Требования к судебным речам

Статья 190 ГПК РФ. Судебные прения

Новая редакция Ст. 190 ГПК РФ

1. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В судебных прениях первым выступает истец, его представитель, затем — ответчик, его представитель.

2. Третье лицо, заявившее самостоятельное требование относительно предмета спора в начатом процессе, и его представитель в судебных прениях выступают после сторон, их представителей. Третье лицо, не заявившее самостоятельных требований относительно предмета спора, и его представитель в судебных прениях выступают после истца или ответчика, на стороне одного из которых третье лицо участвует в деле.

3. Прокурор, представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми.

4. После произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, их представителями они могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику, его представителю.

Комментарий к Статье 190 ГПК РФ

1. Выступая самостоятельной частью судебного разбирательства, судебные прения включают основную часть и реплики их участников.

Судебные прения основываются на материалах дела, исследованных в судебном заседании, и представляют собой выступления лиц, участвующих в деле, их представителей, в которых подводится итог исследованию доказательств и рассмотрению дела в целом. Участники прений анализируют доказательства и излагают соображения о разрешении дела по существу, обосновывая фактическую и правовую стороны своей позиции.

2. Последовательность выступления участников судебных прений строго определена ст. 190 ГПК. При этом стороны могут поручить вначале выступить своим представителям, а затем дополнить речь представителя своим выступлением. Выступление в судебных прениях — право, а не обязанность участника. В силу чего отказ от выступления в прениях не означает, что отказавшийся согласен с выступлениями других участников процесса.

3. Продолжительность выступления участника в прениях законом не ограничена. Поэтому председательствующий не вправе устанавливать время для произнесения речей, вместе с тем он обязан остановить выступающего и предложить ему высказаться о вопросах, относящихся к существу дела, если участник прений выходит за рамки исследованных доказательств либо излагает обстоятельства, не имеющие отношения к рассматриваемому делу.

4. По окончании речей председательствующий выясняет желание участников судебных прений взять слово для реплики. Право реплики представляет собой возможность лиц, участвующих в деле, и их представителей дать краткий ответ на услышанные в прениях доводы. В реплике возможно изложение дополнительных соображений по существу рассматриваемого дела. Реплика не должна использоваться для споров, не имеющих принципиального характера для данного дела. Она должна быть корректной по форме и касаться обсуждаемых в судебных прениях вопросов. Реплика, как и речь, не может быть ограничена временем, но председательствующий обязан останавливать выступающего, если право реплики используется им не по назначению. Право реплики не зависит от участия лица в судебных прениях. Очередность выступления с репликой соответствует последовательности выступления участников в прениях. Каждый участник судебных прений может выступить с репликой только один раз. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и его представителю.

Другой комментарий к Ст. 190 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Судебные прения — часть судебного заседания, в которой путем поочередного выступления участвующих в деле лиц подводятся итоги проведенного по делу исследования доказательств. Высказываются суждения о том, какие факты можно считать установленными, а какие — нет. Решается вопрос, подлежит ли заявленное требование удовлетворению.

Последовательность выступления такова: истец и его представитель, ответчик и его представитель.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, выступают после истца или ответчика (в зависимости от того, на чьей стороне они выступают).

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, выслушиваются после сторон и их представителей.

Прокурор, представители государственных органов, органов местного самоуправления, граждане, обратившиеся в защиту интересов других лиц, участвуют в прениях первыми.

2. Выступая в судебных прениях, стороны и другие участвующие в деле лица имеют право высказывать свои соображения по обстоятельствам рассматриваемого дела, указывать на достаточность либо недостаточность исследованных доказательств, излагать мнение о том, как должно быть разрешено дело.

Все участники прений вправе выступить вторично с репликой по поводу того, что было сказано другими лицами. Право последней реплики принадлежит ответчику и его представителю.

Участники судебных прений не вправе ссылаться на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании. Если возникает необходимость выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовать новые доказательства, то суд своим определением возобновляет разбирательство дела по существу.

Выступление в суде. Процесс судебного заседания.

В соответствии с законом, гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.

Дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.

Разбирательство гражданского дела происходит в процессе судебного заседания с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

О судебном заседании вы, как и остальные участники, будете извещены по почте (судебной повесткой).

Я настоятельно рекомендую вам попытаться самим узнать о дате и времени проведения судебного заседания, т.к. вы можете пропустить заседание ввиду того, что получите повестку после того, как данное судебное заседание состоится.

В основном процессе судебного заседания, суд обязан непосредственно исследовать доказательства по делу (заслушать показания сторон, 3-х лиц, свидетелей заключения экспертов, ознакомиться с письменными и вещественными доказательствами…)

В начале судья открывает судебное заседание, объявляет сосав суда, называет всех участников судебного заседания, разъясняет участникам процесса их право заявлять ходатайства и отводы.

Далее, судья спрашивает мнения сторон относительно рассматриваемого дела, спрашивает поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца, спрашивает не желают ли стороны закончить дело заключением мирового соглашения. Заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

Подписав мировое соглашение, вы сообщаете, что никаких претензий, связанных с данной ситуацией, друг к другу не имеете и не будете иметь в дальнейшем. Таким образом, истец уже не сможет вновь подать в суд по тому же предмету и основываясь на тех же обстоятельствах.

Предложение мирового соглашения на выгодных вам условиях может быть одним из наиболее сильных тактических приемов с вашей стороны, его можно использовать на любой стадии процесса.

После доклада дела суд заслушивает объяснения истца и участвующего на его стороне третьего лица, ответчика и участвующего на его стороне третьего лица, а затем других лиц, участвующих в деле. Прокурор, представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждане, обратившиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, дают объяснения первыми.

Самое важное на этом этапе то, что лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы, а судья вправе задавать вопросы лицам, участвующим в деле, в любой момент дачи ими объяснений. Поэтому следует тщательно подготовить список вопросов, которые вы планируете задать. Задаваемые вопросы, а самое главное предполагаемые ответы на них должны способствовать доказательству обоснованности ваших требований.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и учитывая их мнения, устанавливает последовательность исследования доказательств. Добивайтесь, чтобы все представленные вами доказательства были рассмотрены и учтены судом. И, наоборот, стремитесь опровергнуть или уменьшить значимость доказательств противоположной стороны.

После исследования всех доказательств судья предоставляет слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или представителю органа местного самоуправления, участвующим в процессе, выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям.

Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В прениях первым выступает истец, его представитель, затем — ответчик, его представитель. Следует подготовить и выучить своё выступление в прениях, учтя в нем наиболее важные доказательства, полученные в судебном заседании. Необходимо учитывать, что в своём выступлении после окончания рассмотрения дела по существу вы не вправе ссылаться на обстоятельства, которые судом не выяснялись, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.

После произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, их представителями они могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику, его представителю.

После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения, о чем объявляет присутствующим в зале судебного заседания. После принятия и подписания решения суд возвращается в зал заседания, где объявляет решение суда. Затем судья устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.

При объявлении только резолютивной части решения судья обязан разъяснить, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда.

Статья 190 ГПК РФ. Судебные прения

(Официальная редакция статьи 190 ГПК РФ)

1. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В судебных прениях первым выступает истец, его представитель, затем — ответчик, его представитель.

2. Третье лицо, заявившее самостоятельное требование относительно предмета спора в начатом процессе, и его представитель в судебных прениях выступают после сторон, их представителей. Третье лицо, не заявившее самостоятельных требований относительно предмета спора, и его представитель в судебных прениях выступают после истца или ответчика, на стороне одного из которых третье лицо участвует в деле.

3. Прокурор, представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми.

4. После произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, их представителями они могут выступить с репликами в связи со сказанным. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику, его представителю.

Комментарии статьи 190 ГПК РФ. Судебные прения

Судебные прения – самостоятельная часть процесса. Проведение этой процедуры регламентируется статьей 190 ГПК РФ. Прения идут согласно установленному порядку и последовательности выступления участников. Во время выступлений учитываются материалы дела, уже исследованные документы и доказательства.

Участники процесса высказывают реплики на прениях в следующем порядке:

  • Прокурор (представители государственных органов, самоуправления, обратившийся к суду гражданин);
  • Истец или его представитель (статья 48 ГПК РФ);
  • Третьи лица, выступающие на стороне истца;
  • Ответчик или его представитель;
  • Третьи лица, выступающие на стороне ответчика;
  • Третьи лица, заявившие собственные требования в ходе проведения судебного процесса (статья 42 ГПК РФ).

Очередность выступления истца и ответчика устанавливает суд. За ответчиком сохраняется право отказаться от реплик, но только на добровольных основаниях. В случае принудительного отстранения от участия в прениях ответчика, решения суда может подвергаться сомнениям . Просьба ответчика перенести прения на следующий день для подготовки речи не может расцениваться, как искусственное увеличение срока проведения судебного процесса.

Регламент проведения судебных прений связан с несколькими правилами о поведении участников и их правах:

  1. Прения включают в себя выступление всех сторон, участвующих в процессе, а также ответных реплик на выступления оппонентов;
  2. Очередность ответных реплик соответствует очередности первых выступлений участников;
  3. Длительность речи сторон не ограничивается, за исключением случаев, когда сторона отклоняется от повествования, относящегося к материалам дела;
  4. Участники процесса не имеют права ссылаться на обстоятельства, не рассмотренные в ходе исследования материалов дела на прениях (статья 191 ГПК РФ);
  5. После отказа выступать на прениях стороны сохраняют за собой право на ответные реплики;
  6. Участие в прениях не имеет отношения к заключению прокурора в случаях его выступления.
Читайте так же:  Претензия росгосстрах адреса

Выступление и реплики на прениях призваны отразить видение участников процессов материалов дела и сопутствующих обстоятельств. Последнее слово на прениях принадлежит ответчику (его представителю). Согласно статье 190 ГПК РФ, после вынесения прокурором заключения, прения прекращаются а участники теряют право высказывать ответные реплики.

Общие требования, предъявляемые к содержанию и форме судебной речи, подготовке ее текста

Под «содержанием судебной речи» понимается то, что должен говорить государственный обвинитель в судебной речи для того, чтобы аргументировать свою позицию по вопросам, которые определяют предмет судебной речи. Основное содержание судебной речи прокурора представляет собой логическую аргументацию позиции обвинения по вопросам, относящимся к предмету речи в суде с участием присяжных заседателей.

Под «предметом судебной речи» подразумевается, о чем должен говорить государственный обвинитель в судебной речи. При определении предмета и содержания судебной речи прокурор обязан учитывать, что согласно ч. 2 ст. 336 УПК РФ прения сторон проводятся лишь в пределах вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями. Следует исходить прежде всего из содержания предусмотренных ч. 1 ст. 339 УПК РФ основных вопросов:

  • 1) доказано ли, что деяние имело место;
  • 2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
  • 3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

Именно эти основные вопросы определяют предмет судебной речи и государственного обвинителя и защитника. К предмету их судебных речей относятся также предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 339 УПК РФ вопросы:

  • – об обстоятельствах, которые влияют на степень виновности либо изменяют ее характер, влекут освобождение подсудимого от ответственности;
  • – о степени осуществления преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца;
  • – о степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления;
  • – об обстоятельствах, позволяющих установить виновность подсудимого в совершении менее тяжкого преступления, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту;
  • – вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

Чтобы помочь присяжным ответить на вопрос о виновности или невиновности подсудимого и о том, заслуживает ли он снисхождения, судебная речь прокурора должна быть убедительной не только по содержанию, но и по форме.

Форма судебной речи. Американские юристы отмечают, что «если у вас неудачная форма изложения, то есть то, как вы говорите, то уже не имеет значения, что вы говорите, потому что все равно вас не будут слушать» [цит. по: 9. С. 11].

Для правильного определения понятия «форма судебной речи» следует исходить из следующих значений слова «форма» (от лат. forma): 1) наружный вид, внешнее очертание;

2) способ существования и выражения какого-либо содержания; 3) устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо; 4) установленный образец чего-либо, шаблон; 5) лингвистическое средство выражения грамматических категорий, взаимоотношений слов и предложений; 6) совокупность изобразительных средств художественного произведения [30. С. 657], в том числе стиль речи.

Слово «стиль» (от лат. stylus, stylos) имеет следующие значения (которые также необходимо учитывать для полного определения содержания понятия «форма судебной речи»: 1) идейно и художественно обусловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном произведении; 2) индивидуальный слог писателя; 3) функциональная разновидность литературного языка; особенности построения речи, словоупотребления; 4) способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов [30. С. 581].

Представляется, что указанным значениям слов «форма» и стиль» соответствует композиция судебной речи и композиционно-стилистические особенности различных видов судебной речи, которые и образуют основное содержание понятия «форма судебной речи». Для раскрытия общих требований, предъявляемых к форме судебной речи, необходимо рассмотреть прежде всего общие требования, предъявляемые к композиции любой судебной речи, в том числе речи государственного обвинителя.

Под композицией речи понимается расположение всех частей выступления и наиболее целесообразное их соотношение, организация материала речи, расположение его в определенной системе, обеспечивающей эффективное достижение его цели [14. С. 205].

«Композиция выступления,отмечает Η. Н. Кохтев,является одним из элементов воздействия (хотя и косвенным), так как помогает оратору четко построить и прочно скрепить материал, а слушателям усвоить речь, способствует ее восприятию и запоминанию» [14. С. 220].

Любая судебная речь представляет собой разновидность убеждающей речи, в которой главным средством воздействия на слушателей является логическая аргументация. Судебная речь, кроме того, содержит в себе и элементы речи, призывающей к действию [22. С. 177], принятию определенного решения, например, признать подсудимого виновным и вынести обвинительный вердикт. Эти особенности судебной речи следует учитывать при разработке всех ее частей: вступления, главной части и заключения.

Вступление и заключение образуют как бы «обрамление» судебной речи, ее композиционную рамку. Каждая часть речи может продолжаться на протяжении более или менее продолжительного отрезка времени. В этой связи возникает вопрос об оптимальной продолжительности каждой части речи.

В литературе по ораторскому искусству для гармонического сочетания частей речи рекомендуется принимать во внимание известное «золотое сечение» Леонардо да Винчи, применяемое в архитектуре, живописи и других искусствах. Суть «золотого сечения» состоит в следующем: отношение большей части ко всему целому должно равняться отношению меньшей части к большей. Если применить это соотношение к публичной речи, то на вступление должно отводиться примерно 14%, на главную часть62% и на заключение24% всего времени речи [31. С. 26–27].

Особенно важное значение имеют сбалансированные по продолжительности и связанные по содержанию начало и конец речи.

В социально-психологической литературе отмечается, что начало и конец речи представляют собой важное средство структурирования содержащейся в речи информации. Хорошо структурированная при помощи удачного введения и заключения информация не только лучше понимается, но и лучше запоминается. Это объясняется простым психологическим законом работы памяти, открытым еще на заре научной психологии в конце XIX в. Именно тогда немецкий психолог Герман Эббингауз установил так называемый фактор ряда: начало и конец любого информационного ряда, из чего бы он ни состоял, сохраняется в памяти человека лучше, чем середина.

Социальные психологи отмечают, что правильно построенная композиционная рамка позволяет организовать информацию так, чтобы структура отвечала «запросам» слушателей или хотя бы соответствовала их установкам, представлениям. Композиционная рамка зависит не только от того, что «внутри» общения, но и от того, что за рамкой, т.е. от принятых норм, представлений, установок. Композиционная рамка связывает разговор, текст с жизнью, с тем, что было до того, что будет после того, она должна показать место данного разговора, текста в мире [15. С. 157].

Таким образом, именно вступление и заключение задают определенный социальный контекст восприятия главной части речи.

Во вступлении судебный оратор стремится решить следующие задачи, связанные с созданием благоприятных психологических условий для эффективного убеждения присяжных заседателей и председательствующего судьи, формирования у них внимательного и благосклонного отношения к его позиции и доводам:

  • 1) овладеть вниманием присяжных и судьи;
  • 2) вызвать их интерес к речи;
  • 3) установить с ними психологический контакт, расположить их к себе, завоевать их доверие.
  • 4) активизировать здравый смысл и совесть присяжных заседателей и председательствующего судьи, настроить их на правильное и справедливое разрешение уголовного дела, чтобы они решали относящиеся к их компетенции вопросы, руководствуясь не общественным мнением, личными симпатиями и антипатиями, а голосом совести и законом, т.е. в соответствии с социальными требованиями, изложенными в тексте присяги (ч. 1 ст. 332 УПК РФ) и других правовых нормах.
  • 5) психологически подготовить присяжных и судью к восприятию содержания остальных частей речи, прежде всего главной части.

На важное значение вступления обращал внимание еще М. В. Ломоносов: «вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей приготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, прилежно и понятно оное слушали» [21. С. 77].

Вступление рекомендуется особенно тщательно разрабатывать по сложным делам, имеющим повышенную общественную значимость. По таким делам, как справедливо отметил А. Левенстим, «красивое вступление вполне уместно, тем более, что несколько фраз, придуманных заранее, дадут оратору полную возможность преодолеть смущение, которое его охватило в начале речи, а интересная мысль сразу приобретает ему благосклонность слушателей. Введение должно возбуждать внимание слушателей, приготовлять их мысли к выводам. » [32. С. 158].

Как же следует построить вступление, чтобы привлечь и сосредоточить внимание слушателей? Из всех возможных рекомендаций начнем с наиболее общих:

«Не торопитесь начинать речь,советовал П. С. Пороховщиков,получив слово, не застегивайтесь, не расстегивайтесь, не кашляйте, не пейте воды; поднявшись со стула, помолчите в течение нескольких секунд. Помолчав, начните с нескольких незначительных слов, чтобы взять естественный тон, а затем, избегая общих вступлений, идите прямо к делу. Если вступление необходимо, постарайтесь, чтобы оно было как можно короче и проще».

При произнесении первых слов необходимо стремиться к максимальной новизне, неожиданности, своего рода интриге. А. Ф. Кони рекомендовал начинать речь с простых, понятных и интересных слов, приковывающих внимание слушателей:

«Привлечь (завоевать) внимание слушателейпервый ответственный момент в речи лекторасамое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым интересным (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков»-вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом- то деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п. Большинство людей занято пустой болтовней или легкими мыслями. Своротить их внимание в свою сторону всегда можно.

Чтобы открыть (найти) такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных. начал и однородных с ними. может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая» [11. С. 111–112].

Вот почему к работе над вступлением прокурору следует приступать только после завершения разработки главной части судебной речи. Только тогда прокурор может продуктивно использовать такие, например, приемы начала речи:

  • – дать общественную оценку рассматриваемого преступления, характеристику общественного значения судебного процесса;
  • – указать на характерные особенности дела, например на особый характер доказательств, которыми приходится оперировать по делу (обвинение построено только на косвенных доказательствах и др.);
  • – изложить программу выступления по сложному многоэпизодному и (или) групповому уголовному делу.

В некоторых случаях можно использовать и такой прием, как краткое описание картины преступления. Такое введение облегчает переход к главной части речи.

В главной части судебной речи прокурора сосредоточена логическая аргументация его позиции по вопросам, которые определяют предмет речи в суде присяжных. Эта часть включает в себя следующие основные элементы:

  • 1) изложение фактических обстоятельств дела;
  • 2) анализ и оценку доказательств;
  • 3) характеристику личности подсудимого и потерпевшего;
  • 4) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Элементы главной части судебной речи разрабатываются прокурором с учетом его окончательной позиции по делу, предмета спора между обвинением и защитой, особенностей рассматриваемого в суде присяжных дела и композиционностилевых особенностей обвинительной речи, которые будут проанализированы ниже.

Читайте так же:  Отчетность форма рсв-1

Содержание указанных основных элементов главной части судебной речи предопределяет, о чем, что и в какой последовательности целесообразно говорить не только в начале, но и в конце выступления, т.е. в заключении судебной речи.

Заключение судебной речи предназначено для того, чтобы закрепить впечатление от сказанного и способствовать лучшему усвоению главной мысли выступления. Для этого необходимо иметь в виду следующее: 1) заключение важнее, сложнее и, как правило, несколько продолжительнее вступления, так как оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию; 2) итог речи должен логически вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным, чтобы концовка выступления создавала соответствующее настроение [18. С. 24].

Если вступительная часть речи – это своеобразная прелюдия к фортепианному произведению, то ее заключительную часть можно сравнить с заключительным аккордом. О значении этой части речи очень хорошо сказал К.Л. Луцкий:

«Заключениепоследняя и одна из наиболее важных частей судебной речи. Успех оратора на суде часто зависит от него, еще чаще от него зависит неуспех его. Задача заключениянанести последний для победы удар и подействовать в последний раз на ум и волю судей и присяжных. Судебного оратора тут можно сравнить с артистом, певцом или музыкантом: последние ноты решают успех всей исполнявшейся вещи» [32. С. 199].

При выступлении перед присяжными заседателями заключение направлено на то, чтобы окончательно убедить их в правильности и справедливости позиции прокурора по вопросам, относящимся к их компетенции, побудить вынести по этим вопросам соответствующий позиции обвинения вердикт.

Заключение должно быть кратким, ясным, четким, сильным по эмоциональному воздействию на слушателей, а его содержание органически вытекать из всех предшествующих разделов главной части обвинительной речи.

Подготовить заключение речи подчас так же сложно, как и вступление. Но если вступление «не дается» оратору потому, что он еще не осмыслил и не проанализировал все материалы дела, то заключение трудно составить из-за того, что суть всей речи, все сделанные выводы в ней необходимо подытожить всего одной или несколькими фразами, которые не ослабили бы, а усилили впечатление от выступления в прениях государственного обвинителя. Неудачное заключение может испортить все впечатление о судебной речи, снизить ее действенность.

Интересная характеристика заключительной части обвинительной речи дается в работе прокурора А. Левенстима: «Придумать красивый период, чтобы закончить свою речь, так же трудно, как и составить введение. Заключение должно быть венцом всего здания; нужно, чтобы в нем вылилась сущность всей речи, которая длилась несколько часов. Надо остановить свою речь не на бесцветной фразе, а на эффектном, сильном месте, произнося последние слова с полным одушевлением. Заключительные фразы должны усилить впечатление, произведенное речью, а не ослаблять значение тех выводов, которые получены из анализа улик. Для этого опять-таки более пригодны рельефные факты и убедительные выводы, а не пустые, громкие слова» [32. С. 171].

Следует отметить, что не в каждой обвинительной речи обязательна самостоятельная заключительная часть. В обычном суде по простым делам заключительной части речи может и не быть. Однако по подсудным суду присяжных сложным делам, имеющим повышенную общественную значимость, целесообразно обязательно подготовить яркое и интересное по форме и содержанию заключение, чтобы оно «запало в душу» присяжных, произвело на них окончательное благоприятное впечатление, подкрепляющее позицию обвинения.

При работе над вступлением, главной частью и заключением судебной речи и при ее произнесении прокурору следует руководствоваться выработанными наукой и практикой общими требованиями (принципами), регламентирующими методику разработки композиции и произнесения любой речи, в том числе судебной.

Специфика речей в судебных заседаниях

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • виды судебного красноречия;
  • • особенности защитительной и обвинительной речей;
  • • назначение планов и их виды;
  • • основные виды аргументов в судебных заседаниях;
  • • план риторического анализа судебного выступления;

уметь

  • • анализировать речи судебных ораторов;
  • • пользоваться вербальными и невербальными приемами судебного ораторского искусства;
  • • пользоваться языковыми средствами контакта и воздействия присяжных заседателей;
  • • аргументировать свою позицию на судебном заседании;
  • • прогнозировать характер восприятия речи собеседником и привлекать риторические средства убеждения в ходе судебного общения с оппонентом;

владеть

  • • способностью и готовностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности в судебном заседании;
  • • способностью и готовностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь в судебном заседании;
  • • способностью и готовностью вести вербальный и невербальный обмен информацией с оппонентами в судебном заседании;
  • • способностью и готовностью изменять свой образ в процессе судебного заседания.

Условия и факторы, определяющие содержание судебных речей

Состав судебного заседания – одно из условий, определяющих содержание как процесса подготовки речей юристов, так и их произнесения, влияния на участников судебного заседания. Ораторские приемы неодинаковы для разных видов речей, в том числе и для публичных, которыми являются речи в судебном заседании. Например, и судебная, и политическая речь – это публичная речь. Но судебному оратору и оратору политическому приходится действовать по-разному. Судебное красноречие — совсем не то, что красноречие политические. Уместные и умные цитаты, хорошо продуманные примеры, тонкие и остроумные сравнения, стрелы иронии и даже обращение к общечеловеческим ценностям требуют в судебном заседании совсем другой формы, чем перед массовой аудиторией, в том числе перед камерами телевидения.

В основании судебного красноречия лежит необходимость убеждать и доказывать, склонять слушателей присоединиться к мнению ритора. Как отмечалось при рассмотрении аргументированной речи, убеждение и доказывание требуют хорошего знания слушателей, перед которыми вступает в речевое общение юрист в судебном заседании. Так что же собой представляют слушатели судебного заседания?

В общем плане мы можем рассматривать судебное заседание, зал суда как социальный мир в миниатюре. Правда, в нем повседневные социальные процессы несколько гиперболизируются и зачастую имеют самые серьезные последствия для ряда участников, хотя и остальные при этом без последствий не обходятся. Здесь, как и везде, люди размышляют, взаимодействуют, слушают и убеждают, за кого-то переживают, а кого-то ненавидят. Но все рациональные и иррациональные компоненты их бытия приобретают более актуализированное состояние; их чувства и эмоции более, чем в повседневной жизни, оголены, более восприимчивы.

В содержательном и структурном аспектах состав судебного заседания представляет собой относительно самостоятельное объединение людей, т.е. группу. Роль социальной группы в жизни человека полиаснектна. Будучи существом социальным, свои способности и особенности человек реализует в первую очередь через групповую деятельность, т.е. в социальных общностях. В социальных группах рождаются, формируются определенные нормы и правила поведения, которые определяются посредством ограничений и допущений и обеспечивают каждому человеку безопасное взаимодействие с себе подобными. Например, уже в малой социальной группе, состоящей из трех человек, формируется значимый регулятив жизни – мнение большинства.

Социальная группа – это основа и условие формирования личности. Она является источником социального развития и своеобразным посредником между отдельным человеком и другими представителями социума, обществом в целом. Любая социальная группа, в том числе и судебное заседание, имеет свои характерные черты.

  • 1. Определенный способ взаимодействия между членами группы. Внутри группы проявляются такие факторы взаимодействия, как взаимная поддержка и братство. Люди, объединенные в группу для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, например таких, как судебное разбирательство дела, испытывают некоторое ослабление неприятных чувств. Участникам группы вместе легче преодолевать отрицательные эмоции, которые обычно сопровождают судебное заседание. Общаясь в группе, люди могут быстрее успокоиться, отвлечься от грустных мыслей и получить дополнительную информацию.
  • 2. Корпоративизм. Участники группы испытывают чувство принадлежности к данной группе. Более того, участники конкретной группы воспринимаются участниками других групп как носители конкретной позиции, конкретного отношения к высказываниям и тезисам выступающего. Иными словами, группа имеет свою идентичность с точки зрения посторонних. Групповая идентичность значительно более устойчива, чем можно предположить. Экспериментальные данные подтверждают значение групповой идентичности, общности интересов группы.

Общность интересов членов группы – это наличие в структуре интересов каждого члена группы таких осознаваемых им потребностей, мотивов проявления активности, которые являются одинаковыми для каждого члена группы и обусловливают их единую направленность на достижение поставленной перед группой цели. Общность интересов зависит от сочетания групповых и личных интересов членов группы. Чем гармоничнее сочетаются личные и групповые интересы, тем выше степень общности интересов членов группы и общества в целом. Общность интересов складывается не только на основе включения людей в одну и ту же социальную среду, она является результатом образования и воспитания каждого человека. Может статься, что первичные потребности будут вызывать у членов группы общность интересов, но духовные потребности будут их разъединить. При определенных условиях развития общность интересов может воплотиться в общность целей.

Важно отметить, что цель и интерес – хотя и близкие, но разноплановые социально-психологические явления. Цель занимает промежуточное положение между интересом и действием. Для того чтобы интерес превратился в действие, необходимо определить цель и установить, какие изменения нужно произвести с предметом деятельности, чтобы получить желаемый результат. Очевидно, что общность целей группы, так же как и общность интересов, представляет собой сложное диалектическое социально- психологическое образование. Какой бы ни была групповая цель, она всегда разбивается на элементарные составляющие. В рамках реализации групповой цели могут возникать дополнительные цели, способствующие достижению основной цели. Наряду с функционально-групповыми целями у участников группы может возникнуть желание и, естественно, цель решить свои личные задачи или разрешить какие-то личные проблемы.

Например, в рамках судебного заседания, где основной целью является установление справедливого воздаяния правонарушителю за содеянное, решается ряд вспомогательных и дополнительных целей. К ним можно отнести:

  • – установление истинности аргументов, используемых каждой из сторон судебного заседания;
  • – обеспечение явки в судебное заседание свидетелей;
  • – организацию и проведение судебного заседания в особом процессуальном режиме с соблюдением соответствующих норм и форм;
  • – получение каждым участником судебного заседания личного удовлетворения от проделанной работы и т.д.

Общность групповых целей — сложное социально-психологическое образование, присущее группе на определенном этапе ее становления и развития, когда статусно-ролевая предназначенность группы, ее место и роль в системе социальной структуры общества и, следовательно, цель се функционирования становятся определяющими для действий каждого участника группы, а все другие цели их действий только дополняют и способствуют достижению статусно-групповой цели.

  • 3. Групповое влияние. Группа влияет на поведение ее членов во многих отношениях. В частности, группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм по отношению к собственной группе и некоторый нонконформизм по отношению к участникам других групп.
  • 4. Организация совместной деятельности. Такая социальная группа, как судебное заседание, образуется для выполнения определенного дела, которое в демократическом обществе нс может выполняться одним человеком. В этом смысле судебное заседание выполняет инструментальную функцию, которая накладывает свой отпечаток на всех участников данной группы, на действия и восприятие речи микрогруппами и участниками формальных подгрупп, образованных штатным расписанием. В деятельности участников [руины можно выделить такое проявление их активности и согласованности усилий каждого участника группы, которое приводит к общему искомому результату по преобразованию общего предмета деятельности.

Соединение в групповом действии отдельных личностей, обладающих различными индивидуальными способностями и чертами характера, приводит к взаимному дополнению способностей и черт характера в едином групповом субъекте. Наличие в группе решительного человека может придать совместным действиям решительность, наличие упорных, последовательных людей означает упорство и последовательность действий для всех членной группы.

Совместные действия, особенно при выполнении сходных операций, могут вызвать социально-психологический эффект соревнования, т.е. стремление выполнить работу лучше, быстрее своего товарища, «подтянув» его во время выполнения группового действия. Закон соревнования, действующий в группах, основанных на общем интересе и ценностных ориентациях, означает, что в группе гармонично сочетаются личные и групповые интересы.

Читайте так же:  Требования к тендерной документации и ее состав

Судебное заседание как субъект действия, социальная группа обладает определенными коммуникативными и социально-психологическими характеристиками, оказывающими большое влияние на эффективность речей, которые в нем произносятся. Свойства слушателей судебного заседания, которые юристу потребуется учитывать при подготовке и произнесении речи в суде, проявляются через свойства участников тех социальных групп, которые могут сформироваться в судебном заседании:

  • а) малая группа. В ней могут наличествовать диады и триады. Диада – это группа из двух человек. В ней действует закон межличностных отношений, т.е. эквивалентность обмена и взаимность. Диада – царство субъективных пристрастий, социальное начало в ней только зарождается. Будучи хрупкой по своей природе, диада требует более тесного, упорядоченного и позитивного взаимодействия меж/iy ее членами. Вместе с тем в диаде создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения ее членов. Когда к группе из двух человек присоединяется третий, образуется триада. Рано или поздно в триаде произойдет сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. В триаде рождаются социальные отношения, так как проявляет себя феномен большинства. В ней появляются лидер и аутсайдер;
  • б) формальная группа. Ее структура обусловлена штатным расписанием, т.е. состав участников такой группы и соответственно их свойства и черты задаются в значительной степени штатными профессиональными особенностями.

В составе судебного заседания как формальной группы образуются следующие подгруппы (рис. 3).

  • 1. Профессиональные участники процесса: судья, государственный обвинитель, адвокат. Они принимают участие в рассмотрении дела в силу своих профессиональных и процессуальных обязанностей.
  • 2. Присяжные заседатели: специальным образом отобранные граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении дела судом. Списки присяжных заседателей составляются краевой, областной, районной, городской администрацией и публикуются в местной печати. Присяжные заседатели образуют коллегию из 12 человек. В совещательной комнате, без участия профессионального судьи они самостоятельно принимают решение (вердикт) по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения.
  • 3. Представители общественности: общественный обвинитель, общественный защитник, представители общественных организаций и трудовых коллективов, выполняющие в судебном заседании общественные обязанности.

Рис. 3. Участники судебного заседания как представители формальной группы

  • 4. Иные участники процесса: подсудимый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, свидетели, эксперты, специалисты, защищающие свои интересы или оказывающие помощь в рассмотрении дела, исполняющие возложенные на них законом процессуальные обязанности.
  • 5. Родственники, близкие, друзья подсудимого и потерпевшего, заинтересованные в исходе дела.
  • 6. Публика: лица, пришедшие в суд по различным мотивам. Это может быть профессиональный интерес, озабоченность социальными проблемами, праздное любопытство и др.

Каждая подгруппа выполняет свои процессуальные обязанности, реализует определенные функциональные роли. Присутствие разных адресатов в зале суда значительно осложняет деятельность говорящего, обязывает его тщательно продумывать свое выступление, отбирать соответствующие языковые средства, использовать специальные приемы воздействия на слушателей. Его речь должна быть, с одной стороны, достаточно профессиональной, отражать юридические тонкости дела, а с другой стороны, быть понятной даже самому неискушенному слушателю.

Находящиеся в зале участники судебного разбирательства по-разному относятся к речам государственного обвинителя, адвоката, судьи.

Предназначение судебного заседания – еще один существенный фактор, обусловливающий содержание судебных речей его участников. Судебное заседание – это своеобразное мыслеречевое сражение, где борются разные «партии». Одни хотят добиться осуждения подсудимого, другие намерены его спасти от несправедливого решения, третьи жаждут проявления социальной справедливости, четвертые пришли для того, чтобы понаблюдать за состязанием ораторов, пятые создают фон выступлений и т.д. В общем, судебное заседание – это «камерное» поле битвы за умы тех, кто принимает заключительное решение, но в обстановке групповых пристрастий, в рамках судебных прений.

Судебные прения – это часть судебного разбирательства, в которой стороны подводят итоги проведенного исследования фактических обстоятельств дела, анализируют собранные доказательства, высказывают и обосновывают свое мнение по поводу вопросов, подлежащих разрешению судом. Судебные прения требуют соблюдения установленных правил в судебных речах, определенного судебного красноречия. В судебных прениях участвуют:

  • • по уголовному делу – государственный обвинитель, защитник, подсудимый, а также гражданский истец, гражданский ответчик или их представители;
  • • по делам частного обвинения (оскорбление, клевета, побои, причинение легкого телесного вреда и т.п.) в качестве обвинителя участвует потерпевший или его представитель. Допускается выступление общественных обвинителей и общественных защитников;
  • • по гражданскому делу – истец; ответчик; представители истца и ответчика; третьи лица; прокурор; уполномоченные органов государственного управления и других организаций, обратившихся в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов других лиц; уполномоченные органов государственного управления, привлеченных судом к участию в процессе или вступивших в процесс по своей инициативе; представители общественных организаций и трудовых коллективов, если они допущены к участию в судебном разбирательстве.

Судебная речь – это публичная речь, обращенная к суду, а также ко всем участвующим и присутствующим при рассмотрении уголовного или гражданского дела, произнесенная в судебном заседании и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам. Судебная речь должна быть направлена на обеспечение полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, содействовать вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора. Цель судебной речи состоит в способствовании формированию внутреннего убеждения судьи, убедительного и аргументированного воздействия па понимание сути дела присяжными заседателями, а также формирование понимания действий судебной власти у граждан, присутствующих в зале суда. Предметом судебной речи является деяние, за которое подсудимый привлекается к уголовной или иной ответственности.

Особенностью судебной речи является ее строгая процессуальная регламентированность. Например, обвинители и защитники, потерпевший и подсудимый, участвующие в судебных прениях по уголовному делу, не вправе ссылаться на доказательства, которые не рассматривались в судебном заседании или признаны судом недопустимыми.

Если возникает необходимость предъявить новые доказательства, они могут ходатайствовать о возобновлении судебного следствия.

Последовательность выступлений в судебных прениях определяется судом. Продолжительность судебных прений не ограничивается определенным временем, но председательствующий может останавливать выступающих, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. Все участники судебных прений:

  • а) в той или иной степени испытывают воздействие общественного мнения;
  • б) учитывают в своих речах социально-политические установки общества;
  • в) руководствуются моральными ценностями общества.

Теоретики и практики ораторской речи, специалисты по общению начиная с Античности придавали большое значение моральному аспекту судебных речей.

Так, в книге А. Ф. Мерзлякова «Об истинных качествах поэта и оратора», изданной в 1824 г., подчеркивалось: «Что касается до оратора, то он необходимо должен иметь нравы добрые и наклонности честные. Слово его не меньше должно быть вывескою его добродетели, как и просвещения. Искусство всегда получает более важности и почтения, когда оно соединяется с благородными качествами человека, владеющего оным; особливо в убеждении умов самый образ жизни оратора должен служить порукою, что советы его искренни и основаны на собственном убеждении. Положим, на примере, что искусный оратор в прекрасных и трогательных выражениях преподаст нам правила честности, с которыми весьма несообразно его поведение, он влечет нас, покоряет силою витийства; но в ту самую минуту, когда мы совершенно готовы ему верить, по несчастию приходит нам на ум мысль, что тот самый, кто предлагает нам столь мудрые правила, удаляется от оных своею жизнью: тогда очарование искусства в глазах наших исчезает, вместо наставника мы видим перед собой хитрого лицемера, и за стыд себе почитаем иметь столь недостойного руководителя».

Положение юриста, участвующего в судебных прениях, с точки зрения этических условий деятельности очень непростое. Нередко он оказывается в центре коллизий

права и морали. Он одновременно должен быть и блюстителем закона, и высокоморальной личностью, быть образцом гражданственности и нравственности для всех, с кем ему приходится общаться и взаимодействовать.

В древних источниках толкований Торы есть описание случая добровольного отстранения судьи от интересов конкретного человека ради сопричастности с потребностями всего общества.

Судья имел арендатора, который однажды принес ему плату раньше срока. Пояснил, что завтра в суде у него будет дело, поэтому чтобы не возвращаться, он пришел сегодня с положенной платой. Никаких просьб и пожеланий арендатор не высказал. По судья, тем не менее, от этого дела самоустранился. По его признанию, наблюдая за разбором дела со стороны, он ощущал внутреннее побуждение изыскать доводы в пользу своего арендатора. И если бы сам был в том процессе судьей, то не смог бы судить беспристрастно.

В судебных прениях ритору необходимо соблюдать следующие этические нормы.

1. Уважительное и добросовестное отношение к суду. Это важнейшее требование, предъявляемое к судебному ритору. У выступающего должна быть четкая нравственная позиция: суд нельзя вводить в заблуждение, обманывать, суду необходимо подчиняться. Например, прокурор не вправе всегда и при любых обстоятельствах обвинять кого-то во что бы то ни стало. Закон и профессиональная этика требуют от прокурора отказаться от обвинения, если оно не нашло подтверждения на судебном следствии.

Особую значимость правила уважительного и добросовестного отношения к суду приобретают в защитительной речи адвоката. Конечно, права и законные интересы клиента для адвоката являются преимущественными. Однако строгое следование нормам профессиональной этики должно удерживать адвоката от попыток обмануть суд или участвовать в его обмане. Защитник не имеет морального права использовать в своей речи в качестве доказательства фальсифицированные факты и сфабрикованные показания свидетелей, представлять заведомо подложные документы, давать неправильное или неточное толкование закона и других нормативных актов и т.п. Отстаивая законные интересы своего клиента, защитник обязан действовать законными средствами и способствовать тому, чтобы и клиент вел себя должным образом. К сожалению, на практике приходится сталкиваться с «ловкими» адвокатами, которые с помощью нечестных приемов и уловок порой добиваются оправдательных приговоров, но подрывают доверие к себе как профессионалу.

  • 2. Уважение к процессуальному противнику – еще одно обязательное моральное требование к юристу, участвующему в судебных прениях. Например, считается неэтичным использование всех без разбора ошибок адвоката второй стороны, его промахов, нарушений, тем более если таковые не влияют на существо дела и не нарушают права клиента. Следует считать недопустимыми с точки зрения морали замечания личного характера между адвокатами, попытки «подставить» другого адвоката, резкие выпады в адрес своего коллеги по поводу его непрофессионализма, недостаточного жизненного опыта, превознесение собственных заслуг в ходе судебного процесса. Вместе с тем уважительный тон по отношению к участникам судебных прений не исключает справедливой критики позиций процессуальных противников, решительного обличения общественных пороков и их представителей.
  • 3. Требования морали предписывают судебным риторам корректное отношение ко всем другим участникам судебного процесса, в том числе к потерпевшему и подсудимому. Даже преступник, как бы ни было ужасно или подло его преступление, имеет известные права и свои интересы в деле. Закон дает несчастному защитника, обязанного оградить его нрава и интересы. Защитник должен исполнить свой долг.

Актуально и поучительно для современного судебного деятеля звучат слова А. Ф. Кони: «Этика речевого поведения в зале суда требует, чтобы все стороны и их представители, участвующие в процессе, обращались друг к другу на “вы”. Необходимо точно знать и правильно произносить фамилию, имя, отчество того, к кому обращаются или о ком говорят. Недопустимо путать подсудимого с потерпевшим, потерпевшего – со свидетелями или другими участниками рассматриваемого дела. Важно позаботиться и о подборе языковых средств, точно выражающих мысль, ясных и понятных всем присутствующим, образных и выразительных».