Социальная политика учебное пособие холостова

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата

доктор исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ

доктор политических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН

кандидат политических наук

кандидат экономических наук

доктор социологических наук, профессор

доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН

доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ

Московский государственный университет печати

Под ред. проф. Е.И. Холостовой, проф. Г.И. Климантовой

Социальная политика

Учебник для бакалавров

Социальная политика в обобщенном виде представляется как деятельность государства по удовлетворению социальных потребностей людей.

Для достижения своих целей государство действует через многие субъекты государственной социальной политики, которыми являются само государство как форма организации власти, а также его институты и общественные структуры.

Рассмотрение социальной политики принято начинать с понятия социальной безопасности.

Термин «социальная безопасность» наиболее часто употребляется в понимании обеспечения основ безопасности жизнедеятельности как отдельного индивида, так и всего общества в целом.

Структуру социальной безопасности следует рассматривать во взаимосвязи с категориями понятий, представленных на рис. 1 .

В систему социальной безопасности включаются различные направления:

1) глобальная и региональная безопасность: национальные интересы, общественная безопасность и стратегическая стабильность;

2) общественная безопасность: социально-экономическая, национально-культурная, экологическая, информационно-технологическая и др.;

3) личная безопасность в современной общественно-политической обстановке и условиях производства;

4) безопасность в чрезвычайных ситуациях и в экстремальных условиях.

Социальная безопасность рассматривается прежде всего как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетая индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается необходимый уровень жизни населения , который отражает степень удовлетворения материальных, духовных потребностей человека и складывается из нескольких компонентов:

— размера реальных душевых доходов;

— объема потребляемых благ и используемых услуг;

— установившихся цен на товары и услуги;

— доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т.д.

«Социальное государство» — это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В разках существующих определений социального государства выделяют его универсальные характеристики и специфические аспекты.

Первым константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки государства для всех членов общества.

Вторая константа определений социального государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики — право контроля и регулирования социальных процессов. Вместе с тем правовая функция социального государства проявляется также в наделении граждан социальными правами, а государства — социальной ответственностью.

В качестве третьего константного признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат.

Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.

Пятая константа связана с признанием за социальным государством ответственности за уровень благосостояния своих граждан.

В последнее время также в качестве устойчивого признака социального государства выделяют наличие в нем институтов гражданского общества.

Действительно, в современном мире трудно переоценить роль гражданского общества в реализации социальных целей. С другой стороны, исторический анализ становления социальных государств не фиксирует существенного значения данных институтов в первые периоды их становления.

Отсюда можно сделать вывод, что создание условий для развития гражданского общества — шестая константа социального государства, характерная для его относительно развитого состояния .

Обозначенные определения представляют собой набор первичных признаков социального государства — ответственность государства за уровень личного благосостояния граждан, наличие правовых основ социальной регуляции, ориентация единой социальной политики на всех членов общества, наличие бюджетных социальных выплат и наличие государственных систем социальной защиты и социального обеспечения. Данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных образований в любых условиях в динамике развития и обобщить его свойства.

Определение устойчивых свойств социального государства позволяет не только выделить данный тип государства из всего культурно-исторического многообразия конкретных стран, но и провести сопоставление социальных государств между собой.

Ведущие исследователи государства благосостояния Томас Маршалл, Коста Эспин-Андерсон, Тимоти Тилтон, Норман Фернис в 70-е гг. XX в. предприняли попытку уточнить смысл понятия «государство благосостояния» и дать его историческую классификацию. В частности, они выделили три его разновидности:

1. «Позитивное государство социальной защиты» — государство, ориентированное на уравнивание шансов на благосостояние всех граждан, обеспечение и гарантирование «равных возможностей»; примером такого государства является США.

2. «Государство социальной безопасности» — в дополнение к обеспечению равных шансов граждан создает условия полной занятости и гарантирует всем гражданам без исключения получение доходов не ниже прожиточного минимума, пример — Великобритания.

3. «Социальное государство всеобщего благосостояния» — обеспечивает полную занятость, сглаживает различия в доходах всего населения, создает многочисленные постоянные государственные и общественные социальные службы, пример — Швеция .

Достаточно распространена, особенно в России, попытка понять суть социального государства через его политическую природу. Примером такого анализа может служить разделение социальных государств на либеральные, консервативные и социал-демократические.

Концепция социального государства утвердилась в Западной Европе под влиянием двух основных факторов: как один из результатов Второй мировой войны и как проявление разочарования в либеральной теории социального процесса.

1. Либеральное (или ограниченное) социальное государство. Государство через бюджет финансирует «источники существования» (пособия) малообеспеченной части населения. Правила предоставления пособий достаточно строги, пособие невелико, а трудоспособных получателей власти стараются трудоустроить — перевести с пособия на заработную плату. Традиционный пример — США, в недавнем прошлом — Великобритания, Канада и Австралия.

2. Консервативное (или корпоративное) социальное государство. Гарантом социального обеспечения выступает государство, а финансируется оно через разнообразные страховые фонды. Уровень социального обеспечения зависит от стажа работы, уровня заработной платы и т.д. Особенно важная для государства работа, например госслужба, нередко вознаграждается определенными льготами, чаще всего по пенсионному и медицинскому обеспечению. Классический пример — Германия. В целом это наиболее распространенный в Европе тип социального государства.

3. Социал-демократическое социальное государство. Его правовая основа — равное социальное обеспечение всех граждан. Важной частью политики государства является политика полной занятости. Если система соцобеспечения достаточна для поддержания благосостояния граждан, то она весьма дорогостоящая. Поэтому либо приходится держать на очень высоком уровне налоги, как в Швеции, либо создавать двухуровневую систему, при которой минимальный уровень благосостояния обеспечивается государством, а сверх этого может быть пенсия или пособие из страхового фонда или другого источника.

Социальное государство немыслимо без политической доктрины, экономической модели и финансового обеспечения его развития, особенно в условиях модернизации.

Сегодня основными параметрами социального государства любого типа считаются:

1) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу;

2) развитая система мер социальной поддержки, услуг и социальных служб для всех групп населения;

3) развитая правовая система, где осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативная правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив;

4) принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан.

Социальный характер нашего государства закреплен в ст. 7 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В ней записано, что политика государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Общепринято, что социальное государство должно обеспечивать:

1) движение к достижению в обществе социальной справедливости;

2) ослабление социального неравенства;

3) предоставление каждому гражданину работы или иного источника существования;

4) сохранение мира и согласия в обществе;

5) формирование благоприятной для человека жизненной среды.

Одной из ведущих функций государства является разработка и организация государственной социальной политики.

Социальная политика — многогранный процесс. Ее объект и предмет носят многоуровневый и системный характер. Реализация социальной политики должна учитывать все поле ее охвата. Например, нельзя признать сильной социальную политику, в рамках которой раскрываются только отдельные звенья ее цепи — образование, культура и т.д., но не уделяется должного внимания проблемам занятости, пенсионного обеспечения населения и др.

Социальная политика на федеральном уровне, на уровне субъекта РФ и соответствующих органов управления носит рамочный характер. Именно здесь вырабатываются законы, устанавливаются стандарты и определяются нормы. Конкретная же социальная политика осуществляется на районном, муниципальном и корпоративном уровнях.

В современных условиях происходят серьезные изменения в содержании социальной политики и в расширении объекта ее влияния.

Ее воздействие уже не ограничивается отдельными категориями населения, в качестве объекта также выступают жизненные условия всех демографических категорий. Она сосредотачивается на профилактике и совершенствовании экономической системы (перераспределение доходов, обеспечение социальными услугами, регулирование заработной платы, занятости и т.д.). Аксиомой остается тот факт, что без социальной политики немыслим экономический подъем, и наоборот.

Раскрывая категории социальной политики, следует рассмотреть ее модели.

В литературе дан анализ основных моделей социальной политики . В основе их классификации находятся следующие критерии:

— место социальной политики среди национальных приоритетов;

— распределение социальных функций между государством, гражданским обществом и предпринимательским сектором;

— масштабы государственного сектора в экономике страны;

— определение целей и инструментов социальной политики в зависимости от отношения государства к экономическим и социальным проблемам.

На основании данных критериев выделяют англосаксонскую, континентальную, скандинавскую, южноевропейскую модели. Англосаксонская модель применяется в Великобритании, Ирландии, Канаде. Континентальная модель присуща Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландам, Франции, Швейцарии. Скандинавская модель используется в Дании, Финляндии, Швеции. Южноевропейская модель существует в Греции, Испании, Италии, Португалии. Иногда модели социальной политики называют по имени их создателей. Континентальную модель называют Бисмарковской моделью в честь канцлера Германии О. Бисмарка. Она предполагает связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности работника. В ее основе лежит социальное страхование. Из отчислений от заработной платы формируются профессиональные страховые фонды, которые осуществляют социальные выплаты. Англосаксонскую модель называют Бевериджской моделью в честь английского экономиста У. Бевериджа. Ее суть состоит в том, что любой человек имеет право на минимальную защиту при сокращении своих материальных ресурсов. Каждому человеку гарантируется определенный доход, способный удовлетворить минимальные потребности в пище, жилище и медицинском обслуживании. Социал-демократическую модель называют скандинавской моделью, при которой все граждане имеют право на равное социальное обеспечение, финансируемое за счет налогов. В южноевропейской модели социальная защита людей осуществляется через семью и благотворительность.

Основанием для классификации социальной политики служит превалирующий способ взаимодействия субъектов социальной политики с ее объектами и со средой.

На основании данного критерия выделяют активизирующую, активную и пассивную социальную политику.

Государство определяет приоритетные направления социальной политики.

Приоритетно такое направление социальной политики, которое в определенное время имеет преобладающее, первостепенное значение в ее реализации. Применительно к российской экономике намечено, что ее инновационное развитие будет проходить в два этапа, первый этап — 2008-2012 гг., второй — 2013-2020 гг. Основные приоритеты социальной политики на первом этапе включают:

— принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;

— выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;

— решение основных социальных проблем военнослужащих;

— преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 г. на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016-2020 гг.);

— структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;

— создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

— возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;

— создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке.

Основные приоритеты социальной политики на втором этапе включают:

— распространение стандартов здорового образа жизни;

— переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;

— внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;

— выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;

— распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;

— создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;

— установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2-2,2 раза).

Приоритеты социальной политики в период после 2020 г. включают:

— улучшение качества социальной среды и здоровья нации, выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;

— ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для развитых стран;

— переход к комфортному типу расселения, доступному для основной массы населения;

— снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран.

Чтобы создать условия для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, обеспечить взаимодействие и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации, были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. Они представляют документ, определяющий приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу. Основными направлениями в социальной политике и социальной сфере являются: здоровье человека, улучшение демографической и экологической ситуации; качественное и доступное здравоохранение; удовлетворение потребностей в современном образовании; развитие культуры; качественное жилье; создание условий для стабильного роста доходов населения.

Читайте так же:  Как получить гражданство канады гражданину россии

К важнейшим направлениям модернизационной политики Правительства РФ на ближайшие годы относятся два направления, непосредственно связанные с социальной политикой и социальной сферой . Это сокращение дифференциации по уровню доходов, включая уменьшение разрыва между уровнем жизни работающего и нетрудоспособного населения, последовательная политика адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьбы с бедностью, формирования и реализации эффективной политики занятости. Другим направлением является развитие государственной системы здравоохранения. Предполагается не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения, в том числе из-за роста стоимости медицинских и лекарственных препаратов, снижения доступности качественной медицинской помощи. Полностью должны быть обеспечены государственные гарантии бесплатной медицинской помощи и приняты меры по повышению эффективности использования ресурсов, включая структурные преобразования в здравоохранении. Система обязательного медицинского страхования должна стать основным источником средств по оплате медицинской помощи.

Структурным элементом социальной политики также является социальная работа, сущность которой во многом определяется самопомощью, проявлением гражданских инициатив, развитием собственных ресурсов, изначально присущих индивиду или группе людей.

Основной целью социальной работы является увеличение степени независимости клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

В условиях перехода общества к социально ориентированной рыночной экономике перед социальной работой встают следующие задачи:

— осуществить переход от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к самому человеку, сделать его положение более самостоятельным и независимым;

— позволить клиентам максимально проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

— адаптировать и реадаптировать людей в обществе;

— создать условия, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.

В Декларации об этических принципах в социальной работе Международной федерации социальных работников перечислены следующие нормы:

1. Самореализация через взаимозависимость.

2. Освобождение через солидарность.

3. Отказ от дискриминации.

4. Демократия и права человека.

5. Защита неприкосновенности клиента.

6. Участие клиентов. Социальная работа основана на принципе участия клиента и сотрудничестве с ним. Предполагается, что социальные работники должны работать в сотрудничестве со своими клиентами, стремясь решать любую задачу, с которой они сталкиваются. Лица, использующие услуги социальных работников, должны быть всегда информированы социальным работником о целях и последствиях (риске и пользе) этих совместных действий.

8. Отказ от жестокости.

9. Принцип личной ответственности.

Таким образом, социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, целью которой является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных (и прежде всего наиболее социально уязвимых) слоев населения.

Социальная работа непосредственно взаимосвязана с социальной политикой государства.

1. Дайте определение социальной политике.

2. Назовите социальные функции государства.

3. Определите основные составные части социальной политики.

4. Охарактеризуйте модели и уровни социальной политики.

5. Каковы уровни формирования и реализации социальной политики?

6. Выделите приоритетные направления социальной политики.

7. В чем состоит взаимосвязь социальной политики и социальной работы?

1. Аверин, А.Н. Социальная политика государства. М., 2002.

2. Аверин, А.Н. Социальная политика. Теория и методология : учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009.

3. Ахинов, Г.А., Калашников С.В. Социальная политика. М.: Инфра-М., 2009.

4. Григорьева, И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.

5. Денисова, И.П., Клиновенко Л.Р. Социальная политика : учебник. Ростов н/Д., 2007.

6. Социальная политика : учебник / под общ. редакцией Н.А. Волгина. М., 2008.

7. Холостова, Е.И. Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие. М., 2009.

© Центр дистанционного образования МГУП

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата

Холостова Е.И. — Отв. ред., Климантова Г.И. — Отв. ред. Подробнее

Год: 2017 / Гриф УМО ВО

Предыдущие выпуски

Учебник раскрывает сущность, принципы и категории социальной политики, что необходимо знать современным специалистам. Освещаются сложные аспекты демографической, этнографической, жилищной политики государства в их поступательном развитии. Авторы издания практикующие специалисты, принимающие непосредственное участие в формировании социальной политики в стране, что нашло отражение в данном учебнике и является его несомненной ценностью. Подробная структура издания позволит быстро ориентироваться в материале. В помощь студенту учебник снабжен наглядными примерами, таблицами, тестовыми заданиями и вопросами для самопроверки.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. Учебник для бакалавров

Год: 2013 / Гриф МО

Предыдущие выпуски

Учебник раскрывает сущность, принципы и категории социальной политики, что необходимо знать современным специалистам. Освещаются сложные аспекты демографической, этнографической, жилищной политики государства в их поступательном развитии. Авторы издания практикующие специалисты, принимающие непосредственное участие в формировании социальной политики в стране, что нашло отражение в данном учебнике и является его несомненной ценностью. Подробная структура издания позволит быстро ориентироваться в материале, а в помощь студенту учебник снабжен наглядными примерами, таблицами, тестовыми заданиями и вопросами для самопроверки.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для ‘ class=»text-primary»>Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для ‘ class=»text-primary»>Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

‘ class=»text-primary»>Наличными оплата принимается через терминалы. Без процентов можно оплатить через отделения салонов связи Евросеть или Связной или через Сбербанк. В терминалах других систем возможно взимание комиссий.

Если оплата производится через салон связи: код платежа необходимо назвать оператору и указать, что платеж для Яндекс.Денег.

Если Вы находитесь за пределами РФ, список компаний, принимающих подобные платежи в Вашей стране, будет виден в окне с кодом платежа.

Возможен ли возврат моего заказа? Возврат средств?

Согласно Постановлению 55 Правительства РФ, книги входят в список непродовольственных товаров, которые не подлежат обмену и возврату. Поэтому, если Вы оплатили и получили заказ, надлежащего качества и в составе, аналогичном оплаченному, возврат не производится.

В остальных случаях возврат заказа и денежных средств обговаривается отдельно. Вы можете связаться с нами по телефону +7 (495) 744-00-12 или электронной почте [email protected] .

Доставка заказов печатных книг осуществляется через партнерскую сеть службу доставки. Доставка данной службой осуществляется в пределах Российской Федерации. В некоторые страны СНГ доставка возможна через транспортные компании по согласованию с сотрудниками Издательства.

Обратите внимание, что для корректной и своевременно доставки необходимо верно указать свой ‘ class=»text-primary»>мобильный телефон , чтобы сотрудник курьерской службы мог с Вами связаться. Указывать телефон необходимо, начиная с цифры 9 (без восьмерки)!

При оформлении заказа можно выбрать один из способов доставки:

    С амовывоз с пункта выдачи заказов. На территории России открыто большое количество пунктов выдачи. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа в блоке «Доставка» нажмите на « ‘ class=»text-primary»>Самовывоз », выберите населенный пункт. (Начните печатать название, появится выпадающий список городов. Выбрать нужно из тех, что есть в списке.) После выбора на карте отразятся все возможные пункты выдачи в данном населенном пункте. Карту можно приблизить. Справа от подходящего пункта выдачи в открывшемся окне необходимо нажать кнопку «Выбрать пункт», тогда адрес появится в строке «Адрес самовывоза». В отдельном окне видны часы работы пункта выдачи, ориентировочная дата готовности заказа, стоимость доставки и поясняющая информация (если таковая имеется). В этом же блоке Вы увидите стоимость доставки и срок хранения заказа.

К урьерская (адресная) доставка. Для выбора данного способа доставки при оформлении заказа нажмите на слово « ‘ class=»text-primary»>Курьерская ». Необходимо указать Ваш населенный пункт (начните водить название в строке «Город», выбрать необходимо из появившегося списка). Затем заполните адрес доставки, начиная с улицы. В комментариях можно указать дополнительные сведения. Сотрудник курьерской службы всегда предварительно звонит перед приездом для согласования времени и адреса, однако можно дополнительно подчеркнуть необходимость звонка заранее. Просим обратить внимание, что без подтверждения от Вас готовности принять заказ, курьер не выезжает по адресу! Время ожидания курьера на адресе составляет строго 15 мин.

Выбрать удобную дату доставки можно из списка дней, что выделены зеленым. В этой же форме Вы увидите стоимость курьерской доставки.

Социальная политика УЧЕБНИК ДЛЯ СПО

1 Социальная политика УЧЕБНИК ДЛЯ СПО Под редакцией доктора исторических наук, профессора Е. И. Холостовой, доктора политических наук, профессора Г. И. Климантовой 2-е издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим отделом среднего профессионального образования в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования Êíèãà äîñòóïíà â ýëåêòðîííîé áèáëèîòå íîé ñèñòåìå biblio-online.ru Москва Юрайт 2015

2 УДК (075.32) ББК 60.56я723 С69 Ответственные редакторы: Холостова Евдокия Ивановна доктор исторических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, директор Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы; Климантова Галина Ивановна доктор политических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук; заведующая кафедрой социальной политики и социального управления Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы. Рецензенты: Степанова Н. М. доктор исторических наук; Волжина О. И. доктор социологических наук, профессор; Щегорцов А. А. доктор социологических наук; Худавердян В. Ц. доктор философских наук, профессор. С69 Социальная политика : учебник для СПО / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, с. Серия : Профессиональное образование. ISBN В настоящем учебнике раскрываются сущность, основные принципы и категории социальной политики. Студенты смогут проследить связь социальной политики с системой общественных отношений, ее демографические и этнографические аспекты. Вместе с тем уделяется внимание таким элементам социальной политики, как пенсионное обеспечение, жилищная политика, охрана здоровья. Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. УДК (075.32) ББК 60.56я723 ISBN Коллектив авторов, 2011 Коллектив авторов, 2014, с изменениями ООО «Издательство Юрайт», 2015

3 Оглавление Авторский коллектив. 9 Предисловие. 10 Глава 1. Социальная политика: теоретический аспект Основные категории и понятия социальной политики Модели социальной политики в России и за рубежом и их приоритеты. 22 Вопросы и задания для самопроверки. 32 Рекомендуемая литература. 32 Глава 2. Сущность и принципы социальной политики Сущность и основные цели социальной политики Принципы социальной политики Объект и субъект социальной политики. 53 Вопросы и задания для самопроверки. 56 Рекомендуемая литература. 56 Глава 3. Нормативно-правовое обеспечение социальной политики Российской Федерации Международные правовые акты в области социальной политики Российское законодательство в сфере социальной политики. 64 Вопросы и задания для самопроверки. 67 Рекомендуемая литература. 67 Глава 4. Социальная политика и социальная защита населения: правовые аспекты Правовые механизмы оказания государственной социальной помощи Нормативно-правовое регулирование системы социальных услуг в Российской Федерации Принципы и функции социальной защиты и социального обслуживания. 83 Вопросы и задания для самопроверки. 85 Рекомендуемая литература. 85

4 4 Оглавление Глава 5. Становление современных форм и моделей социальной политики государства Развитие форм и моделей социальной политики европейских государств Социальная политика в развитых странах современный этап Социальные модели государства: классификация и сопоставительный анализ Выбор социальной модели государства для России Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Глава 6. Социальные реформы в России Стратегия развития социальной политики в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Административная реформа в Российской Федерации и ее влияние на формирование и реализацию социальной политики страны Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Глава 7. Социальная сплоченность общества как важное направление социальной политики Понятие социальной сплоченности Социальная сплоченность и права человека Социальная защита стабильный ресурс в социальной сплоченности общества Социальная сплоченность как общая ответственность Приоритеты социальной сплоченности в ближайшие годы Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Глава 8. Система социального партнерства: взаимодействие властных структур История становления, сущность, содержание социального партнерства Участие органов государственной власти в развитии и совершенствовании социального партнерства Сущность, цели, задачи и принципы социального партнерства в социальных службах муниципалитета Роль профсоюзов в системе социального партнерства Социальное партнерство в сфере занятости и профессионального образования

5 Оглавление Социальное партнерство государственной власти с некоммерческими организациями в городе Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Глава 9. Региональная социальная политика Особенности формирования региональной социальной политики Политика социальной поддержки населения на примере города Москвы Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Глава 10. Заработная плата: место и роль в системе доходов населения Социальное и экономическое содержание заработной платы и оплаты труда Роль заработной платы в формировании доходов населения Установки международных организаций на достойный труд Воспроизводственная функция заработной платы Законодательное и договорное регулирование заработной платы и доходов населения Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Глава 11. Государственная политика занятости населения в условиях реформирования современной России Занятость населения: цели, задачи Перспективы государственной политики занятости населения Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Глава 12. Социальное страхование: экономика, финансы и право Сущность, принципы и функции социального страхования Место и роль социального страхования в системе социальной защиты Экономика социального страхования Финансы социального страхования Правовые аспекты организации социального страхования Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература

6 6 Оглавление Глава 13. Пенсионное обеспечение и страхование в России Социальная и экономическая сущность пенсий Виды пенсий и их финансирование Принципы и функции пенсионного обеспечения и страхования Пенсионное обеспечение и страхование в России Новые правила исчисления пенсии по старости: основные принципы и положения Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Глава 14. Социальная политика в здравоохранении Российской Федерации Система здравоохранения в Российской Федерации Право граждан на охрану здоровья Медицинское страхование: сущность, законодательная база, пути совершенствования Основные направления развития здравоохранения в Российской Федерации Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Глава 15. Демографические и этнографические аспекты социальной политики Демографические процессы в современной России Основные направления реализации демографической политики Демографическое прогнозирование и демографическая политика Этнографические процессы Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Глава 16. Государственная семейная политика Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Глава 17. Социальные аспекты государственной жилищной политики современной России Сущность государственной жилищной политики Нормативная правовая база жилищной политики современной России Перспективы государственной жилищной политики Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература

7 Оглавлениå Глава 18. Гендерные аспекты социальной политики России Гендерология как теоретическая основа гендерной политики Правовые основы гендерной политики Гендерная политика в современной России Гендерные аспекты политики занятости и оплаты труда Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Глава 19. Социальная политика и социальная безопасность Понятие социальной безопасности и ее основные функции Основные угрозы социальной безопасности России Система обеспечения социальной безопасности России Вопросы и задания для самопроверки Рекомендуемая литература Литература

9 Авторский коллектив Анисимова С. А. кандидат политических наук параграф 3.1 (в соавт. с Г. И. Климантовой), гл. 11, 17, 18; Климантова Г. И. доктор политических наук, профессор параграфы 3.1 (в соавт. с С. А. Анисимовой), 3.2, гл. 4, 6, 11, 14, 15, 16, участие в работе над гл. 5, 9, 10, 12, 13; Коршунов А. М. кандидат экономических наук гл. 19; Петросян В. А. доктор социологических наук гл. 9; Прохорова О. П. доктор педагогических наук, профессор гл. 8; Роик В. Д. доктор экономических наук, профессор гл. 5, 10, 12, 13; Холостова Е. И. доктор исторических наук, профессор введение, гл. 1, 2, 7.

10 Предисловие В XXI в. Россия вступила в новый, сложный и ответственный период своего развития. В последние годы, несмотря на влияние мирового экономического кризиса, нарастает модернизационный потенциал, как в экономической, так и социальной сферах. Начиная с 2005 г. проблемы социальной политики становятся центральной темой социально-экономических программ и государственной политики и, несмотря на мировой кризис, остаются в эпицентре этих процессов. Накопленный к этому периоду ресурсный потенциал (стабилизация и рост экономики, создание «Стабилизационного фонда», повышение уровня жизни населения) позволил приступить к модернизации в социальной сфере. Крупномасштабным модернизационным проектом является монетизация льгот (2004), позволившая привести социальные обязательства государства в соответствие с имеющимися ресурсами. И хотя процесс монетизации шел противоречиво, но удалось разделить федеральный и региональный мандаты финансирования. Процессы модернизации социальной сферы имеют неоднозначный характер по причине высокого уровня социального расслоения общества, неравномерности распределения ресурсов субъектов РФ, неравенства в доступности социальных благ, недостаточности социальной защищенности населения. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы теории и практики социальных изменений, социальной работы, которые способствуют реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений, права человека на достойную жизнь. Социальная работа всегда тесно связана с социальноэкономическими условиями и жизненными стандартами того общества, в котором она реализуется. Существенные трудности, порожденные последствиями мирового финансовоэкономического кризиса, актуализировали потребность

11 Предисловие в анализе текущего состояния социальной работы и в определении ее назревших перспектив и направлений развития. Практика показывает, что масштабные изменения в деятельности той или иной системы только тогда будут успешными и продуктивными, когда цели, направления и методы реформирования, вводимые «сверху», инициируемые органами управления системы, будут поддержаны «снизу», т.е. сотрудниками, призванными практически осуществить деятельность по преобразованию этой системы. Особую важность в условиях рыночных отношений приобретают проблемы качества социальных услуг, разработки нормативов их предоставления различным группам населения, в зависимости от реальной нуждаемости, использование подхода кейс-менеджмента. Изучение качества социального обслуживания и работы с различными группами пользователей услуг, эффективности адресных социальных проектов в условиях модернизации приобретают в социальной политике и социальной работе все большую значимость. Проектная деятельность является инструментом развития при подготовке новых или трансформации старых видов услуг населению, формирования рынка социальных услуг. Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, социальная работа представляет собой форму, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Крайняя степень неравенства в современном Российском государстве способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам и т.п. Поэтому через социальную работу можно смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения минимальных социальных и духовных потребностей, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения. Успех социальной работы в решающей степени зависит от социальной ориентированности кадров, высокого чувства ответственности работников органов государственного управления за реализацию социальной политики государства, утверждения в жизнь принципа социальной справедливости. Многообразие и сложность решения современных социальных проблем, которые стоят перед органами социальной защиты, учреждениями и службами, диктуют сущностную 11

12 12 Предисловие потребность в теоретическом обосновании стратегии и направлений их деятельности, обеспечении новыми методиками и технологиями. На данном этапе модернизации страны, общества, в котором социальные права и условия минимального социального комфорта пока еще недостаточно гарантированы, непросто спланировать и осуществить технологическую модернизацию, проведение которой может быть сопряжено с социальной напряженностью. Таким образом, научнотехнологическая модернизация без социальной модернизации не сможет быть эффективной, а, наоборот, рискует, на наш взгляд, скомпрометировать саму модернизационную идею (идеологию). Для чего планируется и проводится модернизация? Для того чтобы человек, живущий в нашей стране, жил в комфортных социальных условиях, чувствовал себя достойной личностью, ощущал уважение государства и его институтов. Таким образом, модернизация должна проводиться для блага человека, во имя его развития. Стратегическая цель модернизации полноценная социализация человека и формирование нации как культурно развитого и сплоченного социума. Предстоит серьезная работа по переводу всей системы на новые организационные формы (преобразование государственных учреждений в форму казенных организаций, бюджетных с дополнительными полномочиями, автономных некоммерческих). Перевод учреждений системы социальной защиты населения на новые формы позволит внедрить платные социальные услуги, тем самым увеличив контингент получателей услуг, повысив их качество. Должен быть расширен в целом спектр социальных услуг, в первую очередь информационных, консультационных, правовых, психологических, которых сегодня явно не хватает населению города. Требуют разработки проблемы страхования платных услуг в стационарных учреждениях. Система социальной защиты населения переходит и в ближайшей перспективе должна полностью перейти на электронный документооборот. Постарение населения требует развития новых социальных услуг. Необходима оптимизация сети социального обслуживания пожилых людей. Переход от сметного финансирования к бюджетным ассигнованиям на основе

13 Предисловие государственного задания позволят выявить ресурсы и перспективы для дальнейшего развития. Законы рыночного развития неизбежно приводят к сокращению государственного сектора в экономике социальной сферы. Формирование рынка социальных услуг повлечет за собой увеличение числа продуцентов услуг, конкуренцию производителей и, в конечном счете, расширение объема и повышение качества социального обслуживания. В системе социальной защиты населения требует ускорения переход от «иждивенческо-потребительской» системы социальной защиты населения к системе активного партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем и обеспечении его социального благополучия. Актуальным инструментом адресной социальной помощи становится социальный контракт: государство берет на себя обязанность оказать обусловленную помощь малоимущему трудоспособному индивиду, семье. А индивид, со своей стороны, берет на себя обязательства привести свою жизнь в порядок. Стратегия государственной социальной помощи будет нацелена на то, чтобы помочь человеку преодолеть трудности и «встать на собственные ноги». Вместо предоставления гарантированных услуг в натуральной форме гражданам, в соответствии с их пожеланиями, может предоставляться прямая целевая выплата в виде социального сертификата, размер которой определяется стоимостью услуг (необходимого количества и качества), положенных данному гражданину. Большую работу предстоит провести по обеспечению общественного и ведомственного контроля за деятельностью социальных служб, объемом и качеством оказываемых услуг, обеспечением прав и законных интересов обслуживаемых граждан. Параллельно следует принимать меры по развертыванию волонтерского движения, общественных инициатив в сфере содействия работе социальных учреждений и помощи лицам, в них находящимся. Особое место в процессе модернизации системы социальной защиты населения должно отводиться созданию доступной среды жизнедеятельности для лиц с ограничениями здоровья, пожилых людей, родителей с маленькими детьми и пр. Создание зон доступности, ресурсных и информационных центров, консультативных и посреднических служб поможет людям с ограничениями жизне- 13

14 14 Предисловие деятельности и трудоспособности найти себе рабочее место, самостоятельный заработок. Перейти от заявительного к выявительному порядку работы с семьями предстоит специалистам по социальной работе с семьей и детьми. В ближайшее время должны быть созданы рабочие места, т.е. целая сеть малых предприятий, сервисных фирм, оказывающих социально-бытовые, санитарно-гигиенические и другие виды услуг, не входящие в гарантированный перечень. Это позволит смягчить напряженность на рынке труда и перенацелить имеющиеся трудовые ресурсы в социальную сферу. Предстоит модернизация и системы социального управления. Центральный аппарат системы социальной защиты населения это стратегический мозговой центр всей структуры, поэтому постановка и решение задач прогнозирования, стратегического планирования, разработки и внедрения стандартов и нормативов, создание методических рекомендаций, передача выполнения тактических функций на уровень окружных и районных управлений становится серьезной управленческой проблемой. Процесс модернизации предполагает введение технических, технологических, информационных изменений. Но главное это модернизация сознания людей, которые должны понимать смысл проводимых преобразований и иметь мотивацию на их проведение. В настоящем учебнике дается анализ основных направлений социальной политики современной России, внимание авторов сосредотачивается также на проблемах социальной защиты населения как важнейшей составляющей социальной политики. Учебник подготовлен авторским коллективом Института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы. Особое место в структуре учебника занимает теоретико-методологический раздел, в котором обоснованы сущность, цели и принципы социальной политики. Авторы учебника, признавая стратегическую цель социальной политики в развитии страны, рассматривают ее уровни, основные направления в области занятости, здравоохранения, пенсионного обеспечения и страхования. Представлены также относительно самостоятельные направления социальной политики семейная и демогра-

15 Предисловие фическая составляющие. Учитывая актуализацию для развития России проблем взаимодействия властных структур и социального партнерства, эта тема также нашла отражение в учебнике. Специалист должен понимать происходящие изменения в социальной сфере, вырабатывать обоснованные оценки меняющейся ситуации, чтобы на этой основе принимать профессиональные решения. Каждая глава учебника, раскрывающая проблемы как социально-трудовых отношений, так и отраслей социальной сферы, сопровождается требованиями компетентностного подхода. В результате изучения дисциплины «Социальная политика» студент должен: знать функции, принципы, уровни социальной политики, ее структуру и взаимосвязи с экономикой, демографией, семейной политикой; социальную специфику развития общества, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей; уметь анализировать социальные процессы, определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции; ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов в области социальной политики; владеть основными понятиями социальной политики; навыками целостного подхода к анализу проблем общества; оперировать понятиями и основными категориями социальной политики. 15

16 Глава 1. Социальная политика: теоретический аспект В результате изучения главы студент должен: знать категориально-понятийный аппарат социальной политики, ее основные модели и приоритетные направления развития; уметь определять принципы формирования региональной социальной политики, механизм ее реализации; владеть методами прогнозирования и проектирования разработки моделей социальной политики, анализом ее практической реализации Основные категории и понятия социальной политики Российская Федерация согласно Конституции является социальным государством. «Социальное государство» это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В рамках существующих определений социального государства выделяют его универсальные характеристики и специфические аспекты, это государство, основанное на всеобщей справедливости и солидарности, призванное обеспечить каждому достойное человека существование и развитие путем устранения в обществе резкого социального неравенства 1. Социальная политика является достаточно многогранным процессом. Ее институционализация в обществе постоянно возрастает. 1 См.: Терещенко Н. Д. Конституционные социальные права личности: история развития и современное состояние в Российской Федерациии : дис. канд. юрид. наук. : М., Глава «Понятие и признаки социального государства».

17 1.1. Основные категории и понятия социальной политики В широком смысле слова «социальная политика представляет собой систему отношений, возникающих между социальными субъектами по реализации основных целей общества, в центре которых главная цель человек, его жизнеобеспечение, благосостояние, социальное развитие, социальная защита и безопасность». В узком смысле слова «социальная политика это система конкретных мер, направленных на жизнеобеспечение населения». Понятие «социальная политика» связано с такими категориями как «общество», «структура общества», «социальное положение», «государство» и другие. Так, общество представляет собой целостную, исторически устоявшуюся систему совместной жизнедеятельности людей, которая имеет свою структуру. Структура общества представляет собой его устройство, включающее в себя множество устойчивых элементов и структурных отношений (отношения целостности; отношение людей друг к другу; организационные аспекты жизнедеятельности и т.д.). Представим схему уровней социальной деятельности (риc. 1.1) Социальное государство 2. Социальная политика 3. Социальная безопасность 4. Социальная работа Рис Структура взаимодействия социального государства с другими социальными институтами «Социальная структура представляет собой устойчивую связь элементов в социальной системе. Основными ее элементами являются индивиды, занимающие определенные позиции и выполняющие определенные социальные функции, объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности,

18 18 Глава 1. Социальная политика: теоретический аспект роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям» 1. Обозначенные определения представляют собой набор первичных признаков социального государства ответственность государства за уровень личного благосостояния граждан, наличие правовых основ социальной регуляции, ориентация единой социальной политики на всех членов общества, наличие бюджетных социальных выплат и наличие государственных систем социальной защиты и социального обеспечения. Данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных образований в любых условиях в динамике развития и обобщить его свойства. Определение устойчивых свойств социального государства позволяет не только выделить данный тип государства из всего культурно-исторического многообразия конкретных стран, но и провести сопоставление социальных государств между собой. Ведущие исследователи государства благосостояния Томас Мар шалл, Коста Эспин-Андерсон, Тимоти Тилтон, Норман Фернис в 70-е гг. XX в. предприняли попытку уточнить смысл понятия «государство благосостояния» и дать его историческую классификацию. В частности, они выделили три его разновидности: 1. «Позитивное государство социальной защиты» государство, ориентированное на уравнивание шансов на благосостояние всех граждан, обеспечение и гарантирование «равных возмож ностей»; примером такого государства является США. 2. «Государство социальной безопасности» в дополнение к обеспечению равных шансов граждан создает условия полной занятости и гарантирует всем гражданам без исключения по лучение доходов не ниже прожиточного минимума, пример Великобритания. 3. «Социальное государство всеобщего благосостояния» обеспечивает полную занятость, сглаживает различия в доходах всего населения, создает многочисленные 1 Феофанов К. А. Социальная структура общества и его культурные функции // URL: of/ pdf

19 1.1. Основные категории и понятия социальной политики постоянные государственные и общественные социальные службы, пример Швеция 1. Достаточно распространена, особенно в России, попытка понять суть социального государства через его политическую природу. Примером такого анализа может служить разделение социальных государств на либеральные, консервативные и социал-демократические. Концепция социального государства утвердилась в Западной Европе под влиянием двух основных факторов: как один из результатов Второй мировой войны и как проявление разочарования в либеральной теории социального процесса. 1. Либеральное (или ограниченное) социальное государство. Государство через бюджет финансирует «источники существования» (пособия) ма лообеспеченной части населения. Правила предоставления пособий достаточно строги, пособие невелико, а трудоспособных получателей власти стараются трудоустроить перевести с пособия на заработную плату. Тра диционный пример США, в недавнем прошлом Великобритания, Канада и Австралия. 2. Консервативное (или корпоративное) социальное государство. Гарантом социального обеспечения выступает государство, а финансируется оно через разнообразные страховые фонды. Уровень социального обеспечения зависит от стажа работы, уровня заработной платы и т.д. Особенно важная для государства работа, например госслужба, нередко вознаграждается опреде ленными льготами, чаще всего по пенсионному и медицинскому обеспече нию. Классический пример Германия. В целом это наиболее распространенный в Европе тип социального государства. 3. Социал-демократическое социальное государство. Его правовая основа равное социальное обеспечение всех граждан. Важной частью политики государства является политика полной занятости. Если система соцобеспечения достаточна для поддержания благосостояния граждан, то она весьма дорогостоящая. Поэтому либо приходится держать на очень высоком уровне налоги, как в Швеции, либо создавать двухуровневую систему, при которой минимальный уровень благосостояния обеспечивается государством, а сверх этого может быть пенсия или пособие из страхового фонда или другого источника Ахинов Г. А., Калашников С. В. Социальная политика. М., С

20 20 Глава 1. Социальная политика: теоретический аспект Социальное государство немыслимо без политической доктрины, экономической модели и финансового обеспечения его развития, особенно в условиях модернизации. Сегодня основными параметрами социального государства любого типа считаются: 1) развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу; 2) развитая система мер социальной поддержки, услуг и социальных служб для всех групп населения; 3) развитая правовая система, где осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативная правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив; 4) принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан. Социальный характер нашего государства закреплен в ст. 7 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. В ней записано, что политика государства «направлена на создание усло вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Общепринято, что социальное государство должно обеспечивать: 1) движение к достижению в обществе социальной справедливости; 2) ослабление социального неравенства; 3) предоставление каждому гражданину работы или иного источника существования; 4) сохранение мира и согласия в обществе; 5) формирование благоприятной для человека жизненной среды. Государственная социальная политика это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретными историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные этапные социальные результаты. 1 Одним из уровней социальной деятельности является социальная безопасность. 1 Социальная политика : учебник / под общ. ред. проф. Н. А. Волгина. 3-е изд., стер. М. : Экзамен, С. 25.

21 1.1. Основные категории и понятия социальной политики Термин «социальная безопасность» наиболее часто употребляется в понимании обеспечения основ безопасности жизнедеятельности как отдельного индивида, так и всего общества в целом. В систему социальной безопасности включаются различные направления: 1) глобальная и региональная безопасность: национальные интересы, общественная безопасность и стратегическая стабильность; 2) общественная безопасность: социально-экономическая, национально-культурная, экологическая, информационнотехнологическая и др.; 3) личная безопасность в современной общественнополитической обстановке и условиях производства; 4) безопасность в чрезвычайных ситуациях и в экстремальных условиях. Социальная безопасность рассматривается прежде всего как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетая индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается необходимый уровень жизни населения, который отражает степень удовлетворения материальных, духовных потребностей человека и складывается из нескольких компонентов: размера реальных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жильем; доступности образования, медицинского, культурного обслуживания, экологической безопасности и т.д. Структурным элементом социальной политики также является социальная работа, сущность которой во многом определяется самопомощью, проявлением гражданских инициатив, развитием собственных ресурсов, изначально присущих индивиду или группе людей. Основной целью социальной работы является увеличение степени независимости клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы. В условиях перехода общества к социально ориентированной рыночной экономике перед социальной работой встают следующие задачи: осуществить переход от государства, декларирующего готовность решать все социальные проблемы, к самому 21

Читайте так же:  Почему подорожала осаго в 2019г