Налог на спецтехнику в аренду

Оглавление:

Сдача в аренду спецтехники: что лучше — зарегистрировать — ИП или ООО?

Я физ лицо и у меня есть спец техника (экскаватор), и я хочу сдать его в аренду.

Подскажите, пожалуйста, как лучше сделать;

2. Открыть ИП, но насколько я понимаю с ИП не охотно работают?
3. Если все вышесказанное верно для ИП, не лучше ли будет открыть ООО и перевести технику на ее баланс?
Вопросы удалены модератором.
Сорри если вопросы глупые, просто я в этом полный 0.

Цитата (aaleksandr): Добрый день!

Я физ лицо и у меня есть спец техника (экскаватор), и я хочу сдать его в аренду.

Подскажите, пожалуйста, как лучше сделать;
1. Заключить простой договор аренды с фирмой, но как быть в этом случаи с налогами и какие вообще я должен будут платить налоги?
2. Открыть ИП, но насколько я понимаю с ИП не охотно работают и плюс нужна ОСН т.к. нужно будет платить НДС ?
3. Если все вышесказанное верно для ИП, не лучше ли будет открыть ООО и перевести технику на ее баланс?

Сорри если вопросы глупые, просто я в этом полный 0.

Добрый день. Согласно правилам форума , в одной теме задается один вопрос. Каждый новый вопрос надо задавать в новой теме. Поэтому вопрос о том, что лучше в данном случае зарегистрировать — ООО или ИП, остаётся в этой теме, а остальные (я их выделила синим цветом) задайте, пожалуйста, КАЖДЫЙ в НОВОЙ теме.

Кроме того, замечу, что выбор между ИП и ООО можете сделать только Вы сами. Определиться Вам поможет аудиосеминар нашего главного эксперта Александра Погребса «Что выбрать: ООО или ИП».

Налогообложение сельхозтранспорта. Учтите особенности

Анищенко А. В., аудитор ООО «Аудиторская фирма «АТОЛЛ-АФ»

Чиновники напомнили, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года. Отсчет надо вести с года, следующего за тем, в котором было выпущено транспортное средство. О других нюансах расчета транспортного налога – в статье.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог является региональным. Поэтому региональные власти могут самостоятельно устанавливать ставку налога, порядок и сроки уплаты (ст. 356 Налогового кодекса РФ). Также они имеют право предусматривать налоговые льготы и основания для их применения. Сельхозпроизводители должны уплачивать налог независимо от системы налогообложения. При этом от налогообложения освобождены некоторые виды сельхозтехники.

Льготная техника

Перечень приведен в подпункте 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Это:

– самоходные комбайны всех марок;

– специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, а также машины ветеринарной помощи, технического обслуживания).

Льгота действует только в том случае, если техника зарегистрирована на сельхозпроизводителя и используется в деятельности по производству сельхозпродукции.

Кто является сельхозпроизводителем в отношении транспортного налога, в Налоговом кодексе РФ не сказано. Однако чиновники настаивают, что, применяя льготу по транспортному налогу, необходимо ориентироваться на Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В частности, такие разъяснения даны в письме Минфина России от 19 мая 2009 г. № 03-05-05-04/05. Так, сельскохозяйственные производители в отношении транспортного налога – это организации или индивидуальные предприниматели, которые производят сельхозпродукцию, осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку, а затем реализуют. Доля дохода от ее реализации должна составлять не менее 70 процентов за календарный год, а сама продукция может быть только из Перечня, который утвержден постановлением Правительства РФ от 11 июня 2008 г. № 446.

Для того чтобы подтвердить свой статус, в инспекцию нужно представить расчет доли произведенной сельхозпродукции в общем объеме продукции в целом по организации. Порядок определен подпунктом 17.3 пункта 17 Методических указаний, утвержденных приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177. Если статус будет не подтвержден, то организации начислят налог в общеустановленном порядке.

Подтверждаем назначение спецтехники

Транспортный налог не уплачивается в отношении специальной техники. Но практика показывает, что проблем с применением льготы в отношении данного транспорта больше всего.

Транспортное средство есть в классификаторе

В Налоговом кодексе РФ имеется указание на то, что является спецтехникой. Это молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания. Является ли этот перечень закрытым? Если обратиться к ОК 013-94 (Общероссийский классификатор основных фондов), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, где имеется группировка 15 3410040 «Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040», то там перечислено большое количество транспортных средств, которые не вошли в перечень необлагаемой техники.

Следует учитывать, что воспользовавшись ОК 013-94 в целях расчета базы по налогу, хозяйство должно быть готово к спорам с налоговиками. Причем суды неоднократно выносили решения по этому вопросу не в пользу организаций. Например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2006 г. № А74-111/06-Ф02-3541/06-С1 судьи указали на то, что перечень необлагаемой техники является закрытым и трактовать (дополнять) его нельзя.

Однако в постановлении ФАС Поволжского округа от 12 января 2010 г. № А06-2630/2009 судьи указали, что норма подпункта 5 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ является бланкетной.

Судьи отметили: при определении объектов, освобождаемых от транспортного налога, можно руководствоваться другими нормативными актами, в том числе ОК 013-94. Таким образом, если у сельхозорганизации есть сомнение в отношении своей специализированной техники, ей достаточно убедиться в том, что она поименована в соответствующем разделе ОК 013-94.

Отметка в паспорте техсредства

При приобретении транспортного средства выдается технический паспорт (ПТС), в котором производитель указывает его назначение или категорию.

По мнению налоговиков, ПТС является первичным документом в отношении конкретного транспортного средства. И именно в соответствии с данными, указанными там, ГИБДД заполняет и выдает свидетельство о его регистрации. Известны случаи, когда ревизоры отказывали организациям в льготе по причине отсутствия в техпаспорте записи производителя о том, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства.

Однако суды зачастую считают, что отсутствие в ПТС такой записи не является основанием для лишения права сельхозпроизводителя использовать налоговую льготу (постановления ФАС Уральского округа от 5 ноября 2009 г. № Ф09-2237/09-С2, от 10 июня 2008 г. № Ф09-4144/08-С2 и Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2007 г. № Ф04-1701/2007(32783-А46-40). Таким образом, если в техническом паспорте нет указания на использование данного транспортного средства в сельском хозяйстве, можно попытаться отстоять право не платить транспортный налог через суд. Шансы на это есть.

Рассчитываем налог по нельготируемому транспорту

Рассмотрим несколько спорных вопросов, с которыми сталкиваются многие хозяйства при исчислении налоговой базы.

Транспортное средство физически отсутствует

Давний спор о том, следует ли облагать налогом транспортные средства, которых физически нет, но которые с учета в ГИБДД еще не сняты, окончательно разрешен. О чем свидетельствует постановление Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № 12223/10. Высшие арбитры поддержали налоговиков, указав, что обязанность по уплате налога зависит от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. То есть на транспорт, которого нет по каким-либо причинам у хозяйства (угон, утилизация и т. д.), нужно начислять транспортный налог до момента снятия его с учета в ГИБДД. При этом в акте о его списании (форма ОС-4а) должна стоять отметка о снятии с учета.

Без такой отметки списать транспортное средство с баланса организации будет невозможно и обязанность по уплате налога за организацией сохранится.

О дифференцированных ставках налога

Как было отмечено ранее, законодательные органы субъектов России определяют ставки налога (в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), сроки и порядок его уплаты. При этом пунктом 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных ставок в отношении каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с года их выпуска, или их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Порядок определения количества лет на конкретном примере разъяснили чиновники в письме Минфина России от 30 января 2012 г. № 03-05-05-04/02. Так как транспортный налог исчисляется по окончании налогового периода (ст. 362 Налогового кодекса РФ), то при определении количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, учитываются все налоговые периоды начиная с 1 января года, следующего за годом его выпуска, включая налоговый период, за который уплачивается налог.

То есть при исчислении авансовых платежей и суммы транспортного налога за 2012 год в отношении транспортного средства 2003 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит девять лет — это период с 2004 года по 2012 год.

Уплата налога при сдаче транспорта в аренду

Транспортный налог нужно платить по местонахождению транспортного средства (п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ), которое является местом его регистрации (подп. 2 п. 5 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Читайте так же:  Страховка красноярск цена

Транспортное средство регистрируется по местонахождению организации, которая является его собственником, или ее обособленного подразделения. При условии, что обособленное подразделение заявлено в учредительных документах организации. Это правило установлено приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Арендатор, имеющий право владеть имуществом до определенного срока, не может зарегистрировать транспортное средство на себя, так как он не является его собственником. Поэтому он имеет право зарегистрировать его на временной основе.

При этом налог нужно уплачивать по месту постоянной, а не временной регистрации транспортного средства.

Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано на арендодателя (постоянная регистрация), то он и признается плательщиком транспортного налога, который перечисляет по своему местонахождению. Об этом говорится в письме Минфина России от 4 марта 2011 г. № 03-05-05-04/04.

Попадаем ли мы под ЕНВД при заключении договора на аренду транспортных средств и техники?

Организация находится на общей системе налогообложения, одним из видов деятельности является предоставление в аренду строительной техники и грузовых автомобилей. В собственности 5 грузовых машин и 3 единицы техники. С клиентами заключаем договоры аренды транспортных средств и техники. Платим НДС и налог на Прибыль.

Скажите пожалуйста не попадаем ли мы под ЕНВД? В первичных документах пишем, например: «Аренда самосвала» в часах либо кубах. И еще, какое наименование услуг лучше писать в актах, чтобы обезопасить себя (не платить ЕНВД)?

Отвечает: А. В. Тайшина, руководитель аналитической службы Центра структурирования и налоговой безопасности — taxCOACH.

Под ЕНВД подпадают организации, оказывающие автотранспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров и имеющие на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп.5 п.2 ст. 346.26 НК РФ).

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю) (ст. 785 ГК РФ). При аренде транспортного средства арендодатель передает транспорт во владение и пользование арендодателя с предоставлением услуг по управлению этим транспортом (аренда с экипажем) или без. Если же Вы в действительности предоставляете транспорт в самостоятельное его использование арендатором – под ЕНВД Вы не попадаете точно. Если же управлением машинами занимаетесь все же Вы сами (Ваши работники) или если в действительности таким образом Вы пытаетесь завуалировать оказание услуг по перевозке, лучше указывать на аренду транспортного средства с экипажем. При этом, все формулировки заключаемых Вами договоров должны свидетельствовать о том, что Вашей деятельностью является исключительно предоставление имущества в аренду. Проверьте свой ОКВЭД – не должно быть никаких «услуг». То, для чего арендуется это имущество, его коммерческое использование – определяет арендатор, а не Вы. В этой связи лучше не указывать «аренда самосвала» в кубах. Стоимость Ваших услуг не должна ставиться в зависимость от объема перевозимого, что свидетельствует как раз об оказании услуг перевозки, а не аренде.

Что касается строительной техники, то если это спецтехника, регистрируемая в гостехнадзоре, – ЕНВД на Вас точно не распространяется.

Тема: Сдача в аренду спецтехники: что лучше — Физ лицо, ИП или ООО?

Сдача в аренду спецтехники: что лучше — Физ лицо, ИП или ООО?

Я физ лицо и у меня есть спец техника (экскаватор), и я хочу сдать его в аренду.

Подскажите, пожалуйста, как лучше сделать;
1. Заключить простой договор аренды с фирмой, но как быть в этом случаи с налогами и какие вообще я должен будут платить налоги?
2. Открыть ИП, но насколько я понимаю с ИП не охотно работают и плюс нужна ОСНО т.к. нужно будет платить НДС ?
3. Если все вышесказанное верно для ИП, не лучше ли будет открыть ООО и перевести технику на ее баланс?

Сорри если вопросы глупые, просто я в этом полный 0.

Аренда спецтехники: особенности использования

Почему спецтехнику лучше нанимать «с экипажем»? В каком случае простой арендованных «единиц» оплатит сам арендодатель? И можно ли заставить временного владельца платить за то, что он не использовал технику для работы в две смены? Анна Мишина ответила на эти и другие вопросы найма специализированного транспорта и оборудования.

Как правило, спецтехникой называют транспортные средства или оборудование, предназначенные для выполнения специфических задач. Сюда относятся, например, автокраны и машины-бетономешалки, разные виды грузовых фургонов, а еще машины для транспортировки легковых автомобилей, экскаваторы, погрузчики, контейнеровозы, эвакуаторы, тракторы. Конечно, компаниям, для которых строительство или грузоперевозки не являются основными видами деятельности, приобретать в собственность такие агрегаты не имеет смысла. Гораздо проще и выгоднее при необходимости взять спецтехнику в аренду.

В принципе, договор аренды спецтехники с экипажем (или оператором) строится по общей «канве» обычного арендного соглашения. Вместе с тем данный вид контракта обязательно требует ряда особых формулировок и специфических условий. Начнем с того, что в самом предмете договора нужно четко указать, какое именно оборудование вы арендуете и предполагается ли при этом дополнительная комплектация. Там же следует указать модель транспортного средства или взятого в пользование оборудования, его цвет и технические параметры (например, грузоподъемность), а также номера двигателя, шасси, номер и цвет кузова и пр.

Следует помнить, что управлять таким «особым» транспортом или работать на столь «нестандартном» оборудовании тоже нужно уметь. Поэтому многие бизнесмены предпочитают оформлять договор аренды с экипажем. «Во-первых, – объясняет московский адвокат Сергей Воронин, – такое “сопровождение” позволяет арендатору существенно минимизировать затраты на эксплуатацию и обслуживание техники и сэкономить на обучении своих сотрудников работе с незнакомым и дорогостоящим оборудованием. И, во-вторых, снижает риск неправильной эксплуатации арендованного имущества. Ведь, как уже было сказано, этим будет заниматься специалист, присланный владельцем имущества».

Отдельно следует остановиться на вопросе оплаты. В договоре она может как быть четко фиксированной, так и определяться по здесь же установленному алгоритму: в зависимости от тарифных ставок, привязки к курсу валют и пр. Арендная плата может зависеть и от графика использования спецтехники. «Как показывает практика, арендодатели довольно часто включают в контракт подобные условия, – предупреждает Сергей Воронин, – но специалисты, работающие на арендованной технике, должны это делать согласно строго установленным нормативам. И если вдруг им придется переработать, то есть оказывать услуги сверх нормы, это тоже должно оплачиваться, причем, по сравнению со “стандартной” ставкой, в большем размере».

Согласовывая договорные выплаты, в арендном соглашении следует сразу зафиксировать, будут ли входить в оплату контракта, помимо непосредственно арендной платы, деньги за сборку или демонтаж спецтехники, а также стоимость ее доставки до места работ.

Кроме всего вышеперечисленного, за основу расчета может быть принята стоимость фактического использования транспортного средства. В этом случае следует иметь в виду, что если у арендатора не было реальной возможности пользоваться техникой по вине арендодателя, то деньги ему не перечисляется. Например, одна компания взяла в аренду башенный кран, но использовать его по назначению не смогла, так как он не был обеспечен подводящим кабелем и экипажем, к нему не был установлен электрический шкаф для подключения кабеля. И когда арендатор перечислил собственнику деньги лишь за время фактического пользования транспортным средством, последний обратился с иском к ответчику о взыскании арендной платы за пользование ТС с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации, а также процентов за пользование чужими средствами. Но судьи всех трех инстанций встали на сторону арендатора. Служители Фемиды отметили, что оплата была взыскана четко исходя из количества отработанных техникой часов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2010 г. по делу № А70-3501/2010).

Работа в две смены

Впрочем, с «привязкой» арендной платы к фактически отработанному времени могут возникнуть и другие сложности. Например, не так давно две компании не смогли разобраться с оплатой за аренду спецтехники, некоторые единицы которой, согласно контракту, могли работать в две смены.

Ситуация сложилась следующая. Подписывая договор аренды строительной техники с экипажем, партнеры установили, что сумма ежемесячной платы определяется на основании фиксированных ставок арендной платы по каждой единице имущества и фактического количества машино-часов, отработанных техникой, подтверждаемых табелями учета рабочего времени, подписанными представителем арендатора на стройплощадке. При этом другое условие договора позволяло арендатору отказаться от аренды всего либо части имущества. И вот, через некоторое время арендатор воспользовался «отказным» правом. При этом он письменно известил арендодателя о демобилизации сначала четырех единиц техники, а чуть позже и остального арендованного имущества. Однако собственнику это не понравилось. В ответ на «отказные» заявления он выслал компаньону претензию, в которой просил использовать неправильно демобилизованную технику либо оплатить упущенную выгоду. И после того как ответа от арендатора не последовало, владелец имущества обратился в арбитражный суд.

За основу расчета может быть принята стоимость фактического использования транспортного средства. В этом случае следует иметь в виду, что если у арендатора не было реальной возможности пользоваться техникой по вине арендодателя, то деньги ему не перечисляются.

Изучив документы, арбитры всех трех инстанций отметили, что арендатор безусловно обладал правом отказа от пользования техникой (всей или какой-то ее части), но лишь при условии, что он в четко определенный договором срок известит об этом арендодателя.

Поскольку ответчик неоднократно отказывался от аренды различных единиц техники, не соблюдая установленный срок уведомления, то арбитры сделали обоснованный вывод о правомерности взыскании с ответчика убытков, выразившихся в неполученном доходе, на который арендодатель обосновано мог бы рассчитывать, если бы отказ происходил так, как того требует контракт.

А вот сумма, которую арендодатель хотел получить от незадачливого компаньона, показалась судьям слегка завышенной. Дело в том, что истец рассчитывал размер упущенной выгоды исходя из того, что, согласно условиям контракта, ответчик был вправе запросить арендодателя обеспечить работу оборудования в две смены. Поэтому некоторые позиции техники фигурировали в акте и расчетах дважды. Однако, подчеркнули арбитры, прописанная в контракте возможность двусменной работы не влияет на распределение обязанностей по оплате за фактически отработанное время (в договоре не шла речь об обязательной работе в две смены тех или иных арендованных единиц). Поэтому судьи всех трех инстанций признали исковые требования правомерными, но лишь в отношении техники в однократном размере (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 августа 2015 г. и определение ВС РФ от 23 ноября 2015 г. № 303-ЭС15-15252 по делу № А59-4759/2014).

Читайте так же:  Ст 1443 судебная практика

Правдивый журнал о работе бухгалтера сегодня. В издании не публикуются теории или нормы законов, все тексты – реальный опыт бухгалтеров, директоров, юристов и кадровых работников. Интересную статью «для себя» в каждом номере найдет любой сотрудник компании.

Открытие ИП-предаставлние услуг спецтехники

Будущий ИП сказал(-а): 19.12.2016 15:54

Открытие ИП-предаставлние услуг спецтехники

Подскажите пжл как правильно поступить.

1) У физ лица есть 1 ед. спецтехники.
2) Это физ лицо хочет открыть ИП что бы вести предпринимательскую деятельность.
3) Обороты ИП будут до 1 500 000,00 в месяц максимум, в основном до 1 млн р.- оборот будет идти от предоставление услуг спецтехникой
4) Штат планируется 3 человека

______________________________________________________________________________________________________________________
1) Собственник техники и на кого будет открыто ИП- это один человек- нужно будет делать договор аренды на технику или переводить технику на ИП?
2) Нужно будет покупать топливо до 250 тр в месяц, как можно будет его списывать?
3) Какую выбрать систему система налогообложения для ИП?
4) В дальнейшем планируем открыть ООО что бы работать с НДС, можно будет сдавать технику в аренду от ИП или физ лица в ООО ( банки наверно будут смотреть не это отрицательно
)?

Над.К сказал(-а): 19.12.2016 16:24

Будущий ИП сказал(-а): 19.12.2016 16:32

Аноним сказал(-а): 21.12.2016 11:34

1) Собственник техники и на кого будет открыто ИП- это один человек- нужно будет делать договор аренды на технику или переводить технику на ИП?

А разве надо для ИП что-то переводить? Раз техника в соб-ти физика, кот потом будет ИП по моему не надо., вот если бы соб-ть была не его, вот тогда нужно было бы решать.

4) В дальнейшем планируем открыть ООО что бы работать с НДС, можно будет сдавать технику в аренду от ИП или физ лица в ООО ( банки наверно будут смотреть не это отрицательно )?

Не забудьте продумать:
Если нужен заказ-м ндс, и надумаете открывать ООО и перевести на баланс технику, то: при продаже ИП должен будет заплатить налог с реализации.
Если будете сдавать в аренду, то у ИП будет реализ на сумму аренды., у ООО затраты на эту сумму без вычетов по НДС.
ИП также может применять ОСНО, т.е. выписывать сч/ф, (можно с начала деят-ти или с начала года, если уведомит налоговую). но бывает не все заказчики любят работать с ИП на ОСН.

Будущий ИП сказал(-а): 26.12.2016 13:08

Спасибо, за ответы.

Прошу Вас подсказать код ОКВЭд, для аренды спецтехники с экипажем и без.

Аноним сказал(-а): 27.12.2016 09:09

Спасибо, за ответы.

Прошу Вас подсказать код ОКВЭд, для аренды спецтехники с экипажем и без.

Аренда транспортного средства без экипажа: налоги у арендатора

Получение ТС без экипажа от арендодателя

Примечание:
* Подробнее читайте в № 9 (сентябрь) «БУХ.1С» за 2013 год.

Напомним, что при заключении договора аренды транспортного средства (ТС) без экипажа арендатор получает имущество во временное владение и пользование. При этом собственником транспортного средства остается арендодатель. Следовательно, при передаче имущества по договору у арендатора не возникает обязанностей в отношении НДС, налога на прибыль, налога на имущество, а также транспортного налога.

Перечисление арендной платы

Как мы писали в предыдущей статье*, условия и сроки внесения арендной платы прописываются в договоре (п. 1 ст. 614 ГК РФ). Следует иметь в виду, что если они не включены в текст договора, то будут действовать условия и порядок, применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Это не всегда отвечает интересам сторон договора.

Налог на прибыль

Плату по договору аренды ТС без экипажа арендатор включает в прочие расходы. Эти платежи в полном объеме учитываются для целей налогообложения прибыли на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Арендатор, применяющий метод начисления, включает арендную плату в расходы в последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ), а арендатор, применяющий кассовый метод, — в момент ее фактической уплаты после оказания услуг по аренде (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В отношении других налогов важный нюанс — у кого арендуется транспортное средство. Арендодателем может быть организация или индивидуальный предприниматель (ИП), а также физлицо, например, сотрудник организации-арендатора. Рассмотрим налоговые последствия в зависимости от того, кто передает ТС в аренду.

1) Если арендодатель — организация или ИП

НДС

В зависимости от условий заключенного договора арендная плата вносится авансом либо после того, как услуги оказаны.

Если получен авансовый счет-фактура, то НДС с уплаченного аванса принимается к вычету. После того как услуга оказана, вычету подлежит НДС, начисленный с суммы арендной платы. А НДС, ранее принятый к вычету с авансового платежа, восстанавливается. Если договором предоплата не предусмотрена, то право на вычет «входного» НДС возникнет у арендатора, когда он получит «отгрузочный» счет-фактуру от арендодателя.

2) Если арендодатель — сотрудник арендатора или иное физическое лицо

НДФЛ

Доходы, полученные физическим лицом от сдачи в аренду автомобиля, облагаются НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209 НК РФ).

Согласно разъяснениям контролирующих органов арендатор, перечисляющий физическому лицу арендную плату, является налоговым агентом по НДФЛ (письма Минфина России от 20.07.2012 № 03-04-05/3-889, ФНС России от 09.04.2012 № ЕД-4-3/[email protected]). Поэтому он должен удержать налог и перечислить его в бюджет не позднее дня фактического получения денег в банке на выплату арендной платы или дня ее перечисления на счет физлица (п.п. 4 и 6 ст. 226 НК РФ). Налог уплачивается в бюджет по месту учета организации-арендатора в налоговом органе (письмо Минфина России от 01.06.2011 № 03-04-06/3-127).

Страховые взносы

Арендная плата за пользование автомобилем не облагается страховыми взносами на обязательное социальное, пенсионное, медицинское страхование (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, письмо Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 № 550-19).

Что касается взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, то они уплачиваются только при условии, что такая обязанность установлена договором аренды (п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Расходы на капитальный и текущий ремонт

Поддержание арендованного транспортного средства в надлежащем состоянии — обязанность арендатора (ст. 644 ГК РФ). Это означает, что он должен, в том числе, осуществлять текущий и капитальный ремонт полученного в аренду имущества.

НДС

Когда арендатор проводит ремонт собственными силами, объекта обложения НДС у него не возникает, если эти расходы учитываются при налогообложении прибыли.

При этом НДС по материалам, приобретенным для ремонта транспортного средства, арендатор принимает к вычету в общеустановленном порядке.

НДС по ремонтным работам, предъявленный сторонней организацией, принимается к вычету в общем порядке, т. е. при принятии к учету выполненных работ и наличии счета-фактуры (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Налог на прибыль

В тексте договора можно прямо закрепить, что расходы на ремонт несет арендатор, но включение такого условия не обязательно.

Если эта обязанность предусмотрена договором, то арендатор, безусловно, учитывает такие расходы при исчислении налога на прибыль (см. постановления ФАС Поволжского округа от 19.07.2006 № А49-782/2006, ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2006 № А44-3149/2005-9). По мнению финансового ведомства, эти расходы учитываются, если они соответствуют критериям статьи 252 НК РФ (письма Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-06/1/844, от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649).

Однако, даже если обязанность нести затраты на ремонт для арендатора не предусмотрена, он все равно может учесть эти расходы.

Это объясняется тем, что в статье 644 ГК РФ закреплена императивная норма о том, что содержать арендованное транспортное средство обязан именно он (постановления ФАС Поволжского округа от 14.05.2008 № А06-1544/07-13, ФАС Московского округа от 06.03.2006, 28.02.2006 № КА-А40/933-06).

Арендатор, применяющий метод начисления, учитывает расходы на ремонт транспорта в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы были произведены, независимо от факта оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Арендатор, использующий кассовый метод, учитывает данные расходы после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Расходы, связанные с эксплуатацией арендованного ТС

К расходам на эксплуатацию можно отнести затраты на топливо, горюче-смазочные материалы (ГСМ), мойку, парковку, технический осмотр и т. д. Эти расходы арендатор несет самостоятельно, если условием договора не предусмотрено, что арендодатель ему частично или полностью возмещает данные затраты. Если в соответствии с условиями договора эти расходы полностью несет арендодатель, то у арендатора не возникает налоговых последствий в отношении налога на прибыль и НДС. В связи с этим рассмотрим ситуацию, когда по условиям договора расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, несет арендатор.

НДС

Арендатор принимает к вычету «входной» НДС по расходам, связанным с эксплуатацией автомобиля (затраты на топливо, ГСМ, другие расходные материалы, оплата услуг стоянки, мойки и пр.), в общеустановленном порядке (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Налог на прибыль

Расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, которые несет арендатор, он вправе учесть в целях налогообложения прибыли (письма Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-06/1/844, от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649, от 13.02.2007 № 03-03-06/1/81). Расходы на ГСМ можно учесть в составе материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) либо в составе прочих расходов (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Выбор нормы, на основании которой учитывается стоимость ГСМ, зависит от назначения транспортного средства.

Читайте так же:  Адвокат федоров череповец

Если автомобиль используется непосредственно в производственной деятельности, то применяются положения подпункта 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ. Если автомобиль используется для управленческих нужд — положения подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

По мнению контролирующих органов, при отнесении к расходам затрат на покупку ГСМ следует руководствоваться нормативами, установленными Министерством транспорта России (письма Минфина России от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). В 2008 году распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р введены в действие Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Однако данное требование является рекомендательным и арендодатель вправе обосновать иной размер норм ГСМ, используемых в организации, поскольку НК РФ не предусмотрено нормирование затрат на горюче-смазочные материалы (постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 № А09-3658/07-29).

Иные расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией автомобиля, такие как оплата стоянки автомобиля, мойки, включаются в прочие расходы (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Арендатор, применяющий метод начисления, учитывает расходы по коммерческой эксплуатации автомобиля в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы были произведены, независимо от факта их оплаты (п. 2 ст. 272, пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ). Арендатор, использующий кассовый метод, учитывает данные расходы после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Расходы на технический осмотр ТС

Предоставлять транспортные средства для технического осмотра обязан именно арендатор. Этот вывод следует из правила, утвержденного пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10.12.2005 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которому осуществлять действия по прохождению технического осмотра обязан владелец транспортного средства или лицо, эксплуатирующее транспортное средство (постановление ФАС Московского округа от 10.04.2008 № КГ-А41/2566-08). Поэтому условием договора не следует возлагать такую обязанность на арендодателя.

НДС

Услуги по проведению технического осмотра, оказываемые операторами технического осмотра, не облагаются НДС (пп. 17.2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Следовательно, последствий в отношении НДС не возникает.

Налог на прибыль

Затраты, связанные с проведением техосмотра, арендатор учитывает в составе прочих расходов (по пп. 1 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ):

  • госпошлину за выдачу диагностической карты, содержащей сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (пп. 41 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
  • стоимость проведения технического осмотра (ст. 16 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ).

Арендатор, применяющий метод начисления, признает расходы на уплату государственной пошлины в момент ее начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ), а расходы на оплату технического осмотра — в день его прохождения (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Арендатор, учитывающий расходы по кассовому методу, признает расходы на уплату госпошлины и проведение техосмотра после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Уплата страховых взносов на страхование ТС и ответственности

Арендатору необходимо самостоятельно оплатить расходы на обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО), а также на другие виды страхования, предусмотренные договором или законом, если иное не установлено договором (ст. 646 ГК РФ). При этом налоговые последствия у арендатора возникают, только если он по договору несет расходы на страхование арендуемого транспорта.

Налог на прибыль

Страховые взносы по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), которые уплачивает арендатор, учитываются в расходах (пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ).

Страховые взносы, уплаченные арендатором в связи с добровольным страхованием автомобиля от угона и ущерба (КАСКО), расходы на содержание которого учитываются для целей налогообложения, также уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Это подтверждают в разъяснениях контролирующие органы (письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119).

При методе начисления арендатор признает расходы на уплату страховых взносов равномерно в периоде действия договора страхования (п. 6 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе расходы признаются в момент уплаты страхового взноса (п. 3 ст. 273 НК РФ).

НДС

Сумма страхового возмещения не включается в налоговую базу по НДС, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг) (письма Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-11/61, от 24.12.2010 № 03-04-05/3-744).

Получение страхового возмещения

Выгодоприобретателем (то есть лицом, которое по договору страхования получает возмещение при наступлении страхового случая) может быть как арендодатель, так и арендатор транспортного средства. Это определяется условиями договора страхования. Налоговые последствия у арендатора возникают, только если договор страхования заключен в его пользу (ст. 930 ГК РФ).

НДС

Сумма страхового возмещения не включается в налоговую базу по НДС, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг) (письма Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-11/61, от 24.12.2010 № 03-04-05/3-744).

Налог на прибыль

Сумма возмещения, полученная от страховой компании, признается внереализационным доходом на основании пункта 3 статьи 250 НК РФ (письмо Минфина России от 29.03.2007 № 03-03-06/1/185).

Датой получения страхового возмещения для организации, применяющей метод начисления, считается дата признания страховой компанией суммы возмещения ущерба (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При кассовом методе доходы признаются на дату получения страхового возмещения (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Неотделимые улучшения арендованного имущества

Нередко в отношении арендованного автомобиля арендаторы производят неотделимые улучшения. К примеру, устанавливают сигнализацию. Когда договор аренды заканчивается, такие неотделимые улучшения приходится передавать арендодателю вместе с объектом аренды. При определении налоговых последствий нужно учитывать, давал ли арендодатель свое согласие на проведение неотделимых улучшений имущества.

НДС

Если арендатор произвел неотделимые улучшения арендованного автомобиля (в виде установки на автомобиль сигнализации), то предъявленный ему НДС при приобретении и установке такой сигнализации принимается к вычету. По мнению контролирующих органов, в момент передачи арендодателю неотделимых улучшений арендатор должен исчислить НДС (письма Минфина России от 26.07.2012 № 03-07-05/29, ФНС России от 19.04.2010 № ШС-37-3/11).

Аналогичной точки зрения придерживаются некоторые арбитражные суды (см. постановления ФАС Поволжского округа от 26.06.2012 по делу № А65-12909/2011, ФАС Московского округа от 25.06.2009 № КА-А40/4798-09 по делу № А40-67444/08-80-265). Эти обязанности возникают независимо от того, было ли дано согласие арендодателя на проведение неотделимых улучшений.

Налог на прибыль

Если неотделимые улучшения произведены с согласия арендодателя и за его счет, то при их передаче арендодателю у арендатора возникают доходы от реализации. Они равны сумме, возмещаемой арендодателем (пп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ, п. 1 ст. 249 НК РФ). При этом арендатор эти доходы уменьшает на сумму расходов, произведенных на неотделимые улучшения (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Если неотделимые улучшения производились с согласия арендодателя, но за счет арендатора, то последний имеет право начислять по ним амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода их в эксплуатацию. Это возможно, если арендодатель не возмещает стоимость неотделимых улучшений. При этом указанные капитальные вложения амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды. По мнению контролирующих органов, если срок аренды меньше срока амортизации, несписанную часть капитальных вложений учесть в расходах по налогу на прибыль нельзя (письмо Минфина России от 01.08.2011 № 03-03-06/1/442, от 21.03.2011 № 03-03-06/1/158).

Если неотделимые улучшения были произведены арендатором без согласия арендодателя, то, по мнению налоговых органов, такие расходы для целей налогообложения прибыли не учитываются (письмо УФНС России по г. Москве от 24.03.2006 № 20-12/25161, от 16.02.2005 № 20-12/9793).

Аналогичную точку зрения высказал ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.05.2011 по делу № А65-12958/2010.

Выкуп арендованного транспортного средства

В договоре аренды транспортного средства без экипажа можно предусмотреть, что по истечении срока договора или до его истечения транспортное средство переходит в собственность арендатора при условии внесения им всей обусловленной договором выкупной цены. Другими словами, арендатор может выкупить арендуемое имущество.

НДС

НДС, предъявленный арендодателем с выкупной цены в момент совершения сделки, арендатор принимает к вычету при наличии счета-фактуры после принятия основного средства на учет. Это право имеет и арендатор, оплачивающий сделку разовым платежом, и арендатор, который выкупает имущество постепенно, внося платежи в течение срока аренды.

При этом арендатор, выкупающий имущество постепенно, должен учитывать следующее. Платежи, вносимые за имущество в течение договора аренды, являются авансовыми.

Согласно пункту 12 статьи 171 НК РФ арендатор имеет право предъявить к вычету НДС, начисленный на эти платежи.

Однако этот налог следует восстановить после того, как будет принят к вычету НДС со стоимости приобретенного имущества.

Налог на прибыль

Пунктом 1 статьи 624 ГК РФ установлено, что переход права собственности на арендованное имущество к арендатору возможен только после его оплаты. Суммы, уплаченные арендодателю за приобретенное имущество, формируют первоначальную стоимость основного средства, поэтому включаются в расходы у арендатора путем начисления амортизации (п. 5 ст. 270, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Транспортный налог

У арендатора обязанность по уплате транспортного налога появляется с момента регистрации им транспортного средства в ГИБДД (ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ).

Налог на имущество

Транспортные средства, принятые с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, не признаются объектом обложения налогом на имущество (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Поэтому по таким транспортным средствам уплачивать налог не нужно.

Итак, мы рассмотрели налоговые последствия для арендатора, возникающие в результате заключения договора аренды транспортного средства без экипажа. О налоговых обязательствах арендодателя читайте в следующем номере.

Всю представленную информацию можно найти в системе ИТС ПРОФ в разделе «Юридическая поддержка» (см. рисунок).