Что такое культурная собственность

Глава II. Перемещенные культурные ценности и права собственности на них (ст.ст. 6 — 13)

Глава II. Перемещенные культурные ценности и права собственности на них

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Частная культурная собственность. Почему в музей ЗИФ не пускают посетителей

Пензенское управление культуры не может добиться от собственников завода имени Фрунзе гарантии сохранности экспонатов заводского музея.

По словам человека, представившегося заместителем директора завода имени Фрунзе, в заводском музее идет масштабная реконструкция, при этом судьба экспонатов оставается открытой.

В прошлом номере мы опубликовали статью, посвященную нынешнему состоянию и сомнительному будущему музея боевой и трудовой славы при заводе имени Фрунзе. Чтобы прояснить ситуацию, направили официальные запросы в управление культуры и архива и администрацию города. Пензенское управление культуры и архива прислало нам ответ за подписью начальника ведомства Евгения Андреевича Шилова:

« Управление культуры и архива Пензенской области не располагает сведениями о реконструкции музея боевой и трудовой славы при заводе имени Фрунзе. Управление культуры и архива Пензенской области неоднократно обращалось за разъяснениями по поводу передачи музейных экспонатов к руководству ОАО «ЗИФ-ПЛЮС», которое является правоприемником завода «ЗиФ». Юрист ОАО «ЗИФ-ПЛЮС» указала, что функции определения и изменения нормы собственности имущества завода, в которую входит и музейная коллекция, находятся в ведении владельца имущественного комплекса, группы компаний «Полад». Управлением культуры и архива на имя генерального директора ГК «Полад» В. М. Попова неоднократно направлялся запрос о рассмотрении возможности и сроках передачи музейной коллекции завода в собственность Пензенской области. Ответная информация ни в устном, ни в письменном виде не была получена».

Что из этого следует? Как минимум то, что господин Попов по не вполне понятным причинам занял позицию собаки на сене. Открыть музей для посещения он не считает нужным, но и передать в собственность региона экспонаты, львиная доля которых не представляет ни малейшей коммерческой ценности, почему-то не спешит. Возможно, ситуацию прояснит ответ городской администрации?

Понятие собственности в культуре. Объекты и субъекты собственности.

Собственность — это исторически сложившиеся общественные отношения, которые характеризуются присвоением участниками произ­водства факторов (ресурсов) и результатов производства.

В самом общем виде права собственности подразделяются на право владения, право пользования и право распоряжения(ст.209 ГК РФ).

Право владения — фактическое обладание имуществом и удержа­ние его в собственном владении.

Право пользования— возможность эксплуатации имущества, из­влечения из него полезных свойств и (или) получения доходов.

Право распоряжения — возможность собственника по своему ус­мотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

Полный собственник – лицо, которое имеет все три полномочия: владения, пользования, распоряжения. Но так как право собственности легко расщепляется между разными субъектами, указанные правомочия могут перераспределяться между субъектами. Так, собственник – владелец предоставляет в пользование (аренду) свое имущество. Так, в экономической жизни помимо собственников, появляются несобственники, которые по российскому законодательству имеют следующие права в отношении имущества:

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

право хозяйственного ведения имуществом: право собственности на закрепленное имущество сохраняется за собственником. Собственник имеет право на получение части прибыли от исполь­зования имущества. Организация не вправе продавать принадлежащее ей на праве хо­зяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйст­венных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Собственник осуществляет контроль за использованием по назна­чению и сохранностью принадлежащего организации имущества.

право оперативного управления имуществом: право собственности на закрепленное имущество сохраняется за собственником. Организация не вправе отчуждать или иным способом распоря­жаться закрепленным за ней имуществом. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

На праве хозяйственного ведения имущество принадлежит госу­дарственному или муниципальному унитарному предприятию культуры, на праве оперативного управления — учреждению финансируе­мому собственником (государством, муниципальным образованием, юридическим или физическим лицом), а также казенному предпри­ятию.

Все остальные коммерческие и некоммерческие организации явля­ются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобре­тенного ими по иным основаниям.

Общественные организации (объединения), благотворительные и иные фонды в области культуры являются собственниками приобре­тенного ими имущества и могут использовать его лишь для достиже­ния целей, предусмотренных их учредительными документами. Учре­дители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей орга­низации.

Собственник регулирует свои отношения с управляющим его собственностью лицом с помощью устава, в котором он определяет правомочия несобственников в отношении использования имущества, передаваемого в доверительное управление.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 ГК РФ).

Государственной собственностью в Российской Федерации явля­ется имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Право государственной собственности определено в ст. 214 ГК РФ.

Муниципальной собственностью является имущество, принадле­жащее на праве собственности муниципальным образованиям. В соответ­ствии с современным законодательством к муниципальным образовани­ям относятся: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, либо внутригородская территория города федерально­го значения. Право муниципальной собственности определено в ст. 215 ГК РФ. Муниципальная собственность не является государственной.

Частная собственность — имущество, которое находится в собст­венности граждан и юридических лиц (ст. 213 ГК РФ).

Классификация организаций культуры по формам собственности (государственные, муниципальные, частные) не совпадает с их разделе­нием по целям хозяйствования (коммерческие и некоммерческие). Час­то считают, что все государственные (муниципальные) организации являются некоммерческими, а частные — коммерческими. В действи­тельности возможно существование государственных (муниципальных) коммерческих организаций (унитарных предприятий, акционерных об­ществ) и частных некоммерческих организаций (автономных некоммер­ческих организаций, некоммерческих партнерств, фондов и др.).

Объекты собственности в культуре.

– памятники истории и культуры;

– имущество культурного назначения;

– результаты интеллектуального и творческого труда.

Субъекты собственности в культуре:

– субъекты Российской Федерации;

– физические лица (граждане).

Интеллектуальная собственность — исключительное право граж­данина или юридического лица на результаты интеллектуальной дея­тельности и приравненные к ним средства индивидуализации продук­ции, выполняемых работ или услуг (наименование или фирменное на­именование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Товарный знак — зарегистрированные в официальном порядке обо­значения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Авторское право— раздел права, регулирующий.отношения, воз­никающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Смежные права — права, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, поста­новок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Авторскими правами признаются права авторов, смежными пра­вами — права исполнителей и производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания.

Автор— физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства.

Исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, ко­торое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

Права автора и исполнителя охраняются законом РФ «Об автор­ском праве и смежных правах» (1993 г.).

Одно из направлений реформирования отношений собствен­ности в РФ — ее передел, т.е. смена субъектов собственности. В отрасли культуры этот процесс имеет определенную специфику. Рассмотрим его направления:

1. Разграничение государственной собственности между субъ­ектами. Формирование Российской Федерации как государства пред­полагало определение объектов государственной собственности и установление принципов, на основании которых они будут опреде­лены, в том числе, в отрасли культуры. В связи с прекращением Дея­тельности государства СССР, объекты культуры союзного подчи­нения, находящиеся на территории РСФСР, были переданы ей в конце 1991 года в федеральную собственность. При разграничении объектов союзной собственности между новыми государствами ­бывшими республиками СССР — был использован территориальный принцип.

В той же период начат процесс разграничения государствен­ной собственности между Российской Федерацией и ее субъектами, Т.е. процесс спецификации федеральной и субъектной (республи­канской, краевой, областной) собственности, а также определения границ муниципальной собственности. Это необходимо было сде­лать в целях разграничения полномочий между федеральным цен­тром и регионами.

Для отрасли культуры, большая часть продуктов которой соз­дается при административном и финансовом влиянии государства, на базе его собственности, разграничение компетенций в области отношений собственности означает создание условий нормального функционирования организаций культуры и, прежде всего, обеспе­ченности их бюджетными средствами. В силу масштабности и сложности (поскольку затрагивает интересы органов власти разного уровня и предполагает их согласование) процесс разграничения ох­ватил значительный период времени, и некоторые вопросы еще на­ходятся в стадии решения, например, не распределены окончательно полномочия по управлению объектами культурного наследия.

При разграничении полномочий между федеральным и региональным уровнями субъектов управления собственностью применен функциональный принцип. В соответствии с этим принципом федеральная собственность должна использоваться для занотворческой деятельности, научно-методического обеспечения организаций отрасли, сохранения особо ценных объектов культурного наследия, содержания учреждений и финансирования культурных программ, имеющих федеральное значение. Главное назначение субъектной и муниципальной собственности – обеспечить условия для оказания культурных услуг населению определенной территории. В соответствии с этим преобладающая часть (до 95%) собственности в культуре сосредоточена на муниципальном уровне в форме городских, районных, сельских организаций культуры. Такое распределение собственности соответствует размещению населения и позволяет наиболее полно учитывать и удовлетворять его потребности в благах культуры.

2. Реституция культурных ценностей. Возврат ценностей (реституция) в международных отношениях и международном праве применяется в случае незаконного вывоза ценностей, в том числе культурных, а также в ситуации вывоза ценностей из колонии в мет­рополию. Ограничение поводов для реституции в культуре имеет принципиальное значение в связи с тем, что организации целых подотраслей культуры функционирую, на основе перемещения цен­ностей например, музеи, галереи, выставочные залы, архивы. Куль­турный глобализм является одной из форм осуществления культурных процессов. Однако случаи незаконного вывоза ценностей име­ют богатую мировую практику реституции.

РФ вступила в процесс реституции культурных ценностей, пе­ремещенных в годы Второй мировой войны, в 1990-1993 годах, ко­гда страны — участницы, и, прежде всего, Германия и Россия, предъ­явили друг другу претензии на незаконно вывезенные с их террито­рии культурные ценности. Сложный с моральной, политической и юридической сторон и длительный процесс[9] определения статуса перемещенных культурных ценностей, их инвентаризации был за­вершен в 1998 году принятием Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате II мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Закон объявил культурные ценности, перемещенные в осуществление права на компенсаторную реституцию[10] с территории Германии и ее бывших союзников и находящиеся в настоящее время на территории РФ, достоянием Российской Федерации и федеральной собственностью РФ. Небесспорное решение российских законодателей стало преце­дентом передела собственности на культурные ценности между го­сударствами и послужило юридической основой процесса обмена культурными ценностями между ними.

3. Передача культурных объектов и ценностей религиозным организациям. В союзном законе «О свободе совести и религиоз­ных организаций» 1990 года был поставлен вопрос о передаче рели­гиозного преимущества, созданного на средства религиозных общин и национализированного после 1917 г. Подобный реституции по сложности и длительности, этот процесс приватизации государст­венного имущества означал определенные потери для отрасли куль­туры, поскольку охватывал не только обычное имущество (здания, сооружения, оборудование), но и имущество, отнесенное к культур­ному наследию. В Постановлении Правительства РФ «О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения» (.N

248, 1995 г.) предусматривалась передача этого имущества в собственность, пользование либо совместное с учреждениями культуры и массовых коммуникаций РФ пользование. Памятники истории и культуры пе­редавались в пользование или совместное пользование на условиях охранного договора между религиозным объединением и Мини­стерством культуры РФ.

4. Изменения отношений собственности в системе вневедом­ственных учреждений культуры. К числу вневедомственных, т.е. не входящих в систему Министерства культуры и массовых комму­никаций РФ организаций, относятся в том числе профсоюзные уч­реждения культуры. К началу реформ (1990-1991 гг.) их число дос­тигало 20% от общей совокупности организаций культуры. По­скольку они финансировались из двух источников (прибыли пред­приятия, у которого они были на балансе, и средств бюджета проф­союзной организации работников этого предприятия), это были крупные «состоятельные» организации с развитой материально-технической базой. С принятием в 1991 году закона «О предприяти­ях и предпринимательской деятельности в РСФСР» трудовые кол­лективы получили возможность приватизировать свои предприятия, создавая на их основе частные организации. Ведомственные учреж­дения культуры в этих случаях либо становились структурой прива­тизированного, а потому частного предприятия, не имея юридиче­ской самостоятельности и финансовой поддержки и зарабатывая деньги самостоятельно на коммерческих культурных услугах, либо продавались, сдавались в аренду другим коммерческим организаци­ям и переставали работать как организации культуры, занимаясь коммерческой деятельностью. И в том, и в другом случае происхо­дило масштабное уменьшение культурной деятельности и сокраще­ние сети организаций культуры.

Читайте так же:  Сколько можно прописать человек в своем доме

С 1993 года Постановлением Правительства РФ объекты со­циально-культурного назначения в случае приватизации предпри­ятий стали передаваться в ведение муниципальных органов власти, т.е. на смену этапа приватизации ведомственных организаций культуры пришел этап их муниципализации: бывшие профсоюзные уч­реждения культуры получили возможность финансироваться из му­ниципального бюджета.

5. Приватизация государственных и муниципальных учрежде­ний культуры. Как и в других отраслях экономики приватизация организа­ций в культуре призвана: повысить эффективность деятельности за счет внедрения рыночных механизмов; уменьшить дефицитность бюджетного сектора экономики. Однако, учитывая социальную значимость культуры и особую роль в ней государства, приватизацию организаций культуры рас­сматривают не как способ ухода государства из отрасли, а как воз­можность привлечения в нее дополнительных финансовых источни­ков в виде частных капиталов.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 122 ; Нарушение авторских прав

ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ В РУСЛЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

Институт собственности является единственно возможным институтом разрешения проблем «несоразмерности между надобностью и доступным распоряжению количеством благ» [2]. Такое несоответствие ведет к тому, что центральным моментом отношений собственности становится их исключающий характер. Отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным ресурсам. Отсутствие исключений из доступа к ресурсам, то есть свободный доступ к ним, означает, что они – ничьи, что они не принадлежат никому или, что то же самое – принадлежат всем. Такие ресурсы не составляют объекта собственности и по поводу их использования не возникают экономические отношения.

Система отношений собственности в отрасли культуры имеет свои особенности. Социальная значимость продуктов культуры и общественная потребность в них определяют необходимость активного участия государства в их производстве. При этом государство должно выступать и в качестве представителя потребителей благ культуры, их заказчика, то есть как потребитель-монопсонист, и как непосредственный производитель благ, гарантирующий определенный уровень качества производимого продукта и эффективности использования общественных ресурсов для его производства. Реализовать на практике такую модель хозяйственных связей позволяют отношения собственности, и в частности юридическая конструкция организации – несобственника, используемая лишь в российской юридической и экономической практике. Она является носителем традиций отечественной административной экономики и позволяет государству до сих пор удерживать монопольное влияние на российском рынке продукции культуры.

В отрасли культуры конструкция организации – несобственника используется при осуществлении коммерческой деятельности унитарными государственными и муниципальными предприятиями и некоммерческой деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Учреждение, как организационно-правовая форма, доминирует при производстве благ культуры в РФ. В этой правовой форме осуществляют свою деятельность библиотеки, музеи, архивы, зоопарки, театры, планетарии, концертные и выставочные залы, филармонии, парки культуры и отдыха. Перечисленные учреждения созданы различными министерствами, общественными и коммерческими организациями, муниципальными органами власти. Наибольшее число учреждений культуры (95-96 %) создано органами государственной и муниципальной власти, они являются бюджетными учреждениями.

«Учреждения, созданные коммерческими и общественными организациями, а также иными, чем Министерство культуры РФ, министерствами, и вневедомственными, называются благодаря своей организационной принадлежности ведомственными учреждениями» [4, 49].

В условиях остаточности финансирования отрасли культуры отсутствие обоснованных норм бюджетных ассигнований на ее организации и существование значительных проблем формирования бюджетов приводит к сокращению бюджетных средств, выделяемых учредителем на организации культуры, уменьшению объемов оказания бесплатных услуг, снижению общего уровня качества продукции учреждений культуры. Поэтому эффективность работы организационно-правовой конструкции учреждения оказывается зависимой от функционирования бюджетной системы государства, что «…не является панацеей от всех проблем, а подталкивает к более ощутимому использованию проектной деятельности в социально-культурной сфере с целью получения экономической эффективности» [1, 38]. Государство, применяя организационно-экономические методы, использует принадлежащую ему собственность для производства в культуре социально значимых и общественный благ и тем самым реализует право государственной собственности.

Согласно «Основам законодательства РФ о культуре» в Российской Федерации допускаются «все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения» [3, 53]. Частная собственность в отрасли культуры существует в форме частных коллекций культурных благ (книг, картин, кинофильмов и др.) и архивов граждан, имущества частных предприятий культуры, фондов и общественных организаций, интеллектуальной собственности. В частной собственности граждан и организаций находятся объекты культурного наследия (памятники) – усадьбы, особняки, объекты религиозного назначения, живописи, скульптуры и т.д.

Экономические условия развития частной собственности формируются в течение длительного периода. В культуре этот процесс затруднен тем, что здесь немногие направления деятельности могут быть рентабельными, развиваться без внешней финансовой поддержки и «плодоносить» крупными капиталами и крупной частной собственностью. Это особенно сложно в современных условиях российской экономики, когда уровень доходов населения позволяет удовлетворять, главным образом, физиологические потребности. А потребление культурных благ в «рационе» граждан становится эпизодическим. Частная собственность развивается, главным образом, в тех областях культуры, где производятся блага с высоким уровнем исключаемости и конкурентности.

В культуре даже прибыльные организации, занявшие свою нишу на рынке, опираются на диверсифицированную структуру, в которой производство культурной продукции является одним из направлений. Для становления бизнеса, связанного с культурой, часто используется перекрестное финансирование, означающее, что доходы, полученные компанией от одних видов деятельности, направляются на субсидирование других видов деятельности компании, например, от торговых или банковских услуг к культурным услугам.

Частная собственность – формирующийся сектор российского рынка продуктов культуры. К свидетельствам этого этапа первоначального накопления частного капитала следует отнести: отсутствие крупных (даже по меркам отечественного бизнеса) предприятий, незначительное число торговых марок, отсутствие брэндов, крупных состояний, сформированных на рынке культуры, слабое участие в международных культурных проектах.

Одно из направлений реформирования отношений собственности в РФ – ее передел, т.е. смена субъектов собственности.

На наш взгляд, учитывая социальную значимость культуры и особую роль в ней государства, приватизацию организаций культуры рассматривают не как способ ухода государства из отрасли, а как возможность привлечения в нее дополнительных финансовых источников в виде частных капиталов. Экономические отношения приняли всеобщую товарно-денежную форму, и включение в них культурных объектов – только вопрос времени.

В заключении сделаем ряд выводов, которые можно в совокупности интерпретировать следующим образом: исключающий характер отношений собственности лежит в основе специфики (определения) прав собственности, ее субъекта и объекта, а также экономического использования собственности, предполагающего ее переход от менее эффективного собственника к более эффективному; в РФ допускаются все формы собственности на объекты культуры. На российском рынке культуры самыми крупными собственниками являются государство и муниципалитеты; статус бюджетного учреждения как организации-несобственника позволяет государству регулировать производство социально значимых благ культуры: определять их объем, качество, условия производства и контроль за ним; необходимость гармонизации собственности и формирования множественности ее форм обусловили процесс передела собственности, происходящий с начала 90-х годов; приватизация государственных и муниципальных организаций культуры до сих пор не стала заметным явлением по ряду причин организационного, экономического и социального характера; ряд объектов в культуре находится в особых режимах собственности. Помимо интеллектуальной собственности, к таким объектам относится культурное наследие народов РФ (памятники); процесс юридического оформления приватизации объектов культурного наследия вступил в завершающую стадию: приватизация муниципальных ОКН разрешена законом «о приватизации государственных и муниципальных организаций», приватизация федеральных памятников отложена на определенный срок; социальная роль культуры, общественный характер производимых в отрасли благ означали, что при определении критериев эффективности использования собственности на объекты культуры необходимо исходить прежде всего из достижения социальных целей – гуманизации общества, самореализации личности, создания и сохранения культурных ценностей, ставя все же экономические цели во второй ряд.

1. Грибкова, Г.И. Экономическая эффективность и социальная значимость проектной деятельности в социально-культурной сфере // Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. НОУ ДПО «Санкт-Петербургский Институт Проектного Менеджмента». — Санкт-Петербург, 2014. — С. 37-39.

2. Макушева, О.Н. Культура как вторая природа / О.Н. Макушева // Актуальные вопросы экономики, управления и права: сборник научных трудов (ежегодник). – 2012. – № 3. – С. 83–87.

3. Ситнова, И.В. Институциональные изменения в современной России: активистско-деятельностный подход. Монография. — М.: Перспектива, 2012. — 172 с.

4. Чарная, И.В. Введение в экономику культуры. – М.: МГУКИ, 2006. – 126 с.

Тема 6. Отношения собственности в культуре

6.1. Собственностьоснова системы экономических отноше­ний.

6.1.1. Собственность как экономическая категория.

Собственность — это исторически сложившиеся общественныеотношения, которые характеризуются присвоением участниками произ­водства факторов (ресурсов) и результатов производства.

6.1.2. Собственность как юридическое право.

Содержание права собственности как права владения, пользова­ния и распоряжения имуществом (ст.209 ГК РФ).

Право владения — фактическое обладание имуществом и удержа­ние его в собственном владении.

Право пользования— возможность эксплуатации имущества, из­влечения из него полезных свойств и (или) получения доходов.

Право распоряжения — возможность собственника по своему ус­мотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

6.1.3. Объекты и субъекты собственности в культуре. Объекты собственности:

памятники истории и культуры;

имущество культурного назначения;

результаты интеллектуального и творческого труда. Субъекты собственности:

субъекты Российской Федерации;

физические лица (граждане).

6.2. Интеллектуальная собственность.

Интеллектуальная собственность — исключительное право граж­данина или юридического лица на результаты интеллектуальной дея­тельности и приравненные к ним средства индивидуализации продук­ции, выполняемых работ или услуг (наименование или фирменное на­именование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Товарный знак — зарегистрированные в официальном порядке обо­значения, способные отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

6.2.1. Авторское право и смежные права.

Авторское право— раздел права, регулирующий.отношения, воз­никающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Смежные права — права, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, поста­новок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.

Авторскими правами признаются праваавторов, смежными пра­вами — права исполнителей и производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания.

Автор— физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы и искусства.

Исполнитель — актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, ко­торое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературыили искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

Права автора и исполнителя охраняются законом РФ «Об автор­ском праве и смежных правах» (1993 г.).

6.2.2.Международные конвенции в области авторских прав. Бернская конвенция об охране литературных и художественных

произведений от 9 сентября 1886 года (в редакции 1971 г.).

Всемирная конвенция об авторском праве, заключенная в Женеве 6 сентября 1952 года (в редакции 1971 г.).

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от не­законного воспроизводства их фонограмм 1971 года.

Римская конвенция 1961 года и др.

6.3. Собственность на имущество культурного назначения. 6.3.1. Формы собственности.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ, ст. 212 ГК РФ).

Государственной собственностью в Российской Федерации явля­ется имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Право государственной собственности определено в ст. 214 ГК РФ.

Муниципальной собственностью является имущество, принадле­жащее на праве собственности муниципальным образованиям. В соответ­ствии с современным законодательством к муниципальным образовани­ям относятся: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, либо внутригородская территория города федерально­го значения. Право муниципальной собственности определено в ст. 215 ГК РФ. Муниципальная собственность не является государственной.

Частная собственность — имущество, которое находится в собст­венности граждан и юридических лиц (ст. 213 ГК РФ).

«Иные формы собственности» не расшифрованы ни в одном из за­конодательных актов.

Классификация организаций культуры по формам собственности (государственные, муниципальные, частные) не совпадает с их разделе­нием по целям хозяйствования (коммерческие и некоммерческие). Час­то считают, что все государственные (муниципальные) организацииявляются некоммерческими, а частные— коммерческими. В действи­тельности возможно существование государственных (муниципальных) коммерческих организаций (унитарных предприятий, акционерных об­ществ) и частных некоммерческих организаций (автономных некоммер­ческих организаций, некоммерческих партнерств, фондов и др.).

Читайте так же:  Налог на дарение недвижимости между близкими родственниками

6.3.2. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Хозяйственное ведение и оперативное управление как право распо­ряжения имуществом.

Право хозяйственного ведения (ст. 294, 295 ГК РФ).

Право собственности на закрепленное имущество сохраняется за собственником.

Собственник имеет право на получение части прибыли от исполь­зования имущества.

Организация не вправе продавать принадлежащее ей на праве хо­зяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду,отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйст­венных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Собственник осуществляет контроль за использованием по назна­чению и сохранностью принадлежащего организации имущества.

Право оперативного управления (ст.296,298 ГК РФ).

Право собственности на закрепленное имущество сохраняется за собственником.

Организация не вправе отчуждать или иным способом распоря­жаться закрепленным за ней имуществом.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

На праве хозяйственного ведения имущество принадлежит госу­дарственному или муниципальному унитарномупредприятию культу ры,на праве оперативного управления — учреждению^ финансируе­мому собственником (государством, муниципальным образованием, юридическим или физическим лицом), а также казенному предпри­ятию.

Все остальные коммерческие и некоммерческие организации явля­ются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладових учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобре­тенного ими по иным основаниям.

Общественные организации (объединения), благотворительные и иные фонды в области культуры являются собственниками приобре­тенного ими имущества и могут использовать его лишь для достиже­ния целей, предусмотренных их учредительными документами. Учре­дители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей орга­низации.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

ДЕКЛАРАЦИЯ о юрисдикционных иммунитетах принадлежащей государству культурной собственности

Перевод с английского

о юрисдикционных иммунитетах

принадлежащей государству культурной собственности

Мы, подписавшие настоящую Декларацию,

желая укреплять международное сотрудничество в области культуры;

признавая, что международный обмен культурной собственностью вносит значительный вклад в укрепление взаимопонимания между народами;

будучи преисполнены решимости способствовать мобильности принадлежащей государствам культурной собственности посредством
её трансграничной передачи во временное пользование для показа публике;

осознавая необходимость подтвердить действие международно-правового режима, подлежащего применению в отношении принадлежащей государству культурной собственности, передаваемой для публичного показа в другом государстве, на основе норм общего международного права об иммунитете государства, как они кодифицированы в Конвенции Организации Объединённых Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности 2004 года (далее именуемой «Конвенция»);

совместно заявляют о нижеследующем:

В соответствии с нормами общего международного права, как они кодифицированы в Конвенции:

— собственность государства, составляющая часть его культурного наследия или часть его архивов, либо составляющая часть экспозиции объектов, которые представляют научный, культурный или исторический интерес и которые не выставлены или не предназначены для выставления на продажу, не может подлежать любым принудительным мерам, таким как обращение взыскания, арест и исполнение решения, в другом государстве; и
— соответственно, такие принудительные меры могут приниматься, только если компетентные органы государства, которому принадлежит собственность, прямо отказались от иммунитета в отношении определённой собственности, либо если эта собственность зарезервирована или обозначена данным государством для удовлетворения иска, являющегося предметом этого разбирательства.

В данном контексте мы подтверждаем нашу приверженность соблюдению указанных выше норм общего международного права, касающихся принадлежащей государству культурной собственности,
в отношении любого спора, который может возникнуть в связи
с трансграничной передачей такой собственности для показа публике.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные, подписали настоящую Декларацию.

Министр иностранных дел Российской Федерации

О проекте федерального закона «О праве собственности на культурные ценности, перемещенные на территорию Российской Федерации в результате второй мировой войны»

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О праве собственности на культурные ценности, перемещенные на территорию Российской Федерации в результате второй мировой войны» (прилагается).

2. Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть указанный проект федерального закона в первоочередном порядке.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.Ф.ШУМЕЙКО

Москва
23 марта 1995 года
№ 405-I СФ

Приложение
к постановлению
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
от 23 марта 1995 года
№ 405-I СФ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О праве собственности на культурные ценности, перемещенные на территорию Российской Федерации в результате второй мировой войны»

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения собственности на культурные ценности, перемещенные на территорию Российской Федерации в результате второй мировой войны.

Основными целями настоящего Федерального закона являются:

защита указанных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза с территории Российской Федерации, а также неправомерной передачи их иностранным государствам;

создание необходимых правовых условий для реального обращения указанных ценностей на частичную компенсацию ущерба, причиненного культурному достоянию России в результате разграбления и уничтожения ее культурных ценностей оккупационными войсками Германии и ее военных союзников в период второй мировой войны;

обеспечение интересов Российской Федерации при урегулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности;

предоставление возможностей для ознакомления с указанными ценностями российским и иностранным гражданам и для развития взаимовыгодного международного сотрудничества в области культуры.

Р А З Д Е Л I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения собственности на перемещенные культурные ценности

Законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения собственности на культурные ценности, перемещенные на территорию Российской Федерации в результате второй мировой войны, состоит из настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов, издаваемых в соответствии с ним.

Статья 2. Международно-правовые основы настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон основывается на международно-правовых и других актах, принятых в период и после окончания второй мировой войны, которые полностью сохраняют свое действие в области имущественных отношений: Мирных договоров 1947 года, актов Контрольного Совета в Германии, приказов главного командования Советской военной администрации в Германии, Государственного договора о восстановлении независимой и демократической Австрии от 15 мая 1955 года, Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии от 15 марта 1991 года, а также на положениях Декларации Объединенных Наций от 5 января 1943 года.

Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

культурные ценности — имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное и научное значение, и другие предметы, категории которых определены в статье 7 Закона Российской Федерации «О ввозе и вывозе культурных ценностей»;

перемещенные культурные ценности — культурные ценности, перемещенные в 1944–1949 годах на территорию СССР с территорий Германии и ее военных союзников — Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии — по приказам командования Советской Армии, распоряжениями других компетентных советских органов и находящиеся ныне на территории Российской Федерации;

неприятельская собственность — собственность государственная, частная, муниципальная, общественных и иных организаций и объединений в бывших неприятельских государствах — Германии, Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии;

собственность заинтересованных государств — собственность государственная, частная, муниципальная, общественных и иных организаций и объединений в государствах (кроме России и республик, входивших в состав СССР на 1 февраля 1950 года), территории которых полностью или частично были оккупированы войсками неприятельских государств;

учреждения культуры — государственные (в том числе ведомственные) и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные научные, образовательные, зрелищные и просветительские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере культуры, науки и образования и обладающие правами юридического лица в Российской Федерации;

реституция — международно-правовая ответственность государства, совершившего акт агрессии или иное международное правонарушение, заключающаяся в устранении или уменьшении виновным государством причиненного другому государству материального ущерба путем восстановления прежнего состояния, в частности в форме возврата имущества, разграбленного и вывезенного им с оккупированной его войсками территории другого государства;

компенсаторная реституция — международно-правовая ответственности государства, совершившего акт агрессии или иное международное правонарушение, применяемая в случаях, когда реализация его ответственности в форме обычной реституции невозможна, и заключающаяся в компенсации виновным государством причиненного другому государству материального ущерба путем передачи потерпевшему государству или изъятия потерпевшим государством в свою пользу предметов того же рода, что и разграбленные и вывезенные с территории потерпевшего государства.

Статья 4. Действие настоящего Федерального закона на территории Российской Федерации

Настоящий Федеральный закон действует на всей территории Российской Федерации. Его положения обязательны для всех физических и юридических лиц, находящихся и (или) осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, а также для всех органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Статья 5. Действие настоящего Федерального закона в отношении фактического владения перемещенными культурными ценностями

Настоящий Федеральный закон действует в отношении всех перемещенных культурных ценностей, независимо от того, в чьем фактическом владении они находятся, а также независимо от обстоятельств возникновения такого фактического владения.

Статья 6. Состав перемещенных культурных ценностей

В состав перемещенных культурных ценностей в отношении их бывшей государственной принадлежности входят:

культурные ценности, являвшиеся неприятельской собственностью;

культурные ценности, являвшиеся собственностью заинтересованных государств, утративших право собственности на эти культурные ценности вследствие незаявления требования об их реституции в сроки, установленные правовыми актами, упомянутыми в статье 9 настоящего Федерального закона;

культурные ценности, государственная принадлежность которых не установлена (бесхозяйное имущество).

Р А З Д Е Л II

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

Статья 7. Право собственности Российской Федерации на перемещенные культурные ценности

Все перемещенные культурные ценности, ввезенные на территорию Российской Федерации в обеспечение ее права на компенсаторную реституцию, за исключениями, предусмотренными статьями 8, 9, 10 настоящего Федерального закона, являются федеральной собственностью Российской Федерации.

Статья 8. Право собственности Республики Беларусь, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Украины и Эстонской Республики на перемещенные культурные ценности

1. Положения статьи 7 настоящего Федерального закона не затрагивают права собственности Республики Беларусь, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Молдова, Украины и Эстонской Республики на предметы культуры, которые могли оказаться в составе перемещенных культурных ценностей, но были разграблены и вывезены в период второй мировой войны Германией и (или) ее военными союзниками не с территории РСФСР, а с территорий Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Украинской ССР и Эстонской ССР и составляли национальное достояние этих, а не других союзных республик, входивших в состав Союза ССР в границах на 1 февраля 1950 года.

2. Предметы культуры, указанные в части 1 настоящей статьи, могут быть переданы Республике Беларусь, Латвийской Республике, Литовской Республике, Республике Молдова, Украине и Эстонской Республике по принадлежности при соблюдении ими условий, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона, а также принципа взаимности, то есть при обеспечении ими в законодательном порядке такого же подхода к культурным ценностям Российской Федерации, перемещенным из неприятельских государств в Союз ССР и находящимся на территориях указанных государств.

Статья 9. Культурные ценности, не подпадающие под действие статьи 7 настоящего Федерального закона

1. Под действия статьи 7 настоящего Федерального закона не подпадают следующие культурные ценности:

1) культурные ценности, по которым заинтересованное государство представит доказательства того, что оно заявило требование об их реституции до истечения установленных указанными ниже правовыми актами сроков: до 15 марта 1948 года — в отношении Болгарии (пункт 7 статьи 22 Мирного договора с Болгарией); Венгрии (пункт 7 статьи 24 Мирного договора с Венгрией); Италии (пункт 6 статьи 75 Мирного договора с Италией); Румынии (пункт 7 статьи 23 Мирного договора с Румынией), до 15 сентября 1948 года — в отношении Финляндии (пункт 2 статьи 25 Мирного договора с Финляндией); до 1 февраля 1950 года — в отношении Германии (распоряжение Совета Министров СССР от 15 января 1950 года № 466);

2) культурные ценности, по которым заинтересованное государство представит доказательства того, что они являются собственностью, религиозных организаций или частных благотворительных учреждений, не служивших интересам милитаризма и (или) нацизма (фашизма), использовавшейся исключительно для религиозных или благотворительных целей;

3) культурные ценности, по которым заинтересованное государство представит доказательства того, что они принадлежали лицам, лишенным собственности на эти ценности в связи с их активной борьбой против нацизма (фашизма), в том числе их участием в национальном сопротивлении оккупационным режимам неприятельских государств и коллаборационным режимам и (или) в связи с их расовой, религиозной или национальной принадлежностью.

4) культурные ценности, по которым заинтересованное государство в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заявит претензию и представит доказательства, что эти ценности подпадают под действие соответствующего пункта (пунктов) настоящей статьи, и при этом официально подтвердит, что оно не получило за эти ценности, наряду с другими, паушального возмещения от Германии или другого неприятельского государства. Такие ценности подлежат передаче заинтересованному государству на условиях, предусмотренных статьей 16 настоящего Федерального закона.

Читайте так же:  Госпошлина за подачу искового заявления реквизиты

2. Все перемещенные культурные ценности, в отношении которых в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заинтересованные государства не заявили претензий и не представили требуемых согласно пунктам 1, 2 и 3 части 1 настоящей статьи доказательств, остаются федеральной собственностью Российской Федерации.

Статья 10. Незаконно ввезенные культурные ценности

1. Культурные ценности, которые были ввезены на территорию Союза ССР из неприятельских государств не по приказам командования Советской Армии или распоряжениями других компетентных советских органов, а самовольно отдельными военнослужащими и другими лицами и находятся в настоящее время на территории Российской Федерации, признаются ввезенными незаконно.

2. Незаконно ввезенные культурные ценности, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона могут быть переданы государству, которому они принадлежали, на условиях, предусмотренных в статье 16 настоящего Федерального закона, если эти ценности не перешли в собственность физических или юридических лиц в силу статьи 43 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

3. Положения части 2 настоящей статьи не распространяются на культурные ценности, которые согласно приказам командования Советской Армии или распоряжениям других компетентных советских органов подлежали конфискации или реквизиции, но были скрыты в целях присвоения и незаконно ввезены в Союз ССР. Они подлежат изъятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, как федеральная собственность Российской Федерации.

4. Гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства, добровольно передавшему незаконно ввезенную культурную ценность в Федеральную службу России по сохранению культурных ценностей или по ее указанию в соответствующее учреждение культуры, выплачивается вознаграждение в размере до 20 процентов от стоимости добровольно переданной культурной ценности. Указанное вознаграждение выплачивается также тем лицам, которые до вступления в силу настоящего Федерального закона добровольно передали незаконно вывезенные культурные ценности в федеральную службу России по сохранению культурных ценностей или в учреждение культуры.

Статья 11. Принципы взаимности и ответственности в межгосударственных отношениях по поводу перемещенных культурных ценностей

1. Культурные ценности, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 статьи 9 и части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, могут быть переданы по принадлежности заинтересованному государству при соблюдении этим государством принципа взаимности, то есть при условии принятия им специальных законодательных мер по обеспечению не менее благоприятного подхода к культурным ценностям Российской Федерации, разграбленным и незаконно вывезенным оккупационными войсками неприятельских государств и находящимся или могущим оказаться в будущем на его территории.

2. Культурные ценности, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 9 и части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, могут быть переданы бывшему неприятельскому государству по принадлежности при выполнении этим государством предусмотренных в этих пунктах и в этой части требований и при условии принятия им специальных законодательных мер по обеспечению выполнения своей обязанности по безвозмездному возврату Российской Федерации ее культурных ценностей, разграбленных и незаконно вывезенных оккупационными войсками неприятельских государств и находящихся или могущих оказаться в будущем на его территории.

3. Российская Федерация будет сотрудничать с государствами, осуществлявшими совместно с Советским Союзом верховную власть в Германии в период ее оккупации — с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Соединенными Штатами Америки и Французской Республикой, — в целях выявления и возвращения в собственность Российской Федерации ее культурных ценностей, которые могли быть перемещены в эти государства из соответствующих зон оккупации Германии.

Российская Федерация будет сотрудничать в тех же целях также с другими государствами, в которых могут оказаться ее культурные ценности.

Статья 12. Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии

Перемещенные культурные ценности, представляющие собой семейные реликвии (семейные архивы, фотографии, письма, знаки отличия и награды, портреты членов семьи и их предков), перешедшие в федеральную собственность Российской Федерации согласно статье 7 настоящего Федерального закона, исходя из гуманных соображений, могут быть переданы, правомочным представителям семей, которым ранее принадлежали эти реликвии, на условиях, предусмотренных в статьей 17 настоящего Федерального закона. Действие настоящей статьи не распространяется на семейные реликвии активных деятелей милитаристских и (или) нацистских (фашистских) режимов.

Статья 13. Перемещенные культурные ценности, не подлежащие передаче иностранным государствам и (или) вывозу из Российской Федерации

1. Не могут передаваться иностранным государствам и (или) вывозиться с территории Российской Федерации:

перемещенные культурные ценности (архивные и иные материалы, реликвии и иные ценности), которые по своему содержанию или характеру могут служить целям возрождения духа милитаризма и (или) нацизма (фашизма);

перемещенные культурные ценности, передача и (или) вывоз которых не отвечает государственным интересам Российской Федерации.

2. Режим хранения перемещенных культурных ценностей, подпадающих под действие части 1 настоящей статьи, обеспечивается федеральными органами государственной безопасности.

Статья 14. Права учреждений культуры в отношении перемещенных культурных ценностей

Учреждение культуры, за которым закреплены на праве оперативного управления (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации) перемещенные культурные ценности, являющиеся согласно статье 7 настоящего Федерального закона федеральной собственностью Российской Федерации, осуществляет права владения, пользования и распоряжения этими ценностями в соответствии с целями своей деятельности и назначением этих ценностей. Отчуждение этих ценностей и (или) их передача могут осуществляться не иначе как на основании федерального закона, принимаемого в каждом конкретном случае, и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Р А З Д Е Л III
ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 15. Федеральная служба России по сохранению культурных ценностей

1. Контроль за сохранностью перемещенных культурных ценностей и подготовка решений по вопросам, касающимся прав собственности на эти ценности, возлагается на Федеральную службу России по сохранению культурных ценностей (далее — Федеральная служба России).

2. На Федеральную службу России возлагаются также:

выявление и учет всех культурных ценностей, вывезенных из России во время второй мировой войны, организация государственного реестра этих ценностей и обеспечение их государственной экспертизы;

рассмотрение претензий иностранных государств и ходатайств иностранных граждан, предусмотренных, соответственно, статьей 16 и статьей 17 настоящего Федерального закона, подготовка решений по этим претензиям и принятие решений по этим ходатайствам;

распределение перемещенных культурных ценностей между учреждениями культуры в целях реального обращения этих ценностей на компенсацию ущерба, понесенного этими учреждениями культуры в результате разграбления и уничтожения их имущества войсками неприятельских государств;

решение спорных вопросов между учреждениями культуры относительно распределения между ними перемещенных культурных ценностей;

определение категорий перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам и (или) вывозу из Российской Федерации, а также режима их хранения;

осуществление контроля за соблюдением правил внешнеэкономической деятельности, относящейся к перемещенным культурным ценностям;

представление Министерству иностранных дел Российской Федерации предложений о целесообразности заключения международных договоров, касающихся перемещенных культурных ценностей, и дача заключений по проектам таких международных договоров;

осуществление контроля за соблюдением настоящего Федерального закона.

3. В качестве коллегиального совещательного органа Федеральной службы России создается Межведомственный совет по вопросам культурных ценностей, перемещенных в результате второй мировой войны.

Председателем Межведомственного совета по вопросам культурных ценностей, перемещенных в результате второй мировой войны, является руководитель Федеральной службы России.

Статья 16. Претензии иностранных государств на перемещенные культурные ценности

1. Претензия на культурные ценности, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 статьи 9 и части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, может быть заявлена только правительством государства, притязающего на эти ценности; претензии физических и юридических лиц, муниципальных органов, общественных и иных организаций и объединений к рассмотрению не принимаются.

2. Передача притязающему государству перемещенных культурных ценностей осуществляется на основании федерального закона, принимаемого в каждом конкретном случае.

3. Без принятия соответствующего федерального закона перемещенные культурные ценности не могут быть предметом дарения или любого другого отчуждения в пользу каких‑либо государств и отдельных лиц.

4. Передаче культурной ценности, являющейся объектом претензии, притязающему государству осуществляется с возмещением им расходов по ее хранению, экспертизе, идентификации и реставрации, а также расходов по ее передаче (транспортных и др.).

5. На основе федерального закона о передаче культурной ценности Федеральная служба России дает указание учреждению культуры, в оперативном управлении которого находится культурная ценность, являющаяся объектом подлежащей удовлетворению претензии, заключить договор с учреждением (организацией или лицом), уполномоченным на это правительством притязающего государства, на основе которого производятся возмещение расходов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, и фактическая передача культурной ценности. Акт передачи культурной ценности регистрируется и хранится в Федеральной службе России, а копия акта — в учреждении культуры.

Статья 17. Ходатайства, касающиеся семейных реликвий

1. Ходатайства, касающиеся перемещенных культурных ценностей, представляющих собой семейные реликвии, определенные в статье 12 настоящего Федерального закона, могут подаваться правомочными представителями семей, которым ранее принадлежали эти ценности, в Федеральную службу России.

2. Федеральная служба России в случае признания ходатайства подлежащим удовлетворению принимает решение о передаче перемещенных культурных ценностей, являющихся объектом ходатайства, семье, которой они ранее принадлежали, с возмещением расходов по их хранению, сбережению. экспертизе, идентификации и расходов по их передаче (транспортных и других).

3. Учреждение культуры, в оперативном управлении которого находится перемещенная культурная ценность, являющаяся объектом ходатайства, заключает на основе поручения Федеральной службы России с правомочным представителем семьи, которой ранее принадлежала эта культурная ценность, договор, на основе которого производится возмещение расходов, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и фактическая передача культурной ценности.

Статья 18. Перемещенные культурные ценности, находящиеся во владении учреждений культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений культуры

Впредь до истечения определенного статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона срока принятия к рассмотрению претензий иностранных государств на перемещенные культурные ценности те из указанных ценностей, которые находятся во владении учреждений культуры субъектов Российской Федерации или муниципальных учреждений культуры, в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона рассматриваются как федеральная собственность Российской Федерации. Перераспределение перемещенных культурных ценностей между федеральными учреждениями культуры, учреждениями культуры субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями культуры до истечения указанного срока не допускается.

Статья 19. Государственный фонд восстановления культурного достояния России

1. В целях обеспечения финансовых возможностей для возвращения в Россию вывезенных в разное время с ее территории культурных ценностей путем их выкупа у нынешних собственников, в том числе путем участия в аукционах, на которые могут выставляться такие ценности, а также путем выплаты вознаграждений лицам, возвращающим России ее культурные ценности по своей инициативе, при Федеральной службе России создается Государственный фонд восстановления культурного достояния России.

2. Государственный фонд восстановления культурного достояния России формируется за счет части денежных средств, полученных по договорам, предусмотренным статьями 16 и 17 настоящего Федерального закона, а также за счет добровольных взносов и пожертвований российских и иностранных учреждений, предприятий, организаций и обществ, благотворительных фондов и частных лиц.

3. Использование средств Государственного фонда восстановления культурного достояния России на иные цели, чем предусмотрено настоящей статьей, не допускается.

4. Положение о Государственном фонде восстановления культурного достояния России утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной службой России, согласованному с Министерством культуры Российской Федерации.

Статья 20. Ответственность за нарушения настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушениях настоящего Федерального закона, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Р А З Д Е Л IV
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 21. Заключение международных договоров

Российская Федерация заключает международные договоры, способствующие достижению целей настоящего Федерального закона, в том числе договоры:

об урегулировании вопросов, связанных с возмещением затрат России и ее учреждений культуры по сохранению и восстановлению перемещенных культурных ценностей, которые были переданы иностранным государствам во внедоговорном порядке или по не предусматривающим такого возмещения международным договорам, заключенным Правительством СССР или Правительством Российской Федерации с правительствами других государств до вступления в силу настоящего Федерального закона;

о сотрудничестве с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Соединенными Штатами Америки, Французской Республикой и другими государствами, подписавшими Декларацию Объединенных Наций от 5 января 1943 года или присоединившимися к этой Декларации, по вопросам выявления и возвращения в Россию культурных ценностей, разграбленных и незаконно вывезенных с ее территории войсками неприятельских государств;

о содействии учреждениям культуры Российской Федерации в осуществлении сотрудничества с учреждениями культуры других стран по обмену перемещенных культурных ценностей на культурные ценности России, вывезенные с ее территории в различное время на законных основаниях, а также о выкупе таких ценностей;

о правительственных гарантиях обеспечения принимающей страной сохранности и неприкосновенности перемещенных культурных ценностей при их демонстрации на зарубежных выставках, в художественных салонах и иных экспозициях.

Статья 22. Обязательная ратификация международных договоров, касающихся культурного достояния России

Международные договоры Российской Федерации, касающиеся перемещенных культурных ценностей, равно как и любые другие международные договоры Российской Федерации, касающиеся ее культурного достояния, подлежат обязательной ратификации.

Президент
Российской Федерации