Требования к сливным эстакадам

Справочник химика 21

Химия и химическая технология

Требования к железнодорожным сливо-наливным эстакадам

При проектировании сливо-наливных железнодорожных эстакад следует учитывать требования по нормативной продолжительности сливных операций, установленные Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах — цистернах и бункерных полувагонах , утвержденными МПС 25 мая 1966 г. [41]. Эти правила устанавливают следующую продолжительность слива (в ч) в пунктах механизированного (1) и немеханизированного (2) слива. [c.123]

Соответствует ли тип сливо-наливных устройств (открытые или закрытые) на железнодорожных эстакадах требованиям пожарной безопасности [c.278]

Как показали экспериментальные исследования, в устройстве любого варианта (закрытом или открытом) существует непосредственная связь внутреннего пространства железнодорожной цистерны и сливного желоба или лотка с атмосферой, вследствие чего при любом варианте устройства, за исключением закрытого слива насосами, происходит вытеснение паровоздушной смеси в атмосферу с возможностью образования наружной пожароопасной загазованности в окрестности эстакады. Требованиям пожарной безопасности могут удовлетворить в полной мере только автоматизированные и герметизированные сливно-наливные устройства с герметизацией горловины цистерны или желоба и улавливанием вытесняемых паров. [c.184]

Указанные в таблице расстояния от трубопроводов для нефти и нефтепродуктов до оси железных дорог, а также до зданий и сооружений, приведенных в п. I и 2 таблицы, не относятся соответственно к трубопроводам железнодорожных сливо-наливных эстакад и к вводам (подводкам) этих трубопроводов в здания и сооружения, а расстояния до теплопроводов не относятся к системам обогрева трубопроводов для нефти, мазутов и масел, предусматриваемым по требованиям технологии. [c.113]

Инструкция по охране труда для работников, занятых проведением сливно-наливных операций в резервуарных парках, на железнодорожных и автомобильных эстакадах

Инструкция по охране труда
для работников, занятых проведением сливно-наливных операций
в резервуарных парках, на железнодорожных и автомобильных эстакадах

1. Общие требования охраны труда

5.1. Привести рабочее место в порядок, удалить пролитые нефтепродукты, сдать смену в установленном порядке.
Не допускается разбрасывать на территории резервуарного парка и эстакады соединительные шланги, ветошь, инструмент и другие предметы.
5.2. Спецодежду и спецобувь следует хранить отдельно от личной одежды в специальных шкафах.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НЕФТЕБАЗ И АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ ПОТ Р О-112-001-95» (утв. Минтопэнерго РФ 18.09.95 N 191)
  • М., Минтопэнерго РФ, 1995

3.4. Железнодорожные эстакады

3.4.1. Общие требования безопасности, устанавливаемые при строительстве железнодорожных сливоналивных эстакад, должны соответствовать СНиП 2.11.03-93.

3.4.2. Расстояние от оси железнодорожного пути, по которому предусматривается движение локомотивов, до оси ближайшего пути со сливоналивной эстакадой должно быть не менее 20 м, если температура вспышки сливаемых или наливаемых нефтепродуктов 120 °C и ниже, и не менее 10 м, если температура вспышки выше 120 °C.

На железнодорожных путях сливоналивных эстакад, расположенных на электрифицированных железных дорогах, необходимо устанавливать два изолирующих стыка:

первый — за пределами фронта слива, второй — у стрелки тупика.

Не допускается предусматривать железнодорожные пути со сливоналивной эстакады для сквозного проезда локомотивов.

Подача маршрута с нефтепродуктами на эстакаду должна производиться только вагонами-цистернами вперед или при помощи обгонного пути, или с вытяжного пути. Заход локомотива на тупиковые пути эстакады не допускается.

3.4.3. По обе стороны от сливоналивных устройств или отдельно стоящих на железнодорожных путях стояков (на расстоянии двух двухосных или одного четырехосного вагонов) должны быть установлены сигнальные знаки — контрольные столбики, за которые запрещается заходить локомотивам.

3.4.4. К сливоналивным эстакадам должны быть предусмотрены пешеходные дорожки с твердым покрытием шириной не менее 0,75 м. Пешеходные дорожки следует предусматривать к торцам каждой эстакады, а в местах пересечения с железнодорожными путями — сплошные настилы в уровень с головками рельсов.

3.4.5. Площадка (открытая или под навесом), занятая сливоналивной эстакадой или одиночными сливоналивными устройствами, должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, огражденное по периметру бортиком высотой 200 м, и иметь уклон не менее 2% в сторону лотков, которые в свою очередь должны предусматриваться с уклоном 0,5% к сборным колодцам (приямкам), располагаемым на расстоянии не более 50 м. Эти лотки, как правило, должны располагаться с внешней стороны железнодорожных путей, выполняться из несгораемых материалов и перекрываться съемными металлическими решетками.

3.4.6. Сливоналивные эстакады должны иметь лестницы из несгораемых материалов, размещенные в торцах, а также по длине эстакад на расстоянии не более 100 м. Лестницы должны иметь ширину не менее 0,7 м и предусматриваться с уклоном не более 45°. На эстакадах следует предусматривать площадки с перилами для обслуживания сливоналивных устройств.

Лестницы, площадки обслуживания на эстакадах и эстакады должны иметь перила высотой 1 м со сплошной обшивкой.

3.4.7. Железнодорожные вагоны-цистерны под налив должны подаваться и выводиться плавно, без толчков и рывков.

3.4.8. Торможение железнодорожных вагонов-цистерн металлическими башмаками на территории железнодорожной сливоналивной эстакады не допускается. Для этой цели должны применяться только деревянные подкладки.

3.4.9. Откидные мостики сливоналивной эстакады должны иметь деревянные подушки с потайными болтами или резиновые подкладки.

3.4.10. Расстояние от площадки обслуживания эстакады до маховиков задвижек, рукояток кранов и подъемных механизмов наливных шлангов должно быть удобным для работы и составлять не более 1,5 м.

3.4.11. Освещение эстакад — прожекторное. Местное освещение допускается при условии применения взрывобезопасных аккумуляторных фонарей.

3.4.12. Стояки, рукава, сальники, фланцевые соединения трубопровода должны быть полностью герметичными, стояки должны быть пронумерованы.

3.4.13. Наливные шланги должны быть снабжены наконечниками из материалов, не вызывающих искр при ударе о горловину цистерны.

3.4.14. Не допускаются удары при открывании и закрывании крышек люков цистерн. Не разрешается производить сливоналивные операции с цистернами, облитыми нефтепродуктами и горючими жидкостями.

3.4.15. Крышки люков после сливоналивных операций и замера уровня нефтепродукта в вагоне-цистерне должны быть герметически закрыты.

3.4.16. При работах на эстакаде должен применяться инструмент, исключающий искрообразование.

3.4.17. Во время наливных операций нельзя допускать переполнения цистерн.

3.4.18. Налив легковоспламеняющихся жидкостей в цистерны должен производиться равномерной струей под уровень жидкости.

3.4.19. На территории эстакады нельзя допускать разлива нефтепродуктов.

3.4.20. При открывании крышки люка цистерны с нефтепродуктом работник должен располагаться относительно люка с наветренной стороны.

3.4.21. Слив и налив железнодорожных цистерн, а также замер в них уровня нефтепродуктов на электрифицированных железнодорожных тупиках без отключения контактной сети запрещается. Отключение и включение контактной сети производится соответствующей службой железной дороги по заявке предприятия.

3.4.22. Ремонт цистерн на территории сливоналивной эстакады запрещается.

3.4.23. Эстакада и ее территория должны содержаться в чистоте. Загромождение эстакады посторонними предметами запрещается.

3.4.24. Отогревать трубопроводы, задвижки и спусковые устройства открытым огнем запрещается; для этого должны применяться пар или горячая вода.

3.4.25. Во время налива вокруг эстакады в радиусе 100 м должны быть прекращены все ремонтные работы.

3.4.26. На территории эстакады запрещается:

производить профилактический ремонт и зачистку вагонов-цистерн;

применять фонари, переносные лампы общепромышленного изготовления;

производить слив-налив легковоспламеняющихся нефтепродуктов во время грозы;

осуществлять налив нефтепродуктов в неисправные цистерны;

сбрасывать с эстакады и цистерны инструменты, детали и другие предметы.

3.4.27. Любое перемещение железнодорожных цистерн на эстакадах должно согласовываться с оператором участка (цеха) слива-налива нефтепродуктов с целью тщательного осмотра готовности цистерн к перемещению.

3.4.28. При гололедице площадки и лестницы необходимо очищать от снега и льда.

3.4.29. Для налива этилированных бензинов должны быть выделены отдельные коллекторы и стояки; площадки, на которых расположены наливные устройства этилированных бензинов (отдельные стояки, эстакады), и железнодорожные пути должны быть бетонированными с цементной затиркой и иметь стоки в канализацию.

3.4.30. Отбирать пробу из железнодорожной цистерны допускается не ранее чем через 10 минут после окончания ее заполнения.

3.4.31. Отбирать пробы этилированного бензина пробоотборщик должен в рукавицах из материала с пропиткой из маслобензостойкого состава по ГОСТ 12.4.010 и в защитной одежде по ГОСТ 12.4.111 и ГОСТ 12.4.112.

Пробу нефтепродукта пробоотборщик должен отбирать в присутствии наблюдающего (дублера).

СЛИВОНАЛИВНЫЕ ЭСТАКАДЫ ДЛЯ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ, ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ И СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1 МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА «ЗНАК ПОЧЕТА» НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ» СЛИВОНАЛИВНЫЕ ЭСТАКАДЫ ДЛЯ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ, ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ И СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Рекомендации МОСКВА 2007 Содержание 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ 5. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5.1. Требования к размещению и территории эстакад 5.2. Требования к строительным конструкциям 5.3. Требования к технологическому оборудованию 5.4. Электрооборудование Требования по взрывозащищенности 1

2 Освещение Молниезащита 5.5. Пожарная сигнализация 5.6. Требования к системе оповещения 5.7. Системы обнаружения утечек горючих газов 5.8. Пожаротушение 5.9. Дренажные системы 6. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендуемое ХАРАКТЕРИСТИКИ СКЛАДОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО СНиП КЛАССИФИКАЦИЯ НЕФТЕБАЗ ПО ГОДОВОМУ ГРУЗООБОРОТУ ПО ВНТП 5-95 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рекомендуемое УДЕЛЬНОЕ ОБЪЕМНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ВЕЩЕСТВ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Рекомендуемое ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРЕВОЗИМЫХ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ ПО ВЯЗКОСТИ ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Рекомендуемое ДОПУСТИМЫЕ РЕЖИМЫ НАЛИВА СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЦИСТЕРНЫ НА НАЛИВНЫХ ЭСТАКАДАХ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ЗАВОДОВ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Рекомендуемое ПОКАЗАТЕЛИ ПОЖАРОВЗРЫВООПАСНОСТИ НЕКОТОРЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ 2

3 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Рекомендуемое ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Рекомендуемое Эффективные средства для тушения пожара СУГ ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Рекомендуемое ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ЭСТАКАДАХ Рекомендации разработаны в дополнение и развитие действующих нормативных документов. Они систематизируют положения действующих норм и правил и устанавливают минимально необходимые требования пожарной безопасности для сливо-наливных эстакад, связанных с обращением легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов. Изложены требования пожарной безопасности к технологическому процессу слива-налива вагоновцистерн и автомобильных цистерн и методы ее обеспечения. Предназначены для инженерно-технических работников пожарной охраны, преподавателей и слушателей пожарнотехнических учебных заведений, работников научных и проектных учреждений. Разработаны ФГУ ВНИИПО МЧС России (Ю.Н. Шебеко, В.Ю. Навценя, А.К. Костюхин, О.В. Васина) и Управлением ГПН МЧС России (Ю.И. Дешевых, А.Н. Гтетич, А.А. Бондарев, А.А. Макеев, А.А. Панов). Согласованы письмом Управления ГПН МЧС России от 11 мая 2007 г ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящие рекомендации разработаны на основании Федерального закона «О пожарной безопасности» от г. 69-ФЗ [28], «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ [27]. 3

4 Они устанавливают минимально необходимые требования пожарной безопасности для сливоналивных эстакад, связанных с обращением легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов. Рекомендации определяют требования пожарной безопасности, подлежащие выполнению при разработке проектов, реконструкции и/или техническом перевооружении сливоналивных эстакад для легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов. В них систематизированы положения действующих норм и правил пожарной безопасности с целью повышения безопасности по транспортировке и реализации легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов. Наряду с настоящими рекомендациями следует руководствоваться другими действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке, в части, не противоречащей настоящему документу. На существующие сооружения сливоналивных эстакад, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами (ВУП СНЭ-87), разделы 4 и 6 данных рекомендаций не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности и здоровья людей. В таких случаях собственник объекта должен принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих сооружений эстакад. При изменении функционального назначения существующих сливоналивных эстакад должны применяться действующие нормативные документы, соответствующие их новому назначению. Рекомендации не распространяются на морские и речные сливоналивные причалы и пирсы, которые следует проектировать в соответствии с нормами технологического и строительного проектирования морских и речных портов, утвержденных в установленном порядке. 4

5 2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ В настоящих рекомендациях применяются следующие термины с соответствующими определениями. Эстакада — надземное (надводное) открытое протяженное сооружение, состоящее из ряда опор и пролетного строения и предназначенное для пропуска транспортных средств (пешеходного движения), прокладки различных коммуникаций, для погрузочно-разгрузочных и других видов работ. Эстакада железнодорожная сливоналивная — сооружение, расположенное возле специальных железнодорожных путей, оборудованное сливоналивными устройствами, обеспечивающее выполнение операций по сливу или наливу нефтепродуктов или сжиженного газа в железнодорожные вагоны-цистерны. По конструктивному исполнению эстакады могут быть односторонними, обеспечивающими слив (налив) на одном железнодорожном пути, или двухсторонними, обеспечивающими слив (налив) на двух параллельных железнодорожных путях, расположенных по обе стороны от эстакады. Эстакада железнодорожная сливоналивная внутризаводская — эстакада железнодорожная сливоналивная, расположенная на территории складов нефтепродуктов, входящих в состав предприятий (промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, энергетических, строительных и т.д.), если общая вместимость этих складов при хранении не превышает: для легковоспламеняющихся жидкостей 2000 м при наземном хранении и 4000 м 3 при подземном; для горючих жидкостей м 3 при наземном хранении и м 3 при подземном. Эстакада железнодорожная подготовительно-ремонтная — сооружение, находящееся возле специальных железнодорожных путей, предназначенное для проведения подготовительных и ремонтных работ по обслуживанию вагонов-цистерн. Проведение наливных операций на данных эстакадах запрещается. Эстакада автомобильная сливоналивная — сооружение, находящееся возле автодороги, оборудованное сливо-наливными 5

Читайте так же:  Техосмотр для осаго 2019 цена екатеринбург

6 устройствами, обеспечивающее выполнение операций по сливу или наливу нефтепродуктов или сжиженного газа в автомобильные цистерны. Стационарная система водяного орошения (неавтоматическая) — система, обеспечивающая подачу воды при пожаре на охлаждение всей поверхности резервуара и любой его части, в зависимости от расположения в группе, которая включает в себя резервуары для воды, насосную станцию, горизонтальные секционные кольца орошения (оросительный трубопровод с устройствами распыления воды), сухие стояки и сеть подводящих трубопроводов с пожарными гидрантами, узлы управления. Средства автоматизации этой системы должны обеспечить включение резервных насосов в случае, если основные неисправны или не обеспечивают расчетный напор. Система автоматического водяного орошения — стационарная система водяного орошения со средствами автоматики пожарной сигнализации, установленными на резервуарах и в зданиях. Одоризация — добавление пахучих веществ в смесь горючих газов с целью своевременного обнаружения загазованности в помещении или на открытой площадке. 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Сливоналивные эстакады подразделяются: по транспортным связям поступления жидких нефтепродуктов наземным транспортом — железнодорожные и автомобильные; по номенклатуре перевалки жидких углеводородов — перевалка легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов (СУГ); по размещению на производственных площадях — складские и производственные (внутризаводские); по характеру проведения технологических операций на эстакаде — сливоналивные и ремонтно-подготовительные. Наливные и сливные устройства, а также насосное оборудование должны обеспечивать на эстакаде пожаробезопасным способом 6

7 выполнение операций по сливу и наливу легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов. Сливоналивные эстакады относятся, как правило, к объектам с технологическими процессами повышенной пожарной опасности. Пожарная безопасность сливоналивных эстакад обеспечивается благодаря комплексу мер, в которые входят [2]: предотвращение возникновения пожара; проведение мониторинга состояния воздушной среды в границах эстакады; своевременное обнаружение пожара; эвакуация людей при пожаре в безопасную зону; ограничение и локализация пожара; тушение пожара. В настоящих рекомендациях изложены требования пожарной безопасности к сооружениям сливоналивных эстакад, их оборудованию. В основу концепции положена приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по отношению к другим противопожарным требованиям. 4. ОРГАНИЗАЦИОННО- ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ Перечень легковоспламеняющихся, горючих и сжиженных углеводородных газов, допущенных к перевозке в вагонахцистернах и автомобильных цистернах, определяется в соответствии с действующими Правилами безопасности перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом [1, 15, 16, 24] и правилами перевозок опасных грузов автомобильным транспортом [17]. 7

8 Одоризация СУГ на сливоналивных эстакадах не допускается. Вагоны-цистерны и автоцистерны, предназначенные для сливоналивных технологических операций и перевозки легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов, должны оснащаться арматурой, средствами контроля, сливоналивными, защитными устройствами с учетом физико-химических свойств перевозимых продуктов. Основной технологической характеристикой сливоналивных эстакад является объем единовременной сливо-наливной операции, осуществляемой пожаробезопасным способом. Данная величина определяет максимальное количество продукта, сливаемого или наливаемого за один маршрут. Объем единовременной сливоналивной операции не должен превышать установленную весовую норму маршрута (автомобильного, железнодорожного). Во избежание образования потенциала статического электричества следует ограничивать скорость налива путем регулирования производительности насоса. Максимальное количество продуктов для маршрутов на разных железных дорогах устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с действующими нормативами. К основным сооружениям сливоналивных железнодорожных эстакад относятся: эстакады (односторонние и двухсторонние), оборудованные наливными и сливными устройствами, грузовые, очистные и воздушно-вакуумные коллекторы, сборники, промежуточные резервуары для мазута и масел, узлы учета нефтепродуктов. Кроме того, в состав железнодорожных сливоналивных эстакад включаются средства механизации для подъема и заправки нагревательных приборов, а также перемещения вагонов-цистерн вдоль полотна железной дороги. Налив нефтепродуктов на железнодорожных сливоналивных эстакадах должен осуществляться по системе автоматизированных устройств, оборудованных ограничителями налива, а также средствами механизации. Минимальный объем автоматизации и контроля технологических процессов на железнодорожной сливоналивной эстакаде указан в табл Характеристики класса нефтебаз указаны в прил. 1 [21]. 8

9 Таблица 4.1 Средства автоматизации и контроля технологических процессов на железнодорожных сливоналивных эстакадах Класс нефтебаз Дистанционное управление грузовыми насосами Местное управление электроприводной запорной арматурой Местный контроль давления в наливных коллекторах Местный контроль температуры подогреваемых нефтепродуктов в сливных (наливных) коллекторах Железнодорожные весы для взвешивания цистерн на ходу То же, при статическом взвешивании Установки для определения массы нефтепродуктов: автоматические измерители плотности нефтепродуктов автоматические пробоотборники счетчики объема нефтепродуктов класса точности 0, вычислительные устройства для определения массы отпущенного или принятого нефтепродукта

10 аппаратура автоматизированного контроля фонда на нефтепродукты, сбора, обработки информации и формирования товарно-транспортных накладных Для налива нефтепродуктов на автомобильных сливоналивных эстакадах должны применяться автоматизированные устройства верхнего или нижнего налива, оборудованные насосными агрегатами, пультом дистанционного управления, устройством для определения дозы отпускаемого нефтепродукта, предотвращения перелива, герметизации цистерн, а также автоматическими системами измерения количества нефтепродуктов. Минимальный объем автоматизации и контроля технологических процессов на автомобильной сливоналивной эстакаде приведен в табл Таблица 4.2 Средства автоматизации и контроля технологических процессов на автомобильных сливоналивных эстакадах Класс нефтебаз Устройства местного измерения количества отпущенных нефтепродуктов в объемных единицах Устройства дистанционного определения количества отпускаемых нефтепродуктов в объемных единицах Устройства прекращения налива автоцистерн при достижении заданного уровня Установка автоматизированного верхнего или нижнего налива нефтепродуктов в автоцистерны Автоматические измерители плотности нефтепродуктов

11 Весы тензометрические электронные для цистерн с наливом вязких нефтепродуктов Посты налива вязких нефтепродуктов Посты налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей Вычислительные устройства для определения массы отпущенных нефтепродуктов Аппаратура автоматизированного контроля сбора, обработки информации и формирования товаротранспортных накладных Примечания: 1. Рекомендуемые объемы автоматизации должны быть уточнены при проектировании, с учетом: промышленного производства необходимых приборов и автоматики; выполнения требований по информационному обеспечению АСУ ТП объекта; выполнения требований заводов-изготовителей технологического оборудования. 2. Автоматизация вспомогательных сооружений (объекты теплоснабжения, водоснабжения, канализации, пожаротушения и т.п.) должна выполняться в соответствии с действующими нормативными документами. 3. Установки срабатывания защиты и сигнализации определяются в соответствии с требованиями технологии. Наливные устройства для налива легковоспламеняющихся и маловязких жидкостей должны быть оборудованы центробежными, а для налива масел и других вязких горючих жидкостей — роторными насосами. Допустимая скорость истечения и движения нефтепродуктов по трубопроводу определяется в зависимости от объемного 11

12 электрического сопротивления и зависит от свойств наливаемого продукта, диаметра трубопровода наливного устройства и свойств материалов его стенок. Она не должна превышать (см. прил. 2-5): для продуктов с удельным объемным электрическим сопротивлением не более 10 5 Ом м — 10 м/с; для продуктов с удельным объемным электрическим сопротивлением не более 10 9 Ом м — 5 м/с. Для продуктов с удельным объемным электрическим сопротивлением более 10 9 Ом м допустимые скорости истечения и транспортировки устанавливаются для каждого продукта отдельно, безопасная скорость движения и истечения этих продуктов составляет 1,2 м/с при диаметрах трубопроводов до 200 мм. Ограничение максимальной скорости налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей до безопасных пределов обеспечивается перепуском части продукта во всасывающий трубопровод насоса. Требования данного пункта следует рассматривать совместно с требованиями Правил защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности [10]. Начальное заполнение цистерн нефтепродуктами следует производить со скоростью в трубопроводе не более 1 м/с до момента затопления конца загрузочной трубы на 0,4-0,5 м. При необходимости транспортирования нефтепродуктов со скоростью, превышающей указанные выше, следует применять нейтрализаторы или релаксационные емкости [5]. Диаметр коллектора налива выбирается для условия, при котором обеспечивается превышение суммарного сечения всех наливных устройств при одновременном их включении над сечением коллектора. Конструкции эстакад и сливоналивных устройств должны обеспечивать техническую возможность слива и налива легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов в железнодорожные цистерны всех типов, 12

13 пригодные для перевозки данного продукта в соответствии с действующим каталогом подвижного железнодорожного состава. 5. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5.1. Требования к размещению и территории эстакад Сливоналивные эстакады должны располагаться на прямом горизонтальном участке железнодорожного пути. Не допускается предусматривать эстакады на железнодорожных путях, предназначенных для сквозного проезда. Расположение эстакад на уклоне до 1,5 % допускается при соответствующем обосновании. Для железнодорожных эстакад сливоналивных СУГ допускается уклон не более 2,5 %. На складах III категории сливоналивные эстакады, оборудованные сливоналивными устройствами с одной стороны, допускается располагать на кривых участках пути радиусом не менее 200 м. Расстояние между путями двухсторонней сливоналивной эстакады определяется размерами конструкции эстакады и габаритом приближения строений по ГОСТ [6]. Железнодорожные пути, на которых располагаются сливоналивные эстакады, должны иметь съезд на параллельный обгонный путь, позволяющий осуществлять вывод вагонов-цистерн с эстакады в обе стороны. Если при реконструкции действующих эстакад невозможно устройство съезда на параллельный обгонный путь, позволяющий осуществлять Вывод вагонов-цистерн с эстакад в обе стороны, то длину тупикового железнодорожного пути следует увеличить не менее чем на 30 м от торца эстакады до упорного бруса для сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и на 20 м — для сливоналивных эстакад СУГ. На брусе при этом должна быть установлена лебедка с тросом для растаскивания цистерн. 13

14 При проектировании нескольких железнодорожных эстакад, как правило, параллельный путь должен предусматриваться для каждой эстакады. Допускается объединять на один обгонный путь без тупиков не более двух соседних эстакад при условии его размещения между эстакадами. Вдоль каждой сливоналивной железнодорожной эстакады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов должен предусматриваться пожарный проезд, который следует располагать на расстоянии не менее 20 м от крайнего рельса сливоналивной эстакады. Схема размещения пожарных проездов на эстакаде приведена в прил. 6 [20]. Проезды должны иметь твердое покрытие шириной проезжей части 3,5 м. В районах с резкими перепадами температур и выпадением большого количества снега в зимний период ширина проезжей части должна быть не менее 4,5 м, с тем чтобы обеспечить безопасное движение пожарной техники. Высоту проезда для пожарной техники следует предусматривать не менее 5,5 м. Пожарные проезды должны быть оборудованы шлагбаумом, находящимся в закрытом положении. Планировочная отметка внутренних автомобильных дорог должна быть выше планировочных отметок прилегающей территории железнодорожных и автомобильных сливоналивных эстакад не менее чем на 0,3 м. Расстояние между осями ближайших железнодорожных путей соседних сливоналивных эстакад, расположенных на параллельных путях, должно быть не менее 30 м. Расстояние от крайнего рельса железнодорожного пути предприятия, по которому предусматривается движение локомотивов, до крайнего рельса ближайшего пути со сливоналивной эстакадой должно быть не менее 20 м, если температура вспышки паров сливаемых или наливаемых легковоспламеняющихся и горючих жидкостей ниже 120 С, и не менее 10 м, если температура вспышки паров 120 С и выше. Проезд локомотива через сливоналивные эстакады не допускается. 14

15 Расстояние от железнодорожных путей до выступающих частей сливоналивных эстакад следует принимать в соответствии с габаритами приближения строений согласно ГОСТ Расстояния от сливоналивных железнодорожных и автомобильных эстакад складов разных категорий до других зданий и сооружений на территории объекта, в состав которых входят эстакады, должны быть не менее указанных в табл Характеристика складов нефти и нефтепродуктов по СНиП [11] приведена в прил. 1. Сливоналивные устройства для автомобильных цистерн, предназначенные для слива и налива нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120 С, допускается размещать непосредственно у разливочных, расфасовочных и у сливоналивных железнодорожных эстакад для масел. Таблица 5.1 Здания и сооружения Расстояние, м, по СНиП от сливоналивных эстакад складов категории до зданий и сооружений I II III а III б III в Продуктовые насосные станции (насосные цехи), здания и площадки для узлов задвижек насосных станций, узлы учета и замера, разливочные, расфасовочные, складские здания для хранения нефтепродуктов в таре, здания и площадки пунктов сбора отработанных нефтепродуктов Открытые площадки для хранения нефтепродуктов в таре и чистой горючей тары, узлов приема или пуска очистных устройств

Читайте так же:  Экспертиза оценки работ

16 Водопроводные (питьевого назначения) и противопожарные насосные станции, противопожарные резервуары или водоемы (до водозаборного колодца или места забора воды), пожарные посты и помещения для хранения противопожарного оборудования и огнегасящих средств Здания пожарных депо (без жилых помещений), административные и бытовые здания Промежуточные резервуары (сливные емкости) у сливоналивных железнодорожных эстакад Не нормируется вне пределов эстакады и железнодорожных путей Здания и сооружения склада с производственными процессами с применением открытого огня Наземные резервуары Подземные резервуары П р и м е ч а н и е. Расстояния, указанные над чертой, относятся к сливоналивным устройствам легковоспламеняющихся жидкостей нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки 28 С и ниже, под чертой — то же, с температурой вспышки выше 28 С. Расстояния от внутризаводских сливоналивных железнодорожных и автомобильных эстакад до других зданий и сооружений на территории предприятия, в состав которых входят эстакады, должны быть не менее указанных в табл Таблица

17 Здания и сооружения Расстояние, м, от внутризаводской сливоналивной эстакады для нефтепродуктов до зданий и сооружений легковоспламеняющихся горючих Наземные резервуары Здания и площадки продуктовых насосных, складских зданий для нефтепродуктов в таре 10 8 До оси железнодорожных путей общей сети До оси внутренних железнодорожных путей (кроме путей, по которым производятся перевозки жидкого чугуна, шлака и горячих слитков) До края проезжей части автомобильных дорог общей сети До края проезжей части автомобильных дорог предприятия 9 5 Расстояние от сливоналивной эстакады (считая от оси ближайшего к ограждению пути) до ограды склада по хранению ЛВЖ и ГЖ, в состав которого входит эстакада, должно быть не менее 15 м. Расстояния от сливоналивных железнодорожных и автомобильных эстакад, размещаемых на складах нефти и нефтепродуктов категорий I-III в, до других зданий и сооружений на смежных территориях, должны быть не менее указанных в табл

18 Таблица 5.3 Объекты Минимальное расстояние, м, от сливоналивных железнодорожных и автомобильных эстакад, размещаемых на складах нефти и нефтепродуктов категорий I — III в, до других зданий и сооружений, расположенных на смежных территориях I II III а III б III в Здания и сооружения соседних предприятий (100) Лесные массивы: хвойных и смешанных пород лиственных пород Склады лесных материалов, торфа, волокнистых веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки): на станциях на разъездах и платформах на перегонах

19 Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части): I, II и III категории IV и V категории Жилые и общественные здания (200) Гаражи и открытые стоянки для автомобилей (100) Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к складу Водопроводные сооружения, не относящиеся к складу Технологические установки категорий А н и Б н и факельные установки для сжигания газа П р и м е ч а н и е. Расстояния, указанные в скобках, следует принимать для складов II категории общей вместимостью более м 3. Расстояния от сливоналивных эстакад, связанных с обращением СУГ, до зданий и сооружений на территории объекта, в состав которых входят эстакады, должны быть не менее значений, указанных в табл Таблица

20 Здания, сооружения и оборудование Минимальное расстояние от сливоналивных железнодорожных эстакад СУГ до зданий и сооружений, м Подземные резервуары 10 Помещения категории А и погрузочноразгрузочные площадки для баллонов 15 Колонки для налива СУГ в автоцистерны и заправочные колонки 30 Котельная, ремонтная мастерская, здания техобслуживания автомобилей, гаражи без использования СУГ 40 Прирельсовый склад баллонов 15 Вспомогательные без подвальной части здания и сооружения без применения открытого огня (в т.ч. категории А) 30 Вспомогательные здания с подвальной частью (автовесы, насосная водоснабжения и т.д.) 40 Автодороги, кроме местных подъездов (до края проезжей части) 10 Ограждение территории 10 20

21 Резервуары для пожаротушения (до водозаборных колодцев) 40 Открытая стоянка для автомашин (бензин, СУГ) 40 Минимальное расстояние до жилых, общественных, административно-бытовых, складских помещений, лесных массивов, а также производственных зданий, не входящих в состав объекта со сливоналивной железнодорожной эстакадой, связанной с обращением СУГ, должно быть не менее 300 м. Габариты сливоналивной железнодорожной эстакады определяются длиной и шириной территории последней. Для открытых сливоналивных железнодорожных эстакад длина территории определяется строительными конструкциями, ширина — твердым покрытием, огражденным бортиком, которое должно быть не менее габарита приближения строений в соответствии с ГОСТ При расположении сливоналивных железнодорожных эстакад под навесом или в здании ширина и длина территории определяется строительными конструкциями навеса или здания. Территория, занятая сливоналивной эстакадой по перевозке легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, должна иметь твердое водонепроницаемое покрытие, усиленное в зоне железнодорожных путей. Твердое покрытие должно выполняться из бетона. Под железнодорожными путями должны быть: а) в основании — железобетонные плиты; б) по верху плит — деревянные (допускаются также железобетонные) шпалы, к которым крепятся рельсы. Для закрепления шпал между ними укладывается слой бетона толщиной 100 мм на всю длину шпал. Твердое покрытие территории сливоналивных эстакад должно быть запроектировано с уклоном не менее 2 % в сторону лотков, 21

22 которые, в свою очередь, должны иметь уклон 0,5 % к сборным колодцам, расположенным на расстоянии не более 30 м друг от друга. Твердое покрытие должно ограждаться бортиком высотой 200 мм. Лестницы на сливоналивных эстакадах должны быть из негорючих материалов в торцах и должны располагаться по длине эстакад на расстоянии друг от друга не более 100 м. Лестницы должны иметь ширину не менее 0,7 м и угол наклона не более 45. К сливоналивным эстакадам должны быть предусмотрены пешеходные дорожки с бетонным покрытием шириной не менее 1 м. Пешеходные дорожки проектируются к торцам каждой эстакады. В местах пересечения пешеходных дорожек с рельсовыми путями необходимо предусматривать сплошные настилы в уровень с головками рельсов. Переход с обслуживающей площадки эстакады на цистерну должен быть через переходные мостки, рабочие настилы, которые выполняются из просечно-вытяжного стального листа с защитой от искрообразования. Конструкция и перемещение переходных мостков должны исключать необходимость хождения сливщиков-наливщиков по верхней образующей котла цистерны. Переходные мостики в нерабочем положении должны быть не ближе габарита приближения строений и снабжены приспособлением для фиксирования в нерабочем положении. В отдельных случаях по согласованию со службами железной дороги допускается устройство эстакад без переходных мостиков. В этом случае габариты настила приближения, конструкция эстакад и ее элементов должны быть такими, чтобы обеспечивалась безопасность обслуживающего персонала при производстве сливоналивных операций и при переходе с эстакады на цистерну, а также исключалась возможность соприкосновения цистерны или ее отдельных элементов с эстакадой. 22

23 Настилы эстакад и переходных мостиков должны быть оборудованы перилами высотой не менее 1 м, а также сплошным бортиком высотой не менее 140 мм. При параллельном размещении двух сливоналивных эстакад и при наличии между ними ходовых железнодорожных путей, а также трех и более эстакад необходимо предусматривать между ними пешеходные мосты. Для закрытых сливоналивных эстакад мосты прокладываются с их одной торцовой стороны, более удобной для эвакуации обслуживающего персонала, с учетом расположения насосных, диспетчерских пунктов, бытовых помещений и т.д. Для открытых сливоналивных эстакад при технической возможности прокладку мостов, как правило, следует проектировать равноудаленной от их торцов. Длина моста должна обеспечивать переход с двух крайних или рядом параллельно расположенных сливоналивных эстакад Требования к строительным конструкциям Несущие конструкции сливоналивных эстакад, лотки должны быть выполнены из несгораемых материалов с пределом огнестойкости R не менее: для колонн — R120, балок и ригелей — R60. Несущие конструкции сливоналивных эстакад следует проектировать, как правило, из типовых сборных железобетонных конструкций. При необходимости и соответствующем обосновании допускается проектирование несущих конструкций из металла. При этом необходимо предусматривать защиту металлических конструкций от воздействия высоких температур до указанного предела огнестойкости. Рабочие настилы на железнодорожных сливоналивных эстакадах следует выполнять из просечно-вытяжного листа или полосовой стали, поставленной на ребро, без огнезащиты. Навес над сливоналивной эстакадой должен выполняться из несгораемых материалов. 23

24 Сливоналивные эстакады должны иметь лестницы из негорючих материалов в торцах, а также по длине эстакад. Ступени лестниц следует выполнять из просечно-вытяжного листа или полосовой стали, поставленной на ребро, без огнезащиты. Шаг несущих конструкций (колонн) сливоналивных железнодорожных эстакад должен быть равен 6,0 м. В отдельных случаях при соответствующем обосновании допускается увеличение шага несущих конструкций сливоналивных железнодорожных эстакад до 12 м Требования к технологическому оборудованию Эстакады для налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны оснащаться выпускаемыми промышленностью ограничителями налива, обеспечивающими автоматическое прекращение налива цистерн по мере их заполнения. Отсутствие автоматических ограничителей налива допускается при наливе герметичных железнодорожных цистерн. При расчете производительности насосов наливной системы с применением автоматического ограничителя налива предполагается исходить из нормативного времени налива железнодорожных цистерн и необходимости перепускать часть наливаемого продукта в целях обеспечения требуемого давления перед автоматическими ограничителями налива. Процент перепускаемого продукта зависит от технической характеристики насосов и выбирается исходя из автоматического поддержания давления в коллекторах эстакады в процессе налива, которое должно обеспечивать максимально допустимую скорость налива, исключающую возможность накопления зарядов статического электричества при наливе и отказа в нормальном функционировании автоматических ограничителей уровня налива. При расчете производительности насосов сливоналивной системы без автоматических ограничителей налива следует исходить из нормативного времени слива и налива железнодорожных цистерн. При определении производительности насосов, перекачивающих высоковязкие продукты (гудрон и другие), следует исходить из нормативного времени налива расчетного количества 24

25 железнодорожных цистерн и необходимости обеспечения циркуляции наливаемого продукта в коллекторе эстакады, предотвращающей застывание последнего. Для обеспечения циркуляции наливаемого продукта в коллекторе эстакады производительность насоса должна быть на 30 % выше по сравнению с требуемой для налива продукта. Наливные железнодорожные эстакады для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, на которых налив производится с помощью бесшлангового телескопического устройства, должны быть оборудованы механизмами подъема и спуска телескопического патрубка и перемещения, телескопического устройства. На сливоналивных железнодорожных эстакадах сжиженных углеводородных газов при использовании в качестве наливных и сливных приспособлений металлических уравновешенных плеч необходимо предусмотреть возможность их подсоединения к сливоналивным угловым вентилям и к уравнительному вентилю, вне зависимости от того, в каком положении по отношению к продольной оси цистерны будут находиться вентили. Сливоналивные железнодорожные эстакады сжиженных углеводородных газов, на которых налив в цистерны производится с помощью гибких рукавов, должны быть оборудованы поворотными устройствами и приспособлениями для крепления шлангов. Поворотное устройство должно обеспечивать поворот рукавов на угол На сливных железнодорожных эстакадах, где производится разогрев вязких продуктов в цистернах с помощью передвижных подогревателей, необходимо предусматривать поворотные укосины, снабженные устройством для подъема и спуска подогревателей. Угол поворота укосины должен обеспечивать попадание подогревателя в горловину цистерны с учетом неточности ее установки, а также установку подогревателя в гнездо для хранения. При проектировании двухсторонней сливоналивной эстакады и определении ее суточной загрузки следует исходить из запрещения маневров железнодорожных составов при сливе- 25

26 наливе на одном пути до окончания всех сливоналивных операций на другом пути. Для слива-налива сжиженных углеводородных газов должны проектироваться самостоятельные Сливоналивные железнодорожные эстакады. Налив и слив сжиженных углеводородных газов совместно с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями не допускается. На эстакадах для слива и налива сжиженных углеводородных газов разрешается производить налив и слив нормального пентана, изопентана и других аналогичных жидкостей, перевозимых в специальных герметичных цистернах. При этом для каждого сливаемого или наливаемого продукта сливоналивные коллекторы должны быть раздельными [23]. Температура сжижения углеводородных газов, подаваемых на налив, не должна превышать температуры, при которой упругость их паров равна рабочему давлению в железнодорожной цистерне (кроме налива в криогенные цистерны, осуществляемого по специальным инструкциям). На площадке для обслуживания наливных устройств эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов следует предусматривать кнопки дистанционного отключения насосных агрегатов, подающих продукт на железнодорожную эстакаду. Расстояние между кнопками должно быть не более 50 м. Для сливоналивных железнодорожных эстакад СУГ и легковоспламеняющихся жидкостей, транспортируемых под давлением, должна предусматриваться эстакада для осмотра и подготовки цистерн под налив, на которой производится проверка исправности предохранительной, сливоналивной и контрольной арматуры, а также наличие остаточного давления в неиспаряющихся остатках в цистерне [22]. Для подготовки цистерн СУГ под налив должна быть оборудована коллекторами инертного газа и водяного пара, а также дренажным коллектором. Сливоналивные эстакады СУГ и ЛВЖ, транспортируемых под давлением, должны быть оборудованы факельным коллектором, коллекторами инертного газа и водяного пара, а также 26

Читайте так же:  Налог на посылки из китая беларусь 2019

27 самостоятельными коллекторами газоуравнительных систем для каждого вида сливаемого или наливаемого СУГ. Коллектор водяного пара может не предусматриваться при обосновании технологической части проекта. В состав каждого сливоналивного устройства сливоналивной железнодорожной эстакады сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей, транспортируемых под давлением, должны входить [12]: а) трубопровод жидкого продукта (жидкой фазы); б) газоуравнительная линия (трубопровод паровой фазы); в) линия сброса на факел. Подключение всех трубопроводов сливоналивного устройства к соответствующим коллекторам эстакады осуществляется через запорную арматуру. Для обеспечения избыточного давления в цистерне до 0,07 МПа (0,7 кгс/см 2 ) после слива продукта на эстакадах слива сжиженных углеводородных газов, легковоспламеняющихся жидкостей, транспортируемых под давлением, следует предусматривать в составе каждого сливного устройства дополнительно трубопровод инертного газа (азота) с установкой на нем запорной арматуры и обратного клапана. Подвод инертного газа или пара к трубопроводам для продувки или пропарки необходимо производить с помощью съемных участков трубопроводов или гибких шлангов с установкой запорной арматуры с обеих сторон съемного участка. При проектировании новых и реконструкции действующих сливоналивных эстакад сжиженных углеводородных газов, как правило, должна предусматриваться компрессорная установка для утилизации сжиженных углеводородных газов, находящихся в цистернах, перед подачей под налив и для снижения в цистерне избыточного давления до 0,07 МПа (0,7 кгс/см 2 ) после окончания слива сжиженного углеводородного газа. В случае отсутствия компрессорной установки для утилизации сжиженных углеводородных газов следует предусматривать на 27

28 эстакадах подготовки цистерн под налив слив жидкого продукта путем создания давления в цистерне. Для слива неисправных цистерн, как правило, следует предусматривать отдельно расположенные стояки или эстакады с верхним и нижним сливом и, при необходимости, с коллекторами для сливаемых продуктов. В обоснованных случаях разрешается предусматривать стояки для слива неисправных цистерн непосредственно на сливоналивных эстакадах. Слив сжиженного углеводородного газа можно осуществлять путем создания давления в неисправной цистерне. Коллекторы на сливоналивных эстакадах легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов должны иметь приспособления для освобождения от продуктов: а) для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей из коллектора — дренажный трубопровод к самовсасывающим насосам или опорожнение с помощью вакуума или другими эффективными методами; б) для сжиженных углеводородных газов — путем сброса через специальную дренажную емкость с последующей перекачкой или передавливанием в резервуары или в железнодорожную цистерну на отгрузку. На трубопроводах, по которым поступают на эстакаду для налива и отводятся из нее при сливе легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и сжиженные углеводородные газы, должны быть установлены на случай аварии на расстоянии м от сливоналивных эстакад задвижки с дистанционным управлением со щита операторной и непосредственно со сливоналивной эстакады. Данную арматуру следует размещать в местах, удобных для управления и обслуживания. Управление электрозадвижками на железнодорожных сливоналивных эстакадах должно располагаться на нулевых отметках в местах размещения эвакуационных лестниц. Наливные коллекторы сжиженных углеводородных газов должны быть обеспечены предохранительными клапанами для 28

29 закрытого сброса газа из коллекторов при его температурном расширении. Слив легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует производить с помощью закрытой системы, состоящей из сливных устройств и коллекторов. Система верхнего и нижнего слива продуктов выбирается в зависимости от конструкции сливных приборов железнодорожных цистерн, подлежащих сливу на эстакаде, свойств и количества сливаемого продукта. Наливные устройства на железнодорожных эстакадах для высоковязких, кристаллизующихся продуктов и продуктов, способных образовывать твердые гидраты, должны быть оборудованы обогревающими устройствами, поддерживающими температуру наливного устройства выше температуры кристаллизации или образования гидратов. Участки наливных устройств, которые опускаются в горловину железнодорожной цистерны, не обогреваются. Налив легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должен осуществляться закрытым способом, а сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением — герметичным. Слив-налив легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, относящихся к вредным веществам 1 и 2-го класса опасности, должен быть герметичным. Классификация вредных веществ принимается по ГОСТ [8]. Коллекторы на наливных эстакадах, как правило, следует располагать на строительных конструкциях эстакады. Допускается прокладка коллекторов на собственных строительных конструкциях. Для сливоналивных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей следует применять бесшланговые наливные и сливные устройства. Для этих целей, как правило, должны применяться устройства в виде системы щарнирно-сочлененных труб и телескопических устройств. 29

30 Нижнее звено наливного устройства должно быть предусмотрено из металла, исключающего ценообразование при ударах. Для верхнего слива, вакуумного слива и налива неисправных цистерн разрешается использование резинотканевых рукавов. Коллекторы и трубопроводы наливных и сливных эстакад должны иметь компенсацию от температурных деформаций. При проектировании слива-налива продуктов 1 и 2-го классов опасности совместно с продуктами 3 и 4-го классов опасности (ГОСТ ) сливоналивные устройства для продуктов 1 и 2-го классов опасности следует размещать в торцовой части железнодорожной эстакады и отделять от остальной части эстакады бортиком высотой 200 мм. Обогрев технологических трубопроводов на железнодорожных эстакадах, в которых температура перекачиваемого продукта не превышает 60 С, следует производить водой с температурой до 150 С. Обогрев трубопроводов (стояков и коллекторов) для слива и налива высоковязких горючих жидкостей рекомендуется производить водяным паром давлением до 1,3 МПа. Все паропроводы и конденсатопроводы, прокладываемые на эстакадах, должны теплоизолироваться негорючими материалами. Наливные эстакады должны быть оборудованы специальными пунктами. Для каждого вида наливаемого продукта, когда недопустимо его смешивание с другими продуктами, должны предусматриваться самостоятельные сливоналивные пункты или отдельные наливные устройства на этих пунктах. Запрещается использовать наливные пункты для попеременного налива несовместимых между собой продуктов. Для технологических операций по сливу и наливу СУГ и нефтепродуктов на эстакадах следует применять металлические рукава или резинотканевые рукава по ГОСТ [7] или по ТУ завода-изготовителя. Для защиты от статического электричества резинотканевые рукава должны быть обвиты медной проволокой диаметром не менее 2 мм или медным тросиком площадью сечения не менее 4 мм с шагом витка не более 100 мм. 30

31 Концы проволоки (тросика) соединяются с наконечниками рукава пайкой или гайкой под болт. Не допускается использование паронитовых и иных подкладок между штуцерами и резинотканевыми рукавами Электрооборудование Требования по взрывозащищенности Взрывоопасные и пожароопасные зоны на сливоналивных эстакадах определяются в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). При установке электрооборудования во взрывоопасных зонах его исполнение по взрывозащите должно соответствовать категориям и группам взрывоопасных смесей по классификации, приведенной в ГОСТ Р [3], ГОСТ Р [4] и ГОСТ Р [9]. Размещаемые на открытом воздухе эстакады с закрытыми сливоналивными устройствами, а также эстакады и опоры под трубопроводы для горючих газов и паров ЛВЖ не относятся к взрывоопасным, за исключением зон в пределах до 3 м по горизонтали и вертикали от запорной арматуры и фланцевых соединений трубопроводов. В пределах взрывоопасной зоны электрооборудование должно быть выполнено во взрывозащищенном исполнении для соответствующих категорий и группы взрывоопасной смеси Освещение Исполнение электрооборудования и аппаратов, применяемых для освещения сливоналивных эстакад, должно соответствовать местам их установки. Открытые сливоналивные железнодорожные эстакады легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов должны освещаться прожекторами. При необходимости проведения технологических операций на сливоналивных эстакадах (железнодорожных и автомобильных) 31

32 следует применять аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении. Применение переносных светильников для обеспечения необходимого уровня освещенности, не отвечающих требованиям ПУЭ [14] для соответствующих зон, запрещается. Включать и выключать фонари следует за пределами взрывоопасной зоны. Смена ламп и источников питания, встроенных в светильник, должна производиться работниками, на которых возложено обслуживание светильников. Управление освещением сливоналивных эстакад должно быть централизованным и осуществляться дистанционно Молниезащита Сливоналивные эстакады для легковоспламеняющихся жидкостей и сжиженных углеводородных газов должны быть защищены от прямых ударов молнии и от электрической индукции. При разработке проекта молниезащиты следует учитывать зоны защиты, создаваемые прожекторными мачтами освещения сливоналивных эстакад. Сливоналивные эстакады (в металлическом железобетонном вариантах), относящиеся по классификации ПУЭ к пожароопасным зонам классов II-I и II-III, являются сооружениями III категории по устройству молниезащиты и должны быть защищены от прямых ударов молнии и от заноса высоких потенциалов. Металлическое и электроприводное неметаллическое оборудование, трубопроводы должны представлять собой на всем протяжении непрерывную электрическую цепь, которая в пределах сливоналивной эстакады должна быть присоединена к контуру заземления не менее чем в двух точках. Металлические кожухи термоизоляции трубопроводов в пределах сливоналивной эстакады должны обеспечивать непрерывность электрической цепи и быть заземлены через каждые м с помощью стальных проводников или путем присоединения непосредственно к заземленным трубопроводам, на которых они смонтированы. 32

33 Наливные и сливные устройства эстакад должны быть заземлены. Рельсы железнодорожных путей в пределах сливоналивного фронта должны быть электрически соединены между собой и присоединены к заземляющим устройствам в двух местах по торцам эстакады. При этом заземляющие устройства должны быть не связаны с заземлением электротяговой сети Пожарная сигнализация Извещатели пожарной сигнализации общего назначения, включая ручные извещатели пожарной сигнализации, должны устанавливаться вдоль сливоналивной железнодорожной эстакады через 100 м друг от друга, но не менее двух на каждую эстакаду в районе лестниц для обслуживания эстакад. Размещать пожарные извещатели следует на расстоянии 20 м от сливоналивных эстакад на колонках таким образом, чтобы тревожная кнопка была выше уровня земли не более чем на 1,5 м и был обеспечен свободный доступ к ним, а также их достаточная освещенность. Извещатели пожарной сигнализации должны устанавливаться вдоль сливоналивной железнодорожной эстакады через каждые 100 м друг от друга, но не менее двух извещателей на каждую эстакаду в районе лестниц для обслуживания эстакады. Ручные пожарные извещатели устанавливаются независимо от наличия извещателей автоматической пожарной сигнализации. Подвод кабелей к пожарным извещателям при открытой прокладке должен выполняться в трубах. Совместно с пожарными извещателями следует предусматривать устройство для дистанционного включения Пожарных насосов, которые должны устанавливаться на расстоянии не более 100 м друг от друга, но не менее двух на каждую эстакаду с расположением в противоположных концах эстакады. Здания и помещения, в которых размещаются эстакады, подлежат оснащению автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с НПБ [25]. 33

34 5.6. Требования к системе оповещения На сливоналивных железнодорожных эстакадах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также сжиженных углеводородных газов следует предусматривать двухсторонние переговорные устройства, обеспечивающие связь между обслуживающим персоналом (сливоналивальщиком, машинистом и оператором). Вблизи эстакад следует вести переговоры по сотовой связи. Способ оповещения должен предусматривать: а) трансляцию специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию; б) размещение эвакуационных знаков безопасности (указателей) на путях эвакуации путем размещения световых оповещателей «Выход» вблизи лестниц; в) связь пожарного поста-диспетчерской с зоной пожарного оповещения на сливоналивной эстакаде. Допускается подача звуковых и световых сигналов оповещения о пожаре. Звуковые сигналы подаются в виде сирены и тонированных сигналов. Световые сигналы размещаются вдоль эстакады — статические указатели направления движения в светлое время суток и световые мигающие указатели в темное время суток. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. Допускается использовать на сливоналивной эстакаде для СОУЭ дистанционное и местное (ручное) включение, если для данного вида эстакад не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Световые указатели «Выход» должны включаться в темное время суток. На сливоналивных железнодорожных эстакадах, следует устанавливать телефонные аппараты у лестниц на нулевой отметке 34