Статья экспертиза качества

Оглавление:

Статья 64 323-ФЗ — Экспертиза качества медицинской помощи

1. Экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

2. Критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

4. Экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Экспертиза качества медицинской помощи

Подборка наиболее важных документов по запросу Экспертиза качества медицинской помощи (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Экспертиза качества медицинской помощи

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Экспертиза качества медицинской помощи

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Экспертиза качества медицинской помощи

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Экспертиза качества оказания медицинской помощи

Как бы странно это не звучало, но многие люди уверены, что обязательным условием проведения экспертизы качества медицинской помощи является детальнейшая диагностика состояния здоровья человека. Действительно, в некоторых случаях оно так и есть, но в довольно редких. В большей же степени эксперты исследуют медицинскую документацию, составлением которой в обязательном порядке сопровождаются любые медицинские манипуляции.

Экспертиза качества оказания медицинской помощи

Любая экспертиза качества оказания медицинской помощи, предусматривает исследование первичной документации, в особенности поиска недочетов в её составлении и ведении. Как отмечают специалисты, характеристики выявленных дефектов, могут коренным образом повлиять на исследование низкой качественности предоставления самой медицинской услуги.

Если же дефекты имеют несистематический и несущественный характер, то никаких барьеров для проведения эффективной и всесторонней экспертизы не возникнет. Высокая объективность результатов практически обеспечена.

Что касается правил ведения медицинской документации и в частности первичной, то существует довольно обширный перечень нормативно-правовых актов, как общегосударственного так и локального значения, приказов, инструкций и других, которые устанавливают такие требования. Более того, в самих медицинских учреждениях также должны строго соблюдаться хотя бы элементарные правила делового оборота или обычаи медицинской науки.

Независимая экспертиза качества медицинской помощи

Независимая экспертиза качества медицинской помощи или к примеру, экспертиза качества медицинской помощи в системе ОМС, которые проводятся квалифицированными специалистами, дадут возможность установить любые недочеты в ведении «первички». Это, в свою очередь, позволит выявить факт недобросовестности, небрежности, умышленной «дефектации» документов. В результате, акт экспертизы качества медицинской помощи будет являться прямым доказательством невыполнения медицинским работником своих обязанностей, что уже говорит о нарушении.

Медико экономическая экспертиза

Известны случаи, когда такие виды исследований, как медико экономическая экспертиза, экспертиза качества медицинской помощи, позволяли доказать халатность медицинского работника при составлении первичной документации, а это уже статья, за которую предусмотрена ответственность в Уголовном кодексе РФ.

В пользу медицинских учреждений стоит отметить, что исключительно в их интересах обеспечение полноты и нормативной правильности ведения первичной и любой другой медицинской документации, ведь в случае предоставления услуг надлежащего качества, такая документация станет самой лучшей доказательной базой для проведения экспертизы. Следовательно, репутацию учреждения или честь с достоинством конкретного медицинского специалиста можно будет защитить от необоснованных претензий.

Компания НП «Европейское Бюро Судебных Экспертов» предлагает свои услуги по проведению квалифицированной экспертизы качества медицинской помощи. Наши эксперты умеют работать со всеми видами медицинской документации. Мы гарантируем объективный результат и оперативность! Звоните, будем рады вам помочь!

Кто и как должен проводить экспертизу качества товара, за чей счет? Стоимость и сроки проведения по закону.

Покупка товара зачастую напоминает приобретение «кота в мешке» — никогда не можешь быть уверенным, что качество отвечает заявленному. Если вам не повезло, а продавец не верит, что выявленный брак был изначально, разрешить спор поможет экспертиза качества товара. Расскажем, что это такое, как проводится и какие особенности нужно учитывать.

○ Что такое экспертиза качества?

Экспертиза качества товара – это мероприятие, направленное на исследование потребительских свойств продукта на соответствие стандартам и нормам. При этом оценивается сорт, марка, качество и параметры, от которых зависит ценность устройства.

Экспертиза проводится в три этапа:

  1. Внутренний осмотр. На этом этапе изучается внутреннее устройство товара. Проверяется наличие механических повреждений, следов взаимодействия с жидкостями.
  2. Внешний осмотр. Устройство изучается на предмет наличия царапин или сколов.
  3. Проверка работы устройства в соответствии с инструкцией. На этом этапе проверяется функционал товара и его возможности, которые были заявлены производителем.

При проведении экспертизы особое внимание уделяется недостатку, обнаруженному покупателем. Он проверяется в первую очередь.

○ Какое положение экспертиза занимает в потребительском законодательстве?

Проведение экспертизы возможно в досудебном и в судебном порядке. Этот процесс регулируется следующими нормативными актами:

  • Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года.
  • Постановление Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 года «Правила продажи отдельных видов товаров».
  • ГПК РФ (в частности, ст.82-83 и 263).
  • АПК РФ (ст. 82-83 и 86).

При проведении экспертизы в судебном порядке она проводится в рамках гражданского и арбитражного процесса.

○ Сроки проведения экспертизы.

Срок проведения экспертизы зависит от требований покупателя. Он может варьироваться от 10 до 45 дней.

✔ В каком случае срок не может быть больше 10 дней?

Если покупатель желает вернуть покупку, срок экспертизы не может составлять более 10 дней. Это правило распространяется также при требовании уменьшить цену за товар, вернуть деньги за осуществленный ремонт и возмещении ущерба, который понес потребитель из-за покупки бракованного товара.

Ст. 22 Закона «О защите прав потребителей»:
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

✔ Когда срок не должен превышать 20 дней?

Если покупатель желает осуществить обмен товара, то срок экспертизы не может быть больше 20 дней. В случае отсутствия нужного устройства срок может быть увеличен до 30 дней. Законодатель считает, что этого времени вполне достаточно для проведения экспертизы и обеспечения наличия товара для обмена.

Пункт 1 ст. 21 Закона «О защите прав потребителей»:
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

✔ При каких обстоятельствах срок проведения экспертизы может достигать 45 дней?

Если покупатель требует ремонта, срок экспертизы может составлять до 45 дней. При осуществлении гарантийного ремонта продолжительность экспертизы не может превышать установленный срок. Продление возможно только в случае подобных договоренностей между покупателем и продавцом.

Пункт 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»:
Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

○ Что такое ненадлежащее качество?

Ненадлежащее качество товара – это его несоответствие обязательным требованиям, предъявляемым законом, договором или целью, для которой он приобретался. Законодательно определено две разновидности дефектов – «недостаток» и «существенный недостаток».

Недостаток – выявленный незначительный дефект, который не мешает эксплуатации товара. Существенный недостаток – это неустранимый дефект или недостаток, который не может быть устранен без дополнительных расходов, несоизмеримых с изначальной стоимостью вещи, или проявляющийся неоднократно.

○ Кто должен оплачивать экспертизу на брак товара?

Оплачивать экспертизу должен инициатор ее проведения. Обычно это покупатель. Однако при установлении вины производителя или продавца экспертиза осуществляется за их счет.

Если покупатель оплатил экспертизу, но по ее результатам было выявлено, что это заводской недостаток, он вправе требовать возмещения понесенных расходов. Когда виновник возникновения брака отказывается от выплаты, покупатель вправе обращаться в судебные органы.

○ Что представляет собой независимая экспертиза?

Экспертиза может быть проведена по инициативе любой из сторон. Как правило, независимая экспертиза требуется при возникновении спорной ситуации. Обычно продавец и покупатель не могут договориться, кто виноват в возникновении недостатка товара.

Покупатель может доверить проведение экспертизы продавцу или обратиться к специалистам самостоятельно. После получения результатов станет ясно, кто должен оплатить это мероприятие (обычно оплату вносит виновник).

✔ Кто оплачивает независимую экспертизу?

При возникновении спорных ситуаций оплата экспертизы ложиться на плечи продавца. Однако если выяснится, что дефект образовался по вине покупателя, продавец вправе потребовать возмещения затрат на оплату экспертизы и транспортировку товара.

Читайте так же:  Приказ мз рк 224 от 18042000

Пункт 5 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»:
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

✔ Нужно ли согласие магазина на ее проведение?

Если покупатель самостоятельно проводит экспертизу, ему не нужно получать согласия на это от магазина. Тем не менее, представитель продавца вправе присутствовать при проведении проверки.

По этой причине покупателю нужно уведомить другую сторону конфликта, чтобы представитель смог выехать по месту проведения экспертизы и проконтролировать ход мероприятия.

✔ Как выбрать экспертный центр?

Проведение экспертизы возможно только специалистами, имеющими соответствующее разрешение на осуществление подобной деятельности. При этом организация, которая проводит экспертизы может быть как государственной, так и частной.

К государственным относится бюро товарных экспертиз. Все остальные – частные компании. Проверить качество можно абсолютно любого товара – как продовольственного, так и не непродовольственного.

○ Можно ли на основании полученных данных идти в суд?

Если по результатам экспертизы было подтверждено, что дефект товара возник по вине производителя или продавца, а они отказывают в мирном возврате или обмене, следует обращаться в суд.

В иных случаях это нецелесообразно, так как, если будет доказана вина покупателя, он понесет не только расходы на экспертизу, но также на судебный процесс и иные, заявленные ответчиком.

○ Примеры из жизни.

В Дорогомиловский районный суд Москвы обратился гражданин с иском о возврате денег за товар и компенсации морального вреда. Он приобрел часы, а в дальнейшем обратился к продавцу с просьбой о возврате по той причине, что они не подходят ему по размеру. Суд первой инстанции удовлетворил это требование, но ответчик подал апелляцию. В результате повторного рассмотрения дела решение было отменено в полном объеме, так как часы – это сложное техническое средство, обмен и возврат которого возможен только в случае наличия брака, подтвержденного независимой экспертизой.

Московским областным судом 26 сентября 2016 года было подтверждено, что возврат возможен только при подтверждении слов покупателя о неисправности устройства техническим заключением. Покупатель приобрел планшетный компьютер и обнаружил неисправность в виде некорректности работы сенсорного дисплея. Он обратился к продавцу с требованием о возврате товара. После проведения экспертизы недостаток подтвержден не был. Однако покупатель обратился в суд, где ему также было отказано.

✔ Приобрела один из известных флагманов, но он начал шипеть, вскоре сломался динамик. Так как смартфон дорогой, то решила обратиться в магазин с заменой, однако мне отказали, сказав лишь, что поломка – моя вина. Обратилась к экспертам самостоятельно, заплатила им определенную сумму. Могу ли я взыскать стоимость телефона в судебном порядке с магазина, вместе с деньгами, потраченными на экспертизу?

Да, можете, если результат экспертизы говорит о том, что недостаток смартфона возник по вине производителя или продавца. Для этого необходимо обратиться в суд и написать исковое заявление с соответствующими требованиями. Потребуется приложить заключение независимого эксперта к иску.

✔ Купил стиральную машину, но потом случилась поломка и пришлось отдать ее мастерам из сервисного центра магазина для проведения экспертизы. Обещали все провести, а также починить за месяц. Уже прошло два, но ни машинки, ни звонка. Что делать?

Необходимо написать претензию в магазин с требованием вернуть деньги или обменять бракованный товар. В связи со срывом сроков вы вправе потребовать также возмещения морального ущерба в судебном порядке. Кроме того, вы можете потребовать выплаты неустойки в размере 1 % за каждый день просрочки.

В этом видео Вы узнаете о порядке проведения экспертизы некачественного товара.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Экспертиза качества медицинской помощи

Как проверить качество медицинской помощи, оказанной пациенту? Что такое экспертиза качества медицинской помощи? Кто и в каких случаях ее проводит? Об этом и не только читайте далее в настоящей статье.

Основные правовые нормы и акты

Статья 64 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – ФЗ № 323) является основной в регулировании вопроса экспертизы качества МП. Критерии оценки качества МП в настоящее время утверждены Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан “Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи”, который является вторым по значимости документом в данной сфере. Подробнее о критериях оценки МП ищите в одноименной статье “Критерии оценки качества медицинской помощи”. Вопрос государственного контроля качества МП урегулирован Постановлением Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 (ред. от 14.09.2016) “Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности”. В области действия законодательства РФ об обязательном медицинском страховании в числе основных норм следует упомянуть ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” (далее ФЗ № 323) и ряд актов, принятых в ее развитие. К числу последних относятся:

  • Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230 “Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию”,
  • Письмо ФФОМС от 13.09.2016 № 8541/30-5/и “О проведении целевых медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи”,
  • Письмо ФФОМС от 15.09.2016 N 8546/30-5/и “О направлении для использования в работе Методических рекомендаций” (вместе с “Методическими рекомендациями по порядку проведения экспертизы качества медицинской помощи (мультидисциплинарный подход)”)
  • Письмо ФФОМС от 31.12.2015 № 8240/30-5/и “Об экспертизе качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования” и др.

Понятие экспертизы качества медицинской помощи

Согласно ч. 1 ст. 64 ФЗ № 323 цель экспертизы качества медицинской помощи — выявить нарушения при оказании МП, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Аналогичное определение можно найти и в ст. 40 ФЗ № 326, в соответствии с ч. 6 которой экспертиза качества медицинской помощи представляет собой выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что законодатель исходит из того, что экспертиза качества медицинской помощи – это оценка медицинской помощи по следующим параметрам:

  • Своевременность оказания МП;
  • Правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
  • Степень достижения запланированного результата.

Порядок экспертизы качества медицинской помощи

Отдельный и довольно интересный вопрос: в каком порядке или как проводится экспертиза качества медицинской помощи? Обратимся к частям 3 и 4 ст. 64 ФЗ № 323, которые, вместе с тем, ставят перед нами больше вопросов, нежели дают какие-либо точные ответы. Так, положения этой статьи различают 2 возможных ситуации:

  • Оказание медицинской помощи по программе ОМС и
  • Оказание медицинской помощи в ином порядке (по сути, речь идет об оказании платных медицинских услуг.)

Применительно к первой ситуации указывается, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС, проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании. Выше мы уже приводили несколько основных нормативных актов по этому вопросу, ключевым из которых является Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утв. Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230. Иными словами, в настоящее время проконтролировать оказание МП по программе ОМС можно, так как необходимая нормативная основа имеется. Более сложной и неопределенной представляется вторая ситуация – контроль качества платных медицинских услуг. В ч. 4 ст. 64 ФЗ № 323 указывается на то, что экспертиза качества медицинской помощи, за исключением МП, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время такой порядок отсутствует, однако имеется соответствующий законопроект. Отсутствие специального правового регулирования по данному вопросу существенно затрудняет проведение необходимых контрольных мероприятий. Последнее, однако, не означает, что нельзя оценить качество платных медицинских услуг. Подробнее смотрите “Критерии ненадлежащего оказания медицинской помощи. Возможные претензии пациентов”, “Доступность и качество медицинской помощи”, “Способы и формы защиты прав пациента при ненадлежащем оказании медицинской помощи”, “Ответственность медицинской организации при нарушение порядка предоставления платных медицинских услуг”.

Экспертиза качества медицинской помощи, оказанной по программе ОМС (ЭКМП по ОМС)

Коль скоро на сегодняшний день законодательно урегулирована лишь экспертиза качества МП, оказываемой в рамках программ по ОМС, представляется необходимым несколько остановиться на этом вопросе и рассказать о следующих нюансах, выделенных в разделе 5 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, утв. Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230.

Как проводится ЭКМП по ОМС

Экспертиза качества МП проводится путем проверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи

  • Договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС,
  • Порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи (см. также “Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи”),
  • Клиническим рекомендациям (протоколам лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, сложившейся клинической практике (см. также “Протоколы лечения больных или клинические рекомендации”) с учетом особенностей конкретного пациента и условий оказания медицинской помощи.

Кто проводит ЭКМП по ОМС

Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи (пункт 81 раздела XIII Порядка, утв. Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230) по поручению территориального фонда обязательного медицинского страхования или страховой медицинской организации. О том, как ведется такой реестр, какие эксперты и при соблюдении каких условий могут быть в него включены, читайте в Приказе ФФОМС от 13.12.2011 № 230 “Об утверждении Порядка ведения территориального реестра экспертов качества медицинской помощи территориальным фондом обязательного медицинского страхования и размещения его на официальном сайте территориального фонда обязательного медицинского страхования в сети “Интернет” (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2012 № 23086).

Виды ЭКМП по ОМС

Экспертиза качества медицинской помощи, оказанной в рамках программ по ОМС, осуществляется в виде:

  • Целевой экспертизы качества медицинской помощи;
  • Плановой экспертизы качества медицинской помощи.

Целевая экспертиза качества медицинской помощи по общему правилу проводится в течение месяца после предоставления реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи за оказанную медицинскую помощь застрахованным лицам. Обычно целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится в следующих случаях:

  • Получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации;
  • Летальных исходов;
  • Первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей (читайте также “медико-социальная экспертиза (получение группы инвалидности)”);
  • Повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 30 дней — при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 90 дней — при повторной госпитализации, в течение суток — при повторном вызове скорой медицинской помощи;
  • Заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более чем на 50 процентов от установленного стандартом медицинской помощи или средне сложившегося для всех застрахованных лиц в отчетном периоде с заболеванием, для которого отсутствует утвержденный стандарт медицинской помощи и др.
Читайте так же:  Оформить личный кабинет налогоплательщика для физических лиц

При проведении целевой экспертизы качества медицинской помощи оценке подлежат все этапы и уровни оказания медицинской помощи. Плановая экспертиза качества медицинской помощи проводится с целью оценки соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи группам застрахованных лиц, разделенным по

  • Возрасту,
  • Заболеванию или группе заболеваний,
  • Этапу медицинской помощи и другим признакам,
  • Условиям, предусмотренным договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.

Для плановой экспертизы качества МП случаи оказания медицинской помощи по ОМС отбираются одним из следующих способов:

  • Методом случайной выборки;
  • По тематически однородной совокупности случаев.

Метод случайной выборки используется для оценки характера, частоты и причин нарушений прав застрахованных лиц на своевременное получение МП установленного территориальной программой обязательного медицинского страхования объема и качества, в том числе обусловленных неправильным выполнением медицинских технологий, повлекших ухудшение состояния здоровья застрахованного лица, дополнительный риск неблагоприятных последствий для его здоровья, неоптимальное расходование ресурсов медицинской организации, неудовлетворенность медицинской помощью застрахованных лиц. Плановая тематическая экспертиза качества медицинской помощи проводится в отношении определенной совокупности случаев оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, отобранных по тематическим признакам в каждой медицинской организации или группе медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию одного вида или в одних условиях.

Мультидисциплинарный подход при проведении экспертизы качества медицинской помощи

С 2016 года в рамках экспертиза качества медицинской помощи может использоваться особый более точный метод оценки — мультидисциплинарный подход. Экспертиза качества медицинской помощи с применением мультидисциплинарного подхода предполагает привлечение экспертов качества медицинской помощи более чем по одной специальности, в том числе для оценки качества разных видов медицинской помощи на различных этапах и/или уровнях оказания медицинской помощи. Методические рекомендации, утвержденные Письмом ФФОМС от 15.09.2016 № 8546/30-5/и, определяют общие организационные и методические принципы применения мультидисциплинарного подхода при проведении целевых и плановых тематических экспертиз качества медицинской помощи. Жалобы граждан на качество медицинской помощи, в оказании которой принимали участие специалисты разных профилей могут быть повод для проведения экспертизы качества медицинской помощи с использованием мультидисциплинарного подхода.

Экспертиза строительных материалов

Качество строительного материала напрямую влияет на характеристики готовой постройки, поэтому правильнее всего проводить экспертизу материалов ещё на этапе поставок.

Экспертизе подлежат:

  • строительные смеси;
  • строительные блоки и кирпичи;
  • металлические конструкции;
  • стройматериалы из дерева или камня;
  • лаки и краски;
  • утеплители;
  • крепежи.

Независимо от объекта исследования, полноценная экспертиза стройматериалов включает в себя три шага:

  • органолептический осмотр;
  • инструментарную проверку;
  • лабораторное исследование.

Качественные строительные материалы сами по себе не гарантируют хорошего результата в строительстве. В нашей практике встречались случаи, когда строительный материал высокого качества был безнадежно испорчен в результате неправильного хранения, что, в свою очередь, сделало постройку непригодной к эксплуатации. Таких инцидентов можно избежать, если эксперт-строитель контролирует весь процесс исполнения проекта в рамках строительного надзора.

Статья 1. Экспертиза качества медицинской помощи

Читателю, потенциальному или действующему пациенту, для правильного построения отношений с медицинскими работниками, находящимися при исполнении обязанностей, надо знать, что в соответствии с ведомственными руководящими документами Минздрава, ФФОМС осуществляется постоянный контроль за качеством медицинской помощи, оказываемой населению.

Этот приказ содержит Положение о клинико-экспертной комиссии государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения,

органа управления здравоохранением территории, входящей в состав субъекта Федерации, и субъекта Федерации. Комиссия организуется для коллегиального обсуждения и принятия решения по всем наиболее значимым клинико-экспертным вопросам диагностики, лечения, тактики ведения, реабилитации, определения трудоспособности и профессиональной пригодности и иных медико-социальных вопросов, а также для решения конфликтных ситуаций и претензий пациентов и заинтересованных организаций, возникающих в процессе оказания медицинской помощи.

Проводит экспертную оценку качества и эффективности лечебно-диагностического процесса; *

Оценивает конечные результаты деятельности специалистов и структурных подразделений и учреждений, выполнение региональных медико-экономических стандартов;

при продлении листка нетрудоспособности в случаях, предусмотренных инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан; *

в сложных и конфликтных ситуациях экспертизы нетрудоспособности, а также для решения вопроса о дальнейшем лечении; *

при направлении пациента на медико-социальную экспертизу (МСЭК); *

при необходимости перевода трудоспособных лиц по состоянию здоровья на другую работу или рациональному трудоустройству лиц с ограниченной трудоспособностью; *

при направлении на лечение за пределы административной территории; *

в сложных и конфликтных случаях при определении профессиональной пригодности лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда, кандидатов в водители и водителей транспортных средств, а также кандидатов при поступлении в высшие и средние учебные заведения; *

в случае нуждаемости по состоянию здоровья в дополнительной жилой площади или в первоочередном получении жилья; *

по запросу организаций, учреждений (в том числе медицинских), Фондов социального страхования, суда, прокуратуры, военных комиссариатов и т.д. по вопросам экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности; *

при поступлении исковых заявлений и претензий пациентов по вопросам качества и эффективности лечебно-диагностического процесса, оценки состояния здоровья пациента.

Таким образом, при возникновении разногласий о качестве, объеме и условиях получения медицинской помощи между пациентом и представителями ЛПУ в качестве первого шага, способного сблизить позиции сторон может быть заявление пациента на имя руководителя учреждения здравоохранения. В заявлении кратко, в свободном порядке, описывается ситуация, которая вызывает чувство неудовлетворенности больного. Затем, ссылаясь на приказ Минздрава РФ3, излагается просьба о проведении клинико-экспертной комиссии для изучения описанного случая и предоставлении копии заключения, заверенной печатью ЛПУ. Пункт 1.7. Положения о клинико-экспертной комиссии (КЭК) государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения предоставляет такое право пациенту. Кроме того, в соответствии с этим же пунктом, заключение вносится в первичные медицинские документы, а также в книгу записей заключений комиссии.

При неудовлетворенности по каким-либо причинам, полученным заключением КЭК учреждения здравоохранения, возможно из-за необъективности, пациент вправе с подобным заявлением обратиться в орган управления здравоохранением территории, входящей в состав субъекта Федерации, и субъекта Федерации.

Как показывает опыт, за редким исключением, не бывает таких заключений КЭК, в которых признавался бы факт оказания медицинской помощи ненадлежащего качества. И, вероятно, по другому и не может быть. Признать свои ошибки — значит, дать обоснованный повод для наложения штрафных санкций со стороны СМО, обращения пациента в суд. Годы и годы работы медицинских организаций в правовом поле только ведомственного контроля, сформировал своеобразное отношение руководителей ЛПУ, на уровне менталитета, в соответствии с которым всегда и во всем виноват сам пациент. Руководители привыкли исполнять роль благородного Робина Гуда, спасающего каждодневно жизни людей, апеллировать к высоким идеалам и целям одной из самых гуманных профессий. Только этим можно объяснить полное игнорирование должностными лицами ЛПУ возможности возникновение ответственности для руководителей, т.к. в соответствии с Положением Комиссия несет ответственность за достоверность, обоснованность и объективность результатов проводимой экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.3

Дополнением и развитием некоторых положений ведомственной экспертизы служит совместный приказ Минздрава РФ и ФФОМС «О совершенствовании контроля качества медицинской помощи населению Российской Федерации».4

Впервые объектом контроля, согласно этому приказу, является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов. Положение устанавливает общие организационные и методические принципы ведомственного контроля качества медицинской помощи, предоставляемой населению в учреждениях здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности на территории Российской Федерации. Это значит, что вне зависимости от того, к какой организационно-правовой форме принадлежит медицинская организация — государственной, муниципальной или частной, пациент вправе использовать требования, предписанные Положением в своих целях.

Впервые вводятся такие элементы как: *

экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам; *

изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения; *

расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи; *

выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи; *

подготовка рекомендаций для руководителей лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи.

Последний пункт отражает всю сущность ведомственного контроля качества медицинской помощи. Такой контроль — это вещь в себе. Да, нельзя не согласиться, ведомство должно анализировать свою деятельность, ее эффективность, иметь, если так можно выразиться, собственную службу безопасности. Другое дело, что внутренний контроль, трудно представить другую ситуацию, не в состоянии коренным образом изменить качество работы медицинских специалистов. Если же возможно иное, то прав был классик, утверждая устами Держиморды, что унтер-офицерская вдова сама себя высекла.

Экспертному контролю обязательно подлежат:

— случаи летальных исходов;

— случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;

— случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;

— случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;

— случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);

— случаи с расхождением диагнозов;

— случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их родственников.

В соответствии с задачами, стоящими перед специалистами, оценивающими качество помощи заполняется заключение, которое теперь называется «Карта оценки качества медицинской помощи». В Карте, будем придерживаться принятой терминологии, должны в обязательном порядке быть отражены: *

полнота и своевременность диагностических мероприятий; *

адекватность выбора и соблюдение лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза; *

выявлены дефекты и причины их вызвавшие, рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.

В полном смысле слова, такой анализ нельзя признать экспертизой, с учетом с определений, данными в статье «Качество медицинской помощи». И, тем не менее, если в Карте, что, по мнению авторов, маловероятно, будут указания на неполное и несвоевременное обследование, расхождение диагнозов, несоблюдение оптимального режима лечебных мероприятий, то такая Карта — первый, но такой важный документ в руках пациента.

Давайте попробуем еще раз уточнить узловые положения рассмотренных документов. Кто может назначить экспертизу качества медицинской помощи? — Пациент, его родственники и доверенные лица. Могут ли указанные лица поставить вопросы, требующие экспертной оценки? — Нет, ни положением о Положением «О клинико-экспертной комиссии», ни Положением «О системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» таких полномочий им не предоставлено. Имеют ли специалисты, привлекаемые к ведомственной экспертизе специальную подготовку и соответствующие сертификаты специалиста по экспертной деятельности, лицензию? — Нет, не имеют. Хотя, никто действие приказа Минздрава РФ № 1422 не отменял. О требованиях, предъявляемых к медицинскому специалисту для допуска к профессиональной деятельности, сказано выше, в статье «Правовые гарантии на получение гражданами качественной медицинской помощи». Экспертная деятельность, как впрочем, и другие виды медицинской деятельности требуют специальной подготовки, специальных знаний. Только человек малосведущий в медицинской науке может предположить, что хирург может оценить профессиональную работу, например, терапевта.

Читайте так же:  Примерный договор купли-продажи квартиры

Несут ли специалисты, выступающие в роли экспертов, юридическую ответственность за заключение, предупреждены ли они об этом? — Нет, при составлении заключения (Карты оценки качества медицинской помощи) отсутствует субъект, правомочный предупредить экспертов об ответственности.

Очевидные недостатки, которые рассмотрены выше и присущи ведомственной экспертизе качества медицинской помощи, вряд ли способны сослужить пациенту добрую службу в качестве доказательств нарушенных гарантий на получения таковой.

В соответствии с законом «О медицинском страховании граждан в РФ», появились новые субъекты правоотношений, а также ФФОМС И ТФОМС, ответственные за проведение государственной политики по медицинскому страхованию. Отдавая себе отчет в абсолютной неэффективности имеющейся системы контроля, Минздрав РФ под влиянием и при участии ФФОМС вынуждены корректировать эту систему. Результатом совместного труда явилось «Положение о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи в Российской Федерации».4

Вневедомственный контроль за деятельностью учреждений здравоохранения, а также физических лиц, осуществляют: —

страховые медицинские организации; —

территориальные фонды обязательного медицинского страхования (в случае выполнения ими функций страховщика); —

исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации; —

профессиональные медицинские ассоциации; —

общества (ассоциации) защиты прав потребителей.

Под системой вневедомственного контроля понимается оценка качества медицинской помощи субъектами, не входящими в государственную систему здравоохранения, в пределах своей компетенции.

Определенные требования предъявляются к эксперту, как страховой медицинской организации, так и к эксперту, входящему в регистр внештатных экспертов по согласованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования, исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации и органом управления здравоохранением.

Основными причинами для проведения вневедомственной экспертизы качества служат: —

жалобы пациентов или страхователей на качество и культуру оказания медицинской помощи; —

неблагоприятный исход заболевания, прямо связанный с недостатками в проведении медицинских мероприятий; —

наличие многочисленных дефектов в оказании медицинской помощи у отдельных специалистов, подразделений, учреждений;

Результатом работы эксперта является Акт экспертного контроля.

Специальное структурное подразделение ТФОМС организует и координирует работу системы вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, а также осуществляет методическое руководство деятельностью страховых медицинских организаций и филиалов ТФОМС по экспертизе качества медицинской помощи.5

Интересным введением является то, что результаты ведомственного контроля качества медицинской помощи могут использоваться и сопоставляться с данными вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи.6

Завершая обзор вневедомственной экспертизы (контроля) качества медицинской помощи, попытаемся проанализировать возможности и полномочия субъектов вневедомственного контроля, которым дано право его осуществлять (см. выше).

Можно ли, чтобы общества (ассоциации) защиты прав потребителей проводили вневедомственную экспертизу? Какими силами и средствами обладают эти общества для этого? В штате общества имеются структурные подразделения медицинских экспертов, соответствующих предъявляемым к ним требованиям? Ответ на эти вопросы пусть даст читатель.

Профессиональные медицинские ассоциации. Действительно не входят в государственную систему здравоохранения. Но какие основные цели решают общественные объединения, созданные по профессиональному признаку? Защита прав членов ассоциации в нее входящих. Кто же является членами медицинских ассоциаций, работники коммунальных служб, военнослужащие, водители автотранспорта? Профессиональные медицинские ассоциации — корпоративные объединения медицинских организаций различных форм собственности, обязанные соблюдать профессиональную этику и медицинскую деонтологию. Как правило, в своих Уставах ассоциации имеют пункт, в котором говорится о защите прав пациентов. Мы применим сейчас резкое, не парламентское сравнение, которое, возможно прозвучит обидно для медицинского сообщества. Говорить о защите прав пациентов профессиональными медицинскими объединениями (ассоциациями) — равнозначно допущению, что права заключенных выражают тюремщики.

О возможностях страхователей, исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации в проведении вневедомственной экспертизы можно сказать тоже, что и об обществах защиты прав потребителей.

Права, полномочия, положение о лицензионно-аккредитационных комиссиях уже рассмотрены ранее в статье Обязанности субъектов правоотношений при оказании медицинской помощи. В состав лицензионных комиссий входят представители органа государственного управления субъекта Российской Федерации или местной администрации, органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.7 На наш взгляд список участвующих лиц исключает необходимость дальнейших комментариев.

В соответствии с требованиями закона страховые медицинские организации,8 территориальные фонды обязательного медицинского страхования9 — именно те субъекты вневедомственной экспертизы качества, которые должны быть максимально заинтересованы в получении объективной картины реального качества оказываемой медицинской помощи. Однако в действительности, в том числе с учетом причин, которые рассмотрены в той же статье Обязанности субъектов правоотношений при оказании медицинской помощи, и организационно-методического несовершенства механизма вневедомственной экспертизы, поставленных задач ни СМО, ни ТФОМС выполнить не в состоянии.

Существенным ограничением для СМО и ТФОМС является отсутствие у них представительной экспертной службы, способной решать поставленные задачи. Экспертами страховых медицинских организаций может быть специалист с высшим медицинским образованием, имеющий стаж работы по врачебной специальности не менее 5 лет, специализацию по организации здравоохранения и социальной гигиене, прошедший специальную подготовку по экспертизе.4 Скажем откровенно, специалист со стажем 5 лет, имеющий специализацию по организации здравоохранения и социальной гигиене, навряд ли сможет квалифицированно оценить, к примеру, профессиональную работу стоматолога. Штатный эксперт СМО или ТФОМС может пригласить внештатного эксперта, специалиста-стоматолога.4 Однако где взять такого специалиста, если его в наше время нет в природе?! Давайте, это не будет лишним, еще раз внимательно ознакомимся с требованиями, предъявляемыми к внештатному эксперту. #G0Экспертом может быть специалист с высшим медицинским образованием, получивший подготовку по врачебной специальности и имеющий стаж работы по ней не менее 10 лет, высшую квалификационную категорию или ученую степень, прошедший специальную подготовку по экспертизе и получивший документ на право осуществления экспертной деятельности по избранной специальности.4 Согласитесь, степень доверия к заключению такого уровня специалиста, несравненно выше. Правда, если он оценивает работу участкового врача, а не высококвалифицированного специалиста с ученым званием профессора специализированной клиники. И все же, насколько известно авторам, во всяком случае, по состоянию положения дел в субъекте Российской Федерации — Санкт-Петербурге, это специалисты будущие. У таких специалистов будет 2 сертификата, по одному на каждый вид деятельности — клинической специальности, стоматолога, и на право осуществления экспертной деятельности по избранной специальности.

В настоящее время, если все же пациенту удается добиться проведения вневедомственной экспертизы, чаще всего у СМО, то ее проводит штатный эксперт страховой организации по каким-то одному ему понятным критериям. Чаще всего штатный эксперт — не сертифицированный и не лицензированный специалист. В редких случаях особой сложности или конфликтности штатный эксперт обращается за помощью к внештатному эксперту, входящему в регистр внештатных экспертов (см. выше). Но, если следовать букве нормативных документов, внештатный эксперт также осуществляет нелицензируемую деятельность, да еще не имея на это соответствующего сертификата специалиста.

Такие же «экспертизы» проводятся некоторыми другими организациями, не являющимися субъектами вневедомственной экспертизы. На основании полученной лицензии, разрешающей проводить экспертизу качества медицинской помощи, организация приглашает специалистов, строго говоря, не имеющих право осуществлять заявленный вид деятельности. И организация, и специалист полагают, что такие нюансы никто не заметит. Отчасти они правы, это те тонкости, которые не известны населению, пациентам, как правило, врачам-экспертам. У организации есть лицензия, у эксперта — сертификат специалиста. Этого достаточно, все должно быть нормально.

В целом таким организациям, их руководителям нужно выразить чувство глубокой признательности только за стремление дать объективную оценку качества медицинских услуг, предоставляемых населению медицинскими организациями различных форм собственности. Полагаем, они не имеют финансовой возможности осуществить подготовку соответствующих специалистов еще по одной специальности: экспертиза качества медицинской помощи.

Разрозненные усилия страховых медицинских организаций, территориальных фондов ОМС, других организаций, очевидно, не в состоянии осуществлять вневедомственную экспертную деятельность.

Реальность настоятельно требует создания межведомственных, региональных, межрегиональных экспертных центров. В этих центрах должны быть авторитетные высокопрофессиональные врачи различных специальностей, каждый из которых имел бы сертификат на право участия в экспертизе качества. Несомненно, важнейшим условием успешной работы центра по защите прав пациентов, беспристрастности экспертных заключений, являлось бы категорическое дистанцирование от государственной и муниципальной систем здравоохранения, т.е. от ведомственности.

Очевидно, самыми заинтересованными в создании таких центров должны быть пациенты. К сожалению, в ближайшее время это не реализуемая желательность. Следующими по долгу службы лицами, заинтересованными хотелось бы надеяться, должны быть СМО и ТФОМС. Ведь каждая СМО, каждый ТФОМС имеет штатные единицы медицинских «экспертов» и обычно не одну. Как правило, это отделы, имеющие около 4 специалистов.

Не проще ли совместными усилиями страховых медицинских организаций, ассоциации СМО, при участии и поддержки территориального фонда ОМС, может быть общества защиты прав потребителей создать один общий, но полноценный центр вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи? На первых этапах, специалисты-эксперты могли бы работать по договорам гражданско-правового характера, не занимая штатные должности. Такая мера допустима как временная, так как у экспертов в такой ситуации сохраняется ведомственная пуповина.

Если субъекты вневедомственной экспертизы, прежде всего СМО и ТФОМС, выполняя свои законные обязанности по защите прав застрахованных, все же пожелают приложить для этого определенные усилия, то создание только экспертного центра мера явно недостаточная. Требуется проведение целого комплекса организационно-методической работы, направленной на регламентацию всего процесса экспертизы, создание своего рода процессуальных основ, вплоть до формализации самой формы экспертного заключения.

Без этих важнейших элементов вся система вневедомственной экспертизы не более, чем фикция, мыльный пузырь. Именно поэтому суды практически не принимают к производству экспертные заключения СМО, не понимают не только их содержательную, но формальную части. Да и вообще ничего не знают о таком виде медицинской экспертизы.

Последнее обстоятельство при всей порочности существующей системы вневедомственной экспертизы не вселяет в настоящее время никакой перспективы ее жизнеспособности. Те заключения, которые выдаются страховыми медицинскими организациями, после проведения экспертизы не поддаются никакой критике. Это не документ, это изложение на свободную тему с трудом перебирающегося из класса в класс трудного подростка.

Только полное отсутствие возможности для пациента самостоятельно защищать свои права сохраняет актуальность и дает право на жизнь вневедомственной экспертизе. Следует признать, что в сравнении в ведомственной, вневедомственная экспертиза предоставляет больному больше шансов на объективную оценку качества медицинской помощи. И, следовательно, пациенту, вступившему на труднопреодолимую тропу в благородном деле поиска справедливости ни в коей мере не следует пренебрегать возможностью получения хоть каких-нибудь доказательств своей правоты.