Осаго для автовладельца

Оглавление:

Страхование КАСКО ОСАГО

Страховка КАСКО ОСАГО

Нужно ли ОСАГО, если есть КАСКО

У меня уже есть полис КАСКО, зачем мне нужно покупать дополнительно полис ОСАГО, ведь мой автомобиль уже застрахован?

Такой вопрос (нужно ли ОСАГО, если есть КАСКО) часто возникает у водителей-новичков после покупки автомобиля. Действительно, страхование КАСКО является обязательным условием для выдачи кредита под покупку автомобиля, а потребность в полисе ОСАГО появляется только когда нужно поставить автомобиль на учет в ГИБДД.

На самом деле, КАСКО и ОСАГО это разные виды страхования:

  • КАСКО — страхование самого автомобиля на случай повреждений по различным причинам (страховым случаям), а также на случай его угона/кражи или гибели.
  • ОСАГО — страхование гражданской ответственности автовладельца, т.е. по ОСАГО возмещают исключительно вред, причиненный в результате ДТП, и платят тому, кому причинил вред по свое вине владелец полиса ОСАГО.

ОСАГО, в отличие от КАСКО, является обязательным видом страхования. Следовательно, покупка полиса ОСАГО является обязательным для всех автовладельцев вне зависимости от того, застрахованы их автомобили по КАСКО или нет.

Чем отличается автострахование КАСКО от ОСАГО

Какие существенные отличия имеют полисы КАСКО и ОСАГО?
В чем разница между этими двумя видами страхования?

Что лучше выбрать КАСКО или ОСАГО?

Покупаю себе автомобиль — какую страховку мне лучше выбрать: КАСКО или ОСАГО?

Как мы уже отмечали, КАСКО и ОСАГО — предназначены для разных целей и такой вопрос просто некорректен.

ОСАГО вы обязаны купить в любом случае, а вот на счет покупки полиса КАСКО стоит подумать. Если машина покупается в кредит, то Банк обяжет вас застраховать автомобиль по КАСКО (как заложенное имущество). А если вы покупаете автомобиль за свои деньги, то право выбора: страховать или нет КАСКО, полностью за вами.

Многих отпугивает высокая цена полиса КАСКО, особенно эта цена существенна для относительно старых автомашин — машины, возрастом более 7 лет, страхуются по КАСКО крайне редко.

Нужно ли покупать полисы КАСКО и ОСАГО в одной страховой компании

Приобретаю автомобиль, собираюсь его застраховать по КАСКО и ОСАГО — возник вопрос: Как лучше поступить: купить оба полиса в одной страховой компании или лучше купить их в разных компаниях? Вдруг одна компания разорится — хоть один из полисов будет действовать.

Существуют разные ответы на этот вопрос. Подавляющее большинство водителей приобретают полисы КАСКО и ОСАГО в одной компании одновременно. Но есть и те, кто предпочитают покупать их в разных компаниях. Рассмотрим аргументы «за» и «против»:

Аргументы в пользу страхования по КАСКО и ОСАГО в одной компании:

  • Экономия времени и простота оформления — нужно обратиться только в одну страховую компанию, где можно сразу оформить оба полиса: КАСКО и ОСАГО.
  • Некоторые компании предлагают своим клиентам дополнительные скидки, при страховании у них ОСАГО и КАСКО.

Аргументы в пользу страхования по КАСКО и ОСАГО в разных компаниях:

Дополнительная Возможность выбора компании, в которую можно обратиться за выплатой при страховом случае — ДТП, в котором виноват другой участник. В этой ситуации наш страхователь (потерпевший) может выбирать куда ему обратиться за выплатой сразу из трех страховых компаний:

  1. Своя страховая компания по договору КАСКО.
  2. Своя страховая компания по договору ОСАГО — в рамках прямого возмещения убытков.
  3. Страховая компания виновника ДТП — в рамках договора ОСАГО.

Всегда стоит помнить, что подходить к выбору страховой компании по КАСКО надо гораздо серьезней, чем к выбору компании по ОСАГО. По ОСАГО условия и цены у всех СК одинаковы, а в случае банкротства вместо СК заплатит РСА. В КАСКО в случае банкротства выбранной страховой компании никто ее страхователям ничего возмещать не будет. Последним из громких банкротств на нашем рынке было банкротство страховой компании «Россия» в 2014 году.

Единый полис КАСКО и ОСАГО — объединение двух видов страхования

Некоторыми депутатами была выдвинута идея о внесении изменения в Закон об ОСАГО с целью объединения в одном договоре/полисе двух видов страхования: КАСКО и ОСАГО. По мысли наших законотворцев такое объединение позволит страховщикам сэкономить на оформлении документов и сделает эти виды страхования более востребованными водителями — покупая обязательный полис ОСАГО, водитель сразу будет иметь возможность застраховать и свой автомобиль по КАСКО.

Вероятность реализации идеи объединения КАСКО и ОСАГО в настоящее время очень мала. Стоит признать, что эта идея очень сырая и непродуманная — в случае реализации она может принести больше проблем автовладельцам, чем пользы. Например, вполне возможны ситуации, когда страховые агенты будут убеждать водителя в необходимости (обязанности) покупать полис КАСКО вместе с ОСАГО.

Права страхователей и автовладельцев в ОСАГО

Статистически собственник автомобиля и страхователь по полису ОСАГО чаще всего являются одним лицом. Возможно, именно поэтому до сих пор возникают вопросы, связанные с обслуживанием договоров «автогражданки». Далеко не всем автолюбителям приходилось сталкиваться на своём опыте с разницей между правами владельца транспорта и полномочиями лица, оформившего страховку. Тем не менее, роли здесь распределены довольно чётко, а непонимание некоторых особенностей в данной области чревато обидной потерей времени.

ОСАГО – в первую очередь договор

Обратимся к сути полиса «автогражданки». Что он представляет из себя с юридической точки зрения? Этот документ является совершенно полноценным договором, заключённым между страхователем и страховщиком. От «классических» договорных отношений он отличается тем, что его базовые условия устанавливаются законодательно:

  • бланки для оформления страховки имеют стандартную форму;
  • алгоритм расчётов калькулятора ОСАГО идентичен для всех компаний (в отличие от калькулятора КАСКО);
  • лимиты выплат и порядок урегулирования убытков регламентируются централизованно;
  • порядок оформления полисов чётко прописан и един для участников рынка.

Но в остальном с точки зрения гражданско-правовых отношений действуют именно договорные принципы. Это значит, что все вопросы, возникающие в части параметров действующего полиса, могут быть решены только сторонами, оформившими договор.

Калькулятор ОСАГО расчет и онлайн покупка по 50 компаниям.

Выберите тип ТС

Кто главный: страхователь или собственник авто?

Одной стороной является организация, выдавшая страховку. А второй – лицо, указанное в качестве страхователя. Именно страхователь (и только он) имеет право вносить изменения в полис и расторгать его (или его представитель по доверенности). Но факт владения автомобилем, в отношении которого заключён обязательный договор страхования ответственности, не достаточен для осуществления указанных действий. Да, собственник машины тоже указан в бланке ОСАГО, но при этом сама страховка принадлежит страхователю. Именно он купил её и оплатил страховую премию.

Каковы же тогда функции владельца транспорта в ОСАГО? Исключительно в его компетенции находятся все действия, связанные с урегулированием страховых случаев при повреждении авто. В этой ситуации уже страхователь, как говорится, ничего не решает. Весь процесс восстановления имущества основан на действиях выгодоприобретателя, которому это имущество принадлежит. В целом основные полномочия можно разграничить следующим образом.

Страхователь:

  • Изменение перечня допущенных к управлению водителей.
  • Внесение изменений при замене собственника.
  • Продление периода использования (в рамках годового срока действия договора).
  • Расторжение полиса (включая получение «неиспользованной» части страховой премии).
  • Внесение технических изменений (замена гос. номера, VIN и т. п.), корректировка заявленных эксплуатационных условий (использование с прицепом, цель использования авто).

Собственник:

  • Оформление и подача заявления о страховом случае.
  • Принятие решения о виде компенсации ущерба (ремонт или выплата денежных средств).
  • Получение страхового возмещения.
  • Предъявление претензий, связанных с суммой возмещения или качеством ремонта.
  • Ознакомление со страховым актом и иными документами по убытку.

Если автовладелец сам приобретает полис, такое разделение функций становится не актуальным. Однако в противном случае следует учитывать данные позиции как при оформлении ОСАГО, так и при осуществлении каких-либо действий в рамках текущей страховки. Каковы наиболее распространённые ситуации, приводящие к непониманию в этой сфере?

Как появляются проблемы

В некоторых случаях можно столкнуться с непрофессиональными действиями сотрудников страховых компаний, связанными с небрежностью или невнимательностью. В других – речь идёт о ситуациях, обусловленных объективными обстоятельствами. Так или иначе, знание подобных нюансов автогражданки» поможет избежать многих потенциальных сложностей.

Читайте так же:  Приватбанк лицензия 2019

Кручу-верчу, упростить работу хочу

Пролонгация ОСАГО занимает значительно меньше времени, чем оформление «первоначальной» страховки. Как правило, вся информация в этом случае содержится в электронной базе организации, что позволяет подготовить полис на очередной год буквально за пару минут. Весь процесс происходит, что называется, «на автомате». Но именно в этом порой кроется подвох.

Нередко в качестве страхователя указывается совсем не тот, кто покупает страховку. Почему так происходит? Порой специалист страховой компании таким образом избегает лишней работы. Гораздо проще распечатать готовый документ, чем вносить в него какие-то изменения. В результате страхователем в договоре может фигурировать, например, водитель, который когда-то давно по стечению обстоятельств один раз купил «автогражданку». Представитель страховщика зачастую даже не проверяет, тот ли перед ним человек. А, скажем, собственник, который на самом деле приобретает ОСАГО, может не придать значения такому несоответствию.

Кроме того, нередки случаи и неправомерного наделения автовладельцев полномочиями страхователя. Происходит это также с целью упрощения «процедуры». Продавец вносит в программу меньше данных, если именно собственник авто оформляет полис. Как правило, при этом достаточно поставить нужную «галочку» в электронном документе, чтобы все сведения о владельце скопировались в соответствующие поля для страхователя (или наоборот). Учитывая данную особенность программы, некоторые сотрудники не обращают внимания на то, кто на самом деле покупает ОСАГО. В итоге по документам страхователем оказывается владелец транспорта, хотя приобрёл страховку другой человек. Так случается, например, если:

  • собственник машины находится в море или длительной командировке, и в связи с этим временно передал кому-то свой автомобиль в пользование;
  • человек распоряжается автомобилем на основании генеральной доверенности;
  • автовладелец не имеет прав на управление транспортным средством (в том числе временно) и доверил машину в распоряжение иному лицу.

В результате описанных обстоятельств автолюбители могут запросто попасть впросак. Лицо, фактически оформившее «автогражданку» и оплатившее премию, после этого не имеет юридических оснований распоряжаться своим полисом. Во избежание таких последствий при заключении договора необходимо убедиться, что страхователь указан правильно. А если это не так – настоять на внесении соответствующих изменений. В этой ситуации вряд ли стоит соглашаться на «как есть».

Иногда клиент не прав

В заключение стоит затронуть и несправедливые претензии в адрес страховщиков. На практике часто встречаются попытки побудить специалистов страховых компаний к откровенно неправомерным действиям. Так, на представительство интересов страхователя могут претендовать его родственники или друзья. При этом их попытки «вписаться в страховку» или внести иные изменения в полис обычно не обоснованы ничем, кроме наличия самого полиса. Но оного, увы, не достаточно.

Использовать банковскую карту для оплаты в магазине может только её владелец. Это сегодня считается аксиомой и никого не удивляет (хоть и не всегда контролируется кассирами и продавцами). В ОСАГО ситуация во многом идентична. Муж или жена страхователя, его братья, сёстры или его близкие друзья без надлежащей доверенности не имеют права какого-либо распоряжения страховкой. Да, иногда сотрудник страховщика может пойти навстречу и обслужить клиента в неофициальном порядке. Такое обычно бывает при хорошем личном контакте. Но если подобного не происходит, не стоит в чём-либо обвинять специалистов. В этом случае они лишь правильно делают свою работу.

Масштабная реформа ОСАГО затронет каждого водителя и автовладельца в России

Минифин и ЦБ совместными усилиями разрабатывают новую схему ОСАГО, которая поможет более эффективно рассчитывать ставку ОСАГО индивидуально для каждого водителя, который ездит на конкретном автомобиле. Если изменения, которые предлагают ведомства, будут согласованы и утверждены в Минюсте, то они могут вступить в силу уже с 1 января, сообщает ТАСС.

На сегодня стоимость ОСАГО колеблется от 3432 до 4118 рублей, при расчете учитывается стаж вождения, возраст водителя, бонусы за вождение автомобиля без аварий, надбавки при возникновениях страховых случаях, мощность движка автомобиля, ну и регион регистрации ТС.

ЦБ предлагает разделить автовладельцев на физических лиц и юридических лиц , а также учесть мотоциклы, для которых вводится отдельный тариф. Физлицам предложат тарифы на ОСАГО со стоимостью от 2746 до 4942 рублей, для мотоциклистов тарифы снизят от 649 рублей и до 1407 рублей. А юрлицам вообще повезет – тариф для них будет ниже, чем для «физиков» от 2058 рублей и до 2911 рублей.

Также ЦБ хочет установить годовой порядок расчета ОСАГО и закрепить за каждым водителем личную страховую историю, а также разделить водителей на пятьдесят вариантов категорий по стажу вождения и возрасту, при этом для молодых и неопытных водителей ОСАГО будет дороже, чем для пожилых и опытных автомобилистов.

Минфин в свою очередь предлагает ввести срок страхования на три года, а также установить пороговые суммы страховки: 500 тысяч рублей, один миллион рублей и два миллиона рублей. Регулировать стоимость полиса смогут сами страховщики, применяя дополнительные разрешенные коэффициенты.

Если данные изменения будут введены, то для некоторых водителей тарифы ОСАГО вырастут и это, по мнению экспертов, скорректирует потери страховщиков, на которые они постоянно жалуются. Кроме того – основной целью изменений будет являться легализация страхового бизнеса и ухода с рынка услуг неблагонадежных и проблемных страховщиков.

Что грозит за отсутствие полиса ОСАГО у автовладельца

Правила дорожного движения определяют обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки в числе прочих документов страховой полис ОСАГО (обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС) в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности предусмотрена Федеральным Законом № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. В этой статье мы рассмотрим, что грозит за отсутствие полиса ОСАГО у автовладельца и в каких случаях водитель может избежать ответственности за вождение без страховки.

Определенный круг лиц не должен оформлять страховой полис ОСАГО — например, владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, в том случае, если они застраховали свою ответственность в рамках международных страховых систем (пп. «г» п. 3 ст. 4 Закона № 40-ФЗ).

В какой срок автовладелец обязан оформить страховой полис ОСАГО

Закон № 40-ФЗ (п. 2 ст. 4) требует от владельца транспортного средства непосредственно после возникновения права собственности в результате приобретения, получения в хозяйственное ведение или оперативное управление, чтобы он застраховал свою гражданскую ответственность. Оформление полиса ОСАГО должно быть завершено до регистрации автомобиля и не позднее 10 дней после возникновения права собственности на автомобиль.

Отсюда вытекает простое правило: с момента возникновения права собственности на автомобиль его владелец имеет право не более 10 дней управлять им без полиса ОСАГО.

Только в некоторых случаях, перечисленных ниже, водители освобождаются от данной ответственности:

1. Если транспортные средства, принадлежащие водителю, относятся к категориям, перечисленным в п. п. 3-4 ст. 4 Федерального Закона № 40-ФЗ, в том числе это справедливо в отношении:

  • ТС с максимальной конструктивной скоростью не более 20 км/ч;
  • ТС, не допущенных к участию в дорожном движении в РФ по своим техническим характеристикам согласно действующего законодательства;
  • Прицепов к легковым автомобилям;
  • ТС, не имеющих колесных движителей (имеющих гусеничные, полугусеничные, санные и прочие неколесные движители);
  • ТС, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельца застрахована по правилам международных страховых систем;
  • Если риск гражданской ответственности застрахован не владельцем автомобиля, а иным лицом.

2. Если с момента приобретения транспортного средства еще не прошло 10 дней.

Все остальные случаи отсутствия у владельца ТС полиса страхования ОСАГО рассматриваются как административное правонарушение с соответствующей ответственностью, зависящей от состава правонарушения.

Чем грозит отсутствие страхового полиса ОСАГО у автовладельца

Говоря о том, что грозит за отсутствие полиса ОСАГО у автовладельца, отметим что все случаи, подразумевающие наступление административной ответственности за отсутствие полиса ОСАГО у владельца автомобиля, перечислены в КоАП РФ: в ч. 2 ст. 12.3 и в ч. 1 и 2 ст. 12.37:

  1. Административному наказанию в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. подвергается водитель, гражданская ответственность которого застрахована, но полис ОСАГО он предъявить не может (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ);
  2. Управление автомобилем в период, не предусмотренный полисом ОСАГО (если срок действия полиса еще не вышел), а также управление автомобилем водителем, не вписанным в полис ОСАГО, наказывается административным штрафом в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ);
  3. Управление транспортным средством, если страхование гражданской ответственности заведомо отсутствует, наказывается административным штрафом в размере 800 руб. (ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ);

Что предпринять, если инспектор неправомерно вменяет вам неисполнение обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, в то время как ваша гражданская ответственность застрахована, но полиса ОСАГО у вас с собой нет?

Жалобу на постановление, вынесенное должностным лицом, вы можете подать в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или в районный суд по месту рассмотрения дела (пп. 3.1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Пока ваша вина не доказана, вы не можете считаться виновным, но свою невиновность вы обязаны доказать (Примечание к ст. 1.5 КоАП РФ). Поскольку полис ОСАГО у вас есть, то есть доказать неправомерность постановления будет легко, вы можете подать жалобу начиная с вышестоящего должностного лица ГИБДД. В большинстве случаев этого будет достаточно для решения вопроса.

Читайте так же:  Приказ о повышении тарифного разряда

Если вам назначен штраф за отсутствие полиса ОСАГО, вы можете уплатить его в размере 50%. Для этого достаточно будет произвести уплату в период не позднее 20 дней с момента вынесения постановления о наложении штрафа (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Однако, если исполнение постановления было отсрочено или рассрочено, вы будете обязаны уплатить штраф в полном размере.

В настоящее время абсолютно всем автолюбителем приходится сталкиваться с таким документом, как обязательный автостраховой полис.

Его оформление необходимо для всех, кто собирается управлять каким-либо автотранспортом. Но что дает ОСАГО, что он из себя представляет, какие права дает, от чего защищает, а также в каких случаях помочь он не сможет, рассмотрим в настоящей статье.

Что дает ОСАГО при аварии

ОСАГО — это основной автостраховой документ, используемый на территории России. Его наличие является обязательным условием для выезда на дорогу (причем это касается любого авто и специального транспорта, а также мотоциклов). Он обеспечивает автовладельцам возможность возмещения причиненного кому-либо (или же полученного) ущерба после дорожного происшествия.

Ранее (до того, как обязательное автострахование было введено), водитель, попав в аварию и оказавшись в ней виноватым (и не имея при этом добровольной страховки), был обязан выплачивать весь ущерб пострадавшему за свой счет, причем суммы эти порой могли быть очень большими. В настоящее же время полис обязательного автострахования защищает автолюбителей от подобных ситуаций — необходимую сумму теперь выплачивает не сам виновник, а страховая компания, с которой он заключил договор.

Справка: возмещение ущерба происходит не только при дорожном происшествии с участием автомобилей, но и при нанесении повреждений пешеходам либо недвижимому имуществу (например, дорожным ограждениям, знакам, столбам и так далее).

От чего защищает полис автострахования

Безусловно, автостраховой полис не сумеет защитить автолюбителя от аварии. Зато он сможет защитить его от очень больших расходов на возмещение ущерба (в случае, если водитель был виновником случившегося) или же наоборот, защитить от траты личных средств на ремонт своей автомашины (в ситуации, когда водитель оказался потерпевшим).

Причем выплачиваемые на настоящий момент суммы достаточны для того, чтобы полностью выполнить ремонт средней степени сложности на большинстве серийных автомашин. Еще одним плюсом такой страховки является достаточно быстрый срок ее выплаты и гарантия в получении.

Проще говоря, если произошло какое-либо дорожное происшествие и оба его участника имеют действующий автостраховой полис, то пострадавший автомобилист в любом случае получит страховое возмещение, а виноватый — избежит необходимости возмещения ущерба из своего кармана (кстати, как выше уже упоминалось, это касается не только автомобилей, но и аварий с другими участниками движениями — пешеходами, мотоциклистами, а также нанесения ущерба чьей либо собственности).

Пределы выплат по ОСАГО

Автостраховка служит для возмещения ущерба в следующих ситуациях:

  • выплата определенной суммы на ремонт и восстановление автомашины;
  • компенсация причиненного вреда пострадавшему лицу, а также компенсация его похорон (в случае летального исхода);
  • оплата дополнительных услуг, связанных с дорожным происшествие (например, эвакуация машины).

Следует сразу отметить, что не во всех случаях автомобильная страховка может возместить полную стоимость для восстановления автомашины до доаварийного состояния. Это вызвано тем, что имеются определенные ограничения максимальной суммы, подлежащей к выплате. Так, на восстановление авто максимально можно получить не более 400.000 рублей.

Данная сумма является пределом, и даже если ущерб нанесен в размере 450.000 или более, страховая выплата все равно составит 400.000. Что же касается компенсации ущерба здоровью, то тут максимум составляет 500.000 рублей. Правда, следует помнить, что такая выплата начисляется на одного человека. То есть если в результате аварии тяжело пострадали сразу несколько человек, то общая сумма может составить и миллион, и даже больше.

Основные особенности автострахования

Главной особенностью автостраховки является определение ущерба после случившегося дорожного происшествия. Вызвано это тем, что в последнее время фирмам-страховщикам все чаще приходится оплачивать крупные страховые суммы. Стоимость же самих полисов при этом остается невысокой (а благодаря применению понижающих коэффициентов возможны и значительные скидки, причем все это регламентировано государством и компании ничего не могут изменить самостоятельно).

В связи с этим рентабельность от такой страховой деятельности каждый год падает, а порой становится и вовсе невыгодной. Именно поэтому страховщики стараются при определении нанесенного ущерба насчитать как можно меньшую сумму. Здесь существуют несколько вариантов.

Первый из них — это указание экспертом не всех повреждений, полученных автомобилем, а, как следствие, меньшая сумма на ее восстановление. Близким к этому способом является и оценка по бумагам, предоставляемым дорожной инспекцией: в них очень часто не указана даже половина всех повреждений (вызвано это тем, что они составляются с совершенно иной целью, а не для оценки). Сюда же относится и экспертиза машин, ранее уже побывавших в авариях. В этой ситуации суммы, выплачиваемые для восстановления доаварийного состояния, могут оказаться совсем небольшими.

Еще одной хитростью, служащей для снижения страховой суммы, является указание слишком высокого коэффициента износа автомобиля. Чем он выше, тем состояние машины хуже, а, значит, и тем меньше денег понадобится на ее ремонт (правда, стоит отметить, что по закону об автостраховании общий показатель износа не может превышать 50%). Последней, но все же распространенной уловкой является некорректное указание необходимых для ремонта деталей — вместо оригинальных новых частей указывается рыночная стоимость их аналогов либо запчастей, уже побывавших в употреблении.

Сразу понятно, что при реальном ремонте и установке оригинальных деталей той суммы, которую насчитал и выплатил страховщик, не хватит для его проведения — автомобилисту придется доплачивать недостающее за свой счет. Кроме этого, иногда компании могут занижать не стоимость частей, а стоимость работы автослесарей, ремонтников, и других работников автомастерских, а также указывать заниженные показатели времени, необходимого для ремонта. В этой ситуации водителю также придется доплачивать.

Правда, есть и положительный для автолюбителей момент — в случае, если водитель управлял своей машиной целый год без аварий, то на следующий год он может оформить автостраховку по более низкой цене (в соответствии с таблицей коэффициентов). Со временем (если хорошие показатели будут сохраняться от года к году) эта скидка может достичь вполне серьезного размера.

Когда страховщики откажутся платить

Надо сразу сказать, что далеко не во всех ситуациях страховые фирмы обязаны выплачивать компенсацию. Их список довольно большой, и знать их нужно каждому автолюбителю.

Так, в случае, если пострадавшим в аварии автомобилем управлял водитель, не указанный в автостраховом полисе, то и страховка выплачиваться не будет (даже если владелец авто оформил на себя страховку по всем правилам). Это ситуация является одной из наиболее распространенных. Кроме этого, страховка не компенсирует следующие виды ущерба:

  • моральный (нанесенный пострадавшему лицу);
  • возмещение за так называемую «упущенную выгоду» (например, водитель использовал автомобиль для бизнеса, а в результате аварии получился простой);
  • ущерб, нанесенный машине на специально отведенных территориях для учебной и тренировочной езды, а также треках для соревнований;
  • компенсация повреждений, полученных в результате перевозки горючих, взрывоопасных и других подобных грузов (кроме случаев, если для их перевозки был составлен отдельный договор);
  • возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде.

Кроме этого, не подлежит компенсации ущерб, полученный работником при исполнении им обязанностей (в данном случае выплачивать необходимую сумму будет работодатель), а также ущерб, нанесенный транспортным средством при его движении по территории производственного предприятия либо внутри цеха.

Также не компенсируется вред, нанесенный архитектурным сооружениям, историческим ценностям и объектам, относящимся к «интеллектуальной собственности». Ну, и как уже ранее описывалось, не подлежат возмещению суммы, превышающие установленный максимальный размер возможной компенсации (взыскать их можно только с самого виновника дорожного происшествия в судебном порядке).

Не страховые случаи

Все перечисленные ранее случаи, когда страховая откажет в выплате, и являются не страховыми. Так, если в результате дорожной аварии был нанесен ущерб каким-либо строениям, то возмещать его автомобилисту-виновнику придется лично за свой счет. В эту же категорию попадает и нанесение ущерба природе (например, повреждение лесных полос или утечка химикатов в результате ДТП).

Кстати, перевозка последних, как говорилось, требует составления отдельного договора. Не компенсирует страховщик и моральный ущерб (независимо от того, был причинен только один он либо же вместе с физическим и материальным). Все эти ситуации распространяются на действие любого полиса автострахования, заключенного у любого страховщика, поскольку устанавливаются они напрямую государством.

Что из себя представляет ОСАГО?

ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, являющееся самым распространенным автострахованием в России. Согласно действующему законодательству любой вид гражданской ответственности предполагает возмещение причиненного ущерба потерпевшей стороне. Это правило относится и к автогражданской ответственности, согласно которой каждый водитель обязуется компенсировать любой возможный вред на дороге.

Например, если автовладелец врезался в другую машину, то он покрывает ремонт транспорта, или задел пешехода, то оплачивает лечение пострадавшего. Закон «Об ОСАГО» был разработан для того, чтобы потерпевшая сторона гарантированно получала возмещение причиненного ущерба, что раньше было достаточно проблематично: каждый из участников аварии имел свое мнение о том, кто прав, а кто виноват, и какой размер компенсации требовать с виновника дорожного происшествия.

Читайте так же:  Техплан незавершенного строительства приказ минэкономразвития

Следовательно, чтобы в результате ДТП не создавались дополнительные конфликтные ситуации и покрывался причиненный ущерб, был узаконен страховой полис ОСАГО. После утверждения данного закона возмещение вреда, произошедшего на дороге, берет на себя страховщик.

Особенности российского обязательного страхования

Обязательное страхование автомобилей для жителей многих европейских стран уже с середины прошлого столетия является обычной процедурой. Автолюбители же Российской Федерации узнали об ОСАГО только с июля 2003 года, когда начал действовать соответствующий закон. До этого момента владельцы транспортных средств могли оформлять договор со страховыми компаниями по своему желанию, то есть добровольно. Если провести сравнение ОСАГО в РФ с другими странами, в отечественном можно выделить некоторые нюансы:

  • правила и тарифы назначаются Правительством и Центральным банком Российской Федерации;
  • как в европейских странах, так и на территории России ОСАГО содержит понятия «европротокол» и «прямое возмещение». В случае мелкого ДТП страхователь, благодаря европротоколу, может получить компенсацию в страховой конторе без обращения в Госавтоинспекцию. Прямое возмещение позволяет участникам аварии отправиться в свои страховые компании, а не к страховщику виновника ДТП, но только в том случае, когда в результате дорожного происшествия повреждено не больше двух машин и нет пострадавших. Кроме того, оба автовладельца должны иметь полис ОСАГО. Отличие российского обязательного автострахования долгое время заключалось в том, что прямое возмещение было альтернативно, чего не скажешь о Европе (там прямое возмещение было и есть безальтернативно). ОСАГО в России давало водителю право выбирать между своим страховщиком и страховой конторой виновника ДТП. Однако подобная свобода выбора очень часто оборачивалась против пострадавшего, потому что страховщики старались отправить его в другие страховые компании. Этот недостаток российского прямого возмещения был устранен в августе 2014 года поправками в соответствующий закон;
  • существуют скидки за безаварийность. Например, если год прошел без аварийных ситуаций, то полагается скидка 5%. Однако в случае дорожного происшествия взнос увеличивается в зависимости от количества аварий по вине водителя, на которого оформлен полис.

Как действует ОСАГО?

Раньше для получения выплат по обязательному автострахованию пострадавший в результате дорожного происшествия должен был обратиться в страховую контору лица, которое являлось виновником произошедшей аварии.

Сегодня же, чтобы немного упростить процедуру получения компенсации, на законодательном уровне внесены некоторые изменения — если в результате ДТП не было пострадавших и соблюдены другие обязательные условия, пострадавшая сторона имеет право обратиться непосредственно к своему страховщику (прямое возмещение). Кроме того, если вред имуществу оценивается до 50 тысяч рублей, то участники аварии могут не уведомлять Госавтоинспекцию о произошедшем дорожном происшествии, а самостоятельно оформлять утвержденный европейский протокол.

При наступлении страхового случая, то есть ДТП, размер выплат по ОСАГО за причиненный ущерб имуществу определяется страховщиком с учетом средней цены, которая сложилась в данном регионе. Если же речь идет о поврежденном автомобиле, то из полученной суммы высчитывается износ запчастей. При расчете суммы страховой выплаты в случае:

  • причинения вреда здоровью третьих лиц (участников ДТП) учитываются затраты на лечение, уход за больными, размер утраченного заработка;
  • летального исхода назначается компенсация за потерю кормильца и расходы на похороны.

Страховой полис ОСАГО, кроме всего прочего, имеет ограничение верхней границы возможных выплат, а это значит, что в некоторых аварийных ситуациях сумма причиненного ущерба может быть покрыта страховой компанией не полностью. Другими словами, превышение лимита по ОСАГО возмещается за счет виновника ДТП. Посмотрите на видео правила страхования ОСАГО

Обязательное автострахование можно разделить на следующие разновидности:

  • ограниченное. Автовладелец, на которого оформлен полис ОСАГО, обязан внести в документ информацию о людях, допущенных к управлению его транспортным средством. Их количество не должно быть более пяти человек. В бланке указываются не только личные данные водителей, но также номера их прав. Это условие предусмотрено для того, чтобы страховая компания могла проверить историю вождения каждого в отдельности и установить цену на полис. Другими словами, если кто-то из доверенных лиц в прошлом был участником одной или нескольких аварий, то стоимость обязательной автостраховки может существенно увеличиться;
  • неограниченное. Этот вид ОСАГО стоит несколько дороже ограниченного полиса, поскольку не предусматривает наличие списка доверенных лиц на вождение конкретного транспортного средства. Следовательно, машиной может управлять любой человек, имеющий водительское удостоверение, а это значит, что вероятность аварийных ситуаций на дороге повышается. Именно по этой причине страховщики увеличивают стоимость неограниченного ОСАГО;
  • бумажное. Классический вид полиса ОСАГО — это напечатанный на бумажном носителе бланк, который выдается водителю представителями страховой компании. В нем фиксируется вся информация о машине и другие детали взаимодействия водителя с сотрудниками ГИБДД. Бумажный полис ОСАГО всегда можно взять с собой и предъявить автоинспектору при необходимости. Однако стоит заметить, что в последнее время участились случаи подделки бланков обязательного автострахования;
  • электронное. Благодаря современным технологиям полис ОСАГО можно оформить не выходя из дома. Для этого всего лишь необходимо иметь подключение к интернету. Автовладелец, который оформит электронный вид ОСАГО, не получит бумажный бланк как при стандартном оформлении, но все равно будет внесен в базу Российского союза автостраховщиков (РСА). При наличии только электронного полиса взаимодействие с ГИБДД немного усложняется, потому что водитель сам должен сообщить сотрудникам полиции основные сведения о своей страховке для успешного поиска в базе. Если владелец транспортного средства даст неверную информацию о своем ОСАГО, то автоинспектор не сможет найти полис в базе РСА и наложит штраф за отсутствие обязательной страховки. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, специалисты рекомендуют водителям брать с собой распечатку электронного полиса ОСАГО;
  • туристическое. Если автовладелец решит выехать на своей машине за пределы России, то он должен знать, что классический полис ОСАГО за границей не действует. Поэтому, чтобы избежать штрафов и других недоразумений в результате отсутствия страховки, собственник машины должен приобрести туристический вид обязательного страхования. Полис будет действовать в течение 20 дней;
  • сезонное. Этот вид ОСАГО подходит тем автовладельцам, которые пользуются своим транспортным средством только в течение определенного времени. Именно по этой причине его стоимость ниже обычного полиса.

Кроме перечисленного, обязательное страхование автогражданской ответственности различается также по сроку своего действия (от 3 до 12 месяцев).

Нормативные документы

Обязательное автострахование регулируется несколькими документами, но главными из них являются:

Правила содержат основные положения Закона в сжатом виде, одними из которых являются:

  • условия и порядок проведения страхования ОСАГО;
  • максимально предельные суммы компенсаций в случае дорожного происшествия;
  • порядок оформления и аннулирования полиса;
  • права и обязанности страховщиков и потерпевших лиц в момент наступления страхового случая;
  • правила расчета размера компенсации и период, в течение которого страховая компания должна выплатить положенную сумму или отказать по уважительной причине;
  • права Российского союза автостраховщиков;
  • последовательность действий для получения компенсаций при банкротстве страховщика.

Отличие обязательного автострахования от КАСКО

Для того чтобы провести сравнение между ОСАГО и КАСКО необходимо разобраться, что из себя представляет последний вид страховки. КАСКО — это добровольное страхование своего транспортного средства от возможных аварийных ситуаций на дороге и во время стоянки. Каждая страховая компания, которая предоставляет такую услугу, может устанавливать собственные правила и прописывать в договоре КАСКО необходимые ей права и обязанности.

Следовательно, каждый автовладелец имеет право выбирать себе страховую компанию исходя из предлагаемых условий. Что касается цены на полис КАСКО, то она регулируется исключительно страховщиками и зависит от стоимости машины и от оценки вероятности наступления возможного риска. Итак, очевидные отличия обязательного автострахования от КАСКО можно выделить в следующий список:

  1. полис ОСАГО:
    1. распространяется на гражданскую ответственность страхователя;
    2. должен обязательно заключить каждый автовладелец;
    3. у всех страховщиков содержит одинаковые условия и правила, которые регулируются исключительно Правительством;
    4. имеет фиксированную стоимость согласно тарифам Минфина;
    5. действует только на те дорожные происшествия, в которых виновато указанное в договоре лицо;
    6. покрывает предполагаемую среднюю стоимость ремонтных работ по калькуляции, учитывая степень износа деталей;
    7. определяет 120 тысяч рублей за ущерб имуществу и 160 тысяч рублей за вред жизни и здоровью (данные суммы устанавливаются законодательством РФ);
    8. не имеет ограничений по возрасту машины;
  2. полис КАСКО:
    1. распространяется исключительно на автомобиль страхователя;
    2. является добровольным видом страхования;
    3. у каждого страховщика может иметь свои условия и правила, что дает возможность автовладельцу выбирать наиболее подходящий лично ему договор страхования;
    4. не имеет фиксированной цены, поскольку она определяется от стоимости авто и от оценки степени риска;
    5. начинает действовать при любом ДТП, а также в результате правонарушений со стороны третьих лиц (в том числе кража и угон), пожара, стихийных бедствий, падений на транспортное средство посторонних предметов и т. п.;
    6. оплачивает реальную стоимость ремонтных работ по восстановлению машины либо ее полную стоимость на момент страхового случая;
    7. определяет страховую сумму исходя из действительной стоимости застрахованного авто на момент подписания договора;
    8. имеет ограничения по возрасту машины (обычно не более 7-10 лет).