Ликвидация нквд в рсфср

История НКВД СССР

Главная > Реферат >История

1. Развитие НКВД СССР 5

2. Деятельность НКВД СССР 9

Разведывательная деятельность 11

Контрразведывательная деятельность. 11

3. НКВД и Великая Отечественная война 13

4. НКВД и военная экономика 16

5. НКВД и советская экономика 18

Звания и знаки различия НКВД 18

Список использованной литературы 24

Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) — центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1934—1946 годах, впоследствии переименован в МВД СССР.

За период своего существования НКВД СССР выполнял важные государственные функции, как связанные с охраной правопорядка и государственной безопасности (в его состав входило Главное управление государственной безопасности, являвшееся преемником ОГПУ), так и в сфере коммунального хозяйства и экономики страны. Название этой организации часто ассоциируется со сталинскими репрессиями.

Народный комиссариат внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР) — центральный орган государственного управления РСФСР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917—1930 годах. В период своего существования НКВД РСФСР выполнял государственные функции, связанные с охраной правопорядка и государственной безопасности, а также в сфере коммунального хозяйства и экономики молодого советского государства.

Наркомат внутренних дел РСФСР входил в число первых наркоматов образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. Наркомом внутренних дел назначен Рыков Алексей Иванович.

28 октября (10 ноября) 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел РСФСР принимает постановление «О рабочей милиции», который становится юридической основой для создания милиции.

В ноябре 1917 г. наркомом внутренних дел становится Петровский Григорий Иванович. При наркоме создается коллегия в составе Ф. Э. Дзержинский, М. Я. Лацис, И. С. Уншлихт, М. С. Урицкий.

Основными направлениями деятельности комиссариата в первые годы Советской власти становятся:

* Организация, подбор кадров и контроль за деятельностью местных Советов,

* Контроль за исполнением распоряжений центральной власти на местах,

* Охрана «революционного порядка» и обеспечение безопасности граждан,

* Общее руководство профессиональной и финансово-хозяйственной деятельностью органов милиции, исполнения наказаний, противопожарной охраны,

* Руководство коммунальным хозяйством.

1. Развитие НКВД СССР

10 июля1934 ЦИК СССР принял постановление «Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел СССР», в состав которого вошло ОГПУ СССР, переименованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Наркомом внутренних дел СССР назначен Ягода Генрих Григорьевич.

На вновь созданный НКВД СССР возлагаются следующие задачи:

обеспечение общественного порядка и государственной безопасности,

охрана социалистической собственности,

запись актов гражданского состояния,

содержание и охрана ИТУ.

Для решения этих задач в составе НКВД создаются:

Главное управление госбезопасности (ГУГБ)

Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУ РКМ)

Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУ ПиВО)

Главное управление пожарной охраны (ГУПО)

Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) и трудовых поселений (ГУЛАГ)

Отдел актов гражданского состояния (см.ЗАГС)

Финансовый отдел (ФИНО)

Всего по штатам центрального аппарата НКВД СССР значилось 8211 человек.

Работой ГУГБ руководил сам Нарком внутренних дел СССР Г. Г. Ягода. В состав ГУГБ НКВД СССР вошли основные оперативные подразделения бывшего ОГПУ СССР:

Особый отдел (ОО) контрразведка и борьба с вражескими действиями в армии и на флоте

Секретно-политический отдел (СПО) борьба с враждебными политическими партиями и антисоветскими элементами

Экономический отдел (ЭКО) борьба с диверсиями и вредительством в народном хозяйстве

Иностранный отдел (ИНО) разведка за границей

Оперативный отдел (Оперод) охрана руководителей партии и правительства, обыски, аресты, наружное наблюдение

Специальный отдел (Спецотдел) шифровальная работа, обеспечение секретности в ведомствах

Транспортный отдел (ТО) борьба с вредительством, диверсиями на транспорте

Учетно-статистический отдел (УСО) оперативный учет, статистика, архив

Впоследствии неоднократно производились реорганизации, переименования как управлений, так и отделов.

1936 г. Наркомом внутренних дел СССР назначен Ежов Николай Иванович.

1938 г. Наркомом внутренних дел СССР назначен Берия Лаврентий Павлович

3 февраля1941 Указом Президиума Верховного Совета СССР НКВД СССР был разделён на два самостоятельных органа: НКВД СССР (нарком — Л. П. Берия) и Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ) (нарком — В. Н. Меркулов[1]

Одновременно Особый отдел ГУГБ НКВД СССР расформирован, а вместо него созданы: 3-е управление Наркомата обороны (НКО) и Наркомата военно-морского флота (НК ВМФ) и 3-й отдел НКВД СССР (по оперативной работе в войсках НКВД).

Великой Отечественной войны 1941-45 в целях концентрации усилий органов государственной и общественной безопасности по обороне страны 20 июля1941 НКГБ СССР и НКВД СССР были объединены в единый наркомат — НКВД СССРЛ. П. Берия). Деятельность органов государственной безопасности была сосредоточена на борьбе с подрывной деятельностью немецко-фашистской разведки на фронте, на выявлении и ликвидации вражеских агентов в тыловых районах СССР, на проведении разведывательно-диверсионной деятельности в тылу врага.

17 октября1941 г. постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) Особому совещанию НКВД СССР предоставлено право с участием прокурора Союза ССР по возникающим в органах НКВД делам о контрреволюционных преступлениях против порядка управления СССР, предусмотренных статьями 58 и 59 Уголовного кодекса РСФСР выносить соответствующие меры наказания вплоть до расстрела. Решения Особого совещания окончательны. Данное постановление ГКО перестало действовать лишь 1 сентября1953 г. c упразднением Особого совещания.

20 июля1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР НКВД и НКГБ объединены в единый НКВД СССР. Наркомом внутренних дел СССР остается Л. П. Берия, а бывший Нарком госбезопасности СССР В. Н. Меркулов назначается его Первым заместителем.

11 января1942 г. совместным приказом НКВД и НК ВМФ 3-е Управление НК ВМФ преобразовано в 9-й Отдел УОО НКВД СССР. (УОО — управление особых отделов создано 17 июля 1941 г. на базе 3-го Управления НКО).

14 апреля1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, путем выделения из НКВД СССР оперативно-чекистских управлений и отделов, вновь сформирован самостоятельный Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР), под руководством В. Н. Меркулова.

1943 г. Постановлением СНК СССР военная контрразведка (УОО) передана в Наркомат обороны и Наркомат военно-морского флота СССР, где создаются Главное управление контрразведки (ГУКР) СМЕРШ НКО СССР и Управление контрразведки (УКР) СМЕРШ НК ВМФ.

1945 г. Наркомом внутренних дел СССР назначен Круглов Сергей Никифорович.

В 1934 ОГПУ влилось в ново-преобразованное НКВД СССР, становясь Главным Управлением Государственной Безопасности; НКВД РСФСР прекратило своё существование вплоть до 1946 (как МВД РСФСР). В результате, НКВД стало ответственным за все места лишения свободы (включая рабочие лагеря, известные как ГУЛАГ), а также за обычную милицию.

Другие функции НКВД:

Общие милицейские и расследование преступлений(милиция)

Разведка и проведение специальных операций(Иностранный отдел)

Охрана важных государственных лиц

и множество других задач.

В разное время, НКВД состояло из Главных Управлений, сокращенно «ГУ»

ГУГБ — государственная безопасность

ГУРКМ — рабоче-крестьянская милиция

ГУПиВО — пограничная и внутренняя охрана

ГУПО — пожарная охрана

ГУШосдор — шоссейные дороги

ГУВПИ — военнопленных и интернированных

3 февраля1941, Особый Отдел НКВД (ответственный за контрразведку в армии) был разделён на отдел сухопутных войск и ВМФ (РККА и РККФ). ГУГБ было отделено от НКВД и переименовано в НКГБ. 20 июля 1941 НКВД и НКГБ были снова объединены, а контрразведывательная функция (Управление особых отделов — УСО) вернулась к НКВД в январе 1942. В апреле 1943 УСО НКВД была сново передано Наркомату Обороны и Наркомату ВМФ, с переименованием в СМЕРШ (Смерть шпионам); в то же время, НКВД снова была отделено от НКГБ.

В 1946 НКВД переименовывается в МВД, а НКГБ в МГБ. Незамедлительно после смерти И. В. Сталина следует объединение двух ведомств в МВД в марте 1953. После ареста Л. П. Берия подразделения госбезопасности были окончательно выведены из состава МВД в марте 1954 с созданием КГБ. Органы внутренних дел и государственной безопасности наконец были разделены на две независимые друг от друга службы:

МВД СССР (Министерство внутренних дел СССР), ответственное за охрану общественного порядка, расследование обычных видов преступлений, охрану мест лишения свободы, внутренние войска, противопожарную охрану, войска гражданской обороны, обеспечение паспортного режима.

КГБ СССР (до 1977 — Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, с 1977 до 1991 — Комитет государственной безопасности СССР), ответственный за политический сыск, контрразведку, разведку, личную охрану государственных лидеров, охрану государственной границы и спецсвязь.

XX съезд Коммунистической Партии Советского Союза в 1956 и развенчание культа личности Сталина, окончательно утвердили роль двух служб в истории СССР, вплоть до его распада.

Государственное управление в сфере полицейской деятельности в России: советский и постсоветский периоды

(Харченко О. В.) («История государства и права», 2008, N 10) Текст документа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

Харченко О. В., проректор по учебной работе Санкт-Петербургского института гуманитарного образования, доцент, кандидат юридических наук.

В советский период развития государства существовали две разновидности полицейских органов: органы внутренних дел и органы государственной безопасности. На всем протяжении советской истории указанные органы периодически объединялись и разъединялись, происходили передачи различных составных частей этих органов из одного ведомства в другое. В части принадлежности пенитенциарных учреждений в этот процесс иногда вмешивалось ведомство юстиции (Народный комиссариат юстиции (НКЮ) — Министерство юстиции). Ведомство внутренних дел с первых лет советской власти называлось Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). НКВД РСФСР был образован наряду с другими народными комиссариатами и Советом Народных Комиссаров (СНК) РСФСР 26 октября (8 ноября) 1917 г. В ведение НКВД постепенно стали включаться такие составные части, как милиция (с 28 октября (10 ноября) 1917 г.), пенитенциарные учреждения (с 15 апреля 1919 г.), внутренние войска (с 28 мая 1919 г.), пожарная охрана (с 12 июля 1920 г.). Эти составные части (кроме внутренних войск) впоследствии стали объединяться под общим наименованием «органы внутренних дел». Ведомство государственной безопасности первоначально называлось Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. ВЧК была образована декретом СНК РСФСР 7 (20) декабря 1917 г. 6 февраля 1922 г. всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) упразднил ВЧК и учредил Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. После образования СССР 15 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР постановил преобразовать ГПУ в Объединенное государственное управление (ОГПУ) при СНК СССР. НКВД был освобожден от функции обеспечения государственной безопасности. 15 декабря 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановления «О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик» и «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска». Официальным поводом к расформированию НКВД послужило сосредоточение в его руках разнородных отраслей управления: охраны общественного порядка, коммунального хозяйства, советского строительства. Было признано, что каждая из этих отраслей выросла из рамок одного органа и приобрела самостоятельное значение. После ликвидации НКВД союзных и автономных республик при СНК этих республик были созданы Главные управления коммунального хозяйства, преобразованные в 1931 г. в наркоматы, и управления милиции и уголовного розыска, пенитенциарные учреждения и организация исправительных работ были переданы в НКЮ союзных республик . Были и другие, более глубокие, причины ликвидации НКВД. К началу 30-х годов XX в. два ведомства — НКВД и ОГПУ стали наиболее могущественными материальными придатками тоталитарного государственного механизма. Между ними развернулась нешуточная борьба за единоличное проведение карательно-репрессивной политики. В рассматриваемый период времени верх в этой борьбе стало одерживать ОГПУ. Органами ОГПУ была организована дискредитация НКВД. Об этом свидетельствуют заголовки статей центральных газет, опубликованных в 1929 — 1930 гг.: «НКВД должен быть расформирован», «НК РКИ РСФСР за ликвидацию Наркомвнуделов», «Чуждые люди в Наркомвнуделе», «Бывшие свили гнездо в НКВД», «Спертый воздух в Наркомвнуделе» и т. д. Как считают авторы краткого исторического очерка «Органы и войска МВД России» , «эта кампания была развернута с тем, чтобы влить такие звенья НКВД, как милиция, уголовный розыск, места заключения, в систему ОГПУ и тем самым превратить в мощную репрессивную систему». Тем не менее полностью своей цели ОГПУ добиться не удалось. Милиция и уголовный розыск не вошли в состав ОГПУ. Однако одновременно с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. о ликвидации НКВД союзных и автономных республик было принято секретное Постановление этих же органов власти «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска». На основании этого Постановления ОГПУ и его органы на местах получили право назначения, перемещения и увольнения руководителей органов милиции и уголовного розыска, их инспектирования и контроля, использования в своих целях гласного состава и негласной сети милиции и уголовного розыска, их возможностей в области дактилоскопии и фотографии. В конце 1931 г. в составе ОГПУ СССР была образована Главная инспекция по милиции и уголовному розыску. Наконец, 27 декабря 1932 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) при ОГПУ СССР , т. е. милиция стала официально подчиняться ОГПУ. ——————————— См.: История государства и права СССР. Часть II / Под ред. Г. С. Калинина и Г. В. Швекова. М., 1981. С. 231. См.: Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 201. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР (СЗ СССР). 1932. N 84. Ст. 518.

Читайте так же:  Трансформация отчетности рсбу в отчетность мсфо

Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. был образован общесоюзный НКВД СССР, в состав которого в результате реорганизации ОГПУ вошло Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). В ведение НКВД СССР из НКЮ были переданы и пенитенциарные учреждения. НКВД СССР стал наиболее могущественным ведомством в карательно-репрессивном механизме сталинского государства. Однако ошибочно было бы считать, что на этот раз НКВД одержал верх над конкурирующими ведомствами — ОГПУ и НКЮ. Во-первых, такого ведомства, как НКВД, к тому времени уже не существовало, а во-вторых, наиболее крупным из функциональных подразделений НКВД стало ГУГБ. В нем, по данным авторов краткого исторического очерка «Органы и войска МВД России», было в 3,5 раза больше сотрудников, чем в Главном управлении рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) . В объединенном ведомстве сложилась такая ситуация, когда среди сотрудников НКВД «бытовало мнение, что работа милиции второстепенная, и работники милиции — люди третьего сорта» . ——————————— См.: Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 203. Городинец Ф. М. Некоторые вопросы профессиональной подготовки кадров милиции в 30-е годы // Правовое государство и деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступностью. Сб. трудов адъюнктов и соискателей. Вып. 2. СПб., 1993. С. 172.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1941 г. органы государственной безопасности были выделены из НКВД СССР, и был образован самостоятельный Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. НКВД СССР и НКГБ СССР были вновь объединены в единый НКВД СССР. Постановлением СНК СССР и ВКП(б) от 14 апреля 1943 г. НКВД СССР было разделено на НКВД СССР, НКГБ СССР и Управление контрразведки «Смерш» Народного комиссариата обороны СССР. 15 марта 1946 г. Верховный Совет СССР принял Закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и народных комиссариатов в министерства. НКВД СССР соответственно был преобразован в МВД СССР, НКВД союзных и автономных республик — в соответствующие МВД, а НКГБ СССР — в МГБ СССР. В январе 1947 г. внутренние войска МВД СССР, кроме конвойных частей и войск МВД по охране объектов промышленности и железных дорог, переданы в МГБ СССР. В апреле 1948 г. части внутренних войск по охране особо важных объектов промышленности переданы из МВД СССР в МГБ СССР. В октябре 1949 г. милиция передана из состава МВД СССР в МГБ СССР, а в МВД таким образом остались только пенитенциарные учреждения и пожарная охрана. После смерти И. В. Сталина 10 марта 1953 г. на совместном заседании Пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР было принято решение об объединении МГБ СССР и МВД СССР в одно министерство — МВД СССР. При этом пенитенциарные учреждения, за исключением тех, в которых содержались осужденные за государственные преступления, были переданы в ведение Министерства юстиции СССР. Однако уже в январе 1954 г. они вновь были переданы в систему МВД СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1954 г. органы государственной безопасности вновь выведены из подчинения МВД СССР и образован Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. Пограничные и внутренние войска при этом остались в составе МВД СССР. В марте 1957 г. пограничные войска переданы в ведение КГБ при Совете Министров СССР. В системе МВД СССР остались только внутренние войска. На этом до самого конца существования СССР завершилось окончательное размежевание различных органов и войск между МВД и КГБ. Преобразования же в системе самого МВД на этом не закончились. Так, Постановлением Совета Министров СССР от 13 января 1960 г. МВД СССР было упразднено, а его функции были переданы МВД союзных республик, в том числе на территории РСФСР — МВД РСФСР, ранее образованному Постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1955 г. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 августа 1962 г. МВД было преобразовано в Министерство охраны общественного порядка (МООП) РСФСР. Значительным событием в истории органов внутренних дел стало принятие Президиумом Верховного Совета СССР Указа от 6 апреля 1963 г. «О предоставлении права предварительного следствия органам охраны общественного порядка». С этого времени в составе органов внутренних дел появились следственные подразделения. Органы внутренних дел стали состоять из милиции, органов предварительного следствия, пенитенциарных (исправительно-трудовых) учреждений и пожарной охраны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. было создано союзно-республиканское МООП СССР. 17 сентября 1966 г. Президиум Верховного Совета РСФСР упразднил МООП РСФСР в связи с возложением его функций на МООП СССР. Наконец, 25 ноября 1968 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переименовании Министерства охраны общественного порядка СССР в Министерство внутренних дел СССР». Таким образом, с конца 60-х годов XX в. органы внутренних дел вместе с внутренними войсками стали входить в систему МВД СССР. Кроме союзного МВД существовали республиканские МВД, однако в РСФСР собственное министерство отсутствовало. Только в период, предшествовавший распаду СССР, 6 октября 1989 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ «Об образовании союзно-республиканского Министерства внутренних дел РСФСР». 29 декабря 1990 г. Приказом МВД РСФСР была утверждена структура МВД и УВД РСФСР. 18 апреля 1991 г. был принят Закон РСФСР «О милиции», который действует до сих пор. В конце 1991 г., в период, совпавший с распадом СССР и образованием нового Российского государства, произошел «рецидив» советских времен. 19 декабря 1991 г. Президент РСФСР издал Указ «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР». Однако уже 14 января 1992 г. Конституционный Суд Российской Федерации признал данный Указ неконституционным . Таким образом, в 1992 г. к началу существования нового государства — Российской Федерации — в стране действовало МВД, в систему которого входили органы внутренних дел и внутренние войска. Составными частями органов внутренних дел являлись милиция, органы предварительного следствия, исправительные учреждения, а также органы управления ими (по терминологии Приказа МВД СССР от 29 апреля 1988 г. — управления (отделы) по исправительным делам), пожарная охрана (с 1993 г. — Государственная противопожарная служба). Началось дробление системы МВД России. Из системы МВД России с 1 сентября 1998 г. были переданы в ведение Министерства юстиции учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (см. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» ). В соответствии со Структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г., создана новая федеральная служба — Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), подведомственная Минюсту России. С 1 января 2002 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. Государственная противопожарная служба (ГПС) МВД России была преобразована в ГПС МЧС России. ——————————— Вестник Конституционного Суда РФ. 1993. N 1. Российская газета. 1998. 4 авг. Российская газета. 2001. 14 нояб.

В последнее время активно обсуждается вопрос о выделении из всех полицейских органов предварительного следствия и создании единого Следственного комитета. Следственный комитет не станет очередным военизированным ведомством, можно будет говорить о том, что наконец-то в России будет воплощена в жизнь идея авторов следственно-судебной реформы 1860 — 1864 гг. об отделении следствия от полиции.

Правозащитники Против Пыток

Сайт инициативы «Правозащитники против пыток»

НКВД – Народный Комиссариат Внутренних Дел РСФСР (1917-1930)

Народный Комиссариат Внутренних дел РСФСР (далее – НКВД РСФСР) был создан как центральный орган политического управления РСФСР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка.
Помимо функций по поддержанию правопорядка и охране государственной безопасности, занимался так же вопросами коммунального хозяйства и экономической деятельностью. Первым его наркомом был назначен Алексей Иванович Рыков.

28 октября 1917 г. постановлением НКВД РСФСР создается «рабоче-крестьянская милиция», которая, таким образом, выделяется в орган, специализирующийся на поддержании правопорядка и борьбе с «неполитической» преступностью, хотя рамки, определяющие, какое преступление – политическое, а какое – нет, были очень расплывчатыми.

Уже в ноябре 1917 г. был назначен другой нарком – Петровский Григорий Иванович.
Существует версия о том, что Рыков был смещен из-за того, что страдал хроническим алкоголизмом, и был не в состоянии нормально работать. Позднее его назначили Председателем СНК – после того, как заболел В.И. Ленин: назначили именно в силу неспособности работать, – политически он ничего не значил, а за место Ленина боролись многие.
При наркоме НКВД создается коллегия, в которую вошли: Ф.Э. Дзержинский, И.С. Уншлихт, М.С. Урицкий, М.Я. Лацис.

Читайте так же:  Судебная практика возвращения уголовных дел прокурору

Основными направлениями деятельности НКВД РСФСР были:
организация, подбор кадров и контроль за деятельностью местных Советов;
контроль за исполнением распоряжений центральной власти на местах (фактически – совмещение репрессивных функций с контрольными);
охрана «революционного порядка» и обеспечение безопасности граждан;
– общее руководство деятельностью милиции, руководство исполнением наказаний и противопожарной охраной (поясним: исполнять наказания стали те, кто выносит приговоры и проводит следствие – это противоречит элементарным нормам права и потворствует нарушению прав заключенных, практически лишая их и права на апелляцию);
руководство коммунальным хозяйством (так как был введен институт прописки и строгий паспортный режим, распределение жилья также контролировалось НКВД. Это давало возможность для полицейского контроля за населением).

Как видим, охрана порядка стояла далеко не на первом месте. Если быть точными – на третьем. Перечень функций приводится в том порядке, в котором они перечислены в Декрете СНК об образовании НКВД РСФСР. Позднее, в 1922 г., этот перечень был воспроизведен, и там безопасность граждан отодвинулась еще дальше – на пятую позицию.

Созданная в декабре 1917 г. ВЧК, в состав НКВД РСФСР не входила, являясь самостоятельным органом. Однако в марте 1919 г. Ф.Э. Дзержинский стал наркомом НКВД, сохраняя за собой пост Председателя ВЧК. Два органа, де-факто, объединились. Это повлекло за собой дальнейшее усиление «репрессивной составляющей» в работе НКВД.

Рабочий аппарат НКВД РСФСР к лету 1918 г. состоял из следующих отделов:
– местного управления;
– местного хозяйства;
– финансового;
– иностранного;
– управления медицинской частью;
– ветеринарного;
– секретариата;
– бюро печати;
– контрольно-ревизионной комиссии.

Так складывается та структура, которая, с некоторыми изменениями, просуществовала многие десятилетия.
Иностранный отдел НКВД занимался внешней разведкой , отдел печати – цензурой. Интересно, что контрольно-ревизионный орган у НКВД был свой другие органы власти его не контролировали; «сам себе – контролер». Отдел местного хозяйства постепенно разросся в экономическую «империю» – по мере появления и развития ГУЛАГ. Отдел местных органов потом стал – уже в ОГПУ – Секретно-политическим отделом.

6 февраля 1922 г. ВЦИК принял постановление о ликвидации ВЧК и образовании Государственно-политического управления при НКВД РСФСР, таким образом, передавая управление милицией и госбезопасностью в руки одного ведомства. В августе 1923 г. наркомом НКВД РСФСР стал А.Г. Белобородов (известный тем, что руководил расстрелом царской семьи).

15 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР постановил преобразовать ГПУ НКВД в ОГПУ при СНК СССР. НКВД РСФСР освобождался от функций обеспечения государственной безопасности.

После создания СССР наркомат остался республиканским.
НКВД проводил в жизнь и контролировал исполнение распоряжений правительства по общему администрированию и «установлению охраны революционного порядка», выдавал гражданам заграничные паспорта и визы на выезд из СССР, ведал и регистрацией актов гражданского состояния: это также было важно, чтобы «враг» не смог сменить фамилию или «сделать» себе «пролетарское происхождение», чтобы никто не мог свободно перемещаться по стране и получать жилье в «режимных» городах, чтобы следить за «лишенцами».
Шел надзор за ссыльными, оборотом специальными предметами и стратегическими материалами, за оборотом оружия.
НКВД занимался вопросами розыска и дознания по уголовным делам, регистрацией преступников, разработкой преступной среды в агентурном отношении, разработкой политики в области исполнения наказаний.

В январе 1928 г. наркомом НКВД РСФСР стал В.Н. Толмачев (впоследствии расстрелян).

15 декабря 1930г. НКВД РСФСР был ликвидирован. Его функции частично перешли к ВЦИК СНК СССР, частично – к ОГПУ и наркомату юстиции РСФСР, при этом ОГПУ получило право на использование в своих целях как гласного состава милиции, так и ее агентурного аппарата.

Для НКВД РСФСР характерны следующие особенности:
объединение следственных функций с исполнением наказаний. На практике – и с судебными функциями тоже: любое дело могло быть передано из НКВД в ГПУ, а председатель и там, и там был общий – Ф.Э. Дзержинский;
– выведение НКВД из-под правительственного контроля: он подчинялся только ЦК партии;
– принятие на себя функций хозяйственного органа. В дальнейшем это логично вылилось в использование труда заключенных;
политическая функция – «защита завоеваний революции» значила больше, чем охрана безопасности граждан. Красный террор осуществлялся не только ВЧК, но и НКВД РСФСР. Борьба с «бандитизмом» и «спекуляцией» в начале 1920-х – тоже шла по линии НКВД РСФСР, не в меньшей степени, чем по линии ВЧК.

В 1920-х годах на первый план выходит экономика: НКВД переключается на борьбу с «нэпманами» и «спекулянтами», «валютчиками», – и сам наркомат становится, при своей бесконтрольности и с плотной связи с ОГПУ – местом, где имело место коррупция и взяточничество.

Безосновательные аресты, обыски и ссылки – нередко даже не по политическим мотивам, а по личным, – были в порядке вещей. Прокурорский надзор был чисто формальным. Показания из арестованных нередко выбивались силой, а в годы Гражданской войны самым обычным делом были и расстрелы – часто даже на месте задержания. Напомним, что НКВД вместе с ВЧК осуществлял политику красного террора.

Материал подготовлен с использованием архивных документов, а так же выдержек из монографии К. Скоркина “НКВД РСФСР 1917-1923” М., 2008.

Органы НКВД РСФСР/СССР

Эффективность работы НКВД по всем основным направлениям оставляла желать лучшего. Именно плохие показатели деятельности органов внутренних дел являлись наиболее вескими доводами в пользу многочисленных предложений о передаче милиции в НКЮ или ОГПУ, ИТУ — в НКЮ, пожарной охраны — в военвед или ВСНХ, коммунхоза — в ВСНХ и т.д.

Все это вместе взятое и предопределило ликвидацию народных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных республик и распределение их функций между другими ведомствами.

Нужно иметь в виду также и то, что в годы восстановления народного хозяйства в нашей стране в верхах партийного и государственного руководства возобладала и стала господствующей идея победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Это было обусловлено тем, что надежды на мировую революцию потерпели крах. Был взят курс на построение социализма в Советском Союзе. В результате нэп стал сворачиваться и был осуществлен поворот к форсированной индустриализации страны и насильственной коллективизации сельского хозяйства.

Первым звеном в проведении этой политики стала индустриализация, которая проводилась на основе сверхвысоких темпов. Чтобы обеспечить их, использовались такие средства, как

189 получение непосильной «дани» с крестьянства, применение дешевого труда большого числа спецпереселенцев и заключенных, создание в отдаленных местностях страны исправительно-трудовых лагерей ОГПУ СССР.

Происходило также свертывание товарно-денежных отношений, гражданско-правовые методы регулирования народного хозяйства заменялись административно- репрессивными.

Из госаппарата «вычищались» не только старая интеллигенция, но и коммунисты с большим стажем. Усилилась бюрократизация аппарата. Резко возросло влияние партийных руководителей на работу государственных органов. Реальная власть концентрировалась на самом верху аппарата, в руках узкой группы людей, а затем лично Сталина. Партийно-государственный бюрократический аппарат становится все более надежной опорой режима личной власти. Значительно возрастала роль репрессивных органов. В таких условиях «аморфный» Наркомат внутренних дел не удовлетворял Сталина, тем более что он увидел в нем едва ли не центр оппозиции.

Непосредственным поводом для ликвидации НКВД РСФСР явился его отказ, поддержанный правительством РСФСР и СНК СССР, передать в исправительно-трудовые лагеря ОГПУ из колоний (подведомственных НКВД) всех, кто был осужден на срок более 3-х лет. Когда об этом доложили находящемуся в отпуске на юге Сталину, он дал Молотову следующее поручение:

«. Говорят, что хотят отобрать у ОГПУ уголовных (свыше трех лет) в пользу Нквнудел. Это — происки прогнившего насквозь Толмачева. Есть кое-что от Сырцова (председатель СНК РСФСР. — Прим. авт.), с которым заигрывает Рыков (председатель СНК СССР. — Прим. авт.). Я думаю, что решение Политбюро надо проводить, а Нквнудел — закрыть».

В декабре 1930 г. народные комиссариаты внутренних дел союзных республик и автономных республик были ликвидированы. Эта мера официально преследовала цель усилить специализацию в управлении отдельными отраслями, входившими в ведение НКВД. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. указывалось: «На новом этапе в условиях соци-

алистической реконструкции народного хозяйства комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, объединяющие руководство различными, органически не связанными между собой отраслями управления и народного хозяйства, — коммунальным делом, милицией, уголовным розыском — стали излишними звеньями советского аппарата».

Надо сказать, что ликвидации наркоматов внутренних дел предшествовала широкая кампания по их дискредитации. Об этом можно судить хотя бы по заголовкам статей, помешенным в 1929-1930 гг. в центральных газетах: «НКВД должен быть расформирован», «НК РКИ РСФСР за ликвидацию Наркомвнуделов», «Чуждые люди в Наркомвнуделе», «Бывшие свили гнездо в НКВД», «Спертый воздух в Наркомвнуделе» и т.д.

После упразднения НКВД РСФСР было учреждено Главное управление коммунального хозяйства при Совете народных комиссаров республики, преобразованное впоследствии в наркомат коммунального хозяйства. В президиумы исполкомов соответствующего уровня передавались функции по руководству регистрацией актов гражданского состояния, приему в советское гражданство, выдаче заграничных паспортов, учету лиц, лишенных избирательных прав, контролю за обществами, не преследующими целей извлечения прибыли, административному устройству, наблюдению за деятельностью низового советского аппарата и т.д.

Руководство местами заключения, организацией ссылки с принудительными работами и принудительных работ без содержания под стражей передавалось наркоматам юстиции республик.

После ликвидации наркоматов внутренних дел выполнявшиеся ими задачи, как отмечалось выше, были распределены между различными ведомствами. В результате сложилась картина, когда основные звенья государственного механизма, призванные обеспечивать порядок и безопасность, оказались в различных ведомствах. С точки зрения общесоциальных интересов все более явственно обнаруживалась потребность их организационного объединения. Но определяющими началами реорганизации явились иные обстоятельства: изменения в политичес-

191 кой системе и укрепление режима личной власти. Началось законодательное оформление командно-административной системы во главе с узкой группой лиц, стоящих на верху партийной и государственной власти. С этой точки зрения образование Наркомата внутренних дел СССР было вполне объяснимым, а для укрепления режима власти — необходимым.

10 июля 1934 г. на основе постановления ЦИК СССР был создан союзно-республиканский Народный комиссариат внутренних дел. В подчинение ему передавались органы государственной безопасности и милиции. На НКВД СССР были возложены следующие обязанности: обеспечение «революционного порядка и государственной безопасности»; охрана социалистической собственности; запись актов гражданского состояния; пограничная охрана.

Согласно постановлению правительства и приказам Наркомата внутренних дел СССР во всех союзных республиках, кроме РСФСР, были образованы республиканские НКВД. В РСФСР республиканский Наркомат внутренних дел не создавался, здесь был учрежден институт уполномоченного НКВД СССР. В автономных республиках, краях и областях были образованы управления НКВД.

Постановлением на НКВД СССР возлагалось: а) обеспечение революционного порядка и государственной безопасности; б) охрана общественной (социалистической) собственности: в) запись актов гражданского состояния; г) пограничная охрана. В соответствии с этим в составе НКВД СССР были образованы подразделения: а) Главное управление государственной безопасности (ГУГБ); б) Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ); в) Главное управление пограничной и внутренней охраны; г) Главное управление пожарной охраны; д) Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений; е) Отдел актов гражданского состояния; ж) Административно-хозяйственное управление.

Читайте так же:  Гражданский кодекс ст958

В последнем из названных работало более половины всех сотрудников центрального аппарата. Среди отраслевых подразделений самым многочисленным было ГУГБ. В нем было 1410 сотрудников — в 4 с лишним раза больше, чем в ГУРКМ (336 единиц).

В соответствии с пунктом 8 постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. при Наркоме внутренних дел СССР было образовано Особое совещание (ОСО). Согласно названному постановлению, ОСО

предоставлялось право применять к признаваемым общественно опасными лицам, следующие меры наказания: а) ссылка на срок до 5 лет под гласный надзор в местности, согласно специальному списку; б) высылка на срок до 5 лет под гласный надзор, с запрещением проживания в столицах союзных республик и крупных городах Союза ССР по специальным спискам; в) заключение в ИТЛ на срок до 5 лет; г) высылка за пределы Союза ССР иностранных подданных, «являющихся общественно опасными».

Кроме того, руководствуясь указанным постановлением, Особое совещание могло выносить такие решения как: а) применение гласного надзора по месту постоянного жительства; б) применение принудительного лечения к лицам, признанным невменяемыми; в) зачет в наказание срока предварительного заключения; г) освобождение с прекращением дела.

3 апреля 1937 г. ОСО было предоставлено право применять заключение в ИТЛ сроком до 8 лет.

Указанные меры Особое совещание применяло на основе рассмотрения следственных дел, поступающих из органов НКВД. Право направления дел в Особое совещание предоставлялось наркомам внутренних дел союзных и автономных республик, начальникам УНКВД краев и областей, начальникам дорожно-транспортных отделов НКВД, начальникам Особых отделов военных округов и флота, начальнику 3-го отдела Главного управления лагерей НКВД — по делам, расследуемым 3-ми отделами лагерей.

В состав Особого совещания входили заместители наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления рабоче- крестьянской милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания присутствовал Прокурор СССР или его заместитель.

Решения Особого совещания оформлялись протоколом, который подписывается председателем, членами совещания, секретарем и прокурором.

Подобный орган не являлся чем-то принципиально новым. С первых лет советской власти действовали как органы внесудебной репрессии Коллегия ВЧК-ОГПУ, Особое совещание ОГПУ, с 1922 по 1924 г.

193 высылкам при НКВД РСФСР, в 30-е годы — «тройки» в составе первого секретаря ЦК ВКП(б) союзной республики (крайкома, обкома), начальника управления НКВД и прокурора соответствующего уровня, а без секретарей партии — «двойки».)

Для предварительного рассмотрения дел, передаваемых на Особое совещание, на местах были образованы «тройки» УНКВД, так называемые милицейские. Они имели право разбирать дела об уголовных и деклассированных элементах и злостных нарушителях положения о паспортах. «Тройки» эти создавались на уровне союзных, автономных республик, краев и областей в следующем составе: председатель «тройки» — начальник УНКВД или его заместитель, члены — начальник управления милиции и начальник соответствующего отдела, представляющего материал на рассмотрение «тройки». Инструкцией предусматривалось обязательное участие в заседании тройки прокурора и привлекаемого к ответственности. Отмечалось, что решение «тройки» приводится в исполнение немедленно, а протокол направляется на утверждение Особого совещания НКВД СССР.

И хотя в Инструкции говорилось об абсолютной недопустимости «массовых операций» (что само по себе свидетельствует о наличии таковых), сопоставление с другими нормативными актами давало основание считать это требование декларативным, если не фарисейским. Так, в приказе НКВД СССР от 15 августа 1934 г. говорилось о том, что «изъятие» социально вредного элемента органами милиции и уголовного розыска по телеграмме №30 ведется в ряде регионов не планово и систематично, а «рывками». В качестве негативного примера указывалась Западная Сибирь, где в марте 1934 г. были «изъяты» 4 тыс., а в мае — всего 300 человек «социально-вредного элемента».

Первые два наркома внутренних дел СССР — Г.Г. Ягода и Н.И. Ежов — возглавляли ведомство недолго: первый с 1934 по 1936 г. и второй с 1936 по 1938 г. Но именно в эти годы, как известно, последовательно расширялись масштабы репрессий, которые в 1937-1938 гг. достигли своего пика. Наиболее существенным для характеристики НКВД СССР является то, что он оказался вне контроля вышестоящих государственных органов, вне партийного контроля, превратившись в руках Сталина в инструмент необоснованных репрессий и нарушений законности. В одном из директивных докумен-

тов НКВД СССР борьба с врагами «партии и Советского государства» определялась как главная «в новых условиях утонченнейшей и ожесточеннейшей борьбы остатков разгромленных классов, подонков троцкистско-зиновьевской контрреволюционной организации и белогвардейщины. ».

В органах внутренних дел насаждался режим строжайшей секретности, замкнутости, оторванности от масс, ставка делалась на принудительные, силовые методы, органы внутренних дел были превращены в послушный аппарат проведения в жизнь репрессивной политики. 2 июля 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление, предусматривающее, что наиболее враждебно настроенные «бывшие кулаки и уголовники» должны быть немедленно арестованы и расстреляны, а «менее враждебные» высланы. Во исполнение данного постановления НКВД СССР был разработан проект специального приказа. Круг лиц, подлежащих репрессиям, наркоматом был расширен: дополнительно в их число включались «члены антисоветских партий», «антисоветские элементы» и др. Все репрессируемые разбивались на две категории. Отнесенные к первой подлежали расстрелу, ко второй — заключению в лагерь. Число потенциальных жертв фактически предписывалось каждой республике, краю, области. Всего же «по разверстке» предусматривалось репрессировать около 300 тыс. человек, из них примерно 75 тыс. было намечено расстрелять. Материалы на попавших в списки рассматривались «особыми тройками». 31 июля 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило представленный НКВД СССР проект приказа, установило сроки операции, выделив на это 85 млн рублей. Есть многочисленные свидетельства, что установленные нормы были перекрыты минимум в два раза.

Хотя в ноябре 1938 г. «тройки» были ликвидированы, внесудебные репрессии продолжались. 5 марта 1940 г. Политбюро одобрило предложения НКВД о вынесении во внесудебном порядке решения о расстреле 25 700 польских граждан (военнопленных, арестованных и находящихся в тюрьмах западных областей Украины И Белоруссии офицеров, жандармов, полицейских и осадников, чиновников, фабрикантов, помещиков, а также членов шпионских и диверсионных организаций). Из них было

195 расстреляно 21 857 человек.

Во внесудебном порядке принимались различные репрессивные меры и в отношении жителей прибалтийских республик и западных областей Украины и Белоруссии. В мае 1941 г. были одобрены подготовленные НКВД СССР и НКГБ СССР проекты постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мероприятиях по очистке Литовской, Латвийской и Эстонской ССР от антисоветского, уголовного и социально-опасного элемента» и «Об изъятии контрреволюционного элемента в западных областях БССР».

Всего же по делам НКВД СССР со времени его образования до 1939 г. было осуждено (в основном во внесудебном порядке): в 1934 г. — 78 989, в 1935 — 267 076, в 1936 — 274 607, в 1937 — 790 665, в 1938 г. — 554 258 человек, причем за последние два года к высшей мере наказания было приговорено 681 692 человека.

С течением времени в ведение НКВД были переданы многие другие подразделения. Так, 17 августа 1934 г. принято постановление ЦИК СССР о включении конвойных войск в состав внутренней охраны НКВД СССР. На основании постановления СНК СССР от 22 ноября 1934 г. образован Отдел лесной охраны НКВД СССР, который 15 марта 1936 г. включен в состав Главного управления рабоче-крестьянской милиции, а 2 июля 1936 г. передан в состав Главного управления лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР. 29 декабря 1934 г. образована Главная инспекция пограничной, внутренней охраны и милиции НКВД СССР. 31 мая 1935 г. в составе Административно-хозяйственного управления создан Отдел трудовых колоний для несовершеннолетних. 15 июля 1935 г. образовано Главное управление государственной съемки и картографии (в ведении НКВД находилось до сентября 1938 г.). 15 января 1936 г. — Управление особого строительства (строительство хлебогородков для хранения неприкосновенного фонда зерна). 28 января 1936 г. Управление коменданта Московского кремля передано из НКО в НКВД. 3 марта 1936 г. образовано Главное управление строительства шоссейных дорог. 26 июня 1936 г. в НКВД передано Центральное управление мер и весов.

На основании решений февральско-мартовского (1937 г.) Пленума ЦК ВКП(б) о реорганизации аппарата НКВД, «учитывая важнейшее народнохозяйственное и оборонное значение

железнодорожного транспорта». Транспортный отдел ГУГБ НКВД СССР освобождался от «охраны общественного порядка на железнодорожном транспорте, от несения дежурств на вокзалах, от борьбы с хищениями социалистической собственности, хулиганством и детской беспризорностью». Эти обязанности возлагались на вновь создаваемую железнодорожную милицию, а за Главным управлением государственной безопасности (ГУГБ) сохранялись функции борьбы с «контрреволюцией на транспорте». Отдел железнодорожной милиции в составе ГУРКМ был образован на основании совместного приказа НКВД и НКПС от 26 июня 1937 г.

Чаще всего реорганизации подвергалось ГУГБ. В декабре 1936 г. одновременно с изменением структуры ГУГБ его подразделениям в целях конспирации были присвоены номера. В ходе очередной реформы в середине 1938 г. в составе 1-го управления (государственной безопасности) создан 6-й отдел для «оперативно-чекистского обслуживания» милиции, пожарной охраны, военкоматов.

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1938 г. в ведение НКВД было передано Центральное архивное управление, 17 апреля — акционерное общество «Интурист».

В 1939 г. в структуру НКВД СССР, возглавлявшегося к тому времени Л.П. Берией, входили: 1)

Руководство наркомата с несколькими секретариатами; 2)

ГУГБ с отделами: а) охраны руководящих партийных и советских работников (24 отделения); б) секретно- политическим (12 отделений); в) контрразведывательным (19 отделений); г) особым (12 отделений); д) иностранным (17 отделений); е) шифровальным (8 отделений); 3)

Главное экономическое управление с 6 отделами по основным отраслям народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, оборонные отрасли, Гознак и т.д,); 4)

Главное транспортное управление с 3 отделами.

Кроме того, в составе НКВД СССР имелось 5 специальных

отделов, ведающих учетом, статистикой, связью, техникой и т.п.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 2 февраля 1939 г. Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД было разделено на 6 управлений: 1) Главное управление

197 пограничных войск; 2) Главное управление войск по охране железнодорожных сооружений; 3) Главное управление по охране особо важных предприятий промышленности; 4) Главное управление конвойных войск; 5) Главное управление военного снабжения; 6) Главное военно-строительное управление.

В составе НКВД СССР также находились: Главное архивное управление, Главное управление пожарной охраны, Главное управление шоссейных дорог, Главное управление лагерей. Главное тюремное управление, Центральный отдел актов гражданского состояния. Управление коменданта Московского кремля, Управление по делам военнопленных и интернированных, Главное управление рабоче-крестьянской милиции.

Штаты центрального аппарата НКВД СССР увеличились к 1940 г. почти в четыре раза по сравнению с 1934 г. и превысили 32 500 человек.

В феврале 1941 г. из системы НКВД СССР были выделены органы государственной безопасности. При этом был образован Народный комиссариат государственной безопасности СССР.