Сайт библиотеки требования

Сайт библиотеки требования

5.1. ТРЕБОВАНИЯ К WEB-САЙТУ БИБЛИОТЕКИ

Первым этапом создания любого сайта, в том числе и сайта библиотеки, является проведение детального анализа информационных потребностей его потенциальных посетителей. Следует сразу принять за правило, что сайт создается именно для читателей, а не для самих библиотекарей, поэтому пользовательские интересы должны быть в первую очередь учтены при выработке общей структуры и стратегии наполнения виртуального ресурса.

Многолетняя практика создания сайтов позволила сформулировать ряд общих требований, которым должны отвечать виртуальные представительства библиотек. Все они базируются на общих критериях для web-серверов. К ключевым показателям качества web-серверов в настоящее время относятся:

  • глубина содержания;
  • простота навигации;
  • стабильность информационных ресурсов;
  • оперативность обновления информации;
  • доступность для пользователей;
  • единство дизайна всех разделов.

Глубина содержания определяется объемом имеющейся информации, степенью ее детализации и, конечно же, ценностью. Естественно, все эти показатели должны стремиться к максимуму. Информативность библиотечных сайтов может быть достигнута путем размещения материалов, представляющих наибольший интерес для виртуальных посетителей, которыми потенциально становятся все пользователи Интернет. К таким источникам относятся, в первую очередь, электронный каталог и иные базы данных библиотеки, бюллетени новых поступлений, сведения о составе фондов и расписании работы отделов и филиалов, порядок записи, календарь текущих и планируемых событий (книжных выставок, массовых мероприятий, продаж списанной литературы и т.д.). При существовании доступа к электронному каталогу очень полезно привести его паспорт: с какого года отражается литература, какие виды изданий и на каких языках представлены, текущее количество записей, дата последнего обновления и т.п.

Содержание сервера можно значительно обогатить за счет размещения фонда выполненных справок, полнотекстовых сборников докладов проводимых библиотекой конференций и выпускаемых библиографических указателей, в том числе и каталогов книжных выставок. Для средних и малых библиотек на первую страницу сайта можно вывести такой элемент как «Книга недели», в котором давать анонсы наиболее примечательных изданий, поступивших в библиотеку за последнее время. Читатели должны иметь возможность высказать собственные мнения о прочитанной литературе, для чего имеет смысл организовать на сайте специальный форум.

Помимо собственно информации о библиотеке и ее ресурсах, весьма ценным является представление перечня ссылок на наиболее богатые в информационном отношении источники с других серверов. Такие перечни могут носить как универсальный, так и тематический характер и в этом случае быть неким электронным аналогом книжных выставок, приуроченных к актуальной проблематике, знаменательным датам и событиям. Наличие подобных коллекций ссылок сделает сервер притягательным для пользователей, ищущих в Сети систематизированного и авторитетного знания. Например, уже сегодня в Интернет представлено большое количество электронных аналогов известных периодических изданий. Размещение на библиотечном сервере ссылок на них более чем уместно, при этом, для удобства читателей стоит предварительно систематизировать журналы по отраслям знания в соответствии с традиционной библиотечной классификацией. Крайне полезными для читателей будут также ссылки на рассмотренные ранее справочно-библиографические ресурсы Интернет и средства поиска информации.

В случае, если на других серверах региона не освещена в достаточной степени его история и современное состояние, задача библиотеки — подготовить такой обзор на основе собственной краеведческой коллекции. В данном случае очень уместно размещение иллюстраций с видами города, исторических справок, карт местности и т.д. Весьма эффективным является создание региональных справочников ресурсов Интернет, поскольку общероссийские рубрикаторы уже сейчас не в состоянии полно отразить состав и содержание региональных сайтов. Формирование подобных справочников не только желательно, но и необходимо, а кроме того, библиотечные специалисты смогут с успехом проявить себя на новом поприще, в полной мере используя опыт в сфере выявления, систематизации и аннотирования материала в новых реалиях информационной деятельности.

Поскольку серверы открыты для посещения гостями из любой точки планеты, хорошим тоном считается наличие англоязычной версии, которая совсем не обязательно должна быть точной копией русскоязычных страниц. Англоязычный вариант может содержать общие сведения о библиотеке и, конечно же, наиболее подробные сведения об услугах, предоставляемых удаленным пользователям (МБА, электронная доставка документов). Электронный каталог в этом случае обязательно должен иметь версию интерфейса на английском языке.

Идеальной является ситуация, когда потенциальный пользователь, на основе представленных на библиотечном сервере сведений, смог бы составить исчерпывающую картину ее информационного потенциала и принять решение о необходимости ее посещения в наиболее удобное время.

Простота навигации зависит от логичности схемы построения сервера, которая обычно имеет иерархическую структуру. Важно обеспечить посетителям возможность без труда двигаться от раздела к разделу, легко возвращаться назад или получить справку. Ключевое значение при этом имеет разработка титульной страницы, которая содержит самый общий перечень разделов сервера, его своеобразный «основной ряд». В зависимости от особенностей каждой библиотеки этот перечень конечно же будет различаться, однако следующие несколько разделов можно рекомендовать как обязательные:

  • новости/календарь событий (анонсы предстоящих в библиотеке мероприятий и краткие отчеты об уже состоявшихся);
  • общие сведения о библиотеке (перечень отделов с указанием лиц для контактов, распорядок работы, правила записи, история библиотеки, банковские реквизиты);
  • информационно-библиографические ресурсы (перечень и подробная характеристика имеющихся каталогов, картотек, баз данных на CD-ROM);
  • сведения о фондах (состав книжного фонда, периодики, фонда аудиовизуальных документов и др.);
  • перечень предоставляемых услуг (подробное указание всех бесплатных и платных услуг с указанием отделов и текущих расценок).

Названия разделов иногда полезно снабжать краткими комментариями, дабы посетитель не гадал, за какой из ссылок помещены сведения о планируемых книжных выставках, где доступ к бюллетеню новых поступлений, а где правила заказа литературы по межбиблиотечному абонементу. Ссылки на наиболее ценные источники, например, на электронный каталог, целесообразно разместить и дополнительно выделить на титульной странице. Это же относится и к крупным массовым мероприятиям, анонс которых стоит делать все более заметным по мере их приближения.

Непосредственно к функциям, обеспечивающим навигацию по сайту, относятся «Карта сайта» и «Поиск по сайту». «Карта» представляет собой полную иерархическую схему всех разделов сервера. С ее помощью пользователь может легко определить, в каком из разделов помещается интересующая его информация. «Поиск» — более сложная функция, реализация которой требует участия технических специалистов. Это, по сути, значительно уменьшенный аналог поисковых систем Интернет, с помощью которых осуществляется разыскание документов по ключевым словам в пределах данного сервера. Использование «поиска по сайту» не только целесообразно, но и необходимо в случаях, когда объем сервера измеряется тысячами документов.

Логичность построения сайта подчеркивается правильным заполнением метки , внутри которой указывается название конкретной страницы сервера. Эта метка должна отражать содержание именно данной страницы, а не просто включать наименование библиотеки. Оптимальным является сочетание как названия библиотеки (в этом случае можно ограничиться и аббревиатурой — например, «Вологодская ОУНБ», «Библиотека ГУ-ВШЭ»), так и заглавия документа (например, «Структура библиотеки», «Правила записи читателей», «Календарь событий на январь 2003 г.» и т.п.).

Обязательным правилом считается размещение на титульной странице ссылки на электронный почтовый адрес библиотеки для того, чтобы посетители могли без труда высказать свои пожелания или задать вопросы.

Стабильность информационного наполнения определяется постоянством представленной информации. Пользователи должны быть уверены, что найдут интересующие их сведения, при любых технических и структурных реорганизациях. Даже утратившие острую актуальность материалы, например, доклады позапрошлогодней конференции или материалы завершившейся выставки, следует не удалять, а переводить в архивную часть сайта. Это обеспечит необходимую информационную прочность сервера, которая с годами будет лишь повышаться. Полностью освобождаться имеет смысл лишь от страниц временного характера, например, посвященных завершившемуся месячнику продажи списанных изданий из фондов библиотеки.

Оперативность обновления данных обеспечивает постоянное поддержание сайта в актуальном состоянии. Известно, что в Сети требования к актуализации информации намного выше, нежели требования к обновлению печатных изданий. Большое значение имеет как регулярное пополнение электронного каталога новыми массивами библиографических записей, или публикация бюллетеней новых поступлений, так и своевременное размещение информации о грядущих и текущих событиях жизни библиотеки. Также оперативно должно проводиться обновление ссылок на внешние ресурсы, дабы не допускать устаревания информации. Регулярное обновление и пополнение сведений как ничто другое способствуют сохранению интереса к серверу у его постоянных посетителей и, соответственно, повышают его популярность. Следует постоянно помнить одно из правил, выработанное цифровым сообществом: устаревшее наполнение сайта часто производит худшее впечатление, чем даже его отсутствие.

Доступность страниц складывается из нескольких факторов, главным их которых является техническая «устойчивость» web-сервера, что составляет заботу штата системных администраторов. Однако на доступность информации может повлиять и оформление страниц. Злоупотребление иллюстративными материалами, аудио- и видеофрагментами, которые «весят» намного больше обычного текста, может ощутимо снизить скорость передачи данных и, таким образом, в значительной степени затруднит или сделает совершенно невозможным их использование. Об этом надо постоянно помнить и применять графику, а тем более звук и видео, в разумных пределах.

Внешнее оформление web-страниц не имеет кардинального значения, хотя смотреть на изысканный фон и со вкусом сделанную анимацию, конечно, приятнее, чем на тоскливо-серые страницы. Естественным требованием является единообразный стиль оформления всего сервера. В данном случае хорошей школой может стать просмотр как можно большего количества библиотечных серверов и выработка на этой основе собственных эстетических критериев. Особо понравившиеся страницы можно, на первых порах, использовать в виде шаблона, оставив неизменным оформление и заменив заголовки и текст. Современные браузеры позволяют без труда сохранять на своем компьютере любые изображения, включая анимационные картинки (для этого используется правая кнопка мыши). Существуют также специальные сервера, содержащие бесплатные средства для украшения web-страниц. Важно лишь следить, чтобы позаимствованные объекты не представляли чью-либо собственность и, соответственно, не находились под защитой авторского права.

Следует всегда помнить, что изысканный внешний вид сайта не самоцель и хорош только тот дизайн, который работает на содержание.

После создания или обновления страниц и перед загрузкой страниц непосредственно на сервер необходимо произвести проверку текста на наличие орфографических ошибок. Обновление материала на сайте происходит очень динамично и, конечно, далеко не всегда хватает времени на внимательную вычитку размещаемых материалов. Однако стоит взять за правило, что текст, не прошедший проверку на правописание с помощью специального модуля текстового редактора, не может быть отправлен на сайт. Даже после этих проверок тексты нередко содержат грамматические и синтаксические ошибки, однако их число не столь велико, как если бы материалы загружались сразу по мере их создания. Особенность электронного текста такова, что ошибки на мониторе компьютера трудно различимы, и поэтому многие из источников Интернет изобилуют многочисленными ошибками.

Создание и обновление web-сайта постепенно превращается в рутинную библиотечную работу. Как правило, первоначально она выполняется сотрудниками отдела автоматизации. Однако со временем управление содержанием сайта все более перемещается в подразделения, отвечающие за связи с общественностью и информационную деятельность библиотеки.

В настоящее время большинство сайтов библиотек делается «вручную» — каждая страница создается отдельно. Это весьма трудоемкий процесс, поэтому появляется все большее число программных продуктов, создатели которых стремятся максимально упростить эту работу. Типичным примером является программный пакет Microsoft Office, в котором реализована возможность одновременно с созданием бумажной копии (а можно и без оной) готовить и размещать на сайте ее электронный аналог без какого-либо знания HTML. Эта функция предусмотрена в текстовом редакторе Word, текстовом редакторе Excel и программе создания презентаций PowerPoint.

Со временем ручная технология все более будет вытесняться специальным программным обеспечением для управления содержанием web-серверов. Эти программы, получившие название CMS (Content Management System — система управления контентом), призваны обеспечить эффективное управление информационным наполнением корпоративных сайтов, каковыми являются сайты крупных библиотек. Использование программ CMS позволяет исключить постоянную зависимость от технических специалистов при создании достаточно сложных приложений, включая постоянное обновление новостного раздела, обмен данными с другими серверами, пополнение электронного каталога и других подобных операций, не говоря уже о «простом» создании или изменении содержания web-страниц.

Следует ожидать, что на рубеже 2004/2005 годов web-сайты библиотек окончательно трансформируются в неотъемлемый элемент обслуживания читателей, став привычным инструментом их деятельности. Анализ тенденций развития программного обеспечения для Всемирной паутины позволяет предположить наличие в перспективе таких компонентов библиотечных сайтов, как «профили» читателей, формируемые на основе сведений об их информационных потребностях. В этом случае, при визите на сайт библиотеки, каждый читатель будет иметь возможность получить персонифицированную информацию, отвечающую его интересам. Это могут быть, к примеру, сведения о последних поступлениях и новых сайтах Интернет по интересующей теме. На персональном рабочем столе на библиотечном сервере читатели смогут хранить свои закладки на Интернет-ресурсы, копии источников, получать автоматически генерируемые обзоры заданной проблематики. Все это, несомненно, повысит авторитет и привлекательность библиотеки для пользователей.

Сайт библиотеки требования

Ольга Викторовна
Козлова

председатель секции
школьных библиотек РБА,
ст. преподаватель МИОО,
Москва

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ общества особо остро поставила вопрос грамотного представления в Интернете отечественных библиотек с их электронными продуктами и услугами. Аудитория российской части Сети сейчас превысила 25 млн человек.

Мощный импульс внедрению информационных и коммуникационных технологий в систему нашего образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году (http://www.rost.ru). В рамках этого проекта решалась задача подключения к Интернету в 2006–2007 годах более 50 тысяч учреждений общего образования во всех регионах России. В Сети имеется довольно много информации об удачном решении этой задачи. В частности, на «Уральском образовательном портале» отмечается, что в 2007 году завершено подключение к Интернету всех школ Уральского федерального округа.

Сайт образовательного учреждения предоставляет возможность оперативной подачи актуальной информации участникам образовательного процесса. При работе над этой статьей автор руководствовалась желанием поделиться своими соображениями о состоянии школьных сайтов вообще, сайтов школьных библиотек и страниц школьных библиотек на таких сайтах в частности, а также предложить к обсуждению некоторые требования к сайту школьной библиотеки и перечень необходимых или желательных рубрик.

Сбор информации о школьных сайтах начался, конечно, с Москвы.

Существует сайт «Лучшие школы Москвы». На нём представлены 25 образовательных учреждений: 13 гимназий, 6 лицеев, 4 образовательных центра, специальная школа и СОШ.

В Интернете находим определение хорошего школьного сайта (www.loiro.ru/tutor/06/01/12.html). Сайт считается хорошим, если:

  • содержит справочную информацию, интересующую родителей при поступлении их детей в школу (в том числе об учителях, учебных программах, традициях…);
  • отражает происходящие в школе события (праздники, конференции, конкурсы. );
  • отражает в развитии постоянно действующие направления в работе школы (школьный музей, участие в проектах и т.д.);
  • является местом, где ученики могут представить свои творческие работы (в том числе юмористические);
  • предоставляет возможность учителям разместить свои материалы (вплоть до отдельного раздела по предмету или кафедре);
  • содержит элементы дистанционной поддержки обучения (например, виртуальный консультационный пункт);
  • поддерживает личные страницы учеников, учителей, страницы целых классов;
  • содержит специальный раздел для выпускников;
  • представляет образовательное учреждение международному сообществу.

Здесь же отмечается, что у существующих в Интернете школьных сайтов разные «весовые категории» с точки зрения технических возможностей школы, профессионального уровня разработчиков и финансовой поддержки. Некоторые школы имеют свой сервер и, соответственно, гораздо большие возможности. Иногда к созданию школьного сайта привлекаются специалисты профессиональных дизайн-студий.

Создаётся впечатление, что большинство школ не обладают всеми необходимыми для выполнения поставленных целей ресурсами. А под ресурсами специалисты понимают определённые умения и знания, нужные для создания сайта, без которых трудно обойтись и которые необходимы для размещения информации.

На наш взгляд, большинство таких сайтов – представительские, а не рабочие. Видно, что люди понимают необходимость представить лицо школы в Сети, но нет отчетливого видения, что и для кого это лицо должно изображать. Следствием этого является отсутствие важных рабочих компонентов сайта. В частности, ни в одной «лучшей школе Москвы» нет не только странички школьной библиотеки, но и упоминания о существовании её в стенах школы.

Исключение составил Образовательный центр ОАО «Газпром». У него в рубрике «Учёба» есть подрубрика «Библиотека», а в рубрике «После уроков» библиотека присутствует в «Плане мероприятий».

Мы просмотрели материалы сайта «Уральский образовательный портал». На нём представлена информация о конкурсах школьных сайтов. Первый конкурс школьных интернет-сайтов проводился в 2006 году для территории Курганской, Свердловской и Челябинской областей. Организаторы отмечают, что он вызвал большой интерес у общественности регионов и нашёл поддержку в органах управления образованием. В 2007 году к участию в конкурсе были приглашены школы всего Уральского федерального округа и Пермского края. В этом соревновании приняли участие 128 школ из городов и населённых пунктов, а наибольшее количество заявок было подано учащимися Пермского края и Челябинской области. На сайте констатируется, что организаторы конкурса 2007 года и члены жюри отметили заметно возросший уровень школьных интернет-ресурсов: многие из заявок являются профессионально сделанными сайтами, возросло количество информации, представленной на сайтах, появились новые интерактивные сервисы для школьников.

Критериями отбора лучших сайтов конкурса «Уральского образовательного портала» являлись: информативность, интерактивность, инновационность, актуальность, дизайн.

Сейчас в каталоге сайтов региона 36 образовательных учреждений. И мы не поленились просмотреть все эти сайты. Надо отметить, что упоминание о школьной библиотеке или медиатеке – редкость на их страницах.

Приятно удивила информация МОСШ № 19 Нижневартовска. В рубрике «Коллектив» после фото директора и его заместителей помещена фотография библиотекаря школы.

Более подробно ознакомились с сайтами победителей конкурса. В соответствии с требованиями к сайтам определены и номинации конкурса.

В номинации «Самый лучший сайт» первое место занял сайт школы № 70 г. Тюмени. Сайт действительно отвечает всем указанным требованиям. Однако в рубрике «Педагогическое сообщество» мы не нашли библиотечных работников. И библиотека вообще никак не «просматривается». А подрубрика «Школьные учебники» содержит только перечень учебников.

В номинации «Самый лучший сайт поселковой школы» победила Юргамышская средняя школа. Сайт порадовал. Одна из главенствующих рубрик – «Медиацентр», а в рубрике «Наши учителя» находим информацию о заведующей библиотекой и библиотекаре.

Ещё одна номинация – «Самый информативный сайт». Здесь у многопрофильного лицея № 1 (г. Магнитогорск) в рубрике «Подразделения лицея» фигурирует также и библиотека. Возможно, о библиотечных делах можно было бы дать информации и побольше, но презентация Дня лицеиста им определённо удалась.

В других номинациях – «Самый оригинальный дизайн» и «Самый удобный интерфейс» – у победителей нет упоминания о библиотеке.

Далее мы просмотрели и изучили сайты в Интернете, представленные по адресу http://www.library.ru/3/biblionet/, а также сайты, представленные на конкурс «Мудрая сова» (2003–2004 годы), и некоторые другие.

Укажем замеченные нами особенности сайтов школьных библиотек.

  1. Информация о библиотеке зачастую «встроена» в сайт общеобразовательного учреждения, т.е. информация носит не автономный характер.
  2. Видно недостаточное понимание целей и задач организации и поддержки сайта.
  3. Отсутствие в рубриках конкретного «адресата» (дети, педагоги, родители).
  4. Есть значительная доля «бегунов на короткую дистанцию», чьих запала и сил хватило только на непродолжительную поддержку сайта (2003–2005 годы).
  5. Малая информативность (краткость – сестра таланта?).
  6. Слабое структурирование информации, нечёткая система её подачи.
  7. Наличие ненужной информации (типовой служебной документации: должностных инструкций, положений, правил).
  8. Статичность, редкое обновление информации.
  9. Редко встречающиеся ссылки на другие ресурсы (наших ведущих библиотек).
  10. Отсутствие оперативности (для новостной рубрики характерно значительное отставание во времени).
  11. Как правило, кадровое обеспечение библиотеки – 2 человека (что отражается, конечно, и на её сайте).

Чтобы подойти вплотную к требованиям, предъявленным к информации о школьных библиотеках, остановимся на тех, которые предъявляются к библиотечным сайтам на конкурсах. Они очень разные.

Например, в положении о проведении II Всероссийского конкурса публичных библиотек перечислены следующие, на наш взгляд, максималистские требования.

«Основные критерии оценки сайтов.

Содержание:

  • полнота представления информации о библиотеке (история, структура, ресурсы, услуги, наличие контактной информации);
  • наличие на сайте информации о регионе (муниципальном образовании), её полнота и качество;
  • наличие на сайте материалов (текстовых, аудиовизуальных и т.п.); представляющих интерес для широкого круга пользователей Интернета;
  • наличие новостного блока;
  • наличие электронных каталогов и обеспечение доступа к корпоративным и иным каталогам, размещённым на сайтах других библиотек и организаций;
  • наличие дополнительных библиотечно-информационных сервисов (виртуальной справочной службы, виртуального читального зала, электронной доставки документов и т.п.);
  • частота и регулярность обновления материалов.

Дизайн и эргономичность:

  • визуальное удобство восприятия информации,
  • стилевое единство разделов,
  • художественное оформление (оригинальность, наглядность),
  • простота и единообразие навигации (наличие общего меню, карты сайта, поиска по сайту).

Технологичность:

  • наличие интерактивных форм взаимодействия с пользователем (справочных служб, форумов, гостевых книг и т.п.),
  • наличие и уместность мультимедийных элементов,
  • корректное отображение сайта в различных браузерах,
  • скорость доступа к ресурсам сайта.

Посещаемость сайта».

Конкурс сайтов школьных библиотек «Мудрая сова» проводился в основном силами издательства «Кирилл и Мефодий». И этот факт наложил отпечаток на требования к сайтам. В частности, такие: «На конкурс “Мудрая сова 2004” могут быть выставлены информационно-справочные веб-сайты школьных библиотек, на которых отражена информация об имеющемся библиотечном фонде. Для участия в конкурсе на сайте достаточно отобразить классификационную структуру библиотечного фонда. Но наиболее правильным будет и размещение в этой структуре библиографических описаний книг (и иных источников информации).

Следующим уровнем школьного библиотечного информационно-справочного веб-сайта может быть размещение в структуре кратких описаний (дающих большее представление о произведении – аннотация, содержание, выдержки и т.п.) или возможности доступа к полнотекстовым источникам. Критерии оценивания:

Основным критерием оценки конкурса будет тот факт, что конкурсный веб-сайт даёт представление о библиотечном фонде, готовит посетителя библиотеки к осмысленному поиску нужной информации или (в идеальном случае) непосредственно предоставляет доступ к нужной информации».

В этих требованиях всё сведено только к фонду и возможности его представить.

Возникает вопрос: каким же должен быть сайт школьной библиотеки?

В статье «Сайт органа муниципального управления как инструмент трансляции культуры региона» (см. http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_sites.php) коллеги из Кемеровского государственного университета культуры и искусств обозначили следующие функции любого сайта.

  • Имиджевая, представительская.
  • Информационная.
  • Коммуникативная.
  • Инвестиционная.
  • Рекламная.

На наш взгляд, две первые функции должны реализоваться сайтами общеобразовательных учреждений и школьных библиотек. Относительно первой функции (имиджевой, представительской) понятно, что здесь основная задача – создать привлекательный и запоминающийся образ образовательного учреждения, школьной библиотеки. Взвесив свои силы, необходимо определить, какими будут сайт или страничка: просто визитной карточкой или проводником актуальной информации.

Актуальная информация – основа библиотечного сайта. И чтобы информация работала, на начальном этапе необходимо ответить на ряд вопросов: для чего создается сайт? какие потребности планируется им удовлетворить? чьи потребности? как это всё будет выглядеть (дизайн)? кто постоянно будет этим заниматься и с точки зрения содержания, и с технической?

Очевидно, что для успеха библиотечного сайта более важным, чем владение HTML, является хорошее содержание (content – контент) сайта и способность организовать и представить информацию на его страницах. Практика показала также, что создание сайта не есть «одноразовая» акция. Именно на этом и «горят» многие школьные библиотеки. Это продолжающийся процесс, который длится столько времени, сколько сайт находится в Интернете и является доступным для широкого пользования. Его страницы должны регулярно поддерживаться и обновляться.

Сначала остановимся на том, чего точно не должно быть на сайте школьной библиотеки. На наш взгляд, – документов библиотечной «кухни» (если нет специальной рубрики «Библиотекарям»): планов, отчетов, положений о… должностных инструкций и т.п., тем библиотечных курсов и уроков, кратких (на 3 страницы мелким шрифтом!) автобиографий библиотекарей. Исключение: правила пользования школьной библиотекой, если они написаны просто, лаконично и дружелюбно.

При разработке перечня рубрик можно воспользоваться мини-исследованием рейтинга рубрик, которое базировалось на контент-анализе 50 библиотечных сайтов, созданных в разных странах: США, Канаде, Австралии, Швеции, Сингапуре, Ирландии, Кувейте, Новой Зеландии и Норвегии (http://kharkiv.iatp.org.ua/filippova/libr-web-artcl.html). В результате анализа этого исследования можно получить «типовую» модель содержания библиотечного сайта.

Из обобщенной таблицы, которая приводится на указанной выше в скобках странице, определились следующие наиболее используемые рубрики содержания (контента) 50 библиотечных сайтов.

Название учебного заведения и библиотеки – 41 сайт из 50.

Ссылки на избранные ресурсы Интернета – 31.

Информация о библиотеке (распорядок работы и пр.) – 29.

e-mail адреса – 28.

Ссылка на первую страницу учебного заведения – 24.

Отсюда легко сделать вывод о насущной необходимости отдельных компонентов библиотечного сайта.

Исходя из сказанного, предполагаем, что сайт школьной библиотеки как минимум должен содержать (при условии, что в штате не менее двух библиотекарей):

  • информацию общего характера о библиотеке, режиме работы, правилах пользования и работниках;
  • информацию о поступлениях в фонд для учащихся (книги, интересные статьи из журналов);
  • информацию о поступлениях в фонд для педагогов;
  • перечень медиаресурсов по предметам;
  • информацию (оперативную) о мероприятиях, проводимых библиотекой;
  • ссылки на избранные ресурсы Интернета («Полезные ссылки»).

Если создан электронный каталог, необходимо предоставить возможность им пользоваться.

При создании сайта неоценимую услугу окажут разработки в области «сайтостроения» коллег из Кемеровского государственного университета культуры и искусства и Научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы под руководством Н.И.Гендиной (http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_sites.php).

В дальнейшем, в развитие темы создания сайтов школьных библиотек, будет опубликована курсовая работа слушательницы курсов повышения квалификации Московского института открытого образования об опыте создания и структуре сайта библиотеки. Свои соображения по теме могут представить на наших страницах все желающие.

Сама себя раба бьёт, коли нечисто жнёт.

Сайт библиотеки требования

Для участников проекта утверждена система грантов за вклад в развитие МЭШ. Размер грантов зависит от того, насколько востребован материал разработчика педагогами школ Москвы.

Востребованность электронных образовательных материалов определяется в автоматизированном режиме путем подсчета количества использований педагогическими работниками электронного образовательного материала, обращений к материалу, то есть воспроизведение его посредством сервисов общегородской платформы электронных образовательных материалов, прикрепление его к домашнему заданию в «Электронный журнал/дневник», копирование его средствами общегородской платформы электронных образовательных материалов в личном кабинете.

Информация о востребованности электронных образовательных материалов отражается в личном кабинете поставщика электронных образовательных материалов в платформе.

Более подробно с системой грантов можно ознакомиться в опубликованных документах по проекту.

Типы грантов:
— за образовательные приложения,
— за атомарный контент (текстовый блок, изображение, видео, аудиозапись, тестовое задание или другой элемент содержания сценария урока),
— за наиболее востребованные материалы.

Материалы, размещаемые в Библиотеке МЭШ, должны соответствовать техническим и методическим требованиям, а также требованиям к содержанию.

Подробнее о требованиях можно прочитать в справочных материалах:

Системные требования

Общие рекомендации

Для работы с порталом Президентской библиотеки, Ваш компьютер должен удовлетворять системным требованиям актуальных версий рекомендуемых браузеров.

Рекомендуемые браузеры

Для работы с порталом Президентской библиотеки всегда используйте последнюю версию одного из рекомендуемых браузеров, которые содержат актуальные обновления для системы безопасности и позволяют максимально быстро отображать веб-страницы.

Устаревшие версии браузеров и мобильные версии браузеров пользовательских ОС ограниченно совместимы.

Для организаций

Подключение к ресурсам электронного читального зала.

Сайт библиотеки

Работа над созданием Интернет-ресурса является довольно трудоемким процессом, требующим специальный знаний и навыков и осуществляющимся в определенном порядке. В случае создания сайта собственными силами, учреждению стоит воспользоваться рекомендациями и требованиями, которые изложены в статье

Сегодня Интернет активно внедряется практически во все сферы деятельности человека, претендуя на роль главного, коллективного источника знаний. Организации и учреждения, независимо от сферы деятельности, стремятся заявить о себе во всемирной сети. Не являются исключением и библиотеки, многие из которых уже имеют собственный Интернет-ресурс. А еще большее количество стремится его создать.

Какие требования к созданию официального сайта библиотеки

Официальный сайт учреждения культуры является необходимостью сегодняшнего дня. Его создание способствует реализации одной из главных задач автоматизации – объединить традиционную книжную деятельность библиотеки с высокой степенью владения новыми информационными технологиями и современными программными средствами. Это даст возможность учреждению приобрести статус богатого ресурсного центра.

Работая над созданием сайта, необходимо придерживаться определенных требований, которые выдвигаются к виртуальным представительствам учреждений:

  • он должен иметь глубокое содержание;
  • иметь простую навигационную систему;
  • быть доступным для любого пользователя;
  • содержать только актуальную, постоянно обновляющуюся, интересную для пользователей информацию;
  • иметь общий для всех разделов дизайн.

Несколько рекомендаций по созданию официального сайта библиотеки

  • возможность скачивать шаблоны документов
  • доступ к просмотру видеотренингов ведущих экспертов
  • доступ к журналам для главного врача и его заместителей

Активировать доступ

Работа над созданием данного ресурса осуществляется в определенном порядке. Первый шаг заключается в планировании. С самого начала руководитель учреждения культуры издает приказ о создании рабочей группы, которая и будет работать над разработкой структуры сайта. Как правило, в ее состав входят представители разных отделов:

  • библиографического;
  • обслуживания;
  • информационных технологий.

Однако стоит заметить, что помимо создания Интернет-ресурса, рабочая группа будет заниматься и ведением его первой рабочей версии.

Следующим шагом является постановка цели, а точнее ее четкая формулировка. Необходимо хорошо уяснить, в каком направлении стоит двигаться и чего нужно достичь. В первую очередь следует обратить внимание на потребности пользователей, поскольку деятельность библиотеки направлена именно на удовлетворение их нужд. Поэтому необходимо ставить только такие цели, которых можно реально достичь.

Очень важным шагом является и определение целевой аудитории. Зная для кого предназначен сайт, намного легче разработать его структуру. Прежде всего нужно учесть такие характеристики:

  • количество потенциальных посетителей будущего сайта;
  • их социально-психологические характеристики – возраст, пол, социальный статус и другие;
  • ареал аудитории, представляющий собой веб-сайты, к которым может проявить интерес целевая аудитория.

После решения вышеозначенных вопросов можно переходить непосредственно к созданию сайта. Оптимальным вариантом в данном случае является использование специализированного программного обеспечения – конструкторов и движков. С их помощью создать сайт сможет даже человек, который раньше никогда этим не занимался.

Сначала нужно определиться со структурой Интернет-ресурса. Она представляет собой способ подачи информации, позволяющий за минимальное время предоставить максимальное количество сведений об услугах, которые оказывает библиотека. Правильно подобранная структура – залог динамичного развития сайта.

Как правило, сайт учреждения имеет несколько тематических рубрик, соединяющихся между собой гиперсвязями. Ссылки на каждый раздел располагаются на стартовой странице.

Поскольку официальный сайт библиотеки представляет собой место доступа к информационной среде, то в данном случае рекомендуется использовать следующие блоки:

  • информационно-досуговый;
  • образовательный;
  • книги и чтение;
  • виртуального общения;
  • визитная карточка библиотеки.

В первом блоке размещается информация, касающаяся продуктов и услуг, которые предоставляет учреждение культуры пользователям. Он может включать в себя различную новостную информацию, например, новости библиотеки, анонсы или отчеты о мероприятиях, в том числе видеоролики и аудиозаписи. Здесь же могут размещаться ссылки на новостные блоки некоторых социально значимых структур.

Также данный блок может включать поисковые инструменты: электронный каталог, который полностью отражает состав библиотечного фонда, и виртуальную справочную службу, являющуюся важным источником для самостоятельной работы. Очень полезно разместить Правила ведения поиска в каталоге и Правила работы виртуальной службы.

Помимо этого, информационно-досуговый блок может включать и другие разделы, например:

  • справочные ресурсы, включающие ссылки на интерактивные карты и атласы, на библиографические справочники, онлайновые словари, энциклопедии и прочее;
  • различные базы данных: библиотечные и государственные, коллекции аудиоматериалов, электронных книг и другие;
  • ссылки на свободные инструменты веб-поиска в блогах, Вики-учебниках и так далее.

Во втором блоке – образовательном, могут размещаться материалы, которые можно использовать при обучении информационной грамотности, например, руководства для детей и учителей, уроки, видеоматериалы, презентации и многое другое.

Здесь же можно разместить материалы для учащихся: учебные видео, презентации, рефераты, тесты, информацию, касающуюся различных детских интересов. Поскольку пользователями библиотечного сайта являются как дети, так и взрослые, то в образовательный блок, как правило, включают материалы для родителей и учителей.

В блоке «Книги и чтение» можно разместить целый перечень различных разделов, например:

  • библиографические и веблиографические рекомендательные списки;
  • консультации для пользователей;
  • книжные конкурсы;
  • ссылки на обзор книг или ресурсы для чтения в сообществе и прочее.

Если говорить об интерактивном блоке или другими словами – блоке виртуального общения, то его основное предназначение заключается в организации обратной связи с пользователями. Преимуществом информационной среды является возможность вести переписку или общаться в одном месте. А для разработчиков сайта просто необходимо получать информацию от посетителей, касающуюся качества информационного обслуживания.

Оптимальным вариантом обратной связи является ведение блогов, организация опросов на сайте, совместные обсуждения, созданные на основе Wiki-технологий.

Что касается блока «Визитная карточка библиотеки», который относится к разряду административно-управленческих, то в отличие от других блоков, расположенная здесь информация практически не меняется. Как правило, здесь размещается электронный и почтовый адрес учреждения, его месторасположение, график работы, правила поведения в библиотеке и многое другое.

Эти данные вносятся в момент создания Интернет-ресурса и в процессе его развития могут претерпевать только минимальные изменения. Вся информация должна быть краткой, четкой и конкретной.

Требования к дизайну и навигации сайта библиотеки

Каждому учреждению хочется, чтобы его сайт был привлекательным для пользователей. Поэтому вопрос правильного подбора дизайна должен занимать одно из первых мест. Лучше всего, если его решение будет поручено профессионалам, имеющим практический опыт в сайтостроении. Однако зачастую учреждения культуры не располагают необходимыми для этого финансами и, как правило, обходятся своими силами.

Поэтому при подборе дизайна и создания навигации стоит обратить внимание на те требования, которые разработаны специалистами:

  • все страницы сайта должны быть выдержанными в едином дизайнерском стиле, включая цветовое решение, шрифт и навигацию;
  • на одной странице можно использовать не больше трех разных шрифтов;
  • цветовая гамма и логотип Интернет-ресурса должны сочетаться друг с другом;
  • для легкого восприятия информации на странице допускается использование не более трех цветов;
  • текст и фон должны иметь контрастные цвета;
  • фоновый рисунок должен быть минимально контрастным или соответствовать цветовой гамме;
  • текст необходимо набирать заглавными и строчными буквами и выравнивать его по левому краю;
  • абзацы текста нужно отделять пустым пространством;
  • на странице должно быть столько графических элементов – рисунков, фотографий, чтобы страница загружалась не более 15 секунд. При этом их необходимо представлять в уменьшенном размере;
  • для полноэкранного просмотра картинок необходимо использовать гиперссылку с указанием размера загружаемого файла;
  • ни в коем случае не перегружать сайт анимацией;
  • графические элементы необходимо снабжать поясняющими надписями;
  • на каждой странице сайта в зоне видимости должны располагаться элементы навигации;
  • навигационное меню стоит разместить с левой стороны экрана;
  • для прозрачности навигации необходимо создать карту сайта.

После создания сайта библиотеки следует заняться его продвижением. Для этого можно использовать как активные, так и пассивные методы:

Читайте так же:  Договор купли продажи дачи 2019