Скидки по осаго за безаварийную езду в 2019 году

Оглавление:

В 2019 году рынок ОСАГО ждут серьезные перемены

Закон об обязательном страховании автомобилей в России был принят достаточно давно — еще в 2003 году. Затем последовали многочисленные попытки его модернизации, с целью сделать систему более удобной. Новый блок доработок, который планируют ввести в следующем году, должен сгладить некоторые «острые углы» ОСАГО.

Сохранение коэффициента

Наиболее важное изменение в законе коснется коэффициента бонус-малус (КБМ), а точнее порядка его присвоения и сохранения. Этот коэффициент дает скидку на ОСАГО за безаварийную езду, а также «штрафует» тех, кто часто становился виновником ДТП, более высокой стоимостью страховки.

Однако по действующим правилам значение КМБ могло «обнулиться». Некоторые владельцы авто по ряду причин порой не оформляют ОСАГО в течение года. Это приводит к тому, что КБМ становился равным 1, как если бы у водителя не было опыта вождения.

Но что для одного горе, для другого — неплохая возможность сэкономить: автохамы, многократно устраивающие аварии, попросту выжидали один год и потом оформляли страховку по стоимости как у новичка.

За моими плечами практически 20 лет безаварийной езды — ОСАГО честно оформлял каждый год, КБМ верно приближался к максимуму, а скидка доходила до 45%. Однако прошлой зимой понадобились деньги на лечение, решили с женой продать машину. Пока копили на новую, ездили на общественном транспорте. В итоге узнали, что за время без оформления страховки весь КБМ обнулился: повозмущались, конечно, но что толку — такое правило ведь и правда есть. Вот только его справедливость вызывает большой вопрос: ездишь 20 лет, или первый год сел за руль — плати одинаково, жизненные обстоятельства тоже никого не волнуют, — делится копейчанин Максим Глазов.

Серьезность и масштаб проблемы отмечают и в Банке России: по словам специалистов, более 50% жалоб граждан на страхование ОСАГО касаются именно КБМ.

Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей, — цитирует директора департамента страхового рынка Банка России Филиппа Габунию 56orb.ru.

Нововведения 2019 года лишат аварийных водителей возможности экономить на страховке, а ответственные владельцы сохранят за собой право оформления ОСАГО со своим коэффициентом, даже если человек не был вписан в полис в течение нескольких лет. КБМ будет присваиваться водителю раз в год, и показатель не изменится на протяжении этого периода.

Закон также предусмотрел решение другой важной проблемы. В данный момент, если водителя вписали сразу в несколько полисов разных автомобилей, происходит «задвоение» КБМ. Случается это из-за того, что в один полис с этим водителем записаны другие, со своей автомобильной «репутацией». В 2019 году каждый водитель получит только один КБМ: обладателю нескольких коэффициентов присвоят наилучший.

Защита пострадавших

Помимо бонусной системы изменения коснутся и других моментов. Недобросовестных страховщиков, пытающихся навязать дополнительные услуги в процессе оформления, ждет повышение штрафов. Выявлять и доказывать факт препятствования покупке страховки в скором времени, возможно, будут при помощи камер, под «прицелом» которых будет осуществляться оформление договора — такую процедуру предлагают сделать обязательной.

Некоторые в попытках сэкономить драгоценное время оформляют электронный полис на сайте страховщика. Однако по пути оформления полиса может возникнуть препятствие в виде «зависания» интернет-площадки. Если проблема повторяется снова и снова, уже сейчас можно записать процесс оформления на видео — в таком случае страховщика также обяжут выплатить штраф.

На этапе обсуждения находится инициатива, согласно которой при расчете компенсации за причиненный ущерб в ДТП учет износа деталей будет отменен. Нововведения помогут полностью покрыть качественный ремонт авто. Однако есть и ограничение. Во избежание мошеннических действий со стороны автовладельцев, при полной гибели машины возместят ее реальную стоимость.

Кроме того, произойдет постепенное повышение и выравнивание страховых сумм, которые выплачивают за вред, причиненный пострадавшим в ДТП. Сегодня же жизнь и здоровье пассажира маршрутного такси оценивается в четыре раза выше, чем жизнь пешехода и пассажира обычного авто, что как минимум несправедливо.

Новые поправки в ОСАГО: Что ожидает водителей в 2019 году

Пакет инициатив по внесению изменений в «автогражданку» с нового года должен снять наиболее острые проблемы этого вида страхования, сообщает «56 Медиа» со ссылкой на Центробанк.

История обязательного страхования автогражданской ответственности в России началась ровно 15 лет назад. В 2003 году был принят закон об ОСАГО, который с тех пор немало критиковался, но постоянно совершенствовался. В 2019 году законодатель предлагает внести новые поправки, которые позволят сделать «автогражданку» более справедливой, гибкой и удобной. Какие основные нововведения ждут водителей?

Справедливые бонусы

Наиболее заметное изменение коснется системы начисления и сохранения коэффициента бонус-малус (КБМ). Он позволяет водителю получать скидку на полис за безаварийную езду и наоборот – заставляет платить больше неаккуратных водителей, которые в течение отчетного года попадали в аварии. Чем ниже КБМ, тем выше скидка на полис.

До сих пор главной претензией к этой системе является то, что бонусы сгорают, если водитель в течение года не оформляет ни один полис. Как результат добросовестные водители теряют накопленные бонусы, если, например, по той или иной причине год не сидели за рулем (а скидка может достигать 50%). И наоборот, злостные нарушители могут в течение года намеренно не оформлять полис, устраивать аварии, а затем получить полис на общих основаниях, с тем же КБМ=1.

С такой ситуацией столкнулся житель Ставрополя Евгений Петров. По словам мужчины, он имеет солидный стаж безаварийной езды, но недавно он лишился всего накопленного бонуса.

«Я за рулем с 1994 года. Ни разу не произошло ни одного ДТП по моей вине. КБМ был равен 0,6, и я получал скидку до 40%. Но вот в 2015 году я продал машину, чтобы купить новую. Сразу приобрести авто не удалось, так что больше года пробыл пешеходом. Каково же было мое удивление, когда я обратился за полисом и выяснил, что все мои бонусы сгорели. Мне пришлось платить, как новичку», — говорит Петров.

Эксперты Центробанка признают: до сих пор больше половины всех обращений водителей к регулятору связаны именно с невозможностью сохранить КБМ.

«Сейчас более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касается именно коэффициента бонус-малус. Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей», — рассказал директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

Новый принцип начисления и сохранения КБМ закроет лазейку для недобросовестных автомобилистов. Коэффициент не будет обнуляться, если человек в течение года или больше не был вписан ни в один полис.

Читайте так же:  Заявление о принадлежности договора приватизации

Теперь каждому водителю будет присваиваться персональный КБМ, например, 1 января, который не будет меняться год. По истечении этого срока КБМ пересматривается в зависимости от истории вождения в отчетный период: больше аварий – выше коэффициент и цена полиса.

Исправлен и еще один серьезный недостаток. Сейчас в том случае, когда водитель вписан в несколько полисов, происходит «задвоение» КБМ, что может привести к потере скидки. Так случается, если в полис, помимо добросовестного водителя, вписаны и другие, с худшим коэффициентом. Тогда уже в следующем году первому водителю выпишут полис с учетом «плохого» КБМ.

«Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы. У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причем для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку», — говорит Габуния.

Страховые компании заставят работать честно

В последние годы многие водители жаловались на невозможность оформить полис ОСАГО из-за действия или бездействия страховой компании. Кому-то отказывали из-за «отсутствия бланков», кому-то навязывали дополнительные платные услуги.

«Мы живем в районном центре, поэтому выбор офисов страховых компаний у нас не такой большой. Когда нужно было в очередной раз покупать полис, пошли к самому крупному страховщику – у него офисы везде есть. Смотрим, а там очередь аж во двор вышла. Оказалось, бланков не хватает. Завозят, говорят, по пачке, и сразу расходятся. В общем позже выяснилось, что компания таким образом просто ограничивала число клиентов. Незаконно, конечно, но что нам поделать?», — говорит житель села Левокумского Егор Тимофеев.

Чтобы бороться со злоупотреблениями со стороны компаний, Банк России планирует увеличить штрафы и ужесточить требования для страховщиков, которые ограничивают продажи полисов. Еще одно предложение, которое сейчас обсуждают депутаты – ввести обязательную аудио- и видеофиксацию в офисах продаж полисов. Эксперты ЦБ считают, что эту инициативу нужно тщательно изучить.

Жесткие санкции грозят и тем компаниям, которые не дают оформить полис онлайн. В случае, если сайт страховщика постоянно зависает или выдает ошибку, клиент может заснять этот процесс на видео и пожаловаться в Центробанк. Если вина компании будет доказана – ей также светит немалый штраф.

Еще одно нововведение пока находится на стадии обсуждения. Законодатель предлагает отменить учет износа деталей и узлов автомобилей при расчете страховой выплаты. Сейчас страховщик в случае аварии выплачивает на ремонт лишь остаточную цену детали. Согласно инициативе, впредь автовладельцу будут выплачивать стоимость новой детали.

При этом будет установлено ограничение, чтобы не допустить злоупотреблений. Например, нельзя будет специально разбить старую машину и идти получать новую. При полной гибели автомобиля возмещаться будет только его реальная стоимость.

Справедливые выплаты пострадавшим

С 2019 года существенно изменится лимит ответственности по ОСАГО за причинение вреда жизни и здоровью граждан. Сегодня сохраняется дифференциация: жизнь пассажира маршрутного транспортного средства почему-то оценивается в 4 раза дороже, чем жизнь пассажира обычной машины или пешехода. Иными словами, если в аварии с автобусом погиб пассажир автобуса, то его родственникам выплачивается 2 миллиона рублей. А если автобус сбил насмерть пешехода, его наследники получат лишь 500 тысяч.

Согласно новым правилам, страховые выплаты будут равными для всех, независимо от вида транспорта и статуса пострадавших или погибших в момент ДТП.

Также планируется постепенно повышать суммы, которые будут выплачивать в качестве компенсации.

Как я сэкономил на ОСАГО 30%

24 сентября 2018 16:01 5

Если аварий нет — полагается скидка. Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

Ходить в Госдуму иногда бывает весьма полезно. Недавно я посетил парламентское обсуждение грядущей реформы ОСАГО. Перед депутатами с трибуны выступал зампред Центробанка Владимир Чистюхин.

— Каждый год к нам поступают десятки тысяч жалоб на систему страхования гражданской ответственности. Больше половины обращений касаются расчета коэффициента бонус- малус (это скидка за безаварийную езду – Авт.), — рассказал финансист.

«Надо же, как интересно. Хорошо мне — 13 лет стажа, ни одной аварии. С таким идеальным прошлым скидка должна быть максимальной», — подумал я, слушая Чистюхина.

Тут в голову полезли смутные сомнения. А ведь нет у меня максимальной скидки. Более того, есть подозрение, что несколько лет назад с покупкой новой машины коэффициент бонус-малус (КБМ) мне обнулили.

— Иди в страховую и пиши заявление на пересчет, — посоветовал знакомый автоэксперт Петр Шкуматов, когда я поделился с ними своими подозрениями. – Покупка автомобиля – не предлог для отмены скидки.

На следующий день я отправился в офис « Ингосстраха » разбираться со своим КБМ.

— Какая у меня скидка за безаварийную езду?

— 20%, — ответил парень в синей рубашке, поковырявшись в своем компьютере.

— У меня же 13 лет стажа и я ни разу не был в ДТП . Раньше, правда, меня в свою страховку вписывали родители. Но это же не играет роли?

Дальше парень начал что-то искать в своем компьютере. Пришлось ответить на массу интересных вопросов: на каких машинах я успел поездить за 13 лет, в какие годы, кто их страховал, не покупались ли поддельные полисы…

Через 20 минут мне сунули листок для заявления на пересчет коэффициента бонус-малус.

— Помните, после вашего заявления КБМ может поменяться в худшую для вас сторону. На уточнение коэффициента уйдет до двух недель.

Уведомление по СМС от «Ингосстраха» пришло на следующий день: «Класс исправлен».

Добиться перерасчета по полису ОСАГО и исключить переплаты. Фото: Алексей БУЛАТОВ

Как исправлен, куда исправлен — не уточнили. Позвонил в справочную страховой.

— Вам подняли скидку. Раньше была 20%, теперь стала максимальной – 50%, — ответила девушка по телефону.

Спасибо ЦБ и Владимиру Чистюхину. Если бы не они, я бы в этом году на треть переплатил за ОСАГО. Про переплаты прошлых лет, видимо, придется забыть. Раз регулятору жалуются на пересчет КБМ, видимо, далеко не всем это делают так быстро и безболезненно, как мне.

ВАЖНО

Чтобы страховые не обманывали с положенной скидкой, надо знать основные правила расчета коэффициента бонус-малус:

— Водитель, которых страхуется первый раз в жизни, платит 100% от стоимости полиса. За каждый безаварийный год езды дается 5% скидка на следующий полис.

— 50% скидка – это максимум. Ее можно заработать за 10 лет аккуратной езды.

— Нужно страховаться каждый год, чтобы не потерять бонусы КБМ. Для сохранения скидки максимальный срок между окончанием действия одного полиса и началом другого не должен превышать 12 месяцев. Если ОСАГО закончило действие 31 декабря 2018 года, то следующую страховку надо оформить не позже 30 декабря 2019 года. 31 декабря 2019 года скидка за безаварийную езду сгорит.

— Смена автомобиля никак не влияет на ваш КБМ.

— Если в ваш полис вписано несколько человек и один из них попал в аварию, то КБМ ухудшается только у него. Остальные в следующем году получат скидку в 5% на свои полисы. Но КБМ вашего полиса рассчитывается по худшему показателю всех вписанных водителей.

— Если попасть в ДТП по своей вине, то скидка по КБМ для следующей страховки отменяется, будущий полис обойдется в 140% от базового тарифа. Совет: при незначительных авариях лучше не вызывать ГИБДД , а договариваться на месте. Сэкономленная скидка на страховке сэкономит больше, чем обойдется ремонт царапины у пострадавшего за свой счет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые правила ОСАГО в 2018 году: что изменилось в новой редакции

1. Согласно новым правилам ОСАГО в 2018 году потерпевший в ДТП в момент подачи заявления о страховом возмещении больше не обязан прилагать к заявлению справку о ДТП, выданную подразделением Госавтоинспекции по форме приказа МВД № 154. Все потому, что ГИБДД с октября 2017 года не выдает справки о ДТП, а все описание аварии заносит в протокол или постановление (подробности)

Скидки по осаго за безаварийную езду в 2019 году

Совет директоров ЦБ утвердил указание о новых тарифах ОСАГО, объявил в пятницу регулятор. Указание также устанавливает новый порядок применения страховщиками коэффициентов при расчете стоимости полиса.

Указание предполагает расширение тарифного коридора на 20% в обе стороны до 2746-4942 руб. Сейчас граница тарифного коридора, в котором страховщики самостоятельно определяют цену полиса ОСАГО, составляет 3432-4118 руб. О намерении изменить тарифы по ОСАГО ЦБ сообщал еще в мае.

Читайте так же:  87 статья ук

Документ вводит более гибкую систему коэффициента возраст-стаж (КВС) с более детальной градацией ступеней: вместо действующих четырех их будет 58. В результате для опытных водителей старшего возраста КВС будет снижен, для молодых и неопытных — повышен. «Для наиболее рискованного сочетания возраста и стажа коэффициент будет равен 1,87; для наименее рискованного сочетания (автолюбители старше 59 лет со стажем более 3 лет) коэффициент будет фактически в два раза меньше – 0,93, что создаст льготные условия для лиц пенсионного возраста. Это позволит сделать цену полиса более индивидуальной», – сообщил ЦБ.

Изначально ЦБ планировал ввести 55 ступеней КВС. Но затем решил выделить дополнительную возрастную категорию водителей — свыше 59 лет, пояснил «Ведомостям» представитель регулятора. Анализ убыточности данной категории водителей показал, что тарифы для них могут быть снижены, следует из его слов.

Документ ЦБ реформирует и систему коэффициентов бонус-малус (КБМ, скидки за безаварийную езду и надбавки за аварии). Он будет назначаться водителю раз в год 1 апреля и в течение года пересчитываться не будет. Если на 1 апреля 2019 г. у автовладельца в системе данных Российского союза автостраховщиков (РСА) будет числиться несколько КБМ, то ему будет присвоен самый низкий из них (более выгодный. – «Ведомости»). Такой подход исключит случаи задвоения КБМ, а также снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, сообщил ЦБ. «Новая система КБМ закрепляет страховую историю за водителем (а не за договором. – «Ведомости») и предполагает отказ от ее обнуления при перерыве в вождении: все накопленные скидки будут сохраняться», – указал регулятор.

Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ, это существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО.

В полной мере уйти от уравнительного ценообразования в ОСАГО и перейти к индивидуальному тарифу для каждого водителя не удастся, признал ЦБ. Для этого нужно изменять закон. Но тем не менее изменения создадут возможности для применения более дифференцированного подхода к установлению тарифов и сделают систему ОСАГО более справедливой, считает регулятор.

Без изменений в закон страховщик в каждом конкретном регионе должен устанавливать единый для всех тарифный коридор и не вправе поощрить безубыточного водителя меньшей ставкой, объяснял «Ведомостям» гендиректор «РЕСО-гарантии» Дмитрий Раковщик. После вступления указания ЦБ в силу страховщики поднимут тариф до верхней границы, опасается руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов. Большинство автомобилистов фактически ждут повышения максимальной стоимости полиса ОСАГО примерно на 20%, комментировал намерения регулятора директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин.

Сейчас стоимость полиса ОСАГО определяется исходя из базового тарифа с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев, регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя.

В ближайшее время документ будет направлен на регистрацию в Минюст, сообщил ЦБ. Только после этого регулятор вправе будет разрешить страховщикам применять новые тарифы ОСАГО. ЦБ рассчитывает, что новые тарифы начнут действовать с 2019 г., говорил в октябре зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Изначально ЦБ надеялся ввести новые тарифы до 31 августа 2018 г.

Страховой мега-полис: нововведения, которые перевернут рынок ОСАГО в 2019 году

Ровно 15 лет назад, в середине 2003-го в России началась эпопея «автогражданки»: вступил в силу закон, обязывающий всех водителей страховать свою ответственность, находясь за рулём авто. С тех пор немало было сломано копий в спорах о том, как усовершенствовать законодательство и сделать систему ОСАГО более удобной.

«Несгораемый» бонус.

Самое масштабное грядущее изменение в законе об ОСАГО касается порядка присвоения и сохранения так называемого коэффициента бонус-малус (КБМ). Он позволяет получать скидку за безаварийную езду или наоборот, вынуждает неаккуратного водителя платить дороже, если тот совершал ДТП в течение года. Чем ниже КБМ – тем выше скидка и наоборот.

Главной претензией водителей к нынешней системе начисления и учёта коэффициентов – это то, что бонусы «сгорают», если человек год нигде не оформлял полис. В итоге люди не могли получить положенной скидки (а иногда она достигала и 50%), получая начальный третий класс страхователя (КБМ=1). И наоборот, поездив годик без полиса, злостный автохам, не раз попадавший в аварии, выходил с «чистой» репутацией и платил за следующий полис ОСАГО столько же, сколько и законопослушный автовладелец.

— Я за рулём с 1994 года, езжу аккуратно и ни разу не было ни одной аварии по моей вине, — рассказывает оренбуржец Пётр Витимский. – Всегда и вовремя страховался по ОСАГО, КБМ у меня был 0,6 (за 8 лет безупречной езды) и получал скидку – она доходила до 40% от стоимости полиса – более чем солидная экономия! Но в 2015 году весной остался без машины. Срочно сыну потребовались деньги на выкуп доли в квартире, поэтому продал свою «ласточку». Думали, что быстренько всё провернём и потом опять мне чего-нибудь купим из средств передвижения. Но по-быстрому не вышло: новую машину я взял себе лишь к осени 2016-го. Когда ставил её на учёт и получал номера, надо было оформить и полис ОСАГО. Тогда и узнал, что, оказывается, все мои бонусы сгорели и восстановлению не подлежат! Разве это справедливо? И меня, и того, кто впервые оформляет – под одну гребёнку?

— Сейчас более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, касается именно коэффициента бонус-малус (КБМ), — говорит директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

— Многие проблемы вытекают из-за несовершенства самой системы. Мы планируем сделать систему КБМ простой и понятной. Сейчас, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО его КБМ обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей.

Новая система действия Бонус-малуса закроет лазейки для аварийных водителей, с одной стороны, и, с другой — не будет обнулять коэффициент, если человек, по какой-то причине год не был вписан ни в один полис ОСАГО. Сейчас система «прощает» грехи неаккуратных водителей. Например, водитель, который совершил несколько аварий и получил коэффициент 2,45, продолжает год водить по полису без ограничения водителей, а через год у него снова коэффициент станет равен 1.

С января 2019 года ошибки и недочёты системы будут исправлены. По новым правилам КБМ присваивается персонально водителю с 1 января и не меняться в течение всего года. Также отменяется «срок давности»: можно сделать паузу в управлении авто хоть на несколько лет, затем снова сесть за руль, оформив полис – ваш бонус сохранится.

Устранён в новой системе и ещё один серьёзный недочёт. Сегодня, если человек вписан в полисы ОСАГО на разные машины, то у него происходит «задвоение» КБМ, из-за чего он может потерять скидку. Это происходит, если в полис вписаны и другие водители с худшим КБМ. В этом случае на следующий год вас застрахуют именно с учётом худшего коэффициента.

— Все эти огрехи мы намерены исправить в ходе самого первого шага реформы, — поясняет Габуния. — У каждого водителя теперь будет только один КБМ. Причём для тех, кто имел несколько КБМ на этапе старта новой системы, будет выбран наилучший, то есть предоставляющий наибольшую скидку.

Защита пострадавших – в приоритете.

Несмотря на снижение количества жалоб на невозможность купить полис ОСАГО или на навязывание дополнительных услуг, проблему нельзя пока назвать полностью решённой.

Для борьбы с этим Банк России планирует вновь увеличить штрафы для страховщиков, препятствующих нормальной покупке полиса ОСАГО. Но главное – оформление договора автострахования будет проходить под «прицелом» камер с записью видео и аудио.

Аналогично и в случае невозможности оформить электронный полис через Интернет, если сайт страховщика зависает или выбрасывает регулярную ошибку. Доказательством тому может служить в том числе и видеозапись процесса онлайн-оформления. Если нарушение действительно будет подтверждено регулятором, страховщика ждёт немалый штраф.

Другая назревшая инициатива, которая, правда, сейчас только обсуждается, — отмена учета износа деталей и запчастей при расчете денежной компенсации за ущерб, причинённый автомобилю в ДТП. Сегодня страховые компании рассчитывают стоимость выплат на ремонт авто с учётом износа деталей. Нововведения позволят сделать так, чтобы денег, которые выплачивает страховщик, хватало на ремонт.

Читайте так же:  Договор социального найма особенности заключения

Правда, есть и ограничения, направленные на предупреждение возможных мошенничеств. Нельзя будет бросить свой старенький автомобиль под самосвал и идти в страховую за деньгами на новую машину. При полной гибели автомобиля должна возмещаться его реальная стоимость.

Очень серьёзные новшества касаются повышения лимита ответственности по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Сегодня жизнь пассажира маршрутного транспортного средства оценивается вчетверо выше, чем жизнь пешехода или пассажира обычного автомобиля. На практике это выглядит так: если случилось страшное ДТП в котором один погиб из-за того, что его сбила маршрутка, а другой был ее пассажиром, то близкие первого получат 500 тыс. рублей, а второго — 2 миллиона рублей. Абсурд! В этой ситуации совершенно справедливо выглядит выравнивание страховых сумм, которые получают наследники вне зависимости от того, находился ли погибший внутри салона или снаружи.

Новые поправки к закону об «автогражданке» приведут к постепенному повышению сумм, которые покрывают защиту жизни и здоровья.

Резонный вопрос, волнующий всех автовладельцев — увеличится ли в результате цена полиса? Эксперты утверждают, что расчёт в итоге будет проводиться индивидуально и более справедливо для каждого водителя.

ОСАГО: что будет со скидкой за безаварийную езду?

Сейчас большинство коэффициентов, используемых при расчёте цены ОСАГО, повышают конечную стоимость услуги. Однако на снижение может работать КБМ (так называемая «скидка» за езду без аварий по вине клиента). Принцип его действия прост: чем дольше у водителя безаварийный стаж, тем дешевле будет для него полис. Если ДТП есть, то коэффициент, наоборот, станет надбавкой.

Нынешняя система расчёта коэффициента «бонус-малус» действует уже 15 лет. Финансовый университет РФ провёл глобальное исследование рынка ОСАГО в России. В итоге они пришли к выводу, что КБМ нуждается в модернизации. Систему его расчёта представители организации назвали несбалансированной. По их мнению, из-за КБМ средняя цена страховки падает слишком быстро, причём в системе не продумана компенсация убыточности.

По предварительным прогнозам исследователей, в долгосрочной перспективе максимальная скидка на ОСАГО будет примерно у 70% застрахованных клиентов. Когда система разрабатывалась, предполагалось, что среднее значение КБМ по стране будет равно единице (нет выгоды ни для автовладельцев, ни для страховщиков). Однако в 2018 году этот показатель составляет 0,81, что вряд ли радует последних.

По логике средний КБМ связан с аварийностью, он должен снижаться, если сокращается и число ДТП по вине водителей. Любопытно, что за первые 11 месяцев 2018 года их количество выросло, пусть и всего на 2,2% (до 133 007 случаев). Хотя ещё в прошлом году динамика по таким авариям была отрицательной (меньше почти на 5%).

В финуниверситете рассчитали, что средний размер КБМ по договорам ОСАГО в 2019 году будет равен уже 0,79. Это значит, что ещё больше водителей получат скидку на страховку за безаварийную езду.

В числе предложенных мер по изменению системы оказалась, например, ежегодная корректировка страховых тарифов по ОСАГО (с учётом влияния системы «бонус-малус»). Понятно, что это выгодно страховщикам. Однако, для клиентов это бессмысленно: зачем «зарабатывать» безаварийный стаж, если вся скидка будет «съедаться» повышенным тарифом?

Также исследователи предложили реформировать параметры системы: общее число классов, соотношение «бонусных» и «малусных» характеристик и т.д. Судя по всему предлагается поступить аналогично системе «возраст-стаж», которая в следующем году расширит количество градаций с 5 до 50. Ожидается, что это сделает цену ОСАГО более индивидуальной. Можно предположить, что для многих автовладельцев после изменения системы КБМ страховка станет дороже.

Пока что ЦБ согласовал другое изменение в системе «бонус-малус»: коэффициент будет присваиваться каждому автовладельцу один раз в год – 1 апреля. При этом будет сохранено только одно значение (наименьшее из имеющихся у водителя). Это правило также вступит в силу в следующем году.

Какие важные изменения ждут ОСАГО в 2019 году

В 2003 году в России вступил в силу закон, обязывающий водителей страховать свою автогражданскую ответственность – ОСАГО. За 15 лет вокруг него ходило множество споров о том, как усовершенствовать законодательство и сделать систему в целом более гибкой и удобной.

Закон снова терпит изменения, которые с 2019 года позволят решать самые острые проблемы автовладельцев.

Бонус больше «не сгорит»

Самое большое изменение коснётся присвоения и сохранения КБМ (коэффициент бонус-малус). Если за прошлый год с вашим участием не произошло ни одной аварии, то цена нового полиса ОСАГО будет снижена: чем ниже коэффициент, тем меньше стоимость ОСАГО. У неосторожных водителей КБМ будет увеличиваться, как и цена на полис.

Сейчас, если водитель не оформлял полис в течение года и больше, то его бонусы «сгорали» и не учитывались при начислении коэффициентов. Его КБМ снова опускался до единицы и начального класса страхования. Такие ситуации вызывали массу недовольств, ведь граждане не могли добиться положенного снижения цен на новый полис (а иногда «скидка» достигала 50%). Зато злостные нарушители, попадая в аварии и не покупая полис в течение года, снова становились «чистыми» и платили за ОСАГО столько же, сколько законопослушные водители.

— Я за рулём уже больше 20 лет, и ни разу не случалось аварии по моей вине, — делится Евгений из Кондопоги. – Я аккуратный водитель и всегда вовремя страхуюсь, КБМ у меня был совсем небольшой, поэтому ОСАГО покупал по сниженной цене. 4 года назад пришлось продать свою машину, думал, временно, но попал на работе под сокращение, и процесс покупки нового авто затянулся. Машину удалось купить только через 2 года, и то, при помощи родни. Радость от покупки омрачил полис ОСАГО – мой низкий КБМ, заслуженный «чистой» ездой, больше не действителен. Теперь он снова равен единице, как у какого-нибудь новичка!

По всей стране большое количество подобных несправедливых ситуаций.

— Сейчас больше половины всех жалоб на ОСАГО, которые поступают в Банк России, касаются именно КБМ, — отмечает директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния. – Многие проблемы существуют из-за несовершенства самой системы КБМ, которую планируется сделать более простой и понятной. В данный момент коэффициент обнуляется, если человек в течение года не был вписан ни в один полис ОСАГО, это одинаково касается и нарушителей, и водителей с безаварийным стажем.

Главное – защита пострадавших

За последнее время количество жалоб на невозможность купит полис ОСАГО или на навязывание дополнительных услуг снижается, однако проблему пока нельзя сказать, что проблема решена.

Для улучшения ситуации Банк России планирует увеличить штрафы для страховщиков, которые препятствуют нормальной покупке полиса. Важно, что при оформлении договора автострахования будет вестись видео- и аудиозапись.

Если возникают проблемы с оформлением электронного полиса через Интернет, (сайт выдаёт постоянную ошибку или зависает), то нужно предоставить доказательства – например, видеозапись онлайн-оформления процесса. В случае подтверждения нарушения, страховщика оштрафуют.

Обсуждается и другая важная инициатива: отменить учёт износа запчастей и деталей при расчете компенсации за ущерб автомобилю, попавшему в ДТП. На данный момент страховые компании определяют размер выплат с учётом износа запчастей. Изменения позволят увеличить выплаты от страховщиков, чтобы денежных средств хватало на ремонт.

Чтобы инициатива не превратилась в орудие мошенничества, предусмотрены ограничения. Не получится уничтожить старую, поломанную машину и получить от страховой деньги на новое авто. При полной гибели автомобиля возмещаться должна его реальная стоимость.

Ещё одни серьёзные изменения направлены на повышение лимита ответственности по ОСАГО за вред жизни и здоровью пострадавших в ДТП. Сейчас жизнь пассажира общественного транспортного средства «оценивается» в 4 раза выше, чем жизнь пассажира обычного авто или пешехода. В реальной жизни выглядит это странно: если в серьёзном ДТП один человек погиб из-за того, что его сбила маршрутка, а второй — будучи её пассажиром, то родственники пешехода получат 500 тысяч рублей, а погибшего пассажира маршрутки – 2 миллиона рублей. Поэтому уровнять страховые выплаты наследникам погибших (вне зависимости от того, был ли человек пешеходом или пассажиром) – логичный и справедливый шаг.

Изменения в ОСАГО позволят постепенно увеличить суммы, покрывающие защиту жизни и здоровья людей.

Безусловно, всех волнует вопрос, увеличится ли цены полиса из-за изменений? Эксперты утверждают, что расчет будет проводиться более справедливо и индивидуально для каждого.