Экспертиза учебных планов спо

Оглавление:

Экспертиза учебных планов

Новости Учебно-методического управления

В 2016 г. экспертиза учебных планов по реализуемым образовательным программам проводится учебными отделами институтов и факультетов. Специалисты Отделов развития образовательных программ магистратуры и бакалавриата Управления академической политики и организации образовательного процесса (далее – Управление) продолжают оказывать консультативную и методическую помощь в выполнении данной работы. В настоящее время учебные планы структурных подразделений оформлены в автоматизированной программе «Планы», загружены в АС «Нагрузка вуза» и переведены в формат pdf, что позволяет выполнить их печать с использованием типографии МПГУ. В управлении академической политики и организации образовательного процесса данную работу отслеживают специалисты отдела развития образовательных программ бакалавриата, специалитета и СПО (начальник А.И.Акимова), отдела лицензирования, аккредитации и мониторинга образовательного процесса (начальник В.А.Акимов) (контакты: проспект Вернадского, дом 88, кабинет 456, телефон: +7 (495) 438-14-71).

До 20 августа всем учебным структурным подразделениям необходимо завершить работу по оптимизации учебных планов образовательных программ высшего образования (далее – ОП ВО), в случае необходимости произвести их перезагрузку в АС «Нагрузка вуза» с учетом данных о контингенте 1 курса 2016-2017 уч. года. Управлением экономики и финансового контроллинга будет произведен расчет студентокредитов. Готовые учебные планы ОП ВО требуется распечатать, подписать, получить и проставить на них реестровый номер в Управлении, выложить на сайт в формате PDF со сканом титульного листа с печатью.

Управление обращает внимание всех ответственных за учебную работу и руководителей образовательных программ, что расписание учебных занятий должно формироваться только на основе утвержденных и внесенных в реестр учебных планов, а также других составляющих образовательной программы, таких как рабочая программа каждой учебной дисциплины.

С уважением, Управление академической политики и организации образовательного процесса.

АНО ДПО «Многопрофильный инновационный центр» впервые проводит повышение квалификации по теме: «Анализ и экспертиза учебных планов по новым ФГОС СПО с учетом требований нормативных документов Министерства образования и науки, Министерства просвещения РФ,

Уважаемые коллеги!

АНО ДПО «Многопрофильный инновационный центр» (лицензия №038198 от 31.01.2017г.) впервые проводит повышение квалификации по теме: «Анализ и экспертиза учебных планов по новым ФГОС СПО с учетом требований нормативных документов Министерства образования и науки, Министерства просвещения РФ, подходы к разработке, корректировке и обновлению учебных планов как части ОПОП СПО».

Для слушателей предлагаем совместно с преподавателем курсов проанализировать учебные планы Вашей образовательной организации, провести экспертизу и корректировку Вашего учебного плана по новому ФГОС СПО, выявить ошибки и недочеты, допускаемые при разработке учебных планов по новым ФГОС, овладеть приемами исправления ошибок на конкретных примерах и научиться разрабатывать календарный учебный график в новой форме.

Для этого каждый слушатель в электронном варианте привозит с собой учебные планы своей образовательной организации, соответствующие ФГОС и примерные программы (при наличии). Группа не более 10 слушателей (то есть представители из 10 образовательных организаций).

Формат обучения : очно — заочная

Место проведения: г. Москва, ул. Антонова-Овсеенко, д.6, стр.1

Сроки обучения: 21.09.2018-26.09.2018

Трудоемкость программы: 36 часов (с выдачей удостоверения)

Организационный взнос (на 1 слушателя) : 30 000 рублей (с питанием).

Для работы на очном курсе слушатели должны иметь: электронные варианты учебных программ в формате excel , ФГОС по соответствующей профессии, специальности, примерная программа (при наличии) флешкарты и будет доступ к Шахтинской программе.

В пакет услуг входит: организация очно-заочного обучения, проведение семинаров, обучающие материалы с предоставлением Шахтинской программы, экспертиза и работа над ошибками в учебных планах, проверка итоговой аттестационной работы; подготовка теоретического материала, практических заданий; выдача удостоверения о повышении квалификации в соответствии с программой при условии своевременного выполнения аттестационной работы.

Также можно прослушать данный вебинар – дистанционно, стоимость вебинара – 5 000 рублей с одного слушателя. Документ по результатам обучения — Удостоверение о ПК на 36 часов. Сроки обучения: 21.09.2018-26.09.2018

Если Вы не успеваете оплатить занятия до его начала — вышлите нам гарантийное письмо об оплате.

Разработка учебного плана основной программы для ФГОС по ТОП-50

1 Разработка учебного плана основной программы для ФГОС по ТОП-50 Станулевич Ольга Евгеньевна, ведущий научный сотрудник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета, к.п.н.

2 Методические материалы требуемые к разработке 1. Рекомендации по реализации новых ФГОС 2. Рекомендации по формированию учебного плана по новым ФГОС (УП для ПООП и УП ОПОП) 3. Рекомендации по разработке образовательных программ по новым ФГОС 4. Рекомендации по организации промежуточной и итоговой аттестации (в том числе ДЭ) 5. Рекомендации по разработке КИМ по новым ФГОС 6. Рекомендации по формированию условий реализации образовательных программ по ТОП-50 (в том числе инф. откр.) 7. Рекомендации по организации разработки и экспертизы ПООП ФУМО СПО 8. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия в СПО (в том числе создание рамочного стандарта) 9. Рекомендации по порядку оплаты труда педагогических работников в условиях введения новых ФГОС 10. Рекомендации по проведению мониторинга успешности реализации программ по новым ФГОС 11. Рекомендации по отбору лучших практик внедрения новых ФГОС и их трансляции

3 Порядок голосования Указать ФИО Должность, образовательную организацию Электронный адрес Указать 5 номеров наиболее актуальных рекомендаций для ПО в условиях внедрения ТОП-50 ИЛИ Заполнить анкету в интернете по ссылке: 3ozak1KcdI58HpFVTiangWggCgikYF8OPUuu-Ieg/viewform

4 Нормативно-правовая основа формирования учебного плана ФЗ «Об образовании в РФ» Документ вносящий изменения в перечень профессий и перечень специальностей СПО ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г «О направлении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требования ФГОС и получаемой профессии специальности» no

5 Требования ФГОС к структуре программы ФГОС определяет объем нагрузки и общую структуру образовательной программы, которая включает в себя учебные циклы и государственную итоговую аттестацию. Во ФГОС по профессиям включается 2 учебных цикла: общепрофессиональный и профессиональный циклы, в ФГОС по специальности включается 4 цикла: общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный цииклы, общепрофессиональный цикл и профессиональный цикл. ФГОС не содержит исчерпывающий перечень дисциплин и модулей образовательной программы.

6 Дисциплины задаваемые ФГОС ФГОС по профессиям предусматриваются требования к наличию и минимальному объему дисциплин «Физическая культура» и «Безопасной жизнедеятельности» при освоении образовательной программы в очной форме. ФГОС по специальностям, кроме указанных дисциплин, предусматривает изучение в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности».

7 Ограничения для разработки программ Обязательная часть по циклам не менее указанной во ФГОС (для ПООП и не более) Практика не менее 25% от времени отводимого на освоение ПЦ В учебных циклах образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся. На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы по очной форме должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного таблицей 1 настоящего ФГОС СПО.

8 Учебный план Учебный план организации, реализующей программы СПО, является документом, разрабатываемым образовательной организацией в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года и Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности/ профессии среднего профессионального образования (далее — ФГОС), и утверждаемым директором образовательной организации.

9 Сведения вносимые в учебный план Учебный план определяет качественные и количественные характеристики образовательной программы по специальности /профессии СПО: объёмные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; перечень УД, ПМ и их составных элементов (разделов, междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик); последовательность изучения УД и ПМ; виды учебных занятий; распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; объёмные показатели подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации, место проведения демонстрационного экзамена в структуре процедур государственной итоговой аттестации.

10 При разработке учебного плана следует учитывать, что: — переутверждение учебных планов в течение учебного года не допускается; — образовательная организация ежегодно обновляет образовательную программу ; — объем образовательной нагрузки обучающихся не может превышать 36 ак. ч в неделю, и включает все виды работы во взаимодействии с преподавателем и внеаудиторную самостоятельную учебную работу; — объем образовательной нагрузки обучающихся при очной форме обучения во взаимодействии с преподавателем должен быть не менее 70 процентов (для ФГОС по специальностям) и не менее 80 процентов (для ФГОС по профессиям) не менее 70% (по специальностям) от объема отводимого на данный элемент программы в целом, предусматриваемого учебным планом; — суммарный бюджет времени по циклам не может быть менее соответствующих объемов, указанных во ФГОС (Таблица 1); — при реализации среднего общего образования образовательная организация в соответствии со спецификой образовательной программы по профессии/ специальности самостоятельно выбирает соответствующий профиль общеобразовательной подготовки; Необходимо включить в программу по профессиям дисциплину «Физическая культура» и «Безопасной жизнедеятельности» в объеме не менее задаваемой во ФГОС, а для ФГОС по специальностям, кроме указанных дисциплин, предусматривать изучение в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности». В случае отсутствия в тексте соответствующего ФГОС наименования дисциплины «Психология общения», осваиваемой в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла, данная дисциплина не осваивается;

11 Образовательная организация имеет право: Увеличивать суммарный бюджет времени по циклам при этом он не может быть менее соответствующих объемов, указанных во ФГОС (Таблица 1); в случае отсутствия в тексте соответствующего ФГОС наименования дисциплины «Психология общения», осваиваемой в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла, данная дисциплина можноне включать в УП;

Читайте так же:  Штраф за торренты в россии 2019

12 Общеобразовательная подготовка в рамках программ СПО Общий объем образовательной программы СПО, реализуемой на базе основного общего образования, увеличивается на 2952 часа (для программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и на 1476 часов (для программы подготовки специалистов среднего звена). Данный объем образовательной программы направлен на обеспечение получения среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования с учетом получаемой профессии (специальности), а так же может предусматривать изучение комплексных учебных предметов, дисциплин и модулей, направленных на формирование как личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных ФГОС среднего общего образования, так общих и профессиональных компетенций, предусмотренных разделом III ФГОС. Период изучения учебных дисциплин, обеспечивающих получение среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО, в течение срока освоения соответствующей образовательной программы СПО определяется образовательной организацией самостоятельно.

13 Образовательная организация имеет право: — распределять полный объем времени, отведенный на реализацию образовательной программы по специальности/ профессии, включая обязательную и вариативную части; — использовать объем времени, отведенный на вариативную часть на увеличение объема времени дисциплин и модулей обязательной части либо вводя новые дисциплины, междисциплинарные курсы и модули в соответствии с потребностями работодателей и особыми условиями реализации программы конкретной образовательной организации; — при реализации среднего общего образования образовательная организация в соответствии со спецификой образовательной программы по профессии/ специальности самостоятельно выбирает соответствующий профиль общеобразовательной подготовки; — реализовывать дисциплину «Физическая культура» в объеме обозначенном ФГОС обязательных аудиторных занятий и 2 часов в неделю внеаудиторной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях); — использовать 70% учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний для подгрупп девушек;

14 Образовательная организация имеет право: -определять номенклатуру и объем нагрузки осваиваемых УД математического и естественнонаучного цикла, а так же общепрофессионального цикла и профессиональных модулей в рамках циклов предусмотренных ФГОС с учетом положений примерной образовательной программы (далее ПООП); — осваивать не все модули, включенные во ФГОС, а выбрать основные виды деятельности, соответствующие траектории освоения программы (при её наличии) (п.1.12/1.11) в соответствии с Таблицей 2 по выбранному сочетанию квалификаций раздела III ФГОС;

15 Образовательная организация имеет право: — применять системы зачетных единиц; — определять объем нагрузки отводимой на практики из расчета обеспечения не менее 25% объема отводимого на профессиональный цикл; — определять объем нагрузки преддипломной практики; — определять время отводимое на консультации и промежуточную аттестацию; — выбирать для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС по специальностям СПО;

16 Образовательная организация имеет право: — определять формы и сроки проведения промежуточной аттестации, в том числе, и с применением процедуры демонстрационного экзамена; — планировать промежуточную аттестацию в форме экзамена в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки; — предусмотреть в процедурах государственной итоговой аттестации проведения демонстрационного экзамена.

17 Аттестация в структуре Промежуточная аттестация в форме зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующего междисциплинарного курса модуля или дисциплины. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся СПО не должно превышать 8, а количество зачетов 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре. Общая продолжительность каникул при освоении образовательной программы по профессии СПО со сроком обучения 10 месяцев составляет не менее 2 недель в зимний период; со сроком обучения более 1 года (в том числе при реализации программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования) не менее 10 недель в каждом учебном году, в том числе не менее 2 недель в зимний период. Общая продолжительность каникул при освоении образовательной программы по специальностям СПО составляет 8-11 недель в учебном году, в том числе не менее 2 недель в зимний период.

18 Структура учебного плана титульная часть, календарный учебный график, сводные данные по бюджету времени (в неделях), план учебного процесса, учебная и производственная практики, перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских, пояснения к учебному плану

19 Титульная часть — полное наименование образовательной организации, ее организационно-правовую форму в соответствии с утвержденным уставом; — код и полное наименование профессии / специальности СПО; — наименование квалификации (ий), осваиваемой (ых) в рамках программы (при определении квалификации выбирается сочетание квалификаций задаваемое п 1.12 (1.11) ФГОС) ; — форма обучения; — нормативный срок обучения в зависимости от базы приема и осваиваемой траектории; — образовательная база приема: основное общее образование, среднее общее образование; — дата утверждения учебного плана, фамилия и инициалы, должность руководителя образовательной организации, его подпись, заверенная печатью.

20 Календарный учебный график определяет сроки начала и окончания учебных занятий по курсам, процедур промежуточных аттестаций, каникул, вида и продолжительности учебной и производственной практик, государственной итоговой аттестации в соответствии с ФГОС. При составлении календарного учебного графика необходимо руководствоваться следующим: — начало учебного года планируется с 1 сентября. Время завершения обучения на последнем курсе зависит от общей продолжительности обучения по каждой специальности/профессии; — продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель (по специальности СПО), не менее 10 недель (по профессии СПО), в том числе 2 недели в зимний период; — учебная и производственная практики проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так, и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями. Проведение производственной практики (преддипломной) для обучающихся по специальностям СПО планируется непрерывно после освоения учебной практики и производственной практики (по профилю специальности).

21 Сводные данные по бюджету времени (в неделях) суммируются продолжительность обучения по дисциплинам, междисциплинарным курсам, учебной и производственной практикам, промежуточной и государственной итоговой аттестации, каникул, общее количество недель по курсам и на весь срок обучения. Указанные объемы времени в неделях должны соответствовать требованиям указанным во ФГОС и учитывать положения ПООП.

22 План учебного процесса включает в себя сведения о наименовании циклов, дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов, практиках, формах промежуточной аттестации и их количестве, учебной нагрузке, отводимой на занятия во взаимодействии с преподавателем и самостоятельную работу обучающихся, видах учебных занятий, сведения о распределении их по курсам и семестрам. Дисциплины учебного плана группируются по циклам: — общеобразовательный цикл, если обучение осуществляется на базе основного общего образования; — общий гуманитарный и социально-экономический цикл (для специальностей СПО); — математический и общий естественнонаучный цикл (для специальностей СПО); — общепрофессиональный цикл; — профессиональный цикл, включающий в себя профессиональные модули.

23 План учебного процесса Профессиональные модули в плане учебного процесса представлены междисциплинарными курсами, учебной и производственной практиками. В случае если интенсивность изучения междисциплинарного курса составляет более 8 часов в неделю и его темы читаются разными преподавателями, то в графу «Наименование циклов, дисциплин, профессиональных модулей, МДК, практик» могут добавляться темы, суммарный объем часов, которых должен соответствовать объему часов МДК. Для освоения каждого основного вида деятельности в состав модулей включаются: для профессии СПО учебная и (или) производственная практики; для специальности СПО практика по профилю специальности и (или) учебная практика. Учебная практика для специальности СПО предусматривается по основным видам деятельности, если она обеспечивает последующее освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. Если во ФГОС по специальности СПО в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение рабочей профессии, то в модуль «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» включается учебная и (или) производственная практики.

24 Раздел «Учебная и производственная практика» — учебную практику; — производственную практику; для специальности СПО: — учебную практику; — производственную практику (по профилю специальности); — производственную практику (преддипломную). Конкретное распределение времени на учебную практику и производственную практику (для профессии СПО), учебную и производственную (по профилю специальности) практики (для специальности СПО) определяется ПОО самостоятельно в рамках модулей образовательной программы по профессии/ специальности и осуществляется как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями. Производственная практика (преддипломная) является завершающим этапом обучения и проводится концентрированно (для специальности СПО).

25 Раздел «Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др.» для подготовки по профессии/ специальности СПО заполняется на основе данных соответствующей ФГОС ПООП, содержащей, обязательный минимальный перечень. ПОО в своем учебном плане имеет право дополнять перечень учебных лабораторий, кабинетов, мастерских (полигонов, хозяйств и т.п.) и других подразделений с учетом профиля подготовки и корректировать список в соответствии с выбранной траекторией.

26 Пояснения к учебному плану ПОО отражает особенности организации учебного процесса, проведения контроля за выполнением Федерального образовательного стандарта по профессии/ специальности СПО, раскрывая и уточняя отдельные положения учебного плана ПОО, а именно: — на основании, каких нормативных документов разработан учебный план с указанием даты и номера документа; — начало учебных занятий 1 сентября, окончание в соответствии с календарным учебным графиком; — объем образовательной программы; — использование объема времени вариативной части с указанием наименования дисциплины, междисциплинарных курсов, профессионального модуля; — реализация объема часов по дисциплине «Физическая культура» в объеме согласно ФГОС и 2 часов самостоятельной учебной нагрузки с указанием наименования спортивных секций, кружков; — по каким дисциплинам будут проводиться письменные, комплексные экзамены, экзамены, связанные с прослушиванием, просмотром учебных работ, спортивными выступлениями, зачеты с оценкой (дифференцированные) и.т.п.; — за счет, какого времени проводятся зачеты и контрольные работы; — в рамках, каких общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей предусматривается выполнение курсового проекта (работы) (для специальностей СПО); — объем нагрузки отводимый на самостоятельную работу и элементы программы в которые входит самостоятельная работа какие формы консультаций могут проводиться с обучающимися: устные, письменные, групповые, индивидуальные и др; — порядок реализация практики с указанием ее вида, объема и семестра; — освоение, каких профессий, должностей служащих предусмотрено в рамках реализации ФГОС по специальности СПО; — вид государственной итоговой аттестации по профессии демонстрационный экзамен/ специальности СПО.

27 Титульная страница УЧЕБНЫЙ ПЛАН образовательной программы среднего профессионального образования наименование образовательного учреждения по профессии/специальности среднего профессионального образования код и наименование профессии НПО / специальности СПО Квалификация (ии): Форма обучения- Нормативный срок обучения год. и мес. на базе образования основного общего / среднего (полного) общего Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего (полного) общего образования Утверждаю Директор (начальник) наименование образовательного учреждения ФИО 20 г.

Читайте так же:  Как быстро можно получить налоговый вычет при покупке квартиры

28 Сводные данные по бюджету времени (в неделях для специальности) Обучение всегда начинается с первого курса, независимо от образовательной базы приема (основное общее или среднее общее образование), т. е. в образовательном учреждении возможно наличие групп 1 го курса с разными учебными планами (например, одна группа 1 го курса получает среднее общее образование, а вторая группа 1 го курса осваивает ООП СПО по профессии специальности). Для каждой группы следует составить отдельный учебный план. Для отдельный обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья может выстраиваться индивидуальный учебный план. В таблице следует оставить количество строк, соответствующее реальному количеству курсов обучения. Для каждого курса обучения заполняется отдельная строка, и указанное в столбцах 2-9 количество недель по курсам суммируется в столбце «Всего (по курсам)». При заполнении таблицы «Сводные данные по бюджету времени (в неделях)» следует использовать сведения о суммарном количестве недель, отведенных на обучение по циклам и разделам, которые содержатся в таблице «Нормативный срок освоения» соответствующего ФГОС СПО. В строке «Всего» суммируется количество недель, указанное в соответствующих столбцах. Суммарные значения в нижних ячейках столбцов 2, 3, 4, 6 и 7 должны совпадать со значением, указанными в ФГОС. Курсы Обучение по дисциплина м и МДК Учебная практика Производственная практика По проф Преддипл. Промежут очная ат. ГИА Каникулы Всего курс

29 Рекомендации — по дисциплинам общеобразовательного цикла рекомендуемые формы промежуточной аттестации ДЗ (дифференцированный зачет) или Э (экзамен); — по дисциплинам общепрофессионального цикла рекомендуемые формы промежуточной аттестации З (зачет), ДЗ (дифференцированный зачет), Э (экзамен); промежуточная аттестация по составным элементам программы профессионального модуля (по МДК дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производственной практике дифференцированный зачет) проводится по усмотрению образовательной организации при соблюдении ограничений на количество экзаменов (не более 8 в каждом учебном году), зачетов и дифференцированных зачетов (суммарно не более 10 в каждом учебном году, без учета зачетов по физической культуре); — по профессиональным модулям обязательная форма промежуточной аттестации Эк (экзамен (квалификационный)), который должен учитываться при подсчете общего количества экзаменов в профессиональном модуле; Выбранные формы аттестации для учебных дисциплин указываются в соответствующих строках колонки 3 через запятую по количеству семестров изучения в последовательности их применения либо знаком «-» фиксируется факт их отсутствия, если в некоторых семестрах / триместрах промежуточная аттестация не предусмотрена; в строках циклов и модулей указывается суммарное количество каждой из форм аттестации через слеш (косую черту) либо знаком «-» фиксируется факт их отсутствия (см. примеры).

30 Рекомендации При организации обучения по ОПОП пол профессии на базе основного общего образования, освоение элементов общепрофессионального и профессионального циклов рекомендуется начинать с первого курса параллельно с общеобразовательной подготовкой. В этом случае формы аттестации по общеобразовательным дисциплинам включаются в общее количество аттестаций и учитываются при определении максимально возможного их количества в каждом учебном году. Не рекомендуется планировать промежуточную аттестацию в форме экзамена или дифференцированного зачета каждый семестр / триместр, если учебная дисциплина или профессиональный модуль осваиваются в течение нескольких семестров / триместров. Рекомендуется использовать текущие формы контроля, результаты которых будут учитываться в промежуточной аттестации по окончании освоения учебной дисциплины или профессионального модуля. Рекомендуется использовать рейтинговые и/или накопительные системы оценивания.

Анализ и экспертиза учебных планов по новым ФГОС

С 21 по 23 сентября Автономная некоммерческая организация ДПО «Многопрофильный инновационный центр» в Москве провела курсы повышения квалификации по теме «Анализ и экспертиза учебных планов по новым ФГОС СПО с учетом требований нормативных документов Министерства образования и науки, Министерства просвещения РФ. Подходы к разработке, корректировке и обновлению учебных планов как части ОПОП СПО».

Медицинский колледж на курсах представила заместитель директора по учебной работе Исрахимова Р.Т. В ходе занятий слушатели анализировали учебные планы, проводили экспертизу и корректировку учебного плана по новому ФГОС СПО, выявляли недочеты и ошибки, допускаемые при разработке учебных планов; овладевали приемами исправления ошибок на конкретных примерах и учились разрабатывать календарный учебный график в новой форме.

По окончанию курсов слушателям были выданы сертификаты участника всероссийского семинара.

Экспертиза учебных планов спо

1. Для прохождения процедуры внешней экспертизы основная профессиональная образовательная программа по профессии/специальности НПО/СПО (далее – программа) принимается в форме, представленной макетом ОПОП НПО/СПО.

2. Программа, согласованная с работодателем (наличие акта согласования и штампа «согласовано» в верхнем левом углу программы и программы профессионального модуля) принимается на внешнюю экспертизу (второй уровень):
— при наличии заключения внутренней экспертизы первого уровня (экспертного совета ОУ);
— при наличии заключения методического совета образовательного учреждения;
— при наличии заключения методического объединения образовательного учреждения.
3. Экспертиза первого уровня (внутренняя) проводится для установления соответствия содержания программы основным требованиям ФГОС, что в дальнейшем дополнительно рассматривается в ходе процедуры внешней экспертизы. Экспертиза второго уровня (внешняя) проводится для установления соответствия содержания программы основным требованиям ФГОС и техническим требованиям заявленной структуры ОПОП предлагаемым макетам: ОПОП, рабочей программы учебной дисциплины, рабочей программы профессионального модуля, а также целям профессионального образования, с учётом компетентностно – ориентированной модели образования (программы практик) и учебному плану предлагаемой к экспертизе ОПОП.

4. Для программы положительным результатом прохождения экспертизы первого уровня считается рекомендация, зафиксированная в рабочих программах учебных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей, рабочих программ учебных, производственных и преддипломных практик, соответствующих положениям (локальным актам ОУ), представленных в перечне нормативной базы 1-го раздела ОПОП НПО/СПО, или при наличии выписки из протокола заседания методического совета или методической комиссии о рекомендации к прохождению программой второго уровня экспертизы.

5. Для программы положительным результатом экспертизы второго уровня считается экспертное заключение, подписанное должностными лицами (не менее 3-х экспертов) внешнего экспертного совета при ИПК и ПРО УР, о соответствии в ОПОП целей профессионального образования уровням НПО/СПО и учебному плану рассматриваемой ОПОП, а также требованиям ФГОС и локальным актам образовательного учреждения.

6. Программа утверждается руководителем образовательного учреждения при наличии положительного результата экспертизы.

7. Рабочие программы всех видов практик, представленных в основных профессиональных образовательных программах по профессиям / специальностям НПО/СПО проходят внешнюю экспертизу в порядке, установленном для рабочих программ учебных дисциплин и рабочих программ профессиональных модулей.

8. Экспертиза учебных планов основных профессиональных образовательных программ по профессиям/специальностям НПО/СПО проводится в установленном порядке для установления соответствия содержания всей образовательной программы целям профессионального образования, регламентируемого ФГОС 3-го поколения.

9. В учебный план входят наименования всех учебных курсов (дисциплин, модулей) с указанием общей трудоёмкости, аудиторных часов, отведённых на изучение курса по видам учебных занятий, форм и сроков промежуточной аттестации, а также трудоёмкость, формы и сроки итоговой аттестации. В учебный план основной образовательной программы входят также наименования практик с указанием продолжительности их продолжения, форм и сроков прохождения промежуточной и итоговой аттестации, включая календарный учебный график (согласно документу «Рекомендации по формированию учебного плана образовательного учреждения начального / среднего профессионального образования по профессии начального / специальности среднего профессионального образования»).

10. Положительным результатом прохождения процедуры внешней экспертизы программы и учебного плана считается положительное экспертное заключение основной профессиональной образовательной программы образовательного учреждения по профессии/специальности, подписанное экспертами (не менее трёх человек), включая заключения по каждому профессиональному модулю программы.

Экспертиза учебных планов спо

С 12 по 15 марта 2018 г. на базе ГАУ ДПО РС(Я) «Институт развития профессионального образования» пройдут курсы повышения квалификации по программе «Разработка учебных планов основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям» (36 ч, очно)

Курсы предназначены для работников профессиональных образовательных организаций Республики Саха (Якутия) ответственных за разработку учебных планов.

Цель обучения: повышение профессионального уровня и совершенствование профессиональных компетенций в разработке и обновлении образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям.

В рамках проведения курсов предусмотрена экспертиза учебных планов в соответствии с заявленной УГС и профессии/специальности (два учебных плана на одного слушателя).

Вопросы и ответы по внедрению ФГОС ТОП-50

Перечень вопросов, наиболее часто задаваемых при внедрении ФГОС по ТОП-50 из регионов по состоянию на 12.07.2017год. Ответы МОН/ эксперта

Методические рекомендации (МР) готовятся, утверждены будут в ближайшее время

Нужно (установлено стандартом), но формат устанавливается во внутреннем локальном акте: это может быть согласование, м.б. утверждение или еще что-то, важно, чтобы было взаимодействие с работодателем.

Должно быть оперативное реагирование учебного (учебно-методического) подразделения, за две недели вполне можно решить этот вопрос, например, закрыв временно вакансию почасовиками (дог. Возмездного оказания услуг), каким-то перераспределением нагрузки и т.д.

Необходимо составлять и утверждать индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план для лиц с ОВЗ закреплен в ФЗ-273 и ФГОС по ТОП-50.

В соответствии с п.39. приказа Минобрнауки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»: Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

В зависимости от того, как он обучается (инклюзия, адаптивное обучение). По работе с инвалидами порядок будет закреплен в методических рекомендациях, которые скоро выйдут

Количество часов консультаций будет определено в методических рекомендациях

Будет утвержден новый порядок.

ДЭ распространяется на ТОП-50, которые вводятся с 01.09.17г.. Документы пока в работе. Время еще есть на это.

Разрабатываются методические рекомендации по проведению Демонстрационного экзамена. Срок разработки не позднее апреля-марта 2018 года.

Все будет определено в разрабатываемых методических рекомендациях по проведению Демонстрационного экзамена.

Использовать вариативную часть.

В ФГОС по ТОП-50 написано «не менее 70% на освоение военной подготовки в рамках БЖ.

Не может. Т.к. тут присутствуют только отдельные компетенции по профессии.

В документах не будет никаких квалификаций.

Разряд регламентируется учебной программой.

Номенклатура предметов общеобразовательной подготовки и объем нагрузки по ним определяется из методических рекомендаций ФИРО ( Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 06-1225) с изменениями, внесенными протоколом №3 от 25.05.2017г., в которых в соответствии с п.5 «При формировании учебных планов по ППКРС, ППССЗ общими для включения в общеобразовательный цикл всех учебных планов являются учебные дисциплины: «Русский язык» и «Литература», а в соответствии с п.9 абз. 4 «Экзамены проводят по учебным дисциплинам «Русский язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» и по одной из общеобразовательных дисциплин, изучаемых углубленно с учетом получаемой профессии СПО или специальности СПО.

Читайте так же:  Развод с мужем если он не согласен

Процент не установлен, изменение предоставлено на усмотрение образовательной организации, но Вы должны обосновать свою региональную, отраслевую особенность или требования работодателя лежат в основе Ваших изменений.

Уровни квалификации указаны только в профессиональном стандарте, которым Вы пользуетесь при разработке профессиональной образовательной программы. ФГОС СПО не содержит указания на уровни квалификации. При проектировании дополнительных, по отношению к ФГОС СПО компетенций и описании профессиональных компетенций, приведённых в ФГОС СПО с использованием профессиональных стандартов необходимо учитывать уровень квалификации. В соответствии с уровнями квалификации, утверждёнными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от « 12 » апреля 2013 г. № 148н, образовательные программам среднего профессио­нального образова­ния — программы подготовки квалифицированных ра­бочих (служащих) соответствуют 4 и 5 уровням квалификации, а образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена, — 5 уровню квалификации.

Соглашусь с автором замечания в том, что работа с профессиональными стандартами помогает преподавателям более осознанно проектировать отдельные элементы основной профессиональной образовательной программы. Эта работа позволяет точнее определять содержание (разделы, темы) дисциплин, модулей и практик и их ответственность за формирование запланированных образовательных результатов (компетенций) и их составляющих: знаний, умений и опыта деятельности.

Промежуточная аттестация в форме зачета проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующего междисциплинарного курса модуля или дисциплины.

Промежуточная аттестация по составным элементам программы профессионального модуля (по МДК – дифференцированный зачет или экзамен, по учебной и производственной практике – дифференцированный зачет) проводится по усмотрению образовательного учреждения;

— по профессиональным модулям обязательная форма промежуточной аттестации – Эк (экзамен (квалификационный)), который должен учитываться при подсчете общего количества экзаменов в профессиональном модуле;

Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной аттестации обучающихся СПО не должно превышать 8, а количество зачетов – 10. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре.

Программа финансируется из расчета 36 часов в неделю, в рамках этого финансирования и тарифицируйте проверку работ самостоятельной работы обучающихся.

Да, вы можете уменьшать количество часов ОПОП в УД, МДК, практиках, но при соблюдении основных ограничений:

  • количество часов по циклам не может быть меньше установленного ФГОС,
  • по практикам- количество часов не может быть менее 25% от времени профессионального цикла

Внеаудиторная нагрузка по физкультуре не тарифицируется, т.к. она в данном случае предусматривает участие обучающегося в секциях вне образовательной организации. Если секция в Вашей ОО, то нагрузка тренера оплачивается как обычно.

Зачётная единица – это единица измерения трудоемкости учебной работы обучающихся в терминах условного учебного времени, необходимого не просто для освоения учебной программы, но – для достижения установленных результатов обучения. Результатами обучения являются сформированные компетенции. Функции зачётных единиц: накопление (фиксируются освоенные компетенции и количество соответствующих им кредитов) и перенос (обучающийся может перейти в другую образовательную организацию со своими кредитами и соответствующими им образовательными результатами). Чтобы кредитно-модульная система «заработала», должны быть стандартизированы:

  • компетенции (образовательные результаты);
  • названия модулей и соответствующих им компетенций (модуль, в отличие от дисциплины, всегда направлен на формирование «целых» компетенций, а не отдельных знаний, умений и(или) опыты деятельности);
  • количество кредитов (зачётных единиц для каждого модуля).

В разных образовательных организациях могут отличаться:

  • «вес» зачётной единицы ы учебных часах;
  • перечень и количество дисциплин в рамках модуля и их название;
  • методы и приёмы обучения и т.п.

Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно-компетентностный.

Раздела может и не быть, но избегать описания компетенций (будут ли эти описания называться «спецификациями» или как-то иначе), — означает нарушать принципы реверсной технологии разработки ОПОП. Это суть компетентностного подхода, которая заключается в том, что проектирование образовательных результатов, включая их описание, первично по отношению к остальным элементам профессиональной образовательной программы

Да, это так. Общекультурные компетенции (ОК) оказались «декларативными», их очень трудно описать через детализацию в виде перечня знаний, умений и опыта деятельности. Тем не менее, это возможно. По сути, хороший сотрудник – это хороший специалист, который может выполнять профессиональную деятельность в условиях любой организации. Хороший специалист – сформированные профессиональные компетенции, а хороший сотрудник — сформированные общекультурные компетенции.

Источниками информации для описания ОК могут быть:

  • профессиональные стандарты (разделы «Другие характеристики» в описании ОТФ и ТФ);
  • профессиональные кодексы (есть разработанные этические кодексы для многих профессий);
  • правила трудового распорядка принятые на предприятиях и в организациях, для которых ПОО готовит выпускников.

Да, может. При реализации среднего общего образования образовательная организация в соответствии со спецификой образовательной программы по профессии/ специальности самостоятельно определяет соответствующий профиль общеобразовательной подготовки, т.е. образовательным организациям ФГОС по ТОП-50 предоставлено право самостоятельно определять перечень учебных дисциплин в рамках ОПОП в зависимости от специфики ОО, в т.ч. и дополнительных.

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

ПОО, следует обратить внимание на наличие документов, материалов и средств обеспечения образовательного процесса, подтверждающих выполнение требований ФГОС СПО к условиям реализации ОПОП, ее структуре и к результатам освоения. Наличие ФОС для дисциплин, модулей и практик, — требование ФГОС СПО ТОП-50 (п.2.4), соответственно, их разработка является обязательной для аккредитации ОПОП по ФГОС ТОП-50.

Самостоятельная работа отражается в расписании так же, как и нагрузка во взаимодействии с преподавателем.

Общеобразовательный цикл учебного плана не предусматривает наличия самостоятельной работы в структуре учебной нагрузки.

С принятием Федерального закона от 18.07.17 № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров» компании вправе списывать расходы на обучение сотрудников и независимую оценку их квалификации (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

С 2018 года в список трат на обучение добавятся расходы по договорам о сетевой форме реализации образовательных программ. Такая форма обучения предполагает, что вуз и компания учат сотрудников совместно, например, сразу на производстве (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ).

— расходы на содержание помещений компании и оборудования, которые она предоставляет для обучения;

— оплату труда педагогам;

— стоимость имущества, которое организация передала для процесса обучения.

Разъяснения по вопросам введения Федеральных государственных образовательных стандартов СПО по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (ФГОС СПО по ТОП-50)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 50 наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям (далее соответственно — ФГОС по ТОП-50, СПО) – это федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, разработанный и утвержденный в соответствии со списком 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 года № 831, Правилами разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 , а также во исполнение пункта 3 комплекса мер направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 — 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, и представляющий собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии или специальности.

Внесение профессий и специальностей ТОП-50 в Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, осуществляется в соответствии Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059 г. (после принятия решения Советом Минобрнауки России по федеральным государственным образовательным стандартам о рекомендации к утверждению ФГОС по ТОП-50, вносятся соответствующие изменения в указанные перечни), которым предусматривается принятие решения о присвоении шестизначного кода, который включает в себя:

  • первые две цифры — порядковый номер укрупненной группы;
  • вторые две цифры — порядковый номер перечня профессий/специальностей;
  • последние две цифры — порядковый номер профессии, специальности.

Коды профессий и специальностей по ТОП-50 являются новыми и не повторяют существующие коды действующего Перечня СПО.

ФГОС по ТОП-50 претерпел существенные изменения, включающие модернизацию его структуры и содержания требований. Структура ФГОС по ТОП-50 полностью соответствуют части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и включает в себя наряду с общими положениями требования к:

  1. структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

В целом ФГОС по ТОП-50 имеет следующие характерные особенности:

  • виды деятельности и профессиональные компетенции разработаны с учетом требований международных и профессиональных стандартов, а также передовых технологий;
  • изменена номенклатура и ориентация общих компетенций;
  • повышена академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и содержания образования;
  • определены сроки обучения на основе рекомендаций заказчиков рабочих кадров;
  • определены условия реализации образовательной программы, в том числе введены дополнительные требования к опыту практической деятельности педагогических работников;
  • введен новый вид проведения государственной итоговой аттестации – демонстрационный экзамен.

Вместе с тем структура макетов ФГОС СПО ТОП-50 определяет важнейшую роль примерных основных образовательных программ (далее – примерная программа) так например:

  • конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет с учетом примерной программы;
  • с учетом примерной программы образовательная организация определяет перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы;
  • требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет с учетом примерной программы;
  • также образовательная организация использует перечень основной литературы (учебники, учебные пособия), предусмотренный примерной программой;
  • рекомендации по материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются примерной программой.

Формирование указанных требований в примерной программе обусловлено прежде всего быстро меняющимся потребностям рынка труда, что непосредственно отражается на подготовке рабочих кадров, с появлением нового оборудования, с изданием новой учебной литературы и т.д. С помощью примерной программы появляется возможность быстрого реагирования на эти изменения.

Разработка примерных программ осуществляется одновременно с разработкой ФГОС по ТОП-50 и будет завершена в I квартале 2017 года.