Пособие начинающего пианиста

Симонова Т. Чудесные клавиши. Пособие для начинающего пианиста

Это пособие предназначено для начинающих пианистов 5–6 лет. Для юных музыкантов, изучающих нотную грамоту, это удобная книга, где они найдут несложные пьесы и песенки, которые можно легко читать с листа и петь. Пособие знакомит детей с нотным станом, обозначениями высоты нот и их длительностей, другими основами чтения и понимания нот. К каждой пьесе автор прилагает картинку для раскрашивания, что помогает ребенку проникнуть в образный мир музыки. Разнохарактерные пьесы, расположенные в порядке увеличения технической трудности, знакомят юных музыкантов с различными музыкальными жанрами.

Если в описании издания не указано содержание, пожалуйста, сообщите нам об этом. В этом издании не указано содержание!

Учебное пособие для начинающих пианистов

Учебно-методическое пособие для начинающих пианистов и педагогов, в основе которого лежит опыт работы автора со слабыми и проблемными детьми в pdf


Я учусь играть
О. Сотникова
Учебное пособие для начинающих пианистов
«Союз художников», 2002г.
(pdf, 1.85 Mb)

От автора
Потребность в написании этой работы, вернее, создании системы, описанной в ней, возникла у меня в процессе занятий со слабыми, или проблемными детьми. Что такое проблемные дети? Я считаю, что это дети, зажатые в эмоциональном и двигательном плане, имеющие проблемы с координацией движений, неразвитые слух и чувство ритма. Но хочу спросить: кто хотя бы раз получил ученика, у которого все аспекты музыкальной одаренности были бы в порядке? В результате целенаправленной работы с такими учениками, чьи музыкальные данные нуждались в развитии, я поняла, что можно сделать так, что никто не догадается, что первоначально над этим учеником висел кирпич «проезд в музыку воспрещен». Постепенно, от ученика к ученику, эта система корректировалась. Отбирался музыкальный материал, над которым работаем с учениками и который представлен в этом сборнике. За многие годы я убедилась, что в работе педагога нужен четкий план и четко поставленные задачи в работе с учениками. Цело в том, что дети сейчас нередко свободны в проявлении своих чувств и эмоционально неуравновешенны. Бывает так, что педагог планировал что-то сделать па уроке, а ученик, проявляя свой характер, взял инициативу в свои руки и — урок пропал или не имел того результата, который планировался.

А если не один раз? Поэтому при любом конкретном тане урока в работе с начинающими учениками важно: воспитание двигательной восприимчивости, слуховой чуткости, ощущения равномерности ритмической пульсации и тонкого понимания ритма. И очень важный момент в музыкальном воспитании — выработать в ученике культуру поведения и эмоций. Поэтому, как бы ученик ни вел себя, я всегда создам ситуацию, когда я смогу использовать его настроение, его поведение в целях решения тех задач, которые мне необходимо раскрыть в течение урока.

Скачать пособие

Чудесные клавиши. Пособие для начинающего пианиста

Татьяна Симонова, Игорь Прудников

Учебное пособие `Чудесные клавиши` предназначено для начинающих пианистов. Юные музыканты в возрасте 5 -6 лет, изучающие нотную грамоту, найдут для себя несложные пьески, которые можно легко читать с листа и петь, как песенки со словами.

Выразительному исполнению музыки способствуют рисунки, которые ребята раскрасят цветными карандашами, ведь творчество во многом определяется умением выражать свои чувства и представления о мире разными способами.

На раннем этапе обучения игре на фортепиано целесообразно проходить на уроке определенное количество легких пьес-картинок с целью заинтересовать малышей разучиванием новых произведений, обратить больше внимания не на текстовые трудности, а на постановку рук, развитие образного музыкального мышления.

Разнообразные виды деятельности, используемые педагогами, смогут сделать интересными и увлекательными первые шаги ребенка в мире музыки.

«Лучшее для фортепиано». Сборник пьес для учащихся 3-4- классов ДМШ

Лучшее для фортепиано. Сборник пьес для учащихся 3-4- классов ДМШ

Данное пособие призвано помочь преподавателям в расширении и обновлении учебного материала. Уникальная возможность познакомить юных музыкантов с лучшими образцами классической и романтической музыки ХIХ-ХХ вв., которые в российских изданиях печатаются впервые.

Образность, эмоциональность, мелодичность, тонкий пианизм, присущий произведениям С. Шаминад, Л. Шитте, Я. Сибелиуса, К. Гурлитта, несомненно найдут яркий отклик в душе юных исполнителей.

Галина Емельянова: Учимся играя. Пособие для начинающих пианистов

Аннотация к книге «Учимся играя. Пособие для начинающих пианистов»

Методическое пособие «Учимся играя» предназначено для учащихся подготовительных, первых классов и ориентировано на обучение детей 5-6 лет. Музыкальный материал подобран с учетом возрастных физических и психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отсюда широкое обращение к игровым формам. Немаловажную роль для восприятия музыкальных пьес играют подтекстовки.
В пособии происходит периодическое возвращение к каждому игровому модулю с целью его закрепления на более сложном материале. Например, первое знакомство с нотой происходит на материале песенки, которую ученик сначала поет, а затем разучивает на фортепиано.
После изучения такого раздела нот последующие можно изучать в произвольном порядке, выбирая те произведения, которые ученик может усвоить на данный момент.
Основная задача пособия — научить ре6енка получать радость от общения с музыкой.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Учебно-методическое пособие по музыке на тему:
Упражнения для начинающих пианистов

Учебно-методическое пособие «Упражнения для начинающих пианистов» будет полезно при работе над организацией игрового аппарата юного пианиста. Как известно, игровое движение — это движение, которое вырабатывается благодаря целенаправленному обучению, и предназначено оно для воплощения художественного замысла. Упражнения — это элементы сложных движений, тонких мышечных и тактильных ощущений, необходимых при контакте с инструментом. Одной из главных целей упражнений является дифференцированное владение частями пианистического аппарата. В пособие для этой цели включены упражнения из физкультурного комплекса, так как для игры на фортепиано необходимы активность мышц, сила, ловкость, выносливость. Упражнения подойдут и более старшим ученикам. Они могут использоваться вместо разыгрывания, чтобы быстро привести руки в рабочее состояние.

Предварительный просмотр:

В В Е Д Е Н И Е

Целью создания учебно-методического пособия «Упражнения для начинающих пианистов» является организация игрового аппарата юного пианиста, создание системы упражнений для овладения навыками фортепианной игры.

Известно, что мастерство невозможно без владения определенными техническими приемами игры на инструменте. Лишь обладатель хорошей техники способен воплотить в полной мере свои музыкальные и художественные представления. Вот поэтому музыканты-педагоги много времени уделяют работе над развитием техники у своих учеников.

Техническая работа, необходимая в фортепианной игре, даже в са-мых простых случаях возлагает на учащегося сложную, многообразную задачу. Он должен следить за работой своих рук, кистей, пальцев одно-временно, и вместе с тем никогда это не должно идти в ущерб его музыкальному представлению.

Игровые движения связаны с воплощением художественного замысла музыкального произведения в его наиболее выразительной форме. Их выполнение должно быть каждый раз предельно точным, выверенным, целесообразным. Так как инструмент создан в расчёте на человеческие руки, вопрос об оптимальной двигательной зоне сводится к той координированной от природы области, где движения рук имеют максимальную степень свободы и координации. Игровые движения требуют специального приспособления рук к инструменту, создания особой системы выработки и поддержания навыков.

Игровое движение – движение профессиональное, специально воспитанное в процессе обучения, предназначенное для воплощения художественного замысла.

Научиться игре на фортепиано – длительный и сложный процесс.

Читайте так же:  Защита прав потребителей домофон

В детской музыкальной школе дети постепенно входят в мир музыки. У них постепенно формируются те умения и навыки, которые понадобятся для овладения сложным музыкальным инструментом – фортепиано, идет постепенная, тщательная работа по «лепке» пианисти-ческого аппарата.

Осваивая первоначальные навыки игры на фортепиано, ученик одновременно выполняет много задач (интеллектуальных, зрительных, двигательных, слуховых, эмоциональных). Начинающему музыканту трудно с одинаковой силой внимания одновременно слушать и смотреть, чувствовать и выполнять определенные действия на клавиатуре. Сложная многоплановая фортепианная фактура требует от еще неопытного исполнителя дифференцированного и в то же время целостного воспроизведения ее на инструменте.

Рояль из-за своей ударной природы лишен протяжного звучания. Палитра разнообразного и красочного звучания достигается большим исполнительским мастерством. А овладение пианистическим аппаратом накапливается постепенно, кропотливым трудом при развитии тонкости и разнообразия прикосновения чутких кончиков пальцев, а также в работе над координацией крупных частей руки.

Хороший пианист владеет своим игровым аппаратом расчлененно и сознательно может соединить одновременно в движении руки многоплановые тенденции: напряженность кончиков пальцев, мышечно-пружинящий свод, эластично организованное запястье, свободное движение локтя, тяжесть в плече. Поэтому дифференцированное владение частями пианистического аппарата становится одной из главных целей в создании и изучении упражнений.

Упражнения для начинающих – это элементы сложных движений, тонких мышечных и тактильных ощущений, необходимых пианисту при непосредственном контакте с клавиатурой.

Механическая подготовка работы рук и пальцев происходит с помощью гимнастики, которая способствует рациональному и свободному «дыханию» рук. Не нужно жалеть времени на специальную гимнастику – без неё движения будут скованными и примитивными, пальцы не будут слушаться и подчиняться ещё долго.

В своей работе «Искусство игры на клавесине» Франсуа Куперен писал: «Те, кто начинал поздно, или те, кого плохо обучили, так, что их сухожилия затвердели, а также те, кто усвоил плохие привычки, должны сделать свои пальцы упругими прежде, чем садиться за инструмент, то есть вытягивать пальцы во все стороны. Это придаёт также бодрость, и мы чувствуем себя более свободными».

Движению пальцев или объединению руки можно научить ещё до игры на инструменте – это облегчит первые попытки игры начинающему пианисту. Движения, необходимые для пианистического воплощения музыки, можно развивать за обыкновенным столом, крышкой инструмента, на собственных коленях и т.д.

Проще тренировать сначала движения пальцев независимо от инструмента, и только потом требовать от них приспособления к клавиатуре. На упражнениях без инструмента ученик быстрее почувствует равномерную, ритмичную пальцевую работу, добиваясь того, чтобы пальцы двигались не вслепую, ударяли не так глубоко, как этого позволяет клавиша, а лишь настолько, насколько нужно.

Гимнастику рук в качестве дополнительного средства к обучению фортепианной игре впервые предложил Й. Джексон в книге «Гимнастика пальцев и кисти» (1864г.). Из немногочисленных работ, появившихся на эту тему в более позднее время, можно назвать работу Р. Прэнтиса «Гимнастика руки», где даётся ряд укрепляющих упражнений и подчёркивается важность внимания при их выполнении.

В своей книге «Гимнастика и массаж руки» (вышла в 1914г.) Э. Пиччирилли даёт 14 упражнений на сгибания и вращения и упоминает, что великий венгерский пианист Ференц Лист тоже применял гимнастику для рук, перед тем как садиться за рояль. Норму количества повторений упражнений установить невозможно. Необходимо помнить следующее: 1) никогда не заниматься до усталости; 2) полезно только упражнение, выполненное с полным вниманием; 3) даже при работе одного сустава пальца всё тело должно быть свободны.

В пособие также включены упражнения из физкультурного комплекса, развивающие разные части игрового аппарата, так как при игре на фортепиано необходимы активная работа мышц, ловкость, гибкость, выносливость, чему способствуют физические упражнения. Дополнительная гимнастика необходима потому, что движения при игре на фортепиано не используют всю возможность работы мышц. При помощи гимнастики мышцы развиваются быстрее.

Следует заметить, что упражнения, вошедшие в данное учебно-методическое пособие, могут использоваться не только начинающими пианистами, но и более подготовленными, потому как совсем немногие обладают безупречным игровым аппаратом и отличной техникой.

Подобранные упражнения можно также использовать вместо разыгрывания рук, чтобы быстро привести руки в рабочее состояние.

Думается, что предложенная система упражнений окажется полезной преподавателям-пианистам для формирования игровых навыков и организации игрового пианистического аппарата в максимально короткий срок.

У П Р А Ж Н Е Н И Я

Гимнастика для рук

Упражнение 1. «Лифт».

Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободные и немного опущены. Руки впереди корпуса. Кисти расслаблены, свисают свободно. Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице. Шейные мышцы свободны. Подбросьте руки вверх, и они, падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, до полной остановки.

Это упражнение помогает при игре на фортепиано, способствует «проводимости звука», содружественному движению обеих рук (синкинезии).

Упражнение 2. «Балерина».

Корпус чуть прогнут. На вдохе подняться на носки и одновременно плавно поднять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Мышцы плеч при этом должны быть расслаблены.

Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

Безусловно, для того чтобы научить прямо «держать спину», нужно делать упражнения не только для снятия напряжения с шейных и плечевых мышц, но и для укрепления нижних мышц спины. Например – разведение рук в стороны; при этом работают грудные и спинные мышцы.

Упражнение 3. «Шейка».

Сделайте небольшие плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы такие движения совершались без напряжения шеи.

Упражнение 4. «Мельница».

Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад. При этом важно следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых суставах.

В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель – не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.

Упражнение 5. «Цыганочка».

Потряхивать плечами (как в цыганских танцах). Лучше всего выполнять под аккомпанемент.

Вначале стоит делать упражнение в упрощенном виде – лишь подвигать плечиками вверх и вниз, попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям плечевых мышц – попеременно, вместе, вперед, назад.

Упражнение 6 . «Бокс».

Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», имитируйте движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимайте плечи.

Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук (особенно если не получаются вращательные движения).

Упражнение 7. «Прощание».

Локти свободны, пальцы – продолжение ладони, в лучезапястном суставе рука мягко сгибается: имитируйте жест прощания, потряхивая ладошкой. При этом проверяйте свободу руки и включение лопаточных мышц в работу.

Упражнение 8. «Лампочка».

Движения кистей рук имитируют активное ввинчивание и вывинчивание лампочки.

Это упражнение развивает пронацию и супинацию – боковые движения, вращения, нужные для игры арпеджио, трелей, тремоло, фигураций.

Упражнение 9. «Свободные руки».

Одновременно выполняйте завинчивающее вращение обеими руками, свободно опустив их вниз. Это упражнение полезно для снятия напряжения в мыщцах рук, для их свободы.

Упражнение 10. «Стирка».

Представьте, что вы стираете вручную. После стирки вещь надо встряхнуть, в нашем случае, высоко подняв руки. Если стряхивать хорошо – брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками – все брызги падают на живот. Следовательно, руки должны быть свободными.

Так и при игре: звуки, как брызги. Играете свободными руками – звуки далеко в зал летят, а играете зажатыми – они все здесь, вблизи остаются.

Упражнение 11. «Дирижер».

Дирижируйте под музыку.

Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае нельзя сутулиться! Упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.

Читайте так же:  Стоимость осаго ингосстрах рассчитать

Упражнение 12. Повороты туловища под музыку.

Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ощутите работу крупных мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.

Эти 12 упражнений приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них, появляется ощущение «целостности» движений рук из «корпуса». При достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям не будет ощущаться усталость в плечевой области и не будете «помогать себе», поднимая плечи.

Упражнения для пальцев

Упражнение 1. « Укрепление ладонных сгибателей пальцев».

Выпрямите ладонь и положите концы 2 – 5 пальцев на опору, например, на стол. 1-й палец не опускать вниз и не прижимать к ладони. Надо проминать ладонь, опираясь на нижнюю, ладонную поверхность пальцев, и отталкиваться пальцами от опоры пружинящими движениями. Запястье не поднимайте вверх: надо чувствовать ладонь как продолжение предплечий, а пальцы – как продолжение ладони.

Упражнение 2. «Хлопушка».

Свободно, без усилий «открывайте» и «захлопывайте» все пальцы одновременно, чувствуя, что ладонь как бы сгибается посередине, а пальцы «растут из ладони».

Упражнение 3. «Иди ко мне».

Сгибайте к себе «из ладони» каждый палец отдельно (кроме первого) по два раза. Палец «целый», «не ломающийся» в суставах. Выполняйте упражнение без напряжения, в разных темпах.

Упражнение 4. «Одуванчик». (Для разгибателей пальцев).

Соберите пальцы в щепотку и затем мгновенно и очень легко, без всяких усилий, «откройте» их (как будто кто-то на них подул, и они разлетелись, как пушинки одуванчика). Рука свободная, она тоже может взлетать вместе с пальцами. После взлёта пальцы свободно «опадают». В работе участвуют только пальцы, без кисти.

Упражнение 5. « Щеточка».

Это упражнение делается на коленях, как бы с них сбрасываются соринки. Легкие пальцы быстро открываются, а затем собираются, словно подметая и легко схватывая какой-то невесомый предмет. Работают только пальцы. Ладонь широкая.

При выполнении хорошо ощущается разъединенность пальцев.

Упражнение 6. «Рисуем солнышко».

Описывайте круги каждым пальцем поочередно по 8–10 раз. Сначала вниз, потом вверх.

Упражнение 7 . «Шаги в сторону».

Отводите вбок каждый палец поочередно на возможно большее расстояние. Повторяйте много раз, но так, чтобы пальцы не переутомились .

Это и предыдущее упражнение очень полезны для укрепления ладони, так как они развивают межкостные мышцы, то есть «мышцы быстроты».

Упражнение 8. «Рисуем геометрические фигуры».

Опишите в воздухе кончиком большого пальца, а затем и остальными пальцами треугольники и квадраты.

Развивается независимость движения целостных пальцев.

Упражнение 9. «Скольжение вдоль пальцев».

Погладьте первым пальцем поочередно все остальные пальцы от основания до кончика и назад.

Упражнение 10. «Закрываем веер».

Расставьте пальцы, затем сведите их по одному к неподвижному второму пальцу.

Упражнение 11. «Почти акробатика».

Сомкните второй и четвертый пальцы над третьим пальцем, а затем под ним. Так же третий и пятый пальцы над и под четвертым.

Упражнение 12. «Самый ловкий».

Двигайте прямым большим пальцем в разных направлениях. Остальные пальцы выпрямлены и сомкнуты.

Упражнения за инструментом

Упражнение 1 . «Учимся свободной посадке за инструментом, хорошей опоре на стул».

Сидя на краешке стула, спина ровная и прямая, ноги вместе, ступни против педалей, руки спокойно лежат на коленях. На счёт 1-2-3-4 медленно делаем круговые движения корпусом. Повторить 4 раза, затем столько же в другую сторону.

Упражнение 2. «Учимся правильно поднимать руки и опускать их на клавиатуру».

Исходное положение как в упражнении №1. Крышка инструмента закрыта.

На счет «1-2-3» плавно поднимаем правую руку вверх над клавиатурой (начинает движение локоть, затем – кисть, пальцы собраны вместе, но не прижимаются друг к другу, а свободно «свисают» вниз). Амплитуда подъема – не выше пюпитра. На счет «4» – рука опускается на крышку клавиатуры (сначала предплечье и локоть начинают движение вниз, кисть становится округлая – ощущение теннисного мячика), рука ставится на все пять пальцев. Не снимая правой руки, поднимаем левую на счет «1-2-3» и также ставим её на крышку инструмента на счет «4». Снимаем руки с клавиатуры в том же порядке – правая, затем левая (сначала поднимается кистевой сустав и локоть, потом пальцы плавно отрываются от плоскости).

Упражнение 3. «Учимся «ходить» по клавиатуре».

Исходное положение прежнее. Руки стоят на крышке фортепиано перед собой на расстоянии октавы. На счет «1-2» поднимаем правую руку и ведём по дуге (рисуем в воздухе радугу) вправо. Амплитуда подъема не выше пюпитра. На счет «3-4» плавно опускаем руку на крышку на все 5 пальцев. На счет «5-6» поднимаем левую руку, ведем её тоже вправо и на счет «7-8» опускаем на крышку инструмента. Проверяем округлость кисти, закругленность 1-го пальца, видим все 4 фаланги, ровную «дорожку» к приподнятому локтю и только после этого начинаем поднимать левую руку, ведем её влево по дуге и плавно опускаем на крышку (счет «1-2-3-4»). Затем поднимаем правую руку и возвращаем её в исходное положение (на счет «5-6-7-8»). Теперь проделываем эти же движения в зеркальном отражении (начинает левая рука и движется влево, затем влево идет и правая рука).

У пражнение 4. «Рисуем большую радугу».

Переносите руки по дуге от середины закрытой крышки рояли к самым ее краям, описывая одну большую «радугу».

Хорошо чувствуйте спину и нижние мыщцы рук. Руки кладите на ладони, чувствуя передачу их веса в крышку. Кисть не делает никаких самостоятельных движений.

Упражнение 5. «В ритме вальса».

Руки стоят на крышке рядом друг с другом. Начинает движение левая рука влево, плавно рисуя 3 дуги (в нижней точке касаясь крышки). Правая рисует тоже 3 дуги, но в другую сторону. Затем правая рука возвращается по этим же дугам в исходное положение. То же выполняет левая рука.

Упражнение 6. «Броски рук».

Броски рук на закрытой крышке под счет: 3 броска по дуге – маленький бросок, больше и совсем большой. Затем одним броском вернуться назад. Рука должна падать, как книга.

Упражнение 7. «Учимся находить правильную опору».

Сидя боком к клавиатуре, положите всю руку ладонью вниз на закрытую крышку инструмента. Полулежа, опирайтесь на плечевую кость. Постепенно приподнимаясь, последовательно переносите опору с плеча на предплечье, затем в ладонь и ладонную поверхность пальцев, и, наконец, в кончики 2 – 5 пальцев (как бы встать на них). Сами пальцы при этом словно упираются в середину широкой ладони. «Широким» ощущается и запястье, оно несколько ниже, чем свод. Очень важно, чтобы запястье могло мягко «рессорить» при нажиме на него сверху. Проверьте устойчивость опоры – сохраняя ее, вся рука от кончиков пальцев до корпуса должна пружинить.

Упражнение 8. «Хлоп – хлоп, шлеп – шлеп».

Похлопывание ладонью по крышке закрытого инструмента в разных местах. Выполняются хлопки всей рукой, не сгибая ее в локте. Хлопать с разной силой. Можно хлопать поочередно то ладонью, то тыльной стороной кисти, чтобы работали мышцы предплечья и еще лучше освобождались руки.

Упражнение 9. «Висячий мост».

Зацепитесь за закрытую крышку инструмента кончиками пальцев (одними подушечками, не сгибая фаланги). Держась на них, почувствуйте свободное провисание рук. Раскачивайте руки во все стороны, не фиксируя пальцы, они раскачиваются вместе с рукой.

Это упражнение помогает почувствовать свободный вес руки, часто использующийся при игре.

Упражнение 10. «Марширующие пальцы».

Положите кисть на закрытую крышку (или стол), чуть приподняв и закруглив пальцы («купол домика»). Поочередно каждым пальцем ударяйте по поверхности по 4 раза, соблюдая маршеобразный ритм. Следите, чтобы кисть и неработающие пальцы не отрывались от крышки инструмента.

Упражнение 11. «Три этажа».

Руки спокойно лежат на коленях. На счет «раз» положите руки на крышку клавиатуры, «два» – руки на верхней крышке, «три» – снова на нижней крышке, «четыре» – на коленях. Движения выполнять просто и естественно. Локти при подъеме не опускать.

Читайте так же:  Отказ от освидетельствования как вернуть права практика

Выполняя, важно чувствовать поддержку поясницы и нижних мышц.

Упражнение 12. «Растяжка». Положите один палец на закрытую крышку фортепиано, другие пальцы опускайте вниз и тяните их книзу. Затем положите поочередно другие пальцы.

Это упражнение способствует развитию независимости пальцев и кистевоё гибкости.

Упражнения для развития игрового аппарата

из комплекса ежедневной физкультурной зарядки

Упражнения для развития гибкости плечевого пояса

Поднять согнутые в локтях руки и скрестить предплечья за головой так, чтобы пальцы были направлены к лопаткам. Кончики пальцев касаются лопаток.

Встать спиной к стулу, взяться руками за спинку, хватом сверху (большие пальцы с наружной стороны). Слегка отставить вперёд одну ногу и присесть как можно ниже, не отрывая рук от стула и не отклоняя туловища от вертикали. Линии рук и туловища должны образовать прямой угол.

Встать спиной к стене на расстоянии длины стопы, руки в стороны ладонями вперёд. Коснуться пальцами стены, не отклоняя туловища от вертикали.

Согнуть одну руку локтем вверх, а другую локтем вниз, предплечья за головой и за спиной. Коснуться пальцами одной руки пальцев другой.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. На счёт «1-2-3-4-5-6-7» «обнять» себя за плечи, стараясь поднять локти выше и продвинуть пальцы рук к позвоночнику. На счёт «8» – исходное положение. Повторить 8 раз.

Стоя на расстоянии шага лицом к спинке стула, ноги на ширине плеч. На счёт «1-2-3-4-5-6-7», наклоняясь вперёд, положить руки на спинку стула и, не сгибая локти, потянуться плечевыми суставами к полу. На счёт «8» – исходное положение. Повторить 8 раз.

Стоя, левую руку согнуть локтем вверх так, чтобы пальцы касались лопатки. На счёт «1-2-3-4-5-6-7», надавливая правой рукой на локоть левой руки (очень осторожно), стараясь опустить ладонь ниже. На счёт «8» – поменять руки. Выполнить 4 раза.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки вперёд. На счёт «1-2-3-4-5-6-7» положить правую руку на левое плечо, левой рукой взяться за правый локоть. Надавливая на него, стараться продвинуть локоть к плечу. На счёт «8» – исходное положение. Поменять руки. Выполнить 4 раза.

Стоя, скрестить руки за спиной. На счёт «1-2-3-4-5-6-7» положить кисть одной руки на локоть другой. На счёт «8» – исходное положение. Выполнить 8 раз.

Стоя, кисти опущенных рук переплести за спиной. На счёт «1-2-3-4-5-6-7» разверните плечи, стараясь локти приблизить друг к другу. На счёт «8» – исходное положение. Повторить 8 раз.

Стоя, ноги на ширине плеч, взять в руки концы полотенца. На счёт «1-2-3-4» поднимите руки вверх, переведите руки назад, натягивая полотенце. На счёт «5-6-7-8» в обратном порядке возвращаемся в исходное положение. Выполнить 8 раз.

Упражнения для развития гибкости предплечья, лучезапястного сустава, кисти

Стоя, ноги на ширине плеч, руки вперёд, кисти в кулак. На счёт «1» – раскрыть пальцы, на «2» – собрать в кулак. Повторить 16 раз.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль тела ладонями вперёд, пальцы разведены. На счёт «1-2-3-4» последовательно сгибать пальцы, начиная с мизинца, на «5-6-7-8» разогнуть в обратном порядке. Выполнить 8 раз.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки вперёд, пальцы согнуть. На счёт «1-2» поднять согнутые кисти вверх, на «3-4» опустить кисти вниз.16 раз.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, кисти в кулак. На счёт «1-2» вращаем кисти вперёд, на «3-4» – назад. Выполнить 16 раз.

Стоя, ноги на ширине плеч, согнутые руки перед грудью, кисти в «замок». На счёт «1-2-3-4» «нарисовать» кистями цифру «8» перед собой. Выполнить 12 раз.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны – вверх, пальцы разведены. На счёт «1-2» вращать кистями вперёд, на «3-4» – назад. Повт. 16 раз.

Стоя, ноги на ширине плеч. На счёт «1-2» вытянуть руки как можно

дальше вперёд ладонями наружу, на «3-4» – в исходное положение.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. На счёт «1-2-3» соединить ладони перед собой пальцами вверх и поднять локти как можно выше. На счёт «4» – исходное положение. Повторить 12 раз.

Стоя, ноги на ширине плеч, руки вперёд. На счёт «1-2-3» отогнуть вверх пальцы одной руки с помощью другой. На счёт «4» – исходное положение. Выполнить 8 раз.

Встать на колени с опорой на руки кистями к себе. На счёт «1-2», стараясь сесть на пятки, отклонить руки от вертикали, ладони от пола не отрывать. На счёт «3-4» – исходное положение. Повторить 8 раз.

Упражнения для развития гибкости локтевого сустава

Стоя, руки в стороны, согнуты в локтях предплечьями вверх. На счёт «1» – опустить предплечья, на «2» – исходное положение. Плечи неподвижны. Выполнить 16 раз.

Стоя в горизонтальном наклоне вперёд, руки согнуты локтями назад, кисти собраны в кулак. На счёт «1» – выпрямить руки назад, на «2» – вернуться в исходное положение. Повторить 16 раз.

Стоя, ноги врозь, руки в стороны. Поочерёдные круги предплечьями вовнутрь и наружу. Выполнить 16 раз.

Стоя, ноги врозь, руки вперёд, кисти соприкасаются тыльной стороной. На счёт «1-2» – круговые движения локтевых суставов, на «3-4» – в обратную сторону. Повторить 16 раз.

Стоя, ноги врозь, руки согнуты перед грудью, локти в стороны. На счёт «1» – круговое движение предплечьями вовнутрь, на «2» – исходное положение, на «3» – круговое движение наружу, «4» – исходное положение. Повторить 12 раз.

Лёжа на спине, руки вверху, кисти переплетены ладонями вверх. На счёт «1» – увести руки вправо, на «2» – исходное положение, «3» – влево, «4» – исходное положение. Выполнить 16 раз.

Стоя на коленях, правая рука вперёд, левая под головой. На «1-2» – отклонить таз вправо, «3-4» – исходное положение, «5-6» – влево, «7-8» – исходное положение. Повторить 12 раз.

Стоя на коленях, наклон вперёд, предплечья на полу (руки вытянуты вперёд). На счёт «1-2-3-4» – потянуться плечами к полу, на «5-6-7-8» – исходное положение. Выполнить 12 раз.

Очень важно во время игры дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхания, особенно в кульминациях.

Условие нормального дыхания – хорошая осанка.

Исходное положение: встаньте ровно, хорошо распрямившись, ноги на ширине плеч.

Не поднимая плечи, сделайте глубокий вдох так, чтобы легкие до конца наполнились воздухом, а грудная клетка расширилась. Выдох постепенный, бесшумный и полный. После небольшой паузы – снова вдох.

Вариант: упражнение выполняется, сидя на стуле. Старайтесь не напрягать при дыхании брюшные мышцы.

Упражнение за инструментом……………………………………………..12

Упражнения для развития игрового аппарата из комплекса ежедневной физкультурной зарядки……………………………………………. 15

Пособия для ДМШ

Сборники нот фортепианных ансамблей (педагогический репертуар для ДМШ и не только) можно посмотреть ЗДЕСЬ: Фортепианные ансамбли (ноты)

Пособия для ДМШ: 15 комментариев

Спасибо большое! Прекрасная библиотека!

Татьяна, вам спасибо за отзыв! Библиотеку буду пополнять, так что заглядывайте к нам ещё!

Большое спасибо! Нашла здесь ноты, которые искала давно.

Наталья, очень рада! Спасибо вам за отзыв! 🙂

Большое спасибо! Часто хочется помузицировать, а нот под рукой нот. Очень пригодился ваш блог.

Злата, спасибо за ваш отзыв! Я очень рада! 🙂

Спасибо огромное от преподавателей и учеников . Отличная библиотека.

Здравствуйте, Ольга! Я сердечно благодарю вас за ваш отзыв! Рада стараться! Я пополняю библиотеку по возможности, так что заглядывайте к нам ещё! 🙂

Спасибо большое! Подборка в библиотеке очень хорошая.

Наталья, рада что вам понравилась библиотека! Я её продолжаю пополнять, заходите к нам ещё!))

Спасибо большое! случайно наткнулась и была приятно удивлена — очень хорошая подборка…

Все отлично! Благодарю! Вы супер.

Shikarnaya biblioteka! Ogromnor spasibo za trud i shedrost!