Требования к качеству нефтепродуктов

Основные требования к качеству товарных нефтепродуктов

Нефтеперерабатывающая индустрия производит только большой ассортимент (наиболее 500 наименований) газообразных, водянистых и жестких нефтепродуктов. Требования к ним очень разнообразны и диктуются постоянно изменяющимися критериями внедрения либо эксплуатации того либо другого конкретного нефтепродукта. В базу классификации товарных нефтепродуктов могут быть положены разные принципы, к примеру, по фазовому составу либо способу их производства. Так как требования как к размеру производства, так и к качеству продуктов диктуют их потребители, то принято классифицировать нефтепродукты по их назначению, т. е. по направлению их использования в отраслях народного хозяйства.

В согласовании с этим различают последующие группы нефтепродуктов:

1. Моторные горючие

2. Энерго горючего.

3. Нефтяные масла.

4. Углеродные и вяжущие материалы.

5. Нефтехимическое сырье.

6. Нефтепродукты специального назначения.

Моторные горючего в зависимости от принципа работы движков подразделяют на:

1.1. Бензины авиационные и авто.

Энерго горючего разделяются на:

Нефтяные масла подразделяют на:

Различают последующие подгруппы смазочных масел:

3.1.1. Моторные для поршневых и для реактивных движков.

3.1.2. Трансмиссионные и осевые для смазки авто и тракторных гипоидных трансмиссий (зубчатых передач разных типов) и шеек осей жд вагонов и тепловозов.

Справочник химика 21

Химия и химическая технология

Основные требования к качеству товарных нефтепродуктов

Основной ассортимент товарных нефтепродуктов с указанием ГОСТов, определяющих требования к их качеству, приведен в табл. 25. [c.150]

Ниже рассмотрены ассортимент и требования к качеству основных товарных нефтепродуктов. [c.125]

Основными задачами нефтеперерабатывающей промышленности являются наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства в высококачественных нефтепродуктах и обеспечение сырьем смежных производств (нефтехимических, белково-витаминных концентратов и т. д.). Дальнейшее улучшение качества нефтепродуктов — требование десятой пятилетки. Продукты, получаемые прямой перегонкой или деструктивными процессами переработки нефти, не являются, как правило, товарными, поскольку без дополнительной обработки они не удовлетворяют требованиям эксплуатации двигателей внутреннего сгорания и других машин и механизмов. Для приготовления товарных нефтепродуктов дистилляты и остатки, получаемые в различных процессах, подвергают очистке, разделению, компаундированию и облагораживанию путем добавления присадок. Изучению упомянутых процессов посвящена третья часть курса Технология переработки нефти и газа . [c.10]

Если запас качества товарных нефтепродуктов мал или примесь одного нефтепродукта в другом недопустима, смесь при возможности переводят в товарный нефтепродукт более низкого сорта или прибегают к ее исправлению. Исправление смеси заключается в доведении ее основных показателей до показателей какого-либо нефтепродукта, отвечающего требованиям стандарта. В смесь добавляют определенные добавки и разбавители. Полученный после перемешивания нефтепродукт реализуют потребителям. [c.178]

В книге приводятся краткие сведения об основных процессах переработки нефти, о получаемых нефтепродуктах и требованиях к их качеству. Подробно описаны товарные операции, связанные с приемом нефти на завод, подачей ее на установки и получением нефтепродуктов. Изложены правила эксплуатации оборудования товарного хозяйства. [c.175]

Лирокое распространение вторичных процессов переработки нефти (каталитического риформинга бензинов, нефтехимических процессов, гидрокрекинга, гидроочистки средних и тяжелых дистиллятов и др.) повышает требования к четкости разделения нефти и более глубоким отборам. Ритмичность работы современного нефтеперерабатывающего завода и высокое качество всех выпускаемых товарных нефтепродуктов зависят от четкости работы установок первичной переработки нефти по получению сырья для вторичных процессов, в связи с чем необходи.мо совершенствовать навыки персонала по квалифицированному обслуживанию основного оборудования, ведению технологического режима и удлинению межремонтного пробега. [c.4]

Тем не менее, наряду с главными направлениями потоков, не следует забывать и о притоках , или рукавах, главного потока, т. е. о разработке специфических процессов переработки тяжелых нефтяных остатков. Критериями их оценки будут служить не количественные размеры потребления, а уникальные качества товарной продукции, соответствующие высоким требованиям новой техники. Одна из основных трудностей внедрения новых технологических процессов состоит в том, что отпускные цены на основные многотоннажные товарные нефтепродукты низки и близки к ценам на сырье. Радикальное модернизирование и усовершенствование техники и технологии переработки нефтп, конечно, приводит к неко- [c.258]

Мощности первичной переработки нефти значительно увеличились в основном в результате ввода в эксплуатацию новых крупных нефтеперерабатывающих заводов. Развитие моторного парка страны, повышение требований к качеству нефтепродуктов обусловили необходимость разработки и внедрения процессов каталитического крекинга, каталитического риформинга, гидроочистки, газофракционирования, алкилирования. В 1953 г. была введена в эксплуатацию первая установка каталитического крекинга в псевдоожиженном слое пылевидного катализатора. Внедрение процесса каталитического крекирования дало увеличение производства компонентов для выпуска товарных бензинов и дизельных топлив, однако не решило вопроса повышения качества бензина. Значительное улучшение качества бензинов было достигнуто при внедрении процесса каталитического риформинга. Первые ус-Г тановки риформинга были сооружены в 1958 г. В этот период неф-теперерабатывающие предприятия развиваются в направлении кооперирования и комбинирования производства, основой которо- й го является комплексное использование сырья. Все большее значе-ние приобретают не физические, а химические деструктивные процессы. [c.17]

В книге приводятся краткие сведения об основны.х процесса.х переработки нефти, о получаемы.х пефтепро-дукта.х и требования.х к нх качеству. Подробно описаны товарные операции, связанные с приемом нефти на завод, подачей ее на установки и получением нефтепродуктов. Изложены правила эксплуатации оборудования товарного хозяйства. Освещены вопросы оперативного учета нефтепродуктов. Показана организация труда в бригада.х товарных операторов. Кратко изложены вопросы охраны труда и техники безопасности в товарном хозяйстве нефтеперерабатывающих заводов. [c.200]

Смотреть страницы где упоминается термин Основные требования к качеству товарных нефтепродуктов: [c.2] [c.243] [c.42] Смотреть главы в:

Основные требования к качеству товарных нефтепродуктов

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает исключительно большой ассортимент (более 500 наименований) газообразных, жидких и твердых нефтепродуктов. Требования к ним весьма разнообразны и диктуются постоянно изменяющимися условиями применения или эксплуатации того или иного конкретного нефтепродукта.

В основу классификации товарных нефтепродуктов могут быть положены различные принципы, например, по фазовому составу или способу их производства. Поскольку требования как к объему производства, так и к качеству товаров диктуют их потребители, то принято классифицировать нефтепродукты по их назначению, т. е. по направлению их использования в отраслях народного хозяйства.

В соответствии с этим различают следующие группы нефтепродуктов:

  1. Моторные топлива.
  2. Энергетические топлива.
  3. Нефтяные масла.
  4. Углеродные и вяжущие материалы.
  5. Нефтехимическое сырье.
  6. Нефтепродукты специального назначения.

Моторные топлива в зависимости от принципа работы двигателей подразделяют на:

1.1. Бензины авиационные и автомобильные.

Энергетические топлива подразделяются на:

Нефтяные масла подразделяют на:

Различают следующие подгруппы смазочных масел:

3.1.1. Моторные для поршневых и для реактивных двигателей.

3.1.2. Трансмиссионные и осевые для смазки автомобильных и тракторных гипоидных трансмиссий (зубчатых передач различных типов) и шеек осей железнодорожных вагонов и тепловозов.

3.1.3. Индустриальные масла для смазки станков, машин и механизмов различного промышленного оборудования, работающих в разнообразных условиях и с различной скоростью и нагрузкой.

По значению вязкости их подразделяют на легкие (швейное, сепараторное, вазелиновое, приборное, веретенное, велосит и др.), средние (для средних режимов скоростей и нагрузок) и тяжелые (для смазки кранов, буровых установок, оборудования мартеновских печей, прокатных станов и др.).

3.1.4. Энергетические масла (турбинные, компрессорные и цилиндровые) – для смазки энергетических установок и машин, работающих в условиях нагрузки, повышенной температуры и воздействия воды, пара и воздуха.

Несмазочные (специальные) масла предназначены не для смазки, а для применения в качестве рабочих жидкостей в тормозных системах, в пароструйных насосах и гидравлических устройствах, в трансформаторах, конденсаторах, маслонаполненных электрокабелях в качестве электроизолирующей среды (трансформаторное, конденсаторное, гидравлическое, вакуумное). К ним также относятся вазелиновое, медицинское, парфюмерное, смазочно-охлаждающие жидкости и др.

Углеродные и вяжущие материалы включают:

4.1. Нефтяные коксы.

4.3. Нефтяные пеки (связующие, пропитывающие, брикетные, волокнообразующие и специальные).

Нефтехимическое сырье. К этой группе можно отнести:

5.1. Ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилолы, нафталин и др.).

5.2. Сырье для пиролиза (нефтезаводские и попутные нефтяные газы, прямогонные бензиновые фракции, олефинсодержащие газы и др.).

5.3. Парафины и церезины. Вырабатываются жидкие (получаемые карбамидной и адсорбционной депарафинизацией нефтяных дистиллятов), и твердые (получаемые при депарафинизации масел). Жидкие парафины являются сырьем для получения белкововитаминных концентратов, синтетических жирных кислот и поверхностно-активных веществ.

Нефтепродукты специального назначения подразделяются на:

6.1. Термогазойль (сырье для производства технического углерода).

6.2. Консистентные смазки (антифрикционные, защитные и уплотнительные).

Читайте так же:  Государственная субсидия частным детским садам

6.3. Осветительный керосин.

6.4. Присадки к топливам и маслам, деэмульгаторы.

6.5. Элементную серу.

6.6. Водород и др.

В потреблении нефтепродуктов более 50 % в настоящее время составляют моторные топлива. Так, ежегодно в мире потребляется более 1,5 млрд т моторных топлив, сжигаемых в многомиллионных двигателях внутреннегосгорания (ДВС), установленных в автомобильных, железнодорожных и авиационных транспортных машинах, речных и морских судах, сельскохозяйственной, строительной, горнорудной и военной технике.

Естественно, в структуре НПЗ преобладают технологические процессы по производству моторных топлив, а также моторных масел.

Всю совокупность свойств нефтепродуктов, определяющих их качество, можно подразделить на следующие три группы:

  • физико-химические;
  • эксплуатационные;
  • технические.

К физико-химическим относятся свойства, характеризующие состояние и состав нефтепродуктов (плотность, элементный, фракционный и групповой углеводородный составы, вязкость, теплоемкость и т. д.).

Они позволяют косвенно судить о том или ином эксплуатационном свойстве. Например, по фракционному составу судят о пусковых свойствах бензинов, по плотности реактивного топлива – о дальности полета и т. д.

Эксплуатационные свойства нефтепродуктов призваны обеспечить надежность и экономичность эксплуатации ДВС, машин и механизмов, характеризуют полезный эффект от их использования по назначению и определяют область их применения (например, испаряемость, горючесть, воспламеняемость, детонационную стойкость, прокачиваемость, смазочную способность и др.).

Технические свойства нефтепродуктов (физическая и химическая стабильность, токсичность, пожаро- и взрывоопасность, коррозионная активность и др.) проявляются в процессах их хранения, транспортирования и длительной эксплуатации.

ТЕХНОЛОГИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ И ГАЗА, С. А. Ахметов, Т. П. Сериков, И. Р. Кузеев, М. И. Баязитов, 2006

Справочник химика 21

Химия и химическая технология

Современные требования к качеству нефти и нефтепродуктов

Глубина переработки нефти на предприятиях России составляет около 70%, тогда как в развитых странах Запада она достигает 80-95%, что объясняется низкой долей углубляющих процессов на отечественных заводах, не превышающей 13% от объема переработки нефти (против 55% — на заводах США). Вследствие этого, на российских заводах ограничена возможность выработки моторных топлив, в то время как производство топочного мазута составляет более 30% от объема перерабатываемой нефти. Качество нефтепродуктов далеко не в полной мере отвечает современным требованиям, особенно по экологическим характеристикам. [c.368]

Кризисное состояние российской экономики, связанное с переходом к рыночным отношениям, негативно отразилось на состоянии нефтяного сектора топливно-энергетического комплекса страны. Глубокий спад производства, серьезный финансовый кризис, неплатежеспособность характерны для всех входящих в него отраслей, включая и нефтепереработку. На предприятиях нефтеперерабатывающего комплекса Башкортостана объемы переработки нефти значительно сократились, глубина переработки углеводородного сырья остается на относительно низком уровне, не отвечает современным требованиям оснащенность вторичными процессами переработки нефти. Все это отрицательно сказывается на качестве получаемых товарных нефтепродуктов, что привело к серьезному ухудшению экономических показателей деятельности нефтеперерабатывающих предприятий. Из-за низкого уровня использования производственных мощностей возросла себестоимость получаемых нефтепродуктов, особенно в той ее части, которая представлена постоянными расходами. Возросшая себестоимость нефтепродуктов обусловила повышение цен на них, поскольку в практике ценообразования продолжают использоваться методы, основанные на полной себестоимости продукции. Рост цен на нефтепродукты сказался на ограничении спроса, а снизившийся спрос уменьшил возможности производства. [c.131]

Увеличение объема производства нефтепродуктов, расширение их ассортимента и улучшение качества — основные задачи, поставленные перед нефтеперерабатывающей промышленностью в настоящее время [1—3]. Решение этих задач в условиях, когда непрерывно возрастает доля переработки сернистых и высокосернистых, а за последние годы и высокопарафинистых нефтей, потребовало изменения технологии переработки нефти. Большое значение приобрели вторичные и, особенно, каталитические процессы [4—8]. Производство топлив, отвечающих современным требованиям, невозможно без применения таких процессов, как каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидроочистка, алкили-рование и изомеризация, а в некоторых случаях — гидрокрекинг. [c.3]

Современные требования, предъявляемые к ассортименту и уровню качества нефтепродуктов, оказали решающее влияние на технический прогресс в области производства нефтепродуктов, на создание более совершенных технологических установок и производственных комплексов. Дальнейшее углубление переработки нефти требует усиления внимания, в частности, к следующим процессам каталитическому крекингу, гидроочистке и гидрокрекингу, коксованию остатков и отборного тяжелого дистиллят-ного сырья, депарафинизации и обезмасливанию по современной схеме. Для получения нефтепродуктов повышенного качества дальнейшее развитие получают процессы каталитического риформинга прямогонных бензиновых фракций, изомеризации, разделения керосиновых дистиллятов с помощью цеолитов, процессы производства пластичных смазок, присадок к топливам и смазочным материалам. [c.7]

В связи с продолжающимся укрупнением и комбинированием технологических установок и широким применением каталитических процессов требования к содержанию хлоридов металлов в нефтях, поступающих на переработку, неуклонно повышаются. При снижении содержания хлоридов до 5 мг/л из нефти почти полностью удаляются такие металлы, как железо, кальций, магний, натрий и соединения мышьяка, а содержание ванадия снижается более чем в 2 раза, что исключительно важно с точки зрения качества реактивных и газотурбинных топлив, нефтяных коксов и других нефтепродуктов. На НПЗ США еще с 60-х гг. обеспечивается глубокое обессоливание нефти до содержания хлоридов менее 1 мг/л и тем самым достигается бесперебойная работа установок прямой перегонки нефти в течение двух и более лет. На современных отечественных НПЗ считается вполне достаточным обессоливание нефтей до содержания хлоридов 3- [c.178]

В книге излагаются сведения о нефти и газе как сырье для производства топлив, масел и для нефтехимической промышленности описаны свойства, состав и классификация нефтей, требования к переработке, процессы прямой перегонки, термического и каталитического крекинга, переработка природных и попутных газов, способы улучшения качества топлив и масел с помощью присадок, производство специальных нефтепродуктов. Даны основные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности и различные варианты современных нефтеперерабатывающих заводов. [c.379]

Обзор посвящен исследованию эффективности процесса каталитического крекинга при производстве топлив и сырья для нефтехимии определению его роли и места среди других вторичных процессов переработки нефти, исходя из перспективных требований к качеству и структуре вырабатываемых нефтепродуктов в схемах современных НПЗ. [c.72]

Второй путь — переработка остаточных продуктов первичной перегонки нефти и термокаталитических процессов в присутствии водорода, вводимого в систему извне. В результате образуется больше светлых нефтепродуктов и меньше кокса и других продуктов, обедненных водородо м. Промышленные процессы, используемые для второго пути, называются гидрогенизационными. Они протекают в среде и при расходовании водорода под влиянием катализаторов в соответствующих условиях. Роль этих процессов на современных нефтеперерабатывающих заводах непрерывно возрастает. Это объясняется повышением требований к качеству нефтепродуктов, получаемых из сырья со все увеличивающейся в нем долей сернистых и высокосернистых нефтей. [c.187]

Техносфера является постоянным источником угроз, которые могут иметь серьезные последствия для человечества. Переработка и использование в хозяйственной деятельности углеводородных систем (нефти, нефтепродуктов, топлив и др.) являются одними из факторов глобального загрязнения окружающей среды на Земле. Техногенную опасность со стороны нефтеперерабатывающих и нефтехимических объектов следует учитывать при разработке технологий, которые должны отвечать стратегическим требованиям энергетической, экономической и экологической безопасности. Это неудивительно, так как наблюдаемая тенденция последовательного увеличения удельного веса углеводородных систем в мировом экономическом балансе — сложившаяся закономерность, и в обозримой перспективе эта закономерность сохранится. Для нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности характерна высокая энергонасыщенность. Так, типовой нефтеперерабатывающий завод топливно-нефтехимического профиля в зависимости от производительности но сырью сосредотачивает на своей территории запас углеводородного топлива, эквивалентный 2-5 Мт тротила. Ежегодно на предприятиях происходят аварии, материальный ущерб от которых исчисляется сотнями миллионов долларов. Современные технологии ведут к экологическим кризисам и катастрофам, если не изменить подход к эксплуатации имеющихся и к проектированию новых производств. Пока негативные изменения экосистем не приняли глобальный необратимый характер необходимо проникновение в сознание людей новой идеологии — нормативного потребления окружающей среды, создание и внедрение систем безопасности и управления качеством окружающей среды. Это особенно актуально для России, так как на отечественных объектах по переработке углеводородных систем отсутствуют надежные системы предотвращения и локализации аварийных ситуаций. Продукты переработки углеводородных систем в процессе их использования оказывают серьезное влияние на качество жизни человека. Так, например, выбросы в атмосферу от автотранспорта составляют до 90% от общего загрязнения и в значительной степени зависят от качества применяемых топлив. [c.7]

В настоящее время практически ни один нефтепродукт не может удовлетворить современным требованиям без специальной очистки и в первую очередь — без гвдрогенизацион-ного облагораживания. Наряду с улучшением качества ги-дрогенизацион11ые процессы только путем изменения режима позволяют широко варьировать соотношение вырабатываемых топлив. Кроме того, изменяя сочетание гидрогенизационных процессов, можно запроектировать завод с ГJ бoкoй или неглубокой переработкой практически для любой нефти. [c.6]

Переработка восточных сернистых нефтей позволила расширить ассортимент товарных нефтепродуктов. Ассортимент и качество дизельных и реактивных топлив Советского Союза определялись сырьевыми источниками или месторождениями нефтей. В начальный период освоения технологии переработки сернистых Нефтей такая зависимость была оправдана. В настоящее время эта тенденция вызывает затруднения, поскольку в силу установившейся традиции продукты, получаемые из нефтей новых месторождений, должны проходить обязательные сложные и длительные испытания, несмотря на то, что их характеристика полностьк> отвечает требованиям стандартов. По-видимому, на уровне современной технологии переработки нефти, экономичнее и целесообразнее оценивать качество топлив лишь по их непосредственной эксплуатационной характеристике, независимо от происхождения сырья, из которого они получены. [c.313]

Читайте так же:  Хлои и ламар развод

Технический прогресс в нефтеперерабатывающей промышленности не может быть осуществлен только за счет строительства новых заводов, даже если эти заводы будут самыми современными. Основная маюса нефти еще длительное время будет перерабатываться на нефтеперерабатывающих заводах, построенных десятки лет назад, уровень техники которых далеко не отвечает современным требованиям. На большинстве таких заводов отсутствуют или почти отсутствуют современные вторичные процессы переработки, из-за чего качество вырабатываемых нефтепродуктов, особенно бензинов и дизельных топлив, низкое чрезвычайно велико число мелких технологических установок, доходящее иногда до многих десятков, огромен штат обслуживающего персонала, чрезмерно велики площадки заводов, растянуты коммуникации и т. п. Такое серьезное отставание уровня техники на наших старых заводах очень дорого обходится государству из-за плохого качества нефтепродуктов, низкой производительности труда, недопустимо больших потерь нефтепродуктов и других ценных материалов, а также из-за чрезвычайно высоких эксплуатационных расходов. [c.18]

Лирокое распространение вторичных процессов переработки нефти (каталитического риформинга бензинов, нефтехимических процессов, гидрокрекинга, гидроочистки средних и тяжелых дистиллятов и др.) повышает требования к четкости разделения нефти и более глубоким отборам. Ритмичность работы современного нефтеперерабатывающего завода и высокое качество всех выпускаемых товарных нефтепродуктов зависят от четкости работы установок первичной переработки нефти по получению сырья для вторичных процессов, в связи с чем необходи.мо совершенствовать навыки персонала по квалифицированному обслуживанию основного оборудования, ведению технологического режима и удлинению межремонтного пробега. [c.4]

В развитии нефтеперерабатывающей промышленности экологический фактор приобретает едва ли не важнейшее значение при обосновании стратегии развития отрасли. Во многих странах мира принимаются законодательные акты, регламентирующие выбросы нефтеперерабатывающих заводов, качество нефтепродуктов, параметры сточных вод и т.д. Существенно возросли затраты на природоохранные мероприятия в стоимости предприятий. Исходя из этих обстоятельств, авторы затрагивают широкий спектр альтернатив решения проблемы улучшения экологических характеристик нефтепродуктов. В книге дана оценка современного состояния и тенденций развития нефтеперерабатывающей промышленности в различных регионах мира, обобщен опыт развития отрасли под влиянием требований к охране окружающей срвды. В частности, здесь рассматриваются стратегические решения США, Канады, западноевропейских стран, взгляд на проблему японских нефтепереработчиков, усилия стран-экспортеров нефти, перспективы Азиатско-Тихоокеанского региона, ситуация на южноамериканском и африканском континентах, положение дел в России. Дается краткая характеристика нефтеперерабатывающей промышленности каждого из регионов мира. [c.2]

Среди многочисленных коррозионностойких сталей и сплавов наибольшее применение в различных отраслях промышленности всех технически развитых стран нашли аустенитные хромоникелевые стали типа Х18Н10 (18-10, 18-9, 18-8) и их модификации. В настоящее время свыше 70% от общего мирового и российского производства коррозионностойких сталей и сплавов приходится на хромоникелевые стали, содержащие в среднем 18% хрома и 10% никеля. Стали такого типа широко используются в нефтегазовых и других отраслях промышленности, таких как химических и нефтехимических производствах, авиа- и судостроении, атомной энергетике, пищевой и фармацевтической промышленности, автомобилестроении и т.д. Они используются для аппаратного оформления процессов в установках переработки нефти и газа, в качестве гибких напорных трубопроводов для разлива нефти и нефтепродуктов, коррозионных сред, выполняют функции разграничителей сред в запорной и регулирующей арматуре и т.д. Эти стали отвечают самым разнообразным потребительским требованиям, и в современной технике во многих случаях незаменимы. [c.3]

После выхода в свет учебника Технологая переработки нефти и газа в трех частях (часть 1, Гуревич И.Л. часть 2, Смидович Е.В. часть 3, Черножуков Н.И.) прошло более 20 лет. За это время отечественная и мировая нефтепереработка претерпела значительные изменения появились новые высокопроизводительные технологические процессы, в т.ч. глубокой переработки нефтяных остатков широкое применение получили комбинированные технологические установки разработаны и внедрены новые активные и селективные катализаторы возникли новые экологические требования к качеству нефтепродуктов в области рационального использования нефтепродуктов возникла новая отрасль знаний, названная химмотологией значительно расширились теоретические представления о физикохимической сущности нефтетехнологических процессов изменился государственно-политический строй бывшего СССР. В этой связи возникла необходимость подготовки нового учебного пособия, отражающего современный научно-технический уровень развития мировой и отечественной нефтепереработки. [c.11]

Действительно, не говоря унге о таких новейших методах переработки нефти, как крекинг и гидрогенизация, или о таких направлениях технологии нефти, которые имеют задачей чисто химическую переработку отдельных нефтяных фракций прямой гонки или переюнки под давлением, достаточно вспомнить о том, насколько услоншились требования, предъявляемые современной техникой даже к таким нефтепродуктам, которые применяются либо в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания, либо в качестве смазочных материалов для машин разнообразнейших конструкций и рабочих режимов. Чтобы удовлетворить этим требованиям не только с качественной, но и с количественной стороны, старые, испытанные методы переработки нефти уже недостаточны. На смену им появ.ляется новая методика, в основу которой приходится класть более глубокое знание состава нефти и химизма способов ее переработки. Отсюда усиленная проработка разнообразнейших вопросов химии нефти в новейшее время и громадная, быстро растущая литература по вопросам, которыми еще недавно интересовались лишь отдельные представители чистой науки . [c.9]

В публикуемо.м обзоре Нефтеперерабатывающая про.мышлен-ност1> США систематизирован материал о послевоенном состоянии и развитии нефтеперерабатывающей промышленности США, рас-смотрены современные технологические процессы переработки нефти, в частности каталитические, и показаны изменения в технологии производства топлив и масел, обеспечивающие удовлетворение изменившихся требований к качеству нефтепродуктов и рост их потребления, даются состав и мощности нефтеперерабатывающих заводов и межремонтный пробег нефтезаводских установок, а также рассмотрены основные направления дальнейшего развития нефтепереработки. [c.4]

После 1ВЫ ПОЛ1нения сех перечислеиных выше работ структура шроцеосов на заводе будет соответствовать не только современным, но и перспективным требованиям по ассортименту и, качеству нефтепродуктов при переработке высокосарнистых нефтей типа арланской. [c.142]

Смотреть страницы где упоминается термин Современные требования к качеству нефти и нефтепродуктов: [c.2] [c.10] [c.89] [c.2] [c.2] Смотреть главы в:

Основные требования к качеству товарных нефтепродуктов;

Классификация процессов переработки нефти, газовых конденсатов и газов

Технологические процессы НПЗ принято классифицировать на сле­дующие 2 группы: физические и химические.

1. Физическими (массообменными) процессами достигается раз­деление нефти на составляющие компоненты (топливные и масляныефракции) без химических превращений и удаление (извлечение) из фракций нефти, нефтяных остатков, масляных фракций, газоконден­сатов и газов нежелательных компонентов (полициклических аромати­ческих углеводородов, асфальтенов, тугоплавких парафинов), неугле­водородных соединений.

Физические процессы по типу массообмена можно подразделить на следующие типы:

1.1 — гравитационные (ЭЛОУ);

1.2 — ректификационные (АТ, АВТ, ГФУ и др.);

1.3 экстракционные (деасфальтизация, селективная очистка, депарафинизация кристаллизацией);

1.4 — адсорбционные (депарафинизация цеолитная, контактная очистка);

1.5 — абсорбционные (АГФУ, очистка от Н2S, СО2).

2. В химических процессах переработка нефтяного сырья осущест­вляется путем химических превращений с получением новых продук­тов, не содержащихся в исходном сырье. Химические процессы, при­
меняемые на современных НПЗ, по способу активации химических
реакций подразделяются:

2.1 — на термические;

Термические процессы по типу протекающих химических реакций можно подразделить на следующие типы:

2.1.1 — термодеструктивные (термический крекинг, висбрекинг, кок­сование, пиролиз, пекование, производство технического углерода и др.);

2.1.2- термоокислительные (производство битума, газификация кокса, углей и др.).

В термодеструктивных процессах протекают преимущественно реакции распада (крекинга) молекул сырья на низкомолекулярные, а также реакции конденсации с образованием высокомолекулярных продуктов, например кокса, пека и др.

Каталитические процессы по типу катализа можно классифициро­вать на следующие типы:

2.2.1 — гетеролитические, протекающие по механизму кислотного катализа (каталитический крекинг, алкилирование, полимеризация, производство эфиров и др.);

2.2.2 — гомолитические, протекающие по механизму окислительно-восстановительного (электронного) катализа (производство водорода и синтез газов, метанола, элементной серы);

2.2.3- гидрокаталитические, протекающие по механизму бифунк­ционального (сложного) катализа (гидроочистка, гидрообессеривание, гидрокрекинг, каталитический риформинг, изомеризация, гидродеароматизация, селективная гидродепарафинизация и др.).

Головным процессом переработки нефти (после ЭЛОУ — электро-обессоливающей установки) является атмосферная перегонка (АТ -атмосферная трубчатка), где отбираются топливные фракции (бензи­новые, осветительного керосина, реактивного и дизельного топлив) и мазут, используемый либо как компонент котельного топлива, либо как сырье для последующей глубокой переработки. Топливные фрак­ции атмосферной перегонки далее подвергаются облагораживанию: гидроочистке от гетероатомных соединений, а бензины — каталити­ческому риформингу с целью повышения их качества или получения индивидуальных ароматических углеводородов — сырья нефтехимии (бензола, толуола, ксилолов и др.). Из мазута путем вакуумной пере­гонки (на установках ВТ — вакуумной трубчатки) получают либо широкую фракцию (350…500°С) вакуумного газойля — сырья для по­следующей переработки на установках каталитического крекинга или гидрокрекинга с получением, главным образом, компонентов моторных топлив, либо узкие дистиллятные масляные фракции, направляемые далее на последующие процессы очистки (селективная очистка, депарафинизация и др.) Остаток вакуумной перегонки — гудрон — служит при необходимости для получения остаточных масел или как сырье для глубокой переработки с получением дополнительного количества моторных топлив, нефтяного кокса, дорожного и строительного битума или же в качестве компонента котельного топлива.

Читайте так же:  Договор с рф о пенсионном обеспечении

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает исключи­тельно большой ассортимент (более 500 наименований) газообразных, жидких и твердых нефтепродуктов. Требования к ним весьма разно­образны и диктуются постоянно изменяющимися условиями примене­ния или эксплуатации того или иного конкретного нефтепродукта.

В основу классификации товарных нефтепродуктов могут быть положены различные принципы, например, по фазовому составу или способу их производства. Поскольку требования как к объему произ­водства, так и к качеству товаров диктуют их потребители, то принято классифицировать нефтепродукты по их назначению, т. е. по направ­лению их использования в отраслях народного хозяйства.

В соответствии с этим различают следующие группы нефтепро­дуктов:

1. Моторные топлива.

2. Энергетические топлива.

3. Нефтяные масла.

4. Углеродные и вяжущие материалы.

5. Нефтехимическое сырье.

6. Нефтепродукты специального назначения.

Моторные топлива в зависимости от принципа работы двигателей подразделяют на:

1.1. Бензины авиационные и автомобильные.

Энергетические топлива подразделяются на:

Нефтяные масла подразделяют на:

Различают следующие подгруппы смазочных масел:

3.1.1. Моторные для поршневых и для реактивных двигателей.

3.1.2. Трансмиссионные и осевые для смазки автомобильных и трак­торных гипоидных трансмиссий (зубчатых передач различных типов) и шеек осей железнодорожных вагонов и тепловозов.

3.1.3. Индустриальные масла для смазки станков, машин и механиз­мов различного промышленного оборудования, работающих в разно­образных условиях и с различной скоростью и нагрузкой.

По значению вязкости их подразделяют: на легкие (швейное, сепараторное, вазели­новое, приборное, веретенное, велосит и др.); средние (для средних ре­жимов скоростей и нагрузок) и тяжелые (для смазки кранов, буровых установок, оборудования мартеновских печей, прокатных станов и др.).

Энергетические масла (турбинные, компрессорные и цилин­дровые) — для смазки энергетических установок и машин, работающих в условиях нагрузки, повышенной температуры и воздействия воды, пара и воздуха.

Несмазочные (специальные) масла предназначены не для смазки, а для применения в качестве рабочих жидкостей в тормозных системах, в пароструйных насосах и гидравлических устройствах, в трансформа­торах, конденсаторах, маслонаполненных электрокабелях в качестве электроизолирующей среды (трансформаторное, конденсаторное, гидравлическое, вакуумное). К ним также относятся вазелиновое, ме­дицинское, парфюмерное, смазочно-охлаждающие жидкости и др.

Углеродные и вяжущие материалы включают:

4.3.Нефтяные пеки (связующие, пропитывающие, брикетные, волокнообразующие и специальные).

Нефтехимическое сырье. К этой группе можно отнести:

5.1. Ароматические углеводороды (бензол, толуол, ксилолы, нафта­лин и др.).

5.2. Сырье для пиролиза (нефтезаводские и попутные нефтяные газы, прямогонные бензиновые фракции, олефинсодержащие газы и др.).

5.3. Парафины и церезины. Вырабатываются жидкие (получаемые карбамидной и адсорбционной депарафинизацией нефтяных дистилля­тов), и твердые (получаемые при депарафинизации масел). Жидкие пара­фины являются сырьем для получения белкововитаминных концентра­тов, синтетических жирных кислот и поверхностно-активных веществ.

Нефтепродукты специального назначения подразделяются на:

6.1.Термогазойль (сырье для производства технического углерода).

6.2.Консистентные смазки (антифрикционные, защитные и уплотнительные).

6.4.Присадки к топливам и маслам, деэмульгаторы.

В потреблении нефтепродуктов более 50 % в настоящее время со­ставляют моторные топлива. Так, ежегодно в мире потребляется более 1,5 млрд т моторных топлив, сжигаемых в многомиллионных двига­телях внутреннего сгорания (ДВС), установленных в автомобильных, железнодорожных и авиационных транспортных машинах, речных и морских судах, сельскохозяйственной, строительной, горнорудной и военной технике. Естественно, в структуре НПЗ преобладают тех­нологические процессы по производству моторных топлив, а также моторных масел.

Всю совокупность свойств нефтепродуктов, определяющих их ка­чество, можно подразделить на следующие три группы:

К физико-химическим относятся свойства, характеризующие состоя­ние и состав нефтепродуктов (плотность, элементный, фракционный и групповой углеводородный составы, вязкость, теплоемкость и т.д.). Они позволяют косвенно судить о том или ином эксплуатационном свойстве. Например, по фракционному составу судят о пусковых свой­ствах бензинов, по плотности реактивного топлива — о дальности по­лета и т. д.

Эксплуатационные свойства нефтепродуктов призваны обеспечить надежность и экономичность эксплуатации ДВС, машин и механизмов, характеризуют полезный эффект от их использования по назначению и определяют область их применения (например, испаряемость, горю­честь, воспламеняемость, детонационную стойкость, прокачиваемость, смазочную способность и др.).

Технические свойства нефтепродуктов (физическая и химическая стабильность, токсичность, пожаро- и взрывоопасность, коррозионная активность и др.) проявляются в процессах их хранения, транспорти­рования и длительной эксплуатации.

Контроль качества нефти и нефтепродуктов

Качество продукции относится к числу основных показателей производственной деятельности любого предприятия. Все области, связанные с качеством продукции, изучаются наукой о качестве продукции. Одна из областей этой науки, объединяющая методы количественной оценки качества, называется — квалиметрией (с лат, — какой, и греч. — мерю).

По общепринятым понятиям качество продукции — это совокупность свойств продукции, характеризующих ее пригодность к удовлетворению различных потребностей в соответствии с ее назначением. За исходную характеристику качества продукции принято считать ее свойство.

Свойство продукции — это объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации и потреблении. Каждое вещество или продукция обладает совокупностью различных свойств, которые позволяют их отличать друг от друга, и которые определяют потребительский спрос.

Показатель качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, обуславливающих их качество. Значение показателей определяются различными методами: измерительным, расчетным и экспериментальным.

Каждое вещество характеризуется физическими и химическими свойствами.

Физическое свойство вещества — это физическая величина.

Химическое свойство вещества — это способность данного вещества учасвовать в химических реакциях. Обычно оба этих понятия объединяют общим понятием — физико-химические свойства.

Потребительские показатели качества нефтепродуктов в России определены государственным стандартом ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты». В соответствии с его требованиями, на всем пути движения нефтепродуктов — от пункта переработки нефти до потребителя — должен быть обеспечен контроль качества нефтепродуктов, то есть за сохранностью физико-химических свойств и потребительских требований.

Лицензия на право выпуска определенной номенклатуры нефтепродуктов НПЗ выдается при условии, если на заводе обеспечивается выполнение требований по выпуску продукции с качественными параметрами, соответствующими государственным стандартам.

На каждый выпускаемый вид нефтепродукта заводом оформляется «Сертификат качества нефтепродукта», копия которого прикладывается к товарно-транспортным накладным каждой отгружаемой партии нефтепродукта, а также прикладывается «Паспорт качества нефтепродукта», в котором указываются фактические параметры физико-химических свойств на нефтегруз и штамп соответствия его стандарту. Паспорт качества оформляется лабораторией на специальных бланках.

При поступлении нефтепродукта нефтебаза перед сливом проверяет его качество на соответствие заводскому паспорту и требованиям стандарта. При завозе нефтепродукта с нефтебаз на АЗС из каждой автоцистерны отбирается контрольная проба, опечатывается и хранится на складе АЗС в течение месяца.

При отгрузке нефтепродукта потребителям нефтебаза проверяет качество нефтепродукта и составляет свой паспорт и прикладывает его к документам на отгружаемую партию. В процессе хранения нефтепродукта на нефтебазе проводится периодический контроль качества каждого сорта нефтепродукта, но не реже одного раза в месяц.

Сохранение качества нефтепродуктов на нефтебазах при их хранении, приеме и отпуске обеспечивается путем следующей организации контроля за:

содержанием в надлежащем техническом состоянии резервуаров, технологических трубопроводов и технологического оборудования разливочных, насосных станций, эстакад, причалов и других сливо-наливных устройств нефтебазы;

соблюдением требований ГОСТ 1510-84 на упаковку, маркировку, хранение и транспортирование нефтепродуктов и других руководящих документов и технических условий, связанных с хранением, приемом и поставкой нефтепродуктов;

работой лабораторий, то есть за техническим состоянием их оборудования, аппаратуры, приборов и посуды; наличием и качеством реактивов; соблюдением стандартных методов анализов нефтепродуктов; хранением контрольных проб; квалификацией работников и т.д.;

соблюдением прав потребителей при поставке нефтепродуктов;

соблюдением Правил и договорных условий о порядке приема и сдачи нефтепродуктов при транспортировке морским, речным, железнодорожным и трубопроводным транспортом;

своевременным, правильным оформлением и представлением всей учетно-отчетной документации по утвержденным формам;

  • своевременным расследованием рекламаций потребителей на качество нефтепродуктов и т.д.
  • Контроль за сохранением качества нефтепродуктов на НПЗ и на нефтебазах возложен на химические лаборатории.