливым. Пожалуй, самый удачный ход – доверительный разговор между партнерами, инициатором которого должен стать тот, кто испытывает потребность в сохранении отношений. Цель такого разговора – рассказ о том, как он оценивает теперь совместную жизнь и отношения, в чем видит свою вину за происшедшее охлаждение. Большое значение в таком разговоре может иметь рассказ о собственных чувствах и переживаниях, о том, как он любит и ждет супруга, как готов на обновление отношений и т. д. Эти тактические ходы могут сработать только в том случае, если партнер, менее заинтересованный в сохранении отношений, еще не принял окончательного решения уйти.

4. Принять реальность таковой, какая она есть . Здесь самая трудная задача – не требовать от другого немедленного решения, а ждать, пока он/она сам его (уход – не уход) примет, извлечь необходимые уроки. Это дает возможность в случае обоюдного согласия на развод сохранить с бывшим супругом (супругой) человечность в отношениях, не зачеркивать совместно прожитые годы, свести к минимуму негативные последствия для детей, принять развод как неотъемлемую часть своего бытия. Ибо без прошлого нет не только настоящего, но и будущего.

Развод в модели Э. Кюблер-Росс – это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства. Согласно этой модели последовательность развития событий такова.

1. Ситуация отрицания . Первоначально реальность происходящего отрицается. Обычно человек затрачивает на близкие отношения много времени, энергии и чувств, поэтому трудно сразу смириться с разводом. На этой стадии ситуация развода воспринимается с выраженной защитой, посредством механизма рационализации обесцениваются брачные отношения: «Ничего такого не случилось», «Все хорошо», «Наконец пришло освобождение» и т. п.

2. Стадия озлобленности . На данной стадии от душевной боли защищаются озлобленностью по отношению к партнеру. Нередко манипулируют детьми, пытаясь привлечь их на свою сторону.

3. Стадия переговоров . Третья стадия самая сложная. Предпринимаются попытки восстановить брак, и используется множество манипуляций по отношению друг к другу, включая сексуальные отношения, угрозу беременности или беременность. Иногда прибегают к давлению на партнера со стороны окружающих.

4. Стадия депрессии . Угнетенное настроение наступает, когда отрицание, агрессивность и переговоры не приносят никаких результатов. Человек чувствует себя неудачником, уменьшается уровень самооценки, он начинает сторониться людей, не доверять им. Нередко испытанное во время развода чувство отвержения и депрессия довольно долгое время мешают заводить новые интимные отношения.

5. Стадия адаптации . Цель – «перейти» в стадию приспособления к изменившимся условиям жизни. В тех случаях, когда после развода остается неполная семья, детям тоже нужна поддержка в адаптации к новой ситуации [276] .

С. Кратохвил выделяет следующие стадии развода.

1. Стадия протеста : травмированная особа повышает свою активность, чтобы избежать развода. Однако при этом часто действует хаотически и нецеленаправленно, тем самым ухудшая свое положение.

2. Стадия отчаяния : обороняющаяся сторона чувствует, что ситуацией уже не владеет, и впадает в депрессию, иногда доходит до самообвинений.

3. Стадия отрицания : обороняющаяся сторона ожесточается и приходит к выводу, что не стоит сохранять брак с таким неподходящим человеком.

В тех случаях, когда ситуация симметрична, то есть оба партнера с разводом согласны и рассматривают его как положительное решение, указанные стадии, естественно, отсутствуют.

С практической точки зрения представляется более целесообразным разделение на периоды , в которых супругам может потребоваться консультационная и терапевтическая помощь: предразводный период; период развода; послеразводный период [277] .

1 . Предразводный период . Основной целью этого периода является достижение продуманного, ответственного решения независимо от того, стремятся ли супруги сохранить дисгармоничный брак или нет. В этот период еще можно предупредить подачу заявления на развод или взять его назад, если оно уже подано. Супругам целесообразно выяснить их отношения к разводу как таковому, а также мотивации их решения развестись. Следует учитывать возможность временного кризиса в этот период и его преодоления, перспективы удовлетворения потребностей обоих супругов и достижения позитивных изменений в отношениях и функциях семьи с точки зрения заботы о детях и последствий, которые может вызвать развод для обоих супругов и особенно для детей.

Супруги могут жить в атмосфере, в которой преобладают настроения к разводу. В прошлые времена действовали такие противоразводные факторы, как отрицательное отношение общества к разводу и предосудительное отношение к разведенным лицам. В настоящее время, особенно в крупных городах, отношение к разводу изменяется, двигаясь в противоположную сторону, и общественное мнение часто даже поддерживает тенденцию к разводу.

Общественное мнение рождает мифы о разводе, поддерживающие поведение, способствующее разводу. Речь идет об утверждениях, которые выдаются за общеизвестные истины, несмотря на то что они не соответствуют действительности. К таким мифам относятся следующие утверждения:

• второй брак лучше, чем первый;

• если брак не удался, то только развод может поправить положение;

• для ребенка развод не является чем-то исключительным, поскольку вокруг него много других детей из неполных семей;

• лучше развестись, чем сохранить семью, в которой дети будут свидетелями постоянных конфликтов между родителями;

• после окончания периода развода все станет на свои места и для детей;

Читайте так же:  Химический состав спор бактерий

• если новый партнер меня любит, он будет рад и моим детям.

Если один из партнеров находится под влиянием этих мифов, то их влияние может проявиться на принимаемых решениях.

С. Кратохвил провел сравнительное исследование, охватывающее 118 детей из неполных (разведенных) семей [278] . Результаты исследования подтверждают, что дети из разведенных семей в среднем хуже адаптируются к новым условиям, чем дети из нормальных семей. Важными факторами снижения адаптивности являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелями которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Подобное настраивание прямо или косвенно влияет на ребенка и направлено в первую очередь на то, чтобы унизить в его глазах достоинство одного из родителей. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, остававшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире. Наиболее действенным фактором, позволяющим снизить влияние неблагоприятных условий, является сильная эмоциональная связь между ребенком и некоторыми членами семьи, которая служит ребенку крепкой опорой.

Результаты многих исследований показывают явное отрицательное влияние развода, но не дают однозначного ответа на вопрос: что лучше для развития ребенка – развод или дальнейшая жизнь в семье с родителями, находящимися в постоянном и глубоком конфликте? Результаты свидетельствуют о том, что конфликтные отношения в семье оказывают больше отрицательного влияния на развитие детей, чем спокойная, стабильная жизнь с одним из родителей, с которым у ребенка имеется положительная эмоциональная связь. С другой стороны, некоторые исследователи подчеркивают, что потеря отца как личности, представляющей для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери – модель комплиментарности, неблагоприятно проявляется в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте и позднее в собственном браке и в психосексуальном развитии. Ввиду чего конфликтная, но полная семья может быть лучшим вариантом, нежели семья только с одним родителем. Решение этого весьма спорного вопроса, помимо всего прочего, по мнению С. Кратохвила, зависит от интенсивности и продолжительности семейного конфликта, от степени и характера патологии личности одного из родителей, а также от настроенности ребенка против одного из родителей.

2 . Период развода . Это период, когда супруги уже приняли решение о разводе. На этом этапе разводящимся супругам следует сдерживать свои эмоции, направить их к совместному решению конкретных проблем, связанных с разводом, что является наиболее целесообразным для обеих сторон и учитывает прежде всего интересы и проблемы детей.

Эмоциональное состояние супругов характеризуется чувствами гнева и печали, страха, вины, злости, желанием возмездия. Им можно противопоставить стремление примириться с утратой, чувство собственной ответственности, развитие самостоятельности и формирование новых целей.

Исходом этого периода является согласие с разводом обоих супругов. Если решение о разводе было принято односторонне, то партнер считает его инициатора виновным и вновь возникает чувство утраты, пренебрежения, бессильной ярости или беспомощности. Предметом споров и раздоров могут стать вопросы имущественного раздела или заботы о детях.

К юридическим вопросам относятся раздел имущества и квартиры, выплата алиментов, определение детей к одному из родителей и заключение соглашения о встречах с ними бывшего супруга. Большинство вопросов лучше решать на основе взаимной договоренности, например вопрос о посещении детей или разделе имущества.

3 . Послеразводный период . Основной задачей этого периода является стабилизация положения и достижение обоими супругами самостоятельности в новых условиях жизни. Необходимо овладеть новой ситуацией, возникшей при разрыве супружеских отношений, и предотвратить возможные невротические и депрессивные реакции, имеющие тенденцию к фиксации в этих условиях.

Если у женщины непосредственно перед разводом нет прочной внебрачной связи с перспективой брака, то в зависимости от возраста и наличия детей ее шансы найти партнера, более привлекательного, чем предыдущий, не слишком велики или вовсе отсутствуют. Для разведенного мужчины, несмотря на его обязанности по выплате алиментов, ситуация более благоприятна. Большинство разведенных мужчин не считают выгодным для себя быстрое заключение нового брака; по их мнению, новый брак не должен быть бегством от одиночества и ответственности, проявлением тенденции перенести потребность в зависимости с одного лица на другое. Решение о вступлении в новый брак должно опираться на автономное решение, а у невротиков, кроме того, на опыт ошибочных прежних выборов и неправильной стратегии в предыдущем браке; такие люди обычно склонны повторять ошибки первого брака.

К специфическим проблемам собственно послеразводного периода относится продолжение конфликтной ситуации между бывшими супругами. Этому особенно способствует совместное проживание после развода в одной квартире. Разменять старое жилье многим не удается, и совместное проживание разведенных супругов сильно усложняет ситуацию.

Другой важный вопрос, возникающий в послеразводный период, – регулирование встреч детей с родителями, в большинстве случаев с отцами. Оптимальным является добровольное согласие родителей, без суда; такие встречи надо предоставлять во всех случаях, когда отец может встретиться с ребенком (по договоренности с матерью) или когда ребенок этого захочет. Таким образом, действительно создается ситуация, близкая к условиям нормального функционирования семьи в отношении связи с детьми.

Задачей каждого из бывших супругов в данный период является достижение нового, удовлетворяющего самостоятельного образа жизни.

Методическая разработка урока по теме: «Семейное право»

Методическая разработка занятия по теме: «Семейное право»

Цель занятия:
охарактеризовать основные положения семейного права
Задачи занятия:
1. Охарактеризовать правовую связь членов семьи
2. Изучить основные виды брака, их правовой статус
3. Определять условия заключения и расторжения брака
Планируемые результаты
Предметные

1. Определять понятия: семья, брак, развод
2. Характеризовать условия заключения и расторжения брака
3. Определять права и обязанности супругов, родителей и детей, объяснять механизм их реализации
Познавательные
1. Продолжить формирований умений работать с текстом, источниками дополнительной информации, статистическими данными
2. Определять существенные признаки семьи как социального института и социальной группы
3. Продолжить формирование умений решать задания в форме ЕГЭ
Коммуникативные
1. Продолжить формирование умений определять цели и задачи, работая в группе, осуществляя парную работу.
2. Умения вступать в диалог с учителем, сверстниками в ходе решения учебной задачи
Регулятивные
1. Умение формулировать учебную задачу, цель
2. Умение определять уровень знаний по теме
Личностные
1. Понимание важности семейных отношений
2. Формирование готовности к осознанию правового закрепления семейно – брачных отношений

Технологическая карта занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

Стадия вызова
(мотивация к учебной деятельности)

Предлагает ознакомиться с высказываниями.
Те, кто любят истину, должны искать любви в браке, то есть в любви без иллюзий
А. Камю
Счастливый брак – это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким
А. Моруа
Семья – это родство не только по крови.
Автор неизвестен

Всякая семья составляет часть государства
Аристотель

После обсуждения высказываний предлагает ответить на вопросы в начале параграфа ст. 262
Семейное право
Учитель объясняет понятие семейное право. Семейное право – это – совокупность правовых норм, регулирующих личные и имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
Учитель обращает внимание на то, что семейное право находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Правовая связь членов семьи.
На основе самостоятельного изучения пункта учитель предлагает, работая в паре, заполнить схему.

Учитель поясняет термин брак, условия его заключения и расторжения.

Брак – это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в органах ЗАГС.
Существуют браки, влекущие и не влекущие за собой правовые последствия.
К первой категории относится гражданский брак.
Организует работу с текстом учебника, характеризует процедуру оформления гражданского брака.
Ко второй категории браков относят фактический брак и церковный браки.

Учитель предлагает классу разделиться на мини – группы и с опорой на учебный материал подготовить информацию об условиях заключения и расторжения брака.

Организует презентацию итогов работы групп, обсуждают условия признания брака недействительным.

Права и обязанности супругов
Учитель объясняет основные права и обязанности супругов, регулируемых законом.
Личные права:
1. Право на выбор рода занятий, профессий, места жительства, фамилию
Имущественные права
Равные права на совместную собственность.
Право каждого из супругов на собственность, приобретенную до брака.
Возможность выплаты алиментов на супруга.
Возможность заключения брачного договора

Предлагает самостоятельно изучить основные требования к заключению брачного договора.

Учитель объясняет права и обязанности ребенка и родителей.
Права ребенка.
1. Право на фамилию, имя и отчество
2. Право жить и воспитываться в семье
3. Право ребенка на общение с родственниками
4. Право ребенка на защиту своих интересов
5. Имущественные права
6. Существуют обязанности ребенка морального характера

Для закрепления изученного материала, определения качества усвоенного знания учитель предлагает выполнить задания в форме ЕГЭ

Участвуют в обсуждении, формулируют тему занятия, цель и задачи.
План занятия.
1. Семейное право
2. Правовая связь членов семьи

3. Понятие брак, условия его заключения и расторжения
4. Права и обязанности супругов. Брачный договор
5. Права и обязанности супругов, родителей и детей

Отвечают на вопросы, приводят аргументы.

Фиксируют в тетрадь понятие семейное право

На основе текста заполняют схему.
Семья

Социальный Малая группа
институт
Признаки

3. 3.
Список терминов: наличие прав и обязанностей, общий быт, кровнородственная связь, эмоциональные отношения, наличие общественно значимых функций, наличие норм, распределение ролей.

Участвуют в обсуждении.

Работают с текстом учебника

Определяют плюсы и минусы различных видов брака.

Работая в группе, презентуют итоги своей работы и оформляют в таблицу.

Условия заключения брака

Условия расторжения брака

1.Достижение брачного возраста
2. Отсутствие родственных связей
3. Отсутствие предыдущего не расторгнутого брака

1.Отсутсвтие совместных несовершеннолетних детей

2. Отсутствие имущественных разногласий
3. Наличие судебного приговора одному из супругов сроком более 3 лет
4. Наличие безвестно отсутствующего супруга

Участвуют в обсуждении

Фиксируют в тетради права и обязанности супругов.

Работая с текстом, записывают в тетрадь основные требования к брачному договору.
1. Письменное оформление
2. Нотариальное оформление
3. Регулирует только имущественные отношения
4. Не может содержать положения, нарушающие конституционные права граждан

Участвуют в обсуждении

Выполняют задания в форме ЕГЭ
(Приложение №1)

Организовывает подведение итогов, степень усвоения качества усвоенных знаний

Обсуждают итоги урока, определяют качество усвоения знаний, проговаривают наиболее важные по теме знания, полученные на уроке, фиксируют домашнее задание

Приложение №1
1. Гражданка Н., разведясь со своим мужем А., самостоятельно воспитывает четырехлетнюю дочь, которая проживает вместе с ней. Бывший муж А. –отец девочки – женился и проживает вместе с новой супругой. Гражданка Н. под предлогом опасений за психическое здоровье дочери препятствует её встречам с отцом. Нарушает ли гражданка Н права несовершеннолетнего ребёнка? Свой ответ обоснуйте. Используя обществоведческие знания , назовите любые четыре права ребёнка, закреплённые в Семейном кодексе РФ.

Читайте так же:  Как оформить декрет безработной

2. Установите соответствие между условиями и законными возможностями расторжения брака, которые они обуславливают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Условия расторжения брака:
А) при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей
Б) по заявлению одного из супругов, если другой признан судом безвестно отсутствующим
В) при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей
Г) по заявлению одного из супругов, если другой признан судом недееспособным
Д) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
Законные возможности расторжения брака
1. В органах ЗАГС
2. В судебном порядке

3. Супруги К. составили брачный договор. При его нотариальном удостоверении выяснилось, что не все условия, предложенные супругами К., могут быть внесены. Какие условия не могут быть включены в этот брачный договор? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Земельный участок, приобретённый женой до вступления в брак, в период брака и в случае его расторжения является совместной собственностью супругов
2. Муж обязывает жену оставить работу в университете и заниматься ведением домашнего хозяйства за то, что предоставляет ей содержание
3. В случае развода супругов их ребёнок остаётся с матерью
4. Ювелирные украшения, приобретённые супругами во время брака, являются во время брака и в случае его расторжения собственностью жены
5. Муж обязывает супругу не вести праздного образа жизни
6. Автомобиль, приобретённый супругами во время брака, является в период брака совместной собственностью супругов, а в случае его расторжения – собственностью мужа.

4. Вступающие в брак Роман и Полина решили заключить брачный договор. Роман настаивал на включении в договор пункта, запрещающего жене уезжать из города, страны без сопровождения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из – за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

5. Какие ситуации регулируются нормами семейного права? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Отец, являющийся владельцем фирмы, принял на работу своего сына
2. Брат и сестра создали семейное предприятие по проведению свадебных торжеств
3. Мать, злоупотребляющая алкогольными напитками, была лишена родительских прав
4. Отчим подарил пасынку автомобиль
5. Супруги по соглашению произвели раздел общего имущества
6. Орган опеки и попечительства предъявил иск о взыскании алиментов на несовершеннолетнего сына к его родителям

6. Граждане РФ Мария и Петр решили заключить брачный контракт перед вступлением в брак. Какие пункты они имеют право в него включить? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Порядок несения супругами семейных расходов
2. Установление договорного режима семейной собственности
3. Способы участия супругов в доходах друг друга
4. Обязательное совместное проживание супруги вместе с мужем
5. Обязательство супруги уволиться с работы и заниматься домашним хозяйством

7. В каких из представленных ситуаций, расторжение брака осуществляется только в судебном порядке? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Людмила Т подала заявление на развод, Её супруг был осужден за совершение преступления и приговорен к лишению свободы на пять лет
2. Супруги С решили развестись. У Ивана С есть десятилетняя сын от предыдущего брака, не усыновленный его супругой
3. Алена и Тимофей П разводятся. У них две дочки – девяти и одиннадцати лет
4. Супруги А не имеют общих детей. Они выразили взаимное согласие на расторжение брака
5. Мария Р настаивает на разводе, но ее супруг принципиально не согласен на развод
6. Сын Василия и Татьяны служит в армии. Родители решили развестись

8. Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между членами семьи.

2) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.

3) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

4) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.

5) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.

9. Граждане РФ Ирина и Николай решили заключить брачный договор. Какие отношения супругов согласно семейному законодательству РФ могут быть объектом регулирования брачного договора? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) порядок несения каждым супругом семейных расходов

2) права и обязанности по взаимному содержанию

3) способы участия в доходах друг друга

4) права и обязанности супругов в отношении детей

5) выбор места жительства

6) распределение домашних обязанностей

Ответы
1. Гражданка нарушает право несовершеннолетнего ребенка на общение с родителем и другими родственниками. Это право предусматривает, что в случае раздельного проживания родителей имеет право на общение с каждым из них. Права ребенка по Семейному кодексу:
2. 21112
3. 235
4. Действия нотариуса правомерны. Пояснение: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ на свободу передвижения, то есть речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов.
Два аспекта: Супруги могут указать в брачном договоре:
свои права и обязанности по взаимному содержанию; способы участия в доходах друг друга; порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
5. 356
6. 123
7. 35
8. 135
9. 123

Рождение семьи. Элективный курс для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально- психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Представленный в статье урок представляет собой первое занятие из программы элективного курса для старшеклассников «Этика и психология семейной жизни». Программа направлена на оказание психолого-педагогической поддержки старшеклассникам в ситуации семейного самоопределения, расширение жизненной перспективы личности учащихся, оказание помощи в построении жизненных планов и образа будущей семьи. Курс занятий расширяет кругозор учащихся, акцентирует внимание на важнейших социально-психологических явлениях при формировании личности, актуализирует вопросы адаптированности, жизненного самоопределения и саморазвития. Предлагаемая программа построена с учетом информационной нагрузки школьников и возрастных особенностей.

Программа рассчитана на 16 учебных часов.

Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами тренинга

Срок бучения: 8 учебных недель

Режим занятий: 2 часа в неделю

Цели курса: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.

Задачи курса:

  • формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия;
  • расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
  • способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся;
  • способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов, самодиагностика.

В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Формы контроля уровня достижений уч-ся и критерии оценки.

Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с уч-ся, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.

Формы итогового контроля: презентация проектов, анализ портфолио ученика, т.е. совокупности самостоятельно выполненных работ по программе. Оценка выставляется в форме «зачтено» или «незачтено». Возможно использование и балльной шкалы. В таком случае итоговая оценка является накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг.

Предполагаемый результат

  • повышение психологической информированности учащихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни,
  • формирование ценностей семьи и личностного роста;
  • первичное самоопределение в семейной сфере;
  • повышение социально-психологической компетентности учащихся.

План-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме:
Конспект урока обществознания в 11 классе «Семья»

На уроке учащиеся знакомятся с новыми понятиями — семья, брак, патрииархальная семья, прослеживают этапы становления брачно-семейных отношений, знакомятся с типами семей, функциями семьи, выявляют плюсы и минусы гражданского брака.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Читайте так же:  Закон отклоняющий ходатайство

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28» Г.Братска

(конспект урока по обществознанию в 11 классе)

Учитель: Рогова Анна Павловна

Тема. Семья и брак.

Тип. Изучение нового материала.

Цели: — деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, патриархальная семья, демократическая семья, гражданский брак;

воспитательная : осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

предметные – способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности понятий.

Основные понятия: семья, брак, гражданский брак, патриархальная семья.

  1. Орг. момент
  2. Изучение нового материала
  1. Понятия «семья», «брак».
  2. Функции семьи
  3. Этапы становления брачно – семейных отношений
  4. Основные черты патриархальной и современной семьи
  5. Кризис современной семьи
  6. Гражданский брак

Эпиграф к уроку : “Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым”.

“Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности”.

Звучит песня Ю. Антонова «Под крышей дома твоего»

Учитель. Ребята, давайте обсудим эпиграфы к уроку.

Семья оказывает огромное влияние на становление личности и развитие общества. Состояние семьи показывает степень продвижения общества по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социокультурного развития. Важное значение в наше время имеет экономическая самостоятельность и материальное благополучие семьи, которые поддерживают процесс раскрепощения личности, характерный для начала XXI века.

Вопрос классу. Как вы понимаете, что такое семья и что такое брак?

Под браком в социологии понимается форма отношений между мужчиной и женщиной, реализующих естественную потребность людей в продолжении рода. Эта форма во многом обусловлена культурно – историческими факторами.

Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и, как социальный институт. В последнем случае подразумевается неразрывная взаимосвязь семьи и общества. С одной стороны, общество морально поддерживает и закрепляет в праве супружеские и родительские отношения, оказывает государственную поддержку семье. Вместе с тем семья выполняет важные общественные функции.

Вопрос классу. Какие функции выполняет семья в обществе?

Репродуктивная функция

семья

Учитель. Давайте на примере развития общества проследим развитие брачно – семейных отношений.

Вопрос классу. Назовите начальный этап развития любого общества. Как назывался коллектив людей в таком обществе? (первобытное общество – человеческое стадо).

С появлением орудий труда общество переходит на следующую стадию. Какую? (Родовая община). Люди осваивают медь, совершенствуют орудия труда, на смену родовой общине приходит… (соседская). Все мы с вами живем в более совершенном типе общества (современном).

Человеческое стадо родовая община соседская община современное общество

Согласно этапам развития общества можно выделить этапы становления брачно – семейных отношений.

Этапы становления брачно – семейных отношений

Первобытное состояние

Задание классу. Познакомьтесь с фрагментами из средневековой русской и зарубежной литературы. Выявите ряд основных черт патриархальной семьи.

В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гунтера, что он просватал ее за некого рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».

Фрагменты из русского «Домостроя»:

«Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аше то жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет. Дщерь ли имаши: положи на них грозу свою».

«Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии. И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и тюрити по его наказанию».

Основные черты патриархальной семьи:

  • Зависимость жены от мужа,
  • Подчинение младших воле старших.

Учитель. Существует несколько версий возникновения патриархальной семьи. Прослушайте их и скажите, какая, на ваш взгляд, причина является более убедительной и реальной. Свой ответ аргументируйте.

  • Естественное неравенство полов,
  • Именно мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств,
  • Мужчины заняли господствующее положение в общественной жизни, что было следствием связи военного статуса с правом принятия политических решений.

Вопрос классу. Каково состояние современной семьи? Какие изменения в ней произошли по сравнению с патриархальной?

  1. Более широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни
  2. Независимость женщины от мужчины.
  3. Уменьшение числа детей в семьях во многих развитых странах.

Последняя тенденция развития современной семьи является одной из причин кризиса современной семьи.

Кризис семьи проявляется:

— в росте числа разводов,

— в увеличении количества добрачных и внебрачных детей,

— во взаимном отчуждении членов семьи,

— в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей,

— в увеличении числа неполных семей.

Задание классу. Попробуйте выделить причины и последствия кризиса семьи.

Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, т.е. таких, которые не признаны ни церковью, ни государством. В таких семьях жену и мужа связывают только взаимные чувства и устный договор.

1. Кто и почему вступает в гражданский брак? (молодые специалисты, студенты, вчерашние школьники, те, кто временно устраивает свою жизнь(длительно командированные, стажеры), те, кто опасается что развод повредит их карьере или приведет к значительным имущественным потерям)

2. Когда такой брак уместен?

3. Назовите положительные и отрицательные стороны такой формы брачного союза?

(«+» — репетиция семейных отношений, позволяющих обрести опыт совместной жизни; такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве своем распадаются через 5-7 лет; защита имущественных прав супругов;

«- «- нет прочности положения, серьезности отношений; отрицательное мнение общественности; болезненно реагируют дети).

Учитель. Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. Иллюстрацией этому может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из гражданских жен художника.

Они познакомились в 1943–м: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на сорок лет ее старше. Они прожили вместе десять лет, Двое детей — сын Клод и дочь Палома, — казалось, навечно скрепили их союз.

И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, — ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить сигарету о ее щеку. Естественно, ни она, ни ее дети не получили ничего из миллионов художника. Через восемь лет после разрыва Франсуаза обратилась к Пикассо с просьбой дать свою фамилию их детям. Он выдвинул условие Франсуаза должна развестись со своим мужем и вступить в законный брак с ним. Женщина пошла ради детей на такой шаг. Узнав о ее разводе, Пикассо, желая досадить своей бывшей спутнице, тут же женился на другой своей подружке. Взбешенная Жило в отместку опубликовала весьма откровенные воспоминания о жизни с художником. Таким образом, отношения, с самого начала не оформленные юридически, принесли обоим массу неприятностей и страданий, ущемили интересы детей.

Учитель. Д. Корнеги выделил 7 правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:

  1. не ворчите;
  2. не старайтесь перевоспитать своего супруга;
  3. не критикуйте;
  4. искренне восхищайтесь достоинствами супруга;
  5. уделяйте внимание супруге;
  6. будьте вежливы;
  7. читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.

Вопрос к классу: Какие пословицы кажутся вам устаревшими, а какие актуальными:

  • “Одному с женой радость, другому горе”.
  • “Муж задурит – половина двора сгорит, а жена задурит – и весь сгорит”.
  • “У мужа жена всегда виновата”.
  • “Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад”.

Какие еще вам известны пословицы о семейных отношениях?

1. О каком типе семьи говорят следующие пословицы, сложившиеся в средневековой Европе «Не достоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены», «Шляпа должна командовать чепцом»?

2. В последнее время в нашем обществе все чаще звучат призывы вернуться к устоям традиционной патриархальной семьи, в которой совместно проживают три поколения. При этом старшему поколению отводится особая роль в управлении семейными делами. Как вы относитесь к такой перспективе в развитии семейных отношений?

3. Российский социолог И.Бестужев-Лада считает, что не так трудно создать семью, как ее сохранить. На нее сегодня обрушились «четыре джина», свирепствовавшие и до этого, но державшиеся в определенных рамках вековыми традициями, нравами, обычаями. К этим разрушающим семью силам социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов со свекровью или тещей, несправедливость в распределении домашних обязанностей, проявляющуюся чаще всего в бытовом паразитизме мужа, и бытовое хамство, т.е. неумение выходить из конфликтных ситуаций иначе, как безобразным скандалом. Согласны ли вы с исследователем в оценках причин распада семей? Что, на ваш взгляд, может сегодня обуздать этих «джиннов»?

4. Некоторые исследователи утверждают, что история развития семьи и ее нынешнее состояние позволяют сделать два основных вывода:

— семья — величайшая ценность общества;

— патриархальная семья с мужской доминантой должна уступить место семье, построенной по модели партнерства.

Согласны ли вы с этими выводами? Свою позицию аргументируйте.

  1. Домашнее задание: §7, записи в тетрадях, подобрать пословицы о семье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В презентации рассрываются следующие вопросы: Роль религии в жизни общества, религия как одна из форм культуры, мировые религии, свобода совести и религиозные организации в современной России.

Итоговый урок к разделу «Политическая деятельность».

Второй урок по теме «Слагаемые успеха в бизнесе». Урок комбинированный, включающий проблемное изложение нового материала с элементами беседы, выполнение учебно-познавательных и практических заданий. О.

конспетк урока в 11 классе по теме рыночные отношения в экономике, тип урока — урок изучения нового материала. Используется презентация.

2 -й урок по теме «Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов» в разделе «Правовое регулирование общественных отношений». Предыдущий урок по теме «Семья и брак ».

Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме:Роль СМИ в политической жизни. Цели и задачи: Создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализирова.

Конспект урока обществознания в 11 классе «Выборы в демократическом обществе»Цель урока: — Познакомить учащихся с принципами избирательного права в демократическом обществе.