Требования к губернатору

Путин смягчил требования к кандидатам в губернаторы

Президент России Владимир Путин подписал указ, смягчающий требования к стажу кандидатов, которые претендуют на высшие должности федеральной государственной гражданской службы. Документ опубликован на официальном сайте правовой информации.

До этого кандидатам, которые претендуют на соответствующие должности, необходимо было иметь стаж госслужбы не менее шести лет (или не менее семи лет стаж работы по специальности). Владимир Путин распорядился снизить сроки до четырех лет. Также изменения затронули требования к стажу кандидатов на замещение главных должностей госслужбы — он понижен с четырех до двух лет. Кроме того, если у такого кандидата есть «красный» диплом специалиста или магистра и он поступает на службу в течение трех лет после окончания вуза, то требуемый стаж госслужбы для него сокращается до одного года, пишет РАПСИ.

Одновременно отменяются требования к стажу желающим занять руководящие должности на госслужбе. Ранее этот стаж должен был составлять не менее двух лет.

Кремль разработал требования к кандидатам в губернаторы

Администрация президента РФ разработала список требований к кандидатам в губернаторы, согласно которым главы регионов смогут находиться на своем посту не более четырех сроков подряд, сообщает «Независимая газета» со ссылкой на собственные источники.

Определен и предельный возраст кандидата — 70 лет. Также при выдвижении кандидатов в губернаторы будет в обязательном порядке учитываться состояние здоровья политика.

Вопрос о формальных требованиях к губернаторам при назначении или переназначении был поднят в конце 2009 года, когда президент Дмитрий Медведев выразил мнение, что главы регионов должны занимать свой пост больше трех сроков подряд только в исключительных случаях.

После заявления Медведева сразу несколько губернаторов, чьи полномочия подходили к концу, попросили президента не рассматривать их кандидатуры. Исключением стал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, кандидатуру которого Медведев 11 марта внес в региональный парламент. Тулееву 66 лет, он находится на своем посту уже третий срок подряд. Таким образом, он является первым губернатором, выдвинутым на утверждение в соответствие с новыми правилами, пишет издание.

Согласно утвержденным в июле 2009 года правилам, партия, одержавшая победу на выборах в местный парламент, предлагает президенту не менее трех кандидатур на пост губернатора. Впоследствии президент отправляет одну из них на утверждение региональным депутатам.

Законодательство о выборах глав субъектов РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 сентября 2017 г. в России состоится единый день голосования — законодательно установленная дата выборов разных уровней.

В 16 субъектах Федерации пройдут прямые выборы руководителей регионов, в шести — депутатов региональных законодательных органов. Кроме того, в Адыгее главу региона изберут депутаты республиканского парламента. По всей России в общей сложности состоится порядка 5,8 тыс. выборов различных уровней, включая 230 местных референдумов. В этот же день пройдут довыборы депутатов Госдумы по двум избирательным округам.

В настоящее время прямой порядок выборов применяется в 75 российских регионах. Глав остальных десяти субъектов Федерации — республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республик, а также Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов — избирают местные парламенты.

Порядок избрания глав регионов

Выборы высших должностных лиц субъектов РФ проводятся в соответствии с федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О политических партиях», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также уставами (конституциями) регионов и местными законами о выборах.

Глава региона избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта, или депутатами местного парламента на срок не более пяти лет и не может занимать должность более двух сроков подряд. При этом первым считается срок, на который губернатор был избран после вступления в силу закона о возврате прямых выборов 1 июня 2012 г. Срок полномочий главы субъекта РФ определяется уставом региона и исчисляется со дня вступления в должность.

Глава субъекта, осуществлявший свои полномочия не менее одного года, может добровольно уйти в отставку, чтобы с согласия главы государства участвовать в губернаторских выборах на новый срок. Выборы проводятся в единый день голосования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Требования к кандидатам

Кандидатом в губернаторы может стать гражданин России, достигший 30 лет, обладающий пассивным избирательным правом и не имеющий гражданства другого государства. Баллотироваться на пост главы региона могут претенденты, выдвинутые политическими партиями, а также самовыдвиженцы (если это предусмотрено законодательством региона).

Для регистрации кандидатам необходимо собрать подписи от 5% до 10% муниципальных депутатов и глав муниципальных образований (так называемый муниципальный фильтр, установленный региональным законодательством). При этом каждый депутат может поставить подпись только за одного кандидата. Самовыдвиженцам также необходимо собрать в свою поддержку от 0,5% до 2% подписей избирателей.

Кандидат на должность главы региона в ходе избирательной кампании представляет трех претендентов на пост члена Совета Федерации. Если он будет избран руководителем субъекта Федерации, один из предложенных им кандидатов займет место сенатора в верхней палате российского парламента от исполнительной власти региона.

Определение результатов выборов

Избранным на должность руководителя субъекта РФ считается кандидат, получивший в свою поддержку более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порог явки не предусмотрен.

В случае когда главу региона избирают депутаты местного законодательного органа власти, избранным считается претендент, за которого отдало голоса большинство членов регионального парламента.

К губернаторам предъявили новые требования

В чера Фонд развития гражданского общества опубликовал 10-й рейтинг эффективности губернаторов – и он произвёл фурор в ряде регионов РФ

На этот раз вроде бы детально разработанный рейтинг дополнили новыми критериями – к популярности глав регионов применили «понижающие коэффициенты»: так называемый КОЛ-фактор и фактор аффилированности с местным бизнесом. И эти параметры весьма серьёзно повлияли на оценку деятельности глав субъектов РФ.

Ранее россияне много раз слышали о том, что власть и бизнес в российской глубинке порой тесно взаимосвязаны. Но сейчас эксперты подтвердили это наглядно – и, как следствие, два десятка губернаторов серьёзно ухудшили свои позиции в рейтинге. Это связано как с причастностью их подчинённых к коррупционным делам, так и с давлением на малый бизнес в регионах. Главными пострадавшими от «фактора аффилированности с бизнесом» стали глава Алтая Александр Бердников, губернаторы Ульяновской и Свердловской областей Сергей Морозов и Евгений Куйвашев, глава Пермского края Виктор Басаргин, который, как и астраханский губернатор Александр Жилкин, потерял пять мест, и они вместе занимают нижние позиции в рейтинге. Рекордсменом же по падению рейтинга стал глава Нижегородской области Валерий Шанцев, потерявший сразу 18 баллов. Впрочем, здесь свою роль сыграла не только аффилированность с бизнесом, но и то, что в его регионе оппозиционные партии открыто жаловались на притеснения в ходе предвыборной кампании.

Несмотря на новые критерии экспертов, в группе лидеров рейтинга значительных изменений не произошло. С результатом 98 баллов первую-вторую позиции поделили губернаторы Калужской области и Ямало-Ненецкого округа Анатолий Артамонов и Дмитрий Кобылкин. Калуга сегодня считается одним из самых инвестиционно привлекательных регионов РФ, а в ЯНАО – традиционно высокий для России уровень жизни. Жителей там относительно немного, при этом сразу несколько крупных нефтегазовых компаний платят огромные налоги в местный бюджет.

Примерно по тем же причинам 3–4-е места в рейтинге губернаторов поделили главы Белгородской и Тюменской областей Евгений Савченко и Владимир Якушев. Вслед за ними расположились глава «инновационного лидера страны» – Татарстана – Рустам Минниханов и самый стабильный губернатор последних десятилетий – лидер Кемеровской области Аман Тулеев. Глава Чечни Рамзан Кадыров – также среди лидеров, уверенно занимая 7-е место.

Для Северо-Запада рейтинг принёс скорее хорошие новости. Так, глава Ленобласти Александр Дрозденко занял первое место в отдельном рейтинге эффективности, составленном экспертами Фонда развития гражданского общества. Эксперты связывают рост позиций Дрозденко с его достижениями в социально-экономическом развитии своего региона. Так, за 2014-й в области построили 1,78 миллиона квадратных метров жилья, а до конца 2015-го намерены сдать ещё 1,65 миллиона. При этом губернатор Дрозденко всегда открыт для СМИ, охотно общается с жителями – так что его успех не случаен. В текущем рейтинге он поднялся на четыре позиции и делит 19–20-е места с губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым.

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко замыкает лидирующую группу, поднявшись на две позиции. Единый день голосования в регионе прошёл тихо и по-деловому, стратегические объекты исправно строятся, политических скандалов в городе давно не слышно – а значит, его результат является вполне заслуженным.

В действующий рейтинг не вошли попавший под следствие экс-глава республики Коми Вячеслав Гайзер, а также проигравший выборы экс-губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Назначенные вместо них Сергей Гапликов и Сергей Левченко получат от экспертов первые оценки за губернаторство только в декабре.

Глава VI. Выдвижение и регистрация кандидатов на должность губернатора области

Статья 31. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями

1. Право выдвинуть кандидата принадлежит гражданину (гражданам) Российской Федерации, обладающему (обладающим) активным избирательным правом на территории области.

2. Право выдвинуть свою кандидатуру принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему избирательным правом и достигшему на день голосования 30 лет.

3. Выдвижение кандидатов производится после официального опубликования решения о назначении выборов Губернатора области.

4. Выдвижение кандидатов на повторных и дополнительных выборах может производиться после официального опубликования решения о назначении этих выборов.

5. Инициатор (инициаторы) выдвижения кандидата в письменной форме уведомляет (уведомляют) соответствующую избирательную комиссию области о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), адрес места жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, улица, номера дома и квартиры) кандидата, а также фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа каждого инициатора выдвижения кандидата.

Читайте так же:  Центр документов красного текстильщика нотариус

6. Одновременно с уведомлением об указанной в пункте 5 настоящей статьи инициативе инициатор (инициаторы) выдвижения кандидата направляет (направляют) в избирательную комиссию области заявление кандидата о его согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом Губернатора области. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), занимаемая должность). В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования закона. В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства — также гражданство иностранного государства (с указанием наименования иностранного государства, даты и оснований приобретения гражданства).

7. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе указать в заявлении, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, свою принадлежность не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в данном общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом соответствующего общественного объединения. При этом кандидат согласует с избирательной комиссией области краткое, состоящее не более чем из семи слов, наименование данного общественного объединения.

8. Избирательная комиссия области обязана выдать инициаторам выдвижения кандидата письменное подтверждение получения представленных в соответствии с настоящей статьей документов незамедлительно после их представления.

Статья 32. Выдвижение кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком

1. Решение о выдвижении кандидата избирательным объединением принимается тайным голосованием на съезде (конференции) избирательного объединения.

2. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать не более одного кандидата.

3. Решение о выдвижении кандидата на повторных и дополнительных выборах после официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов может быть принято постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, если это не запрещено уставом соответствующего политического общественного объединения.

4. При выдвижении кандидата избирательным блоком кандидатуры выдвигаются тайным голосованием на съезде (конференции) каждого из избирательных объединений, входящих в избирательный блок.

5. Выдвижение кандидатов избирательным объединением, избирательным блоком может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов Губернатора области.

6. Решение съезда (конференции) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:

а) число зарегистрированных участников съезда (конференции);
б) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока;
в) решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому решению;
г) дата принятия решения.

В решении также указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт) кандидата.

7. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, политических общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

Статья 33. Представление документов избирательных объединений, избирательных блоков в избирательную комиссию области

1. Уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию области следующие документы:

а) нотариально удостоверенную копию свидетельства о регистрации Министерством юстиции Российской Федерации (органом юстиции Саратовской области) политического общественного объединения;
б) нотариально удостоверенную копию действующего устава политического общественного объединения;
в) протокол с решением съезда (конференции) избирательного объединения, на котором был выдвинут кандидат;
г) оформленные в установленном порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного объединения.

2. Уполномоченный представитель избирательного блока представляет в избирательную комиссию области следующие документы:

а) протоколы съездов (конференций) избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, с решениями о выдвижении кандидата;
б) протокол съезда (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в избирательный блок, с решением о выдвижении кандидата избирательным блоком;
в) оформленные в установленном порядке доверенности уполномоченных представителей избирательного блока.

3. Уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока одновременно с указанными в пунктах 1 — 2 настоящей статьи документами представляет в избирательную комиссию области заявления кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом Губернатора области. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы -род занятий), занимаемая должность, а также по желанию кандидата его принадлежность к не более чем одному зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования общественному объединению и статус в нем. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования соответствующего закона. В заявлении должно указываться гражданство кандидата, а в случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства — также гражданство иностранного государства (с указанием наименования иностранного государства, даты и оснований приобретения гражданства).

4. Избирательная комиссия области в трехдневный срок рассматривает представленные документы и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока разрешение на сбор подписей в поддержку кандидата либо мотивированное решение об отказе в выдаче такового. В случае, если избирательный блок одновременно представил в избирательную комиссию области документы для регистрации избирательного блока в порядке, предусмотренном статьей 27 настоящего Закона, избирательная комиссия области рассматривает все представленные документы не позднее чем в пятидневный срок.

5. Основанием для отказа избирательному объединению, избирательному блоку в выдаче разрешения на сбор подписей в поддержку кандидата могут служить отсутствие, неполный набор либо ненадлежащее оформление документов, указанных в пунктах 1 — 3 настоящей статьи, иные нарушения порядка выдвижения кандидатов, установленного настоящим Законом.

6. Отказ в приеме документов и выдаче разрешения на сбор подписей в поддержку кандидата может быть обжалован избирательным объединением, избирательным блоком в Саратовский областной суд.

Статья 34. Обеспечение равного статуса кандидатов

1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Законом. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

2. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Законе следует понимать:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
г) использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
д) проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
е) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 48 настоящего Закона, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

3. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих полномочий и обязанностей перед избирателями.

4. Не имеют права заниматься благотворительной деятельностью в ходе избирательной кампании:

кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, избирательные объединения, вошедшие в состав избирательных блоков, осуществивших соответствующее выдвижение, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций. Указанным лицам и организациям запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг избирателям и организациям. Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей.

Статья 35. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями

1. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня уведомления ими избирательной комиссии области в порядке, установленном статьей 31 настоящего Закона.

2. В поддержку кандидата должны быть собраны подписи 2 процентов избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Саратовской области. В случае проведения досрочных выборов в поддержку кандидата должен быть собран 1 процент подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Саратовской области.

3. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в Приложении N1 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), место жительства (район, город, иной населенный пункт) кандидата. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования соответствующего закона. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе должно быть это указано с указанием наименования соответствующего иностранного государства.

Читайте так же:  Страховка жизни от росгосстрах

4. В подписном листе указывается также принадлежность кандидата к общественному объединению, о членстве в котором он указал в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 7 статьи 31 либо пунктом 3 статьи 33 настоящего Закона, и о его статусе в этом общественном объединении.

5. Подписи могут собираться только среди избирателей Саратовской области.

Статья 36. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком

1. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, осуществляют в поддержку кандидата сбор подписей избирателей, причем в поддержку каждого кандидата должны быть собраны подписи 2 процентов избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Саратовской области. В случае проведения досрочных выборов в поддержку кандидата должен быть собран 1 процент подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории Саратовской области.

2. Избирательное объединение, избирательный блок вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку кандидата со дня получения от избирательной комиссии области разрешения на сбор подписей в поддержку кандидата. До получения разрешения сбор подписей не допускается.

3. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в Приложении N2 к настоящему Закону.

4. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий) и место жительства (район, город, иной населенный пункт) кандидата. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, с указанием наименования соответствующего закона. В случае наличия у кандидата помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства в подписном листе это должно быть указано с указанием наименования соответствующего иностранного государства. В подписном листе также указываются сведения о том, какое избирательное объединение, какой избирательный блок выдвинули этого кандидата, его принадлежность к общественному объединению, указанному в его заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Закона, и о его статусе в этом общественном объединении.

5. Подписи могут собираться только среди избирателей Саратовской области.

Статья 37. Порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидата и оформления подписных листов

1. Участие органов управления организаций всех форм собственности, учреждений в сборе подписей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания собранных подписей недействительными и (или) отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата.

2. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.

3. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может осуществляться по месту работы, службы, учебы, жительства, а также в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены федеральным законом.

4. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. Избиратель ставит свою подпись и дату ее внесения в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата могут вноситься в подписной лист лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом.

5. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и на оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.

6. При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого избирателями или в порядке самовыдвижения, подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату его выдачи, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.

7. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату его выдачи, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

8. Каждые избирательное объединение, избирательный блок, избиратель, избиратели, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении соответствующую избирательную комиссию, осуществляют сбор необходимого количества подписей избирателей в поддержку кандидата. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата.

9. Инициаторы выдвижения кандидата, кандидат или уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока подсчитывают количество подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, составляют и подписывают протокол об итогах сбора подписей избирателей.

10. Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательную комиссию области, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 15 процентов.

11. Подписные листы, представляемые в избирательную комиссию области, должны быть сброшюрованы и пронумерованы. При этом подписные листы в поддержку кандидата должны быть сброшюрованы по муниципальным образованиям области, где осуществлялся сбор подписей избирателей.

Статья 38. Представление избирательных документов для регистрации кандидатов

1. Для регистрации кандидата кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не ранее чем за 60 дней до дня голосования и не позднее чем за 30 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию области следующие избирательные документы:

а) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата;
б) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией области;
в) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 31, пунктом 3 статьи 33 настоящего Закона;
г) сведения о размере и об источниках доходов кандидата;
д) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности;
е) первый финансовый отчет кандидата.

2. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в Приложении N 3 к настоящему Закону. Перечень сведений о доходах и об имуществе, подлежащих опубликованию, устанавливается избирательной комиссией области.

3. При приеме подписных листов избирательная комиссия области заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии области, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, а затем выдает кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема. Избирательная комиссия области не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока в занимаемое ею помещение или отказывать в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации, указанным лицам в случае, если документы доставлены до истечения указанного в пункте 1 настоящей статьи времени.

Статья 39. Проверка избирательной комиссией области достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками

1. Избирательная комиссия области проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона. Избирательная комиссия области вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствии с настоящим Законом.

2. Избирательная комиссия области вправе обратиться с представлением о проверке достоверности данных и сведений, представляемых в соответствии с настоящим Законом, в соответствующие органы, которые обязаны в течение десяти дней, а за десять и менее дней до дня голосования — в срок, установленный избирательной комиссией области, сообщить избирательной комиссии области о результатах проверки.

3. Избирательная комиссия области для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии области, работников аппарата избирательной комиссии области, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах. Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей.

Читайте так же:  Чем отличается трудовой договор от соглашения

4. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку каждого кандидата. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией области. При проведении жеребьевки и при проверке подписных листов вправе присутствовать кандидаты или уполномоченные ими представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. О времени проведения каждой жеребьевки и проверки подписных листов избирательная комиссия области обязана сообщить указанным лицам заблаговременно. Избирательная комиссия области не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком. Проверке подлежат все подписи в подписных листах, отобранных для проверки.

5. По результатам проверки достоверности данных в подписных листах подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной.

6. Проверке и учету не подлежат подписи и соответствующие им данные, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписных листов в избирательную комиссию области, если это исключение ими специально оговорено.

7. В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.

8. Недостоверными подписями также считаются:

а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на территории Саратовской области, и подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии области в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
б) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до даты уведомления избирательной комиссии области о выдвижении кандидата либо до даты получения разрешения на сбор подписей в поддержку кандидата;
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом данных;
г) подписи, признанные недействительными на основании пункта 1 статьи 37 настоящего Закона;
д) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;
е) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
ж) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно избирателем, лицом, удостоверяющим подписные листы;
з) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока либо если эта подпись недостоверна.

9. Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии области в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

10. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Закона, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках). Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 7, подпунктом «з» пункта 8 настоящей статьи.

11. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной при проверке достоверности подписей или при подсчете количества подписей, если не установлена ее недостоверность в соответствии с пунктами 7 и 8 настоящей статьи.

12. В случае, если количество обнаруженных при выборочной проверке недостоверных подписей составит более 15 процентов от количества подписей, отобранных для проверки, проводится дополнительная проверка в указанном выше порядке еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей избирателей.

13. В случае, если суммарное количество недостоверных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит более 15 процентов от общего количества подписей, подлежащих проверке в соответствии с пунктами 4 и 12 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится.

14. Регистрация кандидата не производится также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными, недостаточно для регистрации.

15. По окончании проверки подписных листов об итогах проверки по каждому кандидату составляется протокол, который подписывается руководителем рабочей группы — членом избирательной комиссии области с правом решающего голоса и представляется избирательной комиссии области для принятия соответствующего решения. В протоколе указываются количество заявленных подписей избирателей, количество представленных подписей избирателей, количество проверенных подписей, количество подписей, признанных недостоверными, с указанием оснований признания этих подписей недостоверными. Протокол прилагается к соответствующему решению избирательной комиссии области. Внесение изменений в протокол после принятия решения избирательной комиссией области не допускается. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока не менее чем за 12 часов до заседания избирательной комиссии области, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. В случае обнаружения недостаточного количества достоверных подписей избирателей или обнаружения более 15 процентов недостоверных подписей избирателей среди подписей, подлежащих проверке, кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе получить в избирательной комиссии области одновременно с копией протокола заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой указываются основания признания подписей избирателей недостоверными с указанием номера папки, подписного листа и номера строки в подписном листе, в которых каждая из таких подписей содержится.

Статья 40. Регистрация кандидата

1. Избирательная комиссия области не позднее чем через пять дней после приема подписных листов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного кандидата. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии области о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. В решении о регистрации указываются ее дата и время.

2. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат используют в своей творческой деятельности псевдоним либо если среди кандидатов, зарегистрированных кандидатов имеются однофамильцы, указанный кандидат, зарегистрированный кандидат вправе в течение пяти дней со дня истечения срока представления в соответствующую избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов зарегистрировать в соответствующей избирательной комиссии свой творческий псевдоним, а при наличии однофамильца -любой псевдоним, который он вправе одновременно с указанием фамилии, имени, отчества использовать при проведении предвыборной агитации и который одновременно с указанием фамилии, имени, отчества должен указываться во всех официальных (в том числе информационных) документах и в иных материалах, выпускаемых избирательными комиссиями. В качестве указанного псевдонима не может быть использована фамилия или ранее зарегистрированный псевдоним иного выдвинутого или зарегистрированного кандидата.

3. Кандидат, зарегистрированный как кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями либо в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат от избирательного объединения, избирательного блока.

4. В случае нарушения правил регистрации кандидата, установленных пунктом 3 настоящей статьи, действительной считается регистрация кандидата, состоявшаяся ранее, а решение о регистрации, принятое позднее, отменяется избирательной комиссией области, если в течение суток зарегистрированный кандидат не подаст заявление об отказе от регистрации, состоявшейся ранее.

5. Приняв решение об отказе зарегистрировать кандидата избирательная комиссия области обязана в течение суток с момента его принятия выдать кандидату, избирателю, избирателям, выдвинувшим кандидата, либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока копию решения избирательной комиссии области с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:

а) существенное нарушение установленного настоящим Законом порядка сбора подписей;
б) отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, указанных в статьях 31, 33 и 38 настоящего Закона;
в) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или обнаружение более 15 процентов недостоверных подписей избирателей среди подписей, подвергшихся проверке;
г) недостоверность сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с настоящим Законом, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
д) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока и расходования средств соответствующего избирательного фонда;
е) нарушение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока пункта 4 статьи 34 настоящего Закона;
ж) иные основания, предусмотренные настоящим Законом.

6. В случае обнаружения признаков правонарушения, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, избирательная комиссия области направляет в правоохранительные органы соответствующие документы и материалы для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении настоящего Закона.

7. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствии со статьями 31, 33 и 38 настоящего Закона, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия области не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации кандидата, а за 15 — 1 день до дня голосования — обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата.

8. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации. Избирательная комиссия области передает средствам массовой информации сведения о зарегистрированных кандидатах в течение 48 часов после регистрации. Территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещают на стендах в помещениях избирательных комиссий информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием сведений, перечисленных в пунктах 5 и 6 статьи 31 настоящего Закона. В том же порядке сообщается информация об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов. Сведения о зарегистрированных кандидатах и об избирательных объединениях, избирательных блоках размещаются в той же последовательности, что и в избирательных бюллетенях.

9. В случае, если за 25 дней до дня голосования не будет зарегистрирован ни один кандидат либо будет зарегистрирован только один кандидат, выборы по решению избирательной комиссии области откладываются на срок не более двух месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.