Федеральный закон о садоводстве и огородничестве n 66-фз 2019

Федеральный закон о садоводстве и огородничестве n 66-фз 2019

Настоящий Комментарий выходит в свет в период подготовки граждан нашей страны к тому, чтобы с 1 января 2019 г. начать вести садоводство и огородничество по новым правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также — Закон N 217-ФЗ). Он был подготовлен в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N Пр-840, согласно которому Правительству Российской Федерации было поручено подготовить изменения в законодательство Российской Федерации, на комплексной и системной основе регулирующие все отношения, касающиеся юридических лиц и граждан в области садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Результаты его обсуждения в федеральных органах исполнительной власти, Государственной Думе, Совете Федерации, Общественной палате Российской Федерации и на других площадках показали, что равнодушных к этой теме практически нет. Кроме того, процесс подготовки и принятия Закона лишний раз подчеркнул многоаспектность такого явления, как садоводство и огородничество, а также огромную социальную и экономическую роль этого явления в жизни населения России.
Новый Закон приходит на смену Федеральному закону от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ), который действовал более 20 лет и зачастую подвергался серьезной критике . Негативное мнение относительно Закона N 66-ФЗ было высказано в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, подготовленной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Концепция развития гражданского законодательства), где было отмечено, что данный Закон отличается низким юридико-техническим уровнем и неэффективен в своем практическом применении.
———————————
См., например: Палладина М.И. О юридических категориях и терминах в аграрном праве // Государство и право. 2000. N 7. С. 42 — 48; Воронина Н.П., Наумова Г.И. К вопросу об организационно-правовой форме коллективного садоводства, огородничества и дачного строительства // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. N 1. С. 124 — 132; Бутовецкий А.И., Ковалева Е.Л. Комментарий к Закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (постатейный). М.: Проспект, 2017.

Действительно, с одной стороны, Закон N 66-ФЗ не решал значительную часть особо значимых для садоводов, огородников и дачников вопросов. Сюда можно отнести проблемы, возникающие при приведении уставов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в соответствие с новыми положениями ГК РФ , внутрикорпоративные конфликты, земельные споры, сложные взаимоотношения между объединениями и лицами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство в индивидуальном порядке , отсутствие прозрачного порядка установления размеров взносов, недостаток государственной и муниципальной поддержки , не решенный на законодательном уровне вопрос о регистрации граждан по месту жительства в жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках , постоянно увеличивающуюся налоговую нагрузку в связи с ростом имущественных налогов для садоводов, огородников и дачников .
———————————
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Об организационно-правовых формах некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства // Хозяйство и право. 2016. N 3. С. 93 — 109.
См., например: Шуплецова Ю.И. Некоторые вопросы разрешения земельных споров с участием садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан // Законодательство и экономика. 2015. N 2. С. 53 — 55.
См., например: Молчанов А.В. Могут ли садоводы и дачники участвовать в местном самоуправлении // Жилищное право. 2007. N 5. С. 38 — 43.
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. «Прописка» для садоводов: пути реализации постановлений Конституционного Суда Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 2. С. 77 — 91.
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Земельный налог для садоводов (о соблюдении принципов налогообложения) // Хозяйство и право. 2016. N 6. С. 38 — 57.

В такой обстановке виделось далеко не случайным и обращение на данную проблематику внимания Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ). В частности, в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 — 2013 гг., утвержденном Президиумом ВС РФ 2 июля 2014 г. (далее — Обзор судебной практики ВС РФ), ВС РФ были высказаны правовые позиции по наиболее чувствительным вопросам по спорам в данной сфере. При этом необходимо отметить, что к теме спорных правоотношений в данной сфере даже в советский период бурного развития садоводства высшие судебные инстанции обращались нечасто .
———————————
См., например: Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 2 августа 1972 г. N 3 «О применении судами РСФСР законодательства при разрешении споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ» // Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1972. N 11; Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 5 «О применении законодательства при рассмотрении судами споров, связанных с деятельностью садоводческих товариществ» // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. N 3.

С другой стороны, стоит заметить, что сам Закон N 66-ФЗ разрабатывался в достаточно сложный для развития отечественного законодательства период, когда базовые положения гражданского законодательства, в том числе о некоммерческих организациях и их членах, находились в стадии становления, а важнейшие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в различных сферах, отсутствовали. В частности, позднее Закона N 66-ФЗ были приняты Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; начинало развитие правовое регулирование в сфере кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на объекты недвижимости.
В связи с этим с течением времени Закон N 66-ФЗ стал характеризоваться профессиональным сообществом и самими садоводами как устаревший и не отвечающий интересам граждан и их некоммерческих объединений. С другой стороны, он представлял собой научный интерес, поскольку стал предметом многочисленных трудов специалистов , и именно данный Закон раскрыл все реальные теоретические и практические проблемы садоводов, что указало на необходимость детального изучения специфики правоотношений с их участием, существенного повышения качества правового регулирования в данной сфере.
———————————
См.: Комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» / Под ред. И.А. Алтухова. М.: Инфра-М-Норма, 1998; Комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» / Под ред. А.А. Байтеновой, Н.И. Кресниковой. М., 2007; Анисимов А.П., Васильчук Ю.В., Чикильдина А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008; Агешкина Н.А., Вахрушева Ю.Н., Разделкин А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (постатейный). Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2015; Бутовецкий А.И., Ковалева Е.Л. Комментарий к Закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (постатейный). М.: Проспект, 2017.

Закон N 217-ФЗ фактически завершил не так давно начавшуюся реформу законодательства, существенным образом затронувшую правоотношения в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Напомним, что с 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 99-ФЗ), установивший в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ) новую систему юридических лиц, что коснулось всех без исключения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан . Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 1 марта 2015 г.) был полностью пересмотрен порядок предоставления земельных участков садоводам, огородникам и дачникам, а также созданным ими организациям .
———————————
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Об организационно-правовых формах некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства // Хозяйство и право. 2016. N 3. С. 93 — 109.
Подробнее об этом см.: Бутовецкий А.И. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в свете земельной реформы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 10. С. 80 — 96.

Решение на законодательном уровне задачи по совершенствованию законодательства о садоводстве и огородничестве таким образом, чтобы это устроило всех без исключения участников правоотношений в данной сфере, является чрезвычайно сложным, а может быть, даже и невозможным в принципе. Это объясняется тем, что данная сфера правоотношений, в том числе ввиду широкого распространения садоводства, огородничества и дачного хозяйства в нашей стране, характеризуется не только своей многоаспектностью, но и достаточно широким набором противостояний правового и социального характера.
В первую очередь сюда можно отнести сложные отношения садоводов с органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые, с одной стороны, рассматривают садоводческое движение нашей страны как крупного налогоплательщика и субъекта, на которого возлагается ответственность за содержание значительных по площади территорий, с другой стороны, в подавляющем большинстве случаев только декларируют садоводам государственную и муниципальную поддержку, предпочитая игнорировать исполнение государственных полномочий и полномочий по решению вопросов местного значения применительно к территориям коллективных садов, огородов и дачных поселков. Во-вторых, нельзя оставить без внимания особенности взаимоотношений садоводов с организациями коммунального комплекса, в том числе сетевыми энергетическими компаниями и организациями, осуществляющими деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами. Наконец, третьим важнейшим моментом является то, что внутри самих садоводческих, огороднических и дачных коллективов существуют случаи достаточно серьезных противоречий между самими садоводами (в том числе ведущими хозяйство в индивидуальном порядке) и органами управления товариществами, а также между отдельными группами внутри товариществ.
Не будем забывать, что правоотношения в сфере садоводства и огородничества далеко не ограничиваются тем спектром вопросов, которые урегулированы законодательно. Согласимся с А.П. Анисимовым, Ю.В. Васильчук и А.Ю. Чикильдиной, которые называют садоводческое движение социокультурным феноменом , что лишний раз указывает на то, что в данной сфере далеко не все лежит в области права, а во многом измеряется такими неправовыми понятиями, как образ жизни, исторические традиции, совместный труд и работа на земле.
———————————
Анисимов А.П., Васильчук Ю.В., Чикильдина А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

Читайте так же:  Договор на передачу квартиры в частную собственность

В настоящее время перед экспертным сообществом и самими садоводами стоит новая задача — проанализировать, какие ответы дал новый Закон на старые и болезненные вопросы садоводов, огородников и дачников нашей страны и насколько они могут устроить самих граждан. Именно на решение данной задачи и нацелен настоящий Комментарий. Кроме того, одним из направлений данного Комментария является сравнительный анализ положений нового Закона и положений Закона N 66-ФЗ по ряду вопросов, представляющих наибольший интерес.

29 июля 2017 года N 217-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О ВЕДЕНИИ
ГРАЖДАНАМИ САДОВОДСТВА И ОГОРОДНИЧЕСТВА ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ
НУЖД И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Что ждет садоводов и дачников с 1 января 2019 года

20 июля 2017 года Госдума РФ приняла Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Новый федеральный закон вступит в силу 1 января 2019 года и будет определять права и обязанности садоводов и дачников вместо ныне существующего Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Новый закон вносит ряд значительных изменений и нововведений, поэтому многих волнует вопрос, что ждет садоводов и дачников после 1 января 2019 года, когда этот закон вступит в силу. Перечислим основные из них.

Основные изменения и нововведения Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» заключаются в следующем:

  1. Новый закон предусматривает лишь две организационно-правовые формы — садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество.

Некоммерческая организация, которая создается гражданами для ведения ими огородничества или садоводства может быть создана исключительно как огородническое некоммерческое товарищество или садоводческое некоммерческое товарищество.

Создание дачных некоммерческих товариществ, партнерств, кооперативов, также как и садоводческих партнерств и кооперативов, новый закон о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве не предусматривает.

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

  1. По новому закону будет только два вида взносов: членские и целевые.

Взносы в товариществе будут двух видов:

1) Членские взносы,

2) Целевые взносы.

Членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные:

1) с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество;

2) с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими электро-, тепло- газо-, водоснабжение, водоотведение для нужд членов товарищества на основании договоров, заключенных с этими организациями;

3) с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями;

4) с благоустройством земельных участков общего пользования товарищества;

5) с охраной территории ведения садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности;

6) с проведением аудиторских проверок товарищества;

7) с выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;

8) с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний;

9) с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Вступительных взносов по новому закону не будет, но тем, кто успел их сдать до вступления закона в силу, они не возвращаются.

Целевые взносы могут быть направлены на расходы, исключительно связанные:

1) с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;

2) с подготовкой документации по планировке территории применительно к территории ведения садоводства или огородничества;

3) с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего пользования;

4) с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;

5) с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.

Размер членских и целевых взносов определяется на основании финансово-экономического обоснования, утвержденного общим собранием членов товарищества.

Утвержденные общим собранием взносы, члены огороднического некоммерческого товарищества и садоводческого некоммерческого товарищества должны будут вносить исключительно на расчетный счет объединения.

  1. Председатель садоводческого некоммерческого товарищества и огороднического некоммерческого товарищества

По нынешнему законодательству, председатель и члены правления избираются общим собранием из членов товарищества на срок не более двух лет.

Председателя правления садоводческого товарищества можно будет избрать на 5 лет.

С 1 января 2019 года, согласно новому закону, председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионной комиссии (ревизор) будут избираться из числа членов товарищества тайным голосованием на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более пяти лет.

При этом, одно и то же лицо может переизбираться неограниченное количество раз на должности в органах товарищества.

  1. Членство в товариществе

Членом садоводческого или огороднического товарищества могут быть физические лица, возраст которых не ограничен. Для того, чтобы стать членом товарищества не обязательно иметь земельный участок в собственности.

По новому закону членом садоводческого или огороднического товарищества могут быть граждане, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо которым эти земельные участки предоставлены в аренду.

Среди обязанностей, которые должны исполнять члены товарищества теперь значатся решения не только общего собрания, но и решения, принятые председателем товарищества и правлением товарищества.

Новый закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступит в силу 1 января 2019 года. При этом в отношении реорганизационных процедур установлен отдельный переходный период – 5 лет с даты вступления закона в силу.

  1. Садоводы — индивидуалы по новому закону

Вступление в члены садоводческого товарищества — добровольное. Чаще всего садоводы не вступают в товарищество, чтобы платить меньше.

Однако, по новому закону, граждане, ведущие садоводство в индивидуальном порядке, без вступления в товарищества, будут платить ровно столько же, сколько и члены такого объединения.

Садоводы — индивидуалы будут платить столько же, сколько и члены

Не вступившие в члены товарищества должны платить:

— за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования,

— текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства,

— за услуги и работы товарищества по управлению общим имуществом.

Размер платы, для тех, кто не является членом товарищества, устанавливается в размере, равном суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества.

  1. Что можно строить на садовом и огородном участке

На садовом земельном участке можно возводить следующие строения:

— садовый дом – здание, для сезонного (временного) использования,

— хозяйственные постройки (сараи, бани, теплицы, навесы и др.),

На огородных земельных участках можно возводить хозяйственные постройки, предназначенных для хранения инвентаря и урожая. Строить дома на огородных земельных участках нельзя.

Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

e-mail: [email protected]

Разъяснения закона

Правоотношения в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства будут регулироваться новым законом

Так, с 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за исключением положения, внесенного в Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающего в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, которым устанавливается, что некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами.

дается определение таких понятий, как садовый земельный участок, огородный земельный участок, хозяйственные постройки, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения, взносы;

устанавливается организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства и огородничества;

регламентируется порядок ведения садоводства и огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, без участия в товариществе;

определяется порядок ведения садоводства и огородничества на садовых и огородных земельных участках без создания товарищества;

устанавливаются порядок создания товариществ, права и обязанности его членов, основания и порядок принятия в члены товарищества и прекращения членства, порядок внесения и использования членских взносов, порядок контроля за органами товарищества (председателем и правлением), в том числе при расходовании ими денежных средств товарищества;

регулируются особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства;

предусматривается порядок государственной и муниципальной поддержки граждан, занимающихся садоводством и огородничеством, а также создаваемых ими организаций в этой сфере.

Федеральный закон включает в себя переходные положения, которыми, в частности, установлено следующее.

Реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не требуется, за исключением ряда случаев.

Читайте так же:  В тушино договор купли продажи

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным ранее садоводческим или дачным некоммерческим партнерствам, а также огородническим некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие с положениями настоящего Федерального закона применяются его положения о садоводческих некоммерческих товариществах либо об огороднических некоммерческих товариществах.

Учредительные документы, а также наименования некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона при первом изменении учредительных документов указанных организаций. Изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию заинтересованных лиц.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «нежилое», сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», с внесенными в него изменениями, признается утратившим силу.

Новый №217-ФЗ упраздняет дачные товарищества

С 1 января 2019 года правоотношения в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства будут регулироваться новым Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он определяет особенности гражданско-правового положения регистрации некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства или огородничества.

Указанный ФЗ, в частности:

  • отменяет понятие дачного товарищества. Теперь собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать, соответственно, либо садоводческие некоммерческие товарищества, либо огороднические некоммерческие товарищества;
  • дается определение таких понятий, как садовый земельный участок, огородный земельный участок, хозяйственные постройки, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения, взносы;
  • устанавливается организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства и огородничества;
  • регламентируется порядок ведения садоводства и огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, без участия в товариществе;
  • определяется порядок ведения садоводства и огородничества на садовых и огородных земельных участках без создания товарищества;
  • устанавливаются порядок создания товариществ, права и обязанности его членов, основания и порядок принятия в члены товарищества и прекращения членства, порядок внесения и использования членских взносов, порядок контроля за органами товарищества (председателем и правлением), в том числе при расходовании ими денежных средств товарищества;
  • регулируются особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества, особенности возведения объектов капитального строительства;
  • предусматривается порядок государственной и муниципальной поддержки граждан, занимающихся садоводством и огородничеством, а также создаваемых ими организаций в этой сфере.

Соответствующие изменения внесены также в ряд Федеральных законов, в том числе «Об особо охраняемых природных территориях», «О сельскохозяйственной кооперации», «О некоммерческих организациях», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О кадастровой деятельности», в Закон РФ «О недрах», в Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ.

Реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не требуется, за исключением ряда случаев.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным ранее садоводческим или дачным некоммерческим партнерствам, а также огородническим некоммерческим партнерствам до приведения их уставов в соответствие с положениями настоящего Федерального закона применяются его положения о садоводческих некоммерческих товариществах либо об огороднических некоммерческих товариществах.

Учредительные документы, а также наименования некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального закона при первом изменении учредительных документов указанных организаций. Изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию заинтересованных лиц.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «жилое» или «жилое строение», признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

Расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения, сведения о которых внесены в ЕГРН до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением «нежилое», сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, признаются садовыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года за исключением положения, внесенного в Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающего в силу со дня официального опубликования настоящего ФЗ, которым устанавливается, что некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, вправе осуществлять добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения указанных некоммерческих организаций до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами.

Федеральный закон от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», с внесенными в него изменениями, признается утратившим силу.

Анализ Федерального закона № 217-ФЗ от 29 июля 2017 года

29.07.2017 был принят новый Федеральный закон № 217-ФЗ, который устанавливает новые правила создания и функционирования ТСН в форме СНТ, ОНТ. О том, какие бывают ТСН, Вы можете почитать здесь.

В этой статье речь пойдет только о тех ТСН, которые созданы по типу СНТ, ДНТ, ОНТ и регулируются (до 2019 года) Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Именно такие ТСН подверглись реформированию. Отдельно отмечаем, что ТСН, созданные в коттеджных поселках по типу ТСЖ (по ст. 136 Жилищного кодекса РФ) не подвергнутся реформированию, Закон 217-ФЗ на такие ТСН (ТСЖ) не распространяется. Если Вы прочитаете эту статью до конца, Вы сможете понять суть всех принятых существенных изменений. Наши юристы очень старались, когда готовили данную аналитику, в благодарность оставьте нам отзыв в комментариях или в Интернете.

Давайте посмотрим подробнее, что нового нам принес Федеральный закон № 217-ФЗ от 29.07.2017 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон 217-ФЗ). Речь пойдет об основных изменениях, которые нам показались важными.

ЧТО ОТМЕНИЛИ

  1. Федеральный закон № 66-ФЗ утратит силу с 01 января 2019 года. С 2019 года садоводческие и огороднические товарищества будут регулироваться Законом 217-ФЗ;
  2. Отменили ДНТ как организационно-правовую форму, оставили только две: СНТ и ОНТ (см. статью 4 Закона 217-ФЗ). Причины такого решения остаются загадкой;
  3. Отменили обязанность участвовать во всех проводимых общих собраниях. И это надо было сделать еще давно, потому что санкции за неучастие в собрании в Законе 66-ФЗ отсутствовали, эта норма никогда не работала;
  4. Отменили право членов товарищества определять размер платы для членов товарищества и индивидуальных садоводов. Теперь все расходы и тарифы должны будут утверждаться на общем собрании всех собственников;
  5. Юридические лица теперь не могут быть членами ТСН по типу СНТ и ОНТ (часть 1 ст. 12 Закона 217-ФЗ), и это одна из загадок данного закона;
  6. Председатель правления или учредители не смогут самостоятельно выбирать, в каком банке открыть расчетный счет на ТСН. Теперь решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание членов (пункт 8 части 1 ст. 17 Закона 217-ФЗ).

ЧТО ВВЕЛИ НОВОГО

  1. В законе даются законодательные определения некоторым объектам (например, садовый земельный участок, садовый дом, имущество общего пользования, земельные участки общего назначения);
  2. Запретили создавать несколько ТСН по типу СНТ в рамках одной территории, если ее границы утверждены проектной документацией. Если не утверждены, то можно как раньше — сколько угодно СНТ.
  3. Ввели новое минимальное количество учредителей – не менее 7 человек. При этом решение о создании такого ТСН принимается единогласно (100% голосов). Если в товариществе менее 7 членов, оно подлежит ликвидации. Как и раньше, учредители просто создают товарищество, никаких особых прав и привилегий у них нет, такого органа как «собрание учредителей» по закону вообще не существует;
  4. Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов. Интересно, как требование про 5% будет соблюдаться, если правление минимум из троих членов (если их брать за 5%, то членов должно быть не менее 60-ти). Это требование прямо противоречит положению о минимальном составе СНТ из семи членов товарищества (тогда 5% от членов товарищества составят 0,35 человека, что абсурдно);
  5. Председатель правления ТСН не может выдать доверенность с правом передоверия (п. 6 части 1 ст. 19 Закона 217-ФЗ). Причины такого ограничения все также загадочны;
  6. Ввели очно-заочное голосование для принятия решений на общих собраниях. И это очень удобно и хорошо, испробовано практикой на ТСЖ;
  7. Улучшилось положение индивидуальных садоводов (то есть собственников, которые не являются членами товарищества). Теперь индивидуальные садоводы имеют право не только присутствовать на общих собраниях, но и голосовать по отдельным вопросам на общем собрании членов товарищества, а именно:
    • принимать решение о приобретении земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
    • принимать решение по распоряжению всем общим имуществом, начиная от земельных участков, заканчивая шлагбаумами и видеокамерами;
    • определять порядок пользования общим имуществом;
    • принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);
    • определять размер и срок внесения взносов, порядок расходования целевых взносов, определять плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом (проще говоря, смету доходов и расходов теперь определяют не члены товарищества, а все собственники недвижимости). Кроме того, теперь все эти вопросы будут решаться квалифицированным большинством (2/3 от участников собрания);
    • Утверждать финансово-экономическое обоснование размера всех взносов.
  8. Индивидуальные садоводы теперь не только формируют и утверждают смету наравне со всеми, но и несут точно такое же бремя содержания общего имущества, как и члены товарищества (напомним, ранее по 66-ФЗ индивидуальный садовод мог не платить целевые взносы). В этом плане СНТ приблизили к ТСЖ в многоквартирном доме. Теперь членство в товариществе глобально влияет только на принятие некоторых управленческих решений. Права у членов СНТ и индивидуальных садоводов теперь будут практически равные.
  9. Регламентирован порядок ведения садоводства без создания товарищества (ст. 6 Закона 217-ФЗ);
  10. В части 7 ст. 10 Закона 217-ФЗ указали однозначно, что учредители ТСН по типу СНТ или ОНТ являются членами такого товарищества после его создания. Казалось бы, что все логично, ведь как может быть иначе? Разве учредители могут не быть членами товарищества? Такие вопросы часто возникают при создании любого ТСН, подробнее о проблематике можно почитать в этой статье;
  11. Максимальный срок полномочий правления и председателя правления продлили с двух до пяти лет (часть 5 ст. 16 Закона 217-ФЗ). При этом возможно досрочное переизбрание правления и председателя в любой момент;
  12. Убрали еще один пробел в законодательстве. Раньше было непонятно, кто управляет товариществом в период между окончанием полномочий одного правления и избрания нового. Теперь закон говорит об этом прямо: «Лица, избранные в исполнительные органы товарищества, продолжают осуществлять свои полномочия до избрания новых исполнительных органов товарищества» (часть 6 ст. 16 Закона 217-ФЗ);
  13. Расширился круг вопросов, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов (2/3 от числа участников собрания), а именно:
    • изменение устава товарищества;
    • избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий;
    • определение условий, на которых осуществляется оплата труда всех работников по трудовым договорам;
    • принятие решения о приобретении товариществом земельных участков;
    • принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, о порядке его использования;
    • принимать решения о передаче недвижимости общего пользования в общую долевую собственность, или в собственность муниципальной власти, или в собственность государства (субъекта РФ);
    • распределение образованных на основании утвержденной документации по планировке территории садовых или огородных земельных участков между членами товарищества;
    • утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении;
    • определение размера и срока внесения различных взносов;
    • принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;
    • утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов.
  14. Наконец-то закон предусматривает новые способы уведомления членов ТСН о проводимых собраниях и их итогах, а именно (части 13 и 14 ст. 17 Закона 217-ФЗ):
    • заказным письмом на адрес регистрации члена ТСН;
    • цитата из закона дословно: «при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения». Таким образом, на федеральном уровне признали надлежащим уведомление по электронной почте (раньше это было только в уставах отдельных товариществ). Отдельным пробелом однако остается процессуальный порядок таких уведомлений (как определить электронный адрес собственника? что если он потерял к нему доступ? как собственник поймет, что его уведомляет компетентный орган товарищества, а не какой-нибудь хулиган? как это все доказывать в суде в случае чего?). Данные вопросы пока остаются без ответа. Полагаем, что стоит обязать органы управления товарищества принимать положения об уведомлениях по электронным адресам, если есть намерение использовать данный способ уведомления);
    • на сайте ТСН (при его наличии);
    • на информационном щите;
    • в СМИ субъекта РФ.
  15. Как и раньше, уведомлять о проведении собрания нужно не позднее чем за 14 дней до его начала. Частью 17 статьи 17 Закона 217-ФЗ определено, что не позднее чем за 7 дней инициаторы собрания должны довести до общего сведения (разместить или разослать) все материалы, по которым будут приниматься решения на общем собрании;
  16. Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые участвовали в собрании (часть 25 ст. 17 Закона 217-ФЗ).
Читайте так же:  Выдается пенсия после смерти

КРИТИКА ЗАКОНА 217-ФЗ ОТ 29.07.2017 ГОДА

Юридическая компания Абонент Консалт работает в сфере СНТ, ДНТ, ОНТ, ТСЖ, ТСН с 2012 года. Наши юристы являются опытными специалистами в этой сфере, настоящими практиками, которые знают проблемы таких некоммерческих товариществ. Мы и сами писали несколько федеральных законопроектов в разных сферах жизни общества. Учитывая нашу практику и опыт, мы считаем допустимым давать профессиональные комментарии к принятому закону и просить государственные органы (если они увидят нашу статью) исправить недостатки до вступления закона в силу.

Почему юридическим лицам запретили быть членами ТСН ?

На наш взгляд, это полный абсурд. Если ООО владеет земельным участком в СНТ, почему оно не может вступить в это СНТ как член? В чем проблема? В чем логика такого запрета? Это ведь прямое ущемление прав юридических лиц как собственников земли.

Члены товарищества и индивидуальные садоводы равны в основных правах и обязанностях

Ранее в законе 66-ФЗ были заложены определенные преимущества и недостатки в том, чтобы вступить в товарищество и в том, чтобы быть индивидуальным садоводом. По Закону 217-ФЗ разница фактически нивелируется, ведь смету утверждают на общем собрании все собственники, исполняют ее также все. Если в товариществе существуют вступительные взносы, то смысл вступать в него теперь вообще отсутствует.

Более того, все собственники будут платить по общей смете за все имущество, даже если им не пользуются. Здесь законодатель решил сделать систему оплаты по аналогии с многоквартирными домами. Такое регулирование проще, но не значит, что лучше.

С другой стороны, в защиту данного нововведения хочется сказать, что такой порядок защищает собственников от рейдеров. Теперь уйдут в прошлое товарищества, в которых есть «привилегированные» члены и индивидуальные садоводы, которых члены товарищества загоняют в долговую яму. В таких «рейдерских» товариществах индивидуальные садоводы платят в несколько раз больше, чем члены, при этом не имеют возможности вступить в товарищество из-за огромного вступительного взноса (в нашей практике мы встречали вступительный взнос 1 млн. рублей). Теперь такие порядки будут в прошлом.

Членские книжки

Почему их не убрали из закона? Закон 66-ФЗ был принят в 1998 году, там наличие членских книжек допустимо и простительно. Но зачем они нужны будут в 2019 году, когда закон вступит в силу? Ведь Законом 217-ФЗ введены такие «новшества» как уведомления через электронную почту или сайт товарищества. Жилищный кодекс уже давно предусматривает ведение реестра членов товарищества в электронном виде. Почему в этом новом законе нельзя отменить бессмысленные членские книжки, при том что реестр членов товарищества также существует (ст. 15 Закона 217-ФЗ)? Какой объективный смысл в членских книжках?

Как и в законе 66-ФЗ, принятие в члены ТСН осуществляется через решение общего собрания членов

Почему это не убрали? Какой в этом смысл? Почему нельзя сделать как в Жилищном кодексе, как в ТСЖ, чтобы вступать можно было на основании заявления собственника? Зачем усложнять? Неужели авторы закона не понимают, что созывать общее собрание для принятия нового члена каждый раз никто не будет? Что принятия в члены будут ждать по полгода или год? Какой смысл в такой сложной процедуре?

Решение об открытии и закрытии банковских счетов может принять только общее собрание

Мы просто считаем, что это лишнее. Почему нельзя передать это полномочие председателю правления или просто правлению?

Протокол каждого общего собрания членов должен быть подписан всеми членами этого ТСН, которые проголосовали за принятие решений

У нас есть клиенты ТСН, в которых по 200-400 членов. Авторы закона, Вы можете себе представить, как можно с них собрать подписи под протоколом? Да, мы знаем, что есть судебная практика, по которой бюллетени для голосования считаются теми самыми подписями под протоколом. Но почему нельзя написать об этом прямо? Зачем путать простых людей, которые не разбираются в юридических тонкостях, которые описаны даже не в законах, а в судебной практике?

Будем надеяться, что эти недочеты будут исправлены в дальнейшем.

Полную версию закона можно скачать у нас:

Остались вопросы? Позвоните нам по телефону: +7 (495) 968 44 34, а мы Вас проконсультируем.

Авторы:

    • Александр Сергеевич Садов, партнер;
    • Екатерина Викторовна Котова, юрист.

Юридическая компания Абонент Консалт.