Требования к педагогам вузов

Как стать преподавателем ВУЗа?

Профессия преподавателя ВУЗа всегда была и до сих пор остается престижной в обществе. И это несмотря на бесконечные реформы нашего образования и невысокие зарплаты. Что же привлекает в этой профессии, какие профессиональные и личные качества надо иметь, какое образование необходимо получить, чтобы стать хорошим преподавателем?

Образование преподавателя ВУЗа

Для того, чтобы претендовать на должность преподавателя ВУЗа, необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра. В исключительных случаях возможно привлечение лиц с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по данной специальности.

Наличие за плечами аспирантуры позволяет участвовать в конкурсах на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей ВУЗов. Защита диссертаций и получение ученых степеней дает возможность занимать должности доцентов и профессоров с последующим получением научных званий соответственно доцента и профессора.

Личные и профессиональные качества преподавателя

Преподавание в ВУЗе предъявляет определенные требования к личным качествам преподавателей. В первую очередь, это умение владеть собой и сохранять спокойствие в любой ситуации, которая может возникнуть в аудитории. Во-вторых, всегда относиться к студентам с уважением, независимо от того, заслуживает он, по вашему мнению, этого или нет.

И конечно, в профессиональном и интеллектуальном отношении необходимо быть на голову выше аудитории. И желательно, чтобы это не подвергалось сомнению, поскольку авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта с аудиторией. А для этого надо постоянно изучать литературу по специальности, быть в курсе последних достижений в своей области и не жалеть времени на подготовку к занятиям. Также необходимо хорошо знать государственные образовательные стандарты. Материала к занятиям надо готовить в два-три раза больше, чем требуется по программе. Необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы студентов.

Преподавателю ВУЗа обязательно нужно постоянно работать над своей речью, избегать слов паразитов и не опускаться в поисках дешевого авторитета до сленга и жаргона. По возможности не читать свои конспекты, поскольку студенты не будут их слушать на протяжении всего занятия.

Нагрузка и обязанности преподавателя

Функциональные обязанности и нагрузка преподавателя ВУЗа зависит, прежде всего, от должности и звания. От этих двух факторов зависит и размер материального вознаграждения.

Учебная нагрузка в зависимости от ВУЗа и профиля кафедры устанавливается самостоятельно самими учебеыми заведениями, но не должна превышать 900 часов в год. Преподаватель университета может сократить учебную нагрузку за счет увеличения часов на научную работу. Согласно Трудовому кодексу, продолжительность рабочей недели педагогических работников не должна превышать 36 часов, а продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней.

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педаогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы. Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

Научная деятельность преподавателя

Образовательная деятельность в ВУЗе немыслима без серьезной научной работы преподавателей и студентов. Поэтому при защите кандидатских и докторских диссертаций, а также при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, необходимым требованием является активное участие в научной работе. К ней относится публикация научных статей ВАК, монографий, тезисов докладов и выступлений на конференциях и симпозиумах.

Так для защиты кандидатской диссертации следует представить 2-3 научные статьи в журналах ВАК (не дублирующие другу друга), а для докторской — это 15 статей для цикла гуманитарных дисциплин и 10 статей для всех остальных областей в рецензируемых журналах.

Но все эти трудности можно преодолеть, если поставить себе перед собой цель работать преподавателем в университете, что в свою очередь открывает большие возможности для реализации своих способностей.

Возможно, Вам будет интересно:

Требования к педагогам вузов

Общесоциальные изменения и, как следствие, изменения таких системообразующих элементов высшего образования, как государственные стандарты, базовые педагогические подходы к построению образовательных программ, уровневая структура высшего образования приводят к необходимости модернизации требований к подготовке преподавателя высшей школы и формирования адекватной компетентностной модели педагога профессионального обучения.

При этом необходимо отметить схожесть основных подходов к модернизации системы подготовки преподавателя высшей школы в разных странах. Общие тенденции можно выделить и в образовательных системах России, Китая, США, Великобритании и др. стран. Однако зарождение схожих по содержанию тенденций существенно отличается по времени. Так, многие идеи (компетентностный подход, активизация научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы, непрерывное образование и т.п.), которые рассматриваются в России как инновационные, стали общепризнанными в США еще в прошлом веке.

Итак, рассмотрим основные тенденции в подготовке преподавателей высшей школы, к которым можно отнести:

  1. Компетентностный подход
  2. Расширение научно-исследовательской деятельности преподавателей
  3. Непрерывность образования; развитие, наряду с педагогикой, андрагогики и геронтогогики
  4. Изменение роли преподавателя в вузе: от субъект-объектной системы отношений между преподавателем и студентом к субъект-субъктной
  5. Гуманизация и гуманитаризация образования
  6. Масштабное внедрение практико-ориентированных методов обучения
  7. Проектирование метапредметных образовательных программ

Многие из указанных направлений модернизации системы образования масштабно внедрены в США. Также интерес представляет система подготовки преподавателей.

Соединенные Штаты Америки обладают опытом создания эффективной системы подготовки преподавателя вуза, в которой ведущую роль играют университеты — ведущие учебные заведения страны, имеющие мощный научно-методический потенциал. Обучение вузовских преподавателей осуществляется в рамках аспирантских школ, которые входят в состав исследовательских университетов. Помимо этого, в большинстве крупных учебных заведений функционируют центры или отделения по переподготовке профессорско-преподавательского состава.

Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя вуза в США складывается из постградуального, ассистентского и последиссертационного этапов.

Основными принципами организации профессионально-педагогической деятельности являются автономия, академическая свобода, коллегиальность, функциональная разноаспектность, что обусловливает высокие требования к личностным и профессиональным характеристикам вузовского преподавателя, которые систематически оцениваются по таким источникам информации, как: оценка заведующего кафедрой, оценка декана, оценка студентов (неформальная, оценка студентов после окончания изучения курса, рейтинговые опросы студентов, оценка выпускников), оценка комитета, научные исследования и публикации и др. Это обеспечивает обратную связь, диагностику проблемных моментов в деятельности преподавателя, коррекцию качества преподавания.

Роль учебной и исследовательской составляющих в структуре профессиональной деятельности преподавателей североамериканских университетов менялась в разные периоды развития профессионального образования, при этом в последние время доминантой этого взаимодействия выступает исследовательская деятельность, иногда в ущерб образовательной.

Повышение эффективности профессионально-педагогической подготовки преподавателя вуза США идет по следующим направлениям: формирование междисциплинарных программ подготовки вузовского преподавателя, развитие практики ассистентства, диверсификация докторских программ и степеней, расширение опыта присвоения дополнительной квалификации “Высшее образование”, получение сертификата на право занятия преподавательской деятельностью.

Основными формами совершенствования профессионально-педагогической подготовки преподавателя университета являются личностно-ориентированные: регулярные конференции для начинающих преподавателей высших учебных заведений, педагогические мастерские, институты наставничества, составление профессиональных досье, работа но индивидуальным педагогическим проектам, индивидуальное консультирование по педагогике и психологии и др.

В Великобритании не существует законодательно установленных требований относительно обучения на курсах профессионального развития преподавателей высшей школы; их постоянный профессиональный рост — это ответственность отдельного взятого вуза, большая часть из которых имеет департаменты или отдельных сотрудников, ответственных за профессиональное развитие профессорско-преподавательского состава. Они формируют программы обучения, как для своих преподавателей, так и для коллег из других вузов.

Анализ систем высшего образования в странах Организации экономического сотрудничества и развития позволяет выделить две модели:«атлантическую» («британскую») (Великобритания, Ирландия, США) и «континентальную» (Германия, Франция, Нидерланды). Данные модели отличаются по вопросам управления и финансирования вузов, степени их автономии, доминирующим ориентациям, ценностям и стратегиям. Для континентальной модели характерна большая ориентированность на внешние факторы, на взаимодействие с государством, что объясняется, в первую очередь, финансированием университетов из государственного бюджета. Атлантическая модель в силу финансовой независимости от правительста характеризуется автономией университетов. Помимо этого, существуют многочисленные «сложные», «пограничные» и «гибридные» системы, которые выбиваются из рамок анализа и не могут быть однозначно отнесены ни к одной из выделенных моделей высшего образования. Примером одной из таких систем является система высшего образования Австралии. Развитие сферы профессионального образования и подготовки в Австралии за последние 15-20 лет характеризуется значительным влиянием компетентностного подхода, что привело к ориентации профессионального образования на бизнес и сервис, а также к возрастанию роли педагога в передаче заданных компетенций.

Нельзя не отметить, что вузы Австралии свободны в определении содержания профессионально-педагогического образования, которое значительно отличается от других стран. Поскольку существующие стандарты ориентированы на результат, который выражается в компетенциях выпускников, то общественная профессиональная организация Коллегия педагогов отслеживает насколько учебные курсы, программы обеспечивают формирование заданных необходимых профессиональных компетенций и, следовательно, насколько основная образовательная программа обеспечивает результирующее качество профессионально-педагогического образования.

Система образования Сингапура зиждется на традиционных национальных основаниях, но в то же время она ориентировано на международный рынок труда и на подготовку специалистов мирового уровня. Министерство образования Сингапура в своей политике опирается на утверждение, что качество преподавания напрямую зависит от квалификации учителей и что выгоднее вкладываться в систему профессиональной подготовки преподавателей, чем решать проблему качества обучения в рамках непосредственно учебного процесса. Система отбора и подготовки преподавателей в этой стране довольно сложна, но это гарантирует, что педагогами становятся действительно квалифицированные специалисты.

Читайте так же:  Проект защитительной речи адвоката

Подготовка педагогов осуществляется в Национальном институте образования, основанном в 1991 г. Только он имеет право готовить специалистов на преподавательские позиции. В институте ведется активная научно-методическая работа по обобщению и анализу лучших мировых педагогических практик.

До подачи заявления на обучение кандидат проводит не менее пяти недель в качестве помощника учителя или администратора в учебном заведении. После стажировки руководитель учреждения оценивает работу кандидата. На втором этапе а кандидат проходит функциональные тесты и оценку грамотности. Третий этап — интервью: группа из трех опытных экспертов оценивает психологические установки и личностные качества кандидата. Этот этап может включать в себя практические тесты и проверку преподавательской активности. После окончания Национального института образования большинство педагогов возвращается в него еще много раз на протяжении своей карьеры на курсы повышения квалификации.

Современные требования к преподавателю вуза

Учебный процесс как творчество. Основные требования к молодому преподавателю ВУЗа, трудности в формировании их как педагогов. Постановка задач в педагогике сотрудничества со студентами, взаимного творчества и взаимоуважения. Такт и мастерство учителя.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современные требования к преподавателю вуза

Еще издавна учитель брал на себя большую ответственность не только за то, чтобы научить юношу ремеслу, но и за воспитание его как человека. Воспитать и сформировать всесторонне развитого врача ветеринарной медицины можно только тогда, когда преподаватель будет искать и развивать то лучше, что имеется в студенте. А залогом успеха будет вера в молодого человека, который стремится стать врачом.

В обучении студентов нет и не может быть шаблона. Одни и те же методы у разных преподавателей по-разному влияют на слушателей. Беседа как метод обучения может быть интересной и значимой у одного педагога и неинтересной — у другого малоопытного преподавателя.

Даже дидактической игрой или ситуационными задачами (активные методы обучения), не каждый преподаватель может нацелить студентов на творческий поиск. Только свободно и мастерски владея методикой учебных игр, он может побуждать молодежь к дискуссии, творческому мышлению.

Учебный процесс — это творчество. А технологии творчества нет. Нельзя предложить технологию проведения занятий, пригодную для всех кафедр, дисциплин и преподавателей. Каждый из них должен найти свой подход к студентам, свое решение, уметь сочетать педагогический арсенал воспитания и обучения в учебном процессе.

Творческий преподаватель характеризуется эмоциональной стабильностью, независимостью. Он легкий и свободный в общении, оптимистичный, раскованный, понимает юмор. Быстро и гибко адаптируется в новой среде, получает удовлетворение от своей работы, стремится к развитию творческих способностей студентов. Он имеет демократические воспитательные установки, высоко ценит и гордится своей работой; в совершенстве владеет материалом и, что также важно, умеет донести его к слушателю, заинтересовать студента.

Преподаватели вуза, и особенно начинающие, ощущают определенную трудность в своем формировании как педагогов. В институт приходит грамотная и достаточно развитая молодежь, которая ставит перед собой благородные задачи — стать хорошим врачом ветеринарной медицины. А это зависит не только от деонтологически грамотного оформления учебных аудиторий, но и от этической и специальной подготовки преподавателя, наставника, его отношения к студенту от начала и до конца обучения в вузе.

Сегодня подходить к учебному процессу в вузе шаблонно, по-видимому, нерационально. Безапелляционная власть авторитарной педагогики слишком разделяет преподавателя и студента. Она омрачает равноправие двух сторон (преподаватель студент), не дает возможности молодым людям всесторонне проявить себя. Поэтому следует отдать предпочтение демократической педагогике, педагогике сотрудничества, которая ставит цель равноправных отношений между студентами и преподавателями, разрушает барьер между тем, кто учит, и тем, кого учат. Это педагогика взаимной доверчивости, уважения, содружества, творчества.

Но демократическая педагогика справедливо ставит перед молодым преподавателем ряд вопросов (Ткаченко В. М.):

1. Любите ли Вы своих студентов?

2. Готовы ли работать со студентом на равных условиях, без так называемой педагогики насилия?

3. Готовы ли учиться в молодежи?

4. Можете ли воздержаться от авторитарности в учебном процессе?

5. Все ли Вы делаете для того, чтобы Ваш предмет и Вас лично ценили Ваши студенты?

6. Интересны ли Вы студентам?

7. Готовы ли сотрудничать со студентами в обучении и воспитании?

Попробуйте самостоятельно и откровенно ответить на эти вопросы. А они ведут к одному: сможет ли преподаватель оторваться от господствующей сегодня педагогики авторитарной, карающей и перейти к педагогике сотрудничества? Если такие требования ставятся к учителю средней школы, то в вуз поступают лучше подготовленные молодые люди. Поэтому в приведенных вопросах заложена вся суть сегодняшних проблем преподавателей и студентов.

Исчерпывающий ответ на поставленные вопросы дать тяжело. Ведь преподаватели привыкли видеть себя в роли управляющего, карающего, а не советчика. А природа человеческая слишком консервативна. Часто молодой преподаватель решает: как учили его, так и он будет учить, хотя со многими методами обучения и воспитания в студенческие годы не соглашался.

Авторитарная педагогика ставит студента в низшее положение перед преподавателями, угнетает его как личность. Педагогика же сотрудничества требует не изучать предмет, а формировать, воспитывать через предмет врача ветеринарной медицины. Преподаватели часто тонут в мелочах, требуют знаний, а не убеждений, не указывают пути использования знаний.

Для деонтологического воспитания студентов через предмет необходимо видеть воспитательную и опознавательную силу этого предмета, его потенциальные возможности в формировании и воспитании врача ветеринарной медицины. Необходимо приложить много умений и усилий для непринужденного, добровольно заинтересованного обучения и воспитания, чтобы каждый студент почувствовал желание преподавателя сотрудничать с ним.

В формировании будущего врача важная роль отводится системе убеждений, умений и навыков. И те из них, которые формирует именно этот предмет, преподаватель должен систематизировать и четко отработать с каждым студентом.

Выделяя направление работы, следует выделять роль каждого занятия в практической деятельности врача ветеринарной медицины. А отсюда и мотивация каждого нового практического навыка, который будет осваивать будущий специалист. Причем каждый метод, прием практического обучения должен быть посильным и необходимым в практической деятельности врача.

Аудиторные занятия студентов должны стать лабораторией творчества. При этом основное задание преподавателя — заинтересовать, дать толчок к развитию свободного мышления студента при освоении конкретной темы. Этической основой современного занятия является воспитательное обучение, т.е. воспитание через обучение будущего врача как личности, формирования высокоморальных качеств молодого человека на демократических основах.

Обучение никогда не было и не будет легким, тем более что научно-технический прогресс и достижения науки с каждым днем дают новые данные, без которых невозможно подробно изучить закономерности физиологических и патологических процессов в организме.

Элементы сотрудничества можно найти в работе каждого преподавателя. Но этого мало. Нужно, чтобы они сформировались в определенную систему, в педагогику сотрудничества, взаимного творчества, взаимоуважения с первого и до последнего дня обучения в вузе. Но если на первых курсах будет доминировать педагогика сотрудничества, а на старших — стандартные занятия преимущественно административного характера, то воспитать творческого специалиста будет трудно. Поэтому методы обучения должны иметь преемственный и вместе с тем творческий характер. Важно, чтобы весь профессорско-преподавательский состав владел педагогикой сотрудничества. В таких условиях поддерживается интерес к обучению, стимулируется работоспособность студентов, развивается их познавательный интерес.

Педагогика сотрудничества ставит перед каждым преподавателем ряд важных требований: проводить занятия нестандартно, неоднообразно; владеть различными организационными формами, широким спектром методов и приемов обучения; умело пользоваться разнообразием арсенала педагогического влияния на качество учебно-воспитательного процесса; уметь создавать оптимальные условия для работы студентов во время занятий, пользуясь элементами новизны, неожиданности, проблемности, нестандартности; вести занятия на высоком эмоциональном уровне, в оптимально-интенсивном режиме; сочетать учебную и воспитательную работу через предмет.

На вопрос «интересный ли Вы для студентов?» каждому преподавателю следует искать утвердительный ответ. В противном случае он останется без авторитета. А преподаватель без авторитета никогда не будет полноценным. Что для этого нужно? Немного: доверять и ценить студентов; постоянно повышать свой профессиональный уровень; технологически доходчиво и интересно учить; иметь широкую эрудицию, высокие моральные качества; проявлять личный интерес к знаниям вообще и к своему предмету в частности; уметь убеждать; быть образцом в отношении к делу, стремиться через себя формировать тот идеал, который пропагандирует; быть благожелательным, добросердечным; уметь сотрудничать со студентами, сочетать справедливость и требовательность; не допускать принуждения, избегать карающих действий в отношениях со студентами; не спешить с выводами.

Задач у преподавателя много, но очень важно — идти навстречу студентам с любовью, доверием и чистым сердцем. Если он беспомощный, безынициативный и как личность неинтересный — никакие рекомендации и методики ему не помогут.

И, наконец, о педагогическом такте и мастерстве. Следует помнить, что совесть есть у каждого человека, ее нужно разбудить. Педагогический такт для учителя — это то же, что голос для певца или слух для музыканта. А относительно педагогического мастерства, то без его постоянного повышения невозможно успешно выполнять задания, которые стоят перед высшей школой. педагог учитель преподаватель творчество

Составляющими педагогического мастерства являются мировоззрение учителя, глубокое знание предмета, соблюдение тех этических норм, правила, привычек, которые собирается привить студенту, совершенное владение методами обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство — это не только высокое и всестороннее общее и методическое образование преподавателя, но и умение достичь того, чтобы каждое слово доводить до студента. А достичь этого, не владея педагогическим тактом, невозможно. Ниже приведены советы преподавателям относительно педагогического такта в изложении И.Е. Синицы в некоторой нашей модификации. Они будут полезными для преподавателей вузов и помогут им в обучении и воспитании всесторонне развитого врача ветеринарной медицины.

1. Люби не только свою работу, но и «материал», над которым работаешь.

2. Помни, что личность студента воспитывается личностью его учителя. Пусть твое отношение к делу, твое поведение среди людей будут достойными для наследования.

3. Уважай в студенте человека, береги и развивай ее человеческое достоинство.

4. Будь ближним к студентам. Необходимая дистанция между вами пусть никогда не превращается в стену между тобой и воспитанниками.

5. Избегай избыточной прямолинейности, штампованных нотаций и наставлений, отдавай предпочтение недемонстративным подсказкам, советам.

6. Будь щедрым на похвалу и скупым на наказания.

7. Избегай крика: он унижает тебя как учителя, уменьшает возможности общения и свидетельствует не о силе, а о бессилии.

8. Избегай решений, в целесообразности которых не уверен. Не принимай решений в состоянии раздражения.

9. Будь снисходительным: педагогический такт не терпит злопамятства. А бестактность — это недостаток, который противопоказан учителю, как дальтонизм водителю автомобиля.

10. Справедливость — важна черта педагога.

11. Умей признавать свою ошибку, а не отстаивай ее. Не заставляй извиняться студента, если виновен сам.

12. Воздерживайся от излишних замечаний, особенно за незначительные нарушения дисциплины.

13. Помни, что даже нарушители дисциплины больше любят требовательных преподавателей.

14. Оставь свое плохое настроение за порогом вуза. Портить им настроение другим неэтично.

15. Скромность учителя положительно оценивается как среди коллег, так и среди студентов.

16. Береги доверие студента. Это — окно в его душу, и пусть оно для тебя будет всегда открытым.

17. Помни: учитель — всегда ученик.

Успех в обучении и воспитании студентов, в том числе и деонтологическом — дело коллективное. Профессорско-преподавательский состав факультета ветеринарной медицины — это, образно говоря, оркестр, в котором каждый ведет свою партию, а в целом получается единая мелодия. И чем более богата палитра каждой партии, тем более яркое восприятие. Так и в учебном процессе. Каждый ведет свой предмет в общем учебном плане «Ветеринарная медицина». И никому не дано право преувеличивать или унижать значение отдельных предметов в системе подготовки, роль отдельных преподавателей. Нет ассистента, который бы планировал занятие вести хуже, чем он может. Педагогический процесс — это творчество, для овладения которым нужны время и настойчивый труд по формированию педагогического мастерства. Если сейчас не уделить внимания молодому преподавателю, можно потерять будущего опытного педагога.

Читайте так же:  Мать пьет лишение родительских прав

А такая тенденция, к сожалению, имеет место, особенно среди преподавателей специальных предметов, которые пренебрежительно говорят в присутствии студентов о том или другом преподавателе, дисциплине. Часто незнание студентами фармакологии, терапии или хирургии они объясняют недостаточной подготовкой по анатомии, физиологии, микробиологии и т.п. Получается, при освоении дисциплин предыдущих или, как их называют, общеобразовательных, студентов учили неправильно, недостаточно. Но ведь учили их почтенные люди по соответствующим программам. Они пользуются заслуженным авторитетом, и среди студентов, и в кругу профессорско-преподавательского состава. Вот и получается, что своими выражениями ставится под сомнение их авторитет, приобретенный годами добросовестного труда.

Каждая дисциплина учебного плана вносит определенный задел в формирование врача ветеринарной медицины и его деонтологическое воспитание. Поэтому унижать любой предмет или отдельного преподавателя и преувеличивать значение своей дисциплины нельзя. Если в оркестре выделяется скрипка или виолончель, то это уже не оркестр.

Представьте себе реакцию студентов, когда они услышат презрительное высказывание преподавателя о своих коллегах, которых они так уважали, будет ли это содействовать его авторитету? По-видимому, нет. Вера студента в мудрость, справедливость, компетентность преподавателя была, есть и всегда остается основой педагогического процесса. Если тень на преподавателя бросает его же коллега, который строит свой авторитет на авторитете другого, то фиаско чаще терпят и первый, и второй.

Успех общего дела определяется личным вкладом каждого члена коллектива, а не отдельных лиц. Трудно определить его у отдельных преподавателей, поскольку он связан с усилиями коллег. И чем скромнее будет оценивать каждый свой вклад, чем больше будет видеть результаты общих усилий, тем более будет у него возможностей завоевывать признание товарищей по работе и авторитет среди студентов.

Правда, скромность не значит, что преподаватель не может и не должен рекламировать результаты своей работы, свои достижения. Они должны стать достоянием других.

У некоторых людей на всю жизнь остаются результаты влияния авторитетного учителя. Поэтому он должен помнить, что его поведение и действия находятся под постоянным контролем. На него смотрят бдительные глаза, которые подмечают и положительные, и отрицательные черты учителя.

Преподаватель в вузе — это не только учитель, но и ученик. Учитель отдает свою энергию, знание ученикам. Но если постоянно отдавать и не пополнять свои знания, со временем наступит внутреннее опустошение. Поэтому, с одной стороны, учитель отдает, а с другой — пополняет свои знания и опять отдает их студентам. Поэтому, чтобы быть настоящим преподавателем и наставником молодежи, нужно постоянно пополнять и обновлять свои знания.

Следовательно, демократическая педагогика предусматривает тесное содружество студентов и их наставников, которые учат их будущей специальности. Преподаватель не только учитель, но и пример работоспособности, специалист своего дела и мудрый советчик. Если хоть одна из этих черт выпадает, социально-педагогический контакт не может сработать в полной мере.

Меняются времена — изменяется и молодежь. Однако люди старшего поколения не так интенсивно воспринимают эти изменения. Ведь молодой человек — личность взрослая, требующая к себе равноправных отношений. Ключ к успеху в сотрудничестве — делать все для того, чтобы понимать студента. Ничто не дает такой отдачи в учебно-воспитательной работе, как индивидуальный подход к каждому студенту. Персональное доверие и посильное задание всегда принесут успех педагогическому поиску.

Требования к преподавателям

Согласно Закону об образовании право на занятие педагогической деятельностью имеют обладатели среднего профессионального или высшего образования, а также лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Под квалификационными требованиями обычно понимаются требования к набору профессиональных знаний и конкретных навыков, которые необходимы для эффективной работы сотрудника на занимаемой им должности или выполнения работы по определенной профессии. На данный момент Квалификационные требования к педагогическим работникам содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, но требования к преподавателю вуза в нем отсутствуют. Профессиональный стандарт педагогической деятельности в вузе пока что существует только в виде проекта.

По практике для работы преподавателем в вузе необходимо освоить обязательный минимум содержания профессиональной программы, обеспечивающей получение дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Этот минимум может быть освоен в процессе обучения в магистратуре или в аспирантуре, а также слушателями системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, имеющими академическую степень магистра, ученую степень не ниже кандидата наук, а из числа специалистов – имеющие стаж научно-педагогической деятельности не менее 2 лет. Также преподавать имеет право аспирант очной формы образования.

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.

Требования к педагогам вузов

В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.

Здравствуйте! Согласно закону № 608н от 08.09.2015г., преподаватели средних профессиональных образовательных организаций, имеющие по диплому квалификацию инженер, имеют ли право преподавать без дополнительного профессионального образования в области профессионального образования?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Просим вас дать разъяснение по педагогическим работникам, принятым до 26.08.2010 г. в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, т. е. до принятия приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, имеющих среднее профессиональное или высшее образование по преподаваемым дисциплинам, но не имеющих образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Требуется ли пройти таким преподавателям профессиональную переподготовку в связи с введением профессиональных стандартов с 01.01.2017 г.?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Здравствуйте! Прошу растолковать в соответствии с утвержденным приказом Минтруда РФ № 608н и вступающим в действие с 01.01.2017 г. профессиональным Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» п. 1 – 3 требований к образованию и обучению преподавателя СПО (раздел А «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП»). Верно ли, что преподаватель, имеющий «среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого . соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине» (п.1) при отсутствии педагогического образования (п. З) «должен получить дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения»? Будет ли в данном случае достаточным дополнительное профессиональное образование в объеме соответствующей программы повышения квалификации? Нужно ли ему проходить профессиональную переподготовку с присвоением новой квалификации педагогической направленности для осуществления вида профессиональной деятельности 01.004 «Педагогическая деятельность в профессиональном обучении», учитывая, что этот вид деятельности регламентируется Стандартом «Педагог профессионального обучения»? Спасибо!

Читайте так же:  Как посчитать налог на енвд

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации, при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Прошу разъяснить применение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» согласно пункта 3.1. «Преподаватель», требования к образованию и обучению в следующей ситуации: преподаватель в учреждении СПО имеет высшее образование (не педагогическое), окончил Уфимский технологический институт сервиса по специальности «экономист», преподает экономику. В стандарте прописано, что при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. Вопрос: что подразумевает собой дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения и должно ли оно быть педагогическим в конкретной ситуации?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

«Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает в зависимости от вида ДПП следующее:

  • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Здравствуйте, в пункте 3.1 профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Минтруда РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н) в разделе требования к образованию и обучению указано, что «при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения», при этом не указана направленность дополнительного образования, в то время как, например, в пункте 3.3 указано «при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование», подчеркиваю именно педагогическое дополнительное профессиональное образование.

Означает ли это, что для преподавания по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации (пункт 3.1), необязательно наличие педагогического образования? Спасибо.

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

«Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает в зависимости от вида ДПП следующее:

  • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

Здравствуйте! Я работаю преподавателем в ОГБГІОУ ДТК 15 лет, высшая категория (2012), образование высшее – специальность «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)», квалификация – экономист-менеджер. Преподаю экономику организации, машиностроительное производство, профессиональный модуль ПM.02. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения по специальности «Технология машиностроения». В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации в объеме 108 часов по программе «Основы профессионально-педагогической деятельности». Могут ли мне отказать в педагогической нагрузке на 2016-2017 уч. год и уволить в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 г. профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»? Прошу не переадресовывать мой вопрос в Минобрнауки Ульяновской области.

Указанное высшее образование и дополнительное профессиональное образование соответствуют требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н, указанным как необходимые для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

Согласно пунктам 4 и 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

При этом в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации возможно только при подтверждении такого несоответствия результатами аттестации.

Таким образом, недостаточность квалификации должна быть подтверждена результатами аттестации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.