Требования к развивающей предметной среде с учетом фгос до

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС дошкольного образования

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ

в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

учет возрастных особенностей детей

возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых

возможность двигательной активности детей

возможность для уединения

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной
  • трансформируемой
  • полифункциональной
  • вариативной
  • доступной
  • безопасной

Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности:

в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год)

  • непосредственное эмоциональное общение с взрослым
  • манипулирование с предметами
  • познавательно-исследовательские действия
  • восприятие музыки, детских песен и стихов
  • двигательная активность и тактильно-двигательные игры

в раннем возрасте (1 год — 3 года)

  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
  • экспериментирование с материалами и веществами общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов рассматривание картинок
  • двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет)

  • игровая
  • коммуникативная
  • познавательно-исследовательская
  • восприятие художественной литературы и фольклора
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд
  • конструирование из разного материала
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
  • музыкальная
  • двигательная

Требования к предметно-пространственной среде

  • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами;
  • Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
  • Двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • Возможность самовыражения детей.

Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

  • Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
  • Наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности
  • Наличие различных пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • Свободный доступ детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды

Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. Развивающая предметно-пространственная среда предполагает:
•доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
•свободный подход воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь в группе большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Принцип интеграции образовательных областей способствуюет формированию единой предметно- пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения с взрослыми. Действия детей с предметами обязательно сопровождаются речевым комментарием. Например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул, я. Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:
• показ предмета и его называние;
• показ действий с предметами и их называние;
•предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Электронное образование в Республике Татарстан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №43 Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан»

Визитная карточка

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Предметно-развивающая среда должна:

— охрану и укрепление здоровья детей,

— максимальную реализацию образовательного потенциала,

— учёт особенностей и коррекции недостатков их развития.

— общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста),

— двигательной активности детей,

— возможности для уединения.

— различных образовательных программ, используемых в ДОУ;

— в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

— учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

— доступной и безопасной.

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

— периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

— предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

— наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

Вариативность среды предполагает:

— наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

— периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;

— свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды:

— предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Детский сад комбинированного вида №4 «Золотая рыбка»

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

Читайте так же:  Срок выплат пособия по уходу за ребенком

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

17 апреля 2014 г.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы -магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество подручных материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем). В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников — старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Требования к развивающей предметной среде с учетом фгос до

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО

Марина Петрова
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды. (слайд №3)

Предметно- развивающая среда организуется на основе следующих принципов:слайд№ 4

1. Принцип открытости обществу и открытости своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы.

2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Предметно- развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы

Требования ФГОС к предметно — развивающей среде: слайд№5-6

• — Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

• — Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• • реализацию различных образовательных программ;

• • в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;

• • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

• — Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно — пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

• Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает:

• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

4) Вариативность среды предполагает:

• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

5) Доступность среды предполагает:

• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

6) Безопасность предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Роль предметно — развивающей среды в развитии детей на примере ее основных функций: слайд№ 7

1. Организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

2. В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

3. Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка.

Принципы создания предметно — развивающей среды; слайд№8

• 1. Принцип вариативности

• — определяется типом ДОУ, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями. Это конкретные варианты среды, разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого проекта предметно- развивающей среды.

Читайте так же:  Руководитель следственного комитета по севастополю

• 2. Принцип целостности образовательного процесса

• — наполняемость предметно – развивающей среды должна соответствовать основным четырем направлениям развития ребенка: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно эстетическому. Так если предметно – развивающая среда одной из областей выпадает, то данная среда не отвечает настоящим требованиям, предъявляемым к ней ФГОС ДО.

• 3. Гендерный принцип

• — обеспечение среды как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.

• 4. Принцип учета возрастных особенностей

• — в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

• 5. Принцип опережающего развития

• — наполнение предметной среды определяется с учетом возрастных особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование (приблизительно 15%, ориентированных на детей более старшего возраста (не более чем на год, т. к. дети различаются по уровню своего развития

• 6. Принцип интеграции

• — материалы и оборудование для одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.

• 7. Принцип информативности

• — разнообразие тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного окружения и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить свой опыт

• 8. Принцип трансформируемости

• — возможность трансформации пространства, помещений и построение непересекающихся сер активности. Дети, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями, свободно занимаются разнообразными видами деятельности, изменяя пространство.

• 9. Принцип эмоционогенности

• — индивидуальная комфортность, эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого.

Примерный перечень зон для организации предметно — развивающей среды :слайд№9

1. – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжения, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

2. – для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие матем. представлений и пр.);

3. – для самостоятельной деятельности детей (конструирование из материалов, худ-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

4. – для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

5. – для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

6. – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

7. – для отдыха (уединение, общение и пр.).

Алгоритм формирования предметно — развивающей среды

Функциональный модуль «Игровая»; слайд №11

Назначение функционального модуля

1. • организация пространства для различных, в основном свободных, видов деятельности детей;

2. • включение в систему общественных отношений, усвоение детьми норм человеческого общежития;

3. • формирование и коррекция индивидуального развития детей;

4. • создание условий для гармоничного развития детей.

Реализуемые виды деятельности

6. Двигательная активность.

7. Восприятие художественной литературы и фольклора.

8. Конструирование из различных материалов.

Функциональный модуль «Творчество»

развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств;

развитие детского творчества;

развитие продуктивной деятельности детей;

Функциональный модуль Речевое развитие

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе.

В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.

Функциональный модуль Познавательное развитие

Центр опытно-экспериментальной деятельности В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, современные пазлы.

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями, календарь природы и погоды.

В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города, и России.

В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства.

«Музыкально — театрализованный» Центр. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров.

«Строительный» (конструктивный) центр. Его можно перемещаться в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Социально-личностное развитие.

Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы.

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.

Основные подходы и принципы построения предметно-развивающей среды в детских садах в условиях стандартизации дошкольного образования

Кондрашова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск[email protected]

Основные подходы и принципы построения предметноразвивающей среды в детских садах

в условиях стандартизации дошкольного образования

Аннотация.В статье рассматривается изменение основных подходов и принципов построения предметноразвивающей среды в детских садах с момента утверждения «Концепции дошкольного воспитания» до реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На основе изучения нормативноправовых документов, обобщения достижений педагогической теории и практики автором представлены научнотеоретические основы организации предметноразвивающей среды и развивающей предметнопространственной среды.Ключевые слова:детский сад, дошкольник, дошкольное образование, предметноразвивающая среда, подход, стандарт.

Предметноразвивающая среда, как правило, рассматриваетсякак совокупность материальных объектов, которые оказывают влияние на развитиедошкольника,стимулируютвозникновениеразных видов деятельности и становление у ребенка определенных качеств[1, с. 1617]. Предметноразивающая средавыполняет несколькофункций. В их числе:

образовательная функция (наполнение и построение среды обеспечивает разностороннее развитие детей, соответствует принципу целостности педагогического процесса и способствовует реализации всех образовательных областей программы посредством совместной партнерской деятельности взрослого и детей, свободной самостоятельной деятельности самих детей и пр.);

развивающаяфункция (среда для каждойдетской деятельности должнасоответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне ближайшего развития» самого сильного в группе ребенка);

коммуникативная (наполнение средыобеспечивает активное общение между детьми, сотрудничество и коммуникацию между дошкольниками и взрослыми, позволяет закладывать основы для формирования культуры речи и общения, содействует обогащению опыта межличного и межнационального поведения);

воспитывающая(созданная среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения и бережного отношения, поскольку она ориентирована на создание ситуаций нравственноговыбора(уступить или взять себе, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника). Основные положения, подходы и принципы построения предметноразвивающей среды отражены в нормативноправовых и программнометодических документах. Процесс стандартизации в области дошкольного образования был поэтапным и существенным образом повлиял на изменение подходов и научнотеоретических основ построения предметноразвивающей среды в детских садах[23].Вначале в рамках первого этапа Министерством образования РФ были утверждены «Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ» (№ 448 от 22.08.1996 г.[4, с. 402405])и «Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении», которые должны были действовать до введения Федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования и состояли из трех основных компонентов: требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном учреждении; требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; требований к среде развитияребенка.Следующим шагом стало утверждение Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, состоящей из 2 частей (обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса) и условиям ее реализации. Преобразование среды осуществлялось в соответствии с приказом Министерства и образования РФ № 655 от 23. 11. 2009г.[5]и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»[6].Завершающим этапом стандартизации стало принятие приказаМинобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155[7], в соответствии с которым впервые за 150 лет развития дошкольного образования с 1 января 2014 г. началось постепенное введение Федерального государственного образовательного стандарта. В настоящее время делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в уходе, но и в воспитании, обучении и развитии. А для успешного решения всех поставленных задач необходима предметноразвивающая среда[2, с. 2431].Одним из перых документов, в котором отражены основные положения и целевые ориентиры построения предметноразивающейсреды в детском саду является«Концепция дошкольного воспитания» (1989 г.[8, с.1023]). В нейпрописаны следующие исходные положения, не утратившие своей актуальности и настоящее время:1)организация предметноразивающей среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка;2)высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условиепостроения «развивающей среды»;

3)построение среды должно базироваться на научных принципах;4)обогащение форм жизнидеятельностиребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства взамен жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков.Дальнейшееразвитиеположения«Концепциидошкольноговоспитания»(1989г.)получилив«КонцепциипостроенияразвивающейсредывДОУ»подредакциейВ.А.Петровского(1993г.[9]).Авторскимколлективомдляорганизацииусловийжизнидетейвдетскомсадуспозицийличностноориентированногоподходабылисформулированыосновныепринципыпостроенияпредметноразвивающейсреды:дистанциипозициипривзаимодействии,активности,стабильностидинамичности,комплексированияигибкогозонирования,сочетанияпривычныхинеординарныхэлементовворганизациисреды;открытостизакрытости;учетаполовыхивозрастныхразличийдетей ипр.Авторы данной концепции, определяют предметноразвивающую средукак организованное жизненное пространство, способное обеспечить социальнокультурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенкаистановление его способностей,учитывать особенностиразвития ведущего и всех других видов детской деятельности, удовлетворяя детские потребности в познании, общении, движении и общении, функциональный комфорт и психофизическое благополучие. До введения Федерального государственного образовательного стандартадошкольногообразованияустанавливались «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» и «Временные (примерных) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении»В данных документах отражены минимально необходимые условия и требования, которые условно можноподелить на две группы[1011].

К первойгруппе можно отнестиосновные условия для гармоничного развития детей и организации детской деятельности с учетом возрастных особенностей: для развития детей младенческого ираннего возраста, а также условия для охраны и укрепления здоровья детей, художественноэстетического и физического воспитаниядетей, развития театрализованной, музыкальной, конструктивной деятельности детей, формирования экологической культуры и элементарных естественнонаучных, математических представлений и представлений о человеке в истории и культуре, условия для развития речи и игровой деятельности детей.Особую группу составляли требования к оснащению детского сада для проведения коррекционной работы. По мнению разработчиков данного документа в детском саду должны иметься специальные помещения для коррекционной работы с детьми(например, кабинет логопеда, кабинет психолога, комната психологической разгрузкии др.)[1011].Анализируя «Временные (примерные) требования к среде развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении», важно отметить:–особое внимание уделяется возрастному и культурологическому подходам, поскольку акцентируется внимание на создании предметноразвивающей средыдля разных возрастных периодов и формирования у дошкольников представлений о себе, месте человека в истории и культуре;–заложены предпосылки реализации аксиологического и гуманистического подходов, поскольку акнцентируется внимание напризнании разнообразия детства, создании условий для детей, нуждающихся в проведении корреционноразвивающих мероприятий.Одним из актуальных подходов к организации среды в образовательном учреждении является средовой подход, который был предложен в эти годы Ю.С.Мануйловым. Под средовым подходом ученыйпонимает систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата.Ю.С.Мануйловсправедливо утверждал, что многие ученые изучалисредукак компонент самой воспитательной системы.Однако средовой подход открывает перспективу использования среды с ее значениями в качестве инструмента управления воспитательной системы, которая зависит от внутренних и внешних условий. Реализация средового подхода в работе дошкольного учреждения дает возможность использовать его в различных целях. Ю.С.Мануйлов предполагает перспективу использования предметноразвивающей среды в качестве инструмента управления самойвоспитательной системой, продуцирование которой зависит от микрои макрофакторов[1213].Другимне маловажным подходом, описанным в эти годы, является деятельновозрастной подход, который был предложен С. Л. Новоселовой. Разработанная ею концепция предусматривает создание вариативных дизайнпроектов развивающей предметной среды детского сада. Обогащающая предметноразвивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Основными элементами среды является архитектурноландшафтные и природноэкологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование, тематические наборы игрушек и пособий. В числе исходных требований выделяет развивающий характер предметнопространственной среды[12; 1415].Данные принципы в большей или меньшей степени нашли свое отражение вновых нормативноправовых документах. В условиях внедрения Федеральных государственных требований модернизация среды осуществлялось в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20.07.2011 г. №2151«Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В соответствии с этим документом основным результатом реализации указанных требований является создание предметноразивающей среды обеспечивающей духовнонравственное развитие и воспитание детей,высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей,а также гарантирующей охрану и укрепление физическогои психологического здоровья воспитанников[16].В качестве основныхпаринципов построенияпредметноразивающей средывсего образовательного учреждения или отдельной группыуказаныследующие:принцип информативности(разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением);вариативности(соответствие видуучреждения, содержаниювоспитания, культурным и художественным традициям, климатогеографическим особенностями пр.);полифункциональности(предусматриваетсяобеспечение всех составляющих воспитательнообразовательного работы и возможность разнообразного использования различных составляющих среды);педагогической целесообразности(предусмотриваетсянеобходимость наполнения средыдляобеспечениявозможностисамовыражения воспитанников, индивидуальнойкомфортности, атакже эмоциональногоблагополучие каждого ребенка);трансформируемости(возможность изменений среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства)[16].Анализируя Федеральные государственные требования к условиям реализацииосновной образовательной программыв дошкольном образовательном учрежденииследует подчеркнуть, что основополагающими являлись следующие подходы:

Читайте так же:  Федеральный закон 7 об охране окружающей среды с изменениями

гендерный подход, поскольку предусмотрен учет полоролевой специфики и обеспечение предметноразвивающей среды общим и специфичным материалом для девочек и мальчиков;

культурологический подход, поскольку документ ориентирует на целесообразность учета национальнокультурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательного процесса;

комплексный подход, поскольку предполагается комплексное оснащение воспитательнообразовательного процесса, обеспечивающее создание предметноразвивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей. Ведущее место отведено реализации деятельностновозрастногоподхода, поскольку рекомендуется грамотный подбор оборудования для ведущего и иных разнообразных видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми.Ценно, чтопри построениипредметноразивающей среды предусмотрена реализация личностноориентированногоподхода и гуманистический идей,а также прослеживается направленность на оказание им индивидуально ориентированной психологомедикопедагогической помощи, необходимой детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; ориентация на выстранивание субъъектносубъектныхотношений). Особого внимания заслуживет положение об архитектурной досупности, возможности для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидовк объектам инфраструктуры образовательного учреждения, ориентированность на обеспечение качества дошкольного образованияи пр. В связи с подписанием Министерством образования и науки РФ приказа№

1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (17.10.2013г.[17]) произошло переосмысление терминологии и ключевых ориентиров построения предметноразвивающей среды в детских садах.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и «Методических рекомендациях для педагогических работниковдошкольной образовательной организациии родителей детей дошкольного возраста»используются новый термин. В этих документахуказыаетсяразвивающая предметнопространственная среда, котораяпонимается как частьобразовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развитиядля реализации конкретной основной образовательной программы.В современных документах впервые прописаны новые нормативные требования по организации развивающей предметнопространственной среды:Конституция РФ от 25.12.1993 г., с изменениями от 30.12.2008 г.; Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г.№ 273ФЗ «Об образовании в РФ»; Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федеральногозакона «Об образовании в РФ», № 185 от 02.07.2013 г.Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.[18].Особо ценно, что впервые в номративноправовых документах четко отражен психологопедагогический аспект как важная составляющая условий пребывания дошкольников.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомдля успешеной реализации основной образовательной программы указаны следующие психологопедагогические условия: уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;использование в образовательной деятельности разнообразных форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастными индивидуальным особенностям; построение воспитательнообразовательной работына основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированнойна интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития, а такжевзрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; поддержка инициативы и самостоятельности детей вспецифических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материаловивидов активности, участников совместной деятельности и общения; защита детей от всех форм физического илипсихического насилия; поддержка родителей в воспитании детей, охранеи укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность[18].В настоящее время значительное внимание уделено реализации личностноориентированного подходаи созданиюблагоприятной социальной ситуации развития детей, соответствующей обеспечениюэмоционального благополучия черезнепосредственное общение с каждым ребенком,уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям. Кроме того прописана необходимость поддержкииндивидуальности и инициативы детей посредством созданияусловий для свободного выбора дошкольникамидеятельностииучастников совместной деятельности;организацииусловий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;помощь детямиподдержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. В современных документах показана значимостьустановленияправил взаимодействия в разных ситуацияхи создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;развитие умения детей работать в группе сверстникови т.д.[1819].В соответствии с действующими нормативноправовыми документами развивающая предметнопространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Насыщенность средыпредусматривает разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в здании и на участке

для игровой, познавательной, исследовательскойитворческойактивностивсех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением и возможность самовыражения детей.Трансформируемость пространства предполагает разнообразного использования различных составляющих среды и возможность ее измененияв зависимости от образовательной ситуациии изменяющихся интересов и возможностей детей.Вариативность среды предусматривает наличие в дошкольной образовательной организацииили групповом помещенииразличных пространств для различных видов деятельности и уединения, разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, стимулирующегоигровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.Доступность среды предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материаламипособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности, исправность и сохранность материалов и оборудования и пр.Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.При определении наполняемостии нормального функционирования развивающей предметнопространственной среды в документах прописывается концептуальная целостность образовательного процессаважная для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей в соответствии с Федеральным государственнымобразовательным стандартом (социальнокоммуникативное развитие,речевое развитие, художественноэстетическое, познавательное развитие и физическое развитие)[18].

Определение содержания компонентов развивающей предметнопространственной среды для дошкольной образовательной организациив соответствии с действующим нормативноправовыми документами базируется на системнодеятельностном подходе, поскольку полноценное и одновременное функционирование развивающей предметнопространственной средыдолжно создать целостную системообразующую развивающую обстановкус учетом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса –педагогов, родителейидетей. Данный принцип предполагает организацию совместных мероприятий со стороны дошкольной образовательной организациив лице педагога с семьей воспитанника для обеспечения преемственности предметнопространственной средыв домашних условиях[18; 20].

Особое внимание уделяется развивающим возможностямэлементов предметнопространственной среды, которая характеризуются на основе оценки их «развивающего потенциала». Степень этого потенциала можно оценить следующим образом: 1) число заданий, которые могут быть сформулированы перед ребенком с использованием элементов среды;2) число ступеней сложности, которые могут быть сформированы на основе образовательных заданий и «высота» этих ступеней; 3) степень «открытости», связанная с особенностью его структуры и содержания; 4) степень универсальности(возможность применять элементы развивающей предметнопространственной средыдля нескольких программных направлений);5) «автодидактичность»(структурное свойство игрового средства, которое «указывает» ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания) и т.д.[18].В соответствии с современными требованиями развивающаяпредметнопространственнаясредав здании и на участкедолжна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоциональногоблагополучия.Подгибкимзонированиемпространства понимается наличие различных зон, уголков, секторовилицентров для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. При этом зоны должны быть трансформируемы в зависимости от воспитательнообразовательных задач ииндивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. В настоящее время предлагается примерный перечень зон для организации развивающей предметнопространственной среды:для сюжетноролевых и режиссерских игр,познавательной активности (экспериментирование с различнымиматериалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями,развитие математических представлений и пр.),самостоятельной деятельности детей (конструирование из различныхматериалов, художественнопродуктивная деятельность, ознакомление слитературой, выставка детского творчества, центр патриотическоговоспитания и пр.),двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.),настольнопечатных и развивающих игр (рассматриваниеиллюстрированного материала, дидактические игры ипр.),экспериментирования и наблюдения за природными явлениями(экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры дляорганизации различных проектов и пр.)и пр.[18].

Рекомендуется реализовыватьсистемнофункциональный подход к формированию развивающей предметнопространственной среды конкретнойдошкольной образовательной организации, который способствует рациональному использованию ресурсов и эффективному последующему использованию. Функциональный модуль рассматривется какгруппа компонентов материалов, оборудования и инвентаря по видам детской деятельностидля организации пространства (группы, уличного участка и т.п.) ирешениявоспитательнообразовательных задач общеобразовательной программыдошкольной образовательной организации.Развивающая предметнопространственная среда современной дошкольной образовательной организацииможет включать следующие функциональные модули:«Игровая»;

«Физкультура»; «Музыка»; «Творчество»; «Логопед»; «Психолог»; «Уличное пространство»; «Бассейн».Функциональные модули ориентированы на все возрастныегруппы дошкольных образовательных организаций.Каждый функциональный модуль охватывает все образовательные области с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников[18].Итак,требования, подходы и принципы построения предметноразвивающей среды в последние десятилетия претерпевали существенные изменения. Обобщая современные достижения педагогической теории и практики,следует подчеркнуть следующие идеи:высокая культура интерьера детского сада это условиепостроения предметноразвивающей среды, котораяспособна обеспечить социальнокультурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка и становление его способностей, учитывать особенности развития ведущего вида детской деятельности, удовлетворяя детские потребности в познании, общении, движении, а также должна быть подчинена цели гармоничного и разностороннего развития ребенка и обеспечения его психологического благополучия. Построение среды должно базироваться на научных принципах и подходах(вих числе: аксиологический, гендерный, гуманистический, деятельностновозрастной, культурологический). Ведущее место следует отведить системнодеятельностному подходуи принципувзаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса. Для предметноразивающей среды в здании и на участке современнойдошкольной образовательной организациидолжно быть свойственно: разнообразие материалов, оборудования и инвентаря для двигательной игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников; возможность изменения предметноразвивающей среды и разнообразного использования различныхеесоставляющих в зависимости от образовательной ситуации и изменяющихся интересов иливозможностей детей; разнообразие подпространств для различных видов деятельности и уединения, обеспечивающих свободный выбор детейипериодическую сменяемость различныз видов детскойактивности; доступность всех необходимых предметов и материлов;соответствие всех элементов предметноразивающей среды требованиямбезопасности и пр.