Общее требования в семье

Роль семьи в воспитании детей

Воспитание подрастающего поколения в обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством и согласованностью воспитывающих воздействий общественного воспитания, осуществляемых в государственных воспитательных учреждениях, семьи и общественности. Основа этого единства – полное совпадение интересов государства и семьи в воспитании нового поколения, заключающихся в формировании всесторонне и гармонично развитых, полезных обществу, преданных семье, Родине граждан.
Единство общественного и семейного воспитания при ведущей роли общественного является одним из главных принципов.

Ведущая роль общественного воспитания обусловлена тем, что воспитание ребёнка осуществляется в коллективе сверстников, где он приобретает первые навыки общественного поведения. Это воспитание проходит в специально созданной педагогической среде и осуществляется профессионально подготовленными специалистами.

Признание ведущей роли общественного воспитания отнюдь не умаляет огромного значения семьи в формировании личности ребёнка. Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа – первая школа жизни ребёнка. Родители – первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребёнка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нём в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребёнок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всём.

Государство оценивает воспитательную роль родителей как их важную общественную и гражданскую обязанность. Граждане России, говорится в Конституции, – обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Дети (в свою очередь) обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. В семьях накоплен положительный опыт успешного воспитания детей в соответствии с требованиями общества: формирования у них любви к Родине, основ нравственного поведения. Но встречаются семьи, в которых допускаются серьёзные ошибки в воспитании малышей, что отрицательно сказывается на их дальнейшем развитии, выдвигает сложную проблему перевоспитания. Желание воспитать из своего ребёнка хорошего человека, будущего гражданина – этого ещё мало. Надо уметь это делать! Родители должны понять, что «воспитание детей – самая важная область нашей жизни… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание своего ребёнка следует рассматривать не как личное дело, а как исполнение гражданского долга перед обществом.

Успешным воспитание детей в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его цель и задачи, пути средства их осуществления. Это необходимо для установления единства воспитательных воздействий в семье и в детском саду. Надо отдавать себе ясный отчёт относительно своих собственных родительских желаний. Конечно, ни один отец или мать не хочет видеть своего ребёнка с плохими качествами человека. А для этого надо применять правильные методы воспитания.

Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: то есть равенство супругов, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребёнку.

Пример: Отец не разрешает пойти в кино, а мама разрешает. У детей складывается понятие – мама добрая, отец же плохой.

Родители должны иметь авторитет в глазах ребёнка, без этого воспитание невозможно. На чём же основан родительский авторитет? Основой родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа, поведение, чувство ответственности за свою семью перед обществом. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанности, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием – всё это относится к равной мере и к матери и к отцу.

В основе отношений родителей к ребёнку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. «Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, тёплого и светлого». Всё дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании её с требовательностью и уважением к личности ребёнка. Безмерная любовь к ребёнку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний и требований «Хочу», «Дай», «Купи» открытое любование им, демонстрация его едва напоминающихся способностей – всё это приносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю. Такая любовь к ребёнку называется слепой.

Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребёнка, особенности возраста.

Будьте как угодно ласковым с ребёнком, шутите с ним, играйте, но когда возникает надобность, надо уметь распорядиться коротко, один раз. Следовательно, тон взаимоотношений родителей с детьми должен сочетать спокойствие, уравновешенность, приветливость с решительностью и деловитостью. Правильно относиться к ребёнку – это значит уважать в нём человека, пусть пока ещё маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.

Общее требования в семье

Понятие семьи и ее характеристики

Семья с позиции системного анализа

Сегодня ученые пришли к выводу о том, что работать необходимо не с одним членом семьи или тем более с одним ребенком, а со всеми членами семьи одновременно. Такой подход в работе называют системным.

По мнению психиатров, так как причины большинства детских проблем кроются в семье, приобрела популярность общесемейная психотерапия. Это психотерапевтический метод, при котором лечится вся семья и по которому в центр внимания выносятся взаимодействия внутри семьи, а не проблемы отдельного ребенка. До недавнего времени было предпринято ещё мало систематических и контрольных оценок в отношении семейной терапии. Сегодня уже есть возможность подвести итоги и определить эффективность, преимущества этого метода в сравнении с другими. Кроме того, клинические испытания показывают, что в определенных случаях лечение при помощи общесемейной терапии проходят значительно эффективнее.

Теоретическую основу системной семейной теории составляет общая теория систем. Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов (или объектов), реализующих общую функцию (функции).

Главный постулат этого психотерапевтического подхода гласит, что семья является видом социальной системы, психологическая помощь ей невозможна без знаний и учета законов функционирования систем, аналогично тому, как лечение человека невозможно без знания его анатомии и физиологии (Л. Хьелл, Д. Зиглер, 1998).

Семейная система характеризуется определенной активностью. Обычно она состоит из нескольких подсистем. Формальные подсистемы, это супружеская пара, или супружеская подсистема, и дети – детская подсистема. Каждая является своего рода внешней средой для другой подсистемы.

Родительские семьи, детский сад и школа, работа и сослуживцы – внешняя среда семейной системы. Среда – это совокупность всех объектов, изменение свойств, которые воздействуют на рассматриваемую систему, а также те объекты, чьи свойства меняются под воздействием этой системы. Отношения с родственниками и друзьями, влияние воспитателей и учителей – все это может влиять на отношения внутри рассматриваемой семьи. Конфликты в семье в свою очередь могут отражаться на работе, на учебе ребенка и так далее.

Дисфункциональная супружеская подсистема для своей стабилизации обычно использует другие подсистемы – чаще всего детскую подсистему, если детей двое, или детский организм, если ребенок один.

Для анализа макродинамики семейному психотерапевту необходимо владеть следующим концептуальным аппаратом:

Семейная история или эволюция. Изучение этого параметра было начато М. Боуэном, которому удалось показать, что в семейной истории происходит накопление дисфункциональных паттернов, что приводит к патологическому состоянию ее членов.

От этих исследований берет свое начало понятие семейного сценария – устойчивых паттернов микродинамики и структурной организации, повторяющихся из поколения в поколение.

Каждая семья проходит через определенные циклы развития – этапы, ставящие новые задачи перед семейной системой. Понятие цикла является одним из самых важных для характеристики макродинамики и для адекватной постановки задач работы с семьей. Так, на этапе вырастания детей важно помочь семье пройти через сепарацию: родителям нужно ослабить контроль над детьми, позволить им взять больше ответственности, обрести большую автономию, а для себя найти новое содержательное наполнение жизни вместо того, которое было связано с заботой о детях, теперь уже выросших.

Настоящие трудности, связанные с каждым циклом, вызывает сопротивление семейной системы тем изменениям, которые являются необходимыми с точки зрения решения задач нового цикла. Потребность семьи сохранить привычный стиль взаимоотношений провоцирует сопротивление, которое необходимо преодолеть психотерапевту, чтобы помочь семье.

Каждая семья имеет большие или меньшие ресурсы для изменений, которые необходимо вскрыть психотерапевту. Ресурсы – это сильные стороны семьи, такие как возможность открытого обсуждения проблемы, любовь и искренняя заинтересованность в своем ребенке, в себе как в супружеской паре.

Психотерапевту необходимо учитывать общий культурный и исторический контекст, в котором развивалась и развивается семейная система – культурные традиции, ценности и т.д.

Если муж и жена исторически вышли из разного культурного контекста (межнациональный брак), то могут возникать многочисленные трудности. В разных культурах существуют разные полоролевые стереотипы. Психотерапевту необходимо учитывать это в своей работе.

Таким образом, для анализа системы семьи важно владеть следующим понятийным аппаратом и рассматривать по следующим параметрам:

стадия жизненного цикла данной семьи;

эмоциональная связь всех членов семьи между собой;

иерархии и гибкость;

коалиции и привязанности;

коммуникация, явные и скрытые конфликты;

семейные правила и ценности;

Жизненный цикл российской городской семьи состоит из шести этапов.

Первая стадия характеризуется наличием родительской семьи с взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможность пережить собственный опыт самостоятельной, независимой жизни. У молодого человека нет представления, что было достигнуто им лично, взять на себя ответственность.

На второй стадии жизненного цикла семьи молодые люди знакомятся с будущим брачным партнером, и приводит в родительский дом. Задача второго этапа создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди, должны не только договориться по каким правилам они будут жить, но так же договориться и с родителями. Патриархальные правила предлагают вариант вхождения нового члена семьи в семью родителей своего будущего партнера на правах ребенка. Старая система хочет сохранить все так, как было, а новая нуждается в сепарации, это и является причиной для конфликта.

Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это тоже кризисный период для всей системы. Опять необходимо договориться о том, кто, за что отвечает и кто что делает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, неясно кто является ребенку функциональной мамой, бабушка или биологическая мать. Это обстоятельство не может отражаться на ребенке, и поэтому он не редко включается в борьбу.

Четвертая стадия в семье появляется второй ребенок. На этой стадии возникает детская ревность. Мама, которая родила ребенка в двадцать лет и мама, которая родила ребенка позднее, это две разные мамы в одной женщине. Вторая более зрелая, и к материнству подошла с большей ответственностью. У первого ребенка впечатление, что его менее любят. В это же время у родителей кризис среднего возраста, а у детей подростковый кризис. Все это создает трудность в совместном взаимодействии. В этой стадии могут образовываться коалиции между прародителями и внуками.

Пятая стадия жизненного цикла характеризуется тем, что прародители начинают активно стареть и болеть. Они становятся беспомощными и ранимыми, нуждаются во внимании, возможна инвалидность одного из членов семьи или нескольких.

Шестая стадия жизненного цикла повторяет первую. Прародители умерли, и вновь семья с взрослыми детьми.

«В семейной системе существует понятие обратной связи. Обратная связь – это информация о результатах функционирования системы, поступающая в эту же систему». (Хьелл Л, Зиглер Д., 1998, с. 38).

Эмоциональная связь – это психологическое расстояние между членами семьи. В качестве двух основных дисфункций связи выделяют симбиоз (сверхвключенность) и разобщенность. Браки часто совершаются по принципу комплиментарности. Партнеру выросшему в симбиотической семье, не хватает свободы, а партнеру из разобщенной семьи – близости.

Эмоциональная система – одна из самых важных в теории семейных систем. «Многое в эмоциональном функционировании определяется взаимоотношениями с другими организмами и окружающей средой. Функционирование индивида часто не может быть понятно вне контекста его отношений с группой. Эмоциональными межличностными отношениями служат отношения внутри семьи» (Боуэн М., 2005, с.40). «Семья, как эмоциональное поле, предполагает сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых членами семьи на разных уровнях взаимодействия. Эмоционально заряженное функционирование членов семьи создает эмоциональную «атмосферу» или «поле», которое в свою очередь влияет на функционирование каждого из них. Эмоциональное поле семьи возникает в процессе эмоционально окрашенных взаимоотношений, которые являются неотъемлемой частью любой семьи. Хотя интенсивность этих взаимоотношений может меняться от семьи к семье и в одной семье в разные периоды времени, но они всегда присутствуют в той или иной степени. Эмоциональный процесс проявляется в том, что люди занимают разные функциональные позиции в семье. Функциональная позиция человека оказывает существенное влияние на его убеждения, ценности. Отношения, чувства и поведение. Так личностные характеристики первых детей в семье имеют между собой много общего и довольно сильно отличаются от личностных характеристик самых младших детей в семье. Связь определенных личностных черт с особенностями сиблинговых позиций обусловлена тем, что семье предъявляют сходные ожидания к функционированию в разных позициях. Эти ожидания встроены в ситуацию, а не спроектированы родителями. Например, ожидается, что старшие дети будут принимать на себя ответственность за младших и действовать соответствующим образом. Даже, если родители попытаются выстроить отношения так, чтобы старшие дети не отвечали за младших, то этот процесс настолько автоматизирован, что все равно каким – нибудь образом проявится.

Читайте так же:  Как узнать в какой стадии иск

Эмоциональная система проявляет себя через функциональные позиции членов семьи. Чувства, отношения, ценности и верования играют важную роль в занятии и сохранении разных функциональных позиций в семье, но корни этого процесса находятся глубже уровня чувств и культурных влияний». (Боуэн М., 2005, с.42). «Гиперфункционирующий человек обычно чувствует свою ответственность за эмоциональное благополучие других, старается компенсировать реальный или воображаемый дефицит их функционирования. Гипофункционирующий человек, со своей стороны, чувствует свою зависимость от гиперфункционирующего человека в тех вопросах, которые он самостоятельно решить не может или не хочет решать» (Боуэн М., 2005, с.53). «Функциональная позиция человека в семейной системе будет также определенным образом влиять на его интрапсихическоеи физиологическое функционирование. Она влияет на его мечты, фантазии, чувства, отношения и даже интеллектуальную работу. Гипофункционирующий человек, например, может ощущать потерю себя, неуверенность в себе, испытывать сложности с концентрацией внимания при выполнении чуть более сложного дела и воспринимать себя как бремя для окружающих.

С другой стороны, функциональная позиция может также влиять и на физическое здоровье. Гиперфункционирующий человек может заболеть из – за постоянных требований и обращений к нему со стороны других людей, которые он не в силах выполнить. Гипефункционирующий человек может заболеть из – за ухода в себя и погружения в состояние беспомощности. Эта самоизоляция – не следствие эгоизма, а лишь способ уйти от слишком сильного контроля. Хронически больной гиперфункционирующий индивид часто улучшает свое функционирование и может почувствовать чудесное избавление от своих симптомов, если его гиперфункционирующий партнер заболевает или умирает» (Боуэн М., 2005, с.75).

Привычные стереотипы родительской семьи имеют очень большую власть. И партнеры со временем начинают отторгать то, что изначально привлекало друг в друге. Также речь идет о дифференцированности семьи – степени автономности друг друга.

Процессы изменений постоянно происходят в семейной системе. Они и составляют жизненный цикл семьи. Всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и этим самым обязательно меняет семейную ситуацию. Эрик Эриксон показал, что каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые он стремится реализовать. Вместе с возрастом и меняются и запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и соответственно саму семью, рождение ребенка, болезнь, инвалидность, смерть, все это существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия членов семьи друг с другом. Параллельно и одновременно с процессами изменения и развития происходят гомеостатические процессы. Существует два закона, по которым происходит развитие семьи. Закон развития гласит о том, что семья стремится к развитию, это ее естественное состояние. Закон гомеостаза гласит, что всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что в каждый данный момент времени своего существования она стремится сохранить статус кво. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть радостными и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и другое. Закон постоянства обладает огромной силой. Взаимосвязь изменчивости и стабильности, развития и гомеостаза хорошо видна при описании жизненного цикла семенной системы. Таким образом, семья развивается по двум законам: закон развития и закон гомеостаза.

Особенности ролей или устойчивые функции в работе системы, закрепленные за каждым из ее членов. Распределением ролей в семье характеризуется эффективность или неэффективность распределения функций, обеспечивающих поддержку семейной системы.

В семейных системах они часто наблюдаются «перевернутые» или смещенные. Это связано с тем, что мама вынуждена работать, реализовываться, зарабатывать, а бабушка находиться с внуками, воспитывать их, ухаживать за ними. Это указывает на то, что бабушка является функциональной мамой, а мама, особенно в неполных семьях является папой. Такая особенность ролей часто встречается в тех семьях, где ребенок инвалид. В Российской культуре существуют противоречивые правила о распределении ролей в семье. Борьба за власть и статус в современных российских семьях – одна из мощнейших дисфункций. И возникает эта борьба потому, что в культуре нет внятного правила про половое неравенство. В семьях много гласных, негласных, сложных, витиеватых правил, пронизывающих нащу жизнь (Н. Б. Бячкова,1998).

Границы имеет каждая система, они определяют ее структуру, содержание психодинамики семейной жизни. Границы семейных систем проницаемые. Человек является элементом сразу нескольких систем, от него может зависеть их жизнедеятельность, но и сам он неизбежно, так или иначе ,реагирует на соприкосновение с ними. Границы подсистем (более мелкая система внутри целостной семьи), характеризуются четкими или нечеткими внутренними границами. Не четкие границы тормозят развитие семьи или взросление ее членов.

Внешние границы характеризуются степенью открытости семьи как системы для контактов с внешним миром. Излишне открытая система подвергается вторжению или влиянию из вне, а значит, семья подвергается отсутствию безопасности и конфликтам.

Излишне закрытая система характеризуется тревожностью и страхом перед внешним миром, отсутствием общения.

Иерархия существует в каждой системе, в каждой семье. Она определяет власть, порядок и. конечно, границы. В дисфункциональных семьях власть может быть у ребенка, у прародителей. Наблюдается особенность иерархии в семьях, где дети инвалиды, у них может быть много власти, они могут диктовать условия. У родителей порой возникает чувство вины в связи с диагнозом рожденного ребенка, и они пасуют перед ребенком – «тираном».

Коалиции, или объединение между членами подсистем ведут к нарушению границ и особенно характерны для дисфункциональных систем. Вертикальные коалиции – дисфункциональны. Например, мать в коалиции с ребенком, отец на периферии, участие в жизни семьи и ребенка он не принимает. Коалиции, как правило, предполагают наличие триангуляции – привлечение третьего лица для попыток разрешения конфликта между двумя членами семьи. Например, нездоровый ребенок или отстающий в развитии ребенок, ребенок инвалид, ребенок с нарушением поведения может сплачивать разобщенность родителей, удерживая их от развода, и это косвенно подкрепляет особенность здоровья, развития или поведение ребенка. Мать, которой недостаточно внимания мужа, излишне приближает к себе ребенка, мешая ему взрослеть, приобретать самостоятельность и автономность. В такой семье ребенок может иметь много власти, больше, чем у одного из родителя. Таким образом, у ребенка не выработается обратной связи, а значит объективного взгляда на себя, что ведет к нарушениям личности.

Коммуникация рассматривается как поведенческие проявления людей. Люди в семье постоянно взаимодействуют друг с другом, постоянно передают друг другу информацию, осуществляют коммуникацию. Не вступать в коммуникацию невозможно, потому что, любое поведение, действие, слово, их отсутствие несет другим информацию, которую они не могут не воспринимать и на которую не могут не реагировать.

Все коммуникационные взаимообмены или симметричны, или комплиметарны в зависимости от того, основаны они на сходстве или на различии. Это положение утверждает, что все коммуникационное взаимодействие реализует два основных принципа – симметричности или комплиментарности. Симметричная коммуникация означает, что коммуникационная цепочка строится по принципу «на подобное отвечу подобным». Комплиментарная коммуникация реализуется по принципу взаимодополняемости. В первом случае, например, гнев будет провоцировать еще более гневные проявления второй стороны, во втором – гнев может вызывать у другой стороны стремление устраниться или общаться подчеркнуто мягко и т. п.

Это представление имеет большее значение как еще один принцип, развивающий идею системности, поскольку оно предполагает рассматривать наблюдаемые феномены взаимодействия людей не в терминах их независимых «индивидуально – личностных» особенностей или намерений, желаний, а как обусловленные типом коммуникации, подчиняющимся над индивидуальной логике функционирования.

Коммуникативный процесс порождает различные реальности для участвующих в нем сторон. Различие этих реальностей порождается различной пунктуацией событий в процессе коммуникации. В теории коммуникации утверждается, что в зависимости от того, что именно воспринимается участниками коммуникационного процесса как причина и как следствие в коммуникации, рождаются психологически разные для них миры. Так, например, напористая жена, будет объяснять свою напористость тем, что у нее пассивный муж, а муж в свою очередь будет объяснять свою пассивность напористостью жены.

Между членами семьи существуют паттерны взаимодействия или вытекающие из ролей устойчивые коммуникативные стереотипы: ссоры, конфликты, обиды, унижения, высмеивания и так далее. Стиль эмоциональной коммуникации характеризуется соотношениями (+) и (-) эмоций, критики, похвалы в адрес друг друга, возможен так же запрет на открытое выражение чувств.

В семье любое явление является сообщением. Каждое событие понятное сообщение для членов семьи. События могу быть одноуровневые, могут быть многоуровневые, то есть вербальные и невербальные. Сообщения в семьях могут быть часто повторяющиеся, сообщения и взаимодействия которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия.

Каждое сообщение участника коммуникации имеет передающий и командный аспекты. Под передающим аспектом понимается тот, который является носителем содержания сообщения, под командным – тот, который определенным образом маркирует взаимоотношения передающим и получающим сообщение. Запрет на обсуждение и любое взаимодействие является источником дисфункций, что может формировать у одного из членов семьи диагноз шизофрению. Наиболее яркой характеристикой коммуникации в таких семьях являются, противоречивые или даже взаимоисключающие послания на уровне сообщений и отношений, а кроме этого существование жесткого запрета на указание и обсуждение этого противоречия.

Циркулирование информации в семейной системе может быть эффективным, то есть ясным, открытым, и дисфункциональным, то есть противоречивым и включающим взаимоисключающие послания по типу двойной связи или неполным, при наличии «семейных секретов».

В общении людей могут существовать парадоксальные способы взаимодействия. Они являются следствием неразрешимости противоречия на коммуникационном и метакоммуникационном уровнях в силу особых причин.

В списке М. Боуэна нет ставшего очень важным в отечественной психологии понятия рефлексии. Однако в других его трудах (и в целом в традиции системной семейной психотерапии) это понятие скрывается под словом метакоммуникация – коммуникация по поводу коммуникации.

Наличие метакоммуникации, а проще говоря – свободного обсуждения возникающих в процессе коммуникации наблюдений и проблем, является важнейшим признаком здорового функционирования семьи. Тогда развитие ребенка происходит в процессе его активности, рефлексии этой активности и себя в ней при непрерывном диалогическом позитивном эмоциональном контакте с другим человеком. Метакоммуникация – процессы совместного обсуждения и осмысления того, что происходит между членами семьи.

Представление о коммуникационных системах, развитое современной теорией коммуникации, является важнейшим вкладом в становление системной семейной терапии.

Семейные правила и ценности это то, что открыто, одобряется и культивируется. Они существуют в каждой семье. Семейные правила – те основания, на которых строиться жизнь семьи. Нечеткость правил и норм, их непроговоренность могут приводить к недоумению, к конфликтам, к симптомам невроза, а при переходе к новым этапам тормозить развитие, как всей системы, так и отдельных ее членов. Выделяют гласные и негласные правила. Правила могут быть культурно заданными – и тогда они разделяются многими семьями. А бывают уникальными для каждой отдельной семьи. Правило, это, как семья решила вести домашнее хозяйство и отдыхать, кто за что отвечает в семье, как и на что тратит деньги. Изменение семейных правил – болезненный процесс для членов семьи. Нарушение этих правил – вещь опасная, драматичная. Делегирование требований и ожиданий в семье может быть очень разрушительным, если требования, выдвигаемые, например, родителями противоречивы и несогласованны. Это делает невозможным их интеграцию, ведет к внутренним конфликтам и противоречиям в развитии.

Стереотипы поведения воспроизводятся в поколениях. С помощью геннограммы, которую ввел Мюррей Боуэн можно узнать семейную историю и правильно ее описать. В геннограмме существуют разные детали, которые указывают на особенности функционирования семьи. Например, дата смерти одного члена семьи, совпадает с датой свадьбы какого – то другого члена семьи. Это история про замещения, про смену иерархий, про изменение структуры. Многие семейные реакции можно понять, только зная историю семьи (Н. Б. Бячкова, 1998).

Читайте так же:  Иск о возмещении ущерба причиненного несовершеннолетним

Семейный миф — это семейная концепция, легенда и верование, касающиеся семейной истории. Это сложное семейное знание, которое является как бы продолжением предложения: « Мы – это…». Например: «Мы никогда не ссоримся», «Мы – успешная семья», «В нашей семье все учились на отлично» и та далее. Оно актуализируется тогда, когда новый человек входит в семью, либо в моменты социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. В дисфункциональной семье миф более очевиден, чем в функциональной семье. Это знание плохо осознается членами семьи. Формируется он примерно в трех поколениях, без понимания мифа психологом, часто неясны мотивы поступков человека, который живет в семейной системе. Миф может являться способом выживания. Например, чтобы семья алкоголика выживала, необходим миф о спасении его. Демонстрация некого инвалидного положения является спасением.

Стабилизаторы имеются как в функциональной, так и в дисфункциональной семье. Функциональные стабилизаторы, это общее место проживания, общие деньги, общие дела, общие развлечения. Дети, болезни, нарушения поведения – дисфункциональные стабилизаторы. Дети не должны быть стабилизаторами, поэтому они растут, развиваются и должны жить своей, отдельной от родителей жизнью. Например, супружеские измены могут быть очень хорошим дисфункциональным стабилизатором. За систематическими изменами стоит невротический страх близости. Часто стереотип взаимодействия по поводу измен, выяснение отношений и скандалы по поводу измены, примирение. Примерились и живут вместе, пока не накопится напряжение от неразрешенных проблем, а проблемы копятся, но не решаются. Напряжение достигает какого – то предела и повторяется все заново.

Часто встречающийся стабилизатор болезнь или инвалидность. Больного ребенка, подростка-инвалида нельзя бросить. Пока ребенок болен, родители могут объединяться, и искусственно сдерживать союз.

Стабилизаторы традиции и ритуалы – повторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл. Это очень важный фактор стабилизации системы, опорные элементы, укрепляющие ее и редуцирующие тревогу ее членов.

Аутсайдер существует в дисфункциональных семьях. Аутсайдер, это член семьи, чаще всего ребенок, который берет на себя некую нагруженность, часто не ему принадлежащую. Он может быть носителем родительских функций, или ответственным за них, в таком случае его называют обродительный ребенок. Либо ребенок, который скрепляет семью своей болезнью, часто психосоматической. Либо замещающий, кого — либо из погибших и умерших, или исключенных из семьи.

В любой системе, в том числе семье существуют динамические отношения – это отношения влияния, зависимости, взаимодействия и коммуникации. Для решения конфликта между двумя, например супругами, привлекается третий, то есть в семье наличие триангуляции. Триангулированными могут быть ребенок, прародители, друзья, родственники.

Существует 11 признаков здоровой функционирующей семьи (т.е. семьи, создающей максимально благоприятные условия для развития ее членов), выделенных М. Боуэном:

Оптимальный уровень дифференциации (автономности) членов семьи.

Низкий уровень тревоги.

Четкие границы между поколениями при наличии хорошего эмоционального контакта и связи между поколениями.

Эмоциональные проблемы не локализуются в ком-то из членов семьи, а отмечается вклад каждого в гармоничные семейные отношения.

Члены семьи минимально симбиотичны и минимально дистанцированы при решении проблем.

Каждая диада может справляться без привлечения третьего.

Каждый может общаться с другими на эмоциональном и на интеллектуальном уровне.

Сохранение хорошего эмоционального климата важнее, чем следование общепринятым стандартам (что такое «хорошо», что такое «плохо»).

У каждого члена семьи есть ощущение, что ему нравится жить в этой семье.

Члены семьи используют друг друга как источник обратной связи и опыта, но не как средство эмоциональной разрядки.

Каждый четко знает свои и чужие обязанности (М. Боуэн, 2001).

Статья по теме:
ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ

Инструкция для родителей

1.Правила дорожного движения
2.Правила поведения в транспорте
3.Ребенок на улице
4. Ребенок дома
5.Ребенок и водоем

Предварительный просмотр:

Папка «Работа с родителями»

1. Сведения о родителях учащихся 1 класса 2011 — 2012 уч.г.

2. Участие родителей в жизни класса (памятка).

3. Полезная информация для родителей (список учителей-предметников, расписание уроков и звонков, телефоны ГОУ и др.).

4. Планирование работы с родителями учащихся 1 класса на 2011 — 2012 учебный год.

5. Члены родительского комитета класса.

6. Посещаемость родительских собраний в 1 классе.

7. Протоколы родительских собраний (с приложениями).

8. Консультации для родителей.

9. Инструктаж для родителей.

10. Анкеты для родителей

11. Памятки для родителей.

12. Другие материалы для исследования семьи (тесты, опросники и пр.).

Участие родителей в жизни класса

1. Посещение родительских собраний

2. Участие родителей в учебно-воспитательном процессе с помощью следующих форм

— дни творчества детей и родителей через проектную деятельность

— помощь в организации и проведении внеклассных дел

— помощь в укреплении материально-технической базы класса

3. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом:

— участие родителей класса в работе совета школы

— участие родителей класса в работе родительского комитета

В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями и третьими лицами, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости . Родительский комитет класса привлекает родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Родители-профессионалы могут организовать в классе работу различных кружков, клубов, секций и пр.

Родителей можно привлекать к проведению классных и информационных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они работают.

Родители могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть полноценными участниками спортландий, творческих конкурсов и т.п. Родители участвуют в организации и проведении огоньков, дискотек и праздничных вечеров.

Материальная помощь родителей в классе заключается в ремонте классной мебели, самого классного помещения, приобретении пособий для обучения учащихся данного класса.

По рекомендации родительского комитета школы некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и отдельными учащимися.

Родители, участвующие в жизни класса, принимающие участие в организации процесса обучения и воспитания, традиционно поощряются грамотами, благодарственными письмами, медалями, шутливыми сувенирами, дипломами, а также самостоятельно изготовленными учащимися формами поощрения.

ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РОДИТЕЛЯМ

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ

Правила дорожного движения:

1. При переходе через дорогу взрослый обязан держать ребенка за руку.

2. Переходить дорогу с ребенком только в специально отведенных местах (по пешеходным и подземным переходам).

3. Родители обязаны научить ребенка различать дорожные знаки («дети», «пешеходный переход», «подземный переход», «место остановки автобуса»).

4. Родители на собственном примере должны демонстрировать ребенку правила поведения на проезжей части.

5. Если у ребенка велосипед, родителям необходимо научить ребенка кататься только в специально отведенных для этого местах (детских площадках, далеко от проезжей части).

Правила поведения в транспорте:

1. Родители обязаны входить в транспорт, взяв ребенка за руку.

2. Следить за тем, чтобы ребенок крепко держался за поручень и не стоял у дверей.

3. Не допускать, чтобы ребенок высовывал руки и голову в открытые форточки транспортного средства.

4. При выходе из транспорта, держать ребенка за руку.

5. В случае если пешеходный переход расположен вблизи автобусной остановки, выйдя из транспорта, родитель и ребенок обязаны дождаться его отправления и только после этого совершать переход. Помните: автобус и троллейбус обходить следует сзади, трамвай спереди.

Ребенок на улице:

1. Не следует отпускать ребенка на самостоятельные прогулки.

2. Родители обязаны объяснить ребенку правила поведения с посторонними людьми.

3. В местах повышенного скопления людей в кармане у ребенка должен быть подробный адрес и телефон на случай, если ребенок потеряется (лучше, если ребенок будет наизусть знать свой домашний адрес, ст.метро, номер домашнего и мобильных телефонов родителей).

4. Не следует доверять ребенка малознакомым людям.

5. Родители обязаны объяснить ребенку опасность приближения к дворовым животным (кошкам, собакам).

6. Особое внимание обращать на машины во дворах.

1. Родители должны научить ребенка правильно обращаться с колющими и режущими предметами, а также с электроприборами. В момент обращения с такими предметами ребенок должен находиться под присмотром взрослого.

2. На электророзетки необходимо поставить специальные заглушки.

3. Ребенок должен знать телефоны 01, 02, 03, для возможности использования его в экстренной ситуации.

4. Моющие и дезинфицирующие средства, медицинские препараты (таблетки, градусник), а так же спиртосодержащие и кисло-щелочные растворы (уксус) следует держать в недоступном для детей месте.

5. Опасными предметами в квартире могут быть и окно, зажигалки, спички, плита.

6. Оставляя ребенка дома, родители обязаны научить ребенка не открывать двери посторонним, не разговаривать с людьми, находящимися за дверью, знать номера телефонов службы спасения, родителей и соседей.

НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ОДНИХ ДОМА!

Ребенок и водоем :

1. Во время отдыха вблизи водоема дети должны находиться под постоянным, бдительным присмотром родителей.

2. Во время купания ребенок должен иметь надувные спасательные средства.

3. Не следует брать детей в лодки и отплывать далеко от берега.

4. Если на приусадебном участке находится колодец, он должен закрываться плотной крышкой, недоступной для детского пользования.

РО ДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ УМЕТЬ ОКАЗЫВАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ!

Родители обязаны уметь сохранять здоровье своих детей в различное время года, одевать детей по погоде, соблюдать режим дня, ежедневно совершать прогулки. КРОМЕ ТОГО, создавать в своем доме положительную психологическую атмосферу, ежедневно уделять внимание ребенку (читать, играть в настольные и подвижные игры, игры на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и пр.).

Как помочь ребёнку хорошо учиться?

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе. Это очень напряженный период, потому что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Возрастает удельный объем нагрузок. Именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку:

  1. принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками;
  2. подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно.

«Дети активные существа… А если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А.Амонашвили).

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. При этом положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. Несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна.

Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности.

Но многие родители знают по своему опыту, что со временем, начиная со второго класса, интерес к учебе пропадает. Почему это происходит?

Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется все больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями. У некоторых возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Заметив первые тревожные признаки, родители должны сразу же посоветоваться с учителем, что делать. Если отставание растет, дети из-за неудач теряют интерес к учению и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учебе очень важно создать дома атмосферу оптимизма. Надо сказать ребенку: «Ты справишься» и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры: повторить основы, позаниматься дополнительно. Большинство детей испытывает радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились. Если ребенок не может сконцентрировать свои силы на учебе, необходимы специальные упражнения. Но они должны быть разумными. Не надо без конца повторять одно и то же плохо выученное домашнее задание. Ребенок должен просто справляться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребенок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок в школе развил по возможности свои способности. Но все же всегда будут дети, которые при всем своем старании не становятся лучшими учениками в классе. Их способности и таланты лежат, возможно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать, вам, родители? Ни в коем случае не предъявлять к детям чрезмерные требования. Ребенок не понимает требований, которые вы ему предъявляете. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни его возраст, ни индивидуальные возможности. Ребенка с малых лет включают в мир ценностных ориентацией, принятых среди взрослых людей. Престижные установки и ожидания обязательно должны присутствовать у всех родителей. Но для правильного развития ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний. Завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, а заниженный не стимулирует их развитие. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания. Поэтому нужно вместе с учителем постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, и помочь им утвердиться на этом поприще. Не надо сразу связывать планы перестройки с теми предметами, где ваш ребенок едва справляется с программой. Надо хвалить за каждый, даже самый скромный успех: «Сегодня уже 6 ошибок, а не 8». Если такие дети полностью теряют интерес к учебе, становятся упрямы, то большей частью от того, что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они плохо чувствуют себя в школе, даже если учитель внимателен к ним. Они сравнивают себя с одноклассниками, и им кажется, что из-за плохой учебы их меньше уважают. Родителям необходимо найти все пути для самоутверждения ребенка. И здесь помогут успехи в других областях, например, в работе по дому или саду. И как часто дети, у которых были трудности в учебе, потом прекрасно проявляют себя в профессиональной деятельности. Нередко признание успехов в практической области способствует пробуждению интереса к теоретическому знанию. Нормально, если ребенок не ко всем предметам проявляет одинаковый интерес. Но нельзя терпеть полное отсутствие интересов у ребенка. У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные в школе, могут им пригодиться и дома. Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или их любимыми занятиями. Когда дети выполняют домашние обязанности они заслуживают похвалы и уважения. В то же время у вас есть в этом случае повод указать детям на то, что и при изучении не особенно интересных предметов они могут быть так же старательны. Поэтому необходимо дома отдавать должное любому успеху в учебе. Кроме того, решающую роль играет отношение к учебе родителей, их пример (повышение квалификации, курсы…). Необходимо терпение, доброжелательность, внимание. И так должно продолжаться
всю жизнь, потому что наша готовность обсуждать с детьми их проблемы есть предпосылка того, что они сохранят свое любопытство. Наше терпение, доброжелательность каждый раз заново будет вызывать доверие детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию, вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учебы ребенка атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в то же время и последовательной требовательности? Как помочь ребенку хорошо учиться?

Читайте так же:  Как правильно муниципальный контракт или договор

Помощь родителей идет в трех направлениях:
родители организуют режим дня;
проверяют домашнее задание;
приучают детей к самостоятельности.

Соблюдение режима помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает нервную систему от переутомления. У большинства учащихся слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости.

Важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определенное время. Иногда приходится просит сына или дочь помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребенок: уроки – посылают в магазин, читает – полить цветы. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей еще не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Поэтому – «Не пойду я!». Вы должны дать ребенку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу (через 10 минут дочитай страницу…). Если это войдет в систему (всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое) то у ребенка будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца. Все эти факты важно учитывать, так как у детей начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, к труду.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки (читать). Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул.

Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Таким образом, ваша главная задача – помочь своему ребенку в организации его времени дома. Организованный, усидчивый ребенок будет хорошо работать на уроке.

Следующее – это как вы должны контролировать выполнение домашних заданий (ГПД). Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого проверить сам факт выполнения домашнего задания. Затем просмотреть правильность его выполнения. Заметили ошибку – не надо спешить показать, где она. Ребенок должен приучаться к самоконтролю. И только в крайнем случае прямо показать, где ошибка.

Нередко, помимо заданий учителя, вы нагружаете своего ребенка дополнительными (необходимыми по вашему мнению) учебными занятиями. Это бывает так: черновик, вместо 2 столбиков примеров 4… Причем все это делается за счет свободного времени. Ребенок переутомляется, быстро устает и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Можно давать дополнительные задания, но количество и содержание должно быть согласовано с учителем.

Долго сидеть за приготовлением уроков – это еще не значит хорошо их приготовить. Существуют следующие нормы:

1 класс – 1 час
2 класс – 1-1,5 часа
3 класс – 1,5 – 2 часа
4 класс – 1,5 – 2 часа

Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания, неумением сосредоточиться на одном предмете. Напишет строчку, начнет рассказывать, … Конечно, это отражается на качестве выполнения задания.

Чтобы приучить ребенка к усидчивости, нужно ставить перед ним задачу – уложиться в определенное время, ставить перед ним часы (учится распределять свои занятия по времени).

Иногда, раздражаясь, родители начинают кричать на ребенка. В результате дело идет еще хуже, он начинает ненавидеть учение, школу, как виновников своих неудач. Терпение, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребенку в учении. Главная задача – проконтролировать, когда ребенок сел за уроки (за чтение), подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

Иногда с первых школьных дней одна из самых частых бед и жалоб – плохо с письмом. Чаще всего дело в задержке речевого развития. Чтобы написать букву, надо сначала услышать звук. Ребенок должен сосредоточиться на звуковом разборе слова и на том, как звуки перевести в буквы. А у детей с задержками речевого развития, с нарушением устной речи, с ошибками в различении букв, встречаются почти все дефекты письма – плохой почерк, неправильное написание букв, медленный темп работы. Как же бороться с этими трудностями? Прежде всего посоветоваться с логопедом.

И, наконец, что делать, если ребенок не любит читать. (Умение читать имеет большое значение для успешного обучения. Иногда ребенок затрудняется решить задачу только потому, что не умеет ее прочитать). Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.
Очень важно, чтобы родители следили за подбором книг для чтения. Некоторые родители думают, что любое чтение полезно, а другие, что за чтением должны следить учитель, библиотекарь, но не они. Да, они за этим следят, но не всегда могут оградить учащихся от книг, предназначенных не для них. Для каждого возраста существуют рекомендательные списки литературы «Что читать детям» (в библиотеках).

Должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети читают книги для взрослых. Это часто бывает вредным, потому что они не могут полностью понять и осознать всю глубину произведения. Они воспринимают его поверхностно, следят за развитием сюжета. Такое чтение вырабатывает привычку читать поверхностно, пропуская описание природы, рассуждение автора.

Надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, о природе… Но в то же время надо и учитывать индивидуальные интересы детей (приключенческая литература).

Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе (на уроках естествознан6ия, истории).
Необходимо упражнять ребенка в чтении вслух, чтобы можно было контролировать правильность чтения.

Книги на первых порах должны быть с яркими картинками, небольшие по объему, чтобы ребенок смог быстро прочитать их. Если затрудняетесь в выборе книги, надо посоветоваться с учителем или библиотекарем.

В воспитании любви к книге могут сыграть положительную роль и внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с друзьями – все это вызывает у детей интерес к книге.
Можно использовать следующий прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать.

Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения или в доме нет книг, то, конечно, приохотить ребят к чтению бывает труднее.

Очень хорошо, если в семье практикуются систематические совместные чтения книг вслух. Это сближает родителей и детей. Помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Продолжительность чтения – не больше 45 минут, с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.
Нужно воспитывать культуру общения с книгой. Надо приучить детей беречь книги. Необходимо соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки, свет от нее не должен попадать в глаза, а на поверхность стола, где лежит книга.

В заключение об установках. Большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Вера в непогрешимость, справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел…». Взрослые люди способны осознавать и контролировать, многое подвергать сомнению, ставя защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами (Курить вредно, но хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем одинаковое в жизненных сходных ситуациях. Задумывались ли вы, какие установки давали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути?Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.