Лицензия на фильмы для кинотеатра

Нужна ли лицензия на фильмы и сериалы для транслирования их в студии маникюра?

Добрый день! Я планируют открывать студию маникюра. Для уюта своих клиенток, очень хочется, включать их любимые фильмы или сериалы. Могу ли я это делать? Или нужна лицензия? И где её добыть? В интернете ничего толком не пишут. Спасибо.

Ответы юристов (6)

УВ Наталия не переживайте вы так у вас же не кинотеатр открываеться ни кто у вас спрашивать ни будет смотрите себе на здоровье С уважением Андрей Удачи

Есть вопрос к юристу?

Не соглашусь с коллегой!
На самом деле риск достаточно велик. Например, рейды РАО и ВОИС в различные салоны красоты, кафе, магазины и другие общественные места уже стали традицией и такие иски удовлетворяют практически всегда, предприниматели вынуждены платить компенсации. Дело в том, что для легальной трансляции, например, музыки в салоне красоты предприниматель должен платить авторские отчисления и для этого должен быть заключен специальный договор с РАО и ВОИС, которые якобы эти авторские отчисления переводят авторам. Многие предприниматели, наслушавшись таких мнений, как выше высказал мой коллега, не заключают подобные договоры и затем получают иски о выплате компенсаций по ст.1301 ГК РФ (она может достигать 5 млн. рублей.).
Вы, демонстрируя фильмы, осуществляете публичный показ и публичное исполнение. Это всё способы использования аудиовизуального произведения (фильма). Разрешать использование произведения любым способом может только правообладатель. Опять же вопреки мнению коллеги, никакой разницы между трансляцией в кинотеатре и трансляцией в салоне маникюра с точки зрения законодательства нет. Таким образом, демонстрация кино без согласия правообладателя будет неправомерной.

Уточнение клиента

Такие отзывы я видела уже, что можно заплатить какую-то сумму, чтобы закрыли глаза РАО И ВОИС. Но ведь это глупо. Если моя клиентка придет например с ноутбуком, зная что процедура займет два часа и будет смотреть фильм, в этот момент придет рейд. И что они сделают? Я не транслирую ничего. Огромное спасибо за ответ.

09 Ноября 2016, 15:00

Но все же по закону. Dura Lex Sed Lex.

Если моя клиентка придет например с ноутбуком, зная что процедура займет два часа и будет смотреть фильм
Наталия

А вот тут уже нарушения не будет. Все дело в том, что она осуществляет использование аудиовизуального произведения на своем средстве и для личного пользования, чтобы занять свое личное время. Это соответствует условиям лицензионного использования. которые обычно излагаются на экземплярах правомерно приобретенных фильмов. Если же фильм транслируете Вы, на своем оборудовании неограниченному кругу лиц (клиентам) не не относящихся к обычному кругу семьи, то Вы осуществляете публичный показ. Это регламентировано п.п.3) п.2. ст.1270 ГК РФ.

Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения Коллега… 1301, 1311 и 1515 ГК РФ, защита авторских прав вводилась именно с целью укротить жажду наживы коммерсантов, Тут ни кто ни чего не продает! ни диски не музыку и ходят они по торговым точкам не сгущайте краски !

Нужна ли лицензия на показ фильмов в кино-кафе?

Здравствуйте, хочу открыть свое кино-кафе, где посетители не платят за показ фильма, а платят за проведенное время в кафе, нужно ли мне приобретать лицензию на фильмы? Или могу покупать лицензионные фильмы в онлайн кинотеатре и показывать их?

Ответы юристов (1)

Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»

Статья 5.1. Прокатное удостоверение на фильм
Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма,не допускается, за исключением показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению фильма, созданного для такого показа, и показа на проводимом на территории Российской Федерации международном кинофестивале фильма, ввезенного из-за рубежа для данного показа.

Образец прокатного удостоверения на фильм утверждается федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии.
Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм или нарушение установленного в прокатном удостоверении способа использования фильма влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прокатное удостоверение на фильм не выдается в случае, если фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, содержит сведения о способах, методах разработки и изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, в фильме используются скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, а также в случае нарушения установленного Правительством Российской Федерации порядка выдачи прокатного удостоверения на фильм и в иных определенных федеральными законами случаях. Порядок выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм устанавливается Правительством Российской Федерации.
Прокатное удостоверение на показ фильма не выдается в случае, если фильм содержит нецензурную брань.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как получить разрешение на показ фильмов

как получить лицензию на право показа фильмов хотим открыть кинотеатр от 100 до 150 мест

Ответы юристов (1)

Добрый день, Татьяна.

Публичный показ фильмов — это нелицензируемая деятельность, таким образом лицензия Вам для этого не потребуется.

Однако, существует так называемое прокатное удостоверение.

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 22.08.1996 № 126-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. от 01.12.2014) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»

Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения, устанавливающего, в частности, способ использования фильма, не допускается, за исключением показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению фильма, созданного для такого показа, и показа на проводимом на территории Российской Федерации международном кинофестивале фильма, ввезенного из-за рубежа для данного показа.Образец прокатного удостоверения на фильм утверждается федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии.

Осуществление на территории Российской Федерации проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм или нарушение установленного в прокатном удостоверении способа использования фильма влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокатное удостоверение на фильм не выдается в случае, если фильм содержит материалы, нарушающие законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности, содержит сведения о способах, методах разработки и изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, в фильме используются скрытые вставки и иные технические приемы и способы распространения информации, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, а также в случае нарушения установленного Правительством Российской Федерации порядка выдачи прокатного удостоверения на фильм и в иных определенных федеральными законами случаях.

Порядок выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм устанавливается Правительством Российской Федерации.Прокатное удостоверение на показ фильма не выдается в случае, если фильм содержит нецензурную брань.

Правила оформления и выдачи прокатных удостоверений на кино- и видеофильмы утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 396.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Показ фильмов в кино-кафе

Здравствуйте! Я собираюсь открыть мини-кафе, где планирую показ 3D фильма 1 раз в сутки.Скажите пожалуйста нужна ли лицензия на показ фильма в кафе? Показ будет производиться по 3D телевизору. Количество мест 16. Какие нужны для этого документы, кроме ИП? Спасибо.

Ответы юристов (2)

Публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, — это использование произведения и допускается на основании лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права с правообладателем (п. 1 ст. 1270, ст. 1285, п. 1 ст. 1286 Гражданского кодекса РФ). Вид договора определяется тем, хотите ли вы получить исключительное право на произведение в полном объеме и иметь возможность использовать его любыми законными способами или хотите использовать только определенным способом, например, только путем публичного показа).

Читайте так же:  Андроид 42 требования

Таким образом, для показа фильма в мини-кафе вам необходимо в письменной форме заключить с правообладателем договор.

Безвозмездное воспроизведение экземпляра произведения допускается при наличии правомерно приобретенного экземпляра для семейного круга лиц.

Очевидно, что аудитория перед которой Вы будете демонстрировать фильмы несколько шире чем семейный круг. Да и демонстрация этого произведения в кафе может повлечь за собой определение цели как извлечение коммерческой выгоды (это административное правонарушение)

Соответственно, чтобы избежать негативных последствий вам необходимо заключить лицензионное соглашение с авторами (авторами аудиовизуального произведения считаются: режиссер, сценарист, композитор) или с правообладателем. Скорее всего, какой-либо продакшн имеет приобрел все права вышеуказанных авторов, поэтому стремитесь к нему.

Кроме того, следует понимать, что некоторые произведения вошли в режим общественного достояния.

Резюме следующее: для избежания негативных последствий необходим договор на передачу права воспроизведения.

Способы использования, объем прав и субъект с которым необходимо заключать договор нужно определять индивидуально исходя из самого произведения, которое планируется к воспроизведению в кафе.

С Уважением, Маша!

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Лицензия на право показа зарубежного кино и фильмов российского производства в другой стране

Скажите, пожалуйста, где и как приобрести лицензию на право показа зарубежного фильма с русскоязычным дубляжом в другой стране (например, ОАЭ)?? Какие существуют правовые возможности, при условии что Российские правообладатели (дистрибьюторы) зарубежных фильмов имеют права показа только на территории России и СНГ?

А также, у кого приобрести лицензию на право показа в ОАЭ русских фильмов?

Ответы юристов (13)

лицензию на право показа зарубежного фильма

такая лицензия получается у правообладателя (владельца), который выдает на основании договора такие лицензии, причем в любых странах мира. Если сообщите название фильма, постараюсь узнать правообладателя.

Уточнение клиента

Таким образом, например, владелец фильма компания «Уолт Дисней», то необходимо связываться с ее американским офисом и приобретать у них лицензию? А что на счет русскоязычного дубляжа? Он заказывается отдельно, у другой компании?

11 Августа 2014, 16:33

Есть вопрос к юристу?

Вопрос на право показа русских фильмов регулируется Административным регламентом Министерства культуры Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче прокатных удостоверений на фильмы, созданные в Российской Федерации или приобретенные за рубежом для проката на ее территории, и по ведению государственного регистра фильмов
(утв. приказом Министерства культуры РФ от 20 июля 2012 г. № 787)
В нем все подробно расписано. Он довольно объемный, поэтому цитировать его здесь не целесообразно, даю Вам ссылку на него. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70118102/

По вопросу показа зарубежного фильма могу сообщить следующее.

Публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, — это использование произведения и допускается на основании лицензионного договора или договора об отчуждении исключительного права с правообладателем (п. 1 ст. 1270, ст. 1285, п. 1 ст. 1286 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, для показа фильма вам необходимо в письменной форме заключить с правообладателем договор.

Коллеги совершенно правы.

Правообладатели это кинокомпании снявшие кинопроизведения. лицензионный договор будет на двух языках. У некоторых кинокомпаний есть представительства в рф.

Дело в том, что русскоязычный дубляж получился в результате выдачи Уолт Дисней лицензии какой то русской компании. И скорее всего эта лицензия действует только на территории России или СНГ. Поэтому для получения лицензии для показа в ОАЭ надо получить другую лицензию в Уолт Дисней, причем попросить разрешить возможность осуществить русскоязычный дубляж. Или — другой вариант — попросить Уолт Дисней дать лицензию на ОАЭ и если разрешат, то купить также права на русскоязычный дубляж. Но — стоимость лицензии для России в разы отличается от стоимости лицензии, например, для Европы. Так полагаю, что и стоимость будет другая для ОАЭ. Но помимо лицензии еще нужно будет получить к властей ОАЭ «прокатное удостоверение», т.е. документ, разрешающий показ фильма на территории ОАЭ. Это очень важно.

например, владелец фильма компания «Уолт Дисней», то необходимо связываться с ее американским офисом и приобретать у них лицензию?

Совершенно верно или через их партнеров в РФ. Например компания Kimberly-Clark.

Кроме того, у Уолт Диснея есть представительство в Москве.

The Walt Disney Company CIS

Телефон в Москве: 646-90-00
Москва, Lotte Plaza, Новинский бульвар, 8

Приобретая у правообладателя лицензию на продукт (фильм), то в данном договоре как правило прописывается срок действия лицензии (срок или бессрочная), территория действия (например Вы можете распространять на территории СНГ и Азии, а вот на территории Африки не можете). Так же должно быть сумма вознаграждения (фиксированная или процент от продаж), порядок оплаты (сразу или в рассрочку) и т.д.

При этом необходимо знать что Ваши отношения с правообладателем будут регулироваться законами той страны где находится правообладатель.

Статья 1211. Право, подлежащее применению к договору при отсутствии соглашения сторон о выборе права[Гражданский кодекс РФ] [Глава 68] [Статья 1211]

8. В отношении лицензионного договора применяется право страны, на территории которой лицензиату разрешается использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, а если такое использование разрешается на территориях одновременно нескольких стран, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности лицензиара.

Так же Вам советую ознакомиться с текстом Всемирной конвенции об авторском праве

Таким образом, например, владелец фильма компания «Уолт Дисней», то необходимо связываться с ее американским офисом и приобретать у них лицензию? А что на счет русскоязычного дубляжа? Он заказывается отдельно, у другой компании?

В договоре так же должно быть указано, можете ли вы переводить произведение и какой вознаграждение получит переводчик.

Так же знайте что на результаты перевода, тоже существует авторское право.

Статья 1260. Переводы, иные производные произведения. Составные произведения[Гражданский кодекс РФ] [Глава 70] [Статья 1260]

1. Переводчику, а также автору иного производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другого подобного произведения) принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

2. Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

3. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

4. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

5. Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

6. Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

7. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом, за исключением случаев, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Читайте так же:  Какая пенсия в вологде

Все лицензии у Уолта Диснея выдает их американское подразделение, вот сюда пишите:

Уточнение клиента

Борис, спасибо! Дисней был приведен в качестве примера, но идею я поняла. Дело в том, что далеко не все производители фильмов отзываются на электронные письма. Буду звонить.

11 Августа 2014, 17:35

Дело в том, что далеко не все производители фильмов отзываются на электронные письма. Буду звонить.

Да конечно, при решении этого вопроса лучше разговаривать в живую. Всех производителей фильмов можно без труда найти в инете на официальных сайтах

Дело в том, что далеко не все производители фильмов отзываются на электронные письма. Буду звонить.

конечно, звонить предварительно обязательно, и Вас спросят (будьте готовы) имеете ли какие либо в настоящее время лицензии.

Дисней был приведен в качестве примера, но идею я поняла. Дело в том, что далеко не все производители фильмов отзываются на электронные письма. Буду звонить.

Так же рекомендую направлять письменную корреспонденция со своим коммерческим предложением. Исходя из обычаев делового оборота на письма компании всегда дают ответ.

На все Ваши вопросы Вы найдете ответы, если скооперируетесь с переводчиком, владеющим как арабским, так и английским языком, и посидите с ним немножко за компьютером. Ибо на официальных сайтах ОАЭ, в том числе всех их министерств, есть информация по требованиям к прокатчикам, но вся она на арабском и английском языках.

Российское же законодательство регулирует правоотношения между российскими правообладателями и российскими пользователями, а также международные частные аспекты таких правоотношений на территории России. Поэтому все эти вопросы — не к российскому, а к арабскому законодательству.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Бизнес на кино: Сколько стоит открыть кинотеатр

В интервью Delo.UA директор двух киевских кинотеатров «Магнат» и Boоmer Сергей Зленко рассказал, сколько стоит небольшой кинотеатр в Киеве и он выигрывает борьбу за зрителя

Начнем с самого главного — сколько стоит открыть кинотеатр?

В среднем открытие одного зала кинотеатра обойдется от $100 до 150 тыс. По уровню они будут соответствовать киевскому мультиплексу. Но затраты могут расти до бесконечности: кресла подороже, ремонт, материалы и так далее. Так что предела нет.

Как вы находили инвесторов для своих кинотеатров?

Тут все индивидуально. У меня все начиналось с малых объемов, поэтому (вопрос финансирования — ред.) решался каждый раз под точечные задачи.

У меня не было конкретного «надо миллион долларов на открытие кинотеатра». Каждый раз были мелкие задачи и под них искали инструменты. Где-то оборотный капитал, где-то — лизинг, кредит. Иногда брал деньги из других своих бизнесов.

Фото: кинотеатр Boomer, открытие новых залов

Когда вы впервые вышли в плюс?

На второй год нашей работы мы уже были в плюсе.

Пока масштабировать бизнес сложно?

Не то что сложно, просто денег нет. Когда был кризис 2014 и курс доллара вырос, соответственно выросли и затраты на импортное оборудование. Условно затраты выросли в три раза, а стоимость билетов за последние три года — на 30%.

Раньше билет стоил около $6, сейчас — $3.

А должен стоить хотя бы $5-6 — это экономически оправданная цена, которая позволит развиваться.

С какими самыми серьезными проблемами вы сталкивались?

Не скажу, что это были проблемы, скорее сложные задачи. Одна из них — наращивание аудитории. Она стоит перед всеми владельцами кинотеатров. Каким образом в Киеве, где уже есть больше трех десятков кинотеатров, переманить зрителя к себе? Что уникального мы можем предложить им?

И как вы решили эту задачу?

Было очень сложно. Мы проигрывали по репертуару, у нас были маленькие залы.

На первых порах мы выигрывали только за счет домашней и уютной атмосферы.

Нашу особенность — маленькие залы — мы превратили в достоинство. И когда мы опрашиваем зрителей, что им больше всего нравится в наших кинотеатрах, на первом месте всегда стояли уют и комфорт. Благодаря этому мы привлекаем семьи, которые и стали нашей основной аудиторией.

Какая самая большая статья расходов у кинотеатра?

Лицензии на фильмы. Около 50% от дохода идут правообладателям.

Как покупается лицензия?

На рынке несколько дистрибьюторов, которые работают с украинскими кинотеатрами. Они выступают посредниками между нами и правообладателями, преимущественно американскими.

Подается ряд анкет, чтобы определить — подходит ли кинотеатр под требования студий к работе с фильмом. Кроме технических моментов проверяют возможности борьбы с пиратством — есть ли в кинотеатре специальное оборудование.

В мире камкординга (запись экрана кинотеатра — прим. ред) Украина до сих пор занимает одно из первых мест. Видео часто записывается в Украине, а звук — отдельно в американских кинотеатрах или российских. Звуковую дорожку записать проще, кинул незаметно в карман диктофон и все.

Кроме того, контролируют честность отчетов. Оплата за фильмы рассчитывается постфактум, когда закончился прокат фильма. Предоставляются данные, сколько лента собрала за время показов. Из полученных 50 тыс. грн — 25 уйдет правообладателю.

Есть инструменты, с помощью которых проверяется, не занижают ли данные в отчетах. Когда к тебе пришли 100 человек, а отчитался за 70. Если дистрибьютор хоть раз ловит на таком, сотрудничество прекращается.

А как ловят?

Есть много способов. Сейчас популярны онлайн-продажи, проверяющие заходят посмотреть, сколько мест занято, а потом сверяют с отчетом. Или «тайный покупатель» берет билет, заходит в зал, считает зрителей по головам, а потом сверяет с отчетом.

Какова ваша доля на рынке?

По кассовым сборам она достигает 0,5%.

У вас в кинотеатре фильмы появляются одновременно с всеукраинскими премьерами?

Да, такой тренд. Зритель идет в первую неделю показа и гораздо реже во вторую или третью.

С развитием социальных сетей появились спойлеры, поэтому зритель не особо хочет тратить деньги на поход в кино.

Кроме того, зритель хочет еще и высказать свое мнение по поводу фильма.

Поэтому важно попасть в момент, когда фильм еще в тренде.

За вторую неделю лента собирает в среднем в два раза меньше, чем за первую.

Насколько просто или сложно вам работать с украинскими законами, касающимися кино?

В последнее время наметился серьезный прогресс в законодательстве, но больше с уклоном в кинопроизводство.

Когда говорят, что украинское кино собирает меньше, чем хотелось — зачастую это проблема недостаточного количества кинозалов. Но никак не стимулируется появление и развитие новых кинотеатров.

Единственная льгота — государство покрывает проценты по банковским кредитам на оборудование для кинотеатров в населенных городах, где меньше 250 тыс. жителей. Но к ней еще не разработана процедура на уровне подзаконных нормативных актов.

До 2015 года не взимался НДС на билеты, поэтому 20% от суммы оставались у кинотеатра. Сейчас этой нормы уже нет.

Хотя кинобизнес в целом не гипермаржинальный — большая часть предпринимателей занимается этим, потому что им нравится кино.

Заработать много на этом практически невозможно.

Рынок развивается и если бы льготу по НДС вернули, новые кинотеатры начали бы появляться и в небольших городах, за счет дополнительных свободных денег у существующих кинотеатров.

Как открыть свой мини-кинотеатр

2 февраля 2015 в 12:21

Небольшой частный кинотеатр The Cinema работает в здании бывшего Смольнинского завода на Лиговском, 74 уже полтора года. Он рассчитан всего на три десятка посадочных мест, функции которых выполняют старые кресла и кожаные диваны, а показывают здесь чаще всего не новинки проката, а зарубежную и отечественную классику разных лет. The Village узнал у создателя кинотеатра, как сделать его работу легальной и есть ли вообще перспективы у подобных проектов в России.

Дмитрий Покровский

создатель кинотеатра The Cinema

У меня есть музыкальное и кинообразование, я звукорежиссёр кино. Как-то раз мы с моей будущей женой размышляли, что бы такое устроить, и решили, что было бы здорово организовать такое место, где можно было бы смотреть кино максимально качественно — насколько это вообще возможно в нашей нише. Это не кинотеатр, который делает большая проект-компания с миллионным бюджетом, а нечто, сделанное своими руками. Ещё я хотел, чтобы фильмы в таком кинотеатре можно было смотреть в оригинале. Как звукорежиссёр я не могу смотреть дублированные фильмы: в принципе не признаю это как кино. Это всё равно что взять «Мону Лизу» и налепить ей лицо Алёнушки, чтобы русским было понятнее. Особых критериев по подбору фильмов нет, главное, чтобы это была не жвачка. Выбор жанров и картин для меня — второстепенный вопрос, у меня были другие амбиции — сделать небольшое, но совершенное с технической точки зрения заведение.

Читайте так же:  Форма 1 предприятие статистика инструкция по заполнению

Одно время у нас была текучая команда: всё было завязано на энтузиазме и не было вообще никакой прибыли, а сплошные убытки. Это длилось почти год, Сейчас по крайней мере текущие расходы не превышают доходы. Сформировался костяк: со мной работают три девушки — Диана, Оля и Полина. У нас нет классических отношений «работник-работодатель», мы работаем в команде: каждый человек включается во все процессы. В общении с посетителями мы тоже не можем позволить себе вести себя формально — люди идут к нам как в гости.

В процессе поиска требования к нему у меня изменились. Есть определённые ключевые параметры: помещение должно быть прямоугольной формы, без шумных соседей рядом. Сами мы тоже не должны никому мешать. Изначально мы планировали сделать зал и небольшой вестибюль, но в итоге получилось одно общее пространство. В него нельзя войти, когда начинается сеанс: если человек заходит во время показа фильма, он не понимает, куда попадает, поэтому у нас висит предупреждающая табличка. По этой же причине у нас нет вывески. Мы выбирали место с высокой проходимостью, а оказалось, что нам это не нужно. С посетителями мы общаемся в основном в интернете. То есть по сути мы работаем для людей, которые точно знают, куда идут, и это очень сильно влияет на всё.

Помещение досталось нам со стандартной отделкой. Внутри мы всё построили сами: это было стрессово и потребовало определённых вложений, которые для нас оказались довольно существенными. Вместе с техникой на запуск ушло около миллиона рублей. В какой-то момент я просто перестал фиксировать расходы: на это не оставалось ни времени, ни сил. Больше всего средств ушло на ремонт, аренду и технику.

Чем мы отличаемся от кафе и ресторанов, в которых крутят фильмы? У нас всё заточено под кино: это правильная акустика, определённые параметры помещения и так далее. По стенам и на потолке у нас установлены специальные акустические панели — всё это собрано благодаря опыту работы со звуком. Звук установили как в большом кинотеатре: он находится за экраном, который через маленькие дырочки пропускает его.

Обычно в кино используют специальные кинопроекторы. Кроме того, что они более высококачественные и яркие, у них есть специальный протокол шифрования, который защищает кинокопию от незаконного распространения. Сейчас показ фильма идёт с жёсткого диска, а фильм приходит к прокатчику в закодированном виде. Вместе с фильмом присылают ключ — он работает только в данном кинотеатре на данном сервере, здесь и сейчас. Кинопроектор дорого стоит, и поставить его в наше помещение невозможно: он очень большой и шумный, для него нужно отдельное помещение с вытяжкой. В нашем случае это абсолютно нереально, поэтому мы используем высококачественный видеопроектор, у которого нет защищённого интерфейса. Отчасти по этой причине мы не можем работать с большими компаниями, которые организуют громкие премьеры. Например, мы бы хотели показать «Нимфоманку», но нам её не дадут по причинам безопасности. Кроме того, мы не представляем из себя какого-то интереса для больших компаний.

Не для всех фильмов требуются ключи — среди таких прежде всего старые картины. Их нет смысла защищать, потому что они есть в открытом доступе. Новые фильмы, зашифрованные и с ключом, мы тоже показываем: выкручиваемся с помощью различного софта. Есть небольшое количество маленьких и средней величины компаний, которые на доверии дают нам такие фильмы — ещё никогда у них не было нареканий на нас.

Все вложения — это наши личные средства. Мы выбирали неновую технику из соображений экономии — искали на Avito и специализированных сайтах. Собранный из разных мест комплект получился в разы дешевле, чем аналогичная новая техника, стоил он 300–400 тысяч: аналогичная новая техника обошлась бы в четыре раза дороже. Колонки мы привезли из Пензы, экран с микроперфорацией заказывали в Дании. Обычный перфорированный экран, который используют в кинотеатрах, нам не подходил: на него нельзя смотреть с расстояния меньше чем шесть метров. Купить в России экран с микроперфорацией оказалось практически невозможно.

Когда к нам приходят люди и мы включаем фильм, у них больше не возникает вопросов. Они понимают, что пришли пусть в маленький, но именно в кинозал, а не в какую-то комнату с экраном и проектором.

Права на картины

Все фильмы в кинотеатре мы показываем легально. Новые картины распространяют на одних и тех же условиях для всех: как правило, 50 процентов с билетов уходит кинотеатру, 50 процентов — прокатчику. Есть не очень новые фильмы, права на которые также принадлежат российским прокатчикам. Чаще всего кинотеатры платят за них фиксированную сумму. Кроме того, права на некоторые фильмы можно приобрести за рубежом. На Западе этот рынок очень развит: там есть огромное количество различных типов лицензий, которые человек может недорого приобрести и законно показывать фильмы.

Мы стараемся упирать на фильмы, которые находятся в общественном достоянии (на них не нужно приобретать права), а также на кино, права на показ которого можно приобрети в России. При этом мы регулярно покупаем что-то за рубежом. Как ни странно, у людей есть интерес к старым фильмам. Так как сначала я думал, что мы будем показывать современное, технически совершенное кино, старался сделать в кинотеатре хорошую картинку и звук. Однако при показе старых картин возможности техники не так важны, хотя преимущества всё равно есть.

Старые фильмы можно купить за рубежом, но новые продают только российские компании. Среди тех, с кем мы работаем, — «Профвзгляд», «Синема Престиж», A-One Films. В этом деле сложнее всего найти концы: в интернете многих данных вообще нет. Это связано с тем, что в принципе нет индустрии, в которой работали бы маленькие кинотеатры: ниша абсолютно нерентабельна.

Цены на билеты и посетители

Билеты почти на все сеансы стоят 200 рублей. На мой взгляд, эта цена не кусается и приемлема для всех посетителей. Если мы повысим стоимость билетов, то начнём конкурировать почти со всеми кинотеатрами города. Сейчас мы находимся на грани окупаемости, но повышение цены не приведёт к увеличению прибыли. Однако в связи с экономической ситуацией наши расходы растут по всем направлениям. Видимо, придётся всё-таки поднять цену.

Костяк аудитории — это молодёжь, преимущественно девушки от 16 до 27 лет. Среди постоянных гостей есть люди за 30. Однако приходят и пожилые, обычно они узнают о нас, попадая на наш сайт. Большой пласт людей отсекается с помощью субтитров — это не для тех, кто привык к чему-то более простому. И это хорошо.

Наш случай уникальный, и я не думаю, что нечто подобное появится в Петербурге. Я вижу, что интереса аудитории на нас ещё хватает, но нам приходится напрягаться, чтобы собрать полный зал. Да, у нас бывает аншлаг, и людям не хватает мест, но обычно это не так. Во многих странах есть иллюзионы — кинотеатры, где ты можешь посмотреть старое кино. У нас этот рынок отсутствует. Мы, с нашим малюсеньким залом и с отсутствием коммерческого интереса, можем держаться, но если взять для подобного проекта помещение побольше — и расходы могут вырасти в десятки раз. Это может быть рентабельным, только если найдётся какой-то инвестор, чтобы поддерживать такой проект и со временем воспитать культуру просмотра.

Параллельно я по-прежнему занимаюсь кино и музыкой, собираюсь организовать бизнес. Кинотеатр я не рассматриваю как вариант доходного бизнеса, но считаю, что это место должно существовать. Здесь есть потолок, которого мы если уже не достигли, то скоро достигнем. В нашем масштабе сильно расти уже не получится.

Фотографии: Дима Цыренщиков