Пенсия чп

Позаботимся о Будущем наших пенсий

Нынешние предприниматели, как правило, живут сегодняшним днем. Понять этих людей несложно — таковы условия рынка. Но ведь и от своей пенсии еще ни один предприниматель, достигший пенсионного возраста, не отказался. Поэтому о своем будущем пенсионном обеспечением следует задуматься и предпринимателям. Много ли предприниматели делают сегодня для своей будущей пенсии? — Нет, немного. Критических моментов несколько. Во-первых, суммы, которые предприниматели уплачивают в Пенсионный фонд Украины, крайне малы. Это можно сказать и о тех, кто уплачивает страховые взносы с дохода, и о тех, кто избрал особый способ налогообложения (единый или фиксированный налог) и осуществляет соответствующие платежи. Во-вторых, даже об этих небольших суммах предприниматели не подают годовых отчетов в систему персонифицированного учета сведений Пенсионный фонд Украины. Почему же это ставит под угрозу будущую пенсию предпринимателя? Известно, что в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» размер пенсии зависит от продолжительности периода уплаты страховых взносов (платежей по особому способу налогообложения) и от сумм заработной платы (дохода), с которой осуществлялась уплата.


Для исчисления пенсии суммируют данные по таким двум периодам времени:
— 60 месяцев подряд в период до 1 июля 2000 г. Эти 60 месяцев можно взять на выбор;
— весь период после 1 июля 2000 г., причем этот период оце­нивают по данным системы персонифицированного учета сведений (СПОВ).
На сегодня этот период уже превышает 100 месяцев. Для пенсии страховые взносы (платежи) необходимо уплачивать не менее 20-ти (женщины) или 25-ти (мужчины) лет. В частности, тогда пенсия будет установлена в размере не меньше прожиточно­го минимума. Для исчисления пенсии учитывают не трудовой стаж, как ранее, а страховой стаж.

Страховой стаж — это период, когда лицо подлежало пенсионному страхованию и за который уплата взноса (платежа) была не меньше минимального страхового взноса. Для предпринимателей минимальный страховой взнос установлен в размере 33,2% ми­нимальной заработной платы. Страховой стаж исчисляют помесячно. Если за календарный месяц, например март 2009 г., была уплачена сумма не меньше минимального страхового взноса (605,00 х 0,332 = 200,86 грн.), он будет засчитан в страховой стаж именно как один месяц. В ином случае вместо целого месяца засчитают пропорционально меньший период.
С этих позиций закона нынешняя ситуация по предпринимателям действительно критическая. Суммы осуществляемых ими платежей много меньше хотя бы минимального страхового взноса. Как следствие, предприниматель ежемесячно зарабатывает в среднем всего несколько дней страхового стажа. К моменту достижения им пенсионного возраста страховой стаж будет составлять всего несколько лет вместо минимально необходимых 20-ти или 25-ти.
Пример: за март 2009 г. предприниматель уплатил 150 грн. фиксированного налога. Из него в Пенсионный фонд поступит 10% суммы — 15 грн. За этот ме­сяц предпринимателю засчитают 15/200,86=0,08 месяца страхового стажа, т.е. немногим более 2-х дней. Таким образом, за март 2009 г. страховой стаж предпринимателя будет короче периода предпринимательской деятельности примерно в 13 раз. При таком уровне уплаты для предпринимателя будет недостижимой пенсия даже в размере прожиточного минимума.
Критично и то, что физические лица не отчитываются в систему персонифицированного учета, а ведь именно она служат информационной основой для исчисления пенсии. Предприниматели обязаны отчитываться в систему СПОВ согласно Порядку формирования и подачи органам Пенсионного фонда Украины сведений о застрахованном лице, которые используются в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. Порядок утвержден постановлением правления ПФУ 10.06.2004 г. № 7-6 и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 10.08.2004 г. за № 1000/9599.

Годовой отчет по форме «Индивидуальные сведения о застрахованном лице» (IHДАНI — для того, кто платит взносы с дохода, IHДАНI-СПД — для того, кто осуществляет платежи по особому способу налогообложения) должен быть подан до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Уже закончена сдача отчетности за 2008 г. Срок ее подачи — 1 апреля 2009 г. Отчет помесячно должен отображать суммы дохода и уплаченного с него страхового взноса или суммы платежей, которые были уплачены по особому способу налогообложения и поступили в Пенсионный фонд Украины.
Годовые отчеты накапливаются на учетной карточке застрахованного лица. По достижении пенсионного возраста по этой учетной карточке можно оценить взнос лица в свою пенсию за все годы его трудовой (предпринимательской) деятельности и назначить справедливую пенсию. Увы, предприниматели не выполняют своей обязанности отчитываться в систему СПОВ, в особенности те, кто избрал особый способ налогообложения, ведь при оформлении разрешения на осуществление предпринимательской деятельности пенсии в управлении Пенсионном фонде они не регистрировались. В результате сколь бы малы ни были суммы платежей по особым способам налогообложения, на учетные карточки не попадают и они.

Как видим, по причинам как объективным (уплата небольших сумм), так и субъективным (неподача отчетности), будущая пенсия предпринимателей ныне формируется в крайне малых размерах.
Сказывается и отрицательное влияние еще одного субъективного фактора — ошибочного мнения о том, что независимо от уровня уплаты взносов, платежей пенсия в размере прожиточного минимума гарантирована всем. Однако это заблуждение. Большинство нынешних пенсионеров имеет длительные страховые стажи, ведь им весь трудовой стаж, заработанный до вступления в силу закона о пенсионном страховании, т.е. до 1 января 2004 г., сразу зачли как страховой. Именно поэтому некоторые из них даже при малых зарплатах имеют пенсию в размере прожиточного минимума.
Будущим же пенсионерам, чья пенсия сейчас только формируется, страховой стаж с 1 января 2004 г. будет рассчитан в зависимости от сумм взносов, платежей. Исходя из этого, предпринимателю, который платит примерно так, как показано выше, зачтут такой страховой стаж: декабрь 2003 г.

— 1 месяц стажа, . март 2009 г.

— 0,075 месяца стажа и т. д.

Итак, о своей пенсии нужно заботиться сегодня. Важна ежемесячная уплата взносов, платежей в размере не меньше минимального страхового взноса, и об этих суммах нужно своевременно отчитываться в систему персонифицированного учета.

Выбор редактора

Пенсия предпринимателя-единщика

Предприниматель с 2000 года уплачивает единый налог по ставке 100 за себя и по 50 грн. за наемных работников. Как будет засчитан этот период для предпринимателя при начислении пенсии?

Предприниматели, как и обычные граждане, при достижении пенсионного возраста имеют право на начисление пенсии по возрасту. Вместе с тем порядок расчета пенсии предпринимателям несколько отличается от расчета пенсий наемным работникам. Зависит этот расчет от системы налогообложения, которую использовал предприниматель до выхода на пенсию. Кроме того, есть различия в порядке определения страхового стажа и размера дохода, используемого для начисления пенсии, в период до 01.01.2004 г. (до вступления в силу Закона Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее — Закон № 1058) и после 01.01.2004 г. (в период действия этого Закона)).

При оформлении документов для назначения пенсии предпринимателю необходимо руководствоваться Порядком представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденным постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25.11.2005 г. № 22-1 (далее — Порядок № 22-1).

Нормами Закона № 1058 определено, что с 01.01.2004 г. страховой стаж считается по данным персонифицированного учета, а за период до вступления в силу этого Закона — на основании документов и в порядке, определенном ранее действовавшим законодательством.

До 01.01.2004 г. при назначении пенсии учитывался трудовой стаж, а не страховой, как в настоящее время, и подтверждался он записями в трудовой книжке. Поскольку действующим законодательством не предусмотрено заполнение трудовой книжки предпринимателями, для них в Порядке № 22-1 установлен свой способ подтверждения стажа. Периоды осуществления предпринимательской деятельности (в том числе и по упрощенной системе налогообложения) с 01.07.2000 г. подтверждаются данными персонифицированного учета. При отсутствии таких данных в Пенсионном фонде предпринимателю необходимо представить справку из налоговой инспекции по месту регистрации предпринимателя за этот период о размере уплаченного единого налога в разрезе каждого месяца или размере чистого дохода также за каждый месяц.

Одним из документов, который обязательно оформляется при расчете пенсии, является справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд за период до 01.01.2004 г. (приложение 5 к Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в
Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 г. № 21-1). Данная справка будет оформлена предпринимателю при условии, что он был своевременно зарегистрирован в соответствующем территориальном управлении Пенсионного фонда и исправно уплачивал страховые взносы (производились отчисления из единого налога). В справке будет указано, что предприниматель являлся в определенный период плательщиком единого налога. В соответствии с данной справкой предпринимателю, уплачивавшему единый налог, за период до 01.01.2004 г. при расчете пенсии будет учтен только стаж, поскольку денежные средства в Пенсионный фонд поступали и деятельность велась. А вот доход, к сожалению, учтен не будет. Это вызвано тем, что в законодательстве, действовавшем до 1 января 2004 года, отсутствовал порядок определения размера дохода, в зависимости от размера отчислений из состава единого налога в Пенсионный фонд, как это предусмотрено с 01.01.2004 г. Законом № 1058.

Несмотря на то, что с 01.07.2000 г. все субъекты хозяйствования обязаны были представлять отчетность в отдел персонифицированного учета, предприниматели-единщики до 01.01.2004 г. данные о себе в отделы персонифицированного учета не представляли (в связи с отсутствием порядка определения размера дохода), поэтому за этот период будут использоваться именно данные налоговой инспекции. Пенсионный фонд выдаст справку только о том, что предприниматель состоял на учете в Пенсионном фонде и являлся плательщиком единого налога.

Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком на 1 августа

С 1 января 2004 года (времени вступления в силу Закона № 1058), независимо от системы налогообложения, физические лица — предприниматели должны ежегодно представлять сведения на себя в отделы персонификации, и соответственно эти данные будут использоваться для учета как стажа, так и дохода при начислении пенсии.

Но с этого периода изменился порядок определения стажа, размер которого имеет немаловажное значение при начислении пенсии.

Согласно ст. 24 Закона № 1058 «страховой стаж — период (срок), на протяжении которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не менее минимального страхового взноса».

При этом следует иметь в виду, что размер страхового стажа напрямую зависит от размера уплаченных взносов. Напомним, что минимальный страховой взнос — произведение законодательно установленной суммы минимальной заработной платы на тариф страховых взносов в Пенсионный фонд за соответствующий период. Исходя из размера минимальной заработной платы можно рассчитать размер минимального страхового взноса. Поскольку размер минимальной заработной платы постоянно увеличивается, изменяется и размер минимального страхового взноса.

Так, в 2004 году его размер составлял:

с 01.01 по 31.08 — 65,60 грн. (205 грн. х 32%);

с 01.09 по 31.12 — 75,84 грн. (237 грн. х 32%);

в 2005 году соответственно:

с 01.01 по 31.03 — 83,84 грн. (262 грн. х 32%);

с 01.04 по 30.06 — 92,80 грн. (290 грн. х 32%);

с 01.07 по 31.08 — 99,20 грн. (310 грн. х 32%);

с 01.09 по 31.12 — 106,24 грн. (332 грн. х 32%);

в 2006 году соответственно:

с 01.01 по 30.06 — 111,30 грн. (350 грн. х 31,8%);

с 01.07 по 30.11 — 119,25 грн. (375 грн. х 31,8%);

с 01.12 по 31.12 — 127,20 грн. (400 грн. х 31,8%);

в 2007 году соответственно:

с 01.01 по 31.03 — 132,80 грн. (400 грн. х 33,2%);

с 01.04 по 30.06 — 139,44 грн. (420 грн. х 33,2%);

с 01.07 по 30.09 — 146,08 грн. (440 грн. х 33,2%);

с 01.10 по 31.12 — 152,72 грн. (460 грн. х 33,2%);

в 2008 году соответственно:

с 01.01 по 31.03 — 170,98 грн. (515 грн. х 33,2%);

с 01.04 по 30.09 — 174,30 грн. (525 грн. х 33,2%);

с 01.10 по 30.11 — 180,94 грн. (545 грн. х 33,2%);

с 01.12 по 31.12 — 200,86 грн. (605 грн. х 33,2%).

Предпринимателям следует помнить о том, что если начиная с 01.01.2004 г. уплаченные страховые взносы за месяц у предпринимателя менее минимального страхового взноса, то страховой стаж считается не в полном объеме месяц за месяц (отработанный месяц — месяц страхового стажа), а пропорционально уплаченному взносу.

Для предпринимателей-единщиков такая ситуация является правилом, так как часть единого налога, поступающая в Пенсионный фонд, изначально менее минимального страхового взноса.

Как было сказано выше, отработанный месяц полностью может быть включен в страховой стаж при условии, что в Пенсионный фонд от плательщика единого налога поступит взносов в размере не менее минимального страхового стажа. Для предпринимателей, уплачивающих единый налог, отчисления в Пенсионный фонд из единого налога составляют 42% установленной ставки. В нашем вопросе размер отчислений из единого налога предпринимателя составляет 42 грн. (100 грн. х 42%), что намного меньше минимального страхового взноса. Поскольку за период с 1 января 2004 года неоднократно менялся и размер страхового тарифа, используемого при расчете минимального страхового взноса, и размер минимальной зарплаты, то, для того чтобы определить размер дохода, который будет учтен для пенсии, в ст. 40 Закона № 1058 приведена формула:

З = Н х Ч : Т,

где З — доход, с которого фактически уплачены страховые взносы за соответствующий месяц;

Н — сумма фактически уплаченного налога за соответствующий месяц;

Ч — процент отчислений в Пенсионный фонд от фактически уплаченной суммы налога;

Т — размер страхового взноса в систему Пенсионного фонда, существующий на момент получения дохода.

Приведем пример расчета размера дохода в 2004-2006 г.

Подведем итоги. За период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2003 года у предпринимателя-единщика будет учтен только стаж, дающий право для назначения пенсии по возрасту. С 1 января 2004 года доход в размере минимальной зарплаты и стаж в полном объеме может быть учтен только в том случае, если предприниматель произведет доплату до минимального страхового взноса.

С ЯНВАРЯ ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И ИХ РАБОТНИКИ БУДУТ ПЛАТИТЬ ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗНОС ВМЕСТО ЧЕТЫРЕХ РАЗЛИЧНЫХ СБОРОВ

Это предусмотрено соответствующим законом, вступающим в силу в 2011 году

Все важнейшие реформы проходят в нашей стране как-то незаметно. К примеру, закон о долгожданной замене четырех социальных сборов одним был принят, подписан и опубликован без должного общественного резонанса. А ведь он фактически полностью меняет систему и механизм уплаты взносов, которые мы ежемесячно отчисляем из своей зарплаты. Кроме того, закон обязал платить социальные взносы и «упрощенцев». Причем опротестовать его в суде (как было с многострадальным постановлением Кабинета министров на ту же тему) не удастся.
О том, сколько нам придется платить в Пенсионный и другие фонды соцстраха с января 2011 года, «ФАКТАМ» рассказала заместитель начальника отдела нормативно-правовой работы в сфере общеобязательного государственного социального страхования Министерства труда и социальной политики Светлана Димитренко.
«После введения закона существенно уменьшится административная и финансовая нагрузка на работодателей»

— Светлана Юрьевна, так что такое единый социальный сбор и вместо каких платежей он внедряется?

— Давайте начнем с другого: многие даже не догадываются, что вот уже почти десять лет в нашей стране существует система социального страхования. Действуют четыре страховых фонда: Пенсионный, Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд страхования на случай безработицы и Фонд страхования от несчастных случаев на производстве. Из их средств мы получаем пенсии, пособия по безработице, страховые выплаты при травме на производстве или профзаболевании, а также оплату больничных.

— Эти деньги выплачивают не из бюджета?

— В том-то и дело, что нет. К сожалению, далеко не все люди осознают, что пенсии и пособия они фактически финансируют сами — за счет страховых взносов. Ежемесячно из зарплаты каждого работника удерживаются 2 процента в Пенсионный фонд, процент в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности и 0,6 процента в Фонд социального страхования на случай безработицы. То есть мы отчисляем взносы за счет своей зарплаты.

— Разве в эти фонды платят не работодатели?

— И работники, и работодатели. За каждого сотрудника они дополнительно платят 33,2 процента в Пенсионный фонд, 1,4 процента — в Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, 1,6 процента — в Фонд страхования на случай безработицы и от 0,56 до 13,5 процента — в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве.

— Значит, в целом предприятия дополнительно платят от 36,76 до 49,7 процента фонда оплаты труда своих работников?

— Что же мы получаем взамен?

— Страховые выплаты. Из Пенсионного фонда людям выдают пенсии, из Фонда соцстраха по временной потере трудоспособности оплачивают больничные, из Фонда страхования на случай безработицы — пособия по безработице, из Фонда страхования от несчастных случаев — страховые выплаты потерпевшим от несчастного случая на производстве. Фонды также оказывают различные социальные услуги застрахованным, финансируют профилактические мероприятия по предупреждению страховых случаев.

— Понятно. А что изменится с 2011 года?

— Вместо взносов в четыре фонда (а значит, и отдельного учета, администрирования, подачи документов и так далее) вводится единый взнос на обязательное социальное страхование, который будет распределяться Государственным казначейством Украины между фондами в соответствии с установленными законом пропорциями.

После внедрения закона существенно уменьшится как административная, так и финансовая нагрузка на работодателей, связанная с уплатой страховых взносов, значительно сократится количество проверок. По подсчетам Научно-исследовательского института труда и занятости населения, общая экономия работодателей может составить до 2 миллиардов гривен в год.
«Работники, как и ныне, будут платить 3,6 процента из своей зарплаты»

— Кто будет собирать единый взнос?

— Администратором единого социального сбора закон определил Пенсионный фонд — как орган, который имеет соответствующую организационную, программно-техническую инфраструктуру, кадровый потенциал и располагает наиболее обширной базой страхователей и застрахованных лиц. В этом фонде будет создан Государственный реестр социального страхования, включающий всех застрахованных лиц и плательщиков во все фонды социального страхования.

Дело в том, что фактически с 2000 года Пенсионный фонд уже ведет персонифицированный учет взносов. На каждого застрахованного работника заведена персональная учетная карточка, номер которой совпадает с его идентификационным номером. Таким образом, в Пенсионном фонде есть сведения о том, сколько получал каждый застрахованный работник и сколько перечислял на пенсионное страхование. Подчеркну, что речь идет только о легальных заработках, из которых были перечислены социальные взносы в полном объеме. Зарплаты «в конвертах» и другие теневые заработки в этой базе, естественно, не учитываются.

Более того, Пенсионный фонд уже дважды рассылал всем работающим людям письма с уведомлением о том, какая информация об их заработках значится в базе данных фонда.

— Я знаю, но, к сожалению, большинство людей не придали письмам должного значения. Каким же будет размер единого взноса?

— В законе достаточно детально указаны не только размеры взноса для работников и работодателей, но и то, в каких пропорциях они будут распределяться между фондами.

Вкратце скажу: что касается большинства работодателей, то они, как и сегодня, будут платить от 36,76 до 49,7 процента в зависимости от класса профессионального риска производства. Такая большая шкала возникла из-за разницы в размерах взноса на социальное страхование от несчастного случая на производстве.

Работники же, как и ныне, будут платить 3,6 процента из своей зарплаты.

Читайте так же:  Уголовный кодекс рф от 13 июня 1996 г

— А как же частные предприниматели?

— Частные предприниматели, которые находятся на общей системе учета налогов и сборов, будут по-прежнему платить и за себя, и за своих работников в полном объеме. То есть как и остальные работодатели. А что касается тех, кто перешел на упрощенную систему налогообложения, то здесь есть нюансы.

— Вот об этих нюансах хотелось бы поговорить более подробно.

— Хорошо. Как известно, сейчас частные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему, платят социальные взносы за своих наемных работников в полном объеме. А за себя и членов своих семей, принимающих участие в предпринимательской деятельности, — только взнос на пенсионное страхование.

— И каков нынешний размер взноса?

— Закон Украины «О внесении изменений в законы «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», вступивший в силу 17 июля 2010 года, установил: c этой даты «единоналожникам» нужно платить в Пенсионный фонд взнос в размере не менее 33,2 процента минимальной зарплаты.

До принятия этого закона «упрощенцы» платили на свое социальное страхование намного меньше, чем все остальные работающие граждане, — от 6 до 80 гривен. Причем этот сбор был включен в единый или фиксированный налог. Точнее, он составлял 42 процента единого налога и 10 процентов фиксированного. Это «послабление» оборачивалось тем, что «упрощенцы» не всегда могли рассчитывать на полноценную пенсию.

— В соответствии с законом человеку засчитывают в пенсионный стаж полный месяц только в том случае, если за него уплачен взнос не ниже минимального. Что же получается? Большинство «упрощенцев» платили в Пенсионный фонд до 80 гривен при минимальном взносе около 300 гривен в месяц (примерно 34 процента минимальной зарплаты, которая с октября составит 907 гривен). И в такой же пропорции учитывается его стаж. В итоге за год частный предприниматель с трудом зарабатывает три-четыре месяца страхового стажа. И потом, когда человек обращается за пенсией, он с удивлением обнаруживает, что у него просто не хватает стажа.

— Это серьезная проблема, с которой уже столкнулись десятки тысяч человек. А «упрощенцев» у нас в стране еще около миллиона.

Чтобы исправить ситуацию, был принят вышеупомянутый закон об у
плате такими частными предпринимателями взноса на пенсионное страхование в размере не ниже минимального (с учетом части фиксированного или единого взноса, перечисленной в Пенсионный фонд) уже с июля 2010 года. С 2011 года эта норма будет урегулирована введением закона о едином взносе на социальное страхование.
«Единый социальный взнос для «упрощенцев» установлен в размере 34,7 процента дохода»

— Этот закон четко указывает, что частные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, являются плательщиками единого взноса. При этом выплаты в два фонда — на пенсионное страхование и в Фонд страхования на случай безработицы — являются для них обязательными, а еще в два фонда — социального страхования и от несчастного случая на производстве — добровольными.

— Единый социальный взнос для «упрощенцев» установлен в размере 34,7 процента. Почти 96 процентов взноса идут в Пенсионный фонд, а немногим более 4 процентов — в Фонд страхования на случай безработицы.

Захочет человек дополнительно застраховаться еще и в Фонде соцстраха (например, чтобы получать оплату больничных) — взнос увеличится до 36,6 процента.

Если есть желание дополнительно застраховаться в другом фонде (от несчастных случаев на производстве), то размер взноса составит 36,21 процента.

Ну а застраховавшись во всех четырех фондах (не только в двух обязательных — пенсионном и занятости, но еще и в Фонде соцстраха и от несчастного случая на производстве), частный предприниматель станет платить взнос в размере 38,11 процента.

— А вот сумму своего дохода, из которого отчисляется взнос, предприниматель по-прежнему будет определять самостоятельно.

— В законе указано, что размер дохода для уплаты единого взноса они определяют для себя сами. Но есть два условия. Первое: доход не может быть ниже минимальной зарплаты (которая в настоящее время составляет 888 гривен. — Авт.), так как взнос должен быть не ниже минимального. Второе: доход не может быть выше максимальной суммы, из которой уплачивается единый взнос. Это 15 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (в настоящее время 13 тысяч 320 гривен. — Авт.).

— То есть «упрощенцы» будут платить взносы из той суммы, из которой захотят, но она не может быть меньше 888 гривен и выше 13 тысяч 320 гривен?

— Вы не совсем правильно поставили вопрос: ведь мы не знаем, какими будут минимальная зарплата и прожиточный минимум с 2011 года. Но в целом предпринимателям действительно придется решать самим, сколько отдавать на страхование в пределах установленных норм.

— Думаю, все выберут минимальный размер взноса — 35 процентов минимальной зарплаты.

— Это их дело. Главное, что государство предоставило людям возможность самостоятельно решать, какой будет их пенсия и другие страховые выплаты.

— В итоге получается, что «упрощенцы» будут платить на пенсионное страхование дважды: сначала единый социальный взнос, потом — часть единого или фиксированного налога?

— Уже утвержден в первом чтении, прошел общественные слушания и готовится к принятию проект Налогового кодекса, который решает и эту проблему: все страховые взносы выведены из единого налога.

— То есть «упрощенцы» будут платить отдельно единый налог и отдельно единый взнос на социальное страхование?

— Именно так. Налог будет идти в бюджет, а социальный сбор — в страховые фонды. В законе о едином взносе особо подчеркивается, что он не входит в систему налогообложения. Налоговое законодательство не регулирует порядок расчета, начисления и уплаты единого взноса.

— Каковы преимущества введения единого взноса для рядовых жителей Украины?

— Единая база плательщиков взноса даст возможность быстрее выявлять нарушителей, тех, кто платит взносы не во все фонды или не в полном объеме. Люди получат возможность контролировать, сколько работодатель перечисляет за них во все фонды социального страхования.

К тому же рост поступлений в социальные фонды даст возможность увеличивать размеры страховых выплат, ввести в будущем, с использованием единой системы сбора взносов, второй уровень обязательного пенсионного страхования (накопительные счета) и обязательное медицинское страхование.

Пенсионная реформа: как ФОП-единщику рассчитать страховой стаж

Закон о пенсионной реформе урегулировал вопрос начисления страхового стажа предпринимателям-единщикам.

До сих пор период ведения предпринимательской деятельности засчитывался в страховой стаж только ФОП на общей системе налогообложения.

Начиная с 1 января 2018 года периоды осуществления предпринимательской деятельности на едином налоге будут также включаться в страховой стаж.

Для определения права на назначение пенсии с 1 января 2018 года (в страховой стаж) будут включаться периоды пребывания ФЛП на едином налоге, а также фиксированном налоге.

Об этом сказанно в пп. 27 п. 3 разд. І Закона Украины от 03.10.2017 г. № 2148 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий».

Так, ФОП которые были на едином (фиксированном) налоге в страховой стаж для определения права на назначение пенсии по возрасту будут включать периоды:

  • с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 года (включительно). Для включения такого периода в страховой стаж его необходимо будет подтвердить справкой о регистрации как субъекта предпринимательской деятельности;
  • с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 года (включительно). Период будет добавлен в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов (ЕСВ) независимо от уплаченного размера.

Вопрос пенсионного обеспечения физических лиц — предпринимателей на общей системе налогообложения урегулирован. Размер пенсии ФЛП на общей системе зависит от страхового стажа и заработка (дохода), с которого уплачены страховые взносы (сбор) в Пенсионный фонд Украины.

Период осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности, кроме лиц, осуществлявших такую деятельность на упрощенной системе налогообложения, с 1 июля 2000 года подтверждается данными персонифицированного учета.

Расчет пенсии для индивидуального предпринимателя

Предприниматель рано или поздно задумывается о том, что ему придется выйти на пенсию. В нашей стране пенсия выплачивается всем, но ее размер зависит от многих факторов. Пенсия индивидуального предпринимателя полностью зависит от его страховых взносов в Пенсионный фонд (ПФР). Итак, разберемся, что нужно сделать ИП, чтобы в будущем получать пенсию.

В течение 30 дней после регистрации ИП нужно встать на учет в ПФР. А если вы решили закрыть бизнес, то нужно сообщить об этом в фонд в более короткие сроки – 3 дня. Согласно закону № 400-ФЗ начисление пенсии осуществляется исходя из набора пенсионных баллов, а не рублей, за все годы работы. Сумма баллов подчинена общему трудовому стажу, размеру зарплаты, возрасту выхода на пенсию и отчислениям на накопительную часть. Рассчитывающему на пенсию гражданину с 2016 года нужно набрать не менее 9 баллов и 7 лет трудового стажа, который должен увеличиться к 2024 году до 15 лет.

Из чего состоит пенсия

Пенсия состоит из двух частей:

Ее размер с 2016 года составляет 4500 руб. Это та минимальная сумма, которую получит человек при любом стаже, как только достигнет нужного возраста (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55). Прибавка к базовой части зависит от страховой доли вложений.

Эта часть делится на страховые взносы в ПФР (собственно, страховая часть) и накопительную часть (добровольные отчисления в самостоятельно выбранный работником фонд). Эта часть пенсии наиболее интересна для ИП, потому что она позволяет варьировать размер пенсии и делает его зависимым от самого работника. Начисляется она из уплаченных за время труда страховых взносов: работодателем отчисляется 22% от каждого заработка в ПФР. 6% – будущая базовая часть. 10% – страховая часть. Оставшиеся 6% – накопительная часть пенсии.

Актуально это для лиц, родившихся в 1967 году или позже этого срока, у всех, кто родился раньше, все 16% уходят на их счет в Пенсионный фонд. Но с 2014 года установлен мораторий на накопительную часть, поэтому все 16% идут на страховую долю. Государство пытается защитить граждан от рисков, так как не все негосударственные пенсионные фонды (НПФ) могут служить гарантом вашего пособия в будущем. Если вы все-таки заключили договор с негосударственным фондом до 2014 года, ваши деньги останутся в нем же.

Читайте так же:  Получение гражданства рф сроки

Формула для расчета пенсии: пенсия = сумма пенсионных баллов × стоимость балла в год назначения пенсии (в 2017 году он равен 78,57 руб.) + фиксированная часть (4558,93 руб.).

Также для расчета будущей пенсии вы можете использовать калькулятор на официальном сайте ПФР.

Особенности пенсии ИП

Пенсия для ИП имеет свои нюансы. Если вы на нее претендуете, то нужно достичь пенсионного возраста и иметь страховой стаж – не менее 5 лет отчислений за время работы.

Предприниматель должен лично подать заявление в ПФР за 30 дней до того, как предполагается получить пенсию. Ему нужно будет предоставить паспорт, трудовую книжку и архивные документы, по которым можно определить стаж. Документы в виде заказного письма с описью можно отправить и по почте. День обращения за пенсией в таком случаем датируется штампом на письме. Пенсия ИП станет начисляться со дня подачи документов.

Уплачивать взносы нужно, даже если вы продолжаете работать на пенсии. Это увеличивает страховую часть и предоставляет возможность ИП подать заявление на перерасчет своего пенсионного пособия.

Досрочная пенсия ИП (при вынужденном прекращении деятельности) выплачивается не ранее 58 лет для мужчин и 53 – для женщин и только при наличии стажа не менее 25 и 20 лет, соответственно.

При формировании платежных документов вы отмечаете себя как страхователя, выбирая свой субъект Федерации. Далее указываете уплату страховых взносов, то, что вы – ИП, а также фонд, в который переводите деньги. На сайте же получаете необходимые реквизиты. Оформление квитанции невозможно без заполнения следующих полей: ОКТМО, Ф.И.О., свой адрес, регистрационный номер в ПФР и сумму платежа. Вы можете распечатать полученную квитанцию или сохранить ее в электронном виде (PDF).

Существует ежегодная индексация пенсий для ИП, однако, если вы решили поработать и на пенсии в 2017 году, вас это не коснется.

Прогнозируя будущее, просчитайте все за и против, проконсультируйтесь со специалистами из ПФР. Вы можете вкладывать деньги в недвижимость, иметь золотой счет в банке – ваше право выбирать себе «подушку безопасности» в старости. Но в любом случае думать о пенсии нужно сейчас, пока вы молоды и полны сил.

Как для ИП рассчитывается пенсия

Каждый работающий гражданин России вправе к определенному возрасту рассчитывать на пенсию. Индивидуальные предприниматели не являются исключением. Однако если за людей, работающих по найму, страховые отчисления на будущую пенсию делает работодатель, то ИП обязан самостоятельно производить за себя страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. При этом многих индивидуальных предпринимателей интересует вопрос: как и из каких именно отчислений формируется их будущая пенсия и как она рассчитывается.

ИП: право на пенсию

Чтобы гражданин РФ мог получить право на пенсию как ИП, он должен быть официально зарегистрирован в органах государственного учета и контроля. То есть, первым делом при постановке на учет, ИП отдает нужные документы в налоговую инспекцию по месту жительства, которая в десятидневный срок передает все сведения о новом индивидуальном предпринимателе в Пенсионный фонд России.

Как только ИП зарегистрировался в налоговой и информация об этом дошла до ПФР, в пенсионном фонде открывается персонифицированный лицевой счет ИП, куда и поступают впоследствии все его обязательные страховые взносы. Именно из накопленной суммы на этом лицевом счете в будущем будет формироваться пенсия индивидуального предпринимателя.

Однако для получения пенсии необходимо соблюдение трех условий. ИП должен:

  1. достичь установленного в общем порядке пенсионного возраста: женщины — 55 лет, мужчины – 60 лет;
  2. иметь специальный индивидуальный пенсионный коэффициент, который в 2016 году равен 9 баллам, а к 2025 году будет составлять 30 баллов (до 2024 года + 2,4 ежегодно);
  3. как и все остальные граждане России иметь страховой стаж не менее 7 лет в 2016 году и не меньше 15 лет – к 2025 году.

Важно! Чем выше количество баллов, тем выше будет будущая пенсия ИП. Надо отметить, что в первую очередь, количество баллов индивидуального предпринимателя зависит от размера оплачиваемых в ПФР страховых взносов.

При расчете пенсии индивидуальных предпринимателей предполагается учитывать и те периоды, в которые он:

  • был на службе в вооруженных силах РФ – 1,8 балла за год;
  • находился в отпуске по уходу за ребенком. Баллы здесь начисляются по-разному 1 ребенок – 1,8 балла за год, 2 ребенок — 3,6 балла за год, 3 ребенок — 5,4 балла за год;
  • ухаживал за ребенком-инвалидом, совершеннолетним инвалидом 1 группы, родственником или каким-либо другим лицом, старше 80 лет и т.д. – 1,8 балла за год.

Страховой стаж – это то время, в течение которого индивидуальный предприниматель делал за себя лично страховые выплаты в ПФР. Кроме того, в страховой стаж входят и все те периоды, когда ИП был в отпуске по уходу за ребенком, на больничном, служил в армии и т.д. (подробнее — ст. 12 № 400-ФЗ).

Индивидуальный пенсионный коэффициент – эта величина исчисляется в баллах и является результатом учета трех показателей: возраста выхода на пенсию, страхового стажа и собственно общей суммы оплаченных страховых взносов в ПФР.

К сведению! Несмотря на то, что отчисляемые страховые выплаты в Пенсионный фонд с каждым годом увеличиваются, ИП рассчитывать на высокую пенсию не приходится. Подсчеты, произведенные экспертами, свидетельствуют о том, что в лучшем случае их пенсия, гарантированная государством, будет равна размеру социальной пенсии граждан, имеющим недобор по страховому стажу. Именно поэтому индивидуальным предпринимателям, заботящимся о своей пенсии, следует подстраховаться и обеспечить себе какие-нибудь дополнительные накопления или источники дохода к пенсионному возрасту.

Расчет будущей пенсии ИП

На сегодняшний день точно сказать какая пенсия будет у индивидуального предпринимателя практически невозможно. И не столько потому, что неизвестно, сколько стажа и баллов он наберет к моменту наступления пенсионного возраста, сколько потому, что российские законодатели каждый год вносят в пенсионную систему новые изменения и преобразования. Так что в текущее время можно только очень примерно прикинуть размер будущей пенсии ИП. Для этого нужно пройти два шага.

Шаг 1. Расчет индивидуального пенсионного коэффициента

Для того, чтобы рассчитать пенсию нужно сначала посчитать размер так называемого индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), то есть, говоря понятным языком, посчитать количество баллов, накопленных ИП за все время работы.

Алгоритм для расчета ИПК такой:

(МВ : СВ) Х 10 = ИПК

СВ — страховые взносы, выплаченные на страховую часть пенсии (либо 10 %, либо 16 %, в зависимости от того, делал ли ИП взносы на накопительную часть пенсии);

МВ — страховые взносы выплачиваемые ИП на страховую часть пенсии (16 %). Рассчитываются они с предельной базы, облагаемой страховыми взносами, которая каждый год меняется, и в 2016 году для всех ИП она равна 796 тыс. руб.

Приведем пример расчета ежегодного пенсионного балла.

Предположим, в 2016 году ИП Банников М.Н. получил ни больше, ни меньше 300 тыс. руб. дохода. Соответственно в пенсионный фонд он оплатил 19 356 р.48 к.
В данном случае
МВ будет равен: 796 тыс. руб х 16 % : 100 % = 127 360 руб.
Считаем ИПК: 19356,48 : 127 360 х 10 = 1,52 балла.
Итого: за 2016 год ИП Банникову М.Н. в ПФР будет начислено 1,52 балла.

Важно! Баллы, накопленные в течение жизни гражданина РФ суммируются и от итогов сложения напрямую зависит размер пенсии. Чтобы получить пенсию ИП должен накопить к 2025 году не менее 30 баллов, а на 2016 год достаточно 9.

Шаг 2. Расчет пенсии ИП

Чтобы посчитать пенсию ИП в текущий момент, нужно применить следующую формулу.

ФВ х ПК + ИПК х СБ х ПК = СП

ФВ — устанавливаемая государством фиксированная выплата (изменяется ежегодно);
ПК — премиальный коэффициент (назначается, если ИП обращается за выплатой пенсии не сразу после наступления пенсионного возраста, а позже);
СБ — стоимость одного балла (каждый год меняется, на 2016 год она равна 74 руб. 27 коп.);
ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент, то есть сумма всех пенсионных баллов, накопленных ИП за время трудового стажа;
СП — страховая пенсия.

Важно! Для некоторых категорий работников, в том числе ИП, государство устанавливает повышенные фиксированные выплаты. Например, данная норма касается тех людей, которые проживают на территориях Крайнего Севера или трудятся в условиях вредных производств и т.д.

Документы для оформления пенсии

Перечень документов, требуемых для выхода на пенсию, с течением времени вряд ли сильно поменяется. Тем не менее, для его уточнения желательно в любом случае обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства.

Основные документы, которые требуются ИП для назначения пенсии:

  • паспорт;
  • свидетельство ИП о постановке на государственный учет;
  • военный билет;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • трудовые договоры;
  • архивные документы о предыдущих местах работы, если трудовая книжка и трудовые договоры утрачены;
  • свидетельства о рождении детей.

Внимание! Важно вспомнить и восстановить все предыдущие места работы. От этого напрямую зависит размер пенсии.

Таким образом, применяя ряд несложных формул, каждый ИП может самостоятельно высчитать размер своей пенсии на текущий год. Однако стоит отметить, что поскольку практически все показатели для данных вычислений имеют изменяемые значения, то окончательный размер будущей пенсии подсчитать невозможно. К тому же, следует повторить, что поскольку российские законотворцы не дают никаких гарантий того, что система начисления и расчета пенсий не потерпит каких-либо новых изменений, планируя жизнь на пенсии, слишком опираться на данные формулы и расчеты не нужно.