Федеральный закон об охране труда 2019 год

Оглавление:

Петр Сергеев: «Работодатели будут наделены новыми обязанностями в сфере охраны труда»

П равила о специальной оценке условий труда действуют в стране несколько лет. На скольких рабочих местах уже была проведена спецоценка? Какие выводы можно сделать? Как складывается судебная практика? Какие еще масштабные изменения готовит Минтруд России в области охраны труда? Об этом и многом другом журналу «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» рассказал заместитель директора департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Петр Сергеевич Сергеев.

Начиная с 2006 года замещал различные должности государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти систем Минздрава России и Минтруда России.

С 2012 по 2013 год – заместитель директора Департамента образования и кадровых ресурсов Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации работает с 2013 года, замещая должность заместителя директора Департамента условий и охраны труда.

Координирует вопросы выработки предложений по определению государственной политики в сфере условий и охраны труда, обеспечивает разработку и внедрение механизмов экономического стимулирования к улучшению условий труда, реализацию федеральных целевых и ведомственных программ в части мероприятий по охране труда.

– участие в разработке Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

– участие в разработке Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (в части изменений трудового законодательства);

– формирование нормативной правовой базы в области специальной оценки условий труда;

– описание системы медицинского и фармацевтического образования в федеральных законах от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

– Петр Сергеевич, Ваш департамент занимается условиями труда и связанным с ними набором гарантий и компенсаций для работников, на которых оказывается достаточно серьезное влияние различных вредных факторов. Расскажите, пожалуйста, какие нововведения готовит Минтруд России в этой области в настоящее время? На что работодателям следует обратить особое внимание?

– Начну, пожалуй, с того, что с 2014 года была запущена совершенно новая система оценки труда – спецоценка условий труда. Новая она, конечно, не по сути, ведь аттестация рабочих мест присутствовала и раньше. Чисто технически процедура стала более регламентированной, были уточнены многие моменты, но в целом система по своему характеру осталась прежней.

– На скольких рабочих местах уже была проведена спецоценка? Уже можно сделать какие-то выводы?

– На сегодняшний день мы имеем порядка 11 процентов оцененных условий труда по новой системе специальной оценки. Это 5,48 миллиона рабочих мест и 7,6 миллиона работников. Нами было отмечено снижение количества работников, занятых во вредных условиях труда. В настоящее время 23,8 процента или 1,3 миллиона рабочих мест – с вредными (опасными) условиями труда. Оставшиеся 4,18 миллиона рабочих мест (76,2 процента) – с допустимыми и оптимальными условиями труда. Напомню, в 2014 году Росстат подтвердил 39,7 процентов рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда.

Безусловно, численность проведенной спецоценки не столь репрезентативна, ведь помимо 5,48 миллиона рабочих мест остается еще порядка 40 миллионов, на которых спецоценка пока не проведена, однако уже сейчас можно отметить тенденцию снижения количества рабочих мест с вредными условиями труда.

– На Ваш взгляд, за счет чего наблюдается такое снижение?

– Причина в изменении подходов к спецоценке. В первую очередь из вредных условий труда выведен административно-управленческий персонал. Так, различного рода руководители лишь эпизодически находятся во вредных условиях труда, время от времени посещая управляемое ими вредное производство, но основная их деятельность происходит в комфортных кабинетах и совершенно не связана с какими-то вредными или опасными производственными факторами. Поэтому их рабочее место и не предполагает вредных (опасных) условий труда.

– Прогнозируете продолжение снижения количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда?

– Не знаю, сохранится ли тенденция на снижение до 2018 года. Как вы знаете, переходный период действует как раз до этого срока. К 2019 году в России должны быть оценены условия труда на всех рабочих местах. Время покажет. Но мы полагаем, что тенденция сохранится и по завершении спецоценки цифра составит около 32-35 процентов.

– Давайте поговорим о рынке услуг по оценке условий труда и организациях, которые ею занимаются.

– До 2019 года, как я отметил раньше, действует переходный период, в течение которого сохранены все права и возможности организаций, которые участвовали на этом рынке ранее и были допущены в установленном порядке. При этом Роструд провел тотальную проверку всех организаций, которые осуществляют подобную деятельность. Были обнаружены различного рода нарушения не только в порядке проведения оценки условий труда, но и ведения бизнеса. В 2014 году организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, на рынке было 951, сейчас их осталось всего 339. А тех, кто полностью соответствуют новым нормам и вошел в новый реестр организаций, проводящих спецоценку 1 , – 332. То есть рынок услуг сократился где-то на треть. Если говорить об аттестованных экспертах – специально подготовленных специалистах, то на сегодняшний день их порядка 4 тысяч. Минимальное количество, которое было необходимо для рынка услуг, – 5 тысяч человек. Мы рассчитываем, что в ближайшие год-два это количество будет превышено.

– С 1 мая 2016 года начала действовать новая редакция Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» 2 . Какие изменения необходимо работодателям учитывать в своей работе?

– Одновременно с формированием нормативно-правовой базы по спецоценке мы приступили к мониторингу реализации положений норм закона. Министерство организовало анкетирование в субъектах Российской Федерации, объединениях работодателей и профсоюзах, организациях, оказывающих услуги по проведению спецоценки, а также на официальном сайте министерства. Поступило более 500 предложений по внесению изменений в Федеральный закон № 426-ФЗ.

На основании этого были определены основные проблемные вопросы законодательства о спецоценке условий труда. Это, во-первых, порядок определения вредных производственных факторов на «списочных» рабочих местах, не подлежащих идентификации. Во-вторых, декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведенных исследований.

– Вы имеете в виду расширение области декларирования?

– Совершенно верно. Уточненная норма позволяет существенно усилить стимулирование работодателей, которые до сих пор не улучшили условия труда в своих организациях. Если вредные факторы остаются в допустимых условиях труда, то такое место работодатель сможет задекларировать. Следовательно, если на этом рабочем месте не происходит несчастного случая и у работника не появляется профессионального заболевания, то декларация автоматически пролонгируется.

Всего, по экспертным оценкам, количество рабочих мест, условия труда на которых по результатам спецоценки будут отнесены к оптимальным и допустимым (1 и 2 класс), может составить порядка 60% от общего числа рабочих мест или до 30 миллионов рабочих мест в абсолютных цифрах.

Оценка экономии средств работодателей – до 12 миллиардов рублей ежегодно, исходя из средней стоимости специальной оценки условий труда, в том числе без измерений, и периодичности проведения спецоценки (5 лет).

Еще хочу добавить, что мы не забыли и о работниках. Если спецоценка проведена с нарушением порядка и была обжалована, то на период до получения результатов внеплановой спецоценки за работником сохранятся все ранее предоставляемые ему гарантии и компенсации, которые действовали до момента проведения спецоценки, результаты которой обжалуются. Если повторная спецоценка подтвердит неверность выводов, работнику продолжат предоставлять все гарантии и компенсации и дальше. Если же внеплановая спецоценка подтвердит оспариваемые выводы, то работник по ее итогам будет лишен всех дополнительных льгот.

Читайте так же:  Что делать если висит штраф в судебных приставов

– Петр Сергеевич, по спецоценке уже нарабатывается судебная практика. Можете отметить какие-то интересные выводы в отношении гарантий и компенсаций? Все-таки спорных вопросов для работодателей тут немало.

– Действительно, практика активно набирается. Причем иски подаются как со стороны работников, которые идут защищать свои права, так и со стороны работодателей, которые в свою очередь пытаются защитить себя от неоправданных издержек. В первую очередь практика представлена промышленными субъектами – особенно Красноярским краем и в целом Уральским федеральным округом.

К сожалению, говорить об однородности выводов не приходится. Мнения судов разделились в отношении необходимости предоставления гарантий и компенсаций тем работникам, условия труда которых по результатам спецоценки улучшились (снизился вредный класс условий труда). Напомню, в Федеральном законе № 426-ФЗ существуют переходные положения, согласно которым установлен дифференцированный подход в предоставлении гарантий и компенсаций. В зависимости от класса условий труда увеличивается и объем предоставляемых гарантий. Так, если работнику до момента вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ предоставлялись определенные гарантии и если его условия труда на рабочем месте улучшаются (по результатам спецоценки класс вредности условий труда уменьшается), то он переходит на тот объем гарантий, который соответствует его классу. Если же условия труда сохраняются, класс условий труда не изменяется или даже увеличивается, то тот объем гарантий и компенсаций, который ему был положен, сохраняется (либо при необходимости еще и расширяется в соответствии с его классом условий труда).

Примерно половина судов решили дело в пользу работников, отметив, что подтверждением улучшения условий труда является не просто проведение спецоценки, но и фактические меры по снижению класса условий труда. Вторая половина судов посчитала, что нет необходимости предоставлять доказательства иные, нежели результаты спецоценки.

– Какую позицию поддерживает Минтруд России?

– Министерство не вправе трактовать нормы федеральных законов, поэтому полностью полагается на судебную практику. В то же время министерство в своих разъяснениях указывает на необходимость учета именно результатов спецоценки, так как в целях трудового законодательства иных возможностей подтвердить улучшение условий труда невозможно.

– Какие изменения планируются в ближайшее время в области спецоценки?

– По результатам мониторинга, о котором я говорил раньше, министерство подготовило пакет поправок в методические документы, касающиеся проведения спецоценки. Они в основном связаны с различного рода техническими поправками. Существенных изменений не планируется. Но говорить о том, когда внесут эти поправки, пока рано. Думаем, к концу года документ будет согласован.

– Насколько мне известно, Минтруд России готовит изменения в Трудовой кодекс РФ, которые меняют раздел, посвященный охране труда. Расскажите подробнее про планируемые нововведения.

– Готовится законопроект 3 , который полностью переписывает X раздел Трудового кодекса РФ, посвященный охране труда. В целом планируется обеспечить рамочное участие государства в управлении охраной труда, имея в виду установление общих принципов и порядка обеспечения безопасности условий труда. Работодателю же будет предоставлен выбор средств обеспечения такой безопасности и сохранения здоровья работников. Безусловно, делаться это будет не единолично компанией, а на основе социального партнерства и при взаимодействии с профсоюзами и собственными работниками.

Частично будет усовершенствована система учета и расследования несчастных случаев. Работодателей обяжут вести учет микротравм. Как показывает практика, на сегодняшний день, к сожалению, имеется достаточно существенное сокрытие компаниями микротравм. Работодатель их не показывает, договариваясь с сотрудниками, выплачивая им какие-то единоразовые компенсации, а чаще вообще никак не оплачивая. Мы считаем, что компенсироваться должны любые травмы. Для микротравм предполагается проведение расследования в упрощенном порядке – только работодателем. Но все подобные случаи должны быть систематизированы, проанализированы и по результатам такого анализа должны быть приняты какие-то меры, которые не позволят им происходить в будущем.

В контрольно-надзорной деятельности также планируются достаточно весомые изменения. В первую очередь предусматривается расширение возможностей работодателя на проведение внутреннего самоконтроля для того, чтобы не попасть в плановые проверки Роструда. Если по результатам исследования документов, сданных работодателем в Роструд, последний придет к выводу, что работодатель соблюдает все нормативные требования охраны труда, то в план такая организация включена не будет. Однако это не касается внеплановых проверок, там все остается по-прежнему.

– Какие дополнительные обязанности появятся у работников и работодателей?

– Отмечу, что главное в поправках – это установление новых обязанностей и прав как работников, так и работодателей. Ведь мы говорим о построении активного управления системы охраны труда, когда в охрану труда вовлечен и обеспечивает ее не только работодатель, который обязан это делать по закону, но и работник, который сам в эту систему включается.

К новым обязанностям работодателя можно отнести обязанность выявлять, оценивать и устранять опасности; Минтруд России утвердит типовой перечень опасностей и методические рекомендации, как это делать. Обнаружив соответствующую опасность, работодатель должен принять меры, чтобы ее устранить, снизить уровень воздействия или даже остановить работы. Другими словами – это оценка вероятности реализации опасностей в виде травмирования и профзаболевания работников при осуществлении работодателем мероприятий по их предупреждению. Что сюда входит? Например, информирование работников, документирование реализуемых мер, разработка плана и регламентов постоянных действий.

– А если говорить о работниках?

– С одной стороны, мы предлагаем добавить дополнительное право работника на компенсацию вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, включая компенсацию морального вреда. С другой, наделить дополнительными обязанностями в отношении своего рабочего места. Сотрудник будет обязан лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте. Правильно использовать оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию, следить за исправностью используемого оборудования и инструментов, а также устранять в пределах своих должностных обязанностей и информировать о неисправностях работодателя, чтобы он мог оперативно предпринять соответствующие действия.

Более того, работник должен будет солидарно следить за рабочим местом своего напарника, если оно расположено рядом с его рабочим местом. И если что-то произойдет с его коллегой или его рабочим местом, он должен своевременно проинформировать своего непосредственного руководителя.

Я бы хотел отметить еще одно важное планируемое изменение, связанное с работой и занятостью во вредных условиях труда. Вы знаете, что существует некая коллизия норм права между трудовым законодательством и законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии в отношении возможности осуществления работы во вредных условиях труда.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» такую деятельность запрещает, поскольку вредное воздействие на работника разного рода производственных факторов запрещено 4 . Трудовой кодекс РФ, напротив, допускает такую работу и устанавливает работникам определенный объем гарантий и компенсаций в связи с этим. Мы предлагаем полностью запретить работу во вредных условиях труда за исключением отдельного перечня видов работ, который будет утверждаться Правительством России.

Одновременно мы предлагаем внести изменения в Федеральный закон № 52-ФЗ, выведя оттуда вопросы, посвященные оценке безопасности условий труда. Сейчас параллельно существуют две процедуры, у которых один результат – оценка условий труда. Это производственный контроль и спецоценка. Чтобы производственный контроль не пересекался со спецоценкой, не накладывал дополнительные обязанности на работодателя, предлагаем производственный контроль осуществлять только за вредными условиями труда.

– Как в целом оцениваете планируемые изменения? Какие цели у нововведений?

– В первую очередь, безусловно, это гармонизация российского законодательства с нормами международного права. Однако мы дословно не переписываем то, что написано ведущими экономиками мира, считаем, что наша система охраны труда ничуть не хуже. Но общие подходы мы должны определить, устранив внутренние противоречия и построив систему активного управления охраной труда.

– Петр Сергеевич, в заключение резюмируйте и отметьте наиболее значимые планируемые изменения в законодательстве.

– Во-первых, увеличение обязанностей в области охраны труда работодателей и работников. Во-вторых, введение оценки управления профессиональными рисками, которая позволит оценивать условия труда в целом, а не только воздействие вредных производственных факторов и различного рода опасностей. Ну и, в-третьих, исключение коллизии, которая присутствует в законе на запрет на работу во вредных условиях труда.

По состоянию на 26.07.2016 (http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations). – Примеч. ред. Вернуться назад

Далее – Федеральный закон № 426-ФЗ. – Примеч. ред. Вернуться назад

С текстом законопроекта можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects#npa=20212). – Примеч. ред. Вернуться назад

Статьи 26 и 27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». – Примеч. ред. Вернуться назад

«Горячие» документы — Труд и занятость

В разделе представлены новые законы РФ, указы Президента, постановления Правительства и другие нормативные документы, касающиеся важных сторон жизни государства и общества и затрагивающие большинство физических и юридических лиц. Новые документы поступают несколько раз в день (см. также все новые поступления документов). Цветом выделены наиболее важные документы.

Читайте так же:  Учеба в институте входит в стаж для пенсии

Вы можете также:

  • посмотреть список документов федерального законодательства, поступивших за текущий день в банк «Версия Проф»
  • посмотреть все новые поступления документов в информационные банки системы
  • посмотреть список измененных документов
  • перейти в раздел «Интернет-версии системы КонсультантПлюс», просмотреть все текущие поступления документов и поработать с ними.
  • подписаться на обзоры (в т.ч. рассылку «Горячие» документы») и другие материалы сайта

Новости по охране труда

С наступающим Новым Годам!

Новый Год уже так близко,
С трепетом его мы ждём.
Пусть будет праздник Ваш изыскан,
И радость будет пусть во всём.

Пусть исполняются надежды
И дарят новую мечту,
Вы в этот Новый год , как прежде,
Поверьте в сказку, в доброту.

С Новым годом! С новым счастьем! Коллеги, желаем Вам длительных каникул, сил, упорства и неимоверного прилива энергии. Чтобы дети были послушными и в семье было все отлично.

С 2021 года трудовые книжки будут оформлять только в цифровом виде

В пресс-службе Минтруда РФ рассказали, что граждане, которые впервые оформляют трудовые отношения с 2021 года, перестанут получать бумажные трудовые книжки.

Россияне, которые получили трудовые ранее, при желании могут оставить бумажные трудовые книжки вплоть до окончания своей трудовой деятельности. Чтобы работодатель продолжил вносить записи в бумажный документ, работник должен будет написать соответствующее заявление. Электронный вариант трудовой книжки будет содержать данные о трудовой деятельности работника (о выполняемой работе, должности, переводах на другую постоянную работу, увольнении, а также об основаниях прекращения трудового договора). Эти сведения работодатели будут передавать в информационную систему Пенсионного фонда России ежемесячно. Читать далее

Работодателей обязали получать лицензии для перевозки сотрудников

Работодателей обязали получать лицензии для перевозки сотрудников на своих автобусах и микроавтобусах. Исключение сделали для полиции, пожарной охраны, скорой медицинской помощи, ФСБ, ФСО, Вооруженных сил, Следственного комитета. Если работодатель будет перевозить сотрудников без лицензии, то его оштрафуют.

Принят Закон о дополнительных выходных днях

Все сотрудники смогут брать один дополнительный выходной день, чтобы пройти диспансеризацию. Этим правом можно будет воспользоваться один раз в три года.

А сотрудники предпенсионного возраста и работающие пенсионеры смогут брать ежегодно два дня отдыха для диспансеризации.

Такие изменения вступают в силу с 1 января 2019 года.

Правительство обязало работодателей отчитываться за корпоративную мобильную связь

Теперь работодателям нужно передавать мобильным операторам списки сотрудников, которые пользуются корпоративной связью (постановление Правительства от 03.11.2018 №1310).

По новым правилам, юридические лица, которые заключают с мобильными операторами договоры об оказании услуг связи, должны прикладывать к ним списки сотрудников, получающих право использования выделяемых по договору абонентских номеров.

Если работодатель не предоставит такую информацию, то мобильный оператор Читать далее

Взаимодействие с ФСС по вопросам охраны труда

Опубликовали проекты регламентов, по которым ФСС:

  • установит скидку к тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • примет решение об обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, санаторно-курортного лечения вредников;
  • назначит и выплатит пособие по временной нетрудоспособности.

В регламентах – требования к порядку информирования работодателей, срок предоставления услуг, перечень документов, которые должны предоставить работодатели, и т. п.

Как получить скидку к страховому тарифу по результатам спецоценки условий труда, читайте в рекомендации.

Верховный суд подтвердил, что ответственный за БДД на предприятии должен иметь специальное образование

Верховный суд рассмотрел жалобу банка, который Госавтодорнадзором оштрафовал на 100 тыс. рублей за отсутствие высшего профессионального образования у лица, назначенного ответственным за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Руководство банка считало, что поскольку организация не занимается перевозками пассажиров, грузов и багажа, а эксплуатирует свой автопарк только для собственных нужд, профильное образование ответственному лицу не требуется.

Суды всех уровней, включая ВС (Постановление от 3 октября 2018 г. № 31-АД18-16) не согласились с доводами юристов банка. Они сочли, что Читать далее

Отмена бумажных трудовых книжек к 2027 году

Полный отказ от бумажных трудовых книжек к 2027 году: Минтруд России опубликовал проекты поправок в законодательство

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минтруд России для общественного обсуждения разместил проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде)» ( ID проекта — 02/04/10-18/00085344).

Законопроектом предлагается, в частности, дополнить Трудовой кодекс РФ новой статьей 66.1.

Текст законопроекта (фрагмент):

«…Статья 66.1. Сведения о трудовой деятельности работника

Сведения о трудовой деятельности работника (далее — сведения о трудовой деятельности) — это информация о периодах его работы, которая представляется работодателями в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — информационная система) в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации утверждает:

Новые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта

Новые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта утверждены приказом Минтруда России от 27.08.2018 г. № 553н, зарегистрированы в Минюсте и опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации. Правила вступают в законную силу 9 апреля 2019 года.

Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утверждённые приказом № 553н, распространяются на напольный колёсный промышленный транспорт (автопогрузчики и электропогрузчики, автокары и электрокары, грузовые тележки, вагонетки) и промышленного транспорта непрерывного действия (конвейеры всех типов, рольганги, транспортеры, трубопроводный транспорт и пневмотранспорт), используемых при осуществлении технологических транспортных операций внутри и между производственными подразделениями организации как в составе единого технологического комплекса, так и при их отдельном применении. Правилами, устанавливаются государственные нормативные требования охраны труда, предъявляемые к организации и осуществлению работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом промышленного транспорта. Читать далее

Путин поручил продлить надзорные каникулы для малого бизнеса

«Развитие России зависит от частной инициативы», — заявил Владимир Путин на форуме «Опора России» на ВДНХ. «Нам нужно предельно упростить все процедуры создания и ведения бизнеса, сделать их необременительными, дружественными для предпринимателей», — заявил он. Естественно, сохранив баланс с интересами общества и государства.

Президент призвал максимально использовать цифровые технологии, современные кассы, все, что «избавляет компании от вороха бумаг». Он поручил кабмину установить исчерпывающий перечень отчетности — «чтобы у некоторых чиновников не было соблазна «тихой сапой» нагружать бизнес, вводя все новые формы отчетности». «Вместе будем вырабатывать способы борьбы с подобными явлениями», — заверил Путин.

Изменения в законодательстве по охране труда в 2019 году

Новый 2019 год начинается с новых обязанностей, появившихся у работодателя. Редакция сделала обзор изменений по охране труда в законодательстве, многие из которых вступают в силу уже с 1 января. В статье мы расскажем, к чему нужно подготовиться заранее.

Изменения федерального законодательства по охране труда в 2019 году

Дата вступления в силу

1 января 2019 года

Работники смогут получить оплачиваемый выходной для прохождения диспансеризации раз в три года. Для того, чтобы получить такой день, работник должен написать заявление на имя руководителя. Диспансеризация проводится по месту жительства работника, ее организатором является государство.

Сотрудники обязаны согласовать день диспансеризации с работодателем заранее. Во всех случаях за работниками сохраняется их трудовой стаж и средняя заработная плата.

Диспансеризация проводится за счет государства, является бесплатной для работника. Работодатель не несет затраты на ее проведение, но обязан сохранить стаж и зарплату сотрудника. С 1 января он напрямую должен обеспечивать доступность диспансеризации для своих подчиненных. При этом работник не обязан подтверждать, что был именно на диспансеризации.

Лица предпенсионного возраста в течение пяти лет до наступления пенсионного возраста будут проходить диспансеризацию чаще – их должны отпускать на 2 рабочих дня ежегодно. Заработную плату на эти дни работодатель обязан сохранять.

1 января 2019 года

Начнут действовать международные нормы социального обеспечения и оказания медицинской помощи в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями, так как Российская Федерация ратифицировала применение Женевской Конвенции от 28.06.1952 № 102.

Как это будет реализовано в нормативно-правовой базе российского законодательства, пока не ясно. Женщина, находящаяся на иждивении своего мужа, согласно Конвенции, имеет право наряду с детьми на попечение, при этом нет оговорки, что дети должны быть несовершеннолетними. Жена и дети должны получать утраченный доход из-за смерти или инвалидизации супруга. Однако если в результате производственной травмы погибнет женщина, ее супруг-вдовец не получит содержание за потерю кормилицы.

Еще один казус. Согласно Женевской Конвенции, покрываемые риски подлежат возмещению не только при наступлении потери трудоспособности (страховой случай), но и при болезненном состоянии. Но в 125-ФЗ об обязательном социальном страховании нет такого критерия, как болезненное состояние. В РФ застрахованному гарантируется страховое обеспечение только при трех состояниях – временной или стойкой утрате нетрудособности и смерти, а страховой случай оформляется листком нетрудоспособности.

Читайте так же:  Как считается пенсия индивидуальному предпринимателю

Новые правила по охране труда 2019

Дата вступления в силу

9 апреля 2019 года

Вступают в силу Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, которые устанавливают требования к организации и осуществлению работ, связанных с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом напольного колесного промышленного транспорта (авто и электропогрузчики, электроштабелеры, ричтраки, авто и электрокары, вагонетки), а также промышленного транспорта непрерывного действия (конвейеры, рольганги и транспортеры, пневмо- и трубопроводный транспорт), используемого при осуществлении внутризаводских производственных процессов.

Правила не отменяют, но заменяют собой действие сразу двух ПОТ: при эксплуатации внутризаводского транспорта от 07.07.1999 № 18 РМ-008-99 и при эксплуатации конвейерного транспорта непрерывного действия от 17.06.2003 № 36 029-2003.

При этом в новых правилах указано, что эксплуатация автомобильного и железнодорожного транспорта, используемого при осуществлении транспортных операций между производственными подразделениями организации, проводится согласно правилам безопасности дорожного движения. Правила № 553н не распространяются на транспорт, выезжающий на дороги общего пользования. В этом случае работодателю необходимо руководствоваться новыми правилами по ОТ на автотранспорте № 59.

Правила № 553н были зарегистрированы в Минюсте 8 октября 2018 за № 52353, что делает их приоритетными перед ПОТ РМ-008-99 и правилами по ОТ при эксплуатации конвейерного транспорта непрерывного действия № 029-2003.

Федеральный закон об охране труда 2019 год

30.07.2018 опубликован федеральный закон от 29.07.2018 № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики».

Работники организаций, в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знаний требований промышленной безопасности, обязаны не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию.

Соответствующее положение внесено в закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Речь идет о работниках, в том числе руководителях организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте. Категории таких работников определяются Правительством РФ.

Подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца:

  • при назначении на соответствующую должность;
  • при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации;
  • при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных Правительством РФ.

Порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кроме того, аттестацию также должны проходить работники, связанные:

  • с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений;
  • с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, с реализацией функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

Закон вступает в силу с 1 января 2019 года. Документы об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики, выданные в установленном порядке до дня вступления в силу закона, действительны до окончания срока их действия.

Утвердили новые ПОТ для автопогрузчиков, конвейеров и транспортеров

Утвердили новые ПОТ для автопогрузчиков, конвейеров и транспортеров

Всероссийская олимпиада для специалистов по охране труда «Лучшие в охране труда – 2019»

Всероссийская олимпиада для специалистов по охране труда «Лучшие в охране труда – 2019»

Итоги года в сфере охраны труда

Семьям погибших в шахте в г. Соликамске оказывается всесторонняя поддержка

Замминистра Григорий Лекарев: Минтруд России использует концепцию «нулевого травматизма» в законотворческой деятельности

Министр Максим Топилин направил приветствие участникам XXII Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда — 2018»

Минтруд России предлагает провести модернизацию модели управления охраной труда

Пресс-конференция «О совершенствовании законодательства в области охраны труда в Российской Федерации»

Всероссийское совещание по вопросам охраны труда в жилищно-коммунальном хозяйстве

Ежегодная практическая конференция «Охрана труда в России 2018: нововведения и изменения»

Минтруд России и Фонд «Сколково» подписали Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда

Директор департамента Валерий Корж – о предложениях по учету микротравм на рабочем месте

С 1 января 2019 года предъявить к финансированию за счет средств ФСС РФ можно будет средства индивидуальной защиты из ЕАЭС

В Севастополе состоялось Всероссийское совещание по вопросам оценки условий труда

Министр Максим Топилин: Завершается пересмотр перечня «запрещенных» профессий для женщин

Министр Максим Топилин: Планируется увеличить до 30 % долю средств, которые работодатели могут направить на предупредительные меры по охране труда

Госдума России приняла законопроект о ратификации Конвенции о безопасности и гигиене труда в строительстве

Госдума России приняла в третьем чтении законопроекты об исключении дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда

На заседании Правительства России одобрен законопроект о ратификации Конвенции о безопасности и гигиене труда в строительстве

28 апреля – Всемирный день охраны труда

На ВНОТ-2018 Минтруд России представил проект Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций

На ВНОТ-2018 наградили победителей и призеров конкурсов «Успех и безопасность» и «Здоровье и безопасность»

Директор департамента Валерий Корж: Необходимо принимать меры по улучшению условий труда для повышения производительности труда

Минтруд России представил проект перечня вредных работ для женщин

Замминистра Григорий Лекарев на ВНОТ-2018: Минтруд России запланировал ряд мероприятий по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции на рабочих местах

Замминистра Григорий Лекарев: С 2007 года общее количество несчастных случаев на производстве сократилось более чем в два раза

В рамках Всероссийской недели охраны труда открылся фестиваль «Готов к труду и обороне» среди трудовых коллективов

Директор департамента Валерий Корж открыл выставку детского рисунка «Охрана труда глазами детей» на Всероссийской неделе охраны труда

Директор департамента Валерий Корж: Минтруд России планирует использовать цифровые технологии в сфере охраны труда

Замминистра Григорий Лекарев открыл Молодежный форум на четвертой Всероссийской неделе охраны труда

Министры России и Саудовской Аравии договорились о действиях в области безопасности и гигиены труда

Информация от 17 июля 2017 г.

План мероприятий по мониторингу правоприменения постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2017 г. № 197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Мониторинг от 16 декабря 2016 г.

Приказ Минтруда России №730 от 14 декабря 2016 г.

Приказ Минтруда России №438н от 19 августа 2016 г.

Приказ Минтруда России №201н от 29 апреля 2016 г.

Приказ Минтруда России №106 от 11 марта 2016 г.

Приказ Минтруда России №65 от 15 февраля 2016 г.

Приказ Минтруда России №56 от 11 февраля 2016 г.

Распоряжение Правительства РФ №2645-р от 23 декабря 2015 г.

Приказ Минтруда России №1107 от 22 декабря 2015 г.

Приказ Минтруда России №1108 от 22 декабря 2015 г.

Приказ Минтруда России №1023 от 16 декабря 2015 г.

Постановление Правительства РФ №1346 от 11 декабря 2015 г.

Приказ Минтруда России №897 от 26 ноября 2015 г.

Приказ Минтруда России №873н от 16 ноября 2015 г.

Доклад от 3 ноября 2015 г.

Приказ Минтруда России №843н от 3 ноября 2015 г.

Приказ Минтруда России №844н от 3 ноября 2015 г.

Приказ Минтруда России №835н от 2 ноября 2015 г.

Приказ Минтруда России №722н от 15 октября 2015 г.

Информация от 3 сентября 2015 г.

Приказ Минтруда России №551н от 17 августа 2015 г.

Приказ Минтруда России №552н от 17 августа 2015 г.

Приказ Минтруда России №547 от 17 августа 2015 г.

Приказ Минтруда России №548 от 17 августа 2015 г.

Приказ Минтруда России №549 от 17 августа 2015 г.

Приказ Минтруда России №550н от 17 августа 2015 г.

Приказ Минтруда России №485 от 21 июля 2015 г.

Приказ Минтруда России №439н от 7 июля 2015 г.