Сход граждан его полномочия и порядок проведения

Сходы граждан – одна из традиционных форм осуществления местного самоуправления, но подходы законодателя к ее месту и роли в системе муниципальной самоорганизации населения в различные периоды были неодинаковы.

Так, ранее действовавший Федеральный закон № 154-ФЗ отождествлял сходы и собрания граждан как формы осуществления местного самоуправления и допускал возможность их созыва для решения вопросов местного значения в любых по числу жителей муниципальных образованиях (п. 1 ст. 24). При этом порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливались уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ (п. 2). Вместе с тем в силу п. 6 ст. 15 названного Федерального закона не исключалось, что в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Тем самым федеральный законодатель, по существу, допускал проведение собраний (сходов) граждан для реализации полномочий представительного органа местного самоуправления, не ограничивая такой вариант осуществления муниципальной власти определенной численностью жителей того или иного поселения.

Таким образом, Федеральный закон № 154-ФЗ исходил из комплексной природы собраний (сходов), что выражалось и в самом терминологическом оформлении этого института. С одной стороны, собрание (сход) выступало в качестве формы непосредственного народовластия, состоящей в осуществлении населением полномочий представительных органов местного самоуправления в отдельных поселениях, в случае если такая возможность предусмотрена уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ. С другой – при проведении схода (собрания) граждан на определенной части территории муниципального образования, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, по вопросам, отнесенным к ведению этого территориального общественного самоуправления, – как форма (орган) осуществления территориального общественного самоуправления. В то же время законом не исключалось проведение собрания (схода) граждан для целей выявления мнения населения по тем или иным вопросам, имеющим общемуниципальный характер.

В Федеральном законе № 131-ФЗ подход законодателя к условиям использования институтов схода и собрания граждан в качестве форм прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления изменился. Институт схода граждан в его текущем виде рассматривается как форма осуществления муниципальной (публичной) власти, предназначенная для непосредственного решения вопросов местного значения населением малочисленных поселений (с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чел.), где сход осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, включая и те, что отнесены к его исключительной компетенции (ст. 25), а также жителями поселений и населенных пунктов в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ (ст. 25.1). Таким образом, законодатель хотя и различает сходы граждан по их целям, выделяя сходы граждан, замещающие представительный орган муниципального образования, и сходы, созываемые для решения иных вопросов (названных в Федеральном законе № 131-ФЗ), он, тем не менее, рассматривает этот институт как обеспечивающий осуществление непосредственного народовластия на определенной территории: либо в границах всего муниципального образования, либо на части его территории – в пределах отдельного населенного пункта.

Вместе с тем действующее законодательство, поскольку оно допускает участие граждан в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, прямо не предусмотренных в Федеральном законе № 131-ФЗ, не может рассматриваться как запрещающее проводить сход в иных, не поименованных в указанном Федеральном законе целях, если при этом не предполагается принятие населением властно-обязывающих актов, в том числе призванных заменить собой решения представительного органа муниципального образования. В этом случае сход будет выступать в роли инструмента совещательной демократии и иметь, по существу, характер собрания граждан.

Такое законодательное регулирование, как констатировал Конституционный Суд РФ, ориентировано на обеспечение сбалансированного использования гражданами институтов прямой и представительной демократии при осуществлении местного самоуправления, учитывает реальные возможности непосредственного решения населением вопросов местного значения в небольших по числу жителей поселениях, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя и не нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан, проживающих в иных муниципальных образованиях, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (Определение от 8 апреля 2010 г. № 454-О-О). Согласуется оно и с п. 2 ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, предусматривающей осуществление местного самоуправления советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, и вместе с тем не исключающей обращение к собраниям граждан, референдумам или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.

Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования, может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 чел. Возможен созыв схода по решению предыдущего схода. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Организаторы схода граждан оповещают всех жителей, проживающих на территории муниципального образования, о времени и месте проведения схода (собрания) граждан и вопросах, которые вносятся на его обсуждение, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, подворные обходы, объявления и иные возможные средства. Сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. Граждане, напротив, участвуют в сходе на основе принципов свободы, добровольности и равенства. Каждый гражданин участвует в сходе лично и обладает одним голосом.

Перед открытием схода проводится регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения. Регистрацию участников схода граждан осуществляют ответственные за подготовку и проведение схода лица. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. Для ведения схода избираются секретарь и в случае необходимости счетная комиссия, утверждаются повестка схода и регламент его работы. На сходе граждан ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения схода, общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право принимать участие в сходе граждан, количество присутствующих, фамилия, имя, отчество председателя, секретаря и членов счетной комиссии схода, повестка дня, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением схода, производятся за счет средств соответствующего местного бюджета.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) и обязательному исполнению на территории поселения. Они обладают высшей юридической силой в системе муниципально-правовых актов соответствующего муниципального образования. Решение, принятое на сходе граждан, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на сходе граждан либо признано недействительным в судебном порядке. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Сход граждан может созываться и в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ. Эта разновидность схода получила свое обособленное структурное закрепление в названном Федеральном законе (ст. 25.1) в связи с дополнениями, внесенными в него Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ, однако сама по себе возможность созыва схода по соответствующим вопросам допускалась и раньше: например, ч. 2 и 3 ст. 12, ч. 5 ст. 13, ч. 1 и 2 ст. 13.1, ст. 13.2, ч. 5 и 6 ст. 34. Произведенные изменения были связаны с необходимостью устранить рассогласованность в законодательном регулировании, состоявшую в том, что прежде не было соответствия между общими нормами о сходе граждан как об институте, могущем использоваться лишь взамен представительного органа и только в муниципальных образованиях определенного вида, с одной стороны, и нормами, допускавшими возможность проводить сход и по иным вопросам, причем не только в муниципальных образованиях, но и в населенных пунктах – с другой. В результате это приводило к возникновению трудностей при применении соответствующих законоположений па практике.

Систематизировав возможные случаи созыва схода граждан, кроме того, когда сход выполняет полномочия представительного органа, в отдельной статье Федерального закона № 131-ФЗ, законодатель указал, что сход граждан может проводиться:

  • 1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района);
  • 2) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чел. по вопросам изменения границ, преобразования указан ного поселения;
  • 3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 чел., по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий;
  • 4) в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чел. по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан;
  • 5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения но вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;
  • 6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 чел., по вопросу об упразднении поселения.

Сход граждан, проводимый для решения вышеперечисленных вопросов, правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Законодательство предусматривает два вида сходов: сход с полномочиями представительного органа муниципального образования и сход граждан, не обладающий таковыми. Для начала остановимся на анализе схода с полномочиями представительного органа.

Такой сход граждан можно назвать своеобразным квазипредставительным органом муниципального образования. В том муниципальном образовании, где созывается сход граждан, отсутствует представительный орган. Его полномочия и осуществляет сход. Участие жителей в сходе является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие жителей поселения в сходе граждан, а также на их свободное волеизъявление. Жители поселения участвуют в сходе граждан на равных основаниях. Каждый житель поселения на сходе граждан имеет один голос.

Сход имеет свой регламент, принимает решения по вопросам, входящим в его компетенцию.

Во-первых, сход проводится исключительно в сельских поселениях.

Во-вторых, сход проводится в таком поселении, где численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек.

В-третьих, сход проводится для решения вопросов местного значения. Указанное обстоятельство отличает сход от собраний, конференций, которые проводятся для осуществления инициатив в вопросах местного значения.

Читайте так же:  Требования к надёжности информационной системы

В-четвертых, сход осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В их числе: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; б) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Сход вправе решать и иные вопросы: установление структуры органов местного самоуправления; избрание главы поселения и других выборных должностных лиц местного самоуправления; формирование контрольного органа поселения; принятие решений о привлечении жителей поселения к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения работ; утверждение официальных символов поселения и определение порядка их официального использования; выражение согласия на изменение границ муниципального района, влекущее отнесение территории поселения к территории другого района; заключение соглашения об объединении с одним или несколькими поселениями; заключение соглашения о передаче органам местного самоуправления муниципального района части полномочий поселения; заключение соглашения о передаче органам местного самоуправления поселения части полномочий муниципального района и др.

В-пятых, сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Однако муниципальные правовые акты, регламентирующие проведение схода, могут установить, что граждане, имеющие недвижимую собственность или арендующие ее на территории поселения, имеют право участвовать в сходе с правом совещательного голоса.

Инициаторами созыва схода могут являться либо глава муниципального образования, либо группа жителей поселения, обладающих избирательным правом, численностью не менее 10 человек. Участие в сходе главы поселения или уполномоченного им должностного лица является обязательным. Для регистрации участников схода главой поселения из числа муниципальных служащих могут назначаться ответственные лица, которым в день проведения схода граждан передаются списки жителей поселения, имеющих право участвовать в сходе граждан. Количество таких ответственных лиц определяется главой поселения. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Председательствует на сходе граждан глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. На сходе обязательно должен вестись протокол. Расходы, связанные с подготовкой и проведением схода граждан, производятся за счет средств местного бюджета.

Решение схода считается принятым, если за пего проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию), а также исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, оформляются в виде правовых актов и являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов поселения, имеют прямое действие и применяются на всей территории поселения. Указанные решения не должны противоречить уставу муниципального образования.

Что касается схода граждан, не обладающего полномочиями представительного органа, то он проводится в основном в населенных пунктах и поселениях в связи с вопросами изменения границ и преобразования муниципальных образований. Подобный сход проводится для учета мнения. Можно предположить, что в определенных случаях такой сход может проводиться и в поселениях, где есть представительный орган.

Данный сход проводится: в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории этого населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района); в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения; в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным нравом, составит более 100 человек, но вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий; в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан; в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления; в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

Сход граждан, не обладающий полномочиями представительного органа, правомочен при участии в нем более половины имеющих избирательное право жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.

§ 5. Сходы граждан

Сходы граждан являются составным элементом форм прямого волеизъявления граждан. Они способствуют развитию инициативы граждан в решении вопросов местного значения, повышению уровня знаний граждан в деле управления.

Основы организации сходов граждан закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.). Статья 25 этого Закона гласит: «в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан». Сход граждан:

– правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом;

– осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования;

– может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принцип равного права граждан на участие в сходах означает, что все граждане, проживающие на соответствующей территории, достигшие возраста 18 лет, в равной степени имеют доступ к работе сходов, обладают правом выдвигать и быть выдвинутыми кандидатами в депутаты на выборах в органы местного самоуправления и на выборную должность в системе местного самоуправления.

Все граждане, постоянно проживающие на данной территории, имеют право требовать проведения схода граждан. Каждый участник схода, проживающий на данной территории и достигший возраста 18 лет, обладает правом решающего голоса.

Не могут участвовать в сходе лица, недееспособные и отбывающие наказание по приговору суда.

Принцип добровольного участия граждан в сходе означает, что каждый гражданин решает самостоятельно, участвовать ему или не участвовать в проводимом сходе. Никто не может принудить граждан к участию или запретить им участвовать в сходе.

Принцип свободного участия граждан в сходе означает, что граждане принимают решение путем свободного волеизъявления, в силу своих внутренних убеждений. При голосовании по тем или иным вопросам участник схода ни от кого не зависит в своем решении. Попытки принудить гражданина голосовать в угоду кому-либо являются незаконными.

Гласность служит непреложным правилом такого массового мероприятия, как сход граждан. Принцип гласности реализуется в данном случае на трех этапах: подготовки схода, проведения и опубликования результатов проведенного схода.

Перед проведением схода уполномоченный на то орган делает объявление в местной печати, по радио, на досках объявлений, в местах наибольшего присутствия граждан о предстоящем сходе. В объявлении указываются муниципальное образование, в котором проводится сход, дата, время и место (адрес) его проведения, а также вопросы, которые предстоит обсудить участникам.

Сход граждан проводится в обстановке открытости и гласности. На него могут быть приглашены руководители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории, представители печати и других средств массовой информации.

Присутствие руководителей на сходах дает им возможность более глубоко вникнуть в проблемы местного значения, а также каждого жителя в отдельности. Особенно это касается территорий с напряженной экологической обстановкой и слабой инфраструктурой местного хозяйства.

Итоги проведения сходов, согласно федеральному законодательству, законодательству субъектов Российской Федерации и уставам ряда муниципальных образований, подлежат опубликованию в местной печати или должны быть доведены до сведения населения иным способом.

Распространением информации занимаются, как правило, местные радиоузлы, местные газеты. В отдельных местностях решения сходов размещаются на листовках и распространяются в домах культуры, клубах, предприятиях торговли и т. д.

Принцип законности означает, что сходы граждан должны проводиться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом законы должны соблюдать и государственные органы, и органы местного самоуправления, и граждане муниципального образования в процессе подготовки и проведения сходов граждан. Решения, принятые на сходах, должны соответствовать действующему законодательству. Решения схода граждан, принятые в пределах их компетенции и соответствующие действующему законодательству, обязательны для исполнения органами местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, а также всеми расположенными на соответствующей территории юридическими и физическими лицами.

Читайте так же:  Жалоба на постановление районного суда образец

Решения, принятые сходом граждан, могут быть отменены самим сходом граждан или судом.

Таковы основные принципы организации и деятельности сходов граждан. Они имеют сходство с принципами местного референдума и выборов в органы местного самоуправления.

Собрание (сход) граждан проводится либо по инициативе органов местного самоуправления, либо по инициативе жителей, если на его проведении настаивает не менее 10 % граждан, проживающих на данной территории и имеющих право в нем участвовать.

Подготовку и проведение собраний (сходов) граждан обеспечивает орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления.

Собрание (сход) граждан открывается руководителем органа местного самоуправления, руководителем органа территориального общественного самоуправления или уполномоченными на то другими должностными лицами.

Перед открытием схода в обязательном порядке проводится регистрация его участников. В регистрационных листах указываются фамилия, имя, отчество, дата и год рождения участников, место их постоянного проживания. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь. Затем утверждается повестка дня.

На сходе ведется протокол, в котором указываются: дата и место проведения собрания (схода); общее число граждан, проживающих на соответствующей территории, обладающих правом на участие в собрании (сходе); количество зарегистрированных участников собрания (схода); повестка дня собрания (схода); краткое содержание выступлений и принятые решения.

Протокол подписывается председателем и секретарем собрания (схода) граждан и передается в соответствующий орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления.

Решения, принятые сходом граждан, исполняются органами местного самоуправления, либо органами общественного территориального самоуправления, а также должностными лицами местного самоуправления. Иными словами, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны организовывать работу по исполнению решений, принятых гражданами на сходах.

Таким образом, сходы граждан являются важнейшим институтом в системе муниципального права, связующим звеном между гражданами и органами местного самоуправления, формой проявления истинного народовластия, осуществляемого путем прямого свободного волеизъявления.

Сходы граждан, порядок проведения, полномочия

Собрание (сход) граждан является одной из массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступным средством их самоорганизации. Собрания (сходы) граждан играют важную роль в системе МСУ, служат формой привлечения населения муниципального образования к осуществлению самых разнообразных управленческих функций и решению многих вопросов местного значении.

Вопрос о детальном регулировании порядка созыва и проведения собраний (сходов) граждан в настоящее время находится в ведении органов государственной власти субъектов Федерации и органов МСУ. Общие собрания (сходы) созываются главой МСУ соответствующей территории, старостами, органами территориального общественного самоуправления или по инициативе не менее 10 % граждан, проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом.

Общие собрания созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

1. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом;

2. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования;

3. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Органы МСУ и должностные лица МСУ обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решение совета депутатов муниципального образования Шильдинский поссовет № 115 от 26.06.2018 «Об утверждении Положения о сходе граждан в муниципальном образовании Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области

муниципального образования Шильдинский поссовет

от 26.06.2018 № 115

Об утверждении Положения о сходе граждан в муниципальном образовании Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области

В соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Шильдинский поссовет, Совет депутатов муниципального образования Шильдинский поссовет Адамовского района Оренбургской области

1. Утвердить Положение о сходе граждан в муниципальном образовании Шильдинский поссовет согласно приложению.

2. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию по вопросам местного самоуправления, правопорядку, образованию, здравоохранению, социальной политике, делам молодёжи, культуре и спорту.

3. Считать решение вступившим в законную силу после его официального опубликования (обнародования).

Глава — председатель Совета депутатов

муниципального образования В.В. Шарафан

к решению Совета депутатов

от 26.06.2018 № 115

Положение о сходе граждан

Настоящее положение регулирует порядок организации и проведения схода граждан.

Действия настоящего положения не распространяется на сходы граждан, осуществляющие полномочия представительного органа муниципального образования.

1. Общие положения

Статья 1. Сход граждан.

Сход граждан – форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления в сельском населённом пункте.

Статья 2. Право граждан на участие в сходе граждан

1. Граждане Российской Федерации имеют равные права на участие в сходе граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Правом участия в сходе граждан обладают граждане, достигшие 18 лет, постоянно либо преимущественно проживающие на соответствующей территории.

Статья 3. Общие принципы проведения схода граждан

1. Граждане участвуют на сходах на равных условиях по месту своего проживания. Участие в сходах является добровольным.

2. Сходы граждан могут быть созваны по мере необходимости, в сроки, установленные уставом муниципального образования.

Сход граждан может проводиться по вопросам:

  • решения вопроса изменения границ поселения (муниципального района), влекущего отнесение территории населённого пункта к территории другого поселения (муниципального района);
  • решения вопроса введения и использования средств самообложения граждан на территории населённого пункта;
  • решения вопроса о выдвижении кандидатуры старосты сельского населённого пункта, а также решение вопроса о досрочном прекращении полномочий старосты сельского населённого пункта;
  • выдвижения кандидатур в состав конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о муниципальной службе.

Статья 5. Правомочность схода граждан.

2. Порядок созыва и проведения схода граждан

Статья 7. Инициатива проведения схода граждан

1. Сход граждан может быть проведён по инициативе:

органов местного самоуправления,

граждан, имеющих право на участие в сходе. При этом количество граждан, инициирующих проведение схода, не может быть менее 10 человек,

органов территориального общественного самоуправления на соответствующей территории муниципального образования.

2. Ходатайство о проведении схода граждан с указанием вопроса, выносимого на сход, и подписи участников инициативной группы направляются в органы местного самоуправления муниципального образования.

3. Органы местного самоуправления на соответствующей территории обязан назначить сход граждан не позднее двух недель со дня поступления ходатайства с необходимым количеством подписей. Решение о назначении схода граждан, о времени и месте его проведения, а также проект муниципального правового акта и материалы по вопросам, выносимым на сход граждан, подлежат обнародованию.

4. Подготовка и проведение схода граждан обеспечивается органами местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

1. Перед началом схода граждан проводится регистрация участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, адреса, места жительства.

2. На сходе граждан председательствует глава поселения или иное лицо, избираемое сходом граждан и избирается секретарь.

4. Жители поселения, обладающие избирательным правом, участвуют в сходе граждан непосредственно.

5. Сход граждан открывается председательствующим.

Председательствующий на сходе граждан, организует проведение схода граждан, поддерживает порядок, предоставляет слово для выступления по обсуждаемым вопросам, осуществляет подсчет голосов, обеспечивает установленный порядок голосования.

6. На сходе граждан ведется протоко л в котором указываются:

  • дата и место проведения схода граждан;
  • общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право принимать участие в сходе граждан;
  • количество присутствующих;
  • фамилия, имя, отчество председательствующего на сходе граждан, секретаря и членов счетной комиссии схода граждан;
  • повестка дня;
  • краткое содержание выступлений;
  • результаты голосования и принятые решения.

7. Секретарь схода граждан ведет протокол схода граждан, обеспечивает достоверность отраженных в нем сведений.

8. Протокол подписывается лицом, председательствующим на сходе граждан и секретарем схода граждан. К протоколу прикладывается список зарегистрированных участников схода граждан.

9. Протокол собрания (схода) граждан в недельный срок после собрания (схода) передается для хранения в соответствующий орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления.

Статья 9. Решения схода граждан .

1. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

2. Решения, принятые на сходе граждан имеют прямое действие и применяются на всей территории населённого пункта поселения.

Решения, принятые сходом граждан, не должны противоречить уставу поселения.

3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поселения обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан.

4. Решение, принятое на сходе граждан, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на сходе граждан либо признано недействительным в судебном порядке.

5. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обнародованию.

6. Решения схода граждан могут быть обжалованы в суд.

Дата создания: 29.06.2018 09:41

Дата последнего изменения: 29.06.2018 09:41

Статья 25. Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования

Комментарий к статье 25 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

  1. Еще одной формой прямого волеизъявления граждан, решения которой имеют обязательный характер, является сход. Сход граждан – это наиболее традиционная форма непосредственной демократии, посредством которой граждане по месту их жительства решают вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Сельские сходы, сельские старосты существовали на самых ранних этапах отечественной истории.

В современных условиях значение данного института заключается в том, что сход граждан обеспечивает возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью граждан, дает возможность гражданам непосредственно высказывать, выражать свою волю по вопросам развития муниципального образования, служит формой проявления общественно-политической активности граждан.

Правовую основу схода граждан в настоящее время составляют следующие нормативно-правовые акты:

1) Конституция РФ (ст. 130 закрепляет возможность осуществления местного самоуправления путем других форм прямого волеизъявления граждан);

2) комментируемый Закон (ст. 25);

3) Конституции, уставы субъектов РФ;

4) законы субъектов РФ о местном самоуправлении (например, Закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. N 420-79 “Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге”);

5) муниципальные правовые акты (уставы муниципальных образований, постановления глав муниципальных образований и решения представительных органов местного самоуправления о порядке проведения схода граждан).

Читайте так же:  Пояснительная записка к бухгалтерскому отчету

Целью схода является решение вопросов местного значения. Комментируемый Закон определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с действующим законодательством осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно (см. комментарий к ст. 2).

Комментируемый Закон закрепляет отдельный перечень вопросов местного значения для каждого типа муниципального образования: городского и сельского поселения, муниципального района и городского округа (см. комментарий к ст. ст. 14, 15, 16). Данный перечень вопросов местного значения не является исчерпывающим и может быть расширен органами местной власти за счет вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований и органов государственной власти. Комментируемый Закон закрепляет, что подобное расширение компетенции органов местного самоуправления возможно только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

Часть 1 комментируемой статьи закрепляет два основных условия правомочности схода:

1) сход обязательно должен проводиться в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Сход также может проводиться в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек, если это закреплено в уставе муниципального образования.

Во всех случаях сход проводится только для решения вопросов местного значения.

В соответствии с комментируемым Законом границы поселений устанавливаются с учетом численности населения: как правило, 1000 человек, для территорий с высокой плотностью населения – 3000 человек, для территорий с низкой плотностью – 100 человек (см. комментарий к ст. 11). Таким образом, сходы будут правомочны только в поселениях с низкой плотностью населения, например, на территориях Крайнего Севера. В сельских поселениях Центральной части России с населением более 100 человек сходы граждан становятся неправомочны, в то время как в настоящее время на них решаются многие вопросы местного значения, в том числе и вопросы самообложения граждан (см. комментарий к ст. 56). Исключение в данном случае составляют населенные пункты, расположенные на межселенных территориях (см. комментарий к п. 2 ч. 1 ст. 11);

2) в сходе должны участвовать более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В соответствии с действующим законодательством здесь имеются в виду дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования.

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи сход граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, в том числе и отнесенные к его исключительной компетенции. Комментируемый Закон закрепляет следующий перечень вопросов исключительной компетенции представительного органа муниципального образования:

– принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

– утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

– установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

– принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

– определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

– определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

– определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

– определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

– контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

– принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку (см. комментарий к ст. 35).

Закрепленные в ч. 1 комментируемой статьи достаточно жесткие условия правомочности сходов граждан становятся логичными в случае наделения сходов исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования. Кроме того, в поселениях менее 100 человек, обладающих избирательным правом, нецелесообразно избирать представительные органы местного самоуправления, так как волеизъявление жителей таких территорий может быть осуществлено на сходах граждан. Таким образом, на данных территориях происходит доминирование форм непосредственной демократии над формами представительной демократии.

  1. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи с инициативой созыва схода граждан могут выступать следующие субъекты:

– глава муниципального образования;

– группа жителей поселения численностью не менее 10 человек.

– органы территориального общественного самоуправления;

– депутаты представительных органов местного самоуправления;

– руководители предприятий, учреждений и организаций.

Подготовка и проведение сходов граждан обеспечивается главой муниципального образования. О дате, месте, времени проведения схода граждан, а также вопросах, выносимых в повестку схода, население оповещается через средства массовой информации не позднее чем за 5 дней до его проведения.

  1. Исходя из полномочий схода граждан и его роли в решении вопросов местного значения ч. 4 комментируемой статьи предусматривает обязательность участия в сходе граждан выборных должностных лиц местного самоуправления.

Сход граждан проводится в обстановке открытости и гласности. На него могут приглашаться руководители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории, представители печати и других средств массовой информации.

  1. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи на сходе граждан вправе председательствовать:

– глава муниципального образования;

– лицо, избранное на сходе граждан.

Перед открытием схода проводится обязательная регистрация его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения. Регистрацию участников схода граждан осуществляют ответственные за подготовку и проведение схода лица.

  1. Решение схода граждан принимается открытым или тайным голосованием. Согласно комментируемой части решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, присутствующих на сходе. Решение схода граждан оформляется протоколом.

В протоколе указывается:

– дата и место проведения схода;

– общее число граждан, проживающих на соответствующей территории;

– число граждан, обладающих избирательным правом;

– краткое содержание выступлений;

Протокол подписывает глава муниципального образования. Решения схода граждан направляются в соответствующие органы местного самоуправления, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, расположенных на данной территории.

  1. Решение, принятое на сходе граждан в пределах его компетенции и соответствующее действующему законодательству, обязательно для исполнения органами и должностными лицами органов местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их формы собственности, гражданами на соответствующей территории. Оно не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами и должностными лицами местного самоуправления. Решения схода граждан могут быть изменены или отменены только сходом или обжалованы в судебном порядке.
  2. В соответствии с ч. 8 комментируемой статьи органы и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечивать исполнение решений, принятых на сходе граждан. Если для их реализации требуется издание муниципального правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять подобный акт.
  3. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок официального опубликования (обнародования) решений, принятых на сходе граждан, определяется законодательством субъекта РФ.

Как правило, решения схода граждан и информация об их выполнении обнародуются через доски объявлений, средства массовой информации, иными способами.

Статья 25.1. Сход граждан

Комментарий к статье 25.1

  1. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи сход граждан может проводиться в следующих случаях:

1) в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района). В данном случае сход граждан не подменяет собой представительный орган муниципального образования, а является просто формой прямого волеизъявления жителей;

2) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения (см. комментарий к ст. 24). Представительный орган муниципального образования в таком случае не формируется (см. комментарий к ст. 25);

3) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий. В данном случае федеральный законодатель регулирует тот случай, когда число жителей поселения увеличилось и стало более 100 избирателей;

4) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан (см. комментарий к ст. 25), по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан (см. комментарий к ст. 56);

5) в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления;

6) в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи целями схода граждан являются изменение границ муниципального образования, преобразование и упразднение муниципального образования, создание ранее отсутствующего представительного органа муниципального образования, введение средств самообложения граждан, а также осуществление местного самоуправления на межселенных территориях.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” устраняет существовавшее противоречие между положениями ст. ст. 12, 13 и прежней редакцией ст. 25 комментируемого Закона. Статьи 12 и 13, регламентируя изменение границ муниципальных образований и преобразование муниципальных образований, предусматривают возможность выявления согласия населения на сходах граждан и дают возможность проводить сход не только в поселениях, но и в населенных пунктах. В то время как согласно прежней редакции ст. 25 сход осуществлял только полномочия представительного органа и проводился только в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек и только для решения вопросов местного значения.

  1. Согласно ч. 2 комментируемой статьи сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. В соответствии с действующим законодательством это дееспособные граждане РФ, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Данная норма необходима, т.к. сход граждан принимает управленческие решения в сфере территориальных, организационных и финансовых основ местного самоуправления, часто подменяя собой представительный орган муниципального образования.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок официального опубликования (обнародования) решений, принятых на сходе граждан, определяется законодательством субъекта РФ.