Требования устанавливаемые стандартом фгос

Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ статья 7 изложена в новой редакции

Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ пункт 2 статьи 7 изложен в новой редакции

2. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее — Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») реализация программ высшего профессионального и послевузовского профессионального образования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными университетами, университетами, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», а также другими федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации.

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

См. комментарии к статье 7 настоящего Закона

Требования устанавливаемые стандартом фгос

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 27»

г.Дзержинска Нижегородской области

ФГОС начального общего образования

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 .

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Федеральный государственный стандарт начального общего образования

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

ФГОС и федеральные государственные требования обеспечивают:

1)единство образовательного прстранства РФ, 2)преемственность основных образовательных прграмм, 3)вариативность содержания обрзовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, 4)государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации их освоения.

ФГОС являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей напрвленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

ФГОС включет в себя требования к:

— структуре основных образовательных программ

— условиям реализации основных образовательных программ;

— результатам освоения основных образовательных программ

Особенности нового Стандарта

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа — программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе — ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Требования к результатам обучающихся, устанавливаемые Стандартом начального образования

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиям;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Внеурочная деятельность и ее особенности

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Нормативные документы по реализации ФГОС

Нормативные документы федерального уровня:

Требования устанавливаемые стандартом фгос

Образовательные стандарты, вошедшие в систему нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на основе Закона Российской Федерации об образовании, рассматриваются сегодня как средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного развития, связанного с изменяющимися сегодня запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства в сфере образования.

Необходимость в разработке государственного образовательного стандарта (ГОС) «первого поколения», принятого в 2004 г., возникла в условиях сложившейся в начале 90-х годов прошлого века ситуации многообразия образовательных систем и была вызвана потребностью в решении актуальных в то время задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования. Реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени – сохранение единого базового ядра образования в российских школах (федерального компонента государственного стандарта общего образования) за счет введения инвариантного минимально допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников.

Читайте так же:  Лицензия jetico

Целью введения ГОС «первого поколения» было создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования, определенного Конституцией РФ. Стандарт утверждал современные приоритеты в целях, содержании

образования на данной ступени развития и воспитания ребенка, определял характер условий, которые должно создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований общества.

Стандарт «первого поколения», безусловно, явился прогрессивным шагом на пути модернизации отечественного образования, в основе которой лежали три серьезных новации. Первая – кардинальное изменение взгляда на суть и значение стандарта, в соответствии с чем стандарт предстал как инструмент не «консервации», а развития образования. Вторая новация состояла в пересмотре всего содержания школьного образования, вызванном идеями деятельностной, личностно ориентированной педагогики, педагогики развития: предусматривалось снятие перегрузки обучающихся, повышение доступности, качества и эффективности образования, сохранение традиционной фундаментальности при одновременном углублении его практикоориентированности. Третья новация связана с введением профильного обучения на старшей ступени школы, с утверждением вариативности, дифференциации образования.

Деятельность коллективов школ и конкретных учителей в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования предполагала прежде всего осознание всеми участниками этого процесса своевременности, целесообразности и необходимости появления этого впервые созданного государственного документа, отражающего новые цели образования и предлагающего их реализацию посредством содержания образования.

Вместе с тем с самого начала было очевидно, что стандарт «первого поколения» носит «рамочный», переходный характер. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, образовательный стандарт должен быть в то же время динамичным и открытым для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Нормативная база для введения школьного стандарта «второго поколения» создана введением Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта», в соответствии с которым в Закон об образовании были внесены следующие изменения:

«Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты

1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основ

ных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования».

Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов «второго поколения» (ФГОС) заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

В самом общем виде содержание регламентируются Требованиями к структуре образовательных программ, Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ и Требованиями к результатам их освоения. В качестве «пакета сопровождения» участники образовательного процесса получат следующие документы:

  • Примерная образовательная программа
  • Фундаментальное ядро содержания образования
  • Программа универсальных учебных действий
  • Базисный образовательный (учебный) план
    • Планируемые результаты освоения учебных программ
    • • Примерные учебные программы
  • Система и модели оценочной деятельности и др.

ФГОС, в отличие от ГОС 2004 г., предлагают серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечным образовательным результатам, которые заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности, соответствуют непосредственные результаты: личностные, метапредметные и предметные.

Исходя из этого требования к результатам образования предлагается разделить на два типа: требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации.

1. К результатам, которые не подлежат формализованному итоговому контролю и итоговой аттестации, по концепции ФГОС, относятся

  • ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
  • характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  • индивидуальные психологические характеристики личности.

Эти результаты будут выявляться в ходе массовых мониторинговых, социологических и других обследований; они станут одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, систе

мы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

2. К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, по концепции ФГОС, относятся

  • научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
  • умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;
  • коммуникативные и информационные умения;
  • умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
  • способность к контролю и самоконтролю;
  • способность к творческому решению учебных и практических задач.

В заключение напомним, что в соответствии с «Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 142 от 24 февраля 2009 г., «стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям». Это означает, что на сегодняшний день проблема утверждения ФГОС и его реализации в образовательном процессе актуальна в первую очередь для начальной школы.

Ольга Васильевна Чиндилова
– канд. пед. наук, доцент кафедры начального и до-школьного образования АПКиППРО, г. Москва.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральные государственные образовательные стандарты

Требования устанавливаемые стандартом фгос

С 2011 года российское профессиональное образование развивается в соответствии с образовательными стандартами нового типа, задающими требования не к содержанию, а к результатам освоения образовательных программ. В основе этих стандартов — модульно-компетентностный подход, обеспечивающий диалог между сферами труда и образования. Реализация образовательных стандартов потребовала серьезной перестройки деятельности всей системы профессионального образования, переосмысления его целей, ценностей, содержания и технологий, обновления сознания участников образовательного процесса. Несмотря на незначительный срок, прошедший с момента утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения, в настоящее время сложились экономические и социокультурные условия, позволяющие модернизировать методологию стандартизации профессионального образования.

Читайте так же:  Согласие на обучении заявление

Периодически возобновляемый процесс разработки образовательных стандартов профессионального образования, с одной стороны, соответствует требованиям российского законодательства, но, с другой, — является следствием интенсивности изменений современного общества. Поскольку профессиональное образование — открытая система, оно не может не реагировать на внешние вызовы.

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения (ФГОС СПО 4) необходима как следующий шаг к сближению профессионального образования и рынка труда. Модернизация национальной системы квалификаций открывает дополнительные возможности для решения проблем качества профессионального образования, поскольку требования работодателей становятся более четкими. Сложилась нормативная база для разработки и применения профессиональных стандартов.

Во ФГОС СПО 4 необходимо учесть преимущества и преодолеть недостатки образовательных стандартов предшествующего поколения. К преимуществам следует отнести модульно-компетентностный принцип формирования и реализации программ, форму представления результатов образования, расширение самостоятельности образовательных организаций в формировании содержания образования и возрастание ответственности за его результаты. Среди недостатков назовем избыточно жесткую регламентацию соотношения теоретического и практического обучения, недостаточную «чувствительность» стандартов к изменениям в сфере труда и формирование профессионального цикла ФГОС СПО усилиями образовательного сообщества. Преодоление перечисленных проблем непосредственно связано с новой концепцией стандартов.

Образовательный стандарт четвертого поколения не будет задавать соотношение «теория / практика», тем более что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [6] это не предусматривается. Такое соотношение зависит от особенностей профессии или специальности, оснащенности учебного процесса, применяемых образовательных технологий, контингента обучающихся и прочих условий. Значит, оно должно устанавливаться применительно к конкретной образовательной программе и в разных образовательных организациях может существенно отличаться.

Анализ второго и третьего недостатков показывает, что в новом стандарте, при условии наличия утвержденных профессиональных стандартов, нет необходимости определять результаты освоения профессионального цикла программ, так как они уже определены профессиональными стандартами, и в части компетенций — готовности выполнять трудовые функции, и в части умений, и в части знаний. Задача образовательного стандарта по отношению к профессиональному циклу не только и не столько нормативная, сколько методическая: он определяет структуру этого цикла и требования к описанию результатов его освоения.

Разработка ФГОС СПО 4 станет «шагом вперед» и по ряду других причин. Новый стандарт будет разрабатываться на укрупненную группу профессий и специальностей, объединит в себе стандарт подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, обеспечив преемственность образовательных программ. По-новому должны формулироваться и требования к условиям реализации образовательных программ. Во-первых, основой для их установления станут аккредитационные показатели. Во-вторых, они будут задавать систему коэффициентов для расчета нормативов финансирования. В третьих, обеспечат применение зачетных единиц в СПО.

Введение новых стандартов не должно быть организовано как масштабная компания, проводимая в четко обозначенный и единый для всех ФГОС отрезок времени. Следует учитывать сформированность внешних и внутренних условий. В первую очередь — системы квалификаций Российской Федерации, включая профессиональные стандарты, классификаторы обобщенных трудовых функций, легитимные системы сертификации квалификаций и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Одна из особенностей применения ФГОС СПО 4: обязательным условием их введения для конкретных профессий или специальностей должно стать наличие профессионального стандарта по сопоставимому с данной профессией или специальностью виду профессиональной деятельности.

Новые стандарты, становясь еще более рамочными, превращаются в эффективный инструмент при условии существенной модернизации методического обеспечения реализации образовательных программ: необходим действующий реестр доступных примерных программ, повышение требований к их качеству, прозрачные процедуры их экспертизы, в том числе ведущими экспертами профильных работодателей.

Требуется совершенствование системы конкурсных процедур на образовательные услуги в сфере среднего профессионального образования. Такие процедуры должны быть ориентированы на отбор лучших программ, а не на поддержку образовательных организаций, которые экономически целесообразно закрыть.

Очевидно, что будущее среднего профессионального образования в сетевых формах реализации образовательных программ, использовании материальных и кадровых ресурсов предприятий, широком применении ресурсов коллективного пользования, формах реализации образовательных программ, аналогичных дуальной. В связи с этим предстоит пересмотр законодательной базы в части условий софинансирования образовательных программ со стороны работодателей.

Исходя из представленных выше положений, миссия федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [6] заключается в обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации; преемственности основных образовательных программ и вариативности их содержания, учета требований рынка труда, удовлетворения образовательных потребностей и способностей обучающихся — в целом, государственных гарантий уровня и качества среднего профессионального образования.

Среди ключевых функций, выполняемых ФГОС СПО, в первую очередь, назовем следующие:

  • являются основой разработки профессиональных образовательных программ;
  • содержательно обеспечивают государственную аккредитацию образовательной деятельности образовательных организаций при реализации программ среднего профессионального образования;
  • устанавливают нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе;
  • являются основой расчета нормативов затрат на оказание государственной услуги в сфере среднего профессионального образования.

Остановимся подробнее на каждой из приведенных функций.

Функция 1. Параметры образовательных программ, определяемые ФГОС СПО

Требования к основным профессиональным образовательным программам СПО:

  • состав документов, входящих в образовательную программу;
  • минимальные сроки получения среднего профессионального образования; трудоемкость основной профессиональной образовательной программы СПО (в зачетных единицах);
  • формы получения образования и условия приема абитуриентов;
  • квалификация выпускника по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих / по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • общие требования к содержанию образования, в том числе учет разработчиками образовательных программ положений соответствующих профессиональных стандартов;
  • соотношение (инвариантной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части), по их объему;
  • формы обучения, образовательные технологии;
  • требования к учету разработчиками образовательных программ особенностей отдельных категорий обучающихся;
  • минимальный объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися;
  • требования к программам промежуточной и итоговой аттестации, фондам оценочных средств, включая программы квалификационных экзаменов.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ СПО.

  • кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное, методическое обеспечение;
  • возможные иные условия, например условия приема (требования к абитуриентам).

Требования к результатам освоения основных образовательных программ СПО.

  • уровень профессионального образования
  • квалификация (по образованию и профессиональная)
  • компетенции (общие и общепрофессиональные).

Формирование раздела, содержащего требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, должно происходить с учетом особенностей нового поколения ФГОС СПО 4. Удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования заключается в создании условий для ее интеллектуального, культурного и профессионального развития. Результатом среднего профессионального образования является не только квалификация рабочего, служащего или специалиста среднего звена, но и более высокий уровень социальной зрелости, культурного развития, а также профессионального образования личности.

Результаты среднего профессионального образования представляются во ФГОС СПО 4 как сформированные в процессе обучения общие (ОК), общепрофессиональные (ОПК) компетенции. ОК отражают готовность выпускника к самостоятельной жизни в обществе, труду, саморазвитию и продолжению образования. Формулируются на основе дескрипторов Уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденных Минтрудом РФ [5]. ОПК отражают готовность обучающегося и выпускника к освоению квалификаций в рамках вида экономической деятельности, конкретной отрасли. В процессе их формулировки учитываются положения профессиональных стандартов.

Важный результат освоения профессиональных образовательных программ — профессиональные компетенции (ПК), которые отражают готовность выпускника выполнять конкретные трудовые функции. Перечень таких компетенций формулируется на основе соответствующих профессиональных стандартов и появляется не во ФГОС, а в образовательной программе. ФГОС СПО 4 будет содержать не список профессиональных компетенций, а методику их определения на основе профессиональных стандартов.

Разделение так называемых «академических» и «прикладных» результатов образования широко представлено в европейской науке и практике [1]. Целесообразность такого подхода в СПО очевидна.

Функция 2. Содержательное обеспечение государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций при реализации программ среднего профессионального образования.

ФГОС СПО 4 может содержать три группы аккредитационных показателей, по которым будет устанавливаться соответствие основных профессиональных образовательных программ и образовательной деятельности требованиям данного стандарта.

Читайте так же:  Можно ли вернуть удаленное сообщение в телефоне

1. Соответствие учебно-программной документации образовательной организации требованиям ФГОС в части состава документов, входящих в образовательную программу; учета положений профессиональных стандартов; соблюдения порядка обновления образовательной программы (включая ее утверждение работодателями), требований к методическим рекомендациям по ее реализации, к фондам оценочных средств.

2. Соответствие условий реализации образовательной программы требованиям ФГОС в части

  • соблюдения минимальных сроков получения СПО; количества зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе; объема внеадиторной работы; формы получения образования и условий приема абитуриентов;
  • выполнения требований к объему инвариантной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений; формам обучения, образовательным технологиям; учету особенностей отдельных категорий обучающихся; количеству обязательных занятий педагогического работника с обучающимися;
  • кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение.

3. Соответствие результатов реализации основной образовательной программы требованиям образовательного стандарта.

Подчеркнем, что предметом государственных гарантий СПО, устанавливаемых ФГОС-4, являются результаты освоения основных профессиональных образовательных программ, характеризующие уровень профессионального образования выпускника (ОК, ОПК, умения и знания). Предметом государственных гарантий СПО, устанавливаемых ФГОС-4, не являются результаты, характеризующие профессиональную квалификацию — ПК и профессиональная квалификация в целом. Это одно из ключевых отличий нового поколения ФГОС СПО от всех предшествующих.

Соответственно, аккредитационные показатели устанавливаются ФГОС СПО 4 по отношению к ОК, ОПК, а также к знаниям, умениям, опыту деятельности, необходимым для формирования этих компетенций. В то же время, любая компетенция может быть освоена человеком только в процессе деятельности и требует определенного практического опыта. Задача стандарта — показать, какой именно опыт необходим, если речь идет об общих и общепрофессиональных компетенциях.

В целях обеспечения объективного оценивания качества образовательного процесса во ФГОС СПО 4 вводится самостоятельный раздел «Перечень знаний и умений, которые должны быть освоены обучающимися, изучившими более 50% программы». Это новый раздел, его наличие диктуется необходимостью формирования единых фондов оценочных средств для проведения контроля качества подготовки обучающихся в процессе аккредитации. Данный раздел позволит сформировать федеральный банк заданий по каждой укрупненной группе.

Наличие в образовательных программах, формируемых на основании ФГОС СПО, разных результатов обусловливает, во-первых, разные типы итоговых аттестаций, обеспечивающих, с одной стороны, оценку образовательных достижений (знаний, умений), с другой, — возможность оценить квалификацию; во-вторых, условия для получения выпускником двух типов документов — диплома с квалификацией по образованию и сертификата о профессиональной квалификации.

Функция 3. Определение норм обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе.

В целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). ФГОС устанавливает требования в части соответствия содержания всех привлекаемых к образовательному процессу изданий современным достижениям науки, техники, технологий, а также порядок обновления учебных изданий.

Функция 4. Расчет нормативов затрат на реализацию программ среднего профессионального образования

Во ФГОС СПО 4 должны войти требования к расчету нормативных затрат, необходимых для оказания услуг по реализации основной профессиональной образовательной программы СПО, с учетом формы ее реализации, применяемых технологий и прочих особенностей. Это, в первую очередь, требования

  • к объему программы, соотношению обязательных занятий и самостоятельной работы обучающихся, объему практической подготовки обучающихся, в том числе в части обеспечения расходов организации на выполнение требований к кадровому сопровождению программы;
  • к обеспечению обучающихся учебными изданиями;
  • к материально-техническому обеспечению реализации программы и необходимым для ее реализации средствам обучения;
  • к квалификации педагогического персонала, в том числе требований к периодичности прохождения педагогическими работниками повышения квалификации;
  • к особому сопровождению получения образования обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья;
  • к обеспечению безопасных условий обучения, охраны жизни и здоровья обучающихся.

Для учета отдельных особенностей реализации образовательной программы при расчете нормативных затрат важны требования (либо указание на единство требований) для образовательных программ, осваиваемых в очной, очно-заочной и заочной формах (при возможности реализации программы в соответствующих формах); с применением дистанционных технологий, электронного обучения; в сетевой форме; с учетом прочих особенностей (при необходимости).

Функции, закрепленные за ФГОС СПО, определяют его структуру. Документ состоит из следующих частей.

Титульный лист, содержащий информацию об укрупненной группе профессий и специальностей СПО, для которой он разработан.

Паспорт, в котором указываются уровни профессионального образования и квалификации выпускников [4]; условия приема абитуриентов; минимальные сроки обучения, объем учебной нагрузки в зачетных единицах, формы получения образования.

В случаях, когда укрупненная группа СПО представлена специальностями и профессиями, относящимися к разным видам экономической деятельности, в паспорте стандарта и в самом стандарте предусматривается деление на разделы. Например: УГС «Транспорт» необходимо представить по разделам: «Водный транспорт», «Железнодорожный транспорт», «Авиационный транспорт», «Автомобильный транспорт».

Структура основных профессиональных образовательных программ — часть ФГОС, где приведены требования к учебно-программной документации и образовательной деятельности, в том числе состав документов, входящих в основную образовательную программу.

В этом разделе приводится соотношение инвариантной и вариативной частей образовательной программы, устанавливаемое для всех программ СПО как 40%/60%, а также единый для всех образовательных программ минимальный объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися при изучении дисциплин (70%).

В учебный план, согласно ФГОС СПО 4, войдут три цикла:

ООЦ — общеобразовательный цикл (только в случае, если база приема абитуриентов — основное общее образование);

ОПЦ — общепрофессиональный цикл (единый для укрупненной группы или для раздела стандарта, как в приведенном выше случае). Он разрабатывается отдельно для профессий и специальностей с учетом специфики уровня квалификации. Стандарт определяет объем учебной нагрузки и образовательные результаты (умения, знания, ОПК), но не регламентирует названий отдельных дисциплин, формирование их номенклатуры и содержания относится к компетенции разработчиков образовательных программ.

ПЦ — профессиональный цикл. Он разрабатывается на основе профессиональных стандартов [3]. ФГОС СПО 4 определяется порядок разработки программ профессионального цикла. Как обязательное условие устанавливается модульный принцип построения. Модуль соотносится с соответствующей единицей профессионального стандарта — обобщенной трудовой функцией или трудовой функцией, завершается квалификационным экзаменом. Программы подготовки специалистов среднего звена должны содержать не менее одного модуля подготовки по сопряженным рабочим профессиям, если таковые имеются.

Условия реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования

В этом разделе приводятся:

  • показатели, на основании которых устанавливается соответствие основной профессиональной образовательной программы требованиям ФГОС;
  • требования к основной и дополнительной учебной литературе, норматив обеспеченности учебной литературой из расчета на одного учащегося;
  • показатели расчета нормативов затрат на реализацию образовательной программы СПО.

Результаты освоения основных образовательных программ СПО.

  • уровень профессионального образования выпускника — квалификация в соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования [4];
  • результаты освоения программы подготовки квалифицированных рабочих / программы подготовки специалистов среднего звена;
  • ОК, ОПК и обеспечивающие их умения, знания, практический опыт.

Помимо этого, приводятся:

  • результаты освоения профессионального цикла (раздел формируется разработчиками образовательных программ на основе требований профессиональных стандартов):
  • профессиональная квалификация;
  • профессиональные компетенции и обеспечивающие их умения, знания, практический опыт.

Переход на новое поколение образовательных стандартов СПО является не самоцелью, а управленческим решением, закрепляющим современные требования к развитию данного уровня образования в условиях изменяющейся экономики

Рецензенты:

Данилюк А.Я., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Кондратьева О.Г., д.п.н., доцент, зав. кафедрой профессионального образования, технологии и предпринимательства Института повышения квалификации работников образования Иркутской области, г. Иркутск.