Должность профессор требования

Оглавление:

Квалификационные требования для работников профессорско-преподавательского состава

На должность декана факультета назначается лицо,

— имеющее высшее профессиональное образование, стаж научной или научно-педагогич еской работы не менее 5 лет, наличие ученой степени или ученого звания;

— не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью в соответствии с частью второй статьи 331 Трудового кодекса РФ.

На должность заведующего кафедрой назначается лицо,

— имеющее высшее профессиональное образование, наличие ученой степени и ученого звания, стаж научно-педагогич еской работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее 5 лет;

— не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью в соответствии с частью второй статьи 331 Трудового кодекса РФ.

На должность профессора кафедры назначается лицо,

— имеющее высшее профессиональное образование, ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогич еской работы не менее 5 лет или ученое звание профессора;

— не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью в соответствии с частью второй статьи 331 Трудового кодекса РФ.

На должность доцента кафедры назначается лицо,

— имеющее высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогич еской работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника);

— не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью в соответствии с частью второй статьи 331 Трудового кодекса РФ.

На должность старшего преподавателя кафедры назначается лицо,

— имеющее высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогич еской работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогич еской работы не менее 1 года;

— не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью в соответствии с частью второй статьи 331 Трудового кодекса РФ.

На должность ассистента кафедры назначается лицо,

— имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессиональног о образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы;

— не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью в соответствии с частью второй статьи 331 Трудового кодекса РФ.

Ученое звание доцента по кафедре

Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим ученую степень доктора или кандидата наук, замещающим должности доцента, профессора, начальника кафедры, начальника факультета, начальника филиала или института, заместителя начальника или начальника высшего учебного заведения, заместителя начальника или начальника учреждения повышения квалификации или замещающим аналогичные должности в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации в соответствии с перечнем, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций или ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

а) успешно работают (проходят военную службу по контракту) в указанных должностях в течение года;
б) имеют стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, из них не менее трех лет педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации;
в) являются авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) или не менее двух учебно-методических работ, опубликованных за последние три года;
г) являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее двух научных работ, опубликованных за последние три года.

При соответствии вышеуказанным требованиям ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено лицам, обучающимся в докторантуре, ранее осуществлявшим педагогическую работу на высоком профессиональном уровне.

Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено, в виде исключения, лицам, имеющим высшее образование, замещающим по трудовому договору должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим высшее образование и замещающим должности доцента, профессора, начальника кафедры, начальника факультета, начальника филиала или института, начальника высшего учебного заведения, заместителя начальника высшего учебного заведения или замещающим аналогичные должности в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации в соответствии с перечнем, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций или ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

а) успешно работают (проходят военную службу по контракту) в указанных должностях в течение двух лет;
б) имеют стаж научно-педагогической работы не менее семи лет, из них не менее пяти лет педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации;
в) являются авторами учебника (учебного пособия) или соавторами не менее двух учебников (учебных пособий), опубликованных за последние пять лет и рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, которые реализуют образовательные программы общего образования, или имеющих положительную рецензию уполномоченных Министерством образования и науки Российской Федерации государственных учреждений о возможности использования в образовательном процессе в высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также авторами (соавторами) не менее двух учебно-методических работ, опубликованных за последние три года;
г) являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее трех научных работ, опубликованных за последние три года.

Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено работникам искусств, замещающим по трудовому договору должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации, если они ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

а) имеют почетные звания Российской Федерации, бывшего СССР или бывших союзных республик (народного артиста, народного художника, народного архитектора, заслуженного деятеля искусств, заслуженного артиста, заслуженного художника, заслуженного архитектора);
успешно работают в указанных должностях в течение года;
имеют стаж педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации не менее трех лет;
подготовили не менее двух учеников, удостоенных почетных званий Российской Федерации или являющихся лауреатами (дипломантами)
международных, всероссийских и региональных выставок, конкурсов, фестивалей, смотров, премий;
б) являются лауреатами (дипломантами) международных или всероссийских выставок, конкурсов, фестивалей, смотров, премий;
успешно работают в указанных должностях в течение двух лет;
имеют стаж педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации не менее пяти лет;
подготовили не менее четырех учеников, удостоенных почетных званий Российской Федерации или являющихся лауреатами (дипломантами) международных, всероссийских и региональных выставок, конкурсов, фестивалей, смотров, премий.

Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено специалистам физической культуры и спорта, замещающим по трудовому договору должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций или ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

а) имеют почетное звание Российской Федерации, бывшего СССР или бывших союзных республик (заслуженный работник физической культуры) или звание Российской Федерации, бывшего СССР и бывших союзных республик (заслуженный тренер); успешно работают в указанных должностях в течение года;
имеют стаж педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации не менее трех лет;
являются авторами (соавторами) учебника (учебного пособия), опубликованного за последние три года, или подготовили одного чемпиона или призера Олимпийских игр, мира, Европы или Российской Федерации;
являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или научной работы, опубликованной за последние три года;
б) имеют звание Российской Федерации, бывшего СССР (заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса или мастер спорта);
успешно работают в указанных должностях в течение двух лет;
имеют стаж педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации не менее пяти лет;
являются авторами (соавторами) учебника (учебного пособия), опубликованного за последние пять лет и рекомендованного (допущенного) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, которые реализуют образовательные программы общего образования, или имеющего положительную рецензию уполномоченных Министерством образования и науки Российской Федерации государственных учреждений о возможности использования в образовательном процессе в высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также авторами (соавторами) не менее двух учебно-методических работ, опубликованных за последние три года;
являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее двух научных работ, опубликованных за последние три года.

Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено высококвалифицированным специалистам, получившим международное или всероссийское признание в конкретной отрасли знаний, подтвержденное соответствующими документами, имеющим стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, из них не менее двух лет педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации, и соответствующим вышеуказанным требованиям к присвоению ученого звания доцента по кафедре.

Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено лицам, работающим по совместительству в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации, научных организациях и соответствующим вышеуказанным требованиям к присвоению ученого звания доцента по кафедре.

Доцент — это должность или ученая степень? Как стать доцентом? Права доцента

Современная наука многогранна, а занятые в ней ученые носят самые разные звания. Они зависят и от исследовательских заслуг, и от страны проживания. В России и многих странах постсоветского пространства сохранилось научное звание «доцент». Это аналог американского ассистента профессора или лектора.

История и современность в наименовании научных работников

Термин «доцент» — это форма латинского слова, в переводе она обозначает «обучать» или «учить», что, конечно, применимо к современным работникам высшей школы. В российских вузах эта должность появилась в середине XIX века как ступень между магистром и профессором.

До 30-х годов прошлого века эта должность и звание оставались неизменными. После реформ образования такое наименование было упразднено, и появились научные сотрудники. Однако со временем возникла необходимость функционально разграничивать работников институтов, занимающихся исключительно наукой, и тех, кто совмещал исследовательскую деятельность с обучением студентов.

В современном российском вузе доцент — это работник, занимающийся научно-педагогической деятельностью, обязательно имеющий определенные достижения в своей области знаний. Чаще всего кандидат или даже доктор наук. Кроме того, предъявляются определенные требования к преподавательской работе и общественным обязанностям.

Профессор и доцент: сходства и отличия

И профессор, и доцент — это работники университетов и других вузов, занимающиеся исследовательской, научной, преподавательской и административной деятельностью. Однако у сотрудников, занимающих эти должности, есть существенные отличия.

Читайте так же:  Сколько налог за 192

Профессора — это научные работники, занимающиеся в основном исследовательской деятельностью, имеющие немалый практический стаж и огромный багаж знаний. Чаще всего они являются докторами каких-либо наук, либо кандидаты, но с изданными монографиями. Это признанные в своей области исследований деятели, заслужившие определенное доверие научной общественности.

Профессора ведут очень небольшую педагогическую деятельность, обычно только в сфере своих научных интересов. Основная их работа направлена на подготовку аспирантов и исследования по своей теме. Профессора обычно занимают ведущие административные должности в вузах.

Независимо от того, доцент — это должность или ученая степень, его положение в условной иерархии университета несколько ниже. Чаще всего это кандидат определенных наук, имеющий практический опыт и преподающий дисциплины своей специальности.

Выпускникам аспирантуры, успешно защитившим диссертацию, присуждается звание кандидата наук. При наличии не менее трех лет педагогического стажа и солидного багажа научных изданий они могут сразу претендовать на должность доцента.

Как стать доцентом после изменений в законодательстве РФ 2013 года

Современная российская наука все дальше уходит от советских корней. Меняются номенклатуры научных специальностей. Изменился и порядок присвоения звания «доцент». Это раньше достаточно было проработать определенный срок на кафедре. Теперь необходимо приложить несколько больше усилий.

В 2013 году были приняты новые правила присвоения ученых званий и степеней. Отныне упраздняется должность «доцент по кафедре». Остается только научная специальность, и кандидатуру рассматривает непосредственно Минобрнауки, с привлечением экспертов из различных областей.

Теперь для того, чтобы получить научное звание доцента, необходимо:

  • быть кандидатом наук;
  • иметь стаж преподавания по научной специальности не менее трех лет;
  • иметь научные публикации в реферируемых журналах, монографии, учебники и учебные пособия, изданные курсы лекций;
  • заниматься не только педагогической, но и научной деятельностью, руководить выпускными квалификационными работами, трудиться над диссертацией;
  • читать лекции и проводить практические занятия на высоком профессиональном уровне.

Тем не менее вопрос о том, доцент — это должность или ученая степень, остается открытым. Вузы сохранили за собой номенклатуру работников с соответствующей записью. Теперь эта должность присваивается не по кафедре, а по учебному заведению в целом. Чаще всего на данную должность избираются сотрудники, уже имеющие ученую степень доцента и защищенную кандидатскую диссертацию.

Квалификационные требования к должности доцента

Большинство аспирантов хотят защитить кандидатскую диссертацию и впоследствии получить звание и должность доцента. Научное достижение считается неотчуждаемым, и даже если кандидат наук перестанет заниматься наукой, присвоенное звание остается навсегда.

Другое дело должность «доцент». Это работа, связанная чаще всего с преподаванием определенных дисциплин, проведением семинарских и практических занятий, руководством курсовых и дипломных работ. В трудовом договоре должны быть четко прописаны обязанности и права доцента.

  • защищенная кандидатская диссертация;
  • активное участие в научной жизни вуза;
  • чтение лекций и проведение семинаров на высоком уровне.

Карьера доцента

Большинство современных ученых четко ориентированы на карьерный рост. Этому способствует грантовая система оплаты труда и большие возможности для особо талантливых представителей науки.

Для молодого ученого предоставляется три карьерных пути:

  1. Расти в своей научной области, писать и защищать докторскую диссертацию, становиться профессором. Впоследствии открывать персональную научную школу.
  2. Развиваться профессионально как преподаватель.
  3. Заняться административной деятельностью, с перспективой руководства кафедрой, факультетом, университетом.

Любой вариант имеет свои достоинства и недостатки. Выбирая перспективу дальнейшего движения, ориентироваться следует только на особенности личности.

Зарубежные аналоги звания доцента

Такое разделение на кандидатов и докторов наук, также на доцентов и профессоров, практикуется только в России и странах бывшего соцлагеря.

В большинстве европейских стран и в США отсутствует такая промежуточная ступень. Молодые ученые защищают научную работу и сразу получают звание доктора наук. После этого они могут претендовать на должность профессора. Аналогом доцента является американский «ассистент профессора» или европейский «лектор».

Требования, предъявляемые к соискателям

Требования, предъявляемые к соискателям ученого звания профессора и доцента по кафедре и по специальности (на общих основаниях) «Положением о порядке присвоения ученых званий (Утвержденным постановлением правительства российской федерации от 29 марта 2002 г. № 194).

    Ученое звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

успешно работают в указанных должностях в течение года;

имеют стаж научно-педагогической работы не менее десяти лет, из них не менее пяти лет педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации;

являются авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) или не менее трех учебно-методических работ, опубликованных за последние три года;

являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее трех научных работ, опубликованных за последние три года;

  • подготовили в качестве научных руководителей или научных консультантов, как правило, не менее двух учеников, которым присуждены ученые степени.»
    1. Ученое звание профессора по специальности может быть присвоено докторам наук, замещающим по трудовому договору должности ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, заместителя директора, директора в научных организациях, научных подразделениях высших учебных заведений или учреждений повышения квалификации, если они на момент представления аттестационных документов:

    успешно работают в указанных должностях в течение года;

    имеют стаж научной работы в научных организациях, научных подразделениях высших учебных заведений или учреждений повышения квалификации не менее десяти лет;

    являются авторами (соавторами) не менее 20 опубликованных в ведущих научных журналах и изданиях научных работ, в том числе не менее пяти, опубликованных после защиты докторской диссертации;

  • подготовили в качестве научных руководителей или научных консультантов, как правило, не менее пяти учеников, которым присуждены ученые степени.
  • Ученое звание доцента по кафедре может быть присвоено докторам и кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации, если они имеют опубликованные учебно-методические и научные работы, читают курс лекций или ведут занятия на высоком профессиональном уровне, а также на момент представления аттестационных документов:

    успешно работают в указанных должностях в течение года;

    имеют стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, из них не менее трех лет педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации;

    являются авторами (соавторами) учебника (учебного пособия) или не менее двух учебно-методических работ, опубликованных за последние три года;

  • являются авторами (соавторами) монографии (главы в монографии) или не менее двух научных работ, опубликованных за последние три года.»
  • Ученое звание доцента по специальности может быть присвоено докторам, кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности старшего научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, заведующего (начальника) научно-исследовательским отделом (отделением, сектором, лабораторией), ученого секретаря, заместителя директора, директора в научных организациях, научных подразделениях высших учебных заведений и учреждений повышения квалификации, если они на момент представления аттестационных документов:

    успешно работают в указанных должностях в течение года;

    имеют стаж научной работы в научных организациях, научных подразделениях высших учебных заведений или учреждений повышения квалификации не менее пяти лет;

    имеют стаж педагогической работы в высших учебных заведениях или учреждениях повышения квалификации не менее года или под их руководством подготовлены и защищены пять выпускных квалификационных работ;

    являются авторами (соавторами) не менее десяти опубликованных научных и учебно-методических работ или изобретений, в том числе не менее пяти, опубликованных после защиты диссертации.»

    Должность профессор требования

    Как получить доцента и профессора 18604

    Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать. Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание. Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.

    В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора

    Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию — получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?

    Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот — наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.

    Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук. Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.

    Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 — членкором Академии наук СССР.

    Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.

    Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.

    На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.

    Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:

    1. Ассистент
    2. Преподаватель
    3. Старший преподаватель
    4. Доцент
    5. Профессор

    Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.

    В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:

    1. Доцент по специальности или доцент по кафедре.
    2. Профессор по специальности или профессор по кафедре.
    3. Член-корреспондент Академии наук.
    4. Действительный член Академии наук.

    Как получить должность доцента и профессора

    Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.

    Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл. I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

    Читайте так же:  Судебно медицинская экспертиза салехард

    Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».

    Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.

    Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.

    Как получить ученое звание доцента

    Если для получения должности доцента наличие ученой степени некритично, то получить такое же ученое звание, не защитив кандидатскую диссертацию по специальности, невозможно. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 было утверждено действующее Положение о присвоении ученых званий, которое регламентирует порядок присвоения ученых званий. Итак, что требуется для получения ученого звания доцента, согласно этому положению?

    1. Ученая степень кандидата наук.
    2. Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и институтах повышения квалификации в объеме не менее ¼ ставки.
    3. Непрерывный стаж педагогической деятельности в данном вузе на должности доцента не менее двух лет.
    4. Наличие изданных за последние три года научных трудов (монографии или учебника либо двух научных или учебно-методических работ, а также трех научных трудов по специальности).
    5. Наличие не менее 20 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
    6. Для творческих и спортивных специальностей существуют дополнительные требования: наличие почетного звания (например, народного или заслуженного артиста/мастера спорта); звания лауреата, чемпиона конкурса, фестиваля, чемпионата не ниже общероссийского уровня; не менее двух учеников, получивших почетное звание или ставших лауреатами/чемпионами общероссийских конкурсов.

    Если все требования соблюдены, соискатель подает заявление, и Совет кафедры или факультета либо научное подразделение НИИ готовит пакет документов, подтверждающих соблюдение требований, и передает их в Ученый совет. В него также входит рекомендация Совета кафедры или научного подразделения.

    Ученый совет принимает решение о присвоении ученого звания, а Министерство образования и науки утверждает это решение либо отказывает. Срок рассмотрения аттестационного дела в Минобрнауки ограничен 6 месяцами.

    Как получить ученое звание профессора

    Ученое звание профессора присваивается похожим образом, только требования к нему более серьезные:

    1. Наличие ученой степени доктора наук.
    2. Стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет, в том числе минимум 5 лет по научной специальности.
    3. Непрерывный стаж работы на должности профессора в данном вузе минимум 2 года не менее чем на ¼ ставки.
    4. Наличие ученого звания доцента не менее трех лет.
    5. Наличие не менее 50 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
    6. Наличие изданных за последние пять лет научных трудов (не менее трех научных или учебно-методических работ, а также пяти научных трудов по специальности), опубликованных в рецензируемых изданиях.
    7. Наличие одного учебника (если соискатель указан как автор) либо трех учебников (в соавторстве), изданных за последние 10 лет по специальности.
    8. Подготовка к защите диссертации и успешная защита в качестве научного руководителя или консультанта не менее трех лиц, при этом как минимум у одного тема диссертации должна соответствовать научной специальности соискателя.
    9. Также дополнительные требования в части наличия титула чемпиона или призера, почетного звания и подготовки чемпионов и призеров предъявляются к соискателям ученого звания профессора в области спорта и искусства.

    С момента вступления нового Положения о присвоении научных званий, то есть с 1 января 2014 года, получить ученое звание стало сложнее: увеличен требуемый непрерывный стаж работы, количество научных публикаций, стать профессором минуя звание доцента теперь невозможно. Цель этих нововведений — повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы и тем самым качество обучения в вузах.

    Должность профессор требования

    Версия для слабовидящих | Обычная версия

    Квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского состава

    Квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского состава в ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» рассмотрены и утверждены на заседании ученого совета академии 26 января 2006 г., протокол № 5

    1. Настоящие требования являются локальным актом академии, разработанные на основании Постановления Миннауки России от 14.11.1992 г. № 108, в соответствии с которым осуществляется конкурсный отбор, заключение контрактов и производится оценка (самооценка) квалификации научно-педагогических кадров.
    Данные требования содержат перечень обязанностей преподавателя, на основании которых определяются конкретные условия конкурса, включающие требования к претендентам согласно Единой тарифной сетки.

    2. Квалификационные требования являются неотъемлемой частью трудового договора (контракта), заключаемого преподавателем и ректором Самарской ГСХА, определяя при этом содержание, направленность и особенности деятельности преподавателя, уровень квалификации, соответствующий его должностным обязанностям. Конкретные сроки договора устанавливаются по соглашению сторон с учетом коллективного договора и мнения Ученого совета академии (факультета).

    3 Администрация (руководство факультета, кафедры) на основе комплексной оценки уровня компетентности, профессионализма и педагогического мастерства, результатов деятельности преподавателя на протяжении всего его контракта делает выводы о подтверждении его квалификации в соответствии с настоящими квалификационными требованиями, предоставляет ему возможность повысить свою квалификацию, формулирует рекомендации о возможности заключения контракта на последующие сроки.

    4. Нормативной основой разработки квалификационных требований являются квалификационные характеристики, служащие основой при определении требований к профессиональным знаниям и квалификации преподавательского состава.

    5. Требования к должности ассистента (преподавателя).
    В соответствии с квалификационными характеристиками профессорско-преподавательского состава должность ассистента соответствует 9-11 разрядам ЕТС без предъявления требования к стажу работы или 12 разряду при наличии ученой степени кандидата наук.
    Ассистент (преподаватель) должен иметь высшее образование по специальности, соответствующей учебно-научному профилю факультета или кафедры. Объем учебной нагрузки ассистента не должен превышать 900 часов за один учебный год. Конкретная учебная нагрузка определяется в соответствии с индивидуальным планом работы преподавателя, решением кафедры, учебным планом и выделенными штатами профессорско-преподавательского состава. Расчет годовой нагрузки утверждается заведующим кафедрой.
    Ассистент (преподаватель) должен отвечать следующим требованиям в соответствии с содержанием деятельности, отраженным в индивидуальном плане преподавателя:

    5.1. Обеспечивать совместно с ведущим лектором планирование, разработку, организацию и проведение лабораторных, практических и семинарских занятий, коллоквиумов, руководить учебными и производственными практиками студентов, осуществлять контроль за результатами учебно-познавательной деятельности студентов с использованием современных педагогических технологий.

    5.2. Принимать участие в подготовке дидактических и учебно-методических материалов по курсам учебных дисциплин, обеспечиваемых данной кафедрой.

    5.3. Участвовать в научно-исследовательской работе, проводимой кафедрой, в планировании, реферировании, экспериментальной работе по одному из направлений исследования, анализируя результаты и подготавливая их к публикации.

    5.4. Привлекать к исследовательской работе студентов, оказывая им помощь в планировании, организации и проведении научной и учебно-исследовательской работы, участвовать в организации на кафедре и факультете научных конференций, студенческих олимпиад, конкурсов студенческих научных работ и т.д.

    5.5. Оказывать студентам помощь в составлении и реализации индивидуальных учебных планов, участвовать в организации внеаудиторных мероприятий учебного, производственного и воспитательного характера; всей своей профессиональной и общественной деятельностью формировать у студентов научное мировоззрение, самостоятельность и ответственность, высокие моральные принципы, уважение к законам, патриотизм.

    5.6. Участвовать в организации и проведении вступительных экзаменов, проводить профориентационную работу среди выпускников школ, профессиональных образовательных учреждений и молодежи.

    5.7. Работать над повышением своей педагогической и научной квалификации (аспирантура, ФПК, стажировки, школа педагогического мастерства, посещение занятий ведущих преподавателей и т.д.), осваивать и внедрять в свою обучающую деятельность новые педагогические технологии.
    За время работы по контракту (при условии его заключения сроком на 5 лет) ассистент (преподаватель) должен опубликовать не менее 2 научных работ и 2 учебно-методических разработок.

    5.8. Ассистент (преподаватель) не имеет права использовать печатные учебно-методические материалы СГСХА за его пределами без согласия администрации академии.

    6.Требования к должности старшего преподавателя.
    В соответствии с квалификационными характеристиками профессорско-преподавательского состава должность старшего преподавателя соответствует 13-14 разрядам ЕТС (высшее образование и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет или ученая степень кандидата наук).
    Объем учебной нагрузки старшего преподавателя, предусмотренный индивидуальным планом, определяется в размере не более 900 часов за один учебный год. Конкретная учебная нагрузка определяется в соответствии с индивидуальным планом работы преподавателя, решением кафедры, учебным планом и выделенными штатами профессорско-преподавательского состава. Расчет годовой нагрузки утверждается заведующим кафедрой.
    Старший преподаватель должен отвечать следующим квалификационным требованиям в соответствии с содержанием деятельности, отраженным в индивидуальном плане преподавателя:

    6.1. Разрабатывать лекционный курс в соответствии с образовательной программой по данной учебной дисциплине на основе современного уровня развития науки и прогрессивных педагогических технологий, читать лекции и проводить лабораторные, практические, семинарские занятия, коллоквиумы и консультации, принимать зачеты и экзамены, руководить выполнением курсовых и дипломных работ; организовывать и руководить учебными и производственными практиками студентов.

    6.2. Обеспечить учебно-методическое сопровождение читаемого им курса: планы проведения занятий, курсы лекций, пакеты методических материалов, необходимые для проведения учебных занятий и контроля результатов учебно-познавательной деятельности студентов, заботится о поддержании и укреплении своего педагогического авторитета.

    6.3. Участвовать в научно-исследовательской работе кафедры, планировать и осуществлять экспериментальные исследования, оформлять и публиковать результаты исследования.

    6.4. Реализовывать образовательно-воспитательные задачи в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности преподавателя и студентов на основе педагогики сотрудничества, руководить научно-исследовательской работой студентов, привлекать их к исследованиям по проблематике кафедры, оказывая им помощь в планировании, организации и проведении исследований.

    6.5. Оказывать студентам помощь в составлении и реализации индивидуальных учебных планов, участвовать в организации внеаудиторных мероприятий учебного, производственного и воспитательного характера; всей своей профессиональной и общественной деятельностью формировать у студентов научное мировоззрение, самостоятельность и ответственность, высокие моральные принципы, уважение к законам, патриотизм.

    6.6. Участвовать в организации и проведении вступительных экзаменов, разработке и обеспечении профессионально-ориентированных курсов в старших классах школ, лицеев и гимназий, центрах довузовской подготовки и других формах профессиональной ориентации молодежи.

    6.7. Работать над повышением своей научной и педагогической квалификации на ФПК, стажировках и т.п.

    6.8. Участвовать в научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах, осваивать новые педагогические и информационные технологии.
    За период работы по контракту (при условии, что он заключен сроком на 5 лет) старший преподаватель должен прочитать, как правило, не менее 30 часов лекций в год, опубликовать не менее 3 научных работ и 3 учебно-методических разработок, осуществить руководство выпускными квалификационными работами студентов (для старших преподавателей выпускающих кафедр).

    6.9. Старший преподаватель не имеет права использовать печатные учебно-методические материалы СГСХА за его пределами без согласия администрации академии.

    7. Требования к должности доцента.
    В соответствии с квалификационными характеристиками профессорско-преподавательского состава должность доцента соответствует 14 (ученое звание доцента или ученая степень кандидата наук) и 15 (ученое звание доцента и ученая степень кандидата наук) разрядам ЕТС. Доцент должен иметь стаж научно-педагогической работы не менее трех лет, ученую степень кандидата наук (или звание доцента). В порядке исключения на должность доцента могут быть приняты высококвалифицированные специалисты, не имеющие ученого звания или ученой степени, но обладающие большим опытом и стажем научно-педагогической (не менее 5 лет) или практической деятельности (не менее 5 лет). В этом случае доцент в течение следующих трех лет (срок контракта не более 3 лет) должен представить аттестационные документы для присвоения ученого звания доцента. Если соответствующие документы не были представлены, то он не имеет право повторно участвовать в конкурсном отборе на должность доцента без представления аттестационных документов на присвоение ученого звания доцента.
    Объем учебной нагрузки в соответствии с индивидуальным планом определяется в объеме не более 900 часов и должен включать самостоятельный курс лекций и практических занятий.
    Конкретная учебная нагрузка определяется в соответствии с индивидуальным планом работы преподавателя, решением кафедры, учебным планом и выделенными штатами профессорско-преподавательского состава. Расчет годовой нагрузки утверждается заведующим кафедрой.
    Доцент должен отвечать следующим квалификационным требованиям в соответствии с содержанием деятельности, отраженном в индивидуальном плане:

    Читайте так же:  Претензия на возврат денег за телефон после гарантийного ремонта

    7.1. Участвовать в разработке концепции и стратегии развития высшего профессионального образования на уровне учебных планов и учебных дисциплин, реализуемых кафедрой.

    7.2. Читать самостоятельно разработанные лекционные курсы, проводить практические и семинарские занятия, руководить учебными и производственными практиками, проводить коллоквиумы и консультации, зачеты, собеседования и экзамены, руководить выполнением курсовых и дипломных работ, обеспечивая современный научный уровень в целях достижениях высокой эффективности образовательного процесса и используя педагогические и информационные технологии.

    7.3. Участвовать в работе государственных аттестационных и экспертных комиссий, приеме вступительных, аспирантских экзаменов.

    7.4. Руководить научными исследованиями по одному из направлений научно-исследовательской работы кафедры, исследовательской работой молодых сотрудников кафедры (ассистентов и старших преподавателей), подготавливать отчеты и публиковать результаты исследований в печати.

    7.5. Руководить научно-исследовательской работой студентов, студенческими научными обществами и кружками, творческими коллективами, организовывать студенческие научные конференции, конкурсы и др. формы организации научной работы студентов.

    7.6. Оказывать помощь студентам в составлении и реализации индивидуального плана учебной и научной работы, участвовать в организации внеаудиторных мероприятий учебного, производственного и воспитательного характера; всей своей профессиональной и общественной деятельностью формировать у студентов научное мировоззрение, самостоятельность и ответственность, высокие моральные принципы, способствовать гражданскому и профессиональному становлению личности студентов. Заботиться о поддержании и укреплении своего научного, педагогического и нравственного авторитета.

    7.7. Работать над повышением своей квалификации в ФПК, на стажировках, принимать участие в работе научно-практических конференциях, совещаний, семинаров.
    За период работы по контракту (при условии его заключения сроком на 5 лет) доцент должен прочитать, как правило, не менее 40 часов лекций в год, опубликовать не менее 5 научных работ или монографию и не менее 3 учебно-методических разработок, выступать с докладами на академических, региональных, федеральных, международных научно-практических конференциях; осуществлять руководство выпускными квалификационными работами студентов (для выпускающих кафедр).

    7.8. Доцент не имеет права использовать печатные учебно-методические материалы СГСХА за его пределами без согласия администрации академии.

    8. Требования к должности профессора.
    В соответствии с квалификационными характеристиками профессорско-преподавательского состава должность профессора соответствует 16 (ученое звание профессора или доцента или ученая степень доктора наук) и 17 (ученое звание профессора и ученая степень доктора наук) разрядам по ЕТС. Профессор должен иметь степень доктора наук или звание профессора по профилю кафедры; в порядке исключения на должность профессора могут быть приняты высококвалифицированные специалисты, имеющие степень кандидата наук, но обладающие опытом и большим стажем научно-педагогической (не менее 15 лет) или практической деятельности (не менее 10 лет). В этом случае контракт заключается сроком до 5 лет. Если данному преподавателю по истечении срока контракта на было присвоено ученое звание профессора, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. № 194 об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий, он не имеет право повторно участвовать в конкурсном отборе на должность профессора без представления аттестационных документов на присвоение ученого звания профессора.
    Объем учебной нагрузки в соответствии с индивидуальным планом определяется в размере не более 900 часов и должен включать самостоятельный учебный курс лекций и практических занятий (спецкурс, спецсеминар). Конкретная учебная нагрузка определяется в соответствии с индивидуальным планом работы преподавателя, решением кафедры, учебным планом и выделенными штатами профессорско-преподавательского состава. Расчет годовой нагрузки утверждается заведующим кафедрой.
    Профессор должен отвечать следующим квалификационным требованиям в соответствии с содержанием деятельности, отраженном в индивидуальном плане:

    8.1. Участвовать в разработке концепции реформирования и развития высшего профессионального образования в академии.

    8.2. Определять стратегические направления деятельности кафедры в системе высшего профессионального образования.

    8.3. Определять основные направления подготовки студентов по дисциплинам кафедры, принимая активное участие в работе по обновлению учебных планов и программ подготовки студентов.

    8.4. Разрабатывать и принимать участие в реализации программ реформирования и развития данного направления высшего образования, учебно-научного и методического обеспечения образовательного процесса.

    8.5. Развивать систему подготовки научных кадров при кафедре и на факультете через аспирантуру, соискательство, систему переподготовки специалистов, прием кандидатских экзаменов, работу диссертационных Советов и оказание других образовательных услуг.

    8.6. Руководить одним из направлений научных исследований по проблематике кафедры, создавать новые специализации на базе достижений современной науки и результатов научной работы кафедры, заботиться об укреплении своего научного авторитета.

    8.7. Руководить научно-исследовательской работой студентов, курсовыми и дипломными работами, принимать участие в организации работы студенческих научных обществ, научных конференций; привлекать студентов к участию в выполнении научно-исследовательской работы по проблематике кафедры.

    8.8. Проводить экспертизу научных и методических работ (статей, монографий, учебников, программ учебных курсов и т.д.).

    8.9. Участвовать в организации и проведении научных конференций, методических советов и т.д.

    8.10. Вести организационно-воспитательную работу со студентами на основе принципа гуманизации и гуманитаризации, уважения личности.

    8.11. Участвовать в работе по повышению профессионально-педагогической компетентности сотрудников кафедры, академии и т.д., осваивать информационные технологии, руководить научными школами.
    За период работы по контракту (при условии его заключения сроком на 5 лет) профессор должен прочитать, как правило, не менее 50 часов лекций в год, опубликовать не менее 2 учебно-методических разработок и 1 учебно-методического пособия, а также не менее 5 научных работ (статей, изобретений) или монографию, руководить работой аспирантов, (соискателей), защитивших кандидатскую диссертацию, и выпускными квалификационными работами (для профессоров выпускающих кафедр).

    8.12. Профессор не имеет права использовать печатные учебно-методические материалы СГСХА за его пределами без согласия администрации академии.

    9. Требования к должности заведующего кафедрой.
    Заведующий кафедрой должен иметь, как правило, ученую степень или звание, отвечающие профилю факультета и педагогический стаж не менее 5 лет.
    Квалификационные требования к личной научно-исследовательской и педагогической работе заведующего кафедрой соответствуют требованиям, предъявляемым к занимаемой им преподавательской должности. Квалификация заведующего должна быть достаточно высокой, чтобы в соответствии с задачами академии и кафедры, учебным планом специальности и планами развития факультета осуществлять управленческую деятельность и решать следующие задачи:

    9.1. Разрабатывать и обеспечивать реализацию концепции и программы развития кафедры, включая вопросы учебно-научного развития, определять тематику и программы курсов и семинаров, дипломных и курсовых работ, учебных и производственных практик.

    9.2. Обеспечивать эффективное привлечение научного потенциала кафедры к решению научных и научно-технических проблем, участию их в развитии приоритетных научных исследований, разработке и создании принципиально новой техники, технологии и материалов.

    9.3. Обеспечивать проведение учебных занятий по дисциплинам, порученным кафедре, на высоком научном и учебно-методическом уровне, развивать целевую и перспективную подготовку по профилю специализации кафедры, обеспечивать активное использование результатов научных исследований в учебном процессе, широкое привлечение студентов к их выполнению и высокое качество преподавания дисциплин данной кафедры на других факультетах.

    9.4. Обеспечивать научно-методическое и материально-техническое оснащение кафедры, повышение квалификации сотрудников и др.

    9.5. Обеспечивать взаимодействие кафедры с другими учебными подразделениями, участвующими в подготовке специалистов.

    9.6 Активно участвовать в создании и совершенствовании научно-технической базы кафедры: учебных и научных лабораторий, научной базы и баз учебной практики, учебных и методических кабинетов и т.д.

    9.7. Создавать на кафедре атмосферу высокой ответственности и творческого поиска, сотрудничества, эмоционально-нравственного комфорта, заинтересованности в результатах труда, обеспечивать соблюдение прав сотрудников кафедры, определенных Уставом академии.

    9.8. Определять содержание научно-образовательной деятельности преподавателей кафедры в соответствии с типовыми квалификационными требованиями к должностям профессорско-преподавательского состава, обеспечивать повышение профессионально-педагогической культуры сотрудников, стимулировать развитие их творческой индивидуальности.

    9.9. Осуществлять контроль за ведением плановой и отчетной документации кафедры, сохранностью материальных ценностей на кафедре, обеспечивать выполнение правил охраны труда и требований техники безопасности.

    9.10. Осуществлять контроль за выполнением квалификационных требований к должностям профессорско-преподавательского состава кафедры.

    10. Требования к должности декана факультета.
    Декан факультета должен иметь ученую степень или ученое звание, отвечающие профилю факультета, педагогический стаж не менее 5 лет. В соответствии с Уставом СГСХА он осуществляет непосредственное управление деятельностью факультета и несет полную ответственность за состояние и результаты работы факультета перед Ученым Советом факультета, Ученым Советом академии и ректором СГСХА.
    Квалификационные требования к личной научно-исследовательской и педагогической работе декана факультета соответствуют требованиям, предъявляемым к занимаемой им преподавательской должности. Квалификация декана должна быть достаточно высокой, чтобы в соответствии с задачами факультета и планами развития академии совместно с Ученым Советом факультета решать следующие проблемы:

    10.1. Разрабатывать и обеспечивать реализацию концепции и программы развития факультета, включая вопросы учебного, научного, учебно-методического и материально-технического обеспечения, повышения квалификации сотрудников и создания кадрового резерва.

    10.2. Определять и развивать учебные и научные структуры факультета и систему его управления, открывать, реорганизовывать, упразднять кафедры, лаборатории и другие подразделения факультета.

    10.3. Организовывать учебно-воспитательный процесс по подготовке студентов в соответствии с государственными образовательными стандартами, основными образовательными программами, учебными планами и планами специализаций, определять направления и уровни подготовки специалистов на факультете, структуру их подготовки, содержание образования, сроки и формы контроля знаний, участвовать в разработке правил приема абитуриентов.

    10.4. Развивать функции факультета в системе многоуровневого непрерывного образования по соответствующим направлениям (специальностям), включая профориентационную работу и довузовскую подготовку (кружки, подготовительные курсы, поддержка обучения в ассоциированных с академией техникумах, колледжах, школах, лицеях, гимназиях, подготовка и проведение олимпиад, конференций), подготовку специалистов, обучение в аспирантуре, послевузовское образование, переподготовку кадров и другие образовательные услуги.

    10.5. Обеспечивать информированность студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении трудовых договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

    10.6. Проводить анализ и оценку всех подразделений факультета, контролировать соответствие индивидуальной деятельности преподавателей кафедр типовым квалификационным требованиям к должностям профессорско-преподавательского состава СГСХА, принимать активное участие в первичной экспертизе по делам о присвоении ученых званий профессора и доцента, представляя материалы для заключения на Ученый совет академии, в выдвижении кандидатов на соискание премий, направлении преподавателей в докторантуру.

    10.7. На основе прямых договоров, соглашений и контрактов с предприятиями (учреждениями) определять направления различных видов совместной деятельности: подготовка кадров, обмен специалистами, научное, культурно-просветительское, производственное и иное сотрудничество.

    10.8. Обеспечивать высокий уровень и реализацию результатов научных исследований, проводимых на факультете, разработку и производство на их основе наукоемкой конкурентоспособной продукции, расширение форм внедрения результатов исследований в учебный процесс и производство.

    10.9. Подготавливать для Ученого Совета факультета отчеты и информацию по вопросам экономического и социального развития, штатов факультета, планам научной работы.

    10.10. Создавать на факультете обстановку товарищеского сотрудничества, поиска, высокой требовательности к уровню научно-образовательной и воспитательной работы, заинтересованности в результатах труда; поддерживать и укреплять научный и нравственный авторитет факультета.

    10.11. Содействовать работе диссертационного совета по направлениям научной работы факультета.

    10.12. Способствовать развитию навыков самоуправления в студенческом коллективе факультета, функционированию каналов и механизмов обратной связи.

    10.13. Активно участвовать в работе Ученого Совета СГСХА, других советов и комиссий по выработке стратегии и планов развития академии.

    10.14. Обеспечивать выполнение правил охраны труда и требований техники безопасности, ведение плановой, отчетной и другой документации факультета, осуществлять контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств, учетом и сохранностью материальных ценностей на факультете.

    10.15. Осуществлять контроль за выполнением квалификационных требований к должностям профессорско-преподавательского состава факультета.