Контрольные полномочия федерального казначейства рф

Актуальные вопросы контрольной деятельности Федерального казначейства

Каким бы действенным ни был аппарат внешних контролеров и аудиторов и как бы часто ни осуществлялись внешние проверки, их никогда не будет достаточно для обеспечения порядка в отдельно взятой организации. Необходимый для этого потенциал содержится в институте внутреннего контроля и внутреннего аудита.

От того, насколько эффективно данный инструмент будет работать, зависит успех деятельности как органов власти, так и системы государственного управления в целом. В Федеральном казначействе построению эффективной, отвечающей современным требованиям и вызовам системы внутреннего контроля и аудита уделяется особое внимание.

Федеральное казначейство представляет собой платежную, учетную, контрольную и информационную систему в области финансовой деятельности публично-правовых образований (roskazna.ru/missiya) (рисунок 1). Данная роль вытекает из содержания действующих нормативных правовых актов, закреп­ляющих полномочия Федерального казначейства, и в общем формате отражает основные цели его создания.

Контрольные полномочия Федерального казначейства условно можно разделить на две основные группы: внешние и внутренние. В настоящее время Федеральное казначейство — один из немногих органов государственной власти, который обладает таким двойным статусом. С одной стороны, Казначейство России обладает полномочиями по государственному финансовому контролю Правительства РФ, с другой — как орган власти, имеющий подведомственные учреждения, отвечает за эффективное функционирование всей казначейской системы. В отличие от Росфиннадзора, в функции которого входит последующий контроль, Казначейство России осуществляет предварительный государственный финансовый контроль, то есть предшествующий платежным операциям. В рамках установленных БК РФ полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю Федеральное казначейство осуществляет:

  • контроль за непревышением сумм по операциям над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
  • контроль за соответствием содержания проводимых операций кодам бюджетной классификации РФ, указанным в платежных документах, представленных в Федеральное казначейство получателями бюджетных средств;
  • контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств бюджета;
  • контроль за соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по государственному контракту сведениям о данном государственном контракте, содержащимся в предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд реестре контрактов, заключенных заказчиками1.

При осуществлении этих полномочий Федеральное казначейство проводит санкционирование операций. По нашему мнению, незаконченным звеном в цепочке предварительного контроля является санкционирование платежей только на основании представляемых документов, без проверки объемов и качества выполненных работ. Разработка и последовательное внедрение подобного механизма может значительно повысить эффективность контроля.

Система внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства как органа, осуществляющего регулирование деятельности территориальных органов и подведомственных учреждений, неразрывно связана с системой управления рисками и оценкой эффективности деятельности (рисунок 2). В органах Федерального казначейства понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита четко разделены. Понятийный аппарат системы внутреннего контроля и внутреннего аудита Казначейства России соответствует терминологии, установленной Бюджетным кодексом. Но при этом следует иметь в виду, что последний регламентирует бюджетные отношения и в первую очередь вопросы государственного финансового контроля, тогда как внутренний контроль и аудит организации охватывают более широкую сферу деятельности, больший набор элементов (внутренний финансовый контроль, внутренний административный (управленческий) контроль, внутренний технологический контроль, а также внутренний аудит соответствия, внутренний аудит результативности и эффективности деятельности).

Систему внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства в настоящее время составляют 86 отделов внутреннего контроля и аудита, созданных в каждом территориальном органе. Кроме того, в составе центрального аппарата Федерального казначейства функционирует управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности (рисунок 3). Всего в сфере внутреннего контроля и аудита занято более 1000 человек. Весь спектр задач, который обычно ставится перед подразделениями такого рода, решается силами указанных контрольно-аудиторских подразделений. Это организация внутреннего контроля, комплексные и тематические проверки, а также осуществление аудита.

Правовое регулирование

Принципиально важным вопросом для обеспечения эффективного функционирования системы внутреннего контроля и аудита является правовое регулирование данной сферы деятельности (рисунок 4). Казначейство России с момента своего выделения в 2005 году из структуры Минфина России в самостоятельную федеральную службу приступило к созданию соответствующей правовой базы. Решением Коллегии Федерального казначейства в 2005 году была утверждена Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в 2006–2011 годах, которая подразумевала реализацию ряда мероприятий по совершенствованию внутреннего контроля и внутреннего аудита, в том числе правовое регулирование данных вопросов. В указанном документе были учтены положения Лимской декларации руководящих принципов контроля и Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита института внутренних аудиторов.

В настоящее время можно констатировать, что все заявленные концепцией цели достигнуты. В рамках ее реализации был разработан ряд правовых документов, которые сегодня позволяют достаточно эффективно осуществлять работу по внутреннему контролю и внутреннему аудиту. Во-первых, было разработано Положение о внутреннем контроле и аудите в Федеральном казначействе, определившее терминологию, понятийный аппарат, принципы, требования и структуру внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Во-вторых, в прошлом практически в каждом казначейском органе была своя уникальная система подготовки и осуществления контрольных мероприятий, реализации материалов проверок, и по итогам изучения лучших практик, в первую очередь подходов ИНТОСАИ и COSO, были разработаны Стандарты внутреннего контроля и внутреннего аудита, которые применяются контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности. Указанными стандартами регламентированы основные этапы осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита.

Однако, как упоминалось ранее, только силами контрольно-аудиторских подразделений обеспечивать качественное и эффективное осуществление внутреннего контроля, особенно технологического контроля, невозможно. В этой связи в рамках реализации концепции был разработан еще один стандарт — Стандарт внутреннего контроля Федерального казначейства, который применяется каждым сотрудником на своем рабочем месте. В качестве формата контроля выбраны самоконтроль и контроль по уровню подчиненности. При осуществлении внутреннего государственного финансового контроля необходимо, чтобы каждый специалист, прежде чем закончить операцию и передать ее на следующий уровень компетенции, выполнял функции контролера, еще раз оценивая результат своей работы. Это должно иметь место на всех уровнях, пока соответствующая операция не завершится либо документ не получит окончательного оформления. Стандарт внутреннего контроля Федерального казначейства призван привести к общему знаменателю технологии внутреннего контроля в органах Федерального казначейства по наиболее рискоемким операциям и процедурам. На его востребованность в системе указывает тот факт, что, несмотря на нахождение данного документа в стадии пилотирования, более 50% территориальных органов уже сегодня применяют его по собственной инициативе. Таким образом, в системе органов Федерального казначейства запущен процесс по смещению акцентов при осуществлении внутреннего контроля по рискоемким направлениям деятельности, процедурам и операциям от последующей формы к предварительной.

В ходе реализации концепции также был разработан ряд документов, устанавливающих требования к персоналу. В частности, были определены правила профессиональной этики контролера, положения о конкурсах на лучшего аудитора, на лучшее контрольно-аудиторское подразделение и на лучшее освещение в средствах массовой информации контрольно-аудиторской деятельности в органах Федерального казначейства. Эти конкурсы проводятся регулярно, положения по их проведению формализованы. Необходимо отметить достаточно высокий уровень активности контролеров и аудиторов, проявляемый при подготовке к конкурсу, который является большим моральным стимулом для повышения профессионализма.

Кроме того, Федеральное казначейство совместно со Счетной палатой РФ в настоящее время участвует в проекте по разработке стандарта ИНТОСАИ по ИT-аудиту в рамках деятельности рабочей группы ИНТОСАИ по аудиту информационных технологий. После утверждения данного стандарта его положения будут применяться в Федеральном казначействе при осуществлении внутреннего аудита хода реализации ИT-проектов.

Постоянное совершенствование

Принятыми стандартами регламентирован весь цикл контрольной деятельности: вопросы планирования, осуществления, оформления, рассмотрения результатов, подготовки отчетности, приведены формы всех первичных документов (рисунок 5). Таким образом, в рамках данного документа удалось унифицировать контрольно-аудиторскую деятельность всего Федерального казначейства. Но условия работы, функции органов власти меняются, поэтому руководством Федерального казначейства было принято решение о ежегодной актуализации стандартов внутреннего контроля и аудита.

В 2013 году Федеральное казначейство уже перешло к так называемым комбинированным проверкам, при которых первый их этап проводится дистанционно, а второй — с выездом на объект проверки.

Читайте так же:  Школьное пособие сердце

В настоящее время разработана методология проведения камеральных и комбинированных проверок, проведена апробация технологии их организации, определены механизмы информационно-технической реализации указанных видов контрольных мероприятий и организации взаимодействия субъектов и объектов контроля. За прошедший период 2014 года 50% контрольных мероприятий уже проведено с использованием дистанционного этапа (комбинированные или камеральные проверки). Данная тенденция будет продолжена до конца текущего года. Начиная с 2015 года все контрольные мероприятия в отношении территориальных органов Федерального казначейства будут комбинированными или камеральными.

Три направления внутреннего контроля В органах Федерального казначейства выделяют три элемента, три направления внутреннего контроля:

1. Финансовый контроль. Рассматривается как количественная и качественная оценка соблюдения финансовой дисциплины в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

2. Административный (управленческий) контроль. Представляет собой оценку количества и качества организационных мероприятий, в том числе регламентации деятельности органов Федерального казначейства.

3. Технологический контроль. Оценка своевременности и соблюдения качества выполнения казначейских операций.

До конца 2014 года в Казначействе России будет завершена работа по определению перечня направлений деятельности и вопросов, которые не могут быть проверены без выезда на объекты контроля и аудита. Внедрение комбинированных проверок позволяет сократить время непосредственного контакта с проверяемым объектом, что призвано повысить объективность контроля, создает условия для увеличения количества проверяемых документов и одновременно способствует снижению издержек на осуществление контрольной деятельности. Особенности организации камеральных и комбинированных проверок представлены на рисунке 6.

Пул контролеров и аудиторов

К проверкам, организуемым центральным аппаратом Федерального казначейства, привлекаются сотрудники других территориальных органов, являющиеся специалистами в соответствующих областях (основной функционал и обеспечивающие функции). В целях повышения качества проводимых контрольных мероприятий в Казначействе России создается так называемый пул контролеров и аудиторов. Подбор кандидатур для включения в пул производится на основании результативности работы сотрудников территориальных органов, ранее участвовавших в проверках.

Указанные кандидаты должны соответствовать следующим требованиям: добросовестность, компетентность, независимость, объективность и профессионализм. Формирование пула контролеров и аудиторов Федерального казначейства позволит существенно снизить риск формирования заведомо сильных и слабых групп проверяющих, сократить количество изменений их состава, а также повысить мотивацию к качественному проведению контрольных мероприятий.

Перспективы развития

Дальнейшее развитие системы предварительного контроля будет ориентировано на минимизацию рисков по направлениям деятельности и основано на разработке стандарта предварительного контроля, технологий предварительного и последующего оперативного контроля. Таким образом, говоря о перспективах развития системы внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства в целом, следует акцентировать внимание на следующем:

1. Переход от оценки процессов к оценке ресурсов и степени достижения результатов. В рамках решения этой задачи планируется:

развитие системы оценки эффективности деятельности органов Федерального казначейства;

разработка механизмов интегральной оценки деятельности органов Федерального казначейства.

2. В рамках повышения эффективности контрольно-аудиторской деятельности в ближайшее время будет реализован комплекс следующих мероприятий:

  • переход к предварительному контролю, внедрение механизмов оперативного контроля;
  • смещение контрольных мероприятий в область наиболее рискоемких направлений деятельности;
  • сокращение продолжительности непосредственного взаимодействия субъектов и объектов проверки за счет перехода к дистанционному осуществлению контрольных мероприятий;
  • дальнейшее расширение сферы использования информационных технологий;
  • снижение издержек на осуществление контрольной и аудиторской деятельности.

Следует отметить одну существенную проблему, которая в настоящее время препятствует развитию уже сформированной системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе, — это так называемая сегментация контрольной и аудиторской деятельности. Что имеется в виду? 17 марта 2014 года было издано постановление Правительства РФ № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. ». Данное постановление определило порядок осуществления внутреннего финансового контроля и аудита. Ранее Правительством РФ было выпущено постановление от 10 февраля 2014 года № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Анализ содержания даже этих двух нормативных правовых актов, регламентирующих два направления внутреннего контроля и аудита, позволяет выявить различные требования к организации и проведению контрольных и аудиторских мероприятий как по содержанию, так и по срокам. Система внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства сформирована и прошла апробацию, признавалась и признается Счетной палатой РФ, Минфином России, рядом федеральных органов исполнительной власти эффективно организованной. И подобная сегментация требований к различным направлениям осуществления внутреннего контроля и аудита является не катализатором, а ингибитором, существенно замедляющим развитие системы в целом.

Дело в том, что сегодня отсутствует орган государственной власти, ответственный за регламентацию построения целостной системы внутреннего контроля и аудита в федеральных органах государственной власти. В результате различные федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит разработка правил и порядков осуществления отдельных видов контроля и аудита, независимо друг от друга осуществляют подготовку различных требований по курируемым направлениям. Так, например, следующим шагом может стать регламентация контроля осуществления кадровой деятельности Минтрудом России, контроля осуществления правовой деятельности Мин­юстом России и т. д.

С учетом того что Федеральное казначейство в настоящее время осуществляет реализацию 21 функции и 75 подфункций, а финансовое обеспечение и закупочная деятельность — это лишь одно из направлений деятельности, дальнейшее дробление регламентации осуществления внутреннего контроля и аудита по различным направлениям деятельности неизбежно приведет к утрате единства и системности подходов к организации внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе. По нашему мнению, изменить наметившуюся тенденцию в рассматриваемой сфере можно, например, путем возложения ответственности за комплексную регламентацию осуществления внутреннего контроля и аудита и выработку методологии построения системы в целом на один федеральный орган государственной власти.

Три направления аудита
Внутренний аудит является относительно новым направлением работы в органах Федерального казначейства. Ранее аудит считался прерогативой исключительно органов внешнего контроля, в основном Счетной палаты РФ. Однако при осуществлении контрольной деятельности представляется чрезвычайно важным иметь такие инструменты, которые наряду с качественной и количественной оценкой результатов позволяли бы подтверждать достоверность результатов контроля. Учитывая наличие территориальных органов Федерального казначейства, качественное осуществление внутреннего контроля только силами контрольно­аудиторского подразделения центрального аппарата представляется нереализуемым. В этой связи внутренний контроль осуществляется в каждом территориальном подразделении. В рамках собственно аудиторских мероприятий осуществляется подтверждение результатов такого контроля. В Казначействе России выделяются три направления аудита:

1. Аудит соответствия. В ходе выездных проверок рассматриваются результаты контрольных мероприятий, проведенных в регионах собственными контрольно-аудиторскими подразделениями в отделах территориальных органов Федерального казначейства. В случае, если в проверяемом периоде нет расхождений между результатами внутреннего контроля и результатами аудита, можно говорить о соответствии результатов внутреннего контроля реальному положению дел и качественной организации контрольной деятельности, в противном случае определяются рискоемкие направления деятельности.

2. Аудит результативности. Производится сопоставление фактически достигнутых результатов и их качества с заданными параметрами. В системе органов Федерального казначейства результативность рассматривается как составная часть эффективности.

3. Собственно аудит эффективности. На основе рассчитанной результативности производится оценка затрат на реализацию тех или иных функций.
Внедрению и развитию в Федеральном казначействе последних двух направлений аудита способствовало принятие в ноябре 2013 года на заседании Коллегии Федерального казначейства Концепции оценки эффективности деятельности Федерального казначейства, определившей основные подходы к оценке результативности и эффективности.

Федеральное казначейство

109097, г. Москва, ул.Ильинка, д.7

официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru

О Казначействе России

Федеральное казначейство (сокр. Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета

Федеральное казначейство – платежная, учетная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований.

Представлять собой динамично развивающуюся, надежную и передовую казначейскую систему.

Служить государству Российскому, способствуя укреплению устойчивости, надежности и прозрачности финансовой системы Российской Федерации, а также обеспечивая сохранность финансовых средств публично-правовых образований.

— профессионализм;
— ориентированность на клиента;
— прозрачность;
— объективность;
— честность;
— командность;
— стремление к совершенству.

  1. Обеспечение исполнения Федерального бюджета
  2. Кассовое обслуживание
  3. Учет поступлений
  4. Ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности
  5. Ведение и обслуживание государственных информационных систем
  6. Обеспечение деятельности Федерального казначейства
  7. Осуществление иных функций в установленной сфере деятельности

Полномочия Федерального казначейства

Читайте так же:  Мурманск нотариус болоченкова

Регламент Федерального казначейства DOCX 59.3 КБ

Основные функции и полномочия Федерального казначейства

представлены на рисунке 5.12.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации осуществляет контроль соблюдения таможенного, налогового и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В таблице 5.3. представлена сравнительная характеристика органов государственного финансового контроля.

Сравнительная характеристика органов государственного

регламентируется деятельность в настоящее время

распоряжений Президента Российской Федерации исполнительны ми органами власти всех уровней

Российской Федерации (Банке России)»

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования и своевременного возврата средств бюджета, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Главные распорядители бюджетных средств наделены правом осуществлять проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета осуществляют финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета.

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также контроль за соблюдением получателями бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов и государственных и муниципальных гарантий, условий предоставления, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Органы исполнительной власти, равно как и органы местной администрации, вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита, осуществляющие разработку и контроль соблюдения внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение эффективности использования средств бюджета.

Задачи, функции и полномочия Федерального Казначейства

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ.

Действующая система Федерального казначейства представлена:

  • Центральным аппаратом Федерального казначейства;
  • Управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ;
  • Территориальными отделениями УФК субъекта РФ.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. Доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования.

2. Ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

3. Открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета.

4. Открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

5. Ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

6. Ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений.

7. Составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

8. Получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ.

9. Осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ.

10. Осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета.

11. Осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета.

12. Осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

13. Обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе.

14. Осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

15. Осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.

16. Обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и вносит в Министерство финансов РФ предложения по его совершенствованию.

17. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций.

18. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

19. Обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок.

20. Ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени РФ по итогам размещения заказов.

21. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Согласно ст. 215.1 БК кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.

В настоящее время деятельность Федерального казначейства направлена на реализацию 4 основных направлений (стратегических целей) исполнения бюджетов бюджетной системы РФ:

1. Анализ поступлений доходов и распределение по законодательно установленным нормативам между бюджетами бюджетной системы РФ.

2. Осуществление финансового контроля по соблюдению бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса при проведении кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета.

3. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, проведение и учет на едином счете бюджета субъекта операций по поступлению и выбытию денежных средств соответствующего бюджета.

4. Внедрение новой системы бюджетного учета и отчетности, по исполнению Федерального бюджета и обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Достижение постановленных целей обеспечивается решением следующих задач:

1. Реализацией проекта “Модернизация казначейской системы РФ”, предусматривающего создание и ввод в эксплуатацию системы инженерного обеспечения (СИО) на объектах территориальных органов федерального казначейства, а также создание ведомственной транспортной сети (ВТС) Федерального казначейства.

2. Совершенствованием кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, проведения с финансовыми органами бюджетов организационно–технических мероприятий, отработка вопросов взаимодействия и объема информацией, улучшение качества передаваемой информации и формируемой отчетности.

3. Внедрением технологии электронного обмена информацией по СЭД между участниками бюджетного процесса (администраторами поступлений, главными распорядителями и получателями средств бюджета, финансовыми органами, организующими исполнение бюджета, территориальными органами Федерального казначейства и т.д.), с применением электронно–цифровой подписи (ЭЦП). Кроме того, использования технологии электронного документооборота для хранения бухгалтерских регистров и отчетности в органах Федерального казначейства.

4. Организацией работы Федеральным казначейством и его территориальными органами по ведению реестра государственных контрактов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд».

5. Разработкой и внедрением административных и технологических регламентов с целью регламентации функциональной деятельности и стандартизации процедур обслуживания участников бюджетного процесса Федеральным казначейством.

6. Совершенствованием технологического процесса отражения операций в соответствии с Планом счетов, утвержденным приказом Минфина РФ от 30.12.2008 г. № 148н и формированию бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета и обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

7. Развитием правового обеспечения функциональной деятельности Федерального казначейства, ведением работы по представлению интересов Минфина РФ и Федерального казначейства в судебных органах, обеспечением безусловного исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, в соответствии с главой 24 Бюджетного кодекса РФ.

Контрольные полномочия Федерального казначейства

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе»

Контрольная деятельность Федерального казначейства осуществляется по двум направлениям: контроль за доходами и контроль за расходами бюджетов

Объектами контрольной деятельности являются (статья 267 БК РФ):

1) деятельность главных распорядителей, распорядителей по распределению лимитов бюджетных обязательств,

2) деятельность по осуществлению кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета,

3) деятельность администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета по проведению кассовых выплат,

Читайте так же:  Размеры бланка осаго

4) соответствие содержания проводимой получателем средств федерального бюджета операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе;

5) наличие у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств;

Казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль!

Статья 269. Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета

1. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета.

Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

2. Главные администраторы доходов бюджета осуществляют финансовый контроль за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов.

3. Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета осуществляют финансовый контроль за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджета по погашению источников финансирования дефицита бюджета.

Главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета вправе проводить проверки подведомственных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

Контрольные полномочия ГРБС

Статья 158 БК РФ

10) обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении;

11) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 52

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,

ВЫДЕЛЯЕМЫХ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ РФ

В целях обеспечения условий для полного и независимого осуществления правосудия и устранения конфликта интересов при осуществлении финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, выделяемых арбитражным судам Российской Федерации, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения .

1. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации, обладает полномочиями по осуществлению финансового контроля за использованием бюджетных средств арбитражными судами на основании статей 2 и 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и самостоятельно определяет подлежащие проверке расходные статьи федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению.

2. В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансовобюджетного надзора, являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов.

В то же время согласно пункту 5.5 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278, Федеральная служба финансовобюджетного надзора представляет в арбитражных судах права и интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ее компетенции. Совмещение контрольных полномочий в отношении арбитражного суда в части использования им средств федерального бюджета и полномочий представителя лица, участвующего в судопроизводстве в арбитражном суде, создает условия для возникновения конфликта интересов и вмешательства в деятельность арбитражных судов по осуществлению правосудия, снижает уровень гарантий независимости судей арбитражных судов, провоцирует сомнения у лиц, участвующих в деле, в объективности и беспристрастности принятого решения.

Учитывая, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, а арбитражные суды — органами судебной власти, указанная норма статьи 268 БК РФ должна применяться с учетом положений статей 10 и 120 Конституции РФ о разделении властей, самостоятельности органов исполнительной и судебной власти, независимости судей при осуществлении правосудия.

3. ВАС РФ как высший судебный орган и главный распорядитель бюджетных средств на основании статей 158, 269 БК осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств арбитражными судами в части обеспечения целевого использования бюджетных средств и представления отчетности.

Реализуя полномочия главного распорядителя бюджетных средств, ВАС РФ в целях обеспечения полноты и эффективности финансового контроля может привлекать Федеральную службу финансово-бюджетного надзора с ее согласия к осуществлению контрольных мероприятий и в этих целях направлять в ее адрес перечень арбитражных судов, в отношении которых планирует проведение контрольных мероприятий в предстоящем году. Контрольные мероприятия осуществляются Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в отношении арбитражных судов, включенных в этот перечень, в сроки и в объемах, определяемых по согласованию с ВАС РФ .

Проведение внеплановых проверок допускается в исключительных случаях на основании отдельного соглашения между ВАС РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

При этом судам следует иметь в виду, что в случае проведения контрольных мероприятий Счетной палатой РФ осуществление контроля со стороны Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляться не может.

4. В соответствии с частью 2 статьи 5 АПК РФ какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан не допускаются. В этой связи судам следует принимать во внимание, что при проведении контрольных мероприятий должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не вправе создавать препятствия проведению судебных слушаний, требовать от судей арбитражного суда выполнения каких-либо действий или предоставления документов либо иным образом вмешиваться в деятельность арбитражных судов по осуществлению правосудия.

В случае нарушения указанных требований Федеральной службой финансово-бюджетного надзора ВАС РФ вправе прекратить проведение контрольных мероприятий в отношении арбитражного суда, уведомив об этом Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и соответствующий арбитражный суд.

Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ

«Об общих принципах организации и деятельности контрольн о-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниц ипальных образований»

• Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов

• 1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия:

• 1) контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

• 2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

• 3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

• 4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

• 5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации;

• 6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта РФ и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта РФ, а также государственных программ субъекта РФ;

8) анализ бюджетного процесса в субъекте РФ и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта РФ бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных БК РФ;

10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертноаналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ и высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.