Требования к цору

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Для разработчиков

Для разработчиков ЦОР

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.

Цифровые образовательные ресурсы

В 2006–2007 учебном году продолжается работа по разработке, апробации и использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов) в преподавании биологии в образовательных учреждениях области. Для более успешной разработки и использования комплектов ЦОРов в образовательном процессе учителям биологии необходимо познакомиться с требованиями, предъявляемыми к ЦОРам, их типологией и содержанием.

Цифровые образовательные ресурсы — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

Современные ЦОРы должны:

соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам в Челябинской области;

¦ ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

¦ обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

¦ предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

¦ обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

¦ содержать варианты учебного планирования , предполагающего модульную структуру;

¦ основываться на достоверных материалах;

¦ превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

¦ полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

¦ обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

¦ обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

¦ иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

¦ иметь удобный интерфейс.

Цифровые образовательные ресурсы не должны:

— представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику/УМК;

— дублировать общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;

— основываться на материалах, которые быстро теряют достоверность (устаревают).

АДАЧИ КОМПЛЕКТА ЦОРов:

Основными задачами комплекта ЦОРов являются:

>помощь учителю при подготовке к уроку:

— компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

— большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

— эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;

— подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

— подготовка творческих заданий;

— подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

— обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

>помощь при проведении урока:

— демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

— использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

— компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

— индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке;

>помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

— повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

— автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

— большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

— возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

— развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

— помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

— приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

Содержание комплекта ЦОРов:

¦ Блок получения информации: научно–популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебника (всюду – с возможностью поиска по тексту), иллюстрации, анимации и прочие мультимедиа–компоненты, мультимедийные уроки–презентации.

¦ Виртуальная галерея: видеофрагменты, анимации, реалистические и синтезированные изображения, звуковые объекты.

¦ Виртуальная лаборатория: интерактивные модели, интерактивные анимации, виртуальная лаборатория;

¦ Справочные материалы: графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет–ссылки с аннотациями.

¦ Словарь терминов, определений, законов.

¦ Аттестация: наборы вопросов и задач, задания для исследовательской деятельности.

Все объекты будут организованы в соответствии с поурочным планированием к УМК, основанным, в свою очередь, на списке параграфов учебника.

Типы цифровых образовательных ресурсов (ЦОРов).

В наборе цифровых образовательных ресурсов можно условно выделить следующие блоки:

¦ интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;

¦ демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагметы;

¦ тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;

¦ материалы для учителя – презентации и уроки .

Контрольные задания и вопросы для самопроверки являются интерактивными компонентами, позволяющими проверить знания учащегося. В набор ЦОРов к учебнику входят задания шести типов:

— выбор одного варианта ответа из нескольких;

— выбор нескольких вариантов ответа;

— ввод слова или фразы;

— указание на рисунке нужного объекта ( point – n – click );

— перетаскивание объектов и их наложение друг на друга ( drag – n – drop );

— комбинированный ответ (несколько различных типов в одной задаче).

В большинстве типов задач компьютер автоматически проверяет ответ. В случае неправильного ответа может быть выдан комментарий с подсказкой, и учащийся сможет повторно попытаться ответить на вопрос. Текст подсказки зависит от того, какой ответ выбрал учащийся.

Контрольные задания и задания для самопроверки могут использоваться на разных этапах учебного процесса для контроля и самоконтроля учащихся в процессе изучения тем курса, для обеспечения обратной связи. Приведем некоторые примеры использования ЦОРов с заданиями:

— во время объяснения нового материала решение задачи и обсуждение правильных и неправильных подходов решения;

— закрепление учебного материала: выполнение 2 – 3 заданий за 5 – 10 минут;

— домашнее задание или самостоятельное выполнение заданий учащимися в классе по выбору учителя;

— подготовка к тематическому контролю.

Контрольные, самостоятельные работы и тесты представляют собой подобранную последовательность из 5–10 вопросов и задач различных типов по темам набора ЦОРов. Учащийся может отвечать на вопросы последовательно или «перескакивать» с задания на задание. В специальном окне отмечается количество пройденных заданий и количество правильных ответов (оценка в процентах от максимального балла по данной работе). Эти интерактивные компоненты позволяют учащимся организовать самоаттестацию, то есть проверить свои знания без участия преподавателя.

Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество, особенно в классах базового уровня, где наблюдается дефицит учебного времени и школьникам свойственно «гуманитарно–визуальное» восприятие содержания биологического образования. Образы явлений, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.

Компьютерные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В качестве примера приведем три вида уроков с использованием компьютерных моделей.

¦ Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой

Учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случаев приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Учитель может сознательно побуждать учащихся к подобной деятельности, не опасаясь, что ему придется решать «ворох» придуманных учащимися задач, на что обычно не хватает времени. Более того, составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания.

Читайте так же:  Налог за продажу имущества в собственности более 3 лет

Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Тем более что многие модели позволяют провести такое исследование буквально за считанные минуты. Конечно, учитель формулирует темы исследований, а также помогает учащимся на этапах планирования и проведения экспериментов.

¦ Урок -компьютерная лабораторная работа

Для проведения такого урока необходимо, прежде всего, разработать соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ. Задания в бланках работ следует расположить по мере возрастания их сложности. Вначале имеет смысл предложить простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера. При ответе на вопрос или при решении задачи учащийся может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Расчётные задачи учащимся рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить компьютерный эксперимент для проверки правильности полученного ответа.

Отметим, что задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении биологии и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине уроки последних двух типов особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Ведь эти знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера результата. Учитель в таких условиях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.

В наборе ЦОРов демонстрационная графика представлена схемами, графиками, рисунками и фотографиями, портретами ученых. Графические объекты являются не просто аналогами традиционных иллюстраций учебников, они дополняют, дидактически обогащают материал, формируют правильные представления об изучаемых объектах.

«Тексты» представляют собой иллюстрированные тексты в цифровой форме, предназначенные, прежде всего, для повторения материала учебника. Электронная форма значительно облегчает поиск информации в тексте. Это краткие конспекты учебника, формулировки законов, биографии ученых. Текстовые объекты могут быть органически включены во все формы и методы обучения и использоваться на разных этапах учебного процесса как учителями, так и учащимися.

Тексты со звуковым комментарием могут быть эффективны для домашнего повторения школьниками материала урока. Их можно использовать и как компоненты лекций, презентаций во время объяснения нового материала. Тексты со звуковым комментарием могут быть полезны для детей с ограниченными физическими способностями.

¦ Материалы для учителя

Помимо самостоятельных цифровых ресурсов в наборе представлены уже готовые презентации и уроки, которые окажут учителю методическую поддержку в проведении занятий.

Тематические презентации в формате Power Point Show состоят из 10–15 слайдов каждая, предназначены для объяснения теоретические материала на уроках и могут воспроизводиться даже на компьютере, на котором не установлен Microsoft Power Point . Презентации включают графику, интерактивные компоненты, текстовые объекты по теме.

Учителем презентация может использоваться в качестве одной из форм чтения лекции. Эффектный показ презентации сопровождается объяснениями, комментариями учителя: он может приостановить показ «слайдов», более подробно остановиться на важном материале, не показывать все «слайды» сразу и т.д. Такая форма проведения урока–лекции более эффективна, так как дает возможность заинтересовать учащихся темой, заинтриговать, заставить думать, учит делать выводы.

Урок представляет собой HTML –страницу с последовательностью объектов в порядке занятия, которые учитель будет демонстрировать в классе, с указанием примерного времени работы. В уроке также представлено описание модели урока: цели, задачи, межпредметные связи, домашние задания и т.п. Готовые уроки будут составлять «багаж» учителя и облегчать ему подготовку к уроку и объяснения нового материала.

Формы и методы организации учебного процесса с использованием ЦОРов

Комплект ЦОРов дает учителю возможность использовать это электронное издание различными способами в зависимости от оснащения школьного кабинета:

один компьютер + проектор на класс:

— демонстрация учителем отдельных мультимедиа–объектов по теме;

— демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока);

— «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач;

— использование компьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности, демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОРов презентацию);

два ученика — один компьютер:

— фронтальные лабораторные работы;

— групповое исследовательское задание;

— групповое творческое задание;

— интерактивное обучение способам решения задач;

один ученик — один компьютер:

— виртуальный лабораторный практикум;

— индивидуальное исследовательское задание;

— индивидуальное творческое задание;

— интерактивное обучение способам решения задач;

Предлагается также возможным использование комплекта ЦОРов учащимися дома, в школьной библиотеке (для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнего задания и т.п.), учителем (для подготовки учебного занятия, контрольной работы).

Для аттестации учащихся можно использовать как традиционную форму (с использованием подготовленных при помощи комплекта ЦОРов контрольных работ и тестов), так и интерактивную компьютерную форму (при наличии достаточного количества компьютеров в классе).

Учитель может также чередовать традиционную и компьютерную форму (например, часть учащихся решают сложные задания, оцениваемые вручную на бумаге, а остальные в это время проходят компьютерный тест. Затем учащиеся меняются местами). Большой объем вопросов и задач позволит частично автоматизировать аттестацию учащихся.

Комплект ЦОРов полезен не только для тестирования учащихся. Результаты выполнения творческих задач учащимися – те же самые образовательные объекты, выполненные на основе простых по структуре объектов набора. Они могут быть сохранены в «портфеле» учащихся в школьном образовательном пространстве, пересланы учителю для проверки на его личный компьютер.

Методика использования программных продуктов и медиаресурсов учителем на отдельных уроках определяется теми конкретными педагогическими задачами, которые он ставит и пытается решить в рамках различных типов уроков учебного предмета «Биология». Следует отметить, что решение совокупности педагогических задач возможно лишь при комплексном использовании различных видов программных средств. Различные типы уроков биологии предполагают и различные модели использования компьютерной техники в образовательном процессе (демонстрационный компьютер, компьютерный класс, медиацентр (медиатека) общеобразовательного учреждения).

При проведении уроков–лекций может использоваться демонстрационный компьютер.

Требования к оборудованию и персоналу

Для полноценной работы с комплектами ЦОРов необходимо иметь один или несколько компьютерных классов на 10–15 человек (подключенный к школьной сети и Интернет), проектор. Желательно также наличие сканера и принтера, цифровой фотокамеры и видеокамеры. При отсутствии этой техники можно обойтись связкой компьютер + проектор, а фото- и видеокамеру с успехом заменит мобильный телефон. Назначение основных технических устройств:

— сервер и локальная сеть – организация единого школьного пространства;

— компьютер – основной инструмент учителя или учащегося, средство демонстрации образовательных объектов и интерактивной работы с ними;

— проектор и экран – средство демонстрации образовательных объектов различной природы в аудитории;

— сканер (в комплекте с программой распознавания символов) – средство ввода учителем или учащимся бумажных документов, отсутствующих в базе данных;

— цифровые фото- и видеокамера – средства записи и ввода учителем или учащимся результатов своей работы (например, отснятых опытов).

На персональном компьютере должна быть установлена операционная система Windows 98 SE / Me /2000/ XP c Microsoft Internet Explorer и стандартными плагинами (стандартными видеокодеками, Macromedia Flash Player 7 и т.п.). Все необходимые для работы программы плагины будут поставляться дополнительно на CD c ЦОРами. Желательно (но не обязательно) наличие офисных продуктов ( MS Word , MS Power Point , MS Excel и т.п.), графических редакторов и других прикладных программ. От преподавателя для эффективного использования ЦОРов требуется навык работы в операционной системе Windows с основными прикладными программами, а также опыт работы с Интернет–сайтами. В приложении 1 представлен обзор Интернет–ресурсов по содержанию биологического образования. Как показывает практика, большинство пользователей, имевших опыт работы с персональными компьютерами, первым делом получают именно эти навыки; соответственно, все они без особых проблем смогут работать с входящими в ЦОРах объектами.

В 2003 – 2006 гг. было создано и апробировано значительное количество ЦОР по биологии, как на федеральном, так и на региональном уровне. В образовательном процессе учителям биологии рекомендуется использовать следующие комплекты ЦОР:

  1. Биология. Лабораторный практикум. 6–11 класс. (2 CD ), 2004.
  2. Репетитор по биологии. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», 2004
  3. Пробный ЦОР Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология 6 класс, 2005
  4. Пробный ЦОР Викторов В.А., Никишов А.И. Биология 6 класс, 2005
  5. Подготовка к ЕГЭ по биологии. Полный набор тренажеров. Дрофа, 2005
  6. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6 – 9 класс, 2003
  7. Калюжная Т.В., Живухина Е.А., Загоскина Н.В. Биотехнология, 2003
  8. Экология 10–11 класс, (2 CD ), 2004
  9. Биология. Под редакцией Мамонтова Д.И., Маталина А.В., 2005
  10. Биология 10-11 класс. Под редакцией Ахлебинина А.К., Дрофа, 2005
  11. Природоведение. 5 класс, Дрофа 2004
  12. Биология. Репетитор 1- С, 2003.
Читайте так же:  Кто имеет право получать одновременно две пенсии

Требования к цору

ЦОР, их классификация. Основные требования, предъявляемые к ЦОР.

Виды ЦОР по образовательно-методическим функциям:

Источник картинки: http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/storage/f4c3ef2d-033c-48be-89bb-9f6ac8de05f6/konspekty_lectziy.htm/konspekty_lectziy.files/image005.gif» height=»502″ width=»706″>

Источник картинки: http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/9/8256/8256_html_1980e03e.gif» height=»549″ width=»789″>

Классификация цифровых образовательных ресурсов по типу информации

Традиционные дидактические требования к ЦОР:

1. Требование научности — необходимость обеспечения достаточной глубины, корректности и научной достоверности учебного материала, с учетом последних научных достижений.

2. Требование доступностиобучения, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

3. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности.

4. Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение обучающимися.

5. Требование обеспечения сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельностипредполагает обеспечение средствами ЦОР самостоятельных действий обучающихся по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности.

6. Требование систематичности и последовательностиобучения при использовании ЦОР означает обеспечение последовательного усвоения обучающимися определенной системы знаний в изучаемой предметной области. При этом системообразующее значение имеет не только “логика предмета”, но (и в первую очередь) “логика деятельности”.

7. Требование прочности усвоения знаний при использовании ЦОР: глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание.

8. Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в ЦОР.

Специфические дидактические требования.

1. Требование адаптивности подразумевает приспособляемость ЦОР к индивидуальным возможностям обучающегося.

2. Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место взаимодействие обучающегося с ЦОР.

3. Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации,предъявляемые ЦОР.

4. Требование развития интеллектуального потенциала обучающегося при работе с ЦОР предполагает формирование разнообразных стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного), умения принимать рациональные или вариативные решения в сложных ситуациях, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем и пр.).

5. Требование системности и структурно-функциональной связанности.

6. Требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения ЦОР должны предоставлять возможность выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах одного сеанса работы с информационной и коммуникационной техникой.

Методические требования.

1. Предъявление учебного материалав ЦОР должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления.

2. ЦОР должен обеспечить отражение системы научных понятий учебной дисциплины в виде иерархической структуры.

3. ЦОР должен предоставлять обучаемому возможность разнообразных контролируемых тренировочных действий.

Требования здоровьесберегающего и эргономического характера соответствуют гигиеническим требованиям и санитарным нормам работы с компьютерной техникой.

ЭУМК должны быть разработаны таким образом, чтобы время функционирования ресурсов ЭУМК не превышало санитарные нормы работы с компьютерной техникой.

Соответствие ЦОР возрастным особенностям учащихся и санитарным нормам работы с компьютерной техникой являются одним из основных условий эффективности образовательного процесса. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию части информации учащимися (в случае с требованиями возрастных особенностей), или к ухудшению здоровья (санитарно-гигиенические требования).

[1] Классификация ЦОР: http://pedlab.stavsu.ru/metodmat.aspx

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев — войдите на сайт или зарегистрируйтесь.

Требования к ЦОР при преподавании уроков информатике в школе

Цифровые образовательные ресурсы должны удовлетворять следующим содержательным требованиям:

¾ соответствовать документам Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, регламентирующим содержание образования (как определяющим задачи модернизации образования, так и действующим в настоящее время), и примерным программам;

¾ соответствовать содержанию и структуре конкретного учебника;

¾ обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;

¾ обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений);

¾ учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;

¾ содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров, видеоряды и т.д.);

¾ содержать набор заданий (как обучающего, так и диагностического характера) ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;

¾ предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;

¾ обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности, формы и методы проектной организации образовательного процесса;

¾ содержать варианты планирования учебного процесса, которые должны предполагать модульную структуру, позволяющую реализовать согласованное преподавание при делении на предметы, классы и темы.

Для полноценной работы с комплектами ЦОР необходимо иметь один или несколько компьютерных классов на 10–15 человек (подключенный к школьной сети и Интернет), проектор. Желательно также наличие сканера и принтера, цифровой фотокамеры и видеокамеры. При отсутствии этой техники можно обойтись связкой компьютер + проектор, а фото- и видеокамеру с успехом заменит мобильный телефон. Назначение основных технических устройств:

— сервер и локальная сеть – организация единого школьного пространства;

— компьютер – основной инструмент учителя или учащегося, средство демонстрации образовательных объектов и интерактивной работы с ними;

— проектор и экран – средство демонстрации образовательных объектов различной природы в аудитории;

— сканер (в комплекте с программой распознавания символов) – средство ввода учителем или учащимся бумажных документов, отсутствующих в базе данных;

— цифровые фото- и видеокамера – средства записи и ввода учителем или учащимся результатов своей работы (например, отснятых опытов).

Комплект ЦОР дает учителю возможность использовать это электронное издание различными способами в зависимости от оснащения школьного кабинета:

Познавательно о обучении:

Изучение организации двигательного режима в группе компенсирующей направленности
Режим дня в группе компенсирующей направленности имеет рациональную продолжительность и предполагает разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение их пребывания в учреждении. Режим дня соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей и способствует их га .

Влияние праздника на статусное положение ребенка в группе
Массовые праздники вызывают сильные эмоциональные переживания и удобны для эффективной пропаганды, кроме того, повторяемость праздника как архаического элемента культуры позволяет внедрить данные эмоции и сопутствующую пропаганду в подсознание, сделать их привычными, органическими, создать определе .

Программа по изобразительному искусству для 5 класса
Содержание предметного блока «Изобразительное искусство» соответствует общим целям и задачам преподавания интегрированного курса «Искусство»: воспитание художественной культуры как части культуры духовной, приобщение школьников к миру изобразительного искусства, общечеловеческим и национальным ценн .

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках математики

Разделы: Математика

В настоящее время многие школы оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребёнка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

Применение компьютера на уроке возможно в различных режимах, а именно:

  • в обучающем режиме;
  • в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;
  • в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
  • в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;
  • в режиме самообучения.
Читайте так же:  Недостаточные выплаты по осаго

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

Современные цифровые образовательные ресурсы должны:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;
  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
  • содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;
  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
  • полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;
  • обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;
  • обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;
  • иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;
  • иметь удобный интерфейс.

Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов:

  • помощь учителю при подготовке к уроку:

— компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

— большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

— эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

— подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);

— подготовка творческих заданий;

— подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

— обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

  • помощь при проведении урока:

— демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

— использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

— компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;

— индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

  • помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

— повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;

— автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время;

— большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

— возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

— развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;

— помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

— приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Типы цифровых образовательных ресурсов:

  • интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;
  • демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагменты;
  • тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;
  • материалы для учителя – презентации и уроки.

Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.

Интерактивные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В процессе работы с ними предлагаются следующие виды заданий:

  1. Компьютерные наблюдения – после того, как объяснён новый материал, или во время объяснения имеет смысл предложить учащимся 1-2 наблюдения. Работая с интерактивной моделью во время изучения нового материала, учитель может продемонстрировать данное свойство через проекционную аппаратуру.
  2. Экспериментальные задачи-исследования – задачи, для решения которых необходимо подставить соответствующие параметры переменных и пронаблюдать изменение графика. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и аналитического решения заданий.
  3. Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой – задачи, которые в начале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ.
  4. Лабораторные работы – эффективные ресурсы программы создают удобную техническую базу для реализации многочисленных лабораторных работ, носящих творческий, исследовательский характер. Ученику при выполнении лабораторной работы предстоит провести, например, построение графиков функций, предпринять индивидуальное исследование её свойств, попытаться подметить какие-то закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, экспериментально проверить их справедливость.
  5. Дидактические игры – учебный материал используется в качестве средства игры; при помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.

Конспект учебного занятия по алгебре с применением цифровых образовательных ресурсов по теме:

“АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ”

ЦЕЛИ:

  1. повторить и обобщить учебный материал темы;
  2. развивать логическое мышление, умение работать с формулами, выделять существенные и несущественные признаки понятия;
  3. воспитывать самостоятельность и ответственность.

Компьютеры, мультимедиапроектор, диск с учебным курсом ООО “Физикон” “Открытая математика 2.6. Функции и графики”, карточки для устной работы, карточки для тренинга, ключ к задачам тренинга, записи на доске.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

— Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме “Арифметическая прогрессия”. Поэтому наша основная задача, во-первых, повторить и обобщить учебный материал темы; во-вторых, вспомнить ещё раз решение ключевых задач и, в-третьих, провести самостоятельный тренинг по решению разноуровневых задач этой темы.

3. УСТНАЯ РАБОТА (5 мин).

На доске: арифметическая прогрессия

а) числовая последовательность;
б) состоит из натуральных чисел;
в) возрастающая;
г) разность между n-м и (n+1)-м членами одинакова;
д) бесконечная.

Задания:

  1. дать “имя” понятию (ответ: а);
  2. выделить существенные признаки понятия (ответ: г);
  3. выделить случайные признаки понятия (ответ: б, в, д);
  4. используя “имя” и существенные признаки понятия, дать определение арифметической прогрессии.

Верны ли следующие утверждения:

  1. “Все эти последовательности возрастающие”.
  2. “Все эти последовательности бесконечные”.
  3. “Все эти последовательности являются арифметическими прогрессиями”. Докажите.

Дополнительные вопросы:

  1. Как из последовательности натуральных чисел сделать убывающую последовательность? Найти на доске карточку с такой последовательностью.
  2. Выделите в последовательности нечётных натуральных чисел конечную последовательность и дайте ей название.

4. ПОВТОРЕНИЕ + РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ МОДЕЛЬЮ (10 мин).

— Дома вы повторили решение 4 основных ключевых задач темы. Напомните, что позволяют находить эти задачи (ответ: an; a1 или d; сумму членов арифметической прогрессии; проверить, является ли число членом данной арифметической прогрессии).

Задание: на доске записаны задачи, аналогичные ключевым. Нужно показать их решение (у доски самостоятельно работают 3 учащихся).

№2. 10, -8… — арифметическая прогрессия. Найти S11.

№3. –2, -5… — арифметическая прогрессия. Является ли членом данной арифметической прогрессии число –95?

Остальные учащиеся в это время работают фронтально с интерактивной моделью “Растущее дерево” (демонстрация с помощью мультимедийного проектора).

Инструкция: Выбрать раздел Модель в Главном меню программы “Открытая математика 2.6. Функции и графики”. Выбрать модель “Растущее дерево”. В режиме демонстрации выбрать тип вопроса (“Найти высоту дерева” или “Найти высоту саженца”). Переключиться в режим решения задачи. Ввести ответ. Нажать кнопку “Проверить ответ”. Чтобы увидеть решение задачи, нажать кнопку “Решение”. Переключиться в режим демонстрации для наглядного показа решения задачи.

Задача №1. Каждый месяц дерево вырастает на d см (прирост дерева). Найти высоту дерева через t месяцев, если высота саженца равна N.

Задача №2. Каждый месяц дерево вырастает на d см (прирост дерева). Найти первоначальную высоту саженца, если высота дерева через t месяцев равна N.

(решение задач оформляется на доске и в тетрадях)

Вывод: “На примере этих задач мы с вами научились переводить практическую задачу на математический язык и увидели наглядное подтверждение правильного решения задачи.

5. ЗАЩИТА КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ (5 мин).

Задание: Каждый ряд проверяет решение задачи одного ученика, задаёт ему вопросы.

6. ТРЕНИНГ + ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЬ (20 мин).

На партах: карточка с задачами для тренинга.