Совокупность материальных духовных и художественных ценностей

Исходные понятия теории народной художественной культуры

Рассмотрим понятия, к которым все чаще обращаются в настоящее время исследователи народной художественной культуры.

Культура, ценности. Среди множества определений понятия «культура» наиболее распространенным является представление о культуре как совокупности материальных и духовных ценностей.

Первым, кто дал определение понятию ценностей, был польский психолог Ф. Знанецкий. Произошло это в 1918 г. Он полагал, что вводимое им понятие может стать централь­ным для новой дисциплины — социальной психологии, кото­рую он рассматривал как науку о том, как культурные осно­вания проявляются в сознании человека.

Для большинства исследователей понятие «ценность» было производным от понятия «установка», которое, хотя и толковалось различными исследователями по-разному, в

большинстве случаев обозначает иерархически расположен­ные и присущие индивиду (или, в иной трактовке, — при­емлемые для него) мнения, чувства, а по мнению некоторых исследователей, — и намерения совершить определенное действие.

Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этос культуры. Ценности связаны с установка­ми, с одной стороны, и с нормами — с другой.

Одним из первых определение понятию «ценность» дал К Клакхон: «. ценности — это осознанное или неосознан­ное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия». Такое определение дало воз­можность М. Смиту рассматривать ценности как установки особого рода, «действующие в качестве стандартов, посред­ством которых оценивается выбор. Личностные ценности от­носятся к области желательного и предпочтительного; они скорее сопряжены с глаголом «должен», чем с глаголами «быть» и «хочу».

М. Рокич считал, что ценности — это устойчивая вера в то, что определенные формы поведения или состояния мира (stale of existence) предпочтительнее для личности и общест­ва, чем какие-либо иные. Ценности представляют собой как бы точку пересечения между индивидуумом и обществом, а ценностный подход в целом направлен на изучение и объяс­нение межкультурных вариаций.

Некоторые исследователи рассматривали ценности как квинтэссенцию личности. С такой трактовкой ценностей свя­зано, в свою очередь, понятие ценностной ориентации (value orientation), которую К.Клакхон определил как «обобщенную концепцию природы, места человека в ней, отношения чело­века к человеку, желательного и нежелательного в межлично­стных отношениях и отношениях человека с окружающим миром, концепцию, определяющую поведение (людей)».

Именно ценности, то есть то, что культивируется, осо­бенно ценится и предпочитается в той или иной культуре, составляет ее главный смысл и предназначение. Философская теория ценностей (аксиология) позволяет рассматривать культуру того или иного народа как систему его духовно -нравственных ценностей и идеалов, воплощенных не только в произведениях профессионального искусства и народного творчества, но также в различных сферах его жизни (празд­никах, обрядах, бытовых традициях и т.д.). Исследования по­казывают, что в культурах различных стран, эпох, цивилиза­ций доминирует, как правило, одна и та же система ценно­стей, но по-разному воплощенная в художественной сфере. Среди них — красота, истина, свобода, ценность родной земли, домашнего очага, родной природы, матери и материн­ства, опыта и культурного наследия предков и т.д. Особое место в культуре занимают образы-идеалы человека (героя, красавицы и т.д.), на которые ориентировано развитие той или национально-культурной традиции. В разные эпохи и в разных цивилизациях эти образы-идеалы имели обычно яр­кую национальную окрашенность (сравним образы русских богатырей и таких звезд Голливуда, как, например, Рэмбо)

Еще одна составляющая любой культуры — те качества человека или народа, которые считаются в данном обществе наиболее значимыми, предстают как добродетели. Издревле в русской традиционной культуре, как и в культурах многих других народов, ценились доброта, милосердие, способность к состраданию, трудолюбие, нестяжательство (приоритет ду­ховных ценностей над материальными) и т.д.

Утрата этих традиционных ценностей и идеалов, ярко во­площенных в традициях нашей народной художественной куль­туры, грозит российскому обществу духовной деградацией

Художественная культура общества представляет со­бой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Таким образом, художест­венная культура включает в себя искусство (как форму отра­жения действительности в художественных образах, с помо-

щью особых, художественных средств (мелодии, ритма, цве­та, композиции, и т.д.), но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включаются также различ­ные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей (книги, кинофильмы об искусстве, художественное образование, исследования и т.д.).

Огромный вклад в исследование истории художествен­ной культуры России внес академик Д.С.Лихачев. Он подчер­кивал: «Искусство, созданное русским народом, — это не только богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. Пока живо искусство, в русском народе всегда будут силы для нравственного самоочищения».

Творчество — особый характер любой деятельности (художественной, научной, педагогической и т.д.). Творчест­во предполагает выдвижение новых идей, подходов к реше­нию проблем, принятие нестандартных решений. Искусство невозможно без творчества (творческой деятельности компо­зиторов, художников, актеров и т.д.). Однако, помимо твор­ческих проявлений, в искусстве имеют место тренаж, репро­дукция (копирование, воспроизведение образцов) и другие элементы, необходимые как в художественном образовании, так и в других сферах художественной жизни общества.

Особый взгляд на творчество с позиций религиозной философии содержится в известном труде Н.А.Бердяева «Смысл творчества». Автор рассматривает творчество как проявление божественного предначертания, выявляет его трансцендентальную сущность. Он рассматривает проблемы творчества в контекстах морали, любви, брака и семьи, кра­соты, мистики и т.д.

Проблемы творчества и развития творческой личности активно разрабатываются в современной педагогике. Форми­рование способностей личности к самостоятельной творче­ской деятельности, создание условия для раскрытия, реализа­ции и развития ее творческого потенциала — одна из важней-

ших целей занятий искусством, народным художественным творчеством.

Особую ценность имеют те художественные произве­дения, в которых отражен неповторимый духовный мир их создателей (народных мастеров, музыкантов и др.). Такие произведения отличаются самобытностью, своеобразием ху­дожественных образов и средств художественной вырази­тельности.

Принятая недавно программа ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия» нацелена на то, чтобы выявить и зафиксировать в разных странах мира, включая Россию, уникальные образцы народного художест­венного творчества, поддержать их мастеров и передать бу­дущим поколениям «секреты» их творчества.

Этнос. Академик Ю.В. Бромлей рассматривал этнос как социокультурное явление. Этническую общность он оп­ределял как исторически сложившуюся на территории устой­чивую многопоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подоб­ных образований (самосознанием), фиксированным в самона­звании (этнониме).

Альтернативное понимание этноса как биологической единицы, «феномена биосферы», природной общности было выдвинуто Л.Н. Гумилевым и получило популярность в 80-е гг. XX в. Этнос, как считает Л.Н Гумилев, — устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопостав­ляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности, и отличаю­щийся своеобразным стереотипом поведения, который зако­номерно меняется в историческом времени.

Каждый этнос в той или иной степени внутренне неод­нороден: в нем выделяются субэтносы, которые могут возни­кать и распадаться, причем, ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется. Группа близких между собой

этносов составляет суперэтнос. Этносы, по мнению Л.Н. Гу­милева, составляют этносферу Земли как часть ее биосферы

Значение, которое в итоге закрепилось за понятием «этнос», представляет собой нечто среднее между бромлеевским и гумилевским, и в принципе вполне синонимично сло­ву «народ».

В западной науке слово «этнос» крайне редко употреб­ляется. Одним из немногочисленных примеров этого является работа Д.Дереве «Этнопсихоанализ». Основа «этно» исполь­зуется часто в значении «народный». В этом контексте пред­стают такие научные направления, как этномузыкознание. этнография, этнология и др.

Широкое распространение получили термины «этниче­ский» (ethnic), «этничность», но и они имеют в западной нау­ке в своем значении особый нюанс и относятся чаще всего к национальным меньшинствам, диаспорам В русском языке термин «этнический» тесно связан с понятием «этнос», А вот термин «этничность» пришел к нам с Запада и. как правило, сохраняет свое первоначальное значение Культурологиче­ский словарь дает определение этничности как совокупности характерных культурных черт этнической группы, что соот­ветствует англоязычному значению этого термина, когда эт­ническая группа непременно понимается как часть более ши­рокого социокультурного окружения.

Под действие закономерностей, обусловливающих су­ществование и деятельность этноса, попадают общества, воз­никшие в результате ассимиляционных процессов, т.е. имеющие среди своих членов людей различного, если исхо­дить из вопросов «крови», происхождения Таков, например, русский этнос и этнос американский. И в том, и в другом случае этносы имели некое ядро, соответственно, славянское и англосаксонское, но собирали вокруг себя, вбирая в себя, представителей других народов. Смешанные браки доверши­ли дело, сцементировав обе эти общности в более пли менее прочные целостности. Конечно, ни в России, ни в Америке процесс ассимиляции не дошел до конца, не собрал воедино

всех представителей всех народов и племен, живущих еди­ным обществом. Поэтому американцы, долго сравнивавшие Америку с «плавильным котлом», уничтожающим все этни­ческие различия, стали выражаться более осторожно и гово­рить о своем обществе как о «салате», т.е. беспорядочной смеси различных этнических групп и меньшинств. Однако и русские, и американцы представляют собой этносы, которые имеют тенденцию к расширению путем ассимиляции других.

Ту же тенденцию в большей или меньшей степени имеют все народы. Именно поэтому ученые полагают, что говорить об этносе как о биологической общности бессмыс­ленно. С точки зрения современной этнологии, этнос облада­ет внутренними механизмами, обеспечивающими его устой­чивость, и выражаются они в особом распределении культур­ных черт и характеристик между членами этноса. Этносу присущи определенные поведенческие и коммуникативные модели, которые типичны для всех членов этноса; поведенче­ские, коммуникативные, ценностные, социально-политические модели и культурные элементы, свойственные только определенным группам внутри этноса, и другие осо­бенности. Надо подчеркнуть, что этнические процессы сти­хийны, бессознательны, они не зависят от желания и воли членов этноса.

В этом контексте современный российский этнолог С В.Лурье дает следующее определение этноса: «Этнос — это социальная общность, которой присуши специфические культурные модели, обусловливающие характер активности человека в мире, и которая функционирует в соответствии с особыми закономерностями, направленными на поддержание уникального для каждого общества соотношения культурных моделей внутри общества в течение длительного времени, включая периоды крупных социокультурных изменений». В этом значении С.В.Лурье рассматривает этнологическую культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада.

Читайте так же:  Как считать алименты с мрот

Понятие «традиция», так же как и «культура», имеет несколько значений, причем исключающих друг-друга. Так.

возможно понимание термина традиция в узком значении, как наследие прошлого, которое принципиально не изменчиво, не гибко.

Можно рассматривать традицию как нечто, находящееся в процессе постоянного изменения. В традиции присутст­вуют в двуединстве креативная (творческая) и консерватив­ная составляющие. Однако характер изменений в традицион­ном обществе не произволен. Он задан традицией изнутри.

Для объяснения своего понимания термина «традиция» С. Эйзенштадт прибегает к предложенной в начале 60-х гг. XX в. Э. Шилзом концепции «центральной зоны культуры» — неподвижного, не изменяющегося стержня культуры, во­круг которого сосредоточивается подвижная, изменчивая культурная «периферия»,

Если исходить из этой трактовки, традиционная народ­ная художественная культура может рассматриваться как ус­тойчивое «ядро» художественной культуры общества, а этнос как носитель традиции. Таким образом, понятия «этнос» и «традиция» тесно сопряжены друг с другом.

По мнению Л.Н. Гумилева, этническая традиция вклю­чает в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства, имеющие в каждом этносе неповто­римые особенности. Фундаментом этнической традиции слу­жит стереотип поведения,

Понятие «менталитет». В последние годы в широкое употребление вошло слово «менталитет». Оно звучит в русской речи как иностранный термин, и большинство исследо­вателей было вполне чистосердечно уверено, что это просто иностранное заимствование, и для того чтобы уточнить его значение, достаточно открыть любой иностранный словарь. Однако в зарубежной науке слово «менталитет» вообще не употребляется, а английское слово «mentality» не выступает в качестве термина и не имеет закрепленного за ним определе­ния (или хотя бы различных вариантов определений).

Изредка в качестве термина употребляется французское слово «mentalite», однако и оно не имеет устоявшегося значе­ния. «Словарь общественных наук» определяет менталитет следующим образом: «Термин имеет различные значения, близкие к понятиям установки, умственной функции и даже мышления (последнее — у Л. Брюля (1922 г.). Только в 1994 г. российскими исследователями были сделаны первые по­пытки дать новому термину (который наконец-то был осоз­нан как неологизм) адекватное наполнение, С точки зрения С.В.Лурье, использование слова «менталитет» в принципе может выступать в паре с понятием «традиция» постольку, поскольку подразумевает подвижность, соотнесенность как с прошлым, так и с настоящим, возможность сколь угодно глу­боких внутренних противоречий. В этом смысле можно ска­зать, что традиция выражается в менталитете народа, или, точнее: менталитетнематериализуемая составляющая традиции.

Структуру менталитета, как считают некоторые иссле­дователи, образуют «картина мира» и «кодекс поведения» Поле их пересечений, очевидно, и есть то, что называют «па­радигмой сознания». Речь идет о присутствующем в сознании человека стержне, который может при разных внешних усло­виях выступать в разных обличиях, но который является еди­ным для всего этноса и служит как бы его внутрикультурным интегратором.

Определение понятая «этнический менталитет» дает «Краткий этнологический словарь». Здесь этот термин опре­деляется как «свойственный данному народу склад мышле­ния; представляет собой устойчивый изоморфизм (постоян­ство, неизменность, инвариант), присущий культуре или группе культур, который обычно не осознается и принимается в этой культуре как естественный, он не поддается изменениям под воздействием идеологического давления Знание этнического менталитета имеет, в частности, значение для

определения пропорций между эмоциональным и рациональ­ным уровнем сознания и принятия этнической группой (в ли­це тех или иных ее представителей) решений, о также меры в воспроизводстве ею дуальной оппозиции — противопостав­ления «мы»- «они», «свои» — «чужие»,

Наиболее кратким является определение менталитета как совокупности сознательных и бессознательных устано­вок, сопряженных с этнической традицией.

Понятие «этническая картина мира» является наибо­лее близким к понятию «менталитет». По определению С.В.Лурье, этническая картина мира представляет собой осо­бым образом структурированное представление о мирозда­нии, характерное для членов того или иного этноса, которое, с одной стороны, имеет адаптивную функцию, а с другой — воплощает в себе ценностные доминанты, присущие культуре данного народа. Этническая картина мира не тождественна этнической культуре или этнической традиции. Она меняется с течением времени, более того, различным группам внутри эт­носа в один и тот же период могут быть присущи разные карти­ны мира. Этническая картина мира представляет собой каждый раз как бы определенный ракурс этнической культуры и опре­деленный вариант кристаллизации этнической традиции.

Понятие «национальный характер». Введение этого понятия в научный оборот связано с признанием того факта, что каждому народу присущ свой, отличный от других пси­хологический склад. Художественная культура народа во­площает национальный характер в самобытных материаль­ных и духовных формах.) Особенности национального харак­тера проявляются не только в произведениях народного твор­чества (песнях, танцах, сказках, изделиях декоративно-прикладного творчества и т.д.), но и в традиционных формах их бытования (календарных и семейных праздниках, обрядах, ритуалах и т.д.).

Научная школа исследования «национального характе­ра» зародилась в середине XX в. Однако современные иссле­дования в области этнологии свидетельствуют, что попытки литературного описания характеров различных народов име­ли место еще в далекой древности. Описания жизни народов систематизировались даже в Римской империи Они сдела­лись базой «искусства управления народами», служили посо­бием для властей по вечно актуальному национальному во­просу Традиция такого целенаправленного изучении из со­ображении политических была доведена до совершенства в Византии, в частности в труде императора Константина Баг­рянородного «Об управлении империей» (IX в.). Внешняя по­литика Византии строилась, в первую очередь, как политика приграничная, а потому предполагала манипулирование мас­сами и народностями, для чего считалось необходимым знать их психологические особенности и «модели поведения», как сказал бы современный этнолог Византийцы тщательно со­бирали и записывали сведения о варварских племенах. Они хотели иметь точную информацию о нравах «варваров», об их военных силах, о торговых связях, об отношениях между ни­ми, о междоусобица ч. о влиятельных людях и возможности их подкупа. На основании этих тщательно собранных сведе­ний строилась византийская дипломатия. Разумеется, посту­пала так не только одна Византия, и можно смело утвер­ждать, что изучение национальных характеров проводилось на протяжении всей последующей истории.

Попытки определить понятие «национальный харак­тер» заняли у ученых несколько десятилетий. Но и по сей день, как считает С.В.Лурье, оно порой кажется мифо­логемой. По его мнению, широко распространенное убежде­ние, что члены различных наций имеют в целом некоторые общие психологические характеристики, могло быть неоспо­римым, если бы между учеными существовало согласие в том, о каких собственно «некоторых психологических харак­теристиках» здесь идет речь. «Наблюдение, что народы раз-

личны, — общее место. Но без ответа остается вопрос: дейст­вительно ли эти различия являются национальными разли­чиями, т.е. характеристиками национальной популяции как целого? Являются ли эти характеристики специфическими для нации, т.е. разнятся ли они от одной нации к другой?» — задавали вопрос в I960 г. антропологи X Дайкер и Н Фрей­да. В конце же 60-х гг. А. Инкельс и Д. Левенсон делали уже вполне пессимистичный вывод: «При нашем нынешнем огра­ниченном состоянии познания и исследовательской техноло­гии нельзя утверждать, что какая-либо нация имеет нацио­нальный характер». И сегодня состояние научных поисков в этой области большинство ученых, характеризует как кризис­ное. Однако это вовсе не означает, что в ходе исследования психологических особенностей в поведении, стиле мышле­ния, мировоззрении, особенностях восприятия и реакций чле­нов различных этносов не было сделано никаких существен­ных открытий или было высказано мало плодотворных гипо­тез. Знание этих открытий и гипотез необходимо для понима­ния теоретических положений, составляющих основу исто­рической этнологии, а потому внимательно осмыслим исто­рию поиска тех составляющих национального характера, ко­торые можно было бы считать присущими всем членам этно­са. <См. книгу Лурье С.В Историческая этнология).

Ф. Боаса утверждал, что не только наш язык, но даже и наши эмоции являются результатом нашей общественной жизни и истории народа, к которому мы принадлежим.

Особенности русского национального характера рас­крывались многими отечественными философами (Н.А.Бердяевым, И.А Ильиным, В С.Соловьевым и другими). Среди современных трудов назовем книгу К. Касьяновой «О русском национальном характере». Автор раскрывает не только характерные черты русского национального характера в исторической динамике, но и сосредотачивается на акту­альных проблемах развития национального самосознания русского народа.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

Подходы к пониманию культуры

1. Технологический: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

2. Деятельностный: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

3. Ценностный: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

4. Исторический: культура – продукт истории, который представляет собой наследование социального опыта и передачу его от поколения к поколению.

5. Нормативный: культура – ценности и нормы человеческого существования. Виды ценностей: 1) вещные (приятное, полезное, пригодное); 2) логические (истина); 3) этические (добро); 4) эстетические (красота).

6. Деятельностный (антропологический): культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты (вторая природа). Вторичная (вторая) природа – совокупность материальных условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям. Артефакт культуры – искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание: 1) созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; 2) феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор.

7. Семиотический: культура – система знаков и символов, используемая в данном социуме. Семиотика (от греческого semeion – знак, признак) – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом, естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры – системы мифа, ритуала), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).

8. Социологический: культура есть организующий фактор общественной жизни.

Культура – 1) в широком смысле слова – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей; 2) в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Слагаемые человеческой культуры: экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения.

Читайте так же:  Можно ли продлить патент не пересекая границу
Основные сферы существования и развития культуры

Материальная культура – вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей, связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека (материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.).

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Социальная культура – характерные для той или иной культуры формы организации совместной жизни.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно. Провести грань между ними очень сложно, т. к. в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.).

Основные функции культуры

1) познавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;

2) оценочная – осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;

3) регулятивная (нормативная) – формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);

4) информативная – осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;

5) коммуникативная – сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;

6) социализации – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Структура духовной жизни общества

духовные потребности представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности;

духовная деятельность (духовное производство) – производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом;

духовные блага (ценности): идеи, теории, образы и духовные ценности;

духовные общественные связи индивидов.

Формы и разновидности культуры

1. по связи с религией: религиозная и светская;

2. по региональному признаку: культура Востока и Запада;

3. по национальному признаку: русская, французская и т. д.;

4. по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

5. по связи с территорией: сельская и городская культура;

6. по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

7. по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

1) Народная культура – наиболее устойчивая часть национальной культуры, источник развития и хранилище традиций. Культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах. Народная культура, как правило, анонимна. Народная культура может быть разделена на популярную и фольклорную. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое.

2) Элитарная культура создается в расчете на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений (литература: Джойс, Кафка; живопись: Шагал, Пикассо; кинематограф: Куросава, Тарковский; музыка: Шнитке, Губайдуллина). Признаки элитарной культуры: а) высокий уровень (сложность содержания); б) получение коммерческой выгоды не является непременной целью; в) подготовленность аудитории к восприятию; г) узкий круг создателей и аудитории; 5) определяет развитие всей культуры.

3) Массовая культура (попкультура) имеет признаки: а) общедоступность; б) занимательность (обращение к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей); в) серийность, тиражируемость; г) пассивность восприятия; 5) коммерческий характер.

4) «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план.

Развитие культуры – процесс двуединый: а) суммирование, накопление опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций; б) преодоление этих же традиций путем приращения культурного богатства, т. е. новаторства.

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Пути накопления культурных ценностей: а) по вертикали (преемственность, передача от одного поколения к другому элементов, частей предыдущих теорий); б) по горизонтали (наследуются не отдельные элементы, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение).

Культурная аккумуляция – накопление культурного потенциала, наследия.

Многообразие культур

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке.

Контркультура – субкультура, которая не просто отличается от господствующей культуры, но противостоит, находится с ней в конфликте (андерграунд), стремится вытеснить ее; система ценностей асоциальных групп («новые левые», хиппи, битники, яппи и др.). В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» – авангард.

Иерархичность мировой культуры

* Европоцентризм – различные концепции, пытающиеся представить Европу в качестве духовного центра планеты и образца для подражания в решении экономических, экологических, политических, социальных, национальных, этических, творческих, религиозных, демографических и иных общечеловеческих проблем.

* Америкацентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Америка.

* Востокоцентризм (панисламизм, панмонголизм) – мировоззренческая установка (взгляд), согласно которой Восток является центром мировой культуры и цивилизации.

* Афроцентризм – концепция, согласно которой духовным центром человечества является Африка.

* Негритюд – концепция, утверждающая идею об особом самостоятельном духовном, культурном и политическом развитии африканских народов.

Взаимодействие культур

Диалог культур – преемственность, взаимопроникновение и взаимодействие различных культур всех времен и всех народов, обогащение и развитие на этой основе национальных культур и общечеловеческой культуры; то же, что аккультурация.

Аккультурация – 1) в узком смысле: процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого; 2) в широком смысле: процесс взаимодействия культур, культурный синтез.

Культурный контакт – предварительное условие взаимодействия межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур.

Культурная диффузия – взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте). Каналы культурной диффузии: миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

Глобализация культуры – ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, формированием транснациональных корпораций и мирового рынка, благодаря воздействию на людей средств массовой информации. Глобализация культуры имеет позитивные (общение, расширение культурных контактов в современном мире) и негативные стороны.

Н. Данилевский о взаимодействии культур: 1) колонизация (финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген); 2) «прививка черенка на чужое дерево» (эллинистическая культура Александрии внутри египетской культуры); 3) взаимный равноправный диалог (обмен ценностями).

Культурный шок – первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурной реальностью.

Способы преодоления культурного шока: 1) Колонизация: агрессивная демонстрация и пропаганда собственных культурных ориентиров и моделей поведения, радикальное неприятие традиционных ценностей «местной» культуры и их вытеснение на периферию культурного пространства. 2) Гетто(т)изация: создание компактных мест проживания «чужих» (эмигрантов, беженцев, гастарбайтеров) или «местных» (индейцы США) носителей иной культуры, где они получают возможность сохранять и поддерживать свою культурную микросреду в жестких рамках локальных замкнутых пространств (гетто). 3) Ассимиляция: крайняя форма культурного конформизма, сознательный отказ от собственной культурной идентичности в пользу полного приспособления к «чужой» культуре. Последним «бастионом» в борьбе с иноземной культурой выступает язык, с утратой которого погибает и ассимилированная культура. 4) Диффузия: совмещение элементов «своей» и «чужой» культур.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Формы толерантности: а) личная (социальные взаимодействия отдельных индивидов); б) общественная (общественная психология, сознание, моральные нормы и нравы); в) государственная (законодательство, политическая практика).

Культура совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества. Искусство художественное. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемДарья Богаевская

Похожие презентации

Презентация на тему: » Культура совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества. Искусство художественное.» — Транскрипт:

4 Культура совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определенный уровень развития общества. Искусство художественное творчество, включающее литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности. Деятельность в области культуры деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и использование культурных ценностей и предоставление культурных благ. Культурные ценности нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки и диалекты, национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения литературы и искусства, народного художественного творчества, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты, результаты и методы научных исследований.

5 Культурные блага товары и услуги, предназначенные для удовлетворения художественно- эстетических потребностей граждан и общества в целом. Культурный уровень степень развития личности, социальных групп, национальных и государственных общностей, цивилизаций, общества в целом в результате деятельности по освоению норм и ценностей культуры, выработанных человечеством.

6 Творческий работник физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, которое признано или требует признания.

7 1. Конкурсы-выставки. 1. Конкурсы-выставки.

8 2. Путешествия. 2. Путешествия. Духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников через изучение истории и культуры родного города.

9 3. Музыкально-развлекательные мероприятия. 3. Музыкально-развлекательные мероприятия. Например: «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!» 4. Музыкально-театрализованное представление. 4. Музыкально-театрализованное представление.

10 5. Дни вежливости, доброты. 5. Дни вежливости, доброты. 6. Встреча с представителями творческих профессий. 6. Встреча с представителями творческих профессий. 7. Конкурсы на лучшее эстетическое оформление интерьера (класса, школьного коридора). 7. Конкурсы на лучшее эстетическое оформление интерьера (класса, школьного коридора). 8. Фото-выставки. Как результат увиденного, своё отношение к происходящему через фотографию. Например: «Я и театр», «Мы и театр». 8. Фото-выставки. Как результат увиденного, своё отношение к происходящему через фотографию. Например: «Я и театр», «Мы и театр».

11 9. Фестивали. Например: «Литературный гений» 9. Фестивали. Например: «Литературный гений» 10. Форумы. 10. Форумы. Главная цель этих мероприятий заключается в формировании основ духовно- нравственного воспитания школьников, приобщение их к искусству. Главная цель этих мероприятий заключается в формировании основ духовно- нравственного воспитания школьников, приобщение их к искусству.

Читайте так же:  Приказ минюста 29

12 Все искусства служат одному – самому трудному из искусств – искусству жить. Бертольд Брехт

7. Социальная философия

1. Стандартизация и унификация производства культурных образов характерны для ___________ культуры.

2. Автором произведения «К вопросу о роли личности в истории» является …

Н. Я. Данилевский

3. Э. Тоффлер разрабатывает концепцию …

4. Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является …

5. К проявлениям духовного аспекта свободы относится …

возможность самому создавать духовные ценности

свобода трудовой деятельности

свобода участвовать в общественных объединениях

6. Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _______________ подхода.

7. Постиндустриальное общество в контексте «информационной революции» характеризуется понятием …

«идеальный тип общества»

8. Мыслителем, рассматривающим ход развития цивилизаций через схему «вызов – и – ответ», является …

9. Автором произведения «Смысл и назначение истории» является …

Н. Я. Данилевский

10. Совокупность материальных, духовных и художественных ценностей, выработанных человечеством в процессе эволюции, называется …

11. Ядром политической сферы общества является (-ются) …

12. Проблемы, связанные с проблемой ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды, классифицируются как _____________ проблемы.

13. Автором теории культурно-исторических типов является …

Н. Я. Данилевский

14. Мыслителем, определившим цивилизацию как завершающую стадию развития культуры, был …

15. Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название …

16. Большие группы людей, которые существенно отличаются друг от друга по месту и роли в системе производственных отношений, по образу жизни, по политическим и другим интересам и по особенностям их общественного сознания, называется …

17. Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется …

18. Общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, при этом обеспечить безопасность своих граждан, называется …

19. Идею регресса исторического развития предложил …

20. С точки зрения цивилизационного подхода, понятия культура и цивилизация …

противопоставляются друг другу

рассматриваются как синонимы

рассматриваются через сублимацию

понимаются как «символы эпохи»

21. С точки зрения аксиологического подхода, культура – это …

22. Автором концепции «стадий экономического роста» является …

23. Особенностью индустриального общества является …

ведущая роль сферы услуг

развитие информационных технологий

ведущая роль церкви в общественной жизни

24. Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления, называется …

25. Центральным понятием философии В. И. Вернадского является …

26. Автором произведения «Первобытная культура» является …

27. В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином …

28. К противоречивости глобального процесса относится …

усиление дифференциации в развитии стран «Севера» и «Юга»

оптимальное разделение труда в масштабах планеты

создание новых рабочих мест

более высокий уровень жизни

29. Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «всемирно-исторический дух», был …

30. Мыслителем, отстаивающим приоритетность демографического фактора в общественном развитии, был …

31. Автором произведения «Столкновение цивилизаций» является …

32. Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название …

33. Структурными элементами материально-производственной сферы является(-ются) …

производительные силы и производственные отношения

индивидуальное и общественное сознание

страты и классы

политические партии и профсоюзы

34. Мыслителем, считавшим, что «в современном общественной жизни Европы… вся власть в обществе перешла к массам», является …

35. Автором концепции «единого индустриального общества» является …

36. Автором произведения «Государь» является …

37. С точки зрения деятельностного подхода, культура – это …

способ жизнедеятельности человека

38. Мыслителем, рассматривающим культуру как продукт сублимации бессознательных психических процессов, является …

39. Автором произведения «Государство» является …

40. Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители _____________ подхода.

41. Автором произведения «Закат Европы» был …

42. Автором пассионарной теории этногенеза является …

43. Автором понятия «сверхиндустриальная цивилизация», обозначающего современное общество, является …

44. Наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии, называется …

45. Ю. А. Лотман разработал ____________ подход к рассмотрению культуры.

46. Направленность на избранного потребителя, обладающего художественной восприимчивостью и материальными средствами, характерна для ___________ культуры.

47. Мыслителем, введшим в научный оборот определение «социальная физика», был …

48. Автором произведения «Исторические письма» является …

Ф. М. Достоевский

49. Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название …

50. Автором стратификационного подхода к анализу общества является …

51. Главным признаком развития общества, с точки зрения сторонников теории циклического развития, является …

постоянный рост производства материальных благ

развитие по линии регресса

сохранение и приумножение духовных ценностей

52. Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «осевое время», был …

53. История раздроблена во времени и пространстве и представляет собой развитие локальных цивилизаций, считают представители ____________ подхода.

54. Мыслителем, развивающим теорию общественного договора происхождения государства, является …

55. Смыслом исторического развития общества, по мнению П. Тейяра де Шардена, является …

соединение душ людей в космическом Христе

достижение «всеединства», слияния мира с Богом

познание мировым духом самого себя

56. Философом, считающим, что либерально-демократические идеи одержали победу в глобальном масштабе, является …

57. Общество, его структура и историческое развитие определяются законами природы, считают представители ____________ подхода.

58. История – это линейное поступательное движение, логика которого выражается в смене общественно-экономических формаций, считают представители ____________ подхода.

59. Основным представителем структурно-функционального подхода к анализу общества является …

60. Автором произведения «Судьба России» является …

61. Область знания о системной организации общества, изучающая структурный аспект общественной жизни, называется …

62. Идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название …

63. Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества. (1-а, 2-б, 3-в)

1. Принятие антимонопольного законодательства

2. Производство мебели

3. Формирование рабочего класса

64. Установите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями. (1-а, 2-б, 3-в)

1. Деление исторического процесса на формации

2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора

3. Мир разделен на центр и периферию.

65. Установите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

66. Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества: (1-а, 2-б, 3-в)

1. Культурно-исторический тип

2. Рабовладельческое общество

67. Установите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций. (1-а, 2-б, 3-в)

1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике

2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность

3. Многонациональность, соборность, миссионизм

68. К культурно-цивилизационной стороне глобализации общества относится …

расширение информационно-коммуникативного пространства

экономическая заинтересованность партнеров друг в друге

глобальное разделение труда

создание и распространение новых технологий

69. Установите соответствие между социальными явлениями и понятиями социальной философии. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Деление общества на бедных и богатых

2. Национальная принадлежность

3. Главный инженер стал директором предприятия

4. Католик принял православие

70. В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином …

71. Установите соответствие между общественно-экономическими формациями и их характерными признаками. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Охота, рыболовство и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности

2. Равный труд равных собственников

3. Присвоение труда зависимых крестьян

4. Преобладание наемного труда рабочих

72. К явлениям международного сотрудничества в правовой сфере относится …

выработка и ужесточение законов против торговли наркотиками

решение вопросов охраны окружающей среды

разработка вакцин от основных инфекционных заболеваний

мониторинг международных финансовых потоков

73. Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

в.теория стадий экономического роста

д.теория исторического круговорота

74. Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий «культура» и «цивилизация». (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

а.Цивилизация – определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность.

б.«Культура» и «цивилизация» – синонимы.

в.«Цивилизация» – умирающая культура.

г.Цивилизация – база культуры.

д.Понятия «культура» и «цивилизация» никак не связаны друг с другом.

75. Установите соответствие между историческими типами социальной стратификации и степенью «открытости» общества: (1-а, 2-б, 3-в)

1. Закрытое общество

2. Открытое общество

3. Условно открытое общество

76. Сущностью глобальной демографической проблемы является …

резкая градация в росте населения в разных странах

изменение природы как среды обитания человека

увеличение количества стран с ядерным оружием

неравномерность экономического развития между странами

77. Установите соответствие между событиями и типами социальной мобильности. (1-а, 2-б, 3-в)

1. В результате сокращения производства часть рабочих предприятия стали безработными.

2. Учитель был назначен директором школы.

3. Накануне вступления в брак невеста приняла католичество.

78. Установите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями. (1-а, 2-б, 3-в, 4-г)

1. Деспотические формы правления

2. Дух достигает полного расцвета и зрелости

3. «Царство прекрасной свободы»

4. Аристократия как форма правления

79. Философская школа, считающая глобализацию завершающей стадией капитализма, называется …

80. Совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа, получило название …

81. К глобальным проблемам межгосударственных связей относится проблема …

исчезновения отдельных видов животных

сокращения населения в развитых странах

82. Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как _____________ проблемы.

83. Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития …

84. Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является …

85. Установите соответствие между социальной общностью и критерием выделения социальных общностей. (1-а, 2-б, 3-в)

г.степень упорядоченности, организованность

86. Мыслителем, утверждавшим, что выдающаяся личность должна обладать тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером, был …