Приказ 6 от 1999 года

Приказ МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 6Ц «Об утверждении Положения о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте»

Приказ МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 6Ц
«Об утверждении Положения о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте»

Решением Верховного Суда РФ от 27 января 2010 г. N ГКПИ09-1651, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 марта 2010 г. N КАС10-54, настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству

В целях совершенствования экспертизы профессиональной пригодности работников федерального железнодорожного транспорта и улучшения медицинского обеспечения безопасности движения поездов приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 апреля 1999 г.

Регистрационный N 1759

Положение
о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте
(утв. приказом МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 6Ц)

I. Общие положения

1. Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте (далее — Положение) разработано в соответствии с Положением о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 848*(1) и определяет круг лиц, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам (далее — обязательные медицинские осмотры), периодичность данных осмотров и основные обязанности должностных лиц, ответственных за их организацию и проведение.

2. Согласно требованиям статьи 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда*(2), статьи 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан*(3), статьи 154 Кодекса законов о труде Российской Федерации*(4), статьи 16 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте»*(5) работники федерального железнодорожного транспорта (далее — железнодорожный транспорт), непосредственно связанные с движением поездов, подвергающиеся воздействию опасных и вредных условий труда и занятые на тяжелых работах, подлежат обязательным медицинским осмотрам для определения их пригодности к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний и производственного травматизма.

См. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

3. Обязательные медицинские осмотры на железнодорожном транспорте проводятся с целью медицинского обеспечения безопасности движения поездов, сохранения здоровья и трудоспособности работников.

4. Обязательным медицинским осмотрам подлежат:

4.1. Лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, непосредственно связанные с движением поездов:

4.1.1. Обеспечивающие движение поездов.

См. Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам, утвержденный постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020

4.1.2. Осуществляющие профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности (начальники железных дорог, их заместители, работники аппаратов управлений и отделений железных дорог, линейных предприятий и иных организаций железнодорожного транспорта, работа которых связана с выходом на железнодорожные пути).

4.2. Лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта, связанные с воздействием опасных и вредных производственных факторов, согласно Временным перечням вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников, утвержденным приказом Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 5 октября 1995 г. N 280/88 (зарегистрирован Минюстом России 4 ноября 1995 г., N 973)»*(6).

4.3. Лица, поступающие на работу, и работники железнодорожного транспорта согласно Перечню работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 877*(7).

4.4. Лица, поступающие на курсы и в школы профессиональной подготовки, абитуриенты и учащиеся учреждений высшего и среднего профессионального образования МПС России (далее — учебные заведения железнодорожного транспорта), поступающие и обучающиеся по специальностям и профессиям, при работе по которым проводятся обязательные медицинские осмотры, согласно пункту 5.2 приложения 1 к приказу Минздрава России от 10 декабря 1996 г. N 405, зарегистрированному Минюстом России 31 декабря 1996 г., N 1224*(8), и пункту 13 приложения 2 к приказу Минздравмедпрома России и Госкомсанэпиднадзора России от 5 октября 1995 г. N 280/88.

5. Лица, поступающие на работу, курсы и в школы профессиональной подготовки, работники организаций и учащиеся учебных заведений железнодорожного транспорта проходят обязательные медицинские осмотры в соответствии с настоящим Положением.

Абитуриенты учебных заведений железнодорожного транспорта проходят обязательные медицинские осмотры в соответствии с настоящим Положением и нормативными правовыми актами Минздрава России и Минобразования России, принятыми в установленном порядке.

II. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров

6. Решение о проведении обязательных медицинских осмотров конкретных работников железнодорожного транспорта принимает комиссия в составе представителей работодателя, профсоюзной организации и центра санитарно-эпидемиологического надзора системы здравоохранения МПС России (далее — ЦСЭН МПС России).

7. Проведение обязательных медицинских осмотров осуществляют врачебно-экспертные комиссии лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения МПС России (далее — ЛПУ МПС России), к которым прикрепляются организации и учебные заведения железнодорожного транспорта в соответствии с приказами начальников железных дорог.

Решением Верховного Суда РФ от 22 февраля 2000 г. N ГКПИ00-82 в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 8 настоящего Положения отказано. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N КАС 00-82 указанное Решение оставлено без изменения.

8. Обязательные медицинские осмотры лиц, направленных организацией или учебным заведением железнодорожного транспорта, проводятся по предъявлении ими Карты обязательного медицинского осмотра (учетная форма АКУ-22 МПС России) и документа, удостоверяющего личность. Лицами, поступающими на работу или учебу, предъявляются также военный билет, выписка о перенесенных заболеваниях из поликлиники и справки об отсутствии зарегистрированных заболеваний из психоневрологического и наркологического диспансеров системы Минздрава России, осуществляющих медицинское обслуживание по месту их жительства.

9. Решение о профессиональной пригодности лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, принимает врачебно-экспертная комиссия ЛПУ МПС России (далее — ВЭК), которая выдает заключение о соответствии состояния их здоровья требованиям, необходимым для выполнения работы, в том числе предусмотренной производственной практикой в период обучения учащихся учебных заведений железнодорожного транспорта.

Лица, не прошедшие обязательные медицинские осмотры или имеющие заключения ВЭК о профессиональной непригодности, к работе (производственной практике) не допускаются.

10. Обязательные медицинские осмотры работников железнодорожного транспорта проводятся:

10.1. Работников, непосредственно связанных с движением поездов, с учетом профессии и возраста со следующей периодичностью:

10.1.1. Машинистов локомотивов, работающих без помощников машинистов на поездной и маневровой работе, машинистов и помощников машинистов, обслуживающих скоростные поезда, и механиков рефрижераторных секций — ежегодно.

10.1.2. Иных машинистов, водителей и их помощников, работников, выполняющих диспетчерско-операторские и станционно-маневровые работы, обеспечивающие движение поездов, в возрасте до 50 лет — каждые 2 года, после 50 лет — ежегодно.

10.1.3. Других работников, непосредственно связанных с движением поездов — раз в 3 года.

10.2. Работников, подвергающихся воздействию опасных и вредных производственных факторов, — с периодичностью, установленной нормативными правовыми актами Минздрава России, принятыми в установленном порядке.

10.3. Работников, непосредственно связанных с движением поездов и одновременно подвергающихся воздействию опасных и вредных производственных факторов, — с периодичностью, установленной настоящим Положением и нормативными правовыми актами Минздрава России, принятыми в установленном порядке. При совпадении сроков проведения обязательных медицинских осмотров в Карте обязательного медицинского осмотра для обследования по совмещенным программам указываются все виды работ и факторы производства, по которым требуется заключение о соответствии состояния здоровья работников их профессиональной деятельности.

10.4. Работников, указанных в подпунктах 4.1. — 4.3. настоящего Положения, в возрасте до 21 года — с периодичностью, установленной законодательством Российской Федерации о труде,- ежегодно.

11. Досрочные обязательные медицинские осмотры работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, проводятся:

11.1. По решению ВЭК об индивидуальных сроках проведения обязательных медицинских осмотров для отдельных работников в связи с наличием медицинских показаний.

11.2. По совместному решению лечащего врача и врача-терапевта участкового цехового врачебного участка (далее — цеховой врач) в случаях заболеваний работников болезнями, влияющими на профессионально значимые функции организма.

11.3. По направлению организаций железнодорожного транспорта перед назначением на работы с более сложными условиями труда и (или) более высокой степенью ответственности, для которых определены повышенные требования к состоянию здоровья, включая перевод машиниста, работавшего в локомотивной бригаде, на поездную работу без помощника машиниста.

III. Обязанности должностных лиц, ответственных за организацию и проведение обязательных медицинских осмотров

12. Руководители организаций железнодорожного транспорта обеспечивают:

12.1. Ежегодное формирование комиссии, указанной в пункте 6 настоящего Положения. Своевременное (не позднее 1 декабря) комиссионное составление на каждый месяц списков работников, непосредственно связанных с движением поездов и (или) подвергающихся воздействию опасных и вредных производственных факторов и подлежащих обязательным медицинским осмотрам в предстоящем году, с указанием для каждого из них профессии или занимаемой должности (выполняемой работы). Направление копий списков в ВЭК и в ЛПУ МПС России, осуществляющее медицинское обслуживание этих работников.

12.2. Своевременное направление на обязательные медицинские осмотры лиц, поступающих на работу, и работников, подлежащих данным осмотрам, в том числе при необходимости досрочного проведения осмотров.

12.3. Тиражирование в необходимом количестве бланков учетной формы АКУ-22 МПС России, их оформление, выдачу и хранение согласно установленным срокам.

12.4. Выдачу в установленном порядке работникам, направляемым на ВЭК, дорожную или центральную врачебно-экспертную комиссию, бесплатных билетов для проезда в ЛПУ МПС России, осуществляющее экспертизу профессиональной пригодности работников.

12.5. Сохранение за работниками, направленными на обязательные медицинские осмотры, средней заработной платы по месту работы за время их нахождения на обследовании.

12.6. Временный или без ограничения срока перевод работников, с их согласия, на более легкую работу, производимый на основании медицинского заключения ВЭК согласно законодательству Российской Федерации о труде.

12.7. Постоянное взаимодействие с ЛПУ МПС России, осуществляющими экспертизу профессиональной пригодности лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, и медицинское обслуживание работников железнодорожного транспорта:

12.7.1. Согласование с ВЭК плана-графика проведения обязательных медицинских осмотров с учетом ежемесячных списков работников, подлежащих данным осмотрам в предстоящем году.

Своевременное извещение ВЭК об увольнении или переводе указанных работников на другую работу.

12.7.2. Направление работников перед очередным обязательным медицинским осмотром к цеховым врачам с целью проведения необходимых лабораторных исследований и оформления сопроводительных медицинских документов.

Решением Верховного Суда РФ от 22 февраля 2000 г. N ГКПИ00-82 в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 12.7.3 настоящего Положения отказано. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N КАС 00-82 указанное Решение оставлено без изменения.

12.7.3. Направление работников, обеспечивающих движение поездов, при предъявлении ими листков нетрудоспособности, выданных лечебно-профилактическими учреждениями системы Минздрава России, частной системы здравоохранения (далее — неведомственные ЛПУ), частнопрактикующими врачами, на прием к цеховым врачам.

В трехдневный срок со дня выхода данных работников на работу направление в ЛПУ МПС России, осуществляющее медицинское обслуживание организации железнодорожного транспорта, сведений о фамилии, имени и отчестве работников, длительности случаев их временной нетрудоспособности, названии, номере и адресе неведомственного ЛПУ.

13. Руководители учебных заведений железнодорожного транспорта обеспечивают:

13.1. Направление абитуриентов в ЛПУ МПС России для обязательных медицинских осмотров.

13.2. Ежегодное составление списков учащихся, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, и ежеквартальное согласование с ВЭК планов-графиков проведения данных осмотров с учетом графика производственной практики.

13.3. Своевременное извещение ВЭК об отчислении из учебного заведения учащихся, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, или переводе их на обучение по специальностям или профессиям, не требующим проведения данных осмотров.

Читайте так же:  Федеральный закон 268-фз от 22122008

13.4. Своевременное направление в ЛПУ МПС России учащихся на обязательные медицинские осмотры перед производственной практикой. Осуществление допуска их к практической работе на производстве только при наличии заключений ВЭК о пригодности по состоянию здоровья выполнять работу, предусмотренную учебным планом.

13.5. Тиражирование бланков учетной формы АКУ-22 МПС России, их оформление, выдачу и хранение согласно установленным срокам.

13.6. Направление выпускников учебных заведений в ЛПУ МПС России для своевременного получения ими Медицинской карты амбулаторного больного (учетная форма N 025/у Минздрава СССР) и Личной медицинской карты (учетная форма АКУ-23 МПС России), необходимых для предъявления в ВЭК при поступлении на работу.

14. Главные врачи ЛПУ МПС России, осуществляющих экспертизу профессиональной пригодности лиц, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, и медицинское обслуживание работников железнодорожного транспорта, обеспечивают:

14.1. Совместно с Департаментом здравоохранения МПС России и врачебно-санитарными службами железных дорог повышение квалификации врачей, оснащение ВЭК, центральной и дорожных врачебно-экспертных комиссий необходимым медицинским оборудованием, их постоянное функционирование и, в пределах своей компетенции, контроль за их деятельностью в соответствии с положениями об этих комиссиях, утверждаемыми МПС России.

14.2. Соблюдение установленных сроков хранения учетно-отчетной медицинской документации.

Решением Верховного Суда РФ от 22 февраля 2000 г. N ГКПИ00-82 в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 14.3 настоящего Положения отказано. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N КАС 00-82 указанное Решение оставлено без изменения.

14.3. Вызов работников, обеспечивающих движение поездов, на прием к цеховым врачам при получении сведений, указанных в пункте 12.7.3. настоящего Положения, для учета данных медицинских заключений (выписок) о диагнозе заболевания с временной утратой трудоспособности, проведенном обследовании, лечении и выданных рекомендациях и для принятия решения о необходимости проведения досрочных обязательных медицинских осмотров и (или) коррекции лечебных назначений. При отсутствии этих заключений (выписок) — оперативное направление запросов в неведомственные ЛПУ о предоставлении соответствующих данных.

15. Врачи ЛПУ МПС России, работающие в ВЭК, дорожных и центральной врачебно-экспертных комиссиях:

15.1.1. Настоящим Положением, положениями о ВЭК, дорожной и центральной врачебно-экспертных комиссиях, перечнем медицинских исследований, обязательных для лиц, непосредственно связанных с движением поездов, медицинскими противопоказаниями к работам, непосредственно связанным с движением поездов, утверждаемыми МПС России, а также регламентами допуска к профессиям Минздрава России, принятыми в установленном порядке.

15.1.2. Правилами проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. N 1017*(9).

15.1.3. Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 г. N 486)*(10).

15.2. Ведут статистический учет и отчетность по формам учетно-отчетной медицинской документации, утверждаемым МПС России.

15.3. Используют информационные материалы и методические рекомендации, разрабатываемые Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожной гигиены МПС России и Центром профпатологии и экспертизы профпригодности МПС России.

16. Руководители ЦСЭН МПС России обеспечивают:

16.1. Участие санитарных врачей по гигиене труда в ежегодном составлении списков работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам в предстоящем году, с указанием для каждого работника перечня воздействующих на него опасных и вредных производственных факторов, их уровней и концентраций, превышающих предельно допустимые.

16.2. Вынесение при неблагоприятной санитарно-гигиенической или эпидемиологической ситуации заключения (с указанием конкретных причин) о более частом проведении обязательных медицинских осмотров, чем это предусмотрено настоящим Положением.

17. Цеховые врачи ЛПУ МПС России:

17.1. Непосредственно участвуют в проведении обязательных медицинских осмотров или предоставляют в ВЭК эпикризы своего наблюдения за работниками, прикрепленными к цеховым врачебным участкам.

17.2. Осуществляют подготовку работников, прикрепленных к цеховым врачебным участкам, к обязательным медицинским осмотрам (проводят обязательные и индивидуальные дополнительные лабораторные исследования и оформляют необходимые сопроводительные медицинские документы) с целью сокращения времени обследования в ВЭК и обеспечения преемственности в медицинском обслуживании работников железнодорожного транспорта специалистами линейных, узловых, отделенческих, дорожных и центральных ЛПУ МПС России.

17.3. Решают совместно с врачами других специальностей ЛПУ МПС России вопрос о проведении досрочных обязательных медицинских осмотров работников, прикрепленных к цеховым врачебным участкам, при выявлении (предположении) у них изменений состояния здоровья, влияющих на профессионально значимые функции организма.

17.4. Вносят коррективы в медицинские назначения других лечащих врачей с учетом знаний особенностей труда работников, прикрепленных к цеховым врачебным участкам, и подготовки по клиническому разделу железнодорожной медицины. Проводят санитарно-просветительную работу среди работников, непосредственно связанных с движением поездов, другими опасными условиями труда, о недопустимости самолечения.

17.5. Регистрируют в Медицинской карте амбулаторного больного и Личной медицинской карте данные, указанные в медицинских заключениях (выписках) или полученные по запросам из неведомственных ЛПУ о случаях заболеваний с временной утратой трудоспособности работников, обеспечивающих движение поездов, прикрепленных к цеховым врачебным участкам.

С учетом зарегистрированных данных проводят анализ общей заболеваемости и заболеваемости с временной нетрудоспособностью указанных работников и вносят предложения их работодателям по совершенствованию условий труда и оздоровлению работников организаций железнодорожного транспорта.

18. Работники железнодорожного транспорта, подлежащие обязательным медицинским осмотрам, должны:

18.1. Своевременно проходить обязательные медицинские осмотры, выполнять предписанные заключением ВЭК индивидуальные условия допуска к работе.

Решением Верховного Суда РФ от 22 февраля 2000 г. N ГКПИ00-82 в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 18.2 настоящего Положения отказано. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N КАС 00-82 указанное Решение оставлено без изменения.

18.2. Получать при установлении неведомственными ЛПУ временной нетрудоспособности медицинские заключения (выписки) о заболевании, проведенном обследовании, лечении и выданных рекомендациях для предъявления цеховым врачам ЛПУ МПС России, осуществляющим экспертизу их профессиональной пригодности и лечение с учетом особенностей терапевтических схем, позволяющих сохранить профессионально значимые психические функции организма. Данный подпункт относится только к работникам, обеспечивающим движение поездов.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст.3746.

*(2) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст.1412.

*(3) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1318.

*(4) Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, N 50, ст.1007; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст.2254.

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст.3505.

*(6) «Российские вести», 1995, N 218.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 37, ст.3624.

*(8) «Российские вести», 1997, N 13.

*(9) Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 43, ст.4070.

*(10) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 18, ст.1602; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст.2459.

Приказ МПС РФ от 29 марта 1999 г. N 6Ц «Об утверждении Положения о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 апреля 1999 г.

Регистрационный N 1759

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 10 мая 1999 г., N 18 — 19, в «Российской газете» от 10 июня 1999 г., в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1999 г., N 6

Приказ Министра обороны РФ от 9 октября 1999 г. N 455 «Об утверждении Положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министра обороны РФ от 9 октября 1999 г. N 455
«Об утверждении Положения о медицинском освидетельствовании
летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

Утвердить прилагаемое Положение о медицинском освидетельствовании летного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации
Маршал Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 1999 г.

Регистрационный N 1973

Приказ Министра обороны РФ от 9 октября 1999 г. N 455 «Об утверждении Положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 1999 г.

Регистрационный N 1973

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» (выпуск выходного дня N 17) от 28 апреля 2000 г., N 84, в приложении к «Российской газете» N 20, 2000 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 декабря 1999 г., N 49

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министра обороны РФ от 19 июня 2009 г. N 561

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ 6 от 1999 года

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 апреля 1999 года N 135

О совершенствовании системы Государственного ракового регистра

С целью совершенствования системы Государственного ракового регистра, унификации и стандартизации данных о больных злокачественными новообразованиями в соответствии с международными стандартами, утвержденными ВОЗ для раковых регистров, и требованиями современных информационных технологий

1. Ввести в действие с 01.07.99 документы, регламентирующие регистрацию больных злокачественными новообразованиями при формировании Государственного ракового регистра:

1.1 «Инструкцию по регистрации и ведению учета больных злокачественными новообразованиями в Российской Федерации» (приложение 1);

1.2 Форму N 090/У: «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования» (приложение 2);

1.3 Инструкцию по заполнению «Извещений о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования» (приложение 3);

1.4 Форму N 027-1/У: «Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием» (приложение 4);

1.5 Инструкцию по заполнению «Выписки из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием» (приложение 5);

1.6 Форму N 030-6/У: «Контрольная карта диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» (приложение 6);

1.7 Инструкцию по заполнению «Контрольной карты диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» (приложение 7);

1.8 Форму N 027-2/У: «Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования» (приложение 8);

1.9 Инструкцию по заполнению «Протокола на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования» (приложение 9);

1.10 Форму N 030-6/ГРР: «Регистрационная карта больного злокачественным новообразованием» (приложение 10);

1.11 Инструкцию по заполнению «Регистрационной карты больного злокачественным новообразованием» (приложение 11);

1.12 Форму N 030-6/ТД: «Талон дополнений к контрольной карте диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» (приложение 12);

1.13 Инструкцию по заполнению «Талона дополнений к контрольной карте диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» (приложение 13);

1.12* «Комплексный классификатор данных о больных злокачественными новообразованиями при формировании Государственного ракового регистра» (приложение 14).
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации обеспечить внедрение с 01.07.99 документов, регламентирующих регистрацию и учет больных злокачественными новообразованиями во всех подведомственных им учреждениях здравоохранения.

3. Центру информационных технологий и эпидемиологических исследований в области онкологии в составе Московского научно-исследовательского онкологического института им.П.А.Герцена Минздрава России обеспечить оказание консультативной и методической помощи органам и учреждениям здравоохранения при внедрении документов, регламентирующих регистрацию и учет больных злокачественными новообразованиями.

4. Отделу медицинской статистики и информатики (Тишук Е.А.) обеспечить контроль за внедрением учетной документации.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра Лешкевича И.А.

Приложение 1. Инструкция по регистрации и ведению учета больных злокачественными новообразованиями в Российской Федерации

Приказ
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 19 апреля 1999 года N 135

Инструкция по регистрации и ведению учета больных злокачественными новообразованиями в Российской Федерации (далее — Инструкция) обязательна для медицинских учреждений всех ведомств, в том числе для онкологических диспансеров, рентгено-радиологических, радиологических, онкологических научно-исследовательских учреждений, амбулаторно-поликлинических учреждений, больниц, лечебно-диагностических центров, научно-практических центров, госпиталей, имеющих онкологические отделения (в том числе диспансерные) или онкологические кабинеты.

В части составления первичной сигнальной документации на случай впервые выявленного злокачественного новообразования инструкция обязательна для всех медицинских учреждений всех ведомств (в том числе системы Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального Управления медико-биологических и экстремальных проблем и др.) и различных форм собственности, в том числе: онкологических диспансеров; рентгено-радиологических, радиологических, онкологических научно-исследовательских учреждений; амбулаторно-поликлинических учреждений; больниц; медико-санитарных частей; родильных домов; лечебно-диагностических центров; научно-практических центров; клиник; госпиталей; прозектур; патологоанатомических отделений (лабораторий); объединенных, централизованных патоморфологических лабораторий и др. Выполнение требований Инструкции по составлению и своевременной рассылке в территориальные онкологические учреждения сигнальной информации о выявленных случаях заболевания злокачественными новообразования обязательны для учреждений специального профиля, осуществляющих лечение больных с новообразованиями глаза и его аппарата, головного и спинного мозга, кроветворной и лимфатической ткани, мочеполовых органов, кожи, а также учреждений, осуществляющих диагностику и лечение злокачественных новообразований у детей.

Читайте так же:  Нотариус железнодорожного района орла

Инструкция вступает в силу с момента утверждения. «Инструкция по ведению учета больных злокачественными новообразованиями», утвержденная Министерством здравоохранения СССР 15 ноября 1983 года, утратила силу.

Все больные злокачественными новообразованиями (в том числе с новообразованиями в стадии in situ) регистрируются онкологическими учреждениями (диспансерами, диспансерными отделениями, кабинетами) по месту постоянного жительства. Регистрации подлежат все больные с диагнозами, укладывающимися в рубрики С00-С97 и D00-D09 Международной классификации болезней X пересмотра (МКБ — X).

Поликлинические отделения больниц, городские и сельские поликлиники, амбулатории и женские консультации регистрируют выявленное у больного злокачественное новообразование в «Медицинской карте амбулаторного больного» (форма N 025/У). В связи с тем, что район деятельности онкологического диспансерного отделения (кабинета) может быть шире района деятельности поликлиники, в составе которой он развернут, медицинская документация амбулаторных больных, проживающих вне района деятельности поликлиники, но прикрепленных для обслуживания к данному онкологическому диспансерному отделению (кабинету), хранится не в регистратуре поликлиники, а в самом отделении (кабинете) в специальной картотеке.

После выписки онкологического больного из стационара эпикриз заболевания на основании «Выписки из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием» (форма N 027-1/У) вносится в «Медицинскую карту амбулаторного больного» (форма N 025/У).

Каждый больной, которому диагноз данного злокачественного новообразования был установлен впервые в жизни, подлежит обязательной регистрации в «Извещении о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования» (ф. N 090/У). Извещения заполняются врачами всех медицинских учреждений всех ведомств, любой подчиненности, всех форм собственности, выявившими новый случай злокачественного новообразования. В случае выявления злокачественного новообразования средним медицинским персоналом, ведущим самостоятельный прием, больной должен быть немедленно направлен на консультацию к врачу, который в день подтверждения диагноза заполняет извещение по форме N 090/У. Заполненное Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования в трехдневный срок должно быть направлено в онкологическое учреждение (диспансер, отделение) территориального (областного, республиканского, краевого) уровня по месту постоянного жительства больного.

«Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием», ф. N 027-1/У заполняется лечащим врачом по окончании лечения каждого больного злокачественным новообразованием в стационаре. Выписка заполняется как на больных с впервые в жизни в течение данной госпитализации установленным диагнозом злокачественного новообразования, в том числе с преинвазивным раком (carcinoma in situ), так и на больных с диагнозом, установленным ранее. Выписка не заполняется на больных с заболеваниями, подозрительными на злокачественное новообразование, больных с предопухолевыми заболеваниями, больных доброкачественными новообразованиями. Заполнение выписки обязательно по окончании каждой госпитализации, вне зависимости от продолжительности, исхода последней и дальнейших планов лечения. Форма N 027-1/У должна быть заполнена в день выписки больного из стационара. Выписка должна быть выслана в онкологическое учреждение территориального (областного, республиканского, краевого) уровня по месту постоянного жительства больного в трехдневный срок с момента заполнения.

Больные злокачественными новообразованиями подлежат пожизненному диспансерному наблюдению в соответствующем территориальном онкологическом учреждении. Больные со злокачественными новообразованиями кожи (С 44), гистологически определяемыми как базально-клеточный рак (код в системе Международной классификации онкологических болезней МКБ-О М-8090/3), базально-клеточный мультицентрический рак (М-8091/3), базально-клеточный пигментный рак (М-8090/3), базально-клеточный склеродермоподобный рак (М-8092/3), базально-клеточный фиброэпителиальный рак (М-8093/3), базально-клеточная эпителиома (М-8090/3), базально-клеточная опухоль (8090/1), подлежат снятию с учета через 5 лет после окончания специального лечения в том случае, если оно привело к полному излечению (III клиническая группа), и в течение 5 лет диспансерного наблюдения у больного не было рецидивов заболевания и метастазов. Больные новообразованиями кожи, определяемыми гистологически как базально-плоскоклеточный рак (М-8094/3), снятию с учета не подлежат.

Если течение заболевания не требует другого подхода, диспансерные осмотры больного злокачественным новообразованием после проведенного лечения в течение первого года осуществляются один раз в 3 месяца, в течение второго года — один раз в 6 месяцев, в дальнейшем — пожизненно — один раз в год. Территориальное онкологическое учреждение, наблюдающее больного, непосредственно или путем внесения запроса в онкологический кабинет, обслуживающий соответствующую административную единицу территории, должен уведомлять больного о необходимости явиться на очередной диспансерный осмотр, а также получать информацию о состоянии пациента. Больные, о которых диспансер не имел сведений в течение отчетного года, считаются выбывшими из-под наблюдения.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 420 от 23.12.96 для обеспечения автоматизированного мониторинга злокачественных новообразований на базе популяционных раковых регистров в составе республиканских, краевых, областных онкологических диспансеров, в ряде случаев (в больших городах) на базе популяционных раковых регистров как специальных организационных структур должна быть сформирована вертикально-ориентированная система Государственного ракового регистра. Создание системы мониторинга злокачественных новообразований имеет целью повышение эффективности работы онкологической службы в целом, ее учреждений и подразделений путем адекватной оценки состояния онкологической помощи в количественных критериях, обеспечения возможности оперативного получения информации для принятия решений и контроля за выполнением последних на территориальном, региональном, федеральном уровнях, оптимизации лечебного процесса и диспансерного наблюдения онкологических больных, формирования информационной базы для проведения эпидемиологических исследований злокачественных новообразований и разработок по изучению отдаленных результатов лечения.

Данная Инструкция регламентирует порядок регистрации новых случаев заболевания злокачественными новообразованиями и ведение учета больных злокачественными новообразованиями в территориальных онкологических учреждениях в условиях поэтапного перехода на работу в режиме автоматизированного популяционного ракового регистра. В информационной базе территориального ракового регистра накапливаются в хронологической последовательности сведения о каждом зарегистрированном больном злокачественным новообразованием, что позволяет получить как персонифицированную информацию, так и обобщенные характеристики контингентов. В территориальных онкологических учреждениях, не перешедших на автоматизированную обработку информации, данные о больных злокачественными новообразованиями накапливаются на бумажных носителях. При этом структура и объем данных полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к качеству информации при формировании базы данных автоматизированного территориального популяционного ракового регистра.

Данные об этапах лечения больного злокачественным новообразованием, динамике его состояния отражаются в учетной медицинской документации на онкологического больного. Основными оперативными медицинскими документами, заполняемыми на больных злокачественными новообразованиями и служащими основными источниками информации, поступающей в раковый регистр, являются следующие документы:

1. «Медицинская карта амбулаторного больного» (форма N 025/У),

2. «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования» (ф. N 090/У),

3. «Талон дополнений к контрольной карте диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» (ф. N 030-6/ТД),

4. «Медицинская карта стационарного больного» (ф. N 003/У),

5. Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием» (ф. N 027-1/У).

На основании данных из вышеперечисленных первичных медицинских документов, а также другой документации в онкологическом учреждении, осуществляющем учет и диспансеризацию больных злокачественными новообразованиями (онкологический диспансер, диспансерное онкологическое отделение, онкологический кабинет), заполняется и хранится «Контрольная карта диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» ф. N 030-6/У. Контрольная карта ориентирована на формирование информационного массива территориального популяционного ракового регистра на бумажных носителях и оптимизацию контроля за обследованием и лечением онкологических больных.

Если территориальное онкологическое учреждение перешло на систему мониторинга контингента больных злокачественными новообразованиями на базе автоматизированного популяционного ракового регистра, на каждого больного злокачественным новообразованием заполняется по выбору учреждения один из документов: «Контрольная карта диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» ф. N 030-6/У или «Регистрационная карта больного злокачественным новообразованием» ф. N 030-6/ГРР. «Регистрационная карта больного злокачественным новообразованием» является расширенным аналогом «Контрольной карты диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием», включает больший объем информации, предусматривает кодирование всех вносимых данных и является промежуточным источником информации при формировании и актуализации компьютерной базы данных популяционного ракового регистра.

В «Регистрационную карту больного злокачественным новообразованием» территориальным онкологическим учреждением могут быть введены дополнительные содержательные пункты в зависимости от местных потребностей и возможностей. Однако, ни один пункт из имеющегося набора пунктов «Регистрационной карты больного злокачественным новообразованием» не может быть изъят.

В качестве промежуточного носителя информации для внесения дополнительных данных об онкологическом больном в «Контрольную карту диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» (ф. N 030-6/У) или «Регистрационную карту больного злокачественным новообразованием» (форма N 030-6/ГРР) используется «Талон дополнений к контрольной карте диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием» (ф. N 030-6/ТД). Талон заполняется врачом медицинского учреждения, осуществляющего диспансерное наблюдение больного при прохождении последним очередного осмотра или получении информации о его состоянии из других источников.

При заполнении учетной документации на больного злокачественным новообразованием в онкологических учреждениях следует использовать «Комплексный классификатор данных о больных злокачественными новообразованиями в системе Государственного ракового регистра Российской Федерации». Комплексный классификатор включает 11 кодификаторов. Перечень кодификаторов и Комплексный классификатор представлены в приложении N 14 к приказу МЗ РФ N 135 от 19.04.99. Комплексный классификатор предназначен для стандартизованного представления данных о больных злокачественными новообразованиями, обеспечивает возможности адекватной формализации данных, внутриотраслевого, межотраслевого, международного обмена специальной медицинской информацией.

На каждого больного с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования в IV стадии, а при визуально доступной локализации опухоли и на больного с III стадией развития опухолевого процесса составляется «Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования» (ф. N 027-2/У). Протокол составляется также в случаях, когда диагноз злокачественного новообразования, явившегося основной причиной смерти, был установлен посмертно и в случаях посмертного выявления злокачественного новообразования в запущенной форме вне зависимости от того, явилось ли оно основной причиной смерти.

Правила заполнения и кодирования, сроки заполнения и высылки, правила документооборота, сроки архивного хранения медицинской документации на онкологического больного («Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования», форма N 090/У; «Выписка из медицинской карты стационарного больного злокачественным новообразованием», ф. N 027-1/У: «Контрольная карта диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием», ф. N 030-6/У; «Регистрационная карта больного злокачественным новообразованием», ф. N 030-6/ГРР; Талон дополнений к контрольной карте диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием (ф. N 030-6/ТД); «Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования», ф. N 027-2/У) регламентируются соответствующими инструкциями по заполнению указанных документов. Перечень форм первичной медицинской документации, используемой при регистрации и диспансерном наблюдении больных злокачественными новообразованиями, и инструкций представлен в приложениях N 2-13 к приказу МЗ РФ N 135 от 19.04.99.

При выявлении у больного первично-множественных злокачественных новообразований каждое из них регистрируется как отдельный случай, независимо от того, возникли новообразования синхронно или метахронно. В годовой отчет территориального онкологического учреждения по форме N 7 «Отчет о заболеваниях злокачественными новообразованиями» первично-множественные злокачественные новообразования включаются независимо друг от друга, как разные случаи заболевания.

В годовой отчет территориального онкологического учреждения по форме N 35 «Отчет о больных злокачественными новообразованиями» больной с первично-множественными новообразованиями включается один раз — по ведущей нозологической форме злокачественного новообразования. Ведущей локализацией у данного больного считается злокачественное новообразование с более тяжелым течением (менее благоприятным прогнозом), развитие которого в большей степени определяет состояние пациента. Выбор наиболее тяжелой формы новообразования осуществляет врач, заполняющий документацию в организационно-методическом кабинете (отделении) диспансера, или врач территориального ракового регистра, кодирующий информацию для формирования базы данных регистра.

Массивы «Контрольных карт диспансерного наблюдения больных злокачественным новообразованием» (ф. N 030-6/У) или компьютерные базы данных популяционных территориальных раковых регистров, сформированные на основе «Регистрационных карт больных злокачественными новообразованиями» (ф. N 030-6/ГРР), являются основным источником информации при составлении годовых статистических отчетов территориальных онкологических учреждений по ф. N 7 «Отчет о заболеваниях злокачественными новообразованиями» и ф. N 35 «Отчет о больных злокачественными новообразованиями».

В случае смерти больного злокачественным новообразованием он снимается с учета. Данные о смерти больного злокачественным новообразованием (дата смерти, причина смерти) вносятся в соответствующие пункты учетной документации (форма N 030-6/ГРР «Регистрационная карта онкологического больного», форма N 030-6/У «Контрольная карта диспансерного наблюдения больного злокачественным новообразованием»). В качестве причины смерти вносится основная причина, указанная в свидетельстве о смерти. Причиной смерти больного злокачественным новообразованием может явиться неонкологическое заболевание.

Читайте так же:  Срок сдачи налог на прибыль в 2019 году

С целью уточнения числа умерших от злокачественных новообразований в массиве населения административной территории, для регистрации больных злокачественными новообразованиями, диагноз которым был установлен посмертно, для уточнения причин смерти больных, состоящих на диспансерном учете в онкологическом учреждении, в целях повышения полноты учета больных злокачественными новообразованиями территориальные онкологические учреждения обязаны систематически сверять имеющиеся у них данные регистрации случаев заболевания злокачественными новообразованиями и смерти от них с дубликатами актов о смерти, врачебными свидетельствами и фельдшерскими справками о смерти от злокачественных новообразований в территориальных отделениях Госкомстата (статуправлениях).

Сверка должна проводиться ежемесячно в сроки с 10 по 25 число каждого месяца сотрудниками организационно-методического кабинета (отдела) территориального онкологического учреждения или сотрудниками территориального популяционного ракового регистра. Сверка проводится по двум направлениям: поиск лиц, умерших от злокачественных новообразований и новообразований неустановленного характера вне зависимости от того, состояли ли они при жизни на учете в онкологическом учреждении; выявление случаев и регистрация причин смерти лиц, состоявших на учете в онкологическом учреждении. Если умерший от злокачественного новообразования не состоял на учете в онкологическом диспансере, данные об основном заболевании уточняются территориальным онкологическим учреждением (территориальным популяционным раковым регистром) в лечебных учреждениях по месту жительства или лечения больного путем запроса. Аналогичный запрос направляется и в случае неполноты данных, касающихся характера новообразования, во врачебном свидетельстве о смерти или фельдшерской справке.

Документация на умерших больных подлежит передаче в архив по окончании отчетного года и последующему архивному хранению в соответствии с инструкциями к учетной документации. Данные об умерших больных в компьютерной базе данных территориального популяционного ракового регистра ни в коем случае не уничтожаются. Они могут храниться в общем массиве информации о контингенте больных злокачественными новообразованиями данной административной территории, если аппаратные ресурсы позволяют наращивать значительные объемы данных; могут формировать специализированную базу данных умерших; могут храниться в сжатом (архивированном) виде с возможностью декомпрессии и последующего использования. Компьютерные базы данных популяционных раковых регистров не имеют ограниченного срока хранения и подлежат постоянной актуализации с обязательным сохранением данных обо всех больных злокачественными новообразованиями, снятых с учета.

Руководители территориальных онкологических учреждений, диспансерных онкологических отделений и онкологических кабинетов, организационно-методических кабинетов (отделений), руководители территориальных популяционных раковых регистров обязаны обеспечить контроль качества, полноты и своевременности заполнения учетной и отчетной документации в руководимых ими учреждениях и подразделениях. Ответственность за адекватность, качество, сохранность и конфиденциальность данных в популяционном раковом регистре несут главный врач территориального онкологического учреждения и руководитель регистра.

При заполнении всех форм медицинской документации на больных злокачественными новообразованиями следует руководствоваться единым подходом к трактовке специальных терминов, неверная интерпретации которых может привести к существенному искажению вносимой информации.

Датой установления диагноза злокачественного новообразования следует считать одно из событий, перечисленных ниже. Варианты приведены в порядке приоритетности. Если известна первая в списке дата, то следует выбрать именно ее и далее таким же образом.

1. Дата первого морфологического подтверждения диагноза злокачественного новообразования. В том числе:

а) дата взятия образца ткани для морфологического исследования;

б) дата направления образца ткани на морфологическое исследование;

в) дата выдачи заключения морфологов.

2. Дата госпитализации пациента в медицинское учреждение по поводу данного заболевания.

3. В случае наблюдения и лечения больного только в медицинском учреждении амбулаторного типа дата первой консультации по поводу данного заболевания.

4. Дата установления диагноза иная, чем упомянутые в пунктах 1, 2 и 3.

5. Дата смерти, если известно только, что причиной смерти больного явилось злокачественное новообразование.

6. Дата смерти, если злокачественное новообразование выявлено при аутопсии.

В любом случае дата установления диагноза злокачественного новообразования не может быть более поздней, чем дата начала лечения или дата, когда было принято решение не проводить лечение, или дата смерти.

Выбор даты установления диагноза не зависит от метода подтверждения диагноза злокачественного новообразования.

К визуально доступным локализациям следует относить опухоли губы (С00), основания языка (С01), других и неуточненных отделов языка (С02), десны (С03), дна полости рта (С04), других и неуточненных частей рта (С06), околоушной слюнной железы (С07), других и неуточненных больших слюнных желез (С08), небной миндалины (С09), прямой кишки (С20), заднего прохода и анального канала (С21), кожи (С44), кожи мошонки (С63.2), вульвы (С51), полового члена (С60), молочной железы (С50), влагалища (С52), шейки матки (С53), щитовидной железы (С73), яичка (С62).

Первичной злокачественной опухолью является та, которая возникает первично в данном органе или ткани, не являясь результатом распространения (прорастания), рецидива или метастаза. В случае обнаружения у больного злокачественных новообразований, имеющих разную гистологическую структуру, расположенных в одном или разных органах, каждое из них регистрируется как отдельный случай заболевания. При отсутствии различий в гистологическом строении новообразований в органе, паре органов, ткани (как определено трехзначной рубрикой МКБ) следует считать, что возникла только одна опухоль.

Группы злокачественных новообразований, считающихся гистологически «различными» для целей определения множественных опухолей:

— Аденокарциномы М-814, М-816, М-818-823, М-825-855, М-857, М-894

— Другие виды раков М-803, М-804, М-815, М-817, М-824, М-856, М-858-867

— Неуточненные (раки, БДУ) М-801, М-802

II. Лимфомы М-956-974

III. Саркомы и другие опухоли мягких тканей М-868-871, М-880-892, М-899, М-904, М-905, М-912-934, М-937, М-949, М-950, М-954-958

IV. Другие уточненные (топографически определенные) типы злокачественных, новообразований М-872-879, ММ-893, М-895-898, М-900-903, М-906-911, М-935, М-936, М-938-948, М-952, М-953

V. Неуточненные типы злокачественных новообразований М-800

При решении вопроса о том, имеются ли две (или более) первичные опухоли, рекомендуется следующие рубрики МКБ-Х считать одним трехзначным обозначением топографии:

С01 и С02: Основания языка, другие и неуточненные части языка

С05 и С06: Небо, другие и неуточненные части рта

С07 и С08: Околоушная слюнная железа, другие и неуточненные большие слюнные железы

С09 и С10: Миндалины, ротоглотка

С12 и С13: Грушевидный синус, нижний отдел гортаноглотки

С19 и С20: Ректосигмоидное соединение, прямая кишка

С23 и С24: Желчный пузырь, другие и неуточненные части желчных путей

С30 и С31: Полость носа и среднего уха, придаточные пазухи

С33 и С34: Трахея, бронхи и легкие

С40 и С41: Кости, суставы и суставные хрящи конечностей, кости, суставы и суставные хрящи других неуточненных локализаций

С60 и С63: Половой член, другие и неуточненные мужские половые органы

С64 и С65: Почки и почечные лоханки

С66 и С68: Мочеточник, другие и неуточненные мочевые органы

С74 и С75: Другие эндокринные железы и связанные с ними структуры

C82-C85, С91, С95: различные формы неходжкинских лимфом, лимфоцитарные и неуточненные лейкозы.

Некоторые типы опухолей возникают в виде множественных очагов в пределах одного органа (к примеру, аденокарцинома во множественных аденоматозных полипах поперечно-ободочной и сигмовидной кишки). Такие опухоли следует кодировать как одиночную локализацию, расценивая их как многоочаговые образования. Злокачественные новообразования кожи, часто возникающие неоднократно на протяжении жизни больного, расцениваются в большинстве случаев как одно заболевание, если только они не были принципиально отличны по гистологической структуре (например, меланома и плоскоклеточный рак).

Признание существования двух или более первичных злокачественных новообразований не зависит от времени их выявления. Новообразования считаются возникшими синхронно в случае, если диагноз второго злокачественного новообразования был установлен менее чем через 6 месяцев после выявления первой опухоли. Опухоли, диагностированные с временным интервалом более 6 месяцев, рассматриваются как метахронные.

Стадия заболевания (обозначается римскими цифрами) определяется в зависимости от степени распространенности опухолевого процесса к моменту окончания обследования (а если больной оперирован — к моменту, предшествующему операции) в соответствии с критериями, предусмотренными отечественной четырехстадийной классификацией. При проведении оперативного вмешательства данные о стадии опухолевого процесса могут быть уточнены. Коррекция допустима лишь в том случае, если с момента установления диагноза до проведения операции прошло не более двух месяцев. При последующем наблюдении больного стадия заболевания остается неизменной, вне зависимости от направления развития заболевания. В тех случаях, когда определить стадию заболевания (например, у части больных раком внутренних органов, не подвергаемых хирургическому лечению) чрезвычайно сложно, следует использовать метку «стадия не установлена». Число таких больных должно быть минимальным. Значительная доля больных с неустановленной стадией свидетельствует о низкой диагностической активности медицинских учреждений общего профиля и специализированных онкологических учреждений территории. При системных заболеваниях недопустимо использовать классификацию распространенности новообразований, разработанную для солидных опухолей (например, диагноз «лимфобластный лейкоз, III стадия» является грубой ошибкой).

Следует четко разграничивать различные типы специального противоопухолевого лечения. Радикальное лечение имеет целью полное избавление больного от новообразования. После завершения адекватного лечения по радикальной программе признаки заболевания не определяются. Программы радикального лечения для новообразований разных локализаций, распространенности, гистологических типов широко варьируют. Программа, принятая для определенного клинического случая как радикальная, применительно к другому наблюдению может быть квалифицирована в качестве паллиативного лечения. Паллиативное лечение имеет целью влияние на развитие опухолевого процесса, вследствие чего может быть достигнута ремиссия заболевания. Полное излечение от злокачественного новообразования вследствие проведения паллиативного лечения невозможно. Симптоматическое лечение устраняет те или иные симптомы основного заболевания, не имея целью воздействие на развитие новообразования. При этом все типы специального лечения могут включать использование хирургического метода лечения, лучевой терапии, химиотерапии, иммуногормонотерапии.

Весь контингент больных злокачественными новообразованиями, состоящих под наблюдением в онкологических учреждениях, распределяют на клинические группы в зависимости от необходимости и возможности применения различных типов специального лечения. Принадлежность больного к той или иной клинической группе при взятии на учет определяется на основании результатов обследования. В дальнейшем клиническая группа может быть изменена в зависимости от результатов лечения и динамики развития опухолевого процесса.

Ко II клинической группе следует относить больных злокачественными новообразованиями, которые в результате применения современных схем лечения могут быть полностью избавлены от злокачественного новообразования, а также больных, у которых может быть достигнута длительная ремиссия. Больные II клинической группы подлежат специальному лечению.

В составе II клинической группы выделяют подгруппу IIа — больных, подлежащих радикальному лечению. Во IIа клиническую группу следует относить больных с ограниченным развитием опухолевого процесса (в основном I, II стадий заболевания).

Клиническая группа III включает практически здоровых лиц, состоящих под наблюдением в онкологическом учреждении после проведенного по радикальной программе лечения злокачественного новообразования. Пациенты этой группы в случае развития рецидивов заболевания или метастазирования новообразования переводятся в группу II и подлежат специальному лечению или в группу IV, если проведение специального лечения не показано в связи с распространенностью процесса.

В клиническую группу IV включаются больные с распространенными формами злокачественного новообразования, радикальное лечение которых уже не представляется возможным. Больные IV группы подлежат, в основном, симптоматическому лечению.

При формировании годовых отчетных статистических форм территориального онкологического учреждения к числу не подлежавших специальному лечению следует относить больных, которые при взятии на учет в онкологическом учреждении были включены в IV клиническую группу или были переведены в эту клиническую группу в предыдущие годы, а также больных III клинической группы, если план лечебных мероприятий не включал в текущем году проведения противорецидивного лечения (в том числе амбулаторного). Не подлежавшими специальному лечению следует считать также тех больных злокачественными новообразованиями, которые после проведенного ранее лечения продолжали оставаться во II клинической группе и в отчетном году в специальном лечении не нуждались (например, больные злокачественными новообразованиями кроветворной ткани в фазе длительной ремиссии).

К клинической группе Iа относят больных с неясной клинической картиной при наличии подозрения на заболевание злокачественным новообразованием. Больных группы Iа после установления окончательного диагноза снимают с учета или переводят в другую клиническую группу. Углубленное обследование больных Iа клинической группы с целью установления окончательного диагноза должно быть начато не позднее чем через 10 дней с момента взятия на диспансерный учет с заболеванием, подозрительным на злокачественное новообразование.

К группе Iб относят больных с предопухолевыми заболеваниями.

Начальник Отдела медицинской
статистики и информатики
Е.А.Тишук

Приложение 2. Форма N 090/У «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования»

Приказ
Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 19 апреля 1999 года N 135