Пособие по воспитанию детей для родителей

Оглавление:

О воспитании детей. Пособие для родителей (fb2)

О воспитании детей. Пособие для родителей 1370K, 98с. (читать) (скачать fb2)
издано в 2016 г. (post) (иллюстрации)

Добавлена: 08.04.2016 Версия: 1.0.
ISBN: 978-5-17-095500-8 Кодировка файла: utf-8
Издательство: АСТ Город: Москва

[url=https://coollib.com/b/341015]
[b]О воспитании детей. Пособие для родителей (fb2)[/b]
[img]https://coollib.com/i/15/341015/cover.jpg[/img][/url]

QR-код книги

Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен полноценного общения со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер нацелена на гармонизацию взаимоотношений в семье, ведь стиль общения родителей сказывается на будущем их ребенка!
(Из предисловия к первому и второму изданиям)

Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 98 страниц — намного ниже среднего (233)
Средняя длина предложения: 78.31 знаков — близко к среднему (85)
Активный словарный запас: близко к среднему 1421.07 уникальных слова на 3000 слов текста
Доля диалогов в тексте: 0.94% — очень мало (25%)
Подробный анализ текста >>

Пособие по воспитанию детей для родителей

Юлия Борисовна Гиппенрейтер

О воспитании детей. Пособие для родителей

© ООО «Издательство ACT»

Профессор Юлия Борисовна Гиппенрейтер – самый известный в России детский психолог, автор бестселлеров, которые помогли сотням тысяч родителей. «Общаться с ребенком. Как?» – это знаменитая книга о построении отношений между родителями и детьми, о налаживании настоящего глубокого контакта с ребенком, о технике активного слушания, о разрешении конфликтов, о работе с эмоциями и о многом другом. Научная глубина в сочетании с простотой текста, его неоценимая практическая польза и примеры из реальной жизни сделали эту книгу настольным справочником для всех родителей, выбирающих осознанный стиль воспитания и общения с детьми.

Можно ли что-то исправить? Как?

(Из предисловия к первому и второму изданиям)

Как построить нормальные отношения с ребенком?

Как заставить его слушаться?

Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении?

Безусловно, может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после Первой мировой войны, – случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, – привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», – всегда результат неправильно сложившихся взаимоотношений с ребенком и в семье в целом.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься. Большой вклад в гуманистические идеи воспитания и обучения внесли отечественные ученые, прежде всего Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев П. Я. Гальперин и др.

Психологи обнаружили, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Из этого открытия был сделан важный вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать на практике способам правильного общения с детьми.

Этим и стали заниматься психологи. Во многих странах уже не одно десятилетие существуют «курсы общения» для родителей. В нашей стране такие курсы (их еще называют «группами» или «тренингами») также приобрели большую популярность, хотя их, конечно, все еще слишком мало, чтобы удовлетворить огромную накопившуюся потребность населения.

Психологи сделали радостное открытие: оказалось, что многие родители гораздо больше готовы к изменению стиля общения в семье, чем предполагалось. В результате обучения они не только прекращали «холодную войну» с детьми, но и умели установить с ними глубокое взаимопонимание. О другом замечательном результате часто сообщают родители, которые успели пройти курсы до наступления у их детей «переходного возраста». Они вовсе не нашли этот возраст трудным – ни для себя, ни для своих детей.

Несколько слов об этой книге. Мне хотелось сделать ее полезным практическим руководством как для участников тренингов, так и для тех, кто хочет или вынужден осваивать искусство общения самостоятельно. Поэтому первая часть написана в форме уроков и включает упражнения, вопросы и примеры.

Каждый урок содержит небольшой, но важный, а подчас и трудный для усвоения материал. Необходимо делать задания к урокам, а не только читать их текст. Очень важно почувствовать и пережить первые успехи в ваших практических пробах после каждого урока и только потом двигаться дальше. Постепенно вы станете обнаруживать чудесные перемены в вашей ситуации с ребенком, даже если вначале она казалась безнадежной.

В книге вы также найдете популярное изложение некоторых научных сведений, результатов исследований и экспериментов, а также письма родителей, которые иллюстрируют темы наших практических занятий. Чтобы не нарушать линейное движение по урокам, мы решили оформить этот материал в виде отдельных блоков – «боксов». Их можно читать и независимо от текста уроков.

В ходе подготовки книги родилась идея включить вторую часть, посвященную «трудному» переходному возрасту – теме, составляющей не менее половины всех жалоб и обращений за помощью. В ней вы найдете реальную жизненную историю в письмах. Первоначально, в первых изданиях и тиражах книги, автор этих писем фигурировала как «одна знакомая бабушка», которая любезно согласилась поделиться историей помощи своему внуку Феде – типичному «трудному подростку». Однако по прошествии многих лет я сочла возможным признаться, что это были мои письма. Я их писала матери внука (моей дочери) «для отчета». Время идет, «Федя» перешагнул уже через свое тридцатилетие, и у него растет сын – милый и добрый мальчик. Хочу добавить, что в нашей недолгой совместной жизни с Федей (всего три месяца) я прошла через муки и радость попыток сближения с «трудным» ребенком, постоянно держа в голове все «уроки», которые сама же писала. Без них, я уверена, радости и успехов у нас бы не было.

Одновременно с писанием книги у меня была счастливая возможность проводить тренинги с родителями, учителями, воспитателями школ и детских садов, студентами психологического факультета и слушателями спецотделения МГУ. Очень хочу поблагодарить всех участников этих тренингов. Вы искренне делились своими проблемами, переживаниями, пробами, ошибками – и снова пробами. Малейший успех каждого из вас поддерживал и вдохновлял остальных, и многие к концу наших занятий достигали глубоких сдвигов в понимании себя и своих детей. Ваши поиски и успехи, напряженный душевный труд нашли отражение в этой книге, и, я надеюсь, вдохновят вступить на этот путь многих и многих других родителей, педагогов и воспитателей.

В помощь мамам: 5 полезных книг о воспитании детей

М ама — самая сложная и ответственная профессия, требующая отдачи 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. Однако ни в одном университете этой профессии не учат, а большинство знаний приобретается опытным путем. Издательство «Эксмо» стремится восполнить пробел и публикует книги, которые могут стать полезным советчиком мамам и папам. Они написаны профессиональными педагогами, психологами, детскими врачами и, конечно, опытными родителями. Мы отобрали 5 книг, с которыми воспитание детей станет проще.

Книга «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», написанная двумя педагогами и многодетными мамами, выдержала множество переизданий, в том числе и в России. Авторы главного пособия по общению с детьми и подростками помогают раз и навсегда забыть о конфликте отцов и детей. Они учат понимать истинную мотивацию слов и поступков ребенка, распознавать за видимыми негативными эмоциями его тревоги, страхи и желания, а также объясняют, как выразить недовольство и даже гнев, не обижая свою кровинку. Советы и методику Адель Фабер и Элейн Мазлиш оценили миллионы родителей по всему миру. Их книга была переведена на 24 языка и продана общим тиражом в почти 8 миллионов экземпляров.

Читайте так же:  Требования к ёмкостям для хранения кислот

Детский психолог, обладательница докторской степени по психологии Анн Бакюс написала серию книг с практическими рекомендациями по воспитанию детей от грудничкового до младшего школьного возраста, став основоположницей французской системы воспитания. «100 способов уложить ребенка спать» — подробное руководство, помогающее без капризов и плача привить ребенку привычку засыпать в одно и то же время. В книге разбираются и такие проблемы, как детские кошмары, внезапные пробуждения посреди ночи, беспокойный сон. Автор отталкивается от научных исследований, объясняет, как меняется характер сна малышей в зависимости от их возраста, и дает по-настоящему эффективные советы.

Капризное, а иногда и вызывающее поведение ребенка, его нежелание идти на контакт с окружающими, внезапные истерики часто списывают на переходный возраст. Однако мало кто задумывался, что стоит за этим понятием. Специалист по возрастной психологии Дэниэл Сигел и эксперт по воспитанию Тина Брайсон полагают, что неадекватное поведение связано с работой мозга на разных этапах роста детей. Они буквально залезают в голову малышей, объясняя, какие процессы, происходящие в мозгу, могут вызывать вспышку агрессии или внезапную апатию и замкнутость. Отталкиваясь от этих знаний, авторы книги предлагают 12 стратегий воспитания, которые помогут не только преодолеть кризисы, но и направить ситуацию на эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

В своих книгах, как и во врачебной практике, педиатр Евгений Комаровский руководствуется принципом «не навреди». В «Справочнике здравомыслящих родителей» можно найти ответы на многие волнующие мам и пап вопросы: делать или не делать прививки, какие анализы и обследования необходимо проводить, каким должно быть здоровое питание для малыша. Автор простым языком объясняет сложные вещи, связанные с работой детского организма, предлагая вниманию читателей только факты. Книги Евгения Комаровского, посвященные здоровью малышей, были оценены не только российской, но и зарубежной аудиторией.

Известный психолог, кандидат психологических наук, автор многочисленных публикаций в СМИ Ольга Маховская написала увлекательное и остроумное кросс-культурное исследование о различных системах воспитания, которое будет интересно как родителям, так и тем, у кого детей нет даже в планах. Не секрет, что на нашу личность влияет среда, в которой мы растем. В книге «Американские дети играют с удовольствием, французские — по правилам, а русские — до победы» есть и отсылки к литературным и фольклорным героям разных культур, и личные наблюдения автора, сделанные во время научных экспедиций в Париже и Сиэтле, и, конечно, работа с научными источниками и методиками воспитания, а также оценка национальных темпераментов. Вооружившись знаниями и советами от автора, читатели могут сами решить, какой из темпераментов ближе и понятней им и их детям и какие методы воспитания стоит брать на вооружение.

Родителям о детях: 10 самых полезных книг по воспитанию ребёнка

10 лучших книг по воспитанию детей от известных педагогов и психологов. Наверняка у родителей даже самых послушных детей, случались такие моменты, когда.

Наверняка у родителей даже самых послушных детей, случались такие моменты, когда ни любящее сердце, ни природная интуиция не помогали понять, что делать с разбушевавшимся чадом. Как не пойти на поводу своих эмоций и вернуть мир и спокойствие в семью? Конечно, можно набраться терпения, и ждать, когда дитя перерастёт, а можно обратиться к мировой литературе и почитать книги о том самом воспитании.

Всего не перечитаешь, поэтому мы поможем вам начать с лучших. Итак, рейтинг самых полезных изданий для родителей.

Ю. Гиппенрейтер и метод активного слушания

«Общаться с ребенком. Как?» — книга о том, как больно ранят детскую душу необдуманно брошенные родным человеком слова. «Я всё время из-за тебя опаздываю!», «А ну быстро заниматься, и чтобы я тебя не видела!», «Подумаешь, нашёл проблему!» и т.д. Для нас, взрослых, эти фразы ничего не значат, а дети понимают их по-своему: начинают сомневаться в родительской любви и становятся замкнутыми, «трудными», «с характером» и т. д.

Рекомендации преподнесены в виде уроков, в конце которых, читателей ждут практические задания, тесты и анализы реальных историй. И хоть, издание и читается очень легко, лучше делать это не спеша, тщательно обдумывая информацию и честно выполняя «домашнее задание» от автора.

Никогда не поздно исправить ситуацию и вернуть расположение дитя. Это Юлия Борисовна показывает на реальном примере, описывая историю «трудного» подростка и его очень старательной бабушки.

По мнению автора, общение – есть пища для души. Неправильное общение, как «вредная пища» отравляет душу детей. Кстати, рекомендации, данные Гиппенрейтер, хорошо применимы и в отношениях со взрослыми (коллегами, родственниками).

Эта книга не случайно возглавляет рейтинг. Читать её стоит всем: и тем, кто только ждёт малыша, и тем, у кого пока нет явных проблем, и родителям подростков. Универсальные советы учат, как наказывать и как поощрять дитя, как донести ему свою любовь и показать искреннюю заинтересованность в его жизни, и самое главное – как научиться слушать и слышать своё чадо. Последнее, кстати, и есть знаменитый метод активного слушания.

«Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое».

Эда Ле Шан научит, как не сойти с ума, воспитывая ребёнка

Название книги американского автора «Когда ваш ребёнок сводит вас с ума» немного удивляет и будоражит, но читая её, понимаешь, как она созвучна с родительской жизнью. Почему взрослые сходит с ума? Им нестерпимо поведение ребёнка, которое не соответствует тому, каким оно было в их собственном детстве.

Ле Шан предлагает взглянуть на детей глазами самих детей. Вернуться в своё детство и постараться вспомнить, что их тревожило тогда, чего боялись, и как сами пытались заслужить внимание и любовь своих родителей. И лишь разобравшись в себе, возможно понять, почему так раздражают действия собственного чада, и как это исправить.

Много написано и о чувстве вины, которому подвластны все дети. Этого не видно, но каждый из них тяжело переживает, что недостаточно послушный, недостаточно старательный, чистоплотный и т.д. И часто взрослые, сами того не замечая, подбрасывают чаду ещё пару-тройку комплексов, окончательно поселяя в его душе неуверенность, страх, чувство, что он недостоин любви и понимания.

Книга, несомненно, достойна быть в рейтинге лучших. Читать её нужно всем мамам, которые переживают очередной возрастной кризис своего чада, чтобы вовремя остановиться, прежде чем шлепнуть или «гаркнуть» на дитя.

«Ощущение, что тебя любят, столь же важно, как и пища, и если ребенок получает этот эмоциональный заряд, он сослужит ему хорошую службу в тех тяжелых обстоятельствах, которые наступят позднее, когда он станет взрослым. Хорошо упитанный ребенок имеет больший шанс выжить в голод, чем недоедавший, в любом случае – касается ли это пищи или чувств».

Растим с пеленок с Ириной Ханхасаевой

Написанная журналисткой, обычной мамой четверых детей, книга «Растёт дочка, растёт сын!» является настоящим пособием для родителей. В неназидательном книжном тоне, а лишь описывая воспитание своих детей, Ирина Ханхасаева рассказывает про всё: от того, как проходит беременность, как купать и кормить новорождённого, и заканчивает серьёзными темами о трудных подростках.

Поднят вопрос и о половом воспитании. Не том, в котором детей знакомят с физиологическими различиями между мальчиками и девочками, а того, где мальчиков учат поступать, как мужчина, а девочкам брать пример с матери. Первые, крохотные родительские уроки великодушия, доброты и сочувствия, которые основаны на личном примере самих взрослых.

Читать всем. И тем, кто лишь планирует беременность, и тем, кто уже успел обзавестись парой-тройкой детишек!

«Считается, что вы просто обязаны быть счастливой все последующие после рождения ребенка дни и месяцы. Сколько стихов, сколько песен, сколько полотен посвящено счастливой мадонне с младенцем! Не вините себя и не терзайтесь, если у вас все окажется не совсем так. Если вам постоянно будет хотеться плакать, если все вокруг будет казаться безрадостным и обидным, если вы почувствуете, что не можете, не умеете, не знаете, как любить это странное существо, так властно ворвавшееся в вашу жизнь».

Януш Корчак: почему нам не хватает любви к детям

Достойная книга, написанная достойным человеком, всем сердцем любящим детей. Посвятив всю свою жизнь детям, он настолько был им предан, что погиб вместе со своими воспитанниками во время Второй мировой войны, хоть у него и был шанс спастись. Среди более 20 томов, посвященных детям, книга «Как любить ребёнка» продолжает быть интересной родителям, хоть и была издана ещё в середине прошлого столетия.

Её название «Как любить ребёнка» может вызвать недоумение: «Я мать, и прекрасно знаю, как любить своё дитя, чему там ещё учиться?». Но после знакомства с ней, с её автором, становится понятно, что он имеет в виду.

В первую очередь молодым мамам. Сложно понять, как он мужчина, понимает и объясняет всю ту бурю противоречивых чувств, страх и неуверенность, которые охватывают женщин сразу после рождения младенца. На первые месяцы он просит обратить особое внимание, ведь общение и взаимодействие взрослой родительской и той, ещё маленькой, но чистой детской души, начинается с первых же дней, и это время упускать нельзя.

«…материнство ставит огненными буквами вопросы, охватывающие все стороны внешнего и внутреннего мира, но их можно и не заметить, трусливо отодвинуть в далекое будущее или возмущаться, что нельзя купить их решение… Есть мысли, которые надо самому рожать в муках, и они-то — самые ценные».

Г. Чепмен и Р. Кэмпбелл о путях к сердцу ребёнка

Один из авторов (Чепмен) – практикующий психотерапевт, успевший до написания книги «Пять путей к сердцу ребёнка» спасти тысячи браков, другой (Кэмпбелл), его друг, занимался проблемами воспитания подростков. В 1992 эти известные знатоки взрослых и детских душ, создали настоящий бестселлер. В нём они рассказывают об искренней, безусловной любви к своим детям, и как она поможет избавиться от скрытой агрессии, непослушания и конфликтов.

5 путей к сердцу, которые выделяют авторы, кажутся очень простыми:

  1. Тактильные прикосновения.
  2. Умение поощрять.
  3. Проведённое вместе время.
  4. Подарки, как способ налаживания отношений.
  5. Помощь родителей.
Читайте так же:  Пособие по уходу за ребенком в курганской области

Принимать недостатки ребёнка, но оставаться твердым и доброжелательным, и помнить, что любые грехи искупаются любовью, вот о чём поведает книга.

Всем, кто не может найти общий язык с чадом, и тем, кто просто хочет научиться любить своё дитя.

«Нельзя выражать любовь ребенку, только когда он ведет себя хорошо, и отворачиваться от него, как только он натворит что-то. Несмотря ни на что ребенок постоянно должен чувствовать вашу любовь».

Джон Грей и чем «сотрудничество» лучше «послушания»

Книга «Дети с небес» написана американским исследователем психологии, поэтому некоторые читатели отмечают значительные несовпадения с нашим менталитетом и неприменимость идей Грея в наших семьях. И, всё же, многие его советы действительно работают и помогают решать проблемы.

Автор предлагает заменить «послушание» на другой тип отношений — «сотрудничество» и отказаться от наказаний. Основные положения методики:

  • Все совершают ошибки.
  • Все проявляют негативные эмоции.
  • Отличаться от других — нормально.
  • Желать большего – естественно.
  • Выражать свое несогласие можно, но не забывать, что главными остаются отец и мать.

Родителям, готовым посмотреть на воспитание с другой стороны, и тем, кто не знает, как реагировать на ошибки и неудачи своего отпрыска.

«Чтобы воспитать в ребенке дух сотрудничества,уверенность в себе и отзывчивость, необходимо развивать его волю, а не ломать ее».

Дональд Вудс Винникотт и его «Разговор с родителями»

Написанная более полувека назад, эта книга «добрела» до наших соотечественников лишь недавно, но по-прежнему актуальна и достойна рейтинга лучших.

Полезное пособие для самых первых месяцев жизни малыша. Винникотт расскажет и о младенцах, и том, что беспокоит его мать в это время. Откровенно, без всяких прикрас и ложных надежд, автор говорит то, о чём принято молчать. Идеальной матерью быть необязательно, малышу нужна обычная мама. Да, иногда мы не любим своё чадо и злимся на него, как и он на нас. Есть ли что-то хорошее в ревности?

Отец-основоположник детской психологии и психоанализа, Винникотт, в цикле радиопередач (записанных в книге) ведёт разговор с опытными и мудрыми матерями обо всём, что волнует женщин.

Винникот адресовал материал в первую очередь молодым родителям, но и специалистам – педиатрам, психологам и педагогам, она будет чрезвычайно полезна.

О детях, даже грудных, можно сказать, что им не слишком подходит обстановка механического совершенства. Им нужно, чтобы рядом были человеческие существа, которые могут как достигать успеха, так и терпеть неудачу.

Ибуки Мосару и почему «После трёх уже поздно»

Продолжим рейтинг литературой, помогающей раскрыть способности ребёнка. В первую очередь к этой категории книг относится труд японского автора «После трёх уже поздно».

В нём Ибуки Мосару убеждает читателей в том, что абсолютно все дети наделены способностями, данными им природой с рождения. А взрослым нужно лишь раскрыть их, погрузив кроху в правильную среду.

Опираясь на многочисленные исследования и опыт известных педагогов, автор утверждает, что в первые три года жизни мозг и способности ребёнка наиболее быстро и легко развиваются. В этом возрасте, карапуза можно научить чему угодно – от плавания до игры на скрипке.

Особенно занимательно, что сам Ибуки Мосару далёк от педагогики, и являлся одним из главных основателей известной компании Sony.

Естественно родителям, чьи дети не перешагнули трёхлетний рубеж! А также тем парам, кто ещё планирует наследников.

«С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

Монтессори – методика развития и основы свободного воспитания

«Помоги мне сделать это самому» — отличная книга для взрослых, которым интересно раннее развитие детей. Написанная итальянским педагогом Марией Монтессори, она научит, как перестать вмешиваться в дела дошколёнка и направить его развитие в правильное русло.

В пособии вы найдете всё: вдохновляющие рекомендации о том, как построить отношения с крохой, описание сензитивных периодов его жизни (время, когда дитя наиболее восприимчиво к развитию чего-либо), практические рекомендации в организации занятий, обустройстве детской и подготовке обучающих материалов.

Педагогам дошкольных учреждений и всем родителям, которым небезразлично развитие своих детей.

«Директриса «Дома ребенка» в Милане соорудила под одним из окон длинную узкую полку, на которую ставила столики с металлическими геометрическими фигурами, применяемыми на первых уроках рисования. Но полка была слишком узка, и часто случалось, что дети, выбирая фигуру, роняли один из столиков на пол, с большим шумом опрокидывая лежащие на нем металлические фигуры. Директриса собиралась переделать полку, но столяр все не приходил, а тем временем дети научились осторожно обращаться с материалами, и столики, хоть и стояли на узкой и покатой полке, перестали падать на пол».

Никитины и их дети

«Мы и наши дети» — ещё одно уникальное пособие о том, как с раннего возраста тренировать ум и тело. Многие идеи Никитиных могут показаться радикальными, с ними трудно смириться и принять. Например, то, что их дети с раннего возраста бегают босиком по снегу. И всё же данную книгу нельзя обойти стороной, чтобы не «перегнуть палку» в чрезмерной заботе за ребёнком.

Обычные родители, вырастившие 7 детей, они тоже допускали ошибки и сталкивались с проблемами. Но их принципы взаимоотношений в семье, сила нравственного, умственного и физического воспитания вдохновили тысячи людей.

Лучше прочитать её до рождения малыша или в первые месяцы. Так не останется горечи о том, что вы многое упустили.

«Почему-то считается: чтобы ребенок рос здоровым, его надо главным образом от всего оберегать – от простуд, от инфекций, от падений и ушибов, от опасностей – прежде всего беречь! Но это значит не готовить его к переменам погоды, к разным колебаниям и перепадам температур, не повышать защитные силы организма (неспецифический иммунитет), не учить падать без последствий и т. д., то есть не готовить к тому, что обязательно встретится в жизни.

А мы с самого начала думали иначе: здоровье надо укреплять – делать организм ребенка физически развитым, выносливым, невосприимчивым к болезням, закаленным во всех отношениях, чтобы малыш не боялся ни жары и ни холода».

Сегодня, когда доступна любая литература, было бы серьёзным упущением не воспользоваться опытом продвинутых педагогов и психологов. И пусть, все книги о детках и их воспитании не прочтешь, но пара-тройка лучших из них обязательно заставит вас по-другому взглянуть на поведение своего ребёнка.

  • А какие бы вы посоветовали книги? Дополняйте наш список в комментариях!

    10 книг о воспитании детей, которые надо прочесть всем родителям

    Так вот как оказывается надо было сделать…

    Как общаться с трудным ребенком? Чему надо научить детей до 3 лет? Каких ошибок можно было избежать? Воспитание детей — тяжелый труд, в котором пригодятся помощники. Конечно, это могут быть родители, друзья или знакомые. Но обычно никто из них не является признанным экспертом в детской психологии (хотя они могут считать обратное). Поэтому, чтобы избежать бесполезных советов, лучше обратиться к профессионалам. То есть к психологам и врачам, которые специально для вас пишут полезные книги с разбором всевозможных сложных вопросов.

    К Всемирному дню книги, который празднуется 23 апреля, редакция Tlum.Ru подготовила для вас 10 книг по воспитанию, которые нужно прочесть всем родителям.

    Издательство: Альпина нон-фикшн

    Начнем со спорящих друг с другом книгах о воспитании дошколят. Первая из них гласит, что «после трех уже поздно». А именно — нужно учить детей всему на свете именно до трех лет, потому что в этом возрасте они усваивают информацию, как губка. Книга расскажет, как сделать обучение не напрягающим и для малышей, и для родителей. Ранее развитие ребенка — в ваших руках.

    С предыдущим названием Галина Момот спорит напрямую, ведь в три все только начинается! При том, что обе книги посвящены методам раннего развития, здесь автор рассказывает о чуть более взрослом возрасте и учит читателей вариантам игровых форм, вместо ненавистных уроков. При этом огромное внимание уделяется таким факторам, как поддержка, уникальность, мотивация, зона ближайшего развития, самооценка, уважение и контроль.

    Психолог Марина Аромшам отвечает на самые типичные, самые горячие и самые трудные вопросы о воспитании дошкольника. Здесь и профессиональные советы, и жизненные примеры, и разбор самых частых конфликтов из серии «отцы и дети». В чем причины поведения вашего ребенка? Кризисы дошкольного периода не так страшны, как кажется, если у вас есть эта книга.

    И еще одна книга о воспитании малышей. Вы недовольны (а может и довольны) тем, как вас воспитали родители, но своих собираетесь растить по-другому. И когда у вас появляются дети… вы неосознанно начинаете копировать знакомые методы. Просто не знаете, как по-другому. Эта книга научит вас новому подходу, поможет освободиться от стереотипов и объяснит, как именно стоит взаимодействовать с ребенком. Очень полезное приобретение для домашней библиотеки.

    Издательство: АСТ, Времена 2

    Михаил Литвак — признанный психотерапевт и автор более 30 книг, посвященных теме общения, в этот раз взялся за проблемы воспитания. В этой книге вы найдете сборник статей на любой вкус и цвет. Тут и советы по воспитанию детей разного возраста, и вопросы, связанные с общением с воспитателями и учителями, короче — все, что может пригодиться, если в вашей семье подрастает ребенок. Но главная тема книги — это любовь. «Научитесь любить друг друга просто так, не за что», — вот, что советует нам автор. Нам кажется, что это хороший совет.

    На самом деле это сборник из двух книг — «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Названия говорят сами за себя, а имя Петрановской на обложке добавляет уверенности в том, что книга обязательна к прочтению.

    Как помочь ребенку в сложный период взросления и как действовать в конфликтных ситуациях, что стоит за детскими капризами и как воспитать уверенного в себе ребенка — обо всем этом и о многом другом в этой отличной книге.

    Читайте так же:  Налог на прибыль от основной деятельности это

    Признайтесь, название вас заинтриговало? Или может вы уже слышали об этом — ведь несколько лет назад эта книга кочевала по Интернету, обрастая восторженными отзывами. О ней спорили и продолжают спорить до сих пор, поскольку тема самостоятельности и инфантильности нового поколения — одна из самых острых в наше время. Как обеспечить условия для того, чтобы ребенок научился все делать сам, а мама могла быть «ленивой мамой»? Легко! И книга вас этому научит.

    Издательство: АСТ, Времена 2

    Это новое издание бестселлеров профессора Ю.Б. Гиппенрейтер. И если вы не читали такие книги как «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматию «Родителям. Как быть ребенком», то тут вы найдете выжимку из самых важных советов для молодых родителей. Ведь с детьми нового поколения уже нельзя общаться и воспитывать их «по старинке». Как научиться говорить с современными детьми и как сделать так, чтобы дети вас слышали, а не слушали? На эти вопросы есть ответы.

    Самые типичные ошибки родителей, а также способы их избежать или исправить, собраны в этой книге. Как стать ребенку другом, но не потерять свой авторитет? Как правильно реагировать на капризы и шантаж? Здесь вы найдете не только множество советов, но и случаи из жизни, а также иллюстрирующие их забавные картинки. И все это от Ольги Маховской — автора книг и телепередач, вложившей огромный вклад в проект «Улица Сезам в России».

    И последняя книга в нашей подборке — бонусом — с картинками! Автор книги, воспитывая троих детей, делала записи и зарисовки происходящего в своей семье. Именно эти записи она и предлагает изучить читателям. Рекомендуется к прочтению не только родителям, а вообще — всем, кто хоть как-то контактирует с детьми. Ведь под этой обложкой так понятно написано (и нарисовано) почему дети врут, капризничают или грубят. Может быть, эта книга принесет вам вдохновение, и вы тоже создадите подобное произведение про вашу семью. Мы бы вот почитали.

    Юлия Гиппенрейтер — О воспитании детей. Пособие для родителей

    99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

    Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

    Описание книги «О воспитании детей. Пособие для родителей»

    Описание и краткое содержание «О воспитании детей. Пособие для родителей» читать бесплатно онлайн.

    Юлия Борисовна Гиппенрейтер

    О воспитании детей. Пособие для родителей

    © ООО «Издательство ACT»

    Профессор Юлия Борисовна Гиппенрейтер – самый известный в России детский психолог, автор бестселлеров, которые помогли сотням тысяч родителей. «Общаться с ребенком. Как?» – это знаменитая книга о построении отношений между родителями и детьми, о налаживании настоящего глубокого контакта с ребенком, о технике активного слушания, о разрешении конфликтов, о работе с эмоциями и о многом другом. Научная глубина в сочетании с простотой текста, его неоценимая практическая польза и примеры из реальной жизни сделали эту книгу настольным справочником для всех родителей, выбирающих осознанный стиль воспитания и общения с детьми.

    Можно ли что-то исправить? Как?

    (Из предисловия к первому и второму изданиям)

    Как построить нормальные отношения с ребенком?

    Как заставить его слушаться?

    Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

    Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении?

    Безусловно, может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

    Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

    Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после Первой мировой войны, – случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, – привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

    Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.

    Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

    «Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные», – всегда результат неправильно сложившихся взаимоотношений с ребенком и в семье в целом.

    Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

    Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным», то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься. Большой вклад в гуманистические идеи воспитания и обучения внесли отечественные ученые, прежде всего Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев П. Я. Гальперин и др.

    Психологи обнаружили, что большинство родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

    Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Из этого открытия был сделан важный вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать на практике способам правильного общения с детьми.

    Этим и стали заниматься психологи. Во многих странах уже не одно десятилетие существуют «курсы общения» для родителей. В нашей стране такие курсы (их еще называют «группами» или «тренингами») также приобрели большую популярность, хотя их, конечно, все еще слишком мало, чтобы удовлетворить огромную накопившуюся потребность населения.

    Психологи сделали радостное открытие: оказалось, что многие родители гораздо больше готовы к изменению стиля общения в семье, чем предполагалось. В результате обучения они не только прекращали «холодную войну» с детьми, но и умели установить с ними глубокое взаимопонимание. О другом замечательном результате часто сообщают родители, которые успели пройти курсы до наступления у их детей «переходного возраста». Они вовсе не нашли этот возраст трудным – ни для себя, ни для своих детей.

    Несколько слов об этой книге. Мне хотелось сделать ее полезным практическим руководством как для участников тренингов, так и для тех, кто хочет или вынужден осваивать искусство общения самостоятельно. Поэтому первая часть написана в форме уроков и включает упражнения, вопросы и примеры.

    Каждый урок содержит небольшой, но важный, а подчас и трудный для усвоения материал. Необходимо делать задания к урокам, а не только читать их текст. Очень важно почувствовать и пережить первые успехи в ваших практических пробах после каждого урока и только потом двигаться дальше. Постепенно вы станете обнаруживать чудесные перемены в вашей ситуации с ребенком, даже если вначале она казалась безнадежной.

    В книге вы также найдете популярное изложение некоторых научных сведений, результатов исследований и экспериментов, а также письма родителей, которые иллюстрируют темы наших практических занятий. Чтобы не нарушать линейное движение по урокам, мы решили оформить этот материал в виде отдельных блоков – «боксов». Их можно читать и независимо от текста уроков.

    В ходе подготовки книги родилась идея включить вторую часть, посвященную «трудному» переходному возрасту – теме, составляющей не менее половины всех жалоб и обращений за помощью. В ней вы найдете реальную жизненную историю в письмах. Первоначально, в первых изданиях и тиражах книги, автор этих писем фигурировала как «одна знакомая бабушка», которая любезно согласилась поделиться историей помощи своему внуку Феде – типичному «трудному подростку». Однако по прошествии многих лет я сочла возможным признаться, что это были мои письма. Я их писала матери внука (моей дочери) «для отчета». Время идет, «Федя» перешагнул уже через свое тридцатилетие, и у него растет сын – милый и добрый мальчик. Хочу добавить, что в нашей недолгой совместной жизни с Федей (всего три месяца) я прошла через муки и радость попыток сближения с «трудным» ребенком, постоянно держа в голове все «уроки», которые сама же писала. Без них, я уверена, радости и успехов у нас бы не было.

    Одновременно с писанием книги у меня была счастливая возможность проводить тренинги с родителями, учителями, воспитателями школ и детских садов, студентами психологического факультета и слушателями спецотделения МГУ. Очень хочу поблагодарить всех участников этих тренингов. Вы искренне делились своими проблемами, переживаниями, пробами, ошибками – и снова пробами. Малейший успех каждого из вас поддерживал и вдохновлял остальных, и многие к концу наших занятий достигали глубоких сдвигов в понимании себя и своих детей. Ваши поиски и успехи, напряженный душевный труд нашли отражение в этой книге, и, я надеюсь, вдохновят вступить на этот путь многих и многих других родителей, педагогов и воспитателей.

    Хочу принести искреннюю благодарность художнику Г. А. Карасевой за чуткое отношение ко всем пожеланиям автора и их мастерское воплощение в рисунках книги.

    Моя неизменная глубокая благодарность Т. В. Сорокиной за огромный кропотливый труд по литературному редактированию первых изданий книги, а также за постоянный энтузиазм, который был для меня большой поддержкой в процессе этой работы.

    Профессор Ю.Б. Гиппенрейтер

    Начиная наши систематические занятия, хочу познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Он и будет для нас отправной точкой. Принцип этот – безусловное принятие.