Требования стандартов распространяются на

Основные требования к построению, содержанию и изложению стандартов

При разработке стандартов большое внимание уделяют формулированию его наименования. В наименование стандарта должны быть включены признаки объекта стандартизации, необходимые и достаточные, чтоб отличить его от других объектов стандартизации.

Наименование стандарта состоит из заголовка, подзаголовка и, при необходимости, из группового заголовка.

Заголовок — это часть наименования, в которой дается определение объекта стандартизации. Групповой заголовок включается в наименование стандарта в тех случаях, когда данный стандарт входит в комплекс стандартов, объединенных общностью назначения; в групповом заголовке на первом месте должно быть определение (имя прилагательное), а затем название объекта (имя существительное), например «Государственная система стандартизации».

Подзаголовок — это часть наименования стандарта, в которой указывается вид стандарта.

Наименование стандарта может состоять из заголовка и подзаголовка, например, «Передачи зубчатые конические. Основные параметры»; группового заголовка, заголовка и подзаголовка, например, «Единая система конструкторской документации. Схемы электрические. Термины и определения»; группового заголовка и подзаголовка, например, «Государственная система стандартизации. Основные положения».

При написании названия объектов стандартизации в наименовании стандарта применяется в основном обратный порядок слов, например, «Бумага чертежная прозрачная». Обратный порядок слов применяется в наименованиях для удобства пользования указателями.

Названия стандартизуемых объектов в наименованиях стандартов записываются в единственном числе, если стандарт распространяется на один объект, и во множественном числе, если стандарт распространяется на несколько объектов. Например, «Смола полиамидная», «Бензины автомобильные»,

Наименование государственных стандартов должно быть указано на русском и английском языках.

Введение раскрывает более подробно (если это необходимо) объект стандартизации, определяет область распространения стандарта или ограничивает сферу его действия.

В случаях, когда наименование стандарта полностью раскрывает область его распространения, введение может быть опущено.

Содержание основной части стандарта должно быть распределено по разделам, заголовки которых выделяются жирным шрифтом; разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего стандарта и обозначаться арабскими цифрами. Содержание разделов разбивается на подразделы и пункты либо на пункты.

Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта.

При большом объеме стандарта в конце его следует помещать содержание, включающее названия разделов и подразделов с указанием номеров страниц.

Стандарт должен содержать данные (правила, нормы, требования, методы и т. д.), необходимые и достаточные в других стандартах, относящихся к стандартизуемому объекту.

Текст стандарта должен быть кратким, четким, однозначным и стилистически правильным. В тексте стандарта следует использовать слова: «должен», «следует», «необходимо».

Обороты бытовой речи, профессиональные выражения в стандарте не допускаются. Не допускается также заменять слова буквенными символами и знаками.

В стандарте должны применяться числовые значения величин только с единицами измерений, установленными действующими стандартами; в случае необходимости они должны округляться по правилам округления. Дробные числа должны приводиться в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах.

Большой цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.

Если те или иные требования, показатели и нормы уже установлены в другом стандарте, то в этом случае следует делать ссылку на этот стандарт. При этом ссылаться надо

или на стандарт в целом, или на его разделы и приложения. Ссылка на подразделы и пункты стандарта не допускается.

В стандарте не допускается дублирование или изложение в сокращенном виде норм или требований, установленных в других стандартах, кроме ограничительных стандартов.

Необходимо избегать включения в стандарт примечаний. В вводной части помещать примечания не допускается.

Чертежи и схемы, которые помещаются в стандартах, должны соответствовать требованиям стандартов Единой системы конструкторской документации.

Иллюстрационный материал, таблицы или текст вспомогательного характера оформляют в виде приложений, которые могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. В тексте стандарты должны быть сделаны ссылки на приложения с указанием степени их обязательности. Приложения должны иметь общую со стандартом сквозную нумерацию страниц. В информационных данных приводит сведения о разработчиках, утверждении и регистрации стандарта; сведения о сроках действия стандарта и периодичности его проверки, о соответствии стандарта стандартам ИСО, МЭК, о нормативных документах, на которые даны ссылки в основной части стандарта и т. д.

Требования стандартов распространяются на

Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории [18]:

  • государственные стандарты – ГОСТ;
  • отраслевые стандарты – ОСТ;
  • республиканские стандарты союзных республик – РСТ;
  • стандарты предприятий – СТП.

  • Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.

Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.

Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции.

Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.

Стандарты предприятия обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля.

В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарт всех категорий следующих видов:

  • общих технических условий;
  • общих технических требований;
  • параметров и (или) размеров;
  • типов, основных параметров и (или) размеров;
  • конструкции и размеров;
  • марок;
  • правил приемки;
  • методов контроля (испытаний, анализа, измерений);
  • правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
  • правил эксплуатации и ремонта;
  • типовых технологических процессов.

Требования и порядок разработки стандартов

Стандарт должен содержать: титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; необходимые определения; используемые обозначения и сокращения; требования, нормы, правила и характеристики; приложения; библиографические данные.

Образец оформления титульного листа содержится в приложениях А, Б, В, Г ГОСТ 1.5-92.

Предисловие стандарта должно содержать сведения о разработчике; о стандарте отрасли; о стандарте (Международном, региональном или другой страны), являющемся основой Государственного; о стандарте, объектом которого является лицензированная продукция; об инновациях, использованных в стандарте; о нормативных документах, вместо которых утвержден стандарт; о законодательных нормах закона, если таковые присутствуют в стандарте.

В содержании должны быть указаны: нумерация, названия и номера страниц разделов и приложений, а также графического материала, если он входит в стандарт.

Во введении обосновывается актуальность и обозначаются причины утверждения данного стандарта.

Характеристики стандартизируемой продукции, процесса или услуги, необходимые для классификации стандарта, содержатся в наименовании.

В области применения перечисляются объекты, на которые распространяется данный стандарт.

В нормативных ссылках должны указываться обозначения и наименования стандартов, на которые разработчики ссылаются в данном стандарте. Причем наименования должны указываться в возрастающем порядке регистрационных номеров обозначений, сначала должны перечисляться Государственные стандарты Российской Федерации, а затем отраслевые стандарты.

В определениях должны точно и четко даваться определения используемых в стандарте понятий и терминов.

В обозначениях и сокращениях должны расшифровываться с необходимыми пояснениями все обозначения и сокращения, используемые в данном стандарте. Причем обозначения и сокращения должны быть записаны в том порядке, в котором они используются в стандарте.

Требования могут быть утверждены в основополагающих стандартах, стандартах на продукцию (услуги), стандартах на методы контроля. Выбор вида стандарта зависит от характерных черт и особенностей объекта стандартизации.

Весь дополнительный материал (например, таблицы, графики, расчеты) размещается в приложениях.

Библиографические данные Государственных стандартов Российской федерации включают: обозначение, проставленное Госстандартом России; код Общероссийского классификатора стандартов; код классификатора Государственных стандартов; код Общесоюзного классификатора стандартов и технических условий.

Порядок разработки и утверждения стандарта

Разработка стандарта начинается с заявок на разработку Заявить на разработку стандарта могут следующие субъекты в соответствии с подведомственными им объектами стандартизации: Государственные органы и организации; научно-технические, инженерные и другие общественные объединения и различные предприятия.

Для того, чтобы Госстандарт РФ учел заявку при составлении плана годовой стандартизации, необходимо, чтобы в заявке была четко обоснована актуальность установления такого стандарта. Причем заявители имеют возможность предложить свой вариант данного стандарта.

Затем между заявителем и разработчиком заключается договор, регламентирующий разработку стандарта по следующим стадиям: написание технического задания; работа над проектом стандарта; отправка разработанного варианта стандарта на рассмотрение в Госстандарт; изменение стандарта при необходимости; пересмотр и отмена стандарта.

Техническое задание представляет собой основу всей дальнейшей работы над стандартом. В нем намечаются сроки выполнения каждой стадии разработки, составляются наброски разрабатываемого стандарта, формируется полный набор требований, правил и норм для стандарта, указывается предполагаемая область применения стандарта. При разработке стандарта могут учитываться отзывы о стандарте субъектов из области его применения.

Разработка проекта включает в себя два этапа.

1. Первая редакция. На данном этапе должно быть проверено, не имеет ли проект противоречий с действующими законами РФ и соответствует ли он Международным стандартам. На данном этапе проект обсуждается специальной группой, которая должна решить, удовлетворяет ли он условиям договора, составленного технического задания и положениям Государственной системы стандартизации. Затем заявители и субъекты из области применения стандарта должны ознакомиться с его первой редакцией.

2. Вторая, или окончательная, редакция. На этом этапе собираются полученные отзывы, на их основе вносятся корректировки, и готовится окончательная редакция документа. Чтобы документ был рекомендован к принятию, необходимо, чтобы его положительно оценили не меньше двух третей технического комитета по стандартизации, занимавшегося его разработкой. Окончательная редакция документа отправляется в Госстандарт РФ и его заказчику.

Принятие стандарта происходит только после обязательной его проверки, которая должна определить, не содержит ли данный проект противоречий действующим законам РФ, установленным правилам и нормам и общим требованиям оформления стандартов. После этого стандарт может быть принят Госстандартом РФ с указанием даты его вступления в силу и, возможно (необязательно), срока действия. Принятый стандарт должен быть зарегистрирован и опубликован в Информационном указателе.

Для динамичного развития и эффективного использования передовых достижений науки и техники необходимо, чтобы принятые стандарты своевременно обновлялись. Обновление стандартов также необходимо, для того чтобы объекты стандартизации могли в полной мере удовлетворять потребности населения и экономики страны. Обновление и анализ существующих стандартов осуществляется техническими комитетами по стандартизации при содействии заинтересованных сторон.

Если требуется обновить стандарт, технический комитет должен представить на рассмотрение в Госстандарт проект изменения, проект обновленного стандарта или предложить отменить данный стандарт. Необходимость обновления стандартов обычно обуславливается новыми достижениями научно-технического прогресса. Но продукция, выпускаемая по обновляемому стандарту, должна быть совместима с продукцией, которая будет выпускаться по обновленному стандарту.

Пересмотр Государственного стандарта необходим, если значительно изменяются основные показатели качества продукции и вносимые изменения касаются ее совместимости и взаимозаменяемости. В этом случае взамен существующего Государственного стандарта должен разрабатываться новый.

Отмена стандарта происходит, как правило, если объект стандартизации больше не выпускается, или если утвержден новый стандарт с более высокими требованиями и нормами Отмененный стандарт может и не заменяться новым.

Все решения о пересмотре, обновлении и отмене стандартов принимает Госстандарт РФ. Информация о принятых решениях публикуется в Информационном указателе.

Если речь идет о стандарте отрасли, то данные решения принимаются Государственным органом управления, установившим стандарт.

Стандарты предприятий находятся в ведении руководства предприятий. Оно может отменять и обновлять стандарты предприятия по своему усмотрению, но при условии, что изменения в стандартах не противоречат законодательству РФ и обязательным требованиям Государственных стандартов.

Изменения стандартов научно-технических, инженерных и других общественных объединений обуславливаются новыми достижениями науки и технического прогресса, новейшими научными открытиями.

Информацию обо всех изменениях и отмене стандартов субъекты стандартизации должны своевременно представлять в Госстандарт РФ.

ГОСТ, ТУ, стандарты, технические условия по нефтепродуктам и химической продукции, полимерным и строительным материалам.

Все опубликованные здесь документы не носят статус официальных.

Настоящий стандарт распространяется на диэтиленгликоль, предназначенный для применения в промышленности органического синтеза, в качестве экстрагента ароматических углеводородов, для осушки природного газа и в других отраслях промышленности.

Настоящий стандарт распространяется на топлива для реактивных двигателей.

Настоящий стандарт распространяется на мазут, получаемый из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья и предназначенный для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок.

Настоящий стандарт распространяется на жидкие нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий, оснований и для других целей.

Настоящий стандарт распространяется на термостабильные топлива для реактивных двигателей, получаемые из нефти и продуктов ее переработки.

Настоящий стандарт распространяется на нефтяной толуол, получаемый в процессе каталитического риформинга бензиновых фракций, а также при пиролизе нефтяных продуктов и предназначенный для нужд народного хозяйства в качестве сырья для органического синтеза, высокооктановых добавок к моторным топливам, растворителя и для экспорта.

Настоящий стандарт распространяется на композиции на основе полиэтилена высокого давления (низкой плотности) и низкого давления (высокой плотности) со стабилизаторами и другими добавками.

Настоящий стандарт распространяется на полиэтилен высокого давления (низкой плотности), получаемый полимеризацией этилена при высоком давлении в трубчатых реакторах и реакторах с перемешивающим устройством с применением инициаторов радикального типа, и устанавливает требования к полиэтилену высокого давления, изготовляемому для нужд народного хозяйства и экспорта.

Настоящий стандарт распространяется на полиэтилен низкого давления (высокой плотности), получаемый суспензионным и газофазным методами полимеризации этилена при низком давлении на комплексных металлоорганических катализаторах в суспензии, а в газовой фазе на комплексных металлоорганических катализаторах на носителе, и устанавливает требования к полиэтилену, изготовляемому для нужд народного хозяйства и для поставки на экспорт.

Настоящий стандарт распространяется на жидкие смолы, пластификаторы и их растворы и устанавливает методы определения цветности визуальный и спектрофотометрический в единицах Хазена и фотометрический как в единицах Хазена по платино-кобальтовой шкале, так и в единицах оптической плотности.

Настоящий стандарт распространяется на непигментированные лаки, растворы смол, олифы, масла, сиккативы, растворители и другие материалы и устанавливает два визуальных метода определения цвета: по йодометрической шкале и по шкале Гарднера.

Настоящий стандарт распространяется на этиленгликоль, получаемый гидратацией окиси этилена, и устанавливает требования к этиленгликолю, изготовляемому для нужд народного хозяйства и экспорта.

Настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы, предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий.

Настоящий стандарт распространяется на полипропилен, получаемый полимеризацией пропилена, и сополимеры, получаемые сополимеризацией пропилена и этилена в присутствии металлоорганических катализаторов при низком и среднем давлениях.

Настоящий стандарт распространяется на технический ацетон, получаемый кумольным методом, методом ацетонобутилового брожения, а также в качестве побочного продукта в ряде производств.

Настоящий стандарт распространяется на охлаждающие низкозамерзающие жидкости, предназначенные для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также в качестве рабочих жидкостей в других теплообменных аппаратах, работающих при низких и умеренных температурах.

Настоящий стандарт устанавливает метод измерения окраски жидких химических продуктов в единицах Хазена. Настоящий стандарт распространяется на чистые, слабо окрашенные жидкости, цвет у которых соответствует коричнево-желтому цвету платино-кобальтовой шкалы.

Настоящий стандарт устанавливает основные требования к паспорту безопасности химической продукции в части его построения, содержания, изложения и оформления включаемой в него информации.

Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое из продуктов переработки нефти.

Настоящий стандарт распространяется на уайт-спирит (нефрас-С4-155/200), представляющий собой высококипящую фракцию бензина, применяемый в лакокрасочной промышленности, в производстве олиф и других отраслях промышленности.

Настоящий стандарт распространяется на всесезонные низкозамерзающие составы и охлаждающие жидкости для теплообменных систем, предназначенные для применения в качестве рабочей среды в теплообменной аппаратуре для поглощения, отвода и передачи тепла (холода) на промышленных предприятиях, промысловых объектах нефтегазодобычи, объектах обустройства месторождений, в системах отопления и кондиционирования жилых, социальных, офисных зданий и сооружений.

Настоящий стандарт устанавливает требования к охлаждающим жидкостям на основе этиленгликоля или пропиленгликоля, используемым в системах охлаждения автомобилей или других системах охлаждения с легкими условиями эксплуатации. Использование водных растворов охлаждающих жидкостей концентрацией от 40 % об. до 70 % об. или предварительно разбавленных охлаждающих жидкостей на основе гликоля (концентрацией не менее 50 % об.) без дальнейшего разбавления обеспечивает эффективную защиту от замерзания, закипания и коррозии.

Настоящий стандарт распространяется на технический этилцеллозольв (моноэтиловый эфир этиленгликоля), предназначенный для применения в химической, медицинской, оборонной и других отраслях промышленности.

Настоящий стандарт распространяется на пластификаторы, представляющие собой сложные эфиры различных спиртов и дикарбоновых кислот. Пластификаторы предназначены для пластификации виниловых смол и других полимеров в производстве кабельных пластикатов, искусственных кож, резино-технических изделий, полимерных строительных материалов, линолеумов, пленочных и листовых материалов, упаковочных пленок, поливинилхлоридных прокладок для холодильников, кронен-корочных прокладок и для других целей.

Настоящий стандарт распространяется на нефтяной бензол, получаемый в процессе каталитического риформинга бензиновых фракций, каталитического гидродеалкилирования толуола и ксилола, а также при пиролизе нефтяного сырья, и предназначенный в качестве сырья для производства синтетических волокон и каучуков, пластмасс, красителей и других продуктов органического синтеза, а также для экспорта.

Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины для автомобильного транспорта (далее — автомобильные бензины), применяемые в качестве топлива для автомобильных и мотоциклетных двигателей, а также двигателей другого назначения, рассчитанных на использование этилированного или неэтилированного бензина.

Настоящий стандарт распространяется на олифы, применяемые для изготовления масляных красок для наружных и внутренних работ, разбавления густотертых красок, пропитки деревянных поверхностей и штукатурки, изготовления строительных составов, а также для розничной торговли, и устанавливает общие требования к ним.

Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины (далее — бензины), поставляемые на экспорт и российский рынок и предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями, сконструированными для работы на неэтилированном бензине.

Настоящий стандарт распространяется на топливо Джет A-1 (Jet A-1), предназначенное для использования в газотурбинных двигателях воздушных судов гражданской авиации.

Настоящий стандарт распространяется на дизельное топливо ЕВРО, предназначенное для дизельных двигателей.

Настоящий стандарт распространяется на простые и сложные полиэфиры (олигоэфиры) для полиуретанов и других применений. Устанавливает правила приемки, методы отбора проб, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению полиэфиров, предназначенных для нужд народного хозяйства и для поставки на экспорт.

Устанавливает требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту

Настоящие технические условия распространяются на полиэтилен высокой, средней и низкой плотности, получаемый газофазной полимеризацией этилена, в присутствии комплексных металорганических катализаторов, по технологии Spherilene фирмы «Basell», Италия.

Настоящие технические условия распространяются на полистирол, производимый по лицензии фирмы FINA TECHNOLOGY. INC.

Настоящие технические условия распространяются на Лапрол 5003-2-15 (простой полиэфир), получаемый алкоголятной полимеризацией окисей этилена и пропилена с глицерином с содержанием окиси этилена 14-16 %.

Настоящие технические условия распространяются на Лапрол 5003-2-Б10 (простой полиэфир) молекулярной массой 5000±300, получаемый алкоголятной полимеризацией окиси пропилена с глицерином и последующей блоксополимеризацией с окисью этилена.

Настоящие технические условия распространяются на простой полиэфир 4202-2Б-30, представляющий собой продукт последовательного присоединения к этиленгликолю сначала окиси пропилена, затем окиси этилена в присутствии щелочного катализатора.

Настоящие технические условия распространяются на КОРЭ (кубовый остаток ректификации этилбензола и стирола), являющиеся побочным продуктом производства этилбензола стирола.

Настоящие технические условия распространяются на триэтиленгликоль технический, побочный продукт производства этилен- и диэтиленгликоля.

Настоящие технические условия распространяются на диэтаноламин, применяемый в технологии органического синтеза для поглощения кислых газов и серосодержащих соединений из промышленных газовых смесей, в производстве пластификаторов, поверхностно-активных веществ, диспергаторов для красок, косметических препаратов, ингибиторов коррозии, в синтезе лекарственных веществ.

Настоящие технические условия распространяются на моноэтаноламин, получаемый взаимодействием аммиака или водного раствора аммиака с оксидом этилена.

Настоящие технические условия распространяются на диэтаноламин чистый, применяемый в технологии органического синтеза для поглощения кислых газов и серосодержащих соединений из промышленных газовых смесей, в производстве пластификаторов, поверхностно-активных веществ, диспергаторов для красок, косметических препаратов, ингибиторов коррозии, в синтезе лекарственных веществ.

Настоящие технические условия распространяются на смолу нефтеполимерную «Сибпласт», используемую в лакокрасочной, шинной, резинотехнической, клеевой промышленности и других отраслях народного хозяйства. Смола «Сибпласт» является ближайшим аналогом смолы «Пиропласт-2».

Настоящие технические условия распространяются на смолу нефтеполимерную, представляющую собой продукт термической сополимеризации фракции жидких продуктов пиролиза С9 (стирола, винилтолуола, дициклопентадиена, индена, а-метилстирола)

Настоящие технические условия распространяются на флотореагент-оксаль, представляющий собой продукт высококипящих побочных продуктов (ВПП) производства диметалдиоксана. Флотореагент-оксаль Т-66 используется в качестве пластификатора в лако-красочной промышленности. Флотореагент-оксаль марки Т-92 используется для изготовления пластификаторов для резиновых изделий и пленочных материалов.

Настоящие технические условия распространяются на флотореагент-оксаль, представляющий собой продукт высококипящих побочных продуктов (ВПП) производства диметалдиоксана. Флотореагент-оксаль Т-66 используется в качестве пластификатора в лако-красочной промышленности. Флотореагент-оксаль марки Т-92 используется для изготовления пластификаторов для резиновых изделий и пленочных материалов.

Настоящие технические условия распространяются на оксиэтилированные моноалкилфенолы на основе тримеров пропилена (изононила).

Настоящие технические условия распространяются на эфир метил-трет-бутиловый (МТБЭ), предназначенный для использования в качестве высокооктанового компонента автомобильных бензинов и поставки на экспорт.

На что распространяется сертификат ISO 9001?

Опубликовано: 30.01.2014 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

Стандарт ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» опубликован Международной организацией по стандартизации (ISO – International Organization for Standardization, – ред.). Сегодня он является наиболее популярным и востребованным стандартом по своей теме в мире. В отличие от многих других нормативов по качеству, ISO 9001 весьма универсален, он подходит для внедрения в любой стране и в организации любой отрасли. Есть три важных в связи с Вашим вопросом понятия, которые нередко смешивают и путают: «область применения ISO 9001», область применения (распространения) системы менеджмента качества (СМК, – ред.) и область сертификации. В случае с областью применения ISO 9001 речь идет, фактически, о пункте 1.1 самого стандарта, где освещены вопросы, связанные с тем, в каких случаях и в каких организациях можно использовать именно ISO 9001 (стандартов на системы менеджмента качества много, – ред.). Это важно, так как есть много организаций, которые ссылаясь на свою отраслевую специфику, говорят о невозможности внедрения всех требований ISO 9001. В пункте 1.2 стандарта сказано, что «заявления о соответствии» ISO 9001 приемлемы, если при выполнении положений стандарта внедряющая компания сделала исключения из параграфа №7 и эти исключения не влияют на ее способность «обеспечивать продукцией, соответствующей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям». На практике подобные исключения в сертификации допускаются только по согласованию с органом по сертификации. То, насколько обоснованным признают исключения из стандарта в органе по сертификации зависит от ответов на вопросы:

  1. Кто является потребителем?
  2. Что из себя представляет продукция?
  3. Что является требованиями (заявленными или незаявленными), относящимися к продукции?

Пример: ателье, относящееся к малым предприятиям, занимается кройкой тканей, готовое сырье отправляется на следующую производственную фазу – в отдел шитья. По окончании работы качество готового изделия проверяется. Ателье внедрило СМК и заявляет об исключении из пункта 7.5.2 «Валидация процессов производства продукции и предоставления услуг».

Орган по сертификации в этом случае сделает вывод о правомерности исключения, так как ателье может и без выполнения 7.5.2 полностью проконтролировать процесс кройки на предмет соответствия требованиям спецификации.

Область применения (распространения) системы менеджмента качества – это те процессы, продукция, отделы и подразделения, которые официально охвачены вашей СМК. Официально в том смысле, что вы сообщаете о наличии у вас системы управления через институт сертификации. Согласно сложившимся международным правилам сертификации область распространения СМК должна быть описана в сертификате. Запись на документе о соответствии, которая дает представление об области применения СМК называется «область сертификации».

Реальное количество отделов или процессов организации может быть больше, чем область сертификации. Обычно еще до внедрения руководители решают, какие именно процессы должны быть охвачены создаваемой системой. Решение очень важное, и вот почему. На оценку соответствия небольшого количества процессов у аудиторов органа по сертификации уйдет меньше времени, а значит, компания-претендент на сертификат получит свой документ гораздо быстрее. К тому же, стоимость сертификации определяется, в числе всего прочего, трудозатратами аудиторов, поэтому отказ от введения в область сертификации всей СМК может сказаться и на цене предоставления услуги независимым оценщиком. Предприниматель, таким образом, выигрывает от экономии времени и денег на сертификацию. Есть и еще один важный вопрос: не заявленных на сертификацию процессов не касается внешний аудит. Пусть часть процессов окажется не охваченной сертификатом, но система менеджмента качества все равно приносит больше пользы тем организациям, которые внедряют ее не для выгод от обладания сертификатом, а для себя и для большей эффективности своей работы. Даже здесь почти всегда оправдывается библейское…

Цитата: ‘У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улицах, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою’

«Область сертификации должна не вводить в заблуждение», – говорится в нормативе «Группы аудиторских проверок по ISO 9001» (ISO 9001 Auditing Practices Group, – ред.), действующей при IAF (International Accreditation Forum, – ред.). Обычно в России органы просто перечисляют виды деятельности, на которые распространяется сертификат. Отметим, что виды деятельности должны совпадать с формулировками устава предприятия предприятия, статья №52 Гражданского кодекса РФ по этому поводу гласит, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора или устава, либо только учредительного договора. Если информации о видах деятельности нет в уставе, то она берется органами по сертификации из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц, – ред.), однако там даны очень узкие, предельно конкретные формулировки из классификатора. Описать границы сертифицированной СМК в области сертификации можно разными средствами, например, с помощью характеристик организационной структуры предприятия: сертификат выдан на один филиал группы компаний или на весь холдинг целиком? Иногда правильнее описать линейку продукции или услуг, которые охватываются системой. Также в документе IAF (International Accreditation Forum, – ред.) сказано, что область сертификации не должна содержать рекламных заявлений от компании-держателя сертификата.

Требования стандартов распространяются на

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стандартизация в Российской Федерации

СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены

Standardization in Russian Federation. National Standards of Russian Federation. Instructions for development, taking over, revision, correction, suspension and cancellation

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 1.2-2016 с ГОСТ Р 1.2-2014 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2016-07-18

1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой по актуализации основополагающих стандартов Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 «Методология стандартизации»

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального законаот 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 10, 2018 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (внесению изменений или пересмотру), внесению поправок, а также правила приостановки действия и отмены стандартов.

1.2 Настоящий стандарт не устанавливает исчерпывающий перечень работ по разработке проекта национального стандарта и формы взаимодействия участников работ по стандартизации. Состав и объем выполняемых работ определяются государственным контрактом на разработку национальных стандартов и/или соответствующим договором.

Примечание — В настоящем стандарте применены термины, которые установлены и определены в статье 2 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [1] и межгосударственном стандарте на термины и определения в области стандартизации [2].

1.3 Разделы 6 и 7 распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу постановления Госстандарта России от 30 января 2004 г. N 4 «О национальных стандартах Российской Федерации».

Примечание — Данное постановление зарегистрировано в Минюсте России 13 февраля 2004 г. N 5546 в качестве нормативного правового акта.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов

ГОСТ Р 1.8 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего документа в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие положения

3.1 Разработку национальных стандартов осуществляют в соответствии с программой национальной стандартизации, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

3.2 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:

— организация разработки стандарта;

— разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;

— доработка проекта стандарта по результатам публичного обсуждения и его редактирование;

— подготовка окончательной редакции с учетом замечаний по результатам редактирования;

— проведение контроля проектов стандартов на соответствие правилам, установленным в ГОСТ Р 1.7 и/или ГОСТ Р 1.5, и требованиям к их оформлению (далее — нормоконтроль);

— проведение экспертизы и подготовка мотивированного предложения об утверждении проекта стандарта в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта;

— подготовка к утверждению, утверждение и регистрация стандарта.

3.3 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).

3.3.1 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны:

— противоречить международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», изданным в соответствии с установленными полномочиями, техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

— дублировать нормы законодательства Российской Федерации;

— расширять или сужать права участников гражданско-правовых отношений;

— устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение его требований.

Примечание — Разрабатываемый стандарт может содержать нормы, отличные от установленных нормативными правовыми актами, только тогда, когда это допускается данными актами.

3.3.2 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны:

— быть увязаны с требованиями стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.3) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов), а также со сводами правил;

— детализировать требования технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации, если предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

При изложении требований к материалам приводят их краткие конкретные функциональные свойства (характеристики) с указанием требований к основным показателям назначения, которым должны удовлетворять эти материалы. При изложении требований к материалам указание торговой марки или наименования производителя материалов не допускается.

3.3.3 При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:

— требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов, в том числе технических регламентов Евразийского экономического союза;

— результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

— международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;

— национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других стран;

— иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, в том числе опыт применения на практике новых видов продукции и процессов;

— предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

3.3.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта стандарта — по ГОСТ Р 1.5-2012 (разделы 3-5). При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих национальных стандартов Российской Федерации и действующих в этом качестве межгосударственных стандартов, заменяя их соответствующими ссылками по ГОСТ Р 1.5.

3.3.5 При применении как основы для разработки национального стандарта международного, европейского или зарубежного национального стандарта соблюдают соответствующие правила, установленные в ГОСТ Р 1.7.

3.4 При разработке национального стандарта используют Федеральную государственную информационную систему (ФГИС) федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации. До принятия решения федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации о переходе национальной системы стандартизации на исключительное применение ФГИС проект национального стандарта оформляют по ГОСТ Р 1.5-2012 (раздел 5) в электронно-цифровой форме.

4 Правила разработки и утверждения национальных стандартов

4.1 Организация разработки национального стандарта

4.1.1 В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта участники работ по стандартизации направляют предложения по включению соответствующей темы в программу национальной стандартизации в соответствии с порядком учета предложений о разработке национальных стандартов, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [3].

4.1.2 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может уполномочить на разработку национального стандарта компетентное юридическое или физическое лицо в случае отсутствия предложения о разработчике стандарта по соответствующей теме от профильного ТК (ПТК).

В указанном случае федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации включает тему по разработке стандарта в программу национальной стандартизации и закрепляет ее за ТК (ПТК) по соответствующей области стандартизации.

4.1.3 Если заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то учет такого предложения осуществляется в установленном порядке [3].

В предложении приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного, регионального или зарубежного национального стандарта. Вместе с предложением могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального или стандарта иностранного государства) стандарта.

4.2 Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение

4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта.

4.2.1.1 При разработке национального стандарта разработчик руководствуется общими требованиями к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены в ГОСТ 1.5-2001 (раздел 7).

Примечание — Кроме общих требований к содержанию стандартов существуют национальные стандарты и рекомендации по стандартизации, устанавливающие особые требования в отношении отдельных объектов и аспектов стандартизации [4]-[11], которые также учитывают при разработке стандарта.

4.2.1.2 Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта (см. приложение А) в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [12].

4.2.1.3 Разработчик направляет первую редакцию проекта стандарта с уведомлением о разработке в секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией, который осуществляет рассылку первой редакции проекта стандарта членам ТК (ПТК) и другим заинтересованным лицам.

4.2.2 Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта стандарта, готовят в письменной форме отзывы на первую редакцию проекта стандарта и направляют их по электронной почте разработчику в течение 30 календарных дней со дня получения данного проекта, но не позднее 45 календарных дней со дня размещения уведомления, если разработчик не установил иной срок, обусловленный необходимостью начала доработки проекта стандарта и/или завершения его публичного обсуждения.

4.2.2.1 Все замечания и предложения излагают конкретно и обоснованно. При этом рекомендуется приводить предлагаемые автором отзыва редакции отдельных пунктов, подпунктов, абзацев, таблиц, приложений и изображения графического материала, используя приведенную в приложении Б форму отзыва.

4.2.2.2 Отзыв на проект стандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности:

— о целесообразности разработки стандарта;

— проекте в целом;

— об области распространения стандарта;

— о структуре стандарта;

— об отдельных разделах, подразделах, пунктах, подпунктах, абзацах, таблицах, графических материалах и/или приложениях стандарта.

4.2.2.3 Если в проекте стандарта присутствует объект патентного права, то патентообладатель в своем отзыве на данный проект заявляет о своих правах, а разработчик исключает из проекта стандарта данный объект.

4.2.3 По окончании срока публичного обсуждения разработчик направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта по форме, приведенной в приложении В.

4.2.4 Разработчик составляет сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта национального стандарта по форме и правилам, приведенным в приложении Б*, и дорабатывает проект национального стандарта с учетом принятых им замечаний и предложений заинтересованных лиц.

____________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «в приложении Г». — Примечание изготовителя базы данных.

4.3 Подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта с учетом замечаний по результатам редактирования

4.3.1 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта на основе доработанного проекта стандарта.

Разработчик направляет доработанный проект стандарта на редактирование. Организация, проводящая редактирование проекта стандарта, осуществляет его в установленном этой организацией порядке.

4.3.2 Разработчик после редактирования направляет доработанный проект стандарта в ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией с приложением копии договора о проведении редактирования доработанного проекта стандарта или уведомлением о проведении редактирования доработанного проекта стандарта силами разработчика.

1 Уведомление о проведении редактирования доработанного проекта стандарта силами разработчика составляется в свободной форме на бланке организации и подписывается руководителем организации — разработчика проекта стандарта. Если разработчиком проекта стандарта является физическое лицо, редактирование не может проводиться им самостоятельно.

2 По решению председателя ТК (ПТК) в число разработчиков национального стандарта может быть включена организация или физическое лицо, которые внесли существенный вклад в содержание проекта стандарта в процессе публичного обсуждения или экспертизы.

4.3.3 ТК (ПТК) рассматривает доработанный проект стандарта, прошедший редактирование, и принимает решение о проставлении штампа «Окончательная редакция» путем заочного голосования в порядке, установленном в положении о ТК (ПТК).

4.3.3.1 ТК (ПТК) возвращает разработчику доработанный проект стандарта со штампом «Окончательная редакция» (далее — окончательная редакция) в срок, не превышающий 30 дней с даты поступления доработанного проекта стандарта в секретариат ТК (ПТК).

4.3.3.2 При отрицательных результатах рассмотрения доработанного проекта стандарта секретариат ТК (ПТК) может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его в сроки, не превышающие 30 дней.

4.4 Проведение нормоконтроля проектов национальных стандартов на соответствие правилам, установленным в ГОСТ Р 1.5 и/или ГОСТ Р 1.7, и требованиям к их оформлению

4.4.1 Разработчик после получения от секретариата ТК (ПТК) окончательной редакции направляет ее в организацию, проводящую нормоконтроль.

4.4.2 Представляемый на нормоконтроль оригинал окончательной редакции проекта стандарта должен быть напечатан краской черного цвета на одной стороне листа бумаги белого цвета. Шрифт печатающего устройства должен быть четким, начертания Arial размером не менее 10 пунктов, с двойным межстрочным интервалом.

4.4.3 Комплекс стандартов, имеющих общий объект стандартизации, запланированных к утверждению и вводу в действие одновременно и содержащих перекрестные нормативные ссылки друг на друга, должны представляться на нормоконтроль одновременно (комплектом). При этом организация, осуществляющая нормоконтроль проектов стандартов, выдает рекомендацию по присвоению обозначений стандартам, входящим в состав комплекса.

По этой рекомендации оператор Федерального информационного фонда стандартов (далее — оператор фонда) присваивает обозначения комплексу стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 7.4).

Перед проведением нормоконтроля перекрестные нормативные ссылки должны быть внесены в проект в соответствии с полученными обозначениями стандартов.

4.4.4 На проекте стандарта, получившем положительное заключение по результатам нормоконтроля, проставляется штамп «В набор» на каждой странице проекта.

Допускается проставление штампа «В набор» по результатам редактирования, если редактирование этого проекта проводилось организацией, осуществляющей нормоконтроль.

4.4.5 В случае необходимости внесения исправлений и/или изменений в проект стандарта, прошедший нормоконтроль, такой проект стандарта направляется на нормоконтроль повторно до его утверждения.

4.4.6 При наличии замечаний по результатам нормоконтроля окончательную редакцию возвращают разработчику для доработки и повторного представления ее для проведения нормоконтроля.

4.4.7 Разработчик направляет в секретариат ТК (ПТК) оригинал проекта стандарта со штампом «В НАБОР» на всех листах и его копию с оригиналами подписей разработчиков на последней странице этой копии для проведения экспертизы.

4.5 Проведение экспертизы и подготовка мотивированного предложения об утверждении проекта стандарта в качестве национального стандарта, или об утверждении проекта национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, или об отклонении проекта национального стандарта

4.5.1 Разработчик представляет в секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией для проведения экспертизы следующие документы:

— оригинал окончательной редакции со штампом «В набор»;

— сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта (см. приложение Г);

— документы, подтверждающие согласование проекта стандарта с федеральными органами исполнительной власти, в случае если это установлено Правительством Российской Федерации или федеральным законодательством;

— оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.

4.5.2 Секретариат ТК (ПТК) на основании представленных разработчиком документов рассматривает окончательную редакцию со штампом «В набор» и организует проведение экспертизы в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [13].

4.5.3 При положительных результатах рассмотрения окончательной редакции со штампом «В набор» секретариат ТК (ПТК) рассылает ее на рассмотрение членам ТК (ПТК).

4.5.4 Члены ТК (ПТК) рассматривают окончательную редакцию со штампом «В набор» и участвуют в проведении экспертизы в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [13]. В случае если в заключении экспертизы даны рекомендации по внесению изменений в окончательную редакцию, измененная редакция должна быть повторно направлена для проведения нормоконтроля в соответствии с 4.4.

Примечание — Принципы проведения экспертизы проекта национального стандарта установлены в статье 24 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [1].

4.5.5 С учетом результатов экспертизы проектов стандартов ТК (ПТК) в случае достижения консенсуса подготавливает мотивированное предложение об утверждении проекта национального стандарта в соответствии с частью 14 статьи 24 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [1].

4.5.5.1 В случае недостижения консенсуса в ТК (ПТК) в отношении предложения об утверждении национального стандарта может быть принято мотивированное предложение об утверждении проекта в качестве предварительного национального стандарта или об отклонении данного проекта.

1 Основания, по которым ТК (ПТК) может предложить отклонить проект стандарта, указаны в части 10 статьи 24 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [1].

2 Для достижения консенсуса при разработке национального стандарта применяют соответствующие правила, установленные федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации [14].

4.5.5.2 Если ТК (ПТК) предлагает утвердить проект национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, то разработчик переоформляет данный проект в виде проекта предварительного национального стандарта с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.5 для этого вида документов национальной системы стандартизации.

Примечание — Случаи, когда ТК (ПТК) может предложить утвердить проект национального стандарта в качестве предварительного национального стандарта, указаны в части 12 статьи 24 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [1].

4.6 Подготовка к утверждению, утверждение и регистрация национального стандарта

4.6.1. Подготовка стандарта к утверждению осуществляется в соответствии с пунктом 4 правил стандартизации [15] в части требований, не противоречащих положениям настоящего стандарта.

4.6.2 Перед направлением проекта национального стандарта на утверждение ему присваивается обозначение в соответствии с ГОСТ Р 1.5, ГОСТ Р 1.7.

Обозначение присваивает оператор фонда в течение трех рабочих дней после поступления документов от ТК (ПТК) или, в случае разработки стандартов за счет средств федерального бюджета, от исполнителя государственного контракта.

При этом оператор фонда проверяет:

— комплектность документов (дело стандарта) на соответствие приложению Д;

— соответствие наименования стандарта и шифра темы утвержденной программе национальной стандартизации;

— правильность оформления приказа в соответствии с шаблонами типовых приказов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации;

— правильность оформления дела стандарта, наличие оригинальных подписей и печатей в соответствии с пунктами 5.4-5.10 правил стандартизации [15].

В случае несоответствия хотя бы одному из перечисленных требований оператор фонда возвращает документы на доработку.

4.6.3 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации на основании представленных документов в течение 30 дней принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» [1]. При этом решение об утверждении стандарта оформляют соответствующим организационно-распорядительным документом. В данном документе устанавливают дату введения национального стандарта в действие.

Срок действия национального стандарта не ограничивают, за исключением случаев, когда это обусловлено законодательными или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В обоснованных случаях при установлении даты введения национального стандарта в действие пользователям может быть предоставлено право его досрочного применения.

4.6.4 Регистрацию утвержденного национального стандарта, публикацию уведомления о его утверждении на официальном сайте федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет, а также официальное опубликование данного стандарта осуществляют с соблюдением соответствующего порядка [16] и порядка [17], установленных федеральными органами исполнительной власти в сфере стандартизации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации.

4.6.5 Издание утвержденного национального стандарта производится с соблюдением порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, [16] и требований ГОСТ Р 1.5. При поступлении единичных запросов — в виде «печати по запросу» или по заявкам заинтересованных лиц — изготавливается тираж печатных или электронных изданий.

5 Правила проведения работ по обновлению национальных стандартов

5.1 Организация работ по обновлению национального стандарта

5.1.1 Национальный стандарт подлежит обновлению в следующих случаях:

— если его содержание вошло в противоречие с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целями и принципами национальной стандартизации и в результате не удовлетворяет современным экономическим, социальным или иным потребностям страны, в том числе не соответствует достигнутому уровню развития науки и техники;

— если содержание стандарта не обеспечивает соблюдение требований принятого или разрабатываемого технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза) или препятствует соблюдению вновь заключенного международного соглашения;

— если его содержание противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого национального стандарта Российской Федерации* (в том числе межгосударственного стандарта, вводимого в действие в качестве национального стандарта) либо утвержденного или разрабатываемого свода правил.
_________________
* Допускается противоречие между содержанием разрабатываемого предварительного национального стандарта и действующего национального стандарта Российской Федерации.

В последнем случае при организации обновления действующего национального стандарта необходимо стремиться к обеспечению комплексности работ по стандартизации взаимосвязанных объектов по срокам введения в действие распространяющихся на них стандартов и сводов правил.

5.1.2 Обновление действующего национального стандарта может быть осуществлено путем его пересмотра или разработки изменения к стандарту.

5.1.3 При необходимости обновления национального стандарта члены ТК (ПТК), заинтересованные участники работ по стандартизации направляют соответствующие предложения (с аргументированным обоснованием и предложением по финансированию данной работы) в секретариат ТК (ПТК), за которым закреплен данный объект стандартизации, а при отсутствии такого ТК (ПТК) — в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации. Вместе с предложениями могут быть представлены документы, подтверждающие их обоснованность, а также текст изменения, который целесообразно внести в данный стандарт.

5.1.4 Секретариат ТК (ПТК) или федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает, анализирует и обобщает полученные предложения по обновлению национального стандарта, оценивает их актуальность, определяет способ обновления стандарта (в виде изменения или пересмотра).

5.1.5 Если в течение пяти лет после утверждения национального стандарта в секретариат ТК (ПТК) не поступали предложения по его обновлению, секретариат ТК (ПТК) самостоятельно проводит проверку содержания данного стандарта или направляет членам ТК (ПТК) запрос о представлении предложений, позволяющих оценить целесообразность обновления стандарта или его отмены.

Проверку национального стандарта проводят с целью выявления необходимости его обновления, которое может быть направлено:

— на обеспечение соблюдения требований разрабатываемых технических регламентов (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза);

— устранение противоречий с действующими и вводимыми нормами законодательства Российской Федерации;

— приведение стандарта в соответствие с вновь заключенными международными соглашениями;

— гармонизацию стандарта на международном и/или региональном уровне;

— распространение передового опыта, повышение качества продукции (работ или услуг) в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, потребностями населения, экономики и безопасности страны;

— более полное достижение целей национальной стандартизации и на решение задач, которые установлены в статье 3 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [1];

— устранение противоречий или дублирования с вновь разработанными, пересмотренными и измененными национальными стандартами Российской Федерации и межгосударственными стандартами, действующими на ее территории в качестве национальных стандартов, а также сводами правил;

— исключение ссылок на отмененные стандарты или на межгосударственные стандарты, действие которых на территории Российской Федерации прекращено в одностороннем порядке.

5.1.6 При проведении работ, указанных в 5.1.4 и 5.1.5, следует оценить необходимость одновременного обновления взаимосвязанных с обновляемым национальным стандартом других национальных стандартов Российской Федерации, а также межгосударственных стандартов (в том числе стандартов, в которых даны нормативные ссылки на данный стандарт), а также сводов правил.

5.1.6.1 Если в процессе анализа выявлена необходимость обновления взаимосвязанного национального или межгосударственного стандарта, закрепленного за другим ТК (ПТК), соответствующее предложение направляют в секретариат этого ТК (ПТК).

5.1.6.2 Секретариат ТК (ПТК), в который поступило предложение по обновлению национального стандарта, анализирует его, определяет способ обновления закрепленного за ним стандарта (в виде изменения или пересмотра) и сообщает свое мнение в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для последующего включения в программу национальной стандартизации на соответствующий год.

5.1.6.3 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации рассматривает предложения различных ТК (ПТК) и принимает решение, направленное на обеспечение координации проводимых ими работ, доводя его до секретариатов соответствующих ТК (ПТК), в случае положительного решения соответствующую тему работ обязательно включают в программу национальной стандартизации на соответствующий год.

5.1.7 При необходимости федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации может организовать проведение анализа определенной части фонда действующих национальных стандартов с целью его обновления путем оценки научно-технического уровня входящих в него стандартов.

5.1.8 Проверку действующих национальных стандартов проводят при включении их в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза), или в перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

1 В том случае, когда по результатам проверки действующего стандарта выявлена необходимость его изменения или пересмотра, данный стандарт может быть включен в один из указанных перечней только после введения в действие этого изменения или заменяющего стандарта.

2 Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, формируют путем применения методики, установленной в правилах стандартизации [18].

5.2 Разработка изменения к национальному стандарту

5.2.1 Изменение к национальному стандарту на продукцию разрабатывают при необходимости замены (модификации) или исключения отдельных его положений или их фрагментов, если это не влечет за собой нарушения взаимозаменяемости продукции, изготовленной по измененному стандарту, и продукции, изготовленной по стандарту до внесения в него изменения, а также не приводит к нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до внесения в него изменения.

Изменение к национальному стандарту на метод контроля разрабатывают, если вносимое изменение не влияет на метрологические характеристики результатов испытаний (измерений), полученных при использовании данного метода.

Для остальных видов национальных стандартов изменение к стандарту разрабатывают, если его объем не превышает 20% текста стандарта.

5.2.2 Изменение к национальному стандарту только редакционного (лингвистического) и/или ссылочного* характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают, а включают в изменение, необходимость которого обусловлена заменой, дополнением и/или исключением определенных положений стандарта, или оформляют в виде поправки (см. 5.4).
_________________
* За исключением случаев, указанных в 5.2.2.1.

5.2.2.1 В национальный стандарт также вносят изменение, если в стандарте дана нормативная ссылка на один из следующих документов:

— отмененный межгосударственный стандарт, если данный стандарт отменен без замены или вместо него действует другой межгосударственный стандарт, имеющий в обозначении иной регистрационный номер;

— межгосударственный стандарт, применение которого в Российской Федерации прекращено в одностороннем порядке (в соответствии с ГОСТ Р 1.8);

— отмененный национальный стандарт Российской Федерации, если данный стандарт отменен без замены или вместо него действует межгосударственный стандарт или другой национальный стандарт, имеющий в обозначении иной регистрационный номер;

— в иных случаях по решению федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.

5.2.2.2 Положение стандарта, в котором дана ссылка на национальный или межгосударственный стандарт, который отменен без замены либо утратил статус действующего в Российской Федерации на национальном уровне без утверждения вместо него другого национального или межгосударственного стандарта Российской Федерации, исключают или модифицируют путем включения недостающего требования (правила).

Примечание — Если по какой-либо причине в стандарт не было внесено изменение, предусмотренное в 5.2.2.1, то пользователи стандарта самостоятельно осуществляют поиск стандартов, которые действуют взамен отмененных ссылочных стандартов. Причем в случае, когда ссылочный стандарт отменен без замены или утратил статус действующего в Российской Федерации на национальном уровне без утверждения вместо него национального стандарта Российской Федерации, положение (или его часть), в котором дана эта ссылка, может не применяться. При этом в случае возникновения разногласий у пользователей стандарта по вопросам, связанным с применением нормативных ссылок на отмененные стандарты, рекомендуется обращаться за разъяснениями в секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией, а при отсутствии такого ТК (ПТК) — в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

5.2.3 Если в стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с 5.3. Пересмотр стандарта также является предпочтительным, если объем вносимого изменения может превысить 20% текста стандарта или при необходимости существенного изменения наименования либо области применения стандарта.

5.2.4 Построение и изложение изменения — по ГОСТ Р 1.5-2012 (раздел 6). При этом вносимому в стандарт изменению присваивают очередной порядковый номер.

5.2.5 Разработку изменения к стандарту, его утверждение и регистрацию проводят в соответствии с правилами, установленными для стандартов в разделе 4, и с учетом правил, установленных в настоящем подразделе. При этом в качестве разработчика изменения к стандарту рекомендуется привлекать лицо, являющееся разработчиком данного стандарта. Редактирование проектов изменений должно проводиться организацией, которая осуществляет издание изменений.

Примечание — При необходимости одновременно с разработкой данного изменения осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам и сводам правил.

Подготовку проекта изменения к утверждению и его регистрацию после утверждения проводят с соблюдением соответствующего порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [16].

5.2.6 В пояснительной записке к проекту изменения приводят характеристику вносимого изменения, а также технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности внесения данного изменения и ожидаемую эффективность от его внедрения. В пояснительной записке к проекту изменения к стандарту допускается не приводить сведения о международных и региональных стандартах, если вносимое изменение не обусловлено необходимостью гармонизации данного национального стандарта Российской Федерации на международном или региональном уровне.

5.2.7 При подготовке уведомления о разработке проекта изменения к национальному стандарту соблюдают правила, установленные в приложении Е.

5.2.8 Изменение к стандарту вводят в действие не ранее трех месяцев после его утверждения и с учетом времени, необходимого для проведения соответствующих организационно-технических мероприятий.

5.2.9 Уведомление об утвержденном изменении к стандарту размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет.

Издание изменений к национальным стандартам в печатном виде осуществляется в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».

В обоснованных случаях вместо публикации текста изменения осуществляют новое издание стандарта, включающее это и все предыдущие изменения к стандарту, а также поправки к этому стандарту.

5.3 Проведение пересмотра национального стандарта

5.3.1 Пересмотр стандарта необходим, если предлагаемые значительные изменения его содержания или структуры, а также включение в него новых и/или более прогрессивных требований приводят к следующим последствиям:

— нарушению взаимозаменяемости с продукцией, изготовленной до введения этих требований;

— нарушению совместимости с другой продукцией, с которой была совместима продукция, изготовленная по стандарту до введения в него новых требований;

— оказанию влияния на метрологические характеристики результатов испытаний (измерений), проводимых по пересмотренному стандарту и действующему ранее стандарту.

5.3.2 При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом разработку стандарта, его утверждение, регистрацию, издание и введение в действие проводят в порядке, установленном в разделе 4 для вновь разрабатываемых стандартов. В качестве разработчика обновляемого стандарта, как правило, привлекают лицо, являющееся разработчиком действующего стандарта.

Примечание — При необходимости одновременно с пересмотром данного стандарта осуществляют работы по подготовке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам и сводам правил или работы по их пересмотру.

5.3.3 При пересмотре действовавший ранее стандарт отменяют, а в пересмотренном стандарте (в предисловии) указывают, взамен какого стандарта он разработан. При присвоении обозначения обновленному стандарту сохраняют регистрационный номер действовавшего ранее стандарта и приводят после него (отделяя тире) четыре цифры, означающие год утверждения обновленного стандарта.

5.3.4 Информацию о замене действующего национального стандарта и об утверждении обновленного стандарта размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет в виде соответствующего уведомления в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [12].

5.3.5 Официальное опубликование обновленного стандарта организует федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [17].

6 Внесение поправки в национальный стандарт

6.1 При необходимости внесения исправлений в опубликованный национальный стандарт, которые направлены на устранение опечаток, ошибок или неточностей, допущенных при подготовке стандарта к утверждению или опубликованию, любой пользователь стандарта может направить в секретариат ТК (ПТК) в соответствии с его компетенцией (при его отсутствии — непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации) предложение по внесению в стандарт поправки.

Необходимость внесения в стандарт поправки также может быть обусловлена необходимостью актуализации датированной ссылки на другой национальный или межгосударственный стандарт в случае пересмотра ссылочного стандарта, когда замена данной ссылки не влияет на техническое содержание стандарта.

6.2 Секретариат ТК (ПТК) рассматривает данное предложение и в случае согласия с ним оформляет в соответствии с приложением Ж поправку и направляет ее на редактирование в организацию, которая осуществляет издание поправок. Секретариат ТК (ПТК) направляет поправку, прошедшую редактирование, вместе с докладной запиской, подписанной председателем ТК (ПТК), в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

6.3 В случае принятия Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, требования которого необходимо срочно учесть в действующем стандарте, а разработка изменения в соответствии с установленными в 5.2 правилами не позволяет это сделать, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение по внесению в данный стандарт поправки без проведения процедуры публичного обсуждения и одобрения членами ТК (ПТК).

6.4 Поправку к стандарту оформляют и утверждают в соответствии с разделом 8 правил стандартизации [15].

6.5 Текст поправки к национальному стандарту размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет, а также учитывают при переиздании данного стандарта, соблюдая при этом порядок опубликования документов национальной системы стандартизации, установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации [17].

6.6 Издание поправок к национальным стандартам в печатном виде осуществляется в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».

7 Правила осуществления отмены национальных стандартов

7.1 Действующий национальный стандарт отменяют в следующих случаях:

а) при утверждении и введении в действие взамен данного стандарта другого национального стандарта, в том числе при включении положений данного стандарта в другой стандарт;

б) при утверждении или введении в действие национального стандарта Российской Федерации, который распространяется на тот же объект и аспект стандартизации;

в) при полном прекращении выпуска продукции, проведения работ или оказания услуг, которые осуществлялись по данному стандарту;

г) в других случаях, когда стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением направлений работ по национальной стандартизации в данной области.

7.2 Отмену национального стандарта осуществляют с максимальным учетом мнения заинтересованных лиц.

7.3 Если стандарт отменяют в случаях, указанных в перечислениях а) и б) 7.1, рассмотрение возможности отмены заинтересованными лицами осуществляется одновременно с публичным обсуждением проекта стандарта (свода правил), который будет действовать вместо отмененного стандарта.

7.4 В случаях, указанных в перечислениях в) и г) 7.1, заинтересованные федеральные и иные органы исполнительной власти, юридические и физические лица могут направить мотивированные предложения об отмене действующего национального стандарта в секретариат ТК (ПТК), за которым закреплен данный объект стандартизации, а при его отсутствии — непосредственно в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации.

7.5 Секретариат ТК (ПТК) организует рассмотрение поступившего предложения об отмене стандарта членами данного ТК (ПТК) и проведение публичного обсуждения предложения об отмене стандарта путем подготовки соответствующего уведомления по правилам, установленным в приложении И, и направления его в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации для размещения на его официальном сайте в сети Интернет.

Срок публичного обсуждения предложения об отмене национального стандарта должен быть не менее двух месяцев.

7.6 Если отмена национального стандарта противоречит интересам члена ТК (ПТК), иного юридического или физического лица или органа управления, применяющего данный стандарт, то это лицо (орган) направляет письмо о нецелесообразности отмены в секретариат ТК (ПТК).

7.7 При согласии с предложением об отмене стандарта всех членов ТК (ПТК), выразивших заинтересованность в рассмотрении данного предложения, и в случае отсутствия писем других заинтересованных сторон о нецелесообразности отмены секретариат ТК (ПТК) готовит и направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации соответствующее заключение о целесообразности отмены стандарта, а также направляет следующие документы в одном экземпляре:

— письмо с мотивированным предложением об отмене стандарта, если это предложение исходит не от секретариата данного ТК (ПТК);

— протокол заседания ТК (ПТК) по рассмотрению предложения об отмене (если оно проводилось) или иные документы, подтверждающие согласие с отменой стандарта всех членов ТК (ПТК), выразивших заинтересованность в рассмотрении данного предложения.

7.8 Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации оценивает целесообразность отмены национального стандарта в соответствии с правилами стандартизации, определяющими порядок проведения этой процедуры [9]*. В обоснованных случаях федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации принимает решение о приостановке действия национального стандарта на определенный (неопределенный) срок. Решение об отмене (приостановке действия) стандарта оформляют соответствующим организационно-распорядительным документом. Уведомление об отмене (приостановке действия) стандарта размещают на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет. Решение об отмене (приостановке действия) стандарта также учитывают при подготовке следующего ежегодного информационного указателя «Национальные стандарты».

_____________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать «[15]». — Примечание изготовителя базы данных.

7.9 Если объект стандартизации не закреплен ни за одним из действующих ТК (ПТК), то функции, которые выполняет ТК (ПТК) по организации проведения публичного обсуждения предложения об отмене стандарта, может выполнять непосредственно федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации или (при условии заключения соответствующего договора) другая организация, компетентная для проведения работ в данной области стандартизации, например соответствующая научно-исследовательская организация.

7.10 Опубликование официальной информации об отмене национального стандарта является основанием прекращения ссылок на данный стандарт при разработке новой нормативной или технической документации, а также при пересмотре действующей документации (или при внесении в нее изменений).

Приложение А (обязательное). Форма уведомления о разработке национального стандарта* и правила ее заполнения

________________
* Уведомления по указанной форме представляются в федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации до принятия решения о подготовке и размещении уведомлений средствами Федеральной государственной информационной системы (ФГИС) в электронном виде.

А.1 Форма уведомления приведена на рисунке А.1.

Читайте так же:  Собственность это кража пока не моя