Прямой договор 223-фз

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ (прямая закупка)

Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров. Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика. Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры.

Особенности прямой закупки

Закупка у единственного поставщика относится к разряду неконкурентных. Заказчик обязан заранее разработать методику проведения такой процедуры. Все правила прописываются в документации. Это следует из части 3 статьи 3 223-ФЗ. Документ размещается на официальном сайте для всеобщего обозрения.

В документации может быть прописан общий подход к проведению такого вида закупки. При этом решение о цене и конкретных видах необходимых товаров, работ или услуг принимается заказчиком, исходя из его потребностей в данный момент. Организатор обязан привести сведения о необходимости выбора именно этого способа проведения процедуры и экономическое обоснование цены контракта.

Заказчик может применять и ценовой подход к выбору способа закупки. Если общая стоимость закупаемых товаров или услуг не превышает 100 000 рублей, то провести закупку можно и без проведения особых процедур. Когда сумма превышает порог в 100 000 рублей, организатор обязан привести полное обоснование выбора такого способа, исследование рынка, представить на обсуждение комиссии кандидатуру выбранного поставщика, разработать грамотную документацию.

Основные случаи проведения прямой закупки

Согласно положениям 223-ФЗ заказчик вправе самостоятельно определять случаи, при которых допускается прямая закупка. Чаще всего такой метод применяется при следующих обстоятельствах:

  1. При небольшой стоимости закупаемых товаров или услуг. Законодательно эта сумма не установлена. Чаще всего ее определяют на уровне 100 000 рублей. Для организаторов, чей годовой объем выручки превышает 5 миллиардов рублей, эта сумма увеличивается до 500 000 рублей.
  2. Если проводится закупка товаров или услуг, которые имеет право предоставлять только одна компания. Например, приобретение услуг организаций, относящихся к естественным монополиям.
  3. Когда организуется закупка товаров, на которые эксклюзивные права имеются только у одной компании. Это касается и услуг водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и тому подобное.
  4. Если закупка связана с чрезвычайными обстоятельствами, аварийными ситуациями, опасностью для жизни людей. При этом проведение процедуры другими способами нецелесообразно.
  5. Заказчик ранее проводил закупку у конкретной компании. Повторная закупка у этой же фирмы может быть обоснована соображениями о стандартизации или приобретаемые товары должны подходить к уже имеющемуся оборудованию.
  6. При заключении или пролонгации договоров аренды, а также купли-продажи на конкретные помещения.
  7. Заключение договора на оказание консультационных, финансовых услуг, проведение спортивных или культурно-массовых мероприятий, предоставление мобильной связи, организации выставок, семинаров, конференций и так далее.

Это далеко не полный перечень возможных ситуаций, при которых заказчик может выбрать именно такой метод закупки. Главное, чтобы действия заказчика не противоречили действующему законодательству и были обоснованы экономической выгодой или целесообразностью.

Как проводится закупка

Перед проведением закупки по такой методике, заказчик должен разработать закупочную документацию, которую следует опубликовать в ЕИС. Там же должен быть размещен и план закупок. Отражать в нем прямые закупки нужно только в том случае, если стоимость каждой из них превышает 100 000 рублей.

Прямая закупка проводится по определенным правилам. Порядок действий и регламентированные сроки приведены в таблице.

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ свыше 500 тысяч рублей

Вопрос-ответ по теме

Разрабатывая положение о закупке по 223 ФЗ, можем ли мы установить, что закупка у единственного поставщика (прямая закупка) не превышает 500 тысяч рублей?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Напоминаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Частью 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Также согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. *

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие в положениях Закона № 223-ФЗ каких-либо требований и ограничений в части осуществления закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ бюджетное учреждение может при разработке положения о закупке предусмотреть право бюджетного учреждения осуществлять закупку продуктов питания для нужд столовой бюджетного учреждения путем закупки у единственного поставщика. *

Однако необходимо отметить, что согласно ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тыс. руб. Данное «право» заказчику следует также указать в положении о закупке.

Таким образом, даже если бюджетное учреждение предусмотрит в положении о закупке возможность осуществления закупки продуктов питания на неограниченную сумму у единственного поставщика, то бюджетному учреждению все равно необходимо будет размещать информацию о закупке, если стоимость продуктов питания превысит сумму, указанную в ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Таким образом, напрямую Закон № 223-ФЗ не запрещает Вам в своем положении о закупке прописать возможность заключения с единственным поставщиком договор на условиях из Вашего вопроса.

Вместе с тем, обращаем Ваше внимание на принципы ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. *

В свою очередь, отмечаем, что в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. Т.е. в данном случае, сведения о закупке у единственного поставщика не размещаются на официальном сайте. *

Если же, закупка превышает 100 (500) тыс. руб., и по таким закупкам не принято решения Правительства РФ по основаниям, указанным в п. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ то информация о такой закупке подлежит размещению в Единой информационной системе. При осуществлении закупки у единственного поставщика в вышеуказанном случае, заказчику необходимо разместить следующие документы в Единой информационной системе: извещение о закупке, документация о закупке, протокол, проект договора. *

Читайте так же:  Советская кассация

Процедура выбора поставщика и заключения с ним договора, определяется требованиями положения о закупке заказчика. В котором, в том числе, отражаются условия применения закупки у единственного поставщика, порядок заключения и исполнения договоров.

Таким образом, напрямую Закон № 223-ФЗ не запрещает Вам в своем положении о закупке прописать возможность заключения с единственным поставщиком договор на условиях из Вашего вопроса.

Процедура выбора поставщика и заключения с ним договора, определяется требованиями положения о закупке заказчика. В котором, в том числе, отражаются условия применения закупки у единственного поставщика, порядок заключения и исполнения договоров.

Закон № 223-ФЗ не запрещает Вам в своем положении о закупке прописать возможность заключения с единственным поставщиком договор на условиях из Вашего вопроса, в положениях Закона № 223-ФЗ отсутствуют какие-либо ограничения по сумме договора при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Т.е., вы можете прописать в своем положении о закупке, что «закупка у единственного поставщика (прямая закупка) не превышает 500 тысяч рублей».

В свою очередь, отмечаем, что при осуществлении закупки на сумму до 500 тысяч рублей у единственного поставщика, в ЕИС необходимо разместить соответствующие документы о закупке (при условии, что цена договора превысит 100 тыс. руб, а Ваша годовая выручка за отчетный финансовый год составляет 5 млрд рублей и менее).

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Прямой договор 223-фз

Российское законодательство сейчас строго регламентирует весь процесс на размещение заказа для проведения котировок, конкурсов или электронных аукционов. 223 ФЗ — это законодательный акт, который предусматривает разные способы закупки для юридических лиц. Это могут быть вышеназванные методы, а также и иные.

В каких случаях заключение договора по 223 ФЗ не требует проведения торгов?

223 ФЗ предусматривает заключение контракта напрямую без проведения торгов. Например, положение о закупках предусматривает заключение договора, не предусматривающего проведение торгов. Но для этого должны быть выполнено одно из следующих условий:

  • Если предмет договора 223 ФЗ поставка товара или услуги, предложенной поставщиком, которого можно относить к естественным монополиям
  • Если поставщик осуществляет деятельность, которая относится к сфере услуг по инженерной инфраструктуре (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение), на которые государством составлены определенные тарифы
  • Если к участию допущен лишь один участник, либо только одна заявка допущена из всех поданных
  • Если предметом для подписания договора является доставка ценностей, которые имеют большое культурное значение и предназначены для государственных фондов
  • Это далеко не весь список возможных причин для заключения договора без проведения торгов.

Если Вам эти пункты не подходят, то нужно учесть, что:

  1. Участником аукциона может стать любое юридическое лицо (ИП, организация или группа ИП)
  2. Победителем станет участник, предложивший наиболее выгодные условия, оговоренные в документах
  3. При организации аукциона заказчик имеет право прописывать те требования, которые он считает необходимыми

Но что нужно делать с договорами, которые были заключены до вступления 223 ФЗ? Договор должен быть составлен по всем правилам и требованиям, которые действовали на момент его заключения. Закон может распространяться на отношения, возникшие до его вступления в силу, только в тех случаях, когда это отдельным пунктом прописано в нем (223 ФЗ это не касается). А следовательно, договоры, подписанные до вступления в силу 223 ФЗ продолжают действовать.

По своей сути 223 ФЗ является рамочным, то есть регулирует только общие правила закупок, а также не содержит единого способа осуществления закупок какой-либо организации. Любая закупочная процедура должна включать: протоколы, изменения, документацию, проект договора, разъяснения к документации.

Договоры по 223ФЗ устанавливают необходимость постоянного доступа к информации при проведении государственных закупок. Для этого необходимо проводить торги в виде аукциона, конкурсы, публичные закупки и другие способы, указанных в положении о закупке. Поэтому для возможных поставщиков создаются одинаковые условия участия в торгах.

Положение о закупках оговаривает регламент работы заказчика во время отбора участников, также прописывает требования для этих участников и определяет возможные способы этих закупок.

Подписание договоров по 223 ФЗ помогает создать эффективную закупочную деятельность. Поэтому договор по 223 ФЗ станет лучшим вариантом для Вас и вашей процветающей компании.

Закупка у единственного поставщика по Закону 223-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Мы заказчики по 223-ФЗ, соответственно руководствуемся своим Положением при выборе способа закупки. В нашем Положении о закупках товаров, работ, услуг есть ограничения по суммам, если стоимость закупаемой Заказчиком одноименной продукции не превышает 800 тыс. руб.в квартал, то прямой закупкой, если выше, то запрос цен, конкурс или аукцион. Если мы ежеквартально заключаем договора с одним исполнителем на сумму 799 тыс.,а в год общая сумма по этим договорам составит более 3 млн., какими будут нарушения с нашей стороны?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Поскольку Закон № 223-ФЗ не устанавливает максимальной суммы закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), Заказчик самостоятельно определяет этот максимум в положении о закупке.

При этом Заказчик обязан размещать в ЕИС информацию о закупке, цена которой превышает 100 тысяч рублей.

Кроме того, Закон 223-ФЗ не содержит ограничения, касающихся одноименных товаров.

Таким образом, определив случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в положении о закупке, состав правонарушения со стороны Заказчика отсутствует.

Какие лимиты установлены на проведение запроса котировок, запроса предложений и закупку у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ ?

Положения Закона № 223-ФЗ не устанавливают лимиты на проведение запроса котировок, запроса предложений и закупку у единственного поставщика. При этом, напоминаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ (далее – заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки – положением о закупке. То есть положение о закупке является документом (правовым актом), который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Также при закупке товаров, работ, услуг заказчику в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ следует руководствоваться следующими принципами:

  • информационная открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Таким образом, заказчик может самостоятельно установить разумную минимальную сумму таких закупок. Заказчику не рекомендуется дробить закупки до 100 тыс. руб. с целью ухода от других способов закупки и размещения сведений о закупке у единственного поставщика на официальном сайте, т.к. вся статистика прозрачна, и такие действия могут быть в дальнейшем оценены контролирующими органами на соответствие положениям ч. 1 ст. 1 и ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

В положении о закупке может быть предусмотрена возможность заключения договоров с единственным поставщиком по различным основаниям. Само по себе это не противоречит ни Закону № 223-ФЗ, ни законодательству о защите конкуренции.

Читайте так же:  Нотариус в сочи по субботам

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Срок заключения договора по Закону 223-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Запрос котировок признан несостоявшимся — нет ни одной заявки. В рамках 223-ФЗ заказчик имеет право заключить договор по данной закупке с любым поставщиком на условиях документации. Согласно документации, исполнитель должен подписать договор в течение 10 календарных дней. Данное условие используется нами только формально, чтобы не затягивать процесс подписания. Сколько может занять общий период подписания договора сторонами? Какие нормы регулируют срок заключения договора по 223-ФЗ?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Закон 223-ФЗ не регламентирует срок для заключения договора, вместе с тем, Закон 223-ФЗ указывает, что данный вопрос должен быть регламентирован Положением о закупках.

По смыслу ч. 4 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» указано, что обжалование допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, поэтому договор подписывается не ранее чем через 10 дней. Во всем остальном, заказчик руководствуется положением о закупке.

При заключении договора по 223-ФЗ по результатам электронного аукциона по Закону № 223-ФЗ случайно допустили ошибку. Заказчик нарушил регламентный срок подписания договора. Договор заключили в электронной форме на ЭТП до истечения 10 дней после публикации протокола подведения итогов. Каким образом можно исправить ситуацию?

Договор можно заключить не ранее чем через 10 дней после подведения итогов процедуры. Это условие надо прописать в положении о закупке. Заключение договора ранее обозначенного срока контрольные органы признают нарушением. Такого же мнения придерживаются судебные инстанции (см., например, обзор по вопросам судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).

Почему установлен 10-дневный срок для подписания обязательств? Это связано со сроками обжалования. Согласно ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу можно подать не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов. Если извещение размещали в ЕИС — не позднее 10 дней со дня опубликования итогового протокола.

В то же время при получении заказчиком уведомления о поступлении жалобы торги приостанавливаются до ее рассмотрения по существу (ч. 18, 19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции). Учреждение не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением законодательства может быть признан ничтожным.

Поэтому заказчику, попавшему в такую ситуацию, не надо ждать проверки, а нужно самостоятельно инициировать процедуру аннулирования договорных обязательств.

В дальнейшем предпринятые заказчиком меры контрольный орган может учесть как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В частности, как «предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, его вредных последствий» (ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Цена прямого договора по Закону №223-ФЗ

Вопрос-ответ по теме

Какая может быть предельная цена прямого договора по 223-ФЗ? Чем регулируется?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Напоминаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Частью 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Также согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие в положениях Закона № 223-ФЗ каких-либо требований и ограничений в части осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) бюджетное учреждение может при разработке положения о закупке предусмотреть право бюджетного учреждения осуществлять закупку продуктов питания для нужд столовой бюджетного учреждения путем закупки у единственного поставщика.

Однако необходимо отметить, что согласно ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тыс. руб. Данное «право» заказчику следует также указать в положении о закупке.

Таким образом, даже если бюджетное учреждение предусмотрит в положении о закупке возможность осуществления закупки продуктов питания на неограниченную сумму у единственного поставщика, то бюджетному учреждению все равно необходимо будет размещать информацию о закупке, если стоимость продуктов питания превысит сумму, указанную в ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Вместе с тем, обращаем ваше внимание на то, что согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  • информационная открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Учитывая изложенное, в частности такие действия заказчика, как дробление закупок могут расцениваться антимонопольными органами, как ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.

В положениях Закона № 223-ФЗ отсутствуют какие-либо требования и ограничения в части осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик, осуществляющий закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, может в своем положении о закупке предусмотреть право осуществлять закупку у единственного поставщика на любую сумму (т.е. «размер» закупки у единственного поставщика регулируется положением о закупке).

Читайте так же:  Гта 4 на андроид требования

Но обращаем Ваше внимание, что даже если Заказчик предусмотрит в положении о закупке возможность осуществления закупки у единственного поставщика на неограниченную сумму, то ему все равно необходимо будет размещать информацию о закупке, если стоимость превысит сумму, указанную в ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Заключение договора после возникновения отношений между сторонами договора

Вопрос-ответ по теме

Будет ли являться нарушением закона включение в договор с единственным поставщиком, в том числе и по итогам конкурентных процедур, условия о распространении действия договора на более ранний период согласно п. 2 ст. 425 ГК РФ и какой максимальный срок в соответствии с законодательством может предусматривать фраза «на более ранний период»?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора . При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

Следовательно, для распространения действия договора на отношения сторон, возникшие до даты его заключения, необходимо прямое указание на это в договоре. Такое указание может быть сделано путем включения в договор пункта о том, что он распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с определенной даты в прошлом.

Отсутствие в договоре условия, повторяющего формулировку п. 2 ст. 425 ГК РФ, не препятствует признанию договора действующим с указанной в нем даты начала срока его действия.

Действительная воля сторон в этом случае направлена на применение договора к отношениям, возникшим с даты начала исполнения обязательств, а проставление более поздней даты при его подписании является лишь технической неточностью, которая устраняется фактическим исполнением договора с более ранней даты.

Данный вывод поддерживается и судебной практикой, а именно: при наличии прямого указания в договоре даты начала действия договора его подписание более поздней датой не влечет признания договора действующим с даты подписания (Постановление ФАС Центрального округа от 07.02.2012 по делу № А14-3428/2011).

Выдержка из постановления: «…Как установлено арбитражным судом, между истцом и ответчиком 26.01.2007 г. заключен договор на поставку электрической энергии № 1043 от 01.01.2007 г., по условиям которого истец (гарантирующий поставщик) обязался отпускать (поставлять), а ответчик обязался оплачивать полученную электрическую энергию (мощность) в порядке, количестве и сроки, предусмотренные договором.

Пунктом 9.1 договора стороны согласовали срок действия договора с 01.01.2007 г. по 01.01.2008 г., с возможностью его пролонгации. Довод заявителя кассационной жалобы о том, что договор № 1043 вступает в силу не с 01.01.2007 г., а с 26.01.2007 г. правомерно отклонен арбитражным судом, как несостоятельный. Арбитражным судом установлено, что договор поставки электроэнергии № 1043 от 01.01.2007 г. между истцом и ответчиком заключен 26.01.2007 г.

В силу п. п. 1, 2 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.

В п. 9.1 договора стороны прямо установили срок его действия с 01.01.2007 г. по 01.01.2008 г., с возможностью пролонгации. Таким образом, исходя из положений данной правовой нормы и волеизъявления сторон, следует, что стороны в порядке п. 2 ст. 425 ГК РФ заключили соглашение о распространении действия спорного договора энергоснабжения на период с 01.01.2007 г».

При рассмотрении споров о дате, с которой действует договор, суды учитывают фактические отношения сторон в период с даты начала действия договора, указанной в нем, до даты его подписания. К примеру, ссылки на указанный договор в переписке между сторонами в этот период признаются доказательством наличия у сторон волеизъявления на распространение действия договора на отношения сторон, возникшие до его заключения (Определение ВАС РФ от 07.06.2011 № ВАС-6673/11 по делу № А27-4396/2010)

Таким образом, включение в договор условия, что началом срока оказания услуг считать срок, который установлен заказчиком ранее даты заключения сторонами договора, не противоречит требованиям гражданского законодательства. При этом, следует обратить внимание, что такой срок не должен быть слишком длинным, дабы не вызывать у заказчика трудностей при осуществлении оплаты по заключенному договору, и соответствующий интерес у органов, призванных обеспечивать контроль в сфере антимонопольного законодательства.

Проведение конкурентной закупки является публичной процедурой, результатом которой является выбор победителя из числа нескольких претендентов — участников закупки. Победитель закупки может быть определен только после завершения процедуры проведения самой закупки.

Оказать заказчику требуемые услуги до завершения процедуры закупки может лишь лицо, которое получило фактическое одобрение от заказчика на поставку товаров или выполнение/оказание работ/услуг, а также подтверждение (гарантию) последнего на оплату исполненных обязательств, а также исходную информацию, без которой поставку товаров или выполнение/оказание работ/услуг невозможно.

По смыслу указанной нормы п. 2 ст. 425 ГК РФ — распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно только в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения. Невозможно заключить договор на прошлое время и распространить его условия на прошедший период.

В условиях осуществления закупок для собственных нужд в рамках правового поля Закона № 223-ФЗ отношения между исполнителем и заказчиком до завершения процедуры закупки нарушают цели вышеуказанного закона, выражающиеся в развитии добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

При несоблюдении этих условий, своими действиями заказчик нарушит принципы Закона № 223-ФЗ, закрепленные ст. 3 (равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и др.).

Таким образом, установление условий, указанных в п. 2 ст. 425 ГК РФ, в проект договора, заключаемого по условиям проведения конкурентного способа закупки, является неправомерным со стороны заказчика.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.