Неприкосновенность прокурора и следователя

Следователям и прокурорам вернули преимущество на дороге

Следователям и прокурорам вернули преимущество на дороге. Сотрудники ГИБДД теперь не смогут штрафовать и наказывать нарушителей ПДД с соответствующими удостоверениями. О прокурорских полномочиях на дороге — материал корреспондента радио «Вести ФМ» Николая Осипова.

Следователям и прокурорам вернули преимущество на дороге. Сотрудники ГИБДД теперь не смогут штрафовать и наказывать нарушителей ПДД с соответствующими удостоверениями. Несколько месяцев назад в МВД пытались уравнять всех водителей на дороге и приняли новый регламент, который позволял игнорировать статус водителя. Но просуществовал документ недолго. Вначале сотрудники СКП пожаловались в Верховный суд, а затем и руководство МВД решило скорректировать регламент в их пользу. Отныне инспектор сможет только пожаловаться на прокурора-нарушителя вышестоящему начальству. О прокурорских полномочиях на дороге — материал корреспондента радио «Вести ФМ» Николая Осипова.

Осипов: «ГАИ высадит пьяных прокуроров», «Следователей лишили привилегий» — эти заголовки победно предваряли публикации о новом регламенте МВД еще прошлым летом. С сентября сотрудники ГИБДД имели полное право штрафовать неприкосновенных до той поры прокуроров и следователей. Правда, почти сразу юристы заметили, что регламент противоречит федеральным законам о статусных персонах. К примеру, закон «О прокуратуре», на который и ссылались представители СКП, требуя лишить милицию права штрафовать их коллег. Верховный суд не успел закончить рассмотрение дела, как в МВД согласились с прокурорами и вновь урезали полномочия и инспекции. Никаких штрафов, даже если пьяный, можно только запретить садиться за руль, а дальше исключительно рапорт вышестоящему начальству. То есть прокурору, который и будет разбираться с неблагонадежными кадрами.

Надежды правозащитников и борцов за равенство на дороге обрушились вместе с возвращением прокурорам прежний привилегий. Инспектор, как и прежде, имеет полное право пресечь нарушение правил вождения, но не более того, рассуждает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. И с сожалением отмечает, что никакие штрафы и протоколы нарушителю с удостоверением не грозят.

Похмелкин: В общем, это сигнал к тому, что ни о каком равенстве граждан перед законом речи быть не может. У нас фактически легализована каста неприкасаемых, причем именно работники правоохранительных органов ведут себя наиболее безобразным образом на дорогах и управляют автомобилем очень опасно для окружающих.

Осипов: Единственная мера воздействия — это рапорт начальству, то есть вышестоящему прокурору, или коллегии судей, поскольку судьи тоже попадают под эти правила. Отбирать права, отправлять на медэкспертизу — это уже превышение полномочий. По этой статье уже обвиняли одного из сотрудников ГАИ в Башкирии. Тогда новый регламент только вступал в силу. Инспектор пытался остановить автомобиль, за рулем которого сидел пьяный прокурор. Составил протокол, притом, что невменяемый водитель не смог ему показать свое удостоверение. А потом милиционеру предъявили обвинение. И с точки зрения закона, сотрудник ДПС был не прав, поясняет президент «Коллегии правовой защиты автовладельцев» Виктор Травин. Дело в том, что, несмотря на прежний регламент, ни один милиционер не имел и не имеет права штрафовать прокурорского работника.

Травин: То, что придумал министр внутренних дел в своем приказе, не могло быть принято к исполнению, поскольку каждый сотрудник знает, что есть закон о прокуратуре, который запрещает милиционеру задержание и личный досмотр прокурора. То же самое касается и судей и депутатов. Поэтому министр внутренних дел теперь просто привел в соответствие свой приказ с федеральными законами.

Осипов: Исходя из действующих норм, схема поведения милиционера который видит перед собой прокурора-нарушителя весьма ограничена. А если речь не идет о совершении уголовного преступления, которое сотрудник МВД безусловно обязан пресечь, то в случаях административных взысканий проще вообще не предпринимать никаких действий. Виктор Травин откровенно сомневается, что рапорт начальству за превышение скорости или пьяное вождение эффективнее протокола и задержания.

Травин: Если это административное правонарушение, нарушил ПДД, в этом случае сотрудник милиции должен сообщить вышестоящему прокурор,у что такой прокурор нарушил, и передать его из рук в руки его руководству. Что будет дальше с провинившимся, мы не знаем. Как показывает практика, не делают ничего. Может быть, на внутреннем совещании или на суде офицерской чести ему не нальют чай с сахаром, а на сей раз ограничатся просто чаем. Серьезных санкций в отношении прокуроров, которые принимались бы внутри прокуратуры, я, к сожалению, не встречал.

Осипов: За год в России было несколько громких историй на дорогах, в которых фигурировали пьяные сотрудники прокуратуры. Буквально на днях в Ярославской области заместителю районного прокурора предъявили обвинение. 33-хлетний Дмитрий Чижов превысил скорость, врезался в машину ДПС, которую отбросило на группу пешеходов. В той аварии погибли три человека. Но, несмотря на привлечение к уголовной ответственности, скандальность этих историй не способствовала ужесточению правил вождения и проверок на дорогах. Сотрудники прокуратуры смогли добиться неприкосновенности, а МВД фактически самоустранилось от контроля за прокурорскими водителями.

Читайте так же:  Как рассчитать осаго самостоятельно ресо

Неприкосновенность прокуроров и следователей

Статья 42. Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности

Проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Проверка сообщения о преступлении, совершенном прокурором, возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора уголовного дела он отстраняется от должности. За время отстранения от должности прокурору выплачивается денежное содержание (денежное довольствие) в размере должностного оклада, доплаты за классный чин (оклада по воинскому званию) и доплаты (надбавки) за выслугу лет.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.

Таким образом, более просто можно сформулировать так:

Гарантии независимости прокуроров и следователей:

• неприкосновенность личности: проверка сообщения о факте совершения ими правонарушения, возбуждение уголовного дела (кроме случаев, когда они были застигнуты на месте преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры (на период расследования прокурор или следователь отстраняется от должности); не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора или следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления;

• материальное и социальное обеспечение (в т. ч. льготы и обязательное государственное страхование);

• ответственность за посягательство на их жизнь и жизнь членов их семей, посягательство на их независимость.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Гарантии неприкосновенности и социальные гарантии для прокуроров и следователей

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в исключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности прокуроров и следователей, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Под такой же защитой находится их имущество.

Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного денежного содержания.

Прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств.

Установлено специальное материальное и социальное обеспечение прокурорских работников.

Денежное содержание прокурорских работников состоит из:

  • должностного оклада;
  • доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы (в размере 50 процентов должностного оклада), за сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50 процентов должностного оклада);
  • процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание «Заслуженный юрист РФ»; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается в соответствии с решением руководителя органа или учреждения прокуратуры с учетом объема работы и результатов службы каждого прокурорского работника. Денежное вознаграждение Генеральному прокурору РФ устанавливается Президентом РФ.

Должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством РФ по представлению Генерального прокурора РФ в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора РФ, который составляет 80 процентов должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Президентом РФ для лиц, замещающих отдельные должности прокурорских работников в Генеральной прокуратуре РФ, а также для лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной гражданской службы в Генеральной прокуратуре РФ, может устанавливаться ежемесячное денежное поощрение.

Пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

«Прокурорские работники в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми органами прокуратуры у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ. Прокуроры и следователи имеют право на дополнительную жилую площадь. Медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета» .

СТАТЬЯ 14. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

1. Честь и достоинство следователя охраняются законом. Проявление неуважения к следователю, угроза, оскорбление и клевета в его адрес влекут наступление ответственности, предусмотренной законодательством Республики Казахстан.
2. Проверка сообщений и заявлений о преступлениях, совершенных следователем, возбуждение и определение надлежащего органа предварительного следствия по такому уголовному делу является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
3. Следователь не может быть подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, кроме случаев, предусмотренных частью 2 статьи 35 Кодекса РК об административных правонарушениях.
3-1. Любая проверка сообщения о факте административного правонарушения, совершенного следователем, осуществляется с участием представителей органа предварительного следствия. Материалы об административном правонарушении, допущенном следователем, для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности, направляются должностному лицу, назначившему его на должность.
4. Следователь может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не иначе как по представлению начальника следственного подразделения, постановлению (определению) суда (судьи), постановлению (представлению) прокурора, а также по инициативе руководителя органа, назначившего его на должность следователя, и только на основании результатов служебного расследования. В случае решения вопроса о дисциплинарной ответственности по постановлению (определению) суда (судьи), прокурора сроки проведения служебного расследования ограничиваются сроками рассмотрения внесенных актов суда (судьи), прокурора.
5. При исполнении своих служебных обязанностей, связанных с расследованием конкретного уголовного дела, следователь не может быть арестован, подвергнут приводу, не допускается личный досмотр следователя, досмотр его вещей и используемого им транспорта, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.
6. Возбуждение и расследование уголовных дел в отношении следователей производится только с согласия прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, а в отношении следователей центральных аппаратов правоохранительных и специального органов – с согласия Генерального Прокурора Республики Казахстан или его заместителя.

Читайте так же:  Что нужно для лицензия на такси

Статья 15. Требования, предъявляемые к следователю
1. Следователь обязан:
1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан и быть верен присяге следователя;
2) при осуществлении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях соблюдать нормы служебной этики и не совершать действий, дискредитирующих Республику Казахстан, государственную власть, органы предварительного следствия;
3) противостоять любым проявлением коррупции и попыткам незаконного вмешательства в деятельность по осуществлению предварительного следствия;
4) хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения государственной службы в течение времени, установленного законом;
5) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения служебных обязанностей.
2. Должность следователя несовместима с депутатским мандатом, осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, занятием любой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью.
3. Следователи не могут состоять в партиях, профессиональных союзах, общественных объединениях, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии.

Дата добавления: 2015-09-07 ; просмотров: 571 . Нарушение авторских прав

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т.д.

  • 4. Обязательность исполнения требовании прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
  • 5. Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

6. Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т.п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

Читайте так же:  Приказ минфина n 91н

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РСФСР от 17.01.92 N 2202-I «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • «Российская газета», N 39, 18.02.92.
  • «Ведомости Верховного Суда РФ», 1992, N 8, ст. 366

Статья 39. Неприкосновенность прокуроров

1. Уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отношении прокурорского работника могут быть возбуждены только с согласия вышестоящего прокурора, за исключением случаев возбуждения уголовного дела судом. Расследование уголовного дела, любая проверка сообщения о факте правонарушения прокурорским работником являются исключительной компетенцией прокуратуры.

2. Не допускаются привод, личный досмотр прокурорского работника, а также досмотр его вещей и используемого им транспорта.

Неприкосновенность прокурора и следователя

Сейчас в Новосибирске

переменная облачность Ощущается как -17

Мобильное приложение

Мы обновили НГС

Если вы видите это сообщение, значит, вы попали в число тех, кому мы готовы показать новый НГС. Нам очень хочется, чтобы он был удобным для читателей. Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями!

Прокурорская неприкосновенность

Ночью 27 февраля 2005 года экипажем ДПС был остановлен автомобиль Toyota Mark II. Автомобиль проехал на красный свет, кроме того, на машине отсутствовали государственные номера. Из Toyota вышел водитель, и, как вспоминают автоинспекторы, шатающейся походкой направился к патрульному автомобилю ДПС. Мужчина предъявил документы на автомобиль, а также служебное удостоверение помощника прокурора Железнодорожного района на имя Василия Савицкого. Инспекторы первого экипажа вызвали для оформления протокола дежуривший неподалеку экипаж лейтенанта Александра Бугурнова.

Прибывший на место инспектор Бугурнов предложил Савицкому пройти медицинское освидетельствование на предмет алкогольного опьянения. Предложение было сделано в присутствии трех понятых – 1 водителя и 2 пешеходов, которых милиционер специально остановил для участия в оформлении протокола.

После отказа Савицкого от медицинского освидетельствования, Бугурнов заявил, что отстраняет его от управления автомобилем. Далее, согласно материалам дела, помощник прокурора сел в свою машину и проследовал до своего дома, инспекторы направились следом.

Доехав до дома, Савицкий попытался зайти в подъезд. Инспектор Бугурнов побежал следом и настиг его в подъезде. Далее версии произошедшего у сторон сильно разнятся. Помощник прокурора утверждает, что милиционер угрожал ему пистолетом и нанес несколько ударов. По версии автоинспектора, Савицкий пытался оказать сопротивление, поэтому и пришлось надеть на него наручники. После чего задержанного доставили в отделение милиции, где его допросил дознаватель. Машину помощника прокурора на эвакуаторе СПАСа увезли на штрафстоянку.

На следующий день Василий Савицкий написал рапорт, в котором сообщил о примененном к нему насилии со стороны работника милиции. Против Александра Бугурнова возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 286 «Превышение должностных полномочий с применением насилия». Потерпевший предоставил следствию медицинскую справку о причиненных ему ушибах. На период расследования руководство отдела ГИБДД УВД Новосибирска решило не отстранять Александра Бугурнова, и инспектор продолжал работать.

Материалы дела поступили в Заельцовский районный суд. Основным предметом изучения в суде стало «противоречие» двух законов – «Закона о милиции» и «Закона о прокуратуре». В соответствии с первым, инспектор действовал правильно, но только если бы имел дело с обычным гражданином. С прокурором так поступать было нельзя.

ДЛЯ СПРАВКИ (статья 42 «Закона о прокуратуре»):

Статья 42. Порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности

1. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры.

2. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

3. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

По мнению следствия, максимум, что мог сделать инспектор, это зафиксировать факт правонарушения, доложить о нем в прокуратуру, а подозреваемого немедленно отпустить. И уж ни в коем случае не надевать на него наручники и не применять физическую силу. В итоге суд согласился с позицией государственного обвинения. Правда, приговорили милиционера всего к 4 годам условно, в то время как гособвинитель требовал 5 лет реального срока. Александр Бугурнов заявил, что обязательно обжалует приговор в областном суде. Милиционер считает, что не нарушал закона. А вот потерпевший, наоборот, по мнению инспектора, совершил неблаговидный поступок. «Пьяный – значит, должен быть отстранен», – так говорит Александр Бугурнов. Кстати, руководство ГИБДД пообещало до рассмотрения жалобы в облсуде не отстранять инспектора от работы.

Дмитрий Косенко, специально для НГС.НОВОСТИ