Ограничения для лиц имеющих двойное гражданство

Двойное гражданство или работа: Госдума заставит выбирать журналистов

Депутат Госдумы от фракции ЛДПР Сергей Иванов внес на рассмотрение в парламент поправки к федеральному закону «О гражданстве Российской Федерации».

Законопроект № 496313-7 уже прошел рассмотрение в Совете Госдумы и ожидает первого чтения.

Документ предусматривает расширение списка ограничений для лиц, имеющих двойное гражданство. Сейчас россияне с двумя паспортами и более или имеющие вид на жительство в другой стране не могут быть депутатами Госдумы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц субъектов Федерации, членами Совбеза РФ, аудиторами Счетной палаты.

Новый законопроект предлагает внести в ФЗ о российском гражданстве дополнения. Теперь люди с двойным гражданством будут ограничены в замещении руководящих должностей, а также нахождении в структурных подразделениях Центробанка, общероссийских СМИ, в АО с государственным участием, в госкорпорациях и в федеральных государственных унитарных предприятиях.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он позволит обеспечить защиту государственных интересов, суверенитета и безопасности в условиях растущей популярности института двойного гражданства.

Адвокаты Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры» проанализировали данный законопроект и спрогнозировали последствия от его принятия.

Адвокат Шамиль Шихшаидов уверен, что новый закон станет очень неприятным сюрпризом для руководителей госкорпораций. Тех, кто сумел избежать попадания в санкционные списки США, и тех, кто уже попал под ограничения. Теперь многие окажутся между молотом американских санкций и наковальней российских интересов.

В особенности закон коснется руководителей государственных СМИ. В большинстве случаев это люди далеко не бедные, которые могут себе позволить покупать недвижимость за рубежом и фактически жить на две страны. Многие из них если еще не получили второе гражданство, то мечтают «приобрести недвижимость и обосноваться в тихом уголке Европы». «Теперь вопрос стоит так – либо гражданство, либо высокооплачиваемая должность», — подчеркнул Шихшаидов.

В заключение он добавил, что исполнение такого закона потребуется усилить контроль за «группой риска» со стороны прокуратуры и других правоохранительных органов.

Консультант пульс

всегда в курсе событий

Двойное гражданство в России

Двойное гражданство и два гражданства

Сразу скажем, что российским гражданам ничто не мешает дополнительно иметь гражданство другого государства. Об этом, в частности, говорит Конституция РФ .

Однако следует различать понятия двойного гражданства и наличия двух (или больше) гражданств иных государств.

Так, российское законодательство может признать двойное гражданство исключительно в тех случаях, когда Российская Федерация заключила межгосударственный договор, содержащий соответствующие положения. Данный порядок прямо предусмотрен статьей 62 Конституции РФ .

Имейте в виду: сейчас договоры о двойном гражданстве у России есть только с республиками Туркменистан и Таджикистан .

Но если гражданин России получил гражданство страны, с которым нет подобного договора, то по его правовому положению, будет иметь место факт наличия второго гражданства. То есть о двойном гражданстве здесь речь идти не будет.

На практике это означает, что с точки зрения российских властей данный гражданин будет исключительно гражданином нашей страны. Об этом говорит пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» .

Соответственно, и пользоваться ему придется везде исключительно российскими документами. В частности, при совершении таких действий как:

· въезд и выезд из Российской Федерации;

· обращение в российские органы власти и государственные учреждения (в т.ч. за границей).

Одновременно за границей, при посещении иностранных юрисдикций человек может свободно пользоваться паспортом другого государства.

Совет из практики: пользоваться иностранным паспортом может быть очень удобно. Так, например, если лицо является счастливым обладателем паспорта государства, входящего в Европейский Союз, то оно сможет без визы посещать все страны, которые входят в зону действия Шенгенского соглашения .

Встаем на учет в миграционной службе

Российский гражданин, который постоянно проживает на территории нашей страны, но имеющий еще одно или несколько «дополнительных» гражданств, должен подать об этом письменное уведомление в территориальный орган ФМС России по своему месту жительства или пребывания. На это ему отводится 60 дней с момента приобретения гражданства иностранного государства. Если человек временно находится за границей, то у него на подачу уведомления есть 30 дней с момента въезда на территорию Российской Федерации. Такие сроки установлены частью 3 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» .

Обратите внимание: несвоевременная подача указанного уведомления или неполное заполнение этого документа влечет за собой административную ответственность в виде штрафа. В соответствии с положениями статьи 19.8.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях , его величина может составлять от 0,5 тыс. руб. до 1 тыс. руб. Если же обладатель нескольких гражданств и вовсе проигнорирует законодательно установленную обязанность по подаче уведомления, то ему грозит уже уголовное преследование. Ответственность здесь может быть установлена в виде штрафа, величиной до 200 тыс. руб. (доход осужденного за период до 1 года) или обязательных работ, сроком до 400 часов – статья 330.2 Уголовного кодекса .

Необходимость обязательного уведомления государства о наличии нескольких гражданств обусловлена тем фактом, что волеизъявление подобных лиц может зависеть, в частности, от требований, которые им диктует гражданство другой страны. Более того, новые нормы дают возможность привлечь к ответственности чиновников, которые имеют доступ к сведениям, относящимся к государственной тайне, скрывая при этом факт наличия гражданства других стран.

Юридические последствия нескольких гражданств

В соответствии со статьей 62 основного закона Российской Федерации, приобретение гражданства другого государства:

· во-первых, не означает прекращения российского гражданства;

· в о-вторых, не уменьшает прав и свобод гражданина;

· в-третьих, не освобождает лицо от обязанностей, которые связаны с наличием российского гражданства.

Но некоторые ограничения все же могут быть установлены.

В частности, при наличии гражданства другой страны для человека будет закрыт путь на государственную службу . Исключение – случаи, прямо предусмотренные международными договорами ( п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ ).

Существуют ограничения и на участие в качестве учредителя в средствах массовой информации, а также на членство в Общественной палате страны.

Помимо этого, определенная специфика имеется и в порядке несения обязанности по прохождению военной службы . Обычно граждане ее проходят исключительно в стране постоянного проживания. Данное положение закрепляется в соответствующих межгосударственных договорах.

Как правило, на лицо, которое имеет гражданство нескольких государств, не распространяются ограничения в правах или дополнительных обязанностях, установленных для иностранных граждан .

Никаких дополнительных препятствий нет и при осуществлении человеком с двумя гражданствами трудовой деятельности на территории Российской Федерации. А именно:

1. Н а гражданина не распространяются положения законодательства о привлечении и использовании иностранной рабочей силы .

2. Гражданину не требуется получать разрешение на работу в России .

3. О рганизации не нужно уведомлять территориальные органы ФМС России и центр занятости населения.

Обратите внимание: гражданин, который постоянно проживает на территории иностранного государства, имеет право при трудоустройстве в России предъявить свой загранпаспорт . Ведь этот документ является в этом случае основным. Одновременно запись о двойном гражданстве сотруднику кадровой службы или бухгалтерии следует внести в личную карточку принимаемого работника ( форма Т-2 ). Также у гражданина может быть трудовая книжка иностранного образца. Тогда, в общем случае, ему оформляется российская трудовая книжка . Причем записи о трудовом стаже из иностранного документа в нее не переносятся (см., например, письмо Роструда от 15 июня 2005 г. № 908-6-1 ).

Налоговые и страховые последствия

Гражданство физических лиц никак не влияет на порядок уплаты НДФЛ . Ведь в целях налогообложения доходов важно наличие или отсутствие статуса налогового резидента Российской Федерации.

Налоговый резидент – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев. Такое определение основано на нормах пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса .

Доходы налогового резидента облагаются налогом независимо от источника. Ставка, в общем случае, составляет в этой ситуации 13%.

Одновременно ставка НДФЛ для нерезидентов – 30%. Однако поступления из источников в иностранном государстве облагаться налогом, как правило, не будут.

Исключением из общего правила являются лица, которые в соответствии с действующими законодательными нормами относятся к категории высококвалифицированных иностранных специалистов. Ведь все доходы таких специалистов от трудовой деятельности облагаются по ставке 13%, независимо от того, имеют они статус налогового резидента Российской Федерации или нет. Основание – пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса . Но лицо, имеющее несколько паспортов (в т.ч. российский), как уже говорилось выше, в нашей стране признается российским гражданином. Соответственно, он никак не может признаваться иностранным специалистом.

Совет из практики: если граждане, имеющие два и больше гражданств, осуществляют трудовую деятельность на территории других государств, то эти доходы, как правило, облагаются налогами в этих странах. Соответственно, никакую отчетность и уведомления посылать в российские налоговые органы им не нужно. Ведь почти наверняка у России со страной пребывания гражданина заключен международный договор об избежании двойного налогообложения , в котором и прописан указанный порядок.

Читайте так же:  Требования к товарам по энергоэффективности

Имейте в виду: нет послаблений для лиц с несколькими гражданствами и в отношении уплаты за них взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний .

Приведенная выше информация – главное, что следует помнить как лицам, имеющим несколько гражданств, так и организациям, которые принимают их на работу.

Какие ограничения вводит закон РФ о двойном гражданстве в России 2017-2018?

Двойное гражданство в России законом не запрещено, за исключением некоторых категорий граждан, которые ограничены в возможности иметь двойное гражданство. Однако теперь, если человек имеет одно или несколько гражданств помимо российского, он обязан сообщить об этом в уполномоченный орган. Какие трудности в связи с этим могут возникнуть, а также кто ограничен в двойном гражданстве, узнаете из нашей статьи.

ФЗ о двойном гражданстве

Возможность иметь двойное гражданство в России предусмотрена ст. 62 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. В соответствии с этими статьями россияне могут являться подданными другой страны, если это допускается российскими законами или имеются договоренности России с зарубежными странами. При этом факт наличия гражданства другой страны не прекращает российского гражданства и не мешает человеку пользоваться всеми правами российского гражданина, если это не противоречит законодательству или международным договорам, которые заключила Россия.

В настоящее время Российская Федерация подписала и ратифицировала соглашения, которые решают вопросы, касающиеся двойного гражданства, с Республикой Таджикистан (закон от 15.12.1996 № 152-ФЗ). До 18.05.2015 года действовало соглашение о двойном гражданстве с Туркменистаном (закон от 25.11.1994 № 41-ФЗ), но начиная с указанной даты эти отношения прекращены. Однако это не значит, что россиянин не может иметь гражданство того государства, с которым Россия не заключила договор. Просто в данном случае такое лицо рассматривается со стороны Российской Федерации не как человек, имеющий двойное гражданство в России, а исключительно как российский гражданин, не принимая во внимание наличие еще одного гражданства. То есть получается, что двойное гражданство официально возможно только с двумя странами (лица, получившие гражданство Туркмении до 18.05.2015, сохраняют его на условиях двойного гражданства). Во всех остальных случаях это, исходя из понимания закона, не будет являться двойным гражданством. Но так как законом не предусмотрено однозначного и четкого запрета на наличие гражданства той страны, с которой отсутствуют международные договоренности, и никаких санкций за наличие такого гражданства российским законодательством не предусмотрено, то многие российские граждане пользуются этим и имеют гражданство других стран.

При этом стоит отметить, что некоторые категории российских граждан все же ограничены в возможности иметь какое бы ни было иностранное гражданство. В первую очередь данное ограничение распространяется на лиц, которые поступают на гражданскую службу (подпункт 6 пункта 1 статьи 16 закона от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Такие лица не могут быть госслужащими в случае наличия у них иностранного гражданства, если иное не содержится в международных договорах, заключаемых Россией. Нарушение запрета на двойное гражданство в России повлечет освобождение нарушителя от должности в связи с утратой доверия.

Двойное гражданство — новый закон 2017-2018 годов

Что же касается действующего в настоящее время законодательства, то 04.08.2014 начал действовать закон от 4 июня 2014 № 142-ФЗ (далее по тексту — Закон), вносящий поправки в закон «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Изменения были разработаны, исходя из следующих соображений.

  • Человек, у которого помимо российского гражданства есть также гражданство другой страны, тем самым имеет определенную связь с другой страной, в гражданстве которой он состоит.
  • В итоге у него имеются различные обязанности не только перед Россией, но и перед другой страной.
  • Эти факторы снижают патриотизм такого гражданина и его привязанность к России. Ведь принимая те или иные решения, связанные с Россией, подданный другой страны будет руководствоваться не только интересами России и ее граждан, но и интересами того государства, в чьем гражданстве он также состоит.

В связи с этим предполагается, что государство (Российская Федерация) вправе знать, кто именно из его граждан стоит на страже не только российских интересов, но и иностранных, имея гражданство других стран. При этом необходимо отметить, что данный закон не ставит перед российскими гражданами запрет на наличие гражданства другой страны (в этом плане ничего не меняется), а всего лишь предусматривает обязанность сообщать о факте наличия такого гражданства. Но такая обязанность по сообщению касается не только наличия другого гражданства, но также случаев, когда человек имеет вид на жительство в другой стране или документ, дающий право человеку жить за границей. Что понимается под таким документом, гражданин должен определить самостоятельно, основываясь на законодательстве страны, выдавшей такой документ.

Вышеуказанный закон предусматривает, что теперь все российские граждане, которые постоянно живут в России и имеют второе гражданство, вид на жительство или другой документ, дающий право проживать в другой стране, обязаны уведомить об указанных обстоятельствах Федеральную миграционную службу РФ по месту постоянного проживания или, при его отсутствии, по месту пребывания или по фактическому нахождению в течение 60 календарных дней с момента наступления таких обстоятельств. Что же касается детей до 18 лет, а также лиц, ограниченных в дееспособности, то в отношении них такое уведомление подается родителями (достаточно, если его подаст один из них) или другими официальными представителями (усыновителями, опекунами, попечителями и т. д.).

При этом предусмотренное законом уведомление подается при приобретении каждого нового гражданства или нового документа, который дает право проживать за границей.

Данная обязанность по уведомлению не распространяется на тех, кто имеет двойное гражданство в России, но живет за границей, а также в тех случаях, если это предусмотрено законодательством или действующими договоренностями России с другими странами. Что же касается жителей Крыма, которые не так давно стали российскими гражданами, то на них обязанность по уведомлению о двойном гражданстве распространяется с 01.01.2016.

Ответственность за нарушение закона РФ о двойном гражданстве

В случае неподачи уведомления о двойном гражданстве, имеющемся виде на жительство или документе, который подтверждает право проживать за границей, или подачи его с нарушением установленного порядка для лица, которое не исполнило предусмотренную обязанность, может наступить административная или уголовная ответственность. Принятый Закон вносит также поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовный кодекс РФ.

В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.

В соответствии со статьей 19.8.3 КоАП РФ административная ответственность наступает в случае, если лицо нарушило установленный порядок подачи уведомления, то есть был нарушен срок подачи или данные, содержащиеся в уведомлении, указаны не полно или не соответствуют действительности, т. е. нарушен порядок подачи уведомления. За указанные нарушения предусмотрен штраф от 500 до 1000 рублей.

  • Штраф до 200 000 рублей.
  • Штраф, равный заработку или другому доходу нарушителя за период до 1 года.
  • Обязательные работы до 400 часов.

Правовые коллизии нового закона о двойном гражданстве

Вступившие в силу поправки, касающиеся необходимости уведомлять о двойном гражданстве в России, изначально имели ряд неопределенностей, которые на практике вызывали существенные сложности. В частности, на момент установления обязанности по уведомлению о получении/наличии двойного гражданства в условиях постоянного проживания за границей, не было определено, что именно является постоянным проживанием. Кроме этого, не было ясно, как следует поступать человеку в ситуации, когда он в силу тех или иных причин временно находится за границей (учеба, работа и т. д.), при этом зарегистрирован в России. Ведь статья 6 закона «О гражданстве РФ» и пункт 3 «Порядка подачи уведомлений …», утвержденного приказом ФМС РФ от 28.07.2014 № 450, предусматривают возможность подать требуемое уведомление либо лично, либо почтой через организацию федеральной почтовой связи, то есть через Почту России. Соответственно, исполнить свою обязанность, находясь в другой стране, было невозможно.

Возникали трудности и у тех лиц, которые проходили лечение в медицинском учреждении. Ведь даже для почтовой отправки такого уведомления требуется личное присутствие с предъявлением паспорта.

Однако уже 31.12.2014 был подписан закон № 507-ФЗ, устраняющий большинство правовых коллизий. В частности, для граждан, временно находящихся за границей, возможность подать уведомление в течение 30 календарных дней со дня возвращения в Россию. Также определено, что если гражданин постоянно проживал в другой стране, а теперь вернулся в Россию для постоянного проживания, то он должен подать уведомление в течение 60 календарных дней со дня возвращения. Для граждан, проходящих лечение в медицинском учреждении за границей, предусмотрена возможность подачи уведомления через представителя, которому гражданин выдал доверенность, удостоверенную нотариусом или главным врачом медицинского учреждения, в котором он находится.

Двойное гражданство и трудовые отношения

В августе 2014 г. в России вступили в силу поправки о втором гражданстве. И уже в октябре россияне, у которых есть паспорт другой страны или вид на жительство там, обязаны были поставить государство в известность.

Читайте так же:  Транспортный налог в челябинской области льготы

В представленной вашему вниманию статье рассмотрим вопрос, имеет ли значение наличие двойного гражданства при оформлении на работу?

ПОНЯТИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

Определение понятия двойного гражданства содержится в следующих нормативных актах:

• в Конституции Российской Федерации;

• в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014; далее — Федеральный закон № 62-ФЗ).

Согласно чч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ).

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Лиц, имеющих два и более гражданства (подданства), еще называют бипатридами.

УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЛИЧИИ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

Обязанность по уведомлению ФМС России и форма уведомления

Федеральным законом от 04.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность граждан Российской Федерации письменно уведомлять ФМС России о наличии у них двойного гражданства или вида на жительство в другом государстве[1]. Впоследствии порядок подачи письменного уведомления был уточнен Федеральным законом от 31.12.2014 № 507-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”» (далее — Федеральный закон № 507-ФЗ).

Упомянутое выше уведомление гражданин должен направить в территориальный орган ФМС России по месту своего жительства в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации). Срок уведомления составляет 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Однако гражданин может находиться за пределами территории Российской Федерации и в связи с этим не успеть подать уведомление в установленные сроки. В этом случае он обязан подать уведомление в территориальный орган ФМС России не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

До 1 января 2016 г. уведомление о наличии иного гражданства в установленном порядке обязан подать гражданин Российской Федерации (за исключением гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами России), имеющий на 31 декабря 2014 г. гражданство только того иностранного государства:

• граждане которого могут прибывать в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного государства, в отношении граждан которого нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены особые меры по организации их пребывания в Российской Федерации в связи с их прибытием на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке);

• которое имеет или имело с Российской Федерацией международный договор, предусматривающий возможность сохранения у лица гражданства одного государства — участника указанного договора при приобретении данным лицом гражданства другого государства — участника указанного договора[2].

За граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет либо ограниченных в дееспособности, исполнить данную обязанность должны их законные представители[3]. Если законный представитель находился за пределами территории Российской Федерации и не подал уведомление, то он также обязан подать такое уведомление в территориальный орган ФМС России не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

• фамилия, имя, отчество;

• дата и место рождения;

• место жительства (место пребывания, место фактического нахождения);

• серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

• наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

• дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

• сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

• сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения)[4].

К уведомлению прилагается копия паспорта иностранного государства либо документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации[5].

Если уведомление подает законный представитель гражданина, имеющего двойное гражданство, к нему также прилагается:

• копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации);

• либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, например, паспорта иностранного гражданина (если законный представитель является иностранным гражданином).

Если уведомление подает уполномоченный представитель гражданина, имеющего двойное гражданство, то к уведомлению также прилагаются:

• копия нотариально удостоверенной доверенности;

• копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации);

• либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, например, паспорта иностранного гражданина (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450 утверждены формы уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также порядок подачи указанных уведомлений.

Освобождение от обязанности по уведомлению

От обязанности подачи уведомления граждане Российской Федерации, а также их законные представители освобождаются в следующих случаях:

• если это прямо предусмотрено международными договорами Российской Федерации или федеральными законами[6];

• если граждане Российской Федерации постоянно проживают за пределами России[7].

На работодателя каких-либо обязанностей по уведомлению ФМС России или иных ведомств о приеме на работу работника с двойным гражданством действующим законодательством не возлагается.

Ответственность за нарушение сроков уведомления и за неисполнение обязанности по уведомлению

Следует иметь в виду, что несоблюдение предписаний законодательства влечет за собой административную и уголовную ответственность.

За нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или его законным представителем уведомления о наличии у данного гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, ст. 19.8.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

В состав данного административного правонарушения входят:

• несвоевременная подача уведомления;

• предоставление сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме;

• предоставление в уведомлении заведомо недостоверных сведений.

Кроме того, за неисполнение лицом обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, вводится уголовная ответственность. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде:

• штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;

• либо обязательных работ на срок до 400 часов[8].

Таким образом, упомянутые нововведения касаются всех лиц, имеющих помимо гражданства Российской Федерации также гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также законных представителей (родителей, опекунов) несовершеннолетних лиц, имеющих соответствующее гражданство (вид на жительство).

ВЛИЯНИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА НА ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Наличие у лица, принимаемого на работу, двойного гражданства может повлиять на трудовые отношения с ним только в определенных случаях.

Сразу отметим, что ограничения при трудоустройстве, связанные с наличием двойного гражданства, установлены главным образом для случаев, когда работник принимается на государственную гражданскую службу, правоохранительную службу, на работу, связанную с допуском к государственной тайне. В такой ситуации проверкой кандидата занимаются соответствующие органы (кадровые подразделения, органы ФСБ России).

Ограничения на прием на работу бипатридов содержатся в федеральном законодательстве. Приведем примеры таких ограничений.

Гражданская служба

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в частности, в следующих случаях:

• выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

• наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Данные ограничения, связанные с гражданской службой, установлены пп. 6–7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014).

Общественная палата

Лица, имеющие двойное гражданство, не могут быть членами Общественной палаты (п. 5 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (в ред. от 20.04.2014)).

Читайте так же:  Изменения в приказ 140 мвд
ФСБ России

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 22.12.2014) сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Иными словами, лицо с двойным гражданством не может быть сотрудником органов ФСБ России.

Прокуратура

Прокурорами могут быть только граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Законом прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства (пп. 1, 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014)).

Полиция

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (полиции), предусмотрены п. 7 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 12.02.2015). Одним из таких ограничений является приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства.

Работа со сведениями, составляющими государственную тайну

По общему правилу законодательство запрещает принимать иностранных граждан на работу, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну. К числу объектов и организаций, в которые иностранцы не имеют права быть принятыми на работу, относятся структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций (п. 2 Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 (в ред. от 04.02.2011).

Вместе с тем действующее законодательство РФ предусматривает возможность допуска лиц, имеющих двойное гражданство, и иностранных граждан на определенных условиях к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В соответствии с п. 3 Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 (в ред. от 27.05.2008; далее — Положение о допуске), лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом РСФСР «О гражданстве РСФСР», допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан Российской Федерации. То есть в отношении бипатридов в такой ситуации будет применяться Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (в ред. от 01.11.2012).

Лица, имеющие двойное гражданство, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами ФСБ России. В отношении работы со сведениями другой степени секретности (сведениями особой важности, совершенно секретными сведениями) такой допуск невозможен. Следовательно, и принять их на работу с такими секретными сведениями нельзя.

Лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, на основании решения Правительства РФ. При этом к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям лица без гражданства не допускаются (п. 4 Положения о допуске).

Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну. При этом иностранцы допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 973 (в ред. от 02.04.2015) (п. 6 Положения о допуске).

Таким образом, в отдельных случаях лица, имеющие двойное гражданство, могут быть приняты на работу, даже если она связана со сведениями, составляющими государственную тайну. Однако для этого они должны получить в установленном порядке необходимый допуск.

[1] Часть 3 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.

Почему в России запрещено двойное гражданство

Согласно основному закону, граждане РФ имеют право получить паспорта иных государств, при этом сохраняя статус гражданина РФ. Можно сказать, что в России разрешено двойное гражданство. Но, как говорится, есть нюансы.

Понятие «двойного» и «второго» гражданства

Двойное гражданство признается в РФ, только если между странами, гражданином которых является человек, заключен договор о двойном гражданстве Российской Федерации. На данный момент речь идет только о Туркменистане и Таджикистане. Если у вас гражданство любой другой страны, Российское законодательство видит вас только гражданином РФ. В этом случае юристы говорят о «втором гражданстве». Однако терминология эта условна, и ни в каких законодательных актах о «втором» гражданстве не упоминается. Фактически речь идет о том, признает держава ваш второй статус или просто не запрещает его иметь.

В чем разница на практике

Лица с двойным гражданством могут выбрать страну, в которой они будет служить в армии, платить налоги. Имеющего же второе гражданство на новой родине могут призвать снова, несмотря на то, что он уж отслужил в РФ. И налоги ему нужно платить в две казны.

Осторожно, бипатрид!

Во многих странах, причем с довольно высоким уровнем жизни, двойное гражданство запрещено вовсе. Правительство любой страны заинтересовано в гражданах, на которых можно положиться. Бипатриды – люди с двойным гражданством – представляют потенциальную угрозу безопасности, стабильности страны, если они имеют доступ к государственным тайнам, занимают ответственные должности. Чтобы с одной стороны, не ограничивать своих граждан в правах, а с другой, не пускать процесс на самотек, правительства принимают ограничивающие меры. Например, от желающих получить гражданство страны требуется прожить на территории страны определенное время, от 3 до 12 лет.

Ограничивающие факторы

Для иностранцев, желающих приобрести паспорт РФ, двойное гражданство в России запрещено. Они обязаны написать отказ от своего предыдущего гражданства (исключение – дети до 18 лет и те, кто получает гражданство по рождению). Этот запрет нередко обходят, пользуясь лояльностью миграционных работников.

С 2006 года второй паспорт не имеют права получать государственные служащие. А вот механизма проверки предусмотрено не было. Чиновник мог просто утаить факт второго гражданства. Но в 2014 году все изменилось.

Процедура отказа от двойного гражданства в РФ: Видео

Об уведомлении УФМС о втором гражданстве

Согласно новой редакции закона «О гражданстве РФ», принятой в мае прошлого года, у граждан России, имеющих иностранный паспорт или ВНЖ, появилась новая обязанность. Уведомление УФМС о втором гражданстве необходимо было сделать в течение двух месяцев после вступления закона в силу, то есть до 2 октября 2014 года. Отдельными законодательными актами были утверждены порядок и формы подачи уведомлений в органы ФМС, а также предусмотрена административная и даже уголовная ответственность за утаивание или неполное представление данных.

Исключение составляют граждане России, имеющие двойное гражданство, постоянно проживающие за рубежом и граждане стран, имеющих соглашение о двойном гражданстве Российской Федерации.

Чтобы подать уведомления, лица с двойным гражданством или видом на жительство должны лично посетить отделение УФМС по месту жительства, пребывания или нахождения, заполнить анкету и предоставить на проверку соответствующие документы. Также о двойном гражданстве можно сообщить, отправив заказное письмо Почтой России. Подробнее о данной процедуре читайте здесь.

Приказ 450 о двойном гражданстве: Видео

Преступление и наказание

Самая спорная деталь в законе – сокрытие двойного гражданства стало уголовным преступлением. Особые требования предъявляются к оформлению уведомления. По информации с сайта УФМС, если заполнить анкету ненадлежащим образом, «она будет считаться неподанной». Преступившие закон заплатят круглую сумму (до 200 тыс. руб.) или пойдут на исправительные работы на 400 часов.

Также «радуют» и изменения в Гражданском Кодексе. Несвоевременное или неполное представление информации карается штрафом от пятисот до тысячи рублей.

Налицо усиление контроля государства над личной жизнью граждан. Сведения из анкет нужны для создания общей базы данных, но неизвестно, как они будут использоваться. Подробности личной жизни граждан становятся известны государству, а какие будут последствия? Не говоря уж о том, что эти сведения потенциально могут стать известны мошенникам. Как говорится, что известно двоим, то известно всем.

Уголовный кодекс наказывает за общественно опасные деяния. Непонятно, в чем именно заключается эта опасность для общества и чьи интересы при этом нарушаются. Выходит так, что граждане РФ, постоянно проживающие за границей, либо считающие себя таковыми, не представляют угрозы общественным и государственным интересам, не заявив о себе, и о них России знать неинтересно?

Интересы какой страны будет представлять человек, обладающий двумя гражданствами? Власть хочет знать ответ на этот вопрос. Логично предположить, что пристальное внимание к бипатридам со стороны соответствующих органов РФ будет обеспечено. Возможно, будут обсуждаться новые правила выезда за границу, вплоть до восстановления выездных виз и отмены двойного гражданства в России.

Данный законопроект логично продолжает такое направление политики РФ, как «национализация элит», проводимое уже с осени 2012 года. Если главной мишенью его являются бизнесмены, политические деятели, чиновники, то впереди Россию ждет если не железный занавес, то этакий железный невод, в который будет ловиться крупная рыбка.

Как и где проще всего получить гражданство: Видео