Нефтяная пошлина

Нефтяная пошлина станет реальней

Для нефтегазовых компаний наступили трудные времена. Крупнейшие российские банки подняли ставки на рублевые кредиты для предприятий реального сектора экономики. В результате почти все участники нефтегазового сектора пересматривают программы заимствований, многие планируют скорректировать инвестпрограммы на 2009 год. Цены на нефть после июльского максимума обвалились до пограничных для бюджета порогов. Пришлось принимать меры.

Напомним, что решение правительства об экстренном снижении экспортных пошлин с 1 октября 2008 года на 23 проц. до 372 долл. за тонну, стало существенной помощью для нефтяников, осуществленной за счет бюджета. При расчете экспортной пошлины правительство впервые отступило от правила, которым пользовалось в последнее время, и установило вывозную пошлину не на основе мониторинга двух последних месяцев, а на основе мониторинга последних семнадцати дней — с 1 по 17 сентября. Эти меры должны были улучшить экономику поставок и, в конечном счете, позволить нефтяным компаниям сэкономить порядка 5,5 млрд. долл. Однако этих миллиардов явно не хватит, чтобы поправить в дела в нефтянке. Отметим, что начиная с 1 декабря 2007 года, правительство регулярно каждые два месяца повышало данный тариф. Объяснялось это, прежде всего, тем, что пошлина намертво привязана к ценам на нефть на мировом рынке.

Но ситуацию продолжает накаляться в свете катастрофического для России ухудшения ценовой конъюнктуры в отрасли. Цена на российскую нефть Urals с пика в середине июля (около 140 долл. за баррель) упала к прошлогодним апрельским уровням и составила на 22 октября 61,5 долл. за баррель. То есть цены рухнули более чем в 2 раза. С начала этого года падение составило 34 проц. и вернулись уровням апреля 2007 года.

Теперь правительству придется сделать очередное исключение из правил или вообще их поправить. Повышение проса на нефть, как считают многие эксперты, не ожидается до лета следующего года.

Новая пошлина на экспорт нефти, которая должна быть установлена с 1 декабря 2008 года, вероятно, будет рассчитываться на основе двухнедельного мониторинга цен на нефть вместо прежнего периода в 2 месяца, сообщил сегодня глава департамента нефтегазового комплекса министерства энергетики Виталий Караганов. Есть и еще вариант — режим «он-лайн». Но остановятся, скорее всего на двух неделях.

Представитель министерства прогнозирует, что снижение нефтедобычи по итогам этого года составит 1 млн тонн. Падение не слишком значительное, всего каких-то 0,3-0,4 проц. по сравнению с предыдущим годом (до 490 млн тонн). В отличие от нефти по газу все, как выразился чиновник, «в шоколаде». Согласно прогнозам министерства, если не будет аномальных теплых температур, то добыча газа по итогам года вырастет на 1,2-1,5 проц.

Формула счастья

С начала 2011 года российские власти активно обсуждали возможность введения формулы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которая условно называлась «60-66». После многомесячных согласований реформа была одобрена премьер-министром Владимиром Путиным. Ожидалось, что она начнет действовать с 1 октября, однако в последний момент в решение, если верить деловым СМИ, были внесены серьезные изменения.

Базовые принципы

Всем известно, что российская экономика ориентирована на экспорт и в крайней степени зависит от нефтяных цен на мировых рынках. Государство берет с нефтяников не только обычные налоги, в том числе и налог на добычу полезных ископаемых, но и специальную экспортную пошлину на нефть.

Традиционно в России экспортные пошлины являются плавающими и зависят от цен на нефть на мировом рынке. До 2008 года они пересматривались правительством раз в два месяца, а во время кризиса начали устанавливаться раз в месяц. Это произошло для того, чтобы нефтяникам не приходилось платить высокую пошлину в ситуации, когда цены на углеводороды уже упали.

Других изменений в образовании экспортной пошлины на нефть не последовало. Сейчас она определяется как 29,2 доллара за тонну плюс 65 процентов от разницы между средней стоимостью нефти за месяц и специальной ценой отсечения — 182,5 доллара за тонну (в прессе также встречается и ставка в 25 долларов за баррель, это одно и то же).

В свою очередь, на нефтепродукты (керосин, мазут, бензин) ставки рассчитываются в процентах от ставки на экспорт нефти. За светлые нефтепродукты нефтяникам приходится платить 70,7 процента от нефтяной пошлины, за темные — 38,1 процента. Для удобства считают, что на корзину нефтепродуктов ставки составляют 55 процентов от нефтяных.

Несложно догадаться, что такого рода структура нефтяных пошлин сулит больше выгоды от экспорта не сырой нефти, а переработанной. Собственно, такая система как раз и была придумана для того, чтобы поддержать нефтеперерабатывающие заводы: правительство хотело обязать нефтяные компании не просто вывозить товар за рубеж, а добавлять к его стоимости хотя бы минимальную переработку.

На практике эта система, однако, дала немного другой эффект. Большие нефтяные компании стали осуществлять минимальную переработку (на темные нефтепродукты ставка была меньше, чем на светлые) и как можно быстрее отправлять получившееся недотопливо на европейские НПЗ, где его уже приводили в более или менее нормальное состояние.

Продавать те же самые нефтепродукты на российском рынке компаниям было совершенно невыгодно: они перерабатывали нефть только для того, чтобы получить скидку на экспортную пошлину. Следовательно, все НПЗ в стране оказались загружены, но работали они не на поставки внутри страны. Когда же в России возникала экстренная необходимость в нефтепродуктах, НПЗ крайне неохотно отрывались от своих обязательств по экспорту.

С 2010 года в России стали возникать разного рода дефициты: то не хватало авиационного топлива, то — бензина, то — керосина. Правительство пыталось воздействовать на нефтяников и угрозами, и антимонопольными штрафами, и разговорами за закрытыми дверями, но все это давало лишь ограниченный эффект.

Тогда-то у чиновников и возникла мысль пересмотреть правила формирования экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, а формула «60-66» начала мелькать в СМИ в феврале 2011 года. Заодно с помощью новой формулы правительство решило повысить доходность нефтедобычи. В течение последних лет многие нефтяные компании жаловались, что платят слишком много налогов, а разработка новых месторождений им невыгодна. Власти, чтобы удержать темпы производства углеводородов, даже вынуждены были пойти на экстренное снижение пошлин для нефти из ряда регионов, например из Восточной Сибири.

Читайте так же:  Как делают доверенность на ребенка

В формуле «60-66» первая цифра — это проценты от разницы между стоимостью нефти и ценой отсечения. Сейчас она, как уже говорилось, составляет 65 процентов. Минэнерго, Минэкономразвития и другие профильные ведомства решили опустить ее до 60 процентов, тем самым уменьшив затраты нефтяников на вывоз сырой нефти.

В то же время ставки по нефтепродуктам решено было унифицировать и закрепить на уровне 66 процентов от пошлины на сырую нефть. Это должно сделать менее выгодным вывоз темных нефтепродуктов (мазут, вакуумные газойли) и чуть-чуть сократить затраты на экспорт бензина. Это, в свою очередь, позволит освободить мощности НПЗ, которые заняты производством никому не нужного мазута, и переориентировать их, хотя бы частично, на внутренний рынок. Тем более что экспортная пошлина на бензин (в качестве исключения) останется на уровне 90 процентов от нефтяной. По словам министра энергетики Сергея Шматко, на строительстве новых НПЗ изменение формулы никак не скажется.

По данным Минфина, с 1 октября экспортная пошлина на нефть снизится (при относительно стабильных ценах на углеводороды в течение сентября) на 7,4 процента — до 411,4 доллара за тонну. В то же время за вывоз нефтепродуктов придется платить по 271,5 доллара за тонну, а за бензин — 370,2 доллара.

В нефтяных компаниях восприняли инициативу чиновников по-разному. Так, в «Татнефти» еще в июне заявили, что попросят у чиновников 31 миллиард рублей выпадающих доходов. В то же время в Министерстве финансов совокупные потери «Башнефти» и «Татнефти» оценили в 8-9 миллиардов рублей ежегодно.

Другие нефтяники, наоборот, обрадовались. Так, в «Лукойле», крупнейшей частной нефтяной компании в России, заявили, что получат от новых мер правительства 460-500 миллионов долларов при цене в 95 долларов за баррель нефти. «При этом надеюсь, что будет выполнено решение правительства и будет введен пониженный акциз на высокооктановый бензин — качественный, экологический бензин — и повышенный акциз на низкооктановый бензин», — заявил, как передает РИА Новости, вице-президент «Лукойла» Леонид Федун в конце августа.

Нашли плюсы в реформе также в ТНК-ВР, «Роснефти». По данным финансового директора «ТНК-ВР Холдинг» Джонатана Мьюира, решение правительства окажет влияние как на саму российско-британскую компанию, так и на отрасль в целом.

Летом реформа отрасли была одобрена и профильными ведомствами, и премьер-министром Владимиром Путиным. Однако, как написала 15 сентября газета «Ведомости», на самом деле нефтяников ждет еще одно изменение. Если верить источникам издания, правительство решило перевести управление отраслью в любимый Путиным режим «ручного управления» и сделать из формулы «60-66» формулу 60 (65) — 60.

Суть нововведения заключается в том, что каждый месяц премьер сам будет объявлять, снижается ли базовая ставка на нефть до 60 процентов или остается на уровне 65 процентов. Принимать решение правительство будет по результатам работы нефтяников — если они будут повышать цены на бензин внутри страны, ставка будет оставаться высокой.

Официально режим «ручного управления» пока не подтвержден, однако, по всей видимости, о нововведениях станет известно совсем скоро: новые пошлины на экспорт нефти должны действовать с 1 октября.

Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 ноября повысится до $152 за тонну

МОСКВА, 15 октября. /ТАСС/. Экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 ноября 2018 года, согласно расчетам Минфина, повысится на $14,5 и составит $152 за т. В настоящее время экспортная пошлина на нефть составляет $137,5 за т. Об этом говорится в материалах на сайте Минфина.

При этом средняя цена на нефть Urals за период мониторинга с 15 сентября по 14 октября 2018 года составила $81,10625 за баррель, или $592,1 за т.

Пошлина на высоковязкую нефть повысится до $25,4 с $22,7 за 1 т. Пошлина на светлые нефтепродукты и масла составит $45,6 вместо $41,2 за т, на темные — $152 вместо $137,5. Пошлина на экспорт товарного бензина повысится до $45,6 вместо $41,2, прямогонного (нафта) — до $83,6 с $75,6 за тонну.

Пошлина на сжиженный газ повысится до $59,1, на чистые фракции СУГ — до $23,6 за т. Пошлина на кокс вырастет до $9,8 с $8,9 за т.

Льготная ставка пошлины на нефть для ряда месторождений Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения в связи с новой формулой расчета, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, остается на нулевом уровне.

Нефтяная пошлина

Госдума приняла в окончательном, третьем, чтении законопроект о налоговом маневре для нефтяной отрасли, сообщается на сайте нижней палаты.

Налоговый маневр подразумевает постепенное снижение экспортной пошлины (сейчас составляет 30%) до нуля с постепенным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). На совершение этого налогового маневра отводится шесть лет — с 2019 по 2024 год. НДПИ будет расти до 2021 года.

Когда закон будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом, соответствующие поправки внесут в Налоговый кодекс и закон «О таможенном тарифе».

Кроме того, закон вводит так называемые логистические коэффициенты, которые будут определять вычеты по акцизам для переработчиков нефтяного сырья. Вычеты будут предоставляться компаниям, которые провели модернизацию перерабатывающих производств или намерены взять на себя обязательства за три года модернизировать производство.

Кроме того, обратный акциз получат компании, попавшие под санкции США и ЕС.

Размер коэффициента варьируется от 1 до 1,5 и делится на шесть региональных групп. Самый большой, коэффициент 1,5, — для Хакасии и Красноярского края (Ачинский НПЗ «Роснефти»), затем коэффициент 1,4 для Тывы и Иркутской области (Ангарский НПЗ, также «Роснефть»). Для НПЗ в ЯНАО, Коми, Якутии, Бурятии и НАО будет применяться коэффициент 1,3 (Ухтинский НПЗ ЛУКОЙЛа) и так далее.

Кроме того, будут учитываться ​объем произведенных из нефтяного сырья высооктанового бензина и дизельного топлива, цены на нефть на мировых рынках, а также уровень «средних оптовых цен реализации» нефтепродуктов на территории России и цен «экспортной альтернативы на нефтепродукты», говорится в документе.

Например, нефтеперерабатывающие заводы, на которых налажено производство высококачественного бензина и дизельного топлива не ниже пятого класса для внутреннего рынка, смогут получить вычет по акцизу на нефть, объяснял премьер-министр Дмитрий Медведев. По его словам, также сохранятся действующие льготы по НДПИ — для месторождений со сложными условиями, для выработанных месторождений, малых участков недр и для месторождений трудноизвлекаемой нефти​.

При этом полностью отказываться от ​механизма заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты правительство не намерено. Закон предусматривает возможность экстренного введения повышенной ставки пошлины на топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%. Ее размер составит 90% от принятой на 2018 год ставки пошлины на нефть.

Читайте так же:  Примерный договор купли-продажи квартиры

Главная цель налогового маневра — более эффективное распределение таможенной субсидии, которая сейчас предоставляется в виде экспортной пошлины, и дифференциации ее относительно нефти и нефтепродуктов, говорил министр энергетики Александр Новак.

Вице-премьер Дмитрий Козак отмечал, что всего правительство рассчитывает получить от реформы дополнительные доходы в размере 1,3–1,6 трлн руб. в течение шести лет.

Дума приняла закон о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли

Москва. 24 июля. INTERFAX.RU — Госдума РФ на заседании во вторник приняла в окончательном, третьем чтении пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, передал корреспондент «Интерфакса» с заседания.

Поправки были внесены в Налоговый кодекс (НК) РФ и в закон «О таможенном тарифе».

Экспортная пошлина и НДПИ

Принятые поправки предполагают постепенное уменьшение экспортной пошлины на нефть вплоть до ее обнуления за шесть лет, с 2019 года до 2024 года. Для обеспечения постепенного обнуления пошлины на нефть вводится специальный корректирующий коэффициент, который будет уменьшаться год от года в течение шести лет. Так, в 2019 году предельные ставки пошлины (выше которых не может быть установлена пошлина, рассчитываемая по формулам правительства) предлагается умножать на корректирующий коэффициент 0,833, в 2020 году — 0,667, в 2021 году — 0,5, в 2022 году — 0,333, в 2023 году — 0,167, в 2024 году — 0. Таким образом, с 2024 года экспортная пошлина на нефть в РФ будет отменена.

Одновременно будет продолжено плановое постепенное повышение НДПИ. Для этого еще в 2017 году в одну из формул, лежащих в основе расчета НДПИ, был введен повышающий коэффициент, который плавно повышался в 2017-2021 годах. Одобренные Госдумой в третьем чтении поправки сохраняют все ранее принятые размеры повышающих коэффициентов, однако увеличивают срок их действия на год — до конца 2021 года. Так, в 2018 году он достигает 357, в 2019-2021 годах — 428. С 2022 года этот повышающий коэффициент будет равен нулю.

Каким будет НДПИ на нефть после 2021 года, Минфин и Минэнерго пока ведут споры. Повышающие коэффициенты вводились в 2015 году для наполнения бюджета. Тогда правительство обещало нефтяным компаниям, что это будет временная мера.

Все льготы по экспортной пошлине на нефть, которые получали нефтяные компании, будут зеркально трансформированы в НДПИ, следует из законопроекта.

Пошлина на нефтепродукты при форс-мажоре

Отказываться до конца от механизма заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты правительство не намерено. В законе предусмотрена возможность экстренного введения повышенной ставки пошлины на топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%. Ее размер составляет 60% от повышенной ставки экспортной пошлины на нефть, которая, в свою очередь, равна не 30% как принято на 2018 год, а 45%. Как пояснил ранее директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов, по сути, такая ставка пошлины на нефтепродукты равна 90% от принятой на 2018 год ставки пошлины на нефть.

Акциз на нефть с учетом логистики НПЗ

Система обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении НДПИ может привести к риску роста внутренних цен на нефтепродукты на уровне мировых. Кроме того, ситуация ухудшается наличием акциза на нефтепродукты, которые уплачивают НПЗ. Акцизы на нефтепродукты идут в бюджет РФ для наполнения дорожных фондов.

Несмотря на риски роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки сохраняют рост акцизов на топливо. В 2019 году акцизы на бензин должны вырасти с нынешних 8,2 тыс. рублей за тонну до 12,3 тыс. рублей на тонну, в 2020 году — до 12,75 тыс. руб./т, в 2021 году — до 13,26 тыс. руб./т. Акцизы на дизельное топливо должны вырасти с нынешних 5,67 тыс. руб./т до 8,54 тыс. руб./т в 2019 году, затем до 8,83 тыс. руб./т в 2020 году и до 9,19 тыс. руб./т в 2021 году.

Чтобы избежать резкого роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, поправки предполагают введение принципиально нового для нефтяной отрасли РФ механизма — акциза на нефть с так называемой демпфирующей составляющей. Он будет выплачиваться компаниям, перерабатывающим нефть на российских НПЗ, в том случае, если мировые цены на нефтепродукты превышают стоимость топлива на внутреннем рынке. Этот механизм позволит компаниям компенсировать рост выплат по акцизам на нефтепродукты с 2019 года, избежать резких колебаний цен на внутреннем рынке вслед за мировыми и сделать поставки топлива на внутренний рынок такими же привлекательными, как и на экспорт.

Акциз на нефть вводится для НПЗ, имеющих свидетельство о регистрации, или для компаний, перерабатывающих нефть по давальческой схеме. Акциз на нефть рассчитывается по формуле в зависимости от цен на нефть, объемов переработки нефти и производства разных видов нефтепродуктов, курса рубля и логистического коэффициента в зависимости от удаленности НПЗ.

Логистический коэффициент вводится в формулу расчета непосредственно акциза на нефть. Всего было выделено шесть региональных групп, к которым будет применяться данный коэффициент. НПЗ, подпадающие под логистические коэффициенты, удалены от рынков сбыта, в первую очередь, экспортных, и не могут в случае необходимости быстро компенсировать выпадающие объемы производства за счет других НПЗ.

Самый большой логистический коэффициент в размере 1,5 будет применяться к НПЗ, расположенным в Хакасии и в Красноярском крае. В эту группу попадает Ачинский НПЗ «Роснефти» .

Коэффициент 1,4 будет применяться к перерабатывающим мощностям в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает Ангарский НПЗ «Роснефти».

Коэффициент 1,3 распространяется на НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, в республике Коми, в Якутии и Бурятии. Этот коэффициент может получить Ухтинский НПЗ «ЛУКОЙЛа» .

Коэффициент 1,1 применяется к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Этот коэффициент может быть применен к нефти, перерабатываемой на Антипинском НПЗ компании «Новый поток» и Коченевском НПЗ компании «ВПК-Ойл». Проектная мощность последнего заявлена в объеме 1 млн тонн, а текущая переработка — в размере 600 тысяч тонн.

Коэффициент 1,05 будет применяться к заводам, расположенным в Омской области, Алтайском крае и республике Алтай. Под его действие подпадает Омский НПЗ «Газпром нефти» .

В отношении остальных регионов России будет применяться коэффициент 1.

Демпфирующий коэффициент в акцизе на нефть

В формулу возврата акциза на нефть нефтеперерабатывающим компаниям вводится демпфирующий коэффициент. Он рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом цена экспортной альтернативы рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. А внутренняя цена на бензин и дизельное топливо устанавливается нормативно. Согласно законопроекту, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 принимается равной 56 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 58,8 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 61,74 тыс. рублей за тонну в 2021 году. Средняя оптовая цена на дизельное топливо устанавливается в размере 50 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 52,5 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 55,125 тыс. рублей за тонну в 2021 году.

Читайте так же:  Требования к юридическим конструкциям

Если внутренние оптовые цены на бензин и дизельное топливо отклоняются от установленных в законопроекте цен на 10% или более, то демпфирующий коэффициент обнуляется. Такой подход позволит компаниям компенсировать со следующего года до 60% роста экспортных цен на нефтепродукты.

Свидетельство о регистрации НПЗ

Получать возвратный акциз на нефть могут только нефтеперерабатывающие компании, имеющие свидетельство о регистрации. Закон подробно прописывает, какие компании имеют право на получение данной регистрации.

Свидетельство о регистрации могут получить компании, имеющие в собственности НПЗ, перерабатывающие собственную нефть или нефть по давальческой схеме. Право получить такую регистрацию имеют нефтеперерабатывающие компании, подпавшие на 1 января 2018 года под санкции, либо нефтеперерабатывающие компании, производящие из нефти 10% бензина класса 5 и продающие его на внутреннем рынке в объеме не менее 5 тыс. тонн.

Кроме того, регистрацию могут получить компании, перерабатывающие более 600 тыс. тонн нефти и заключившие с государством до 1 июня 2019 года соглашение о модернизации НПЗ при условии, что данное соглашение является действующим и сроки, указанные в нем, не срываются. При этом компания, заключившая с государством соглашение о модернизации, либо обязана в итоге выйти на производство из нефти не менее 10% бензина класса 5, либо должна инвестировать в ремонт НПЗ в период с 2016 года по 2024 год не менее 60 млрд рублей.

Кроме того, акциз на нефть может быть обнулен для компаний, которые не смогли произвести из общего объема перерабатываемой нефти более 75% всех видов нефтепродуктов, включая бензин, кокс, мазут, битум и так далее.

Как пояснил ранее заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, по расчетам Минэнерго, в конечном итоге, под систему возвратных акцизов нефть могут не подпасть небольшие НПЗ с общим объемом нефтепереработки в 15-17 млн тонн. Некоторые из этих НПЗ могут, в конечном итоге, закрыться.

«В первый год работы влияние «налогового маневра» на нефтеперерабатывающий сектор будет минимальным. Необходимо, чтобы прошло два-три года, чтобы мы увидели реальный эффект от налогового маневра на сектор нефтепереработки и объемы переработки нефти», — сказал он тогда.

Пошлины на нефть выросли на $7,5

Нефтяная пошлина с 1 октября составила $137,5 за тонну

Нефтяная пошлина с 1 октября повышается на $7,5 – до $137,5 за тонну со $130 за тонну в сентябре, говорится в документах Минэкономразвития РФ.

Минфин РФ в сентябре сообщал, что средняя цена на нефть Urals за период мониторинга с 15 августа по 14 сентября 2018 года составила 74,45 доллара за баррель, или 543,5 доллара за тонну.

Льготная ставка пошлины на нефть для ряда месторождений Восточной Сибири, каспийских месторождений и Приразломного месторождения в связи с новой формулой расчета, принятой в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли, с 1 февраля 2015 года остается на нулевом уровне. Эти ставки, согласно принятой формуле, будут оставаться на нулевом уровне, если средняя цена нефти будет ниже 76 долларов.

Экспортная пошлина на высоковязкую нефть с 1 октября повышается до $22,7 с $21,4. Пошлина на сжиженный газ теперь составляет $27,4, на чистые фракции сжиженного углеводородного газа (СУГ) – $10,9 доллара.

Пошлина на светлые нефтепродукты и масла составляет с 1 октября $41,2 за тонну, на темные – $137,5. Пошлина на экспорт товарного бензина вырастает до $41,2, прямогонного (нафта) – до $75,6 с $71,5 за тонну.

Пошлина на кокс повышается до $8,9 с $8,4 за тонну.

Правительство согласовало обнуление экспортных пошлин

Как и предполагал “Ъ”, по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака было решено завершить налоговый маневр в нефтяной отрасли в 2019–2024 годах: в результате будет обнулена экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты, а НДПИ вырастет. В ближайшее время правительство разработает соответствующий законопроект. Кроме того, вице-премьер констатировал факт стабилизации цен на топливном рынке.

Вице-премьер Дмитрий Козак провел совещание с нефтекомпаниями, на котором обсуждались выполнение договоренностей о фиксации цен на топливо на АЗС и завершение налогового маневра. Так, представитель господина Козака подтвердил, что крупнейшие нефтекомпании выполняют договоренность о заморозке розничных цен на топливо, которые значительно выросли в этом году. В конце мая господин Козак инициировал снижение акцизов на бензин и дизтопливо на 3 тыс. руб. и 2 тыс. руб. за тонну соответственно. При этом параллельно нефтекомпаниям было обещано повышение экспортных пошлин на топливо, если рост цен не удастся остановить. По данным Росстата, на прошлой неделе цены на бензин выросли на 1,4%, дизельное топливо — на 1,2%. В годовом выражении рост цены на бензин к концу мая составил более 11%.

Кроме того, по словам представителя Дмитрия Козака, были зафиксированы ключевые параметры налогового маневра в отрасли — снижение вывозных экспортных пошлин на нефть с 2019 года (на 5% в год в течение шести лет) при одновременном повышении НДПИ, которое должно частично компенсироваться для НПЗ введением отрицательного акциза на нефть. О том, что такие параметры будут согласованы, “Ъ” сообщал 4 июня. По расчетам Минфина, о которых тогда писал “Ъ”, бюджет в первый год получит дополнительно 80 млрд руб. Главным противником завершения маневра остается «Роснефть», удалось ли прийти с ней к компромиссу, пока неясно. По мнению компании, «отмена к 2024 году экспортных пошлин будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение как минимум в 1,5 раза».

Почему правительство задумалось о повышении пошлин на экспорт топлива

Другие параметры завершения налогового маневра в правительстве пока не называют. Например, пока неизвестно, каким НПЗ давать отрицательный акциз — тем, что выпускают топливо пятого класса, либо с определенным набором установок вторичной переработки, либо по уровню сложности процессов (как предлагает Минэнерго).

При этом представитель Дмитрия Козака 6 июня отметил, что уже «в кратчайшие сроки будет разработан соответствующий законопроект, который будет содержать конкретные параметры завершения налогового маневра». В правительстве уже на следующей неделе намерены обсудить его основные положения с участием нефтяных компаний, добавил он.