Требования технических регламентов в строительстве

Технические регламенты в строительстве

Подборка наиболее важных документов по запросу Технические регламенты в строительстве (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Технические регламенты в строительстве

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Технические регламенты в строительстве

Формы документов: Технические регламенты в строительстве

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Технические регламенты в строительстве

Технические регламенты в строительстве — это документы, обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в которых установлены минимально необходимые требования, призванные обеспечивать единство измерений, безопасность и т.д. ФЗ № 184 «О техническом регулировании», в соответствии с которым разрабатывается технические регламенты в строительстве, носит межотраслевой характер. Поэтому в нормативных документах и стандартах предусмотрено изменение функций государственного и технического регулирования, путем принятия технических регламентов региональными органами власти

Обязательные для применения и исполнения требования к безопасности продукции, процессов ее производства, транспортирования, хранения, эксплуатации, утилизации, а также национальных стандартов, имеющих статус документов для добровольного применения с требованиями к конструктивным формам продукции, качеству ее исполнения, методам ее испытаний, включены в общие технические регламенты в строительстве. Но строительная продукция создается и эксплуатируется практически для всех отраслей народного хозяйства страны, поэтому технические регламенты в строительстве подчинены целям, на основании которых происходит их принятие на местном уровне:

  • защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • обеспечение энергетической эффективности.

Технические регламенты в строительстве в иных целях не допускаются к рассмотрению и принятию. Для адаптации к строительным процессам и продукции, а также для регулирования деятельности строителей был принят дополнительный документ – ФЗ № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Документ был составлен с учетом отечественной и международной правоприменительной практики в области технического регулирования, в том числе стран ближнего зарубежья и требует соблюдения следующего перечня национальных стандартов России, утвержденных Правительством РФ:

  • Пожарная безопасность.
  • Механическая безопасность.
  • Безопасность для здоровья человека, условий его проживания, а также пребывания в здании.
  • Безопасность при определенных природных явлениях и процессах, а также техногенных воздействиях.
  • Безопасность для пользователей зданий.
  • Энергетическая эффективность зданий.
  • Уровень доступности зданий для групп населения с ограниченными физическими возможностями.
  • Безопасность воздействия зданий на окружающую среду.

Составляя технические регламенты в строительстве, прежде всего, устанавливаются обязательные требования к уровню безопасности зданий (сооружений), независимо от их назначения, а также к соответствующим процессам изыскания, проектирования, монтажа, строительства, наладки, эксплуатации и сноса.

Помимо этого, технические регламенты в строительстве освещают минимальные необходимые требования к зданиям и сооружениям, разъясняют нормы и ряд общих требований:

  • требований безопасности (механической, пожарной и др.),
  • требований к результатам инженерных изысканий и проектной документации в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений,
  • требований по обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта,
  • требований по обеспечению безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при прекращении эксплуатации и в процессе сноса (демонтажа),
  • требований оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Общероссийские технические регламенты в строительстве не содержат требования к конструкции и исполнению поэтому в качестве основы для разработки проектов технических регламентов полностью или частично используются международные стандарты, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей.

Стандартный порядок разработки и принятия технических регламентов (ТР) на региональном уровне происходит по следующей схеме принятия технического регламента:

  1. Разработка проекта ТР любым лицом.
  2. Публичное обсуждение проекта ТР.
  3. Экспертиза проекта ТР экспертной комиссией.
  4. Законодательное утверждение проекта ТР.

Разобраться во всех особенностях правового института технического регулирования безопасности зданий и сооружений можно вместе с нашими специалистами, которые в будние дни консультируют по телефону 209-09-40. Обращайтесь!

Разъяснение Что дал строителям Федеральный закон «О техническом регулировании»

ЧТО ДАЛ СТРОИТЕЛЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Реплика специалиста по строительному нормированию

1. Где границы сферы технического регулирования?

2. Содержание технических регламентов

3. Подтверждение соответствия в строительстве.

4. Механизм создания нормативных документов

5. Преемственность нормативной базы

Прошло уже два года со дня введения в действие Федерального закона о техническом регулировании. Можно подвести некоторые итоги.

Изменилось ли что-нибудь к лучшему в сфере технического регулирования в строительстве? Наметились ли положительные тенденции? Увы, положительно ответить ни на один из этих вопросов вряд ли возможно.

Еще на стадии подготовки Закона специалистам было понятно, что он ориентирован на массовое промышленное производство однородной продукции и плохо совмещается с реалиями строительства. Об этом много писали в строительной прессе, и повторять нет смысла. Доводы крупнейших специалистов по строительному нормированию не были услышаны, Закон был принят. Однако при его реализации обострились старые и возникли новые проблемы, некоторые из которых обсуждаются ниже.

1. Где границы сферы технического регулирования?

Начинается работа по созданию новых видов нормативных документов – технических регламентов, предназначенных, как известно, для изложения обязательных требований, и национальных стандартов, применяемых на добровольной основе. Эти документы будут действовать в сфере технического регулирования, определенной как «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Согласно определению, «технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)».

Возникает вопрос, какого рода требования имеются в виду, и где границы сферы технического регулирования? Автор полагает, что подразумеваются технические и только технические требования. Скорее всего, разработчики закона имели в виду то же. Однако пропущенное, видимо, ради красоты стиля, слово «технические» может явиться источником многих недоразумений. В обыденном сознании сегодня преобладает мнение, что технический регламент отныне является единственным видом документа, в котором могут излагаться любые обязательные требования к продукции и процессам.

Дело в том, что к строительной продукции и особенно процессам предъявляется множество требований разного характера и с разных сторон. Конечные потребители требуют, как обязательный минимум, обеспечения функциональной пригодности зданий и сооружений, заказчики, кроме того, выполнения определенной номенклатуры и объемов работ в определенные сроки. Административные органы, стремясь оградить население от неприятных воздействий ведущегося строительства, устанавливают различные ограничения для ведения работ. Инспекции охраны труда и профсоюзы требуют, скажем, ограждать места работ, даже если это мешает выполнению производственных процессов, и т.д., и т.п. Многие из этих требований по необходимости должны иметь обязательный характер. И все эти требования имеют разные механизмы создания, предъявления, реализации и контроля, которые едва ли получится корректно вписать в схемы, предусмотренные Федеральным законом о техническом регулировании.

Например, ряд требований по организации строительства (ограждение и режим использования стройплощадок и т.п.) являются требованиями к процессу производства продукции, но имеют административную природу. По своему смыслу они должны иметь обязательный характер. Поскольку, согласно ст.7 Закона, «не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер», эти требования могут содержаться только в техническом регламенте, что трудно себе представить.

Подобные проблемы, вероятно, возникают и в других системах нормирования, например, в санитарно-эпидимиологическом или в природоохранном, где также много требований административного характера. Некоторые ведомства пытаются «решить» проблему путем ее игнорирования, механически преобразуя свои традиционные обязательные нормативные документы в технические регламенты. Вряд ли такой подход можно считать правильным.

Читайте так же:  Страховка на автомобиль беларусь цена

Таким образом, представляется необходимым в Федеральном законе о техническом регулировании точно указать, что Закон подразумевает только технические требования и дать их однозначное определение. Если же допустить, что сфера технического регулирования может включать также организационные, административные или экономические требования, придется вносить многочисленные изменения в остальные разделы Закона, а также в смежные правовые акты.

2. Содержание технических регламентов

Определенное недоумение вызывает содержание технических регламентов, изложенное в статье 7 :

«1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

ядерную и радиационную безопасность;

электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

Прежде всего, оно не вполне корректно сформулировано. Например, промышленная безопасность включает в себя и химическую, и механическую, и термическую, и некоторые другие виды безопасности. Упущен ряд моментов, имеющих прямое отношение к безопасности и регулируемых техническими средствами (например, защита от несанкционированного доступа). Но, самое главное, оно не покрывает всего перечня областей, в которых общество нуждается в обязательных технических требованиях, предъявляемых от имени государства. Главная конечная цель строительной деятельности – это создание благоприятных условий жизнедеятельности населения. И она не сводится к обеспечению безопасности.

Например, транспортные проблемы современных городов в определенной мере вытекают из заниженных (по современным меркам) нормативных требований к ширине проездов, количеству мест для стоянок и других градостроительных нормативов. Если же таких норм не будет вообще, легко представить себе, что в условиях недостатка бюджетных средств и дороговизны городской земли градоначальники при выделении участков недолго будут сопротивляться натиску инвесторов, даже при наличии утвержденных генпланов и градостроительных регламентов. Значит, необходимы обязательные государственные технические нормы, которые, по Закону, могут существовать только в виде технических регламентов. Новый Градостроительный кодекс предусматривает применение в градостроительной деятельности технических регламентов. Однако, согласно ст.7 Федерального закона о техническом регулировании, таких регламентов быть не может, поскольку, несмотря на жизненно важное для общества значение транспортных коммуникаций, оно не может быть корректно описано в терминах безопасности и единства измерений.

Если технические регламенты в самом деле намечается ввести в обиход в качестве единственного вида документа, в котором могут излагаться обязательные технических требований к продукции и процессам, необходимо тщательно проработать ст.7, охватив ею все жизненно важные для общества технические требования.

3. Подтверждение соответствия в строительстве.

Имеются претензии к изложению вопросов, связанных с подтверждением соответствия, которое определено в Законе как «документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров». Это действие имеет большое значение в строительстве в силу специфики строительной продукции и процессов ее создания.

Прямые испытания строительной продукции частью невозможны в принципе, частью неудобны, поэтому проводятся достаточно редко и зачастую по второстепенным показателям качества. Решения о соответствии конечной строительной продукции (зданий и сооружений) принимаются на основании косвенных доказательств – накопленных в ходе строительства первичных документов о соответствии материалов, изделий, конструкций, инженерных систем, подтверждающих факты выполнения в процессе строительства требований строительных норм и правил и проекта.

На протяжении всего процесса проектирования и строительства здания или сооружения постоянно осуществляется подтверждение соответствия в виде экспертизы, приемки работ, конструкций и систем, а также законченных строительством объектов. В строительстве сложилась своя специфичная система процедур и документов по подтверждению соответствия, зафиксированная в строительных нормах и правилах. И эта система теперь должна быть почти полностью ликвидирована.

Федеральный закон о техническом регулировании содержит на этот счет противоречивые, по мнению автора, указания. С одной стороны, Законом установлен принцип установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте (статья 19), что вполне разумно. Это могло бы дать возможность сохранить привычные для строительства правила подтверждения соответствия. С другой стороны, Закон жестко устанавливает формы подтверждения соответствия:

«Статья 20. Формы подтверждения соответствия.

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

принятия декларации о соответствии;

4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом».

Возможно, эти формы исчерпывают все потребности производства промышленной продукции, но для строительной они мало пригодны. Сертификация, как обязательная, так и добровольная, очевидно неприемлема для строительной продукции. Невозможно представить себе сертификацию фундамента или законченного строительством производственного объекта.

При декларировании соответствия изготовитель или продавец продукции официально заявляет о соответствии продукции и прилагает свои доказательства или полученные с участием сторонних компетентных организаций (например, лабораторий). И это считается достаточным, чтобы признать продукцию соответствующей установленным требованиям. Такая схема представляется в принципе более конструктивной и уже прорабатывалась нами при разработке проекта Положения о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов. Однако с принятием Федерального закона о техническом регулировании эта идея была оставлена, как нереальная для объектов строительства, поскольку п.6 ст. 24 названного закона предусматривает подачу деклараций о соответствии непосредственно в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. К тому же Закон ничего не говорит о проверке достоверности представленных доказательств, видимо, целиком полагаясь на презумпцию добросовестности производителя. А реальное положение дел с качеством строительства таково, что обойтись без внешнего контроля (технадзор заказчика-застройщика, государственный строительный надзор) и приемки сегодня невозможно.

Представляется необходимым устранить отмеченные недостатки Закона. В частности, для строительства и других отраслей, производящих уникальную, «штучную» продукцию (например, судостроения) целесообразно правила подтверждения соответствия излагать исключительно в технических регламентах.

4. Механизм создания нормативных документов

Нельзя не затронуть еще один важный для специалистов по строительному нормированию вопрос – изменение механизма создания нормативных документов, в первую очередь наиболее важных – технических регламентов. Закон знаменует собой отказ от ранее применявшегося в стране ведомственного подхода к нормативному регулированию. Каждому ведомству была назначена определенная область, в пределах которой ведомство решало все вопросы руководства отраслью, в том числе и вопросы нормативного регулирования. Например, Госстрой России, ведавший строительством, заказывал ведущим институтам проекты нормативных документов, принимал их от разработчиков, организовывал обсуждение, утверждал, комментировал, контролировал их исполнение через подчиненный ему Госархстройнадзор, вносил необходимые изменения и отменял устаревшие нормативные документы. По мере коммерциализации страны некоторые ведомства нашли способ извлечения доходов из нормативной деятельности, устанавливая в нормах различные платные экспертизы и контрольные действия. В связи с этим Закон запретил ведомствам издавать обязательные нормативные документы.

Ведомственный подход, при всех своих недостатках, имел и достоинства. В частности, таким образом достигалось единство и планомерное обновление нормативной базы, а также качество нормативных документов.

Федеральный закон о техническом регулировании установил принципиально новую схему разработки и утверждения технических регламентов.

По этой схеме разработку проекта технического регламента может осуществлять любое лицо. Оно обязано опубликовать официальное уведомление в специальном печатном издании (в настоящее время в журнале «Вестник технического регулирования») и в Интернете. С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента он должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Далее проводится публичное обсуждение, по завершении которого проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц также должны быть доступны для ознакомления. После прохождения экспертизы в специальных комиссиях проект поступает в Государственную Думу, где принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов.

Данная схема заимствована из нормативной практики США, где она эффективно работает, опираясь на чрезвычайно активную профессиональную среду – инженерные общества и ассоциации, бесприбыльные организации по строительному нормированию и т.п. Федеральный закон о техническом регулировании тоже предусматривает возможность участия в нормотворческом процессе саморегулируемых организаций, однако неразвитость таких организаций в отечественном строительстве заставляет скептически оценить качество будущих технических регламентов по строительству.

5. Преемственность нормативной базы

Первым и пока единственным практическим результатом этого закона в строительстве явился массовый нормативный нигилизм. Многие строители, проектировщики и другие пользователи нормативных документов искренне считают, что действующие строительные нормы и правила и ГОСТы теперь утратили обязательный характер. Более того, на эту же позицию порой становятся и работники судебных органов и органов государственного надзора. Парадоксально, но при всех своих недостатках Федеральный закон о техническом регулировании как раз не дает оснований для упреков в этой части. Преемственность нормативной базы относительно корректно обеспечивается п.1 ст. 46 «Переходные положения», который есть смысл процитировать.

Читайте так же:  1с налоговая декларация 2019

«1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей».

Строительные нормы и правила (СНиП) являются нормативными документами федерального органа исполнительной власти. Следовательно, каждое из содержащихся в них требований, направленное на достижение хотя бы одной из названных законом целей, продолжает оставаться обязательными до введения в действие новых нормативных документов — технических регламентов. А таких требований в строительных нормах и правилах подавляющее большинство – не менее 80 %, поскольку существующая Система нормативных документов в строительстве изначально была нацелена на обеспечение, прежде всего, именно безопасности строительной продукции для жизни, здоровья и окружающей среды.

Таким образом, в нормативном нигилизме повинен не сам Федеральный закон о техническом регулировании, а его невнимательные читатели и популяризаторы.

В упрек закону в части преемственности нормативной базы строительства можно поставить то, что он оставил ее без присмотра и управления. Нормативное хозяйство – вещь довольно хлопотная. Необходимо обеспечивать системность всей совокупности нормативных документов, отменять устаревшие документы или отдельные их части, снимать возможные противоречия, давать официальные разъяснения нормативных положений, в обоснованных случаях, в виде исключения, разрешать отступления от нормативных требований, и т.д. А сегодня строительные нормы и правила напоминают бесхозное имущество, которым никто не управляет. Юристы пребывают в недоумении, а некоторые говорят, что сейчас якобы никто не вправе, например, отменить или поправить действующий СНиП, даже министерства – правопреемники Госстроя России.

Закон фактически рассматривает совокупность технических норм как застывшую систему и не содержит положений по ее развитию. Очевидно, что для изменения технической нормы необходимо в какой-то момент от нее отступить и испробовать на практике новое техническое решение. Для этого кто-то должен дать на это разрешение. Ранее Госстрой России на основании соответствующей записи в СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» выдавал такие разрешения при условии выполнения дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности. Получить это разрешение от Государственной Думы, принявшей соответствующий технический регламент, практически мало реально. Поэтому желательно делегировать в Законе такие полномочия соответствующему государственному органу (министерству, агентству или органу государственного надзора).

Таким образом, в Закон необходимо включить положения о том, кому поручается управление нормативной базой, в том числе официальное толкование технических регламентов и стандартов (разработчикам, утвердившему органу, надзору, министерству, агентству), выдачу разрешений на обоснованные отступления от требований технических регламентов, а также определить, может ли это быть платной услугой или нет.

Федеральный закон о техническом регулировании, к сожалению, дает много поводов для замечаний и предложений, которые не исчерпываются высказанными в настоящей статье. Хотелось бы надеяться, что совместные усилия законодателей и общественности со временем принесут свои плоды.

Техническое регулирование и вопросы энергоэффективности в строительстве

С. В. Пугачев, канд. эконом. наук, директор департамента технического регулирования Национального объединения строителей (НОСТРОЙ)

В Российской Федерации завершился первый этап становления института саморегулирования в строительстве. Сформирована законодательная база саморегулирования. Созданы три национальных объединения: строителей (НОСТРОЙ), проектировщиков (НОП) и изыскателей (НОИЗ). Только в НОСТРОЙ вошли 255 саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве, членами которых являются более 110000 строительных компаний.

И одним из главных приоритетов деятельности НОСТРОЙ, принятых на II съезде (2010 год), является решение проблем технического регулирования, создание доказательной базы технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», создание своих собственных систем стандартизации и сертификации.

При этом одним из главных требований, установленных в регламенте к зданиям и сооружениям, в т.ч. к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения, является обеспечение их энергоэффективности. Поэтому вопросы энергоэффективности и энергосбережения должны быть в обязательном порядке учтены и при создании доказательной базы технического регламента, и при разработке стандартов НОСТРОЙ.

Достижение целей СРО в области технического регулирования

Функции, возможности и полномочия СРО в области технического регулирования существенно выросли и во многом реализованы. Вместе с тем, руководство страны ожидает в этом плане от института саморегулирования большего.

В соответствии с ч. 1 ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) основными целями СРО являются предупреждение причинения вреда жизни или здоровью, имуществу народов России, окружающей среде и т.д. вследствие недостатков работ, выполняемых членами СРО и оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также повышение качества их строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Достигнуть этих целей можно только имея четкую систему нормативных требований (стандартов) и систему контроля за их соблюдением. Поэтому в соответствии с ГрК РФ (ст. 55.1, п. 2) деятельностью СРО является помимо прочего разработка и утверждение стандартов СРО, устанавливающих правила выполнения работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства и требования к результатам указанных работ и к системе контроля за их выполнением.

Государство должно… соответствовать сложносоставной социальной реальности. Одно из важнейших решений здесь – это развитие саморегулируемых организаций, компетенции и возможности которых должны расширяться.

С другой стороны, сами СРО должны более
активно использовать имеющиеся у них полномочия, в частности, право разрабатывать и вносить для утверждения технические регламенты и национальные стандарты в соответствующих отраслях и видах деятельности.

Президент Российской Федерации В. В. Путин

Программа актуализации нормативной технической базы строительства

С момента создания национальных объединений активно реализуется программа актуализации нормативной технической базы строительства, а также ее гармонизации с международными и региональными нормативно-техническими документами.

В соответствии с требованиями технического регламента проведена актуализация 1 83 сводов правил (СНиП) и 8 национальных стандартов (ГОСТ) обязательного применения, разработаны первые редакции 10 межгосударственных строительных норм, которые должны обеспечить доказательную базу технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» (см. рис.).

Работы НОСТРОЙ по формированию доказательной базы, обеспечивающей безопасность объектов капитального строительства

В рамках утвержденной Минрегионом России комплексной программы совместно с национальными объединениями СРО строителей, проектировщиков и изыскателей и МГСУ проводятся работы по внедрению европейских норм по проектированию в строительстве (еврокодов).

Еврокоды являются комплектом европейских стандартов (ЕН), определенных как нормы проектирования зданий и сооружений. Комплект еврокодов состоит из 10 групп, объединяющих 58 стандартов ЕН (еврокодов) по конкретным техническим аспектам. В каждом из них содержатся многочисленные ссылки на поддерживающие их европейские стандарты, а также параметры, определяемые каждой страной самостоятельно. Общее количество поддерживающих европейских стандартов составляет около 1 500 документов.

До настоящего времени не решен вопрос внедрения в России этого массива ссылочных европейских стандартов на материалы, изделия, испытания и измерения, без которых применение еврокодов является невозможным.

НОСТРОЙ провел соответствующий анализ поддерживающих еврокоды стандартов и представил результаты в Минрегион России для направления в Росстандарт предложений о формировании программы переводов европейских стандартов в строительстве, с составлением перечня приоритетных направлений работы.

Разработка стандартов НОСТРОЙ

С 2010 по 2012 годы принято и введено в действие на территории России 105 стандартов на строительные материалы и изделия, что составляет около 40% от ранее действовавшего массива документов 2 , причем 60% из новых стандартов в разной степени гармонизированы с международными (ИСО) и европейскими (ЕН) стандартами. В целом уровень гармонизации национальных стандартов на строительные материалы и изделия превышает 30%.

В целях повышения качества и безопасности строительства за два последних года НОСТРОЙ разработан комплекс стандартов (92 стандарта) на правила выполнения работ, методы контроля за их проведением и результатами, который активно внедряется СРО. В разработке находятся более 80 стандартов НОСТРОЙ.

Читайте так же:  Срок ответа на заявление осаго

Вопрос дефицита или отсутствия (в большинстве случаев) документов федерального уровня, содержащих требования к многообразным строительным работам (так называемые третьи части СНиПов), решается за счет стандартов СРО, ориентированных в соответствии с ГрК РФ (ст. 55.5) на описание правил выполнения строительных работ. При этом третьи части СНиПов на правила производства работ относятся к категории производственно-отраслевых документов и морально устарели. СНиПы на правила производства работ выведены 3 из состава нормативных технических документов в строительстве (СНиП 10-01–94).

Основной приоритет для НОСТРОЙ при этом – обеспечение нормативной базы выполнения и контроля 284 видов работ (строительных, монтажных, пусконаладочных и др.), по которым выдаются допуски на право проведения работ 4 , а затем СРО в соответствии с ГрК РФ также должны осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов СРО.

Таким образом, в настоящее время сложилась достаточно четкая структура доказательной базы «Технического регламента о безопасности заданий и сооружений», отражающая специфику технического регулирования в строительстве с одной стороны, и системы стандартов СРО, обеспечивающих качество и безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, с другой стороны.

Влияние Таможенного союза на систему технического регулирования в России

Основное развитие системы технического регулирования, в том числе и в строительстве, в настоящее время осуществляется на пространстве Таможенного союза.

Только за прошлый год было принято 27 технических регламентов Таможенного союза (далее – ТС), которые с момента вступления в силу отменяют действие национальных технических регламентов.

Принято, ратифицировано и вступило в силу с января 2012 года «Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» (далее – «Соглашение ТС»).

К числу основных замечаний строительного сообщества к «Соглашению ТС» относится отсутствие:

  • легальной возможности применения в качестве доказательной базы регламента по строительству таких документов, как своды правил (в России СНиП, в Казахстане – СНиП РК, в Белоруссии – ТКП),
  • возможности оценки соответствия зданий и сооружений после ввода в обращение (эксплуатацию),
  • четкой системы установления существенных требований к строительным материалам и изделиям и т.д.

Для снятия противоречий с базовым «Соглашением ТС» необходимо внести в него изменения, учитывающие специфику технического регулирования в строительстве. Это предложение поддерживают все заинтересованные стороны. В соответствии с решением Правительственной комиссии по техническому регулированию в настоящее время такие изменения подготовлены.

О безопасности зданий и сооружений

В настоящее время в России очень остро стоит вопрос обеспечения взаимосвязи и координации принятого ТР «О безопасности зданий и сооружений» и других смежных законодательных и нормативных правовых актов (в области пожарной и промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований и т.д.).

В результате ведомственного нормотворчества в области проектирования и строительства имеет место дублирование требований, их избыточность и противоречивость, возникают новые административные барьеры, требуется дополнительное согласование, ограничивается применение новых проектных решений, прогрессивных строительных материалов, изделий и технологий.

Ранее в единых документах – СНиПах – объединялись все обязательные требования к зданиям и сооружениям, включая линейные объекты (дороги, мосты, трубопроводы). Сегодня каждое ведомство претендует на то, чтобы расчленить единую базу и из одного документа сделать несколько. На практике это приводит к увеличению административных барьеров и ухудшает инвестиционный климат в строительной отрасли.

К сожалению, уже приняты технические регламенты ТС по смежным направлениям: «О безопасности низковольтного оборудования», «О безопасности лифтов», «О безопасности машин и оборудования», «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», «О безопасности автомобильных дорог».

Ситуация в целом должна быть разрешена с принятием технического регламента ТС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» (далее – ТР ТС «О безопасности…»), разработчиком которого является Россия (Минрегион РФ). В настоящее время регламент прошел все необходимые процедуры, одобрен российской Правительственной комиссией по техническому регулированию и внесен в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), но пока не утвержден. При этом принятие регламента четко взаимоувязано и юридически, и по времени с внесением изменений в базовое «Соглашение ТС».

Вопросы обеспечения взаимосвязи и координации технических требований также должны быть решены при проведении масштабных работ по актуализации и разработке доказательной базы ТР ТС «О безопасности…» – межгосударственных строительных норм и правил, межгосударственных стандартов на строительную продукцию. Однако до настоящего времени не установлены легальный статус этих документов и, соответственно, требования к ним и порядок их разработки. После решения данного вопроса НОСТРОЙ готов активно участвовать в разработке межгосударственных строительных норм и правил.

Защита от ввоза некачественных стройматериалов

Особую остроту приобретает отсутствие технического регламента, а значит, и возможности установления обязательных требований безопасности к строительным материалам, изделиям и конструкциям, в условиях присоединения России к ВТО.

Другие страны – члены ВТО используют механизмы «Соглашения ВТО о технических барьерах в торговле (ТБТ)», которые позволяют по критерию опасности продукции закрыть ввоз нежелательного товара. Такие критерии могут быть установлены только в техническом регламенте, что оговорено в «Соглашении ТБТ». В России (в отличие от наших партнеров по ТС) отсутствует технический регламент на стройматериалы, а значит, отсутствует возможность выстроить барьер для завоза на территорию нашей страны некачественной и опасной строительной продукции из третьих стран.

Учитывая наличие вышеуказанных проблем, обязательные требования к строительным материалам и изделиям на территории России могут быть установлены не ранее 2015 года. Необходимо ускорить принятие ТР ТС и вступление в силу его первоочередных положений, устанавливающих нормы технического регулирования в отношении строительных материалов и изделий.

Гармонизация стандартов

Одним из важнейших направлений создания современной нормативно-технической базы в строительстве является процесс ее гармонизации с международными и европейскими стандартами (в том числе с еврокодами). Президиумом коллегии Минрегиона России в декабре 2010 года при активном участии национальных объединений в строительстве разработана и утверждена комплексная программа мероприятий по гармонизации российских и европейских стандартов в области строительства с учетом национальных особенностей РФ (климатических, геофизических и т.д.).

Программа разработана на основе европейского руководства L EK «Внедрение и использование еврокодов» и предусматривает следующие шаги:

  • принятие европейских норм в качестве национальных стандартов и сводов правил с национальными приложениями,
  • проведение адаптации (испытаний, сопоставительных исследований) принятых решений,
  • аттестацию программного обеспечения,
  • сопоставительный анализ результатов применения стандартов и затрат на строительство,
  • организацию обучения экспертов, персонала и студентов вузов и т.д.

В настоящее время программа активно реализуется при координации и финансовой поддержке национальных объединений. К концу 2012 года национальными объединениями завершены работы по переводу, техническому редактированию, сопоставительному анализу с российскими нормами по всем существующим еврокодам (58) и разработке национальных приложений к ним.

Отметим, что система еврокодов направлена только на обеспечение механической безопасности зданий и сооружений, в т.ч. в случае возгорания, и не может гарантировать выполнение всех обязательных требований безопасности как в самом ЕС, так и в России.

Все другие требования (теплозащита, шумозащита, энергоэффективность и т.д.), а также требования к входящим в состав зданий и сооружений сетям и системам инженерно-технического обеспечения устанавливаются так же, как и в европейских странах, на внутригосударственном уровне в соответствующих сводах правил (СНиПах), национальных стандартах, технических кодексах установившейся практики (европейский аналог сводов правил).

В рамках программы гармонизации нормативной базы специалистами НОСТРОЙ и МГСУ совместно с европейскими экспертами была разработана и издана серия справочно-методических пособий для проектировщиков, экспертов, профессорско-преподавательского состава, а также иностранных инвесторов.

Таким образом, в строительном сообществе появилась реальная возможность на добровольной основе использовать на территории России европейские стандарты (еврокоды) в качестве альтернативы национальным. Это особенно важно в условиях вступления в ВТО, так как создает равные конкурентные условия для всех участников строительного рынка.

О роли стандартов НОСТРОЙ, о системе стандартизации энергосбережения в странах ЕС, а также о российской концепции повышения энергоэффективности зданий читайте в следующем номере журнала «Энергосбережение».

1 На условиях софинансирования, установленных в соглашении между Минрегионом России и национальными объединениями саморегулируемых организаций строителей, проектировщиков и изыскателей, подписанном в 2010 году.

2 На 1 января 2010 года действовало 297 стандартов: 248 межгосударственных, 45 национальных и 4 стандарта СЭВ.

3 В соответствие с Постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 года № 18-38.

4 С соответствии с Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624.