Приказ 778 по рискам

Приказ 778 по рискам

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

от 6 июля 2012 года N 1372

Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров

(с изменениями на 1 декабря 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 декабря 2016 года на основании
приказа ФТС России от 19 октября 2016 года N 2004
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594;
приказом ФТС России от 1 декабря 2014 года N 2324.
____________________________________________________________________

В целях выявления, предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также повышения эффективности взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров (далее — Инструкция).

2. Начальникам подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить:

а) централизацию таможенного контроля после выпуска товаров в подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров, исключив дублирование функций таможенного контроля после выпуска товаров различными подразделениями таможенного органа;

б) в течение месяца с даты издания настоящего приказа приведение правовых актов, регламентирующих деятельность структурных подразделений таможенных органов Российской Федерации, должностных инструкций и должностных регламентов должностных лиц в соответствие с Инструкцией.

Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

Приложение. Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров

Приложение
к приказу ФТС России
от 6 июля 2012 года N 1372

(с изменениями на 1 декабря 2014 года)

I. Общие положения

1. Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров (далее — Инструкция) разработана в целях:

— централизации таможенного контроля после выпуска товаров в подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров;

— исключения дублирования функций таможенного контроля после выпуска товаров, требующего запроса дополнительных документов и сведений у проверяемых лиц, указанных в пункте 2 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного союза различными подразделениями таможенного органа;

— выявления и пресечения фактов несоблюдения требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

— повышения эффективности взаимодействия между структурными подразделениями таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров;

— эффективного использования ресурсов таможенных органов при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров.

2. Инструкция разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252; 2011, N 27, ст.3873, N 29, ст.4291, N 50, ст.7351; 2012, N 53 (ч.1), ст.7608; 2013, N 14, ст.1656, N 26, ст.3207, N 27, ст.3477, N 30 (ч.1), ст.4084, N 49 (ч.1), ст.6348, N 51, ст.6681, ст.6682;) (далее — Федеральный закон).
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

3. Инструкция определяет действия должностных лиц структурных подразделений таможенных органов при организации:

— информационного взаимодействия при подготовке и предоставлении материалов и сведений для проведения таможенного контроля после выпуска товаров;
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

— взаимодействия при принятии решения о проведении таможенного контроля после выпуска товаров;
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

4. Анализ информации, содержащейся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, в целях выбора объекта (объектов) таможенного контроля после выпуска товаров, проводится подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров (далее — уполномоченные подразделения) и подразделениями (Главными управлениями (управлениями) ФТС России, службами региональных таможенных управлений и подразделениями таможен), наделенными в соответствии с положениями о подразделениях таможенных органов полномочиями по осуществлению таможенного контроля (далее — функциональные подразделения), по следующим направлениям:
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.
________________
Под подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров понимаются на уровне ФТС России — Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров; на уровне регионального таможенного управления — подразделение таможенного контроля после выпуска товаров; на уровне таможни — подразделение таможенного контроля после выпуска товаров.
(Ссылка в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

2) страна происхождения товаров, а также соблюдение условий предоставления тарифных преференций;

3) контроль таможенной стоимости товаров;

4) запреты и ограничения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации;

5) защита прав интеллектуальной собственности;

6) помещение товаров под таможенную процедуру;

7) порядок и условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей, иных освобождений по уплате таможенных платежей, отсрочек, рассрочек по уплате таможенных платежей;

8) исчисление, полнота и своевременность уплаты таможенных платежей;

9) организация и применение системы управления рисками.

II. Информационное взаимодействие функциональных подразделений таможенных органов и уполномоченного подразделения при подготовке и предоставлении материалов и сведений для проведения таможенного контроля после выпуска товаров

5. Функциональные подразделения в рамках аналитической работы осуществляют:
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

5.1. Анализ имеющихся источников информации, в том числе с использованием системы управления рисками с целью выявления фактов, указывающих на возможные нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

5.2. Анализ совокупности и полноты отработки мер по минимизации выявленных рисков и в случае необходимости выработку предложений по применению после выпуска товаров форм таможенного контроля, установленных статьей 110 ТК ТС.

6. К объектам анализа риска, в соответствии со статьей 129 ТК ТС, относятся:

— товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

— транспортные средства международной перевозки;

— сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

— сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

— деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

— результаты применения форм таможенного контроля.

Анализ проводится в отношении товаров, по которым не истек срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, предусмотренный статьей 99 ТК ТС и частью 2 статьи 164 Федерального закона, а также с учетом возможности применения мер принудительного взыскания после завершения таможенного контроля в отношении таких товаров в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

7. Результаты аналитической работы, проводимой функциональным подразделением, оформляются в виде информационно-аналитической справки по образцу, приведенному в приложении N 1 к Инструкции.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

7.1. В случае выявления по итогам аналитической работы, проводимой уполномоченным подразделением и предшествующей проведению таможенной проверки, информации, свидетельствующей о возможных нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, ее результаты оформляются в виде информационно-аналитической справки по образцу, приведенному в приложении N 1 к Инструкции.
(Пункт дополнительно включен приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594)

8. В случае выявления информации, свидетельствующей о возможных нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, требующей запроса дополнительных документов и сведений у проверяемых лиц, указанных в пункте 2 статьи 122 ТК ТС, либо требующей проведения таможенного контроля в отношении товаров с применением форм таможенного контроля — таможенный осмотр, таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, информационно-аналитическая справка не позднее следующего рабочего дня с даты ее составления направляется в уполномоченное подразделение служебной запиской для рассмотрения вопроса о целесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Информация направляется с приложением комплекта документов (оригиналов либо заверенных в установленном порядке копий), содержащих соответствующие данные.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

Читайте так же:  Приказ мз рф 700н

Функциональными подразделениями вместе с информационно-аналитической справкой дополнительно могут быть представлены (при наличии):

— сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа организации;

— сведения об учетной политике организации;

— бухгалтерские документы и налоговая отчетность;

— сведения о деятельности лица, имеющиеся в общедоступных информационных ресурсах и средствах массовой информации (данные интернет-сайтов о характере и показателях деятельности лица и его контрагентов);

— информация об индивидуальных характеристиках товара, имеющаяся в общедоступных информационных ресурсах и средствах массовой информации (данные научно-методической и учебной литературы, сведения, содержащиеся в действующих документах по стандартизации и метрологии, результаты научно-исследовательской и экспертной деятельности);

— иные сведения, подтверждающие информацию о возможных нарушениях.

8.1. Информационно-аналитическая справка, составленная по результатам аналитической работы, проведенной функциональным подразделением таможни, согласовывается с заместителем начальника таможни, курирующим указанное функциональное подразделение (либо лицом, его замещающим).
(Пункт дополнительно включен приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594)

8.2. Регистрация и учет информации, полученной при проведении функциональным подразделением аналитической работы, осуществляется в Журнале регистрации и учета информационно-аналитических справок (ИАС) функционального подразделения (далее — Журнал функционального подразделения) по образцу, приведенному в приложении N 2 к Инструкции.
(Пункт дополнительно включен приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594)

8.3. Журнал функционального подразделения формируется в каждом функциональном подразделении таможенного органа, проводящем аналитическую работу, и ведется в электронном виде.
(Пункт дополнительно включен приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594)

8.4. Функциональным подразделением одновременно с направлением информационно-аналитической справки в уполномоченное подразделение копия указанной информационно-аналитической справки направляется служебной запиской в следующее структурное подразделение ФТС России, регионального таможенного управления или таможни:

— в ФТС России — в Управление рисков и оперативного контроля;

— в региональном таможенном управлении — в отдел координации и применения системы управления рисками;

— в таможне — в отдел применения системы управления рисками, при его отсутствии в структуре таможни — в отдел таможенных процедур и таможенного контроля.

Копия указанной информационно-аналитической справки направляется в целях ее использования подразделениями, указанными в абзацах втором, третьем и четвертом настоящего пункта Инструкции, в качестве источника информации, используемого для выявления рисков, в соответствии с приказом ФТС России от 24 апреля 2014 года N 778 «Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками».
(Пункт дополнительно включен приказом ФТС России от 1 декабря 2014 года N 2324)

9. Регистрация и учет информации, полученной при проведении уполномоченным подразделением аналитической работы или поступившей от функционального подразделения, осуществляется в Журнале регистрации и учета информационно-аналитических справок (ИАС) уполномоченного подразделения (далее — Журнал уполномоченного подразделения) по образцу, приведенному в приложении N 3 к Инструкции.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

10. Журнал уполномоченного подразделения формируется в уполномоченном подразделении и ведется в электронном виде.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

11. Уполномоченное подразделение вправе запросить у функционального подразделения, направившего информационно-аналитическую справку, иного функционального подразделения таможенного органа, иного таможенного органа дополнительные сведения и (или) документы, необходимые для принятия решения о назначении проверочного мероприятия после выпуска товаров.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

12. Срок рассмотрения уполномоченным подразделением информации, полученной при проведении функциональным подразделением аналитической работы, не должен превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня принятия указанной информации к учету в соответствии с пунктом 9 Инструкции.

В случае если для подготовки выводов о наличии или об отсутствии оснований для проведения таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии с пунктом 13 Инструкции уполномоченному подразделению достаточно анализа представленных функциональным подразделением источников информации без дополнительных запросов документов и сведений, срок рассмотрения уполномоченным подразделением информации, полученной при проведении функциональным подразделением аналитической работы, не должен превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня принятия указанной информации к учету в соответствии с пунктом 9 Инструкции.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

III. Взаимодействие функциональных подразделений и уполномоченного подразделения при назначении таможенного контроля после выпуска товаров

13. Уполномоченное подразделение рассматривает представленные функциональным подразделением предложения и прилагаемые к ним материалы и направляет докладную записку начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему, о целесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров, форме таможенного контроля, кандидатурах должностных лиц для проведения таможенного контроля после выпуска товаров либо информирует функциональное подразделение путем направления служебной записки об отсутствии оснований для проведения таможенного контроля после выпуска товаров с изложением причин или о направлении нижестоящему таможенному органу поручения об организации таможенного контроля после выпуска товаров.

Решение о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, путем наложения резолюции на докладной записке, подготовленной уполномоченным подразделением.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

14. В случае несогласия функционального подразделения с позицией уполномоченного подразделения об отсутствии оснований для проведения таможенного контроля после выпуска товаров либо поступления дополнительной информации, свидетельствующей о возможных нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, функциональным подразделением таможенного органа принимаются меры по выработке согласованной позиции в рабочем порядке.

Принятие мер по выработке согласованной позиции осуществляется функциональным подразделением таможенного органа в течение 7 (семи) рабочих дней, следующих за днем получения служебной записки уполномоченного подразделения, указанной в пункте 13 Инструкции.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

Если по результатам принятия мер не выработано согласованной позиции, функциональное подразделение таможенного органа не позднее дня истечения срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, направляет служебную записку в уполномоченное подразделение таможенного органа, в которой отражает мотивированную позицию с указанием причины несогласования позиции уполномоченного подразделения.
(Абзац дополнительно включен приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594)

15. Уполномоченное подразделение не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 14 Инструкции, докладывает начальнику таможенного органа либо лицу, его замещающему:

— о целесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров;

— об отсутствии согласованной позиции для принятия окончательного решения с приложением позиции функционального подразделения, направленной в соответствии с абзацем третьим пункта 14 Инструкции.

Решение о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее, путем наложения резолюции на докладной записке, подготовленной уполномоченным подразделением.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594.

15.1. Уполномоченное подразделение письменно информирует функциональное подразделение об окончательном решении о целесообразности либо о нецелесообразности проведения таможенного контроля после выпуска товаров, принятом начальником таможенного органа, либо лицом, его замещающим, в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих за днем наложения соответствующей резолюции на докладной записке уполномоченного подразделения, направленной в соответствии с пунктом 15 Инструкции.
(Пункт дополнительно включен приказом ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594)

IV. Заключительные положения

17. По окончании таможенного контроля после выпуска товаров уполномоченное подразделение в течение 10 (десяти) дней письменно информирует функциональное подразделение о его результатах.

Начальник
Главного управления
таможенного контроля
после выпуска товаров
В.И.Селезнев

Приложение N 1. Информационно-аналитическая справка

Приложение N 1
к Инструкции о действиях должностных
лиц таможенных органов при
взаимодействии подразделений таможенного
контроля после выпуска товаров и
структурных подразделений таможенных
органов при осуществлении таможенного
контроля после выпуска товаров
(В редакции, введенной в действие
приказом ФТС России
от 3 апреля 2014 года N 594. —
См. предыдущую редакцию)

Приказ 778 по рискам

Начальник центра ОЛТЯН Ирина Юрьевна, кандидат технических наук
тел.: +7 (499) 995-56-35, email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

61 научно-исследовательский отдел «ОЦЕНКИ РИСКОВ, СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЙ КООРДИНАЦИИ»

Заместитель начальника отдела Морозова Оксана Александровна

62 научно-исследовательский отдел «ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ»

Заместитель начальника отдела Котосонов Александр Сергеевич

63 научно-исследовательский отдел «ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

Заместитель начальника отдела Барышев Егор Михайлович

Целями деятельности НИЦ являются:

развитие законодательной, нормативной правовой и методической базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (решение Коллегии МЧС России от 6 мая 2013 года № 6/IV);

внедрение системы оценки рисков и управления ими при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны, пожарной безопасности, а также защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера (решение Коллегии МЧС России от 22.01.2016);

развитие и внедрение новых передовых технологий и средства предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (решение Коллегии МЧС России от 22.01.2016);

Читайте так же:  Налог на имущество транспортные средства приобретенные в 2019

научно-методическое сопровождение разработки и реализации документов стратегического планирования в системе МЧС России (Приказ МЧС России от 09.02.2016 № 50 «Об организации стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в системе МЧС России»);

осуществление мер по реализации приоритетов Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы в рамках функционирования РСЧС (План деятельности МЧС России по реализации Постановления Совета Федерации от 26.02.2016 г. № 70-СФ, утв. Первым заместителем Министра В.В. Степановым от 28.03.0216 № 2-4-35-30-14).

Основными направлениями исследований и задачами научно-производственной деятельности НИЦ являются:

научно-методическое обеспечение реализации задачи в области гражданской обороны – борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

участие в научно-методическом обеспечении реализации задач в области ГО по вопросам анализа риска поражений, оценки возможной обстановки, разработки и осуществления мер, направленных на восстановление функционирования необходимых коммунальных служб, сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

совершенствование методического аппарата и развитие прикладных методов анализа и управления риском ЧС, в том числе разработка и внедрение в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики;

совершенствование методологии и создание технологии оценки ущерба от ЧС природного и техногенного характера;

развитие научных знаний, направленных на минимизацию риска, сокращение количества погибших, пострадавших и снижение экономического ущерба от ЧС;

организация и координация междисциплинарных исследований в области мониторинга и прогнозирования ЧС, в том числе на акваториях;

совершенствование и нормативно-методическое обеспечение системы технического регулирования в области ГО и ЗНТЧС;

научное обоснование методов совершенствования надзорной деятельности, развития и внедрения механизмов страхования, декларирования безопасности и независимой оценки риска в области ГО и ЗНТЧС;

создание нормативной, методической и технологической базы национальной системы оценки устойчивости муниципальных образований Российской Федерации при ЧС;

разработка научно-обоснованных предложений по повышению уровня защищенности потенциально опасных объектов;

совершенствование методических и организационных основ стратегического планирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

научно-методическое обеспечение национальной и международной координации работ по реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий;

обеспечение и сопровождение сотрудничества в области предупреждения ЧС на национальном и международном уровнях;

участие в международных организациях, программах и акциях по снижению риска бедствий;

информационно-аналитическое и научно-техническое обеспечение работ по ведению фонда алгоритмов и программ и регистрации баз и банков данных МЧС России – ФАП ГОЧС МЧС России (приказ МЧС России от 06.02.1017 № 37);

информационно-аналитическое обеспечение работ по картографическому обеспечению МЧС России.

Реализованные проекты в 2014-2018 гг. (основные)

В рамках обеспечения безопасности в ЧС при проведении XXII Зимних олимпийских игр и XI Параолимпийских игр и анализа действий сил и средств РСЧС:

разработан и издан (тираж − 300 экз.) Атлас управления рисками и обеспечения природно-техногенной безопасности при подготовке и проведении XXII Зимних олимпийских игр и XI Параолимпийских игр в г. Сочи; разработаны карты рисков объектов XXII Зимних олимпийских игр и XI Параолимпийских игр в г. Сочи;

разработаны карты рисков объектов XXII Зимних олимпийских игр и XI Параолимпийских игр в г. Сочи;

проведен анализ деятельности органов управления, сил и средств МЧС России при подготовке и проведении XXII Зимних олимпийских игр и XI Параолимпийских игр в г. Сочи.

В 2014 году специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) выполнена НИР «Комплексное исследование влияния рисков возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на безопасность жизнедеятельности населения Республики Крым и г. Севастополь».

Уникальность и современность работы заключена в том, что впервые, используя методы сравнительного анализа, качественной и количественной оценки риска, достоверные статистические данные по чрезвычайным ситуациям, зафиксированным в Крыму с 2004 г. (представленные территориальными органами МЧС России по Крымскому федеральному округу), проведено картографическое ранжирование территории Крымского полуострова по видам угроз природного, техногенного и биолого-социального характера и разработаны научно-методические рекомендации по управлению природно-техногенными рисками, в том числе включающие перспективы создания (развития) органов управления и группировки сил и средств РСЧС.

Монография «Страхование от чрезвычайных ситуаций». Монография победила в конкурсе на соискание премии Национальной Академии Наук пожарной безопасности за научные и технические разработки, посвященной 80-летию ФГБУ ВНИИПО МЧС России (2017 г.).

Совместно с МГТУ им. Баумана разработан программный комплекс динамического анализа природных, техногенных и биолого-социальных рисков на территории Российской Федерации ПК «ДАР». База данных ПК «ДАР» содержит информацию о более 27 000 произошедших чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

Создан программный комплекс «Региональная геоинформационно-картографическая модель риска потенциальных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на трансграничных территориях России» ПК «Границ».

Создан Экспериментальный образец аппаратно-программного комплекса системы поддержки принятия решений при управлении развитием территориальной подсистемы РСЧС в рамках реализации государственных программ субъектов Российской Федерации.

Создан экспериментальный перспективный образец специальной техники – автоматизированная информационная система стратегического прогнозирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций для пилотного субъекта РФ (ЭПО «Риск-прогноз») для формирования нового облика сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность» проведено две международных научно-практических конференции по проблемам защиты населения и территорий от ЧС:

2014 год – Опыт ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в России и за рубежом;

– Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий;

− Научно-методическое обеспечение оценки и управления риском катастроф и стихийных бедствий.

Проведено 2 Международных конгресса «Глобальная и национальные стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий» (2015, 2017 годы).

Ежегодное участие в выставках, форумах, круглых столах и т.п.

За период 2014-2018 годы центром выполнено свыше 80 НИР в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Перечень услуг, оказываемых НИЦ

перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства;

декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее – ОПО);

обоснования безопасности ОПО;

декларации безопасности гидротехнических сооружений;

научно-методических обоснований инженерно-технических мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при разработке проектов планировки территорий;

мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при разработке проектов территориального планирования;

раздела «Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в составе проектов генеральных планов поселений и городских округов в соответствии с приказом Минрегиона России от 13.11.2010 № 492;

паспортов безопасности опасных объектов, территорий субъектов РФ и муниципальных образований.

2. Экспертно-аналитическая оценка (экспертиза):

промышленной безопасности ОПО;

документации на консервацию, ликвидацию ОПО;

документации на техническое перевооружение ОПО;

декларации промышленной безопасности ОПО;

обоснование безопасности ОПО, а также изменений, вносимых в обоснование безопасности ОПО;

деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

проектов стандартов организаций в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

проектов документов территориального планирования в части выполнения требований гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.

3. Оказание образовательных услуг по дополнительным образовательным программам на право выполнения работ по разработке специальных разделов проектной документации, а также в области реализации Сендайской рамочной программы по уменьшению опасности бедствий на 2015-2030 годы и прикладных методов анализа и оценки риска.

Партнеры центра

1. Российское научное общество анализа риска.

2. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

3. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана.

4. Российский университет дружбы народов.

5. Региональное управление МСУОБ ООН (Северо-Восточная Азия).

6. Институт по глобальному образованию и подготовке (UNISDR ONEA-GETI).

Перспективные направления деятельности

1. Разработка и внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Создание и внедрение перспективных образцов специальной техники − автоматизированных информационных систем анализа риска и стратегического планирования.

3. Актуализация и разработка нормативно-технической документации в области ГО и защиты населения от ЧС

4. Методическое руководство реализацией в Российской Федерации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы в Российской Федерации.

Международное сотрудничество

Реализация в Российской Федерации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 годы:

Система управления рисками: проблемы внедрения и реализации в таможенных органах России

Дата публикации: 08.05.2016 2016-05-08

Статья просмотрена: 5048 раз

Библиографическое описание:

Коробов А. А. Система управления рисками: проблемы внедрения и реализации в таможенных органах России // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 31-36. — URL https://moluch.ru/archive/114/29405/ (дата обращения: 30.12.2018).

Международная торговля в последние годы претерпела сильные изменения, в частности увеличилась скорость проведения сделок, увеличились объемы продаж товаров между странами, меняются структура и характер внешнеторгового оборота. Все эти факторы наряду с усилением давления международного торгового сообщества вынуждают таможенные органы находить баланс между содействием международной торговли и проведением таможенного контроля. Стремясь достичь приемлемого баланса, таможенные органы отходят от традиционных полномасштабных проверок пассажиров, товаров и документов к принятию решений на основе системы управления рисками (далее – СУР).

Читайте так же:  Договор займа беспроцентного бланк

Согласно статье 128 ТК ТС, таможенные органы применяют СУР для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля [1].

СУР, состоящая на вооружении таможенной службы Российской Федерации, непрерывно и интенсивно развивается на протяжении нескольких лет. На современном этапе развитие СУР направлено на повышении эффективности ее применения в деятельности таможенных органов.

В этой связи проводимая таможенными органами работа позволяет в рамках развития СУР пересматривать критерии категорирования и порядок проведения анализа информации о деятельности организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, в целях содействия развитию приоритетных отраслей экономики и созданию привлекательного инвестиционного климата.

Заметим, что о результатах применения СУР ФТС России на постоянной основе публикует отчеты, отражающие степень внедрения системы в практику проведения таможенного контроля.

Так, по итогам реализации СУР в 2015 году ФТС России в целях предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС с нарушением права ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле утверждено 35140 профилей рисков. Результат их применения – дополнительно начисленные таможенные платежи (19,0 млрд. руб., в том числе довзыскано 18,5 млрд. руб.), применение санкций, предусмотренных уголовным и административным законодательством (возбуждено соответственно 934 и 32 231 дел), отказано в выпуске и запрещено к ввозу/вывозу товаров (принято соответственно 24 304 и 12 556 решений) [4].

По сравнению с 2013 и 2014 годами произошел существенный рост показателя утвержденных профилей рисков: в 3,7 раза и на 62,6% соответственно.

Как видно из статистических данных таможенные органы значительно увеличили создание и утверждение профилей риска, что говорит о повышении результативности проведения таможенного контроля. Это еще раз подтверждает ранее озвученный учеными и практиками тезис о том, что СУР играет важную роль в обеспечении полноты поступления таможенных платежей, соблюдении запретов и ограничений, противодействии преступлениям и правонарушениям в таможенной сфере, оптимизации использования ресурсов таможенных органов, сокращении сроков и издержек заинтересованных лиц на совершение таможенных операций [5-7; 9; 10].

Однако, несмотря на очевидные успехи и преимущества использования СУР в практике деятельности таможенных органов следует выделить некоторые проблемы.

Одна из них заключается в сложности процесса согласования профиля риска, который создается в таможнях, с ФТС России. Согласно Приказу ФТС России № 778 сначала необходимо собрать соответствующую информацию для создания проекта профиля риска, а затем пройти стадии согласования в РТУ и координирующих подразделениях центрального аппарата ФТС России. Все эти действия требуют немалых временных затрат, что снижает результативность таможенного контроля [2].

При использовании градации степени риска предполагается возможным часть профилей риска, например, с низкой и средней степенью, утверждать непосредственно в Подразделении таможенного контроля и в Отделе таможенного контроля (рис. 1), а с высокой степенью – направлять для утверждения в РТУ и ФТС России. Такой подход позволит снизить время от определения объекта риска до принятия мер по устранению риска.

Рис. 1. Структура подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль

Следующая проблема заключается в неформализованных рисках, которые не подлежат качественному описанию, а напрямую зависят от субъективного мнения инспектора.

На рисунке 2 представлена классификация рисков и способы их выявления.

Рис. 2. Виды рисков

Очевидно, что здесь имеют место психологические особенности должностного лица, а это иногда является преградой для принятия верного решения при проведении таможенного контроля. Необходимо уменьшать степень неформализации рисков посредством частичной автоматизации риска (комбинированный подход).

Рис. 3. Комбинированный подход к выявлению риска

На данный момент участников ВЭД можно разделить только на две категории – с низким уровнем риска и все остальные. При этом существует две системы категорирования участников ВЭД: «отраслевой» подход и автоматическое категорирование. «Отраслевой» подход строится на основе заявительного порядка, он применяется при анализе деятельности лиц, осуществляющих производственную деятельность, в том числе промышленную сборку транспортных средств, импорт мясной продукции; импорт рыбной продукции и др. Автоматическое категорирование применяется при анализе деятельности всех организаций, осуществляющих импорт товаров.

Сейчас используются 40 критериев, которые разделяются на две большие группы: общие показатели, характеризующие деятельность самого участника ВЭД (размер уставного капитала; период осуществления внешнеэкономической деятельности; наличие «оффшорных» контрактов и непрямые поставки; задолженность по уплате таможенных платежей, процентов, пеней; информация из налоговых органов; статус уполномоченного экономического оператора и др.), и критерии, характеризующие результаты таможенного контроля в отношении участника ВЭД (сопоставительный анализ основных индикаторов риска; динамика индекса таможенной стоимости и таможенных платежей; результативность применения СУР; выявленные правонарушения; наличие решений по классификации товаров; факты отзыва или отказа в выпуске ДТ и др.). В настоящее время на обсуждении находится новый приказ, в котором будет 43 критерия (добавлены три новых и некоторые актуализированы) [8].

Однако такая «двухканальная» система разделения участников ВЭД недостаточно эффективна. Часть хорошо зарекомендовавших себя предприятий всё еще находится в высоком уровне риска и вынуждены проходить таможенный контроль в полном объеме, а часть предприятий, попавших в низкий уровень риска, начинают пользоваться «выгодным» положением и нарушать таможенные правила.

С 3 декабря 2013 г. по 31 марта 2014 г проходил эксперимент по введению в действие «пятиканальной» системы категорирования. В ходе его проведения было зафиксировано, как «меняются» юридические лица. С начала эксперимента на таком узком рынке появилось 90 новых организаций, которые попали в категорию участников ВЭД с очень высоким уровнем риска.

Сборник по управлению рисками Всемирной таможенной организации (WCO Customs Risk Management Compendium) предусматривает четыре категории уровня риска: низкий, к которому относятся участники ВЭД, которые добровольно действуют в соответствии с законодательством; средний (умеренный), к которому относятся участники ВЭД, которые пытаются действовать в соответствии с законодательством, однако не всегда в этом успешны; высокий (участники ВЭД, которые избегают исполнения законодательства, если это возможно) и очень высокий (участники ВЭД, которые намеренно не соблюдают законодательство) [3]. С такими категориями успешно работают таможенные службы ЕС. Они четко представляют себе, кто стоит за такими определениями, как «участник ВЭД, который добровольно действует в соответствии с законодательством» и «участник ВЭД, который никогда не соблюдает законодательство».

Эффективная система управления, основанного на соблюдении требований законодательства при помощи оценки рисков, предполагает, что участники ВЭД, относящиеся к выделенным категориям, требуют различного отношения. К тем, кто добровольно соблюдают требования законодательства, следует применять поощрительные меры и упрощенные процедуры; к тем, которые стараются соблюдать требования законодательства, но не всегда преуспевают в этом, следует оказывать помощь; к тем, кто уклоняется от соблюдения требований законодательства, если это возможно, следует применять меры по контролю соблюдения, а к тем, кто умышленно не соблюдает, – меры по принудительному исполнению [11] (табл. 1).

Основным моментом функционирования системы управления, основанного на соблюдении требований законодательства при помощи оценки рисков, является активное направление участников ВЭД в категорию с низкой степенью риска путем создания стимулов и послаблений (предоставление статуса «Уполномоченный экономический оператор», упрощение процедур уплаты таможенных платежей, снижение размеров таможенных сборов при экспорте несырьевых товаров и др.) или же, наоборот, введением санкций и ограничительных мер, тем самым заставляя их соблюдать законодательство.

Модель управления, основанного на соблюдении требований законодательства

В целом, внедрение стандартов ВТО по управлению рисками в таможенные органы РФ целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

 создание и (или) развитие законодательной и нормативной базы, регламентирующей применение системы управления рисками в таможенных органах с обязательным определением санкций за несоблюдение стандартов и правил участниками таможенных операций;

 создание концептуальных основ управления рисками в таможенных органах, определяющие принципы, стратегию и тактику применения СУР, процессы управления рисками, инструменты и целевые ориентиры;

 создание организационных основ управления рисками, включающих организационно-технические, информационные и технологические системы управления рисками, системы полномочий, планирования и отчетности;

 создание методологических и методических основ оценивания эффективности управления рисками при таможенном контроле товаров и транспортных средств международной перевозки.

Следует сделать единую базу данных об участниках ВЭД, в которой помимо прочего отобразится градация по степени риска. Эта база станет единой для всех государственных учреждений и ведомств, а, следовательно, вырастет эффективность предприятий, проводимыми государственными органами (табл. 2).

Единая база данных об участниках ВЭД