Налог на имущество изменения на 2019

Оглавление:

С 2019 года в России отменяется налог на движимое имущество

С 1 января 2019 года предлагается отменить налог на движимое имущество. Соответствующий закон, направленный на донастройку налогового законодательства в пользу бизнеса, одобрен на заседании Комитета Совфеда по бюджету и финрынкам.

Инвесторов простимулируют льготами и отменой некоторых налогов

По словам зампреда комитета Виталия Шубы, закон предполагает ряд изменений в налоговое законодательство, которые внесены после обсуждения с бизнес-сообществом. С 1 января 2019 года отменяется налог на движимое имущество, эта норма направлена на развитие промышленности.

Сужается налоговый контроль за трансфертным ценообразованием, сокращаются сроки камеральных проверок с 3 до 2 лет, вводятся изменения в порядок подтверждения права по применению нулевой ставки НДС. Устанавливается, что для применения заявительного порядка применения НДС сумма уплаченных налогов должна быть не менее 3 миллиардов рублей, сегодня она составляет 7 миллиардов рублей.

Госдума приняла закон в третьем чтении на пленарном заседании 18 июля. По словам главы Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, закон стал результатом обсуждения с бизнесом. «Те вопросы, которые ставит бизнес, решаются в этом законе», — сказал депутат.

Налог на движимое имущество 2019 отменен?

Новости по теме

С 2019 года налог на движимое имущество юридических лиц отменен. Согласно закону от 03.08.2018 № 302-ФЗ, подпись под которым поставил президент РФ, со следующего года движимое имущество будет исключено из перечня облагаемых объектов.

Согласно внесенным поправкам, организации должны будут платить налог только на недвижимость. Эти изменения спровоцировали значительное недовольство местных властей, которые заявили о негативных последствиях выпадения доходов из бюджетов регионов, в которые и направляется налог на движимое имущество.

Ранее стало известно, что российское правительство приняло решение о выделении 30,6 млрд рублей субъектам РФ на улучшение налогового потенциала организаций.

Также субъектам РФ, как сообщалось, будут компенсированы потери от отмены налога на движимое имущество. Речь идет о сумме в размере порядка 300 млрд рублей. Эта норма прописана в Постановлении Совфеда, которое было подписано вместе с изменениями в Налоговый кодекс.

Ранее текст законопроекта был одобрен обеими палатами парламента. Опубликование документа уже состоялось, но в силу новый порядок вступит со следующего года.

Стоит отметить, что Верхняя палата парламента с первой попытки отказалась от одобрения законопроекта. Потребовались дополнительные консультации, по итогам которых он был принят в пакете с дополнительным постановлением. Согласно этому документу до ноября Кабмин должен принять правовые акты, содержащие списки объектов, относящихся к движимому и недвижимому имуществу, которые учитываются на балансе организаций в качестве объектов основных средств.

Отмена налога на движимое имущество

В 2018 году Минфином РФ было предложено отменить налог на движимое имущество. Налогообложение движимого имущества регламентируется п.25 ст. 381 НК РФ. Планируется, что оплачивать налог не придется на имущество, которое было приобретено после 2012 года. В статье рассмотрим когда планируется отмена налога на движимое имущество.

Налог на движимое имущество в 2018 году

Министерство уже не впервые обсуждает тему отмена налога на движимое имущества, к которому относят: транспортные средства, оборудование и станки, а также иные средства. В настоящее время решение о том, будет ли отменен налог на движимое имущество принимают на уровне субъектов РФ.

Под отмену налога должно попасть имущество, купленное после 2012 года. Исключение составит движимое имущество, полученное при ликвидации или реорганизации юридического лица.

Также данной льготой нельзя будет воспользоваться, если покупка движимого объекта происходила между взаимозависимыми лицами, отнести которых можно к п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Также указанные нормы не коснуться подвижного ж/д состава , которое было произведено после 2012 года. Дата, по которой определяется дата производства указаны в техническом паспорте состава.

Также подобной льготой воспользоваться можно только в случае соблюдения определенных условий. В этом случае можно будет получить следующую льготу:

  • полностью будет отменен налог на движимое имущество (за исключением объектов, освободить от налогообложения которые нельзя);
  • право на льготы по налогу для группы лиц или определенных объектов;
  • по отношению к определенному движимому объекту.

Воспользоваться льготной ставкой можно в том случае, к вышеперечисленным условиям объект не относится. При этом размер льготной ставки не должен быть выше 1,1%.

Условия для отмены налога на движимое имущество

Не оплачивать налог на движимое имущество возможно только при соблюдении определенных условий. Основным условием является то, что решение об отмене налога принимают на законодательном уровне самостоятельно с каждом субъекте РФ. Иначе рассчитывать на подобную льготу нельзя.

Отмена налога относится ко всем объектам, относящимся к льготе, а также отдельным из них. Каждый регион вправе самостоятельно установить льготников, то есть собственников движимых объектов, имеющих право на льготу.

Льготную ставку по налогу можно использовать в том случае, если объект не старше 3 лет, либо если он относится к инновационному оборудованию, обладающему высокой эффективности.

В настоящее время ставка налога не должна превышать 1,1%, если иное значение показателя не предусматривается в отдельно взятом регионе.

Изменения в законодательстве относительно налога на движимое имущество уже происходили неоднократно. К примеру, в 2013 году все объекты, которые были куплены после 2012 года не облагались налогом. С 2015 года этот вид имущества был уже признан льготным, а не необлагаемым (Читайте также статью ⇒ Перечень льготируемого и исключенного из объектов налогообложения имущества).

Каких изменений в регулировании правового статуса недвижимого имущества можно ожидать с 2019 года?

Виталий Гензель,
директор направления «Налоги и право» Группы компаний SRG

С 1 января 2019 года грядут взаимосвязанные изменения в порядке начисления налога на имущество организаций, а также в части правового регулирования недвижимости.

Так, движимое имущество исключается из объекта налогообложения, а региональные льготы прекращают действие (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Кроме того, Минэкономразвития России стал инициатором изменений 1 в гражданское законодательство в части регулирования правового статуса недвижимого имущества. В настоящее время проект федерального закона находится на стадии подготовки к рассмотрению в Правительстве РФ.

Авторы инициативы предлагают использовать новый подход при отнесении объектов к недвижимости, уточнить правовой режим единых недвижимых комплексов и предприятий, а также определить правила создания новых объектов недвижимости.

С одной стороны, законопроект устанавливает новые понятия и правила, но с другой, вводит положения, вызывающие дополнительные вопросы. Давайте разберемся, что же новый проект предлагает считать недвижимым имуществом, а также рассмотрим другие предложенные им нововведения.

Изменения в части определения видов недвижимого имущества

Василий Гавриленко,
ведущий юрист направления

«Налоги и право» Группы компаний
SRG

Законодатель предлагает дополнить ст. 130 Гражданского кодекса, содержащую определение недвижимых и движимых вещей. Предложенная редакция данной статьи раскрывает понятие «сооружения», которое будет являться недвижимостью, если прочно связано с землей (то есть его перемещение без несоразмерного ущерба его назначению невозможно), имеет самостоятельное хозяйственное значение и может выступать в гражданском обороте обособленно от других вещей.

Следует учитывать, что именно Правительство РФ определит перечень видов сооружений, не обладающих признаками объектов недвижимости. Кроме того, изменения предполагают, что принадлежность объекта незавершенного строительства к недвижимости будет устанавливаться при наличии признаков, также утвержденных Правительством РФ.

Установив понятие сооружения, законодатель, однако, не указал конкретный перечень признаков для отнесения его к недвижимости. В будущем это может привести к огромному количеству споров по поводу определения принадлежности построек к движимым или недвижимым вещам.

Законопроект также изменяет понятие «предприятие». В сегодняшней реакции ст. 132 ГК РФ называет предприятие имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности. В новой редакции оно определено как совокупность вещей, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, в состав которой входят движимое и недвижимое имущество, а также права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

В данном случае понятие «имущественный комплекс» заменено на понятие «совокупность вещей» с их перечислением, что, по мнению законодателя, точнее характеризует правовую природу предприятия. Однако, на наш взгляд, такое определение может лишь запутать собственников объектов недвижимости при определении вещи как движимой или недвижимой.

Помимо этого, претерпело изменения и понятие «единый недвижимый комплекс» (ст. 133.1 ГК РФ). В предлагаемой редакции им является совокупность земельного участка и всех зданий, а также расположенных на нем объектов незавершенного строительства и сооружений, обладающих признаками недвижимости, которые находятся в собственности одного лица.

Законодатель акцентирует внимание на необходимом наличии у недвижимого комплекса собственника в одном лице. Исходя из буквального толкования, недвижимый комплекс, находящийся в общей собственности нескольких собственников, не будет являться единым недвижимым комплексом, хотя фактически он и обладает его признаками. Кроме того, не совсем понятно, что будет происходить с единым недвижимым комплексом после выдела из него отдельной недвижимой вещи в собственность другого лица – будет ли он оставаться таковым или прекратит свое существование в этом статусе.

Согласно рассматриваемым поправкам, в единый недвижимый комплекс не включаются находящиеся на земельном участке линейные объекты, принадлежащие иному лицу, для размещения и обслуживания которых может быть установлен сервитут. Собственник вправе создавать единый недвижимый комплекс из принадлежащих ему линейных объектов без включения в его состав земельных участков, используемых для эксплуатации этих линейных объектов и не принадлежащих ему на праве собственности.

Проект закона предлагает также ввести в ГК РФ новую статью, регламентирующую улучшение недвижимости (ст. 134.1 ГК РФ). Такие улучшения определены как составные части недвижимой вещи, которые обеспечивают или способствуют использованию данной недвижимой вещи в соответствии с ее назначением. Причем неотделимые улучшения недвижимости выступают с ней в обороте как единое целое, тогда как недвижимость, имеющая отделимые улучшения, участвует в гражданском обороте без таких улучшений.

Предлагаемое определение неотделимых улучшений отличается от действующего определения в рамках арендных отношений. Напомним, что неотделимыми считаются улучшения арендованного имущества, которые нельзя отделить от него без нанесения вреда (п. 2 ст. 623 ГК РФ). Более того, сложившаяся судебная практика под улучшениями понимает работы капитального характера, которые повышают (изменяют) качественные характеристики объекта аренды, что также не соответствует предлагаемому определению. На наш взгляд, определение неотделимых улучшений необходимо установить с учетом уже действующих положений ГК РФ и сложившейся судебной практики.

Читайте так же:  Аптечка спид состав 2019 приказ

Вместе с тем ГК РФ не содержит понятия «здание». Его определение приведено лишь в п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ). В связи с этим законопроект вводит новую норму – ст. 287.1 ГК РФ, определяющую здание как строение, в котором могут быть образованы не менее двух помещений, в том числе признаваемых жилыми в соответствии с жилищным законодательством, и (или) машино-мест. При этом зданию противопоставляется «строение», в котором не могут образовываться помещения или машино-места.

Требует внимания и нововведение, устанавливающее условие, согласно которому здание, как и отвечающие признакам недвижимой вещи сооружение или объект незавершенного строительства, до регистрации прав на них считаются неотделимым улучшением земельного участка.

Условия и способы образования объектов недвижимости

Проект закона устанавливает следующие способы образования объектов недвижимости:

  • для зданий – строительство или реконструкция;
  • для сооружений – строительство, а также реконструкция или объединение иных сооружений без проведения строительных работ;
  • для помещений – строительство здания, перепланировка смежных помещений вследствие выдела в счет доли в праве собственности на иное помещение, объединение смежных помещений;
  • для машино-мест – перепланировка смежных помещений или объединение смежных помещений;
  • для единого недвижимого комплекса – государственная регистрация права на совокупность недвижимых вещей (ст. 133.1 ГК РФ) или заявление собственника.

Важным условием является также положение о том, что суд наделен правом принимать решение об образовании объектов недвижимости. Это возможно при обращении взыскания на долю в праве на недвижимое имущество, при выделе доли в праве на здание или помещение, а также в целях принудительной реконструкции линейного сооружения в связи с его переносом с изымаемого земельного участка.

Отдельно следует отметить, что согласно рассматриваемой инициативе при образовании объекта недвижимости из объектов недвижимости, находящихся в собственности нескольких лиц, посредством строительных работ, для осуществления которых требуется разрешение на строительство либо решение о согласовании проведения таких работ, собственники заключают соглашение об образовании объекта недвижимости под отлагательным условием выдачи такого разрешения (согласования).

По сути, данное правило отменяет возможность заключения предварительных договоров при покупке строящегося жилья вне рамок Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». По задумке законодателя это в какой-то мере должно защитить покупателей строящегося жилья. Однако каким образом данная норма будет применяться на практике, сейчас сложно сказать.

Новый подход к начислению налога на имущество

С 1 января 2019 года движимое имущество исключается из объекта налогообложения, региональные льготы прекращают действие. С учетом новых правил с нового года все организации не будут платить налог на имущество с движимых объектов. Для расчета налога на имущество станет учитываться только недвижимость.

Проблема при разграничении имущества на движимое и недвижимое для целей налогообложения состоит в том, что налоговое законодательство не содержит определения «движимого и недвижимого имущества». При необходимости следует использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства (ст. 11 Налогового кодекса).

Вопрос о критериях разграничения видов имущества стоял давно, и недавно были даны соответствующие разъяснения (письмо ФНС России от 1 октября 2018 г. № БС-4-21/[email protected]).

По мнению налоговиков, помимо определения, содержащегося в ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество, в частности:

  • все виды жилых помещений: жилой, в том числе многоквартирный, дом и его часть, квартира и ее часть, комната (ст. 15 Жилищного кодекса);
  • жилые строения (п. 9 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);
  • дачи и гаражи (приложение № 3 к Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации») и др.

При определении понятий «здание», «сооружение», «помещение» ФНС России предложило учитывать нормы Закона № 384-ФЗ, а при определении «объекта незавершенного строительства» – п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Кроме того, основываясь на выводах судебной практики, налоговый орган сделал вывод о том, что государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2016 г. по делу № 310-ЭС15-16638, определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 30 сентября 2015 г. № 303-ЭС15-5520).

Предусмотренные ГК РФ основания для определения вида объектов имущества сотрудники налоговых органов должны в каждом конкретном случае устанавливать в соответствии с вышеперечисленными правовыми нормами о критериях для признания вещи движимым или недвижимым имуществом.

Чтобы выявить основания для отнесения объекта имущества к недвижимости ведомство предлагает, прежде всего, исследовать наличие записи об объекте в ЕГРН, а при ее отсутствии – наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

Разъяснения ФНС России даны в октябре 2018 года, однако их актуальность сохранится лишь до внесения вышеуказанных изменений в ГК РФ, поскольку подготовленные поправки призваны изменить подход при определении категории имущества, в том числе в связи с введением новых правовых определений и новых правил образования объектов недвижимости.

Рассмотренные в настоящей колонке изменения в гражданском законодательстве могут привести к новой волне споров, в том числе связанных с порядком исчисления налогов собственниками недвижимости вплоть до возникновения негативных последствий для налогоплательщиков. Одно можно сказать с уверенностью – с момента вступления указанных изменений в силу подход налоговой службы к начислению налога на имущество в любом случае изменится. Тем самым с принятием поправок в ГК РФ потребуются соответствующие разъяснения налогового ведомства и судебных органов по вопросу применения новых положений закона и урегулированию спорных ситуаций.

1 С проектом федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования гражданского оборота недвижимости и создания режима единого объекта недвижимости» можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 02/04/02-17/00062515).

Изменение Налогового кодекса РФ с 1 января 2019 года

Эта статья — продолжение (начало — часть 1) комментариев изменений в Налоговый кодекс РФ, вступающих в силу в 2018 году и с 1 января 2019 года.

В течение всего 2018 года по сложившейся традиции в налоговое законодательство внесли кучу изменений, одни из которых уже действуют, другие — вступают в действие с 1 января 2019 года или в течение 2019 года.

На какие же из них стоит обратить особое внимание представителям малого и среднего бизнеса?

Предлагаем обзор самых существенных изменений:

Краткий обзор изменений налогового законодательства с 01.01.2019

Подробный обзор изменений налогового законодательства в 2019 году:

Изменения налогового законодательства в 2019 году

Изменения по ЕНВД в 2019 году

Коэффициент-дефлятор по ЕНВД на 2019 год — 1,915 (проект Приказа Минэкономразвития).

ИП по расходам на покупку «онлайн-касс» смогут применить налоговый вычет.

Федеральным законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ Налоговый кодекс РФ дополнен положениями, предусматривающими основания и условия уменьшения суммы налога, исчисленной при применении ЕНВД, ПСН, на сумму расходов по приобретению ККТ с функцией онлайн передачи данных в налоговый орган в размере не более 18000 рублей на каждую ККТ. Одним из условий применения налогового вычета является регистрация ККТ в налоговом органе в период с 1 февраля 2017 года по 1 июля 2019 года (для ИП, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли и общественного питания, и имеющих наемных работников, — с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года).

С 01.01.2018 коэффициент-дефлятор для ЕНВД равен 1,868.

Изменения по транспортному налогу с 1 января 2018 года

Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ пункт 3 статьи 361.1 Налогового кодекса РФ изложен в новой редакции. Т.о. с 01.01.2018 изменяется порядок предоставления льгот физическим лицам по транспортному и земельному налогу, налогу на имущество физлиц, а именно:

Налогоплательщики — физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения будут утверждены ФНС России в конце 2017 года.

Примечание: в целях реализации вышеизложенных положений ФНС России своим Письмом ФНС от 12.10.2017 № БС-4-21/[email protected] направила в УФНС России по субъектам РФ для использования в работе типовые (рекомендуемые) формы следующих документов:

Согласие налогоплательщика — физического лица на обработку и распространение персональных данных в связи с необходимостью запроса налоговой инспекции в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (приложение № 1).

Налоговая инспекция инициирует получение указанного Согласия в момент получения заявления о предоставлении налоговой льготы, с которым не поданы документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу;

Запрос налоговой инспекции в орган, организацию, должностному лицу, у которых имеются сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу (приложение № 2);

Уведомление налоговой инспекции о неполучении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу (приложение № 3).

Перечень дорогих автомобилей применяют лишь в отношении периода, в котором он опубликован

В п. 2 ст. 362 НК РФ (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 327-ФЗ) уточнено, что перечень дорогих автомобилей применяется при расчете транспортного налога только за период, в котором он не позднее 1 марта размещен на официальном сайте Минпромторга. Значит, в отношении добавленных в перечень моделей пересчитывать налог за прошлые годы с применением повышающего коэффициента не нужно, что выгодно налогоплательщику.

Если автомобиль поставлен на учет после 15-го числа, то новому владельцу за этот месяц налог платить не нужно (п. 3 ст. 362 НК (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ).

Налог на имущество организаций

Оспаривание кадастровой стоимости, исправление ошибок: налог на недвижимое имущество можно будет пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2019 году кадастровая стоимость:

изменится из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;

уменьшится из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

Читайте так же:  Купля продажа дома с земельным участком стоимость

изменится из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;

уменьшится из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

движимое имущество исключено из объектов налогообложения (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ);

налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ);

налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию.

С 1 января 2018 года Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ вводится налог на движимое имущество. Ставка налога составит 1,1%. Налог на имущество надо будет платить с транспортных средств, оборудования и другого движимого имущества. С 2018 года каждый регион сам определяет, предоставлять ли льготу по движимому имуществу. Если регион не примет свой закон о льготах по налогу, то в 2018 году организации платят налог на движимое имущество, принятое к учету после 1 января 2013 года, по ставке 1,1%.

Льготы по налогу на имущество с 2018 года введены в следующих регионах:

Полное освобождение от налога

Движимое имущество, принятое на учет в 2016 году и позже 1

1 — Льгота не распространяется на движимое имущество, которое получено в результате:

сделок с взаимозависимыми лицами (исключение: ж/д подвижной состав, произведенный в 2013 году и позже (по данным технического паспорта). Такие объекты не облагают налогом на имущество независимо от того, на каком основании организация их получила).

Налог на имущество физических лиц

С 01.01.2019 решено распространить льготы по налогу на имущество физлиц на тех граждан предпенсионного возраста, которые после 1 января 2019 года могли бы стать пенсионерами, но не стали ими в связи с повышением пенсионного возраста. Т.о. с 01.01.2019 лица предпенсионного возраста освобождаются от уплаты налога на имущество за один объект недвижимости каждого вида (жилой дом или его часть, квартира или комната, гараж или машиноместо, хозяйственная постройка площадью не более 50 кв. м.) при условии, что он не используется в предпринимательской деятельности. Подробнее →

Коэффициент-дефлятор по налогу на имущество физлиц на 2019 год — 1,518 (проект Приказа Минэкономразвития).

С 01.01.2019 Законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» изменен порядок исчисления налога на имущество физических лиц и земельного налога по кадастровой стоимости:

Законодатель отказался от применения коэффициента 0,8 в формуле расчета налога, «заморозив» его на уровне 0,6.

Исключена возможность перерасчета сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие годы, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета (согласно статье 52 НК РФ указанные налоги исчисляются (в т.ч. пересчитываются) налоговыми органами не более чем за 3 налоговых года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. При этом перерасчеты могут проводиться как в большую сторону (например, при получении налоговыми органами от органов Росреестра сведений об ошибках в ранее направленной информации), так и меньшую сторону (например, при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов об уменьшении налоговых ставок или предоставлении налоговых льгот, распространяющихся на прошедшие налоговые периоды)).

При этом если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного и транспортного налога приводит к:

уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за 3 года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете

увеличению налога, то такой перерасчет вообще не возможен.

Налог на имущество (как организаций, так и физических лиц) надо пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в ЕГРН (п. 15 ст. 378.2, п. 2 ст. 403 НК). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога надо учитывать следующие правила (п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или раньше, текущий месяц считается за полный месяц;

  • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.
  • Т.о. налог на имущество, рассчитанный с 2017 года по кадастровой стоимости объекта, оспоренной в 2019 году, подлежит пересчету с 2017 года

    Введено ограничение в 10% в части увеличения суммы налога к платежу предыдущего года. Применять этот механизм нужно уже при расчете налога за 2017 год в тех самых 28 регионах, в которых порядок расчета налога по кадастровой стоимости действует с 2015 года (п. 8.1 ст. 408 НК).

    Если результат кадастровой оценки был оспорен в комиссии или в суде, новая величина должна использоваться с момента, когда начала применяться оспоренная стоимость, а не с того года, в котором было подано заявление об оспаривании (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас).

    Установлена возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода (в настоящее время изменения характеристик объектов налогообложения, связанных с изменением их площади, назначения и т.п., происходящих в течение налогового периода, не учитываются при исчислении налогов в этом налоговом периоде, что является необоснованным).

    Изменение количественных и качественных характеристик объекта налогообложения это:

    применительно к земельному налогу — изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка;

    применительно к налогу на имущество (как организаций, так и физлиц) — изменение площади или назначения объекта.

    Выделена в самостоятельную льготную категорию по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц детей-инвалидов, т.к. в настоящее время к льготной категории граждан по этим налогам отнесены инвалиды с детства. Между тем к данной категории граждан относятся только лица, достигшие возраста 18 лет, имеющие группу инвалидности с определением причины инвалидности «инвалид с детства». При этом дети-инвалиды составляют самостоятельную категорию.

    Уточнен статус части жилых домов и части квартир в целях возможности применения в отношении них таких же налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц, как и для физических лиц — собственников жилых домов, квартир и комнат (для которых НК предусматривает ряд налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц в виде налоговых вычетов, налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем в отношении таких жилых помещений, как части жилых домов и части квартир, налоговые преимущества не применяются, поскольку они не выделены как самостоятельные объекты налогообложения).

    Распространены установленные Налоговым кодексом РФ налоговые преимущества в отношении любых гаражей и машино-мест вне зависимости от их включения в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации (в отношении физических лиц – собственников гаражей и машино-мест Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговые преимущества в виде налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем установленные налоговые преимущества не применяются в отношении объектов, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами РФ. Указанные исключения привели к тому, что собственники гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами РФ, уплачивают налог на имущество без учета налоговых льгот и пониженных налоговых ставок, чем ставятся в неравное положение по сравнению с собственниками иных гаражей и машино-мест).

    Раньше в отношении гаражей и машино-мест надо было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (подп. 1 п. 2 ст. 406 НК).

    В отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (п. 5 ст. 407 НК).

    Поскольку указанные выше изменения направлены на улучшение положения налогоплательщиков земельного налога и налога на имущество физических лиц, законом предусматривается придание им обратной силы с 2015 года – в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года – в отношении налогообложения частей жилых домов и частей квартир, а также гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации.

    В отношении объекта недвижимости — часть жилого дома становлен необлагаемый налогом вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м.

    В отношении объекта недвижимости — часть жилого дома ограничена предельная налоговая ставка не более 0,3% исходя из кадастровой стоимости

    В отношении объекта недвижимости — часть жилого дома введена федеральная льгота, которая освобождает от уплаты налога на один объект.

    Введены единые условия налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их места нахождения. Теперь для гаражей и машино-мест в торгово-офисных центрах, как и для иных аналогичных объектов, будет действовать предельная налоговая ставка не более 0,3%, а также право на федеральную льготу, освобождающую от уплаты налога.

    Земельный налог

    С 01.01.2019 решено распространить льготы по земельному налогу физлиц на тех граждан предпенсионного возраста, которые после 1 января 2019 года могли бы стать пенсионерами, но не стали ими в связи с повышением пенсионного возраста. Т.о. с 01.01.2019 лица предпенсионного возраста вправе воспользоваться льготой по земельному налогу на 6 соток. Подробнее →

    С 1 января 2019 года вступает в силу новый порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка и будет применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

    В своем Письме от 27.09.2018 № 03-05-05-02/69137 Минфин России разъяснил, как с 1 января 2019 года будет исчисляться земельный налог в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка:

    кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решений комиссии или суда, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при исчислении налога начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 1.1 ст. 391 НК РФ). Т.о. оспаривание кадастровой стоимости, исправление ошибок: земельный налог можно будет пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2019 году кадастровая стоимость:

    изменится из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;

    Читайте так же:  Как происходит увольнение в запас срочников

    уменьшится из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

    изменится из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;

    уменьшится из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

    перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков — физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом;

    независимо от оснований перерасчет проводиться не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК)

    Налоговую декларацию по земельному налогу в 2019 году организациям необходимо представлять по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 30.08.2018 N ММВ-7-21/[email protected] В форме декларации учтены изменения в порядке налогообложения земельных участков: внесены правила (п. 7.1 ст. 396 НК РФ), позволяющие с налогового периода 2018 года исчислить налог в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик (вида разрешенного использования, категории земель, площади).

    При подготовке были использованы материалы рассылки СПС «Консультант Плюс»

    Статья написана и размещена 24 декабря 2011 года. Дополнена — 15.09.2014, 24.12.2014, 17.01.2016, 23.01.2016, 22.09.2016, 16.12.2016, 03.10.2017, 04.12.2017, 31.12.2017, 21.06.2018, 30.08.2018, 15.10.2018, 12.12.2018

    Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

    В Налоговом кодексе появился целый рад поправок, затрагивающих налог на имущество (как организаций, так и физлиц), земельный налог и транспортный налог. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Некоторые новшества уже начали действовать, другие вступят в силу с января 2019 года. Среди нововведений — скорректированные правила перерасчета налогов в случае изменения кадастровой стоимости объекта; ограничение по сроку перерасчета налогов для физлиц и сокращение числа налоговых периодов, в течение которых налог на имущество физлиц рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

    Новые правила перерасчета налогов (начнут действовать с января 2019 года)

    При изменении количественных и качественных характеристик объекта

    В главах НК РФ, посвященных налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, появилось понятие «изменение количественных и качественных характеристик» объекта налогообложения. Применительно к земельному налогу это означает изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка. Для налога на имущество (как организаций, так и физлиц), это означает, в частности, изменение площади или назначения объекта.

    При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость. Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога.
    Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

    • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный месяц;
    • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.

    Добавим, что до 2019 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.

    По земельному налогу существенных новшеств нет. В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади, вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2019 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

    При исправлении ошибки и при обжаловании кадастровой стоимости

    Кадастровая стоимость объекта недвижимости и земельного участка может измениться по решению специальной комиссии, по решению суда, либо путем исправления технической ошибки, допущенной ранее в ЕГРН. Подобные изменения влекут за собой и пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

    Сейчас действует правило, согласно которому при исправлении технической ошибки налог на имущество (как организаций, так и физлиц) и земельный налог пересчитываются задним числом за все периоды с момента возникновения данной ошибки. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда указанные выше налоги подлежат пересчету с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости). Это закреплено в пункте 15 статьи 378.2 НК РФ, в пункте 2 статьи 403 НК РФ и в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

    С 1 января 2019 года вводится новшество, касающееся последствий изменения кадастровой стоимости объекта по решению комиссии или по решению суда. С указанной даты сумма налога будет пересчитываться задним числом за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас). При исправлении технических ошибок все останется по-прежнему: налог будет пересчитываться задним числом за все периоды с момента возникновения ошибки. Эти положения изложены в новых редакциях пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 403 НК РФ и в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

    Ограничение по перерасчету налогов для физических лиц

    Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане. Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

    Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2019 года). Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

    Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.
    Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

    Другие новшества по налогу на имущество физлиц

    С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2018 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта. С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

    Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2017 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2017 год.

    Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

    Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

    В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

    В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

    В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

    Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ). А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

    В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период. Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

    Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).