Возраст прокурора ст

Прокуратура Белгородской области

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

  • Главная
  • История
  • Руководство
  • Структура
  • Документы
  • Кадровое обеспечение ›
    • Правовой статус прокурора
    • Организация работы с кадрами
    • Требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров
    • Ограничения, запреты и обязанности
    • Присяга прокурора
    • Классные чины
    • Условия и порядок приема на службу
    • Подготовка специалистов
    • Прием на государственную гражданскую службу
    • Вакансии
    • Итоги конкурсов
    • Сведения о доходах за отчетный период
  • Контактная информация
  • Прокуратуры городов и районов
  • Карта сайта
  • Интернет-приемная

308024, г. Белгород,
ул. Горького, 56-а

Телефоны:
8 (4722) 52-14-22
8 (4722) 52-20-40
8 (4722) 52-14-20
8 (4722) 52-55-08
8 (4722) 52-39-98

Требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров

Порядок приема на службу, а также условия и порядок прохождения, приостановления и прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры, полномочия прокуроров различных уровней при назначении и освобождении от должности работников органов и учреждений прокуратуры регламентируются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 2) и приказамиГенерального прокурора РФ от 11.11.1996 № 66 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации» от 29.01.1999 № 8 «О порядке реализации организационно-штатных полномочий в системе прокуратуры Российской Федерации», от 09.09.2002 № 554 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур», от 12.03.2008 № 39 «Об организации деятельности прокуратур городов с районным делением».

Согласно ст. 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой.

В силу этого прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации. На государственную службу, согласно ст. 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», вправе поступать граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного Федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.

В статье 40.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры. К таким условиям и требованиям относятся: наличие высшего юридического образования, профессиональные и моральные качества, состояние здоровья, возраст.

Подтверждением наличия высшего юридического образования является документ (диплом об окончании образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию). Имеющими высшее образование считаются лица, окончившие учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение) и прошедшие итоговую аттестацию.

В ряде случаев гражданам могут отказать в приеме на службу в органы прокуратуры. В настоящем Законе указаны причины, по которым введены ограничения — лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

  • имеет гражданство иностранного государства;
  • признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  • имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации;
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Общие требования к кандидату на должность помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора и прокурорскому работнику, замещающему эту должность, изложены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2011 N 378 «Об утверждении Квалификационной характеристики должности (квалификационных требований к должности) помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора».

Нормы служебной этики прокурорского работника в профессиональной и во внеслужебной деятельности установлены приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2010 N 114 (ред. от 22.04.2011) «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации».

Прокуратура Московской области

Условия и порядок приёма на службу в органы прокуратуры, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на прокурорские должности в прокуратуре, определены Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», «Об основах государственной службы Российской Федерации», законодательством о труде и другими нормативными актами.

Согласно п.2 ст. 40-1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры, если оно:

  • имеет гражданство иностранного государства;
  • признано решением суда недееспособным и ограниченно дееспособным;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определённого срока;
  • имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  • состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

К числу специальных требований подбора на должности прокурора (п.1 ст.40.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» ) относятся:

  • обязательное наличие гражданства Российской Федерации;
  • наличие высшего юридического образования, полученного в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, в частности, по программе «юриспруденция»;
  • обладание необходимыми профессиональными и моральными качествами;
  • способность по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Лица принимаются на службу в органы прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределённый срок или определённый срок.

По вопросу трудоустройства в органы прокуратуры граждане обращаются к городским и районным прокурорам по месту жительства.

Прокуроры городов и районов для проверки соответствия кандидата предъявляемым требованиям знакомятся с документами претендента на должность (автобиография, паспорт, трудовая книжка либо её копия, диплом с приложением, свидетельство об аккредитации вуза с приложением, медицинская справка формы №086/у о годности к службе в органах прокуратуры, справка из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении, другие документы, предусмотренные федеральным законодательством). Перечень документов может быть дополнен в зависимости от индивидуальных данных кандидата на работу. Прокурорами городов и районов направляются запросы в соответствующие органы для проверки данных о возможном привлечении кандидата к уголовной и административной ответственности.

Немаловажное значение имеет также собеседование (беседа) руководителя прокуратуры с кандидатом на должность. Цель беседы — получение дополнительной информации о биографии кандидата и составление представления о нём как о личности, формирование мнения о его интеллекте, начитанности, интересах, умении грамотно и логично излагать свои мысли. В ходе собеседования выявляются волевые и характерологические особенности кандидата, его склонность и стремление к данной профессии (мотивация).

Ознакомившись с личностью кандидата на замещение вакантной должности помощника прокурора (впервые назначаемых на должность), в случае положительного решения горрайспецпрокурор направляет на имя прокурора области мотивированное ходатайство о назначении этого лица на соответствующую должность.

После поступления в отдел кадров ходатайства горрайспецпрокурора и перечисленных документов кандидат на должность направляется на психологическое тестирование, целью которого является определение степени его соответствия требованиям прокурорской специальности.

Решение вопроса о назначении на должность кандидата принимается только после получения результатов (заключения) психологического тестирования.

Возраст прокурора ст

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
[email protected]

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

Квалификационные требования к должности помощника прокурора

В соответствии со ст.40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Читайте так же:  Что значит лицензия условно бесплатная

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если:

  • имеет гражданство иностранного государства,
  • признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным,
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока,
  • имело или имеет судимость,
  • имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и учреждения прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника,
  • состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Прокурорские работники, а также граждане, состоящие в резерве кандидатов для поступления на службу в органы прокуратуры на должности помощников прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров должны соответствовать предъявляемым законом требованиям.

С учетом особого характера условий работы в органах и учреждениях прокуратуры, напряженности и интенсивности труда, прокурорским работникам необходимы такие качества как высокая работоспособность, энергичность, воля, интеллект, инициативность, настойчивость в достижении целей при осуществлении служебных функций, целеустремленность, уравновешенность, общительность, умение устанавливать психологический контакт, способность мыслить творчески.

В целях формирования квалифицированного состава сотрудников прокуратуры приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.11.2011 № 378 утверждена Квалификационная характеристика должности помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора.

Для соответствия требованиям Квалификационной характеристики должности помощника прокурора необходимо уделять внимание развитию необходимых моральных и деловых качеств, совершенствованию полученных знаний, умений, приобретению практического опыта и навыков прокурорской деятельности.

от 2 ноября 2011 г. N 378

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЛЖНОСТИ

(КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТИ) ПОМОЩНИКА

ПРОКУРОРА ГОРОДА, РАЙОНА И ПРИРАВНЕННОГО К НИМ ПРОКУРОРА

1. Общие требования к кандидату на должность помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора и прокурорскому работнику, замещающему эту должность:

соответствие требованиям, установленным ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (для помощников военных прокуроров — в том числе соответствие требованиям, установленным ст. 48 данного Федерального закона);

соблюдение ограничений, запретов и обязанностей, связанных с прохождением службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

2. Перечень необходимых для помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора моральных качеств и психологических свойств личности.

2.1. Уровень социальной адаптации личности:

социальная и служебная ответственность;

высокий уровень правосознания, воспитания и культуры;

чуткость, скромность и нравственная чистота.

2.2. Интеллектуальный уровень:

развитый интеллект, эрудиция, творческое мышление, понимание сущности и государственной значимости прокурорской деятельности;

аналитические способности, умение оперативно воспринимать новые профессиональные знания, умения, навыки и адаптировать их к целям и задачам прокурорской деятельности.

2.3. Психологическая (эмоциональная) устойчивость личности:

устойчивость к стрессу и психофизическим перегрузкам;

сила воли, уравновешенность.

2.4. Коммуникативные качества личности:

умение вести деловую беседу;

свободное владение вербальными и невербальными средствами общения;

ответственность и исполнительность, способность устанавливать и поддерживать служебные отношения в коллективе, с работниками вышестоящих прокуратур;

способность правильно осуществлять взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов, органов государственного и муниципального контроля, других органов власти;

тактичное и уважительное отношение к гражданам, представителям органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций (помощников военных прокуроров — также к воинским должностным лицам) с сохранением независимости, требовательности и принципиальности.

3. Требования к профессиональным знаниям помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора.

Помощник прокурора города, района и приравненного к ним прокурора обязан знать:

Конституцию Российской Федерации;

основополагающие международно-правовые договоры Российской Федерации, регламентирующие права и свободы человека и гражданина (для помощников военного прокурора — международно-правовые договоры Российской Федерации, регламентирующие вопросы статуса российских войск за рубежом и оказания взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территориях иностранных государств), а также вопросы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие сферу деятельности помощника прокурора (для помощника военного прокурора — знание военного законодательства), а также нормативные правовые акты органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по месту дислокации прокуратуры;

постановления, определения, разъяснения, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, содержание которых связано с функциональной деятельностью помощника прокурора;

приказы, указания и иные организационно-распорядительные и информационные документы Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей и других вышестоящих прокуроров, регламентирующие функциональную, а также предметную деятельность помощника прокурора, в том числе определенную соответствующим прокурором при распределении обязанностей между работниками прокуратуры;

Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации;

основы организации труда и управления в органах прокуратуры;

порядок прохождения государственной службы в органах прокуратуры (для помощников военных прокуроров — в том числе военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах);

нормы делового общения;

порядок работы с ведомственными автоматизированными информационными комплексами;

правила пропускного, внутриобъектового и противопожарного режимов в здании прокуратуры, а также обращения со служебным удостоверением и обеспечения безопасности прокурорских работников, членов их семей;

правила ношения, хранения и применения служебного оружия;

правила ведения делопроизводства, основы систематизации законодательства, учета и статистической отчетности в органах прокуратуры;

основные статистические данные, отражающие состояние закрепленного за ним направления прокурорской деятельности;

порядок работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

4. Требования к профессиональным умениям и навыкам помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора.

Помощник прокурора города, района, приравненного к ним прокурора обязан:

эффективно использовать предусмотренные законом средства защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, принимать меры к своевременному и полному устранению выявленных нарушений закона;

знать и умело применять методы анализа и прогнозирования состояния законности и правопорядка на соответствующей территории или объекте;

владеть методикой и тактикой осуществления прокурорского надзора, иных видов прокурорской деятельности по закрепленному за ним направлению деятельности;

качественно составлять процессуальные и другие служебные (деловые) документы, акты прокурорского реагирования, а также формировать статистическую отчетность по закрепленному за ним направлению деятельности;

обладать навыками публичных выступлений, профессионального ведения полемики в судебном процессе;

владеть компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением, уметь пользоваться справочными информационными системами;

правильно вести делопроизводство, соблюдать порядок работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.

5. Виды прокурорской деятельности, организация и состояние которых влияют на вывод о соответствии помощника прокурора города, района, приравненного к ним прокурора занимаемой должности.

5.1. Организация и осуществление прокурорской деятельности в пределах компетенции, определенной соответствующим прокурором, в том числе распределением обязанностей между работниками в прокуратуре города, района, приравненной к ним военной и иной специализированной прокуратуре:

надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов;

надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

надзора за исполнением законов судебными приставами;

надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия;

надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

надзора за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами (для помощников военных прокуроров).

5.2. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

5.3. Участие в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел судами.

5.4. Участие в соответствии с установленными законом полномочиями в:

осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции;

проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

осуществлении международного сотрудничества;

ведении государственного единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре;

осуществлении согласования с органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

предупреждении преступности и иных правонарушений;

правовом просвещении населения.

5.5. Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений, осуществление приема граждан.

Предъявление прокурором исков и заявлений в суд в интересах граждан

ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ИСКОВ И ЗАВЯЛЕНИЙ

Читайте так же:  Требования к договору на оценку недвижимости

В СУД В ИНТЕРЕСАХ ГРАЖДАН

Важнейшим средством пресечения и устранения нарушений закона служит предъявление прокурором исков и заявлений в суд общей юрисдикции. Реализация этих полномочий во многих случаях является единственным реальным способом защиты прав и законных интересов граждан.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Поскольку уважительность причин оценивает суд, заявление гражданина к прокурору должно содержать не только просьбу защитить его интересы в суде, но и объяснение причин, препятствующих ему обратиться в суд.

Перечень оснований по которым прокурор может обратиться в суд в интересах гражданина не исчерпывается ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Кроме указания состояния здоровья, возраста, недееспособности закон предусматривает и другие уважительные причины по которым гражданин не может сам обратиться в суд. Это может быть тяжелое материальное положение, в связи с чем гражданин не может обратиться за квалифицированной юридической помощью. Также уважительными причинами могут являться отдаленность места проживания от места нахождения суда, наличие на иждивении несовершеннолетних детей. С учетом конкретных обстоятельств могут быть указаны иные причины.

Одной из наиболее действенных мер защиты, нарушенных прав граждан, является подача прокурором заявления в суд об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также на действия (бездействия) органами государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Важнейшим направлением в деятельности прокуратуры является обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые в силу своего возраста не могут самостоятельно обратиться в суд. Это иски о лишении, ограничении родительских прав, в защиту жилищных и трудовых прав несовершеннолетних, о взыскании пособий.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. «Неопределенный круг лиц» невозможно индивидуализировать. Защите подлежат такие охраняемые законом права, как право потребителей о запрете выпуска недоброкачественной продукции, о ликвидации общественных объединений, в случае нарушения ими прав и свобод человека и гражданина, пропаганды идей насилия, социальной, национальной, расовой розни, о запрете деятельности, приносящей вред окружающей среде, об обязательном обследовании и лени больных туберкулезом, о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Прокуратура Оренбургской области

Прокурор разъясняет

28.12.2018 | Право ребенка на защиту

В Семейном кодексе Российской Федерации закреплено право ребенка на защиту.

Несовершеннолетние граждане, признанные в соответствии с законом полностью дееспособными до достижения совершеннолетия, имеют право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется также родителями или лицами, их заменяющими,…

28.12.2018 | Особенности регулирования труда несовершеннолетних

Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность заключения трудового договора с несовершеннолетними лицами с установлением ограничений при использовании их труда.

Так, при приеме на работу несовершеннолетних запрещено установление испытательного срока.

Несовершеннолетние лица не должны привлекаться к сверхурочным работам.

Запрещено привлечение к работе в…

28.12.2018 | Как оградить детей от преступных посягательств

Ежегодно в России и в Оренбургской области регистрируется тысячи преступлений, совершенных в отношении детей.

Анализ статистики таких преступлений указывает, что чаще всего причинами и условиями для их совершения являются ненадлежащее исполнение родителями или лицами их заменяющими своих обязанностей по воспитанию, развитию ребенка, а также оставление малолетних (до 14 лет) и несовершеннолетних…

28.12.2018 | Возраст, с которого допускается заключение трудового договора с несовершеннолетними

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

Лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста пятнадцати лет и в соответствии с установленным порядком оставившие общеобразовательную организацию до получения…

28.12.2018 | Бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей в возрасте до 3-х лет

Законодательство Российской Федерации гарантирует бесплатное медикаментозное обеспечение отдельных категорий российских граждан.

Право на получение бесплатных лекарств установлено Постановлением Правительства Российской Федерации N 890 от 30.07.1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными…

26.12.2018 | Родители имеют право находиться с детьми в стационаре

Один из родителей, иной член семьи или иной законный представитель ребенка имеет право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ребенку медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им…

26.12.2018 | Ответственность родителей за воспитание детей

В Новогодние и Рождественские каникулы родители так увлекаются празднованием, что нередко забывают о соблюдении мер безопасного поведения как детей, так и взрослых.

В Семейном кодексе Российской Федерации (далее – СК РФ) закреплены права и обязанности родителей по воспитанию детей.

Так, статьей 63 СК РФ определено, что родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом,…

26.12.2018 | Ответственность за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним

Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения.

Спиртные напитки (алкогольная продукция) относятся к свободно обращающимся продовольственным товарам, однако их оборот в розничной торговле обусловлен целым рядом ограничений.

С 1 июля 2012 года к алкогольной…

26.12.2018 | «Особенности трудовой деятельности лиц, имеющих судимость»

В соответствии со ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено…

26.12.2018 | Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ) регламентировано статей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации…

Категория дел, рассматриваемых в судах с обязательным участием прокурора

В органы прокуратуры области периодически поступают заявления граждан с просьбой обеспечить участие сотрудника прокуратуры в судебном заседании по гражданскому делу. Однако, прокурор участвует в судах по заявлениям других лиц только ‘по определенной законом категории дел, которая не может быть расширена ни по инициативе участвующих в деле лиц, ни по инициативе суда, ни по инициативе самого прокурора.

В первую очередь прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселений, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ст. 45 ГПК РФ).

Кроме того, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации, другими законами предусмотрено участие прокурора также по делам:
— об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 252 ГПК РФ);
— о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ(ст. 260.1 ГГЖРФ);
— об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК РФ);
об отмене усыновления ребенка (ст. 275 ГПК РФ, ст. 140 СК РФ);
— о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим (ст. 278 ГПК РФ);
— об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина кедееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК РФ);
— об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ);
— о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством и о принудительном психиатрическом освидетельствовании (ст.ст. 304, 306 ГПК РФ);
— о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ);
— о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК РФ);
— об ограничении родительских прав (ст. 73 СК РФ);
— о принудительной госпитализации больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования или от лечения туберкулеза (ст. 10 ФЗ РФ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ»).

2. Полномочия прокурора по обращению в суд в интересах граждан.

Действовавший до апреля 2009 года Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривал, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Однако, данная редакция не позволяла в достаточной мере обеспечить порой защиту даже основных, гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод гражданина.

Читайте так же:  Образец заявления о прекращении деятельности в качестве ип

В связи с этим, в Гражданский процессуальный кодекс РФ были внесены изменения, предусмотревшие, что в целях защиты нарушенных или оспариваемых социальных .прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования достаточным основанием для направления прокурором в интересах гражданина в суд искового заявления является письменное обращение к прокурору гражданина.

В этом случае прокурор может обратиться в суд в целях защиты прав гражданина в перечисленных сферах даже если гражданин по состоянию здоровья, возрасту может это сделать сам.

3. Право прокурора на обжалование судебных решений.
Зачастую в прокуратуру поступают обращения граждан с просьбой обжаловать то или иное решение суда уже вступившее в законную силу.

Действующим законодательством (ст.ст. 376, 377 Гражданского процессуального кодекса РФ) установлено, что право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры (в Президиум Кировского областного суда надзорное представление вправе может подать прокурор Кировской области).

Таким образом, решение суда по гражданскому делу, рассмотренному без участия прокурора, не может быть пересмотрено в суде надзорной инстанции по инициативе прокурора. При этом с участием прокурора в суде первой инстанции рассматривается строго определенная категория дел, размещенная для сведения также на данном интернет ресурсе.

Возраст прокурора ст

  • Главная
  • Защита прав
  • Статьи и материалы
  • Состояние здоровья, как обоснование предъявления иска прокурором

Состояние здоровья, как обоснование предъявления иска прокурором

Обращение прокурора с иском (заявлением) часто является завершающим этапом надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, за соответствием закону издаваемых ими правовых актов, а также надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в целях принятия мер к устранению выявленных нарушений.

При этом следует признать порочной практику, когда исковая работа зависит лишь от инициативы заявителя, поскольку выявление нарушений и защита прав граждан требуют проведения эффективных проверочных мероприятий и принятия мер прокурорского реагирования.

Кроме того, возбуждение дела в защиту прав граждан по инициативе прокурора часто не зависит от согласия лица, чье право нарушено, поскольку в особо защищаемую категорию входят, например, недееспособные и несовершеннолетние, которые в силу различных причин не могут в полной мере осознавать последствий защиты их нарушенного права.

Итак, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч.1 ст. 45 ГПК).

По смыслу ч. 1 ст. 45 болезненное состояние и возраст — сами по себе уважительные причины, и представления дополнительных доказательств невозможности самостоятельного обращения граждан в суд не требуется. Однако судебная практика показывает, что все не так бесспорно.

Отказывая в принятии исков в интересах граждан, суды, как правило, исходят из того, что не было представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о невозможности их самостоятельного обращения в суд по уважительным причинам, отвергая доводы прокуроров, что таковыми являются возраст, инвалидность, плохое знание русского языка, недостаток средств на оплату квалифицированной юридической помощи.

Возникают определенные сложности и в связи с различным толкованием прокурором и судом понятий «состояние здоровья», «возраст», не ясно, что подразумевается под «другими уважительными причинами» и каковы критерии уважительности. При этом право оценки уважительности причин принадлежит суду, поэтому в отдельных случаях мнение прокурора игнорируется и в принятии заявлений суд отказывает. Следует сделать оговорку, что в этом случае не идет речь об определениях суда, связанных с недоказанностью и необоснованностью обращения прокурора.

В современной России многие нуждаются в социальной защите: безработные, вынужденные переселенцы, беженцы, инвалиды, демобилизованные военнослужащие, безнадзорные и др. В действующем социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека на определенный уровень жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д. Применительно к защите трудовых прав это лица, по какой-либо причине претерпевшие или претерпевающие ограничения права на труд — в силу возраста, по состоянию здоровья, при вынужденном прекращении работы (не по вине работника) — и находящиеся под особой защитой государства (женщины и лица с семейными обязанностями, лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и т.д.).

Законодатель не раскрывает понятие «состояние здоровья». Ни один нормативный и даже медицинский акт не содержит понятий «состояние нездоровья», «тяжелая болезнь», «стойкое расстройство здоровья». Кроме того, в ГПК не указана степень состояния здоровья гражданина, при которой прокурор мог бы в интересах этого гражданина выступить в суде.

Следует попытаться рассмотреть этот вопрос с точки зрения медицинской оценки состояний, отклоняющихся от нормальной жизнедеятельности человека.

Понятие «здоровье» ранее содержалось в постановлении Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29 января 1997 г. «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы»: «Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов». Однако в ныне действующем постановлении Минздравсоцразвития РФ от 22 августа 2005 г. «Об утверждении Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» такого определения нет.

Представляется возможным рассмотрение и применение в практике классификации основных видов нарушений функций организма. Так, к основным видам нарушений функций организма человека относятся:

  • нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • нарушения языковых и речевых функций (устной и письменной);
  • нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);
  • нарушения статодинамической функции (двигательных функций);
  • нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения;
  • нарушения, обусловленные физическим уродством.

Следует отметить, что большинство из перечисленных нарушений могут быть главным критерием в обосновании предъявления иска, поскольку все они в той или иной степени могут обусловить невозможность участия самого гражданина в процессе как в смысле постоянного физического присутствия, так и в смысле невозможности полноты осознания необходимости осуществления процессуальных прав и обязанностей.

Следует сделать оговорку, что правоприменительная практика очень неоднозначна и показывает, что некоторые судьи считают, что, например, инвалидность еще не является стопроцентным основанием для того, чтобы прокурор мог заявить иск в суде в интересах инвалида. Однако инвалид, независимо от группы инвалидности, — это лицо, у которого нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Право прокурора выступать в защиту таких лиц — безапелляционно уже только в силу указания закона.

При этом необходимо обратить внимание на то, что обращение прокурора целесообразно и в следующих случаях: когда состояние здоровья гражданина хотя и стабильно в настоящий момент, однако его самостоятельное обращение в суд и связанные с этим психоэмоциональные и физические страдания могут спровоцировать резкое ухудшение состояния, вплоть до патологического, с угрозой не только здоровью, но и жизни.

Такими предпосылками могут выступать показания по запрету воздействия вредных для здоровья факторов при беременности, сердечно-сосудистых заболеваниях и т.п. Следует помнить и о хронических заболеваниях, которые могут прогрессировать и временно обостряться. Необходимо оценивать, есть ли болезненное расстройство или заболевание, которое исключает возможность участия в судебном заседании и представляет риск и опасность ухудшения дальнейшего состояния.

При предъявлении исков в интересах названной категории граждан, исходя из фактических сведений, которые можно объективно оценить, в качестве доказательств того, что гражданин не может сам обратиться в суд, прокурор должен представить в суд справку об инвалидности, медицинские документы, справки, выписки из истории болезни лечебных и иных медицинских учреждений, консультативные заключения, уточненные диагнозы и т.д.