Помощники следователя следственного комитета

Оглавление:

Институт общественного помощника следователя: взгляд изнутри

« Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо», – написал когда-то Гете. Вот и выпускнику юрфака, даже знающему назубок уголовное право, совсем не просто самостоятельно « распутать» преступление. И чтобы теория увязалась с практикой, в следственном управлении Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю действует институт общественного помощника следователя. « Примерив» на себя эту должность, можно узнать не понаслышке, каков он, следовательский хлеб, на самом деле.

Мечты, мечты, где ваша сладость?

На протяжении десятилетий юридическое образование является одним из самых престижных, многие стремятся стать юристами, поступают на соответствующие факультеты, получают заветные дипломы. Однако у этой медали есть оборотная сторона: молодым специалистам сложно найти работу – как известно, работодатель предпочитает квалифицированных сотрудников. Получается замкнутый круг: без опыта не берут, а наработать его вчерашнему студенту негде. Есть и другая проблема: начитавшись детективных романов, насмотревшись сериалов и кинофильмов, в красках « расписывающих» увлекательную, полную приключений и романтики работу следователей, легко и молниеносно вычисляющих злодеев, многие будущие юристы принимают литературную и киношную версии работы в следственных органах за чистую монету. Но, надев форменный мундир, вскоре убеждаются, что реальность-то совершенно иная. И что быть следователем – далеко не их призвание.

Честно говоря, о том, что существует такой институт – общественных помощников следователей, я узнала совсем недавно. И тут же захотелось посмотреть на эту « кухню» изнутри – что это за работа и с чем ее едят. Точнее, загорелась желанием этим самым помощником поработать. Услужливое воображение тут же « нарисовало» мне картинку, как я вместе со следователем распутываю сложное преступление, выезжаю на место его совершения, ловлю злодея. В общем, в мечтаниях я совершенно недалеко ушла от тех, кто судит о работе следователя и его помощника по книжкам и фильмам. В жизни-то оказалось все совершенно по-другому.

Итак, получив « благословение» главного редактора недельку побыть общественным помощником следователя, я отправилась « трудоустраиваться». Выбор пал на следственный отдел по Промышленному району г. Ставрополя СУ СКР по СК. Потому как, во-первых, с его руководителем Сергеем Антоненко мы давно знакомы и уж он-то (мнилось мне) не откажется взять меня помощником кого-нибудь из своих подчиненных. И, во-вторых, Промышленный район Ставрополя – один из самых неспокойных в плане криминогенной обстановки, рассуждала я, поэтому без участия в захватывающих дух расследованиях не останусь.

Ушат холодной воды

Именно так можно охарактеризовать информацию, полученную в первые же минуты « собеседования». Как оказалось, в общественные помощники следователя человеку « с улицы» попасть просто невозможно. Процедура отбора кандидатов очень строгая и занимает достаточно долгое время. Если говорить коротко, то при решении вопроса о назначении общественным помощником следователя принимаются во внимание уровень теоретической подготовки кандидата, юридическая специализация, возраст и другие данные (в том числе автобиографические), определяющие его способности к следственной работе.

– И только после завершения проверки готовится заключение о возможности или невозможности допуска кандидата к работе общественным помощником, – рассказал С. Антоненко. – И приступает он к работе только на основании приказа руководителя территориального следственного органа. После получения соответствующего удостоверения.

Кроме того, никакой особой романтики и приключений в деятельности общественного помощника, по словам С. Антоненко, не предвидится. Во-первых, согласно « Положению об общественном помощнике следователя СКР» он не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для жизни и здоровья. Во-вторых, ему запрещено выступать участником уголовного судопроизводства, работать с самыми « интересными» документами – содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования. Ну и еще множество всяких « в-третьих», « в-четвертых» и так далее.

Признаться, после такого вступления я приуныла. Шанс хоть недельку пожить « как в детективе» ну или хотя бы узнать на собственном опыте, что за профессия – помощник следователя, стремительно катился к нулю. Однако выход из положения нашелся. Меня « прикрепили», если можно так выразиться, стажером к общественному помощнику следователя Александру Назаренко.

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали

Александр – общественный помощник с солидным стажем: больше года он трудится правой рукой следователя Екатерины Деревянко. Как говорит Александр, о такой возможности наработать практический опыт он узнал еще студентом. И решил непременно ею воспользоваться.

– Я до сих пор помню свой первый день работы общественным помощником, – рассказывает он. – И то чувство растерянности, когда я понял, что весь мой « теоретический вузовский багаж» – капля в море знаний, которыми должен обладать следователь. Первое задание, которое мне дала Екатерина, – сделать опись материалов уголовного дела. То есть « содержание» томов. Мама дорогая, что я « наописывал»: просто переписал « заголовки» процессуальных документов – и все. Например: « Протокол допроса свидетеля» – и все. Какого свидетеля, как его имя-фамилия? Не различал, что такое ответ на запрос и сопроводительное письмо. Пришлось все заново переделывать. Зато теперь я « мастер спорта» по сшиванию томов уголовных дел и составлению описей.

– Саша скромничает, – вступает в разговор следователь Е. Деревянко. – Он во многих областях уже мастер. Без преувеличения, он моя правая рука, а иногда и левая. Практически все черновое оформление необходимых процессуальных документов – а эта работа занимает уйму времени, которого и так не хватает следователю, – на нем. Да и не только бумажная работа: Саша развозит повестки, запросы, разыскивает людей, которых мне необходимо опросить. Все его обязанности и не перечислишь. Главное – исполняет он поручения четко, быстро и добросовестно. Вот сейчас его поставили в кадровый резерв, наверное, в ближайшие дни получит назначение на должность следователя. Что я буду делать без него – не представляю.

Насколько нелегок труд общественного помощника следователя, мне пришлось убедиться лично, когда Александр отправился с очередным поручением Екатерины « в город». Следователь Деревянко доверила мне набрать на компьютере кипу полицейских рукописных протоколов опросов граждан. Ну и работка, доложу вам! Мало того что приходится разбирать отнюдь не каллиграфический почерк составителей сих документов (об орфографических и пунктуационных ошибках промолчу), так еще и « переводить» их на понятный, хоть и изобилующий юридическими терминами язык. Ну как, скажите на милость, расшифровать такой « шедевр», как: « я увидел, что нахожусь около трупа мертвого человека»? Или « …потерпевшему сначала был нанесен удар в область головной коробки обеими кулаками правой руки», « гражданка N обратилась с заявлением о попытке насилования ее не туда, куда обычно»?

В общем, через несколько часов даже мне, привыкшей к многократному за день компьютерному набору текстов, захотелось расколотить клавиатуру. А стертые до мозолей пальцы опустить в холодную воду.

И за те несколько дней, что я проработала « стажером помощника», твердо поняла одно: трудиться в этой « должности» сможет лишь тот, кто выбрал профессию следователя окончательно и бесповоротно. Без всяких « может быть».

Нужны как воздух

Институт общественных помощников следователя необходим – таково единодушное мнение практически всех сотрудников Следственного комитета, с кем я разговаривала на эту тему. Всегда важно иметь « свободные руки», способные выполнить работу, на которую у следователя зачастую просто не хватает времени из-за колоссальной занятости. Но не только. Эта деятельность важна и для тех, кто в будущем решил связать свою жизнь со Следственным комитетом. Да, во многом это рутина, но она же « набивает руку», формирует реальное представление о будущей деятельности.

– Когда на работу приходит молодой следователь, его закрепляют за более опытным коллегой. Однако у куратора не всегда есть время скрупулезно учить своего подопечного. А тех, кто пришел на службу после работы общественным помощником, многим вещам учить уже не надо, – говорит С. Антоненко. – Потому что без дела помощники – те, кто действительно хочет работать, – никогда не сидят. К сожалению, работа эта – на общественных началах, то есть никак не оплачивается. Может, поэтому энтузиастов, желающих получить такую следственную практику, – единицы.

Впрочем, может, и наоборот: именно бесплатность работы может выступать, да и выступает, по сути, тем критерием, по которому определяется серьезность намерений будущего специалиста, силу его стремления трудиться по специальности!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Студенты юридических вузов смогут работать помощниками следователей

Следственный комитет России (СКР) сможет принимать на работу помощниками следователя студентов юрфака 3-го курса и старше. Соответствующий законопроект планирует рассмотреть сегодня Госдума в первом чтении. Эксперты сомневаются в необходимости инициативы и рекомендуют проверить ее на коррупциогенность.

Проект закона был внесен в нижнюю палату правительством РФ в конце сентября этого года. Он предполагает изменения в ст. 4 и 16 ФЗ «О Следственном комитете» в целях «улучшения организации работы и усиления кадрового потенциала» ведомства.

Студенты-юристы уже сейчас могут работать следователями отделов и отделений, а также районных и городских подразделений СКР, но для помощников следователей такой возможности не предусмотрено, отмечается в пояснительной записке к проекту. По сложившейся практике следователями назначают тех студентов, которые ранее уже служили в системе СКР на других должностях, не требующих высшего юридического образования. В настоящее время в ведомстве работают 19 таких следователей, что составляет 0,24% от штатной численности ведомства.

Уточняется, что пересмотра штатного расписания сотрудников Следственного комитета не потребуется и предлагаемые изменения будут реализованы за счет средств, уже заложенных для СКР в федеральном бюджете.

Согласно законопроекту предлагается разрешить в исключительных случаях назначать на должности помощников следователей и помощников следователей-криминалистов студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» в вузе, имеющем государственную аккредитацию. При этом кандидат должен отучиться не менее половины срока и не иметь академической задолженности.

Читайте так же:  Федеральный стандарт оценки 3 требования к отчету об оценке

Между тем в законопроекте и пояснительной записке к нему не указано, какие именно случаи могут считаться исключительными для того, чтобы взять на работу студента. По мнению экспертов, речь идет о ситуациях, когда в маленьких городах не хватает специалистов с высшим юридическим образованием. Основной поток выпускников идет работать в коммерческие юридические структуры, кроме того, такая напряженная и ответственная работа подходит далеко не всем.

— Есть небольшие населенные пункты, в которых порой очень трудно найти нужного специалиста с высшим образованием. Если студент показывает высокие результаты в учебе, прошел практику, его знают, оценили, проверили, к нему не было нареканий в прошлом, почему не предоставить такую возможность, это великолепный старт для молодого человека, — считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Савельев (ЛДПР). — Это очень хороший шанс и для людей, которые получают юридическое образование, уже работая в системе, для карьерного роста.

Зарплата помощника следователя невысока, и человека с высшим образованием не всегда легко найти на такую ставку, отмечает первый заместитель председателя комитета ГД по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ).

— Помощнику следственные действия не доверят, он будет выполнять техническую работу, для нее и не нужно высшего образования, — сшить дело, составить опись, отвезти документы или образцы на экспертизу, подготовить проект документа под присмотром следователя, — считает он.

Уже сейчас существует практика, когда студенты юридических вузов совмещают учебу на старших курсах с работой в следственных органах. Они работают в качестве добровольных помощников без зарплаты, в свободное от учебы время.

Между тем преподаватели юридических вузов хоть и отмечают, что инициатива даст талантливым студентам хороший старт в карьере, всё же сомневаются, что после 3-го курса молодой человек готов к такой ответственности.

— Сейчас нормативный срок обучения для бакалавра составляет четыре года, и половина срока обучения — это всего два года. Поэтому необходимо более четко указать, какой конкретно срок обучения имеется в виду. После 2-го курса студент еще не готов к ответственной работе, ему всего 20 лет, не говоря о том, что он даже еще не весь уголовный процесс изучил. Я бы предложила бакалавров брать на помощников после полных четырех курсов, когда они решают, идти в магистратуру или работать, — пояснила «Известиям» свою позицию доцент МГЮУ им. О.Е. Кутафина Анастасия Рагулина.

Заведующий кафедрой основ правоохранительной деятельности юридического комитета РАНХиГС при президенте РФ Александр Романов считает, что необходимо требовать от студента рекомендации от вуза, в котором он учится, а также характеристику с оценкой его личных качеств и морального облика.

Нужно более детально расписать «исключительные случаи», чтобы избежать коррупционной составляющей, подчеркнул преподаватель кафедры уголовного права Российского государственного университета правосудия Игорь Иванишко.

— Известны случаи, когда в юридические вузы, даже в военизированные и университет МВД, удается поступить ребятам из организованных преступных группировок, чтобы потом внедряться в систему. А тут получается, что студент, еще даже не получивший диплом, имеет возможность знакомиться с документами, получает определенный уровень доступа, хоть и самый низкий, — заявил он «Известиям».

Кроме того, Иванишко добавил, что использование такой практики в регионах, особенно южных, может вылиться в «клановость».

— Может получиться, что человек с формальной справкой об обучении в юридическом вузе получит должность помощника у своего родственника — следователя. Это уже элемент узаконенной коррупции, поэтому необходимо провести антикоррупционную экспертизу этой инициативы, — предложил он.

Помощник следователя: полномочия, требования, правовой статус

На страже прав и свобод россиян уже долгое время стоит Следственный комитет (СК РФ) — важнейший правоохранительный орган. Целью его работы является своевременное предотвращение нарушений закона, наказание виновных, защита гражданских интересов и многое другое. О сотрудниках правоохранительной системы можно говорить очень долго. Ведь представленная сфера является невероятно обширной и сложной. В нашей статье будет рассказано о лице, только начинающем работу в СК РФ. Речь пойдет о помощнике следователя.

Следственный комитет: особенности работы

Не стоит думать, что помощник следователя — это некий доктор Ватсон, разгадывающий вместе со знаменитым следопытом сложные задачи. Если говорить начистоту, то стажер почти не играет никакой роли в работе специалиста. Это даже не правая, а левая рука сотрудника СК. В большинстве случаев стажер оформляет документацию, играет роль курьера, а также выполняет различные мелкие поручения своего непосредственного начальника. Все остальное время помощник следователя наблюдает за работой своего руководителя.

Если человек, недавно закончивший учебу, действительно хочет посвятить свою жизнь сыскному делу, то основной его обязанностью на первых этапах работы будет постоянное и внимательное наблюдение за профессиональной деятельностью своего наставника.

Помощник следопыта должен иметь юридическое образование. В своей работе он руководствуется статьями 144-145 УПК РФ, в которых сказано, что стажеру не дозволяется самостоятельное расследование серьезных уголовных дел. При этом работник должен исполнять все законные поручения своего наставника.

Закон о младших сотрудниках в СК РФ

В 2010 году был принят Федеральный закон № 403-ФЗ, регламентирующий работу Следственного комитета. В статье № 16 этого Закона указываются требования, которые должны предъявляться к гражданам, желающим трудиться в СК РФ.

Первое и основное требование — это наличие российского гражданства и высшего юридического образования. Юридическая программа, по которой обучался гражданин, должна быть аккредитована по специальности, близкой к следственному делу. При приеме на работу учитываются нравственные и профессиональные качества будущего сотрудника, его психическое и физическое здоровье.

Закон гласит, что помощником следователя может стать даже студент юрфака. Важно только, чтобы он не имел задолженностей по учебе, а срок получения образования составлял не менее полугода.

В пункте 4 статьи 16 рассматриваемого Закона прописаны признаки, при наличии которых человек не может быть взят на работу в Следственный комитет. Здесь стоит отметить полную или ограниченную недееспособность, неснятую судимость, уголовное преследование, наличие серьезных заболеваний, близкое родство с сотрудником СК РФ, наличие иного гражданства, кроме российского, а также отказ от процедуры оформления допуска. В последнем случае речь идет о непредставлении соответствующих документов, по которым Следственный комитет может принимать на работу.

Организация профессиональной деятельности

СК РФ работает согласно приказу от 4 мая 2011 года. В нем говорится, что привлечение молодых специалистов на должность общественных помощников представляет собой одну из форм взаимодействия правоохранительной системы с широкой общественностью. В результате такого взаимодействия качественно реализуется кадровая политика.

Совместная реализация функций общественных помощников следователя с правоохранительными органами полезна для обеих сторон взаимодействия. Профессионалам в СК оказывается организационно-техническая помощь, в результате чего вся правоохранительная система начинает работать быстрее и эффективнее. Отдельные же общественные деятели удовлетворяют свои потребности в формировании ценного трудового опыта.

Вопрос о том, как стать помощником следователя, сегодня имеет особую актуальность. На самом деле нет ничего сложного в поступлении на работу в СК. Достаточно лишь одного направления с характеристиками от университета.

Студенты или бакалавры, допущенные к работе в комитете, могут заранее ознакомиться с рабочей обстановкой в области охраны права. Параллельно с изучением теоретического материала происходит выработка профессиональных навыков. Молодые специалисты имеют возможность следить за работой своих наставников, исполнять мелкие поручения, знакомиться с базой правовых документов и т. д. На сегодняшний день имеются все необходимые условия для качественного формирования начальных навыков в области следственного дела.

Задачи помощника следователя

Объем полномочий и задач стажера определяется Федеральным законом. При этом конкретные цели возлагаются непосредственным руководителем помощника. Согласно закону, младшие сотрудники в рассматриваемой системе органов занимаются оказанием информационной, организационной и технической помощи следователю. Большая часть работы связаны с подготовкой проектной документации.

В обязанности помощника следователя в полиции, СК РФ или прокуратуре входит оперативное информирование своего начальства о проблемах и необычных обстоятельствах, возникающих по ходу работы. В свою очередь, сами сотрудники должны спокойно и грамотно разъяснить стажеру все проблемные моменты.

За свои деяния помощник следователя несет ответственность. В зависимости от причиненного ущерба, ответственность может быть дисциплинарной, материальной, административной или даже уголовной.

Обязанности помощника следователя

Требования к работе стажеров в СК, объем основных задач и полномочий — все это обозначено в общих положениях Федерального закона. А что можно рассказать о конкретных обязанностях помощников следователей?

Закон гласит, что самой важной обязанностью любого стажера в Следственном комитете является качественное исполнение всех законных требований, приказов и просьб начальства. Совместно со специалистами в области розыска помощники должны осуществлять проверку материалов по уголовным делам. Документы поступают из нижестоящих правоохранительных инстанций. В обязанности работников СК входит проверка материалов на наличие в них нарушений закона. «Мелкие» дела, как правило, поручаются помощникам следователей. Также они выполняют определенный комплекс мероприятий, имеющий характер доследственной проверки поступивших заявлений.

В соответствии с законом, помощники следователя обязаны реализовывать розыскные мероприятия совместно со своими руководителями. Изучается личность обвиняемого, устанавливаются причины и условия для нарушения закона, проводится опрос свидетелей и т. д.

Еще одной важной обязанностью помощника следователя является поддержание связей с общественностью. Данная функция имеет очень обширный, а порой даже размытый характер. Стажеры Следственного комитета могут докладывать уголовные дела в трудовых коллективах, просвещать общественность о недопустимости нарушения закона, знакомить коллег-студентов с работой в правоохранительных органах и т. д.

Помощнику следствия строго запрещается разглашать сведения, полученные от начальства по отдельным уголовным делам. В ходе расследования нельзя получать какие-либо материальные ценности, подарки, услуги и т. д. Наконец, само поведение младшего сотрудника в СК РФ должно соответствовать нормам морали, нравственности и профессиональной этики.

Таким образом, рассматриваемый специалист обладает достаточно большим количеством обязанностей. Однако у многих возникает проблема: разнятся ли объемы полномочий у следователей в зависимости от места работы в правоохранительной системе? Такой вопрос уже неактуален для всех юристов, в том числе и для помощников следователя.

Прокуратура, ОВД (полиция), различные правоохранительные комитеты и, конечно же, СК РФ — до недавнего времени все эти органы имели при себе небольшие комиссии, в которых работали сыщики. Так, следователь прокуратуры значительно отличался от такого же работника, но в ОВД. Несколько лет назад подобная дифференциация исчезла. Отныне все работники следствия сосредоточены только в СК РФ.

Читайте так же:  Договор разработка фирменного стиля образец

Чем занимается помощник следователя?

Давно известно, что в законе прописано множество норм, которые далеко не всегда соблюдаются на практике. В большинстве случаев до помощников следователя в правоохранительных органах нет никакого дела. Младших сотрудников оставляют с горами документов, которые необходимо оформить и сдать в определенный срок. И в этом заключается большая ошибка сегодняшних правоохранителей. Новых специалистов не следует игнорировать, при этом жалуясь на них как на «лишний балласт». Вся следственная система будет качественно преобразована только в том случае, если молодым сотрудникам начнут уделять особое внимание.

И все же, как обстоят дела сегодня? Что с наибольшей долей вероятности будет ожидать студентов юрфака, изъявивших желание пройти практику в Следственном комитете? Можно сформировать распространенную, даже немного избитую картину.

Есть провинциальный орган СК РФ, куда каждый день поступает множество жалоб и обращений. Настоящих следователей здесь не так много, в лучшем случае — человек десять. Одному из них приходит новое задание: проверить юридическое лицо на предмет финансовых преступлений. Возмущенный работник СК, у которого и так висит множество незаконченных дел, вспоминает о наличии у себя общественного помощника следователя. И вот появляется долгожданная возможность избавиться хотя бы от части возложенных обязанностей. Занятой следователь посылает разбираться помощника, а сам уделяет внимание более сложным делам. И это еще не самый худший случай. Зачастую младшие сотрудники и вовсе не понимают, что им следует делать, а потому чувствуют себя ненужными.

Неэффективная организация работы с младшими сотрудниками является следствием большой загруженности, излишней бюрократии и малого контроля со стороны начальства. Радует одно: устроиться помощником следователя сегодня не так уж и сложно. О том, как именно это можно сделать, будет рассказано далее.

Как устроиться помощником следователя?

Как правило, в СК РФ идут студенты, или же граждане, недавно окончившие юридический факультет. Если человек еще учится, то о практике в правоохранительной системе следует договориться с начальством факультета. Скорее всего, будет заключен трудовой договор. Работа помощником в СК поможет не только набраться ценных знаний и умений, но и приобрести рабочий стаж. В результате по окончании университета правовой статус «помощника» может отпасть, и работник станет полноценным сотрудником.

Если же человек уже окончил учебу, то в Следственный комитет можно будет устроиться общественным помощником. Отличие простого работника от общественного заключается лишь в порядке подачи некоторых документов. Однако во всех случаях представители СК могут устроить новичку небольшой экзамен. Будут проверяться знания по гражданскому, конституционному, и, конечно же, по уголовному праву.

Следственный комитет охотно принимает новые кадры. Связано это, однако, не со страстным желанием организовать качественную работу с молодыми сотрудниками, а с необходимостью заполнить ведомости. Когда в документах указана ротация или набор новых кадров, федеральное начальство остается довольным. Безусловно, далеко не во всех органах СК РФ все настолько равнодушны к новым кадрам. Однако прослеживается тенденция, которая указывает на слабые связи сотрудников следственного комитета МВД с помощниками следователя и стажерами.

Особенности профессии

Помощником следователя стать не так уж и сложно. Студенты или выпускники, готовые работать с горами документов, вряд ли будут лишними. Но так ли легко стать сыщиком? Какими качествами должен обладать стажер в правоохранительных органах, чтобы получить желанную должность?

Как бы странно и пафосно это ни звучало, но хороший следователь в современном мире должен быть чуть ли не гением. Почему именно так? Неужели одних лишь знаний в области юриспруденции будет недостаточно? К сожалению, нет. Можно помнить наизусть все правовые кодексы, но без знаний и логических умений долго проработать в СК не получится. Будущих сотрудников обучают специальной методологии сыска. Однако недостаточно знать все способы следствия наизусть. Куда важнее правильно их применять, грамотно сопоставлять между собой и находить в них проблемные места.

Специалистам в области следствия непозволительно совершать ошибки. Любая оплошность может обернуться полным провалом и крахом всего дела. Мало того, что преступники останутся на свободе, могут пострадать и ни в чем не повинные люди. Именно поэтому сыщик должен обладать железным спокойствием, логическим мышлением и умением общаться с самыми разными людьми.

Координация деятельности

Стажеру в СК РФ следует учесть, что следователи постоянно взаимодействуют с множеством профессиональных инстанций. Это органы дознания, криминалисты, медицинские и судебные экспертные группы, прокуратура, полиция и многое другое. Более того, необходимо вести допрос свидетелей. Делать это следует таким образом, чтобы раздобыть как можно больше полезной и нужной информации.

Какой вывод стоит сделать помощнику следователя для приобретения желанного правового статуса? Одной лишь учебы и практики будет совершенно недостаточно. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, читать профессиональную литературу, развивать логическое мышление и наблюдать за работой специалистов. Научиться сыскному делу можно лишь в том случае, если есть желание и мотивация. Благо, удовлетворить эти чувства позволяют обширные полномочия помощника следователя.

О важности работы в Следственном комитете

Следователь — профессия очень важная. Вряд ли кто-то будет это отрицать. Однако далеко не каждый гражданин сможет рассказать, чем именно так важна рассматриваемая специальность.

Определять ценность профессии можно с двух позиций: с точки зрения общества и с позиции самого работника. Для общества СК представляет собой орган, который постоянно стоит на страже правопорядка и закона. Работники СК защищают интересы, права и свободы каждого российского гражданина. Именно благодаря следователям раскрываются экономические и уголовные преступления, предотвращаются правонарушения, ограничивается свобода опасных для социума элементов.

Теперь же стоит обратить внимание на преимущества профессии с позиций следователя. Первым достоинством является престиж. К следователям сегодня относятся с большим уважением. Наверное, нет ни одного человека, что не сравнивал бы работника СК с героем рассказов Конан Дойла.

Второе достоинство — это заработная плата. Сегодня она гораздо выше, чем у любых других работников. Следователи много и усердно трудятся, а потому получают достойное вознаграждение. О зарплате помощника следователя, к сожалению, говорить не приходится. Здесь все зависит от того, кто именно работает стажером — общественный деятель, студент, выпускник юрфака или любое другое лицо. Студентом зачастую даже не платят — ведь речь идет об учебной практике. Окончившие вуз лица получают зарплату в зависимости от региона, рабочего графика, штатного расписания и т. д. Средняя зарплата помощника следователя в России совсем невелика — порядка 20 тыс. рублей.

Перечень документов, необходимых для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника следователя.

Большинство следователей следственного управления прошли школу общественного помощника следователя.

Опыт работы граждан в качестве общественных помощников является самым оптимальным способом проверки их пригодности для работы в органах Следственного комитета и используется для формирования кадрового резерва.

Граждане, изъявившие желание попробовать себя в качестве общественного помощника следователя, проходят процедуру проверки, аналогичную проверке кандидатов в кадровый резерв.

документов, представляемых кандидатом в общественные помощники следователя СК России

Для допуска лица к осуществлению деятельности общественного помощника следователя в кадровое подразделение предъявляются:

— рапорт следователя о согласии с допуском лица к исполнению полномочий его общественного помощника, завизированный руководителем следственного отдела, руководителем структурного подразделения;

— письменное согласие на обработку персональных данных и письменное разъяснение кандидату юридических последствий отказа предоставить свои персональные данные (согласие на обработку персональных данных, разъяснение последствий отказа предоставить свои персональные данные);

— заверенная в установленном порядке копия диплома с приложением (зачетная или оценочная ведомость), справка ВУЗа, подтверждающая периоды фактического обучения (дата и номер приказа о зачислении, отчислении) и содержащая сведения о переименовании ВУЗа. Копии документов, подтверждающих государственную аккредитацию образовательной организации (для негосударственных образовательных организаций);

— характеристика с прежнего места работы (учебы);

— копия паспорта супруги (супруга);

— копии свидетельств о рождении детей, о регистрации брака, о расторжении брака (если таковые имеются);

— копия военного билета или приписного свидетельства;

— справки из психоневрологического и наркологического диспансеров по месту жительства;

— страховой полис обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации;

— свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (ИНН);

— страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);

— справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

— копия трудовой книжки;

— цветные фотографии на матовой тонкой фотобумаге (для мужчин: тёмный костюм, белая рубашка, черный галстук) размером 3,5х4,5 (2 шт.), 4×6 (1 шт.).

Письма УФНС (не являетесь ИП), УФССП (нет исполнительных производств).

Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации, утверждено приказом Председателя СК России № 74 от 04.05.2011 года

от 04.05.2011г. №74

ПОЛОЖЕНИЕ

об общественном помощнике следователя

Следственного комитета Российской Федерации

I. Общие положения

1. Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — Положение) устанавливает порядок отбора, допуска к осуществлению деятельности, полномочий общественных помощников следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — общественный помощник) и организации их деятельности.

2. Привлечение общественных помощников к участию в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (СК России) представляет собой одну из форм взаимодействия с общественностью в целях реализации кадровой политики, а также оказания организационно-технической помощи следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений и выявления обстоятельств, способствовавших их совершению. Она создает условия для изучения и подбора кандидатов в резерв кадров следственных органов СК России из числа граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования, допущенных к исполнению обязанностей общественного помощника следователя, изучения и проверки их личных и деловых качеств.

Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряжённой следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.

Читайте так же:  Закон о защите прав потребителей возврат мобильного телефона

3. К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:

имеющее гражданство Российской Федерации;

достигшее возраста 18 лет;

имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;

в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных, обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;

имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах.

4. Общественный помощник в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Положением о Следственном комитете Российской Федерации, нормативными правовыми актами СК России, в том числе настоящим Положением, и осуществляет её в соответствии с требованиями законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неразглашения данных предварительного следствия.

5. Деятельность общественного помощника носит безвозмездный характер и осуществляется на общественных началах.

Работа в качестве общественного помощника должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить психологическую адаптацию заинтересованных лиц к профессиональной деятельности следователя, информирование будущих молодых специалистов об особенностях следственной работы, формирование у них осознанного желания работать в этой области.

6. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.

7. Не допускается поручать общественному помощнику выполнение процессуальных полномочий следователя или другого сотрудника СК России, а также привлекать его к участию в уголовном процессе в качестве иного участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого и др.) по уголовным делам (проверкам сообщений о преступлении), находящимся в производстве следственного органа, в котором он осуществляет свою деятельность.

II. Организация деятельности общественных помощников следователей

8. Работа по подбору кандидатов в общественные помощники организуется руководителями главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов (далее – следственный орган СК России), руководителями межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные) следственных подразделений СК России (далее — следственные органы СК России).

9. Количество общественных помощников, необходимое для следственного органа СК России и входящих в его структуру следственных подразделений, определяется руководителем следственного органа СК России с учетом установленной юрисдикции и конкретных условий работы.

10. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа СК России предъявляются:

рапорт следователя следственного органа СК России о согласии с допуском лица к исполнению полномочий его общественного помощника, завизированный руководителем следственного подразделения СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;

личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа СК России;

справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники, его образовании, месте работы или учебы;

личный листок по учету общественных помощников следователя установленного образца (заверяется работником кадрового подразделения или соответствующим работником следственного отдела, на которого возложены обязанности формирования документов кандидата в общественные помощники следователей);

автобиография кандидата в общественные помощники следователя;

копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);

копия военного билета или приписного свидетельства с необходимыми отметками;

заверенные в установленном порядке копия диплома или свидетельства об образовании либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения, а также сведений об успеваемости;

копия трудовой книжки;

характеристика с последнего места работы или учебы;

две фотографии установленного образца;

медицинское заключение о состоянии здоровья (форма №086у,справки из психоневрологического и наркологического диспансера).

11. При поступлении указанных документов кадровым подразделением следственного органа СК России с участием подразделения по вопросам собственной безопасности проводится дополнительная проверка сведений о кандидате в общественные помощники, а при необходимости — о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

12.После завершения проверки в отношении кандидата в общественные помощники кадровым подразделением следственного органа СК России готовится заключение о возможности или невозможности допуска данного лица к деятельности в качестве общественного помощника, согласованное с подразделением собственной безопасности.

13. Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа руководителя следственного органа СК России о допуске к деятельности в качестве общественного помощника следователя.

В приказе о допуске общественного помощника устанавливаются:

срок полномочий общественного помощника следователя, который не может превышать двух лет;

следственное подразделение СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности;

возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.

14. Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом СК России в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений СК России, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа СК России.

Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учёта удостоверений.

В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа СК России.

В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа СК России.

15. Удостоверение общественного помощника дает право беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного органа СК России, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.

Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.

16. Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа СК России, которым принималось решение о допуске его к осуществлению деятельности общественного помощника, по следующим основаниям:

в связи с истечением установленного срока полномочий;

по письменному заявлению общественного помощника следователя;

по инициативе руководителя следственного органа СК России, в котором общественный помощник следователя оказывал практическую помощь, в случаях:

поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;

возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к исполнению полномочий общественного помощника следователя.

Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.

III. Полномочия и обязанности общественных помощников

17. Общественный помощник:

оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;

готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.

18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения СК России, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).

19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу СК России либо правам и законным интересам граждан и организаций.

20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

21. Общественному помощнику следователя запрещается:

разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;

лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.

IV. Координация деятельности общественных помощников следователей

22. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет следователь, который согласно приказу руководителя следственного органа СК России руководит его работой.

Общественный помощник следователя ежеквартально к 10 числумесяца, следующего за истекшим кварталом, готовит письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного подразделения СК России, в котором осуществляется его деятельность.

23. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими следователями, осуществляет руководитель следственного подразделения СК России, в котором осуществляется деятельность указанных общественных помощников, а также руководители следственных органов СК России, издавшие приказы о допуске общественных помощников к осуществлению установленных полномочий.

24. Руководитель следственного подразделения СК России и следователь обязаны помогать общественным помощникам получать практические навыки применения основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства в следственной работе, не реже одного раза в квартал проводить совещания по подведению итогов деятельности общественных помощников следователя.

25. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник следователя может быть поощрён руководителем следственного органа СК России мерами, не предусматривающими материальные затраты.

По представлению руководителя следственного подразделенияСК России общественный помощник, имеющий высшее (незаконченное высшее) юридическое образование, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающий поступить на службу в СК России, может быть зачислен в резерв кадров для последующего трудоустройства.

26. Учет общественных помощников, а также оформление, хранение, выдача, учет и изъятие удостоверений общественного помощника следователя осуществляются в установленном порядке кадровыми подразделениями следственных органов СК России, в которых они допущены к осуществлению деятельности общественного помощника.