Техногенные аварии и катастрофы ликвидация последствий

Техногенные катастрофы

Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

ЧС, классификация и причины возникновения

Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийные бедствия, катастрофы и аварии с многочисленными человеческими жертвами, огромные материальные потери и нарушения условий нормальной жизнедеятельности.

В России ежедневно отмечают две крупные аварии ни трубопроводах, раз в неделю — на транспорте, ежемесячно в промышленности.

Человечество ежедневно сталкивается со множеством суровых природных явлений. На Земле ежегодно происходят десятки тысяч гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны.

По данным ООН, за последние 20 лет на нашей плане те в результате стихийных бедствий и катастроф погибло более 3 млн человек.

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) — одна из актуальных проблем современности. Умелые действия по спасению людей, оказан им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить чи погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьши материальные потери. В связи с этим актуальной становятся проблема подготовки специалистов с высшим образованием, способных грамотно и умело организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению в ликвидации опасности.

Понятие о чрезвычайных ситуациях

Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Следовательно, любая деятельность потенциально опасна. На рис. 22 .представлена взаимосвязь человека, его жизнедеятельности и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные причины возникновения ЧС:

+ внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно-конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

+ внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.

ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:

+ наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);

+ действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);

+ нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера выявил их общую черту — стадийность. Можно выделить пять стадий (периодов) развития ЧС:

+ накопление отрицательных эффектов, приводящие к аварии;

+ период развития катастрофы;

+ экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;

+ период ликвидации последствий.

В Словаре русского языка С. И. Ожегова слово «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все». Словосочетание «чрезвычайна, ситуация» определяет опасные события или явления, при водящие к нарушению безопасности жизнедеятельности.

Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельств возникающие в результате природных стихийных аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного.

На первый взгляд может показаться, что различия между ними нет. Но достаточно оценить потери и человеческие жертвы, и различия в понятиях проявляются.

Аварии это повреждение машины, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.

На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом сильно действующих ядовитых веществ (СНЯВ). Эти происшествия незначительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа событие с трагическими последствия; ми, крупная авария с гибелью людей. Разбился самолет есть человеческие жертвы.

В печати такое часто называют аварией, хотя на деле это самая настоящая авиационная катастрофа. Произошло столкновение поездов. В результате не только материальный ущерб, но есть погибшие и раненые. Это уже катастрофа.

Чернобыльскую катастрофу — катастрофу века — сна чала назвали аварией, и до сих пор можно прочитать услышать рассказы об аварии на 4-м энергоблоке АЭС, хотя каждому ясно, что это — катастрофа государственного масштаба.

Комитет по проблемам современного общества ВО считает, что катастрофа — это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население н способно справиться самостоятельно.

Различают следующие виды катастроф:

+ Экологическая катастрофа — стихийное бедствии крупная производственная или транспортная авария (кат строфа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, к массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной и в целом природы.

+ Производственная или транспортная катастроф — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.

+ Техногенная катастрофа — внезапное, не предусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.

Под помощью при катастрофах понимают меры, которые способны ограничить или изменить последствия катастрофы.

Стихийные бедствия — это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Стихийные бедствия, как правило, приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации классифицируют:

+ по природе возникновения — природные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;

+ по масштабам распространения последствий — локальные, объектовые, местные, национальные, региональные, глобальные;

+ по причине возникновения — преднамеренные и (стихийные);

+ по скорости развития — взрывные, внезапные, плавные;

Местные ЧС — это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены поселком, городом, районом, отдельной областью. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта, сельского хозяйства, расположенных на их территории. В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС.

Национальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, которые охватывают несколько экономических районов, ноне выходят за пределы страны. Последствия ликвидируются силами и ресурсами страны, зачастую с привлечением иностранной помощи.

Региональные ЧС — это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством (правительством) оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекают, кроме всех видов формирований, подразделения МЧС, МВД и МО.

Глобальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные страны. Для ликвидации последствий увлекают силы МЧС, МО, МВД, ФСБ. Проведением спасательных и других неотложных работ, как правило, занимается специально созданная правительственная комиссия и лично начальник ГО страны — Председатель Правительства.

Чрезвычайные ситуации мирного времени можно разлить на пять групп:

+ сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окающую среду;

+ связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий;

+на транспортных коммуникациях;

+ вызванные стихийными бедствиями.

К первой группе чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относят:

+ аварии на атомных электростанциях;

+ утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны;

+ аварии на атомных судах с радиоактивным загрязнение акватории порта и прибрежной территории;

+аварии на ядерных установках научно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;

+аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;

+падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;

+ незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами при повреждении источников ионизирующих излучений, авариях на транспорте, перевозящем радиоактивные препараты;

+аварии на химически опасных объектах с выброс (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ;

+ аварии с выбросом (утечкой) в окружающую бактериологических средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.

Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся;

+ пожары в населенных пунктах, на объектах экономики и транспортных коммуникациях;

+ взрывы на объектах и транспортных коммуникациях (в том числе при падении летательных аппаратов);

+ взрывы в жилых домах.

К третьей группе чрезвычайных ситуаций относят ситуации на транспортных коммуникациях:

Читайте так же:  Приказ генерального прокурора no 181

+ столкновения и сход с рельсов железнодорожных (поездов в метрополитене);

+ аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество человеческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодействующими ядовитыми веществами;

+ аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;

+ аварии на энерго и других инженерных сетях, нарушение нормальной жизнедеятельности населения в результате возникновения вторичных факторов.

К четвертой группе чрезвычайных ситуаций относят- ЧС военно-политического характера в мирное время:

+ единичный (случайный) ракетно-ядерный удар, насеянный с акватории нейтральных вод кораблем неуставленной принадлежности или падение носителя ядернооружия со взрывом боевой части;

+падение носителя ядерного оружия с разрушением без разрушения боевой части;

+ вооруженное нападение на штабы, пункты управлений узлы связи, склады войсковых соединений и частей в том числе гражданской обороны);

+ волнения в отдельных районах, вызванные выступаниями антиобщественных или националистических групп(элементов), попытка захвата радиовещательных станций, государственных и общественно-политических учреждений.

Пятая группа чрезвычайных ситуаций включает чрезвычайные ситуации, вызванные стихийными бедствиями:

+ стихийные бедствия геологического характера (землетрясения, вулканы, оползни, селевые потоки, снежные лавины);

+ стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи);

+ стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, заторы льда на реках, цунами);

Классификация чрезвычайных ситуаций представлена на рис. 23.

Организация работы комиссии по ЧС объекта

Режим деятельности КЧС. Деятельность КЧ( по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС

Режим повседневной деятельности — функционирование системы в мирное время при нормальной производствен. но-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий — это планомерное осуществление мер по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных 8 экологических бедствий.

В режиме повышенной готовности КЧС обязана оценить возникшие угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению дежурно-диспетчерской службы контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий.

При необходимости из КЧС объекта может быть сформирована оперативная группа для выявления причин ухудшения обстановки на объекте, выработки предложений предотвращению чрезвычайной ситуации, локализации ликвидации чрезвычайной ситуации в случае ее возникновения, по организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.

Состав оперативной группы (ОГ) определяют зашла временно, в нее входят руководитель ОГ — заместите председателя комиссии (главный инженер) и члены группы — начальник аварийно-технической службы, начала противопожарной службы, заместитель начальника ото ГО и ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации основная деятельность КЧС заключается в непосредственном руководя 1995 г. № 738, организационно-методическими указаниями МЧС России по данному вопросу на очередной год, соответствующими приказами или указаниями старших начальников ГО и начальника ГО объекта.

Основные задачи подготовки, в том числе и в военное время, следующие:

+ обучение населения правилам поведения и основам защиты от ЧС, приемам оказания первой медпомощи пострадавшим, правилам пользования защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты;

+ обучение и переподготовка руководителей и специалистов объекта и выработка навыков по подготовке и управлению силами и средствами для ликвидации ЧС;

+ практическое освоение руководящим составом служб ГО объекта, личным составом формирований своих обязанностей при аварийно-спасательных (АС) и других работ (ДНР) и методов их проведения.

Подготовка специальных невоенизированных формирований проводится непосредственно на объекте по действующим программам. На объекте подготовка руководящего става, специалистов, командно-начальствующего и лично состава формирований осуществляется на занятиях, КЧС, штабных тренировках, командно- штаба учениях и комплексных учениях (объектовых тренировках). Подготовка персонала объекта, не входящего в состав снов управления и формирований, организуется и проводится по месту работы.

Постановление Правительства Российской Федерации 24 июля 1995 г. № 738 предусматривает регулярное прошение учений и тренировок, позволяющих наряду с обучением проверить степень готовности органов управления, и всего персонала объекта к действиям ЧС.

Практика показывает, что:

+ командно-штабные учения или штабные тренировки на объектах проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток;

+ тактико-специальные учения (продолжительность до 8 ч) проводятся с формированием объектов один раз в три года, с формированиями повышенной готовности — один раз в год;

+комплексные учения (продолжительность до 2 суток) проводятся один раз в три года на предприятиях с численностью работников более 300 человек, при меньшей численности в этот же срок проводятся тренировки (до 8 ч).

Учения на объектах могут совмещаться с городскими или районными учениями.

Разработка материально-технической базы КЧС включает:

+создание и совершенствование систем оповещения, связи и управления, включая локальные;

+ создание требуемого запаса средств индивидуальной и медицинской защиты (запасы средств размещаются с учетом возможности быстрой их выдачи сотрудникам объекта и населению). Для обеспечения производства работ по активации, дегазации и дезинфекции территорий, зданий сооружений заблаговременно создают запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ;

+ накопление фонда защитных сооружений в соответствии с требованиями норм инженерно-технических мероприятий ГО (проводится инвентаризация подвальных и других помещений, которые можно приспособить для укрытия, осуществляется контроль за готовностью имеющихся убежищ и укрытий к приему населения);

+ приобретение необходимой техники и оборудование для специальных (невоенизированных) формирований ГО (обеспечение техники горюче-смазочными материалами).

МКЧС также рассматривает и решает вопросы материально-технического обеспечения, связанные с возможной эвакуацией людей.

Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС

Мероприятия по защите персонала. С получением информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации КЧС объекта начинает функционировать в режиме повышенной готовности и принимает на себя непосредственное руководство всей деятельностью объектового звена РСЧС. Дежурная служба докладывает обстановку председателю КЧС и оповещает членов комиссии. Председатель КЧС проверяет достоверность полученных данных и дополнительных сведений об обстановке. При необходимости срочно вызывает оперативную группу непосредственно на место, где создалась угроза ЧС.

Комиссия по ЧС с момента получения данных об угрозе возникновения ЧСдолжна:

+ обеспечить выполнение всего комплекса мероприятий по защите персонала объекта и населения в сжатые сроки;

+ принять решения заблаговременно, в возможно ранние сроки, в соответствии со складывающейся обстановкой;

+ выбрать мероприятия и осуществить их в последотельности, определяемой обстановкой.

Осуществление мероприятий по защите персонала проекта, предупреждению ЧС или уменьшению возможно- ущерба от них комиссия проводит на основе Плана по предупреждению и ликвидации ЧС, в который вносят уточная с учетом ожидаемого вида (типа) ЧС и складывающейся обстановки.

+ розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств и эвакуацию (вынос, вывод, вывоз) людей из опасных зон (опасных мест);

+ оказание пострадавшим первой медицинской и другой помощи;

+ локализацию очага поражения, ликвидацию пожаров, разборку завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением.

Работы, связанные со спасением людей, проводятся до полного их завершения. При необходимости председатель КЧС (руководитель работ на участке) организует смену и отдых личного состава формирований на месте работ или в установленных районах. Руководство АСР и ДНР осуществляется на принципах единоначалия в соответствии ст. 14 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 № 151-ФЗ.

Председатель КЧС объекта осуществляет общее руководство формированиями и проведением мероприятий структурных подразделениях с пункта управления объем или непосредственно на участках работ.

В этом случае руководит работой комиссии в пункт управления заместитель председателя комиссии — начала ник отдела ГО и ЧС.

При необходимости и наличии возможности непосредственно в зоне проведения работ развертывается оперативный пункт управления.

Связь является основным средством, обеспечивающие управление службами, формированиями и структурны подразделениями объекта. Она осуществляется в соответствие с решением председателя КЧС и указаниями начала, отдела ГО и ЧС объекта и распоряжением по вышестоящих КЧС.

Ответственность за организацию связи и оповещу, несет начальник отдела, а непосредственно организует объекта.

+ обеспечение людей незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;

+ создание условий для нормальной деятельности пред приятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;

+ организацию учета и распределения материальной помощи;

+ проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

Читайте так же:  Приказ по компрессорам

+ проведение работы среди населения по снижению п следствий психического воздействия ЧС, ликвидации состояний;

+ расселение эвакуируемого населения в безопасно районах, обеспечение продовольствием, предметами пер вой необходимости, медицинской помощью.

О возникшей чрезвычайной ситуации, ходе ее окончательных результатах в установленном порядке представляются донесения в вышестоящую коми сию по ЧС и органы управления ГО и ЧС.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

  • Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций
  • Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • Аварии на радиационно опасных объектах
  • Аварии на химически опасных объектах

Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приобретают все более острый и актуальный характер. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Складывающаяся обстановка требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Но даже самые эффективные меры по предотвращению не могут свести риск возникновения чрезвычайных ситуаций к нулю (принцип “ненулевого”, “приемлемого” риска). Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций является более важной, чем их ликвидация. Связано это с тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (снижение потерь и ущерба) могут быть более эффективными для граждан, общества и государства. С экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле, чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

  • мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
  • рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
  • предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
  • разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
  • декларированию промышленной безопасности;
  • лицензированию деятельности опасных производственных объектов;
  • страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;
  • информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
  • подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (террористических актов, вооруженных конфликтов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории субъектов РФ включают в себя:

  • мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
  • прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
  • прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

  • оперативный сбор и обработка информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, природно-техногенного и биолого-социального характера;
  • создание и поддержание банка данных по чрезвычайным ситуациям, прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий, заблаговременная разработка мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий;
  • принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и возбудителей инфекционных заболеваний.

Координацию деятельности всех учреждений, работающих в этой области и руководство ими осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России, который начал функционировать с 1 июля 1999 г. Он имеет также название центр “Антистихия” и функционально он входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территорий, деклараций безопасности промышленных объектов.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ, планов, а также принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения

Предупреждение большинства опасных природных явлений (землетрясений, ураганов, смерчей) невозможно. Однако существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых может воспрепятствовать целенаправленная деятельность людей. К ним относятся мероприятия по предупредительному спуску лавин, уменьшению масштабов наводнений и другие. Мерами, направленными на предупреждение аварий в техногенной сфере, являются совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования, своевременное обновление основных фондов и многое другое.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций осуществляются по ряду направлений. Одним из них может быть инженерная защита территорий и населенных мест от поражающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Так, гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, насыпи, дамбы) используют также для защиты от наводнений. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, лавин применяются защитные инженерные сооружения в населенных пунктах горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций служат мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах.

Уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) способствуют создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления. Это позволяет своевременно принять необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери.

К организационным мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, эвакуация населения, обучение населения.

Планирование предупредительных мероприятий на различных территориях страны осуществляется с учетом опасностей, характерных для той или иной территории. С этой целью производится зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков; выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций способствует рациональное размещение объектов экономики таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности. Они должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояние, обеспечивающее безопасность населения и соседних объектов. Вокруг радиационно и химически опасных объектов предусматриваются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. При этом не должно допускаться размещение зданий и объектов экономики на земельных участках, загрязненных органическими и радиационными отходами, в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры.

Читайте так же:  Нотариус в сочи по субботам

В проектах планировки необходимо предусматривать ограничение развития в крупных городах потенциально опасных объектов экономики, их постепенный вывод из городов, модернизацию, обеспечивающую снижение до приемлемого уровня риска поражения населения, среды его обитания и объектов экономики.

В районах, подверженных воздействию землетрясений, наводнений, селей, оползней, обвалов, должно предусматриваться местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и т. д. В сейсмических районах целесообразно рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывопожароопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью 7–9 баллов, как правило, должны планироваться одно- двухсекционные жилые здания не более 4 этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками. Пожаро- и взрывоопасные объекты необходимо выносить за пределы населенных пунктов.

В настоящее время в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о соблюдении при градостроительной деятельности требований безопасности территорий и поселений и защиты их от воздействия чрезвычайных ситуаций в градостроительную документацию всех видов включаются разделы о защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также определяются мероприятия по гражданской обороне.

Декларирование промышленной безопасности

Эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера служит декларирование промышленной безопасности, одной из основных задач которой является возложение на предпринимателя обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объектов, а также органам местного самоуправления для информирования о проделанной работе. Тем самым повышается ответственность руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты в части обеспечения безопасности.

В соответствии с положениями федерального закона Российской Федерации “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997), наряду с всесторонней оценкой риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы для производственного персонала, населения и территории декларация промышленной безопасности объекта должна содержать анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности объекта функционировать в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации, ликвидации и смягчению последствий аварии в случае ее возникновения.

Лицензирование деятельности опасного производственного объекта

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов является частью социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от аварий на потенциально опасных промышленных объектах. Государственная стратегия в области лицензирования деятельности определена федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 8 августа 2001г. № 128–ФЗ, а также подзаконными актами в свете требований данного закона.

Особенность положений данного закона состоит в том, что он направлен преимущественно на лицензирование деятельности по эксплуатации потенциально опасных производственных объектов.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату).

Среди перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, значительное место занимают объекты, нарушение порядка эксплуатации которых может привести к чрезвычайным ситуациям.

Выдача лицензии осуществляется при наличии у заявителя заключения экспертизы промышленной безопасности, договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

В процессе рассмотрения документации на получение лицензий производится проверка предприятий органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование, на предмет соответствия представленной документации фактическому состоянию оборудования, подготовки кадров, а также устранению нарушений, замене изношенного оборудования и т. п.

По данным МЧС, лицензирование эксплуатации объектов и работ повышенной опасности способствует более качественному обучению инженерно-технических работников и рабочих потенциально опасных производств и объектов, повышению ответственности за состояние безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также повышению эффективности надзора и контроля за безопасностью производственной деятельности потенциально опасных объектов.

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

К механизмам государственного регулирования промышленной безопасности, возмещения ущерба, обусловленного авариями и катастрофами на опасных промышленных объектах, относятся различные формы государственной компенсации, самострахование объектов, различные формы финансовых гарантий. Наиболее широко применяемым механизмом возмещения ущерба во всем мире, а в последнее время и в России является страхование.

Страхование — это особая форма финансовых перераспределительных отношений, направленная на создание специальных денежных резервов для возмещения ущерба, возникающего при непредвиденных событиях. Одним из видов страхования может быть страхование ответственности за причинение вреда имуществу, жизни и здоровью людей и природной среде (нанесение ущерба) в результате аварии (катастрофы) на опасном производственном объекте.

Цель этого страхования — повышение промышленной безопасности путем использования экономического механизма компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу и природной среде в результате аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, а также защита имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на случай таких аварий.

Для предприятий (страхователей) страхование ответственности создает:

  • финансовый резерв для ликвидации последствий аварий и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также юридическую поддержку по претензиям и искам (страховая компания отклоняет неправомерные претензии к страхователю и оплачивает лишь действительные убытки);
  • финансирование при отсутствии страховых случаев превентивных мероприятий, направленных на повышение безопасности и противоаварийной устойчивости объекта.

Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) страхование — гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе, косвенно, на компенсацию за экономический ущерб от аварии.

Для органов власти и управления страхование ответственности дает финансовый резерв для ликвидации последствий аварии и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также контроль со стороны страховой компании за безопасностью и противоаварийной устойчивостью объекта страхования (страховой компании невыгодны аварии и она будет предпринимать все меры, чтобы их предотвратить).

Максимальный размер возмещения (страховая сумма), выплачиваемый при страховом случае, — 70 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для опасных производств, если на нем получаются, перерабатываются, хранятся, транспортируются или уничтожаются опасные вещества; 1 тыс. МРОТ — для иного опасного производства.

Несмотря на государственное значение данного вида страхования, темпы его реализации недостаточно высоки и возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций в настоящее время по-прежнему в значительной степени осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (ст. 26) государственная экспертиза проектов и решений организуется и проводится по тем объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения.

Цель государственной экспертизы в области защиты населения и территорий — выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

Экспертный совет при Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен рассматривать программные документы федерального уровня, проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Государственная экспертиза проектов МЧС России должна рассматривать градостроительную документацию по планированию развития территории субъектов Российской Федерации, генеральные планы городов, отнесенных к группам по гражданской обороне или с численностью населения 250 тыс. человек или более, декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов.

Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть осуществление надзора и контроля.

Основными методами надзора и контроля, осуществляемого МЧС России и его территориальными органами, являются участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также участие в расследовании чрезвычайных ситуаций.