Судебная практика по ст 2261 ук

Оглавление:

Приговоры судов по ст. 226.1 УК РФ Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения,

Вечкензин К.М. совершил контрабанду сильнодействующих веществ, то есть незаконное перемещение через государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ, при следующих .

Прозоров И.Ю. совершил контрабанду, то есть незаконное перемещение через Государственную границу РФ с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс сильнодействующих веществ.Так, Прозоров И.Ю. в период времени до 20 часов 01 минут /____.

Бабкин Д.Н. незаконно переместил через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важные ресурсы в крупном размере при следующих обстоятельствах.Бабкин Д.Н., являясь членом команды транспортного рефрижератора «Корона Рифер.

Торубара О.Г.незаконно переместил через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важные ресурсы в крупном размере, при следующих обстоятельствах.Торубара О.Г., являясь членом команды транспортного рефрижератора «Бухта На.

Никифоров В.Н. в период времени с 07.02.2017 по 11.02.2017, точные дата и время в ходе следствия не установлены, имея умысел на приобретение сильнодействующих веществ и их последующее незаконное перемещение посредством почтового отправления из Рес.

Сюй Ч. совершил незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС культурных ценностей в крупном размере.Преступление совершено в Санкт-Петербурге при следующих обстоятельствах.Не позднее 15 марта 2017 года граждан.

Литвин А.С. совершил контрабанду сильнодействующих веществ, то есть незаконное перемещение через государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ, при следующих обс.

ФИО1 совершил контрабанду сильнодействующих веществ, то есть незаконное перемещение через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ, при следующих обстоятель.

Подсудимый Абумуслимов Ф.И. согласился с обвинением в том, что он, имея умысел на незаконное пере­мещение через Государственную границу Российской Федерации с государ­ствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействую­щих веществ, .

Кураев А.А. совершил контрабанду сильнодействующих веществ, то есть незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ.Преступление совершено подсудимым в при следующих обстоятельствах:В со.

О судебной практике по делам о контрабанде

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

No 12
г. Москва 27 апреля 2017 г.

О судебной практике по делам о контрабанде

В целях обеспечения единообразного применения судами норм уголовного закона об ответственности за контрабанду (статьи 2001, 2002, 2261 и 2291 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), а также всвязи с вопросами, возникшими у судов, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года No 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

1. При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

К числу международных договоров, в частности, относится Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор иСоюз соответственно), а также иные международные договоры, заключенные Российской Федерацией с государствами – членами Союза, другими государствами (например, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года).

Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее – ТК ТС) и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (например, Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза от 24 октября 2013 года).

С учетом положений пункта 2 статьи 101 Договора под используемыми в статьях 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ терминами «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» («таможенная граница Таможенного союза»), «Государственная граница Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» следует понимать соответственно «таможенная граница Евразийского экономического союза» (далее – таможенная граница), «Государственная граница Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза» (далее – государственная граница).

2. Судам следует принимать во внимание, что порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов, а также связанные с таким перемещением запреты и (или) ограничения наряду с законодательством Российской Федерации (о таможенном деле, о Государственной границе Российской Федерации, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле и другим) устанавливаются правом Союза (статьи 6 и 32 Договора).

К праву Союза в том числе относятся решения и распоряжения постоянно действующего регулирующего органа Союза – Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий (например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года No 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Союза, правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами – членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.

3. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, судам необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных товаров или иных предметов к перечисленным в этих статьях предметам контрабанды.

Если при установлении принадлежности незаконно перемещенных товаров или иных предметов к предметам контрабанды требуются специальные познания, то суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.

4. При определении размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды судам следует исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены; в остальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещенных физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с главой 49 ТК ТС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещенных товаров, которая разрешена кперемещению без декларирования и (или) была задекларирована (например, примечание 3 к статье 2001, примечание 2 к статье 2002 УК РФ).

При отсутствии сведений о цене товара его стоимость определяется на основании заключения эксперта или специалиста.

5. Перемещение через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу соответственно на таможенную территорию Союза или территорию Российской Федерации или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом.

Под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо сиспользованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.

При установлении факта незаконного перемещения товаров или иных предметов через государственную границу судам необходимо учитывать, что правовое регулирование ввоза или вывоза товаров и иных предметов с территории одного государства – члена Союза на территорию другого государства – члена Союза имеет свои особенности.

В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, пункт 3 статьи 29 Договора допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров по основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи Договора. Приэтом порядок перемещения или обращения таких товаров на таможенной территории Союза определяется в соответствии с Договором, а также международными договорами в рамках этого Союза.

Кроме того, на территории Российской Федерации, исходя из положений пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или в установленном законом порядке могут вводиться меры правового регулирования, ограничивающие свободный оборот отдельных веществ или предметов, в частности, представляющих угрозу общественной безопасности.

6. Незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу при контрабанде может совершаться посредством сокрытия от таможенного контроля товаров или иных предметов, то есть путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства или количество, в том числе придание одним товарам (предметам) вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу.

7. Недекларирование как возможный способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле по декларированию товаров, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров.

При этом следует учитывать, что сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений.

8. Судам следует иметь в виду, что при контрабанде, совершенной путем использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения (помещения под таможенную процедуру) товаров или иных предметов, указанных в статьях 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения, в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (количество, вид, маркировка и порядковые номера).

Использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации при контрабанде является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ.

Если лицо использует подделанный им же официальный документ или печать, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьей 327 УК РФ и статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ.

9. Контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию Союза или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы.

В тех случаях когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например, недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.

10. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 2261 и 2291 УК РФ, в тех случаях, когда незаконное перемещение предмета контрабанды осуществлено не только через таможенную границу, но и через государственную границу, содеянное следует рассматривать как одно преступление при наличии единого умысла лица на совершение перечисленных действий. Если у лица, совершившего контрабанду предметов, указанных в статьях 2261 и 2291 УК РФ, через таможенную границу, в дальнейшем возник умысел на перемещение этих же предметов через государственную границу, содеянное образует совокупность преступлений.

11. Обратить внимание судов, что в соответствии с примечанием 4 к статье 2001 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если им добровольно были сданы денежные средства и (или) денежные инструменты и если в его действиях не содержится иного состава преступления. По смыслу закона, добровольная сдача означает выдачу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов представителям правоохранительных органов по своей воле, несмотря на реальную возможность распорядиться ими.

Если лицо наряду с контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов обвиняется в совершении иных преступлений, оно освобождается от ответственности по статье 200.1 УК РФ независимо от привлечения его к ответственности за совершение иных преступлений.

12. Если лицо наряду с незаконным перемещением через таможенную границу либо через государственную границу предметов, перечисленных в статьях 226.1 и 229.1 УК РФ, совершает умышленное противоправное деяние, связанное с незаконным оборотом этих предметов, в том числе их перевозку, то содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 2261 и (или) 2291 УК РФ и соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (в частности, статьями 218, 220, 222, 222.1, 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4, 234, 355 УК РФ).

13. В случае признания контрабанды совершенной организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по части третьей статьи 200.2, части третьей статьи 226.1, пункту «а» части четвертой статьи 229.1 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ (например, одни участники организованной группы приобретали товар или иные предметы, другие – незаконно их перемещали через таможенную границу, третьи – руководили указанными действиями).

14. Если лицо, владеющее товарами или иными предметами, осуществило их незаконное перемещение через таможенную границу либо государственную границу, использовав в этих целях другое лицо, которое при этом не осознавало незаконности такого перемещения, оно подлежит ответственности по статье 200.1, 200.2, 226.1 и (или) 229.1 УК РФ как исполнитель данных преступлений. В этих случаях действия лица, не осознававшего факта совершения им контрабанды, не являются уголовно наказуемыми.

15. Получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, если он, в частности, приискал, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, подлежит ответственности как исполнитель контрабанды.

16. При решении вопроса о территориальной подсудности уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, судам следует исходить из положений статьи 32 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) и при этом учитывать пункт 1 статьи 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза, согласно положениям которого уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления – по месту обнаружения преступления.

Читайте так же:  Платится ли налог с депозитов

В частности, если предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию под видом товара посредством регистрируемого международного почтового отправления (заказным письмом, бандеролью, мелким пакетом), местом совершения такого преступления является место, по которому с таким товаром совершаются операции, связанные с его выпуском (место международного почтового обмена).

Если указанный предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию простым (нерегистрируемым) международным почтовым отправлением и установить точное место перемещения через таможенную границу либо государственную границу такого почтового отправления невозможно, то местом совершения преступления следует считать: почтовый адрес получателя – в случае, когда почтовое отправление получено адресатом; адрес почтовой организации – в случае, когда почтовое отправление вручено получателю в почтовой организации или изъято в ней сотрудниками правоохранительных органов.

17. Обратить внимание судов на необходимость применения положений главы 151 УК РФ о конфискации предметов незаконного перемещения через таможенную границу либо государственную границу, ответственность за которое установлена статьями 200.1, 200.2, 226.1 и (или) 229.1 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.

18. В соответствии с частью третьей статьи 81 УПК РФ при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды и транспортных средствах, использовавшихся для незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу либо государственную границу.

Если принадлежащее виновному транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации в соответствии с пунктом 1 части третьей статьи 81 УПК РФ.

При прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям лицу должны быть разъяснены юридические последствия такого прекращения, в том числе о возможности конфискации принадлежащего ему имущества, признанного вещественным доказательством.

В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды должны быть обращены по решению суда в собственность государства в установленном законом порядке.

Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Предметы контрабанды, запрещенные к обращению (наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, оружие и т.п.), согласно пункту 2 части третьей статьи 81 УПК РФ подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются.

19. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 года No 2 «О судебной практике по делам о контрабанде».

Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2010 года No 23 «О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года No 6 «О судебной практике по делам о контрабанде».

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ, СОВЕРШЕННУЮ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАСИЛИЯ К ЛИЦУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ТАМОЖЕННЫЙ ИЛИ ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Одним из квалифицирующих признаков контрабанды, предусмотренной ст. 2261 УК РФ является ее совершение с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль.

К лицам, осуществляющим таможенный контроль, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, относятся должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями. Помимо вышеуказанных лиц, к потерпевшим по данной категории дел могут быть отнесены эксперты и специалисты других государственных органов, привлекаемые для оказания содействия таможенным органам в проведении таможенного контроля.

В соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности (далее — пограничные органы), в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.

Спорным является вопрос – в данной норме имеется ввиду физическое или психическое насилие. В п. 18 ранее действовавшего Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 6 г. Москва «О судебной практике по делам о контрабанде» говорилось, что по пункту «в» части 3 статьи 188 УК РФ квалифицируется совершение контрабанды, сопряженное с любым физическим воздействием (например, с нанесением ударов, связыванием) на лицо, осуществляющее таможенный контроль, с целью принудить его не препятствовать незаконному перемещению товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Родина Л.Ю. считает, что уголовно-правовое значение для данного квалифицированного вида контрабанды имеет лишь физическое насилие [6].

Аналогичной точки зрения придерживается Васильчиков И.С., который указывает, что насилие может выражаться в нанесении побоев, совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленном причинении легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, а также в убийстве лица, осуществляющего таможенный контроль. Угроза насилием, не реализовавшаяся в фактическом применении, не дает основания для квалификации контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль [1].

Кочубей М.А. утверждает, что поскольку законодатель при формулировании квалифицированного признака контрабанды «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль», не использовал термин «а равно с угрозой его применения», то имеется ввиду лишь физическое насилие.

Савчишкина О.Г. указывает, что насилие как признак квалифицированного состава контрабанды охватывает такие действия и их последствия как нанесение побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью лица, осуществляющего таможенный контроль [7]. Однако она считает, что угроза применения насилия необоснованно упущена законодателем при формулировании особо квалифицирующего признака контрабанды.

Некоторые исследователи считают, что психическое насилие является не менее действенным способом воздействия на потерпевшего и применяется, в большинстве случаев, чаще физического [8]. К психическому насилию может относиться, как угроза применения оружия или гипноз [9], а может угроза распространения каких-либо сведений [4].

На наш взгляд, психическое насилие применяется гораздо чаще физического, и поэтому можно согласиться с мнением Приходько Н.Ю., которая предлагает дополнить квалифицирующий признак, предусмотренный п. «б» ч. 2 ст. 2261 и УК РФ — «с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль» фразой: «либо угрозой его применения» [5].

В научной литературе нет единого мнения и по вопросу тяжести последствий от насилия, примененного к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. Кочубей М.А. проведя сравнительный анализ санкций за соответствующие преступления (ст. 115, 116, 112, ч. 1 и 2 ст. 111, а также ч. 3 ст. 111 и ст. 105 УК РФ), пришла к выводу о том, что под действие данного квалифицированного вида контрабанды подпадает только применение физического насилия, предусмотренного ст. 115, 116, 112, ч. 1 и 2 ст. 111 УК РФ [2]. Мы согласны с данным мнением и считаем, что в том случае, если насилие выразилось в убийстве лица, осуществлявшего таможенный или пограничный контроль, либо в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 2261 УК РФ и соответствующими статьями главы 16 «Преступления против жизни и здоровья» УК РФ.

Следует обратить внимание на то, что такой признак как совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль в статье 2261 УК РФ указан в п. «б» ч. 2, а в статьях 2001 и 2002 вообще не предусмотрен. В статье 2291 он содержится в п. «в» ч. 4, то есть обладает повышенной степенью общественной опасности и является особо квалифицирующим. Если сравнить наказание за применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, предусмотренное в ст. 2261 и ст. 2291 УК РФ, то мы видим, что в первом случае данное преступление относится к категории тяжких (наказание от 5 до 10 лет лишения свободы), а во втором – к категории особо тяжких (наказание от 15 до 20 лет или пожизненное лишение свободы).

Мы согласны с мнением Мешковой В.С и Сучкова Ю.И., которые считают, что законодатель безосновательно отнес к более опасному деянию применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, в случаях контрабандного перемещения наркотических средств, психотропных веществ и т.д., чем насилие к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль при совершении контрабанды взрывчатых веществ, ядерных материалов, огнестрельного оружия, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, и т.д. [3]. На наш взгляд, контрабандное перемещение, например, огнестрельного оружия, радиоактивных веществ или оружия массового поражения представляет даже большую общественную опасность, чем перемещение наркотических средств. Контрабанда оружия зачастую является средством финансирования террористической деятельности.

Поскольку в УК РФ ответственность за разные виды контрабанды установлена в ст. 2001, 2002, 2261, 2291, считаем целесообразным унифицировать квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки в данных нормах.

Список литературы

1. Васильчиков И.С. Преступления в сфере экономики / И.С. Васильчиков. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 154.

2. Кочубей М.А. Безопасность в сфере таможенной деятельности: (Уголовно-правовой и криминологический аспект): / М.А. Кочубей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. С. 102.

3. Мешкова В.С., Сучков Ю.И. Проблемные аспекты ответственности за контрабанду по Уголовному Кодексу Российской Федерации. // II Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии». Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский университет МВД России. Калининград, 2014. С.172-175.

4. Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные преступления. – СПб, 1999. С. 54.

5. Приходько Н.Ю. Предупреждение органами внутренних дел контрабанды на железнодорожном транспорте. Дис. … канд. юрид. наук. – Москва, 2015. С. 67.

6. Родина Л.Ю. Ответственность за контрабанду: социально-экономические, криминологические и уголовно- правовые аспекты. – Владивосток, 2004. С. 155.

7. Савчишкина О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их пекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование: монография / О.Г. Савчишкина. – Уфа: УЮИ МВД России, 2013. С. 62.

8. Степанова О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Челябинск, 2012. С. 18.

9. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / под ред. Б.В Здравомыслова. М., 2001. С. 178.

2291 ук рф судебная практика

Статья 228 УК РФ. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (действующая редакция)

1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные в крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

3. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Примечания. 1. Лицо, совершившее предусмотренное настоящей статьей преступление, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом указанных средств, веществ или их аналогов, а также с незаконными приобретением, хранением, перевозкой таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, изъятие указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, при задержании лица и при производстве следственных действий по обнаружению и изъятию указанных средств, веществ или их аналогов, таких растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

2. Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ, а также значительный, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей настоящей статьи, статей 228.1, 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.

3. Значительный, крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют значительному, крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются.

Комментарий к ст. 228 УК РФ

1. Наркотические средства — это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах (1961 г.) (ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).

2. Психотропными веществами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах (1971 г.), Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.).

3. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ — это запрещенные для оборота в России вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.

4. Растения, содержащие наркотические средства (наркосодержащие растения) — растения, из которых могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры; они включены в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, подлежащих контролю в Российской Федерации.

5. Приобретением надлежит считать получение указанных средств, веществ и растений (или их частей) любым способом, в том числе покупку, получение в дар, а также в качестве средства взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или частей, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (в том числе на землях сельскохозяйственных и иных предприятий, а также на земельных участках граждан, если эти растения не высевались и не выращивались), сбор остатков находящихся на неохраняемых полях посевов указанных растений после завершения их уборки (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»).

Читайте так же:  Пункты осаго росгосстрах

6. Под хранением следует понимать действия лица, связанные с незаконным владением хотя бы одним из числа указанных предметов преступления, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах); при этом не имеет значения, в течение какого времени лицо незаконно хранило указанные средства или вещества (п. 7 указанного Постановления).

7. Перевозка означает перемещение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, наркосодержащих растений из одного места в другое, в том числе в пределах одного населенного пункта, совершенное с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также нарушение законодательно установленного общего порядка перевозки указанных средств и веществ. Она может быть осуществлена с их сокрытием, в том числе в специально оборудованных тайниках в транспортном средстве, багаже, одежде, а также в полостях тела человека или животного (п. 8 указанного Постановления).

8. Изготовлением признаются совершенные в нарушение законодательства РФ умышленные действия, в результате которых из наркосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (п. 9 указанного Постановления).

9. Переработка — это действия по рафинированию (очистке от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо повышению в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества, а также смешиванию с другими фармакологическими активными веществами в целях повышения их активности или усиления действия на организм.

Измельчение, высушивание или растирание наркосодержащих растений, растворение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов водой без дополнительной обработки в виде выпаривания, рафинирования, возгонки и т.п., в результате которых не меняется химическая структура вещества, не могут рассматриваться как изготовление или переработка наркотических средств (п. 10 указанного Постановления).

10. Крупный размер наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, наркосодержащих растений утверждается Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации»).

11. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных в комментируемой статье действий.

12. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и отсутствием цели сбыта незаконно приобретенных, хранимых, перевозимых, изготовляемых, перерабатываемых наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или наркосодержащих растений (их частей).

13. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

14. Особо крупный размер наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и наркосодержащих растений (их частей) определен в примечании 2 к статье.

15. Примечание 1 к ст. 228 УК предусматривает специальный вид освобождения лица от уголовной ответственности.

О судебной практике по делам о контрабанде

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N o 12
г. Москва 27 апреля 2017 г.

О судебной практике по делам о контрабанде

В целях обеспечения единообразного применения судами норм уголовного закона об ответственности за контрабанду (статьи 2001, 2002, 2261 и 2291 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), а также всвязи с вопросами, возникшими у судов, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года No 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

1. При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

К числу международных договоров, в частности, относится Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор иСоюз соответственно), а также иные международные договоры, заключенные Российской Федерацией с государствами – членами Союза, другими государствами (например, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года).

Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее – ТК ТС) и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (например, Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза от 24 октября 2013 года).

С учетом положений пункта 2 статьи 101 Договора под используемыми в статьях 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ терминами «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» («таможенная граница Таможенного союза»), «Государственная граница Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» следует понимать соответственно «таможенная граница Евразийского экономического союза» (далее – таможенная граница), «Государственная граница Российской Федерации с государствами – членами Евразийского экономического союза» (далее – государственная граница).

2. Судам следует принимать во внимание, что порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов, а также связанные с таким перемещением запреты и (или) ограничения наряду с законодательством Российской Федерации (о таможенном деле, о Государственной границе Российской Федерации, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле и другим) устанавливаются правом Союза (статьи 6 и 32 Договора).

К праву Союза в том числе относятся решения и распоряжения постоянно действующего регулирующего органа Союза – Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий (например, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года No 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Союза, правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами – членами Союза, определяются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.

3. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, судам необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных товаров или иных предметов к перечисленным в этих статьях предметам контрабанды.

Если при установлении принадлежности незаконно перемещенных товаров или иных предметов к предметам контрабанды требуются специальные познания, то суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.

4. При определении размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды судам следует исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены; в остальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещенных физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых используется таможенная стоимость, определяемая в соответствии с главой 49 ТК ТС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещенных товаров, которая разрешена кперемещению без декларирования и (или) была задекларирована (например, примечание 3 к статье 2001, примечание 2 к статье 2002 УК РФ).

При отсутствии сведений о цене товара его стоимость определяется на основании заключения эксперта или специалиста.

5. Перемещение через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу соответственно на таможенную территорию Союза или территорию Российской Федерации или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом.

Под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу следует понимать перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо сиспользованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.

При установлении факта незаконного перемещения товаров или иных предметов через государственную границу судам необходимо учитывать, что правовое регулирование ввоза или вывоза товаров и иных предметов с территории одного государства – члена Союза на территорию другого государства – члена Союза имеет свои особенности.

В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, пункт 3 статьи 29 Договора допускает возможность ограничения оборота отдельных категорий товаров по основаниям, указанным в пункте 1 данной статьи Договора. Приэтом порядок перемещения или обращения таких товаров на таможенной территории Союза определяется в соответствии с Договором, а также международными договорами в рамках этого Союза.

Кроме того, на территории Российской Федерации, исходя из положений пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или в установленном законом порядке могут вводиться меры правового регулирования, ограничивающие свободный оборот отдельных веществ или предметов, в частности, представляющих угрозу общественной безопасности.

6. Незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу при контрабанде может совершаться посредством сокрытия от таможенного контроля товаров или иных предметов, то есть путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства или количество, в том числе придание одним товарам (предметам) вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу.

7. Недекларирование как возможный способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле по декларированию товаров, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о таможенной стоимости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров.

При этом следует учитывать, что сведениями, необходимыми для таможенных целей, являются сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам запретов или ограничений.

8. Судам следует иметь в виду, что при контрабанде, совершенной путем использования документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, таможенному органу в качестве оснований или условий для перемещения (помещения под таможенную процедуру) товаров или иных предметов, указанных в статьях 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ, могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения, в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (количество, вид, маркировка и порядковые номера).

Использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации при контрабанде является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершенное с использованием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полностью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ.

Если лицо использует подделанный им же официальный документ или печать, содеянное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьей 327 УК РФ и статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ.

9. Контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию Союза или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы.

В тех случаях когда при контрабанде применяются иные способы незаконного перемещения товаров или иных предметов, например, недостоверное декларирование или использование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную территорию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их незаконного перемещения через таможенную границу.

10. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 2261 и 2291 УК РФ, в тех случаях, когда незаконное перемещение предмета контрабанды осуществлено не только через таможенную границу, но и через государственную границу, содеянное следует рассматривать как одно преступление при наличии единого умысла лица на совершение перечисленных действий. Если у лица, совершившего контрабанду предметов, указанных в статьях 2261 и 2291 УК РФ, через таможенную границу, в дальнейшем возник умысел на перемещение этих же предметов через государственную границу, содеянное образует совокупность преступлений.

11. Обратить внимание судов, что в соответствии с примечанием 4 к статье 2001 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если им добровольно были сданы денежные средства и (или) денежные инструменты и если в его действиях не содержится иного состава преступления. По смыслу закона, добровольная сдача означает выдачу наличных денежных средств и (или) денежных инструментов представителям правоохранительных органов по своей воле, несмотря на реальную возможность распорядиться ими.

Если лицо наряду с контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов обвиняется в совершении иных преступлений, оно освобождается от ответственности по статье 200.1 УК РФ независимо от привлечения его к ответственности за совершение иных преступлений.

12. Если лицо наряду с незаконным перемещением через таможенную границу либо через государственную границу предметов, перечисленных в статьях 226.1 и 229.1 УК РФ, совершает умышленное противоправное деяние, связанное с незаконным оборотом этих предметов, в том числе их перевозку, то содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 2261 и (или) 2291 УК РФ и соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (в частности, статьями 218, 220, 222, 222.1, 228, 228.1, 228.2, 228.3, 228.4, 234, 355 УК РФ).

13. В случае признания контрабанды совершенной организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по части третьей статьи 200.2, части третьей статьи 226.1, пункту «а» части четвертой статьи 229.1 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ (например, одни участники организованной группы приобретали товар или иные предметы, другие – незаконно их перемещали через таможенную границу, третьи – руководили указанными действиями).

14. Если лицо, владеющее товарами или иными предметами, осуществило их незаконное перемещение через таможенную границу либо государственную границу, использовав в этих целях другое лицо, которое при этом не осознавало незаконности такого перемещения, оно подлежит ответственности по статье 200.1, 200.2, 226.1 и (или) 229.1 УК РФ как исполнитель данных преступлений. В этих случаях действия лица, не осознававшего факта совершения им контрабанды, не являются уголовно наказуемыми.

Читайте так же:  Лицензия фсб помощь в получении

15. Получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, если он, в частности, приискал, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия заказанного товара, подлежит ответственности как исполнитель контрабанды.

16. При решении вопроса о территориальной подсудности уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ, судам следует исходить из положений статьи 32 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) и при этом учитывать пункт 1 статьи 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза, согласно положениям которого уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения преступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления – по месту обнаружения преступления.

В частности, если предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию под видом товара посредством регистрируемого международного почтового отправления (заказным письмом, бандеролью, мелким пакетом), местом совершения такого преступления является место, по которому с таким товаром совершаются операции, связанные с его выпуском (место международного почтового обмена).

Если указанный предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию простым (нерегистрируемым) международным почтовым отправлением и установить точное место перемещения через таможенную границу либо государственную границу такого почтового отправления невозможно, то местом совершения преступления следует считать: почтовый адрес получателя – в случае, когда почтовое отправление получено адресатом; адрес почтовой организации – в случае, когда почтовое отправление вручено получателю в почтовой организации или изъято в ней сотрудниками правоохранительных органов.

17. Обратить внимание судов на необходимость применения положений главы 151 УК РФ о конфискации предметов незаконного перемещения через таможенную границу либо государственную границу, ответственность за которое установлена статьями 200.1, 200.2, 226.1 и (или) 229.1 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.

18. В соответствии с частью третьей статьи 81 УПК РФ при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разрешить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды и транспортных средствах, использовавшихся для незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу либо государственную границу.

Если принадлежащее виновному транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступления и подлежит конфискации в соответствии с пунктом 1 части третьей статьи 81 УПК РФ.

При прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям лицу должны быть разъяснены юридические последствия такого прекращения, в том числе о возможности конфискации принадлежащего ему имущества, признанного вещественным доказательством.

В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды должны быть обращены по решению суда в собственность государства в установленном законом порядке.

Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными доказательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Предметы контрабанды, запрещенные к обращению (наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, оружие и т.п.), согласно пункту 2 части третьей статьи 81 УПК РФ подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются.

19. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 года No 2 «О судебной практике по делам о контрабанде».

Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2010 года No 23 «О внесении изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года No 6 «О судебной практике по делам о контрабанде».

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

2291 ук рф судебная практика

Термины и определения

Нормативные документы в сфере обследования зданий и сооружени

Проведение обследование сооружений и зданий

Экспресс-рецензирование заключений автоэкспертизы

Оценка ущерба при ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП

Технико-криминалистическая экспертиза документов

Экспертиза давности создания документа

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ

Оценка стоимости незавершенного производства при консервации строительных объектов или возобновлении их строительства

Экспертиза проектно-сметной документации

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства

Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства

Определение размеров ущерба недвижимому имуществу

Установление авторства предметов искусства

Установление культурной, художественной, научной, исторической ценности предметов искусства, предметов старины, оружия, объектов недвижимого наследия и др.

Выявления отдельных свойств предметов искусства (стиль, жанр, время создания, подлинность и др.)

Экспертиза лотерейного оборудования и экспертиза игорного оборудования

2291 ук рф судебная практика

г.Москва, 5 февраля 2013 г.,

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Воронова А.В.
судей Ситникова Ю.В., Тришевой А.А.
при секретаре Стасенковой А.Ю.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу адвоката Котельникова Р.А. на приговор Оренбургского областного суда от 22 ноября 2012 года, по которому
Николайчук О В, несудимый,
осужден: по п. «б» ч.4 ст. 2291 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к лишению свободы на срок 5 лет с ограничением свободы сроком на 1 год, которое заключается в ограничениях, указанных в приговоре; по ч.2 ст. 228 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года.
На основании ч.З ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено Николайчуку О.В. 6 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на 1 год, которое заключается в ограничениях, указанных в приговоре.
Решена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Воронова А.В., объяснения осужденного Николайчука О.В. в обоснование кассационной жалобы, выступление адвоката Щербины Д.В. в защиту осужденного Николайчука О.В., просившего об удовлетворении кассационной жалобы, мнение прокурора Савинова Н.В. об оставлении приговора без изменения, Судебная коллегия

Николайчук О.В. признан виновным и осужден за незаконное перемещение через Государственную границу с государствами — членами союза в рамках наркотического средства в особо крупном размере и за незаконное хранение без цели сбыта наркотического средства в особо крупном размере.
Преступления совершены 21 июля 2012 года при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании Николайчук О.В. виновным себя признал.
В кассационной жалобе, поданной в защиту осужденного Николайчука О.В., адвокат Котельников Р.А., не оспаривая доказанности вины и правильности квалификации содеянного Николайчуком О.В., выражает несогласие с назначенным ему наказанием, считая наказание несправедливым вследствие суровости. Утверждает, что судом не в полной мере учтены полное признание Николайчуком О.В. своей вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию преступлений, отсутствие отрицательных характеристик, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, а у самого осужденного наличие ряда тяжелых заболеваний. Все это позволяло применить ст. 64 УК РФ по ч.2 ст. 228 УК РФ. Просит изменить приговор, смягчить осужденному назначенное наказание.
Рассмотрев материалы уголовного дела, обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав стороны, Судебная коллегия находит следующее.
Выводы суда о виновности Николайчука О.В. в незаконном перемещении через Государственную границу с государствами -членами союза в рамках наркотического средства в особо крупном размере и в незаконном хранении без цели сбыта этого же вещества подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами: показаниями свидетелей Т М З Ф., Х А С Е П1 ., протоколами осмотра места происшествия и иных следственных действий, выводами экспертизы вещества, изъятого у Николайчука О.В., вещественными доказательствами, другими фактическими данными.
Эти доказательства полно и подробно изложены в приговоре. Они получены с соблюдением требований уголовно — процессуального закона, согласуются между собой и с другими материалами дела по фактическим обстоятельствам, времени, дополняют друг друга и не содержат существенных противоречий, в связи с чем, как не вызывающие сомнений в своей допустимости и достоверности, были правильно взяты судом за основу при постановлении приговора.
Сам Николайчук О.В. на предварительном следствии и в судебном заседании не отрицал фактических обстоятельств содеянного, а именно того, что 21 июля 2012 года он переместил из на территорию через Государственную границу с государствами — членами союза в рамках наркотическое средство героин массой 2,82 г, которое незаконно хранил при себе без цели сбыта.
Как видно из материалов дела, Николайчуку О.В. были разъяснены процессуальные права, положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, он предупреждался о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по делу даже в случае последующего отказа от них. В допросах Николайчука О.В. и при производстве иных следственных действий с участием обвиняемого, участвовал адвокат, что исключало возможность оказания на Николайчука О.В. какого — либо воздействия. На протяжении всего предварительного расследования и судебного разбирательства Николайчук О.В. не делал заявлений о применении к нему недозволенных методов ведения следствия, и об этом ничто объективно не свидетельствовало.
Оценив каждое доказательство с точки зрения относимости, достоверности, признав собранные доказательства в совокупности достаточными для разрешения уголовного дела, суд обоснованно признал Николайчука О.В. виновными в содеянном, дав его действиям правильную юридическую оценку. Судом проверено психическое состояние здоровья Николайчука О.В. С учетом выводов стационарной судебной психолого — психиатрической экспертизы, фактических обстоятельств дела, данных о личности осужденного и его поведения в судебном заседании, судом Николайчук О.В. обоснованно признан вменяемым.
Согласно выводам экспертов, Николайчук О.В. обнаруживает органическое расстройство личности в связи со смешанными заболеваниями (алкогольная зависимость, неоднократные черепно-мозговые травмы с симптоматической эпилепсией по анамнезу). Инкриминируемые ему деяния Николайчук О.В. совершил вне временного психического расстройства, а степень выраженности имеющегося у него органического расстройства личности не лишала его возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Нарушений норм уголовно — процессуального закона, влекущих отмену приговора, не допущено.
Назначение Николайчуку О.В. наказания в виде лишения свободы соответствует характеру и степени общественной опасности совершенных преступлений, обстоятельствам дела, данным о личности осужденного. Вопреки доводам адвоката Котельникова Р.А., назначая Николайчуку О.В. наказание, суд в полной мере учел в качестве смягчающих обстоятельств состояние здоровья осужденного, наличие у него на иждивении несовершеннолетнего ребенка, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, то, что Николайчук О.В. не судим, характеризуется удовлетворительно, то есть все те обстоятельства, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе.
Совокупность смягчающих обстоятельств позволила суду с учетом оценки общественной опасности каждого из совершенных преступлений назначить Николайчуку О.В. по п. «б» ч.4 ст. 229* УК РФ наказание с применением ст. 64 УК РФ, а по ч.2 ст. 228 УК РФ — минимальное наказание, предусмотренное санкцией данного уголовного закона.
Вместе с тем приговор подлежит изменению в связи с необходимостью приведения в соответствие с новым уголовным законом, улучшающим положение осужденного. В силу требований пункта 2 примечания к ст. 228 УК РФ размеры наркотических средств для целей статей 228, 228, 229 и 229 УК РФ утверждаются Правительством Российской Федерации, которое, таким образом, является составной частью уголовного закона и на него распространяется действие положений ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации и ст. 10 УК РФ об обратной силе нового закона, если после совершения преступления ответственность за него смягчена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2006 года № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, * либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228% 229 и 229* Уголовного кодекса Российской Федерации», действовавшим во время совершения Николайчуком О.В. преступных деяний, размер героина массой 2,82 г относился к особо крупному, в связи с чем содеянное осужденным было квалифицировано по нормам уголовного закона, предусматривающим ответственность за контрабанду и незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в особо крупном размере.
Новым постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года № 1002 (в редакции от 23.11.2012 г. № 1215), принятым по указанным вопросам, был увеличен объем наркотического средства, с которого его размер стал признаваться особо крупным, вследствие чего 2,82 г героина, перемещенного осужденным Николайчуком О.В. через Государственную границу с государствами — членами в рамках а также незаконно хранимого им без цели сбыта, в настоящее время не является наркотическим средством в особо крупном размере, а образует наркотическое средство в крупном размере.
Применение постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года № 1002 (в редакции от 23.11.2012 г. № 1215) в указанной части, таким образом, влечет смягчение ответственности за совершенные осужденным действия по незаконному обороту наркотических средств, а поэтому, исходя из требований ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации и ст. 10 УК РФ, эти его положения подлежат учету по данному делу.
На момент совершения осужденным преступлений (21 июля 2012 года) ответственность за контрабанду наркотических средств в крупном размере наступала по ч.З ст. 229′ УК РФ, а ответственность за незаконное хранение наркотических средств без цели сбыта в крупном размере — по ч. 1 ст. 228 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ), санкции которых являются более мягкими по сравнению с санкциями уголовного закона, по которым осужден Николайчук О.В.
Согласно ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
Поэтому действия осужденного Николайчука О.В. должны квалифицироваться законом, действующим во время совершения преступлений, с учетом установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 года № 1002 (в редакции от 23.11.2012 г. № 1215) новых размеров наркотических средств, то есть по ч.З ст. 229 УК РФ и по ч. 1 ст. 228 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ), предусматривающих ответственность за контрабанду и незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.
С учетом изложенного, действия осужденного Николайчука О.В. подлежат переквалификации с п. «б» ч.4 ст. 2291 УК РФ на ч.З ст. 2291 УК РФ и с ч.2 ст. 228 УК РФ на ч.1 ст. 228 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ) с назначением за каждое преступление и по их 6 совокупности более мягкого наказания, а по ч.З ст. 229 УК РФ также и с применением ст. 64 УК РФ.
Учитывая фактические обстоятельства и степень общественной опасности содеянного Николайчуком О.В., Судебная коллегия не усматривает оснований для изменения категории преступления, предусмотренного ч.З ст. 229* УК РФ, на менее тяжкую в соответствии с ч.б ст. 15 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия

приговор Оренбургского областного суда от 22 ноября 2012 года в отношении Николайчука О В изменить.
Переквалифицировать действия Николайчука О.В.:
— с п. «б» ч.4 ст. 229* УК РФ на ч.З ст. 229* УК РФ, по которой с применением ст. 64 УК РФ назначить 4 (четыре) года лишения свободы с ограничением свободы сроком на 1 (один) год, которое заключается в ограничениях, указанных в приговоре;
— с ч.2 ст. 228 УК РФ на ч.1 ст. 228 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ), по которой назначить 1 (один) год 6 (шесть) месяцев лишения свободы.
На основании ч.З ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч.З ст. 229* УК РФ, ч.1 ст. 228 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ), окончательно назначить Николайчуку О В 4 (четыре) года 6 (шесть) месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на 1 (один) год, которое заключается в ограничениях, указанных в приговоре.
В остальном приговор в отношении Николайчука О.В. оставить без изменения, а кассационную жалобу адвоката Котельникова Р.А. — без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи