Полномочия депутата районного собрания

Оглавление:

Статья 28. Депутат Районного Собрания

Статья 28 . Депутат Районного Собрания

1. Депутаты Районного Собрания осуществляют свои полномочия преимущественно на непостоянной основе.

2. Срок полномочий депутата Районного Собрания составляет 5 лет.

3. Депутаты Районного Собрания, выборные должностные лица местного самоуправления муниципального района не могут одновременно исполнять полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев , установленных федеральными законами.

4. Полномочия депутата Районного Собрания начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Районного Собрания нового созыва.

Статья 30. Права депутата Районного Собрания

Статья 30. Права депутата Районного Собрания

1. Для реализации своих полномочий на сессиях Районного Собрания депутат имеет право:

— предлагать вопросы для рассмотрения на сессии Районного Собрания;

— вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

— вносить предложения о заслушивании на сессии отчета или информации должностных лиц, возглавляющих органы, подконтрольные Районному Собранию;

— вносить предложения о проведении депутатских слушаний по любому вопросу, относящемуся к ведению Районного Собрания;

— ставить вопросы о необходимости разработки новых решений;

— участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на сессии, требовать ответа и давать им оценку;

— выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

— вносить поправки к проектам решений Районного Собрания;

— оглашать на заседаниях Районного Собрания обращения граждан, имеющие общественное значение;

— знакомиться с текстами выступлений в стенограммах и протоколах сессий Районного Собрания.

2. Депутат имеет право:

— обращаться с депутатским запросом к руководителям расположенных на территории муниципального района государственных органов и общественных организаций, организаций по вопросам, находящимся в ведении муниципального района;

— на обеспечение документами, принятыми Районным Собранием, а также документами, иными информационными и справочными материалами, официально распространяемыми другими органами местного самоуправления и органами государственной власти;

— на пользование всеми видами связи, которыми располагают органы местного самоуправления муниципального района.

Льготы депутатам местного самоуправления

Из средств массовой информации мы часто слышим о том, что некоторые граждане Российской Федерации имеют большие преференции от государства. К таковым относят чиновников и депутатов. На самом деле, такая информация правомерна. Она подтверждается действующим законодательством.

Давайте разберемся подробно каковы льготы депутатов местного самоуправления. Все ли обладатели такого статуса ими пользуются. В каком объеме народным избранникам предоставляются преференции и бюджетные выплаты в 2019 году.

Законодательные основания

Возможности для осуществления деятельности депутату предоставляет соответствующий муниципалитет.

Это должно быть отражено в его уставе.

Данное положение содержится в части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 121-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003:

«5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления…»

Разбирая преференции и гарантии, нужно учитывать несколько важных факторов:

  1. Депутатская деятельность осуществляется на двух основах:
    • постоянной, с освобождением от предыдущего места службы;
    • на непостоянной (без отрыва от производства).
  2. К лицам, пользующимся полностью или частично описываемыми преференциями, относятся:
    • помощники народных избранников;
    • служащие, занимающие должности руководителей подразделений в органе местного самоуправления.

На постоянной основе могут работать 10% избранников всего муниципального образования. Если же их менее десяти, то только один человек. Скачать для просмотра и печати

Привилегии народных избранников

Работа депутатов в итоге направлена на улучшение жизнедеятельности всего общества. С этим связаны те удобства, которым их обеспечивает соответствующее муниципальное образование. Необходимо создать условия для их нормальной деятельности.

Преференции имеют разный характер. Объединяет их одно: финансирование из соответствующего бюджета. Последним обстоятельством определяются условия прекращения действия льгот.

Преференции сохраняются за народными избранниками на определенный период, указанный в соответствующем нормативно-правовом акте.

Заработная плата

Начисления за работу производятся всем депутатам, независимо от того, с отрывом от производства они действуют или без. Но выплаты существенно отличаются.

Так, если народный избранник осуществляет деятельность на постоянной основе, то ему положены такие гарантии:

  • страхование здоровья, жизни, на случай порчи имущества;
  • медицинское обслуживание;
  • дополнительный отпуск и выплаты к нему.

Кроме того, люди, занимающие выборные должности имеют такие права:

  1. За этим лицом сохраняется средний заработок после законного прекращения полномочий:
    • на один год;
    • до очередного трудоустройства.
  2. Если доход на новом месте службы будет ниже депутатского, то разницу компенсируют из бюджета.
  3. По окончании полномочий избранник народы получает материальную помощь, если это оговорено в уставе муниципалитета.
  4. Если основа деятельности непостоянная, то человека не могут уволить с работы до истечения срока полномочий.

Если депутат работает без отрыва от производства, то ему тоже положена зарплата. Но она начисляется только за сессионные дни.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Другие преференции

Все избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены такими удобствами в работе:

  • телефоном;
  • транспортным средством;
  • возможностью повышения квалификации;
  • бесплатным проездом на любом виде транспорта соответствующего муниципального образования (исключением является такси);
  • материальной компенсацией за проезд (в отдельных случаях).

Когда работник местного самоуправления вынужден переехать на место службы в другой город, ему обязаны предоставить жилье. Это служебная квартира. Ее семья депутата освобождает после прекращения полномочий.

Депутаты Госдумы имеют право воспользоваться бесплатно любым видом проезда по всей Российской Федерации. Их помощники обеспечиваются билетами на поезда, кроме вагонов СВ.

Медицинское и пенсионное обеспечение

  1. В случае заболевания народных избранников лечат бесплатно. Эти люди могут пойти в любую больницу, доктора не имеют права им отказать. Кроме того, депутатам положено страховое пособие за счет местного бюджета. Сумма его определяется уставом образования.
  2. Если во время деятельности подошел пенсионный возраст или наступила инвалидность, то этим гражданам назначается повышенное пенсионное содержание. Его размер устанавливается указанным выше законом.
  3. В случае смерти народного избранника, его семью берет на содержание государство. Иждивенцам назначается пенсионное содержание. Его выплачивают детям до достижения 18-летнего возраста. Кроме того, семья получает государственную страховку.

К государственной пенсии могут назначаться муниципальные надбавки. Их выплачивает соответствующий бюджет.

Условия получения льгот депутатами

В связи с тем, что указанные государственные гарантии оплачиваются из местного бюджета, основным условием их получение является бездотационность такового. Это означает, что за федеральный счет дополнительные деньги муниципальным депутатам не выплачиваются.

Кроме того, есть дополнительные условия, когда с этих лиц снимают все преференции.

К таковым относятся случаи:

  • отзыва лица его избирателями;
  • прекращения полномочий по инициативе руководителя совета;
  • вступления в силу обвинительного судебного решения;
  • постановления суда о незаконности соответствующих выборов;
  • добровольной отставки, если она не связана с получением инвалидности нерабочей группы.

Работа в местных органах самоуправления дает право на льготную пенсию даже после прекращения полномочий.

Как депутаты пользуются льготами

Деятельность лиц, обеспечивающих нормальную работы органов местного самоуправления, связана с постоянным общением, частыми поездками в различные регионы.

Бесплатный проезд осуществляется этими людьми на основании предоставления удостоверения установленного образца. Кондукторы в общественном транспорте обязаны учитывать его и не требовать оплаты.

Преференции, обусловленные уставом совета, выплачиваются муниципальным органом. Для этого необходимо распоряжение его руководителя.

К примеру, дополнительный отпуск и денежное пособие к нему назначаются на основании заявления должностного лица. Если произошла беда, то наследники тоже идут к руководителю совета. Им необходимо иметь при себе документы, доказывающие степень родства. Этим людям назначается и выплачивается компенсация.

Квартирами освобожденные депутаты обеспечиваются по требованию. То есть нужду в жилплощади следует доказать начальству. Кстати, народные избранники избавлены от необходимости ждать своей очереди. Служебную квартиру им дают сразу, как только они приступают к работе.

Если у муниципального образования нет своего жилого фонда, оно оплатит депутату наем квартиры.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Читайте так же:  Получает все оставшиеся взятки

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Полномочия депутата районного собрания

  • Статьи
  • Полезное
  • Полномочия местных депутатов

Полномочия местных депутатов

Депутаты есть в каждом муниципальном образовании. Они образуют местную городскую думу. Так же, как и депутаты Государственной Думы, они обладают полномочиями. Что нужно знать простым жителям о правах и обязанностях депутата местного совета?

Депутатов в Государственной Думе чуть меньше пятисот, а какое бесчисленное множество их насчитывают представительные органы местного самоуправления по всей стране! В самых небольших городах есть своя городская дума, в которую входят местные депутаты. Именно они, а не сидящие в столичной Думе слуги народа оказываются ближе к простым жителям.

С депутата местного совета надо начинать свои визиты, если вы считаете, что без помощи власти уже не разобраться. Здесь неплохо будет выяснить не только то, как обратиться к народному слуге, но и какими он обладает возможностями и правами, чтобы оказывать помощь населению.

Кто такой депутат муниципального образования

Итак, депутат муниципального образования – это избранный народом, населяющим данное образование, человек, который будет представлять интересы избравших его местных жителей. По закону, местное самоуправление не является институтом государственной власти. Считается, что здесь само население управляет своей жизнью, решает, что предпринять, чтобы жить стало лучше, какие ввести законы и т. д. Действует оно теоретически через избранных населением своих представителей.

Полномочия депутата местного совета

Полномочия депутатов муниципалитетов, естественно, меньше, чем у того же представителя Госдумы. Однако и такой «маленький человек» в иерархии власти многое решает. Например, местные депутаты решают, каким будет бюджет в их муниципальном образовании. Рассчитывается он, исходя из количества жителей МО. Они же отчитываются перед населением о том, куда потратились муниципальные деньги. Кроме того, депутат местных представительных органов власти принимает, утверждает и изменяет местный Устав – главный документ муниципального образования. Устав строится по принципу учета местных традиций, культурных особенностей места, где он вводится.

Депутаты ответственны за вопросы опеки и попечительства. Они распоряжаются муниципальным имуществом, курируют вопросы спортивной жизни округа и досуга населения. Именно такое сочетание может привлекать недобросовестных людей, попросту говоря, взяточников, к предложению народному избраннику подкупа за предоставление помещения для какой-либо спортивной секции или досугового центра.

Местные депутаты вообще должны следить за развитием муниципального образования и нести ответственность за исполнение их поручений. То есть депутат может повлиять на то, чтобы во дворе какого-то дома организовали детскую спортивную площадку. Но он должен и проследить, чтобы работы были действительно проведены, чтобы площадка была качественная, а не калечила детей, и чтобы работы были завершены в срок.

Право на законотворчество

У депутатов местных органов самоуправления есть право создавать законы. Вряд ли можно подумать, что законы, предложенные в каком-нибудь крохотном городке, будут приняты и в Госдуме. Местное самоуправление к этому и не должно стремиться. Его законодательная инициатива очень локальна. Местных депутатов должно волновать, какие законы принять, чтобы жизнь данного конкретного округа изменилась к лучшему – с учетом его особенностей, проблем, традиций и т. д.

В городской думе принимается решение о проведении местного референдума. Инициировать его, кстати, может народ, если он будет недоволен текущей властью. Местные депутаты вообще должны прислушиваться к населению, которое они представляют – даже в тех случаях, когда граждане выступают с неожиданными инициативами.

Они же могут проводить публичные слушания, посвященные, например, градостроительной инициативе, охране порядка, установлению местных праздников. То есть народные избранники должны стремиться согласовать с представителями государственной власти в регионе вопросы местного значения. Для этого у них есть право депутатского запроса, с которым они могут обратиться практически в любую государственную инстанцию. Например, местные депутаты могут проверить деятельность главы администрации, то есть представителя исполнительной власти. Могут обратиться в суд, чтобы решить муниципальные споры. Местный депутат имеет право высказывать свою позицию в СМИ и тем самым привлекать внимание к проблемам населения.

Решение социальных и экономических вопросов

На плечи муниципальных депутатов ложится обязанность контролировать деятельность должностных лиц муниципалитетов и организаций, которые должны действовать для решения вопросов локального значения. Эти же народные избранники решают, как объединить свои усилия с соседними районами, чтобы сообща решать похожие проблемы.

Местные депутаты решают вопросы социально-экономического толка. Например, в Петергофе представители местного совета даже обязаны собирать статистику, которая показывала бы состояние социальной и экономической сфер в муниципальном круге. Затем эти данные предоставляются в госорганы.

Как работают местные депутаты

Обладатель мандата Госдумы весь отдается службе народу – по крайней мере, так принято считать. Поэтому он не может заниматься так называемой «предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью». Исключения здесь составляет творческая, научная и преподавательская деятельности. Что же с местными депутатами – у них так же? Оказывается, не совсем.

Если слуга народа осуществляет свои полномочия на постоянной основе, то на него распространяются все эти требования. Но дело в том, что на постоянной основе может работать только 10% депутатов местных представительных органов, а в округах, где положено по закону (а он ориентируется на численность населения) иметь только 10 депутатов, на постоянной основе будет работать только 1. Чаще всего, конечно, это председатель городской думы.

Работающий на постоянной основе депутат муниципального округа получает классные чины: муниципальный советник 1 или 2 класса. Присваиваются они так: если муниципальный депутат работал 5 и более лет на постоянной основе, при этом уже имел чин муниципального советника второго класса, ему присваивают чин 1 класса.

Привилегии и гарантии муниципальным депутатам

Это все полномочия, заметите вы. А что же с привилегиями? Неужели их у депутатов местных представительных органов нет? Зачем же тогда все стремятся получить заветные корочки? Привилегии есть – бесплатный проезд на общественном транспорте. Также депутат имеет право на то, чтобы при обращении в органы местного самоуправления по вопросам своей деятельности его приняли в первую очередь.

Помимо привилегий, депутату местного порядка предоставляются гарантии. Они необходимы, чтобы представитель выборных органов мог спокойно исполнять свои полномочия. Местный депутат может лично присутствовать на обсуждениях во всех органах местного самоуправления и принимать в них участие, может вносить замечания и предложения по обсуждаемом проблемам.

Обязательства перед народом

Но есть и обязательства – например, депутаты обязаны встречаться с населением по нескольку часов раз в две недели. Не все соблюдают это требование, предписываемое законом. Ко многим занятым депутатам далеко не просто оказывается попасть – даже по предварительной записи.

Отличительными признаками депутата местного совета являются удостоверение и нагрудный значок (не во всех муниципальных образованиях). Удостоверение выдается на срок избрания (для местных этот срок устанавливается длинной в 4 года), в нем прописано имя народного избранника и дается подтверждение его полномочий.

Запросное право

Статус депутата муниципального собрания не дает никаких материальных благ. Депутат не получает зарплату, не имеет льгот, ему не положено ни кабинета, ни служебной машины.

Полномочия самого собрания тоже невелики. Муниципалитет действует на одной и той же территории с управой (нижнее звено исполнительной власти в Москве), только управа может почти все, а муниципалитет – почти ничего. Это хорошо иллюстрирует размер бюджета муниципальных собраний: например, у муниципалитета Восточного Измайлова он на 2012 г. составляет 48 млн руб., у Отрадного – 92 млн руб., у Бегового – 35 млн руб., у Кунцева – 78 млн руб., у Южного Орехова-Борисова – 71 млн руб.

Так было не всегда, напоминает эксперт ассоциации «Голос» Аркадий Любарев. В 1990-х исполнительная власть и местное самоуправление в Москве вообще не были отделены друг от друга, единый орган назывался управой. Глава управы по представлению мэра избирался депутатами (советниками) райсобраний; мэр мог отстранить его от должности, а городская дума – отменить решение районного собрания. Новый федеральный закон о местном самоуправлении, принятый в 2003 г., дал Москве и Петербургу как городам – субъектам Федерации возможность самим определить структуру органов местного самоуправления и их полномочия. Это была победа тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова над федеральным центром. В итоге почти все полномочия достались исполнительной власти. Префектуры, например, проводят конкурсы по выделению земли под капитальное строительство и сдаче в аренду нежилых помещений. Управам отдана организация общественных слушаний по проекту генплана, благоустройство территории, проведение конкурсов по выбору управляющих компаний, выбор мест для нестационарной торговли – палаток и ларьков, составление первичного списка объектов и дорог, нуждающихся в капремонте. А муниципалитеты ведают вопросами опеки и попечительства, военно-патриотической работой и обустройством спортивных площадок (собачьими занимается уже управа). Возможность влиять на градостроительную политику у них символическая. Муниципалитеты могут передавать свои предложения по использованию земли исполнительной власти, но исполнять их она не обязана.

Зато – и это главное оружие муниципального депутата – он может написать запрос, на который в течение месяца обязаны ответить представители власти и организаций. Первый запрос Гарначук написал через две недели работы, он адресован главе управы Тропарево-Никулино. Депутат требует предоставить ему список адресов всех нестационарных объектов торговли – палаток и ларьков – с указанием разрешенных часов работы и ассортимента. Поводом для запроса стал ларек, стоящий под окнами дома самого Гарначука. Он работает круглосуточно, а не с 8 до 21, жалуется Гарначук, в нарушение техники пожарной безопасности подключен к электросети ближайшего дома переброшенным по воздуху кабелем и торгует пивом вместо хлеба. Многие такие ларьки работают вообще без разрешений, подозревает Гарначук, и власти их покрывают. Получив ответ с перечнем всех легальных ларьков, он будет бороться за легализацию или снос всех нелегальных.

Читайте так же:  Безвозмездный договор аренды жилья

Но ответ еще надо получить. На деле депутатам иногда отказывают в информации даже их родные муниципалитеты. Тому же Гарначуку председатель собрания не выдал на руки документы по конкурсам, проведенным муниципалитетом для организации районных праздников. Информацию в итоге ему прислал знакомый, взяв ее из базы госзакупок. Оказалось, значительную часть праздничных конкурсов выигрывает одна и та же компания, а ее дежурный конкурент с ней аффилирован. Среди праздников, кстати, обнаружился День водно-болотных угодий стоимостью 50 000 руб. Еще не определены бюджеты весеннего мастер-класса по боксу и соревнований по прыжкам со скакалкой на празднике проводов зимы.

Запрос – это одиночный выстрел, личная вендетта депутата. Коллективные действия эффективнее, но для этого нужно не только пройти в собрание, но и избрать председателем единомышленника. Председатель формирует повестку заседаний собрания (и решает, какой вопрос поднять, а какой лучше не надо), председатель может подписывать запросы от имени собрания. Пока независимым от партии власти депутатам не удалось избрать своего председателя даже там, где они получили большинство или блокпакет мандатов – мешают партийные разногласия.

На Таганке, например, в собрании 15 депутатов, для выборов председателя нужно 10 голосов. От «Справедливой России» там шесть депутатов, от КПРФ и «Единой России» – по три. Эсеры выдвинули в председатели секретаря бюро московского отделения своей партии Илью Свиридова, но коммунисты его не поддержали. Управа лоббирует преподавателя колледжа Дениса Акулова, но тут против эсеры. В итоге Свиридов стал исполняющим обязанности председателя. Следующее заседание назначено на конец мая.

На Пресне тоже 15 депутатов, в том числе от КПРФ – пять, от «Единой России» – четыре, от эсеров – три, от «Яблока» – один, независимых – двое. Основные кандидаты в председатели – от «Единой России» и от коммунистов. Но депутата от «Яблока» Екатерину Калацкую не устраивают оба. За ее голос идет борьба, рассказывает она: представитель управы пообщалась с начальством книжного магазина, где работает Калацкая, а коммунисты вышли на руководство «Яблока», но обе попытки на ее позицию не повлияли. «Партийцы снова голосуют только за своих, ситуация тупиковая. Политика мешает нам работать», – говорит Калацкая. Итог: никто не избран.

В Выхино-Жулебино 18 депутатов. И 10 единороссам нужно всего два голоса, чтобы выбрать своего председателя. Один у них есть – от депутата-справоросса, рассказывает беспартийный депутат, избравшийся по списку КПРФ, Валерий Катков. В жизни он главный редактор оппозиционной районной газеты «Жулебинский бульвар» с тиражом 50 000 экземпляров. Таких, как он, беспартийных коммунистов, в собрание прошло семь человек, в том числе певец Владимир Маркин, его оппозиция продвигает в председатели, но пока неудачно. «У него под окнами собирались построить снегоплавилку. Так люди и идут в депутаты», – объясняет Катков. Накануне выборов председателя депутатов-коммунистов пригласили в управу знакомиться, рассказывает Катков: «На самом деле нам два часа рассказывали, какой я плохой и какой хороший кандидат у «Единой России». Ну еще бы! Я 11 лет в оппозиционной газете работаю и за это время местным властям всю малину обкакал. Я непроходной кандидат». Но и сам за единоросса не проголосует: дело не в партийности, а в зависимости от власти, объясняет Катков. Итог: пока никого не избрали.

А вот в Тропарево-Никулино оппозиция уже проиграла. Там 12 депутатов: пять – от «Справедливой России», двое – от КПРФ и пять самовыдвиженцев. Депутаты дважды собирались, чтобы выбрать председателя. Заседания проходили бурно, с привлечением милиции, телевидения и сотрудников травмопункта, куда Гарначук поехал регистрировать укусы – его, по словам свидетелей происшествия, покусала одна из сторонниц эсера Леонида Ольшанского. Оба раза стороны блокировали избрание председателя, голоса делились поровну, а для избрания председателя нужно большинство в две трети. 30 марта с третьей попытки победили эсеры и примкнувшие к ним самовыдвиженцы. Но председателем стал не эсер, а квазиединоросс – глава молодежного совета района Сергей Куликов, участник молодежного форума «Наших» на Селигере.

Борьба за права

Пока внутри собраний побеждают партийные разногласия, на более высоком уровне муниципальные депутаты уже приступили к согласованным действиям. Цель – расширение полномочий. Как это сделать?

Первый вариант – оспорить в Конституционном суде только что принятые Мосгордумой поправки в московский закон о самоуправлении, они вступят в силу летом 2012 г., после официального расширения границ Москвы. Согласно новой редакции закона после присоединения к Москве нескольких районов и городов Подмосковья в новой «большой Москве» будет три типа муниципальных образований: внутригородские муниципальные округа в старой Москве и городские округа и поселения на присоединенных территориях.

И новые, и старые территории сохранят свои границы и полномочия, такое обещание власти дали еще на этапе обсуждения идеи расширения Москвы. Однако силы муниципалитетов будут неравны. В списке полномочий старых муниципалитетов 26 пунктов, а у новых – 42, и депутаты старых муниципалитетов хотят добиться тех же возможностей, что уже есть у их подмосковных коллег.

Второй вариант для депутатов-активистов – попросить КС в целом оценить распределение полномочий между исполнительной властью и местным самоуправлением. Инициативная группа хочет радикальных перемен: добиться упразднения управ и передачи их функционала муниципалитетам, сохранив их выборность.

Основания для обращения в КС по обоим вопросам есть, система организации местного самоуправления имеет много недостатков, отмечает судья КС в отставке Анатолий Кононов. Но перспективы обращений сомнительны: такие попытки уже предпринимались не раз и закончились ничем, напоминает Кононов.

Московские власти готовы обсуждать тему местного самоуправления и в перспективе, возможно, передать муниципалитетам еще какие-то полномочия, хотя и сейчас они не так уж ничтожны, считает зампредседателя Мосгордумы единоросс Андрей Метельский. Муниципальные депутаты, требующие новых полномочий, только что избраны, они еще не начали толком работать и не выполнили обещаний, которые давали избирателям в пределах нынешней компетенции, отмечает Метельский: пусть для начала справятся с тем, что они могут сделать уже сейчас.

Традиционная возможность набора политического веса – сотрудничество с политическими партиями – для московских муниципалов неактуальна. Вовлечение новой генерации депутатов в свою орбиту было бы крайне выгодно политическим партиям, которые давно уже находятся в кризисе, в том числе из-за нехватки новых интересных избирателям лиц, которых немало среди новых муниципалов, рассуждает политолог Игорь Бунин. Взамен, считает он, депутаты могли бы рассчитывать на поддержку своих инициатив на партийном уровне, хотя «поженить» новых гражданских политиков и старые партии будет не так-то просто. Во-первых, многие новоиспеченные депутаты не политизированы, они пришли в муниципальные собрания из среды сугубо гражданской активности. Во-вторых, партии и сами не готовы к работе с активистами нового поколения. КПРФ, например, не смогла найти адекватной формы сотрудничества с лидером «Левого фронта», соорганизатором протестных митингов прошедшей зимы Сергеем Удальцовым. А активное включение депутатов-эсеров Ильи Пономарева и Дмитрия Гудкова в уличную политику привело к обострению кризиса в «Справедливой России», напоминает Бунин. Неудивительно, что пока ни одна из парламентских партий не выступила с инициативой создания в Москве надпартийной ассоциации муниципальных депутатов, зато сами независимые депутаты уже создали две – и обе внепартийные.

Депутаты о наболевшем

Какая проблема у вас в районе самая острая и как вы собираетесь ее решать? Такие два вопроса «Ведомости» задали депутатам

Екатерина Калацкая Пресня: неправильная застройка Большинство проблем нашего района связано с точечной застройкой. Например, расселение квартала Камушки возле ТТК и «Сити»: место под новое строительство выделено, но там можно будет построить куда меньше жилья, чем надо, зато предусмотрена коммерческая застройка. По Камушкам мы добиваемся проведения новых общественных слушаний, прошлые были проведены с нарушениями и без записи, мы написали в префектуру обращение с требованием проведения повторных. Лариса Соломатина Сокольники: теневые квартиры Я хочу добиваться проведения инвентаризации жилого фонда в районе: по моим подсчетам, в теневом обороте может находиться до сотни квартир и комнат, на которые стоит большая очередь. Я уже получила документы из прокуратуры по своему запросу, буду писать еще запросы в управу и префектуру, требовать проверки ЕИРЦ и рассмотрения всей этой информации на заседании собрания. А чтобы все могли видеть, как депутаты будут это обсуждать, буду требовать поставить в зале заседаний веб-камеры. Илья Свиридов Таганка: спорный парк В нашем районе есть Таганский парк, в котором соседствуют стадион, детские аттракционы, эстрада и Покровский монастырь. Жители хотят развивать эту территорию как досуговую, а православная община хочет возвращения ее церкви. Мы в данном случае выступаем проводниками общественного мнения, чтобы не допустить конфликта. Мы уже договорились провести большую встречу всех сторон, чтобы попробовать урегулировать этот конфликт, заодно директор парка расскажет о стратегии развития парка, есть планы там сделать бесплатный WiFi. Валерий Катков Выхино-Жулебино: пропавшие деньги Меня интересует вопрос о хищении средств на выпуск районной газеты, речь идет о полумиллионе рублей. Судя по документам, деньги были выделены, газета напечатана, но самой газеты не было. Мне рассказывают в управе, что ее якобы напечатали на домашнем принтере – 20 000 экземпляров! Я написал запрос в ОБЭП, жду возбуждения уголовного дела о хищении. Буквально на следующей неделе я как депутат иду на встречу с префектом обсуждать этот вопрос. Владимир Гарначук Тропарево-Никулино: закрытая поликлиника У нас в районе проблема с детской поликлиникой. Сейчас работает только одна – № 119, детей – больше 19 000, участковых врачей – 15, норматив Минздрава – 800 детей на одного участкового, т. е. у нас участковых хватает только на 12 000 детей. Вторую поликлинику, № 120, закрыли в 1998 г., теперь ее хотят снова открыть, но перепрофилировать в Центр реабилитации наркозависимых и наркодиспансер. Мы будем биться за то, чтобы нам вернули вторую детскую поликлинику. Я собрал за две недели 2375 подписей за возвращение поликлиники, мы написали обращения в префектуру и городской департамент здравоохранения. Не будут реагировать – выйдем на митинг, опыт есть. Виталий Третьюхин Печатники: заброшенная набережная Глобальная проблема района – транспортная: в Печатники ведут три дороги, они не соединены друг с другом, потому что между ними одноколейная железная дорога. Решение этой проблемы выходит за рамки наших полномочий, к сожалению, но мы будем обращаться к представителям исполнительной власти города. Другая проблема – набережная Москвы-реки, очень красивая, но неблагоустроенная, там даже ограды местами нет. Я как депутат могу только написать обращение в управу с предложениями по ее благоустройству – поставить ограду, лавочки, освещение провести.

Читайте так же:  Образец заявление о приостановлении решения суда

Льготы депутатам местного самоуправления

Из средств массовой информации мы часто слышим о том, что некоторые граждане Российской Федерации имеют большие преференции от государства. К таковым относят чиновников и депутатов. На самом деле, такая информация правомерна. Она подтверждается действующим законодательством.

Давайте разберемся подробно каковы льготы депутатов местного самоуправления. Все ли обладатели такого статуса ими пользуются. В каком объеме народным избранникам предоставляются преференции и бюджетные выплаты в 2019 году.

Законодательные основания

Возможности для осуществления деятельности депутату предоставляет соответствующий муниципалитет.

Это должно быть отражено в его уставе.

Данное положение содержится в части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 121-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003:

«5.1. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления…»

Разбирая преференции и гарантии, нужно учитывать несколько важных факторов:

  1. Депутатская деятельность осуществляется на двух основах:
    • постоянной, с освобождением от предыдущего места службы;
    • на непостоянной (без отрыва от производства).
  2. К лицам, пользующимся полностью или частично описываемыми преференциями, относятся:
    • помощники народных избранников;
    • служащие, занимающие должности руководителей подразделений в органе местного самоуправления.

На постоянной основе могут работать 10% избранников всего муниципального образования. Если же их менее десяти, то только один человек. Скачать для просмотра и печати

Привилегии народных избранников

Работа депутатов в итоге направлена на улучшение жизнедеятельности всего общества. С этим связаны те удобства, которым их обеспечивает соответствующее муниципальное образование. Необходимо создать условия для их нормальной деятельности.

Преференции имеют разный характер. Объединяет их одно: финансирование из соответствующего бюджета. Последним обстоятельством определяются условия прекращения действия льгот.

Преференции сохраняются за народными избранниками на определенный период, указанный в соответствующем нормативно-правовом акте.

Заработная плата

Начисления за работу производятся всем депутатам, независимо от того, с отрывом от производства они действуют или без. Но выплаты существенно отличаются.

Так, если народный избранник осуществляет деятельность на постоянной основе, то ему положены такие гарантии:

  • страхование здоровья, жизни, на случай порчи имущества;
  • медицинское обслуживание;
  • дополнительный отпуск и выплаты к нему.

Кроме того, люди, занимающие выборные должности имеют такие права:

  1. За этим лицом сохраняется средний заработок после законного прекращения полномочий:
    • на один год;
    • до очередного трудоустройства.
  2. Если доход на новом месте службы будет ниже депутатского, то разницу компенсируют из бюджета.
  3. По окончании полномочий избранник народы получает материальную помощь, если это оговорено в уставе муниципалитета.
  4. Если основа деятельности непостоянная, то человека не могут уволить с работы до истечения срока полномочий.

Если депутат работает без отрыва от производства, то ему тоже положена зарплата. Но она начисляется только за сессионные дни.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Другие преференции

Все избранники, независимо от основы деятельности (постоянной или нет), должны быть обеспечены такими удобствами в работе:

  • телефоном;
  • транспортным средством;
  • возможностью повышения квалификации;
  • бесплатным проездом на любом виде транспорта соответствующего муниципального образования (исключением является такси);
  • материальной компенсацией за проезд (в отдельных случаях).

Когда работник местного самоуправления вынужден переехать на место службы в другой город, ему обязаны предоставить жилье. Это служебная квартира. Ее семья депутата освобождает после прекращения полномочий.

Депутаты Госдумы имеют право воспользоваться бесплатно любым видом проезда по всей Российской Федерации. Их помощники обеспечиваются билетами на поезда, кроме вагонов СВ.

Медицинское и пенсионное обеспечение

  1. В случае заболевания народных избранников лечат бесплатно. Эти люди могут пойти в любую больницу, доктора не имеют права им отказать. Кроме того, депутатам положено страховое пособие за счет местного бюджета. Сумма его определяется уставом образования.
  2. Если во время деятельности подошел пенсионный возраст или наступила инвалидность, то этим гражданам назначается повышенное пенсионное содержание. Его размер устанавливается указанным выше законом.
  3. В случае смерти народного избранника, его семью берет на содержание государство. Иждивенцам назначается пенсионное содержание. Его выплачивают детям до достижения 18-летнего возраста. Кроме того, семья получает государственную страховку.

К государственной пенсии могут назначаться муниципальные надбавки. Их выплачивает соответствующий бюджет.

Условия получения льгот депутатами

В связи с тем, что указанные государственные гарантии оплачиваются из местного бюджета, основным условием их получение является бездотационность такового. Это означает, что за федеральный счет дополнительные деньги муниципальным депутатам не выплачиваются.

Кроме того, есть дополнительные условия, когда с этих лиц снимают все преференции.

К таковым относятся случаи:

  • отзыва лица его избирателями;
  • прекращения полномочий по инициативе руководителя совета;
  • вступления в силу обвинительного судебного решения;
  • постановления суда о незаконности соответствующих выборов;
  • добровольной отставки, если она не связана с получением инвалидности нерабочей группы.

Работа в местных органах самоуправления дает право на льготную пенсию даже после прекращения полномочий.

Как депутаты пользуются льготами

Деятельность лиц, обеспечивающих нормальную работы органов местного самоуправления, связана с постоянным общением, частыми поездками в различные регионы.

Бесплатный проезд осуществляется этими людьми на основании предоставления удостоверения установленного образца. Кондукторы в общественном транспорте обязаны учитывать его и не требовать оплаты.

Преференции, обусловленные уставом совета, выплачиваются муниципальным органом. Для этого необходимо распоряжение его руководителя.

К примеру, дополнительный отпуск и денежное пособие к нему назначаются на основании заявления должностного лица. Если произошла беда, то наследники тоже идут к руководителю совета. Им необходимо иметь при себе документы, доказывающие степень родства. Этим людям назначается и выплачивается компенсация.

Квартирами освобожденные депутаты обеспечиваются по требованию. То есть нужду в жилплощади следует доказать начальству. Кстати, народные избранники избавлены от необходимости ждать своей очереди. Служебную квартиру им дают сразу, как только они приступают к работе.

Если у муниципального образования нет своего жилого фонда, оно оплатит депутату наем квартиры.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.