Метапредметное учебное занятие и требования к нему

Метапредметное учебное занятие и требования к нему

Издаётся с 1924 года. В интернете с 1995 года.

Зарплата учителя

​Неужели в 2019-м случится чудо?

«Почему труд учителей так обесценился?»

«А теперь представьте себе масштаб недоплат…»

На перемене ваш кабинет…

Открыт для всех: можно свободно заходить и выходить до начала следующего урока

Закрыт на ключ, окна открыты, он проветривается, а дети – в коридоре

У меня нет своего кабинета

Всего проголосовало: 175

Добрая воля Сергея Лебедева

номер 01, от 1 января 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

2018-й оказался урожайным на события в образовании. Они различны по своей значимости и масштабности, но все в общем направлены на повышение качества образования, на совершенствование системы учительского роста, на обеспечение возможности получения равного, доступного и качественного образования в любой точке страны… А что же в частности? Своим мнением об этом в первом номере года делятся ведущие ученые, государственные и общественные деятели и известные педагоги.

Поставлена задача – войти «в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». А что такое «качество общего образования»? Дискуссии об этом ведутся не первый год. Что с чем можно и нужно сравнивать, чтобы оценить, насколько и куда мы продвинулись? На этот вопрос отвечает в своей статье Евгений Малеванов, член Совета Национальной ассоциации организаций дополнительного профессионального педагогического образования.

2019-й объявлен в России Годом театра. Традиция театрального искусства – одна из древнейших в России. Хотя за столетия своего существования она успела претерпеть множество изменений, пройдя путь от балагана на площади до 3D-перформанса. О его терниях и розах – в материале Ирины Шлионской.

Наши приложения

Метапредметный подход. Что это такое?

Переходим от теории к практике

Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «УГ»:

— Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Плохо, что рядовой учитель зачастую далек от понимания сути метапредметов, того, как можно применять метапредметный подход на уроках. Мы еще до конца не поняли, что такое проектная деятельность, а уже появилось метапроектное обучение. Так что вокруг этого понятия сегодня много вопросов, однако принципиально важно то, что в 2009 году именно «Учительская газета» предложила новую модель проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России». Кстати, хочу вам напомнить, что сама идея проведения конкурса родилась тоже в «УГ» 22 года назад, в 1989 году. Заложенные еще тогда идеи были настолько плодотворны, что дали конкурсу такую жизненную силу. Однако со временем мы поняли – жизнь не стоит на месте, и конкурс тоже должен меняться и развиваться. Так идея метапредметности прочно вошла в содержание конкурса «Учитель года России». Мы предложили учителям-конкурсантам показать, как они выходят за границы преподаваемых предметов. Мы очень рады, что на установочном семинаре перед проведением конкурса выступила Нина Вячеславовна Громыко вместе с сотрудниками Научно-исследовательского института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования Москвы. В прошлом году во время проведения конкурса в Магнитогорске мы уже увидели, что учителя более свободно ориентируются в метапредметном подходе. Однако необходима большая работа, прежде чем метапредметный подход станет понятным для массового учителя. Если учитель двигается только в рамках своей узкой предметной парадигмы, то у него нет возможности перспективного развития в новом, ХХ веке. Поэтому мы бы хотели с помощью вас и вашей команды объяснить нашим читателям, что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках. Какую литературу учителю нужно читать, чтобы двигаться в этом направлении. Ведь в тексте новых стандартов введены понятия «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения». Как со всем этим разобраться?

Нина ГРОМЫКО, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы, кандидат философских наук:

— Я очень благодарна «Учительской газете» за организацию «круглого стола» по этой теме. Ведь интерес к ней растет буквально каждый день, особенно в связи с обсуждением и внедрением новых стандартов. И мы в течение одного только прошлого полугодия провели немало мероприятий, посвященных разъяснению и демонстрации того, в чем состоит смысл метапредметного подхода в образовании. Очень важным является то, что уже два года в рамках конкурса «Учитель года» существует номинация «Метапредметное учебное занятие». Введение данной номинации имеет колоссальную инновационную значимость для российского образования. Назначение конкурса, а также тех мероприятий, которые мы проводим, состоит не просто в разъяснении смысла и назначения метапредметов, метапредметных технологий, но прежде всего в демонстрации деятельностных принципов работы, которые лежат за всеми словами, связанными с приставкой «мета». К сожалению, педагогическое сообщество, как никакое другое профессиональное сообщество, привыкло все вербализовать, превращать в слова. Деятельностная схема, лежащая в основе любого вводимого концепта или понятия, сколь бы ни была она трудна для понимания и реализации на практике, почти мгновенно словесно захватывается, ценностно девальвируется и тем самым уничтожается. Так, теперь после внедрения новых стандартов все стали деятельностниками. Хотя видеть и различать даже какие-то элементы деятельности в своей собственной практике никто особенно не стремился, поскольку вся контрольно-измерительная система по-прежнему требует другого — передачи и запоминания информации и выполнения стандартных алгоритмический действий. Тем большее значение имеет конкурс «УГ» – он запустил процесс конструирования деятельностных метапредметных сценариев. Но поскольку эта технология прорывная, модернизационная, то она трудна: приходится ломать привычные рутинные методы педагогического труда. Метапредмет является такой же экспериментальной установкой, как большой адронный коллайдер. Метапредметные технологии были созданы для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.

Наш «круглый стол» выстроен так, что вы сможете увидеть универсальность метапредметного подхода, метапредметных технологий – они будут продемонстрированы на разном предметном материале. Мы привели сюда главным образом молодежь, которая не боится инноваций. Многие из них наши выпускники. Они окончили хорошие вузы или еще продолжают учиться. Заниматься инновационным образованием им по-настоящему интересно.

Игорь ЧАУСОВ, преподаватель метапредмета «Знание» в естественно-научных дисциплинах в средней школе №1314 города Москвы, студент Московской государственной академии тонкой химической технологии им. Ломоносова:

— Острая необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития других сфер практики, в первую очередь промышленности. Общеобразовательные программы опираются сегодня на достижения наук более чем полувековой давности и совершено не ставят перед собой задачу обновления знаний. В основу новой дидактики, работающей с передовыми знаниями, должен быть положен метапредметный подход. Он предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысленного использования. Школьники при помощи метапредметных технологий обучаются видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки. Наконец, какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где те основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты.

— Мы всерьез отнеслись к президентской инициативе «Наша новая школа», где идет речь об обновлении образования. Метапредметные технологии позволяют эффективно решать эту задачу и выводить современное образование на передовые позиции науки.

— Может быть, это все-таки ближе к профильному образованию. Не значит ли это, что будут сворачиваться базовые знания по различным предметам, что из школьного расписания исчезнут, к примеру, физика, математика или история?

— Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоением в предметных областях того, что в принципе недоступно и невозможно, как, к примеру, спинтроника. Мы просто переорганизуем предметный материал, усиливая все то, что хранит предметная форма образования.

— Но дети и так перегружены.

— Здесь как раз и возникает вопрос, связанный с интеграцией, но не по типу ассоциативного наталкивания материала и соединения пения с чтением. А за счет того, что осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии познания.

— Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.

Сергей ШЕХОВЦОВ, преподаватель РГГУ:

— Метапредметной риторике обучаются все, и очень быстро. Содержание метапредметов в реальности, думаю, хорошо понятно лишь идеологам этого подхода. Для большинства российских учителей этот подход сложен и трудно применим на конкретном уроке. Кроме того, не думаю, что с помощью метапредметного обучения можно культивировать внутреннюю познавательную мотивацию.

Юрий СЕРГЕЕВ, преподаватель метапредмета «Проблема» в гуманитарных дисциплинах в средней школе №1314, научный сотрудник Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы:

— Когда строится метапредметный курс, необходимо определить предельные позиции, между которыми происходит столкновение. Тема моей работы связана с формированием политического сознания школьников с помощью метапредмета «Проблема». На мой взгляд, это одна из самых эффективных технологий сегодня. У молодого человека должно быть сформировано политическое и гражданское сознание, умение самоопределяться в различных жизненных ситуациях. Традиционные институты воспитания, которые были действенными в СССР, сегодня не работают, прежде всего потому, что они идеологизированы. Поэтому необходимо создавать новые.

Андрей АНДРЮШКОВ, заведующий лабораторией Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы, преподаватель метапредмета «Проблема» в московской школе №1314:

— Я заведую лабораторией, которая занимается исследованием проблем формирования российской идентичности в школе. Так случилось, что авторы нового ФГОС уже после фактического создания нашей лаборатории включили в свой проект новый предмет «Россия в мире», так что мы теперь находимся на самом острие дискуссии. Формирование российской идентичности очень сложная проблема. Все наши базовые ценности унаследованы из прошлого, и работу по самоопределению детей можно вести лишь на основе того, что дают нам русская литература и история. Задача учителя — сделать так, чтобы ребенок идентифицировал себя с русской цивилизацией. Достичь этой цели можно с помощью метапредмета «Проблема», используя литературу, историю, в целом русскую культуру. Необходимо формировать на уроке проблемную ситуацию, требующую личного самоопределения. Старшеклассник должен уметь в сложной ситуации выделить проблему и предложить ее решение. Историю нужно преподавать так, чтобы у школьника формировалась позиция его исторического и национального самоопределения.

— За счет метапредметных технологий можно выводить наших школьников на уровень нобелевских лауреатов. Традиционно изучение математики у большинства школьников вызывает трудности. О том, как сделать этот предмет интересным и развивающим мышление, расскажет Степан Канов.

Читайте так же:  Размер детского пособия до 18 лет в москве

Степан КАНОВ, учитель математики и метапредмета «Задача» московской школы №1314, научный сотрудник Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы:

— Обучение математике, как правило, сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачки, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Использование технологии метапредмета «Задача» в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Освоение культурной нормы этих процессов и составляет содержание метапредмета «Задача». Хочу также подчеркнуть, что работа с содержанием метапредмета «Задача» позволяет формировать способы постановки и решения задач, которые пригодятся и за границами урока математики, и вне школы. Если ученик приобретает опыт работы с моделями и опыт самостоятельного порождения способа действия при решении математической задачи, то он может опираться на этот опыт при изучении других предметов, например в физике. Приемы работы с моделями наверняка будут востребованы во многих профессиях, связанных с экономикой, технологией.

— Степан Викторович остановился на том, что универсализм связан с освоением определенных способов деятельности. Через их освоение можно выходить и на другие предметы.

Антонина ГРОМЫКО, преподаватель метапредмета «Проблема» в средней школе №1314 города Москвы, студентка МГИМО (У) МИД России :

— Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода… Таким образом, при изучении «Смерти Ивана Ильича» Льва Толстого ребята говорят не только о метафорах, но и прежде всего о смысле жизни, о любви, свободе, ответственности.

Алина МАРКОВА, преподаватель метапредмета «Знак» в школе №1314 города Москвы, Московская госакадемия тонкой химической технологии:

— Для многих школьников предмет «Химия» сложный и непонятный, хотя, на наш взгляд, в нем просто разобраться, если освоить те основания, на которых он построен. При изучении школьного предмета «Химия» перед школьником можно выделить три основные задачи: освоить понятие «валентность», научиться работать с формулами соединений, уметь по формуле соединения прогнозировать химические свойства и составлять химические реакции, то есть прогнозировать, какой будет продукт в определенных условиях.

Изучая химию, школьник решает основные задачи, то есть учится работать с разного типа формулами, учится прогнозировать то, куда пойдет реакция и каковы будут ее продукты. Но при этом, осваивая метапредметную технологию, рисуя схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, школьник получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет. Это необходимо ему в освоении данного предмета, а также применимо в других областях.

— Это очень важный момент, когда благодаря метапредмету школьники видят специфику устройства предметных действительностей как таковых.

Иван РЯЗАНОВ, учитель биологии школы №1314 города Москвы, научный сотрудник Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы :

— Любое научное знание имеет свое уникальное устройство, определяющее специфику функционирования науки. Обладая знанием о структуре научного знания, можно любой фактический материал, накопленный данной наукой, пересобрать в зависимости от поставленной научной или педагогической задачи. Человек, владеющий структурой знания, обладает инструментом для развития этой самой науки. С точки зрения мыследеятельностного подхода на материале даже такой темы, как «Простейшие», которая изучается в 7-м классе, можно показать проблемное содержание всей науки о животных, то есть зоологии.

Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания. Более того, оно формирует представление о биологии не как о закрытой дисциплине, в которой всем все известно, а как о науке развивающейся.

— Мы показывали, что метапредмет существует в разных предметах – истории, литературе, химии, физике, а с другой стороны, каждый предмет может быть расслоен по разным метапредметам.

Ольга ГЛАЗУНОВА, заместитель директора НИИ ИСРОО, кандидат психологических наук :

— В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе. Технология метапредметного обучения разрабатывается нашей научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко начиная с 1990 года. Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребенку, в нем выступают культурные техники и способы мышления и деятельности. За этот период создано две школы в Москве, полностью осуществляющих метапредметный подход на всех ступенях образования, и несколько инновационных сетей школ, осваивающих разные технологические блоки мыследеятельностной педагогики. Инновационными сетями в настоящее время в Москве охвачено около 50 школ и детских садов.

— И все-таки что является результатом метапредметного обучения?

— Версия ответа на этот вопрос, которая дается в ФГОС, а именно универсальные учебные действия, является, на наш взгляд, недостаточно технологичной. За ней не стоит отчетливого понимания того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения достигается. Поэтому у учителя нет образца, на который он должен ориентироваться в своей работе с детьми. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. К настоящему времени нами разработаны и апробированы в 35 образовательных учреждениях батареи диагностических методов для оценки базовых способностей учащихся различного возраста, апробирована процедура мониторинга уровня развития базовых способностей учащихся.

Я хотела бы остановиться на предмете «История». Когда я начала работать с группой учителей истории в рамках своей экспериментальной площадки, меня поразило, что на сегодняшний день для учителя истории не является очевидным, что он должен формировать понятия. Скорее, учитель представляет, что он должен передавать совокупность фактов и какие-то размытые представления, сопровождающие эти факты. Сегодня же если понятия формируются, то они формируются, во-первых, случайным порядком, во-вторых, разрозненно и фрагментарно. Моим педагогам было наиболее интересно заняться понятием «революция», его диагностикой, построением сценария, направленного на его формирование. И что выяснилось? Оказалось, учитель считает, что передать понятие – это научить ребенка давать ему определение. Если в ответ на вопрос, что такое революция, ребенок дает словесное определение, которое соответствует учебнику, значит, ребенок, по мнению педагога, освоил материал. Повторяет – значит, владеет понятием. У нашей группы совсем другая версия, которая во многом опирается на подход Давыдова. Во-первых, понятие связано с владением идеей, которая заложена в этом понятии. Во-вторых, на базе этой идеи человек овладевает набором различений, которые позволяет делать идея. Если я владею понятием «революция», я могу отличить революцию от бунта, смуты или переворота. Например, «оранжевые революции» — это революции? Понятийно это не революции. Октябрьская революция – это революция? Да, революция. А вот, например, перестройка? С моей точки зрения, революция. Потому что произошла смена класса собственника на средства производства. Это понятие не передается. А зачем тогда безумное количество времени тратить на изучение французской, английской революций? Это можно прочитать в художественных книгах, посмотреть в кино. Учитель должен передавать понятийную структуру. В заключение я хочу сказать, что по тематике «Диагностика и развитие базовых способностей учащихся» созданы 4 ресурсных центра. Это школа №110 Центрального округа Москвы, которая занимается способностью понимания; школа №2030, которая совместно со школой №661 занимается формированием и оценкой способностей в начальной школе. Гимназия №1554 Северо-Западного округа, осуществляющая перенос метапредметных фрагментов в предметное преподавание. И наконец, гимназия №1576 Северного округа занимается другой проблемой – внесением метапредметных технологий в контекст других инновационных технологий.

Марина ПОЛОВКОВА, заместитель директора Института инновационных стратегий развития образования при Департаменте образования города Москвы:

— Всем педагогам нужно осваивать метапредметные технологии, в этом нет никакого сомнения.

— Марина Вадимовна отвечает у нас в институте за направление повышения квалификации, за разработку моделей, позволяющих наиболее эффективно готовить сегодня педагогов иного типа.

— Наши дети, приходя в школу с 1-го класса, катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7-, 8-го класса. Чем старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока массовая школа не предъявила. Потому что за отдельными предметами смысл обучения вообще не виден.

Теперь посмотрим, что делают метапредметы. Они пытаются говорить о том, о чем современная массовая школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни, причем делает это не назидательно, как делала советская школа, а качественно, технологично. Такую задачу решают метапредметные технологии, особенно метапредмет «Проблема» и метапредмет, который у нас сейчас находится в стадии разработки, «Смысл». Они позволяют работать с перспективой ребенка всерьез, а не просто в русле советов.

Сколько нужно времени на то, чтобы освоить метапредметные технологии? Разным педагогам от 3 до 5 лет. Принижать сложность нельзя, но и говорить, что это совершенно невозможно, тоже неправильно. Метапредметные технологии позволяют педагогу критически осмыслить проблемы, которые он у детей фиксирует. Традиционная практика: педагог в программу встроен и по ней идет. Лучшие учителя все делают правильно. Но педагогу важно задуматься, а носителем каких культурных способов он является сам? На первом этапе он может не освоить метапредметную технологию, но за счет нее у него открывается третий глаз, глубокое видение предметной действительности. И это подвигает к тому, чтобы деятельностно работать с тем, что у нас является содержанием предметного преподавания, – базовые понятия, другие ключевые модели, идеализации и категории. Уже это колоссальный сдвиг, которого традиционное педагогическое образование и система повышения квалификации не дает.

Еще одна важная вещь, которую дает метапредметное преподавание, – это мировоззрение, которое начинает затрагивать самого педагога. Что значит для педагога изменение в собственном мировоззрении? Он вдруг начинает понимать, что есть не просто успевающие или не успевающие дети, а что зачастую не очень хорошие результаты связаны с его собственным незнанием некоторых культурных способов, с невозможностью выделить, как он ими пользуется. Это происходит не потому, что педагог плохой. Так обучали в свое время, так программа построена. Я руководитель сети мыследеятельностной педагогики и хочу сказать, что у тех педагогов, которые начинают честно относиться к своему труду, открывается потрясающая тяга к саморазвитию.

Теперь по поводу проектных способностей. Если возвращаться к национальной образовательной инициативе, то там есть хорошие идеи. К примеру, перед учащимися ставится задача, чтобы они учились жить в высокотехнологичном мире, а для этого им просто необходим метапредмет «Знание», который показывает границу сегодняшнего знания. Новые технологии можно формировать только на основе нового фундаментального знания. Старые же технологии ведут не к развитию, а к заимствованию. Ряд педагогов обычных, неспециализированных, школ начинают с этим работать.

Читайте так же:  Мировой суд центрального района г новокузнецка участок 4

— Успешное применение метапредметных технологий мы увидели во время конкурса «Учитель года России».

— Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. Кроме того, уже замечено: после внедрения метапредметных технологий в обычной школе часть детей, которые очень плохо усваивали материал, вдруг начинают хорошо учиться. Приходят благодарные родители. Это происходит за счет того, что этим ребятам необходимо, чтобы будоражили их мышление. Поэтому метапредметное обучение — это реальная возможность повысить качество образования. Хорошо, когда есть возможность работы межшкольных групп в этом направлении, но эта работа трудная, она должна быть поддержана. Чтобы в среднесрочной перспективе мы получили проработку всех предметных действительностей с точки зрения метапредметных технологий, безусловно, необходимы деньги.

— Парадокс в том, что на разработку стандартов были выделены огромные деньги. И эти самые стандарты на самом деле не дают учителю реального инструмента. Они лишь устанавливают некие рамки, определенную идеологию.

— У нас разрабатывается идея демонстрационных площадок, для того чтобы ФГОС не превратился в процедуру проговаривания слов, заложенных в стандарте, в «Новой школе». Мы предлагаем сделать реальные площадки, которые демонстрируют, как это делается. Демонстрационная площадка предполагает, что есть педагог, который понимает идею метапредмета, он разработал курс и может его демонстрировать. Кроме того, заложена процедура комментирования того, как осуществляется деятельность, организована работа с педагогами, которые хотели бы эту технологию осваивать. Это один из способов сделать так, чтобы идея не заглохла и не умерла.

Информация к размышлению

Главные особенности метапредметов

  1. Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы.
  2. Необходимо очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно, это и позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.
  3. Ориентация на развитие у школьников базовых способностей.
  4. Многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.

«Круглый стол» подготовили Ирина ДИМОВА, Светлана РУДЕНКО, Оксана РОДИОНОВА

Метапредметное учебное занятие и требования к нему Тахтамышева Г.Ч. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmon.tatarstan.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Метапредметное учебное занятие и требования к нему Тахтамышева Г.Ч.» — Транскрипт:

1 Метапредметное учебное занятие и требования к нему Тахтамышева Г.Ч.

2 Требования «Учебное занятие» (регламент 30 минут, для анализа занятия и ответов на вопросы 10 минут). Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связи, умение формировать целостную картину мира и надпредметные компетентности.

3 Критерии оценивания: глубина владения предметом на современном уровне оригинальность раскрытия темы урока направленность занятия на формирование целостной картины мира умение организовать использование учащимися разных типов и видов источников знаний умение организовать взаимодействие учащихся между собой, умение создавать и поддерживать высокий уровень мотивации и высокую интенсивность деятельности учащихся целесообразность и достаточность используемых ресурсов (видео- и аудиоматериалы, мультитмедийные презентации, наглядные пособия и др.) целесообразность и разнообразие используемых образовательных технологий (методов, приемов, форм и т.д.) воспитательный потенциал урока творческая индивидуальность учителя коммуникативная культура импровизация учителя

4 Самоанализ учебного занятия (10 мин.) в озвучивании аргументов в пользу выбранного педагогического инструментария и способа организации образовательно-воспитательного процесса нра учебном занятии

5 Мета-… «Мета «-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда — мыследеятельностью.

6 Метадеятельность -Универсальная, «надпредметной». Деятельность. Предметная деятельность — это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую, строю…).

7 Метазнания Метазнания — знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Примерами метазнаний являются: — Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними); — Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации); — Базы знаний, представления об их устройстве. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

8 Философия предмета Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. Философия физики анализирует, проблему несовпадения онтологической и физической проекций, понимание физикой времени как течения наиболее стабильного процесса и онтологическое понимание времени как течения времени вообще или смены фаз: прошлое, настоящее, будущее, а также проблему причинности, проявляющейся только в физическом мире.

9 Философия географии …изучает взаимодействия общества и природы, проблемы экологии, строящейся на основе принципов философии природы (натурфилософии), признающей целостность материального и духовного Мира. К числу общих проблем, относятся также: эволюция Земли и жизни на ней, пространственное разнообразие природных условий, влияние природы на человека и общества на природу. Перечисленные проблемы — предмет как философии, так и географии. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования географической культуры.

10 Философия искусства Искусство — это творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие ту или иную форму действительности и отношение к ней человека, всегда направлено на человека, на его познание. Философия, например, музыки — это понимание ее сущности и особенности, история зарождения и развития, современное состояние и значение в обществе и духовной жизни человека, как творящего музыку, так и воспринимающего ее.

11 Обычный учебный материал в метапредметном варианте Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии: с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности (знания, знака, проблемы, задачи и др.), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача»; метапредмет «Смысл», метапредмет «Ситуация», «Пространство и время», «Рисунок и схема», «Знание — незнание», «Модель — способ», «Порядок и хаос» и т.д. а также обычный учебный материал можно переорганизовать в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.

12 Знак здесь у школьников формируется способность схематизации. (Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать). Мышление, как известно, осуществляется на схемах. Например, на химии формулы химических соединений и записи химических реакций; на истории различные таблицы с данными; на геометрии чертежи фигур и сами фигуры; на физике формулы и чертежи изучаемых процессов и т. д.). Используя эти графические изображения они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. В связи с этим исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.

13 Знание Здесь формируется свой блок способностей: способность работать с понятиями, способность строить идеализации и т. д. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета дети их также осваивают. Одна из них техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, это, как в свое время показал философ Николай Кузанский, решить полдела. Таким образом, можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

14 Проблема Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

15 Задача На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Тип философско-методологического философствования учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д.

16 Методики и технологии Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: проблемное обучение М.Махмутова, И.Лернера, В. Оконя; развивающее обучение Эльконина-Давыдова; мыследеятельностная педагогика; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смысловое моделирование; школа М.Щетинина технология развития критического мышления и др.

21 программа развития ребенка состоит из трёх содержательных линий: -информативная деятельность как средство ознакомления с опытом человечества, выраженного в единицах информации; -развитие критического мышления как средство для осмысления культурного опыта человечества, выраженного в единицах информации; -воспитание культура общения как средства для обмена личностным опытом, выраженного в единицах информации.

22 Метаспособы- методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач (Ю. Н. Кулюткин)

23 Метаумения — присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) умения и навыки К ним относятся: — теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); — навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); — критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); — творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); — регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); -качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

24 Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.

25 Причины… XXI век характеризуется возникновением комплексных проблем, решение которых предполагает в первую очередь междисциплинарное взаимодействие. Примерами таких проблем могут служить выход из строя атомного реактора по типу Чернобыля, уничтожение таких заболеваний, как рак или СПИД, прекращение иррегулярных террористических войн, ликвидация последствий аварии, произошедшей в Мексиканском заливе на глубоководной нефтедобывающей платформе компании Бритиш Петролеум (ВР), которая стала даже не техногенной, а «системогенной» катастрофой.

26 Такого рода вопросы определяют основные тренды развития разных институциональных форм деятельности, в которые придется включаться нашим выпускникам. Профессионалы XXI века — специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественно-научным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами.

27 Востребованные специалисты — это те, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики. Именно таких специалистов должно готовить среднее и высшее образование, потому возникают новые требования к педагогу XXI века.

Читайте так же:  Осаго в уссурийске

28 XXI век — век рефлексивных форм знания и новые требования к учителю Это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать особенности его устройства, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником, способным преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования.

29 Метапредметный подход Научный прогресс привел к раздробленности универсума знания, к потере неких универсальных оснований, позволяющих видеть мир в его целостности.

30 Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Например, понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. «За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования»(В.В. Давыдов).

31 В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены также модели, идеализации, схемы, различения, системы и систематики знаний, задачи, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования.

32 МП в математике Традиционно обучение математике сводится к тому, что ребенка знакомят с определениями, правилами и формулами. Он решает типовые задачи, способ решения которых известен или не требует особых усилий. Развитие мышления происходит только у небольшой части детей, обладающих задатками для изучения математики. Большая же часть учеников просто заучивает формулировки и алгоритмы действий. При этом развивается память, но не мышление. Появление метапредмета «Задача» дает возможность развивать мышления у всех учеников. Здесь учитель создает особые условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Освоение культурной нормы этих процессов и составляет содержание метапредмета «Задача». Работа с содержанием метапредмета «Задача» формирует способы постановки и решения задач, которые пригодятся и за границами урока математики, и вне школы. Если ученик приобретает опыт работы с моделями и опыт самостоятельного порождения способа действия при решении математической задачи, то он может опираться на этот опыт при изучении других предметов, например в физике. Приемы работы с моделями наверняка будут востребованы во многих профессиях, связанных с экономикой, технологией, проектированием и конструированием

33 МП в литературе Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. Здесь может помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Традиционный анализ художественных особенностей произведения не решает проблему. Необходимо использование метапредметной технологии, которая дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода… Например, при изучении «Смерти Ивана Ильича» Льва Толстого ребята говорят не только о метафорах, но и прежде всего о смысле жизни, о любви, свободе, ответственности.

34 МП в химии Для многих школьников предмет «Химия» сложный и непонятный, хотя, на наш взгляд, в нем просто разобраться, если освоить те основания, на которых он построен. При изучении школьного предмета «Химия» перед школьником можно выделить три основные задачи: освоить понятие «валентность», научиться работать с формулами соединений, уметь по формуле соединения прогнозировать химические свойства и составлять химические реакции, то есть прогнозировать, какой будет продукт в определенных условиях. Приобретая умения при изучении химии, школьник решает основные задачи, то есть учится работать с разного типа формулами, учится прогнозировать то, куда пойдет реакция и каковы будут ее продукты. используя метапредметную технологию, рисуя схемы, выделяя категории, которые стоят за этими схемами, ученик получает универсальный способ работы и видит, как устроен предмет.

35 Результат метапредметного обучения метапредметные результаты образовательной деятельности — способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

36 Традиционно, учитель представляет, что он должен передавать совокупность фактов и какие-то размытые представления, сопровождающие эти факты. Формирование понятий осуществляется случайным порядком, разрозненно и фрагментарно. Вот как учителя формировали понятие «революция», его диагностику, строили сценарий фрагмента урока, направленного на формирование этого понятия. И что выяснилось? Оказалось, учитель считает, что передать понятие – это научить ребенка давать ему определение. Если в ответ на вопрос, что такое революция, ребенок дает словесное определение, которое соответствует учебнику, значит, ребенок, по мнению педагога, освоил материал. Повторяет – значит, владеет понятием. Так ли это?

37 При МП Во-первых, понятие связано с владением идеей, которая заложена в этом понятии. Во-вторых, на базе этой идеи человек овладевает набором различений, которые позволяет делать идея. Если я владею понятием «революция», я могу отличить революцию от бунта, смуты или переворота. Например, «оранжевые революции» — это революции? Понятийно это не революции. Октябрьская революция – это революция? Да, революция. А вот, например, перестройка? С моей точки зрения, революция. Потому что произошла смена класса собственника на средства производства. Это понятие не передается. А зачем тогда безумное количество времени тратить на изучение французской, английской революций? Это можно прочитать в художественных книгах, посмотреть в кино. Учитель должен передавать понятийную структуру.

38 Что следует понимать под метапредметным уроком? Метапредметный урок-это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося. Знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».

39 Признаки метапредметного урока Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов. Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика. Использование образовательных технологий: -технология совместного обучения; -технология исследовательской деятельности; -проектная деятельность; -проблемно-диалогическая технология; -игровая технология.

40 Организация внеурочной деятельности школьников: -разработка и реализация надпредметных проектов: -участие в исследовательской работе. Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям. Целеполагание как обязательный элемент урока. Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

41 «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль. Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями. Развитие базовых способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями. Формирование Универсальных Учебных Действий, умений структурировать знания. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Наличие основополагающего вопроса, проблемных и учебных вопросов, которые способствуют развитию познавательной активности школьников и формированию метапредметных и универсальных учебных действий.

42 Требования к учителю на МУ Метапредметный урок выстраивается вокруг мысле- деятельностной организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер. Очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов, что позволяет грамотно переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания. Ориентация на развитие у учащихся базовых компетенций. Многообразие методических форм и приемов, позволяющих интенсифицировать работу на уроке. Организация исследовательской и поисковой работы учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия, связь теории с практикой.

43 На метапредметном уроке присутствует… — формирование целостности картины мира; -проблемный и исследовательский подход; -познание в сравнении; — развитие монологической речи, коммуникативных навыков; — «научение» на примере, работа по алгоритму, но с выходом на метапредметность; — моделирование; — умение черпать информацию из всего.

44 На что надо обращать внимание… учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни на уроке видимы взаимоотношения наук созданы проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления созданы условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач(проблем)

45 Сравнительная характеристика М.У. И.У. МПСсходствоотличиезамечания личностное совершенствовани е учащегося через его познавательное развитие. глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям закрепление знаний учащихся по предмету за счёт параллельного освещения изучаемого материала с точки зрения других наук Расширение кругозора учащихся, их эрудиции звенья одной цепочки, усложняющейся по схеме: «межпредметный урок- интегрированный урок- МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК» жизнь на уроке должна стать подлинной и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться» формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании. создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний. решение проблемы урока с позиций различных наук МУ — применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. ИУ — систематизация знаний, умений и навыков. Урок с МПС — получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук.

46 Требования к сценарию учебного занятия 1. Методическое обоснование темы урока: ступень общего образования, курс истории, уровень исторического образования, класс, место в учебной теме (тематическом блоке), актуальность, связь с обязательным минимумом содержания образования. 2. Развёрнутая целевая установка урока: обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока, опора на ценностные ориентиры Федерального компонента государственных образовательных стандартов по истории, соответствие цели конкретной теме и моделируемой педагогической ситуации (пункт 1). 3. План изучения новой темы: формулировки пунктов плана охватывают содержание материалов выбранной вами рубрики, их названия носят проблемный характер, стимулируют познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевают деятельностный подход к изучению темы.

47 4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с одним из содержащихся в материалах рубрики источников (карта, документ, иллюстрация, научно-популярный текст, статистическая таблица). Вопросы и задания направлены на: атрибуцию источника; логический анализ его информации; локализацию содержащихся в нём сведений в пространстве и времени; критический анализ источника; аксиологический (ценностный) анализ Текста; праксеологический анализ источника. 5. Познавательные задания и критерии их проверки, подготовленные на основе приёмов многоперспективного подхода к изучению истории и монтажа источников, которые можно предложить учащимся для работы в группах или индивидуально (два и более примеров).

48 6. Трёхкомпонентная система закрытых и открытых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ по истории, охватывающая содержание новой темы (10 заданий для части А, 5 заданий В, 7 заданий С.) 7. Интеграция содержания учебной темы с региональным (национально-региональным) компонентов содержания исторического образования (учебный материал, вопросы и задания, связывающие тему урока с курсом региональной/локальной истории). 8. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии, подводящие школьников к выводам о новизне и неисчерпаемости исторического познания, многообразии источников и интерпретаций исторического прошлого, к сопоставлению альтернативных точек зрения и формулированию собственных суждений, к разработке перспектив научного исследования и общественного обсуждения данной темы и т.п.